Фильм про луку

Излечить страх

Историко-биографическая драма режиссера Александра Пархоменко, посвященная известной и почитаемой религиозной фигуре Святителя Луки, в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, врачевавшего тела и души людей в смутные времена первой половины двадцатого века. Этот удивительный человек в молодости сделал сознательный выбор между профессией художника и медициной в пользу последней, как более полезной для общества. Являясь лучшим студентом, после выпускных экзаменов удивил всех своим решением стать земским, мужицким врачом. По долгу службы участвовал в Русско-Японской войне, работая заведующим хирургическим отделением в эвакуационном госпитале Читы, где получил обширную практику, оперируя раненых. Затем началась его трудовая жизнь в земствах, прерываемая научными работами в области изучения методов проведения регионарной анестезии. Уже в то время он отличался крайней добропорядочностью и бескорыстностью, не деля своих пациентов по социальному статусу и достатку. Скоропостижная смерть супруги становится решающим фактором, способствующим укреплению его религиозных взглядов, и в скором времени он принимает предложение стать священником. Однако в те времена церковь и священнослужители находились в крайне затруднительном положении, преследуемые властью, поэтому Лука оказывается жертвой политических репрессий и проводит в ссылках в общей сложности долгие одиннадцать лет. Но его не сломили тяжелейшие испытания, и всю оставшуюся жизнь он продолжал преданно служить церкви и медицине, внеся значительный вклад в развитие хирургии и анестезиологии.

Победа, победившая мир

Кадр из фильма «Излечить страх»

Создать игровой фильм не просто о святом, но и о нашем современнике – задача наитруднейшая, хотя бы потому, что в основу сценария будет положено житие, а воплощать его на экране придется обычным актерам. Снимавшийся на протяжении пяти лет фильм Александра Пархоменко о жизни святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) является наиболее жестким кинематографическим православным высказыванием со времен «Острова» Павла Лунгина. Причина его бескомпромиссности – в нежелании обходить острые углы русской истории, четко противопоставив добро и зло.

Афиша фильма «Излечить страх» Ложь атеистической пропаганды приучила поколения людей воспринимать христианскую добродетель как безволие и пассивность, как что-то недостойное человека. Житие любого святого, мученика ли, исповедника, преподобного или святителя, прославленного Православной Церковью, легко опровергает этот нелепый стереотип. Что именно создатели фильма увидели в жизни святителя Луки и почему назвали картину таким образом? Житие этого великого святого наших дней представляет собой не только чрезвычайно драматичный кинематографический материал, почти не нуждающийся в сценарной обработке (бери и переноси на экран – так он выразителен!), но и доказывает истинность слов апостола: «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13: 8).

Святость не есть что-то для Него невозможное, но достижимое духовное состояние, необратимо настигающее того, кто отдает свою жизнь Богу и людям без остатка. Само слово «добродетель» состоит из двух частей – «добро» и «делать», это не соглашательство и не страх перед жизнью, а активное, дерзновенное доброделание, превозмогание испытаний в нелегких условиях. Именно это мужественное исполнение своего долга в деградирующем мире несмотря ни на что и вопреки всему и увидели в житии святителя Луки создатели фильма «Излечить страх».

Картина захватывает зрителя сразу, не давая опомниться вплоть до финала, круговертью жестких, ошеломляющих образов: испытания героев (а ведь всё это реальные факты!) кажутся порой нестерпимыми, потому некоторые, не выдерживая, капитулируют перед ними. Заслуга авторов картины в том, что они не боятся показать трагизм жизненных ситуаций во всей его остроте, без применения мелодраматических клише. Фильм программно чужд сентиментальности, он скорее шокирует, чем вызывает слезы.

Кадр из фильма «Излечить страх»

«Совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4: 18). Излечить страх – значит всецело полюбить Бога и Его творение

Главный вопрос, который рефреном звучит на протяжении всего фильма в словах иподиакона Сережи, обращенных к святителю: «Владыка, а вам не было страшно?», становится для авторов основным, структурообразующим. По какой причине человек боится чего бы то ни было? По причине своего несовершенства, ибо «совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4: 18). Таким образом, излечить страх – значит всецело полюбить Бога и Его творение. Всякий раз, когда Христос исцелял людей руками святителя Луки, Он врачевал и страх, вкладывал в их сердца любовь, ибо руки святителя были воистину любящими.

