Евгений попиченко протоиерей

В ходе III Всероссийского слета православных центров помощи наркозависимым, который прошел на прошлой неделе под Екатеринбургом, с участниками форума встретился руководитель социального отдела Екатеринбургской епархии священник Евгений Попиченко, духовно окормляющий Православную службу «Милосердие». Лекция-беседа продолжалась полтора часа и была посвящена проблеме профессионального выгорания — актуальной теме для людей, занимающихся социальным служением.

Протоиерей Евгений Попиченко с 2002 года возглавляет отдел социального служения Екатеринбургской епархии. «17 лет милостью Божией еще живой под этим нелегким бременем социального служения», — признается отец Евгений. Сегодня социальный отдел ведет 20 проектов помощи старым, больным, одиноким и другим людям, попавшим в беду. В штате отдела 90 человек. При отделе есть некоммерческая организация «Православная служба Милосердие», в работе которой в постоянном режиме участвует порядка 800 добровольцев.

С проблемой профессионального выгорания (синдромом эмоционального выгорания) сталкиваются многие люди помогающих профессий. Отец Евгений рассказал, как сам после 10-летнего священнического служения столкнулся с выгоранием.

— Я всегда хотел делать свое дело добросовестно, без халтуры. Крестил, венчал, исповедовал, отпевал. Всегда хотелось сказать людям что-то хорошее. И часто бывало, что после совершения очередного Таинства люди искренне благодарили, крепко жали руку, обещали прийти в храм. «Мы придем, батюшка», — говорили они. И приходили… лет через пять с очередным ребеночком, покрестить. И так в моей жизни случилось выгорание. Я испытывал страшное неудовлетворение от своего служения. Я окрестил примерно 1000 человек, а наш приход не вырос ни на одного. Каждый год на Пасху причащалось одно и то же число прихожан…

А еще пришел на день рождения к своей тете. Там одна гостья подошла ко мне: «Ой, батюшка, я вас знаю! Вы меня крестили, я вам так благодарна, всегда вас вспоминаю». Но, когда дошло время до тоста, она что-то сказала и подарила… календарь майя». Я готов был под стол провалиться…

И тогда я стал искать, что же делать. Стал смотреть на разных приходах систему занятий с людьми по подготовке к церковной жизни. Так родилось целое направление нашей работы, и сейчас в социальном отделе есть отделение катехизации, в нем 2 сотрудника и 8 добровольцев. Мы помогаем узнать о Христе. У меня на приходе люди, входящие в церковную жизнь после крещения или после длительного перерыва, идут этим путем, и втягиваются, начинают раз в неделю приходить в храм и в течение полугода постепенно воцерковляются. И все сотрудники прихода (примерно 70 человек) и соцотдела — это люди, которые смотрят не друг на друга, а в одну сторону — в сторону личности Иисуса Христа. У нас одинаковое мировоззрение, осознанное стремление к Чаше Христовой и евхаристической жизни.

Отец Евгений рассказал об епархиальном реабилитационном центре помощи наркозависимым, через который прошло несколько сотен ребят, многие из которых смогли избавиться от зависимости. Священнослужитель отметил, что для победы над этой страстью, для спасения необходимо одно самое важное условие.

— Один мудрый священник, беседуя с семинаристами, задал вопрос: «Какой грех самый страшный, самый тяжкий?»

Сидящие в зале участники Слета высказали свои варианты ответа: измена, предательство, ненависть, неверие…

— Да, это именно неверие — с него начинаются все остальные беззакония, — отметил отец Евгений. — Если Бога нет в жизни человека, то все позволено. В этих словах Достоевского — правда Божия. Русский человек без православия сначала оскотинивается, потом осатеневает… Если человек, пройдя реабилитацию, проделав психологическую и духовную работу, не становится церковным по духу человеком, то все усилия без толку. Рано ли поздно он возвращается к наркотикам, алкоголизму, азартным играм, распутному образу жизни. Дьяволу-то без разницы, чем человека губить. Если человек не обретает Христа в сердце, то все остальное очень мало может ему помочь.

Ведущий отметил, что не случайно заповедь «Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» стоит прежде заповеди о почитании родителей, прежде заповедей «не убий», «не прелюбодействуй», «не укради».

— Каждый христианин в воскресный день должен предстать перед Богом, чтобы рассказать о том, как прожита неделя, и попросить благословения на неделю грядущую. Попросить за себя, свою семью, своих близких. И это не просто рекомендация — это закон, который заложен нашей природой. Бог так ее устроил, что если мы выпадаем из этого закона, то наша природа начинает разрушаться.

Отец Евгений отметил огромную важность смирения:

— «Воздаяние же бывает уже не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны», — эти слова преподобного Исаака Сирина являются эпиграфом к нашей сегодняшней беседе. Смиренным Бог дает благодать, потому что смиренный уподобляется Христу. Насколько человек прирастает в смирении, насколько смирение приобретается его сердцем — это ориентир, с которым можно сверять свой путь.

Ведущий рассказал историю из жизни знакомого сельского батюшки. Приехала к нему на приход гостья из Москвы и очень удивилась, когда священник остановил машину и посадил какого-то нетрезвого бродягу — довез его до дома, передал жене. «Зачем вы это делаете?» — спросила москвичка. Тогда батюшка достал Евангелие и зачитал: «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35)

Отец Евгений привел и такие слова из Евангелия: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:24-26).

— Духовной жизни не бывает без подвига, в этом святые отцы едины. У святителя Тихона Задонского есть такие слова: «Венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бывает», — отметил отец Евгений. — Но сейчас у нас наблюдается опасное состояние, к которому многие стремятся: нам все время говорят, что надо жить, чтобы расслабиться. Дожить до выходных — и расслабиться. Дожить до отпуска — и расслабиться. Зона комфорта, в которой находится современный человек, является страшной зоной, где душа гибнет.

