Это похороны

Как похоронить и поминать своего близкого?

Как действовать, если умер близкий и надо заниматься похоронами? Предлагаем пошаговую схему действий

  1. Что важно сделать до похорон
  2. Если покойный до похорон находится дома: ваши действия
  3. Как одеть покойного, полагая в гроб
  4. Если покойный до похорон находится в морге: какие вещи нужно собрать?
  5. Покойный до похорон в храме
  6. Траурное убранство дома
  7. Как правильно отпеть покойного, не путая православный обряд с язычеством
  8. Если покойный самоубийца, можно ли его отпевать
  9. Как отпеть заочно
  10. Что такое — похороны по-христиански
  11. Допустима ли кремация для христиан
  12. Как провести поминки, чтобы они не перешли в гульбище
  13. Что ставить на поминальный стол
  14. Рюмка водки для усопшего — языческий пережиток?
  15. Как заказать церковное поминовение
  16. Как правильно помянуть усопшего на третий, девятый, и сороковой день?
  17. Как поминать на Радоницу?

До похорон

Первое, что нужно сделать – оформить все необходимые бумаги. Сразу после смерти человека необходимо оформить бланк констатации смерти. Это делает врач.

Если человек умер днем дома, нужно вызвать участкового врача из поликлиники, если ночью – «скорую» (103 с городского и мобильного; 130 для абонентов МТС и Мегафон). Врач выдаст бланк констатации смерти.

Параллельно нужно оформить протокол осмотра тела умершего. Для этого вызывают сотрудника полиции (102 с городского; с мобильного 102 для абонентов Билайн; 120 для абонентов МТС и Мегафон). Если человек умер не дома, сотрудник полиции оформит и направление на судебно-медицинское вскрытие).

Затем нужно получить медицинское свидетельство о смерти.

Для этого нужно взять:

бланк констатации смерти, который оформил врач,
протокол осмотра тела умершего, который выдал сотрудник полиции,
медицинский полис умершего,
его амбулаторную карту (если она на руках),
паспорт,
паспорт того, кто будет заниматься оформлением,

и обратиться в поликлинику в регистратуру.

При отсутствии подозрений на насильственную смерть или на не естественную смерть (несчастный случай, суицид, автокатастрофа, падение с высоты, убийство и так далее) и наличии в районной поликлинике медицинской карты амбулаторного больного, участковый полицейский выписывает справку о ненасильственном характере смерти на имя главного врача районной поликлиники для получения «Медицинского свидетельства о смерти». Родственникам или иным законным представителям умершего необходимо принять во внимание и заранее учесть возможность получения в районной поликлинике «Медицинского свидетельства о смерти».

Районная поликлиника имеет основание для выдачи «Медицинского свидетельства о смерти» в случае оформленной медицинской карты амбулаторного больного, где отражено динамическое наблюдение за пациентом, установленный клинический диагноз, который сам по себе мог послужить причиной смерти. Но если с момента последнего наблюдения за пациентом прошло длительное время, районная поликлиника может отказать в выдаче «Медицинского свидетельства о смерти».

При отсутствии у районной поликлиники оснований для выдачи «Медицинского свидетельства о смерти», главный врач поликлиники может направить тело умершего для проведения патологоанатомического исследования в прикрепленный к поликлинике городской или районный морг лечебного учреждения по административно-территориальному принципу.

Вскрытие может не потребоваться (если родственники сами об этом не попросят), например, если умерла старенькая бабушка, которая долго болела, или если человек стоял на учете в онкологическом диспансере, и во многих иных случаях, когда очевидна естественная причина смерти.

Если же по каким-то причинам возникла его необходимость, свидетельство о смерти дают после вскрытия уже в морге. Родственникам нужно вызвать специализированную машину для перевозки покойного в морг (телефон службы должны знать медицинские работники), а после обратиться в морг с паспортами умершего и заявителя, чтобы оформить медицинское свидетельство о смерти.

Если человек умер ночью, тело могут перевезти в морг сразу. В этом случае родственники или полиция вызывают специализированную машину для перевозки тела покойного, и отдают сотрудникам этой службы бланк констатации смерти и протокол осмотра тела умершего, а взамен получают бланк направления в поликлинику, по которому можно получить амбулаторную карту умершего, если ее нет на руках. После получения амбулаторной карты с посмертным эпикризом необходимо с паспортами умершего и заявителя обратиться в морг для получения медицинского свидетельства о смерти.

Если человек умер не дома, необходимо вызвать специализированную машину для транспортировки тела в морг по месту смерти. Сотрудники этой службы заберут бланк констатации смерти, протокол осмотра тела и направление на судебно-медицинское вскрытие. Свидетельство о смерти выдадут в морге.

Если человек скончался в больнице, больничные врачи констатируют смерть и помещают тело покойного в больничный морг, там же делают вскрытие, там же выдают справку о смерти.

Получив свидетельство, нужно обратиться в ЗАГС и получить справку о смерти (форма 33) и гербовое свидетельство о смерти.

После этого при необходимости можно организовать машину для перевозки тела в морг по месту жительства, если изначально тело было отправлено в морг по месту смерти. Без гербового свидетельства о смерти перевозку тела в другой морг осуществить нельзя.

Получив все вышеперечисленные документы, нужно обратиться в ритуально-похоронную службу и оформить заказ на оказание ритуальных услуг и организацию похорон. Можно оформить заказ лично, обратившись непосредственно в бюро службы, а можно для оформления заказа вызвать агента.

О том, что полагается жителю Москвы бесплатно, смотрите .

Если покойный до похорон находится дома

Сегодня оставляют покойных дома очень немногие, как правило, тело перевозят в морг. Если же тело до похорон будет пребывать дома, на дом можно вызвать специалиста по заморозке и осуществить бальзамирование (процесс, который замедляет процессы разложения тела) на дому.

Если тело усопшего до похорон остается дома, после бальзамирования его принято омыть теплой водой, (если усопший – крещеный православный) читают «Трисвятое» или «Господи, помилуй».

После обмывания на покойного одевают в чистые, по возможности, новые одежды. Если усопший – крещеный православный, на него обязательно надевают нательный крестик.
Обмытое и убранное (одетое) тело покойного кладут на стол и покрывают саваном (белым покрывалом). Глаза покойного должны быть закрыты, уста сомкнуты (для чего в самые первые часы после смерти челюсть подвязывают, а перед положением во гроб повязку снимают). Руки и ноги усопшего также связывают, чтобы придать им полагающееся при похоронах положение (руки сложены на груди, а ноги вытянуты и прижаты друг к другу). Если этого не сделать, при трупном окоченении мышцы и сухожилия сжимаются, и тело человека может принять неестественную позу. Перед похоронами их, как правило, развязывают.

Когда тело усопшего обмыто и убрано, сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела». Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать родственники и близкие.

Перед положением усопшего в гроб, тело и гроб (снаружи и изнутри) окропляют святой водой.
В гробу под голову покойного кладут небольшую подушку, покрывают до пояса особым освященным покровом (погребальным покрывалом) с изображением креста, образов святых и молитвенных надписей (продается в церковной лавке), или же просто белой простыней.

