Гора нево Иордания

Гора Моисея — одна из самых популярных исторических экскурсий. Полезная статья о восхождении: цены, гиды, что ждет наверху

Стоимость экскурсии и краткое описание программы

Экскурсию можно купить у отельного гида (местные жители называют таких гидов — «гид-мафия») или «на улице», в других конторах. Мы ездили из города Шарм-Эль-Шейх, поэтому цены публикую оттуда:

  • Экскурсия у отельного гида — 75$ с человека. После торга — 60$ c человека. Дешевле гид торговаться не стал, посоветовал обратиться к своим коллегам (из гид-мафии) и поехать с другой фирмой за 55$
  • Экскурсия «на улице» — 25$ с человека. Нашли компанию Вова-Турс в Старом городе, и поехали с ними, о чем не пожалели.

В программу входит: трансфер от отеля и обратно, восхождение на гору в сопровождении гида, легкий перекус (круассан, сок, вода) и посещение Монастыря Святой Екатерины на обратном пути.

Немного истории

Гора Моисея — это гора Синай в Египте. На ней, по приданию, Моисей получил от Бога десять заповедей.

На вершине располагается храм Святой Троицы, мечеть и маленькая пещера, где Моисей укрывался 40 дней и ночей.

Точное расположение горы не сохранилось. Поэтому люди выбрали гору, подходящую под описание и стали ее почитать. В дальнейшем это стало древней христианской традицией.

Есть поверье: поднимешься на гору, встретишь рассвет — Бог простит грехи.

Дорога, тайминги

В 20:45 выехали из отеля. Водитель микроавтобуса опоздал на 35 минут, мы уже стали думать, что нас кинули. За 10-15 минут забрали остальных участников группы и выехали из города. На выезде мы ждали другие экскурсионные автобусы — как нам объяснили, нужно ехать колонной, потому что так безопаснее.

Микроавтобус Toyota, на котором ехали. Вполне комфортно (если рост не 195, иначе не комфортно в любом автобусе)

В колонне ехали автобусы Tez Tour. Я был очень недоволен, что наш автобус менее комфортный. Оказалось, что они едут в Иерусалим, а не к Горе Синай. Так что все ок

Стандартная Египетская дорога: хороший асфальт и освещение

22:00 — первая санитарная остановка в Донерке.

Master Dahab — аналог алматинского Мастер Донерси

23:35 — проехали пост, часть колонны отправилась в Иерусалим.

Вдалеке пост, который нельзя фоткать. Слева дорога в Иерусалим

1:10 — остановились у иконной лавки. Гид порекомендовал купить иконы здесь, потому что в монастыре похожих лавок не будет (на самом деле их полно).

Внутри нельзя фотографировать. В целом, выбор большой как для католиков, так и для православных

Напротив лавки — стенд с приветствием. Фото не передает, но стенд сделан из камней, которые блестят и переливаются даже ночью

Еще один рисунок. Множество деталей из мелких камней. Выглядит потрясно. Разумеется на фотографии этого не видать

1:35 — мы на месте (дорога от отеля заняла около 6 часов). В автобусе было довольно холодно, жаль не прихватили теплые вещи. Местные жители любят включить кондиционер и музыку на полную.
Перед подъемом расположен небольшой рынок и туалет. Здесь лучше не мешкаться и сразу вставать в очередь на досмотр.

Навороченный туалет в Египетском стиле

Досмотр детальный, совсем не для галочки — проверяют досконально. Полицейские внимательно изучали содержимое рюкзаков, осматривали каждого туриста не хуже, чем в аэропортах, в конце нас ждал металлоискатель.

Пока стоишь в очереди, местные продаваны предлагают купить пончо (треугольная теплая накидка).
Сложно продать теплую одежду человеку, который стоит в футболке и ему тепло. Особенно в стране, где все хотят обмануть туриста. Но я купил и кайфовал, пока другие мерзли.

Пончо предлагают за 20$, затем за 10$, в итоге можно купить за 5$. Очередь протекает вдоль рынка (на расстоянии метра), где можно купить такие же пончо за 3$.

Очередь, продавцы пончо, досмотр, мини-рынок

В 5:20 пришли наверх, пробыли там час и в 8:20 спустились назад.
Перекусили и пошли в Монастырь Святой Екатерины.

Гиды

Группа собралась международная: Украина, Россия, Бразилия, Италия. Гид вел экскурсию на трех языках: английском, итальянском, русском. Это нюанс дешевого тура. Русский язык гид знал средне: обычные вещи объяснял доступно. Например, куда едем, что там будет, где туалет, куда нажать. А вот древние исторические события воспринимались очень сложно. Без поиска информации в интернете и отсутствии базовых знаний отследить ход повествования очень трудно, поэтому я уснул. Но уснул не сразу, а после информации на итальянском. Было интересно, я как-будто кино какое-то смотрел без перевода.

Недостаток информации это минус, но был и плюс. Гиды в уличных турах (по крайней мере Вова Турс), показывают гораздо больше, чем отельные гиды. Например, мы прошли через сады монастыря и посмотрели как живут монахи. Такая у них фишка — показать все.