— Не так давно в нашем языке появилось выражение «синдром профессионального выгорания». Это состояние характеризуется эмоциональным истощением, равнодушием к своей деятельности, формализацией своего служения. Данное понятие ввел американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году, — отметил ведущий. — Часто приходится слышать «человек выгорел» — потерял внутреннее горение. Например, я общался с уважаемым мною священником, который признался: «Я потерял огонь в сердце. Очень увлекся строительством своего дома, а оно затянулось на 5 лет. Дом я построил, но потерял тот огонь, что был в сердце».

Оказывается, в Священном Писании звучат слова про выгорание. Вместе с ведущим участники беседы вспомнили евангельскую историю о десяти девах:

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. (Мф. 25:1-13)

— Сосуд в этой притче — наша душа, которая должна быть наполнена елеем. Елей — это благодать Духа Святаго, это энергия, которой живет наше сердце, наша душа. И нам нужно заботиться, чтобы наши сосуды своевременно наполнялись елеем. Светильники выгорают у всех, но мы должны помнить, что дождутся Жениха лишь те, кто разумно запасает и постоянно бережет елей. Кто не оставляет благодатной жизни, понимая, что душу нужно не только отдавать, но и приобретать, — объяснил протоиерей Евгений Попиченко.

Как техника нуждается в регулярном и своевременном техобслуживании, так и человеческую душу нужно поддерживать.

— Внутри нас очень стройный механизм, который Господь в нас вложил, и есть необходимые условия для нашей души, чтобы она не выгорела, чтобы не потерялась бодрость, целеустремленность, — отметил священник.

Он напомнил о 4-х источниках Божией благодати, к которым христианин должен припасть для наполнения своего «светильника». Это катехизис, молитва, дела милосердия, совершаемые во имя Христа, чтение Священного Писания, учения святых отцов, житий святых.

Порой к разочарованию и выгоранию человека приводит неправильная мотивация, неверное целеполагание. «Если мы занимаемся социальным служением, чтобы всех спасти, всем помочь, то приходим к тому, что помочь всем невозможно, что победить наркотики нельзя. В итоге происходит надлом. К нему приводит и неблагодарность людей», — сказал ведущий.

Какой же тогда должна быть наша установка? Каким мотивом нужно руководствоваться, скажем, сестре милосердия?

— Вожделенный плод наших трудов — это смирение. И цель социального служения — приобрести смирение, — отметил ведущий. — Авва Дорофей говорит, что путем к смирению служат телесные труды, совершаемые разумно. Сначала я не совсем понял смысла этих слов. Но потом у святителя Игнатия Брянчанинова нашел объяснение: разумно — это когда человек несет свое служение с мыслью, что это покаянная епитимья за его прежние грехи, что это возможность искупить их перед Богом. И от такой мысли возникает верная мотивация.

Если сестру милосердия не принимают, обижают, она эти скорби «достойно по грехам своим приемлет». Если ее хвалят, она помнит, что «мы рабы ничего нестоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк, 17:10). Такой подход сохраняет и от печалей, и от самообольщения.

Уныние и меланхолия, отметил ведущий, часто возникают из-за того, что нарушен режим нашей жизни. Наш Бог — Бог порядка, а хаос — от лукавого. И, поскольку человек трехсоставен, то режим и порядок должны проникать и в духовную жизнь человека, и в душевную, и в телесную.

Говоря о духовном порядке, отец Евгений подчеркнул важность регулярного вкушения благодати Божией посредством Таинств (исповедь и причастие для мирян — раз в 2-3 недели) и вдумчивого отношения к причастию. Также важнейшим фактором духовного здоровья является регулярный режим предстояния человека пред Богом. Это участие в воскресных богослужениях и ежедневный молитвенный труд (минут по 20 утром и вечером нужно обязательно находить для встречи с Богом и относиться к этому максимально добросовестно). Также отец Евгений говорил о необходимости чтения Священного Писания и соблюдения постов, связывающих нас со Христом нашим состраданием Ему в эти дни.

Отец Евгений отметил, что наше тело — это инструмент в помощь нашей душе, что забота о нем и физические нагрузки также помогают противодействовать унынию и выгоранию. Ведущий рассказал, что знакомый ему спортсмен поделился таким наблюдением: гормон радости находится в… икрах. Бег, ходьба и вообще движение помогают человеку стабилизировать эмоциональное состояние. Участники беседы вспомнили фильм «Форрест Гамп», где главный герой, когда любимая его оставила, бежал 2,5 года… «Я своим сотрудникам постоянно напоминаю, что нужно ходить пешком. 7-10 километров нужно в день проходить», — сказал руководитель соцотдела Екатеринбургской епархии.

Не обошел ведущий в своей беседе и важность для человека духовного наставничества. «Послушанию можно научиться, только слушаясь. Без послушания нет смирения. Без смирения нет спасения, — отметил отец Евгений. — Но Дьявол часто забивает клинья в отношения между духовником и его духовным чадом, вызывая недоверие, подозрение. Поэтому очень важно вовремя высушивать это место, где развиваются такие духовные паразиты. Не нужно бояться открывать на исповеди моменты, которые касаются и самого духовника… Если духовник проявляет строгость, это хорошо, это забота. Воспитание невозможно без строгости… Но, если совет духовника кажется невыполнимым, можно честно сказать: «Простите, я выполнить не смогу. Можно ли по-другому решить вопрос?»

— Духовника не надо бояться и не нужно человекоугодничать, — резюмировал ведущий.

В заключение протоиерей Евгений Попиченко отметил, что все-таки пройти жизненный путь без скорбей невозможно:

— Как бы мы ни старались обезопасить себя, как бы ни настраивались на то, что все должно быть гармонично, нужно понимать, что всякий, кто приступает работать Господу, должен приготовить душу свою к испытаниям. Невозможно без скорбей пройти жизненный путь. Душа все равно будет испытывать боль, переживания. И это необходимое условие для спасения.

