Герман святой

Имя Герман в православном календаре (Святцах)

Имя Герман имеет латинское происхождение. Оно переводится, как «родной» или «единоутробный».

Святой отшельник Герман Соловецкий, дата памяти 21 августа (перенесение мощей), 12 августа (Обретение мощей)

Его родители не смогли научить его грамоте, но они вложили в его ум и сердце заповеди Христа. Именно он стал первым иноком, который ступил на Соловецкую землю. Однако остаться жить здесь в одиночестве он не решился.

Святой Герман поселился в местечке Сорока близ реки Выг. Именно здесь он встретил преподобного Савватия. Вдвоем они ступили на пустынный остров Соловки в 1429 году. В трудах, посте и молитве они прожили здесь 6 лет, вплоть до кончины преподобного Савватия. После его смерти инок Герман ненадолго вернулся на материк, где встретил пустынника Зосиму. Вместе с ним отправились на Большой Соловецкий остров и заложили основание общежительного монастыря.

Более 40 лет своей жизни положили подвижник Герман и ставший игуменом Зосима на благоустройство этой обители. Все это время они преодолевали все тяготы быта в тяжелых условиях северного края. Они лично принимали участие в строительстве храмов вместе с другими братиями, которые потихоньку стали приезжать на остров. Кроме того, ни на минуту не прекращалось молитвенное делание основателей Соловецкого монастыря.

В 1479 году преподобный Герман отправился в Новгород по поручению игумена Арсения (приемника преподобного Савватия). Однако, состояние здоровья святого Германа ухудшилось, и на острова он уже не вернулся. Причастившись Святых Христовых Тайн, он тихо отошел ко Господу. Соловецкие иноки прибыли в обитель святого Антония Римлянина, чтобы забрать тело преподобного Германа. Однако, в это время на дорогах была сильная распутица, и сделать это им не удалось. Тогда монахи решили совершить погребение на берегу реки Свири близ веси Ховроньиной.

В 1627 году было составлено житие преподобного Германа, а почитание началось еще раньше. Особенно после явления святого пресвитеру Григорию в 1602 году. Он же составил тропарь, а также написал икону преподобного, где изобразил его вместе со святыми Зосимой и Савватием. Церковное почитание Германа Соловецкого началось в 1692 году.

Икона Святого Германа Соловецкого

Преподобный Герман Аляскинский, дата памяти 26 декабря, 9 августа

Он родился в 1757 году в городе Серпухов. Какое имя дали родители ему при рождении неизвестно. Сохранились сведения о том, что он нес послушание в Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга около пяти лет, а затем решил удалиться от мирской суеты на Валаам, где стал жить в уединении. Игумен Назарий очень долго испытывал преподобного Германа, но потом понял, что подвижник обладает великим смирением и жаждет безмолвной жизни. Тогда он благословил Германа удалиться в лес и лишь в праздничные дни приходить в монастырь. Здесь же в Валаамском монастыре он принял Ангельский чин с именем Герман. Святой тщательно изучал Священное Писание, труды святых отцов Церкви.

После 15 лет уединенной жизни Господь направил преподобного к людям: он стал проповедовать Евангелие на Аляске, а также на островах Северной Америки. В 1793 году на Аляске создается Духовная Миссия, члены которой (а их было 5 иноков вместе с преподобным Германом) строили храмы, крестили язычников, венчали браки. Именно Герман Аляскинский до конца своих дней станет духовным наставником всех членов Миссии, а также многих людей, которые приняли Православную веру. О его скромности и смирении говорит и тот факт, что преподобный отказался от различных санов, которые ему предлагали, и оставался до кончины простым монахом.

Икона Преподобного Германа Аляскинского

Старец практически все время своего пребывания в Северных землях жил возле храма Духовной Миссии, а затем переселился на остров Еловый, который носит название «Новый Валаам». Он сам предсказал дату своего преставления. В этот день его духовные чада стали читать Деяния Апостолов, и в это время Герман Аляскинский мирно отошел ко Господу.

Православные святые с именем Герман

Даты указаны по новому стилю.