Во время подъема нас сопровождал другой гид — бедуин. Гору знает как свои пять тещ, делает продуманные остановки, наверху хорошо фотографирует. И довольно ловко организовывает группу туристов-зевак, чтобы те не улетели ночью со скалы и шли в хорошем темпе.

Дорога ночью. Такая благоустроенная только до Монастыря Святой Екатерины. Справа — гид-проводник Она же, днем

Восхождение

Есть два пути: паломнический и туристический. Мы шли по туристическому — говорят он легче. Шорты, пончо и вперед. Нужно преодолеть 6 км + 750 ступеней. Идти всю ночь. До ступеней можно доехать на верблюде, а на ступеньках нанять платного помощника. Он будет идти рядом, на него можно опираться.

Слева дорога к Горе мимо Монастыря, справа дорога в Монастырь к садам монахов Этот же участок днем

Я живу в Алмате, поэтому в самом начале подъема у меня были скептические мысли. Я думал, что мне все горы по колено, так как живу среди них всю жизнь. Ближе к вершине я пришел к выводу, что поход все же не такой простой. Многим становилось плохо, они сидели и жалели, что пошли. Некоторых с трудом поднимали платные помощники. Люди в отчаянии меняли оставшиеся деньги и сигареты на поездку на верблюде.

Идти можно без фонариков — луна и звезды освещают путь. В те дни, когда луна не светит, можно разглядывать Млечный путь.

Дополнительно можно скачать приложение, которое определяет созвездия через камеру телефона и показывает название с описанием. Наш бразильский товарищ по группе достал и показал, как оно работает, довольно занимательная штуковина. Местные жители разделились на два лагеря: одни присоединились и с восторгом разглядывали звезды вместе с ним, другие смотрели с опаской на шайтан-аппарат и размышляли: «а не дать ли ему в морду за такие выходки».

Вот мое экспертное мнение о сложности подъема:

  • Если вы активно занимаетесь спортом, где предусмотрена кардионагрузка — подъем дастся легко.
  • Если вы молодой жеребец, и иногда что-то да поделываете — сложность будет средняя. Чуть-чуть устанете, но в целом проклинать весь белый свет не будете. Для вас — нормас, в самый раз. Отоспитесь в отеле, на следующий день пляж и все пучком.
  • Если вы офисный перец, мало ходите пешком, в основном сидите в офисе, имеете проблемы с дыханием или весом, а в обычной жизни дальше машины не ходите — восхождение будет очень трудным.

Прошли 650 ступеней (осталось всего 100)

Лайфхак
Если у вас темнеет в глазах, а вы всего лишь встали с кровати… Отдышка, а дошли всего до кухни… Болят колени, суставы, да и вообще, ходить это точно не ваше, а тем более всю ночь, да еще и в гору. Но забраться туда и встретить рассвет страсть как хочется — поезжайте до ступенек на верблюде, а на ступеньках наймите бедолагу ослика (если не жалко). Если жалко, наймите помощников за пару долларов. С их опорой можно будет забраться на гору с минимальными потерями и причитаниями. Во время подъема рекомендую есть финики и пить сладкий черный чай.

Талкан (туалет, уборная, место где пудрят носик, дамская комната, гальюн, дальняк, шоколадница)
Вокруг скалы и ночь. Ходить по нужде в неотведенных местах довольно опасно. Да и неприлично опорожнять священную гору где не попадя. Поэтому местные бизнесмены позаботились и построили платные туалеты. Цена вопроса — доллар. Дороговато. Но зато это не наши местные горные туалеты, в которые страшно заходить. Бывает сидишь в таких, и опасаешься, как бы снизу не вылезло чудовище и не ухватило за попец. Не говоря уже о запахах и насекомых. В Кольсае, так вообще — биотуалет снаружи, а внутри обычный деревенский. Здесь же, все чисто, светло и ухожено — ловите фото-пруф.

Слева горшок с цветами (не вошел в кадр). Самый комфортный уличный туалет по версии журнала Votumam.info

На вершине горы есть бесплатный туалет (внутри не так цивильно). Кто не хочет платить доллар, может потерпеть до конца подъема. Правда придется ждать в очереди.

Остановки
Гид самостоятельно планирует нагрузку, управляет привалами, подсказывает, где лучше остановиться, чтобы правильно расходовать силы. Люди, которые были недовольны их работой, шли вперед, тратили силы в ненужных местах, уставали, не могли найти место для отдыха, так как там много узких тропинок. В итоге оставались уставшими позади.

Кроме обычных остановок среди скал есть и оборудованные привалы с магазинами, туалетами, теплыми скамейками и помещениями для отдыха, где можно погонять чаи, согреться и посидеть, перевести дух.

Места хватит всем, можно сидеть и внутри и снаружи Богатый ассортимент. Можно вкрутить бич-пак, согреться и набраться сил Местный Сникерс. Чтобы не тормозить при восхождении

Возле последней остановки перед подъемом, когда уже понимаешь, что холодно, снова продаются пончо. Но купить их дешевле 10$ не получится. Как вариант, можно взять в аренду одеяло за 3$.