Господь есть Врач душ и телес, и всякий, кто раскрывает и преумножает в себе Его дары, Ему уподобляется. Святителя Луку называли «святым Пантелеимоном наших дней» – и не случайно, ведь, как и врач-великомученик первых веков христианства, он был мужественным исповедником веры перед лицом безбожной и бесчеловечной власти, но даже она была вынуждена признать уникальность его дарований.

Жизнь сначала врача Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, а потом и архиепископа Луки показана в фильме неразрывно связанной с молитвенным опытом и литургической жизнью Церкви, и это чрезвычайно важно для того, чтобы даже невоцерковленный зритель, да и просто любой человек, который увидит эту картину, понимал, что раскрытие любых талантов, тем более исключительных по силе и масштабу, как в истории святителя, попросту невозможно вне кафолического единства во Христе.

Кадр из фильма «Излечить страх»

Быть может, если бы у главного героя картины «Излечить страх» не было бы персонажей-антагонистов, история, рассказанная в ней, не получилась бы столь емкой и достоверной. Мы не будем вдаваться в сценарные особенности ленты, отделяя факты от ярких, но вымышленных элементов (сами авторы признали в одном из интервью, что образ бывшего священника, ставшего чекистом, – скорее собирательный образ, чем реальный человек), но заметим, что это смешение реального и выдуманного фильму никак не вредит.

Образ врача, одержимого идеей воскрешения путем переливания крови, – очень точный символ паранаучных концепций, всегда идущих рука об руку с экзальтированным фанатизмом, со взвинченной верой в человеческое всесилие. Такое отношение человека к самому себе и миру не имеет ничего общего с подлинной верой, с тем взвешенным, аккуратным подходом к своим обязанностям, который отличает трезвомыслящего христианина от безумного фанатика. Другой крайностью, которая, как и фанатизм, противоположна вере, становится неверие и скептицизм, рано или поздно оборачивающиеся циничным, осмысленным деланием зла, – ее воплощает в картине чекист Зверев.

Кадр из фильма «Излечить страх»

Сцены психологической дуэли между чекистом и святителем принадлежат к числу лучших в картине

Сцены психологической дуэли между ним и святителем принадлежат к числу лучших в картине – в них в предельно обнаженном виде показано бессилие зла перед твердыней христианского исповедания: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10: 28). Мастерски выстроенной кульминацией картины в целом и этих сцен в частности становятся предсмертные слова Зверева о бесполезности сопротивляться, прерываемые его хрипом: зло умирает и корчится у ног святителя, бессильное сломить его, но всё еще продолжает верить в свою мнимую силу! Но добро несовместимо со злорадством, даже когда умирают твои личные враги, потому святитель Лука не раздумывая бросается на помощь умирающему.

Добро потому и неистощимо, и непобедимо, что оно не замыкается в себе, как зло, «не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13: 5–6); зло пытается забрать, отнять, похитить, добро – отдать, поделиться, подарить. Страх всегда связан с потерей, с нежеланием отдавать, с боязнью потерять, связан с ложным представлением, будто нам что-то в этом мире принадлежит.

Кадр из фильма «Излечить страх»

Совершенная любовь потому и изгоняет страх, что не ищет своего и отдает себя даром, всецело. «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5: 4). Именно об этой любви Христовой, победившей мир, дерзновенной и не боящейся испытаний, которая действовала в великом святом, враче и священнике – святителе Луке Крымском, о любви, которая продолжает исцелять души и тела православных христиан всего мира и после его блаженной кончины, и рассказывает замечательная картина Александра Пархоменко «Излечить страх».

«Излечить страх» — фильм о святителе Луке Крымском выходит на экраны

«Излечить страх» — фильм о святителе Луке Крымском

22 апреля, предваряя выход фильма в прокат, в кинотеатре «Октябрь» состоялся предварительный показ и обсуждение фильма, в котором приняли участие генеральный продюсер фильма «Излечить страх» Олег Сытник, исполнительница главной женской роли Екатерина Гусева, исполнитель роли святителя Луки в старшем возрасте, актер Виталий Безруков, и архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского ставропигиального монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре.

Приветствие святейшего Патриарха Кирилла огласил руководитель административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий.

— Добрый вечер, друзья, гости показа и создатели фильма «Излечить страх»! Мне сегодня выпала честь огласить приветствие Святейшего Патриарха: «Продюсеру кинокомпании «Патриот-фильм» Олегу Сытнику и творческому коллективу фильма «Излечить страх».

