Есть ли исповедь у мусульман?

Мусульманский этикет общения

Исламский этикет предписывает мусульманину быть вежливым в общении с другими людьми, даже с теми, кто не верит во Всевышнего. В Коране говорится: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит бескорыстных».

Если вы испытываете неприязнь к человеку, постарайтесь относиться к нему с возможным уважением. Правила общения предписывают сохранять со всеми добрые взаимоотношения. Пророк Мухаммад сказал: «Больше всего людей попадает в Рай за благонравие и богобоязненность».

Общие правила общения для мусульман

У мусульман особые отношения с единоверцами. Пророк Мухаммад сказал: «Где люди, которые полюбили друг друга ради Моего величия?! Сегодня они будут находиться в Моей тени, в день, когда нет другой тени, кроме Моей». Высшей степени единения невозможно достичь, если не соблюдать установленные правила общения.

Мусульманский этикет предписывает верующим скромность и кротость. Без этих качеств не предстать перед Всевышним. Сказано: «Тот, в ком есть хоть маленькая частица высокомерия, не войдет в Рай».

Желайте единоверцам того же, что хотели бы для себя. Ведите себя соответственно. Представьте, какое общение вам было бы неприятно, и не допускайте такого поведения. Запомните слова: «Не будет совершенной вера ни у кого из вас, пока он не пожелает брату по вере того, что желает и себе». Будьте справедливы к остальным больше, чем по отношению к себе.

Будьте готовы прийти на помощь к любому, вне зависимости от его деяний. Доброжелательность и милосердие – важные качества для истинно верующего. В хадисах говорится: «Аллах любит добродушного человека, с которым легко ладить». Только когда вы уверены, что вашу помощь обратят во зло, не нужно оказывать услугу.

Уважайте пожилых, а о тех, кто моложе, заботьтесь, ведь сказано: «Тот, кто неуважительно относится к старшим и немилосерден к младшим, не из нас». Старайтесь найти общие темы. Тех, кто выше вас по должности и почитаем верующими, уважайте вдвойне. Пророк Мухаммад говорил: «Когда к вам придет почитаемый в народе человек, отнеситесь к нему уважением». В случаях, когда высокопоставленные люди благосклонны к вам, используйте их великодушие, чтобы помогать нуждающимся.

А вот с теми, кто оговаривает людей, исламский этикет предписывает вести себя осторожно. Старайтесь ограничить общение с нехорошими людьми, но не ругайтесь с ними. Сказано в хадисах: «В Судный день перед Аллахом самым плохим человеком является тот, с которым люди, боясь его вреда, стараются обходиться по-хорошему».

Если у вас есть такая возможность, старайтесь мирить тех, кто ссорится. Пророк Мухаммад говорил: «Хотите, я скажу вам, что дороже намаза, поста и раздачи милостыни? «Да, скажи», — ответили сподвижники. Тогда он продолжил: «Это примирение людей. А разрыв отношений между ними, разлад сбривает религию».

Обязательно говорите салам и жмите друг другу руки. Наставляйте единоверцев, если они обратились за поддержкой. Сказано: «Тот, кто помог в нужде своему брату по вере, подобен человеку, который служил Всевышнему Аллаху всю жизнь», и также говорится: «Самое лучшее и одобряемое Аллахом деяние — это вселить радость в сердце верующего».

Во время беседы с другим человеком, помните следующие правила:

  • говорите так, чтобы вас было слышно всем, кто находится в помещении, но не очень громко, также следите за мимикой;
  • разговор должен начинать тот, кто старше, иначе это будет считаться проявлением неуважения;
  • не сквернословьте, говорите культурно;
  • не бойтесь признавать своих ошибок при разговоре;
  • к тем, кто старше вас, обращайтесь на «Вы».

Нельзя оставаться равнодушным, если с другим мусульманином происходит беда. Сделайте все, чтобы защитить его, ведь это – прямой путь в Рай: «Кто бы ни защитил мусульманина, эта защита станет ему в Судный день преградой между ним и огнем Ада».

