Фильмы о детях войны

Дети на войне: 10 лучших фильмов.

Если главные герои военного фильма — дети, то в большинстве случаев это мальчишки. Они быстро взрослеют на войне и становятся её частью. Дети принимают на себя обязанности взрослых: и в тылу и на фронте. Порой это выглядит даже забавно, однако юный герой не так прост как кажется. Удивительно, но факт: почти все фильмы про детей на Великой Отечественной войне созданы частично или полностью на основе реальных событий, поэтому смерть главного героя или его друзей в конце картины, явление не редкое.
Статья подготовлена силами авторов сайта «Военная хроника» (voenhronika.ru). Все представленные фильмы можно увидеть в разделе «Военные фильмы». Кроме общей информации, там же можно узнать занимательные факты про данные военные ленты: места съемок, подбор актеров, трагические и удивительные события на съемочной площадке.

1. Юнга Северного флота (1973)

Легендарный военный фильм про советских юнг в годы войны. В основе сюжета реальные события и воспоминания бывших юнг: писателей Валентина Пикуля и Виталия Гузанова. В Мурманске появляется беспризорник бежавший из блокадного Ленинграда, там у него умерла мама. А здесь в Мурманске должен быть его отец — офицер морской авиации. Комендатура пытается отправить мальчика в глубокий тыл, однако случай помогает мальцу попасть в школу юнг при Соловецком монастыре…

Первое построение юнг. Кадр из фильма «Юнга Северного флота» (1973).

2. Зеленые цепочки (1970)
Военный фильм, который понравится многим. Дополнительную харизму этой нестандартной картине придает актер Павел Луспекаев, сыгравший одну из главных ролей. Начавшаяся война прерывает смену в пионерлагере для двух ленинградских мальчишек. По дороге домой они становятся обладателями чемодана, который во время авианалета позабыл их странный однорукий попутчик. Вернувшись в Ленинград они было хотели сдать его в бюро находок, но их более прыткий товарищ уговаривает вскрыть чемодан. Внутри они видят пистолет-ракетницу и ракеты.

Контрразведчик в исполнении Павла Луспекаева узнает откуда у мальчиков чемодан с ракетами. Фильм «Зеленые цепочки» (1970).

3. Кукушкины дети (1991)
Это более правильная версия другого, более известного военного фильма «Сволочи». Логики событий, в том числе исторической, в фильме побольше. Фильм начинается с того как немцы отбирают детей врагов народа и готовят из них диверсантов. Фильм жесток. В частности, доброму кочегару нашего воинского эшелона, пожалевшему сироток и утратившему бдительность, дети подсовывают взрывчатку, замаскированную под кусок угля. События разворачиваются предположительно в 1943 году.

Дети — диверсанты из фильма «Кукушкины дети» (1991).

4. Мальчишки (1978)
У этой военной ленты незамысловатое название, но идеально подобранный актерский состав и хорошо продуманная сюжетная линия главного героя. С первых минут фильма зритель попадает в мир повзрослевших детей: мальчик Капитон становится мужиком, его сестра — хозяйкой по дому. Капитон и его друзья ведут жизнь почти взрослых людей: работают на заводе, выявляют воров на рынке, а в конце фильма принимают бой с фашистами.

Главный герой фильма мальчик Капитон в окружении друзей. Фильм «Мальчишки» (1978).

5. Сын полка (1981)
Каноничный фильм про мальчика ставшего солдатом. Фильм по одноимённой повести Валентина Катаева, основанной в свою очередь на реальных событиях увиденных Катаевым в 1943 году. Мальчик Ваня Солнцев два года бродил по лесам и болотам. Спал в брошенных окопах и блиндажах. Его маму убили немцы, бабушка и сестра умерли от голода. Чтобы не забыть грамоту он носит с собой маленькую книжку. Одичавшего мальчика находят разведчики, они хотят оставить его у себя до конца войны.

Ваня Солнцев во время боя. Фильм «Сын полка» (1981).

6. Германия, год нулевой (1948)
Отличный фильм про немецких подростков в послевоенном Берлине. Военных фильмов про немецких детей счесть по пальцам и этот — самый лучший. Нет, это не гитлерюгены, а обычные дети 12-13 лет быстро адаптированные к жизни в разрушенном городе. Лето 1945 года, голубоглазый и предприимчивый мальчуган Эдмунд Келе знает 10 способов достать еду и реальные расценки на петарды в свое районе. Он быстро заводит новых знакомых, которые так же заняты добыванием еды. Отец Эдмунда серьезно болен, брат-нацист скрывается от плена, сестра слоняется неизвестно где. Он единственный добытчик в семье.