В левую руку покойного полагают погребальный крест, на грудь — святую икону: по традиции, для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке, где уже все освящено). Непосредственно перед погребением иконку следует убрать – ее хоронить нельзя. Ее можно забрать и оставить у себя дома, а можно отнести в храм и поставить на канон – квадратный подсвечник перед распятием, куда ставят свечи за усопших (спросить у служащих храма), а по прошествии 40 дней со дня смерти близкого забрать и отнести домой.

На лоб умершего возлагают венчик — символ соблюдения веры усопшим христианином и совершения им христианского жизненного подвига. Венчик возлагается в надежде на то, что почивший в вере получит по воскресении от Бога венец нетления. На венчике традиционно изображается Спаситель, Божья Матерь и пророк Иоанн Предтеча. Венчик продается в церковной лавке.

Гроб с убранным покойником обычно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам.

Также возжигают лампаду или свечу, которая должна гореть до тех пор, пока покойный находится в доме.

Как одеть покойного, полагая в гроб

Раньше было принято одевать покойника во все белое, причем погребальная одежда готовилась заранее. Мужчине голову покрывали саваном – тонким платком с острым верхом и опускающимся на спину полотнищем, женщине светлым платком. Сегодня покойного принято одевать во все новое, чистое. Одежда должна быть закрытой, с длинными рукавами, небольшим вырезом у шей (без декольте), длина юбки у женщин — не выше колен.
Согласно христианской традиции, перед погребением тело покойного нередко одевают в светлые одежды — некий знак того, что успение есть не только скорбь расставания с ближними, но и радость встречи с Богом.

Одежда должна хорошо подходить по размеру. Если человек при жизни заготовил себе костюм или платье для похорон, его желание важно исполнить. На руке покойного, если он был в браке, можно, при желании близких, оставить обручальное кольцо.

Хоронить усопшего следует в обуви. Необязательно покупать «белые тапочки», просто обувь должна быть.

Военных людей обычно хоронят в парадной форме, с наградами.

Есть традиция класть в гроб книги, деньги, драгоценности, продукты, фотографии. С православной точки зрения — это пережиток язычества, когда считалось, что вещи будут продолжать иметь значение, могут «пригодиться» усопшему на том свете. Однако и христиане убеждены, что есть «вещи», необходимые для усопшего: любовь и молитвы о нем его близких, их милостыня и добрые дела в его память.

Покойный в морге

Если тело усопшего увезли в морг, туда необходимо отвезти чистую и, по возможности, новую одежду. Если покойный был крещеным православным, — также все необходимое для положения покойного в гроб: нательный крест, погребальный крест в руки, икону, погребальный саван, венчик.

Для женщин (по общегражданским обычаям похорон) привозят:
нижнее белье;
чулки (или колготки);
платье с длинным рукавом;
платок на голову (не черный);
туфли (или тапочки);
туалетная вода, мыло, расческа, полотенце (им обвязывают лицо покойного)

Для мужчин:
нижнее белье;
носки;
бритва;
майка, сорочка белая;
брючный костюм черного/серого цвета
туфли/тапочки
туалетная вода, мыло, расческа, полотенце.

Если ваш усопший – верующий, можно попросить работников морга подготовить тело к похоронам с учетом православных традиций (обычно работники моргов их прекрасно знают).
Дома об усопшем православном читают канон «Последование по исходе души от тела», а затем Псалтырь.

Если смерть наступила в течение восьми дней от Пасхи до вторника Фоминой недели (Радоницы), то помимо, «Последования по исходе души» читают Пасхальный канон
В Православной церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири по усопшему вплоть до его погребения. Псалтирь читают и в дальнейшем в дни поминовения, а особо в первые 40 дней по кончине. Во время Пасхальной недели (восемь дней от Пасхи до Радоницы) в Церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона. Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить Пасхальным каноном. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь.

Покойный в храме

Раньше было принято оставлять тело покойного в храме, чтобы как можно больше близких могли бы поучаствовать в заупокойной молитве, которая продолжалась над гробом всю ночь и заканчивалась утром заупокойной Литургией и отпеванием.
Если речь о всенощной молитве и Литургии не идет, то держать тело в храме нет смысла.

Если вы оставили вашего усопшего в храме на ночь и вас попросили накрыть гроб крышкой, в этом не будет ничего неправильного. На отпевании крышку откроют, и вы сможете проститься с усопшим.

Траурное убранство дома

Принято особым образом убирать дом, в котором умер человек. Самый распространенный обычай – занавешивать зеркала, иногда — декорировать люстры черным крепом. Все это — не более чем дань традиции. Как и четное число цветов, принесенных на похороны. Никакого значения для посмертной участи покойного или жизни его родственников такие вещи не имеют.

Отпевание

На третий день после смерти усопшего хоронят (первым считается день смерти), хотя из-за различных обстоятельств день похорон может быть сдвинут. Если покойный – человек, крещеный в православной вере, перед погребением над ним совершает чин отпевания.
Это чинопоследование не совершается только в день Пасхи и в день Рождества Христова.
Отпевание православного христианина совершается только один раз, в отличие от панихид и литий – заупокойных служб, которые могут совершаться многократно.

Об отпевании лучше договориться заранее: прийти в храм и обратиться в церковную лавку или непосредственно к священнику. Там же подскажут, что для этого необходимо приготовить. В лавке могут назвать ориентировочную сумму пожертвования за отпевание. Если такой суммы нет, можно оставить деньги на собственное усмотрение.

Для отпевания гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю, т.е. ногами на восток, головой к западу.

При совершении чина отпевания родные и близкие стоят у гроба с зажженными свечами и молятся вместе со священником о душе усопшего. Свет свечи — символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, выражением светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. Свечи напоминают также о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом.

После возглашения «Вечной памяти» или после чтения Евангелия священник читает над усопшим разрешительную молитву. В этой молитве мы просим Бога о прощении грехов, в которых усопший не успел покаяться на исповеди (или забыл покаяться, или по неведению). Но это не относится к тем грехам, в которых он не раскаялся намеренно (или вообще не каялся на исповеди). Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего.

После этого провожающие, потушив свечи, подходят ко гробу с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается. (Если родные хотят попрощаться с усопшим на кладбище, они должны сказать об этом священнику и батюшка даст им землю с собой. На кладбище, перед тем, как гроб закрыть, родственники должны крестообразно посыпать закрытое покрывалом тело землей и накрыть крышкой).

Если отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.
Закрытый гроб с пением «Трисвятого» выносят из храма лицом к выходу (ногами вперед).
Возможно отпевание двух и более людей за один раз.

По церковным канонам, священник совершает отпевание в белых одеждах, как и при обряде крещения человека. Это имеет символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизнь Вечную. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека.