Мусульманский этикет предписывает верующим просить милость Аллаха для чихнувшего и посещать людей, которым нездоровится. Обратитесь к Всевышнему, чтобы он помог выздороветь заболевшему.

Умершему мусульманину обязательно воздайте почести и проводите в последний путь, как это предписано в Коране. В хадисе сказано: «Кто бы ни сопровождал покойного мусульманина, тот получит вознаграждение, равное по величине горе Ухуд. Если он будет стоять рядом, пока не похоронят, то он получит вознаграждение, равное двум горам Ухуд».

Что строго запрещено исламом

Последователям ислама запрещается любыми способами наносить вред другому верующему. Нельзя говорить дурное о человеке или совершать поступок, который может принести кому-либо неприятности. Пророк Мухаммад говорил: «Совершенный мусульманин тот, от языка (злословия) и рук (вреда) которого спасены другие мусульмане»

Запрещено говорить неправду о людях или слушать, как на кого-то клевещут, поскольку сказано: «Клеветник в Рай не войдет». Ни в коем случае не обсуждайте человека, даже если по вашему мнению он сделал что-то неправильно. Говорится: «Прегрешения, того, кто скрывает недостатки мусульман, Аллах также не разгласит в этом и потустороннем мирах».

Если человек вас чем-то обидел, не обижайтесь дольше 3 дней. Старайтесь первым начать примирение: «Прощающему Аллах возвышает достоинство и степень». При этом не смотрите на единоверца, будто вы в чем-то лучше его.

Нельзя отправляться в гости, если вас не приглашали. Если же вы о чем-то договорились с другим человеком, строго запрещается нарушать слово. Пророк Мухаммад говорил так: «Договор — это долг».

Запомните и другие правила:

  • нельзя врать, приукрашивать информацию или пытаться казаться умнее остальных;
  • не перебивайте человека, пока он не закончит свою фразу. Сказано: «Лучше молчать, пока тебя не попросят говорить, чем говорить, пока не попросят замолчать»;
  • запрещено говорить только самому. Старайтесь вести активную беседу и дать возможность единоверцу высказаться;
  • нельзя хвалиться, даже если вы и впрямь многого достигли. Пророк Мухаммад говорил: «Двое из членов общины моей впали в неверие: порочащий другого из-за его происхождения и причитающий над покойником»;
  • если вы расстроены, нельзя вымещать злость во время разговора.

Взаимоотношения с людьми иной веры

В общении с не мусульманами следует руководствоваться основным понятием – справедливостью. В отношении тех, кто не является последователем ислама, запрещены любые противозаконные действия.

При этом разрешается сотрудничать с не мусульманами или общаться с ними. Не запрещено приходить в гости друг к другу и поддерживать дружеские взаимоотношения. Если человек ведет себя невоспитанно, нельзя уподобляться ему. В Коране говорится: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник».

Запрещено врать либо предавать человека, вне зависимости от того, приверженцем какой религии он является. Если разговор перешел в спор, нельзя забывать о терпении и справедливости. Аллах говорил: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо». Всегда будьте готовы проявить вежливость и учтивость.

Правила общения для женщин

В исламе правила поведения женщины с мужчиной зависят от того, кем он ей приходится. Представители противоположного пола относятся к одной из групп:

  • муж;
  • махрамы (близкие родственники);
  • не махрамы.

По сути, мусульманкам разрешено общаться только с мужем и близкими родственниками (своими и супруга). При них можно даже снимать платок. А вот любые контакты с мужчинами, с которыми теоретически возможен брак, нужно ограничить. Сказано: «Аллах запретил женщинам быть излишне любезными с посторонними мужчинами, чтобы не соблазнять людей, сердца которых поражены недугом, т.е. которые испытывают влечение к совершению грехов. Такие люди всегда готовы совершить скверный поступок, и порой для этого бывает достаточно малейшего толчка».

