Горячие точки угрожающие безопасности Германии

Внешние и внутренние угрозы безопасности государства

Австралия / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства

Уровень военно-политических внешних и внутренних угроз безопасности государства в случае Австралии может быть оценён как низкий.

В Австралии не предпринималось попыток неконституционной смены власти или государственных переворотов. Нелегальные сепаратистские и антиправительственные движения отсутствуют. Также отсутствуют и представляющие опасность легальные сецессионистские движения, хотя аборигены претендуют на автономию в центральной части Австралии (вплоть до образования независимого государства).

Территориальные претензии со стороны других государств отсутствуют. В 2006 году удалось урегулировать проблему по поводу демаркации границы в Тиморском море. Австралия претендует на расширение своей территории (сухопутной и морской части) в Антарктиде (до 42 % площади этого материка).

Угроза терроризма в Австралии может быть охарактеризована как низкая. За последние 10 лет на территории Австралии был совершён один террористический акт. В Мельбурне в 2001 году неизвестный террорист напал на здание клиники абортов при Центре по контролю за рождаемостью и убил одного охранника. Террорист был задержан.

Австралия принимает активное участие в региональном сотрудничестве по борьбе с терроризмом по нескольким направлениям. Это и усиленный пограничный контроль, и обмен информацией с иммиграционными агентствами, с тем чтобы препятствовать лицам, подозреваемым в сотрудничестве с террористами, в передвижении, трудоустройстве, получении образования. Проводится совместное обучение и обмен опытом сотрудников антитеррористических организаций и ведомств. В 2006 году в Джакарте с непосредственным участием Австралии открыт модернизированный Международный центр по борьбе с транснациональной преступностью, который объединил 30 локальных баз данных.

С 2006 года в шести крупнейших городах Австралии действует специальное антитеррористическое агентство, образованное австралийской федеральной полицией и Объединённой антитеррористической группой. В марте 2006 года в рамках проводящейся антитеррористической операции полиция арестовала трёх подозреваемых в терроризме.

С декабря 2006 года ужесточён контроль за финансовыми потоками в различных секторах промышленности для предотвращения отмывания денег. Увеличен штат и модернизирован специальный центр, занимающийся мониторингом финансовых сделок в экономике.

На основе экспертных оценок уровень коррупции в Австралии может быть охарактеризован как низкий.

Исторически для Австралии характерен высокий уровень иммиграции как важнейший источник поддержания численности народонаселения. Австралия по-прежнему слабонаселённый континент. Средняя плотность населения 2,6 человек на 1 квадратный км. Северные, северо-западные и центральные районы страны представляют собой до сих пор малоизученные пространства с редкими малочисленными населёнными пунктами, разделёнными значительными расстояниями.

Проблема избыточной миграции перед страной не стоит. Хотя за последние годы правительство приняло ряд мер, усложняющих прохождение процедуры иммиграции, тем не менее сохраняются различные льготы: для получения гражданства надо прожить в стране два года (это один из самых низких цензов оседлости), не требуется никаких денежных взносов.

По данным на 2007 год, коэффициент чистой миграции составил 3,78 мигранта на 1 000 человек населения. По данным на 2005–2006 годы, большая часть мигрантов (72 %) была моложе 35 лет, треть их (32 %) в возрасте между 25 и 34 годами. Этнический состав иммигрантов разнообразен. Так, из Великобритании прибыли 16,4 % иммигрантов, из Новой Зеландии — 12,9 %, из Китая — 7,9 %, из Индии — 7,3 %, из ЮАР — 5,2 %, из Судана — 4,1 %, из Малайзии — 3,3 %, из Индонезии — 2,3 %, из Сингапура — 2 %, из Вьетнама — 2 %. Также в Австралию прибыли 13 850 беженцев, которые составляют основную «группу риска». По действующему австралийскому законодательству, беженцы, прибывающие в страну без необходимых для въезда документов, подлежат принудительному задержанию до момента вынесения решения по их делу. В январе 2007 года прибыли морем 43 человека из индонезийской провинции Папуа (им предоставили статус беженцев). Около 1 100 беженцев проживают в стране по трёхгодичной визе временной защиты. Высокий суд постановил, что беженцы с такими визами не имеют права на дальнейшую защиту, если по истечении трёх лет они не смогут доказать необходимость защиты и если правительство посчитает их родину безопасной.

Перед Австралией не стоит угроза сокращения численности населения: согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2009», к 2020 году численность населения увеличится до 23,7 миллионов человек (с учётом естественного прироста населения в 2005–2010 годах на 0,6 % в год).

← | Внешние и внутренние угрозы безопасности государства | Вперёд →

Горячие точки планеты: США разжигают конфликты на евразийском пространстве

Круглый стол «Горячие точки планеты: США разжигают конфликты на евразийском пространстве» прошел 10 декабря 2007 г. в Москве, в пресс-центре РИА «НОВОСТИ». Участники круглого стола из Франции, Италии, Ирака, Латвии, Армении, Турции обсудили проблему этнических и межконфессиональных столкновений.