Только претерпевший до конца — спасется, добавил ведущий. Это как на соревнованиях: если даже за 5 метров до финиша спортсмен сойдет с дистанции — он выбывает из игры, его труды не увенчаются победой.

— Никакое служение нельзя оставлять без явной на то воли Божией, — отметил отец Евгений. — Если ты взял благословение нести этот крест, то нужно нести его до конца. Преодолевая трудности, смиряясь, терпя обстоятельства жизни. Но ни в коем случае не бросать. Если крест будет брошен даже незадолго до финала, то дело жизни потеряется…

Вторая часть встречи с протоиереем Евгением Попиченко прошла в формате вопрос-ответ. Разговор был о выборе духовника о природе Церкви, о старославянском языке, о противодействии нападкам лукавого. Был и такой вопрос: «Я регулярно хожу в храм, молюсь, причащаюсь. Но наступит ли момент, когда я буду стремиться в храм из-за любви к Богу, а не потому, что так надо, так положено? Или это только для монахов, священников?» Этот вопрос задал руководитель Благотворительного фонда преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского (Кострома) Максим Бредихин.

— Такой момент обязательно придет, — ответил отец Евгений. — Любовь… Надо понимать, что это слово изменило свое значение в результате пропаганды чувственных отношений. «Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь…» Возникает ощущение, что любовь — это проявление наших пылких чувств. Чувства прошли — и любви нет… И современный человек так и живет, постоянно стимулируя свои чувства, эмоции — самые поверхностные проявления своей души. Любовь — это не состояние наших чувств. Любовь — это состояние нашей воли. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). Господь не говорит, что тот, кто любит Его, будет испытывать какие-то переживания, внутренне разгораться. Речь о соблюдении Его заповедей деятельным образом. Соблюдать заповеди — трудно, не очень приятно и порой вопреки нашей воле, которая противится воле Божией. Но мы понимаем, что это важно и стараемся последовательно двигаться по этому пути.

Василий Великий говорит, что сначала человек исполняет волю Божию, заповеди Божии из-за страха, как раб. Затем — как наемник, когда понимает вкус: если я делаю добро, то сам приобретаю большее. И третья ступень — как сын, по любви к Отцу. И мы обязательно придем к этому.

Наталья ЛИСОВАЯ. Фото автора.





III Всероссийский слет православных центров помощи наркозависимым прошел при финансвой поддержке Фонда Президентских грантов в рамках реализации проекта «Создание ресурсных учебно-методических центров общецерковной системы реабилитации наркозависимых».

Как современные люди приходят на путь служения Господу? Большинство священнослужителей говорят, что этот выбор предопределен Господом, и все события в жизни будущего служителя ведут его к этому решению. Таким был путь протоиерея Евгения Попиченко.

Биография

Отец Евгений родился в 1973 г. в Екатеринбурге в семье инженеров. В детстве он не получал церковного воспитания. По настоянию бабушки юноша принял крещение в 16 лет. После окончания средней школы он поступил в Свердловский государственный инженерно-педагогический институт. Продолжая семейную традицию, он выбрал специальность «Робототехника».

Протоиерей Евгений Попиченко

Через некоторое время по Божьему провидению юноша познакомился с Игорем Бачининовым. В начале 90-х гг. он читал курс лекций о важности здорового образа жизни. На одной из них Евгений услышал выступление молодой девушки Людмилы, которая недавно познакомилась с христианством и вдохновенно рассказывала о своём духовном опыте.

Она предложила слушателям подготовиться к исповеди и таинству Причастия. В ходе выполнения этого задания молодой человек проникся христианскими идеями. Это привело его в екатеринбургский храм Вознесения Господня. Регулярно посещая службы, юноша укреплялся в решении посвятить себя служению Господу. Постепенно он вошёл в церковную общину и получил свои первые послушания.

Вскоре он познакомился со священником Димитрием Байбаковым. Иерей Димитрий был настоятелем Покровского храма в селе Рудянское Сухоложского района. Общение с ним укрепило решение Евгения. В течение 2 лет он нёс алтарническое служение в сельском храме, который посещало множество молодых людей, стремящихся к единению с Господом.

Через некоторое время отец Димитрий назначил молодого человека руководителем церковного хора.тЕвгений Попиченко принял священство весной 1995 г. Священническую хиротонию проводил руководитель Екатеринбургской епархии Никон, который оставил молодого священника в Иоанновском монастыре.

Но иерей Димитрий, ведущий активное церковное и социальное служение, попросил вернуть своего помощника обратно на служение в Свято-Пантелеймоновский храм Екатеринбурга. Отец Евгений 18 лет состоял в клире Пантелеймоновской церкви. Помимо церковного послушания, духовный отец поручил ему закончить светское образование.

Важно! В 2013 г. его назначили настоятелем Успенского Собора, расположенного в Екатеринбурге. Благодаря усилиям батюшки старинный храм начал восстанавливаться, развивается приходская община.

Социальная деятельность

С середины 90-х гг. отец Евгений несёт активное социальное служение. Первый опыт этого послушания священник получил в больнице для людей с психическими заболеваниями. Этот опыт научил его бороться со страстями и грешными помыслами.

Отец Евгений является настоятелем Успенского храма в Екатеринбурге

С 2002 г. протоиерей Евгений Попиченко был назначен руководителем всех социальных проектов, проводимых в Екатеринбургской епархии. Он руководит следующими видами социальной работы:

  • организация работы Службы Милосердия;
  • помощь людям, нуждающимся в помощи;
  • проведение конференций, посвящённых социальным, медицинским и религиозным вопросам;
  • организация паломнических поездок;
  • формирование добровольческих отрядов для помощи в чрезвычайных ситуациях, происходящих в разных российских регионах.