Потому мужчине и женщине, не приходящимся друг другу родственниками, не следует общаться без серьезной причины. Во время беседы всегда опускайте глаза вниз. Строго запрещено оставаться наедине с посторонним мужчиной. Тем более наложено табу на любые возможные прикосновения друг к другу.

От того, будете ли вы соблюдать правила общения, предписанные мусульманским этикетом, зависит то, как к вам будут относиться братья по вере, ведь речь всегда производит определенное впечатление на собеседника. Общайтесь с людьми так, чтобы у них остались только приятные эмоции после разговора, и будьте добры к окружающим. Сказано: «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и не уверуете, пока не возлюбите друг друга. Указать ли вам на то, через что вы полюбите друг друга? Говорите салам друг другу».

Покаяние (тауба) в Исламе

Покаяние (тауба) — то, с чего человек верующий начинает свой день, и то, что никогда его не покидает, становится неотъемлемой частью его духовной жизни.

Один из наших современников метко заметил: «Разве может быть пустословным человек, говорящий, что построил дворец или написал книгу? А ведь построить прекрасный дворец легче, чем выстроить, восстановить опустошенную душу. Написать ценную книгу проще, чем суметь поднять душу над легкомыслием и беспечностью. Покаяние является важной составляющей в душевном строительстве. Поэтому странно и удивительно, что люди могут говорить о покаянии без осознания и соответствующего внимания».

С точки зрения мусульманской этики покаяние требует от каждого в отдельности определенных усилий.

«Верующие! Кайтесь пред Аллахом (Богом, Господом) искреннейшим покаянием» (см. Св. Коран, 66:8).

Настолько правдиво, что человек без слов становится в душевной чистоте и искренности примером для других.

У имама ‘Али спросили о смысле покаяния, на что он ответил: «В нем (покаянии, правдивом покаянии) шесть составляющих: 1) раскаяние в совершенных ранее грехах; 2) восполнение пропущенных обязательств; 3) возмещение обид и нанесенного другим ущерба; 4) испрашивание прощения у тех, с кем спорил, враждовал; 5) вознамеренность не повторять впредь ошибок и прегрешений; 6) воспитание себя в покорности Всевышнему, как ранее воспитывал себя в грехе «.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) передал следующие слова Господа миров: «О человек! До тех пор, пока ты молишь Меня и просишь у Меня , Я буду прощать тебе несмотря ни на что! О потомок Адама! Даже если грехи твои по многочисленности своей поднимутся до небес, но ты все-таки раскаешься и попросишь Меня о прощении, то Я прощу тебе несмотря ни на что! Сын Адама, даже если ты придешь ко Мне с таким количеством ошибок, что ими можно было бы заполнить всю эту землю, но предстанешь предо Мною, являясь приверженцем Единобожия, то Я дам тебе столько же прощения Своего !».

Пророк также оповестил: «Сатана сказал Господу: «Клянусь Твоим могуществом и величием! Я не перестану вводить в заблуждение рабов Твоих (людей), пока их души не покинут тела !» Господь миров ответил: «Клянусь могуществом Своим и величием! Я не перестану прощать их (людей) , пока они просят у Меня о прощении «.

Посланник Божий (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Раскаявшийся в грехе подобен тому, на ком греха нет . Если Аллах (Бог, Господь) полюбит кого-то , то грех не причинит ему вреда». Затем процитировал аят из Корана: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит искренне кающихся и любит очищающихся «. У Пророка спросили: «Каков признак покаяния?» Он ответил: «Сожаление».

Три категории кающихся

По осознанию, глубине раскаяния людей можно разделить на три категории:

Первая — те, кто не имеет проницательности, не видит того, что стоит за тем или иным событием, поступком. Прегрешение или ошибка оставляют в их душе определенный отрицательный осадок. Для удаления его и возвращения себя в первичное легкое состояние души они, с упоминанием форм раскаяния и покаяния, устремляются всей своей сутью к Всевышнему Творцу.

