Если ребенок боится

Как избавить ребенка от страхов: советы психолога

13 февраля 2017 admin

Родителям это может показаться удивительным, но детям необходимо бояться, чтобы развиваться. Часть страхов (так называемых возрастных) относится к нормальным психическим явлениям, другая (тревожность и испуг) требует наблюдения и легкой коррекции.

Бить тревогу следует, когда есть отклонения от возрастных норм или формируются устойчивые фобии. Именно с ними чаще всего невозможно справиться без помощи специалиста. А вот если ребенок всего боится в 3 года, скорее всего, ему не хватает жизненного опыта и эффективной поддержки со стороны взрослых. Если такая проблема возникает лишь к 6–7 годам, нужно обратить внимание на общее психологическое состояние дошкольника и стиль семейного воспитания.

Диагностика страхов

К сожалению, нет универсальной инструкции, как избавить ребенка от страхов. Каждый малыш слишком уникален для этого. С одной стороны, детские боязни являются движущей силой психологического и социального развития, с другой – они могут это развитие затормозить, если сила страха превышает возможности нервной системы малыша.

Существуют специализированные опросники для детей, предназначенные для выявления боязней, начиная со старшего дошкольного возраста. У деток помладше самым надежным остается метод беседы. Основной родительский инструмент в борьбе со всем страшным и опасным – здравый смысл. Внимательное наблюдение и доверительные диалоги с ребенком творят чудеса в деле коррекции поведения.

Инструменты психологов

Существует тест «Красный дом. Черный дом» (модифицированный метод А.

И. Захарова). Одновременная диагностика и проработка проблемы происходит через рисунки и образы. Ребенку предлагается расселить (записать) опасности в нарисованные домики: страшные – в черный дом, нестрашные – в красный.

В конце занятия черный дом нужно запереть (ребенок сам рисует навесной замок), а ключик выбросить или потерять. Обитатели черного дома – актуальные страхи. Будучи ритуально запертыми на надежный замок, они немного отступают.

Домашняя модификация теста. Чтобы сделать это занятие более увлекательным и доступным для деток, не умеющих писать (от 3 лет), страхи можно изобразить в виде символов. Если все детали выполнить на самоклеящейся бумаге, это вдвое сократит время занятия (для трехлеток – не более получаса). Опасности возьмите из «Страшного списка» ниже по тексту.

Не сравнивайте с другими

Отталкивайтесь не от соседских мальчишек или утверждений психологов, а от личности собственного ребенка. Так, если именно ваш пугливый малыш боится спать один в 4 года, обратите внимание, насколько сформирована у него самооценка, бытовые и коммуникативные навыки, жизненный опыт.

Причиной появления страхов порой становится индивидуальный дисбаланс между психическим и физиологическим развитием, когда рослый и внешне развитый дошкольник оказывается не приспособленным к жизни.

Говорите с детьми

Довольно часто одна боязнь цепляется за другую, и только путем диалога можно выяснить почему. Например, кроха начал бояться ходить в лес или весь сжимается, встречая определенного человека.

Попробуйте аккуратно расспросить о страхах. В диалоге не стоит прямо интересоваться «Чего ты боишься?», с детьми преддошкольного и дошкольного возраста лучше действовать издалека. Рассмотрим примеры.

Проблема Цель Неудачные фразы Хорошие фразы
Ребенок боится ходить в лес Выяснить предмет страха. – Ты боишься леса? – Мы собираемся погулять в лесу, ты хочешь пойти?
– Нет, там живет страшный серый волк!
Выяснить причину страха. – Почему ты боишься волка?
Есть риск, что детское сознание не заметит ни вопросительной интонации, ни вопроса «почему» и воспримет фразу как установку.
– А чего такого страшного натворил волк?
– Он ест маленьких пушистых кроликов и охотится на детей!
Утилизировать страх, сделать его незначимой деталью. – Перестань! Волк совсем не страшный! – А ты знаешь, что волки бывают разные? Одни живут на севере, другие – на юге. В нашем лесу волки совсем не водятся!
– А кролики есть?
– К сожалению, кроликов тоже нет, и медведей нет, и даже лис нет. Зато есть отличное озеро с пляжем и мороженым!
– А там можно купаться?

В ходе разговора малыш может указать на «острые зубы и когти», что символизирует страх боли. Темный лес олицетворяет одиночество и разлуку с семьей. Старайтесь заранее продумать разные варианты развития диалога. Дети порой задают очень неожиданные вопросы, к которым вы должны быть готовы. Учитывайте возрастные особенности проявления страхов, чтобы переключать внимание малыша на нестрашные вещи.

У страха глаза велики. Обсудите эту пословицу со своим чадом. Пусть он на собственном примере проработает собственные реакции, заодно и расскажет о сопутствующих страхам фантазиях.

Возрастные страшилки

Страхи у детей дошкольного возраста сменяют друг друга или накапливаются, и это страшит уже не самих детей, а их родителей. От 3 до 7 лет дети переживают пиковый момент в становлении воли, морали, совести и многих других важных личностных качеств.

К началу этого периода исчезают ситуативные страхи (кабинет стоматолога, процедурная с уколами, лаборатория по забору крови). Но символы этих ситуаций могут перейти в трехлетний возраст. Например, дети начинают бояться боли или крови, а также различных шумов.

Чем старше становится малыш, тем более его опасения связаны с обществом и общепринятыми нормами. Фокус постепенно смещается с детского «я» и собственных ощущений во внешний мир:

  • В 3–5 лет во снах оживают сказочные персонажи.

    Особенно страшат детей образы анти-родителей – Баба-яга и Кощей. Любовь – одно из важнейших чувств, в котором у малыша в этот период не должно быть недостатка. Если любви мамы и папы не хватает, появляется боязливость и тревога.

  • Возрастной период 5–7 лет наиболее урожайный на страх собственной смерти. Днем ребенка волнуют как сама смерть, так и близкие события: болезни, операции. Ночью на малыша нападают чудовища и людоеды, проглатывают акулы или кусают ядовитые змеи.
  • После 7 лет Баба-яга превращается в ведьму, а Кощей приобретает облик скелета. Если школьник посвящен в религиозные мотивы, начинают действовать они: дьявол, черти, смерть с косой и т.д. Ночные кошмары все еще могут преследовать дошколенка, как и страх смерти. Но теперь малыш опасается не за собственную жизнь, а за жизнь мамы и папы. Поступление в школу заставляет детей бояться новых неприятностей: опозданий и наказаний за нарушение общих правил.

Чего боятся дети

Попробуйте поговорить со своим ребенком и выяснить, сколько настоящих опасностей тревожит его. Подготовьте карточки с названиями страхов. Придумайте любой способ распределить их на две категории: «да» и «нет». Для тех, что вызывают у ребенка тревогу, заранее придумайте «казнь».

Например, предложите прикреплять карточки к деревянным палочкам, часть из которых потом может стать основой костра. Другой вариант – сделать из бумажных карточек какую-то добрую поделку, тем самым сменив знак эмоций с минуса на плюс.

«Страшный список»

Ученые постоянно подсчитывают, чего чаще боятся дети.

В списке около 30 пунктов. Для подсчета используются специальные бланки, опросники и диагностические игры. И, хотя, не так уж важно, сколько карточек получится в итоге, всё же не пренебрегайте даже теми, которые наверняка не относятся к вашему малышу. Возможно, в ходе диалога удастся выяснить интересные подробности. Итак, на карточках должны быть страхи:

Архаичные:

  • огонь, вода, ветер и другие стихии;
  • животные (не сказочные: собака, насекомое, паук);
  • страх темноты.

