Евгений верейский

Русская Православная Церковь

Евгений, митрополит Таллинский и всея Эстонии (Решетников Валерий Германович)

Дата рождения: 9 октября 1957 г.

Дата хиротонии: 16 апреля 1994 г. Дата пострига: 27 июля 1986 г. День ангела: 20 марта

Страна: Эстония Биография:

Родился 9 октября 1957 г. в Казахстане. Отроческие и юношеские годы провел в Кирове. После окончания восьми классов средней школы учился в Кировском строительном техникуме. В 1977-1979 гг. служил в рядах Советской армии.

После демобилизации работал в Вятском епархиальном управлении, одновременно исполняя обязанности иподиакона епископа Вятского и Слободского Хрисанфа (Чепиля).

В 1983 г. закончил Московскую духовную семинарию, в 1987 г. — Московскую духовную академию. Кандидат богословия, защитил диссертацию на тему «Пастырство в Русской Церкви в X-XIII веках».

27 июля 1986 г. пострижен в монашество с именем Евгений, 3 августа рукоположен в сан иеродиакона, 28 августа — во иеромонаха.

В марте 1988 г., ко дню Святой Пасхи, возведен в сан игумена.

1 января 1989 г. возведен в сан архимандрита и назначен заместителем ректора Московских духовных школ по административно-хозяйственной работе.

16 ноября 1990 г. назначен инспектором МДС.

6 августа 1991 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен ректором Ставропольской духовной семинарии.

28 февраля 1994 г. указом Святейшего Патриарха Алексия назначен и.о. председателя Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви.

16 апреля 1994 г. хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии.

18 июля 1995 г. назначен ректором Московских духовных школ с сохранением должности и.о. председателя Учебного комитета.

Решением Священного Синода от 18 июля 1998 г. назначен председателем Учебного комитета.

25 февраля 2000 г. возведен в сан архиепископа.

11 апреля 2004 г. по представлению Ученого совета МДА резолюцией Святейшего Патриарха Алексия II удостоен ученого звания профессора Московской духовной академии.

5 мая 2018 г. на заседании Синода Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата избран одним из двух кандидатов на должность Предстоятеля Эстонской Православной Церкви. Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 14 мая утвердил это решение.

29 мая 2018 г. на внеочередном Соборе ЭПЦ МП избран Предстоятелем Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.

3 июня 2018 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан митрополита и удостоен права ношения второй панагии в пределах Эстонской Православной Церкви. Была оглашена Патриаршая грамота следующего содержания: «Сей грамотой, в соответствии с пунктом 3 Патриаршего Томоса от 26 апреля 1993 года и нормами канонического права, Нами утверждается волеизъявление Собора Эстонской Православной Церкви об избрании Вашей Святыни Митрополитом Таллинским и всея Эстонии, Предстоятелем Эстонской Православной Церкви».

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 48) освобожден от должностей председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви и ректора Московских духовных школ.

***

В 1995-2018 гг. — ректор Московских духовных школ. В 1998-2018 гг. — председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви. В 2005-2007 гг. — член Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. В 2011-2018 гг. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. В 2012-2018 гг. — член Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах.

Образование:

1983 г. — Московская духовная семинария.

1987 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (Предстоятель) Епархия: Таллинская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:

Пастырство в Русской Церкви в X-XIII веках (кандидатская диссертация).

Богословское образование в России: История, современность, перспективы (сборник). М., 2004.

Награды:

Церковные:

Светские:

  • 2008 г. — орден Дружбы;
  • 2016 г. — почетный знак МИД России «За взаимодействие»;
  • 2016 г. — орден Почета.

Евгений (Решетников)

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Решетников.