Вторая — люди, обладающие проницательностью, приобретшие умение анализировать то, что в душе, и то, что происходит вокруг. При малейшем проявлении беспечности, легкомыслия, душевной пустоты они голосом сердца устремляются к Богу, к Его помощи, окрыленные заботой о возвышенности и духовной чистоте.

Третья — «глаза мои спят, а сердце бодрствует». Этот уровень устремленности к Творцу и связи с Ним практически недостижим. Он был присущ Божьим пророкам и посланникам Всевышнего Аллаха. Был ли дан кому-либо помимо них? Ведомо только Ему, Богу.

Покаяние — величественная клятва, исполнение которой зависит от мужественности и волевых качеств раскаявшегося.

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн Мас‘уд говорил: «Правдивая клятва — это когда ты больше не возвращаешься к греху, в совершении которого раскаялся ранее».

Сподвижник Пророка Джабир ибн ‘Абдулла говорил: «Кающийся (искренне раскаявшийся и навсегда оставивший свой грех позади) пред Всевышним — (по степени величественности поступка и вознаграждаемости) на уровне мученика за веру (отдавшего жизнь в защиту своей веры, Родины)».

На словах страшащийся Ада и продолжающий при этом грешить; рассказывающий о неописуемых красотах Рая, но крайне скупой на благородный поступок; вдохновенно говорящий о любви ко Всевышнему и посланнику Его, но при этом ни на шаг не приблизивший себя к пророческому наследию… Убеждения такого человека несерьезны. Покаяние для подобных людей — это перемена, передышка в нескончаемом потоке грехов и ошибок. В этом контексте интересны слова праведника Фудейля ибн ‘Ияда: «Наиболее бесчестный человек — совершающий один и тот же грех дважды».

Устремленность к Творцу и мольба о прощении должны быть в сердце любого мусульманина:

В одном из аятов Священного Писания люди с точки зрения наличия и отсутствия в их сути голоса покаяния делимы на две категории:

Этим аятом все люди разделены на (1) кающихся, раскаивающихся в своих ошибках, прегрешениях и (2) грешных, несправедливых к себе, к другим; жестоких, они даже и не думают исправляться. В ком умерло чувство раскаяния пред Богом и осознание своего греха, тот невежественен в ощущении истинного положения своих дел. Он далек от Господа и крайне эгоистичен в людской среде. Совесть его находится в заточении у низменных чувств и животных потребностей. Он редко когда считается с людьми. От такого человека можно ожидать чего угодно.

Важно отметить, что когда человек в полной мере устремлен к Творцу и чувствует единство с милостью Его и силой, слова «астагфирулла» (прости меня, Господи) не являются покаянием (тавба), он просто не совершает грехов, чтобы каяться. А произнесение «астагфирулла» стало для него средством укрепления связи со Всевышним, символом устремленности к Нему. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Люди, кайтесь пред Господом вашим! Я, поистине, прошу прощения у Бога и возвращаюсь к Нему (каюсь пред Ним) более семидесяти раз в день».

Человек верующий никогда не может быть до конца уверен в получении полного прощения, и это поддерживает в нем определенный трепет пред Аллахом, бдительность во взаимоотношениях с людьми, что в свою очередь становится определенным гарантом мирского и вечного благополучия. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) подчеркнул: » никого из вас и никогда они не введут в Рай! «. Сподвижники в недоумении спросили: «Даже тебя , о посланник Божий?» — «Да, даже меня, — ответил Пророк, — кроме как по милости Аллаха (Бога, Господа), проявленной в большей мере, чем мы того заслуживаем .

Наставляйте на верное (правильное) (погашайте долги, выполняйте финансовые обязательства)! Сближайте (приближайтесь к намеченным целям без фанатизма или промедлений) (делайте больше благого, приближающего вас к Богу)!

Пусть никто из вас и ни в коем случае не желает себе смерти! Если человек благороден, то у него еще есть возможность приумножить свои хорошие поступки, а если грешен, то может исправиться».