Последняя остановка перед пиком горы. Здесь мы провели минут 15, чтобы не ждать рассвет в холодных скалах Пожалуй, самая навороченная лавка Внутри целый супермаркет Место для отдыха и пледы на прокат за 3$ Снаружи продаются камни, которые, как и кораллы, нельзя вывозить из страны Египет — страна кошек. Они там повсюду, и горы не исключение. Причем ходят они не только у привалов, но и просто по горам. Участники группы показали гиду-бедуину лысую кошку и сказали, что эта порода в наших краях называется Сфинкс. Гид был шокирован, сказал, что никогда такое не видел, взял телефон с фотографией и пошел показывать своим коллегам и хозяевам остановок. Удивление и шок не передать словами. Узнав, что это чудо стоит около 1000$, местные жители нисколько не смутились (мол, понятно, что такая хреновина должна быть дорогой). Тигер справа и мини-тигер слева

Согревшись в магазине заметили, что стало светлее. Отправились дальше. Так наступило утро.

Светало, не верилось, что ночь позади

Сама Гора Синай

Шли всю ночь и, как следствие, пришли. На часах 5:20 утра. Заняли места, посмотрели рассвет, сделали пару постановочных снимков. Заглянули в храм Святой троицы, посмотрели на гору святой Екатерины. Подслушал разговоры людей, которым подъем дался очень трудно — говорят это того стоило.

Постепенно стало видно горы Для любителей экстремальных фотографий Дорога к верхушке, где расположена церковь, мечеть и обзорная площадка Туристы занимают места и ждут рассвет Рассвет на Горе Синай Наш гид-бедуин-проводник Высоковато Аирмаксы испытание скалистыми камнями выдержали Горный пес устал от туристов и хочет спать Ладно, пойду посплю на другой горе. Может там меньше людей Рассвет на горе Моисея. Ради чего все собрались Дорога к внутреннему дворику Церкви Святой Троицы Все 750 ступеней позади Действующий Храм Святой Троицы Дверь в Храм закрыта. Есть лишь узкий глазок Заглянем внутрь Популярное для фотографий место Гора Святой Екатерины, где нашли ее мощи Пещера Моисея, где он укрывался 40 дней и ночей

Спуск вниз к монастырю

Пока шли было темно. Лишь во время спуска открывается вся красота гор. Можно увидеть весь пройденный путь. Остановки-ларьки выглядят иначе. Открывается вид на церковь и источник Пророка Илии.

Источник и Церковь Святого Илии Не обошлось без вандализма Таинственные проходы между скалами Вид на ступени днем. К счастью, ночью их не видать Вот как выглядит магаз днем Наша группа в сборе, спускаемся вниз Бота-паркинг Примечательно, что в Египте не прокалывают ноздри верблюдам, как в Казахстане. Респект Местная лавка с таинственным продавцом Днем выглядит не так уютно. С прилавков убирают продукты Маршрут огорожен каменным заборчиком, который время от времени ремонтируют Итальянцы довольно легко преодолели маршрут Одна из самых крупных остановок Вот такие горные урны Примерно половина пути

Вдоль дороги, спустя каждые 20 метров будут стоять дети и просить деньги, фонарик, еду.
Внизу нас ждал Монастырь Святой Екатерины, который открылся через 20 минут после спуска. О нем я рассказал в другой статье.

Приближаемся к Монастырю Святой Екатерины Еще одна стоянка, верблюды в ожидании ночи Монастырь уже совсем близко

Резюме, готовимся к походу

Итак, подытожим.

  • Экскурсию можно купить за 25$ или за 75$. Разница в гиде, автобусе и полноте экскурсии (отельные гиды могут показать не все).
  • Наверху — прохладно, дует ветер. Лучше взять теплые вещи или купить пончо за 3$. Или снять в аренду одеяло (вряд ли его стирают ахахаха).
  • Пригодится водичка и легкий перекус. Можно взять с собой или купить по пути.
  • Нужна удобная обувь, местами идти придется по острым камням. Сланцы вряд ли подойдут.
  • Дорога сложная, идти придется всю ночь после утомительной поездки. Но в целом, осилить можно.

Поехали домой

Интересный экземпляр Довольно распространенная тачка в округе

Гора Нево – место кончины пророка Боговидца Моисея

Вид горы Нево

«Мемориал Моисея» («The Memorial of Moses»), расположенный в семи километрах от города Мадаба на вершине знаменитой библейской горы Нево, – наиболее посещаемое паломниками место в Иордании. Мемориал находится неподалеку от так называемого Царского пути, основного маршрута, пролегающего с севера на юг через всю Иорданию. Пророка Моисея высоко почитает и арабское население, называя его «Муса», а потому на горе Нево люди любят проводить свои семейные праздники.