Труды и проповеди

Общественная деятельность отца Евгения не ограничивается руководством и участием в различных социальных проектах. Участвуя в различных социальных проектах, священник часто взаимодействовал со средствами массовой информации.

С 2009 г. он возглавил православный епархиальный журнал «Православный вестник», в котором рассказывается о жизни епархии, священниках и прихожанах екатеринбургских приходов. Также в нём публикуются статьи, освещающие основные христианского вероучения и истории православной церкви.

Интересно! Помимо печатных изданий священник сотрудничает с православными телеканалами. Он является постоянным ведущим программы «Церковный календарь», выходящей на канале Союз. Батюшка Евгений рассказывает о православных праздниках, пытаясь донести до зрителей значимость того или иного святого предстоятеля и праздника.

Протоиерей идёт в ногу со временем, используя для проповеди Слова Христова современные средства коммуникации. Он является создателем интернет-проекта «Благая часть». С его помощью он привлекает в церковь молодое поколение, доступно объясняя основные христианские догматы, освещая вопросы милосердия, смирения и терпения.

Семья священника

Протоиерей Евгений Попиченко — глава большой и крепкой семьи. Со своей женой — матушкой Ольгой — батюшка познакомился в начале 90-х гг. Он уже некоторое время руководил церковным хором и хотел взять несколько уроков пения, чтобы с большим успехом нести порученное послушание.

В это время Покровскую церковь посещала приехавшая на каникулы студентка музыкального отделения Санкт-Петербургской духовной академии. Она согласилась дать молодому клирику несколько уроков, с которых началось общение молодых христиан. После отъезда девушки на учёбу они продолжили общаться в переписке.

Семья священника Евгения Попиченко

В 1994 г. молодые люди отправились в псковскую область за благословением их на брак к старцу Николаю Гурьянову. Праведник благословил пару и наказал назвать детей Серафим и Серафима. В исполнение наказа старца первенца родители назвали Серафим. Затем Бог благословил их ещё одним сыном и тремя дочерями, средняя из которых получила имя Серафима.

Отец Евгений утверждает, что воспитание детей и семейные отношения являются таким же служением для священника как церковные службы и общественная деятельность. Родители закладывают в детей зёрна веры, добра, милосердия, которые при помощи Господа прорастают, формируя личность истинного христианина. Несмотря на занятость, родители всегда должны помнить, что они отвечают за воспитание и развитие своих детей.

Протоиерей Евгений Попиченко — пример современного священника, сделавшего осознанный выбор в пользу церковного служения Господу. Его жизнь доказывает, что смирение и подчинение Воле Господа помогают успешно справляться с духовным и социальным служением, совмещая их с супружескими отношениями и воспитанием детей.

Беседы с протоиереем Евгением Попиченко

Сегодня, 26 мая, свой 45-й день рождения отмечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель собора в честь Успения Пресвятой Богородицы (на ВИЗе) города Екатеринбурга, благочинный Рождественского церковного округа, руководитель отдела социального служения Екатеринбургской епархии, духовник Православной службы милосердия. Накануне интернет-портал «Православие и мир» опубликовал большое интервью с отцом Евгением, в котором он рассказывает о себе, делится своими мыслями о любви, чувствах, работе, труде и о том многом, что составляет его ежедневную жизнь.

Сотрудники портала «ПравМир» озаглавили свое интервью как «Священник против Ленина», отсылая читателей к не так давно шумевшей истории, в которую оказался втянут отец Евгений. Мы же дали другое название этому диалогу журналиста со священником, потому что, на наш взгляд, батюшку не обязательно представлять читателю через броский заголовок, достаточно того, что в названии просто значится его имя.

***

Священник из Екатеринбурга отец Евгений Попиченко, выступая на канале «Союз», сравнил Ленина с Гитлером. Такая речь оскорбила полковника в отставке, и он подал на священнослужителя в суд.

Суд помог привлечь внимание к тяжелому периоду нашей истории

– На священников не часто подают в суд. Не думали, что это шутка какая-то?

– Нет, там сразу все было серьезно. Сообщили с утра, что есть такой иск в связи с тем-то. Сразу прислали документы, все было понятно.

– Ожидали такой реакции после выступления на «Союзе»?

– Я об этом не думал. В передаче слова были сказаны в конкретном контексте. Поэтому мне было удивительно, что они так обеспокоили Николая Петровича. С другой стороны, понятно, что есть люди, у которых с этими именами связаны важные жизненные переживания.

Из передачи на канале «Союз» Журналист: Нам стоит так усиленно бороться, чтобы все советские деятели канули в Лету и историческая справедливость восторжествовала? Отец Евгений: Отчего бы нам не назвать улицу в честь Шамиля Басаева, или в честь Геббельса, или в честь Геринга? Это же по сути одно и то же. Ленин и Гитлер, их существо, их ненависть к человечеству, к людям, их труды, которые они понесли, сколько они причинили страдания, горя, крови. Они по сути две стороны одной монеты. Привычка мешает нам здраво подумать. А почему нет? Ведь есть, наверное, люди, для которых Шамиль Басаев – национальный герой, и они готовы прославить его имя. А нас такая идея немного коробит.

– Ждали какого-то другого решения суда?

– Естественно, я тревожился, потому что впервые участвовал в таком процессе. Но изначально было понятно, что с юридической точки зрения здесь нет оснований для возбуждения дела. Сначала мы хотели сделать все формально: написать обоснование, свое видение вопроса. Потом владыка благословил присутствовать в суде, сказать свои мысли по этому поводу и вживую поговорить. На заседание мы ходили с советником по юридическим вопросам священником Виктором Явичем. Все прошло спокойно. Суд, на мой взгляд, принял справедливое решение.