Новый друг Эдмунда предлагает ему продать пластинку с речью Гитлера, американским солдатам. Фильм «Германия, год нулевой» (1948).

7. Сквозь огонь (1982)
Не все дети стремятся вступить на тропу войны, некоторые оказываются на ней по воле обстоятельств. Осень 1941, маму Павлика арестовывают по доносу. Немцы пытаются выведать у неё ценные сведения и даже пытаются привлечь к этому мальчика, но всё тщетно. Павлик остается без мамы, с ключами от ленинградской квартиры. Но он не доберется до города-героя, судьба сводит мальчугана с партизаном-разведчиком Савелием (первая роль Алексея Булдаков).

Павлика приводят в партизаснкий отряд. Фильм «Сквозь огонь» (1982).

8. Легенда (1970)
Тема любви, в фильмах из данной категории, присутствует очень редко, и этот фильм именно такое исключение.
Сашка сбегает из эшелона с угнанными в Германию людьми. Блуждая по зимнему лесу и ориентируясь по карте вырванной из учебника по географии, он выходит на сарай где сидит Юрек из Варшавы — такой же беглец. Они в Польше, а сарай часть хозяйства польской девушки Юльки. Она подкармливает беглецов и влюбляется в шебутного Сашку. Тем времен они намереваются создать свой партизанский отряд.

Юрек и Сашка учат Юльку стрелять из пистолета. Кадр из фильма «Легенда» (1970).

9. Маленький сержант (1975)
Бориска — сын коммуниста. Ему бы в первый класс осенью 1941, но немцы ради забавы заталкивают его в бочку и под крики «русиш нептун» скидывают в реку. Еле живого мальчика спасают отступающие красноармейцы. Они и так идут в тыл, поэтому пристраивают Бориску у себя и делают сыном полка, а в дальнейшем (и полностью заслужено) сержантом медицинской службы. Но правильно ли это? Перед сверстниками и простыми людьми, Бориска предстает бывалым солдатом, в маленькой гимнастерке, орденах, и своим, очень взрослым взглядом на жизнь.

Бориска в окружении сверстников под конец войны. Фильм «Маленький сержант» (1975).

10. Иди и смотри (1985)
Вы ничего не знаете о войне, если не смотрели этот страшный фильм. Да, он про детей, однако детям с неокрепшей психикой его лучше не смотреть (предупреждение обоснованно). Главный герой фильма мальчик Флера вопреки запретам матери уходит в партизанский отряд. Он думает, что будет стрелять по немцам, но реальность прозаичней — он моет обеденные котлы и собирает хворост. Раздосадованный Флера возвращается в свою деревню… в деревню, которой больше нет. Про детей зритель так же услышит из уст нацистского палача, который убивает их целенаправленно: «с детьми выходить нельзя».

Начало фильма. Флера только что откопал винтовку с которой пойдет в партизаны. Фильм «Иди и смотри» (1985).

