Фильмы об Александре невском

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ И КИНО

Образ князя Александра Невского (1221-1263) увековечен во многих произведениях художественной литературы. Самое первое и самое известное произведение о нем – «Житие Александра Невского», написанное предположительно в конце XIII в. его современником, скорее всего, знакомым. Автор Жития рассказывает о двух победах дружины князя Александра – на Неве против шведов и против немцев на Чудском озере. «Житие Александра Невского», по сути, лирическая баллада о подвигах славных воинов.

Первую светскую биографию князя под названием «Жизнь святого Александра Невского» в 1732 г. написал историк Г.Ф. Миллер.

Александр Невский в трудах советских писателей

В ХХ веке Александр Невский стал героем повести В.Г. Яна (1875-1954) «Юность полководца» (1952), в которой рассказывается о заслугах князя в деле обороны Руси от шведов и Тевтонского ордена в 40-х гг. XIII в. Повесть стала заключительным произведением цикла писателя о событиях XIII в. в Европе и Азии, открывавшегося романами «Чингисхан» (1939), «Батый» (1942), «К “последнему морю”» (1951). В этом цикле В.Г. Ян показывал историю жестоких завоевательных походов монголо-татар, а также героическое противодействие захватчикам, прежде всего, со стороны народов, населявших будущую территорию СССР (Средняя Азия, Русь). В.Г. Ян показывал события через образы правителей и простых людей. По своему патриотическому звучанию эти произведения были особенно актуальны в период Великой Отечественной войны.

Повесть «Юность полководца» рисовала положение Великого Новгорода, остававшегося формально независимым от Золотой Орды, но подвергшегося экспансии с запада. Смерть писателя не позволила реализовать замысел единого романа о событиях XIII в. с параллельным анализом событий на Востоке и Западе. Особое внимание в своих произведениях В.Г. Ян уделял показу отрицательной роли феодальной раздробленности для обороны Руси. Произведения В.Г. Яна занимают видное место в отечественной исторической романистике в силу своей художественной выразительности и исторической достоверности.

Другим масштабным художественным произведением об Александре Невском стала эпопея советского писателя и литературоведа, переводчика и комментатора «Слова о полку Игореве» А.К. Югова (1902-1979) «Ратоборцы» (1944-1948), где Александр Невский показан одним из главных героев – защитников Руси – наряду с князем Даниилом Галицким. А.К. Югов изображает князя как мудрого дипломата и дальновид­ного политика. В романе князь приближен к народу, в чем сказалась сильная идеализация эпохи и образа князя автором. А.К. Югов получил известность как сторонник ряда псевдо-исторических концепций, отстаивавший приоритет всего исконно русского и участник борьбы с «безродным космополитизмом» (К.И. Чуковский даже охарактеризовал его в дневнике эпитетом «бездарный подонок Югов, которому я не подал руки»).

Академик М.Н. Тихомиров отмечал: «В исторической литературе личность Александра неред­ко изображается в виде удальца, который внезапным нападением разрешает все трудности и одерживает победы. В действительности это изображение очень далеко от истинной правды. Александр Невский умел сочетать смелость с дальновидным расчетом политика, и только это соединение большого политического ума и боевой храбрости позволило ему одержать победу над неприятелями».

Александр Невский является героем и других произведений художественной литературы: Белов В.И. «Князь Александр Невский» (пьеса в трех действиях); Васильев Б.Л. «Александр Невский»; Крутогоров Ю.А. «Александр Невский»; Мосияш С.П. «Александр Невский» (роман-трилогия); Обухова Л.А. «Набатное утро»; Сегень А.Ю. «Александр Невский. Солнце Земли Русской»; Субботин А.А. «За землю Русскую»; Юхнов С.М. «Лазутчик Александра Невского» и другие. В последнее время распространение получили современные исторические романы, в которых значение Александра Невского ставится под сомнение.

