Феодосия печерского

Феодосий Печерский был третьим святым, торжественно канонизованным русской церковью, и первым ее преподобным. Преподобного Феодосия называют отцом русского монашества: он стал основателем первого общежительного монастыря на Руси по Студийскому уставу, именем Феодосия названы «дальние» (феодосиевые) пещеры Лавры и источник Феодосия на территории Лавры. Память преподобного Феодосия совершается несколько раз в году: 16 мая (3 мая ст. ст.) — преставление, 27 августа (14 августа ст. ст.) — перенесение мощей и 10 сентября (28 августа ст. ст.) — в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в «дальних пещерах» почивающих.

Житие преподобного Феодосия Печерского

Житие преподобного Феодосия Печерского, написанное преподобным Нестором Летописцем, вошло в Киево-Печерский патерик и получило самое широкое распространение в древнерусской книжности. Древнейший список Жития находится в составе Успенского сборника XII—XIII веков и ныне хранится в собрании Государственного исторического музея.

Преподобный Феодосий родился ок. 1008 года в городе Василеве (ныне город Васильков под Киевом) и происходил из знатной семьи. Уже с самого юного возраста отличался от сверстников ревностью к благочестию, избегал детских забав, прилежал к церковной службе и чтению Божественных писаний. Когда преподобному исполнилось 13 лет, родители переселись в Курск, где вскоре скончался отец Феодосия. Юный Феодосий стал еще больше укрепляться в аскетических подвигах, но мать его всячески препятствовала в этом, стараясь то ласками, то побоями отклонить сына от избранного пути.

Так, например, когда Феодосий вознамерился тайком, с группой паломников, посетить Иерусалим, мать разыскала его в пути, жестоко наказала и даже надела оковы на ноги, чтобы он более не убегал из дома. Она запрещала сыну печь просфоры для божественной литургии и пришла в ужасную ярость, заметив однажды тугой железный пояс, который Феодосий носил под одеждой для умерщвления плотских вожделений. Но преподобный все переносил с благодарностью и терпением и молился за мать.

Однажды он с особенным вниманием прислушался к евангельскому чтению в церкви: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Тогда Феодосий решился уже окончательно порвать свои отношения с миром и тайно ушел из дома в город Киев. Здесь он услышал о строгой иноческой жизни в пещере преподобного Антония и, заинтересовавшись рассказами о нем, восхотел посетить преподобного старца. Придя в пещеру к Антонию, Феодосий пал на колени пред ним и со слезами начал упрашивать принять его к себе для иноческих подвигов. Преподобный Антоний с любовью принял его к себе и, благословив, отдал на попечение образованному священнику, блаженному Никону, который скоро и постриг юношу в иночество. Пострижение Феодосий принял в 23 года, вскоре же после смерти благоверного князя киевского Ярослава Владимировича.

Приняв святой иноческий чин, преподобный Феодосий всего себя отдал на служение Богу и усердно исполнял волю своего старца Антония. Он ревностно исполнял великие иноческие труды, как подвижник, восприявший иго Христово. Превозмогая дремоту, целые ночи он бодрствовал, славословя Бога; днем же, удручая плоть свою воздержанием и постом, исполнял разные тяжелые работы. Такое благонравие, смирение, бодрость и трудолюбие юноши вызывали удивление даже в преподобном Антонии и блаженном Никоне; видя праведную жизнь Феодосия, оба они прославляли за это Бога.

Мать преподобного, не переставая скорбеть о разлуке с любимым сыном, только по прошествии нескольких лет нашла его в Печерской обители и со слезами умоляла возвратиться обратно. Но, внявши затем богомудрым увещаниям Феодосия, сама решилась пойти по его стопам и, чтобы иметь иногда возможность встречаться с ним, постриглась в женском монастыре во имя свт. Николы-чудотворца. Прожив здесь несколько лет в подвигах благочестия, она в мире отошла ко Господу.

В 1057 году, после того как первый игумен печерский Варлаам был назначен князем Изяславом игуменом в монастырь св. влмч. Димитрия, по желанию и просьбе всех братий преподобный Антоний, призвав к себе святого Феодосия, благословил его на игуменство над двенадцатью братьями, находившимися тогда в Печерской обители. В период игуменства в 1060—1062 годах он организовал постройку деревянного здания монастыря, куда и перешли все его тогдашние насельники числом около ста. Тогда же был принят первый устав Печерского монастыря, составленный на основе студийского общежительного устава, список которого был прислан по просьбе Феодосия из Константинополя около 1068 года. При преподобном Феодосии было начато строительство главной монастырской церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Преподобный игумен усердно поучал своих учеников, возбуждая их к истинному покаянию. Он имел обычай каждую ночь обходить кельи братии; таким путем он знакомился с образом жизни братии и узнавал степень усердия в подвигах каждого брата. Он радовался и славил Бога, когда, обходя кельи, слышал молитву инока; когда же приходилось ему услыхать после вечерней молитвы разговор двух или трех сошедшихся в келью для беседы иноков, то Феодосий, давая знать о своем присутствии, ударял рукой в двери и с сокрушенным сердцем отходил прочь. На следующий день он призывал к себе провинившихся и, не обличая прямо, притчами вызывал их на раскаяние. Кроткий сердцем брат тотчас, сознав свою вину, просил прощения, а ожесточенный, думая, что игумен говорит в притчах о постороннем лице, а не о нем самом, не сознавался в своем поступке до тех пор, пока преподобный, прямо не обличив его, не налагал на виновного епитимью. Так Феодосий учил братию прилежно молиться Богу, не разговаривать после вечерней молитвы и тем более не ходить из кельи в келью для беседы; во время его жизни иноки, казалось, были равны подвигами своими ангелам Божиим, а монастырь Печерский уподоблялся как бы обители небесной.

Сам преподобный являлся образцом и примером для братии, строго следил за своими поступками, раньше всех исполнял работы, причем мог сам рубить дрова и носить воду для братии, приходил раньше других в церковь на богослужение и позже всех уходил оттуда. Вкушал он обыкновенно только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проводил без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце невозможно было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однако слава человеческая нисколько не прельщала святого, многие жизненные примеры свидетельствуют об удивительном смиренномудрии этого великого подвижника.

Так, однажды преподобный Феодосий отправился по какому-то делу к христолюбивому князю Изяславу, где ему пришлось промедлить до вечера. Когда он стал собираться домой, христолюбивый князь велел отвести его в монастырь на своей колеснице. Но слуга, видя на преподобном плохую одежду и думая, что это не игумен, а простой инок, сказал ему, чтобы он сел на коня, а сам уселся в колесницу. Так они ехали всю ночь, но на рассвете по пути им стали встречаться вельможи, ехавшие к князю. Последние, узнав преподобного, сходили с коней и низко кланялись ему. Увидев это, слуга сильно смутился и пересел на свое место. Когда они приехали таким образом к монастырю, навстречу преподобному вышли вся братия и приветствовали его земным поклоном. Возница пришел в еще больший ужас, недоумевая, кто же это, которому все поклоняются. Но преподобный, взяв его за руку, успокоил его, затем провел в трапезную, велел накормить и напоить и отпустил его с подарками. Этот случай стал всем известен от самого возницы, преподобный же никому об этом не рассказывал, так как всегда учил братию ни в чем никогда не возноситься, но всегда пребывать в смирении и ставить себя ниже всех.

Феодосий был также совершенно чужд всякого человекоугодия. По уставу монастыря было заведено строгое правило: в промежуток времени между обедней и вечерней не отворять ворот и никого не впускать в монастырь. Однажды в эти часы приехал верхом великий князь Изяслав в сопровождении отрока, но привратник не узнал его и не открыл ворота. Даже когда князь прямо сказал о себе, инок прежде пошел спроситься у игумена, а князь между тем не разгневался, но терпеливо дожидался преподобного перед закрытыми воротами.