  • Герман 12 августа
  • Герман 2 апреля
  • Герман (Полянский), сщмч., архим 8 февраля, 4 ноября
  • Герман, епископ, Новгородский 28 июня
  • Герман, епископ, Капуи 12 ноября
  • Герман (Коккель), епископ, Алатырский 8 февраля, 2 ноября
  • Герман (Ряшенцев), сщмч., епископ, Вязниковский 8 февраля, 15 сентября
  • Герман (Косолапов), сщмч., епископ, Вольский 8 февраля, 10 октября
  • Герман, епископ, Новгородский 23 февраля
  • Герман Аляскинский, прп. 26 декабря, 9 августа
  • Герман Валаамский, прп. 11 июля, 24 сентября
  • Герман Гареджийский, прмч. 25 августа
  • Герман Диррахийский, мч. 20 июля
  • Герман Казанский и Свияжский, архиепископ 6 июля (Второе перенесение мощей), 19 ноября, 8 октября (Перенесение мощей)
  • Герман Кесарийский (Палестинский), мч.26 ноября
  • Герман Константинопольский, патриарх 25 мая
  • Герман Соловецкий, отшельник 21 августа (перенесение мощей), 12 августа (Обретение мощей)

pro_chto_bg

Даже Википедия знает пять святых Германов, а их гораздо больше: первым приходит в голову неупомянутый в Википедии Герман Соловецкий, а за ним
и Герман Печенгский, и Герман Валаамский.
Однако нам повезло. Герман из песни вычисляется однозначно по первой строчке «Святой князь Герман». Князем среди всех преподобных Германов был только Герман Казанский. И дальше подтверждающая фраза «а раньше был, как мел» — Герман Казанский по легенде был умучен опричниками.
Святых Паисиев не меньше, чем Германов. И никакой идентификационной зацепки в песне я не вижу. Зато предлагаю версию.
День рождения БГ — 27 ноября. Как человек любознательный он наверняка заглянул в святцы за ноябрь. А там на следующий день, 28 ноября, славят преподобного Паисия Величковского.
Другая версия может быть в том, что под руку БГ попался модный автор Паисий Святогорец, которого стали активно переводить на русский язык имеено вто время, когда была написана песня. Я встречался с двумя греками, лично знавшими покойного Паисия Святогорца, они могли говорить о нем часами, но ни разу не сказали, что тот интересовался пчелами.

11 июля — память преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Эти святые, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в 10 веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Они проповедовали христианство в Карелии и поселились на Валаамском острове. Там они основали Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь, который стал центром православия Северного края Руси, а сегодня и всей России.

Что известно об основателях Валаамского монастяря?

Исторические сведения об этих святых скудны, поскольку их подробное житие утрачено. Сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях.

Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей.

Валаам

В 16 веке уже были утрачены многие исторические документы, об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 году хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Этот синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман.

Наиболее подробные сведения о Сергие и Германе содержаться в «Валаамской беседе» — публицистическом произведении середины XVI века, где преподобные Сергий и Герман называются «Валаамского монастыря начальниками» и рассказывается об обретении и переносе их мощей из Великого Новгорода на остров Валаам, о написании их святого образа.

Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря, и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа, в пределах Новгородской епархии.

преп. Сергий и Герман Валаамские

Свидетельством их церковного почитания является наличие их в соборе Новгородских святых, упоминания в службе «Всем русским святым», составленной в XVIII веке, а также прориси и иконописный подлинник XVIII века.

В грамоте Новгородского митрополита Варлаама, от 27 мая 1592 года, излагаются некоторые правила Валаамского общежития:

«Жить по чину монастырскому благочинно, смирно, безмятежно, по преданию отеческому и по закону преподобных Валаамских первоначальников Сергия и Германа — общежительством. Закон и начало, изстари положенные в Валаамском монастыре, не разорять, но сохранить со всяким благоговением. Жить в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании. Монастырское содевать по совету, с сбора всей братии; без братского собора не должны действовать ни старец, ни слуга. Общину соблюдать по-прежнему: платье и обувь давать по старине, из монастырской казны как братиям, так и слугам. Казначея во всяком обиходе: приходе и расходе, считать в правду по спискам».

К 28 июня 1789 года был выстроен освящен новый соборный храм преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, казначеем Иннокентием с братией, где мощи их почивают под спудом. В 1817 году архимандритом Коневского монастыря Илларионом была составлена служба преподобным Сергию и Герману, валаамским чудотворцам, и напечатана в Синодальной типографии с приложением поучительного слова на память их.