Образ Александра Невского в советском кино

Отражен образ Александра Невского и в кинематографе. Широкую известность получил советский художественный фильм «Александр Невский» режиссера С.М. Эйзенштейна и сценариста П.А. Павленко, посвященный победе в битве на Чудском озере 5 апреля 1242 г. Музыку к фильму написал композитор С.С. Прокофьев. Фильм появился в кинотеатрах в 1938 г. и имел огромный успех. Режиссер получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. С началом Великой Отечественной войны актуальность фильма в силу его антинемецкого патриотического звучания резко возросла. Картина пережила второе рождение. В 1942 г., в год семисотлетия Ледового побоища, был выпущен плакат со словами И.В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Режиссер собрал первоклассный актерский состав. Главную роль исполнил актер Н.К. Черкасов. Консультантами фильма были профессиональные ученые историки и археологи: А.В. Арциховский, Ю.В. Готье, Н.П. Грацианский, А.А. Савич, Е.Е. Сыроечковский, М.Н. Тихомиров.

Фильм открывает сцена рыбной ловли на Плещеевом озере и диалог князя Александра с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине князя — у села Городище рядом с Переславлем-Залесским — холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.

Съемки центральной сцены фильма — битвы на Чудском озере (Ледового побоища) — из-за сжатых сроков проходили летом. Для этого на Мосфильме была создана декорация. Асфальт посыпали мелом, солью, залили жидким стеклом. Использовались деревянные «льдины», окрашенные в белый цвет.

Первый вариант сценария под названием «Русь» подвергся критике со стороны историков. М. Н. Тихомиров в рецензии «Издевка над историей» (1938) отметил, что «Авторы сценария… сделали множество фактических ошибок, непростительных для людей, хотя бы сколько-нибудь знакомых с русской историей, и дали совершенно искаженное представление о Руси XIII в.». С.М. Эйзенштейн дважды перерабатывал сценарий с учетом критики.

На излете советской эпохи был снят фильм о последних днях жизни Александра Невского под названием «Житие Александра Невского» (1991), поставленный свердловским режиссером Г.М. Кузнецовым. По сюжету князь возвращается из Орды во Владимир. В пути Александру Невскому становится плохо. Временами к нему возвращается сознание, и прошлое не дает покоя. Фильм предлагает сугубо православное видение исторических фигур и событий. Роль князя сыграл актер А.С. Горгуль.

Александр Невский в кино XXI века

В новой России Александр Невский стал героем фильма «Александр. Невская битва» (2008) режиссера И.Е. Каленова. Действие фильма происходит в 1238-1240 гг. в начале правления молодого князя Александра Ярославича в Новгороде. Александр женится на дочери полоцкого князя Александре, борется с мятежными боярами, а в финале фильма разбивает шведов в сражении, вошедшем в историю как Невская битва. Роль Александра Ярославича сыграл актер А.Г. Пампушный. По словам режиссера, «сравнений с гениальной картиной «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна нам не избежать. Но мы сняли другое кино. Не плакат и не эпос, а историю о мальчике, который вступает во взрослую жизнь и учится жить по правилам, которые диктует политика».

Образ Александра Невского из-за его героико-патриотического звучания является одним из центральных в культурной памяти народов России, в силу этого он регулярно привлекает внимание историков, сценаристов и писателей.

Александр Невский

Краткая биография

Александр Александрович родился 17 июля 1971 года в Москве. Его мать окончила технический вуз по специальности инженер-приборостроитель, а отец был профессором и доктором экономических наук. Одним из сильнейших детских впечатлений Александра оказался уход матери с работы, когда она устроилась приемщицей в химчистку из-за острой нужды в деньгах. Именно мама, как позднее признавался актер, оказывала ему всестороннюю поддержку в любых начинаниях. Ранним увлечением маленького Саши стал баскетбол, который затем потеснил бокс и кикбоксинг. Следующая юношеская страсть – бодибилдинг – осталась с Невским на всю жизнь. К моменту начала тренировок при солидном росте 194 см Александр весил всего шестьдесят килограмм. Годы усердных тренировок позволили актеру набрать массу, в два раза превосходящую изначальный показатель, а также придать телу рельефный вид. Интерес к необычному виду спорта пробудился у Невского в далеком 1986 году. Это произошло на волне всеобщего увлечения бодибилдингом, вызванной успешными голливудскими боевиками, а именно экранными образами Арнольда Шварценеггера и Жана-Клода Ван Дамма. С первых шагов в спортивной карьере Невский уделял внимание проблемам популяризации культуризма, выступая в акциях против применения стероидов.