Время игуменства Феодосия совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Междоусобия были во всем разгаре. Два брата по плоти — Святослав, князь Черниговский, и Всеволод Переяславский — подняли неправую войну на своего старшего брата, великого князя Изяслава Киевского, и прогнали его из стольного города Киева. Сев на его место в Киеве, они послали просить преподобного Феодосия зайти к ним на обед. Но преподобный с мужеством и решимостью отвечал на их приглашение: «мне не достойно идти на трапезу неправды, как на трапезу Иезавели». Когда же Всеволод удалился в свою Переяславскую область, а Святослав сел в Киев на место Изяслава, преподобный Феодосий начал беспрестанно обличать князя Святослава в том, что он не по праву сел на братний престол. Приходивших к нему княжеских послов преподобный просил передать князю, что он не одобряет его поступка. Однажды он послал ему большое обличительное письмо, в котором, между прочим, писал: «Голос крови единоутробного брата твоего вопиет на тебя к Богу, как кровь Авелева на Каина» (Быт. 4:10). По прошествии некоторого времени Феодосий, снисходя к просьбам братии и вельмож, примирился со Святославом и велел на церковных службах в своем монастыре поминать обоих великих князей, но все-таки Изяслава первым, а Святослава вторым.

Преподобный Феодосий был очень заботливым по отношению к бедным. Он построил близ монастыря двор с церковью во имя святого первомученика Стефана и там поселил нищих, слепых, хромых и прокаженных, а все необходимое для них отпускал из монастыря. На это употреблялась десятая часть монастырского дохода. Кроме этого преподобный каждую субботу посылал воз хлеба заключенным в темницах и тюрьмах. Святой был милостив даже к разбойникам, которых поймали на краже в одном из монастырей. Он сжалился над ними, приказал их развязать и накормить. А после наставления дал им денег и отпустил.

Каждый год преподобный переселялся на время Великого поста в пещеру (где впоследствии было положено честное тело его) и там затворялся до наступления недели ваий (цветоносной); в пятницу перед цветоносной неделей во время вечерни он возвращался к братии. Братия думали, что он безвыходно живет в известной им пещере, а на самом деле ночью тайно от всех он уходил в одно монастырское село и там в другой пещере, находящейся в скрытом месте, пребывал один, так что никто кроме Бога не знал о его действительном местопребывании. Оттуда перед пятницею на шестой неделе Великого поста он опять ночью уходил в первую пещеру, из которой в пятницу и выходил к братии, так что все думали, что он весь пост пребывал в известной им пещере.

Заранее предвидя свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу 16 мая (3 мая ст. ст.) 1074 года. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. В 1091 году мощи подвижника были обретены нетленными и перенесены в Успенский собор. В 1108 году преподобный Феодосий был причислен к лику святых Русской церкви.

Преставление преп. Феодосия Печерского. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 3 мая (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году)

Преподобный известен также как основатель и руководитель одной из первых церковных библиотек на Руси — библиотеки Киево-Печерской лавры. Из литературного творчества преподобного Феодосия сохранились два послания к великому князю Изяславу и шесть или восемь поучений и одна молитва. Всего Феодосию приписывалось более двадцати различных произведений.

Чудеса преподобного Феодосия Печерского

Еще при жизни преподобный Феодосий прославился многими чудесами. Так, когда в монастыре происходило оскудение необходимых запасов, по молитвам преподобного являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Много раз Сам Господь спасал обитель от нашествия разбойников: тогда грабители видели, как церковь поднимается к небу, и в страхе отходили прочь. Один благочестивый и богобоязненный человек шел раз темной ночью мимо ветхого Печерского монастыря и видел следующее. От монастыря исходил яркий свет, а преподобный Феодосий стоял перед церковью, воздев к небу руки и вознося к Богу молитву. Прохожий продолжал еще с удивлением смотреть на это, как вдруг видение изменилось, и он увидел другое чудо: над церковной крышей показалось очень большое пламя и, приняв вид дуги, перешло на другой холм, именно на тот, на котором преподобный Феодосий начал потом строить новую каменную церковь. И таким образом один край огненной дуги стоял над старой церковью, а другой над тем местом, где предполагалось построить новый храм.

В другой раз ночью окрестные жители были разбужены пением множества голосов, слышавшихся близ обители. Они встали и, выйдя из домов своих, пошли на возвышенное место посмотреть, откуда именно слышатся эти голоса. Тогда они увидели следующее. Ветхий Печерский монастырь был залит ярким светом; множество иноков, выходя из старой церкви, шли на новое место: одни несли икону Пресвятой Богородицы, а прочие с песнопениями сопутствовали первым, неся в руках зажженные свечи. Во главе всех шел отец и наставник иноков преподобный Феодосий. Дойдя до нового места, они сотворили на нем пение и молитву, а затем, возвратившись назад, с пением опять вошли в старую церковь. Множество свидетелей удостоверяло потом действительность этого чуда. А так как в вышеупомянутом шествии не участвовал ни один инок, то все поняли, что люди эти видели ангелов.

На ознаменованном Богом столь великими чудесами месте, таким образом, стала строиться каменная церковь во имя Пресвятой Богородицы.

Прославление преподобного Феодосия Печерского. Тропарь, кондак и канон

В 1240 году, при угрозе нашествия хана Батыя, мощи преподобного Феодосия были вынесены из Успенского собора и захоронены в неизвестном месте. Существует два предположения о том, где могли быть скрыты его мощи: первое — что они были погребены под спудом Успенского собора, и второе — что они погребены в Дальних пещерах. В 1988 г. была сделана сенсационная археологическая находка — открыта, по Божией милости, келья преподобного Феодосия Печерского рядом с подземной церковью Рождества Христова в Дальних пещерах.

Келья прп. Феодосия в Дальних пещерах. Фотография 2013 г.

Тропарь, глас 8.

Православию наставниче, благочестию учителя и чистоте, вселенней светильниче, архиереом богодухновеное удобрение, Феодосие премудре. Учением бо твоим вся просветил еси, цевнице духовная. Моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 3.

Звезду русскую днесь почтем, от востока восиявшую, и на запад пришедшую. Всю бо страну сию чюдесы и добротою обогатившу вся ны, трудодетельством и благодатию, иноческаго устава, блаженнаго Феодосия.

Библиотека Русской веры
Канон преподобному Феодосию Печерскому →

Читать онлайн

Преподобный Феодосий Печерский. Иконы

Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII веке существовали иконы преподобных Антония и Феодосия Печерских, которые игумен монастыря Никон показал прибывшим в монастырь из Константинополя мастерам-иконописцам: святые явились им в чудесном видении, как живые, и подрядили для росписи церкви в своем монастыре.

Преподобный Феодосий с житием. Русь, 17 век

Преподобный Феодосий, по традиции, изображается в полном монашеском облачении (подряснике, рясе, поясе, мантии, аналаве на груди, схиме на плечах) и сапожках, с благословляющей десницей и свитком в левой руке.

Преп. Феодосий Печерский. Русь, начало 17 века, минеяПреподобный Феодосий Печерский. Подмосковье, 17 век

На большинстве икон преподобный Феодосий изображен средовеком (среднего возраста), хотя встречаются иконы, на которых он представлен старцем. Часто преподобный Феодосий изображается в числе избранных святых, как, например, на иконе-таблетке XV века из Софийского собора в Новгороде, в настоящее время икона в собрании Новгородского музея (НГОМЗ).

Свт. Петр Московский, Леонтий Ростовский и Феодосий Печерский. Великий Новгород, ХV век

Также преподобные Антоний и Феодосий Печерские изображаются вместе на парных иконах как основатели монашества на Руси, в Соборе Киево-Печерских святых и в иконографии Печерской Богоматери, где они предстоят на коленях перед сидящей на Престоле Богородицей. Древнейшее изображение преподобного Феодосия Печерского, предстоящего Богоматери, сохранилось на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери из собрания Третьяковской галереи (около 1288 года).