Государи и Члены Дома Романовых свято чтили память преподобных, посещали основанный ими монастырь и делали щедрые вклады. В 1819 г. монастырь неожиданно посетил «как простой паломник» Император Александр I. Он приплыл на небольшом суденышке почти без свиты из Сердоболя (г. Сортавала). Войдя в собор, царь приложился к иконам, взял благословение у всех иеромонахов и, узнав порядок службы, явился раньше всех к утрене — в 2 часа ночи.

В 1819 году, 20 октября, Святейшим Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти 11 июля (28 июня) и 24 (11) сентября.

Рака с мощами преподобных Сергия и Германа

Мощи преподобных Сергия и Германа и ныне почивают под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря.

С момента положения святых мощей Валаамских чудотворцев в Спасо-Преображенском мужском монастыре они не прекращали являть чудеса: помогали утопающим и замерзающим на Ладоге, исцеляли от физических и душевных недугов, защищали монастырских иноков от клеветы.

Основатели монастыря преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития, которое несомненно существовало, сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель.

Из истории Спасо-Преображенского Валаамского монастыря

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь находится в Карелии, около города Сортавала, на острове Валаам в северо-западной части Ладожского озера. Широко известен для многих поколений русских странников и паломников, для людей стремящихся к святости, к суровой иноческой жизни.

Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля». Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (иногда идентифицируемого со славянским Велесом) или библейского прорицателя Валаама. Согласно валаамскому преданию, в древние времена, когда жившие в Приладожье финно-угры и славяне только готовились принять христианскую веру, острова были гигантским языческим жертвенником. Первый из учеников Христовых, св. Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Святой Апостол предсказал великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

Дата основания Валаамского монастыря в разных источниках колеблется от IX до XIV века. Ссылаясь на житие преподобного Авраамия Ростовского, приводят сведения о том, что обитель основал преподобный Сергий и его преемник преподобный Герман в 960 году.

Расцвет обители пришелся на XV столетие. Валаамский монастырь называли «честной и великой лаврой». Ему принадлежали 12 скитов по северному побережью Ладоги, 1919 дворов, соляные варницы, пасеки, рыбные ловли и другие угодья. Обитель прославилась многими подвижниками. В 1474 году на Валаам пришел преп. Александр Свирский. К началу XVI века здесь жили около 60 монахов. Валаам являлся одним из крупнейших центров книгопечатания на Руси. Не стали исключением и наши дни. К середине XIX века монастырь напоминал маленькое государство со своим самодержцем-настоятелем, духовной полицией (старцы-духовники), а также натуральным хозяйством, торговлей, финансами и богатейшей монастырской библиотекой. В начале XX века на острове проживало уже около 1000 человек.

  • 1887 год

В 1578 году шведы напали на обитель и убили 18 старцев и 16 послушников. Через три года 84 человека унес мор. Вскоре при очередном разорении монастырь сгорел. Заботами царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова обитель была восстановлена, но ненадолго.

В 1611 году монастырь вновь был разорен шведами. Разрушив Корелу (Кексгольм, ныне г. Приозерск), они высадились на Валаам и все предали огню и мечу. Остров опустел, и по Столбовскому миру 1617 г. вместе с иными землями отошел к Швеции.

В 1685 году в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь молитвами преподобных вскоре послал на них великий недуг и расслабление членов, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню. К началу Северной войны России со Швецией на Валааме было 4 крестьянских двора и часовня над св. мощами, сооруженное вразумленными шведами.

В 1721 по Ништадтскому мирному договору Валаам отошел к России, а чуть ранее, в 1718, мощи преподобных упокоились в Преображенском соборе обители.

В 1907-1918 гг., Валаамская обитель стала крупнейшим в России мужским монастырем. Число братии достигало 1200 человек, число паломников в праздники — 4000. Валаам стал одним из важнейших духовных центров России.

После революции 1917 года и отделения от Российской Империи в 1918 году Великого Княжества Финляндского остров Валаам вместе с монастырем отошел к Финляндии. В лютеранской Финляндии Валаам продолжал быть светильником Православной веры. Здесь ежегодно совершались съезды духовенства из 35 приходов Финляндии. Издавался журнал «Утренняя заря», книги.

