Фарисеи, кто это?

Фарисеи

Название фарисеев произошло от еврейского слова, значащего отлучать, отделять, но история их происхождения скрыта во мраке неизвестности. Гордость и лицемерие были их отличительные пороки. Они имели притязание на необычную святость и со строгой заботливостью исполняли многочисленные обряды, очищения и т. п., дошедшие до них по преданию (Мф. XV, 2), но во многих случаях своим чрезмерным исполнением преданий человеческих поступали вопреки закону Божию и делались рабами лицемерия, корыстолюбия и гордости.

За это и обличал их Господь Иисус Христос и особенно за то, что они выставляли напоказ народу свои подвиги, как то: молитвы и раздачу милостыни (Мф. VI, 2, 5). С особой силой и полнотой изобразил Иисус Христос ученикам и народу книжников и фарисеев – их гордость, лицемерие, наружное благочестие и внутреннюю нечистоту – пред Своими крестными страданиями и тогда же изрек Свой страшный приговор над этими слепыми вождями народа.

В XXIII главе Евангелия от Матфея содержится эта строго обличительная речь Иисуса Христа в таких выражениях: На Моисеевом седалище были книжники и фарисеи. И так все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят, и не делают. Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые, и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои (повязки на лбу и на руках со словами из закона), и увеличивают воскрилия одежд своих. Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель ! учитель! А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель, Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник, Христос. Большой из вас да будет вам слуга. Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше, золото или храм, освящающий золото?

Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше, дар или жертвенник, освящающий дар? И так клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и живущим в нем; и клянущийся небом клянется престолом Божиим и сидящим на нем.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищений и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам, и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков. Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков. Дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему вот Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников, и вы иных убьете, и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город. Да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие приидет на род сей.

Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне.

Вследствие означенных обличений лицемерия и гордости фарисеев, они, естественно, были злейшими врагами Христа и, без сомнения, по своему влиянию на народ много содействовали возмущению народа против Господа во время суда над Ним у Пилата. Богословские понятия фарисеев были правильнее и вернее, чем у саддукеев, так как они веровали в воскресение тела и в будущее воздаяние наград и наказаний, равно как в бытие ангелов и духов (Деян. XXIII, 8). Хотя секта фарисеев и была враждебно расположена к Господу Иисусу Христу, однако в первые годы христианства некоторые из последователей оной сделались истинными последователями Христа, как, напр., Никодим, Савл, Гамалиил и др.

Вопрос:

Кто такие фарисеи?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Фарисеи (по одно из этимологий: евр. перушим – отделившиеся) были представителями самого влиятельного религиозно-общественного течения в Иудеи. О них впервые говорит евангелист Матфей (3:7-9). Отсутствие упоминаний их в Ветхом Завете дает основание предполагать, что эта секта зародилась значительно позже заключения канона священных ветхозаветных книг (сер. 5 в. до Р.Х.). Убедительно предположение некоторых исследователей, рассматривающих фарисейскую секту как ответ на эллинизм – тенденцию к культурно-историческому синтезу среди народов Средиземноморья. Явление это было последствием успешных походов Александра Македонского (356 – 323 до Р.Х.). Эллинистическое влияние на израильское общество, по-видимому, вызвало к жизни эту партию ревностных защитников отечественных традиций. Иосиф Флавий впервые говорит о фарисеях как одной из трех сект (наряду с саддукеями и ессеями) в 13-й книге Иудейских древностей (13.5:9), рассказывая о деятельности одного из Маккавеев – первосвященнике Ионафане (сер. 2 в. до Р.Х.).

Фарисеи, в отличие от саддукеев, признавали будущее воскресение, существование ангелов и духов. Они проповедовали строгую жизнь, ритуальную чистоту и точнейшее исполнение закона. Представители этого течения боролись против языческого влияния на народ, отстаивали национальную самостоятельность. Все это привлекало к ним людей.

Но чем дальше время удаляло их от боготкровенного источника веры, тем сильнее проявлялось в их учении и действиях человеческое начало. Нарастали формализм и обрядовость. Господь через Моисея запретил вводить новые заповеди и отменять уже данные: «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые Я вам сегодня заповедаю» (Вт. 4:2). Вопреки этому они ввели 613 новых установлений: 248 повелений (по количеству костей в человеческом теле) и 365 запрещений (по числу дней в году). Нововведениям своим они придавали большее значение, чем заповедям Божиим. За это Спаситель обличал их: «зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф. 15:3); «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк.7:8). Им было свойственно презрительное отношение к грешникам, мытарям, людям некнижным: «этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49). Хотя в Израильском обществе во время Спасителя было много грешников, но ни о ком Господь не говорит так обличительно, как о фарисеях. «Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагонах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лк. 11:42-44). Иисус Христос обличал бездушный формализм фарисеев и книжников, обвинявших Спасителя в том, что Он нарушает субботу, исцеляя тяжко больных людей. Не отменяя закона, Господь ставил дела любви и милосердия к страждущим людям выше обряда: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).

Гордость и мнение о своей праведности вели фарисеев к духовной слепоте и делали их неспособными со смирением признать кого-либо выше, чище и праведнее себя. Чудеса Господа, учение Его, поражавшее народ нравственной высотой, кротость – все вызывало у представителей этой секты ярость. В этом была главная причина, почему они не увидели в Иисусе Христе обетованного через пророков Мессию и добились вместе с саддукеями Его распятия.

Лучшие представители фарисеев, имевшие живую веру, не умерщвленную формализмом, стали христианами: апостол Павел, праведные Никодим, Гамалиил и другие.

Господь наш Иисус Христос предостерегал Своих учеников от закваски фарисейской (Мф.16:11). Фарисейство как духовное состояние представляет опасность для всякого верующего. Оно начинается тогда, когда человек, совершая молитву формально, устами, а не сердцем, по привычке, считает, что он угождает Богу. «У людей, старающихся провождать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война через помыслы каждое мгновение жизни – война духовная; надобно быть каждое мгновение всему оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их; сердце свое такие люди должны иметь всегда горящим верою, смирением, любовью; в противном случае в нем легко поселится лукавство диавольское, за лукавством маловерие или неверие, а затем и всякое зло, от которого скоро не отмоешься и слезами. Потому не допусти, чтобы сердце твое было холодным, особенно во время молитвы, избегай всячески холодного равнодушия» (Св.Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с.15). Духовная гордыня, уверенность в своей праведности, показное благочестие и лицемерие – все это фарисейство. Святая Церковь в борьбе с опасностью впасть в это состояние предлагает пример кающегося мытаря. С его смиренной молитвы начинается наше ежедневное утреннее правило: «Боже, милостив буди мне грешному».

Мытари, саддукеи и фарисеи — кто эти люди?

Фарисей — значит, нехороший человек. Это знает каждый, кто хотя бы немного знаком с текстом Евангелия. Также всем известно, что и мытарь —нехороший человек. Еще известно, что Иисус Христос, несмотря на их нехорошесть, мытарей часто жалел, а фарисеев, наоборот, — ругал.