Его Высокопреосвященство
Митрополит Евгений

Архиепископ Верейский Евгений на заседании в Минкомсвязи России. 7 июня 2011 года

25-й Митрополит Таллинский и всея Эстонии

c 3 июня 2018 года
Избрание 29 мая 2018 года
Церковь Эстонская православная церковь
Предшественник Корнилий (Якобс)

Архиепископ Верейский,
викарий Патриарха Московского и всея Руси
(до 25 февраля 2000 года — епископ)

16 апреля 1994 года — 3 июня 2018 года
Избрание 26 февраля 1994 года
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Иларион (Троицкий)
Преемник Амвросий (Ермаков)

Председатель учебного комитета при Священном синоде

28 февраля 1994 года — 14 июля 2018 года
(и.о. до 18 июля 1998 года)
Предшественник Александр (Тимофеев)
Преемник протоиерей Максим Козлов

Ректор Московской духовной академии и семинарии

18 июля 1995 года — 14 июля 2018 года
Предшественник Филарет (Карагодин)
Преемник Амвросий (Ермаков)
Учёная степень кандидат богословия
Рождение 9 октября 1957 (62 года)

  • Интернациональное, Есильский район, Акмолинская область, Казахская ССР, СССР
Диаконская хиротония 3 августа 1986 года
Пресвитерская хиротония 28 августа 1986 года
Принятие монашества 27 июля 1986 года
Епископская хиротония 16 апреля 1994 года
Награды
Медиафайлы на Викискладе

Митрополит Евге́ний (в миру Вале́рий Ге́рманович Реше́тников; 9 октября 1957, посёлок Маяковский, Есильский район, Акмолинская область, Казахская ССР) — архиерей Русской православной церкви, митрополит Таллинский и всея Эстонии, предстоятель Эстонской православной церкви. Ректор Московской духовной академии и семинарии (с 18 июля 1995 года по13 июля 2018 года); с 28 февраля 1994 года и. о. председателя, а с 18 июля 1998 года председатель учебного комитета РПЦ. С 7 февраля 2004 года состоит членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. С 1999 года член церковно-научного совета по изданию Православной энциклопедии. С 2012 года член общественной палаты Центрального федерального округа.

Тезоименитство — 7 (20) марта (память священномученика Евгения, в Херсонесе епископствовавшего).

Энциклопедичный YouTube

  • 1/1 Просмотров:3 781
  • ✪ Архиепископ Верейский Евгений — Лица академии (выпуск 4)

Субтитры

1. Будущий архиепископ Верейский Евгений (в миру Валерий Германович Решетников) родился в Казахстане в 1957 году, а его юность прошла в Кирове.

2. Будущий архиепископ окончил строительный колледж и служил в армии. Только после демобилизации в 1979 году он поступил на службу в епархиальное управление. Год спустя его принимают в Московскую духовную семинарию, через 3 года – в Московскую духовную академию. В 1986 год, после третьего курса академии, он принимает монашеский постриг с именем Евгений.

3. В 1986 году, в последний год учебы Евгения, в Академии произошел пожар. Погибло 5 студентов семинарии, сильно пострадало здание: не работал пищеблок, сгорели актовый зал и общежитие. Восстановить здание было необходимо к 1988 году, когда завершалось празднование 1000-летия Крещения Руси. Главная ответственность за восстановление академии лежала на иеромонахе Евгении и он успешно справился с задачей.

4. В 1991 году архимандрит Евгений был назначен ректором Ставропольской духовной семинарии. Во время его работы городские власти отдали епархии и семинарии просторный архиерейский дом, примыкающий к кафедральному собору и семинарии. Это благоприятно сказалось на условиях жизни семинаристов.

5. В 1994 году архимандрит Евгений был назначен исполняющим обязанности председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. Ему предстояло решить проблему нехватки священников из-за стремительного роста приходов в начале 90-х

6. В апреле 1994 года состоялась хиротония архимандрита Евгения во епископа Верейского, которую возглавил Свя­тейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

7. Епископ Евгений провел реформу духовной школы. Духовная семинария, которая готовит священников для Церкви, стала полноценной высшей школой, а духовная академия – специализированной школой, где обучаются научно-богословские кадры и преподавателей духовно-учеб­ных заведений. Новый опыт был отработан сначала в Московских духовных школах, а затем позаимствован другими учебными заведениями.

8. Владыка награжден орденом св. князя Влади­мира III степени, орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, а также орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. В 2008 году президент России Владимир Путин наградил архиерея орденом Дружбы. Он также с февраля 2004 года входит в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.