Свенская (Печерская) икона Богородицы с преп. Антонием и Феодосием, около 1288 г.Преп. Феодосий. Фрагмент иконы Свенская (Печерская) икона Богородицы (около 1288 г., ГТГ)Прпп. Антоний и Феодосий Печерские. Икона. Украина, около 2000 года

Преподобный Феодосий Печерский. Храмы

Известны 13 церквей, которые были освящены в честь преподобного Феодосия Печерского. Самая древняя действующая церковь находится в Киеве (дата постройки 1698-1700 гг.). Старообрядческих храмов во имя преподобного Феодосия Печерского в настоящее время не существует.

Церковь преп. Феодосия Печерского. Киев

Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра — это самый крупный монастырь Восточной Европы, колыбель русского православия и один из древнейших мужских монастырей в Киевской Руси. Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святых, пострижеников Киево-Печерской обители, особенно известны святители Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон, иконописец Алимпий. Ближние и Дальние пещеры разделены между собой оврагом и хребтом горы. В Ближних почивают мощи 80 святых угодников, в Дальних — 45.

Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Современный вид

Главный Успенский Собор (великая церковь) был заложен в 1073 году, внутренняя отделка, которая включала мозаику и фресковую роспись, завершилась уже к 1090 году. По свидетельству «Киево-Печерскою патерика» строительством святой обители руководили мастера из Греции, которые прибыли в Киев по велению Самой Пресвятой Богородицы. В начале XII столетия монастырь имел вид масштабного архитектурного ансамбля с множеством каменных построек. В стенах Лавры находятся четверо ворот для входа, главный вход осуществляется через Святые врата. В них во все времена входили только пешком. Над вратами расположена церковь Святой Живоначальной Троицы. Она является самой древней из всех тех, что сохранились в Лавре, и не была разрушена во время монголо-татарского нашествия.

Надвратная церковь Святой Троицы в Киево-Печерской лавре

В 1240 году, когда орды Батыя взяли Киев, Киево-Печерский монастырь был разорен. Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря; в XIV в. он был уже возобновлен, и великая церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов.

В 1615 году в Киево-Печерском монастыре была основана типография, в которой печатались книги для всего православного мира, в настоящее время здесь расположен музей книгопечатания Украины. С 1592 по 1688 год монастырь был ставропигией патриарха Константинопольского. В условиях экспансии униатства он стал одним из важнейших духовных оплотов православия в Юго-Западной Руси. В 1688 году монастырь получил статус лавры и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.

В 1930 году Киево-Печерская Лавра была закрыта богоборческой властью, в 1941 г., после оккупации немцами Киева, здесь было разрешено возобновить монашеское жительство, но тогда же, 3 ноября 1941 года, немецкими оккупантами был взорван древнейший Успенский собор, на что указывается в материалах Нюрнбергского процесса. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлен вывоз ценностей храма. Вторично монастырь был закрыт в 1961 г., в период хрущевских гонений. В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер. В 2000 году, к 950-летию Лавры, была восстановлена и освящена Великая церковь. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Киево-Печерская лавра — обитель, устроенная преподобным Феодосием

Поучения преподобного Феодосия

Послание к князю о вере латинской того же Феодосия к тому же Изяславу.

… Сказал мне отец: «Хранись, чадо мое, от кривоверных и от всех их затей, понеже наполнилась и наша земля людьми злой той веры. Да, спасая, спасет свою душу, кто в праведной вере живет. Нет другой такой веры лучше нашей единой чистой и честной святой православной веры. Сей верою живя — грехов избыть и вечной муки избегнуть, вечной жизни причастником стать и без конца со святыми радоваться. А сущему в иной вере, в латынской ли, в армейской или сарацинской — тому не увидеть вечной жизни, и со святыми части не получить.

Не подобает хвалить чужой веры. Если кто чужую веру хвалит, то становится он свою веру хулящим. Если же начнет непрестанно хвалить и свою и чужую, то окажется держащим двоеверие и недалеко от ереси. Ты, чадо, блюдись от таких деяний, не свыкайся с ними, но бегай от них, сколько можешь, и одну свою веру непрестанно хвали, подвизаяся в ней добрыми делами.

Милостыней же милуй всякого, не своей только веры, но и чужого. Когда видишь нагого или голодного, страждущего от зимней стужи или какой беды, будь он жидовин или сарацын, болгарин или еретик, латынин или язычник, — всякого, как можешь, помилуй и от беды избавь, и не останешься без Божьего воздаяния. Бог ведь и сам в этой жизни сохраняет и язычников, и христиан. Язычникам и иноверным в нынешнем веке дано попечение от Бога, в будущем же чужды они будут благого воздаяния. А мы, живущие в правой вере, и здесь пребываем Богом соблюдаемы, и в будущем веке будем спасаемы Господом нашим Исусом Христом».

Сказал мне отец: «Чадо, если придется тебе умирать за эту святую веру Господа ради, то не оставь правой сей веры, но с дерзновеньем умри за веру Христову. Ибо святые, — сказал он, — умерли за веру, а теперь вот живут во Христе. И ты, чадо, если узришь каких-нибудь иноверцев, стязающихся с православными о вере и стремящихся соблазном отвести от правой веры несведущих верных, то ты, многосведущий, не скрой в себе своего знания, а помоги правоверным против кривоверных. Если поможешь им, то как овец избавишь их от уст львиных. Если же промолчишь, это равносильно тому, как если бы, отняв у Христа, предал ты их сатане, ибо тот научил кривоверных кривой их вере».

И если скажет тебе спорящий с тобой: «Бог дал и ту, и другую веру», ты ему, чадо, скажи: «Ты, кажется, мнишь, кривоверный, что Бог двоеверен! Не слышал ли, окаянный, развращенный злой верою, как гласит Писание: «Един Бог, едина вера, едино крещение». И Господь сказал: «Так надлежит нам исполнить всю волю», и только когда он исполнил все, тогда вознесся, а учеников послал на проповедь. Ты, столько лет по апостольской проповеди державший православную веру, совратился в зловерие наущением сатаны. Не слышал разве Павла, глаголющего: «Если и ангел, придя с небес, благовестит вам иначе, чем мы благовестили, да будет проклят».

А вы, отринувши апостольские заповеди и предание святых отцов, приняли неправедное учение и веру развращенную, исполненную многой погибели. Потому и от нас отвержены. Потому и не подобает нам иметь с вами общения, ни к Божественным Тайнам сообща приступать, ни вам к нашей службе, ни нам к вашей, ибо на мертвом теле служите, будто мертвым Господа помышляюще. А мы совершаем службу телом живым, видя Самого Господа, живого и одесную Отца сидящего; и снова приидет судити живым и мертвым. Мертвые вы, о латыняне, мертвую жертву совершаете. Мы же, Богу принося жертву живую, чистую и непорочную, сподобимся обрести живот вечный. Так ведь и писано: «Воздается каждому по их делам о Христе».

Преподобного Феодосия Печерского неслучайно называют отцом русского монашества. Так как именно он явился основателем первого общежительного монастыря на Руси, который стал как бы примером и образцом для всех остальных монастырей.

Житие преподобного Феодосия Печерского, написанное Нестором Летописцем, стало одним из любимых чтений русского народа.

Краткое житие прп. Феодосия Печерского

В жизнеописании святого явно выделяется несколько основных сюжетов:

  • взаимоотношение с матерью;
  • поступление в монастырь и монашеские труды в нем;
  • игуменство;
  • отношения с князьями;
  • чудеса.

Преподобный Феодосий Печерский

Отрочество

Родился преподобный в 1008 году в небольшом городке Василев. Его отец был, видимо, дружинником, т. е. принадлежал к привилегированному военному сословию. Свое отрочество и юность Феодосий провел в Курске, куда перебралась семья в 1021 году. Здесь начинаются аскетические подвиги святого.