Суд. Фото: Евгений Лобанов / ЕТВ

– А с Николаем Рябчевским неформально, не в суде разговаривали?

– Общения не получилось. Я был к этому настроен, но, по первому моему впечатлению, от Николая Петровича не исходило желания пообщаться. Когда мы встретились в коридоре, он сразу развернулся и ушел в другой конец. А мы это дело тоже не инициировали.

Николай Рябчевский в суде: Пусть он (отец Евгений) занимается великими благими делами, освещая и просвещая, умиротворяя души человеческие, чтобы у нас люди жили не одним днем в рамках потребительства. Но влезать в мирские дела такими неаккуратными способами, мне кажется, как человеку, за плечами которого прожита большая и ответственная жизнь с людьми, с оружием в разных частях Советского Союза, нельзя. Я хотел бы, чтобы мы у себя в стране соблюдали законы Божии и законы государства и были очень аккуратны в своих высказываниях и заявлениях.

– Какая реакция на эту историю была у вашего начальства?

– Митрополит Кирилл поддержал и ободрил. Сказал, что не надо переживать, что, раз так случилось, значит, есть Промысл Божий, чтобы эта тема была озвучена, чтобы было привлечено внимание СМИ к этому вопросу. Ничего не было греховного и предосудительного в моих действиях.

Больше всего ведь надо беспокоиться о том, было ли совершено зло словами или действиями, потерял ли человек связь с Богом теми или иными поступками. А дальше нужно довериться и идти тем путем, которым ведет Господь.


С владыкой

– А у прихожан?

– Прихожане храма вообще всегда поддерживают. Конечно, они переживали. Эта тема звучала в СМИ очень неоднозначно: крикливые заголовки из серии «Священник попал под суд», «Суд между священником и офицером запаса». Конечно, когда прихожане читают такое в интернете, начинают беспокоиться. За несколько наших встреч я объяснил суть дела, народ успокоился.

– Объясните свою точку зрения: почему вы сравнили Гитлера и Ленина?

– Вопрос журналиста был посвящен переименованию улиц в Екатеринбурге. Хорошо, что этот вопрос возник, эту тему пора начать обсуждать. Как вы яхту назовете, так она и поплывет. В духовном плане очень много зависит от того, под каким именем человек живет, чьими именами называются наши улицы и города. Мы в последние годы стали знакомы с этими явлениями – терроризм, экстремизм, теракты. Для нас это более-менее понятно и болезненно. Если бы называли улицы в честь террористов, это было бы не очень хорошо, неправильно.

А Владимир Ильич Ленин и его сподвижники Яков Свердлов, Лев Троцкий – организаторы красного террора. Они не скрывали этого. Первые десятилетия ХХ века были неспокойными из-за их действий. В связи с этим пришло мне такое сравнение.

Сколько десятков тысяч жизней было загублено? Это число может быть сопоставимо с подобными явлениями в других странах. Вся эта история с судом – повод обратить внимание на тот период. Я думаю, люди, которые так свято верят в праведность вождей революции, просто плохо знают историю.

Сейчас много документов открыто, достаточно в поисковике набрать «Владимир Ильич Ленин, и Церковь, и расстрелы, и голод», чтобы прочитать огромное количество фактов, которые свидетельствуют о кровавом ужасе красного террора.

Я напоминаю прихожанам, что можно просто жить-то опоздать

– Наверное, каждый был в похожей ситуации: спор, отстаивание своей точки зрения, критика, иногда очевидно необъективная. Как не озлобиться на оппонента? Как повести себя по-христиански?

– Первое, что мы сделали с нашими прихожанами, – помолились за раба Божьего Николая. Потому что это очень печальная история, когда человеку глубоко за 70, а у него в душе, в сердце бродят такие чувства, эмоции, мысли. Господь говорит: «Благословляйте проклинающих вас, и добро творите творящим вам напасть, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

У Христа есть совершенно конкретные заповеди, как поступать в тех или иных случаях. Наше сердце чувствует присутствие Бога, и если человек следует заповедям Божиим, то сердце резонирует, сохраняет мир, согласие, ясность. И напротив, если человек выпадает из Божьих заповедей, его сердце начинает мучиться, тревожиться, депрессировать.

Поэтому когда человек тебе говорит всякие злые слова, ты ему отвечай: дай Бог тебе доброго здоровья, чтобы дети у тебя были хорошие, чтобы у них в жизни все было хорошо, и чтобы женились вовремя и внучков родили.

– О чем еще сегодня важно говорить с прихожанами?

– С прихожанами обычно я говорю о себе, о своих переживаниях. Мы же все одинаковые, мы все болеем одинаковыми болезнями, у нас одинаковые проблемы: одиночество, неумение обладать собой, неумение выстраивать отношения с близкими и неумение разговаривать по душам.

Я как-то проснулся среди ночи с мыслью: а вот есть ли в жизни человек, с которым, встретившись, можно было бы поговорить по душам, так, чтобы на душе потом стало хорошо. Не просто о проблемах, о каких-то поверхностных вещах, а о себе, о сути, о сердцевине своей души. И об этом родилась проповедь, на которую люди откликнулись.


Приход с владыкой

Мы настолько разучились говорить о своих чувствах, мы в основном умничаем, пересказываем то, что услышали, прочитали, а вот поговорить о том, как проживаем то или иное событие, не умеем. А ведь делиться своими чувствами, то есть самым тонким, что есть в душе, сердцевиной ее, – это то единственное, что дает близость друг с другом.

В памяти не морали остаются, не умничание, а то, как человек прикоснулся к другому через чувства. А мы все время сдерживаемся, пытаемся хранить свое лицо, разучились быть открытыми.