Пространственные:

  • открытое пространство;
  • тесные комнаты;
  • глубина или высота;
  • самолет, поезд, автобус, канатная дорога и другие виды транспорта.

Социальные:

  • врачи;
  • болезни;
  • уколы и процедуры;
  • пожар;
  • нападение преступника;
  • война.

Витальные:

  • кровь;
  • боль или неприятные ощущения;
  • неожиданный громкий звук;
  • смерть собственная или родительская.

Школьные:

  • опоздание в детский сад или школу;
  • наказание за нарушение правил.

Магические:

  • страх оставаться в одиночестве;
  • определенные люди;
  • сказочные персонажи;
  • момент засыпания (потеря контроля);
  • страшные сны.

Если свести воедино всю информацию о том, что страшит малышей, то выходит такая занятная статистика:

  • 3 года: у мальчиков больше страхов (9), чем у девочек (7), а в 4 года все с точностью до наоборот;
  • от 5 до 7 лет девочки лидируют (12) по отношению к мальчишкам-дошкольникам – 8-9);
  • у семилеток количество страхов снижается: мальчики – 6, девочки – 9.

Конечно, это всего лишь усредненные цифры.

Но, как мы видим, дети могут бояться многого. И в большинстве случаев страхи являются нормой. Но у тревожных деток могут возникать состояния, в которых они боятся всего подряд. И работать с такими детьми лучше психологу без присутствия родителей. Так результаты диагностики и коррекции будут более точными, а побороть проблему удастся быстрее.

Вот, что думает о детских страхах и методах борьбы с ними детский психолог Марина Романенко:

Тревожные дети

Тревога имеет свойство нарастать от нормального уровня, свойственного возрастному этапу, до серьезных невротических расстройств. Борьба со страхом у высокотревожного ребенка может потребовать вмешательства профессионала!

Определить, насколько чадо нуждается в помощи, поможет специальный родительский тест, разработанный психологом А.И. Захаровым. Будьте максимально честны с собой. Не обдумывайте ответы слишком долго и старайтесь не делать исправлений.

Признаки тревожности у ребенка + (признак ярко выражен) 0 (происходит периодически) – (никогда не сталкивались)
Принимает все слишком близко к сердцу, часто расстраивается, очень много переживает обо всем на свете.
Плачет по любому поводу навзрыд, а также часто ноет, ворчит, долго успокаивается.
Пугающе часто раздражается по пустяковым поводам, капризничает. Не может терпеть или ждать.
Обижается, не переносит замечаний, сразу дуется.
Неустойчив в настроении, может даже одновременно смеяться и плакать.
Грустит без видимого повода, не говорит о причинах.
Сосет палец, соску, постоянно вертит какой-нибудь предмет в руках.
Без света очень трудно засыпает. Долго ворочается, сон беспокойный. Утром трудно приходит в себя.
Возбудим, когда необходимо спокойствие, и впадает в ступор, когда нужно выполнять задание.
В неизвестных ситуациях, в присутствии новых людей, в новых местах выражает излишнее беспокойство.
Нерешителен, не уверен в себе, в своих поступках. Этот признак нарастает.
Быстро устает, часто отвлекается, трудно концентрируется, и эти признаки усиливаются со временем.
Общий язык с ребенком найти все труднее, он часто уходит от диалога. Меняет решения.
Чаще стал жаловаться на головные боли и дискомфорт в животе. Краснеет, бледнеет, испытывает зуд, потеет.
Показывает плохой аппетит, который все больше снижается. Болеет подолгу, температура может повыситься без причины. Часто пропускает школу или детский сад.

Плюсики весят 2 балла, нолики – 1. Чтобы оценить результаты, подсчитайте баллы. Нормальным показателем уровня тревоги с учетом возрастных особенностей считается сумма менее 5 баллов!

Если получилось 5–9 баллов, нужно уделить внимание малышу. Поговорить, понаблюдать и подумать: возможно, он просто застенчивый. Если баллов от 10 до 15, нервное расстройство уже есть, но еще не достигло стадии заболевания, преодолевать его можно самостоятельно.

Начинать бороться и искать, что делать, если ребенок всего боится, следует, когда сумма баллов достигла 15–20. Это первые признаки подкравшегося невроза.

20–30 баллов набирают родители, которые столкнулись с серьезной проблемой детского невроза, нужно обязательно обратиться к доктору!

Демонстрация страха

Иногда внешняя картина поведения очень похожа на ужас, но человек не испытывает его на самом деле. Причиной тому – характер, яркие его черты, комплексы, особенности. Чаще всего это характер демонстративного типа, и нередко приходится наблюдать его у избалованных детей, которым позволена яркая экспрессия. Отучить их бояться бывает сложнее, чем избавляться от истинной боязни.

Чтобы отличить настоящую трусость от актерских уловок, направленных на привлечение внимания, обращайте внимание на физиологические признаки, а также поручите разговор о страшилках нейтральному члену семьи, на которого уловки не действуют. Физиологические признаки сильного страха помогут отличить его и от привычки стесняться, и от демонстраций, и от протестов: расширенный зрачок, дрожание рук и тела, потеря ориентировки в пространстве, заикание или потеря способности говорить, плач.

Боящийся может вздрагивать, часто моргать, терять равновесие или иногда и сознание, пытаться убежать, отказываться от диалога, терять контроль над собой и даже драться. Если страх настолько силен, желательно обратиться к детскому психотерапевту.

В чем причины

Трусливым малышам обязательно нужно помогать перебарывать страхи. Но делать это по принципу «клин клином» категорически нельзя! Мы уже выяснили, когда и как появляются тревоги. Теперь выясним, почему они возникают.

Цепочки из прошлого: последствия испуга

Предположим, в раннем детстве случилась неприятная встреча со злобной собакой, которая лаяла, скалила зубы, пыталась укусить.

Не только эмоции, но и все каналы восприятия ребенка (зрение, слух, осязание) в этой ситуации задействованы. А возрастной этап предполагает фиксацию на опасных объектах. Возникает страх перед собаками.

Застревание малолетнего в лифте может привести к появлению аналогичной цепочки.

Вскоре на прогулке малыш боится отойти от мамы, оставаться один из-за страха повторения встречи с животным. Закрепляется новая боязнь – одиночества. Если похожая собака появится возле человека, предмета или в какой-то ситуации, запоминаются все новые и новые устрашающие события.

Постоянное напряжение и ожидание появления собаки заставляет малыша растрачивать психическую энергию на безопасность, что истощает нервную систему и приводит к неврозам. Побеждать последствия столь серьезного испуга придется методами психотерапии не за одну встречу с психологом. Домашние рекомендации тоже придется выполнять очень тщательно.

Важно! Никогда не наказывайте детей за то, что они чего-то боятся. Это сформирует новое звено в цепочке и не избавит от проблемы.

Она тебя обязательно укусит, или внушенный страх

Если бабушка постоянно запрещает подходить к собаке, потому что «она злая и укусит», а с бордюра прыгать нельзя, потому что «ты упадешь, и будет больно», то вполне вероятно, бабушке удастся научить малыша бояться и высоты, и домашних животных.

