Грех лени

Об унынии, тоске и лености

В.Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

Оптинские старцы предостерегали от уныния, тоски, лености. Преподобный Амвросий писал об унынии:

«Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».

Преподобный Варсонофий описывал это состояние так:

«Словно чума, как некая душевная болезнь, нападает на всех уныние, тоска, жизнь становится немила, не хочется ничего делать».

Причины уныния и тоски

Преподобный Амвросий подробно объяснял, от чего бывает уныние, и напоминал слова святых отцов о тоске как о кресте духовном:

«Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, от того и томимся».

Старец пояснял, что уныние, этот нелегкий духовный крест, слагается из неудобств, окружающих человека и препятствующих исполнению желаемого:

«Это один из нелегких крестов духовных, которые посылаются хотящим спастись и иногда и не хотящим. Тоска ваша слагается из неудобств, вас окружающих и препятствующих исполнению желаемого».

Преподобный Антоний писал, что причиной уныния может быть недостаточность молитвы и духовного чтения:

«Вы мало молитесь Богу и редко когда читаете, я жалею о том, ибо у вас на всё прочее есть время, а на молитву и чтение нет его. От этого-то вы и чувствуете в себе уныние и тоскливость, и беспокойство о своей неизвестности, и недоверчивость. А когда будете чаще пребывать в молитве и печаль свою во всём возлагать на Господа Бога и уповать на Его всесильную помощь, тогда Он и успокоит вашу душу».

Возникает порочный круг, когда человек, оставивший молитвенное правило и духовное чтение, теряет благодать, впадает в уныние и уже не может заставить себя помолиться или почитать духовные книги.

«Как неизбежны осень и зима…»

Преподобный Амвросий писал о том, что и уныние, и душевная тоска неизбежны так же, как неизбежны осень и зима:

«Ты жалуешься на мрак душевный. На это отвечаю тебе словами преподобного Макария Египетского, который говорит, что тело человеческое создано из земли, а для земли, чтобы она произращала плоды, потребны не одна весна и лето, а также осень и зима и еще не всегда ясная погода, а потребен и дождь попеременно. Если бы всегда была жаркая погода, тогда бы всё погорело; если бы всегда был дождь, тогда бы всё попрело. Также потребны не только сильные ветры, но по временам и самые бури, чтобы проносили гнилые и заразительные застои воздуха в гнилых местах».

Уныние и тоска тяжелы для души человека, как потрясения, но без потрясений не может христианин приносить духовных плодов:

«Подобные потрясения потребны для человека-христианина, носящего земляное тело, с которым связана его бессмертная душа. Без таких потрясений христианин не только не может приносить духовных плодов, но может погибнуть от возношения, что и случилось с падшими ангелами. Итак, лучше будем смиряться при наших немощах и неисправности нашей, прося помилования от Господа единым Его милосердием».

Как бороться с унынием, тоской, леностью

Можно ли бороться с унынием или только терпеть как крест духовный? Старцы Оптинские объясняли, что бороться с унынием нужно посильным трудом, псалмопением и молитвой. Если уныние не проходит или только несколько ослабевает, то нужно запастись терпением.

Преподобный Лев на вопрос «Как избавиться от угнетения духа уныния?» отвечал так:

«Вероятно, ты увлекаешься к нему собственною волею. Если оставишь самораспоряжение и будешь начинать всякое дело с благословением Божиим, то с благословением пожнешь мир душевный и прочие плоды Святого Духа. Если оставишь совершенно свою волю, то никогда не будешь ощущать тягостного мрака уныния.

…Уныние преследует всех; даже в великих людях уничтожает спасительные плоды трезвения. Но в простом и истинном послушнике оно не должно иметь места. Кто себя отвергся с упованием на Бога, о чём когда будет унывать? В таковом врагу оскудеша оружия в конец».

На письмо о тоске, унынии старец Лев советовал просить помощи у Бога, молиться, терпеть и не быть в праздности:

«Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, просить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, но и многие пороки приходят».