  • Во время Советско-финляндской войны 1939-1940 обитель подверглась бомбардировкам ВВФ СССР. Валаам бомбили более 70 самолетов. Казалось бы, монастырь должен быть стерт с лица земли, но разрушения не были столь значительными. Об этом с удивлением говорили и финские военные, предполагая, что-либо летчики пожалели уничтожить такую красоту, либо Сергий и Герман защитили свою обитель. Сгорело северное крыло каре, но уцелела уникальная библиотека, насчитывающая 29000 томов.

    В 1940 году Валаам был возвращен СССР. Монахи были вынуждены покинуть монастырь и вместе со святынями выехали в Финляндию, где основали Ново-Валаамский монастырь. Так, например, в архиве этого монастыря хранится сборник «Чудеса преподобных Сергия и Германа». Обитель преп. Сергия и Германа была разорена и осквернена богоборцами. Многие иконы были сожжены, в нижней церкви, лишенной иконостаса, выкрашенной красной краской был устроен солдатский клуб, осквернена Пещера Гроба Господня в Воскресенском скиту, разбит взрывами Андреевский колокол, разрушены монастырские заводы и мастерские.

    В послевоенный период Валаамский монастырь продолжал варварски разрушаться. С 1940 г здесь находилась школа юнг, с 1949 г. — совхоз, с 1952 до 1984 г.- дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. В Воскресенском скиту обосновалась туристическая база. За несколько десятилетий было разрушено то, что было создано веками. Планировалось устройство туристического аттракциона с канатной дорогой и аэродромом, строительство нового поселка на 1000 жителей, что окончательно уничтожило бы Валаам. К счастью, этим планам не суждено было сбыться.

    В 1989 на остров прибыли первые 6 иноков, и началось возрождение великой обители.

    Ныне Валаамский монастырь вновь стяжал духовную славу Северного Афона.

    На Валааме же основали дом инвалидов, а потом на остров стали приезжать туристы. Возрождена обитель была 13 декабря 1989 года в день памяти Андрея Первозванного, — на берег Валаамского острова вступили православные иноки. Их было всего шестеро. Через три года Валаамский монастырь передали Русской Православной Церкви. Небольшая монашеская община взялась за дело возрождения монастыря. Сейчас она насчитывает около 200 человек.

    Обитель, как и в прежние времена, живет по Валаамскому уставу, здесь заведены строго уставные службы, возрожден валаамский древний распев.

    В будни около пяти часов утра ритмичный стук деревянного била призывает на полунощницу, которая начинается в 5.00 утра в храме прпп. Сергия и Германа (летом в верхнем Спасо-Преображенском соборе). Затем служатся утреня, часы и Литургия. После общей молитвы братия расходятся на послушания и снова собираются в храме к 17.00, когда совершаются вечерня и повечерие с тремя канонами и акафистом. По окончании богослужения следует ужин в братской трапезной, и братия расходятся по кельям для чтения, келейного молитвенного правила и отдыха.

    Накануне же всенощного бдения (в воскресные и праздничные дни) все работы в обители заканчиваются к обеду (в 13.00), и после краткого отдыха и келейного безмолвия насельники и гости идут к 19-ти часам на бденное богослужение. В 9.00 читаются 3-й и 6-й часы, за которыми следует Божественная Литургия, а по её окончании – праздничная трапеза.

    Монастырь содержит довольно обширное хозяйство: свой флот, гараж, ферму, конюшню, кузницу, мастерские, а также свои сады, где произрастает около 60 сортов яблонь. Есть пекарня, мини-завод по переработке молочного сырья. Оказывается посильная помощь местному населению. При монастыре создана воскресная школа для детей и взрослых, организована православная приходская община для местных жителей.

    • С 1990 года монастырь имеет статус ставропигиального, его священноигуменом является непосредственно Патриарх Московский и всея Руси. Святейший Патриарх, по установившейся традиции, ежегодно отмечает день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев торжественным богослужением в Спасо-Преображенском соборе.

      Паломническая служба обители осуществляет приём паломников, трудников и волонтёров преимущественно в период навигации с мая по октябрь. За год обитель принимает порядка 2 000 паломников. Многие из них, однажды побывав здесь, возвращаются, чтобы снова увидеть монастырь.

