Фото коренной пустыни в курске

Обретение иконы

Чудесное обретение иконы Знамения пресвятой Богородицы на корню дерева и история её прославления до основанияюКоренной пустыни. Первоначальная история чудотворной Курской иконы Знамения пресвятой Богородицы, с кратким описанием явленных ею знамений милости Божией, изложена в письменном памятнике XVИИ века. Этот памятник, весьма распространенный в Курском крае и за пределами его, известен в нескольких списках, весьма, впрочем, сходных между собою, и под разными названиями. Более полное из последних таково: „Повесть о явлении чудотворныя Иконы пречистыя Богородицы, честного и славного ея знамешя, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска, в ней же явлено в кратце, и о чудесах от оныя чудесоточныя Иконы пресвятыя Богородицы, и о избавлении града Курска, нашествие черкас, от пленения и иных чудесах”).

По сообщаемым „Повестью” сведениям, явление чудотворного образа Знамения Божией Матери последовало в страдную годину для русского народа, во время тяготевшего над ним страшного татарского ига. В эту бедственную для наших предков пору, когда многие русские города и селения были разорены, опустошены и обезлюдены) грубыми варварами победителями, общей горестной участи не избежал и Курск с принадлежавшею ему областью. Он обращен был ханом Батыем в груду развалин, а жители его были пленены или разбежались по укромным местам, спасая свою жизнь и имущество. Одичание и продолжительное крайнее запустение водворились в разрушенном городе и во всей его окружности ). Нестерпимый гнет монгольского рабства для русского народа еще усугублялся другими не менее тяжкими бедствиями — голодом, моровыми поветриями и военными опустошениями). А так как во всех явлениях мира и своей жизни он искал религиозного смысла, то и в постигавших его бедствиях он признавал гнев Божий, видел волю Его и небесное наказание за свои грехи. В таких благочестивых воззрениях своих современников утверждали книжники и пастыри церкви, призывавшие бедствовавшую свою паству к нравственному исправлению, к добрым делам, посту и молитве ). Не располагая, вследствие своей необразованности, научными средствами и богатым материальным достатком, русские бессильны были бороться с угнетавшими их несчастиями, и потому, внимая голосу своих пастырей, обращались за помощью к Господу. И не напрасны их были молитвы. Милосердный Господь видимо являл свою помощь и облегчал бедственное положение страждущих.

Неиссякаемым источником благодатной помощи Божьей были чудотворны иконы, в значительном числе явленные во время монгольского владычества. Из них более известны в честь Богородицы: Коренная или Курская, Костромская—Феодоровская (1239 г.), Устюжская (1290 г.), Толгская (1314 г.). Чухломская (1350 г.). Донская (1380 г.). Тихвинская”(1383 г.), Путивльская (1405 г.), Колочская (1413 г.). Псковская или Чирская (1420 г.). Представленный перечень чудотворных икон, утверждая факт широкого распространения среди древнеруссов глубокой и живой веры в Богоматерь, как небесную Заступницу рода христианского, в то же время показывает, что вера их была ненапрасной и непостыдной. Обретение Курской (Коренной) чудотворной иконы в одном рукописном сказании об этом достопримечательном событии описывается так: «В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября, случилось одному благочестивому мужу прийти ради прибытка своего в лес, которым поросли окрестности г. Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускори в полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц Икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Видя это, оный муж поставил честно обретенную им Икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же об явил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажей повыше упомянутого места на лесистом острову часовню из леса, срубленного на семь месте, и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси). Столь необычное явление иконы, соединенное с чудом, весьма скоро сделалось известным в соседнем г. Рыльские и его окрестностях. Отсюда и устремились к чудотворной Иконе благочестивые жители в надежде от неё исцелиться и утешиться в своих горестях.