Фразы «Ты упадешь», «Она тебя укусит» нужно заменять на предупреждения с альтернативой: «С этого бордюра прыгать нельзя, здесь можно упасть, давай лучше пойдем во-о-он по тому походим?» Справляться с уже внушенными страхами старайтесь через демонстрацию правильного поведения на собственном примере.

Показывайте ребенку, как удовлетворить интерес и не испугаться.

Отдам тебя дядьке! Пугать маленького безобразника чужим дядей, детским домом или собственной смертью – метод неопытных и нервных мам. Нужно срочно взять себя в руки и научиться реагировать более конструктивно.

Творческие дети с богатыми эмоциями часто выдумывают монстров и страшилищ. Эти существа на равных с самим малышом присутствуют в реальности. Возраст фантазирования (около 5 лет) быстро проходит. Важно поддержать ребенка, погрузиться в его мир, прогонять монстров вместе с ним. Преодоление фантазий пойдет быстрее, если исключить мультфильмы, кино и телепередачи мистического толка.

Совет против монстров. Секретное волшебное оружие против ночных страшилищ (обычный диодный фонарь) поможет чаду самостоятельно убирать с глаз долой всех комнатных монстров и почувствовать себя настоящим супергероем.

Проделки Бабы-яги и Кощея

Сказка – место, в котором ребенку понятнее и спокойнее. Если дома творится что-то неладное, малыш может уйти в себя, в свою фантазийную реальность, в которой обязательно возникнут персонажи добрые и злые. С добрыми он будет дружить, а злых пугаться и приписывать им вину за проблемы в семье. Проработать семейные страхи можно в сюжетно-ролевых играх с куклами, рисунках и лепке.

Когда боится мама

Если значимые члены семьи постоянно сами чего-то боятся, дети легко перенимают эти модели поведения. У замкнутых родителей-домоседов и дети растут домоседами. А во всем окружающем мире зверствуют «злые дядьки», «рыночные воры», «опасные бактерии» и даже «радиоактивное солнце».

Пересмотрите собственные страхи и позвольте ребенку сформироваться психологически без чужого давления.

Чего делать

Чего боится подкроватный монстр? Как договориться с лешим? Как перевоспитать Кощея? Как обмануть Бабу-ягу? Дети живут в сказках, и до школы большую часть проблем психологического становления можно решить через чтение сказочных историй, волшебные игры и придумывание несуществующих животных.

Проективные методы и сказки

Проекция помогает облечь страхи в некую форму. Как только маленький человек сталкивается с образом, ранее существовавшим только в его воображении, страх постепенно начинает снижаться. В качестве совета: в диалогах и занятиях придерживайтесь уровня восприятия своего ребенка. Не спешите. Вот некоторые стандартные методики для избавления от страхов:

  1. Рисунок «Несуществующее животное», «Страшное несуществующее животное», «Доброе несуществующее животное». Говорите о нарисованном, исправляйте рисунок, помогайте животному отрастить крылья вместо колючек. Страшных монстров можно сжигать или отправлять с балкона на самолете.
  2. Несуществующее животное – лепка. Пластилин – прекрасный материал, который позволяет олицетворить страх, а затем превратить его в нечто доброе и прекрасное или просто размазать в лепешку!
  3. Народные сказки о победе над страшащим объектом: стихией, животным, человеком.
  4. Авторские сказки для проработки современных ситуаций, пугающих ребенка. Если ребенок боится стоматологов, почитайте ему сказку «про крокодила, который никогда не чистил зубы».

Один в поле не воин: детям нужна поддержка

Ребенку очень легко преодолевать любые трудности в своей жизни, когда он чувствует поддержку со стороны самых близких людей. Как поддерживать кроху, чтобы избавлять его от лишних страхов:

  • «Пойдем вместе посмотрим» вместо «Ты уже большой, Посмотри, там никого нет!»
  • «А ты можешь его описать? Какой он?» вместо «Что ты выдумываешь! Нет там никакого чудовища!»
  • «Смотри, у этой собаки ушки на макушке, добрые глазки, а хвостик помахивает. Она не злится сейчас, но мы не будем трогать ее без разрешения» вместо «Не трогай собаку! Укусит!»
  • «А ты знаешь, что в самолетах детям дают специальные наборы с игрушками и угощения? Сейчас попросим стюардессу принести и вместе поиграем» вместо «Как тебе не стыдно, такой большой, а такой трус! Вон мальчик на соседнем кресле спокойно сидит!»

Дружной семье ничего не страшно

Родители, которые проводят с детьми много времени в полезных играх, прогулках, ответах на массу детских «почему» редко сталкиваются с проблемой страхов. Если дошколенку или младшему школьнику недостаточно такого внимания, если он вынужден справляться сам с множеством обязанностей, если родители заняты карьерой, то рано или поздно растущий человечек начнет бояться чего-нибудь.

Стиль воспитания тоже влияет на психологическое становление детей. Гиперопека столь же вредна, как и дефицит внимания. Педагогическая запущенность возникает в обоих случаях. Педагогическая запущенность – это прежде всего недостаток информации. А там, где не хватает сведений об окружающем мире, появляются страхи, реальные или надуманные, собственные или навязанные. Неизвестность страшит детей не меньше, чем взрослых.

Профессиональная помощь

Консультация психолога время от времени нужна любой семейной паре с детьми. Родительский опыт не появляется из ниоткуда. Неплохо, если вы посетите родительскую школу или индивидуальное занятие. Профессиональные знания адресны и уже структурированы. Их не нужно где-то искать и примерять к собственным детям.

Запрещенные приемы

  1. Не внушайте страхи. Не указывайте, что кто-то злой или опасный. Предупреждайте об опасностях аккуратно.
  2. Не акцентируйте внимание на боязни. Не унижайте ребенка перед другими.
  3. Не шантажируйте и не подкупайте!
  4. Не игнорируйте детские чувства, но и не бросайтесь на помощь, когда она не требуется.
  5. Не ругайте! Не стыдите! Не запугивайте!

У родительского страха глаза настолько велики, что юный бояка вдруг предстает перед ними трусом вселенского масштаба. Но еще ни один страх не возник внезапно, без причин. Если даже малыш боится всего на свете, это началось не вчера.

Обычно дошколята ограничиваются шестью–семью основными страхами, которые укладываются в рамки возрастной нормы и корнями уходят в раннее детство. Задача родителей – поддерживать, объяснять, оставаться добрыми и любить без условий.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/uhod/rebenok_vsego_boitsya.html

В каждом возрасте дети чего-то боятся: двухлетние малыши — злую Бабу-Ягу, дошкольники — оставаться одни дома, в начальных классах — принести из школы двойку и не оправдать ожиданий, подростки — публичного осмеяния и непризнания. С одной стороны, всё это кажется закономерным, потому что со временем исчезает. С другой, всегда есть риск, что детские страхи перерастут в патологическую фобию и отрицательно скажутся на психическом развитии. Поэтому так важно понять почему они возникают и что делать родителям, чтобы они прошли бесследно и никак не влияли на будущую жизнь ребёнка.

Причины

Семья

Родители должны осознать одну простую истину: чаще всего детский страх — это следствие их собственного неправильного поведения: гиперопеки, тревожности, постоянной занятости на работе, недостатка заботы и любви. Да, зародиться он может вне семьи: в детском саду, на улице, у кого-то в гостях. Но укореняется только под влиянием родительской реакции. Если ситуация высмеивается, воспринимается не всерьёз, вообще игнорируется, впоследствии это способствует развитию более глубокой и трудноискоренимой фобии.