Фото Александра Бурого / “Татьянин день”

10 цитат архиепископа Верейского Евгения

Об отношении к духовенству в обществе

Сегодня священник – уважаемый человек, хотя иногда его и лупят. И очень сильно лупят. Мне кажется, сейчас эта тенденция, увы, набирает силу. Зато тем, кто выбирает для себя путь священника, это дает возможность реально смотреть на вещи. Не все так безоблачно в нашем обществе, как может показаться на первый взгляд. Сегодня наше общество очень свободное, особенно с точки зрения нравов. Я говорю о свободе и в отрицательном отношении.

О свободе

В нашем обществе, на мой взгляд, перепутаны понятия свободы и вседозволенности. На каждом шагу говорят о свободе. И мы говорим о свободе. Но свободу каждый понимает по-своему. Если мы, как православные, говорим, что свобода – это прежде всего свобода во Христе, свобода от греха, то современный человек в большинстве своем понимает под свободой полную вседозволенность – что хочу, то и ворочу.

О миссионерстве

До революции священники с миссией ехали на окраины империи – на Дальний Восток, например. А сейчас надо с миссией ехать в Москву и Петербург. Это актуально, поверьте. И вот здесь задачи пастырей ХX века и века ХХI очень похожи. Методы, способы и технологии, конечно, другие. А говорить все равно нужно о том же, о чем говорили и тысячу, и две тысячи лет назад. Чтобы человек задумался, по крайней мере, о вечности. Ведь проблема современного человека в том, что он живет так, будто будет существовать вечно.

О кадровом голоде в Церкви

Правда, если в 90-е это был настоящий кадровый кризис, то сегодня можно сказать, что мы ощущаем кадровый дефицит в среде духовенства. И, к сожалению, в обозримом будущем – по крайней мере, в ближайшие пять-десять лет – он не будет преодолен. Ведь храмы по-прежнему открываются. Конечно, этот процесс идет не так активно, как в 90-е годы, но и сегодня каждая епархия открывает, открывает и открывает храмы. Мы этому, безусловно, радуемся. Но одновременно понимаем, что новые времена ставят перед нами новые вызовы.

О воспитании пастырей

Я считаю, что семинария обязательно должна располагаться в монастыре. Когда человек приходит учиться в семинарию, он, во-первых, приобретает новый религиозный опыт, а во-вторых, на него сваливается огромная масса информации. Но когда эта масса информации не подкрепляется внутренней духовной жизнью, может развиться некий внутренний диссонанс. Это вполне естественный процесс. И здесь главное – живое общение с опытным духовником, а также соприкосновение с монашеским опытом. Молодой семинарист нередко нуждается в подсказке, как ему поступить в той или иной ситуации, как ему строить личную или семейную жизнь. В конце концов, необходимо помочь ему определиться, что ему ближе – семейная жизнь или монашество? Это же такое важное решение!

Об интернете

Будущий священник тем более не может отрешиться от того, чем и как живет его будущая паства. Вместе с тем современные технологии, такие как интернет, таят в себе много соблазнов, будь то прямое распространение греха, или же – более тонкий соблазн – подмену ими самостоятельной мыслительной работы, научной дискуссии или даже просто живого человеческого общения. Ведь как просто, например, зайти на пару форумов, посмотреть, что люди говорят по заданной теме, и пересказать своими словами. Быстрота и доступность интернет-технологий могут помешать человеку приобрести такой простой навык, как «посидеть-подумать». Одна из задач академии, когда она предоставляет студенту доступ к современным технологиям, – научить его пользоваться ими правильно.

О преподавании религии в школах

На нас, пастырях и прихожанах Русской Православной Церкви, лежит немалая ответственность за будущее нашей страны. Нужно постепенно вводить в наши школы основы веры, хотя бы пытаться это делать – каждый в меру своих сил: на уроках, в беседах, в воскресных школах. Нужно помочь людям, детям вспомнить о Христе, прийти ко Христу. И помнить слова апостола Иакова: «Ты мне покажи свою веру без дел твоих, и я тебе покажу мою веру из дел моих». Люди поверят нам только в том случае, если высокие истины, о которых мы будем им говорить, непременно, хотя бы отчасти, станут принципами нашей собственной жизни, самой жизнью.