Дети в нездоровой семье. Ребенок — герой

Ребенок — герой, гордость всей семьи. Для начала рассмотрим внешние характеристики этого ребенка. Этот ребенок — олицетворение надежд семьи, «свет в окошке» для родителей. В семье этот ребенок будет выполнять все функции мамы и папы — готовить еду, ходить в магазин, ухаживать за младшими детьми и помогать маме спасать пьющего папу. В школе он будет сверхпослушным, сверхисполнительным. Будет учиться на одни пятерки, успевать ходить на различные кружки и секции, заниматься кучей общественных дел. Он может быть лидером и организатором общественной деятельности среди своих сверстников, преуспевающим во всех своих делах и успешным человеком. Это такой «семейный талисман», которым вся семья может только гордиться. Мама может говорить о нем (ней): «Это мой помощник, он мне во всем и всегда помогает! Я им горжусь! Что бы я делала без него!» И когда кто-то говорит, что ваша семья дисфункциональная, нездоровая, то мама и папа показывают на этого ребенка и говорят в ответ: «Разве в нездоровой семье может вырасти такой замечательный ребенок! Да вы посмотрите на него, это же очень здоровый ребенок, и мы гордимся им и собой, что таким его воспитали!» Правда же состоит в том, что этот ребенок слишком рано становится взрослым человеком, беря на себя недетские обязательства и функции. Он делает все, чтобы все были им довольны, чтобы его хвалили и гордились им, он стремится к совершенству и безупречности. Почему? Давайте посмотрим, что творится внутри этого ребенка.
Вы помните, в какой семье он живет? Папа часто бывает пьяный, мама страдает или раздражена или занята поисками и спасением папы. И никто его просто так любить не собирается, ведь и мама и папа больны одной болезнью — алкоголизмом, только она проявляется немного по разному. А алкоголики и созависимые не умеют любить безусловной любовью, им не до этого, у них есть много других проблем. И ребенок, живя в такой семье, чувствует боль, одиночество, дискомфорт, подавленность и ненадежность. Он не знает, как к нему будут относиться в семье сегодня, будут ли его любить или ругать, будет ли сегодня папа трезвый а мама довольная, или наоборот. И тогда он приходит к пониманию того, что для того, чтобы его любили, ему надо что-то делать. И чем больше он будет делать хороших дел, тем больше его будут хвалить и им гордиться, и таким образом он хоть немного почувствует себя любимым. И постепенно это понимание превращается для него в пожизненную роль, в маску, которую он надевает на себя, чтобы выжить в такой семье и получать хоть немного тепла и любви. Он все больше убеждается в том, то он настоящий, естественный, никому на самом деле не нужен, что просто так его принимать и любить никто не собирается, что любовь нужно зарабатывать, заслужить. И когда все вокруг его хвалят и им восхищаются, то к радости от ощущения восторга им добавляется горечь от осознания того, что на самом деле восхищаются и любят все не его самого, а только его маску, образ, который он создал. Такой ребенок постепенно становится очень скрытным, он не может поделиться с другими людьми своими проблемами, страхами и сомнениями, ведь тогда его могут отвергнуть. Он становится перфекционистом, то есть человеком, который все должен делать только отлично, не должен допускать ошибок, иначе его не будут любить и восхищаться им. Он становится сверхтребовательным к самому себе и к другим, думая, что только так и нужно жить, нужно всегда все делать отлично и вызывать у всех только восхищение. Он может жестко и строго отчитывать за недостатки и ошибки других людей и самого себя тоже. Ему трудно простить ошибки самому себе, он может подолгу корить себя за них и наказывать различными способами.
И вот такой ребенок вырастает и постепенно становится взрослым человеком. Он выходит из родной семьи во взрослое и свободное общество. И те привычки, которые помогали ему в детстве в своей семье выжить, защититься от жестокости реальной жизни, во взрослой жизни становятся кандалами, мешающими жить счастливо. Человек не может просто так избавиться от своих стереотипов поведения, это невозможно. Он как губка, которая впитывает в себя все, что ее окружает, а потом отдает только то, что впитала и ничего больше. И поэтому стереотипы «спасателя», семейного героя он берет с собой во взрослую жизнь. Такой человек начинает решать проблемы других людей, вмешиваться в решения чужих проблем, помогать решать проблемы другим людям. Он все так же старается угодить тем, кого он уважает, кого считает авторитетом для себя. Старается сделать все, что от него требуют и ожидают, даже идя наперекор своим собственным принципам и стереотипам. Например, девушка может согласиться на секс с ней только ради того, чтобы угодить своему парню. Или парень может начать курить или принимать в своей компании для того, чтобы заслужить одобрение своих друзей и т.д. И проблема таких «героев» в том, что они не умеют любить и неправильно понимают любовь, ища ее там, где ее быть не может. Они надеются, что угождая другим людям, поступая так, как они хотят, они почувствуют тепло и любовь в душе, обретут радость и душевный покой. Ведь они пришли к такому выводу в детстве в дисфункциональной семье, и теперь не могут жить по другому. И когда они вновь и вновь разочаровываются, не получая любви и заботы от тех, кому так стараются угождать, то наступает разочарование в жизни, депрессия, подавленность, отчаяние и боль. Жизнь может стать бессмысленна, ведь тот способ добиться ответной любви не срабатывает, а значит счастливым быть невозможно, тогда зачем вообще жить и стараться угождать другим?