Когда виноваты родственники (родители, семья):

  1. Родственники сильно и постоянно чего-то боятся.
  2. Постоянные напоминания ребёнку о том, как он чего-то испугался, насмешки над этой ситуацией.
  3. Чересчур властное, авторитарное поведение родителей.
  4. Отсутствие разговоров по душам.
  5. Постоянное присутствие пугающего фактора.
  6. Одиночество: единственный ребёнок в семье, друзей нет, родители постоянно на работе.
  7. Наказание за любую эмоцию (нельзя кричать, громко смеяться, плакать).
  8. Непонимание со стороны родителей.
  9. Гиперопека.
  10. Неполная, неблагополучная, замкнутая семья.

В этих случаях, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх, родители должны в корне изменить своё поведение.

Психотравмы

Второй блок факторов, способствующих развитию фобий, — психотравмирующая ситуация, основанная на сильном испуге. Это может быть что угодно:

  • внезапный громкий крик;
  • паника кого-то из взрослых;
  • разговоры на повышенных тонах в семье;
  • укус животного или насекомого;
  • падение с высоты;
  • тяжёлая физическая травма;
  • авария;
  • смерть и похороны кого-то из близких;
  • стихийное бедствие.

Если ребёнок воспитывается в положительной, спокойной обстановке, в подобных ситуациях он переживает кратковременную эмоцию. При правильном поведении родителей (не акцентировать на этом внимание, успокоить, отвлечь, постараться забыть) она исчезает и не оставляет следа. В противном случае трансформируется в фобию и становится психотравмирующей ситуацией, порождающей различные психические расстройства и внутренние комплексы.

Физиология

К причинам возникновения детских страхов относятся также:

  • младший возраст: чем меньше лет — тем их больше;
  • пол: девочки боятся чаще, чем мальчики;
  • возраст родителей: чем старше — тем пугливее;
  • внутриутробный испуг, если мама во время беременности пережила психотравмирующую ситуацию;
  • органические заболевания мозга и черепно-мозговые травмы, которые могут оказать патологическое влияние на фантазию;
  • чрезмерно чувствительный тип нервной системы;
  • недостаток физической активности;
  • наследственность.

Механизм развития страхов под влиянием физиологии наименее изучен и строится в основном на гипотезах. Например, никто из специалистов на сегодняшний день не может объяснить, почему у ребёнка, родившегося у родителей, которым ещё нет 30 лет, гораздо меньше фобий и тревожных состояний, чем у того, что появился на свет, когда мама и папа перешагнули этот возрастной рубеж. Однако это научно подтверждённый факт.

Или, к примеру, наследственный фактор. Генетики пока не могут дать ответ, почему некоторые фобии передаются по наследству. Малыш, который никогда в жизни не видел пауков и не знает, опасны они или нет, кричит в ужасе, если один из родителей страдает арахнофобией. Почему так происходит — ещё только предстоит выяснить.

Другие причины

Чрезмерная фантазия

Увлечение фантастическими мультфильмами и книгами, ужастиками может порождать в сознании ребёнка существование потустороннего мира, параллельной реальности. На фоне богатой фантазии это чревато бессонницей и элементарной бытовой трусостью. Боязнь спать без света, идти одному в другую комнату, заглянуть в чулан или подвал становятся настоящими психотравмирующими ситуациями. Любая тень на стене воспринимается как монстр, любой шорох — как присутствие привидений.

Социальная дезадаптация

Любой межличностный конфликт вне дома может превратиться для ребёнка в устойчивую боязнь дальнейшего общения и новых знакомств. Причиной может стать самая незначительная ситуация — вскользь брошенное обидное слово, публичное высмеивание, грубое замечание со стороны воспитателя или учителя. В дальнейшем это будет проявляться в скованности и аутизме.

Постоянное напряжение

Причина может присутствовать как в семье, так и в социальном окружении вне дома (в детском саду, школе, дворовой компании). Если ребёнок постоянно слышит о каком-то конкретном ужасном случае (убийстве, смерти, пожаре), у него вырабатывается к нему устойчивая боязнь. Дошкольники, например, часто придумывают себе монстров и стараются облегчить свою ношу, напугав ими других. Известен феномен цепной реакции, когда в группе детсада малыши боялись одного и того же чудовища, которое оказалось плодом воображения одной из девочек. Такие ситуации — далеко не редкость.

Психические расстройства

Страхи свойственны детям, страдающим различными заболеваниями нервной системы и психики. Если они вовремя не были распознаны взрослыми, то могут перерасти в серьёзные патологии. Чаще всего причиной становятся неврозы.

Копирование реакции

Психотерапевты считают, что в насаждении детских страхов чаще всего виновато общество, окружающее ребёнка. При столкновении с чрезвычайной ситуацией он смотрит на реакцию других людей — родителей, сверстников, взрослых. В зависимости от того, какая она — испуг или спокойствие — у него формируется устойчивый паттерн поведения. В следующий раз он отреагирует на неё так же.

Это доказывает исследование, проводившееся в одном из детских садов. Участники были старшего дошкольного возраста. В зоопарк этого города завезли редкое животное необычного вида — трубкозуба (экзотическую земляную свинью). В первой группе на занятиях воспитатели показывали фотографии этого зверька и, умиляясь, рассказывали, какой он симпатичный, добрый и общительный. Второй при этом говорили совершенно противоположное — насколько он опасный, агрессивный и неуправляемый хищник, который нападает на человека.

После 2 недель подобной работы детей отвели в зоопарк. Как и следовало ожидать, малыши первой группы умилялись на необычное животное, подобно воспитателям, хотели его погладить и не испытывали никакого страха. Дошкольники второй группы даже не подходили к его клетке, жались к взрослым, а некоторые девочки визжали, когда зверёк пытался приблизиться.

Виды

Существует большое количество классификаций детских страхов.

Природные и социальные

Природные (основанные на инстинкте самосохранения):

Социальные:

  • одиночества;
  • наказания;
  • осуждения;
  • быть не собой;
  • опоздания;
  • насмешек.

Сверхценные, навязчивые, бредовые

  • Сверхценные / воображаемые

Самые распространённые. Основная причина — безудержная фантазия, способная разрастаться до неимоверных размеров. Это боязнь темноты, смерти родителей, когда ребёнок сам себя убеждает, что во мраке водятся чудовища. Или боится, что мама опаздывает с работы, потому что умерла.

  • Навязчивые / реальные

Порождаются конкретными жизненными ситуациями, которые могут стать психотравмирующими. Если ребёнок на несколько часов застрял в лифте, у него надолго сохранятся пережитые в тот момент эмоции. Если не помочь ему избавиться от них, может развиться клаустрофобия.

  • Бредовые

Наименее изученные детские страхи, причины которых не ясны. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок боится собственного дедушку, или воробья, или других элементарных вещей и явлений. Чтобы разобраться в механизме их появления, психотерапевт может посоветовать гипноз.

Ситуативные и личностные

Ситуативные:

  • обусловлены конкретной опасной ситуацией — аварией, падением с высоты, смертью родителей;
  • становятся психотравмирующей ситуацией, которая сказывается на всей дальнейшей жизни;
  • легко перерастают в фобии.