Недавно пересматривал советские фильмы «Мужики», «Любовь и голуби», и так удивительно стало, что мужчины не стесняются плакать. По ходу фильма несколько эпизодов, когда Александр Михайлов, замечательный наш актер, выражает свои чувства, и это трогает, позволяет пережить его опыт. Вот так рождается проповедь: говоришь о себе, о своих чувствах и переживаниях, а у прихожан, оказывается, то же самое в жизни бывает.

– А к вам люди за чем приходят, с какими просьбами, с какими вопросами? Что сейчас особенно волнует людей?

– Есть такая песенка «Звездочка упала на ладошку». Там слова: «А еще я хочу любить и быть любимым». Так или иначе прихожане эту проблему обозначают, рассказывая о своих взаимоотношениях в семье, с детьми. Или они не умеют любить, им не хватает любви потерпеть, простить, промолчать. Или им не хватает любви от других: одиночество, невнимательность, поверхностность, пустота отношений. Это то, что всегда людей беспокоило, а сейчас, может быть, беспокоит в большей степени, потому что мы очень, что называется, атомизировались.

У каждого своя норка, свои дела и интересы. Это жуткое современное общение, когда юноша с девушкой пришли в кафе и каждый сидит в своем телефоне. Или как в семьях общаются, а даже и не общаются, а существуют близкие: закрываются и сидят в своих гаджетах. Живут под одной крышей, в одной семье, но совершенно чужие друг другу, говорят на разных языках. Дети не могут поговорить с родителями, родители – с детьми, муж с женой, жена с мужем. Вроде есть время, но отсутствует связь, близость, умение просто побыть вместе.

Дело в том, что мы разучились жить, а нужно, как у Сергея Трофимова: «Вот бы построить волшебный город, время с гармонией подружить, чтобы был каждый кому-то дорог и не опаздывал жить».

Я стараюсь напомнить прихожанам, что мы можем жить-то опоздать. Опоздать к своим детям. Они ведь очень быстро вырастут, и мы не сможем с ними ни посидеть, ни книжки почитать, ни просто подурачиться – им это быстро окажется не надо. Опоздать стать кому-то дорогим человеком, потому что жизнь вообще проживается быстро. А чтобы быть дорогим человеком, нужно себя другому отдавать: сердце свое раздавать, время свое раздавать. Нужно делиться. Поделись улыбкой своей – и она не раз к тебе вернется.

– У вас есть проповедь «Христианская любовь». А любовь бывает нехристианской?

– Мне кажется, это великое состояние человеческой души, которое есть любовь, сейчас настолько опошлено, затерто, что мы говорим эти слова в пошлых контекстах: строить любовь, заниматься любовью. Любовь – это имя самого Бога. Пребывающий в любви пребывает в Боге, а Он в нем. Природа Христа соткана из любви. То есть это Его природное свойство, Он не может не любить. И, конечно, полнота любви может быть только во Христе. Только Он может научить любить, и мы учимся этому в течение всей жизни.

Но любовь – это не получение всевозможных благ, приятных чувств, ощущений. Это жертва, способность отдать себя другому человеку. В этом смысле любовь всегда измеряется в миллилитрах крови, которые ты готов отдать ради другого человека. У нас же часто любовь путается с эгоизмом.

Человек думает, что любовь – это когда мне с тобой хорошо. Когда юноша девушке признается в любви, в основном это значит, что ему нравятся его ощущения, которые он испытывает рядом с ней. Это к любви не имеет никакого отношения.

Приходят юноша с девушкой, хотят обвенчаться. Спрашиваю, зачем. Девушка, она побойчее, говорит: «Я хочу быть счастливой». Не слышал, чтобы кто-то сказал: «Я хочу сделать счастливым другого человека. Себя отдать другому, чтобы его порадовать». В этом смысле любовь в сознании у людей – путанное, смешанное понятие.

А христианская любовь достаточно конкретная: есть личность Христа, если в Него вглядываться, если стараться быть с Ним в контакте, то потихонечку от Него можно научиться любить по-настоящему, отдавая себя ближнему своему.

В 18 лет у меня заболела душа

– Как вы лично пришли к вере, решили стать священником?

– Иногда шучу, что я профессиональный священник, потому что ничем другим в жизни не занимался. Бывает так, что человек работает в какой-то профессии, потом вдруг приходит к вере и у него начинается новая жизнь. У меня новая жизнь началась, наверное, лет в 18 осознанно – духовная, православная, церковная жизнь.

В 16 лет мы с близкими покрестились без понимания, что это и для чего. Крещение – это такое зернышко. Оно входит в сердце, начинает расти, и появляются разные вопросы в голове: в чем смысл жизни? что после смерти? почему люди умирают в разном возрасте? почему дети умирают? Я искал ответы, но друзья, знакомые говорили: «Тебе что, больше всех надо? Все же хорошо? Живи в свое удовольствие».

Лет в 18, я тогда учился на 2-м курсе инженерно-педагогического университета, у меня душа заболела. Есть такое понятие «душа». Это то, что болит в человеке, когда все тело здорово. Все хорошо в жизни, в учебе, с друзьями, в семье, а душа болит, и это побуждает тебя к поиску лекарства. В таком состоянии я впервые после крещения переступил порог храма.

В первые же несколько минут у меня возникло ощущение присутствия в этом храме Кого-то. Тоска, бессмысленность стали проходить, душа успокоилась – я нашел лекарство. Потом пришло понимание, что я не хочу ничем другим заниматься, кроме как служить в Церкви. Потом Господь привел меня к моему духовнику архимандриту Димитрию. Он потихонечку стал выправлять этот мой путь и довел меня до священства. В 21 год я стал священником, служу уже 23 года и ни разу об этом не пожалел.

– А как прихожане относились к такому молодому батюшке? Не было ли, может быть, недоверия?

