Феофан грек успение богоматери

Успение, Феофан Грек, 1392

Успение — Феофан Грек. 1392. Дерево, яичная темпера. 86×68
Выдающийся живописец XIV века Феофан Грек был глубоким психологом, «философом», как называли его современники, художником неудержимого темперамента. Его произведения поражают силой чувств, страстной взволнованностью образов. Феофан Грек — выходец из Византии. Будучи уже зрелым, сложившимся художником, он оказал огромное влияние на развитие русского искусства.
Начало его деятельности на Руси связано с Новгородом. Здесь Феофан Грек, один из величайших мастеров монументальной живописи, выполнил великолепные фрески, например в Спасо-Преображенском соборе на Ильинской улице.
В Москву Феофан Грек переехал в конце XIV века — в период сложения города как общерусского центра. Здесь он работал над росписями кремлевских храмов, писал иконы.
Кисти Феофана принадлежит замечательная двусторонняя икона. На одной ее стороне изображена «Донская богоматерь», на другой — «Успение».
В «Успении» запечатлена смерть Марии. В исполнении Феофана Грека сцена из легенды приобретает необычайную значительность и многоплановость. Со свойственной художнику способностью философски постигать смысл свершающегося строит он эту традиционную композицию.
Лежащая на светлом ложе Богоматерь в темно-вишневой одежде олицетворяет величие и строгость смерти, ее вечный покой. Четкой, непрерывной линией очерчивает художник фигуру умершей. В энергичном движении, словно устремленный вверх, возникает над Марией огромный Христос, божество, принявшее ее душу и возносящее ее на небо. Он изображен на фоне темно-синего ореола — небесной сферы, которую венчает ярко-красный серафим с распростертыми крылами. По контрасту с могучей, исполненной внутренней силы фигурой Христа апостолы у ложа Марии кажутся маленькими и слабыми. Их лица и жесты выражают смятение, испуг, жалость, ощущение бессилия человека перед лицом смерти и даже непонимание ее. Группа апостолов поражает жизненностью типов. Трепетность и живость изображению придают световые блики, быстрыми движениями нанесенные художником на лица и на ткани одежд.
«Успение» Феофана Грека — произведение высокого драматизма, глубины мысли и подлинной человечности.

АССУНТА ИЛИ УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ

28 августа (15 августа по старому стилю) православная церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря преданию церкви. Чудо необычайной кончины Богородицы – Успение или Ассунта – на протяжении многих веков является темой художественного исследования великих живописцев – Корреджо, Караваджо, Тициана, Ван Дейка, Эль Греко, Рубенса, Мурильо и др. Обращался к этому сюжету и Себастьяно Риччи – знаменитый венецианец, произведение на тему Успения именно венецианской школы хранится в Большом собрании изящных искусств ASG.

Успение Божией Матери — один из двенадцати великих праздников христиан – католиков и православных. Им завершается годичный круг великих праздников и посвящен он окончанию земной жизни Богородицы. По самому древнему и общепринятому преданию церкви, событие это представляется не как трагическая кончина, а как светлый праздник воссоединения на небесах Матери и Сына.

В самый страшный момент своего земного служения Спаситель, уже страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову. После вознесения на небо Иисуса Христа Пресвятая Дева постоянно пребывала в подвиге поста и молитвы и в живейшем желании созерцать Сына, сидящего одесную Бога Отца. День кончины ее был открыт Ей от Господа. В этот день апостолы были восхищены на облаках из разных стран земли и поставлены в Иерусалиме. Согласно воле Пресвятой Девы, тело ее было погребено близ Иерусалима, в Гефсимании, между гробами ее родителей и обручника. На третий день, когда не бывший при кончине Богоматери апостол Фома пришел ко гробу, тела ее уже не было в гробнице. Церковь всегда веровала, что оно было взято на небо. Праздник Успения Богоматери восходит к древнейшим временам христианства. В IV веке он является уже повсеместным, как это видно из свидетельства Григория Турского и из упоминания его во всех древнейших календарях.

Первоначально праздник Успения совершался 18 января, празднование его 15 августа установлено при императоре Маврикии (582 год).

Еще в первые века христианства появилась молитва «Богородице, Дево, радуйся», которую можно услышать на самых разных языках. Знаменитая «Ave, Maria» – это та же молитва на латыни. Есть несколько сотен разных икон Богородицы, среди которых, знаменитая византийская икона, известная у нас как «Владимирская», грузинская, называемая «Иверской», почитаемые также и у католиков – «Ченстоховская» и «Умиление», наконец, чудесным образом найденная в Казани «Казанская» икона Божией Матери.

Церковь ставит мать Иисуса Христа, Богородицу, выше всех святых, выше всех ангелов. Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести Свой крест. Ведь она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына окончится трагически. И как верующий человек, и как Мать Она перенесла немыслимые страдания.

Смерть Девы Марии образует цикл сцен, которые широко изображались в христианском искусстве, особенно в церквах, посвященных Богоматери. Сама сцена смерти соединялась со сценой Взятия на небо (Успение) Девы Марии. Со времени распространения особого культа Пресвятой Девы (XIII век) в изобразительном искусстве этот сюжет воспроизводится очень часто в шести вариациях: ангел предвещает Марии ее кончину и вручает ей пальмовую ветвь; Мария прощается с апостолами; успение Марии, взятие ее души на Небеса; процессия, идущая с телом Марии к месту захоронения; положение ее тела во гроб; душа Марии воссоединяется с ее телом, и Мария в теле возносится на Небеса.