В ветхозаветные времена Нево называлась одна из вершин горы Аварима, или Фасги, с которой поднявшемуся сюда пророку Моисею Господь даровал бросить перед смертью последний взгляд в сторону Земли Обетованной. Это также и название города вблизи одноименной горы, перешедшего при Моисее от моавитян к рувимлянам. Моавитяне, жившие к югу от реки Арнон, хотя и были через Лота (см.: Быт. 19: 37) родственным Израилю народом, но не позволили израильтянам через их землю пройти в Ханаан – землю, которую Бог обещал дать израильтянам. Страна Моав располагалась на плато высотой 900 м к востоку от Мертвого моря и была родиной Руфи. Моав часто воевал с Израилем, и в ветхозаветные времена моавитяне постоянно досаждали евреям.

Гора Нево расположена к востоку от северной оконечности Мертвого моря, в библейской стране Моав. С нее открывается вид на бывшие моавитские равнины – местность к востоку от Иордана, напротив Иерихона, где израильтяне во времена пророка Моисея расположились перед тем, как вступить в Ханаан. Сама гора Нево также связана с приходом сюда израильтян, стан которых, по сохранившемуся преданию, находился неподалеку от нынешней иорданской деревни Кафрейн.

Крытый домик — Источник Моисея под Петрой.

У подножия горы Нево, называемой в некоторых арабских справочниках горой Джебель-Оша, в живописной долине находятся источники Моисея (Уан Муса) с целебной родниковой водой, а также руины древней крепости и развалины церквей византийской эпохи. Кстати, источники Моисея можно видеть и в других районах Иордании, например в районе знаменитой Петры находится Долина Моисея (Вади Муса), где, согласно преданию, тоже имеется источник Моисея (Айн Муса), из которого пили холодную воду Моисей и его спутники на пути из Египта в Ханаан.

Археологические раскопки на горе Нево начались в июле 1933 года. Их проводили ученые Францисканского Библейского института, обнаружившие на горе развалины маленькой церкви (часовни) IV века, возведенной здесь в память о месте, с которого воззванный на гору Нево пророк Моисей обозревал Землю Обетованную. По данным археологических исследований, эта маленькая церковь к VI или VII веку превратилась в небольшой монастырь. Данные ученых совпадают с сохранившимися описаниями некоей странницы Егерии (390 г.), рассказавшей о небольшой церкви, построенной на горе египетскими монахами. Побывавший здесь позже епископ Петр Иберийский свидетельствовал о виденной им в церкви гробнице Моисея. Имеются данные о том, что в V веке храм на горе Нево был расширен, в 530–531 годах к нему пристраиваются придел во имя Божией Матери и баптистерий. Через 66 лет здесь возводится базилика, пол которой был выложен мозаикой. В начале VII века появляется пристроенная часовня святой Марии. Несколько позднее (точное время неизвестно. – А.Х.) все существовавшие к тому времени церковные постройки объединили в монастырь.

Предположительно на старом месте главного монастырского алтаря археологи обнаружили квадратной формы пол, выложенный цветной мозаикой. Древние мозаичные фрагменты искусной работы обнаружены археологами и в других местах горы Нево. С середины 1930 года, когда были обнародованы первые археологические изыскания на горе, она стала открытой для посещения паломниками. В настоящее время на месте бывшего монастыря стоит так называемый «новый баптистерий», или церковь святого Моисея. С 1932 года францисканская кустодия Святой Земли получила участок земли на горе Нево, на котором была создана францисканская община, состоящая всего из трех монахов из Италии, Австралии и Сирии. По их рассказам, главной целью общины является «возрождение созерцательной и молитвенной жизни в сочетании с гостеприимным отношением к паломникам».

Паломникам, оплатившим входные билеты на территорию мемориала, монахи показывают на вершине горы Нево памятный знак в виде стелы; каменный круг, который якобы служил когда-то «местом для входа в монастырь»; сохранившийся фундамент базилики VI–VII веков, а рядом с ней так называемое «первое святилище Моисея»; многочисленные мозаичные панно и их фрагменты; базилику с приделом Богородицы; новый баптистерий; заросшие ямы, служившие когда-то монашескими кельями, а также оливковое дерево, посаженное понтификом Иоанном Павлом II. Потом монахи приводят паломников к смотровой площадке, откуда при хорошей погоде можно обозревать часть Святой Земли: долину Иордана, Мертвое море, силуэты Иерусалима и др.

Монумент на горе.

Здесь же на каменных ступенях – сооружение из тонких металлических прутьев, в переплетениях и соединениях которых местные птицы приспособились вить себе гнезда. Эта оригинальная ажурная скульптура работы итальянского мастера Фантони, издали напоминающая своей формой распятие, символизирует Моисеев жезл, обвитый медным змием. Вспомним: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21: 8). Надпись на скульптурном изображении гласит: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть и Сыну Человеческому» (Ин. 3: 14).