Статьи о других святых:

  • Житие преподобного Антония Великого
  • Житие преподобного Саввы Освященного
  • Житие святителя Василия Великого

Житие Феодосия Печерского отмечает его особую кротость и неотмирность, присущую ему с раннего возраста. То есть желание вести жизнь подвижническую созрело у святого еще в детстве, но на пути к осуществлению заветной цели встала мать преподобного.

  1. Первый раз Феодосий бежал из дому вместе с тремя странниками желая совершить паломничество в Иерусалим. Но мать догнала его, избила и заперла в чулане, хотя вскоре сердце её смягчилось, и она выпустила сына.
  2. Посещая церковь каждый день, Феодосий взялся собственноручно выпекать просфоры. Мать постоянно попрекала его за это, потому что такое занятие недостойно его положения в обществе. В конце концов, преподобный сбежал в соседний город, где поселился у священника, но мать снова его нашла, избила и вернула домой.
  3. Феодосий заказал кузнецу сделать железный пояс себе, который и носил, одевая прямо на голое тело. Пояс растирал кожу и на одежде появилась кровь. Заметив это, мать сильно разгневалась на отрока и велела снять пояс, опять сильно избив сына.

Интересно! Действия матери по отношению к преподобному Феодосию были продиктованы той любовью, которую она питала к своему сыну, боясь его потерять.

Когда он уже постригся, она нашла его в Киеве, виделась с ним и согласилась постричься в монашество в одном из киевских женских монастырей, где и закончила свою жизнь. Интересно, что в житие ни разу не упоминается имя матери преподобного.

Постриг в монахи

После этого случая Феодосий тайно покинул дом и удалился в Киев, где встретился с преподобным Антонием Печерским. Феодосий просил пострижение в монашество, на что святой Антоний отвечал ему, что он еще слишком молод для этого. Но видя непреклонность молодого человека, велел преподобному Никону постричь Феодосия в монашество.

Статьи о храмах в Киеве:

  • Успенская Киево-Печерская Лавра
  • Десятинный монастырь в Киеве
  • Собор святого князя Владимира в Киеве

Произошло это событие около 1031 года. При поступлении преподобного в монастырь в нем было 12 монахов, все они жили в вырытых ими пещерах, и в монашеской жизни руководствовались советами преподобного Антония Печерского. Вскоре после поступления Феодосий был посвящен в священники.

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские — основатели Киево-Печерской Лавры

Биография Феодосий Печерского изобилует фактами его беспрестанных подвижнических трудов вот только некоторые из них:

  • святой не спал ночами, находясь в постоянной молитве;
  • по ночам исполнял работу за других;
  • летом, в самую жару поднимался на вершину пещеры, здесь обнажался по пояс и его кусали оводы и слепни, на что преподобный не обращал никакого внимания, а погружался в непрестанную молитву.

Игуменство

В 1054 году святого избрали настоятелем монастыря. Но даже будучи игуменом, он продолжал вести тот же образ жизни, что и прежде и ничем не выделялся из братии. Выполнял тяжелые работы, носил самую неприметную и грубую одежду, а сверх того на теле власяницу, которая очень растирала тело. Был кроток и незлобив и со всеми в общении ровен и рассудителен.

В житие есть несколько ярких эпизодов, раскрывающих характер и личность святого.

  1. У святого был обычай обходить кельи своих монахов ночью. Если он видел, что инок молится, то очень радовался этому, если же обнаруживал, что монахи предаются праздности или пустой болтовне, то на следующий день обличал таковых, но не напрямую, а посредством притчей.
  2. Преподобный часто работал в пекарне, месил сам тесто и делал хлебы.
  3. Как-то раз на пекарне не хватало воды, которую надо было носить из дальнего места, никто из братии не вызвался это сделать и игумен сам стал носить воду. Другой раз не хватило дров, и опять из братии никто не вызвался и сам святой отец занялся рубкой дров.

Важно! Данные два случая показывают нам не то, что отец Феодосий был плохим организатором, а больше говорят об его безоговорочном высоком духовном авторитете среди Печерских монахов. Ведь в обоих случаях все они, бросив свои дела стали помогать своему духовному отцу.

Сама деятельность преподобного как настоятеля монастыря стала поистине революционной и для русского монашества и в целом для всей Русской Церкви.

Киево-Печерский монастырь (1902 год)

  1. Он стал основателем первого общежительного монастыря на Руси. Когда братия монастыря увеличилась до 100 человек, отец-игумен испросил у великого князя Киевского участок земли недалеко от пещер, где были построены кельи и деревянная церковь Успения Богородицы. Сюда переселились все иноки.
  2. В Печерском монастыре он ввел строгий Студийский устав, который стал основой богослужебной жизни всей Русской Церкви.
  3. При нем началось строительство каменного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Важно! Основной метод руководства монахами, которого придерживался преподобный — это личный пример, который лучше всего действовал на братию. Его никто и никогда не видел гневающимся или раздраженным, он был снисходителен и терпелив.

И еще одна черта в способе управления обителью, безусловная вера в то, что Бог всегда поможет тем, кто к нему обращается искренне от всего сердца, тогда Господь не оставит ни в какой нужде.

Вот только несколько примеров этого:

  • как-то раз к Феодосию пришел пекарь и сказал, что не осталось муки. Но преподобный в твердой вере в помощью Божию отвечал пекарю, что теперь в житницах полно муки. И действительно, когда хлебопек заглянул в житницу, она была наполнена;
  • другое раз один киевский священник обратился к келарю с просьбой дать вина для службы, так как в храме оно кончилось. Но келарь отвечал, что и у него остался только один сосуд вина. Однако преподобный распорядился отдать все и верить в Бога. И действительно на следующее утро в монастырь от благотворителей привезли несколько бочонков вина;
  • еще был случай, когда келарь объявил отцу-игумену, что закончились все съестные припасы и ему нечем кормить братию, преподобный велел келарю сохранять спокойствие и верить в то, что Господь поможет. Сам стал молиться и в этот же день боярин великого князя прислал в монастырь целый воз съестных припасов.

И таких случаев было немало, последний из них свидетельствует об особых отношениях Феодосия с великим князем и киевской знатью.

Отношения с княжеской знатью

В годы игуменства святого на Киевском престоле побывало два князя Изяслав и его младший брат Святослав, который незаконно занял престол, свергнув своего старшего брата. Последнее обстоятельство сильно осложнило отношения князя и святого, так как последний занял непримиримую позицию относительно того, что Святослав поступил с братом беззаконно.

С великим князем Изяславом у Феодосия сложились очень хорошие отношения. Изяслав воспринимал преподобного как своего духовного отца. Вот несколько случаев, характеризующих их общение.

  1. Однажды князь пришел к преподобному и отведал той простой пищи, которую обычно ели монахи. Изяслав заметил, что ничего вкуснее он никогда не ел, хотя его повара готовят самые изысканные кушанья. Феодосий ответил на это: «Это потому что в монастыре все делают с благословения».
  2. Для Изяслава святой стал настоящим духовным учителем и сам князь, беря с него пример, смирялся, несмотря на свое княжеское достоинство. Об этом свидетельствует такой случай: в полуденное время ворота монастыря всегда были закрыты, даже для Изяслава и он смиренно ждал, когда придет Феодосий, чтобы побеседовать с ним.

Непросто складывались у святого отношения с узурпатором княжеского престола с князем Святославом, которого преподобный открыто обличал за то, что он поступил противозаконно. Святослав гневался на святого, даже хотел его заточить в темницу. Но потом примирился с ним и почитал также высоко, как и Изяслав, хотя Феодосий так и не поминал его как правителя Киевского княжества за богослужением.