Но к таким выводам приходят не скоро и не все. Большинство же людей — героев продолжают угождать другим, кричать на других, заставляя и их быть совершенными, а потом жалуясь всем окружающим на то, что вот они столько всего сделали и заслужили, а сейчас чувствуют себя несчастными и брошенными теми, кого они так усердно старались любить и ублажать. Я часто вижу таких бабушек на лавочках у подъездов, которые недовольны своей жизнью и думают, что раз они всю жизнь старались кому-то угождать и делать жизнь других лучше, то теперь другие ответственны за их несчастья и должны улучшать их жизнь. Это, наверное, главное заблуждение многих героев — счастье зависит от других людей, оно в чужих руках и его нужно добиться, заслужить и заработать. Без помощи извне он может стать трудоголиком, не может позволить себе допускать ошибки, несет ответственность за себя и за все, что происходит вокруг него. Для семейный отношений герой обычно выбирает себе зависимого человека (алкоголика или наркомана) и посвящает свою жизнь спасению его и решению всех его жизненных проблем. Если же герой получит помощь и начнет выздоравливать, то он сможет научиться спокойно принимать неудачи, брать ответственность только за себя, а не за все, что происходит вокруг него, может стать исполнительным человеком. Я еще мог бы многое рассказать о героях, но и этого вполне хватит, я думаю. В следующем выпуске перейдем к следующему ребенку, а пока на этом сегодня все.

Дети войны

Бебе Камин и его фильм «Дети войны».
Аргентина. Три друга живут самой, что ни есть обыкновенной жизнью. Школа, семья, улица. Проблемы с взаимопониманием в семье, проблемы в школе, первая любовь, робкие намётки планов на будущее. Самые, что ни есть обыкновенные мальчишки и самая, что ни есть обыкновенная жизнь. И, как бывает в жизни, все планы рушатся. Война. И на войне, как на войне.
А что, как ни армия, /а уж тем более, когда война/, может сделать из мальчика мужчину. Если конечно не сделает из него хладный труп.
Но, оставим пессимистические настроения, что должен уметь делать мужчина на войне. Правильно, убивать. Хороший солдат должен на войне хорошо убивать. Вчерашние мальчишки, ещё вчера игравшие в футбол, стали солдатами, быстро привыкшими к крови и грязи. Но войны когда-то проходят и надо возвращаться к мирной жизни. Но как? Как возвратиться, имея за душой груз военных воспоминаний, когда кроме, как убивать ничего не умеешь, когда нервы ни к чёрту и морально сам себя чувствуешь уродом.
И вроде, как близкие тебя ждали и любят таким, как ты есть, и друзья всё понимают, а жизнь не клеится. Ты лишний в этом прекрасном мире. Ты уже являешься обузой Родине, за которую проливал кровь, ты часть потерянного поколения и с этим тебе предстоит дожить остаток жизни.
Такой вот фильм о далёкой заокеанской Аргентине и о проблеме, затрагивающей всех нас. Согласись, ты же никогда не задумывался о том, сколько их, возвратившихся с всевозможных войн, выживших, но смертельно покалеченных психологически. Сколько их, самых обыкновенных мальчиков, пришедших с войны вместе со своей незаживающей болью и живущих среди нас.

15 фильмов о Великой Отечественной войне, которые можно посмотреть с детьми

Фильмы о войне всегда тяжело смотреть. Но именно они, точно так же как книги и песни о военном времени, помогают не забывать о трагических событиях прошлого и не повторять ошибок в будущем. Кроме того, такие фильмы учат доброте, человечности, милосердию и благородству и показывают, что человек может и должен оставаться человеком даже в самых невыносимых условиях. Мы собрали 15 советских фильмов о Великой Отечественной войне, которые можно посмотреть с детьми. Большая часть лент была снята в послевоенные годы, когда память о страшном времени была жива, но люди продолжали снова учиться жить под мирным небом.

ФИЛЬМЫ С ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИЕЙ «0+»

«Во имя Родины», 1943 год

Снятый в 1943 году военный фильм «Во имя Родины» рассказывает историю капитана Сафонова. Он отправляет в оккупированный немцами город свою возлюбленную – разведчицу Валечку, но девушка попадает в плен. Вызволять ее вызывается старый солдат Глоба.