      Сергий и Герман Валаамские:

      По материалам открытых источников

      Преподобный Герман Аляскинский

      Преподобный Герман Аляскинский. Память 12/25 декабря.
      (Из рассказов отца Германа Платинского.)
      Преподобный Герман происходил из купеческого сословия города Серпухова. Серпухов город древний, со старинной крепостью и многими монастырями. Его пределы были освящены стопами великого Сергия, чудотворца Радонежского и основоположника Северной Фиваиды. Родился Преподобный вероятно в 1758 году, или немного позже, мирское имя его было Герасим. Семья его была весьма благочестивая; известно, что одна родственница его окончила дни свои в Сретенском девичьем монастыре в Москве, оставив хранившиеся у нее письма своего святого родственника преподобного Германа на Аляске.
      Купеческая среда того времени отличалась особой церковностью. Весь быт был пропитан глубоким исконным Православием, с древней иконописью, знаменным пением, патриархальными обычаями и нравами. Хотя 18-ый век на Руси уже подвергся сильному западному насилию, слой же купечества еще был нетронут и все стороны жизни в подмосковном Серпухове дышали Святой Русью. В каждой мало-мальски зажиточной купеческой семье можно было встретить такие книги, как Библия, Четьи-Минеи, Прологи, Творения святых Отцов и Учителей Церкви. Эти книги не лежали мертвым капиталом, их усердно читали, ими назидались, из этого чистого источника черпали жизненные уроки. Грамоте учились у дьячков, начиная с Часослова и Псалтири, что с раннего возраста настраивало душу легко воспринимать возвышенное и подлинно прекрасное, что оставалось на всю последующую жизнь чем-то таинственно желанным и своим, родным. Поэтому жили естественно в страхе Божием, с почтением к родителям и старшим, руководимые церковными праздниками и постами, а не холодными законами и вечно меняющейся модой. И жизнь действительно текла в тишине, сосредоточенности на серьезности самой жизни, в материальном довольстве и певучей тяге к горнему, прекрасному.
      Семьи были большие, с дедами во главе и одним хозяйством. Вставали с колокольным звоном к заутрени. Ни один праздник многочасовые всенощные не пропускались. После обедни и общего торжественного обеда садились обыкновенно и чинно с умилением пели «псалмы». Пели стройно, не спеша, нередко и со слезами умиления. Мимоидущие прохожие за окнами останавливались, слушали, умилялись, и в душу их вливалось духовное содержание этого благочестивого времяпровождения. А светских песен избегали как непристойных православным христианам.
      Во всем этом участвовали и дети, и их воображение возносилось и витало в духовном мире. Частое посещение странников, с повестями о святых местах, общения с Бого-боязненным духовенством, встречи с юродивыми, борющимися с падшей логикой мира сего — все это оставляло сильное впечатление на молодую душу юношества. И сердце благочестивого маленького Герасима (будущего отца Германа) воспылало ревностью по Боге.
      Близость к Москве и Лавре преподобного Сергия Радонежского привлекала к себе паломников. И, конечно, серпуховцы ее часто посещали, что было немалым событием в жизни детей, тем более таких Божиих избранников как преподобный Герман. Совершалось паломничество, в отличие от паломничеств современных, непременно пешком, дабы потрудиться для поклонения чтимому во всех концах земли русской преподобному Сергию. Рака с нетленными мощами, великолепные храмы, целые лики черноризцев поражали юных паломников своей неземной стороной той дивной обстановки, а повести о первоначалии обители из жития преподобного Сергия вдохновляли душу и влекли воображение к пустынникам, лесным дебрям и отдаленным от путей мира сего святым обителям. А таковой в то время славилась своей строгостью и святостью Саровская пустынь. Туда и стремилась душа мальчика — будущего саровского пустынножителя. Но десятилетних детей так просто, да тем более в такую суровую обитель как Саров, не берут. И из того, что он был допущен жить в Саровском монастырском лесу келейником у старца Варлаама, можно смело заключить, что отрок сей имел на себе отпечаток Божественного избранничества.