О Церкви и государстве

Святейший Патриарх неоднократно говорил о том, что Церковь не должна становиться государственным ведомством. Мы за гармонию в отношениях с государством, во многом цели и задачи у нас одинаковые, в том же воспитании молодежи, патриотизме. Мне сегодня в некоторых аудиториях приходится говорить о том, что наши академии – это академии духовной безопасности. Ведь никакой заокеанский проповедник патриотизму учить не будет. Церковь на протяжении 1000 лет, что она находится на этой земле, учила патриотизму, поддерживала российскую государственность, и во многом эту государственность – на базе православных ценностей – формировала. Многие законы, изложенные в Евангелии, пересказанные юридическим языком, стали законами Российской империи. Они и сейчас присутствуют в нашем законодательстве.

О вере и науке

Людям давно пора освободиться от одного из самых устойчивых предрассудков: противопоставления религии науке, как иррационального подхода рациональному. Без этого мы ничего не сможем изменить ни в образовательной, ни в воспитательной системе. И все наши разговоры будут в лучшем случае лишь констатацией фактов.

Научное познание не может в полной мере ответить на внутренне присущее каждому человеку стремление понять, что есть мир, в котором он живет, и каков смысл человеческого существования в нем?

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

ИНТЕРВЬЮ МИТРОПОЛИТА ТАЛЛИНСКОГО И ВСЕЯ ЭСТОНИИ ЕВГЕНИЯ

В августе 2019 года митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений дал интервью Сергею Мудрову, одному из авторов независимого интернет-журнала Православной Общественности — «ПРАВОСЛАВИЕ. ФМ».

Интервью с митрополитом Евгением

07.09.2019 СЕРГЕЙ МУДРОВ ГЛАВНОЕ, ИНТЕРВЬЮ

Эстония стала для меня какой-то близкой, по-особому родной страной. В Таллине я в своё время провёл девять месяцев, когда после прохождения непростого конкурса меня пригласили учиться в Эстонскую школу дипломатии. Через пару лет после этого, в 2014 году, была поездка в Таллин по краткосрочной научной программе. Мне удалось объездить почти всю страну, побывать в её западных, южных и восточных уголках. Серия статей о Православии в Эстонии, изначально опубликованная в Интернете, была затем включена в мою книгу «Православная Церковь в Европе», изданную в Минске в прошлом году. Именно Эстонии в этой книге посвящена самая большая глава.

В нынешнем году мне снова удалось ступить на эстонскую землю – благодаря приглашению выступить на научной конференции в Тарту. За те пять лет, что я не был в Эстонии, в стране многое изменилось – в основном в лучшую сторону. Ещё более похорошел Таллин и провинциальные города, из таллинского аэропорта в город пустили трамвай, а бесплатный Интернет по-прежнему доступен на вокзалах и в междугородних автобусах. На улицах столицы слышна как эстонская, так и русская речь – русское население Таллина живёт в городе, сохраняя свой родной язык, но при этом неплохо овладев и эстонским (молодое поколение русских говорит на эстонском абсолютно свободно).

Что касается церковной жизни, то здесь для православных за последние годы произошли три важных события. Во-первых, в апреле прошлого года ушёл из жизни митрополит Корнилий (Якобс), много лет бывший предстоятелем Эстонской Православной Церкви (ЭПЦ) Московского Патриархата. Во-вторых, ещё более усложнились отношения с Эстонской Апостольской Православной Церковью (ЭАПЦ) Вселенского Патриархата, в основном из-за украинского похолодания между Москвой и Константинополем. Наконец, в мае прошлого года ЭПЦ МП обрела нового предстоятеля. Им стал митрополит Евгений (Решетников) – прекрасно известный многим православным богослов и иерарх, более 20 лет руководивший Московскими духовными школами.

К слову, мне как человеку, посвятившему часть своей жизни трудам в системе высшего образования и науки, обычно легче общаться именно с теми представителями Церкви, которые и сами не чужды научной деятельности. Так получилось, что как раз во время поездки в Эстонию я был под впечатлением от нескольких отказов от научных интервью со стороны представителей Белорусской Православной Церкви, в том числе епископата. Интервью предполагались академические, без полного опубликования, однако среди некоторой части белорусского духовенства я увидел какое-то непонимание, или даже опасение отвечать на мои вопросы. Сложно сказать, что здесь было – то ли отражение особенности подготовки клириков в духовных школах, то ли общая проблематика взаимоотношений Церкви с государством и обществом, или же обыкновенный страх.