Личностные:

  • обусловлены индивидуальными особенностями детской психики, характера;
  • причины — стеснительность, неуверенность, замкнутость;
  • проявляются чаще всего в новом коллективе, непривычной обстановке;
  • со временем могут развиться в аутизм и социальную дезадаптацию;
  • взращивают внутренние комплексы и низкую самооценку.

Острые и хронические

Острые:

  • возникают в определённой ситуации;
  • часто имеют кратковременный характер;
  • при поддержке родителей или работе с психологом быстро уходят без последствий.

Хронические:

  • развиваются из острых при отсутствии необходимой поддержки со стороны взрослых;
  • могут быть обусловлены предрасположенностью к тревожности;
  • требуют психотерапевтического вмешательства;
  • являются фобиями.

Фобии

Чаще всего у детей диагностируются страхи:

  • аблютофобия — умывания и купания;
  • агорафобия — открытого пространства;
  • акрофобия — высоты;
  • акустикофобия — громких звуков;
  • алгофобия — боли;
  • арахнофобия — пауков;
  • ахлуофобия — темноты;
  • бронтофобия — грома;
  • гемофобия — крови;
  • гипнофобия — сна;
  • кераунофобия — молний;
  • кинофобия — собак;
  • клаустрофобия — замкнутого пространства;
  • пирофобия — огня;
  • рабдофобия — наказания;
  • ятрофобия — врачей и многие другие.

Ночные страхи

Выделяются в отдельную группу как наиболее частые и опасные. Представляют собой парасомнии — поведенческие нарушения в различных фазах сна. Обусловлены незрелостью ЦНС, что объясняет частоту диагностируемых случаев у детей по сравнению со взрослыми. Проявляются в виде:

  • ночных кошмаров;
  • снохождений;
  • сноговорения;
  • сонного паралича;
  • бруксизма.

Самый рискованный возраст — от 3 до 12 лет. Причём мальчики страдают чаще. Какие проявления характерны:

  • пробуждение от собственных движений и криков во сне;
  • учащённое сердцебиение;
  • сбитое дыхание;
  • гиперемия, гипергидроз;
  • расширение зрачков;
  • крик, плач;
  • отсутствие реакции на окружающих.

Такое состояние может длиться от нескольких секунд до часа. Возможные причины:

  • наследственность;
  • отсутствие режима сна;
  • новая обстановка (в гостях, при переезде);
  • приём психотропных препаратов и даже мультивитаминных комплексов;
  • черепно-мозговая травма;
  • лихорадка;
  • перевозбуждение перед сном;
  • стрессовая ситуация днём;
  • полный мочевой пузырь;
  • психическое и/или физическое переутомление.

Чтобы ночные детские страхи не переросли в патологию, важно вовремя обратиться за помощью к психотерапевту.

Возрастные страхи

Педагог-психолог М. Кузьмина провела исследование, на основании которого составила таблицу по возрастам. Для каждой половозрастной группы количество страхов строго регламентировано.

Плюсы стоят напротив тех фобий, которые характерны для указанного пола и возраста.

Таблица «Детские страхи по возрастам (норма)»

Таблица наглядно демонстрирует, что с возрастом количество страхов увеличивается. Согласно исследованиям, их обычно больше у детей из неполных, неблагополучных и замкнуто живущих семей.

Постоянные страхи испытывают мальчики, выросшие без отцов. Согласно исследованию Кузьминой, из-за отсутствия положительного примера мужчины-родителя у них развивается неуверенность в себе и заниженная самооценка.

Таблица показывает и возрастные кризисы:

  • 3-4 года — общее количество страхов у мальчиков уменьшается, у девочек — увеличивается;
  • 6-7 лет;
  • 11-12 лет.

Переломный возраст, так называемый экватор, — 7 лет. До него на первом месте — инстинктивная, беспричинная боязнь одиночества, собственной смерти. После они становятся более осознанными и социализированными: опоздать в школу, гибели родителей. Начиная с 12 лет, их количество постепенно сокращается. Нормальный подросток без психических отклонений к 16 годам не должен быть подвержен ни одному из вышеперечисленных страхов. Если некоторые из них присутствуют, это говорит о психологической незрелости личности, склонности к нервным расстройствам, депрессиям. Если их слишком много, это уже тревожный сигнал о наличии невроза или фобии.

Таблица «Страхи у детей дошкольного возраста»

Таблица «Страхи у детей младшего школьного возраста»

Таблица «Страхи у детей среднего школьного возраста»

Для подросткового возраста характерны 5 социальных фобий:

  1. «Быть не собой».
  2. Провала, осуждения, наказания.
  3. Физического уродства.
  4. Одиночества.
  5. Бесперспективности и невозможности самореализации.

На возникновение социальных страхов у подростков большое влияние оказывает место проживания. Согласно исследованиям, у городских часто диагностируется боязнь насмешек (гелотофобия), буллинга или одиночества. Тогда как у сельских преобладает повышенная тревожность перед осуждением со стороны других, общением с незнакомыми людьми и наказаниями.

Те, кто воспитывается в детских домах и интернатах, боятся будущей самостоятельной жизни и повторения судьбы «неблагополучных» родителей.

Что делать

Чтобы избавить ребёнка от страхов, родителям придётся провести фундаментальную работу как с его устоявшимися паттернами поведения, так и с собственными. Нужно быть готовыми к изменениям межличностных отношений и психологической атмосферы в семье.

Помогут справиться со страхами такие простые действия:

  • пожалеть того, кого боится малыш (монстра, чудовища, соседского мальчика-забияку, паука);
  • рассказать ему о собственных страхах и убедить в том, что все чего-то боятся — даже взрослые;
  • использовать метод символического тотема — купить плюшевую игрушку (волшебное одеяло) и убедить ребёнка в том, что он будет его всегда защищать (что-то вроде ловца снов);
  • вырабатывать позитивное мышление, во всём находить положительные моменты;
  • устраивать ролевые игры, в которых чудовища всегда проигрывают и оказываются безвредными;
  • просить нарисовать монстра, которое его пугает, а потом вместе посмеяться над ним;
  • объяснять всё, что происходит вокруг, чтобы не было боязни элементарных звуков дождя по крыше, молнии и грома и т. д.

В маленьком возрасте все эти приёмы нужно проводить в виде игры.

Что придётся изменить в семье:

  • уделять больше времени ребёнку, общаться, разговаривать по душам;
  • обеспечить комфортную атмосферу в дома;
  • ежедневно обнимать, целовать, брать за руку, сажать на колени;
  • говорить о своей любви;
  • убедить его в полной защищённости;
  • нормализовать внутрисемейные отношения, давшие трещину;
  • записать в секцию или кружок по интересам, чтобы некогда было думать о чём-то страшном, но при этом избегать переутомления.

Так как страхи детей часто сказываются на психосоматике, родителям необходимо снизить неприятные проявления подобного рода. Как можно уменьшить уровень тревожности:

  • снизить нагрузки в школе и по дому;
  • увеличить дозировку положительных эмоций;
  • нормализовать режим дня: есть, спать, учиться, отдыхать, работать — строго по часам;
  • обеспечить сбалансированное питание и полноценный сон;
  • увеличить количество времени, проведённого на улице, и в обратной пропорции сократить время, которое ребёнок уделяет гаджетам;
  • устраивать совместные прогулки, семейные мероприятия, путешествия, поездки в гости;
  • приобщать к спорту, увеличить двигательную активность;
  • перед сном организовывать успокаивающие ванны на травах.