Никаких ограничений на участие в чине отпевания детей или, как утверждает «народное мнение», беременных женщин, — нет! Любой человек, если он хочет, может прийти и помолиться об усопшем.

Кого Церковь не отпевает

Не отпевает Церковь усопших, которые при жизни сознательно отреклись от христианской веры, и самоубийц, если только самоубийство не было совершено в состоянии психического расстройства. В этом случае подается прошение на имя правящего архиерея и справка из психдиспансера, оформленная в установленном порядке, за подписью главврача, на специальном бланке с гербовой печатью; архиерей по рассмотрении может выдать благословение на заочное отпевание.

Также следует обращаться к архиерею, если есть сомнения в том, что умерший покончил жизнь сам (например, это мог быть несчастный случай, смерть по неосторожности и др.).

Если доподлинно известно, что человек совершил суицид при отсутствии факторов, которые Церковь признает смягчающими, то не стоит пытаться обманом и манипуляциями получить благословение епископа. Хотя и следующий из любви, но все же обман не принесет душе усопшего пользы. В этом случае лучше усиленно молиться дома, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, то есть делать все, что может принести его душе утешение.

Заочное отпевание

Если нет возможности привести тело покойного в храм, а также нет возможности пригласить священника на дом, то в храме может совершаться заочное отпевание. Этот способ отпевания появился в советское время, когда у людей не было возможности найти или пригласить священника для очного отпевания.

Для совершения отпевания надо приглашать священника из православного храма, а не пользоваться услугами неизвестных лиц, предлагающих оные.

После совершения заочного отпевания родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землей крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребен (заочное отпевание может быть совершено также единожды, но в любое время, независимо от «срока давности» смерти), то землею с панихидного стола крестообразно посыпается его могила.

Если захоронение урны производится в колумбарий (хранилище урн с прахом после кремации), то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина.

Похороны

Вопреки существующему суеверию, гроб с телом покойного положено нести, по возможности, именно его близким родственникам и друзьям. Если по каким-то причинам (например, родственников и близких мужчин нет или они преклонного возраста и недостаточно сильны), можно попросить других людей помочь с выносом гроба.

Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь.

Если похороны начинаются из дома, то за час-полтора перед выносом гроба из дома, над телом умершего еще раз прочитывается «Последование по исходе души». Если тело усопшего находится в морге, то можно прочитать «Последование по исходе души» перед началом похорон в любом месте (дома, у морга).

Гроб выносят, обращая лицо покойного к выходу, т.е. ногами вперед. Верующие поют «Трисвятое».

Есть ряд суеверий, связанных со встречей с похоронной процессией: в народе есть мнение, что это «дурной знак». Согласно церковным представлениям, такая встреча не имеет никаких негативных смыслов, может быть, для кого-то встреча с процессией – возможность помолиться о покойном человеке. Представление о том, что похоронной процессии нельзя пересекать дорогу, скорее связано с выражением уважения к покойному.

Погребение может совершаться в любое время суток, а не только утром.

В могилу усопшего полагают лицом на восток. При опускании гроба верующие вновь поют «Трисвятое». Все провожающие бросают в могилу по горсти земли.

На могиле христианина ставится крест. Надгробный крест устанавливается в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест.

Если родственники хотят установить на могиле памятник или надгробный камень, выбор его формы, вида, размера и декора (даже если в нем присутствуют священные изображения) никак не регламентируется церковной традицией. Его можно выбирать по своему усмотрению.

По православным канонам, погребение усопшего христианина не должно совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.

Кремация

Кремация не является традиционным способом погребения для православных христиан, наиболее предпочтительным является захоронение тела в землю. Если такой возможности нет, кремация допустима. Для посмертной участи умершего вид погребения не играет никакой роли.

Поминки

После отпевания в церкви и предания тела земле на кладбище, родственники покойного устраивают поминальную трапезу. Эта традиция берет начало еще в первохристианские времена, когда в память покойного раздавалась милостыня нуждающимся и голодным.

Поминки можно устраивать на третий день по кончине (день похорон), девятый, сороковой дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день ангела усопшего (именины).

В будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу и воскресенье. Делается это потому, что только в субботу и воскресенье совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, где совершается поминовение усопших, а также совершаются панихиды.

Поминальные дни, выпадающие на первую неделю после Пасхи (Светлую седмицу) и на понедельник второй (Фоминой) недели после Пасхи переносятся на Радоницу – 9 день после Пасхи, который приходится на вторник второй после Пасхи недели. Это специально установленный Церковью день поминовения усопших, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь.

На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, убираться на могилах (но не устраивать на кладбище трапезу) и молиться.

Никаких иных ограничений в организации поминок в определенные дни нет! Разного рода представления о том, что, к примеру, в понедельник поминают только самоубийц и так далее, не имеют с церковной традицией ничего общего и ровным счетом ничего не значат.

Поминальный стол

Для поминального стола традиционными блюдами являются кутья и поминальные блины. Ими принято начинать трапезу. Однако это просто обычай. Если нет возможности приготовить их, переживать не стоит.

Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Мед предварительно можно развести в воде в пропорции 1/2 и в растворе прокипятить зерна пшеницы, затем раствор слить. Кутью из риса готовят так же. Варят рассыпчатый рис, затем добавляют в него разведенный мед либо сахар и изюм (промытый, ошпаренный и просушенный).

На поминальном столе разрешен алкоголь; кто-то из родственников может позаботиться о том, чтобы его количество соответствовало духу поминальной трапезы, а не шумному застолью.

Для верующих, если поминки совершаются в постные дни (когда не принято есть пищу животного происхождения), то и приготовленные для поминальной трапезы блюда должны быть постными. Остальные блюда готовятся по усмотрению тех, кто устраивает трапезу.

Христианская поминальная трапеза начинается и заканчивается всеобщей молитвой за покойного.

Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом?

С поминальным столом связано множество обычаев, не имеющих ровно никакого отношения к церковному пониманию загробной жизни. Например, существует обычай на поминках ставить рюмку водки и кусок хлеба, которые как бы предназначены поминаемому человеку (или выпивать за помин души усопшего на кладбище сразу после похорон). Нередко рюмка с хлебом ставятся перед фотографией усопшего. Если родственникам так легче, — никто не запретит им это делать. Однако никаких христианских смыслов этот обычай не отражает. Будет ли поставлена рюмка водки с хлебом или нет – это никак не повлияет на посмертную судьбу покойного.

Один из самых распространенных обычаев – не чокаться, поминая усопших, также только «народный», никаких христианских смыслов он не несет. Когда тело человека предано земле, Церковь предлагает близким и родственникам выразить свою любовь и добрую память об усопшем молитвой о его душе.

Церковное поминовение

Согласно вере Церкви, душа, отделившись от тела, в течение 40 дней проходит мытарства – особые испытания, проверку своей земной жизни. От того, как душа сдаст свой посмертный «экзамен», зависит ее участь и местопребывание до Второго пришествия Христова и Страшного суда.