Но чем были так уж плохи фарисеи и что вызывало сочувствие Христа к мытарям, с ходу ответить может далеко не каждый. Причина этому проста: сегодня люди очень расплывчато представляют себе, кто такие были эти самые мытари и фарисеи, чем они занимались, в чем были достойны похвалы, а в чем — порицания.

А ведь в Евангелии упоминаются еще и саддукеи, с которыми у Христа тоже были серьезные разногласия. И про них также почти ничего не известно многим.

Чтобы восполнить этот пробел и сделать чтение Евангелия более осмысленным, попробуем разобраться, кем были все эти люди со странными названиями, в чем заключались их особенности и как сегодня мы можем сравнить свою жизнь с поступками евангельских фарисеев, саддукеев, мытарей.

Фарисеи

Слово «фарисеи» употребляется в Евангелии так часто, что поневоле начинаешь воспринимать его как нечто важное, о чем непременно нужно знать. Именно фарисеи постоянно спорят с Иисусом, задают ему каверзные вопросы, пытаются поймать Его на противоречиях. В свою очередь Иисус всячески обличает их за лицемерие, искажение Закона Божьего, чрезмерную увлеченность внешним благочестием. Почему же именно с фарисеями возникло у Иисуса такое сильное противостояние?

Ответ здесь простой: сильнее других оспаривают новое учение те, кто наиболее твердо привержен учению старому. Фарисеи считали себя самыми ревностными исполнителями Божьих заповедей. Само слово «фарисей» означает — «обособившийся», «отделенный» от всех прочих иудеев, не живущих по столь строгим правилам. И действительно — фарисеи очень старались жить праведно. Но при этом с пренебрежением относились к остальным людям, считая их ниже себя перед Богом.

Простые люди с ними считались, почитали их за учителей Закона, боялись их гнева и никогда не дерзали с ними спорить о предметах веры. Поэтому проповедь безвестного сына плотника была воспринята фарисеями как неслыханная дерзость. Будь она менее успешной, ее попросту не заметили бы. Но слова Иисуса звучали со властью, они меняли души людей, призывали их к новой жизни. За новым Учителем ходили сотни последователей, Его речь собирала многотысячные толпы слушателей, пришедших из самых разных городов и деревень.

Конечно, фарисеи видели в Нем угрозу своему духовному авторитету. Тем более что на поверку этот авторитет во многом оказался сомнительным и безосновательным. Так, раздавая милостыню нищим, фарисеи имели обык­новение собирать вокруг себя толпу зрителей, чтобы те могли наблюдать за их щедростью. Соблюдая пост, они нарочно одевались в поношенные одежды и выкрашивали лица белой краской, чтобы окружающие могли убедиться в их изможденности от постных подвигов. Во время храмового богослужения фарисеи вставали в самый первый ряд молящихся, чтобы подчеркнуть свое превосходство.

Внешне они выделялись из толпы простых жителей Израиля своими одеж­дами, про которые здесь следует упомянуть особо. Во время очередного обличения фарисеев за показное благочестие, Иисус говорил про них народу: …все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих… (Мф 23:5). О каких хранилищах и воскрилиях одежд здесь идет речь, из текста Евангелия совсем непонятно. А это как раз и были те самые фарисейские знаки отличия.

Как «хранилище» в русском тексте Евангелия переведено греческое слово, которое имеет несколько значений: защита, укрепление, крепость, сторожевая башня, а также то, что защищает: амулет, талисман. В данном случае хранилище — это то, что охраняет своего владельца. Так назывались квад­ратные коробочки из кожи, на которых были написаны слова пророков, возглашавших народу Израиля волю Божью. Фарисеи привязывали их ко лбу и к левой руке в качестве буквального исполнения Божьей заповеди: …Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими (Втор 11:18). Назывались такие коробочки — тфилин. Фарисеи прикрепляли их к кожаным лентам и надевали на руку и на лоб. Видимо, чтобы нанести на тфилин побольше священных текстов, некоторые из фарисеев делали эти коробочки-талисманы несуразно больших размеров, о чем и упомянул Христос.

Русское выражение «воскрилия одежд» тоже может ввести неискушённого читателя в заблуждение. Использованное евангелистом греческое слово в данном случае означает вовсе не полы плаща. Здесь говорится о цицит — кисточках, которые необходимо было пришивать по краю одежд, чтобы они постоянно напоминали о заповедях Божьих и необходимости вести праведную жизнь: …И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим (Числ 15:37–40).

Увлекаясь подобными деталями, фарисеи почти утратили главный смысл Писания, которое они взялись толковать перед простыми людьми. Вместо любви и милости к ближнему они сделали главной целью своего благочестия мелочное следование различным обрядовым подробностям. И очень гордились тем, что соблюдают эти обряды. Именно за такое непонимание сути Закона Божьего ругал их Иисус, пытаясь достучаться до их сердец. Фарисеи пытались убить Его камнями во дворе храма. Но все же именно из их среды вышел Никодим, не побоявшийся вступиться за Христа, когда первосвященники отправили своих служителей схватить Его. Фарисеем был Иосиф, рискнувший напрямую обратиться к римскому наместнику Иудеи Понтию Пилату с просьбой отдать ему тело Иисуса для погребения. Фарисеем был Гамалиил — самый авторитетный учитель Закона, защитивший на суде арес­тованных иудеями апостолов Иоанна и Петра. Наконец, фарисеем был тот, кого Сам Иисус назовет впоследствии Своим избранным сосудом, — апостол Павел, просветитель язычников, основавший множество христианских церквей за пределами Израиля среди других народов.

Несмотря на свои заблуждения, многие фарисеи искренне стремились угодить Богу, душа их не была мертва для принятия Благой Вести о Боге, пришедшем искупить Своей смертью грехи людей. По этой причине и обличал их Господь столь настойчиво, стремясь спасти хотя бы некоторых.

Саддукеи

В отличие от фарисеев, о саддукеях в Евангелии сказано немного. Лишь однажды они попытались искусить Христа коварным вопросом о жене, у которой умерло семь мужей. Попытка эта была столь же безуспешной, как и многочисленные подобные ей провокации со стороны фарисеев. Но в отличие от них саддукеи просто отошли от Иисуса и больше не пытались проверить Его на знание Священных Писаний. Однако в своих проповедях Он предупреж­дает людей беречься учения саддукеев точно так же, как и фарисейского показного «благочестия»: …Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф 16:6). Кто же такие были саддукеи и в чем заключалось их учение?