Для обсуждения столь острой проблемы были приглашены авторитетные эксперты: общественные деятели, представители СМИ, политологи, специалисты в области конфликтологии провели детальный анализ по росту напряжённости в евразийском регионе.

По словам главы Администрации «Международного Евразийского движения» Павла Зарифуллина, ни один конфликт или «цветная» революция на территории Евразии не проходят без ангажирования американских спецслужб.

Новая колонизация

Редактор журнала «Эуразия» (Италия) Лука Бьонда указал на необходимость защиты гражданских институтов от посягательств иностранных государств: «Многие неправительственные организации работают на территории России с целью внести смуту в строй общества. Важно сопротивляться процессу кражи гражданского общества у людей. Важно уметь защитить общество от тех правил, которые пытаются нам навязать иностранные государства. Мы можем назвать это новым процессом колонизации: мы видим это в бывшей Югославии, Украине и в других точкам мира». Риск развития сепаратизма существует для всех стран. Пример Косово это наглядно показывает. «Пример Косово показывает будущие риски, которые существуют для всех стран. Риск заключается в усилении сепаратизма в Европе. Поддержка развития сепаратизма Евросоюзом – это абсурдно. США поддерживают независимость Косово от Сербии для своих целей, а не для целей Европы и Евросоюза». Европейский Союз и США всячески потворствуют независимости анклава и это только дестабилизирует обстановку на Балканах, отметил господин Бьонда. Лучше всего, по его мнению, описывает сложившуюся на Балканах ситуацию термин «Балканизация Европы».

Превратить человечество в единое общество потребления

«Превратить человечество в единое общество потребления» – вот в чём видит задачу США представитель Рабочей Партии Турции, ответственный за её Евразийское направление, профессор, доктор философских наук Семих Корай. По его словам, поддерживая терроризм и ослабляя национальную экономику, можно добиться управления страной. Оранжевая революция и умеренный ислам – такой приём американцы использовали не раз. Эксперт также рассказал и о том, что под Стамбулом существуют тайные базы исламских террористов, готовящие экстремистов для проведения терактов в России, Великобритании и в других странах. Но политики, проводящие проамериканскую линию в Турции, закрывают на это глаза. В заключение, эксперт высказал мысль, что Евразийский блок, в свою очередь, содействует борьбе за сохранение национальной и религиозной идентичности каждой страны. Главное, общественности не надо оставаться в стороне от обсуждаемых проблем.

1.5 миллиона мирных жителей

Выступавший следом за ним лидер национальной ассамблеи туркменов Северного Ирака Умит Аккоенлу сказал, что в настоящее время «Ирак стал ареной для международных авантюристов». Использование американцами против мирного населения Ирака оружия массового уничтожения привело к гибели 1,5 миллиона людей. Военное вторжение поставило 4 миллиона людей в статус беженцев. Полностью уничтожено и разграблено культурное наследие иракского народа. Существует реальная угроза разделения страны на шесть частей: два курдских государства на севере Ирака, два шиитских, одно арабское суннитское и одно туркменское. «Чем меньше будут кусочки, тем легче будет их проглотить», – сделал вывод господин Аккоенлу. Ослабление Ирака – это усиление, в свою очередь, Ирана, Турции и Сирии. «Это, в общем, настоящий кошмар». Тем не менее, иракский эксперт завершил своё выступление на позитивной ноте: «Необходимо стратегическое единство действий стран Евразии, они не могут оставаться пассивными к процессам, которые протекают в Ираке».

«Армения является важным геополитическим союзником России. Особенно актуально это звучит сейчас, когда Азербайджан намеревается вступить в североатлантический альянс. К тому же, до сих пор остро стоит проблема Нагорного Карабаха. Любая эскалация конфликта в этом регионе никак не входит в интересы России. Тем более наша страна связана с Арменией союзническими обязательствами», – этими словами ведущий Круглого стола Павел Зарифуллин предварил выступление руководителя отдела США и региональной политики Института политических исследований при администрации президента Армении Игоря Мурадяна. Сепаратизм – это не побочное явление, а одна из характерных черт политики США. Именно поэтому в Армении скептически относятся к НАТО. Таков основной тезис выступления учёного.

Антуан Коллона, редактор журнала «Геополитика и безопасность» (Франция), в своём выступлении сделал акцент на том, что «уже сегодня российскую политику можно охарактеризовать как «soft power», то есть как «мягкую силу». Достигается это за счёт умелого использования экономических ресурсов в Западной Европе, геополитического влияния и великого культурного наследия.