Преподобный Антоний учил разогревать свой дух чтением духовным, памятью вечности, молитвой:

«Вы жалуетесь, что неспокойны в духе и рассеянны. В таком случае не должно вовсе расслабевать, но дух свой разогревать то чтением духовным, то памятию вечности, то молитвою хотя краткою, говоря ко Господу: “Рассеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное сердце мое страхом Твоим смири и помилуй мя!” Ибо мы без помощи Божией ничего не сильны сделать, даже и с мухами не сладим, не точию с невидимыми врагами».

Те же духовные лекарства прописывал преподобный Макарий:

«…предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва».

Преподобный Амвросий также советовал для борьбы с унынием использовать труд и молитву, терпение и смирение. По своему обыкновению старец наставлял своих чад меткими и образными присказками:

Причащение апостолов

«Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

Преподобный Амвросий учил при унынии думать о том, что мы и недостойны лучшего, от чего сразу же чувствуется облегчение брани:

«Когда найдет хандра, не забудь укорять себя; вспомни, сколько ты виновата пред Господом и перед собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: многи скорби праведным; и: многи раны грешным. Такова жизнь наша здесь: всё скорби и скорби; а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: взыщи мира и пожени и».

Старец Амвросий предлагал также в помощь от печали, тоски и уныния прочесть письма святого Иоанна Златоуста к его духовному чаду диаконисе Олимпиаде:

«В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма святого Златоуста к Олимпиаде… Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную».

Унывающему чаду преподобный Иосиф писал:

«От рассеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвою Иисусовой, а от уныния спасайся плачем о грехах».

Старец Варсонофий наставлял всячески гнать от себя уныние и рассказать о нем своему духовному наставнику:

«Нужно укорять себя за свои немощи и смириться, но всячески гнать от себя уныние, расслабление. Что бы ни случилось, унывать не нужно, а сказать всё старцу».

Не поддаваться искушению

Иногда человек, мучимый унынием, отказывается даже от посещения храма Божия, от причастия под предлогом недостоинства своего. Поступать так нельзя ни в коем случае. Это бесовское искушение. Преподобный Макарий наставлял унывающего, который писал о том, что недостоин причащаться:

«Вы жалуетесь на уныние и безнадежие, коими считая себя недостойным священнослужения и приобщения святых таин. О сем, сколько мог, лично с вами беседовал и теперь скажу в ваше утешение: кто посмеет считать себя достойным столь великого служения величеству славы Божией и приобщения пречистых Его таин тела и крови?»

Старец напоминал слова святых Василия Великого и Иоанна Златоуста:

«Когда уже великие мужи и святые Василий Великий и Иоанн Златоуст не краем языка, но в чувстве сердца взывали к Господу, первый: “Веем, Господи, яко недостойне причащаюся пречистого тела Твоего и честныя крове Твоея”; второй: “Вем, яко несмь достоин, да под кров мой внидеши”, то что мы можем о себе сказать или помыслить?»

Такие советы давали Оптинские старцы для борьбы с унынием, тоской и леностью. Наставления Оптинских старцев полезно всегда иметь под рукой и при необходимости перечитывать.

Леность духовная. №5(39), май 2010 г.

Святой Иоанн Златоуст сказал: «Найди двери собственного сердца, и ты увидишь, что это дверь в Царство Небесное». Но как часто бывает трудно человеку открыть эту дверь, трудно измениться.

Одним из недостатков церковной жизни нашего времени является то, что люди, приходя в храм, только внешним образом изменяют свою жизнь, но не начинают очень трудную работу над своей душой, не изменяют свое сердце. Мы забываем о том, что внешнее воцерковление жизни человека не значит пред очами Божиими ровно ничего. Более того, оно становится фарисейством, если вместе с приобретением облика человека «праведного», человека «божественного», мы внутренне остаемся такими же жесткими, нетерпимыми к недостаткам и немощам других. А иной раз ведем себя как те пресловутые старушки, которые, в своё время, от избытка собственной «праведности» многих жаждущих Бога изгнали из храма: когда юноша или девушка не так одеты, не так свечку ставят, не так кланяются. Святые Отцы учат, что нужно быть очень строгим к себе и милостивым, умеющим прощать других.