Название их происходит от имени Садок (или Цадок). Так звали священника, возглавлявшего богослужение в Иерусалимском храме во времена Соломона — великого царя, правившего Израилем за тысячу лет до пришествия на землю Иисуса Христа. По одной из версий, саддукеи называли себя так потому, что считали, будто их традиция идет от этого первосвященника. И действительно, на протяжении многих столетий именно саддукеи занимали все главные посты в духовной, административной и военной иерархии иудеев. Даже в период оккупации Иудеи римскими войсками саддукеи, будучи первосвященниками, могли по-прежнему распоряжаться всеми сокровищами главной святыни народа Израиля — Иерусалимского храма, а это были огромные деньги.

Обладавшие властью саддукеи были подвержены обычным для людей власти искушениям. Бесконтрольно управляя пожертвованиями на храм, они порой опускались до откровенных махинаций и обмана. Так, знаменитый евангельский эпизод с изгнанием торговцев и менял из храма был по сути прямым обличением саддукеев в творимом ими беззаконии.

Дело в том, что ежегодный налог на Иерусалимский храм и вообще любое денежное пожертвование на нужды храма можно было принести только специальными монетами — храмовыми сребрениками, на которых не было изображения римского императора. Считалось, что такое изображение осквернит сокровищницу. Поэтому паломникам сначала нужно было поменять свои деньги на сребреники и лишь после этого приносить пожертвование. Эту операцию выполняли менялы, которые ставили свои столы прямо у входа в Иерусалимский храм. За свои услуги они брали грабительскую комиссию, которая составляла почти две трети от обмениваемой суммы.

Но на этом изъятие денег у паломников не заканчивалось. Далее, на полученные сребреники они должны были тут же, во дворе храма, приобрести животных для принесения в жертву, как этого требовал иудейский закон. Стоили они здесь в разы дороже, чем в городе, но паломники готовы были платить эту завышенную цену. Дело в том, что храмовые служители проверяли все принесенные жертвы на отсутствие дефектов (а за проверку также приходилось платить). Чужой товар после такой экспертизы крайне редко получал положительное заключение. Чтобы избавиться от этой процедуры, люди вынуждены были покупать животных для жертв именно здесь, платя втридорога. Поэтому Иисус и назвал меновщиков и продавцов скота разбойниками, обирающими богомольцев. Но разве смогли бы меновщики и торговцы устроить такой грабительский бизнес без разрешения первосвященников-саддукеев?

В их руки шла львиная доля прибыли от всех этих махинаций. А между тем у такой саддукейской жадности к деньгами и власти имелось свое «богословское» обоснование. В отличие от фарисеев, саддукеи не верили в загробное существование души и грядущее воскресение мертвых. Поэтому они стремились наполнить свою земную жизнь всевозможными благами, не надеясь на посмертное воздаяние. Этому способствовало также и общее с фарисеями учение о том, что земное богатство Бог посылает лишь праведникам, в награду за их благочестивую жизнь. Узнав, что Иисус воскресил умершего Лазаря, четыре дня пролежавшего в могиле, и что весь народ после этого пошел за Ним, как за обещанным Мессией, первосвященники-саддукеи испугались, что новый Царь лишит их привычной «кормушки», в которую они превратили свое служение. И, сговорившись с фарисейскими начальниками, решили убить Иисуса.

Ни об одном уверовавшем и покаявшемся саддукее Евангелие не упоминает.

Мытари

Мытари — это наемники римлян, пришедших на землю Израиля и захвативших ее. Римляне набирали мытарей из местных жителей для сбора налогов в императорскую казну. В такой политике римских властей был резон: иудейское общество было закрытым для чужаков, поэтому выудить из непокорных иудеев все налоги до последней монеты удобнее было тем, кто знал все их хитрости и секреты. Проще говоря, мытари были предателями своего народа.

Старейшинами мытарей становились богатые иудеи, имеющие достаточно средств, чтобы купить у римлян право на сбор налогов. Далее они нанимали себе подчиненных, которым назначали сумму, которую те должны были собрать с людей на вверенном им участке.

Помимо римских налогов, мытари должны были также выбить из людей деньги для собственной прибыли. И для этого не стеснялись в средствах. Забрать у несчастного бедняка последние гроши, оставить вдову с детьми без средств к существованию было для них обычной повседневной практикой.

Сопротивляться мытарям иудеи боялись, ведь те были на службе у римлян. Их просто ненавидели и считали злейшими врагами народа Божьего. Среди иудеев это были презираемые всеми изгои. Люди брезговали садиться с ними вместе за стол, избегали входить в их дома и вообще поддерживать какое-либо общение. Поэтому для многих было настоящим потрясением видеть уважаемого народом Учителя в гостях у старейшины мытарей или за одним столом с рядовыми сборщиками налогов. А для самих мытарей общение с Ним было единственной возможностью поговорить с почтенным человеком о вере и спасении.

Никто из раввинов — иудейских учителей благочестия — никогда не согласился бы даже приблизиться к этим людям, сделавшим самих себя отверженными в собственном народе. Но для Иисуса не существовало изгоев. Если мытари хотели покаяться в своих злодеяниях перед Богом и людьми, Он всегда давал им такую возможность, ничуть не опасаясь испортить Свою репутацию. Даже среди таких жестокосердных людей собрал Он Свой урожай для Царства Небесного. Евангелие рассказывает о начальнике мытарей, богаче Закхее, который после общения с Иисусом покаялся и решил вернуть с прибавкой все, что он когда-либо отнял у людей. Согласно преданию, впоследствии Закхей стал первым епископом христианской Церкви в Кесарии Палестинской — крупном городе на берегу Средиземного моря. Другого покаявшегося мытаря мы знаем сегодня как апостола и евангелиста Матфея.

О какой «закваске» говорил Христос?

«Опасайтесь закваски фарисейской и саддукейской», — предупреждал Иисус учеников. Под закваской здесь имеются ввиду греховные червоточины, разъедавшие людей, искренне считавших себя верующими.

Фарисеи старались исполнить заповеди Божьи, но делали все напоказ, унижали менее благочестивых, стремились к первенству среди народа. Саддукеи не верили в посмертную жизнь души и в воскресение мертвых, поэтому жаждали получить в этой жизни власть и богатство. В результате те и другие, будучи непримиримыми противниками, сошлись вместе ради убийства безгрешного Спасителя.

Эти же опасности подстерегают верующих людей во все времена. Надменность, показное благочестие, жажда денег, славы и власти — все это и сегодня может разрушить изнутри даже самую искреннюю веру во Христа. Заквас­ка — обычные дрожжи, которые кладут в тесто, чтобы оно забродило и стало пышным. Так и безобидные, на первый взгляд, желания могут постепенно «переквасить» христианина, превратив его в современного фарисея или саддукея. Но даже в этом случае у человека остается возможность, подобно покаявшемуся мытарю, обратиться ко Христу со словами …Боже, милостив буди мне, грешному — и надеяться на оправдание. Потому что, как уже было сказано, для Иисуса Христа среди людей нет изгоев.

Рисунки Екатерины Гавриловой

Теперь вы знаете, кто такие мытари, саддукеи и фарисеи. Как вы думаете, а кем были бы вы в Иудее перед рождением Иисуса Христа? Римский воин, мытарь или фарисей?.. Пройдите наш тест и получите ответ.