Последний из выступавших специалистов Павелс Левушканс, лидер латышского общественного движения «Другая Европа» обрисовал политическую ситуацию в Латвии. По его словам, уже сегодня прибалтийская республика находится на пороге экономического кризиса и ей просто необходимо выстраивать нормальные экономические отношения с Россией, как первостепенным партнёром, тем более, что по его словам, процент евроскептиков в Латвии составляет 60-65%.

Завершил заседание Круглого стола Павел Зарифуллин. Глава Администрации «Международного Евразийского Движения» поблагодарил всех участников мероприятия и выразил надежду на конструктивный диалог в будущем. Необходимость проводить такого рода заседания бесспорна, так как на них речь идёт о нашем будущем. «У России огромное количество друзей» и «мы сами разберёмся, как нам жить» — таковы выводы Круглого стола

Политика

Это длилось долго. Десять лет федеральное правительство воздерживалось от того, чтобы взяться за принципиальное стратегическое определение своей позиции. Теперь новая Белая книга, то есть высшая директива по принятию решений в сфере политики безопасности, недалека от завершения: опубликованный министерством обороны проект был подвергнут корректуре другими ответственными за политику безопасности ведомствами. Еще до летних каникул насчитывающий 80 страниц труд должен быть принят и представлен кабинетом министров.
Последний вариант Белой книги датируется 2006 годом. Поэтому нельзя сказать, что правительство совершенно неожиданно приходит к выводу о том, что ситуация в сфере политики безопасности коренным образом изменилась. Считается, что международный порядок переживает переломный момент, и особенно затронута этим Германия. Все «стало более сложным, изменчивым, динамичным, и поэтому все труднее делать прогнозы. Помимо прежних, возникли и угрозы нового типа. На Германию воздействуют самые различные вызовы — с ранее небывалой одновременностью и интенсивностью».
Десять самых значимых угроз безопасности:
1. Террористы видят в Германии цель для нападения
Вызов, бросаемый международным терроризмом, набирает силу, констатируется в Белой книге. В ней отмечено, что наряду с «Аль-Каидой» и ее региональными организациями возникло ИГ (террористическая организация, запрещенная в России), которое укрепилось в различных частях Ближнего Востока, образовав сходные с государственными структуры. Германия является «врагом и целью для нападения» террористов. Теракты представляют «самую непосредственную угрозу нашей безопасности».
Риск возрастает в силу радикализации симпатизирующих террористам и возвращения в Германию так называемых зарубежных бойцов. Террористы используют социальные сети и электронные каналы коммуникации, чтобы генерировать ресурсы, приобретать сторонников, распространять пропаганду и планировать атаки. У них все больше возможностей проводить кибератаки или использовать при нападениях химические, а в будущем, возможно, биологические и радиоактивные вещества.
2. Атаки с помощью компьютерных вирусов угрожают электронной коммуникации
«Качественный скачок в том, что касается угроз» делается в киберпространстве. Оно охватывает все информационные системы, связанные с интернетом и электронными сетями, и благодаря интерфейсам доступные всюду в мире, вне зависимости от территориальных границ. Техническая модернизация — от запуска простых вирусов до сложных, трудно распознаваемых атак — делает государство, общество и экономику особенно уязвимыми, говорится в Белой книге.
Эффект от кибератак может быть сопоставим с эффектом от вооруженных столкновений и переходить в «невиртуальный мир». Как особая опасность расцениваются атаки на важную инфраструктуру с тяжелыми последствиями для гражданского населения (водо- или энергоснабжение) или помехами для осуществления военного командования.
3. Москва стирает границы между войной и миром
Россия — больше не партнер, констатирует правительство, а соперник. В Крыму и на востоке Украины она проявила готовность отстаивать собственные интересы, в том числе насильственными методами, и в одностороннем порядке нарушать гарантированные международным правом границы. Тем самым Россия открыто ставит под вопрос созданный после холодной войны европейский миропорядок.
Считается что это имеет далеко идущие последствия и для безопасности Германии. Россия отворачивается от Запада, подчеркивает стратегическое соперничество и повышает военную активность вблизи внешних границ ЕС. Особое опасение федеральному правительству внушает то, что все больше используются «гибридные инструменты для целенаправленного стирания границ между войной и миром», «подрывная деятельность по отношению к другим государствам».
В качестве особой угрозы упоминается использование электронной коммуникации для оказания влияния на общественное мнение —от целенаправленного скрытого управления дискуссиями в соцсетях до манипуляции информацией на новостных порталах. Вывод Белой книги: «Таки образом, при отсутствии принципиальной смены курса Россия в обозримом будущем останется вызовом безопасности на нашем континенте».
4. Потерпевшие неудачу государства предоставляют плацдарм для отступления
Политические, этнические, религиозные и конфессиональные разногласия, а также гражданские войны характеризуют соседей Европы в «кризисной дуге» от Северной Африки, Сахели, Африканского Рога до Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии.