Душа усопшего человека, при разделении со своим телом при смерти, сохраняет разум и волю, может о чем-то сожалеть, раскаяться, но уже не может ничего изменить в своей загробной участи, не может действовать, потому что разлучена с телом. Каким человек умирает, таким и предстает перед Богом. Но близкие способны своими молитвами, соединенными с молитвами всей Церкви, помочь своему усопшему. И в первую очередь – пройти испытания в эти первые 40 дней.

Об умершем человеке в первый же день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Он есть в молитвослове, можно найти текст в интернете.

Раньше, когда не было принято забирать тело умершего в морг, оно находилось дома, над ним читали Псалтирь, а приглашенный священник совершал литию. Смысл этого поминовения был в том, что об умершем шла постоянная молитва. Сегодня, когда до похорон тело усопшего, как правило, находится в морге, можно читать о нем Псалтирь дома, а также заказать чтение Псалтыря в монастыре.

Важно сразу после смерти человека, до отпевания и погребения, заказать в храме или монастыре Сорокоуст – в этом случае покойного будут поминать за Божественной литургией в течение 40 дней (когда душа будет проходить мытарства). Надо только уточнить, каждый ли день в храме служится литургия, и если не каждый, найти такой, где Литургия совершается ежедневно — как правило, это крупные городские приходы или же любые монастыри.

Третий, девятый, сороковой день

Дни особого поминовения усопшего – третий, девятый и сороковой после смерти.
Первым днем считается сам день смерти, даже если человек умер поздно вечером (до полуночи). Например, если человек скончался 1 марта, то девятый день – это 9 марта.

Почему же так важны именно эти дни? Известно откровение, данное ангелом святому Макарию Александрийскому (395): «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается надежда. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу. Поэтому Церковь совершает в третий день приношение и молитву за душу».

«С третьего по девятый день душе показывается Рай, обители святых. Если душа виновна в грехах, то при виде радости святых она начинает сожалеть о своей жизни и укорять себя. На девятый день душа вновь возносится ангелами на поклонение Богу».

После вторичного поклонения Господь «повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений. Душа пребывает здесь тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу и решается ее дальнейшая участь: назначается место, в котором она будет пребывать до Страшного судах», — пишет святой Макарий. Поэтому в этот день так важно молиться о душе усопшего.

Об усопшем можно заказать панихиду — заупокойное богослужение, установленное Церковью, которое состоит из молитв, в которых молящиеся уповают на милосердие Божие, прося о прощении согрешений умершего и даровании ему блаженной вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак то¬го, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихиды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потух¬нуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца.

Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти. Но очень хорошо молиться на панихиде, а также подавать записки на поминание и в другие дни.

Также можно попросить священника, предварительно договорившись, совершить литию – иной вид церковного поминовения покойного. Лития может читаться не только священниками, но и мирянами. Очень хорошо прочитывать литию на кладбище.

Поминовение на Радоницу

Радоница – вторник второй недели после Пасхи – день особого поминовения усопших.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – помогает христианам не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением (первое после Пасхи), а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Обычно накануне дня Радоницы (церковный день начинается с вечера) после вечернего богослужения или после Литургии в день Радоницы совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.

На кладбище обычно совершают литию (усиленное моление). Для этого лучше пригласить священника, если нет возможности, литию возможно совершить самостоятельно, прочитав Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище. Но можно и просто читать тропарь «Христос воскресе из мертвых», а также «Воскресение Христово видевши».

Погребение усопших по уставу православной церкви происходит на 3-й день после кончины человека. Обряды, совершаемые священнослужителями над телом христианина, обладают глубоким смыслом и основаны на догматах христианской веры. Они берут начало со времен апостолов Христа и первых последователей Мессии.

В Писании демонстрируется погребение Божьего Сына. Сначала совершалось омовение Его Тела, а после облачение в специальный наряд и положение в гроб. Подобные действия совершаются сегодня над каждым православным верующим.

Похороны в православии

Православные традиции похорон и поминок учат с колоссальным почтением смотреть на бездыханное тело верующего. Даже в руках смерти он остается членом Иисусовой Церкви, а его тело считается храмом, где ранее обитал Святой Дух. Через время это тело, по законам Церкви, оживет и приобретет качества нетления и бессмертия.

Православие о смерти:

  • Испытания души после смерти
  • Как пережить смерть близкого человека
  • Что такое отпевание и как правильно поминать усопших

Православные похороны

Каждый народ проявлял особое внимание к телам умерших сограждан. В погребальных обрядах выражались индивидуальный дух и забота о скончавшихся. Иудеи проводили короткие ритуалы, избегая бальзамирования и кремации, они намащивали тела благовониями, укутывали в тонкие полотна и помещали в пещеры.

В память о покойном ломали хлеб, посыпали собственную голову пеплом и нередко накладывали траурный пост.

Приготовление к погребению

Традиции похорон и поминок обладают глубочайшим смыслом и основываются на древнейших правилах первых христиан.

  • Тело последователя христианской веры омывают сразу после физической смерти. Этот обряд производят в знак абсолютной чистоты и непорочности духа, который предстанет в подобном виде перед очами Господа. Омовению подвергаются все части тела: используют теплую воду, обычное мыло и мягкую тряпку (губку).
  • Одновременно с ритуалом читают Трисвятую песнь, а также зажигают лампаду, которая должна гореть, пока в помещении присутствует тело покойного. К обряду омовения допускаются пожилые люди или чистые женщины, сами принявшие ванну.
  • После этого ритуала тело усопшего одевают в новые и стираные одежды, что символизирует нетление и бессмертие души. Вскоре после кончины христианин предстанет на Суде и даст отчет перед Всевышним Творцом за пройденную жизнь.
  • На человека надевают православный крест, а конечности связывают. Руки аккуратно складывают на груди таким образом, чтобы правая оказалась наверху. В левую десницу вкладывают небольшую икону (для мужчин — это образ Христа, для женщин — Девы Марии). Это показывает, что покойный верил в Божьего Сына, предал собственную душу Ему, а ныне переходит к вечному, пречистому и благоговейному лицезрению Святой Троицы.

На заметку! Для подкрепления авторитетности обряда омовения используют свидетельства писателей, живших после апостолов. Здесь описываются подробные указания по проведению обряда. В прошлом христиане свято заботились о теле усопшего, омывая его и воспевая псалмы царя Давида. Православные похороны

Погребение и его последовательность

  • При смерти православного верующего читают составленный по церковному правилу канон из восьми песен. Его применяют, так как перед кончиной человек испытывает естественное чувство страха. Священнослужители подтверждают: душа поддается этому аффекту при разлучении с физической оболочкой, к которой она сильно привыкла.
  • Сознанию человека особенно сложно в первые 3 дня после кончины: здесь люди видят Ангелов-Хранителей, которые сопровождали их все время после ритуала Крещения, а также злобных духов, вызывающих ужас своим отвратительным видом.
  • Канон следует читать для того, чтобы душа покойного нашла умиротворение в загробном мире. Близкие обязаны найти мужество и попрощаться с умершим родственником, исполнив молитвенное прошение перед Отцом Небесным.
  • Перед погребением тело христианина и его гроб символично окропляют святой водой. На лоб усопшего кладут венчик, который выдается священником для отпевания. Это символизирует, что православный верующий с честью оставил поле действий, победив в борьбе с тягостной жизнью и пугающей смертью. На венчике располагаются лики Божьего Сына, Богоматери и святого Иоанна Предтечи, а также надпись «Трисвятое».
  • Под голову и плечи усопшего христианина подкладывается ватная подушка, а тело покрывают белой простыней. Чаще гроб ставится в середине комнаты перед домашним иконостасом, лицо покойного должно смотреть на образы святых. Вокруг смертного ложа зажигаются свечи, предвещающие о переходе покойного верующего в области света и спокойствия.