9 категорических «нельзя» для родителей:

  1. Не наказывать за трусость.
  2. Не заставлять пересиливать боязнь любой ценой.
  3. Не скандалить внутри семьи, не повышать голос.
  4. Не разрешать перед сном смотреть «ужастики» и играть в агрессивные компьютерные игры.
  5. Не стыдить и не высмеивать.
  6. Не называть трусом.
  7. Не рассказывать при ребёнке о страшных ситуациях (катастрофах, чьей-то смерти, несчастных случаях).
  8. Не акцентировать внимание на страхах.
  9. Не наказывать слишком жестоко.

Все эти действия со стороны родителей помогут избавить ребёнка от страхов. Если же способы их преодоления оказались неэффективными, необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Борьба с ночными страхами

Советы психолога, как бороться с ночными страхами, должны стать настольной памяткой для тех родителей, чьи дети страдают от кошмаров во сне. Для начала нужно научиться, как правильно себя вести во время приступов.

  1. Не будить, чтобы не напугать ещё больше. Задача родителей, пока всё не закончится, — уберечь от нечаянного травмирования.
  2. По окончании приступа разбудить, иначе резкий возврат в глубокую фазу сна может возобновить кошмар.
  3. Сказать несколько ободряющих слов. Добиться осознанного ответа, чтобы убедиться в полном пробуждении.
  4. Сводить в туалет.
  5. Не спрашивать, что ему приснилось. Не рассказывать, как он себя вёл.
  6. Посидеть рядом, дождаться, пока он полностью не заснёт снова.

Если приступы повторяются постоянно, необходимо:

  • вести дневник, фиксируя время приступов, — чаще всего они повторяются в одни и те же часы;
  • выяснив время кошмаров, будить ребёнка за 10 минут до предполагаемого момента приступа, затем снова укладывать;
  • организовать чёткий режим сна: ложиться и вставать в одно и то же время;
  • исключить дневное переутомление и излишнюю возбудимость за 2-3 часа до сна;
  • привить сонные традиции: рассказать сказку перед сном, включить белый шум и ночник, положить рядом любимую игрушку, поцеловать — делать так каждый день;
  • исключить стрессовые факторы.

Когда требуется помощь со стороны:

  • приступы повторяются несколько раз за ночь;
  • сохраняются даже после 12 лет;
  • ребёнок помнит о своих ночных кошмарах, постоянно рассказывает о них днём, превращая страхи в навязчивые фобии;
  • возникают трудности с засыпанием.

Комплексное лечение ночных кошмаров проводится совместно психологом, неврологом и психиатром. После тщательного медицинского обследования обычно назначаются ноотропы.

Диагностика

На выявление детских страхов в маленьком возрасте обычно уходит 1 сеанс у психолога. Чем старше ребёнок, тем затруднительнее диагностика, так как появляется скрытность, недоверие и прочие возрастные паттерны поведения.

Для диагностики в дошкольном и младшем школьном возрасте используются самые разнообразные методики.

«Домики»

Самая распространённая и точная методика выявления детских страхов, составленная М. А. Панфиловой и А. И. Захаровым на основании исследования М. Кузьминой. Её таблица «Детские страхи по возрастам (норма)» была представлена выше. Ребёнку дают два листа бумаги с нарисованными на них домиками. Один — чёрный, мрачный, устрашающий. Другой — разноцветный, яркий, весёлый, красивый. Педагог-психолог перечисляет страхи из таблицы, а малыш их «расселяет» по этим двум домикам. Перед этим ему нужно объяснить: в чёрный идёт то, что страшно, в разноцветный — то, что не страшно. Далее подсчитывается количество фобий, оказавшихся в первом домике. Если оно превышает норму, ребёнок отправляется на коррекцию.

«Силуэт человека»

Автор — Л. Лебедева. Методика определяет эмоциональное состояние по цветовому выбору, согласно Люшеру. Ребёнку предлагается нарисовать и раскрасить человека (или даётся уже готовый контур). На наличие страхов указывает преобладание чёрного, серого и коричневого.

«Рисунок семьи»

Авторы — Г. Т. Хоментаускас и В. К. Лосева. Методика позволяет отследить панические переживания, порождённые обстановкой в семье. Оценивается местоположение ребёнка на рисунке, наличие остальных родственников, близко или далеко они от него находятся, держат за руку или нет, цвет одежды и многое другое. Диагностика чаще всего используется семейными психотерапевтами.

Используются также диагностические опросники:

  • П. Бейкера и М. Алворда;
  • Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.

И. В. Самойленко предлагает использовать сказкотерапию для диагностики. Зачитывается сказка с проблемной концовкой, которую должен додумать ребёнок. Если у него всё закончится хорошо, вряд ли у него есть проблемы с фобиями.

Помимо всех этих методик, родителям и воспитателям предлагается понаблюдать за ребёнком в течение 3-5 дней. Если он страдает от фобий, на это укажут определённые маркеры:

  • частая смена настроения;
  • мускульное напряжение, мышечные конвульсии в области лица и шеи;
  • чрезмерная возбудимость, нервозность;
  • плаксивость, капризность;
  • отсутствие аппетита;
  • нарушения сна;
  • трудности в концентрации внимания.

Для диагностики ночных кошмаров используется полисомнография. С помощью компьютерных программ проводится наблюдение за ребёнком, пока он спит. Результатом является гипнограмма, содержащая информацию о качестве и структуре сна, количестве и продолжительности стадий и фаз. На его основании делается вывод о наличии или отсутствия патологии и назначается лечение.

Терапия и коррекция

Со страхами у малышей может справиться обычный педагог-психолог в детском саду. Психология располагает богатым выбором техник, методов и приёмов. Чаще всего их коррекция производится посредством арт-терапии. Она позволяет:

  • избавиться от негативных эмоций, напряжения, агрессии;
  • разрешить неосознаваемые внутренние конфликты посредством зрительных образов;
  • невербально проявить мысли и чувства;
  • развивать чувство внутреннего контроля, чтобы самостоятельно бороться со своими фобиями.

В зависимости от возраста, способностей и личных предпочтений для коррекции используются не только рисование, музыкотерапия, лепка, пескотерапия и танцы. Сюда относится бисероплетение, шитьё, резьба по дереву, мозаика, оригами и многие другие проявления творческого начала. Выплёскивая свои переживания, боязнь наружу, ребёнок освобождается от них.

Сказкотерапия, психодрама и ролевые игры — ещё одни эффективные методы коррекции, но их уже чаще всего используют психотерапевты. Здесь нужно правильно подобрать материал, распределить роли, скорректировать межличностные отношения. Ребёнок, боясь какую-то конкретную ситуацию, понимает, что это сиюминутная эмоция, с которой можно справиться и больше не возвращаться к ней.

Коррекция подростковых панических эмоций чаще всего ведётся в группах. Это позволяет избавиться им от тех социальных фобий, которые присущи данному возрасту. Разговоры по душам и ролевые игры помогают раскрепоститься и приобрести уверенность в себе. В качестве домашних заданий выступают различные упражнения-адапторы к стрессам и аутотренинги (посредством аффирмаций).

