Где снимали фильм прощаться не будем?

Свершилось: съемки картины тверского режиссера Павла Дроздова о защите Калинина в годы Великой Отечественной войны стартовали в Твери 16 ноября.

Идея снять фильм родилась еще несколько лет назад. Подбирался актерский состав, дорабатывался сценарий, фильм в итоге из драмы превратился в детектив, был снят тизер. Долгое время шел поиск денег на съемку, поддержка проекта Минкультом этим летом проблему сняла.

Главные роли в фильме исполнят известные актеры: Андрей Мерзликин, Егор Бероев, Анна Пескова. Правда, в первый съемочный день у храма Белой Троицы их не было.

Снимали несколько сцен на рынке, который обустроили неподалеку от церкви. Было атмосферно: массовка, авто, реквизит военной поры. Снег тоже был кстати, ведь в середине октября 1941 года, когда и происходят события фильма, зима тоже была ранней.

По традиции, к первому съемочному дню приготовили тарелку, на которой написали название фильма, фамилии членов съемочной группы.

Названий картины на ней значилось два: «Прощаться не будем» и новое — «Рубикон».

— То, к чему мы так долго шли, свершилось! Мы начали съемки. Но давно не дает покоя и второе название — «Рубикон». Кому что нравится? — спросил режиссер Дроздов совета у посетителей своей странички в соцсети.

Судя по откликам, народу нравится старое название.

— Рубикон — не русское слово, хотя, с точки зрения рекламы, более выгодное, так как «Прощаться не будем» больше сериальное название. Рубикон — как цитадель. На афишах будет ярко и сочно, название более агрессивное, но если фильм не жесткий, то лучше оставить первое название, — высказал мнение один из комментаторов.

КСТАТИ

На время съемок перекроют Староволжский мост

В субботу 19 ноября запланированы съемки масштабной сцены: жители, покидая город, идут через мост. Для этого мост, конечно же, перекроют. Не проехать и по близлежащим улицам. С 8 до 13 часов перекрыт Староволжский мост на участке от улицы Советской до набережной Афанасия Никитина. С 12 до 15 часов 26 ноября по улице Вольного Новгорода, на участке от Свободного переулка до Тверского проспекта. С 8 до 11 часов 28 ноября по набережной Степана Разина от Тверского проспекта до Студенческого переулка.

Павел Васильевич Сысоев

Основная статья: Судьбы пленённых генералов РККА в годы Великой Отечественной войны

Павел Васильевич Сысоев (1901 — 1981) — советский военачальник, генерал-майор, командир 36 стрелкового корпуса Юго-Западного фронта. Пленён, бежал из плена, воевал в УПА, перешел к партизанам, передан РККА, прошел спецпроверку НКВД, восстановлен в звании, закончил высшие академические курсы при военной академии. Преподавал.

Сысоев П.В., генерал-майор

23 июля 1941 П.В. Сысоев, в районе г. Житомир будучи ранен попал в плен». По воспоминаниям сокамерника П.В. Сысоева (со слов Павла Васильевича) П. Соколова «… Павлу Васильевичу удалось до поры до времени избежать плена. Переодевшись в крестьянское платье, он вдвоем с одним лейтенантом продвигались на восток. В пути к ним присоединились еще отставшие от своих частей командиры. Он уговаривал их организовать партизанский отряд. Они соглашались, но однажды утром, он не обнаружил ни своих новых спутников, ни часов. Так с лейтенантом они и шли еще какое то время, пока не столкнулись с немецким патрулем. Старший патруля оказался наблюдательным. Он заметил на лейтенанте офицерские сапоги, которые тот пожалел бросить, и заподозрил в путниках переодетых военных. Так оказались они в лагере для военнопленных. …» в районе г. Стрый (Львовская область). В плену звание и должность скрыл. Под именем красноармейца Петра Павловича Скирды был узником лагерей для военнопленных в городах Стрый, Дрогобыч, Львов, Жовква, Грубешов.

В августе 1943 с группой военнопленных совершил побег из плена. После побега группа примкнула к одному из отрядов УПА. Назначен 2-м номером расчета станкового пулемета.

В середине сентября 1943 в районе р. Стоход (Северная Волынь) в составе куреня УПА принимал участие в боях с партизанскими отрядами Черниговско-Волынского партизанского соединения под командованием А.Ф.Федорова.