Уважаемый Олег Григорьевич! Дорогие братья и сестры! С большим интересом я посмотрел картину «Излечить страх», посвященную жизни и служению святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа Симферопольского и Крымского. Я сердечно благодарю режиссера, продюсера и весь творческий коллектив фильма за эту замечательную художественную работу.

Чрезвычайно сложно изобразить святость средствами кинематографа. Это требует от режиссера и актеров не только высокого профессионализма и исключительного творческого дерзновения, но и способности умом и сердцем прикоснуться к этому удивительному духовному феномену. Размышляя о святости, как о явлении, очень важно не перепутать его с понятием о сверхчеловеке.

Святой – это не сверхчеловек и не герой в обычном понимании этого слова. Святой опознается не в громких словах и грандиозных деяниях, а в повседневных делах в осуществлении профессионального долга, в предельной личной честности и порядочности, в способности мужественно и стойко переносить испытания, сохранять спокойствие и присутствие духа перед лицом грозных опасностей, уповая во всем на благую Волю и премудрый Промысел Божий. Отрадно свидетельствовать, что режиссеру и творческому коллективу удалось раскрыть тему подлинной христианской святости, не впадая в крайности, избегая чрезмерной эпичности или излишней сентиментальности.

В фильме показан реальный образ человека, который проявляет свои личные качества и свойства характера в самых различных жизненных обстоятельствах. Замечательно, что фильм рассказывает о судьбе почти нашего современника, который жил не в столь отдаленную от нас эпоху. Память о святителе Луке Войно-Ясенецком до сих пор жива среди представителей старшего поколения. Именно этот пример духовного подвига, явленного тем, кто жил недавно, помогает уже нашим современникам, особенно молодому поколению, понять, что такое святость. Еще раз сердечно благодарю всех вас за труды и выражаю надежду на успех кинокартины в прокате.

Благословение Божие да пребывает со всеми вами!

Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси».

И погас свет. И начался фильм. Полный зал. Среди зрителей – священники, журналисты, много молодежи…

Жизнь святителя Луки, в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, проходила в страшную эпоху войн и революций ХХ века. Он пережил Первую и Вторую мировые войны, безбожное время хрущевского периода, бесчеловечные репрессии Сталина, страшные годы революции, ужасы большевистского террора Советской власти. Но во все времена, несмотря на страшные испытания, трагические события личной жизни, он оставался настоящим христианином, принося свою жизнь в жертву Богу и ближним.

Ради исполнения заповеди о любви, о служении людям, он отказался от юношеской мечты о профессии художника и выбрал путь врача. Он совмещал служение земского врача в бедных больницах и в то же время вел серьезную научную работу, он лечил и белогвардейцев, и красноармейцев, не разделяя больных на друзей и врагов. Благодаря его операциям тысячи людей были спасены от смерти и страданий. Перед врачом, как и перед священником, не может быть правых и левых, в каждом человеке – в бедном крестьянине, нищем слепце, самом последнем уголовнике и даже в предателе-убийце, который его пытал и мучил, заставляя отречься от веры, — святитель Лука видел образ Божий, и, как мог, врачевал не только тело, но и больные души.

В дни всеобщего отречения, поругания веры и церкви, врач-хирург Войно-Ясенецкий услышал призвание о служении Христу у Престола. В сане священника и епископа он продолжал лечить людей, и не отрекся от своей веры, своего призвания даже под пытками. Владыку Луку не сломили ни многочисленные аресты, ни годы тюрем и сталинских лагерей, ни клевета и изгнание…

«Мученик», по-гречески «мартириос» — это свидетель. Жизнь святителя Луки была удивительным свидетельством о Христе, отдавшем Себя за жизнь мира, свидетельством о подлинном христианстве, когда ученик Христов, так же, как Учитель, отдает всего себя, всю свою жизнь на служение Богу и ближним, преодолевая трагизм обстоятельств.

После показа состоялось обсуждение. На вопросы журналистов и зрителей отвечали создатели фильма.

Олег Сытник, продюсер: Мы приложили максимум усилий, чтобы эту картину увидели миллионы людей в России и в странах СНГ. Благодарим нашего прокатчика, компанию «Централпартнершип», которае, как и мы, набрались мужества и взялись за прокат этой картины, чтобы ее увидели зрители.