С 1998 года Александр Невский начал регулярно участвовать в телепередачах и радио-шоу, а с двухтысячных – появляться на большом экране. Дебютной работой Невского в кино стала драма Эльдара Рязанова «Тихие омуты», где он сыграл телохранителя. На съемочной площадке он встретился с Александром Абдуловым, Любовью Полищук, Андреем Макаревичем, Маратом Башаровым. На кинофестивале «Киношок» драма получила гран-при «Золотая лоза». Через два года американский режиссер Джино Танасеску пригласил Невского в приключенческий боевик «Красный змей», действие которого разворачивается в Москве. Помимо Александра, в проекте участвовали и другие российские актеры (Ирина Апексимова и Игнат Акрачков). В том же году Невский работал вместе с Уэсли Снайпсом и Вингом Реймсом в спортивном криминальном фильме Уолтера Хилла «Обсуждению не подлежит». Еще через пару лет режиссер Джефф Челентано утвердил Невского на одну из главных ролей в ленте «Московская жара», где тот предстал в образе капитана милиции Влада Степанова, доблестного борца за справедливость. В 2007 году Александр исполнил главную роль в пародийной комедии Брента Хаффа «Форсаж да Винчи», а в 2010-м стал партнером Билли Зейна на съемках детективного триллера «Убийство в Вегасе». В 2013 году Невский выступил продюсером боевика Шелдона Леттича «Черная роза», где также сыграл главного героя – русского майора полиции Влада Казатова.

6 декабря — День памяти святого благоверного князя Александра Невского. В этот день мы решили вспомнить историю создания самого знаменитого фильма о легендарном древнерусском полководце, снятого прославленным советским режиссером Сергеем Эйзенштейном

* Выйдя на экраны советских кинотеатров, «Александр Невский» имел такой успех у публики, что затмил знаменитый фильм «Чапаев». И это несмотря на то, что звук у фильма был ужасный. Дело в том, что в картину была вставлена черновая версия озвучки, которую еще предстояло улучшить. Но именно этот вариант посмотрел и одобрил зритель N1, Иосиф Виссарионович Сталин. И Эйзенштейн не решился что-либо изменить в картине.

* Отец народов дал самую высокую оценку работе Сергея Эйзенштейна. Режиссер получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации.

* Фильм о древнем полководце дважды выпускали в прокат. 6 декабря 1941 года, в День памяти Александра Невского, началось контрнаступление советских войск под Москвой. И фильм «Александр Невский» вновь показывали в кинотеатрах страны. Успех картины был еще более оглушительный. Кстати, 5 апреля, день Ледового побоища, которое стало сюжетным центром фильма, в 1942 году совпал с православной Пасхой.

* Но к успеху «Александр Невский» шел нелегко. Первый вариант сценария был раскритикован историками. И сценаристу фильма Павленко вместе с Эйзенштейном пришлось дважды его перерабатывать. Для придания картине исторической достоверности некоторые сцены снимались на родине Александра Невского, у села Городище под Переславлем-Залесским.

Поделиться видео </> xHTML-код

Фрагмент из кинофильма «Александр Невский». Городище — родина Невского.

* Центральная сцена фильма – Ледовое побоище. Это сражение на льду Чудского озера, где войска немцев тонут, проламывая тяжелыми доспехами лед, снимали летом, чтобы не подвергать опасности здоровье актеров и статистов. Бутафоры выстроили декорации Чудского озера прямо во дворе «Мосфильма». Поверхность замерзшего озера изображал асфальт, засыпанный мелом, солью и залитый жидким стеклом. Льдины сделали из дерева, покрасив их в белый цвет.

Поделиться видео </> xHTML-код

Фрагмент из кинофильма «Александр Невский». Лед Чудского озера.

* Сцена, где католический монах играет на органе прямо во время битвы, не удачная придумка режиссера. Авторы фильмы почерпнули этот интересный факт из исторического документа «Хроники Ливонии» и взяли его в картину. Точная копия средневекового портативного органа была изготовлена специально для фильма.

* Музыку к киноленте написал композитор Сергей Прокофьев. Весь музыкальный ряд картины составил полноценное произведение. Позже Прокофьев объединил фрагменты симфонической и хоровой музыки из фильма в кантату «Александр Невский». Самая знаменитая часть кантаты в исполнении хора — «Вставайте, люди русские!».

Поделиться видео </> xHTML-код

Фрагмент из кинофильма «Александр Невский». Вставайте, люди русские….