Рыльский князь Василий Шемяка, узнав о неоднократных случаях чудотворений, пожелал перенести явленную Икону из часовни в свой город. Его желание было исполнено. Но так как Шемяка не захотел выйти за городские ворота на встречу принесенной Иконе, то за свое маловерие был наказан слепотою, от которой исцелился только после усердной молитвы пред чудотворным образом и всенародного раскаяния в своем легкомысленном поступке. В благодарность за исцеление, прозревший князь выстроил в Рыльские церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и в ней поставил сею чудотворную Икону. Но в храме, строенном маловерным князем Шемякою, Икона не благоволила иметь свое постоянное пребывание; она чудесным образом перенеслась на место своего явления в пустыню, и после источала исцеления всем с молитвою обращавшимся к Богоматери.

Новые чудеса содействовали укреплению в народ веры в чудодейственность образа и благоговейного почитания его, как видимого знака благоволения Божия. Стечения народа, частые и многочисленные, вызывали необходимость совершения в часовне пред чудотворным образом общественных служб. Таковые некоторое время совершал рыльский священник Боголюб, приходивший сюда летом, особенно в праздник Рождества Богородицы. Недолго, впрочем, Боголюбом совершались в часовне службы. Схваченный крымскими татарами, он отведен был в плен, часовня ими была сожжена, а чудотворная Икона рассечена на две части и заброшена. Несколько лет продолжалась скорбь рыльчан о потере чудотворного образа, пока не был выкуплен из плена послами московского князя Боголюб. Первым делом освобожденного из плена Боголюба было разыскание чудотворной иконы, в чем он, Господу ему вспомоществующую, к великой своей радости и успел. Придя на прежнее место явления иконы, в кустах цветов, он обрел рассеченные части иконы. И вот, совершилось новое чудо! Обе части иконы, сложенные Боголюбом вместе, так крепко соединились, что не осталось на ней следов раздвоения и на месте последнего выступила роса. Воздавши хвалу Господу Богу, исполняющему во благих желание верных рабов своих, Боголюб поставил Икону в выстроенной им хинине, а сам Зашел в Рыльск и известил о чудесном происшествии его жителей. Обрадованные рыльчане снова торжественно и с молебным пением перенесли чудотворную Икону в возобновленную церковь Рождества Богородицы, но Икона, так же как и прежде, чудесно возвратилась на место своего явления, где, к общему изумлению, и найдена была ими. Очевидно было для рыльских граждан благоволение чудотворного образа к месту его явления, куда он возвращался после нескольких повторных случаев перенесения его в Рыльск. Посему они выстроили в пустыни часовню и определили к ней священника для постоянного совершения молебствий пред святой Иконой. С этого времени слава о чудотворной Коренной Иконе все более и более ширилась, так что она сделалась драгоценной святыней не только местной но и всех русских областей.

Лучшим подтверждением сего служит благоговейное отношение к ней московского царя Фёодора Иоанновича. Наслышавшись о чудесных исцелениях, исходивших от Коренной иконы Божией Матери и других многочисленных милостях, благочестивый царь Фёдор Иоаннович велел принести оную из пустыни в Москву, для воздаяния ей подобающего поклонения. Принесенную в Москву Икону царь встретил сам с патриархом Иовом, со всем соборным духовенством и воинством. Пред Иконой, внесенной в царские чертоги, совершено было молебствие. Щедрый царь приказал сделать вокруг иконы кипарисную доску с надписанием на ней Господа Саваофа, а по сторонам и внизу—ветхозаветных пророков, при этом еще украсил ее сребропозолоченным окладом, жемчугом и драгоценными камнями, а его супруга, царица Ирина Федоровна привесила к ней пелену красного атласа, так же украшенную драгоценными камнями и с вышитой на ней надписью золотыми буквами: „Повелением благоверного Государя Великого Князя Фёдора Иоанновича всея России Самодержца и Благоверныя Государыни Великая Княгини Ирины, и их дочери Великия Княжны Феодосии сделана сия пелена к образу Пречистый Богородицы Курския лета 7105” (1597 г.). Отпустив с подобающим торжеством чудотворную Икону в пустынь, царь Фёдор Иоаннович своим указом повелел своим указом в последней выстроить мужской монастырь Рождества Богородицы. Этот монастырь и есть нынешняя Коренная Рождество – Богородицкая мужская пустынь, устроенная царским иждивением. В виду опасности неприятельского нашествия, Икона вскоре перенесена была в восстановленный перед тем город Курск и поставлена в соборной церкви Воскресения, в приделе Рождества Божией Матери.

Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь

Россия Курская область поселок Свобода

Идёт загрузка карты…

Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь — мужской монастырь в Курской области, основанный на предполагаемом месте явления Курской Коренной иконы.

Об обители

Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор является Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь.

Расположена она над высоким песчаным берегом реки Тускарь в поселке Свобода, что неподалеку от города Курска. Основана обитель в 1597 году по указу царя и великого князя Фёдора Иоанновича на месте обретения чудотворной иконы «Знамение» Курской Коренной. Первым настоятелем монастыря был игумен Евфимий. Названа обитель в честь иконы Пресвятой Богородицы, найденной у корня дерева, и посему называемой Коренной.

Сегодня монастырь насчитывает 35 насельников. Священноархимандритом обители является высокопреосвященный Герман, митрополит Курский и Рыльский. Его наместник – игумен Серафим (Котельников). Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед списком чудотворного образа Божией Матери «Знамение».

Не по человеческому произволению или «случайному» стечению обстоятельств было избрано это место для спасения душ человеческих. Сама Царица Небесная указала на него чудесным явлением Своего Образа на опушке глухого леса. С тех самых пор уже более семи столетий не умолкает здесь молитва.

Храмы

Обычным для монастырей является наличие нескольких храмов. Не стала исключением и наша обитель. Главный монастырский храм — Собор Рождества Пресвятой Богородицы – освящен Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом 24 сентября 2009 г., правый придел освящен архиерейским чином 22 декабря 2011 г. в честь Рождества Иоанна Предтечи.

  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы – освящен Святейшим Патриархом Алексием II 19 сентября 1991 года.
  • Храм «Казанской» иконы Божией Матери – освящен архиерейским чином 21 июля 1991 года.
  • Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» — освящен архиерейским чином 24 сентября 2012 года.
  • Храм великомученика Пантелеимона (Больничный корпус),
  • Храм прп. Серафима Саровского на подворье монастыря.

Богослужения ведутся в основном в Соборном храме, а также в престольные праздники и в остальных храмах обители.

Святые источники

Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, святая вода из живоносных источников Коренной пустыни дает силы и укрепляет в вере православных людей. Святых источников в обители несколько:

  • Источник на месте явления чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение» Курской Коренной в 1295 году.
  • Источник свт. Николая Чудотворца,
  • Источник прп. Серафима Саровского,
  • Источник «Казанской» иконы Божьей Матери,
  • Источник великомученика Пантелеимона,
  • Источник прп. Серафима Саровского (подворье).

Также есть купели для омовения на месте явления чудотворной иконы и на источнике свт. Николая Чудотворца.

Престольные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября

Икона Пресвятой Богородицы «Казанская» — 21 июля, 4 ноября

Икона Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» — пятница Светлой седмицы

Пантелеимон, целитель, великомученик — 9 августа

Серафим Саровский, преподобный — 15 января, 1 августа

Курская икона Божией Матери «Знамение»

Православная икона Богоматери с Младенцем, окружена по ее краям изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Ора́нта (Зна́мение).

По преданию, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу, недалеко от сожжённого татарами Курска. Охотник нашёл небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева, и когда он поднял её, чтобы рассмотреть, из того места, где лежала икона, забил родник. На этом месте, вместе с товарищами, он срубил небольшую часовню, куда и поместили икону.

Во время гражданской войны икона находилась в Курском Знаменском монастыре. В конце октября 1919 года, когда войска генерала А. И. Деникина оставляли город, икона была вывезена из Курска. Дальнейший её путь проходил через Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск.

Преп. Серафим Саровский родился и вырос в Курске. В 1767 году он тяжело заболел и родители уже не надеялись на его выздоровление. Однако ему явилась Божия Матерь и обещала посетить его и исцелить от болезни. Через несколько дней, в 9-ю пятницу после Пасхи, по их улице проходил ежегодный крестный ход с Курской Коренной иконой. Из-за внезапно начавшегося дождя процессия зашла к ним во двор. Икону пронесли над больным ребёнком и он приложился к ней. Больной вскоре выздоровел.