Если фобия у ребёнка оказалась запущенной и её причина не выявляется, возможно, помогут последователи Зигмунда Фрейда. Его книга «Психоанализ детских страхов» в своё время вызвала бурю протестов. В ней содержатся шокирующие реальные истории, с которыми сталкивался в своей практике знаменитый австрийский психолог. Он акцентирует внимание на сексуальных составляющих подсознания даже у малышей, что могут принять далеко не все родители. Поэтому данное направление в коррекции детских страхов используется крайне редко.

Постоянная работа со страхами у детей со стороны родителей и с привлечением профильных специалистов даёт достаточно быстрые и эффективные результаты. Главное — не упустить тот момент, когда они перерастают в нечто большее и могут сказаться тяжёлыми последствиями для психического здоровья.

Читайте также: Школьная дезадаптация

Бу! Кем пугают детей в России, Бразилии и Японии

«Ложись спать, а то прилетит Баба-Яга и заберет тебя!». Ну, или Бабай может совершить аналогичное злодеяние. А также Серенькой Волчок («и укусит за бочок»). Кем нас только не пугали в детстве? Сейчас вспоминать об этом смешно, а еще интересно, ведь детей в Англии, Испании или Бразилии учат вовремя ложиться спать, уважать старших и убирать за собой, пользуясь совсем иными страшными-ужасными героями. Какими же? Сразу скажем, японским детям повезло меньше остальных, их чудовище реально страшное.

С русскими «пугалками» более-менее понятно: сказочная Баба-Яга, Волчок опять же, Кощей, Соловей-Разбойник, Бабай или Бабайка, который появился в отечественной культуре лишь в начале XX века. Посмотрим на Запад.

Бугимен, Англия

Этим «товарищем» пугают детей в Англии, если они плохо себя ведут. У британцев есть старуха Пэг Паулер, которая жила в воде и могла утащить на дно, если что (под «что» подразумевается купание вместо воскресного чтения Библии). Сюда же можно отнести Дженни Зеленые Зубы и Длиннорукую Нэл — все они только и делали, что топили хулиганов. Но «королем» детского ужаса был и остается Бугимен — существо без определенных черт, от прикосновения которого все тело могло покрыться бородавками. В фантазиях ребятни это чудовище принимало самые изощренные формы. Бррр, неприятно! Особенно, когда ты лежишь ночью, а Бугимен вылезает из шкафа или из-под кровати, где прячется от дневного света в светлое время суток. Свет сегодня на ночь лучше не выключать.

Костоправ, Канада и Франция

Кто такой этот Костоправ? Страшный мужик с мешком, в котором он держит непослушных детей. По ночам он бродит по городам и отлавливает тех, кто играет вместо сна. Костоправа можно найти под крыльцом дома, там он сидит чаще всего. По слухам, образ Костоправа появился где-то в XIX веке, когда анестезии не было и вывихи и переломы вправляли с жуткой болью и криками. Такое кого угодно напугает, не только детей.

Крампус, Германия, Австрия, Румыния, Венгрия, Чехия и Словения

В отличие от предыдущих двух, Крампус — не человек, а самое настоящее чудовище: косматое, лохматое, с клыками и рогами, с цепями на ногах и колокольчиком на шее. По легенде, оно сопровождает Святого Николая в канун Рождества и наказывает тех ребят, кто плохо себя вел в уходящем году. Что он делает с детьми, доподлинно неизвестно: по одной версии, засовывает малышей в мешок, по другой, уносит к себе в пещеру, где съедает на ужин, по третьей, Крампус живет в замке и любит сбрасывать хулиганов со скалы возле него в море. Это очень древний мифический персонаж, о нем говорится еще в дохристианском германском фольклоре, а также в древнегреческой мифологии. Во время христианства Крампус олицетворял самого дьявола. У этого героя даже день свой есть: в ночь с 5 на 6 декабря жители Альп наряжаются в его образ и пугают ребятню.

Черный Пит, Нидерланды

Есть несколько легенд: Черный Пит — это трубочист, мавр, пират или демон. Самая популярная гласит, что это чернокожий раб, которого освободил Святой Николай, с тех пор Пит — постоянный спутник Санта-Клауса. Если ребенок вел себя хорошо, Черный Пит принесет ему подарок, а непослушных лишит праздника, а то и вовсе подарит угольную головешку или утащит в своем грязном мешке. Черный Пит появляется только под Рождество, а все проступки всех-всех детей он записывает в специальную книжечку.

Тэк-Тэк, Япония

Японским детям «повезло»: их ночной кошмар и правда кошмарен. Тэк-Тэк — это призрак женщины по имени Касима Рэйко. Когда-то ее пополам переехал поезд (ну, привет, хоррор!), и с тех пор ее половина ползает по стране на локтях, оставляя кровавый след. Передвигаясь, она издает локтями звук «тэк-тэк-тэк», отсюда и ее прозвище. Тэк-Тэк найдет и разрубит пополам тех детей, кто допоздна заигрался на улице и не пришел вовремя домой.

Мужчина с мешком (Омбре Дель Косталь), Испания, Португалия, Бразилия, Аргентина и Чили

Этот тощий, высокий, старый и очень злой мужчина не просто ворует детей и засовывает их в мешок, он еще и съедает маленьких хулиганов. Правда в Бразилии его пыл несколько более умерен, в этой стране он просто продает детей в рабство. По легенде, в начале XX века в Испании жил некто по имени Фрациско Ортега. Он болел туберкулезом и тщетно искал лекарство. Один из знахарей порекомендовал Франциско пить кровь ребенка. Для этого больной человек выкрал мальчика и убил его. От болезни, естественно, это его не спасло, а вот казнь обеспечило.

Коко, Латинская Америка

Еще один кошмар из латиноамериканских стран, на этот раз призрак, темная тень на крыше, которая выслеживает детей, похищает и ест их. Он может просто выкрасть ребенка, но сделать это так, что отпрыска никогда ни найдут его родители. Коко считается противником Ангела-хранителя, дьяволом. По одной из легенд, в Коко может перевоплотиться один из умерших родственников, отличавшийся гнусным характером

Эль Кукуй, Испания и Португалия

«Эль Кукуй» — «кокос», а на испанском сленге — «башка» или «череп». Есть множество версий, как выглядит этот детский кошмар. Он может появиться в образе тыквы с вырезанным лицом, человека в темном плаще с капюшоном, из-под которого не видно лица, а также как женщина-дракон.

Ганс Трапп, Франция (Эльзас и Лотарингия)

Ганс Трапп — одновременно спутник и противник Святого Николая (Санта-Клауса). Он всегда одет в черное, в руках держит розги и цепи, носит длинную бороду и ревет страшным голосом. По легенде, когда-то он был живым человеком, причем очень и очень скупым, продал душу дьяволу, был отлучен от церкви и сослан в лес. Чтобы как-то выживать, он начал наряжаться огородным пугалом, нападать на детей из округи и есть их. Умер Трапп от удара молнии, но ежегодно в канун Рождества приходит и наказывает тех, кто плохо себя вел.

Дарья Лошакова

Должны ли дети бояться своих родителей.

Должны ли дети бояться своих родителей или нет, давний и спорный вопрос. Вступать в этот спор не моя задача. Своей задачей я ставлю освещение психологической составляющей страха перед родителями у детей. Дети, на мой взгляд, самые незащищенные существа, вызвать страх у них не составляет труда. Боязнь своих родителей, едва ли не главная причина многих проблем, которые неизбежно формируются вместе с появлением страха.