Интересно! Монахов и священников традиционно не омывают после их кончины. Первых облачают в специфическое одеяние и укутывают в мантию крестообразным способом. Лицо монахов закрывают, указывая на его удаленность от мирских страстей во время земного бытия. Священников же облачают в церковные одежды, а на голову накладывают покров, говорящий о причастности духовника к Тайнам Господа.

Молитвы после омовения

Когда тело покойного христианина очистили от мирской скверны, начинают читать канон, который носит название «Последование по исходе души от тела». В припеве люди просят Господа об упокоении умершего, а в конце обращаются с просьбой о вечной помощи. Этот канон способствует облегчению душевных страданий покойного человека, сразу после смерти испытывающего неодолимую горечь от расставания с телом и внешним миром.

О заупокойной молитве:

  • Молитва Божьей Матери о новопреставленном
  • Молитвы за упокой души всякого усопшего христианина
  • Сорокоуст за упокой

Воспевая песню 5, священнослужители и родные просят Всевышнего о щедром помиловании усопшего. В песне 4 идет обращение к Святой Троице, которая способна озарить истинным светом омраченную суетностью мирской жизни душу.

Начальный тропарь — восхваление Богородице, родившей Спасителя без семени. Живые просят о спасении преставившегося человека.

Далее, в течение трех суток над телом усопшего возносятся слова Псалтыря, который разделен на 20 частей (кафизм) и начинается с прошения Господа о милосердии. В каждой кафизме присутствует троекратное восклицание «Слава», которое демонстрирует могущество и милосердие Небесного Отца. Затем воспеваются молитвы.

Псалтырь

Псалтырь читают без перерывов, пока гроб не будет погребен. К воспеванию допускаются благочестивые друзья, так как у членов семьи появляется множество хозяйственной работы по организации похорон. Псалтырь имеет колоссальное значение в ритуале прощания с телом.

Он живо воспроизводит душевные эмоции, сочувствует радости и печали, проливает яркий свет утешения в скорбящие сердца родных. Церковь разрешает произносить текст Псалтыря по своему усмотрению: возникает представление о том, что умерший самостоятельно обращается к Всевышнему ради помилования.

Ритуалы в храме

За один час до выноса тела из дома читают канон об исходе души. По традиции покойного выносят ногами вперед. Во время выноса поется молитва в честь Пресвятой Троицы. Это говорит о том, что усопший искренне исповедовался пред Господом и отныне переходит в Царствие Небесное, где будет обитать в качестве бесплотного духа, окружая Престол и воспевая хвалу.

  • Когда тело привозят в храм, его размещаются посредине, лицом к священному алтарю, а по 4 сторонам возжигают лампады. Церковь учит: на 3-й день кончины тонкая оболочка (душа) покойного христианина испытывает жуткие страдания, хотя тело остается мертвым и бездыханным. В этот сложный период усопший чрезвычайно нуждается в помощи от священнослужителей, поэтому над его гробом читают специфические каноны и Псалтырь, а также проводят обряд отпевания, который состоит из литургических песнопений, кратко иллюстрирующих судьбу человека.
  • Греховность не убивает в душе людской славы Господа, поэтому Церковь просит о милосердии и праве каждого праведника войти в Небесный Град.
  • Чтобы поддержать человечество и избавить сердца людей от печали и опасных сомнений, которые порой рождаются при виде смерти, апостол Павел величественно утешает нас, перенося религиозную мысль за пределы тленности и раскрывая божественные тайны дивного преображения праха в вечный дух. К тому же сам Иисус-Спаситель, облачившись в одеяния священника, аллегорично обнадеживает родных усопшего, когда в храме читают Евангелие от Иоанна. После этого провозглашается разрешительная молитва, уничтожающая мирскую греховность умершего христианина.
  • Ритуал прощания состоит в целовании и пении над гробом умиляющих стихир, где говорится о том, что усопший оставляет бренность, суету, обретая успокоение по милости Всевышнего Господа. Родные смиренно обходят гроб, кланяются и просят простить их за нелепо нанесенные обиды. Последний поцелуй направлен на венчик или небольшую икону, располагающуюся на груди.

Отпевание православным чином

  • Наконец, покойного закрывают простыней, а батюшка крестообразным движением посыпает тело землею, произнося священные слова. Гроб запечатывают и уже не открывают более. Когда умершего выносят из пределов храма, родные поют «Трисвятую»

На заметку! Если церковь располагается на большом расстоянии от дома почившего христианина, совершается заочное отпевание, которое заказывается родственниками в ближайшем монастыре.

После ритуала в правую руку покойного вкладывают разрешительный молитвенник, а на лоб традиционно кладут бумажный венчик; во время прощания тело, укутанное в простыни, посыпают землею крестообразным образом.

Собственно ритуал погребения

В самой могиле покойного человека поворачивают лицом на Восток, что символизирует ожидание церковного утра (второго пришествия) Божьего Сына. Когда гроб неспешно опускают в подготовленное пространство, вновь поется «Трисвятая» молитва. Перед закапыванием все присутствующие бросают в яму комок земли. Это говорит о покорности высшему провидению.

Крест, являющийся символом спасения, ставят в области ног покойного. Отныне христианин, верующий в распятого Спасителя, покоится долгим сном смерти под опекой Отца. Крест должен быть правильной формы и восьмиконечный.

Елейное масло традиционно не возливают на мертвое тело и не кладут его в гроб, оно используется только при жизни для исцеления.

Православная традиция благословляет людей, помогающих проводить ритуалы омовения, облачения в чистые одежды и погребения. Считается, что эти действа являются последней и необходимой милостью, которую мы способны оказать для отошедшего в мир иной христианина.

Поминовение

Церковь постоянно возносит молитвы о тех, кто прошел свой жизненный путь. Она также разрешает совершать частное поминовение, если у родных возникло благочестивое желание.