Каковы твои политические вкусы?

Консервативные. Скрепы — наше все. Вся власть — элите! Лучшие люди — лучше знают как жить. Да здравствует революция! Государство — зло. Политический строй не важен. Революция бессмысленна. Слава Империи! Политика мне безразлична, лишь бы платили.

Конспект урока «Функции синонимов в речи» 9 Класс

001 идея интересного занятия с детьми

«Функции синонимов в речи». Подготовка к ГИА.

Заликаева Светлана Георгиевна, МАОУ СОШ № 71, учитель русского языка и литературы, г.Краснодар, Краснодарский край

Предмет (направленность): Элективный курс по предпрофильной подготовке «Основы стилистики»

Возраст детей: 9 класс

Место проведения: классная комната.

План занятия

  1. Лексическая разминка.

  2. Функции синонимов:

а. Синонимы как средство связи предложений в тексте;

б. Контекстуальные синонимы;

в. Синонимы – основа градации.

  1. Правильный подбор синонима – профилактика речевых ошибок.

Ход урока:

  1. Вспоминаем, что такое синонимы, объясняем, чем они различаются, читаем записанную на доске схему:

Синонимы:

Полные – Стилистические – Семантико-стилистические – Смысловые

2. Задание: указать лишнее слово в ряду синонимов с объяснением сделанного выбора – слайд №2

  1. Карикатурный, шаржированный, гротесковый, смешной; (гротесковый – характеризующийся гротеском)

  2. Обещание, обязательство, решение, слово; (решение – постановление, вывод)

  3. Лицемер, фарисей, лицедей, ханжа; (лицедей – актер, притворщик)

  4. Инициатор, активист, пионер, застрельщик; (активист – деятельный член какого-либо коллектива)

  5. Жаловаться, жалеть, сетовать, роптать; (жалеть – печалиться, сокрушаться)

  6. Покладистый, уступчивый, сговорчивый, сердобольный; (сердобольный — сострадательный, жалостливый)

  7. Оберегать, охранять, ограничивать, ограждать; (ограничивать — ставить в какие-то рамки, границы

3 Выступление эксперта №1 — слайд № 3

Эксперт (один из учеников) рассказывает о функциях синонимов, которые многообразны (они служат средством уточнения, дополнения: Он словно потерялся немного, словно сробел, разъяснения: Я употребляю слово обыденный в том смысле, в котором оно значит: обыкновенный, тривиальный, привычны, сопоставления обозначаемых ими понятий: Врача пригласить, а фельдшера позвать, противопоставления: Он собственно не шел, а волочился, не поднимая ног от земли, а также замещения: Орловский мужик живет в драных осиновых избенках…Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах)

Будучи неисчерпаемым источником эмоциональности и выразительности речи, они позволяют полнее охарактеризовать предмет, передать разнообразие оттенков мысли, акцентируя внимание читателя на основном или дополнительных значениях слова, отразить последовательность движения мысли автора, объяснить значение неизвестного слова.

4. Учитель: сейчас мы с вами и попробуем объяснить значение слова с помощью подбора нужного синонима – слайд №4

1. Авангардный (авангард – ведущая, передовая часть какой–нибудь общественной группы)

  • передовой

  • первый

  • лучший

  • высший

2. Гуманный

  • светлый

  • человечный

  • необыкновенный

  • замечательный

3. Благоразумный

  • добродетельный

  • высоконравственный

  • благородный

  • здравомыслящий

4. Духовный

  • Душистый

  • Любимый

  • Нравственный

  • Душный

Учитель: вы слышали в сообщении нашего эксперта, что одна из функций синонимов – замещения, когда необходимо избегать повторения слов, и в этой своей функции синонимы выступают как средство связи предложений в тексте.

5.Задание: найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи субстантивированного местоимения и синонима. – слайд №5

(1) Прошло три года.

(2) многочисленная публика собралась в Киеве слушать оригинального музыканта.(3) Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и его личной судьбе. (4) Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимание на его замечательный музыкальный талант.

(5) Другие передавали, что он сам ушел из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений. (6) Как бы то ни было, зала была набита битком, и сбор был полный.

6.Учитель: а теперь попробуем сами составить связь предложений в тексте с помощью синонимов: слайд №6

  • Тропинка привела нас к обрыву. Под обрывом шумела река.

  • Начался разлив. Разлив – тяжелое время для зверей и птиц.

  • Возле клетки с попугаями толпились зеваки. Попугаи удивленно смотрели на зевак.

  • Медведь издали обнюхал гостя и пошел на него. Раздался выстрел, и он упал замертво.

Учитель: какие синонимы вы использовали в первых двух примерах, а какие — в остальных? Есть ли разница между ними? (смысловые и контекстные) В чем особенность контекстуальных синонимов? (сближаются своими значениями только в условиях контекста – веселый, добродушный смех; хриплый, придушенный голос)

7.Задание: среди предложений 5 – 11 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью контекстных синонимов – слайд №7

(5)К созданию будущего Словаря В.И.Даля подтолкнул А.С.Пушкин, дружба с которым у него сохранится до последнего вздоха поэта. (6) Буквально на руках Даля скончался его великий советчик и друг.(7) «Словом человека не убьешь», — где-то услышит поговорку Даль, а верной оказалась другая: «Слово пуще стрелы ранит».(8)Даль собрал за свою долгую жизнь более 200 тысяч слов.(9)Если их просто выписать столбиком, понадобится 450 ученических тетрадей.(10)Но Владимир Иванович еще и объяснял каждое слово, и привел примеры их употребления в пословицах и крылатых выражениях. (11)Так, слово «добро» он проиллюстрировал 60 пословицами!

Учитель: В знаменитом словаре В.И.Даля очень много синонимов, иллюстрирующих стилистическое богатство русского языка. Мы сейчас с вами убедимся в этом. Я буду называть слово – доминанту, первая группа –синоним высокого, книжного стиля, вторая – разговорного. (глаза – очи – гляделки; смотреть – взирать – пялиться; отказывать – отвергать – дать от ворот поворот; говорить – изрекать – болтать) Синонимы отличаются стилистической окраской

Если синонимы составляют богатство русского языка, какая сложность возникает при их использовании?

8. Выступление эксперта №2

Эксперт (один из учеников) рассказывает о том, что более распространены в нашем языке синонимы, имеющие различные семантические, стилистические и семантико-стилистические оттенки (бродить – блуждать – шататься – шляться) Внимательный отбор синонимов делает речь яркой, выразительной. А «муки слова» заключаются в поисках неуловимого, ускользающего синонима. Сложность задачи в том, чтобы из множества слов, близких по значению, выбрать единственно нужное, которое в данном контексте будет лучшим, выразительным.

9. Учитель: сейчас мы с вами попробуем восстановить высказывание Фонвизина, использовав нужные синонимы (ветхий, старый, старинный, древний)

… человек обыкновенно любит вспоминать … происшествия и рассказывать о … обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдешь много … вещей; нередко бывает он заматерелым в своих привычках.

(Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдешь много ветхих вещей; нередко бывает он заматерелым в своих привычках)

  • Укажите общее значение всех слов

  • А какими оттенками значений они различаются?

  • Входит ли прилагательное «заматерелый» в единый синонимический ряд?

(Старый – престарелый, преклонный, древний, достигший старости, проживший много лет.

Старинный – старый, относящийся к давним временам, к отдаленному прошлому.

Ветхий – дряхлый.

Заматерелый – застарелый, закостеневший.)

10. Учитель: великолепный образец использования синонимов мы можем наблюдать в «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова. Попробуйте восстановить опущенные синонимы (задания для работы в парах):

— Умерла Клавдия Ивановна, — сообщил заказчик.

— Ну, царство небесное, — согласился Безенчук. –Преставилась, значит старушка.. Старушки, они всегда преставляются. Или Богу душу отдают — это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, — значит, преставилась А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, Богу душу отдает

— То есть как это считается? У кого это считается?

— У нас и считается. У мастеров. Вот, вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог,помрете, что в ящик сыграете А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, то, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них говорят: » А наш-то, слышали, дуба дал»

Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

— Ну, а когда ты помрешь, как про тебя скажут?

— Я – человек маленький. Скажут: «Гигнулся Безенчук». А больше никак не скажут

Учитель: итак, мы убедились, как нелегко подобрать нужный синоним. Виртуозному владению русским словом мы должны учиться у мастеров художественного слова, у наших писателей.

11. Задание для групп: дайте лексико – эстетическую мотивацию правки, внесенной А.С.Пушкиным в текст «Евгения Онегина»

  • «Так мыслил молодой повеса» — «Так думал молодой повеса»

  • «тяжелый балагур» — «тяжелый сплетник»

  • «читал глазами неумело» — «читал, читал, а все без толку»

М.Ю. Лермонтовым в текст «Героя нашего времени»

  • Я стоял сзади одной пышной (толстой) дамы, осененной розовыми перьями

Учитель: очень часто прилагательные-синонимы, глаголы-синонимы и другие части речи составляют градацию. А что такое градация? (последовательность, постепенность в расположении ряда слов по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения)

12.Задание: создайте текст, в основе которого лежит градация (по группам)

  • Шептать, разговаривать, переговариваться, загудеть

  • Большой, огромный, громадный, гигантский

  • Выдающийся, способный, талантливый, гениальный

Учитель: мы говорили сегодня, что, используя синонимы, мы должны из множества слов выбрать лучшее. Порою это слово может быть единственно правильным, и тогда мы говорим о лексической сочетаемости, нарушение которой ведет к речевым ошибкам.

13. Задание: исправьте ошибки

  • Наступила война (началась)

  • Выполнять роль (играть)

  • Играть большое значение (иметь)

  • ПредпринЯть меры (принять) предпринять шаги

  • Вызвать внимание (интерес) привлечь внимание

  • Оказать заботу (услугу) проявить заботу

  • Осуществить задачу (мечту) решить задачу

  • Сказать информацию (сообщить информацию)

  • Повышение кругозора (расширение) повышение культурного уровня

  • Оказывать консультации (давать)оказывать услуги

  • Питать трепет (иллюзии)

  • Выполнять гимнастику (делать) выполнять упражнение

  • Наполниться терпением (набраться терпения)

Учитель: подведем итоги нашего занятия. Для чего же нужны синонимы в языке?

Ученики самостоятельно делают выводы, что синонимы разнообразят речь. Чем чаще мы употребляем синонимы в нашей речи, тем ярче, выразительнее она становится

Учитель. Чтобы научиться использовать синонимические богатства русского языка, необходимо помнить, что для говорящего или пишущего важно не столько то, что объединяет синонимы, сколько то, что их разъединяет, что позволяет отличать друг от друга, чтобы для данного контекста выбрать лучшее.

Приложение 1

Задания для группы

Создайте текст, в основе которого лежит градация:

Шептать, разговаривать, переговариваться, загудеть

Задания для группы

Создайте текст, в основе которого лежит градация:

Большой, огромный, громадный, гигантский.

Задания для группы

Создайте текст, в основе которого лежит градация:

Выдающийся, способный, талантливый, гениальный.

Задания для группы

Дайте лексико – эстетическую мотивацию правки, внесенной А.С.Пушкиным в текст «Евгения Онегина»

«Так мыслил молодой повеса» — «Так думал молодой повеса»

Задания для группы

Дайте лексико – эстетическую мотивацию правки, внесенной А.С.Пушкиным в текст «Евгения Онегина»

«тяжелый балагур» — «тяжелый сплетник»

Задания для группы

Дайте лексико – эстетическую мотивацию правки, внесенной А.С.Пушкиным в текст «Евгения Онегина»

«читал глазами неумело» — «читал, читал, а все без толку»

Литература:

Просмотры: 1 425

Тем, кто не читал предыдущие три работы из цикла по ереси, эта работа может показаться «вбросом» о своём пути по не понятной канве. Потому концовка статьи будет оформлена аннотациями и ссылками на весь цикл. С другой стороны, если не придираться, то эта статья может быть и самостоятельной, в которой рассказывается, как я, в своей жизни ради Христа, навсегда отказался от «комнат» ради «зала» Христианства, если пользоваться образами К.С.Льюиса из этой статьи. А если исходить из образов цикла, то иначе можно сказать, – как я отказался от «застенков» конфессий, и вышел в «чисто поле» Христианства. Поскольку для себя я понял, что пребывание за «стенами» правильности – это надежда на себя, но только в «поле» можно обрести надежду на Бога. А без этого невозможно перейти от веры к любви через надежду. Духовная практика говорит, что в надежде на себя такой скачок духовного развития не происходит.

Свёртка исповедания

Как и все, я начинал с конфессиональных исповеданий, стараясь почти на 100% придерживаться «линии партии» конфессии пребывания. Почему «почти»? Потому что, ни у свидетелей, ни у православных, ни у цехистов, разум не готов был принять некоторых утверждений. Иначе нужно было бы напрочь отбросить здравый смысл. Я никогда не был к этому готов. Фанатизм – не для меня, хотя у меня и бывали периоды линейной ревности, особенно в неофитстве.

Так вот, даже когда сайт «Экс-фарисей» просуществовал год, я всё равно был ещё ярко выраженным конфессионалом, хотя уже вкусившим от плода всехристианского единства. На тот момент, от момента уверования во Христа прошло уже 24 года. В период трансформации, на «Экс-фарисее» в пункте горизонтального меню «Наше исповедание» я написал на три страницы догматики вместе с церковным устройством. Получилось что-то типа «39 статей», но не Англиканства, а, по сути, Православия. Это был огромный шаг, поскольку в этом тексте я отказался от огромного балласта православного предания, местами откровенно бредового, и согласился признать братом или сестрой во Христе, кто верит в подобное исповедание.