В ноябре 1943 из района дислокации куреня в пос. Колки (Миневичевский район Волынской обл.) вместе с группой бывших военнослужащих РККА, которые служили в УПА перешел на сторону партизан А.Ф. Федорова. Из воспоминаний А.Ф. Федорова: «Шифровку о Сысоеве я отправил в Генштаб. ..Ответ из Генштаба на мой запрос относительно Сысоева пришел через несколько дней. Шифровка подтверждала все данные, сообщенные о себе Павлом Васильевичем. Он числился без вести пропавшим. Далее следовала строка: «Сысоева немедленно отправьте в Москву».

Сысоева назначили третьим помощником начальника штаба соединения с задачей руководства подготовки младших командиров. Весной 1944 поручено руководство одной из боевых операций, которая проведена успешно. Только после встречи с наступающими частями Красной Армии распрощались мы с Павлом Васильевичем. В Москве выданные Сысоеву нашим штабом документы о всех обстоятельствах его перехода к партизанам и прекрасная боевая характеристика помогли человеку очень трудной судьбы восстановить свое доброе имя. Павлу Васильевичу вернули и партийный билет, и генеральские погоны». Но вернули значительно позже.

В биографической справке в издании «Великая Отечественная. Комкоры» т. 1. указано, что с апреля 1944 по январь 1946 проходил спецпроверку органов НКВД. В это время содержался во внутренней тюрьме НКВД на Лубянке. «…Павел Васильевич был убежден, что авторитетная комиссия военных рассмотрит и оценит его действия в период боев в первые дни войны, и если даже не восстановит в звании, то во всяком случае доверит ему сражаться на фронте, в том или ином качестве, во искупление его вины и ошибок, будет таковыми они будут признаны. Тем не менее, червь сомнения закрадывался в душу Павла Васильевича, и он отклонил предложение майора, его сопровождавшего, направиться прямо домой к семье, решив не беспокоить ее, пока дело не будет закрыто, и он не будет реабилитирован. Поэтому, приехав в Москву поздно вечером, Сысоев предпочел дожидаться утра в служебном кабинете майора в здании НКВД. Проснулся он от того, что кто то тряс его за плечо. Открыв глаза он увидел перед собой человека в голубой фуражке, который сказал: «А ну пошли!» … его привели к молодому лейтенанту, который с ходу огорошил Сысоева: «А ну, рассказывай, с каким заданием тебя немцы к нам забросили!» Никаких комиссий, ни генералов с большими звездами, ни карты со стрелками движения войск, ни встречи с семьей. Допросы каждую ночь, и одна песня — «Признавайся!» Правда, к моменту нашей встречи, Сысоева практически оставили в покое. лишь изредка вызывали, спрашивали: «Ну будешь рассказывать?» и снова возвращали в камеру. Ему разрешили связаться с семьей, и он получал передачи…».

В марте 1946 освобожден, восстановлен в воинском звании и направлен на учебу на ВАК при Высшей военной академии им. К.Е. Ворошилова. П

В январе 1947 назначен старшим преподавателем кафедры ВДВ академии.

В 1953 уволен из Вооруженных Сил СССР по болезни.

24 апреля 1981 умер в Москве.

«Страх был главным чувством». Как снимался фильм «Прощаться не будем»

Ребята! Не Москва ль за нами?!

Прощаться не будем (2017)
война, детектив
Режиссер: Павел Дроздов
В ролях: Андрей Мерзликин, Егор Бероев, Анна Чурина, Артур Ваха, Алёна Чехова
Премьера: 21 июня 2018 года
Смотреть онлайн бесплатно

Осень 1941-го. Немецкие войска вплотную подобрались к городу Калинину, от которого открывается прямая дорога на Москву. Защитить город некому, Красная армия терпит разгром за разгромом, и на оборону подходов к Калинину брошены ополченцы из числа местных жителей. Паникой и неразберихой пользуются диверсанты – некий предатель распространяет в городе листовки с предложением сдаваться в плен, нанимает бандитов убить местного начальника управления НКВД и завербовать коменданта гарнизона. Накануне решающего наступления немцев майор НКВД Токарев приходит к заключению, что комендант Сысоев перешел на сторону врага и готов сдать город оккупантам, а тот, в свою очередь, ищет предателя в рядах управления, но только вместе им удастся предотвратить задуманное немецким агентом.