Всем понятно, что такое лень физическая, а что означает лень духовная,
как ее преодолеть?

Лень духовная – это когда мы, исповедуясь, причащаясь, венчаясь, приступая к соборованию и другим Таинствам, считаем, что это нечто такое, что Господь дает по милосердию Своему, просто так, как подарок. И что само по себе обладание дарами этих Таинств делает нас добродетельными. Но человек просто оттого, что он формально принял участие в Таинствах, что называется, «отметился», не приобретает ничего. Единственно верно, что этот человек принимает на себя великую долю ответственности за то, что даёт Господь. Нынче же часто мы видим отношение к Таинствам, как к некоему снадобью, некоей таблетке. А многие досужие прихожане стремятся внушать своим знакомым, чтобы они как можно скорее приобщились к этому для решения своих чисто житейских проблем. В таком подходе есть и лукавство, и гордость. На самом же деле, если мы идем к Богу с чистым сердцем, то каждый шаг по ступеням духовного совершенствования нужно совершать с величайшим трепетом и благоговением.

Одним из способов преодоления духовного бездействия, духовной лени и формализма являются наши дела на пользу ближнему. Старцы говорят, что «суть не в том, сколько молитв ты прочитал, а сколько больных посетил». Святой праведный Иоанн Кронштадтский, который призывал к непрестанной молитве, предупреждал о том, как бы дьявол не внушил нам мысль, что наше дело теперь только молиться. И вспомним, сколько практических дел ему удалось совершить во славу Божию, начиная с юности, когда он постоянно помогал беднякам найти свой путь в трудовой жизни, устраивал обители по всей России, духовные союзы, братства.

У преподобного Иоанна Лествичника есть обращение к братии, где он говорит,
что многие скорбят, что не имеют еще мантии, или дьяконства, или священства: «Не печальтесь. Это вам дадут со временем. А вот добрых дел никто не даст».
Наше заблуждение бывает связано с тем, что мы занимаемся самооправданием своего бездействия: мол, когда мне дадут что-то, когда появится возможность, то я смогу доброе дело сделать. На самом деле именно в том положении, которое есть у человека, он должен суметь найти радость и научиться трудиться на благо Господа, Отечества и ближнего своего.

Однако, есть категория верующих, которые стараются переложить свои духовные проблемы на пастыря, на храм, на монастырь, считая, что за них помолятся, — и они получат просимое. Но сам человек должен также предстоять за себя пред Богом. Все умеют просить, но не у всех есть мужество спросить себя — достоин ли он просимого, все ли сделал для Бога? Многие разделяют жизнь и молитву, не осознавая, что жизнь каждого должна быть непрерывным молитвенным
предстоянием перед Богом.

Каждый человек должен понимать, что в духовном пути бывают моменты, когда все держится только на внутренней воле, собранности. Пример для нас — путь Христа. Надо помнить слова Евангелия: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия» (Лк. 9: 62). Человек в молитве просит порой — кто хорошую работу, кто удачи в браке, кто помощи в других нуждах.
Получая же — принимает это как должное. А ведь «кому много дано, с того много и спросится». Поэтому нужно умножать данные Богом таланты, приносить плоды молитвы. Человек, не осознающий этого, как правило, вольно или невольно
совершает много ошибок.

Нужно помнить, что от того, чем мы наполним свой внутренний мир, с чем придем в храм, будет зависеть полнота веры и вся жизнь в возрождающемся обществе.
Зажги лампаду в своем сердце — и мир изменится. Апостолы проповедовали не что иное, как Христа Воскресшего. Не заповеди Десятисловия, не заповеди Блаженства и не иные какие истины были во главе угла в их свидетельстве миру. Но непреходящая духовная радость, пасхальная всепобеждающая благодать, которая подвигала тысячи вокруг них на подвиги мученичества и исповедничества. Ведь тщетна наша вера и наша проповедь христианства без Христа воистину Воскресшего в наших сердцах, без Того, кто есть Истина и Жизнь.