Поэтому я решил в самом начале беседы задать уточняющий вопрос владыке Евгению – не столько как предстоятелю ЭПЦ, сколько как учёному и архиерею, много лет посвятившему руководящей работе в системе церковного образования. Тем более, через Московские духовные школы прошла некоторая часть белорусских клириков и иерархов.

– Я бы сказал, что нежелание духовенства давать интервью заключается не столько в страхе, сколько в других причинах, – ответил митрополит Евгений. – Священник на приходе страшно загружен. Приходская жизнь и деятельность священника очень многогранны, и нужно полностью отдаваться этой деятельности. С другой стороны, Вы всё-таки правильно отметили, что есть и определённый страх. И он, к сожалению, не преодолён. Но я думаю, что в будущем ситуация как-то будет меняться. Всё-таки мир за последние 20 лет сильно изменился, в том числе отношение государства к Церкви. Думаю, что появились новые возможности, и уже нет такого напряжения из-за нехватки храмов, как раньше.

– Спасибо за разъяснение, владыка. Но сейчас позвольте мне затронуть вопросы, более связанные с Вашим нынешним служением. Читая Вашу биографию, я обратил внимание, что Вы, неся послушания в сфере церковного образования, никогда не были епархиальным архиереем. Однако в прошлом году Вы всё-таки дали согласие баллотироваться на должность предстоятеля Эстонской Православной Церкви.

– У нас вопрос не согласия, у нас вопрос послушания.

– То есть речь шла о мнении патриарха в данном случае?

– Да. У большинства архиереев нет возможности изъявлять мотивы по принципу «хочу – не хочу». В этом плане нам немного легче, даже с морально-психологической точки зрения. Может быть, нет такого искушения – всё бросить и уехать, даже если на новом месте крайне сложно. Но в жизни рано или поздно что-то меняется. Вы правы, я никогда не был епархиальным архиереем, но если проводить аналогию, то ведь и до момента назначения ректором я никогда не руководил учебным заведением. В любом церковном послушании, на любой должности, когда что-то начинаешь делать, всё делаешь впервые. Конечно, используя свой опыт и опыт других. Но всё равно это впервые.

«Имея статус юридического лица в государстве, Церковь всё-таки направлена к вечности»

– Я, конечно, понимаю, что церковную жизнь в Российской Федерации Вы знали очень хорошо -– всё-таки много лет работали в Ставрополье и в Сергиевом Посаде. Однако Вас направили за рубеж, причём в страну, которая находится в Европейском Союзе и имеет определённое (не всегда позитивное) отношение к России. Не было ли у Вас в этом плане опасения, что место, куда Вы едете, окажется потенциально более сложным, нежели любая другая епархия на территории непосредственно Российской Федерации?

– Опасения всегда были, есть и будут. Но мы должны уповать на волю Божию, потому что если едешь и берёшься что-то делать без всяких опасений, предполагая, что «я всё смогу», неминуемо произойдёт какой-то сбой. Действительно, это для меня новое место, другое государство, иной менталитет. Но, как говорит псалмопевец, «Господня земля». Политика есть политика, однако Церковь находится вне политики. Если брать общественно-политическую жизнь, то ведь любая партия, любое государство стремятся упорядочить жизнь своих граждан – в рамках видимого, материального мира (то есть на горизонтальном уровне). Церковь, по своей деятельности, вертикальна. Она, пребывая в государстве, подчиняясь его законам, сопровождает человека и заботится о нём не только во время земной жизни, но и за пределами этой жизни, уже по её окончании. В этом есть принципиальное отличие. Даже имея статус юридического лица в государстве, Церковь всё-таки направлена к вечности. Жизнь Церкви организуется в рамках законов конкретной страны, но основная её миссия – это сопровождение человека к вечной жизни. Безусловно, важно и ответственно то, в каком государстве ты находишься. Однако это второстепенно по сравнению с самой главной целью, на которую ты поставлен как священнослужитель, как служитель алтаря.