Кадр из фильма «Прощаться не будем»

Алексей Петрухин не отказывает себе в удовольствии сыграть небольшую роль в фильмах, которые снимает или продюсирует, – вот и в «Прощаться не будем» зрители могут увидеть его в образе водителя грузовика, вывозящего эвакуированных женщин из города

Сколь бы сильной ни была внезапно проснувшаяся в россиянах любовь к футболу, от некоторых ключевых дат нашей истории нельзя отмахнуться, даже принимая грандиозный спортивный праздник. 22 июня – День памяти и скорби о погибших в Великой Отечественной войне, а это значит, что в кинотеатрах непременно должно появиться дежурное патриотическое кино, которое словно отбывает номер, исполняет не самую приятную обязанность и служит основанием для бюрократической галочки в списках дел российского Министерства культуры. В 2018 году эта почетная, но не самая благодарная участь выпала картине «Прощаться не будем», снятой компанией продюсера и режиссера Алексея Петрухина, и, к сожалению, при всем потенциале лента откровенно не удалась.

Съемки фильма проходили в Твери (бывшем Калинине), непосредственно в тех местах, где немецкие войска прорывались к городу, в качестве массовки было привлечено более пятисот местных жителей

Если не касаться каждого конкретного случая отдельно, то энергичную деятельность Петрухина можно только всячески приветствовать – его компания долго провозилась с «Вием», но затем взяла с места в карьер и выдала несколько вполне любопытных проектов на самый разный вкус, объединяют которые острые социальные темы и прекрасный актерский состав. «Прощаться не будем» также украшают замечательные артисты, а в сюжет вплетено несколько не самых однозначных тем, но картине, поставить которую вызвался Павел Дроздов, не хватает внятного сценария, толкового монтажа и веры в собственные силы.

Картина забрасывает зрителя в не самую простую обстановку – крупный город ждет нашествия смертельного врага, который не знает пощады и не намерен останавливаться. Помощи ждать неоткуда, сражаться практически некому, а тут еще и внутренний скрытый враг активизировался, подрывая изнутри веру в свои силы и неизбежную победу русского оружия. Увы, все вышеописанное укладывается в несколько строк открывающих фильм титров, дальше же начинается неуклюжая самодеятельность с картонными героями, нелепыми ситуациями и вычурным финалом, больше подходящим для комедийного фильма, а не для военной драмы. Видно, что авторы отчаянно пытаются быть серьезными, но это плохо получается, сценарий оказался некомпетентным и далеким от настоящей литературы.

История коменданта Сысоева, майора Токарева, его дочери Маши и офицеров Горохова и Тимофеева рвется в лоскуты и скачет от одной сцены к другой вне всякой логики. У Сысоева, например, в середине фильма откуда-то появляется жена, лишь для того, чтобы предупредить новую любовь своего супруга о том, что не стоит ей впадать в романтику. При том что фильм даже ведущих персонажей не может сложить в единое целое, в «Прощаться не будем» еще и добрый десяток второстепенных героев, которые и вовсе выглядят случайными и необязательными – исключительно для «нравоучений» и «морали» в сюжет вписаны дезертиры и священнослужители, дети и больные, генерал и десяток эпизодических гражданских, произносящих по одной строчке.

Из-за калейдоскопа не слишком примечательных персонажей не увлекает и детективная история с поиском предателя – справедливости ради стоит отметить, что авторы фильма умело используют приемы, переводящие подозрения с одного героя на другого, но погоня эта быстро надоедает, потому что переживать в фильме не за кого, а воспринимать ленту глобально не получается – она слишком компактна и зациклена на противостоянии узкого круга людей. Здесь «Прощаться не будем» вступает в противоречие с самим смыслом своего появления – фильм снят для того, чтобы в очередной раз проникнуться уважением к своим дедам и прадедам, отстоявшим родину в большой войне, но даже досмотреть его в какой-то момент становится подвигом.

Дабы избежать раскрытия главной интриги фильма, мы сознательно увернулись от описания многих важных деталей, но не отметить актеров просто нельзя. Впрочем, сыграли все не выше своего обычного уровня – Андрей Мерзликин и Егор Бероев невозбранно пользуются своим природным обаянием, Алена Чехова и Анна Чурина фонтанируют эмоциями, а Юрию Кузнецову достаточно всего трех сцен, чтобы показать, кто в доме хозяин. Вот только фильму это помогает мало – актеры словно не видят друг друга, существуют в параллельных мирах и думают каждый о своем. Жаль, ведь фильм имел все шансы хотя бы не оставить равнодушным. Но вызывает только усталость и желание почитать подлинные мемуары защитников Калинина.