ДУХОВНОСТЬ КАК ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

— Батюшка, я потеряла кошелек. Это воля Божия

или, может быть, я рассеянная такая…

— Скорее всего, это ты рассеянная такая.

( Из приходского разговора).

Даже поверхностное знание жизненных реалий современного церковного общества дает основание утверждать, что помимо прочих, столь привычных для слуха грехов, оно серьезно поражено болезнью безответственности.

Сегодняшний день характеризуется всеобщим параличом серьезности, несмотря на то, что можно встретить очень многих людей, которые бродят по жизни с серьезными до смешного лицами. Это касается не только мирской, но и церковной жизни. Сегодня среди церковных людей можно нередко встретить мертвящую безынициативность, паралич деятельного проявления человеческого ума, творчества, открытости на подлинное, живое, настоящее.

Современному священнику нередко приходится сталкиваться с вялыми, инфантильными, нецелеустремленными, крайне апатичными людьми. Многие прихожане храмов (или насельники возрождающихся обителей) частично или полностью лишены чувства ответственности за свою судьбу пред Богом,
за отношения с духовником, за жизнь своего храма (или обители), за неизменность выбранного жизненного пути.

Безответственность очень ярко видна в тех словесных формулировках своих грехов, которые люди приносят на исповедь: «Я ничего не могу с собой поделать. Не могу не унывать (не могу оставить свой любимый грех, не могу не огрызаться, не могу смиряться, не могу реагировать спокойно, когда мне делают замечания)… Я не могу!».

«Не могу!» означает, что человек отказывается перед Богом осознавать себя причиной и виновником своих собственных грехопадений.

В последнее время издается огромное количество литературы религиозно-философского направления, в которой можно встретить много рассуждений о свободе и «правах человека»; о том, как лучше: «по благословению» или «по совету»; о том, на что имеет право и на что не имеет права духовник. Но очень мало говорится об ответственности самого верующего человека.

Безответственность может выражаться по-разному. Вот, например, наиболее яркий и характерный случай. Одна монахиня утром, придя на послушание, обнаружила, что ее напарница по какой-то причине не вышла. Вечером, возвратившись в келью, она поделилась «радостью» со своей сокелейницей: «Слава Богу, ее сегодня не было на послушании, иначе я бы непременно сорвалась». Каким языком объяснить ей, что каждый человек сам ответствен за собственные срывы?

Нередко можно встретиться с путаницей и смешением понятий личной ответственности и Промысла Божия. Как часто люди любят сваливать ответственность за свои поступки и за свою жизнь на Бога: «Бог попустил», «Бог не благословил». Слишком уж часто использование человеком в качестве оправдания этих прекрасных выражений означает нежелание принять ответственность за свою судьбу и свои действия. Если ты не потрудился, не приложил достаточно усилий, у тебя не получилось, к примеру, сдать экзамен (вовремя расплатиться с долгами или сохранить собственную семью от развала), неужели Бог в этом виноват?

Воля Божия и Промысл Божий, безусловно, действуют в жизни каждого человека, каждого из нас. Но если бы следование воле Божией, Промыслу Божиему было бессмысленным и пассивным плаванием по течению, то в истории Церкви не было бы замечательной христианской государственности, не строились бы монастыри и храмы, не прозвучала бы апостольская проповедь. Христианство бы иссякло и не дошло до
нашего времени, если бы предыдущие поколения собственную пассивность и безответственность прикрывали подобным высоким слогом.

В течение своей жизни, благодаря сотням и тысячам человеческих исповедей, современные пастыри встречаются с огромным количеством людей, которые в тех или иных выражениях очень грамотно (как им кажется, с богословской точки зрения) оправдывают свое избегание ответственности.

Вот несколько типичных примеров безответственности, иногда упакованной в правильные, красивые, вполне религиозные формулы и формулировки:

— «У меня это не получатся» — нежелание брать ответственность за порученное дело;
— «Господь не допустил…» — иногда человек просто не пожелал взять ответственность и завалил дело, обвинив в этом Бога;

— «Если не получилось, значит, нет на то воли Божией» — верно, как и предыдущее высказывание, если человек потрудился сделать все, от него зависящее.
Слова эти сами по себе прекрасны, но будьте внимательны: посмотрите, откуда они исходят. Под ними нередко скрывается безответственность.