Архимандрит Тихон Шевкунов: Позвольте выразить огромную признательность всем создателям фильма! Необычайно сложно сделать биографический фильм. Бесконечно сложнее сделать фильм житийный. Так, чтобы получилось то, чтобы люди смотрели, сопереживали, чтобы это не было плоским изображением. Я по своему опыту знаю, насколько это тяжело, и насколько это тяжело, когда речь идет о нашем почти современнике, таком, как святитель Лука. Я восхищен мужеством и упорством всей съемочной группы, и консультантов, которые тоже здесь присутствуют, которые приложили гигантские – без преувеличения – усилия, чтобы появился живой удивительный прекрасный образ одного из самых замечательных, но и противоречивых людей нашего времени.

Олег Сытник: Хотел бы поприветствовать и поблагодарить нашего консультанта, протодиакона Василия Марущака, автора книги «Святитель-хирург: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)», которая и легла в основу фильма.

— Что вас подтолкнуло к созданию фильма именно об этом человеке? Это что-то личное или святитель Лука вас вдохновил своей жизнью?

Олег Сытник: Я раньше был далек от церкви, хотя и был крещен в детстве. Но получилось так, что чудесным образом мне в руки попала книга отца Василия Марущака от человека, в семье которого произошло чудо. Я прочитал книгу о святителе Луке, был поражен его историей, был поражен его мощью, и в течение полугода жил с образом святителя. И когда в Украину приехали наши партнеры с предложением создания такого фильма, я, не задумываясь, кинулся в кинематограф и поддержал эту идею. Была зарегистрирована кинокомпания «Патриот-фильм» в Украине, мы получили благословение от митрополита Владимира, и с этого началась наша нелегкая пятилетняя работа по созданию этого фильма.

— В фильме вы использовали документальные воспоминания святителя Луки, как вы работали с этим материалом?

Олег Сытник: Многие моменты, многие фразы героя действительно взяты из личных воспоминаний святителя Луки. И тут все — правда. Да, приходилось выбирать, но, наверное, каждый из нас чувствовал на площадке незримый дух святителя Луки и его водительство. Мы отсняли очень много материала, но поместить в полтора-два часа всю жизнь святителя Луки – это очень сложно, поэтому в эту версию вошло только то, что должно было войти. Но мы планируем продолжение этой истории, есть планы снять сериал о святителе, в котором мы используем материалы этого фильма.

— Планируется ли показ фильма в Украине?

— В создании фильма принимали участие три страны – Украина, Россия, Беларусь. В Украине мы планируем прокат фильма в июне-июле. В рамках закрытых показов мы уже показывали этот фильм в Украине и, с помощью поддержки зрителей, наш фильм стал по-настоящему народным. Благодаря стараниям наших друзей и партнеров мы сидим сейчас здесь и говорим о прокате, хотя год назад мы об этом и не мечтали. Наша задача, чтобы максимальное количество зрителей увидело этот фильм. На площадке работали представители трех братских народов – Украины, России, Белоруссии, и каждый считал святителя Луку своим. Поистине это тот герой, который воссоединяет наши народы, несет благо и добро.

— Вопрос Екатерине Гусевой. В фильме раскрывается тема, когда человек, сталкиваясь с очень сильными страданиями, отрекается от Бога. Ваша героиня проходила мучительную борьбу…

Екатерина Гусева: Анна Ланская в восемнадцать лет дала обет безбрачия. Она была сестрой милосердия, ее называли «верной сестрой». Но она полюбила Войно-Ясенецкого, вышла замуж, родила четверых детей, но заболела и очень рано ушла из жизни. Она боролась всеми возможными и невозможными силами, чтобы остаться вместе с любимым мужчиной, с детьми, но она сломалась, устала бороться и уже хотела уйти… Она не была святой. Она была простой, земной женщиной, женой врача. Такая любовь у нее была к мужу… Наверное, сильнее, чем к Богу. Я очень много думала, почему она дала обет безбрачия в восемнадцать лет, и мне никто не дал ответа. Что произошло, чтобы девушка пошла на такое? В нашем фильме много вопросов. Я не стала пытаться дать на них ответы в фильме, но постаралась сделать их еще более острыми и передала их вам, зрителям.

— Вопрос Виталию Сергеевичу Безрукову. Чем для Вас стала роль в этом фильме? Отличалась ли эта работа от других Ваших ролей? Какая атмосфера царила на площадке во время съемок фильма?

— Я не так часто снимаюсь, особенно в последние годы, но вот так Господь сподобил, что эта работа затмила все, что я до этого делал и на сцене, и в кинематографе. Я счастлив, что вы восприняли картину, что никто не ушел из зала, что фильм дошел до ваших сердец!