Кадр из фильма «Во имя Родины»

«Молодая гвардия», 1948 год

Военно-исторический фильм «Молодая гвардия» рассказывает о подпольной антифашистской организации, которую организовали молодые комсомольцы, когда их город оккупировали немецкие войска. Фильм поставлен Сергеем Герасимовым в 1948 году по одноимённому произведению Александра Фадеева.

Кадр из фильма «Молодая гвардия»

«Смелые люди», 1950 год

Главный герой фильма «Смелые люди» – работник конного завода Василий Говорухин. После начала войны герой вступает в партизанский отряд и на заданиях демонстрирует чудеса ловкости и храбрости. Верным помощником Говорухина в военных операциях является его конь Буян. Один из тренеров на заводе оказывается диверсантом, и герою предстоит разоблачить и обезвредить врага.

Кадр из фильма «Смелые люди»

«Два Федора», 1958 год

Фильм прославленного режиссера Марлена Хуциева («Мне двадцать лет», «Весна на Заречной улице») рассказывает историю двух людей, чьи судьбы искалечила война. Вернувшийся с фронта Федор-большой (его играет неподражаемый Василий Шукшин) решает взять к себе мальчишку-беспризорника Федора-малого (Николай Чурсин). Их дружная жизнь разлаживается после того, как Федор-большой женится, но в конце концов Федор-младший все же находит в себе силы побороть ревность и отчаяние и примириться со взрослыми.

Кадр из фильма «Два Федора»

«Девочка ищет отца», 1959 год

События фильма «Девочка ищет отца» разворачиваются в Белоруссии. В своем домике старый лесник и его внук укрывают маленькую дочку партизанского командира батьки Панаса, которую ищут гитлеровцы. Фильм снят по одноименной пьесе Евгения Рысса.

Кадр из фильма «Девочка ищет отца»

«Отец солдата», 1964 год

Фильм Резо Чхеидзе «Отец солдата» рассказывает историю старого грузинского крестьянина Георгия. Он узнает о том, что его сын ранен и отправляется в госпиталь, чтобы его проведать. Но когда он добирается до места назначения узнает, что сын выздоровел и вернулся на фронт. Тогда Георгий решает остаться в действующей армии: с боями он добирается до Германии, где, наконец, находит своего сына.

Кадр из фильма «Отец солдата»

«Смелого пуля боится, или Мишка принимает бой», 1970 год

События фильм начинаются 22 июня 1941 года. Недалеко от пионерского лагеря на границе СССР высаживается немецкий десант. Единственным не попавшем в плен пионером оказывается Мишка. Случайно наткнувшись на механика дядю Васю, он на чудом уцелевшем танке предпринимает попытку спасти детей.

Кадр из фильма «Смелого пуля боится, или Мишка принимает бой»

«Они сражалисьза Родину», 1975 год

«Они сражались за Родину» — фильм Сергея Бондарчука, поставленный по одноимённому роману Михаила Шолохова. Действие фильма разворачивается в тяжелые месяцы отступления советской армии к Сталинграду. Главные роли в картине сыграли такие звезды кино, как Василий Шукшин и Вячеслав Тихонов.

Кадр из фильма «Они сражались за родину»

«Аты-баты, шли солдаты», 1976 год

Фильм Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты» постоянно входит в рейтинги лучших фильмов о военном времени. Эта история – одновременно и смешная, и трагическая, рассказывает о комсомольском взводе, остановившем ценой своей жизни колонну немецких танков. Главные роли в картине сыграли сам Леонид Быков, Владимир Конкин, Елена Шанина, Леонид Бакштаев, Евгения Уралова, Николай Гринько.

Кадр из фильма «Аты-баты, шли солдаты»

«Александр Маленький», 1981

В центре сюжета фильма Владимира Фокина «Александр Маленький» оказывается подброшенный в детский дом ребенок, заботу о котором берут на себя бойцы Красной армии. События фильма происходят в 1945 году на освобожденной территории Германии. Именно там советские солдаты проводят операцию по спасению детей от нападения группы вервольфовцев.

Кадр из фильма «Александр Маленький»

ФИЛЬМЫ С ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИЕЙ 6+

«Сын полка», 1946 год

Фильм «Сын полка», вышедший через год после окончания войны, рассказывает историю Вани Солнцева – мальчишки-сироты, подобранного солдатами Красной армии. Не желая ехать в тыл, Ваня становится разведчиком.