Примечательно еще то обстоятельство, после этого исцеления Крестные ходы в Курской губернии были запрещены 30 лет, ввиду многочисленных жалоб духовных лиц во двор Екатерины на беспорядки и плохую организованность. Особенно много жалоб было в последний Крестный ход перед 30-летним запретом.

В июле 1966 года архиепископ РПЦЗ Иоанн Шанхайский (ныне причисленный к лику святых, день памяти 19 июня ст.ст./2 июля н.ст.) посетил с Курско-Коренной иконой Божией Матери Свято-Николаевский приход в Сиэтле. 2 июля во время молитвы перед этой иконой в своей келье он скончался.

Фото

Видео

Курская Коренная пустынь Курская Коренная пустынь

Паломнику

На территории монастыря находятся две гостиницы: №1 (Белая, архиерейская) и №2 (Красная). Проживание при условии пожертвования, поселение только в гостинице №2

Номера:

Одноместный — 400 руб.

Двухместный — 300 руб. с человека

Трехместный — 250 руб. с человека

Многоместный — 200 руб. с человека

Уточнить наличие мест или забронировать номер можно по телефону: + 7 (905) 159-21-25 (Администратор гостиницы)

Телефоны монастырских служб:

Приемная наместника: +7 (4715) 4-18-03

Бухгалтерия: +7 (4715) 4-14-07

Паломническая служба: +7 (4715) 4-15-76

Инженер: +7 (4715) 4-17-45

Склад товаров: +7 (4715) 4-14-30

Гостиница: + 7 (905) 159-21-25

С/х подворье (скит): +7 (4715) 4-17-61

E-mail: snamenie@yandex.ru

Как добраться

Адрес: Россия, Курская область, пос. Свобода, ул. Советская, 11

Добраться до Курской Коренной пустыни можно из Курска — или на электричке до станции Свобода, или с Северного автовокзала города до поселка Свобода. Время в пути — около одного часа. Если вы хотите в тот же день вернуться в Курск, будьте внимательны: из Свободы последний автобус уходит довольно рано, в седьмом часу вечера.

На автомобиле из Курска следует выезжать по ул. Дубровинского. До монастыря от города — около тридцати километров. Поворот к нему следует искать сразу после села Долгого. Коренная пустынь находится несколько в стороне от дороги, поэтому рассчитывать на то, что она будет заметна с трассы, не стоит.