* В сцене битвы на мечах между Александром Невским и магистром Тевтонского ордена актеров — Николая Черкасова, исполнившего роль Невского, и Владимира Ершова (магистра Тевтонского ордена) — заменили дублеры, профессиональные военные. Один из них, лейтенант Сурков, стал впоследствии генералом танковых войск.

Поделиться видео </> xHTML-код

Фрагмент из кинофильма «Александр Невский». Битва Александра Невского с магистром Тевтонского ордена.

* Знаменитая фраза Александра Невского из фильма: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!», на самом деле цитата из Библии: «Взявшие меч — мечом погибнут» Евангелия от Матфея, 26, 52. Сценарист фильма Павленко, ставивший задачу создать образ полководца-патриота, вложил эти слова в несколько измененном виде в уста Александра Невского. И эта фраза обрела новую жизнь – ее не раз приводили в газетных статьях и плакатах, как подлинную историческую цитату.

Поделиться видео </> xHTML-код

Фрагмент из кинофильма «Александр Невский». Кто к нам с мечом прийдет….

* Фильм Эйзенштейна «Александр Невский» стал достоянием мировой культуры. Цитаты из киноленты можно встретить даже в голливудских блокбастерах и музыкальных клипах рок-исполнителей. В американском сериале «Клинок ведьм» использовались фрагменты из битвы на Чудском озере. Отрывки из фильма есть в видеоклипах к музыкальным композициям группы Iron Maiden и российской рок-группы «Алиса».

Сергей Эйзенштейн и великий князь Александр

И снова мы возвращаемся в наш кинозал.

Сегодня мы смотрим фильм «Александр Невский», который в далеком 1938 году снял режиссер Сергей Эйзенштейн.

Вот как выглядела одна из его первых афиш:

Сейчас сложно поверить, но снимали Ледовое побоище и весь фильм летом, для чего асфальтированную площадку неподалеку от студии «Мосфильм» обильно посыпали смесью опилок, нафталина и соли. Снег вышел как натуральный!

Фильм получился несколько недоделанным, потому что перед окончательным сведением звуковой дорожки, в декабре 1938 года, Эйзенштейну позвонили ночью от Сталина и потребовали прислать картину.

Режиссер Сергей Эйзенштейн следил за каждый кадром фильма

Фильм Иосифу Виссарионовичу понравился, и потому никто не рискнул делать «лучше лучшего».

После того, как фильм вышел на экраны, Сергей Эйзенштейн был обласкан властью. Он без защиты диссертации получил ученую степень доктора искусствоведения, орден Ленина, а потом еще и Сталинскую премию.

Великий князь Александр, а вернее, исполнитель его роли, Николай Черкасов, позднее расскажет в своих мемуарах немало интересного.

Так, оказывается, история жизни и смерти Великого князя Александра Ярославича была сильно сокращена до его триумфа в Ледовом побоище.
Однако, может оно и к лучшему: тевтонец разбит, Русская земля чествуют победителей — чем не хэппи-энд?

Кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади в Москве. 1937 год

Премьера состоялась в декабре 1938 года.

Но уже через полгода был подписан пакт Молотова – Риббентропа о ненападении СССР и Германии друг на друга. В итоге, все картины, где русские воевали с немцами, оказались вне закона.

Однако 22 июня 1941 года в 4 часа утра фильм снова стал актуальным.

Сергей Эйзенштейн и его команда

Над фильмом работало огромное число известных людей.

Во время съемок фильма «Александр Невский». Слева направо — оператор Эдуард Тиссе, режиссер Сергей Эйзенштейн, композитор Сергей Прокофьев в костюмах и доспехах 13-го века

Во-первых, это конечно же композитор Сергей Прокофьев, совместивший в одной композиции мотивы русской и западноевропейской народной музыки.

Более того, при работе над фильмом Сергей Прокофьев сумел совместить акценты музыки и движения на экране, заложив основы современного клипмейкерства.

профессор Артемий Владимирович Арциховский

Во-вторых, историк-консультант – профессор Артемий Владимирович Арциховский, тот самый, который найдет в 1951 году первую (для нас первую) берестяную грамоту в Новгороде.

В-третьих, генерал от кавалерии, Герой Советского Союза (посмертно) Лев Михайлович Доватор, который командовал всей конной массовкой на площадке — практически все конные сцены были сняты с участием его солдат и офицеров.