Разумный, проницательный и приобретший крупицы жизненной мудрости легко понимает, что окружающие его блага и достаток — это не то, что он заслужил и обязан получить, а то, что временно оказалось в его управлении и ведении в результате приложенных усилий и Божьей милости, благословения. Это касательно мирского. Что уж говорить о вечности, о райской обители, великолепие которой неописуемо словами и невообразимо разумом.

Для людей по-настоящему верующих покаяние, легкое естественное раскаяние и ощущение своей неполноценности пред Господом миров будет неотъемлемой частью внутренних ощущений, внешних проявлений и в Судный День:

«Верующие! Кайтесь пред Аллахом (Богом, Господом) искреннейшим покаянием. Велика вероятность, что Господь простит вам прегрешения и введет вас в сады , под которыми текут реки, в День , когда Он не будет позорить (срамить) Пророка , а также тех, кто уверовал вместе с ним. Их свет будет струиться спереди и по правую сторону от них. Они скажут: «Господи, доведи наш свет до необходимой полноты проявления и прости нас. Поистине, Ты можешь абсолютно все» (Св. Коран, 66:8).

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир . В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 28. С. 315.

См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 458, хадис № 4250, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 203, хадис № 3385, «хасан».

См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 203, хадис № 3386, «хасан».

В кораническом аяте применена усиленная форма слова «кающийся».

Св. Коран, 2:222.

См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 458, хадис № 4252, «сахих».

Слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в ответ на вопрос его супруги ‘Аиши.

См.: ад-Дайлями Ш. (445–509 гг. по хиджре). Аль-фирдавс би ма’сур аль-хытаб. Т. 2. С. 76, хадис № 2431.

Важно отметить, что сура, в которой упоминается данный аят, относится к сурам мединского периода. То есть обращение это направлено не к тем, кто только-только стал верующим в Единого и Вечного, а к тем мусульманам, которые прошли через значительные жизненные испытания и притеснения (в мекканский период, а также в начале мединского), достигнув впоследствии стабильности и непоколебимости вероубеждения и высоких нравов. См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Мадаридж ас-саликин. Т. 1. С. 184.

Можно ли мусульманам заходить в церковь

Современное общество с поощрения некоторых политиков допускает противостояние христиан и мусульман. Существует устоявшаяся точка зрения, которая выражается в невозможности сосуществования людей с различным религиозным воззрением.

В действительности, ни в одном религиозном писании, будь это Библия или Священный Коран нет указаний на противостояние. Более того, православная церковь не запрещает, а всячески поощряет интерес людей, интересующихся религией христиан, её устоями и канонами.

Ислам и христианство по мнению богословов

По мнению и мусульманских имамов, и христианских священников, и простых людей в наших религиях много общего. Достаточно привести несколько примеров из Корана или хадисов. В Священной Книге мусульман неоднократно упоминается с большим уважением о «людях писания», то есть христианах. Поскольку они являются проповедниками Божьего закона и смиренны перед Господом. Именно такими по мнению имамов и должны быть истинные мусульмане.

Есть известный факт, описанный в книге жизнеописания пророка Мухаммада, когда его последователи были защищены и спрятаны от язычников именно христианами. Они прятали мусульман в своих домах, когда те шли в Эфиопию, спасали их для благого дела, и с благословением отправляли дальше в путь.

Если вникнуть с суть обеих религий, то обнаружится много общего. Наши религиозные убеждения схожи и тем, что мы верим в единого Бога, и правила выполнения его законов у нас практически одинаковые. Вспомните семь заповедей Божьих, не они ли прописаны в Священной Книге мусульман?

Разница лишь в том, как выполняются священные молитвы и выдерживаются посты, но это в большей степени обусловлено религиозными традициями, исторической и территориальной привязанностью.