Хочу добавить немного юмора, потому что, на мой взгляд, всегда рядом с трагическим есть и веселое. Тут со мной сидит Катя Гусева, я давно с ней знаком, как с актрисой. Мы с ней снимались в сериалах «Бригада» и «Есенин», но я всегда завидовал сыну своему, что она является его партнершей в этих фильмах. И наконец, случилось так, что теперь я работал с ней, как с партнершей, она играла супругу моего героя, но в другом возрасте, опять до конца не сложилось… Но все-таки, я рад, что мы в одной картине. Но я всегда говорил и говорю, что Катя – единственная, на мой взгляд, трагическая актриса в современном театре и кинематографе.

А если говорить о роли, я должен еще раз вернуться к работе отца Василия Марущака, потому что благодаря именно его книге я впервые узнал о святителе Луке. Будучи в больнице, среди развала книг, которые, как обычно, находились в холле, я нашел книгу «Святитель-хирург» и прочитал о жизни архиепископа-исповедника и гениального хирурга. Думаю, эта встреча со святителем, эта книга и повлияли на мою жизнь. В конце фильма идут титры, в которых приводятся свидетельства о чудесах по молитвам святителю Луке, так, мне кажется, я вправе был написать и свою историю, потому что чудо случилось и со мной. То, что тогда я выздоровел, остался на ногах, жив-здоров и по сей день, а уже много лет прошло, это все благодаря именно тому, что в моем сознании во время болезни, во время тяжелой операции звучало имя святителя Луки.

На съемках фильма «Излечить страх» всегда присутствовал представитель церкви, естественно, приходилось с ним консультироваться по ходу дела, потому что я, хоть и верующий, православный, но каких-то деталей из жизни священнослужителей я не знал. Мне приходилось спрашивать о том, как совершается крещение, о каких-то нюансах богослужения и о многом другом.

Сам я не первый раз смотрю этот фильм. Я вижу, что происходит на лицах зрителей, когда они задумываются о том, что среди суеты сует нашей жизни приходит момент, когда ты должен сделать выбор, когда ты должен держать ответ. Так что на съемочной площадке ощущение ответственности, во всяком случае, у меня присутствовало всегда.

— Владимир Носов, движение «Сорок сороков». Я благодарю вас за этот фильм! Мы с братьями на Светлой седмице были в Покровском храме в следственном изоляторе Бутырской тюрьмы, были в камере, где святитель Лука, возможно, находился в заточении. Мы знаем, что узники его очень почитают, в тюремном храме есть большая икона святителя Луки… И, думаю, после выхода этого фильма почитание святителя станет еще больше. Скажите, не планируется ли привоз мощей святителя в Москву, в другие города России?

Олег Сытник: На основе фильма мы создали международный просветительский проект «Дни святителя Луки», который работает уже полтора года. В рамках этого проекта мы привозим в разные города святыню, проводим презентации и закрытые показы фильма, в том числе и в тюрьмах. Мы объехали уже около 70-80 тюрем. С мая-июня мы планируем проехать по всем крупным городам России, показать фильм людям, которые не могут посмотреть его в кинотеатре, – малоимущим, больным, заключенным.

— Образ бывшего священника Зверева, который отрекся от веры, это реальный персонаж или вымышленный?

Олег Сытник: И да, и нет. Были, действительно, такие люди, почитайте историю ХХ века, был и реальный прототип, но его образ мы немного изменили – ведь это же все-таки кино. Мы в нашем фильме специально поставили много вопросов, чтобы зрители искали ответы…

— В титрах нет фамилии сценариста. Был автор или работали все вместе? Как рождался сценарий?

Олег Сытник: Автор сценария изъявил желание не указывать свое имя в титрах из-за своей скромности. Но это была, действительно, коллективная работа. Сценарий несколько раз перерабатывали, от литературного сценария были сделаны отступления. Так что сценарий – это работа всей творческой группы.

— Есть в фильме еще один важный персонаж, иподиакон, мальчик Сережа, который был рядом со святителем Лукой в последние дни его жизни. Хочется узнать, как сложилась его дальнейшая жизнь. Этот вопрос чрезвычайно важен, но так и остался открытым…

Олег Сытник: Я думаю, даст Бог, мы сделаем сериал, где мы раскроем дальнейшие судьбы наших персонажей. У нас уже почти готов сценарий, есть очень много отснятого материала, надеюсь, мы сможем снять сериал в скором времени.