– Владыка, я смотрел интервью, которое Вы давали вскоре после Вашего избрания на должность предстоятеля. Вы тогда говорили о православных в Эстонии как об определённой нравственной опоре эстонского государства. Прошло больше года с тех пор, как Вы приехали в Таллин и приняли в свои руки управление Эстонской Православной Церковью. Не считаете ли Вы сейчас, по прошествии времени, что в реальности православие малозначимо для эстонского государства? Малозначимо как для государства секулярного, и в особенности когда речь идёт о православных Московского Патриархата.

– Да, в этих рассуждениях есть смысл. Тем более, в конце прошлого года были опубликованы сведения, что Эстония – самое нерелигиозное государство Евросоюза. Это накладывает свой отпечаток, как и национальная принадлежность. Хотя у нас есть прихожане эстонцы и священники эстонцы. Но когда мы говорим о задачах Церкви, ранее мною обрисованных, то грани стираются. И потом, мы ни в коей мере не собираемся утверждать: это Русская Церковь, значит, служение только на русском языке, всё русское и так далее. Мы учитываем традиции местного населения и национальные особенности. Даже если на службе большая часть прихожан – русскоязычные, всё равно часть богослужения будет на эстонском языке. В Александро-Невском кафедральном соборе по субботам всегда служится полностью эстонская Литургия. Раз в неделю Литургия на эстонском языке служится в храме святого Иоанна Предтечи, в юго-западной части Таллина. Поэтому мы не говорим: «это наше, а это ваше». Мы все православные, это нас объединяет, а национальные традиции – очень даже неплохо.

– Нет ли здесь проблемы иного свойства, связанной с тем, что эстонским языком Вы, скорее всего, уже не овладеете? Всё-таки язык очень сложный, да и времени у Вас, наверное, нет для того, чтобы выучить его на высоком уровне.

– Тем более на седьмом десятке лет и учитывая то, что среда в основном русскоязычная. Даже те эстонцы, которые есть у нас, все говорят по-русски.

– И представители органов власти нередко владеют русским, хотя и не все……

– Тогда общение идёт с помощью переводчика.

– Не создаёт ли это сопротивления со стороны представителей властных структур – я имею в виду то, что Вы не можете общаться с ними на их родном языке?

– У меня были встречи с президентом и премьер-министром Эстонии, главой городского собрания Таллина. Говорили через переводчика, а с главой городского собрания говорили по-русски. Я думаю, они прекрасно понимают, что я человек приезжий. Никаких проблем в этом плане, всё очень корректно.

– Несколько лет назад, когда я разговаривал в Таллине, в этом же кабинете на улице Пикк с митрополитом Корнилием, тогдашний предстоятель ЭПЦ обозначил две проблемы эстонского православия. Во-первых, владыка Корнилий говорил о том, что есть непонимание ситуации в Эстонии со стороны центра, со стороны Москвы, что Таллин «забрасывают» разными указаниями, циркулярами, порой до конца не понимая эстонской церковной жизни. Вторая проблема, о которой он говорил, – отсутствие монастыря в юрисдикции Эстонской Православной Церкви. Всё-таки Пюхтицы – это ставропигиальный монастырь, он подчиняется непосредственно Патриарху, а потому любой священник или архиерей из Эстонии (и, конечно, из других стран) должен получать разрешение Патриарха, чтобы там служить. Как Вы считаете, можно ли говорить в том же контексте о проблемах, упомянутых ранее митрополитом Корнилием, в настоящее время?

– Если говорить о циркулярах, которые приходят из различных отделов, то здесь нужно понимать, что отделы работают на всю Русскую Православную Церковь. Рассылая циркуляры, они смотрят на некую стратегию. Но я не вижу никакой проблемы в том, чтобы подкорректировать эти указания под наши конкретные условия. Даже хорошо, что такая информация приходит: мы можем её анализировать, можем делиться опытом. Например, мы проводили миссионерскую и молодёжную конференции, на которые приезжали делегаты из Москвы, Латвии, Литвы. К слову, со стороны центра нет жёсткого диктата: мол, вы должны выполнить те или иные предписания. Мы в этом плане имеем большую свободу и, полагаю, это правильно: любой правящий архиерей должен вести свою деятельность как управляющий епархией, исходя из местных условий.