      Он имел основание верить, что Сама Пресвятая Дева взяла его под Свое покровительство. Однажды у него под подбородком выскочила болячка, причинявшая сильные страдания и подтачивавшая его силы. В скорби своей он всю ночь провел перед образом Богородицы, молясь и плача. К утру обтер икону тряпочкой, а потом завязал ей больное место и, измученный, упал на пол. Во сне видел, что Богородица стоит рядом с ним и чувствовал, как Она прикасается к опухшему лицу. Он проснулся внезапно и почувствовал себя совсем здоровым: язва пропала, и остался только слабый рубец, чтобы напомнить ему об этом чудесном исцелении.
      В возрасте 22 лет он поступил в Валаамский монастырь, в который был привлечен уединенностью расположения того. Монастырь был удален от мирских искушений и славился своим благочестием. С братиями он был как-то по особенному добр в обращении. Спустя многие годы валаамские отцы вспоминали о нем как о «самом святом человеке, жившем среди них». Вспоминали они о его монашеском горении, о душевной мягкости, о нежном его голосе, подобном ангельскому.
      У отца Германа было поэтическое восприятие природы, и многое в монастыре и на острове возбуждало в нем чувство прекрасного — цветущие луга, тенистые леса, птицы, запорошенные снегом деревья, покрытое льдом озеро, могучий ветер и бушующий шторм. Одним из его послушаний было ловить рыбу, которой кормили многих людей, приходивших молиться. Отец Герман обыкновенно отгребал подальше от берега и, закинув сети, сидел и в таинственном молчании созерцал свой любимый Валаам — его белые стены и зеленые леса, золотые купола и голубое небо, живописные часовни и изумрудные островки, святые могилы и мощные скалы. Издали он наблюдал, бывало, как движутся группы паломников с развевающимися хоругвями, с мерцающими свечами, и слушал нежный перезвон колоколов, который летел к нему по душистому воздуху над серебристой водой. Для этого рыбака Валаам был Золотым Иерусалимом.
      О, чудная, благословенная страна,
      Земля Богоизбранных.
      Но больше, чем окружающую его красоту, любил он свою собратию — монахов, их простоту, смирение, безыскусность, их схожесть с детьми. Они проводили время не в схоластических диспутах и литературных или философских изысканиях, а трудились на полях, в мастерских, кормя голодных и молясь с умирающими. Годы спустя, когда в Америке отцу Герману довелось испытать гонения, он написал в письме отцу-настоятелю: «Пугающие сибирские просторы не могут уничтожить, черные леса не могут скрыть, могучие реки не могут изгладить, штормящий океан не может затопить то чувство нежной привязанности, которое я питаю к своему любимому Валааму. Часто закрываю глаза и вижу вас через расстояния…»
      Когда в 1793 году Святейший Синод решил организовать Миссию в Кодьяке и призвал добровольцев отправиться в Америку проповедовать алеутам Евангелие, отец Герман вызвался одним из первых и одним из первых же был принят. Это не было обычное предприятие, это была первая Миссия, которую Россия когда-либо посылала за море. Отобранные монахи были преисполнены апостольского духа и стремления отдать свои жизни ради приближения Царствия Божия. Кроме начальника миссии архимандрита Иоасафа (Болотова) и первомученика Америки иеромонаха Ювеналия, святым человеком в той Миссии был и преподобный Герман, потрудившийся дольше всех и скончавшийся в ореоле святости в 1836 году на им же созданном «Новом Валааме». Это название он дал своему острову, именовавшемуся Еловый, потому что там росли высокие мачтовые ели, подходящие для кораблестроительства.
      В тот день, когда братия сошли на берег, был между ними совет. И каждый желал получить самое трудное и опасное задание. Рассказывают, что один из монахов тех, идя вдоль берега, увидел пустую лодку. Ступил в нее и, воздев руки к небу, молился, чтобы Господь привел его в такое место, где он мог бы принести наибольшую пользу. Тут же поднялся ветер, который пригнал лодку в Нучек, и там монах проповедовал путь ко спасению язычникам.
      В первую зиму отец Герман и другие миссионеры славно потрудились. Они ходили по деревням и благовествовали людям о Спасителе. 19 мая 1795 года архимандрит Иоасаф записал: «Слава Богу! Мы крестили 7 тысяч американцев и совершили более двух тысяч венчаний… Мы любим их, и они любят нас; они добрые, но бедные. Они так стремятся быть крещеными, что разрушили и сожгли все атрибуты своего идолопоклонства».