Чудеса

Современники отмечали, что при жизни преподобного происходило немало чудес, и свидетелями их были разные люди.

Вот только некоторые из них, наиболее яркие:

  • не раз видели, как от монастыря исходило свечение. А однажды огненный столб вышел с одного холма на другой на другой, именно тот, где в будущем был построен Успенский храм. В момент кончины преподобного большой огненный столп от монастыря простирался до самого неба;

    Икона и мощи преподобного Феодосия Печерского

  • однажды разбойники попытались ограбить Успенскую церковь, но не смогли этого сделать, так как она поднялась над землёй;
  • свидетелем такого же чуда был один из бояр князя Изяслава, который также видел парящую в небе церковь Успения Богородицы.

Житие о Феодосии Печерском во многом построено на описании чудес, связанных с жизнью преподобного, и они дают более полное представление о его личности.

Дни памяти

Память преподобного Феодосия отмечается несколько раз в году. Это связано с тем, что его имя связано не только с собственной его кончиной, но и с историей Печерского монастыря.

  1. Главная дата, связанная с памятью преподобного это 16 мая, день его кончины.
  2. Перенесение мощей святого 27 августа, это событие произошло в 1090 году, когда была построена каменная Успенская церковь, заложенная самим преподобным. В это время были обретены и торжественно захоронены у храма мощи преподобного.
  3. Еще есть две даты, когда вспоминается преподобный:
    • в составе собора всех Киево-Печерских святых, т. е. 10 сентября;
    • также святой почитается вместе со своим учителем преподобным Антонием. Их совместная память отмечается 15 сентября.

Величания

Почитание святого Феодосия началось сразу же после его кончины. Нестор-летописец написал житие его, пользуясь тем, что было много живых свидетелей необыкновенной жизни святого. Вскоре после кончины обретены святые нетленные мощи и все это стало основанием для прославления преподобного Феодосия Печерского в лике святых.

Житие было составлено вскоре после прославления, но и соответствующие песни богословского содержания также составлены: это было величание или прославление преподобного, которое представлено в нижеприведенном тексте:

Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Феодо́сие,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов. Житие преподобного Феодосия Печерского, игумена

преподобный Феодосий Печерский

3(16) мая, 14(27) августа (Перенесение мощей), 28 августа (10 сентября) (Собор преп. отцов Киево-Печерских), 2(15) сентября

Путь к монашеству

Феодосий Печерский почитается Церковью как выдающийся Божий угодник, учитель иноков, пастырь.

Согласно Преданию, он родился в местечке Василькове, располагавшемся приблизительно в 50 поприщах от Киева. Точная дата его рождения нам неизвестна. С приближением её обозначают 1009-м годом.

Детство Феодосия прошло в Курске, куда его отец был переведен в связи со служебной необходимостью.

С малых лет Феодосий стремился ко Господу, посещал храм, был внимателен к богослужениям, любил слушать проповеди и вообще внимал слову Божьему.

Детские игры, равно как и предметы роскоши его не интересовали. Едва он подрос, стал упрашивать родителей отдать его для обучения грамоте. Родители, видя в этом хорошее предзнаменование, выполнили желание сына.

Учился Феодосий старательно и прилежно; при этом вел себя скромно, со сверстниками не был заносчив, со старшими был послушлив и кроток.

На четырнадцатом году отроду он лишился родного отца, и все тяготы воспитания легли на плечи его матери, женщины властной и строгой. Своего сына она любила, однако то была пристрастная, во многом слепая материнская любовь. Мать не могла, да и не стремилась соизмерять своё влияние на сына с его глубинными наклонностями и стремлениями.

Желание Феодосия от всего сердца служить Богу встречало с её стороны неодобрение и даже сопротивление. Она никак не желала согласиться, чтобы сын отказался от счастья в её понимании этого слова. Но сын видел счастье в другом: в служении и единении с Господом.

Однажды Промысл Божий свёл его с группой странников, которые рассказали ему о священных местах. Увлекшись повествованием, Феодосий попросил их взять его с собой, и они согласились. Обнаружив исчезновения сына, мать устремилась за ним, а настигнув, отругала, поколотила и заперла в избе. Там он провел около двух суток без еды. Затем она накормила его, однако не выпустила, а оставила в узах в затворе, где он провёл несколько дней.

Когда мать уверилась, что Феодосий больше не сбежит, она выпустила его на свободу. Он вновь стал ходить в Божий храм.

Узнав, что церкви часто не хватает просфор и эта недостача отрицательно сказывается на распорядке богослужений, Феодосий взялся их изготовлять и доставлять в храм. Поначалу мать отнеслась к этому с недовольством, а в дальнейшем это новое занятие сына стало её раздражать. Она высказала ему, что над ним смеются соседи, и даже не только над ним, но вообще над семьей.

Феодосий, пламенея желанием помощи Церкви и участием в её жизни, решился вновь сбежать из родительского дома. Он скрылся в другом городе, найдя приют у священника, и там продолжал печь просфоры. Но настойчивая в своей правде мать отыскала сына и там, возвратила его под родительский кров и строго-настрого запретила заниматься изготовлением просфор.

Благочестивая жизнь Феодосия привлекла внимание одного важного вельможи, городского начальника, который пригласил его трудиться при своей церкви. Случалось, что начальник одаривал Феодосия хорошей одеждой, видя, что тот ходит в рубище, но Феодосий тут же спешил отдать одежду кому-либо из нищих.

Подражая подвижникам, он стал носить на теле вериги, отчего тело время от времени кровоточило. Внимательная мать, обнаружив кровь на одежде и выяснив причину, тотчас сорвала с сына вериги, по-матерински поколотила его, и решительно отговорила его надевать их вновь.

Жизненный поворот

Однажды, стоя в храме на богослужении, Феодосий услышал слова о том, что кто любит отца или мать больше Христа, тот не достоин Его. Эти слова глубоко запали в его добрую, повзрослевшую душу.

И он вновь решился бежать. Улучив момент, когда матери не было дома, он оставил свой город и отправился в направлении Киева. Не зная пути, он пристал к обозу и так добрался до пункта назначения.

Прибыв на место, Феодосий стал искать обитель, где готовы были бы принять его в послушники. Настоятель одной из них, оценив, по рваному рубищу, его внешний вид, но не оценив добродетельность и благочестивость, отправил его восвояси. Кто-то отказывал ему в силу юного возраста.

Когда опечаленный юноша услышал о подвизавшемся неподалеку пещернике Антонии, он незамедлительно отправился к нему и стал слезно упрашивать взять его к себе. Преподобный Антоний, выслушав Феодосия, пытался его отговорить, мол, ему, ещё юному, неокрепшему духовно человеку, будет трудно жить среди мрачных безмолвных пещер.

Однако Феодосий проявил твёрдость, выразил готовность переносить тяготы и скорби отшельнической жизни. Антоний же, видя в нем сосуд Духа Святого, дал свое отеческое благословение.

В 1032 году Никон, по указанию старца, постриг Феодосия в иночество, на двадцать четвертом году его жизни. Молодой инок ревностно исполнял послушание, много и охотно молился, соблюдал бдения и посты.

Спустя четыре года чуткое материнское сердце отыскало Феодосия среди камней и пещер. Феодосий же отказывался встретиться с матерью, говоря, что отныне он принадлежит Богу, что он инок, пещерник. Тогда мать обратилась к святому Антонию, и уже он убедил Феодосия в уместности встречи. Увидев любимого сына, она умоляла его возвратиться домой, но он не только настоял на своем, но и сумел убедить её поступить в монастырь. Когда мать поступила в женскую обитель святого Николая, он возблагодарил Бога.

Священство, игуменство

Братия дивились твердости духа и подвигам Феодосия. И вот он был рукоположен во священника и поставлен в игумена Киево-Печерского монастыря. В этот период он ещё больше усилил монашеский подвиг, много заботился о благоустройстве обители, улучшении духовной жизни. При нём, например, был воздвигнут просторный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Внутренняя жизнь Киево-Печерской обители строилась при Феодосии в соответствии с уставом общежительной Студийской обители. Всё совершалось по строгому чину и распорядку.