По поводу Пюхтиц. Да, монастырь ставропигиальный, и это очень нужно для всей Прибалтики. Пюхтицы – жемчужина православия в советское время; монастырь не закрылся во многом благодаря патриарху Алексию, его дипломатическим мерам, проведению конференций. Конечно, не очень хорошо то, что в ЭПЦ нет своего монастыря. Но всё-таки паства у нас немногочисленная, и мы из Пюхтиц получаем определённую поддержку – контакты с ними сложились хорошие. Думаю, и они от нас поддержку получают. Наше духовенство там служит, помогает. Патриарх благословляет различные мероприятия, которые проводятся на территории монастыря. Так что у нас с Пюхтицами сложилось, если можно так сказать, взаимовыгодное сотрудничество.

– Вместе с тем несколько лет назад в ЭПЦ, в Усть-Нарве (на северо-востоке Эстонии), была попытка создания монастыря. Насколько я знаю, успехом она не увенчалась?

– Пока нет. Понимаете, здесь же такая ситуация: сегодня много монастырей в России, Беларуси, в соседней с нами Латвии есть монастырь. В Пюхтицах сёстры очень много работают на послушаниях, но большая часть обители – люди всё-таки престарелые. Если нам пытаться как-то открыть в ЭПЦ монастырь, то, возможно, придут две монахини и всё. Остальные всё-таки предпочтут обитель, которая живёт полнокровной жизнью. Не потому, что там лучшие условия, а потому, что огромное значение имеет ритм жизни и духовный настрой. Поэтому скорее всего своего монастыря в ближайшее время в ЭПЦ не будет.

– Владыка, вопрос, связанный с возможным возвратом имущества ЭПЦ, конфискованного советским государством, всегда был актуален для Церкви. Насколько я понял из моих прежних встреч с духовенством, решение этого вопроса остаётся проблематичным, так как государство продолжает признавать ЭАПЦ Константинопольского Патриархата наследницей практически всего церковного имущества. Скажите, за год Вашего управления Эстонской Церковью были ли какие-то подвижки в этом плане?

– Я пока изучаю эту проблему. Имущественные вопросы были подняты во время моей встречи с премьер-министром Эстонии (всего у нас состоялось две встречи). Глава правительства внимательно всё выслушал. Например, мы сообщили ему, что Александро-Невский собор мы арендуем, причём срок аренды истекает через десять лет. Он сказал, что будет изучать вопрос, хотя ясного ответа мы до сих пор не получили. Но мы будем продолжать эту работу, встречаться с властями и поднимать вопрос возврата нашего церковного имущества.

– А за год Вашего пребывания в Таллине были ли встречи с митрополитом Стефаном, предстоятелем ЭАПЦ?

– Мы были совместно на встрече в Совете церквей, обменивались мнениями. Не более того. Мне сейчас нужно изучить более досконально всю эту ситуацию.

– К слову, в моей книге есть интервью с владыкой Стефаном. Возможно, какие-то моменты будут для Вас интересны, особенно его взгляд на статус ЭПЦ и проблематику церковного имущества….

– Первое, что я прочитаю в Вашей книге – это именно интервью с митрополитом Стефаном.

– Спасибо. Хотя я не исключаю, что за несколько лет мнение главы ЭАПЦ могло измениться… Владыка, наверное, верующие в Эстонии особенно сильно ощутили последствия решения Синода РПЦ от 15 октября, запретившего чадам Русской Церкви участвовать в таинствах Константинополя. Всё-таки в Эстонии церкви Московского и Вселенского патриархатов существуют, можно сказать, бок о бок. Вам не кажется, что решение Синода принесло для Эстонии ещё большее разделение и создало трудности для верующих в тех эстонских регионах, где нет приходов Московского Патриархата?

– Наверное, в современной обстановке расстояния в Эстонии не играют такую большую роль. Но понятно, что эти решения Синода Русской Православной Церкви были вынужденными, направленными на то, чтобы подчеркнуть наше несогласие с политикой Константинополя. Меня местные журналисты иногда спрашивают о возможном объединении с ЭАПЦ, но я всегда отвечаю, что этот вопрос не может сейчас решиться в Таллине. Его нужно решать в диалоге между Москвой и Константинополем.