Страх имеет очень хорошее назначение в жизни каждого человека, он составляющая механизма выживания, сохранения жизни. Ребенок должен бояться в том случае, когда речь идет о защите своей жизни и мы, родители, поощряем развитие страха у детей в жизненно важных ситуациях, таких как: высоко, глубоко, горячо, острый предмет и т.д.

Существует мнение, что в пубертатном периоде многие подростки не совершают поступков, которые могут стоить им здоровья или даже жизни в целом, только по причине страха реакции родителей. Но чаще это происходит с детьми младшего возраста, именно они боятся своих родителей по-настоящему и этот страх ни с каким другим страхом не сравнить. Ведь родитель для ребенка младшего возраста это все. Жизнь малыша целиком и полностью зависит от взрослого, который может быть и не таким уж взрослым, по «психологическим меркам». Он сам может иметь огромное количество страхов, сформированных еще в своем, зависимом от родителей, детстве, которые спрятались в его подсознании и могут проявляться в самых неожиданных местах, в том числе и в воспитании собственных детей.

Для родителей страх может являться самым быстрым путем к согласию. Только этот страх не направлен на сохранность здоровья и жизни ребенка, скорее наоборот, это короткий путь к неврозам и не совсем здоровым поведенческим реакциям, усвоенным на всю жизнь. Зато он требует наименьшего количества умственных и эмоциональных усилий. Дети слишком слабы и малы для того, чтобы оказывать родителям сопротивление, они конечно пытаются это делать, но власть над ними родителей безгранична. Страх быстро и без особых церемоний заставит ребенка сделать то, что родителю даже не придется ему объяснять, и, конечно же, научит ребенка ограничениям.

Боясь родителей, ребенок получает не только физическую боль, что является частым случаем, но и душевную, ведь он вынужден бояться человека (людей), на защиту которых он рассчитывает в первую очередь. Происходит невыносимый диссонанс в чувствах ребенка. На передний план выходит страх быть отвергнутым, страх физического наказания, страх быть брошенным. Родители редко задумываются о том, какой ущерб они наносят своему ребенку, вызывая в них страх своими словами (бросить их, оставить и уйти) или действиями (физическое наказание, закрыть в туалете). Они используют страх как орудие в достижении своих целей, в надежде, что эти воспитательные меры не позволят ребенку не послушаться их в следующий раз или сделать что-то, что является запретом.

Используя страх как оружие, родители наносят невидимые раны ребенку, пока невидимые, которые впоследствии обязательно проявят себя в виде усвоенной реакции на действия других значимых для них людей. Дети, которых родители воспитывали в страхе перед ними, учатся сами себе внушать этот страх, кого бояться — они найдут. Выросшие в страхе перед родителями дети, не понаслышке знакомы с тревогой, стресс для них привычное явление. Из них вырастают и «бунтари», которые стараются не подчинятся любым законам. Они всячески стараются защитить себя от страха, используя для этого все способы, которые уже были усвоены в детстве: ложь, обман, лишь бы этот страх сохранялся в жизни, так как он становится неотъемлемой их частью. Подростки, которые режут себе руки и ноги, тоже знакомы со страхом своих родителей, неприятием и ненавистью к самому себе. Именно этому они научились у своих родителей.

Не все выросшие дети имеют подобные последствия, есть и те, которые понимают основы своего страха и стараются помочь себе, у них есть шанс исправить свое будущее, стать хозяином своих реакций, изменить свое отношение к прошлому и настоящему. Чтобы этот цикл не повторялся от поколения к поколению, его можно остановить на любом этапе своего развития, как взрослого осознанно смотрящего в будущее, изменяя его в настоящем.

На вопрос о том, должны ли дети бояться родителей, каждый отвечает сам, а вот информация о том, какие последствия этот страх несет для ребенка, может пригодиться всем, кого этот вопрос интересует.

Ваш психолог, Галина Журавлева.

Прочитать другие мои статьи и подписаться на новые публикации можно А также Вы можете записаться ко мне на личный прием или на онлайн-консультацию

Страх – это вполне нормальное явление в нашей жизни. Чувство страха испытывают все взрослые люди без исключения. Это чувство жизненно необходимо всем людям в целях самосохранения. И если ребенок испытывает страх – это хорошо. Например, если он боится попасть под машину, значит, он будет с особой осторожностью переходить дороги. Если он боится темноты, значит, он будет обходить небезопасные места.

Проблема возникает тогда, когда ребенок боится чересчур много. Когда чувство страха мешает ему спать спокойно, идти на прогулки, общаться и тому подобное.
С сильными детскими страхами необходимо обязательно бороться.

11 советов, которые помогут взрослым победить детский страх.
1. Никогда не называйте ребенка трусишкой или трусом, потому что ребенок будет себя чувствовать слабым и хуже ровесников.
2. Следует уяснить себе то, что ни один страх не возникает просто так без причины. Обязательно нужно выяснить эту причину. Конечно, взрослым очень часто эти причины могут показаться смешными и нелепыми. Но и такие причины необходимо устранять.
3. Нельзя игнорировать детские страхи или преуменьшать их. Если, например, ребенок просит оставить на ночь включенный свет, оставьте, пойдите ему навстречу.
4. Чаще говорите с ребенком о его страхах. Псхологи советуют сделать так, чтобы ребенок смог свои страхи нарисовать, а потом порвать рисунки. Такой метод является эффективным для детей в возрасте шести-семи лет.
5. Необходимо попробовать найти такие слова, которые помогут ребенку уменьшить его страх. Нужно попытаться объяснить ребенку, что не стоит что-то так сильно бояться.
6. Если ребенок очень боится что-то предметное, то, что можно увидеть или потрогать, то нужно попробовать поиграть с ним в игру, где главным объектом будет то, что символизирует у малыша такой огромный страх. Необходимо найти такой момент, в котором малыш увидит, что данный предмет не такой уже и страшный. Например, если ребенок боится кошек, то нужно поиграть с ним сначала игрушечными котятами, потом, когда ему понравятся такие игры, можно предложить большую плюшевую кошку. Понаблюдайте за его реакцией и поведением. Если начнет играть и с плюшевой кошкой, попробуйте поиграть немножко с настоящим котенком.
7. Есть такие страхи, от которых ребенка избавлять не нужно. Они должны со временем сами пройти или стать не такими острыми. Например, если ребенок боится воды, то можно сходить с ним в бассейн. Первые дни нужно быть с ним рядом и держать его за ручку, чтобы ему было спокойно и не страшно.
8. Как показали практика и различные исследования если в доме, где находится ребенок, тихо и спокойно, то и ребенок почти ничего не боится. В доме должна быть дружелюбная и искренне теплая атмосфера. В таком случае и малыш будет чувствовать уют, заботу и уверенность.
9. Не оставляйте ребенку времени и силы на то, чтобы он полностью застряг в своих страхах. Старайтесь, чтобы его день был насыщен яркими событиями и впечатлениями, увлекательными играми и полезными делами.
10. Отлично справятся со страхами сказки, главным героем которых будет именно объект страха. Если такой сказки не слышали и не знаете, придумайте!
11. Нельзя смеятся над детскими страхами, тем более, ругать его и дразнить за это. Не стоит также сравнивать ребенка с другими детьми.
Соблюдая приведенные правила, Вы без особого труда совместно с Вашим малышом сможете побороть чувство страха. Но, помните, что главными помощниками в избавлении от детских страхов есть жизненный опыт, знание детской психологии и Ваша интуиция.