19 декабря 1941 года Доватор погибнет в бою под Москвой, поднимая своих кавалеристов в атаку против 252-й пехотной дивизии вермахта. Это случится через 2 дня после того, как его подчиненным покажут фильм «Александр Невский».

Именно среди кавалеристов Доватора нашли дублера для Николая Черкасова, исполнителя роли князя Александра. Им стал его тезка, старший лейтенант Николай Иванович Бучилев.

Вот как он вспоминал эти события в середине восьмидесятых.

«Меня облачили в княжеское одеяние, надели доспехи, шлем, приклеили бороду, накинули плащ. Когда мой конь привык заново ко мне, мы показали с ним «свечу» Эйзенштейну.

Режиссер, видимо, остался доволен, потому что тут же решено было снимать этот кадр. Потом мы сошлись в поединке с Сурковым — дублером тевтонца, дрались всерьез, забыв о камере. В какой-то момент меня охватил такой азарт, что я не удержался и со всей силой так съездил по рогам безобразного шлема моего дорогого магистра, что он едва удержался в седле. Сурков долго потом не мог простить мне этого случая».

Черкасов и Александр Невский

Здесь я просто приведу отрывки из книги Николая Черкасова «Записки советского актера», где он сам рассказал о съемках в фильме.

«Первые пробы оказались малоудачными.

Внешний облик Александра Невского, его грим долго мне не давался. Наконец он был найден и определен, — и, надо сказать, при ближайшей помощи С. М. Эйзенштейна.

Он удивлял своим вниманием к второстепенным, казалось бы, мелочам, которые затем, при съемках крупным планом, приобретали большое значение.

Он достал в Эрмитаже подлинное вооружение XIII века и внимательно следил за изготовлением моих доспехов; при ответственных же съемках он всегда навещал меня в костюмерной.

Помнится, как-то, окруженный портными и костюмерами, он свыше часа прилаживал на мне какую-то деталь костюма, так что у меня уже стали подкашиваться ноги, тогда как он весело, с шутками, настойчиво продолжал добиваться наибольшей выразительности моего одеяния.

Но ведь не только из внешней характеристики рождается образ! Самыми интересными, хотя и наиболее трудными, были поиски внутренней характеристики героя. (…)

Говоря о работе над образом Александра Невского, расскажу об одном памятном мне, примечательном обстоятельстве, самым тесным образом связанном с созданием фильма, с работой над образом его героя, как патриота своей отчизны.

Шли съемки основного эпизода картины — Ледового побоища.

Как известно, битва происходила суровой зимой, в лютую стужу, на Чудском озере, на дне которого нашли смерть псы-рыцари, разбитые Александром Невским.

Режиссер и князь. Кто главнее?

В одном из перерывов, когда я сидел рядом с С. М. Эйзенштейном, и здесь же, у «Чудского озера», отдыхали сотни участников картины, из рук в руки стали быстро переходить только что доставленные на Потылиху свежие листы «Правды». Газета шла нарасхват.

В 1942 году, в год 700-летия Ледового побоища и в разгар Великой Отечественной войны, фильм «Александр Невский» стал еще одним оружием Советского Союза.

В какие-нибудь пять-шесть минут наша «лагерная стоянка» пришла в движение.

И «русские ратники», и «немецкие кнехты», «псы-рыцари» в касках с эмблемами, напоминавшими фашистские знаки, громким голосом зачитывали что-то вслух.

Всеобщее внимание привлекло официальное сообщение ТАСС о том, что накануне японские фашисты вновь вторглись на нашу землю и в течение всего дня вели бой, пытаясь захватить высоту Заозерную в районе озера Хасан, но натолкнулись на мощный отпор Красной Армии.

Все живо обсуждали неожиданное известие.

— Смотрите, как наша историческая тема непосредственно перекликается с сегодняшним днем, — невольно воскликнул я, прочтя вслух сообщение ТАСС.

Съемки возобновились с большим подъемом.
Историческая повесть о славе русского оружия заново осмысливалась и переживалась нами под непосредственным впечатлением сегодняшнего дня.

В дальнейшем, Николай Черкасов не раз возвращался к личности Александра Невского.

Его профиль был отчеканен на советском ордене Александра Невского, учрежденного летом 1942 года.

Орден вручался командирам Красной Армии, благодаря командованию которых были достигнуты успехи в боях. А так же за личные отвагу, мужество и храбрость, проявленные ими на поле боя.