В Библии говорится, как однажды Господь в подтверждение своего могущества обратил жезл, бывший в руках Моисея, в змею и змею снова обратил в жезл. На стане у Чермного моря Господь повелел Моисею взять свой жезл и разделить море так, чтобы израильтяне могли пройти по суше среди моря. Жезл Моисея фигурирует и в другом библейском эпизоде. С наступлением сорокового года после выхода из Египта Моисей с людьми появляются в Кадесе, в пустыне Син на границе земли Идумейской. Из-за недостатка воды люди возроптали. И тогда Моисей и Аарон воззвали к Господу, и Господь внял молитве и повелел им собрать народ и с жезлом в руках приказать скале дать воду. Моисей ударил в скалу жезлом дважды, и потекло много воды. И сказал Господь Моисею и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». (Чис. 20: 12).

По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле» (Чис. 12: 3). Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего.

Моисей (этимология его имени до конца не выяснена учеными, но многие из них склонны считать, что «Моисей, или Мошэ» означает «извлеченный или спасенный из воды») – пророк, вождь и создатель всех правовых и религиозных установлений израильтян – происходил из колена Левиина. Он родился приблизительно в 1531 (говорится также о 1570 и 1576) году до Рождества Христова в Египте, когда евреи пребывали там в рабстве. Моисея, воспитанного самой дочерью фараона, возмущало положение евреев в Египте. Однажды в приступе гнева он убил египетского надсмотрщика, избивавшего израильтянина. Фараон узнал об этом, и Моисею пришлось бежать. Беглеца приютил священник и князь мадиамский Иофор. Моисей пас стада Иофора и вскоре женился на его дочери.

Прошло 40 лет. Однажды в пустыне Моисею было видение – куст, который горел не сгорая. Будущий вождь понял: с ним будет говорить Бог. Бог повелел ему вернуться в Египет и просить фараона, чтобы тот позволил израильтянам покинуть страну. Фараон отказал Моисею, и Египет подвергся ужасным бедствиям. Только тогда фараон разрешил Моисею вывести евреев из Египта, но вскоре передумал и преследовал израильтян вплоть до Красного (Чермного) моря. Евреи перешли море, а войско фараона утонуло.

Через три месяца израильский народ достиг горы Синай, где Бог дал Моисею Десять Заповедей. Затем Моисей привел народ к оазису в Кадесе и послал оттуда в Ханаан лазутчиков. Десять из двенадцати вернулись со сведениями о могуществе обитающих в Ханаане народов. Позабыв о силе Божией, народ возопил и восстал против Моисея. Отвергнув Бога, евреи были осуждены блуждать в пустыне, пока не умерли все бунтовщики.

В конце своего длительного странствия народ снова стал роптать, и в наказание ему были посланы ядовитые змеи. Когда народ раскаялся, Господь повелел для их уврачевания воздвигнуть медного змия на древе. За идолопоклонство, в которое были вовлечены евреи моавитянами и мадианитянами, а также за прелюбодеяния с женщинами Моава погибли 24 тысячи человек, а другие по повелению Божиему были повешены.

Виды Святой Земли, открывающиеся с горы.

Так как сам Моисей не удостоен был войти в Обетованную Землю, он попросил Господа указать ему своего преемника, которым стал Иисус Навин. «И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги… и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю (землю) Неффалимову, и (всю) землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнины долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: “Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку, и Иакову, говоря: «Семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь”. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню». (Втор. 34: 1–5). Зрение 120-тилетнего Моисея «не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор. 34: 7). Тело Моисея навсегда сокрыто от людей, «никто не знает места погребения его даже до сего дня», говорится в Священном Писании. Народ почтил кончину Моисея тридцатидневным плачем.

Архангел Михаил должен был состязаться на горе Нево с диаволом, чтобы тело пророка не стало добычей тления. Спустя тысячелетия после своей смерти Моисею было дано вместе с Илией почтить Того Пророка, о Котором он предсказал (Втор. 18: 18). Прославленные пророк Моисей и пророк Илия явились на горе Фавор при Преображении Иисуса Христа и беседовали с Ним о Его грядущей Крестной смерти (см.: Лк. 9: 28–31).

Боговидец Моисей во все времена жил в памяти народа. Он был не только великим пророком, но и первым Боговдохновенным писателем. В нем можно узреть и поэта, воспевавшего в песни хвалу Господу после успешного перехода Чермного моря (см.: Исх. 14; также Исх. 15: 1). Песнь победителей называется «песнью Моисея, раба Божия и Агнца». Моисею приписывается и псалом 89 «Молитва Моисея, человека Божия».

Уважаемый Евгений Витальевич, что же это за орден-орден Нево?

Николай Иванович

Вопрос этот происходит от того, что в СССР, а теперь и в России имеет место весьма специфическая подача истории, обходящая молчанием некоторые неудобные для Романовской династии и ее наследников факты. Рассказывать же историю – всегда дело долгое, а рассылка не резиновая. Но разок, пожалуй, коснусь вкратце этой темы.