Одним из наиболее ярких примеров ухода от ответственности является греховное неконтролируемое поведение, ставшее для многих людей нормой, привычкой. Оправдание (психологическая защита, с помощью которой человек оправдывает свой греховный поступок, см. ГОЛОС ОБИТЕЛИ №№ 4 — 6 за 2007г.) звучит так: «Я этого не хотел, это моя страсть, я ничего не могу поделать, это сильнее меня».

Другое характерное самооправдание: «бес попутал». Т.е. я давал обет не курить, не пить, не блудить, не раздражаться, не унывать и так далее. На исповеди каялся, и священнику обещал исправиться, но вдруг опять меня «бес попутал».
То, за что человек ответствен пред Богом сам, сваливается на бесов, которые с нами не могут делать ничего без нашего ведома и нашей воли.

Ложь в такой ситуации состоит в том, что человек утверждает, будто его страсть является чем-то, независящим от него самого.

Ещё одной формулой ухода от ответственности является её перенос на другого человека. Имея духовника, люди перелагают свою ответственность за свои грехопадения и за свои жизненные ошибки именно на него. Такой своеобразный маневр можно наблюдать в жизни многих и многих людей.

Человек, полагая, что он полностью передает себя в послушание духовному отцу, под видом отказа от своей воли практически отказывается от ответственности за свои решения и поступки. Хотя на самом деле под послушанием многие подразумевают чувство защищенности, осознание того, что духовник о тебе заботится, предположение, что если ты не помолишься, то духовник это сделает за тебя и тому подобное; но стоит духовнику начать указывать на подлинные грехи и недостатки человека, поднимется буря возмущения, обиды и негодования. Пришедший на исповедь уверен в том, что батюшка, который, по его представлениям, «отвечает» за него, примет его, пожалеет, прочитает разрешительную молитву, допустит до причастия и этим как бы подтвердит нормальность, легитимность его греховного поведения.

На исповеди такие люди буквально сваливают на плечи священника все свои проблемы. Причем о том, как они сами пытаются разрешить, развязать свои жизненные узлы, они не говорят, поскольку, чаще всего, просто отучились (или вовсе никогда не умели) делать это самостоятельно. Они ждут исповеди, ждут встречи со священником, иногда спрашивают, как бороться с грехами, а на самом деле противостоять греху не хотят. Как только речь заходит о реальной работе по борьбе со страстями, оказывается, что проводить ее они совершенно не собираются. Священник дает им маленькую епитимью — прочитать небольшую книжку или положить несколько поклонов… На следующей исповеди оказывается, что они не могут найти для этого времени! Если какая-то внутренняя работа в них происходит, то только в присутствии духовника.

Для того чтобы найти оправдание безответственности, собственное нежелание отвечать за свои мысли, чувства и поступки, среди церковных людей существует очень интересное оправдание. Человек, не желающий ответственно принимать решение, ответственно жить, находит оправдание собственной безответственности в замечательном и глубоко духовном принципе послушания. В современной церковной среде это вылилось в классическую формулу: «Как благословите…». И здесь важно понять: когда речь идет действительно о послушании, а когда о нежелании принимать ответственность за то или иное решение.

Принятие ответственности за свою жизнь тождественно богатству проживания этой жизни. Духовник может помочь человеку осознать, что, приняв ответственность за каждую эмоцию, за каждое движение, за каждый свой поступок и перестав возлагать её на других людей, он обретает полноту проживания собственной жизни.

Благословение рассматривается как благое слово духовника, полагаемое на ответственное решение человека. За словами «как благословите» (сами-то слова прекрасны, постановка вопроса прекрасна!) очень часто прячется просто нежелание самому решать, самому думать. Поэтому, если посмотреть на судьбу современных пастырей, то чаще всего целыми днями они занимаются тем, что направо и налево решают вопросы своих пасомых, не имеющие никакого отношения к собственно
духовной жизни. Нередко можно увидеть духовных чад, буквально «повисших» на духовниках. Вопросы их личной жизни, по их убеждению, должны решать пастыри, поскольку под предлогом «жизни в полном послушании» чада совершенно разучились брать на себя ответственность.