В минувшее воскресенье мы выбрались, если учесть петляния, почти за 200 км от дома. Посетили в Курской области древнее место нашего края. Это был мужской монастырь Курская Коренная Пустынь.
Фото-визитка этого места из моего инстаграма:
Пустынь действительно оказалась пустынью, когда мы спустились к источникам. Но то, что творится перед входом — это трэш. Неясной расы попрошайки, забегаловки-закусочные, где водки- пять витрин, а еды — один малюсенький тазик, торговые ряды, сувениры, машины вперемешку с людьми — в общем, все, кроме спокойствия и уединенности.
Но я в таком месте впервые, возможно, возле подобных историко-туристических достопримечательностей так всегда…
С погодой нам очень повезло. Более того, сезон осени, спокойный и умиротворенный, совпадает с настроением Коренной Пустыни — безмолвным, созерцательным и философским.
Краткая легенда такова, что в этом месте аж в XIII веке случайно была найдена икона, на месте которой забил родник. Здесь построили часовню, обосновали мужской монастырь, мильон раз грабили и пытались уничтожить это место и , в частности икону, которая была признана животворной. Причем безо всяких доказательств икона признана чудотворной (если читать историю этого места, то через каждые 5-10 слов мы будем натыкаться на слово «чудо». А «чудо» как известно — это нечто, чему можно верить, а можно и нет, потому что оно основано лишь на легенде и субъективном восприятии мира, не подкрепленным доказательно-объяснительными фактами).
Вот символ и наглядная картина того, как зародилась легенда в Коренной Пустыни:
Эта животворная икона «Знамение» сейчас в Нью-Йорке, а в Коренной Пустыни ее копия начала ХХ века. Пока оригинал иконы находился в Коренной Пустыни, люди со всех окрестностей приезжали исцеляться сюда. А еще в 90-е жил тут монах-старец, который славился целительными способностями, но и про него уже ничего не слышно. Видимо, умер. Но несмотря на то, что настоящей иконы здесь нет, старца тоже нет — традиция все равно осталась, и толпы паломников и обычных людей приезжают сюда за благодатью, как говорится.
Мы отлично погуляли по территории монастыря. Конечно, неважно — верующий ты или атеист, все равно нужно соблюдать правила нахождения в монастыре. Не курить, накрыть голову женщине, желательно надеть юбку при входе в храм и т.д.
Монастырь славится своими живоносными неиссякаемыми источниками. И здесь их несколько. Почти у каждого облагороженного источника есть купель, но желающих окунуться я не видела. Мы увидели, что люди набирают воду не из одного источника по выбору, а идут от одного к другому, наполняя бутыли изо всех родников понемногу.
Вообще, мне с недавних пор стало интересна история нашего края, чем древнее, тем лучше. Вот, правда, в монастыре от самой древности ничего почти и не осталось. Все часовни, скиты, храмы, источники — реставрированы в 90-е годы, а то и после того несколько раз ремонтированы. А в храме монастыря вся роспись мне показалась до пикселя современной. Прямо 3D потолки. Фотографировать в храме нельзя, но поверьте на слово.
На память (все-таки это туристическое место) мы привезли пару магнитиков и коренские пряники, которые пекут монахи Коренной Пустыни.
Больше, чем архитектура, понравились пейзажи. Настоящие русские холмы, под которыми бьют чистейшие источники, в которых отражаются стройные станы деревьев…
Ну а теперь фотографии:
На входе
Вот -все здесь для того, чтоб покупать детям сувениры)
Начало маршрута:
Братский корпус (где живут монахи):
Это монашеская трапезная, где можно перекусить туристам. Мы туда не заходили, потому что перед этим накидались в каком-то придорожном кафе всякой всячиной.
Продолжение здания — храм:
Вот здесь еще есть что рассмотреть. Правда, все реконструировано совсем недавно. И вдали ангелок:
Вот тут начинается красота: с холма, где стоят корпусы монастыря, открывается красивая панорама на источники и пейзажи.
Спуск с горы: видно, что все облагорожено для людей и чисто.
Источник с копией иконы:
Купель:
Вот такой монохром я люблю:
А вот этот вид — визитная карточка Коренной пустыни. Его можно видеть в брошюрах и путеводителях, магнитиках и сувенирах.
А это — вид с обратной стороны:
Другая купель:
Одна из тропинок к источникам:
Ванечка нас подловил. Хитрые заговорщики)
А вот то, чего я не ожидала. оказывается, есть больница для монахов. Заболел — пошел в стационар отлежаться…
Ну и йа напоследок:

Коренская ярмарка прошлое и нстоящее

КОРЕНСКАЯ ЯРМАРКА:
ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
История курской земли оставила свои следы в многочисленных памятниках материальной и духовной культуры. Среди них такие жемчужины храмовой архитектуры, как мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы «Коренная пустынь», храмы, которые помнят преподобных Серафима Саровского и Иосафа Белгородского, привлекая в наши края десятки тысяч паломников и просто людей любознательных, верующих.
Церковь на русской земле, с русским человеком – это явление уникальное в мировой культуре. Храм, конечно, лишь фрагмент человеческого бытия. Но история русского человека – это сочетание промысла Божьего и воли людей, составляющих православное сообщество, для которого церковь была и остается началом и концом порядочности, смирения и благочестия.
Вера у русских людей – соборная.
Вот также соборно проходила в мужской обители «Коренная пустынь» и знаменитая Курская Коренская ярмарка.
Монашеское предание относит зарождение этого международного торжища на курской земле к 1618 году, когда впервые состоялся Крестный ход с чудотворной иконой «Знамение» Божией Матери Курской Коренной на место ее обретения в 1295 году – Коренную пустынь, что в трех десятках километрах северо-западнее Курска.
Однако в официальных источниках она упоминается с 1708 года. Находилась в ведении Знаменского мужского монастыря, где хранилась чудотворная икона. И лишь с 1764 года ярмарка стала казенной, или, как бы мы сказали ныне, государственной. А с 1824 года Курская Коренная ярмарка обрела статус международный. И уже в те времена она вошла в число трех главных российских ярмарок, наряду с Нижегородской и Ирбитской, которые отличались выкладками иностранных товаров.
Центром ярмарки была просторная площадь, вмещавшая до 10 тысяч человек. Здесь было освящено специальное место для чудотворной иконы «Знамение» Курской Коренной.
«Громаднейшая толпа,- свидетельствовал очевидец,- стояла без шапок, устремив глаза на амвон среди площади. Только там было несколько аршин свободного пространства. Архиерейская митра торжественно сияла своими жемчугами; золотыми искрами переливались на солнце священнические ризы и расшитые мундиры чиновников. Хоругви и красные цеховые знамена полукружием двигались к амвону и тихо веяли на солнце. Архиерейский хор во всем своем составе пел у амвона. Но вот величественно над головами толпы поднялся Чудотворный образ и тысячи рук взмахнули воздух, творя крест; тысячи обнаженных голов заколыхались в глубоких поклонах и по площади пробежал какой-то дружный и мощный гул от шепота молитв, произносимых тысячами уст. На все четыре стороны перекрестил архиерей площадь и опустил икону, а над зданием биржи взметнулся государственный флаг — Коренская ярмарка начинает свою жизнь».
Это был прекрасно обустроенный, максимально приспособленный к торговле разными товарами и заключению сделок комплекс. Общая площадь – 64 десятины. Гостиный двор, который строился по проекту знаменитого итальянского архитектора Джакомо Кваренги и был одним из красивейших в Российской империи. Вокруг Гостиного Двора располагалось 36 «кварталов», около 650 торговых помещений, 58 гостиниц, 20 трактиров, харчевни, пекарни, кузницы, ипподром, здания Городской Думы, Губернатора, коменданта, земской полиции, больницы, пожарной команды, винные погреба и склады. Была и своя почтовая контора. Находились здесь и окружной акцизный надзиратель за продажей спиртного; и нотариус, скреплявший соответствующим образом торговые сделки; и член палаты государственных имуществ, который вместе с губернским чиновником особых поручений строго следил за правильностью ярмарочного сбора.
А всеми операциями по сбору ярмарочного дохода занималась городская Дума через назначенных сборщиков, имевших письменные наставления, то есть подробные инструкции.
А еще к услугам участников ярмарки были театральный дом, цирковой балаган, духовой оркестр.
Торговали товарами на все случаи жизни – от швейных иголок и пуговиц до верхней одежды, убранства домов, съестными изделиями как своими, так и заморскими – из Италии, Персии, Малой Азии, Турции, Греции, Ионических островов, Австрии…
Обширные панские линии Коренской ярмарки не уступали по красоте ни петербургскому «Пассажу», ни московской Голицинской галерее.
Но самыми заметными были конские торги. Они начинались за несколько дней до официального открытия ярмарки. Здесь закупали лошадей для армии и царских конюшен. Табуны в 4-5 тысяч голов сгоняли со всей Центральной России.
Торговый оборот Курской Коренной ярмарки достигал 7 млн. рублей – громадная по тем временам сумма!
В 1876 году ярмарку перевели в губернский центр – Курск и она постепенно потеряла свое былое значение.