Этим орденом, кстати, был награжден и легендарный авиаполк «Нормандия-Неман»

Похоронили актера на территории Александро-Невской лавры, в Троицком соборе которой покоятся мощи великого полководца и князя.

Великий князь Александр и его доспехи

Я уже писал про шлем Александра Невского, который в течении сцены сражения несколько раз меняет свой внешний вид. Поэтому ограничусь ссылкой на материал «Два шлема Александра Невского» , а чуть ниже расскажу про шлемы рыцарей.

Прямо же сейчас удобный случай обсудить чешуйчатую броню князя.
На страницах «Людоты» еще не было статьи про этот вид доспехов, так что пора восполнять пробел! 😉

Доспех состоит из кожаной основы, подобной по выкройке современным инкассаторским бронежилетам.

На основу нашиты квадратные пластины, причем больше всего их расположение напоминает черепицу. Каждая пластина выгнута для прочности и прикрывает собой шнуровку соседней.

Чешуя из Владимира

Вес такого доспеха – без наплечников и набедренников, не превышает 10 килограмм.

В более поздних конструкциях пластины будут не только нашиваться, но еще и крепиться с помощью дополнительной заклепки. Это сделает доспех более прочным.

Но это случится уже после Ледового побоища.

Если же говорить про доспех князя, то его пластины очень похожи на так называемую «чешую из Владимира» — один из двух древнерусских доспехов, которые можно увидеть в собранном виде. Все остальные предстают лишь россыпь пластин и об их конструкции мы можем только догадываться.

Однако и тут не все так просто. Как оказалось, собрали доспех не мастера-доспешники в XIII веке, а музейные работники семью веками позже. Сделали они это, так сказать, для наглядности, однако переборщили с длиной. Если сделать доспех именно таких размеров и одеть его на человека, не просто не сможет сесть.

Как я уже говорил, длину корпусного доспеха подбирали такой, что бы она не мешала садиться в седло. В такие моменты доспех имеет свойство поднимался и упираться шейным вырезом в горло воина — не позавидуешь!

Словом, доверять Владимирскому доспеху на 100% не стоит. А недавно появилась вполне убедительная версия, что пластинки нашивались не НА основу, а ПОД нее.

Однако, чешуя прижилась к образу князя, и в фильме 2008 года «Александр. Невская битва» режиссер не стал изменять традиции. Невский – значит в чешуе.

Шлемы рыцарей

Топф-хельм – так называется этот ведрообразный шлем, который появился в 13 веке.

Этот шлем широко использовался в конном бою, однако если рыцарь спешивался, или оказывался стащенным с коня, топф-хельм превращался в обузу.

Узкие смотровые щели ограничивали обзор и потому рыцарь сбрасывал его, продолжая бой в маленьком, полусферическом шлеме, закрывавшем только верх черепа.

Формат статьи не позволяет рассказать про него более подробно, однако впереди вас ждет несколько статей про шлемы рыцарей. Так что внимательно следите за материалами сайта — никакой последовательности в темах здесь нет и не будет)))

«Александр Невский» (Мосфильм, 1938 год)

* * *

И, наконец, традиционное развоплощение героев.
Мы увидим актеров такими, какими они были в жизни

Николай Черкасов — «Великий князь Александр»
(1903 — 1966)
Играл в театре, снялся в 45 кинофильмах. Среди его персонажей:

  • географ Жак Паганель (Дети капитана Гранта, 1936 год),
  • пират Билли Бонс («Остров сокровищ», 1937),
  • писатель Максим Горький («Ленин в Октябре», 1939 и «Академик Иван Павлов» , 1949),
  • царь Иван Грозный (одноименный фильм, 1944, 1945),
  • президент Франклин Рузвельт («Сталинградская битва», 1949)
  • последний рыцарь Дон Кихот (одноименный фильм, 1957)

Владимир Ершов — «вице-ландмейстер Тевтонского ордена Андреас фон Вельвен»
(1896 — 1964)
Играл в театре, снимался в кино. Среди его театральных ролей Люцифер и Борис Годунов.

Литература

  • Черкасов Н.К. ‘Записки советского актера’ — Москва: ‘Искусство’, 1953
  • Игорь Чанышев, статья «Александр Невский №4, или закрытие одного «открытия» (опубликовано в журнале «Экран» №8 за 1994 год)