Данная нестабильность являет собой «непосредственную угрозу возникновения возможных плацдармов для отступления действующих по всему миру террористических организаций и криминальных структур, а также угрозу глобальной системе энерго- и ресурсообеспечения и международной торговле». Тем самым, она приобретает центральную значимость для безопасности Германии.
5. Миграция может выйти из-под контроля
Из-за гражданской ли войны, изгнания, нищеты или голода: уже сейчас миллионы людей по всему миру покидают свою родину. Из-за глобальной разницы в доходах в грядущие десятилетия ожидается «растущий миграционный потенциал», констатирует Белая книга. Европа и в особенности Германия при этом становятся привлекательной целью для мигрантов и беженцев.
Правда, миграция сама по себе не несет угрозы безопасности Германии, пишет правительство. Напротив, федеральное правительство в силу демографического развития Германии заинтересовано в миграции. Есть и ограничение: «Длительные притоки беженцев, а также неконтролируемая и нерегулярная миграция могут, все же, представлять опасность безопасности как непосредственно затронутых этим областей, так и Европы и Германии».
Способности принять новых беженцев и интегрировать их может не хватать, непосредственным следствием чего будет возникновение нестабильности. Иными словами: правительство Германии обозначает собственную политику 2015 года — неконтролируемую миграцию — как угрозу безопасности.
6. Радикальный национализм раскалывает общество
ЕС грозят особые риски «вследствие одновременности последствий экономического и финансового кризиса, кризиса в ситуации с беженцами и нестабильности на внешних границах», говорится в Белой книге. Из-за стремления учесть национальные интересы в некоторых странах-членах ЕС европейский проект находится под давлением: ЕС стоит перед задачей «сохранения внутренней сплоченности и солидарности между отдельными своими членами».
Лишь если путем значительных затрат удастся «преодолеть линии внутреннего разлома, успешно противостоять центробежным силам и тем самым основательно усилить внутреннюю сплоченность и единство ЕС, этот обладающий и в будущем стабилизирующим действием эффект распространится и на наших соседей». Данный процесс не обозначается в Белой книге как угроза безопасности Германии.
Подлежит описанию и упрочение сил антиглобализации: описывается «интровертный и часто радикальный национализм, склонный к насилию экстремизм и религиозный фанатизм как выражение дефицита идентичности и легитимности». Дело может заключаться в том, что при этом речь идет не о внешней угрозе, а о внутренней: силы АдГ без проблем могут классифицироваться формулой «интровертный национализм», равно как и другие партии в других государствах ЕС. Однако не исключено, что данная угроза европейскому мирному порядку действительно выйдет за границы Белой книги.
7. Спираль гонки вооружения снова раскручивается
Притязания на господство растущих в экономическом плане государств все активней реализуются в региональной гонке вооружения. Данная тенденция к наращиванию вооружения может угрожать стабильности международной системы и непосредственно безопасности Германии, говорится в Белой книге.
Это действительно как для обычных вооружений, так и для новых технологий, которые пока не учитываются действующими режимами контроля за вооружением. Риски, которые сложно рассчитать, связаны и с пролиферацией ядерного, биологического и химического оружия.
8. Под угрозой пути поставок сырья
Экономическое процветание Германии в значительной мере зависит от беспрепятственного использования глобальных информационных, коммуникационных, ресурсных, транспортных и торговых путей, а также от обеспечения снабжения сырьем и энергией. Барьеры на пути доступа к этим ресурсам скрывают за собой значительную угрозу «функциональности нашего государства и благосостоянию».
Названные ресурсы находятся под угрозой, прежде всего, атак террористов и пиратов. Также растущие инвестиции различных государств в реализацию возможностей, «которые должны затруднить третьим сторонам доступ в определенные регионы („антидоступ/антиотказ в доступе“), приобретают особую значимость».
9. Изменение климата дестабилизирует целые государства
Климатические изменения обладают значительными последствиями, угрожающими существованию многочисленных государств и их населения, пишет правительство Германии. Вопрос доступа к воде и другим ограниченным жизненным ресурсам для все большего числа государств и регионов становится угрозой существованию и потому приобретает значимость в контексте политики безопасности, — также и для Германии. Ибо ограниченность ресурсов и демографический рост в регионах с хрупкой государственностью будут обладать дополнительным дестабилизирующим эффектом и вызывать войны и миграцию.
10. Рост населения повышает угрозу риска возникновения эпидемий
Рост населения в мире в сочетании с возрастающей глобальной мобильностью может способствовать распространению по всему миру болезней и эпидемий, а также вызывать пандемии. Опасные возбудители болезней могут попасть и в Германию и представлять угрозу для населения. Это означает возникновение масштабных угроз для нашей системы здравоохранения и значительные экономические затраты.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.