– Это был своего рода подвиг. Подвиг в подготовке к проповедям, потому что это не просто – выйти перед сотней людей и говорить слово, тем более когда оно на твоем опыте не основано, когда ты пересказываешь опыт Церкви, опыт святых.

Тогда уже Церковь стала выстраивать отношения с воинскими частями, с образовательными учреждениями, с медицинскими учреждениями, и подвиг был в том, чтобы приезжать, например, к военным и с ними выстраивать диалог. Помню, назначали меня окормлять воинскую часть, а там такие же, ну чуть помладше, 19-20 лет, бойцы, и явно без особой радости они на меня смотрят, потому что я пришел в их свободное время, они могли бы поспать, а их собрали, чтобы батюшка что-то такое сказал.

Конечно, это был титанический труд – себя на такое настраивать, побуждать. Но преодолевая свои «не хочу», «не буду», «не умею», я потихонечку приобретал опыт общения с людьми. Тогда ведь, 25 лет назад, было время тяжелого духовного голода. Люди истосковались по слову Божию, по службе. Это сейчас люди привередничают: этот батюшка не такой, у этого борода не седая, у этого возраст не тот. А раньше, когда душа болела, нужен был доктор, хоть какой, лишь бы помог.

Приход

Сейчас время такое, что можно делать все, что приходит в голову

– Сейчас вас не только в храме и в воинской части, например, можно послушать, но и в интернете. Почему решили свои проповеди выкладывать на ютьюб?

– Лет 15 назад духовник, который в то время занимался организацией телеканала «Союз», попросил: есть такое послушание – вести программу. Сначала была программа «Архипастырь» – раз в неделю беседы с архиереем, приходили вопросы в студию, мы с владыкой в прямом эфире на них отвечали. Потом отец Димитрий предложил сделать авторскую передачу, так родился «Церковный календарь».

Каждый день на протяжении 10 лет я кратенько рассказывал историю святого, память которого в этот день празднуется, делал из этого вывод и некое приложение к действительности. Это тоже был своего рода подвиг, потому что нужно было за один раз записать семь передач, встать перед камерой и миллионам людей сказать непустые, неформальные вещи.

Это, конечно, меня побуждало быть внимательным к жизни: я все время замечал истории в судьбе прихожан, в литературе. Оказалось, что это кому-то интересно и нужно. Люди писали, звонили, благодарили. Потом «Церковный календарь» передали в Петербург, стали готовить передачу теми силами, а инерция, привычка каждый день немножко говорить на тему жизни, выработанная за 10 лет, осталась, и возникла передача «Благая часть». Мы ее стараемся делать ежедневно, делимся мыслями, которые тоже, может быть, кому-то полезны.

– А можно вас назвать настоящим блогером? За просмотрами и лайками следите?

– У меня есть помощники, которые помогают записывать передачу, редактируют, выставляют. Я периодически спрашиваю у них об обратной связи. Важно знать, нужно ли кому-то то, во что я вкладываю время, силы и душу свою. Они раз в месяц мне что-нибудь рассказывают, иногда присылают отклики, иногда вопросы, которые задают зрители, и получается такое интерактивное общение.

– А какой самый важный был отзыв? Что-то такое, после чего говоришь себе, что не зря стараешься?

– Меня иногда в шутку называют собирателем сокровищ, а главное сокровище – это всегда люди. Кроме того, что я настоятель прихода, у меня есть еще целый Отдел социального служения, в общей сложности там трудится около 150 человек, которые как зернышки, как жемчужинки когда-то были найдены. Ну, и главное сокровище – это встреча человека с Христом. Самые дорогие истории для меня – это когда встречается человек и говорит: «Батюшка, я вам очень благодарен, потому что с вашей помощью я пришел в Церковь». Всегда самое радостное для пастыря, сеятеля – чтобы его труды принесли плоды.

– Расскажите об отделе социального служения.

– Отделу в этом году исполнилось 16 лет. Нам удалось за это время сформировать организацию, в которой порядка 25 проектов разной направленности: помощь в государственных учреждениях детям, пожилым, инвалидам, сиротам. Всегда нужно связующее звено между учреждением и Церковью.

Например, в больницах или домах престарелых такое звено – это наши сестры милосердия. Являясь в то же время сотрудниками учреждений, они привносят то, что не всегда удается достичь силами обычных сотрудников.

С сестрами

У нас сейчас около 600 активных, включенных в добровольческую деятельность людей. Еженедельно они находят время для того, чтобы послужить больным, бедным, бездомным, одиноким. А добровольцы – это люди, в которых есть живая энергия, люди, которым надо немного больше, чем другим. Они приходят и делятся своей улыбкой, своим сердцем, вниманием, своими средствами.

Есть проекты информационные: журнал «Православный вестник», несколько сайтов. Есть православное сестричество, я их называю «отряд специального назначения», потому что это люди, которые сделали шаг из ряда вон, вперед, дальше, чем обычные прихожане.

Есть братство, в котором порядка 28 серьезных, зрелых, сформировавшихся мужчин. Это редкость. Смотришь, и просто душа ликует оттого, что собраны люди семейные, многие многодетные, крепкие, с хорошими работами, собраны воедино, и это помогает решать церковные, приходские задачи. Есть служба помощи бездомным, центр защиты материнства и семьи, кризисный центр. Сейчас такое время удивительное – можно делать все, что хочешь, все, что приходит в голову.

С братством

Очень многие люди живут с мертвыми душами

– Сейчас священнику живется проще, чем в советское время?

– Безусловно, проще. Я, конечно, не застал советское время как священнослужитель, но знаю по рассказам, что священник не мог ничего делать, кроме как исполнять богослужение внутри храма. Он не мог говорить проповеди, потому что это считалось пропагандой. Не мог прийти в больницу, встретиться с молодежью. Все жестко контролировалось и наказывалось – священник терял регистрацию и высылался за 101-й километр.