Спустя год, я сократил исповедание до Апостольского символа веры с небольшими дополнениями. Всё церковное устроение вкупе с таинствами было удалено, когда стало ясно, что не это должно определять в основе конфессиональную принадлежность.

Через год появился радикально укороченный символ веры, который изложен в статье «Камни предания и ручеёк экуменизма». Это была первая серьёзная попытка перейти от формального исповедания предмета к любви. Но получилось это достаточно громоздко, поскольку были даны развёрнутые объяснения и толкования.

И, наконец, два месяца назад, я изложил исповедание в одно предложение, которого достаточно, чтобы отличить меня как верующего во Христа от любой другой религии. В остальном – разномыслие, поскольку я допускаю, что я могу ошибаться в том, чего держусь на сегодня по большому спектру смыслов из Писания и предания. И опыт подсказывает, что в развитии я уже много раз отказывался от примитива ради познанного совершенства. И так и должно быть. Не должно быть верности узкому ради единства в одном из «застенков», когда не вместившие попрекают вместивших (и наоборот тоже плохо). Павел предупреждал против этого несовершенных, чтобы не осуждали «тех, кто ест». Единство должно быть всеобщим, а не местечковым.

Но шёл я к этому одному предложению исповедания далеко не так быстро, как написано в этих абзацах.

Мой Путь

Старт у Свидетелей Иеговы

Поверил я в Бога благодаря Свидетелям Иеговы, и очень ревностно включился в изучение Писания. Слава Богу, что у меня не было времени ходить на собрания, и мне никто не промывал мозги штудированием «Сторожевой Башни» и ангажированными проповедями. Я сам изучал Писание, и ком несоответствий доктрины СИ и смыслов Писания нарастал катастрофически. Ответы старейшин в Киеве и Львове, а также моих родственников во Львове больше смахивали на уходы от ответов ради того, чтобы отстоять свою правоту. Когда глупости полезли через край, я охладел к деноминации, так и не крестившись у них.

Так меня Господь вывел за пределы одной из самых высоких и неприступных «крепостных стен» неопротестантизма. И нужно быть благодарным отцам-основателям этой секты, что в их доктрине оказалось так много откровенно тупых вероисповедных утверждений, которые можно принять только вообще не заглядывая в Писание. Особенно смешно выглядит их название при претензии на христианство по существу. Всё это обусловило то, что невооружённым и неофитским взглядом было видно кривую укладку «камней» в их стену. И было понятно, что стена, со временем, сама начнёт рушиться. Бездарность «строителей» из США мне сильно помогла.

«Восточный» перерыв

После спрыгивания с высокой стены у меня была некоторая аллергия на всё Христианство, потому я совершил небольшое паломничество длиной в три года на «восток» и в эзотерику.

Начал с «Тайной Доктрины» Елены Петровны, моей землячки. Но она не пошла. На половине тома мне стало скучно. Но «Розу Мира» Даниила Андреева осилил. Потом стал рисовать натальные карты в рамках «раскопок» астрологических знаний. Но понимание того, как даются серьёзные толкования в астрологии, и, самое главное, кем, опять развернули меня к христианству.

«Долгая дорога в дюнах» Православия

Возврат в христианство произошёл через Православие. После догматических глупостей Свидетелей Иеговы, догматика Православия воспринималась достаточно легко. Переубедили меня «малой кровью» мои будущие кумовья, студенты, у которых я был преподом. Но…

Для Православия, я излишне хорошо знал Писание, что для прихожан этой конфессии, да ещё в то время (90-е прошлого столетия) было не свойственно. И это была серьёзная проблема для воцерковления. Появляющиеся кассеты и книги с лекциями диакона Андрея Кураева помогли временно принять многое, что казалось бессмысленным и ненужным. Кроме того, я думал, что учёба в Московской семинарии мне поможет укрепиться в самой истинной и верной решениям Вселенских Соборов церкви.

Не помогла. Ревность на время вскипела, как волна, а потом отхлынула, ввергнув в охлаждение. В результате, я несколько лет ходил на Литургии просто отстоять, не причащаясь и не исповедуясь.

Возврат за год перед возникновением идеи сайта пошёл по пути частого причащения и еженедельной исповеди. К этому подтолкнули прочитанные публикации на эту тему тех, кто пытался вернуть Жизнь в полумёртвое фарисейское Православие. И ревность вернулась, вплоть до рассмотрения возможности рукоположения.

Но развитие технологий и смена парадигмы общения и инфообмена сделали своё доброе дело. Интернет стал всё чаще использоваться не только для развлечения, но и христианского общения. Огромную роль сыграли соцсети и некоторые знакомства в протестантской и католической среде. В это время прочитана книга Честертона «Вечный человек», где в преамбуле дана рекомендация посмотреть на церковь как бы со стороны, поскольку изнутри недостатки видны очень плохо.

Я почувствовал место, где в теле Православия ещё теплится жизнь, и решил поучаствовать в сохранении и выздоровлении тела. Изначально, в подзаголовке сайта «Экс-фарисей» он позиционировался жёстко как православный. И первая сотня материалов идут с конфессиональной окраской, хотя во взгляде со стороны я себе не отказывал, выпячивая живое, и клеймя мёртвое.

Но в процессе общения с протестантами разных деноминаций, особенно если общение заходило очень глубоко, как с Виталием Рысевым или Алесем Дубровским, я стал обращать внимание на то, что все эти люди легко соглашаются с Никео-Цареградским символом, со многими догматическими выкладками православия, но не соглашаются с глупостями, которые есть в навальном виде, и в православии, и в католичестве. При этом, я и сам с ними не соглашался, не смотря на всю апологию этих явлений от Кураева и Осипова. В результате, я стал смело вытягивать из православной «стены» своего исповедания самые кривые «камни», внимательно их исследовать на Экс-фарисее, а потом… выбрасывать. Таких статей у меня порядка 50. И когда количество вытянутых булыжников критически снизило крепость стены, она рухнула, и я решил выйти в «чисто поле» Христианства без перегородок, заборов и стен.

Рецидив «стадного инстинкта»

Осознанный выход из Православия, спустя 17 лет пребывания в нём, был первым касанием состояния вне ереси конфессионализма. Но это было касание умом, а нужно было вместить в сердце. Мгновенно такие вещи не происходят. И потому, через ЦХ, мне Господь показал, моё настоящее место и цену всем этим фарисейским «поклонениям». Я воочию увидел, что христиане, претендующие на принадлежность Церкви Христовой, не в состоянии проявить любовь, и оказались склонны к ереси конфессиональности даже больше, чем православные. При этом, они называют себя внеденоминационными. Но от внеденоминационности там только конгреционалистический принцип существования общин. Все остальные признаки секты – налицо: библейский фундаментализм, богословский эскапизм и конфессиональный эксклюзивизм.