– Да, я помню, что когда беседовал с митрополитом Стефаном, он говорил о желании слияния с ЭПЦ, вплоть до создания единой Эстонской Церкви с автономным или даже автокефальным статусом…

– Сейчас я вижу, что в Эстонии представители Константинополя готовы, так сказать, принять нас под свой омофор. Извините, но Эстония – это каноническая территория Русской Церкви. И мы сейчас говорим о вторжении другой Поместной Церкви (Константинополя) на нашу каноническую территорию. Сюда русские миссионеры шли с XII века, когда никаких греков на этой территории и в помине не было. Поэтому о чём здесь говорить? Если вмешалась политика, это другое дело, но мы должны исходить из канонических правил, ведь мы – церковная организация, а не политическая.

– Что же тогда, на Ваш взгляд, можно сделать в отношениях с Эстонской Апостольской Церковью? Сохранять статус необщения или делать какие-то шаги к примирению?

– Вы знаете, при встрече, допустим, на том же Совете церквей Эстонии, мы обменивались мнениями с митрополитом Стефаном, но переговоров каких-то не было. Конечно, у нас своя позиция, у них своя. Но, думаю, пока в целом Константинополь не изменит своего отношения к Русской Православной Церкви, вряд ли что-то получится улучшить. Мы ни в коей мере не хотим усугублять конфликтную ситуацию, но наша позиция здесь чёткая и определённая.

– Что же должен изменить Константинополь? Отозвать тмос об автокефалии, который был дан украинским раскольникам?

– Правильно. Мы же не признаём, что это было сделано законно.

– Вы считаете, что пока это единственный выход – аннулировать томос ПЦУ?

– Время покажет. Пока я думаю, что да. И Русская Церковь чётко и определённо стоит на этой позиции.

– Владыка, я хотел бы ещё коснуться вопроса финансового обеспечения духовенства Эстонской Православной Церкви. К сожалению, мне приходилось сталкиваться с проблемой бедности священнослужителей. Скажите, можно ли сейчас гарантировать каждому священнику хотя бы минимальную зарплату по эстонским меркам?

– Эстонское законодательство предполагает обязательную минимальную зарплату. В июне проводился Собор нашей Церкви, мы эти вопросы обсуждали, анализировали финансовый отчёт. Говорили, например, о взносах приходов на епархиальное управление, а также о помощи отдельным приходам. Есть, например, у нас один храм – в Вильянди, где священник живёт с семьёй на приходе и не может заплатить даже за свет и за коммуналку. Мы ему помогаем из средств фонда, который сформирован при епархиальном управлении.

– Скажите, а сам фонд формируется за счёт отчислений от других приходов, или есть внешняя помощь – патриархии, спонсоров?

– Сейчас со спонсорами всё труднее. Есть небольшие средства, которые государство выделяет на Совет церквей. Мы тоже получаем часть этих денег. В прошлом году большая часть полученных средств была направлена на поддержку самых слабых приходов Нарвской епархии.

– Я, кстати, обратил внимание, что сейчас в Таллине строится духовно-образовательный центр. На это строительство удалось найти средства?

– А Вы знаете, где в Русской Церкви при восстановлении храма, монастыря или строительстве сразу были в наличии все необходимые средства? Место для центра определено – на территории храма «Скоропослушница»; проект уже разработан. Когда люди видят, что начинает что-то делаться, то мы уже обращаемся за помощью. Но прежде всего молимся.

– Владыка, хотелось бы узнать, что изменилось лично для Вас, когда Вы оставили ректорство и переехали из Сергиева Посада в Таллин? Например, в плане организации Вашей жизни, в материальном плане?

– Раньше я находился в духовной академии – это сфера образования, молодёжь, достаточно напряжённый ритм. Здесь жизнь более размеренная, тихая и спокойная. Это вполне естественно, в том числе учитывая мой возраст. Живу я в Таллине в обычной квартире, недалеко от собора. Вот Вы упоминали о материальных трудностях, но с голоду, слава Богу, никто не умирал. Поэтому грех жаловаться, что мы такие бедные и обездоленные. Нет, всё слава Богу.