Достаточно посмотреть биографию отца Иоанна (Крестьянкина). Он с регулярностью в три-четыре года менял храмы, потому что там, где «живой» священник появляется, всегда активизируется духовная жизнь. Конечно, властям это не нравилось, и они сразу это дело разрушали.

Сейчас лучший из всех периодов взаимоотношения Церкви и государства. Сейчас священник может делать все, что хочет, разумеется, в рамках заповедей Божьих и Уголовного кодекса. Хочешь встречаться с молодежью, с детьми, хочешь организовать добровольческое служение, общину сестер милосердия – все это возможно. Главное, желание. А с желанием бывают проблемы, потому что всегда сложнее всего себя организовать. Но это самая главная задача в жизни любого человека, и священника в первую очередь, – научиться управлять самим собой.

С подопечными

– А в чем-то, может быть, сложнее в такие спокойные, благополучные вроде бы для Церкви времена?

– Страшный бич нашего времени – это комфорт.

Комфорт – это состояние смерти, когда человеку все нормально, когда ему ничего уже не надо. В этом состоянии происходит ожирение сердца.

Люди в сытости и комфорте перестают реагировать на боль, уходит сострадание и, напротив, рождается дух потребления. Человек все время взвешивает: выгода или совесть, а что я с этого буду иметь.

Боязнь выйти из зоны комфорта сковывает людей. Они перестали искать подвига, беспокоиться. Даже бедные люди, люди с минимальным материальным состоянием, имеют телевизор, стиральную машинку и другие бытовые услуги, которые снимают с человека многие проблемы.

А душа все время должна быть беспокойна, находиться в поиске. Душа, которой ничего не нужно, – мертвая душа. Очень много людей живут сейчас с мертвыми душами. Когда у народа беда, человек начинает мобилизовываться, находить внутренние ресурсы, чтобы жертвовать, совершать подвиг, отдавать любовь. Поэтому добровольческие организации важны и нужны. К нам каждую неделю приходят до 10 новых добровольцев. Люди ищут возможность вывести себя из зоны комфорта, оказаться в ситуации, где непривычно, больно и тяжело, чтобы сердце ожило.

– Как вы вообще оцените сегодня отношение людей к Церкви? Можно ли констатировать, что богоборческие времена закончились, страна к такому не вернется?

– Мы обязательно вернемся в богоборческие времена. В Священном Писании сказано, что земная история закончится победой антихриста. Если проанализировать историю, на протяжении 20 веков Церковь всегда испытывала ненависть и гонения этого мира. Потому что Церковь – совесть народа. Она говорит правду о человеке, о смысле жизни.

Смысл ведь не в том, чтобы есть, пить и получать удовольствие. Может быть, это звучит резко, но многие люди живут собачьей жизнью. У собаки, у любого животного интерес простой – удовлетворить свои инстинкты: поесть, попить, найти теплое местечко, продлить род. Человек несчастен, если он сводит свою жизнь к тому, чтобы дом построить, дерево посадить и воспитать сына. А смысл ведь в том, чтобы стать человеком, то есть челом, которое устремлено в вечность. Это как минимум. А как максимум человек настолько приблизится к Богу в своей жизни, что сможет приобрести божественные свойства: любить, жертвовать, проявлять милосердие.

Церковь говорит правду о человеке, правда колет глаза, поэтому Церковь по большому счету не любят. Небольшое количество людей в процентном соотношении любят Христа и любят Церковь. Я эти понятия не разделяю, хотя в сознании некоторых они разделимы: я в Бога верю, а Церковь мне не нужна. Но на самом деле кому Церковь не мать, тому Бог не Отец.

Современная жизнь пока не дает этой злобе вылиться. Хотя если почитать комментарии к тем материалам, которые выходили по поводу суда, станет понятно: только дай возможность немного измениться ситуации в государстве, найдется огромное количество людей, которые будут расстреливать священников и уничтожать храмы. Это временное затишье. Сколько оно продлится? Дай Бог, чтобы подольше, чтобы мы могли людям послужить какое-то время. Но время гонений неизбежно придет.

Есть такое стихотворение: «Не говори, что нет спасения, что ты в печалях изнемог. Чем ночь темнее, тем ярче звезды, чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Когда мы живем в комфорте, нам может показаться, что мы все можем, знаем и умеем. И это страшное заблуждение. Человек себя ставит на место Бога: тварь ли я дрожащая или право имею? Ну, и отвечает на этот вопрос: имею право.

На стройке

Очень много мы сейчас говорим о своих правах. А когда приходит испытание, которое выбивает почву из-под ног, человек понимает, что он на самом деле букашка, муравей.

Но в этом понимании вдруг рождается очень важное открытие: мне, оказывается, нужен Бог, потому что сам я не могу справиться со своими детьми, зложелателями, болезнями. Когда человек в этой немощи, в состоянии потери опоры начинает искать Бога, он для себя открывает, что Господь рядом. И тогда Господь берет его за руку и начинает вести за Собой, к небу, в Царствие Божие.

Наталья Костарнова, «Православие и мир»

***

В конце этой беседы мы публикуем видеозапись еще одного интервью, которое дал протоиеией Евгений Попиченко в стенах собора Успения Пресвятой Богородицы. Как подписали его сотрудники собора на канале YouTube, это «очень личное интервью, в котором он делится воспоминаниями о своем детстве, о том, как он в возрасте 22 лет решил стать священником, как искал себе супругу и чуть не решил уйти в монастырь, рассуждает о призвании мужчины, и о том, почему современные дети так мучительно выбирают, где они хотят учится после школы, откуда берется язва желудка и почему у молодых людей так мало энергии и жизни».