Существует ли запрет посещения церкви в Коране

Пророк Мухаммад в одном из хадисов говорит о том, что мусульманам запрещено посещать ритуальные сборища на языческих капищах. Это ни коим образом не касается православных ритуалов, которые совершаются в церкви. И если кто-то путает данные понятия и смешивает их в одно, он крайне ошибается. Нельзя автоматически относить христианские обычаи с языческими ритуалами.

В глазах главного Пророка мусульман христиане – это люди, стоящие на более высоком уровне, нежели древние язычники, исповедовавшие многобожие. Он приветствует христиан, и приравнивает их к истинным верующим в единого Бога людей.

  • Ни одного прямого запрета на посещение православного храма в его наставлениях вы не найдёте.
  • Более того, есть свидетельства, что, путешествуя по земле, Пророк иногда совершал молитвы в сооружениях, относящихся к иным религиозным конфессиям. Значит, он не видел в этом ничего греховного.
  • Дом, в котором живёт Бог, может быть посещаем всеми людьми на Земле, независимо от вероисповедания.

Мусульмане в православном храме

Заходить в культовые объекты, относящиеся к другим религиям, будь то православный или католический храм, синагога или буддийское сооружение мусульманам не запрещено. Другое дело личное желание каждого или запреты, вязанные с запретами в семье. Наиболее религиозные или ортодоксальные представители мусульманской религии по собственной воле не посещают такие здания.

  • Иноверцы могут войти в культовое сооружение иной веры, в этом не будет греха, сегодня туристический бизнес широко распространён во многих странах, люди путешествуют, познают страны, интересуются жизнью других народов.
  • Пожалуй, единственное условие, при котором стоит подумать, прежде чем войти в стены, это служба.
  • Если вы войдёте в церковь во время службы, тогда вы уже по собственной воле становитесь участником богослужения иного культа. И вот здесь уже могут быть запреты.
  • Осмотр здания изнутри в целях познания не воспрещается, а вот пребывание на службе может трактоваться уже иначе.

Впрочем, каждый решает сам за себя исходя из собственный религиозных воззрений и силы веры.

Православным также не запрещено бывать в синагогах, мечетях даже вовремя службы. Во многих мечетях проводятся экскурсии во время намаза. Нужно лишь вести себя подобающим образом и быть соответствующе одетым.

Можно ли мусульманам ставить свечи

Известно, что некоторые главы мусульманских стран при посещении православного храма ставят свечи, например, глава Казахстана, который в Рождество поставил свечку в соборе города Астаны. Конечно, этот поступок не прошёл незамеченным в исламском мире и был осуждён. Но многие трактовали этот поступок как дань уважения к Христианству и жест, символизирующий возможность договорённости между людьми, независимо от их вероисповедания.

  • Надо помнить, что обряды, совершаемые в разных религиях придуманы не Богом, а людьми, хоть и по его заветам.
  • Многие из обрядов и ритуалов претерпели за сотни лет изменения и исказились.
  • У мусульман есть чёткое воззрение на этот счёт, совершая обряды других религий вы совершаете тяжкий грех, который приравнивается к идолопоклонничеству.

Исключение может быть только в том случае, если вы сделали это по незнанию, но и в этом случае для очищения души потребуется много времени и усилий.

Намаз в православном храме

Многие люди, наверное, даже представить себе такого не могут. Между тем совершать намаз в православном храме, если другой возможности нет, не возбраняется. Более того, приветствуется, единственно что стоит сделать, это спросить разрешения на молитву у священнослужителя храма. В христианстве есть чёткое понятие: Божий дом должен быть открыт для всех Его детей без исключения.

Для мусульман исключением является: целование икон, зажжение свечей, осуществление крестного знамения. Все эти действия являются харамными, то есть запретными.

Итог

Все мы Божьи дети, несмотря на многие разногласия в религиях и совершаемых обрядам, молитвенное слово, обращаемое к Богу, является общим. Пусть мы молимся на разных языках, но все мы являемся Божьими созданиями, которых он любит, бережёт и ждёт с покаянием.