Сообразно одному из правил, надлежало держать монастырские ворота запертыми от обеда до вечерни и не открывать их (без особого благословения) ни для кого. Однажды князь Изяслав испытал это правило на себе, когда, придя с отроками перед вечерней, вынужден был ждать, пока привратник (знавший, что перед ним — именно князь), не доложил игумену и не получил разрешения его пропустить.

Феодосий нередко лично участвовал в монастырских работах, вместе с монахами. Трудился в пекарне, носил воду, рубил дрова.

Однажды он возвращался от князя на телеге, а кучер, видя его старые одежды, не думал, что перед ним — известный игумен, к тому же — уважаемый князем. Полагая, что перед ним находится простой чернец, он обвинил его в том, что тот, будучи монахом, бездельник, в отличие от него, кучера, трудящегося в поте лица. Сказав это, он предложил Феодосию сесть на лошадь, а сам устроился поудобней, чтобы отдохнуть.

Старец смиренно занял то место, на которое указал кучер. По пути им встречались вельможи, которые кланялись Феодосию. Кучер сначала недоумевал, а потом, уразумев, в чём, собственно, дело, не на шутку перепугался. Чтобы его успокоить, Феодосий поменялся с ним местами. Когда подъехали к монастырю, иноки встретили его с почестью, отчего кучер впал в ещё большее беспокойство, но игумен вновь успокоил его и распорядился угостить.

После того, как князь Изяслав был изгнан из Киева Всеволодом и Святославом, святой Феодосий стал обличать последнего, завладевшего престолом изгнанного брата. Первое время он продолжал поминать в церковных молитвах Изяслава, а Святослава — отказывался. Но потом, по ходатайству братий, за внимание и помощь Святослава Церкви, стал поминать.

Впоследствии их отношения наладились. Как-то раз отец Феодосий, посещая Святослава во дворце, услышал громкую музыку и песни. Сев рядом с князем, преподобный с добрым чувством и пастырским смирением спросил, а будет ли так и на том свете? Князь прослезился и приказал, чтобы впредь в присутствии Феодосия такой музыки не звучало.

С увеличением количества братий Феодосий расширил границы обители, организовал строительство новых келий. Перед кончиной земной жизни монастырь обладал уже многими владениями.

О приближении смерти преподобный был извещен заблаговременно. Перед самой кончиной он призвал братий с их послушаний, предупредил их о том, что скоро оставит земной мир, дал пастырское благословение и наставление, а затем отпустил с миром. Отдав ещё несколько частных распоряжений и горячо помолившись, он возлег на постель, вновь обратился ко Господу и почил. Это случилось 3 мая 1074 года.

Тропарь преподобному Феодосию Печерскому, глас 8

Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие, / к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру / и, украсив житие твое пощением и светлостию, / в молитвах, яко безплотен, пребывал еси, / в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Феодосию Печерскому, глас 3

Звезду Российскую днесь почтим, / от востока возсиявшую и на запад пришедшую, / всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны / содеянием и благодатию монашескаго устава, // блаженнаго Феодосия.

Ин тропарь преподобному Феодосию, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереев богодухновенное удобрение, / Феодосие премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин кондак преподобному Феодосию, глас 8

Наследник отцев был еси, преподобне, / тех последуя житию и учению, / обычаю и воздержанию, / молитве же и предстоянию. / С нимиже, имея дерзновение ко Господу, / прощение согрешений и спасение испроси вопиющим ти: // радуйся, отче Феодосие.

Тропарь преподобным отцам Киево-Печерским, глас 4

Мысленное солнце и светлую луну, / первоначальных Печерских, / со всем собором преподобных днесь почтим, / тии бо, церковную твердь озаряюще, / просвещают во тьме страстей бедствующих, / и подают от Христа Бога молитвами своими помощь во всех скорбех, // и душам нашим просят избавления.

Кондак преподобным отцам Киево-Печерским, глас 8

Избраннии от всех родов угодницы Божии, / святии преподобнии Печерстии, / на сих горах добродетельми просиявшии, / вас земля не потаила есть, / но Небо отверзеся вам и райское селение. / Темже мы похвальныя песни Богу, прославльшему вас, / в памяти вашей приносим; вы же, яко имущии дерзновение, / ваш собор почитающих от всех бед молитвами вашими заступайте, // яко заступницы наши и к Богу ходатаи.

Тропарь преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 4

Звезды мысленныя, / просиявшия на тверди Церковней, / иноков Российских основание, / песньми, людие, почтим, / радостныя похвалы сим воздающе, / радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние со Феодосием богомудрым, // присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу.

Ин тропарь преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 3

Двоицу начальных российских светил почтим, / Антония, Богом посланнаго, и Феодосия, Богом дарованнаго: / тии бо первии, равноангельным в России житием просиявше от гор Киевских, / осветиша отечествия нашего вся концы, / и путь к Небеси правый многим показаша, / и, первоотцы иноком бывше, лики спасаемых Богови приведоша, // и ныне, предстояще в вышних немерцаемому Божества Свету, молятся о душах наших.

Кондак преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 8

Двоицу великих отец и правило иноков светлое, / умныя зари, онебесившия Российскую Церковь, / кто по достоянию хвалами воспоет? Тии бо Престолу Божию предстоят. / Но яко имущии дерзновение к Святей Троице, / Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне, / молитеся о молебная вам приносящих // и любовию песньми вас ублажающих.

Ин кондак преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 2

Твердыя столпы благочестия, / недвижимая иноческих законоположений основания, и необоримыя стены Российския восхвалим: / Антониа, возлюбльшаго Бога, и Феодосиа, возлюбленнаго Богом: / труды бо онех и постническия подвиги прият паче всякаго всеплодия, // Един во святых прославляемый.

Ос­но­ва­тель Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры свя­той Ан­то­ний ро­дил­ся в на­ча­ле XI ве­ка в го­ро­де Лю­бе­че (вбли­зи Чер­ни­го­ва) и в Кре­ще­нии был на­зван Ан­ти­пой. С юных лет он по­чув­ство­вал вле­че­ние к выс­шей ду­хов­ной жиз­ни и по вну­ше­нию свы­ше ре­шил­ся ид­ти на Афон. В од­ной из Афон­ских оби­те­лей он при­нял по­стриг и на­чал уеди­нен­ную жизнь в пе­ще­ре близ это­го мо­на­сты­ря, ко­то­рую до сих пор по­ка­зы­ва­ют. Ко­гда он при­об­рел в сво­их по­дви­гах ду­хов­ную опыт­ность, игу­мен дал ему по­слу­ша­ние, чтобы он шел на Русь и на­са­дил ино­че­ство в этой но­во­про­све­щен­ной хри­сти­ан­ской стране. Ан­то­ний по­ви­но­вал­ся.

Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий, игумен Киево-Печерский

Ко­гда пре­по­доб­ный Ан­то­ний при­шел в Ки­ев, здесь бы­ло уже несколь­ко мо­на­сты­рей, ос­но­ван­ных по же­ла­нию кня­зей гре­ка­ми. Но свя­той Ан­то­ний не из­брал ни од­но­го из них, по­се­лил­ся в двух­са­жен­ной пе­ще­ре, вы­ко­пан­ной пре­сви­те­ром Ила­ри­о­ном. Это бы­ло в 1051 г. Здесь свя­той Ан­то­ний про­дол­жал по­дви­ги стро­гой ино­че­ской жиз­ни, ко­то­ры­ми сла­вил­ся на Афоне: пи­щей его бы­ли чер­ный хлеб через день и во­да в крайне уме­рен­ном ко­ли­че­стве. Вско­ре сла­ва о нем раз­нес­лась не толь­ко по Ки­е­ву, но и по дру­гим го­ро­дам. Мно­гие при­хо­ди­ли к нему за ду­хов­ным со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем. Неко­то­рые ста­ли про­сить­ся к нему на жи­тель­ство. Пер­вым был при­нят некто Ни­кон, са­ном иерей, вто­рым пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий.

Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий про­вел свою мо­ло­дость в Кур­ске, где жи­ли его ро­ди­те­ли. С ран­них лет он об­на­ру­жил бла­го­че­сти­вое на­стро­е­ние ду­ха: каж­дый день он бы­вал в хра­ме, при­леж­но чи­тал сло­во Бо­жие, от­ли­чал­ся скром­но­стью, сми­ре­ни­ем и дру­ги­ми доб­ры­ми ка­че­ства­ми. Узнав, что в хра­ме ино­гда не слу­жат ли­тур­гию из-за недо­стат­ка просфор, он ре­шил сам за­нять­ся этим де­лом: по­ку­пал пше­ни­цу, сво­и­ми ру­ка­ми мо­лол и ис­пе­чен­ные просфо­ры при­но­сил в цер­ковь.

За эти по­дви­ги он тер­пел мно­го непри­ят­но­стей от ма­те­ри, ко­то­рая го­ря­чо его лю­би­ла, но не со­чув­ство­ва­ла его стрем­ле­ни­ям. Услы­шав од­на­жды в церк­ви сло­ва Гос­под­ни: «Кто лю­бит от­ца или мать бо­лее, неже­ли Ме­ня, недо­сто­ин Ме­ня» (Мф.10,37), он ре­шил­ся оста­вить и мать (отец уже умер), и род­ной го­род и явил­ся в Ки­ев к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию. «Ви­дишь ли, ча­до, – спро­сил его Ан­то­ний, – что пе­ще­ра моя скром­на и тес­на?» – «Сам Бог при­вел ме­ня к те­бе, – от­ве­тил Фе­о­до­сий, – бу­ду ис­пол­нять то, что ты мне по­ве­лишь».

Ко­гда чис­ло спо­движ­ни­ков преп. Ан­то­ния воз­рос­ло до 12, он уда­лил­ся на со­сед­нюю го­ру, вы­рыл се­бе здесь пе­ще­ру и стал под­ви­зать­ся в за­тво­ре. Фе­о­до­сий остал­ся на преж­нем ме­сте; ско­ро он был из­бран бра­ти­ей во игу­ме­на и на­чал ста­рать­ся об учре­жде­нии пра­виль­но­го об­ще­жи­тия по уста­ву ца­ре­град­ско­го Сту­дий­ско­го мо­на­сты­ря. Глав­ные чер­ты учре­жден­но­го им об­ще­жи­тия бы­ли сле­ду­ю­щие: все иму­ще­ство у бра­тии долж­но быть об­щее; вре­мя про­во­ди­лось в непре­стан­ных тру­дах; тру­ды раз­де­ля­лись по си­ле каж­до­го игу­ме­ном; каж­дое де­ло на­чи­на­лось мо­лит­вой и бла­го­сло­ве­ни­ем стар­ше­го; по­мыс­лы от­кры­ва­лись игу­ме­ну, ко­то­рый был ис­тин­ным ру­ко­во­ди­те­лем всех ко спа­се­нию. Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий ча­сто об­хо­дил ке­ллии и на­блю­дал, нет ли у ко­го че­го лиш­не­го, и чем за­ни­ма­ет­ся бра­тия. Ча­сто и но­чью он при­хо­дил к две­ри кел­лий и, ес­ли слы­шал раз­го­вор двух или трех ино­ков, со­шед­ших­ся вме­сте, то уда­рял жез­лом в дверь, а утром об­ли­чал ви­нов­ных. Сам пре­по­доб­ный был во всем при­ме­ром для бра­тии: но­сил во­ду, ру­бил дро­ва, ра­бо­тал в пе­карне, но­сил са­мую про­стую одеж­ду, преж­де всех при­хо­дил в цер­ковь и на мо­на­стыр­ские ра­бо­ты. Кро­ме ас­ке­ти­че­ских по­дви­гов, преп. Фе­о­до­сий от­ли­чал­ся ве­ли­ким ми­ло­сер­ди­ем к бед­ным и лю­бо­вью к ду­хов­но­му про­све­ще­нию и ста­рал­ся рас­по­ло­жить к ним и свою бра­тию. В оби­те­ли он устро­ил осо­бый дом для жи­тель­ства ни­щих, сле­пых, хро­мых, рас­слаб­лен­ных и на со­дер­жа­ние их уде­лял де­ся­тую до­лю мо­на­стыр­ских до­хо­дов. Кро­ме то­го, каж­дую суб­бо­ту от­сы­лал це­лый воз хле­ба за­клю­чен­ным в тем­ни­цах.

Из со­чи­не­ний пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия из­вест­ны: два по­уче­ния к на­ро­ду, де­сять по­уче­ний к ино­кам, два по­сла­ния к ве­ли­ко­му кня­зю Изя­с­ла­ву и две мо­лит­вы.

Ос­но­ван­ная пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем и устро­ен­ная пре­по­доб­ным Фе­о­до­си­ем Ки­е­во-Пе­чер­ская оби­тель сде­ла­лась об­раз­цом для дру­гих мо­на­сты­рей и име­ла ве­ли­кое зна­че­ние для раз­ви­тия Рус­ской церк­ви. Из ее стен вы­хо­ди­ли зна­ме­ни­тые ар­хи­пас­ты­ри, рев­ност­ные про­по­вед­ни­ки ве­ры и за­ме­ча­тель­ные пи­са­те­ли. Из свя­ти­те­лей, по­стри­жени­ков Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли, осо­бен­но из­вест­ны свя­тые Леон­тий и Ис­а­ия (епи­ско­пы Ро­стов­ские), Ни­фонт (епи­скоп Нов­го­род­ский), пре­по­доб­ный Кук­ша (про­све­ти­тель вя­ти­чей), пи­са­те­ли преп. Нестор Ле­то­пи­сец и Си­мон.

Молитвы

Тропарь преподобного Феодосия, глас 8

Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие,/ к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру/ и, украсив житие твое пощением и светлостию,/ в молитвах, яко безплотен, пребывал еси,/ в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феодосия, глас 3

Звезду Российскую днесь почтим,/ от востока возсиявшую и на запад пришедшую,/ всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны/ содеянием и благодатию монашескаго устава,// блаженнаго Феодосия.

Доклад: Преподобный Феодосий Печерский

Перевезенцев С. В.

Преподобный Феодосий Печерский (ум. 1074) – один из первых игуменов Киево-Печерского монастыря, один из крупнейших православных подвижников и церковных идеологов Киевской Руси второй половины ХI века, «отец русского монашества», православный святой.

Свидетельством о жизни Феодосия Печерского является его Житие, написанное в конце XI — начале XII вв. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Кроме того, сведения о Феодосии имеются в Повести временных лет и в «Киево-Печерском патерике». Согласно Житию, Феодосий родился в г. Василеве близ Киева в богатой семье княжеского слуги. Детские годы провел под Курском, куда переехала его семья. После смерти отца, дом вела мать Феодосия, которая хотела видеть его продолжателем отцовских занятий. Но Феодосий уже в детстве, избегая игр и забав, прославился подвигами во имя Божие – носил железные вериги, постоянно молился, ходил в рубище. Юношей он покинул дом и пришел в Киев в пещеру к монаху Антонию, основателю Киево-Печерского монастыря. Другой насельник пещеры, Никон, постриг Феодосия в иноческий чин. С самого начала монашеского пути и до конца жизни Феодосий со рвением исполнял все монашеские послушания: много трудился наравне с другими, был очень скромен, питался хлебом с водою, никогда не спал лежа, но лишь сидя.