С 21 июня в кино.

Мы продолжаем проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Наши рассказы о городах-героях и городах воинской славы. Сегодня — Тверь. Этот рубеж фашисты Смогли занять. Но тут же оказались в западне. Выступить оттуда на Москву им не дали.

Владимир Митрофанов видел войну очень близко на улицах родного города, который тогда назывался Калинин, теперь это Тверь. Когда немцы захватили город, ему было всего 8 лет. Увиденное в детстве в память врезалось на всю жизнь.

«Мы оказались в обороне, где немцы были. На левом берегу Волги были наши, а на правом мы с немцами оказались. Видел я, как наши самолёты горели, как лётчики падали. Я тоже был контужен», — вспоминает труженик тыла Владимир Митрофанов.

Это было в октябре 41-го. Немцы, прорвавшись в Калинин, планировали дальше наступать сразу по трем направлениям: на Москву, Ленинград и Ярославль. Наши войска этого не допустили, они сражались за Калинин два месяца. В самом начале оккупации свой подвиг совершил легендарный экипаж Степана Горобца. Это ему памятник в самом центре Твери. Его Т-34, единственный из всей танковой колонны, смог прорваться в захваченный Калинин. Остальные на подступах к нему были подбиты. Экипаж Горобца ворвался в город, проехал по центральным улицам, обстрелял и уничтожил немецкую технику. В их танк тоже стреляли, он горел, глох, но экипажу удалось выехать из города невредимым.

«Такого за всю войну не было. За этот беспримерный подвиг лично командующий 30-й армией Хоменко снял орден Красного знамени и вручил его командиру этого экипажа Степану», — рассказывает военный историк Владимир Пяткин.

Подвиг совершила и дивизия под командованием лейтенанта Кацитадзе, которая защищала Тверецкий мост и не давала немецкой танковой дивизии прорваться дальше, к Москве. Силы были неравны, у наших войск было всего 4 противотанковых орудия. Но батарея не отступала и три дня отбивала атаки, пока на помощь не подоспела 256-я стрелковая дивизия.

«Вся суть Калинина в том, что немцы-то вошли, а выйти им не дали. Они рвались на Бержск – не вышло, на Москву – 5-я дивизия костьми легла, подошли наши другие дивизии. Остановили и держали целый месяц. Если бы немцы прорвались к Москве, это была бы трагедия», — говорит Владимир Митрофанов.

Чтобы они не прорвались, 19 октября был создан Калининский фронт под командованием генерала-полковника Конева. Попытки освободить город были постоянно, но сделать это удалось только в декабре. 14 числа солдаты 29-й и 31-й армий обошли Калинин с юго-востока, перерезали Волоколамское и Тургиновское шоссе. К концу следующего дня кольцо советских войск под Калининым почти сомкнулось. Немцы, бросив всю технику, бежали из города. На Доме офицеров в тот же день, 16 декабря, появилось красное знамя как символ освобождения.

За два месяца оккупации город изменился до неузнаваемости — целые районы были сожжены. В центре города немцы устроили захоронения своих солдат. Символ города — старый Волжский мост, по которому сегодня едут машины, в 1941-м был взорван. Его восстановили примерно через год.

Антонина Гордеева вернулась в Калинин уже после оккупации и не узнала даже улицу, на которой прожила всё детство. Из родного города она уехала в самом начале войны, вместе с госпиталем, в который пришла работать 17-летней девчонкой.

«По трое суток мы не отходили от перевязочного стола. Нам кто-нибудь сухарик или галету пихнёт в рот из санитаров, попоит чем-нибудь. Приходилось очень туго», — вспоминает участник Великой Отечественной войны Антонина Гордеева.

Антонина Филипповна помнит, как Калинин начали восстанавливать. Все вместе — женщины, старики, дети — в морозный январь выходили на улицу, разбирали завалы, очищали город от немецких кладбищ. Одним из первых заработал стекольный завод, вслед за ним — вагоностроительный. И на том, и на другом трудились подростки. Калинин постепенно возвращался к жизни, пусть пока не к мирной, но вне оккупации. Он стал первым областным центром, который Красная армия освободила в ходе контрнаступления под Москвой.