Как известно из апокрифов, Иисус после воскресенья покинул Константинополь-Иерусалим и проповедовал в Александрии. После его кончины на 53 году от рождения было пророчество, что новое воскресенье состоится через тысячу лет. Апостол Ормуз вскоре погрузил нетленное тело Христово на корабль и увез его на дальний север, в Ultima Tule, о которой говорится, что она омываема морем пресным и морем соленым (очевидно, имеется в виду Карельский перешеек). Для защиты реликвий александрийского православия – нетленного тела Христова и других, а также для обращения язычников в христианство Ормузом был основан духовно-рыцарский орден Нево.

Впоследствии этот орден стал основой ингерманландской государственности, подобно тому как папство стало основой западноевропейской государственности. Ставка, столица Ордена, располагалась на Волхове, на месте нынешнего города Старая Ладога, города самоуправлялись по греческому образцу, но приглашали себе губернаторов из числа рыцарей Ордена. Система воспроизводила устройство греческих городов в Египте. Метропольная территория Ордена включала в себя территорию нынешнего российского северо-запада, южную Финляндию, Латвию и Эстонию. Крупнейшим городом этих территорий был Господин Великий Нев-город, располагавшийся в устье Невы. Там же располагалась Лавра. Крупными городами были Верхний Нев-город (несколько выше по течению нынешнего Новгорода на Волхове, у его истока), Псков, Юрьев, Колывань, Сертовала, Ямбург, Копорье, Луго (на месте нынешней Усть-Луги) и др. В этническом плане орден опирался на нордический элемент, а податное население составляли угорские народы, а позже и славяне.

После смерти Христа иерусалимская (константинопольская) патриархия провела Собор, принявший новую, фальсифицированную в угоду новой узурпаторской династии, версию Священного писания. Это повлекло ее разрыв с тремя другими патриархиями – римской, александрийской и антиохской. Будучи главной военной силой Александрийского православия, Орден Нево осуществил ряд крестовых походов на Иерусалим-Царьград, в процессе которых был основан целый ряд вассальных государств, в частности Полоцкое и Киевское княжества. В дальнейшем эти княжества отложились, и начиная с Владимира Святого заключили альянс с Царьградом, а территория Ордена сократилась опять до размеров метрополии.

Большего успеха Орден достиг в деле обращения в монофизитское православие степных народов, населявших территории к востоку и югу от лесной полосы, где правил Орден. Постепенно там сложилось государство, которое в мифологической-династической историографии получило отражения как “Царство пресвитера Иоанна”, “Империя Чингис-Хана” и “Монголо-Татария”. Это было чисто степное государство, контролируемое легкими конными отрядами. Граница между ней и Орденом определялась чисто природным фактором – граница леса и степи, так что столкновений не было, а были весьма дружеские отношения.

В 13 веке Орден пережил жестокие столкновения с Западом, что было вызвано развитием западного христианства. Как известно, после раскола церкви и редактирования Иерусалимским (Константинопольским) патриархатом священного писания в пользу династии Ангелов-Комнинов-Юлиев-Клавдиев, Запад начал крестовые походы по освобождению гроба Господня. За этими походами стояла система европейских орденов.

Для понимания ситуации необходимо понять, что существующая историческая интерпретация событий до 16 века происходит через призму проекции современными историками в прошлое сложившейся в 16-17 веках системы “национальных” государств, которая возникла в процессе Реформации и Тридцатилетней войны и была оформлена Вестфальским договором (в связи с чем эта система носит название Вестфальской). До этого момента ничего похожего на привычные нам государства в мире не существовало, а процессы определялись взаимодействием самоуправляющихся общин, феодальных княжеств и транснациональных корпораций, главными из которых были вселенские церкви и духовно-рыцарские ордена.

Важнейшим западным орденом был орден защитников потомства Христова (царской крови – sang raal, от коего названия поздние “историки” произвели легендарного название San Graal, или Святой Грааль). Позже орден Санграаль стал называться также сионским после того, как его ставкой стало основанное им Аббатство Сион в Швейцарии. Это название сохранилось за ним и позже, когда его резиденция переместилась в Прованс, а затем в Верхнюю Савойю (в этом департаменте Орден и сегодня имеет юридический адрес и регистрацию, хотя реально действует в Париже). Интересно, что сообщения источников о пожаловании Готфридом Бульонским, герцогом Лотарингским и королем Срединного Королевства Лотарингии горы Сион рыцарям Ордена в ленное владение историками романтической эпохи были почему-то отнесены к событиям в Новом Иерусалиме, в нынешнем Израиле, но следов его там нет. В действительности, аббатство Девы Марии стоит в городе Сионе до сих пор, несмотря на то, что давно покинуто Орденом. На днях был там с друзьями, теперь в аббатстве кантональный музей, служители которого о древней истории аббатства смогли сказать лишь то, что “раньше сюда никого вообще не пускали”. В храме Девы Марии сейчас учинили реставрацию.

Позже от Сионского Ордена отпочковались ордена Цистерианцев (в аббатстве Клерво, нынешний Люксембург) и Тамплиеров (последний построил свою резиденцию-крепость в Сионе на Храмовой горе напротив аббатства Девы Марии, и после разрыва с ним Сионский Орден перебазировался в Нормандию, потом в Прованс и Савойю).