  1. На третий день этот ритуал проводится по апостольской традиции, так как православный верующий крещен во славу Троицы. Кроме богословско-философского значения здесь обнаруживается и мистическое, затрагивающие загробную жизнь души. Ангелы объясняли значение поминовения третьего дня святому Макарию. Душа, еще привязанная к мирскому, первые 2 дня скитается около собственного дома, в котором происходит отпевание, в сопровождении божественных ангелов и пытается вновь получить тело. Благочестивое же сознание возносится на третьи сутки, подобно Христу, в Небесную обитель.
  2. На девятый день Церковь совершает молитвенные прошения и делает бескровные жертвы. Душе в течение 6 дней открываются красоты Рая, где она прославляет Бога, забывая о страданиях, которые были основаны на связи с телом. Однако грешники при виде наслаждений укоряют себя до той поры, пока не получают помилование.
  3. 40-дневный период, который предназначен для полноценного поминовения над усопшими. В течение этого времени Святая Церковь читает молитвы, просит особенной милости, приносит бескровные жертвы, смиренно испрашивает благодати для усопшего христианина. С 9 по 40 день душе показывают адские чертоги, где демонстрируются ужасные страдания грешников. Спустя 30 суток скитания по Геенне огненной она возвращается на поклонение и ждет, какое место ей определит Всевышний.

Православные традиции похорон и поминок показывают особенное отношение Церкви к каждой личности. Религия всячески заботится о чистоте и помиловании души, а усопшее тело проходит обряды омовения, облачения, отпевания и погребения.

Важно! Все эти ритуалы делаются с особенной тщательностью, чтобы подготовить умершего человека к встрече с Богом, которой определит его дальнейшую судьбу согласно прожитой жизни. Отпевание и погребение по православному обычаю

Порядок действий после похорон в православной традиции

Первые 40 дней после похорон важно выражать скорбь молитвой и трауром, поминать умершего. Внешне это выражается в ношении одежды тёмных тонов и сознательном отказе от увеселительных, развлекательных мероприятиях. Существуют благочестивые обычаи: раздавать вещи и одежду умершего нуждающимся, милостыню, угощать трапезой нищих, стариков и детей.

Третий день после смерти:

После того как кинули последнюю лопату земли, на могилу укладывают венки, цветы и фото умершего. На могиле устанавливают деревянный крест, потом его можно заменить на памятник или плиту.

Можно помянуть умершего непосредственно у могилы. Рабочих, которые помогали закапывать могилу, стоит также угостить ритуальными блюдами. Трапеза, угощения — это форма милостыни, которую мы жертвуем другим людям. И функция этой традиции только в том, чтобы человек, угостивший кого-то, почувствовал умиротворение и вспомнил добрым словом покойного. По этой причине трапеза без молитвы и для соблюдения формы не принесёт пользы покинувшему этот мир человеку.

Четвёртый день после смерти:

Можно прийти на кладбище и помолится за умершего. Но не стоит приносить еду на могилу, ведь это языческая традиция. С точки зрения православной традиции, от такого угощения будет польза только бродячим животным, обитающим на кладбище.

Девятый день после смерти:

На девятый день после смерти важно поминать умершего самостоятельно и в церкви, ведь считается, что в этот день душа предстает перед Всевышним. На девятый день близкие молятся за усопшего и просят Судью Небесного о водворении своего чада со святыми душами.

Сороковой день после смерти:

Сороковой день после смерти считается особо важной датой. В этот день молитва во спасение души умершего должна особенно важна, так как побывав в аду и посмотрев на то, как мучаются нераскаявшиеся грешники, душа умершего предстает перед Господом. На сороковой день она опять видит Господа, и тот решает её судьбу до Страшного суда.

Год после смерти:

Спустя год после смерти человека его близким стоит прийти на кладбище и помянуть покойного всем сердцем. Будет хорошо, если это сделают хотя бы его ближайшие родственники умершего.

Поминки после похорон

Поминки — не церковная традиция, но благословлена ею. Включает в себя поминовение молитвой и трапезой.

Поминки на третий день

Поминают в честь воскрешения Христа и во славу образу Пресвятой Троицы. Первые два дня после смерти считается, что душа вспоминает свои хорошие и плохие дела, парит над Землёй вместе с Ангелом по местам, которые напоминают ей о земном счастье и горе.

На третий день Господь вызывает душу к себе. Душа предстаёт пред лицом Бога, а близкие на земле поминают её молитвой и добрыми словами, тем самым помогая. В этот день после погребения проводят поминальный обед. Стол накрывают либо дома, где жил покойный, либо в нейтральном месте – главное не делать из поминовения и прощания пьяное застолье.

Девятый день

Поминают именно на девятый день во славу девяти ангельских чинов, которые ходатайствуют Богу о помиловании умершего. Шесть предыдущих дней душа вместе с Ангелом находится в раю и созерцает его красоту. В эти дни она думает о прожитой ею на земле жизни. И в этот день душа опять предстаёт перед Богом.

Сороковой день

В сороковой день после похорон определяется, где будет пребывать душа покойного до Страшного Суда: в аду или раю. Также сорок дней – срок, после которого Иисус Христос вознёсся на небо после своего воскресения. 40 суток пророк Моисей постился на горе Синай, после чего получил от Бога Скрижали Завета.

Год

Самый большой литургический цикл длится год. Когда начинается новый год, по новой повторяются неподвижные христианские праздники. Поминают в этот день потому, что дата смерти — это день рождения в вечной жизни.

Дни и праздники, когда принято приходить на могилу

Придя на могилу, принято помолится своими словами за усопшего или совершить литию — краткий чин панихиды. Можно прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Важно не только поправить и подновить памятник и ограду, посадить цветы и небольшие деревья, но и вспомнить близкого человека добрыми словами. Этими действиями живые как будто бы ухаживают за душой умершего и напоминают себе о своей собственной связи с вечностью.

Дни поминовения:

  • день рождения усопшего;
  • день смерти;
  • день ангела.

Вселенские панихиды

  • Родительские субботы второй, третей и четвёртой седмиц Великого поста

В эти дни Великого поста, церковь призывает быть в христианской любви и мире и с живыми и с мёртвыми. Необходимо совершать в эти дни молитвы поминовения усопших.

  • Суббота мясопустная

Одноимённая неделя посвящена напоминанию о Страшном Суда. Церковь во имя этого просит не только за живых людей, но и за всех от века умерших, живших в благочестии. Особенно молятся за умерших внезапной смертью. Церковь молит Господа о прощении их. Такое церковное поминовение приносит большую пользу душам умерших.

  • Суббота Троицкая

Этот праздник установлен в честь события сошествия Святого Духа, которое завершило домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие.

  • Радоница или Фомин вторник

Отмечается на второй вторник после Пасхи.

Этот праздник с одной стороны отмечают во славу сошествии Иисуса во ад и его победы над Смертью. В этот день родные и близкие приходят на могилы усопшего с благой вестью о Воскресении Христовом. Во время Пасхальной недели панихиды не служат.

Возможно, вам будет интересно:

  • Поминки в Москве
  • Поминовение
  • Все дни поминовения в православном календаре

Что кладут в гроб?

Смерть близкого человека всегда неожиданная. Но задачей родственников являются достойные проводы покойного в последний путь.