В современной церковной среде, к сожалению, достаточно часто встречаются люди, которые без устали повторяют «как благословите», пряча за этими словами свое нежелание брать на себя ответственность за собственную жизнь, за собственные помыслы и поступки.

Откуда берется лень и как с ней бороться

Если у тебя внезапно появится желание работать, сядь и успокойся, оно пройдет само

«Труднее бороться с самим собой, ведь силы-то равны» — эта фраза вполне могла бы стать девизом для тех, кто провел на поле боя с ленью не один день своей жизни.

Когда в «раю всё спокойно», мы не знаем усталости, глаза горят и все кажется возможным, сложности не вызывают сомнений, бросая вызов и подстегивая на самые смелые решения. Но в один «непрекрасный момент» все желание и силы сходят на нет: и мы откладываем, оттягиваем, сдвигаем сроки, а иногда вовсе отказываемся от задуманного…

Лень — это хорошо или плохо?

Лень — в переводе с лат. lenus означает «медлительный, вялый». Но в то время как одни видели в ней негативное качество воли, отсутствие или недостаток трудолюбия, другие, предаваясь ей, достигали высот и избегали лишнего стресса.

Исследователи университета штата Флорида провели масштабный эксперимент, который доказал качественную разницу между студентами, которые все время «зубрят» материалы в библиотеке и теми, кто больше слоняется без дела и «витает в облаках». Студентам раздали браслеты, считывающие степень активности в течение дня, и, оказалось, что умным студентам свойственно бездельничать, но при этом их продуктивность гораздо выше, чем у тех, что все время заняты умственной работой и быстрее утомляются.

Нет смысла откладывать на завтра то, что вы не хотите делать в этой жизни.

Однако признаться себе и тем более окружающим в лени — непросто, ведь с детства нам знакомы сказки, где хорошие девочки всегда трудятся, не знают усталости и получают от жизни всё, а ленивые — опозоренные, всегда остаются ни с чем. Правда, в реальной жизни даже хорошие девочки не застрахованы от ошибок и трудностей. — и тогда настает звездный час «Её величества Лени».

Итак, с виду безобидная лень стала ассоциироваться с неминуемым провалом и неумением взять себя в руки, в то время как упускается из виду природа её возникновения. Укоряя себя за «слабость», многие начинают себя подгонять или испытывать неприятный осадок, поддавшись лени — и тем самым еще больше уставая, теряя радость от жизни и изнашивая свой организм.

Иногда её «царские» замашки в виде вялости и неторопливости, скуки и праздного безделья сменяются набившей многим оскомину псевдодеятельной прокрастинацией — с ленью у нее много общего, но откладывание «на потом» неприятных мыслей и дел, перенос сроков и встреч может перерасти в плохую привычку, не приносящую ни пользы, ни прогресса в делах.

Еще в 2015 году в авторитетном научном Журнале психологии и здоровья (Journal of Health Psychology) была опубликована статья о том, что слабая физическая активность для людей интеллектуального труда не просто характерна, но и нормальна: так устроен наш мозг, которому необходимо время для обработки информации и восстановления когнитивных ресурсов.

Так что же такое лень?

Лень — это, прежде всего, сигнал, защитный механизм, предупреждающий о чем-либо. Например, о некоем сбое, непреодолимом препятствии, недостатке тех или иных ресурсов или переизбытке каких-то раздражителей, а иногда и начале болезни. Лень — это тайм-аут, о котором просит наше тело и разум, и, чтобы не выйти из игры, важно быть внимательной и использовать её с умом.

С чего начинается лень

Когда на меня саму наваливается беспробудная лень, я беру небольшую паузу и задумываюсь: что именно мешает мне сделать то или иное дело здесь и сейчас? Это самая простая и довольная эффективная практика, которая помогает вовремя подкорректировать свою жизнь без страданий и насилия над собой.