Первый Крестовый поход был организован Орденом Цистерианцев для захвата Иерусалима-Константинополя и воцарения там прямых потомков Христа в лице короля Готфрида Бульонского. Однако, Император Алексей провел вождей крестоносцев ко Гробу Господню и показал, что этот гроб пуст. Совершив обряд освобождения Гроба Господня крестоносцы отказались от штурма Константинополя и согласились на предложение Алексея направить свои силы против отложившейся Антиохийской Патриархии и Никейского королевства в Малой Азии, за что признал за Годфридом как прямым наследником Христа и Марии, а потому главой колена Вениаминова ленное право на старые земли колена Вениаминова (то есть нынешнюю Палестину-Израиль), которые в то время были под контролем Египетских царей.

(Если будете в Стамбуле, попросите турок показать Вам Гроб Господень — могилу пророка Исы. Вы увидите, что место полностью соответствует каноническим описаниям Иерусалима и Голгофы).

В связи с этим крестоносцы направились в эти земли. Египет при посредничестве Александрийского патриарха признал ленное право Лотарингской династии на эти земли. Там был основан Новый Иерусалим (нынешний Иерусалим), а Алексей навсегда отказался от права Константинополя именоваться Иерусалимом. Бодуэн Бульонский стал королем иерусалимским – первым из христианских королей, а также главой Ордена Санграаль.

В дальнейшем крестоносцы воевали и за Новый Иерусалим, и захватывали Иерусалим-Константинополь, Комнины то возвращались, то уходили. История крестовых походов событийно известна достаточно подробно, хотя и сильно искажена в смысловом плане позднейшими интерпретациями.

Однако, второй после освобождения Гроба Господня была задача обретения Corpus Cristi, то есть нетленного тела Господня, главной реликвии Христианства. С этой целью Запад сформировал Тевтонский Орден, задачей которого стал разгром Ордена Нево. В 1240 году норманны под командованием Ярла Бергера, основателя Стокгольма и Выборга, были разбиты Александром Невским на Неве выше Великого Невгорода. После этого норманны были крещены по Александрийскому обряду и получили письменность. (Интересно, что позже после крещения по римскому обряду и кальмарской унии шведские историки стали утверждать, что шведы получили письменность от датчан, а Ярл Бергер на Неве не бывал). Тевтонский и Ливонский ордена тем временем отвоевали у Ордена Нево нынешнюю Латвию-Эстонию, но дойти до Невгорода и захватить нетленное тело Господне так и не смогли. Ибо были разбиты объединенными силами Ордена Нево и Орды (моголо-татар) на Чудском озере в 1242 году.

После этого прямого столкновения ситуация перешла в позиционную фазу, и тевтоны сильно на восток не лезли, им хватало хлопот со славянами. В то же время в 14-15 веках произошел процесс консолидации Орды и перенос ее столицы в Москву. К 1470-м годам относят столкновение между Ордой и Орденом, которая закончилась разгромом Ордена, жетокими грабежами подвластных ему городов и геноцидом его населения. Например, Великий Невгород был разрушен до основания, а 90% населения убито. По сивдетельствам современников, все устье Невы было усеяно трупами невгородцев. Город так и не воскрес до 18 века, на его месте остались лишь несколько крепостей, церквей и поселков.

После этого Орден был инкорпорирован в состав ордынской элиты, что и стало моментом рождения нового исторического проекта – России, крайне противоречивого в своей сути. Противоборство этих двух разнородных начал, восходящих соответственно к бывшим властителям Леса и Степи, составляет суть дальнейшей истории России, хотя понять это сложно в силу дикой фальсификации истории династией Романовых в своих чисто династических интересах. В частности, в 17 веке по указу царя Алексея Михайловича были уничтожены все архивные документы страны: архивы приказов, воеводств, монастырей, а затем и частные архивы знатных фамилий – поместные книги.

История последующих двух столетий – история затяжной гражданской войны, в которой Орден преследовал цель восстановления Великого Невгорода и подчинения Орды порядку Ордена. Первые четыре царствования этой войны объединены романовской историографией в легенду о царствовании “Ивана Грозного”, царя, трижды сходившего с ума и менявшего при этом лик, жен, состав правительства, политическую линию и государственное устройство. Первый из них – Василий IV, взял Казань и отстранил от власти последнего удельного князя – своего дядю Симеона Бекбулатовича (Бекбулат-второе имя Ивана III Великого, погубителя Новгорода), то есть продолжал линию на консолидацию власти. Затем он был отстранен от власти и пострижен в монахи (а затем похоронен как Василий Блаженный в одноименном храме). Власть получил ставленник Ордена Иван IV, который учредил опричнину (легализовав таким образом особый статус молодых рыцарей Ордена) и начал жестокую расправу с ордынской элитой. Элита вскоре смогла консолидироваться и оказать сопротивление, возведя на трон Симеона Бекбулатовича (романовские историки пиарят сей факт тем, что Иван Грозный, якобы, сам назначил бывшего казанского хана за себя царем, а сам отбыл с неизвестной целью на десять лет из Москвы с непонятной целью. Несуразность этой версии никого не пугает уже триста лет :)). Когда Симеон помре, ему наследовал его сын Иван Симеонович (что пиарится как возвращение того самого, десять лет назад сгинувшего Ивана IV).