Но через 125 лет, в конце сентября 2001 года, в День Крестного хода и День города Курска вновь заявила о себе Межрегиональная универсальная оптово-розничная Курская Коренcкая ярмарка на своем историческом месте. Возродилась она по инициативе курского губернатора Александра Михайлова, отделения Российского Фонда славянской письменности и культуры, общественного фонда православных традиций, торгово-промышленной палаты, управления Курской епархии, историко-культурного центра «Коренная пустынь».
Это была первая после более чем векового перерыва Межрегиональная универсальная оптово-розничная Коренская ярмарка.
Она рождалась в муках, спорах, в ходе оживленной переписки духовенства и власти.
Ее организаторы были реалистами и не делали громких заявлений, не питали иллюзий насчет масштабности торжища в Коренной пустыни, но и не теряли чувства оптимизма, уверенности в том, что знаменитая когда-то Коренская ярмарка вновь обретет свое лицо, соберет под сенью Богородицы торговый люд, огласится колокольными звонами и превратится в многолюдный праздник труда, молитв и песен.
Так оно и было.
Своих представителей на первую в третьем тысячелетии Коренскую ярмарку прислали 20 курских предприятий торговли, общественного питания, перерабатывающей промышленности всех форм собственности. Из других регионов России – 10 предприятий.
Гостей-купцов тоже хватало: из Москвы, Рязани, Керчи, Тулы, Воронежа, Гомеля, Белгорода, из Карачаево-Черкессии.
Частные предприятия среднего бизнеса заключили здесь сделок с переработчиками на 10 млн. рублей. На такую же сумму поставил упаковочную продукцию «ГОТЭК» московской «Трехгорке», карачаево-черкесскому «Меркурию», воронежским кондитерам.
А представители российско-белорусского маркетинго — торгового центра так вошли во вкус, что решили продолжить торги в Курске в октябре того же года.
Первая после 125 летнего перерыва Курская Коренская ярмарка сразу заявила о себе серьезными намерениями, создала благоприятный климат для отечественных и зарубежных торговцев и предпринимателей, показала исторические корни и перспективы развития ярмарки как уникального центра торговли на юго-западных рубежах России.
А в разгар лета 2004 года вои теплые объятия распахнула четвертая после возрождения ярмарка в Коренной пустыни. Она явила не только новый размах и удаль, но и иной уровень подготовки, организации торгов, «спроса» и «предложения», подведения итогов и дальнейших перспектив в ее развитии.
В том году на организацию ярмарки из областной казны было выделено 500 тысяч рублей. На самой людной улице м. Свобода, ведущей к воротам Коренной пустыни, возвели красивый выставочный павильон в 1,5 тыс. кв. м. На развитие Коренской ярмарки курское землячество в Москве «отстегнуло» 1 млн. рублей.
Ярмарочная территория преобразилась. Обновлены старинные торговые ряды, оборудована штаб-квартира ярмарки, определено место для сооружения второго просторного выставочного павильона. Ярмарка была и торгом, и смотринами.
Открытие ее совпало с Национальным праздником – Днем России. И, казалось, на ярмарке не было ни хозяев, ни гостей. А были сыны и дочери единого Отечества, России – Дома Богородицы, и ее желанные дети. Ярмарку посетило свыше 60 тысяч человек.
Курское торжище в Коренной собрало под свои торговые знамена около ста официальных и бизнес — делегаций, представителей свыше 320 предприятий (в том числе более 170 курских) из многих регионов Центральной России, Урала, Сибири, Москвы, Украины, Белоруссии, Молдовы, дальнего зарубежья — Польши, Франции, Германии, Швеции, Италии.
Впервые на ярмарке прошло многочасовое заседание бизнес-клуба. Представители крупнейших производителей сельхозтехники и признанных центров машиностроения России, Белоруссии, Украины, Молдовы обсудили условия партнерства, обменялись буклетами, прайс-листами.
Издан сборник инвестиционных предложений и проведен «круглый стол» руководителей компаний.
В ходе торгов и переговоров было заключено свыше 20 контрактов с предприятиями различных форм собственности Курской, Орловской, Тамбовской, Брянской областей, Молдовы, Крыма на 30 млн. рублей.
В культурной программе ярмарки приняли участие более 20 творческих коллективов Курской области, а также звезды российской эстрады народный артист СССР Ярослав Евдокимов, заслуженный артист России Феликс Царикати, народная артистка Молдовы, заслуженная артистка России Надежда Чепрага.
Четвертая Курская Коренская ярмарка убедительно подтвердила и свой международный статус, и свою духовную полноту.
Торговый люд вновь собрался в Коренной пустыни под звон колоколов.
Участники ярмарки окрепли в убеждении: торговля с курянами и приятна, и выгодна, потому что куряне умеют уважать интересы и свои, и партнеров.
А если обозначить итог ярмарки крупным историческим мазком, то можно сказать: торговые ворота юго-запада России вновь широко открыты для всех, кто чувствует себя хозяином на родной земле и кто желает процветания и своему региону, и всей стране.
2004 г.