Кадр из фильма «Сын полка»

«Повесть о настоящем человеке», 1948 год

Еще один фильм, снятый буквально через несколько месяцев после окончания войны, – «Повесть о настоящем человеке». Картина основана на одноименной повести Бориса Полевого и рассказывает о летчике Алексее Мересьеве, чей самолет сбивают немцы. Ему ампутируют ноги, но оказавшиеся рядом люди поддерживают в Мересьеве веру на то, что и без ног человек способен на многое.

Кадр из фильма «Повесть о настоящем человеке»

«Четыре танкиста и собака», 1966-1970 годы

Польский военно-приключенческий сериал «Четыре танкиста и собака» – наверное, одно из самых известных кинопроизведений о военном времени. В центре сюжета оказываются члены экипажа танка «Рыжий», а также их пес по кличке Шарик. Действие сериала разворачивантся во время Второй мировой войны на территории СССР, Польши и Германии, освобождаемых советскими войсками от гитлеровских войск.

Кадр из фильма «Четыре танкиста и собака»

«Полонез Огинского», 1971 год

Маленький скрипач Василек становится сиротой в первый же день войны. Скитаясь по округе в поисках еды, он попадает в партизанский отряд. Василек, играя на скрипке, отвлекает фашистов, обеспечивая прикрытие саперной группе, минирующей железнодорожный мост. После того, как героя и его товарища ловит немецкий патруль, сбежать им помогает органист местного костела Франек…

Кадр из фильма «Полонез Огинского»

«Садись рядом, Мишка», 1977 год

События фильма «Садись рядом, Мишка» разворачиваются в блокадном Ленинграде. Главные герои ленты – семилетний Мишка Афанасьева и его друзья – Гена и Лена, которые выступают с концертами в госпиталях и общаются с героями войны.

Кадр из фильма «Садись рядом, Мишка»

Кинопамять. Подборка фильмов о детях-партизанах на войне

Если бы самый юный Герой Советского Союза, выходец из села Хмелевка Шепетовского района Каменец-Подольской (сейчас Хмельницкой) области Украины, был жив, он бы сейчас праздновал свой 85-летний юбилей. Но война распорядилась иначе, партизанский разведчик Валентин Александрович Котик был смертельно ранен в бою за город Изяславль. 11 февраля, спустя 6 дней после своего 14-го дня рождения, он скончался.

Валя Котик (11 февраля 1930 — 17 февраля 1944)

С первых дней войны, тогда Вале Котику было всего 11 лет, он собирал для партизан оружие и боеприпасы (его родной Шепетовский район был оккупирован фашистами). В 1942 году он вступил в Шепетовскую подпольную партийную организацию. На счету юного разведчика множество успешных засад. В августе 1943 года он числился бойцом в шепетовском партизанском отряде им. Кармелюка. В октябре того же года он обнаружил подземный телефонный кабель гитлеровской ставки, благодаря ему он был подорван. Участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов. В октябре 1943, будучи на посту, Валя Котик заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив выстрелом их офицера, он предупредил партизан сигналом тревоги, и они успели подготовиться к бою.
Ещё при жизни Валя Котик был награждён орденом Ленина и Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени. А посмертно за проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками ему было присвоено звание Героя Советского Союза. (Во время ВОВ звания Героя Советского Союза удостоилось 11 600 человек, то есть 92% от общего числа — 12 617).Имя Валентина Котика носят улицы в русских и украинских городах.

«Орлёнок», 1957. Реж. Эдуард Бочаров

Эдуард Бочаров снимал фильмы, в основном, для детей и юношества, но даже и взрослые его картины не обходились без участия детей. Помимо «Орлёнка» наиболее известный фильм этого режиссёра — «Васёк Трубачёв и его товарищи». Сюжет фильма «Орлёнок» напрямую касается Вали Котика и другого партизана-героя — Марата Казея. Главный герой — Валя Котко по прозвищу Орлёнок здесь как раз характер собирательный, он помогает отряду следить за немцами и добывает боеприпасы. Так же, как и Марат Казей он, возвращаясь из разведки, будет окружён немцами, и подорвёт себя гранатой. Что касается, реального Вали Котика, то во время войны он подорвал шесть немецких эшелонов, и это далеко не единственные его ратный подвиг. К моменту выхода фильма прозвище Орлёнок уже было нарицательным для любого ребёнка-героя. Знаменитая песня «Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца» была написана Яковым Шведовым уже в 1936 году .