При линии Симеоновичей ордынская знать держала Москву крепко и Орден немного затих, установилось равновесие. Ивану Симеоновичу наследовал его сын Феодор, а потом – его сын Борис Феодорович (сын Ирины Годуновой, который пиарится романовскими историками как брат оной царицы, то есть незаконный наследник). Орденская оппозиция во время этих царствований вызрела в новом поколении и была возглавлена родом Романовых при содействии их польских родственников Вишневецких. После истребления потомства Бориса Феодоровича руками его дяди Дмитрия Ивановича (который пиарится как “самозванец”. Лжедимитрий I и Лжедимитрий II), Дмитрий был свергнут, а Феодор Романов пытался сам претендовать на царство, но ордынская элита его скинула и постригла в монахи, возведя на престол Шуйского. Тогда Романовы снова объединились с Димитрием, а Федор стал при нем Патриархом (при живом Гермогене на Москве). Ордынское боярство учинило на Москве олигархию, которая была свергнута волжским ополчением и войсками погибшего Димитрия. В результате последовавшего торга на царство был помазан сын Феодора Романова – Михаил, на условиях конституции наподобие английской, отдававшей власть боярской Думе. Феодор (Филарет) отъехал в Европу с дипломатической миссией (романовские историки сие пиарят как десятилетний плен у родственников панов Вишневецких, однако же за время плена патриарх посетил и Рим, и Лондон, и вел переговоры с европейскими Орденами).

Возвращение Филарета на Москву разрушило это равновесие и положило начало политике жесткого уничтожения ордынских порядков и самодержавного навязывания орденских правил жизни. Степная элита начала противиться консолидации. Хотя Романовы предусмотрительно уничтожили потомство как Бориса, так и Димитрия, и позже оболгали обоих самозванцами, но неподчинявшаяся их власти Волга присягнула царю из младшей ветви Ордынской династии и воевала с Романовыми уже в царствование Алексея Михайловича. Романовские историки этот этап гражданской войны пиарят как “восстание Стеньки Разина” по имени воеводы Ордынцев. После разгрома этого восстания ордынцы вынуждены были уйти из России, хотя параллельно завоевали Китай и Среднюю Азию (описывающие этот процесс ордынские источники почему-то отнесены к 11 веку и описываются как завоевания Чингиз-Хана-Хубилая). После этого в России и Китае параллельно жгли архивные документы, писали историю под новые династии и совместно строили по границе Великую Стену, которую теперь выдают за удивительно хорошо сохранившийся реликт пятитысячелетней давности.

Степь восставала и позже, Романовы воевали с ней вплоть до середины восемнадцатого века, и изо всех сил пиарили происходящее как выстуления неких самозванцев. В девятнадцатом веке эта основанная на лжи и насилии конструкция устоялась, но в начале двадцатого рухнула совершенно. Компромиссная конструкция, где элита исповедовала монофизитство, а народу впаивалось традиционное константинопольское православие, где наследники ордынских родов пытались перекраситься в новых дворян, где конкурировали две столицы – ордынская Москва и возрожденный Невгород-Петербург, где новые поколения воспитывались в традициях, чуждых степному пространству, то есть большей части страны – эта конструкция рухнула, так и не превратившись в незыблемую традицию. Рухнула в одночасье с главным своим континентальным противником — империей сионского ордена, Австрией.

Позднейшая история дележки власти с Коминтерном и формирования очередной химерической конструкции имперской власти заслуживает отдельного разговора, ибо близка к нам и до сих пор актуальна.

В настоящее время Орден находится в весьма шизофреническом состоянии, двадцать лет разрываясь между выбором – создавать собственное монокультурное государство талассократического толка в рамках старой орденской метрополии (Ингерманландии), предоставив Хартлэнд своей судьбе и в перспективе сдав Китаю, или же попытаться восстановить контроль над всем объемом бывшей Российской Империи (так как без такого контроля ресурсов одной Ингрии для контроля Хартлэнда недостаточно). Геополитические соперники навязывают при этом “компромиссный” вариант, при котором Орден отвечает за контроль над Хартлэндом, но при этом не контролирует входившие в Империю зоны Римлэнда, вечно испытывая дефицит ресурсов и оставаясь неизбежно слабым геополитическим игроком. Сброс ответственности за Хартлэнд и учреждение Ингерманландского государства позволило бы сосредоточить ресурсы Ордена и сделало бы его сильнейшим геополитическим игроком в Европе, но историческая память подсказывает, что безопасность этого государства недостаточно была бы в таком случае обеспечена с Востока.

Между этими противоречиями и мечется сегодня орден Нево. Каков будет его выбор и какова судьба – покажет время.