Что кладут в гроб женщине?
Что класть в гроб мужчине?
Можно ли класть вещи в гроб?
Можно ли класть деньги в гроб
Что нельзя класть в гроб умершему?
Правильная подготовка к похоронам, их проведение по всем традициям зависит от знаний и общепринятых правил. Их существует немалое количество, но самый важный вопрос, который часто возникает – что кладут покойнику.

Священнослужители постоянно твердят, что близкие умершего не обдумывая складывают личные вещи. Такие поспешные решения приводят к тому, что душа усопшего не сможет обрести вечный покой. Таким образом, и родственники не получают полного спокойствия. Поэтому очень важно знать, что можно положить. Часто родные жалуются на то, что умерший человек приходит во снах, постоянно прося что-нибудь. Тогда необходимо в церкви поставить свечу за упокой и прочитать молитву. Вещи, которые просил скончавшийся, должны быть отданы бедным людям, нуждающимся в них.

Многие люди интересуются, что нужно сделать для покойного до того, как он отправится на кладбище. Прежде всего, перед тем, как поместить его в гроб, все окропляется освяченной жидкостью. Затем обязательно кладется небольшая подушка, погребальное покрывало (со священным крестом, образами святых, молитвенными надписями на изображении), которым накрывают тело до пояса. Если такового нет, можно накрыть простыней белого цвета.

Левая рука умершего держит погребальный крест, а на груди размещена освященная святая икона. Традиция изображения иконы:

  • у мужчины – образы Спасителей;
  • у женщины – образы Божьей Матери.

Главное и очень важное правило – перед погребением, на похоронах, иконки убираются. По православным законам хоронить иконы строго запрещено. Родные могут взять их к себе, оставив в доме, а другой вариант – понести их в церковь, поставив на каноны (подсвечник квадратной формы, расположенный перед распятием Христа), где ставятся заупокойные свечи. После того, как пройдет сорок дней после кончины, икону забирают из храма и относят в свой дом.

На лоб возлагается символ, который подтверждает наличие православной веры и то, что умерший совершил христианский жизненный подвиг. Это нужно для надежды почившего получить от господа нетленный венец. Венчик должен иметь изображение Спасителя, Божьей Матери, пророка Иоанна Предтечи. Его можно приобрести в специальной лавке при церковном дворе.

На гроб в могилу, после погребения, сверху каждый пришедший на похороны должен кинуть по горсти земли, сказав: «Земля тебе пухом». Бросать нужно только от себя, стоя лицом к могиле. В других случаях, вы сможете навредить себе. После окончания процессии захоронения, нужно со всеми пришедшими отправиться на поминки. Там за поминальным обедом вспоминают все хорошее, что было связано с умершим, молятся за упокой.

Что кладут в гроб женщине?

Для начала требуется сложить все веревки, которые связывали руки, ноги покойнику, а также все, чем снимали параметры для приобретения. Такие же действия касаются гребешков, расчесок, которыми расчесывали скончавшегося. Обусловлено это тем, что данный предмет – носитель плохой, мертвой энергии. Такую вещь плохой человек может использовать для колдовских целей, если она попадет ему в руки.

Часто бабушке или другой умершей родственнице кладут те вещи, которые нравились ей при жизни. Это могут быть:

  • элементы одежды;
  • любимые книжки;
  • дорогие для человека аксессуары;
  • коллекционные предметы;
  • вещи, созданные ее руками.

Также не лишним атрибутом будут головные уборы (платки, шляпы, чепцы). Незамужняя девушка обязательно должна быть накрашена и одета в свадебный наряд, у изголовья кладется фата. Если умерла маленькая девочка, то ее одевают в красивое новое платье, а рядом помещают новые и любимые игрушки. Такие же вещи кладут при погребении беременных женщин, включая детские пеленки, подгузники, соски. Обязательно нужно положить крестик, с которым крестили усопшего. Если этот элемент остается дома, его в ни в коем случае нельзя носить.

Какие цветы выбрать на похороны? Юным и/или незамужним девушкам чаще всего несут цветы белого или розового цвета, которыми подчеркиваются красота, чистота, невинная душа. Женщинам старше 30 лет несут красные, желтые, оранжевые, сиреневые цветы. Что касается характера, то:

  • мягкость, спокойствие – это симметричные букеты с цветами пастельного тона;
  • яркость, активность – чистый, контрастный тон с асимметрией в сборке букета.

Очень важно при желании возложить цветы, использовать гербарий или искусственные цветочные изделия. Также не стоит забывать, что их сбор заранее, а также хранение в доме – строго запрещены. Живые букеты бросают на путь, по которому понесут тело (то есть перед началом похоронного процесса), а также возлагают на могиле.

Что класть в гроб мужчине?

Умершему мужчине кладут всю православную атрибутику, как и женщинам. К православным атрибутам относятся:

  • одежда для погребения;
  • венчик;
  • рукописи;
  • погребальный и нательный крестик в левой руке;
  • саван или погребальная пелена.

Помимо вышеперечисленного, если покойник при жизни был госслужащим и у него была форма (военная, пожарная, полицейская), она кладется ему в гроб вместе с фуражкой и медалями. Если, будучи живым, человек попросил похоронить его в этой форме, желание обязательно учитывается. Когда умирает ребенок, маленького мальчика одевают в красивый новый брючный костюм, а внутрь можно положить его любимые игрушки, машинки, конструктор и прочее.

Во время нахождения тела в доме и проведения похоронной процессии, у изголовья должна находиться икона. По православным правилам для людей мужского пола следует приобрести икону с изображением Спасителя.

Родственники усопшего часто задаются вопросом, какие цветы нужно нести на похороны. Для мужского букета характерно строгое, контрастное сочетание цветов:

  • белый – черный;
  • желтый – синий;
  • оранжевый – фиолетовый.

Если мужчина был очень активный и решительный, цветы в букетах должны быть асимметрично расположены. Ни в коем случае не стоит приносить мужчине разнообразные букеты розового оттенка с тонким или нежным ароматом.

Можно ли класть вещи в гроб?

Церковь придерживается мнения, что так, как мы пришли в эту жизни с пустыми руками, то таким образом нужно и уйти. Загробный мир предполагает полное очищение душ людей, избавление от мирских привычек. Захоронение личных вещей, например, крестика – это языческий ритуал, который мешает очищаться. Но близкие усопшего считают, что если не заполнить свободные места, то семья столкнется с новым горем. Поэтому необходимо точно знать, какую вещь можно положить, а какую нет.

К покойнику нужно положить только его личные вещи, которые никак не связаны с живыми людьми. Например, обручальное кольцо должно принадлежать исключительно ему, которое должно лежать рядом с ним, ни в коем случае не стоит надевать его на палец. Это же касается и наручных часов.

А кладут ли телефон в гроб? Убитые горем утраты люди, надеются на то, что смерть их родного просто литургический сон, но конечно, это не так. Поэтому хоронят мобильный телефон усопшего вместе с ним. Тогда начинают звонить, писать смс-сообщения, а после полной разрядки, оставляют голосовое уведомление.