      В начале Миссия пребывала в гавани Павловской на острове Кодьяк, в самом центре Аляски, где было шумно и многолюдно для иноков, привыкших к валаамской тишине. Монахи стали уединяться на Еловом острове, отстоящем на не очень большом расстоянии от Кодьяка. Но постоянно отец Герман поселился на Еловом лишь спустя десять лет, когда Миссия окрепла и образовался целый приют из сирот и незаконнорожденных детей. Он переселил их на Еловый, чтобы оградить от городских соблазнов. Сам же Преподобный на Еловом острове, называемый им Новым Валаамом, зажил в полном монашеском уединении полноценной иноческой жизнью. Залив с южной стороны Нового Валаама и по сей день носит название Монашеской лагуны.
      Землянка его в недалеком расстоянии от питьевого ручья, скрывала его монашеские подвиги пустынножителя, к чему он привык с раннего возраста, когда был еще в Сарове. К нему пришли ради богоугодного жития несколько молодых женщин, которым он дал послушание смотреть за девочками-сиротами, сам же смотрел за мальчиками.
      Однажды кто-то спросил его: «Отец Герман, Вы живете в лесу один, а Вам никогда не бывает одиноко?» — «Нет, я не один, — сказал он. — Здесь, как и повсюду есть Бог. Здесь Его ангелы. Разве можно быть одиноким в их обществе? Разве не лучше быть в их компании, чем среди людей?»
      Духовная сторона миссионерства преп. Германа отличалась большой духовностью подлинного мистика, горящего одновременно апостольской ревностью. Будучи на Валааме учеником одного из советников при первом издании «Добротолюбия», игумена Назария, он с этой книгой прибыл в Новый Свет, по ней жил, обучал своих учеников, и в день памяти главного виновника появления в свет этой книги, преп. Паисия (Величковского), отошел ко Господу в сиянии святости.
      Путешественник, который в 1819 году видел отца Германа, описал его как человека среднего роста и хрупкого сложения. Лицо у него было бледное, доброе, а мягкие голубые глаза были полны сочувствия и вызывали доверие. Его дружелюбный голос привлекал к нему людей, особенно детей. На теле он носил вериги весом около 7 килограмм, одеждой его была оленья шкура, а обувью — куски грубой кожи, иногда он ходил босиком. Поверх всего он надевал заплатанную монашескую рясу. И так, едва прикрывшись, ходил он по холмам и долинам в снег и дождь, в жару и холод. Постелью ему служила скамья, покрытая шкурой тюленя, два камня были ему подушкой, а доска одеялом. Привычки его были просты: он мало ел, мало спал, долго молился и много работал.
      Он вел уединенную жизнь не для того, чтобы избегать мирских забот, поскольку всегда приходил туда, где требовалась его помощь. Главной задачей его жизни было помочь алеутам, просветить их. На алеутов он смотрел, как на детей, которые нуждаются в защите и помощи. «Я нижайший раб этих бедных людей,» — записал он.
      Когда в Кодьяке разразилась эпидемия, скосившая множество людей, отец Герман не покинул их: ходил из дома в дом, ухаживал за больными, успокаивал горюющих и молился с умирающими. Не удивительно, что туземцы любили его и приходили издалека послушать о Христе и Его любви к ним. Отец Герман кормил голодных, подбадривал отчаивающихся, мирил спорящих и все, кто приходил к нему с унынием в душе, уходили с миром в сердце. Пропитание добывал своими руками при помощи учеников. Они работали в огороде, ловили рыбу, собирали ягоды, сушили грибы. Его влияние на людей было поразительным.
      Интересен случай, произошедший в 1834 году. Барон Фердинанд Врангель, бывший тогда капитаном Императорского флота, прибыл в Кодьяк и без предупреждения инкогнито пошел навестить отца Германа, которому тогда было 78 лет и который уже был слеп. Несмотря на все это, он узнал, кто был его посетитель и приветствовал его, называя адмиралом. Капитан Врангель хотел его поправить, но Старец сказал ему, что в такой-то и такой-то день он станет адмиралом, и впоследствии все так и совершилось.