Основание Коренной пустыни в Курской области восходит к XIII веку. Предание рассказывает, что однажды, в 1295 году, некий охотник, житель города Рыльска, проходя берегом реки Тускари, обнаружил у корней дерева (отсюда название пустыни — Коренная) лежащую ликом вниз икону Богоматери «Знамение». Так была обретена Курская Коренная икона Божьей Матери «Знамение» — величайшая святыня Курской земли.

Охотник с несколькими товарищами построил на месте явления иконы деревянную часовню. Об этом событии узнал Рыльский князь Шемяка, который велел перенести икону в Рыльск, но она чудесным образом возвратилась обратно в часовню. Предание рассказывает, что к иконе часто приходил молиться священник по имени Боголюб. Однажды на него напали татары, сожгли часовню, а явленный образ Богоматери раскололи на две части и бросили их в разных местах. Священника увели в плен. Через много лет он сумел вернуться на родину и стал искать рассеченную икону. Найдя обе части, он сложил их вместе, и икона тотчас соединилась и стала совершенно целой. Слава о чудесной иконе дошла до царя Федора Иоанновича, который повелел устроить на месте явления иконы обитель.
Так на месте маленькой часовни в 1597 году был основан монастырь Коренная пустынь.
Сама икона Коренной Божьей Матери хранилась в Знаменском соборе Курска. В 1604 году она была перенесена в Путивль и сопровождала Лжедмитрия I в его пути на Москву. После Смуты икона была возвращена в Курск. С 1618 года ежегодно стал устраиваться знаменитый крестный ход от города до монастыря (расстояние — 27 верст). При огромном стечении народа икона доставлялась к месту чудесного обретения. Эта процессия изображена И. Е. Репиным на полотне «Крестный ход в Курской губернии».

Для увеличения — нажмите на изображение

И. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883

С историей пустыни связано существование у стен монастыря большого торга, давшего начало знаменитой Коренной ярмарке, по значению второй в России после Макарьевской (Нижегородской). В 1793 году Екатерина II дала разрешение на строительство здесь Гостиного двора, который сооружали почти двадцать лет. Проект огромного комплекса Торговых рядов был составлен выдающимся архитектором Дж. Кваренги. Но это незаурядное сооружение, увы, не сохранилось. Уже в конце XIX века сообщалось, что в связи с запустением ярмарки здания приходят в негодность, разрушаются. К началу XX века от Гостиного двора остались одни развалины. К нашему времени от них фактически ничего не сохранилось.

В монастыре было два храма — Рождественский собор, впервые построенный в камне в 1597 году, и храм во имя иконы Богоматери «Живоносный Источник». Особым почитанием был окружен источник, над которым была обретена икона Богоматери. От Рождественского собора, расположенного на высокой горе, до источника была устроена крытая каменная лестница-галерея, напоминающая подобные сооружения в Киево-Печерской лавре. К источнику стекались тысячи паломников, здесь совершалось немало исцелений. Много позже над источником был воздвигнут храм. Даже после 1917 года, когда храм разрушили, поток паломников к чудотворному источнику никогда не иссякал. Коммунисты всячески препятствовали доступу к источнику, но без успеха. В 1960-е годы они даже забетонировали источник, но он пробился ниже и сразу в нескольких местах. Самый крупный выход, который находится метрах в пяти от старого места, особенно почитается.