В 1062 г. братия избрала Феодосия игуменом Киево-Печерского монастыря. В годы его управления монастырь стал едва ли не самым значительным церковным центром Киевской Руси. Число иноков возросло до ста человек, были устроены наземные кельи, началось строительство главного храма монастыря – церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. По указанию игумена из Константинополя был привезен т.н. Студийский устав, учреждавший общежительскую форму организации монастыря. Этот устав разошелся по всей Руси по другим монастырям. «Оттого и почитается монастырь Печерский старейшим среди всех монастырей», — написано в «Повести временных лет». Многие насельники Киево-Печерской обители позднее стали епископами в других русских городах.

Феодосий активно участвовал в политических событиях, развернувшихся в 60–70-е гг. XI в. в Киевском государстве — в борьбе сыновей Ярослава Мудрого за великокняжеский престол. В 1073 г. Феодосий Печерский резко осудил изгнание из Киева князя Изяслава Ярославича. Печерский игумен вообще выступал за необходимость духовного контроля Церкви над светской властью.

Феодосию приписываются более двадцати сочинений, но, по мнению исследователей, с достаточным основанием его можно считать автором двух посланий, восьми поучений и молитвы. Поучения и послания Феодосия Печерского — это ценные свидетельства о распространение в Киевской Руси христианского вероучения в его византийской трактовке, ибо сам Феодосий и иноки Киево-Печерского монастыря в духовном смысле ориентировались именно на Византию. Лучшие издания сочинений Феодосия Печерского принадлежат И.П. Еремину и Н.В. Понырко.

Феодосий Печерский сыграл значительную роль в развитие отечественной религиозно-философской мысли. Он считается создателем так называемой «печерской идеологии». В отличие от оптимистического раннего русского христианства, печерские старцы, и, прежде всего, cам Феодосий, внесли в древнерусскую духовную жизнь новую для нее идею аскезы, т.е. отречения от всего земного, мирского и плотского в пользу духовного самосовершенствования.

По мнению печерских иноков, Святое Крещение очищает человека от скверны, но не спасает, ибо в мирской жизни каждого человека поджидает сатана, соблазняет его и искушает. Главный же источник дьявольского искушения — человеческое тело, изначально греховное. Поэтому путь к спасению лежит, во-первых, через подавление человеком в себе присущего ему плотского начала, а во-вторых, в результате неустанной и искренней молитвы. В одной из своих проповедей Феодосий Печерский говорил: «Подвизайтеся, трудници, да приимете венець тръпения вашего, Христос бо ждеть входа нашего. И въждеземъ светилникы наша любови. И послушаниемъ, кротосьтию и смирениемъ и срящем Христа непостыдномъ лицемъ».

И неслучайно, став игуменом, Феодосий сразу же ввел в практику монастыря воздержание и строгие посты, а затем и новый устав, за основу которого был взят устав византийского Студийского монастыря, отличавшегося крайней строгостью. Причем в Печерской обители этот устав применяли еще жестче. Даже некоторые иноки не выдерживали всех испытаний, а других, еще до пострижения сам Феодосий изгонял из монастыря: «Многажды друзии отгоними мною искушениа ради, а не останутся, дондеже получать святый тьй даръ». Истинных же монахов-подвижников, Феодосий прославлял, ставя их в пример даже самому себе: «И своея бо лености забых въ вашемь тщании, и еже бо велико поспешение имеете о службе церковней, и в длъготръпение стоании въ всехъ бо годинах и службах обретающеся…».

Взгляды печерских старцев, по сути, переворачивали всю систему представлений древнерусского человека — и не только в богословском, но и в морально-этическом плане. Ведь по их глубочайшему убеждению служение Богу заключается в терпении и страдании, в милостыне и любви. Но, тем не менее, спастись может не каждый христианин, а только аскет, подвижник, отринувший всё мирское и всю жизнь свою посвятивший одному только делу — молитве. В конечном же итоге спасения достоин тот, кто совершенно сознательно подвергает свое тело истязаниям, убивая в себе всё плотское, а значит дьявольское. Поэтому идея и практика «смирения страстей» («истязания плоти») была очень популярной в Печерской обители, о чем свидетельствует «Киево-Печерский Патерик», памятник, рассказывающий о жизни печерских иноков.

Для Феодосия Печерского вообще была близка идея страха Божиего, в ее византийском толковании, которую он рассматривал как побуждающую и руководящую в земном пути всякого инока. «Имей страхъ Его предъ очима си: потщися порученное тобе дело непорочно свершити, да и венца от Христа достоинъ будеши» — наставляет Феодосий келаря монастыря. Но и самого себя не щадит печерский игумен, всякий день ожидая страшного наказания и гнева Господнего: «Азъ, грешный и ленивый, погребый талантъ свой в земли, а не приделавъ имъ ничтоже, и чаю по вси дни на себе онех лютых и немилостивыих истязатель, и прещения оного странаго, и гнева лютаго… Азъ же, унылый, имея в собе корень злаго того проращениа от моея лености, ни самъ входя въ Царство Небесное и вамъ препону творя своею леностию и своими непотребными нравы…». Идея страха Божиего и стала ведущей в Печерской обители. Радостное, светлое восприятие Христовой Благодати, столь характерное, например, для митрополита Илариона, печерскому игумену было явно чуждо.

Будучи сам аскетом-подвижником, Феодосий Печерский стремился к тому, чтобы и в светской жизни идея искреннего служения Господу стала главенствующей. Именно поэтому он выступал за необходимость духовного контроля Церкви над светской властью. В своих письмах к князю Изяславу Ярославичу игумен Феодосий постоянно подчеркивает, что является духовным наставником и руководителем светского правителя. Более того, князь, если хочет заслужить спасение, обязан служить, прежде всего, делу христианства. Ведь истинное предназначение светского правителя состоит только в том, чтобы быть защитником Веры Христовой.

Характерна и еще одна важная составляющая мировоззрения Феодосия Печерского — резкое неприятие иных вероисповеданий, особенно римско-католического. В одном из своих посланий к Изяславу Ярославичу он страстно бичует «латинскую ересь», возводя на «латинство» многочисленные богословские и даже бытовые обвинения. А в итоге он заявляет: «А сущему въ иной вере — ли в латиньской, ли въ арменьской, ли въ срачиньской, — несть видети жизни вечьныя, ни части съ святыми».

Учение Феодосия Печерского не сразу было принято и понято в полной мере. Поначалу даже иноки Печерской обители ожидали послабления монастырских строгостей, но игумен Феодосий не отступал ни на шаг. «Аще бо умолчю вашего ради роптаниа, — говорил он в одном из поучений, — угождаа вамъ вашеа ради слабости, то камение възъпиеть».

Во многом благодаря несгибаемой позиции Феодосия Печерского и «печерская идеология», и сам Киево-Печерский монастырь приобрели вскоре большое влияние. И недаром многие древнерусские монастыри или приглашали к себе игуменами печерских иноков, или были ими основаны.

Из творческого наследия Феодосия Печерского сохранилось одиннадцать сочинений — два послания к князю Изяславу Ярославичу, восемь поучений монастырской братии и одна молитва. Интересно, что в духовном смысле наиболее близкими к сочинениям Феодосия Печерского в древнерусской литературе оказались произведения митрополитов-греков Георгия (XI в.) и Никифора (XII в.). Из древнерусских книжников — сочинения Нестора, отдельные места из Повести временных лет, авторство которых современные исследователи приписывают одному из учеников Феодосия, а также сочинения Кирилла Туровского.

В 1091 г. состоялось перезахоронение мощей Феодосия Печерского: из пещеры их перенесли в церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1108 г Феодосий Печерский был канонизирован. Дни памяти: 3 (16) мая и 14 (27) августа.