      Когда отец Герман впервые приехал на Новый Валаам, диавол со своими помощниками пытался завлечь его в свои сети. Он представлялся ему в человеческих образах, чтобы искушать его, и в виде диких зверей, чтобы запугать его, но не сумел его совратить: призывая на помощь святых, Преподобный отгонял бесов прочь. Он всегда помнил о возможности их проделок и никому не позволял вовлечь себя в разговор или войти в его келью, не перекрестившись перед этим.
      Становясь старше и стяжевая святость, добрый пастырь удостоен был лицезреть ангелов, он получил возможность повелевать стихиями и совершать пророчества. В некоторые святые ночи он наблюдал у берега моря, как появляются ангелы и опускают в воду крест, освящая ее; и он давал эту святую воду больным и увечным, и те выздоравливали. Когда была угроза наводнения Нового Валаама, отец Герман умерил силу наводнения, поставив на берегу икону Богородицы и приказав волнам не разливаться дальше этого места. В другой раз он спас людей от лесного пожара, обозначив границы, за которые не должны перехлестывать языки пламени. За год до того, как это стало официально известно в Кодьяке, он говорил алеутам, что скончался московский Митрополит. Он предсказал, что грядет эпидемия, которая убьет большую часть населения, а выжившие соберутся для дальнейшей жизни в меньшем количестве деревень. Года за два до своей кончины он предсказал, что недалеко то время, когда на Аляску назначат епископа. Эти предсказания уже исполнились, а другие в свое время исполнятся также по воле Господа.
      В момент его смерти, — свидетельствует его ученик Герасим, — келья его осветилась и наполнилась фимиамом, голова Преподобного была окружена нимбом. В ту ночь люди на острове Афогнак видели, как над Новым Валаамом поднимается столб света. При этом дивном зрелище они пали на колени, восклицая: «Наш святой человек уходит от нас». Несколько дней до похорон тело преподобного Германа лежало в келье его без малейших признаков разложения.
      Через тридцать лет после смерти Святого священник Кодьяка посетил место его упокоения и обнаружил, что на его могиле трава всегда зеленая — и летом, и зимой, и что крест такой же новый и крепкий, как и в тот день, когда его поставили.
      Почитание угодника Божия, монаха Валаамского монастыря преподобного Германа Аляскинского началось на Валааме ровно тридцать лет спустя после его кончины, что, как и саму смерть и тот факт, что он будет забыт на тридцать лет, было предсказано самим Преподобным. Он говорил своему послушнику алеуту Игнатию Алигьяге: «После моей смерти пройдет тридцать лет; все, живущие сейчас на Еловом острове, умрут, ты один останешься в живых и будешь старым и бедным, и тогда обо мне вспомнят». Отец Герман умер в 1837 году, а в 1867-м достопочтенный настоятель Валаама отец Дамаскин составил первый сборник сведений о нем, и 13 декабря, в годовщину смерти отца Германа, он был прочитан братии Валаама, которая торжественно помянула его.
      На Аляске отец Герман провел свыше сорока лет жизни, память о нем почитается священной. По словам иеромонаха Александра (Попова), который пять лет подвизался там, выполняя обязанности секретаря комиссии по сбору свидетельств о чудесах отца Германа, чудес этих было множество. «Я слышал более ста свидетельств о помощи отца Германа,» — говорит отец Александр. В «Богословской энциклопедии», изданной в 1903 году сказано о нем: «Его жизнь напоминает о пустынниках древности, он был сопричастен духовному миру и природе: с собственных рук кормил горностая, медведей, птиц, приближавшихся к нему без боязни, напоминая о первобытном Рае. Память о нем окружена ореолом святости». Многие случаи посмертных чудес преподобного Германа Аляскинского с почтением хранились в Братстве его имени и Валаамском Обществе Америки.
      О, братия и сестры по вере во Христа и единодушии святорусском, примите крылатый образ Валаамца, смиренной поступью уже входящего в современную Россию из далекой Америки. Это наш Герман Чудотворец! В нем кроется огромная сила надежды. Надежда есть дар Божий, состоящий из желания победы над злом Добра, Красоты и Правды. Эта жажда окрыляет душу и приводит к порогу Христа, Который может вдунуть в любую душу дух доверия и нелицемерной любви к людям.