Кадр из фильма «Орлёнок»

«Молодая гвардия», 1948. Реж. Сергей Герасимов

Фильм «Молодая гвардия» снят Сергеем Герасимовым по повести знаменитого писателя Александра Фадеева через пять лет после трагедии. Подпольная антифашистская организация юношей и девушек (в основном, им всем было от 17-20 лет, но самому младшему участнику было всего 14) под названием «Молодая гвардия» существовала в городе Краснодоне в действительности. Главным подвигом молодых людей считается поджог биржи труда, где были списки людей, которых собирались угнать на работы в Германию. Этот поджог спас от лагерей около 2000 человек. Они погибли мученической смертью: в 1943 году организацию раскрыли, некоторых живых и истерзанных, других уже убитых, оккупанты сбросили в шурф шахты №5. Во время съёмок казни молодогвардейцев пришли тысячи людей, эту страшную сцену снимали под людской плач, родители погибших ребят падали в обморок.

Кадр из фильма «Молодая гвардия»

«Сын полка», 1981. Реж. Георгий Кузнецов

Сын полка — довольно распространённое явление во время Великой Отечественной войны. По данным Центрального архива Миниобороны Российской Федерации, во время войны было 3500 юных фронтовиков в возрасте до 16-ти лет. И это не считая детей подполья и партизанских отрядов. И даже эта цифра может быть занижена, поскольку командиры, как правило, скрывали наличие у себя в подразделении ребёнка. Многие из таких детей принимали участие в боевых действиях. В основном, это были дети-сироты, потерявшиеся, или дети, своевольно ушедшие на фронт. Одним из таких «сынов полка» стал Ваня Солнцев, герой фильма Георгия Кузнецова, снятого по повести Валентина Катаева. 12-летнего мальчика-сироту, который вот уже два года скитается по лесам, добывая себе пропитание, находят и берут с собой разведчики. Командование отправляет мальчика в тыл, но он сбегает оттуда и возвращается на фронт, чтобы служить в разведке…

Кадр из фильма «Сын полка»

«Иваново детство», 1962. Реж. Андрей Тарковский

Дебютный фильм Андрея Тарковского, сразу вписавший его имя в историю мирового кинематографа. Фильм Тарковского, снятый знаменитым оператором Вадимом Юсовым, получил» Золотого льва» на Международном Венецианском фестивале в 1962 году. Эту картину в числе своих любимых называли такие режиссёры, как Ингмар Бергман и Кшиштоф Кеслёвский. «Иваново детство» — это рассказ об украденном войной, утраченном детстве. 12-летний мальчик стал разведчиком, теперь он одержим жаждой мести и желанием уничтожить врага, и только по ночам к нему приходят сны-воспоминания о матери и мирной жизни, безвозвратно для него потерянной. По словам Андрея Тарковского в этой истории его больше всего привлёк «характер разрушенный, сдвинутый войной со своей нормальной оси». Мальчика сыграл Николай Бурляев.

Кадр из фильма «Иваново детство»

«Иди и смотри», 1985. Реж. Элем Климов

Пожалуй, самый страшный фильм о войне против фашизма в истории мирового кино. Действие картины происходит в Белоруссии, стране, где в полной мере осуществлялся бесчеловечный нацистский план «Ост», его идеологи рассчитывали физически уничтожить или переселить в Сибирь три четверти населения Белоруссии, остальных превратить в бесправных рабов. В ответ на геноцид в Белоруссии стали формироваться партизанские отряды. К одном у из таких отрядов и прибивается деревенский мальчишка Флёра. Мальчику предстоит пройти через все круги ада, к концу фильма мы увидим его абсолютно седым истерзанным и психически разрушенным подростком. Фильм «Иди и смотри» Элема Климова, навеянный детскими воспоминаниями режиссёра о битве при Сталинграде и его негативным отношением к «холодной войне», стал настоящим приговором фашизму. Автор любимого всеми детьми фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» создал картину об ужасах Великой Отечественной войны и зверствах по отношению к простому населению, увиденных глазами подростка, чтобы навсегда отбить у человечества охоту воевать.

Кадр из фильма «Иди и смотри»