Касаемо живых цветов, их нельзя складывать к телу. От веществ, выделяемых ими, тело начинает синеть, а также вызывает неприятный запах. Их помещают на могилу и желательно на ту сторону, где лежат ноги.

Иногда можно видеть наличие топора во время похорон. Так для чего нужен топор? В древние времена считалось, что железная вещь защищает от потусторонних враждебных сил.

Есть такие случаи, когда человек не успел попрощаться с родственником при жизни, поэтому он решается на то, чтобы написать письмо и захоронить его. Многие священники считают, что все теплые слова можно оставить на могильном камне, а не писать все на бумаге. Обуславливается тем, что почерк несет свою энергетику, и можно привязать себя к покойнику.

Фотография, как и письмо, несет свою энергию. На ней не должен присутствовать живой человек, так как это формирует связь потустороннего мира и реального.

Зачем класть расческу? Считается, что гребень, которым причесали скончавшегося, несет в себе энергию злой силы. Через него гадалкам будет легко навредить другим людям. Поэтому так важно схоронить гребешок. Также на покойного одевают тапочки, они могут быть необязательно белые, как это часто говорят. Лишь бы новые и хорошо подходили погребенному.

Если хоронят пожилого человека, который ходил с инвалидной тростью, можно и ее положить в гроб.

При похоронах маленькой девочки следует положить ее любимую куколку. Почему именно куклу? Потому что это символизирует чистую, невинную душу маленького ребенка. Да и покойной душе, и живым родственникам так будет спокойнее.

По желанию, можно положить спиртное. Зависит от того, любил ли человек при жизни выпить. В основном это вино или водка.

Можно ли класть деньги в гроб

Зачем кидают монеты? Многие люди думают, что после кончины, в параллельном мире, человек будет нуждаться в денежных средствах, чтобы обеспечить себя. Такая традиция постепенно уходит в прошлое, но находятся те, кто по-прежнему бросает туда мелочь.

Нужно ли это? Это необязательная процедура, она выполняется по желанию близких. Если у человека при жизни был кошелек с мелочью, то надо положить его к нему.

Можно ли класть икону в гроб?

По православному закону рука покойного держит крестик, а на грудь человеку кладут небольшую иконку. Но прежде чем хоронить, это все необходимо убрать. Такая икона хранится дома в закрытом ящике и достается только в особенный день (9 дней, 40 дней, 6 месяцев, каждый год в день смерти).

Какую икону нужно купить женщине? Женскому полу у изголовья стоит поместить изображение Божьей Матери, оно символизирует женственность. За некрещеного усопшего нужно молиться мученику Уару. Именно он отвечает за некрещеных людей.

Что нельзя класть в гроб умершему?

Запрещается помещать к покойнику фото живого. Это считается порталом в загробную жизнь.

Также запрещается укладывать в гроб живые цветы. Поверье гласит, что выпавший цветок распространит болезнь, которая повлечет смерть. Еще одним запретом является бросание своих монет, это сулит бедную жизнь (всегда пустой кошелек).

Телефон также не несет никакой важности, чтобы быть рядом со своим владельцем. Это исключительно прихоть родных и близких.

Как кладут цветы в гроб?

Цветы должны быть исключительно искусственные или настоящие, но засушенные под гербарий. При кремации они остаются на груди человека, с которыми он и будет кремирован. Живые располагают на урне с прахом (чаще всего это гвоздики, лилии).

Люди, впервые столкнувшиеся с таким горем, задаются вопросом, сколько должно быть цветков. У православных верующих число должно быть четным.

Поминки

Поминки – традиционный поминальный обед в память об усопшем, сопровождаемый молитвами, добрыми воспоминаниями и прощальными речами.

По православному обычаю поминки проводятся трижды. Первый раз – в день похорон, которые, как правило, проходят на третий день после кончины. Второй раз – на девятый день (девятины). Третий раз – на сороковой день (сороковины). Такой порядок освящен традицией и исполнен библейского смысла. Христиане верят: приняв смерть на Голгофе, Спаситель на третий день чудесно воскрес, и потому именно в третий день по смерти человека Христос призывает душу на небеса, чтобы та впервые предстала перед Богом. После этого ангелы в течение шести дней водят душу по райским обителям, показывая их неземную красоту. На девятый день душа снова призывается к Богу, чтобы во второй раз поклониться Ему. Затем ангелы сопровождают душу в ад, где она в течение тридцати одного дня созерцает страшные муки грешников. На сороковой день душа в третий раз возносится к Божьему Престолу. В этот час решается ее загробная судьба – в аду или в раю она будет пребывать до Страшного Суда. Церковь учит, что каждый из этих трех этапов – большое испытание для души, и потому так важно в назначенные дни заказывать в храме литургию по усопшему и молиться о нем за поминальным столом.

Поминальный стол должен быть простым – здесь неуместны роскошь, изобилие блюд и напитков, как во время праздничного застолья. Если вы следуете православной традиции, то постарайтесь воздержаться от спиртного – Церковь не одобряет пьяных поминок, а народный обычай ставить для покойного рюмку водки, накрытую ломтиком хлеба, считает грехом язычества. В любом случае, даже если вы не исповедуете никакой веры, не пейте лишнего, держите ум в трезвости, а сердце – в тишине. Поминальная трапеза – обряд, который помогает пережить боль утраты, обрести утешение в кругу друзей и близких, собравшихся почтить память покойного добрыми словами и светлыми воспоминаниями. Поэтому так важно, чтобы атмосфера за столом была умиротворенной и спокойной, не омрачалась выяснением отношений, суетными разговорами о посторонних вещах, политическими и бытовыми спорами.

Какие угощения подают к поминальному столу? Традиционные блюда – кутья, блины и кисель. Кутья – это каша из рисовых или пшеничных зерен, заправленная медом и сухофруктами (обычно – изюмом, но можно курагой, черносливом, финиками). Зерна символизируют воскресение мертвых, а мед с изюмом – духовную сладость райского блаженства. Кутья – главное блюдо, три ложки которого должны отведать все, начиная с близких родственников покойного и заканчивая случайными гостями. По православному обычаю, кутью освящают во время панихиды в храме, а если не было такой возможности – окропляют святой водой прямо на поминальном столе.

Блины – символ солнца и возрождения. Их подают к столу с медом. Выпекают по обычному рецепту (в постные дни – на воде и дрожжах, без добавления яиц и молока). Кисель подают в конце поминальной трапезы, гости пьют его прежде чем разойтись.

Кроме этих трех обязательных блюд принято готовить холодные закуски из рыбы, винегреты и салаты, а в мясоед – горячие мясные пироги, борщи, жаркое, голубцы.

Но если нет сил готовить, можно заказать поминальный обед в кафе. В конце концов не так важно, где и как пройдут поминки. Гораздо важнее, с каким чувством вы расстанетесь с умершим человеком и какую память о нем готовы хранить всю свою жизнь.