— Возвещение о смерти Девы Марии. В старости Деву Марию, страстно желавшую вновь соединиться со своим сыном, посетил ангел, предсказавший ей смерть через три дня. Он одарил ее ветвью «райской пальмы», которую должны были нести перед ее одром. Богоматерь вознесла молитву, чтобы перед смертью ей было дано увидеть апостолов и родню свою. Порой эта сцена напоминает Благовещение, с той лишь разницей, что теперь в руке у ангела пальмовая ветвь, а не лилия или скипетр.


Дуччо ди Буонинсенья
«Архангел Гавриил приносит Деве Марии весть о предстоящей кончине» (XIII век)

— Смерть Девы Марии. Сюжет, из всей серии изображаемый наиболее часто. Согласно одной традиции, Дева Мария не умерла, а лишь уснула и спала в течение трех дней до своего воскресения, отсюда термин «успение». «Золотая легенда» повествует о том, как ангел побудил апостолов, рассеявшихся к тому времени по всему миру, на облаке перенестись к дверям дома Девы Марии. (Иногда они изображаются именно таким образом.) Эта сцена показывает тело Девы Марии на ложе или в гробу или — особенно в искусстве северного Ренессанса — на кровати под балдахином в типичном домашнем интерьере. Она может быть еще жива и держать горящую свечу — в соответствии со старой традицией вставлять в руки умирающего свечу (ее свет — это символ христианской веры). Вокруг стоят апостолы. Св. Иоанн держит пальмовую ветвь, данную ему Девой Марией, или, возможно, проливает слезы или стоит, на коленях у ее кровати. Св. Андрей может размахивать кадилом. Св. Петр, иногда в епископских одеждах, держит книгу и руководит церемонией. Две скорбящие женщины — это вдовы, подруги Девы Марии, которым она завещала свои одежды. Контрреформация учила, что Дева Мария умерла без боли, смерть взяла ее в бессознательном состоянии; таким образом, в искусстве XVII века она иногда изображается не в постели, а в кресле или на троне, с откинутой назад головой, окруженная апостолами.


Картина Караваджо «Успение Богородицы» (1605-06), Лувр, Париж,
поначалу была отвергнута с огромным скандалом, считалось,
что безнравственный художник отобразил в Пречистой Деве жизнь телесную,
а не духовную, «спас» ее Рубенс, порекомендовав приобрести известнейшему меценату Винченцо Гонзага

— Погребение. Тело Девы Марии лежит на пелене, которую апостолы или ангелы опускают в саркофаг, вверху в мандорле (ореол миндалевидной формы) может быть изображен Христос – это довольно редкий сюжет. Типичная его форма в ренессансной и позднейшей живописи состоит из двух (иногда трех) «ярусов». Дева Мария помещена в середине воздушного пространства, она стоит или восседает на престоле, перенесенная на небеса и окруженная сонмом ангелов, нередко играющих на музыкальных инструментах. Их фигуры часто образуют собой мандорлу. Ее руки молитвенно сложены или простерты вверх (особенно в искусстве Контрреформации) к тому, на кого устремлен ее экстатичный взгляд. Иногда ее сопровождают архангелы Михаил и Гавриил. Реже встречается, чтобы Христос и Мария изображались возносящимися вместе. Внизу на земле апостолы у гроба в изумлении смотрят вверх либо пребывают в слезах и скорби.


Питер Пауль Рубенс «Успение Пресвятой Богородицы», 1626
Дерево, масло. 490×325 см, Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен


Себастьяно Риччи «Успение»
1734 год, 95 x 52 см, холст, масло.
Музей изящных искусств, Будапешт

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится полотно, выполненное современниками знаменитого венецианца Себастьяно Риччи – крупнейшего представителя рококо. Сюжет картины вполне традиционен, у опустевшего гроба находятся потрясенные апостолы и убитая горем женщина, а сама Богородица возносится на небеса, сопровождаемая ангелами. Как и в картине Риччи, позы героев выразительны и несколько театральны, идентично решение образа Богородицы: экстатичный взгляд, раскинутые для объятий с Сыном руки…


Венецианская школа живописи XVIII в.
Ассунта (Успение Девы Марии)
Холст, масло, 193х336 см
БСИИ ASG, инв. №04-3293

Резко отличает произведение из БСИИ и картину Риччи колорит, у Риччи он образован чистыми сочными красками, что добавляет произведению декоративности, тогда как произведение венецианской школы из БСИИ в основном имеет зеленовато-охристые оттенки. Вполне вероятно, что таким его сделало время, поступившая в собрание картина нуждалась в серьезной реставрации.


Картина до реставрации

Состояние картины на момент реставрации было удручающим: сетчатый кракелюр по всей поверхности картины, множественные прорывы и последствия неудачной предыдущей реставрации.


Множественные прорывы различных форм, многочисленные
осыпи и утраты красочного слоя вплоть до холста в местах
соединений частей картины, средне-сетчатый кракелюр —
результат плохой натяжки холста причиной которой явился
деформированный и обветшавший подрамник


Послойное утоньшение и выравнивание лаковой пленки,
которая со временем приобрела неравномерность и жухлый,
грязно-желтый цвет покрытия, во многих местах утратившего блеск и прозрачность

Подведение и выравнивание реставрационного грунта
в местах утрат авторского грунта, прорывов, трещин и потертостей

Выполнение тонировок по подведенному грунту в местах
потертостей и других утрат авторского красочного слоя

О реставрации произведения, осуществленной в реставрационных мастерских Международного института антиквариата, рассказывал журнал «Мир искусств» (2013.-№ 4), познакомиться с реставрационным дневником можно

Светлана БОРОДИНА
Елена ВЛАСОВА (фотографии)