Есаулов Иван Андреевич

Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе

Петрозаводск : Изд-во Петрозавод. ун-та, 1995. — 288 с. — ISBN 5-230-09032-4

Автором рассматривается ведущая категория православного христианства и ее отражение в истории отечественной словесности. Книга представляет собой богатый материал, который может быть использован для последующего создания принципиально новой истории русской литературы, глубинно связанной с доминантным для отечественной культуры типом христианской духовности.
Православный контекст понимания («Слово о Законе и Благодати» и «Слово о полку Игореве»); Соборное начало в поэтике Пушкина («Капитанская дочка»); Изображение двух типов апостасии в художественной прозе Гоголя («Миргород» и «Мертвые души»); Идея соборности в романе Толстого «Война и мир»; Идеи права и благодати в поэтике Достоевского («Братья Карамазовы»); Христоцентризм и собороность («Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина); Пространственная организация литературного произведения и православная традиция («Студент» и «На святках» А.П. Чехова); Религиозный вектор советкой литературы; Этическое и эстетическое в поэтике Бабеля; Сатанинские звезды и священная война («Прокляты и убиты» Астафьева); Поэтика литературы русского зарубежья (Шмелев и Набоков: два типа завершения традиции).

sm_sergeev

Ваш Иван
Отвечу Ивану тоже в форме письма.
Дорогой Иван!
Огромное спасибо Вам за Ваш лестный отзыв на «ВН». Похвала от учёного такого высокого класса дорогого стоит. Особенно меня порадовала Ваша реакция на дневник Семанова, т.к. у меня были сомнения насчет того, как этот материал будет воспринят современным читателем, ибо реалии. которые он описывает «страшно далеки» от него. Вы, конечно, как и я, и Крылов, и Соловей (которым тоже эта публикация приглянулась) не «современный читатель», мы по другому воспринимаем то время. В любом случае, я очень доволен, что Вам этот дневник, как и мне, кажется «бесценным материалом».
Что касается моих «немцев»… Упрёк, что я не показал ПОЗИТИВНОЙ их роли, я слышу уже не впервые. С одной стороны, это так, но с другой, всё-таки тема статьи «русско-немецкий этноконфликт», а не «роль немцев в истории России», боюсь статья стала бы безразмерной, если бы я попытался даже вкратце писать о последней. То же касается темы «немцы в СССР». После 1917 года социальное положение немцев в корне изменилось и почва для конфликта исчезла. Германофобия времен ВОВ имеет совсем другие истоки. Не вполне согласен я с тем, что роль евреев и немце была только внешне похоже. И те и другие использовались российской властью в рамках традиционной со вт. пол. 17 в. стратегии использования этнокорпораций, о чём я подробно пишу здесь: http://sm-sergeev.livejournal.com/1080.html; http://sm-sergeev.livejournal.com/2749.html.
Цитата из «Соборности» вполне актуальна и сегодня. Национализм, действительно, скомпрометированное слово, но лучшего для той идеологии и практики, которая жизнненно необходима русским , подобрать невозможно. Будем реабилитировать, для этого, в т.ч. и издаются «ВН». Все прочие «патриотические» проекты — «имперские», «евразийские» — в коих русским уготована роль средства для строительства некоего наднационального образования для нас неприемлемы. Русские могут быть только целью, а не средством — таков наш императив.
О наших прежних разногласиях. Вы немного путаете, я ждал от Вас не реакции на свою рецензию на «Пасхальность» пятилетней давности, а реакции на мою статью «Ещё раз о русской классике» (http://www.apn.ru/publications/article21527.htm), Вы на неё собирались написать ответ, кстати, почему бы к этой теме не вернуться?
Что же до оценки советского периода, то я сейчас отношусь к нему более негативно, чем пять лет назад. Видите ли, в 2005 г. я возлагал некие надежды на Путина и вообще на сильное инициативное государство, соответственно сталинская эпоха мной реабилитировалась. Сегодня я от государства не жду ничего, кроме вреда и Сталин перестал быть для меня актуальной фигурой. В то же время, я продолжаю считать СССР, во многих отношениях, преемником Российской империи, но теперь уже расцениваю это со знаком минус (главное негативное сходство — дискриминация русских, в СССР, разумеется невероятно возросшая). Так что, если СССР — Анти-Россия (как, конечно же, и РФ), то и Российская империя, в определенном смысле, тоже Анти-Россия. До РУССКОЙ России ещё далеко.
Ещё раз спасибо за письмо. Надеюсь в будущем увидеть Вас среди авторов «ВН» (должен, правда, сразу предупредить — гонораров мы не платим), если будет желание что-то для нас написать, в т.ч. противоположное моим воззрениям, буду очень рад.
С неизменным уважением,
Сергей.