Мои друзья и читатели видели мой выход из Православия в действии, который полностью отражён в статьях с лета 2014 по лето 2015 года. Он происходил через серьёзные «ломки». Ведь я должен был принять сердцем то, что не буду принадлежать «самой истинной, правильной, праведной, истинной, и спасительной» матери-церкви. И отказаться от комфорта церковной правильности в пользу полной личной ответственности за своё спасение – страшно и боязно.

Всё. Нет церковной «крыши» и стены исповедания. Ты – и Господь, и всё. Посредник, в виде спасительной принадлежности организации людей, удалён. Потому, даже после развала православной «стены», проекции конфессиональности во мне оставались, что было видно по символам веры на сайте, не смотря на то, что они постоянно сокращались и лаконизировались. Но, видимо, я должен был побывать у неопротестантов, чтобы понять деноминационность и конфессиональность как ересь и грех.

И вот, видя моё неустоявшееся состояние «просто христианства», некоторые френды посоветовали сходить к протестантам. Может мне там больше понравится. Может, я найду себя в служении людям своим талантом. Может, смогу поделиться тем, что смог вместить и найти живое сообщество для совершенствования в вере. И я пошёл, хотя и без внутренней готовности стать за конкретную стену. Образно, я чувствовал себя странником, который придёт за чью-то стену для того, чтобы поделиться, но не чтобы остаться навсегда. Потому и статью присоединения назвал «Мой сегодняшний выбор», понимая, что завтра, он может быть иным.

Один год в ЦХ

В принципе, поскольку я начинал со СИ, я догадывался, что я увижу у любых неопротестантов с некоторыми вариациями, но решил попробовать. И пошёл сразу в Церковь Христову (хотя параллельно посетил, и пятидесятников, и бывших пятидесятников в Боярке), купившись на название. Мне казалось, что христиане с таким названием должны быть максимально экуменичными. Я наивно думал, что претендующие на всеобщность в таком названии с учётом декларации внеденоминационности, должны стремиться к единству всех христиан, кто вышел из деноминаций. К тому времени я сам уже вместил представление о принадлежности к Церкви по плодам Духа и по любви, а не по точности исповедания в соответствии с представлениями учредителей деноминации. При этом, по промыслу Бога, я попал в общину ЦХ с максимальными степенями свободы из возможных в Киеве.

Постепенно, я понял, что отношение к единству христиан настороженное, и преимущественно негативное. В других общинах – однозначно негативное. В моей общине ещё допускали, что в других деноминациях могут быть верные Христу. Остальные в Киеве – натуральные сектанты, не способные к наблюдениям наличия добрых и любящих христиан вне их среды. «Верные только мы, а кто говорит иначе, тот грешник и еретик». Я быстро понял, что в этом «застенке» я стоять не буду совершенно точно. Но дружить с живыми людьми, которые ищут, но очень линейно… сколько угодно. Ведь я дружу со всеми, кто верует в Иисуса и ищет любви. Кроме того, я думал, что смогу показать им, как свободно и хорошо дышится за стеной предрассудков и конфессиональной ереси.

Кстати, под их проповедью, я согласился с идеей крещения в сознательном возрасте, ибо я принципиально против крещения младенцев. Ссориться с людьми из-за этого я не стану, но буду считать это бессмысленной процедурой над ребёнком. Мне было все равно, кто меня покрестит: пятидесятник, баптист, православный или цехист. Я уже был по факту «просто христианин» с младенческим православным крещением. Но поскольку я уже дружил с этой общиной, я принял крещение в Днепре от её проповедника.

Не смотря на крещение, мне все равно не давали слова, хотя любой мужчина в собрании имеет право говорить проповеди (не только штатные проповедники). Мне изначально это правило тоже пришлось по душе. Мне не давали слова, ибо суть ереси в их понимании радикально расширена тем, что они сами пребывают в глубочайшем состоянии ереси конфессионализма. И, соответственно, для них правильность выше любви. А ведь я искал себе применения и желал делиться тем, что вместил. Но им это оказалось ненужным, поскольку это сломало бы их конфессиональный эксклюзивизм, и они бы сделали один болезненный шаг из сектантства. Но, потеря комфорта для них оказалась невыносима.

Приверженность правильности, а не любви, ярко показало их голосование о моём формальном исключении из общины, через 5 месяцев после того, как я перестал туда ходить. Ценности фундаментализма и догматизации своего конфессионального понимания Писания не позволили им увидеть, что по Павловому исповеданию они исключают христианина за то, что он… христианин.

У меня не было обиды за это действие. Наоборот, благодаря этому событию, я укоренился в понимании, – мне не место за «стенами» и «заборами», ибо в христианстве их не должно быть. И в этот раз, это оказалось не только продуктом соображений ума, но истина поместилась в сердце. И коль я давно решил, быть верным Христу, а не церковным оградам, то стоит забросить идею жить в любых застенках. В гости – нет проблем, но надолго – нет смысла. Внешне, такая деятельность смахивает на апостольское служение, и то, если пошлёт Дух или позовут люди. Набиваться не планирую, ибо и так достаточно набиваюсь с территории сайта и христианских групп в соцсетях. А это куда эффективнее, чем прийти на двухчасовое собрание, и… уйти без общения, ибо «у нас братский совет».

Статус кво

Потому, на сегодня, я решил так. Будет собираться экуменическая община – пойду. Не будет – имею море общения в группах, и особенно в «Назад, к Евангелию». Эта группа уже давно стала виртуальной общиной чистых внеконфессиональных христиан, или которые стали на путь внеконфессиональности.

Да и само общение с людьми – до поры, до времени. Оно должно довести до безальтернативности надежды на Бога, о чём я сказал во вступлении. Любое духовное развитие, качественное, а не надуманное через прелесть или самомнение, происходит только под воздействием Бога. И это всегда интим между Богом и человеком.

Община может только помочь в практике «обтёсывания углов» на исходном «камне». И меня обтёсывала и обтёсывает виртуальная община – мама не горюй. Просто, во времена Павла Фейсбука не было. Если бы он увидел сегодняшние возможности, он вряд ли бы требовал, чтобы все раз в неделю собирались. Ведь он мог бы наставить, не свитком через гонца, а месседжами в группах, хоть по несколько раз на день. Например, в группе «Христианская община в Коринфе», мог бы написать: Видел в группе коммент, что спорите, кто Аполлосов, а кто Павлов. Это оффтоп к Радостной вести!.

В общем, с общением, и весьма качественным, нет проблем. Но не только в нём дело. Реальный духовный рост человека, в Духе, происходит только в системе «Бог – человек». Через помазание, при наличии которого не нужны человеческие учителя и Писание, как сказано апостолом Иоанном и доказано в прошлой статье.

Сходить к кому то в гости, как недавно меня пригласили в Киеве в Церковь Христа Спасителя, схожу, пообщаюсь с людьми. Но принадлежать какой-то системе уже не буду. Я в «поле», и в «застенки» меня не заманишь. Ну, или во фразеологии Льюиса, я в «Зале Христианства», и искать правильную «комнату» не планирую.

Из живого признаю только чистое внеконфессиональное (экуменичное) Христианство.

Ветхое прошло.

В ком я признаю брата-христианина?

Исусово исповедание: верность и любовь

Т.е., каково моё сегодняшнее исповедание христианина/ученика Христова/верного Христу. При этом, я однозначно согласен и с исповеданием Павла. Так что, если кто-то хочет протоптать между нами межу, не рекомендую. На ереси отклонения от Радостной Вести вы меня не поймаете.)))

Но кроме Павлова исповедания, есть ещё исповедание Иисуса самого Себя, и того, кого он может назвать Своим учеником, т.е., христианином, верным Ему. Верность Ему, и исповедание Сына ставится как ключевое условие признания своим учеником.

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. (Мф. 10:32-33) Да и Павел говорит, что верность – это единственное, что важно для служителя Христова. Итак, пусть видят в нас слуг Христа, которым поручено возвещать тайны Бога. От них в конечном счете требуется лишь верность. (1 Кор. 4:1-2) Да и суть Павлового Исповедания стоит на признании Сына Божия, как Христа, умершего за наши грехи. Потому, признание Иисуса Мессией (Христом) и Сыном Бога – это ключевое и опорное положение в любом исповедании.

Кроме того, признак ученичества Христова – любовь между учениками. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Ин. 13:35) Единства с Иисусом можно достигнуть только исполняя заповеди. Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и мать. (Мф. 12:50) А исполнение заповеди и есть любовь к Богу и ближнему. 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Мф. 22:37-40)

Что есть истинная любовь

А что значит любить? Можно ли взять, захотеть, и с 5 вечера завтрашнего дня начать любить Бога и всех ближних? И так – до смерти. Апостол Иоанн говорит, что нельзя. Только тот, кто «в Нём», у того это получится. Это повторено множество раз в его Первом Послании. Нет смысла все места приводить, но одно приведу. 5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. … 10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. (1 Ин. 2:5, 10) А мы знаем по Евангелию этого же автора, что Светом назван Логос, воплотившийся в Иисусе. Потому, «в Нём» и «в Свете», – одно и то же.

Кроме того, нельзя любить только Бога, а ближнего не любить. Иоанн показывает этим, что любовь на словах – это ноль, и даже минус. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. (1 Ин. 2:9) Если в тебе действуют человеческие привязанности и простая благодарность Богу, это ещё совсем не та любовь, которая от присутствия Духа. Если в тебе есть хотя бы тень отсутствия любви к ближнему, или ты не умеешь любить врагов, то это любовь душевная и выборочная, а не божественная и всеобъемлющая от пребывания «в Нём».

Потому, если в плодах человека мы видим неприязнь, ненависть, разделения, а также пренебрежение даже единичными братьями или сёстрами, то он и Бога не любит. 20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? 21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. (1 Ин. 4:20-21)

Исходя из этого, глубоко понимается императив Августина: «Люби Бога, и делай что хочешь». Если в тебе есть любовь к Богу, не словесная фикция и самообман, не простая благодарность ума за искупление, а любовь от Духа, то и ближнего ты умеешь любить. И если в тебе это есть, то все твои желания будут в русле воли Бога, естественно и без принуждения. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. (1 Ин. 3:9) Т.е., не просто старается не грешить, как старается большинство из нас, а именно не может грешить. И такое состояние реально.

Потому, если во мне будет любовь, я буду делать всё, что захочу, и не согрешу. Просто грех мне станет отвратителен, и я просто не захочу делать ничего греховного.

Итоговое исповедание

Итого. Суть формулы, вне синтаксических и лексических привязок к оборотам из Писания, видится такой. Чтобы иметь право называться христианами, учениками Христовыми, мы должны исповедовать Иисуса Христом (Мессией) и Сыном Божьим, а также иметь любовь в себе от Духа, чтобы любить Бога и ближнего. Для этого мы должны быть «во Христе» (“в Нём”, во фразеологии Павла – иметь “ум Христов”) или стремиться к этому состоянию. Где-то так.

Я, чисто для себя, облёк это в формулу братства во Христе следующим образом:

Кто исповедует Иисуса Христом и Сыном Всевышнего, и желает быть или уже есть с Ним – одно, тот нам «мать, и сестра и брат», и с тем мы разделим общение, хлеб и чашу.

Непосредственно исповедание выделено полужирным шрифтом. Если мы одно с Иисусом или стремимся к этому, то мы стремимся к Божественной, а не душевной любви. В общем, всё, как у бесценного апостола любви, только немного другими словами:

А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, так Он заповедал нам. (1 Ин. 3:23)

Пожелания конфессионалам

Вот он, братья-конфессионалы, кристаллизованный минимум даже по отношению к Павловому исповеданию. Вот она формула единения во имя спасения, где Путём есть Христос, а не всё ваше понимание Писания или вся ваша догматика. Я подписываюсь под этим исповеданием. И вы подпишетесь! Ибо под этим не подпишется только натуральный еретик! Поймите это.

Так зачем вы устраиваете борьбу за именно вашу правильность понимания текста на 300 страниц? Верьте и любите. И демонстрируйте в любви плоды своей веры. Пока же большинство, причем подавляющее, демонстрирует только плоды разделения, вражды на фоне грешной жизни. С чем сами соглашаются.

Не убивайте время на правильность, а находите время для поиска Царства. Остальное – оставьте разномыслию, ибо, судя по вашим делам и признаниям в вашей греховности, Истина вами ещё не познана, вы – не «в Нём». Я говорю о большинстве. А когда окажетесь «в Нём», не по заслугам, а по Его милости, то сами убедитесь в бессмысленности и глупости всех «стен» и «заборов». Перегородки между церквями до Неба не доходят.

На фоне умения любить даже врагов, вы поймёте, что враждовали с братьями по собственной гордости. Лучше это понять как можно раньше, и не предстать пред Господом в этой гордыне надежды на себя, а не на Него. Подумайте.

Это можно понять простым человеческим умом, которым и я пользовался, написав этот материал о своём пути из ереси к свободе от неё. Чего и вам желаю. А путь у каждого будет свой.

Предыдущие части цикла статей “О ереси”

О сущностном аспекте ереси. Часть 1 цикла, посвящённая преимущественно базовому разделению «ересь – не ересь». Дана формулировка и развёртка Базового исповедания (Павлового) и дан обзор ереси фундаментализма

Ересь расширения исповедания. Часть 2 цикла, в которой концептуально, в образах перегородок разной мощности, показана еретическая суть конфессиональных разделений в христианстве, через ереси догматизации и фундаментализма.

Ересь как грех нарушения единства. Часть 3 цикла о ереси, в которой обобщён материал предыдущих двух работ, и произведена конкретизация сути и плодов двух основных видов ереси.

Источник: ЕХ-ФАРИСЕЙ