Проверьте для начала свои цели — в чем они заключаются и почему они важны для вас. Ключевое слово — для вас, а не вашего мужа, родителей, босса, подруг и т. д. Ставя перед собой свои собственные цели, вам нет нужды ждать чьего-либо одобрения. Вы сами создаете свое счастье, свое настроение и успех, и одно осознание этого факта уже поможет вам проснуться рано утром с улыбкой на лице и даже заниматься рутинной работой с удовольствием — ведь это очередной шажок к вашей мечте!

Если же, лежа на диване, вы ловите себя на мысли, что «в том, что я делаю, нет смысла», «неизвестно, что делать дальше», «это капля в море» и т. д. — лень, скорее всего, вызвана отсутствием достижимой цели или мечты, неравномерным планированием или ошибках при постановке задач. Возьмите листок и ручку, расставьте приоритеты и разбейте цель на несколько пунктов — ешьте слона по частям и наслаждайтесь каждым этапом процесса! Пугает объём предстоящей работы? Учитесь делегировать рутинные задачи и концентрируйтесь на том, что вы умеете делать особенно хорошо — это поможет вам «раскачаться» и снова поверить в успех.

Одна из заповедей черногорца: обязательно поставь около кровати стул, потому что после сна надо присесть, чтобы отдохнуть.

Еще один прием, который я постоянно использую в борьбе с бездельем — действую, согласно закону Парето — когда 80% результата достигается за 20% времени (проще говоря, не всегда нужно много работать, чтобы быть достичь результата). Не бойтесь «лениться», как это делали многие гении своего времени — постоянно быть эффективным невозможно, но, если для шедевра нужны силы — весь мир может немного подождать.

Мой любимый пример — «Мона Лиза» Леонардо да Винчи — художнику понадобилось целых 15 лет, чтобы закончить культовый портрет. При этом сам да Винчи признавал свою вредную привычку и даже перед смертью извинился перед Богом и человеком за то, что очень многое не выполнил. Великий классик русской литературы Лев Толстой тоже сокрушался над собственной ленью, но посмотрите на полное собрание его сочинений!

Будьте креативнее и не отказывайте себе в удовольствии ничего не делать хотя бы полчаса — озарения могут подстерегать вас даже на диване!

Стоит только захотеть

Правильная мотивация — лучшее средство в борьбе с ленью. Это то, что «зажигает» вас с первой минуты пробуждения и помогает светиться изнутри и излучать энергию. Мотивация во многом зависит от ценностей, которые как и цели, должны исходить от вас.

Не поддавайтесь зависти — изучайте вдоль и поперек собственные мечты: повышение само по себе весит куда меньше, чем радость исполнения желаний в полной мере. Чаще спрашивайте себя, зачем оно вам надо? Ради чего большего вы это делаете? Как это приблизит вас к счастью? Тогда у вас будет не один повод просыпаться по утрам!

Например, если лень настигнет вас врасплох во время готовки или организации семейного праздника с бесконечной беготней в поисках фотографа, адекватного сценария и развлечений, спросите себя, ради чего (кого) вы это делаете? Если семья — ваша самая дорогая ценность, то думайте не о богатом столе или приглашенных гостях, а об улыбках ваших детей, радости любимых, ведь это то бóльшее, ради чего стоило всё начинать. Как бывший фитнес-тренер могу с уверенностью сказать, что идти на тренировку или вставать на утреннюю пробежку будет намного проще, если ценности относительно здорового образа жизни и долголетия совпадают с вашим мировоззрением и стилем жизни, а не советом подруги или замечанием бойфренда.

«Ленивые всегда собираются сделать что-нибудь», — Люк де Клапье Вовенарг.

А ещё боритесь с ленью её же средствами. Выбирайте самый лакомый кусочек! Что вам кажется более заманчивым и весомым: нежиться в теплой постели или получить долгожданное повышение, которое поможет заработать на квартиру в любимом районе? Пересмотреть сериал, который помните наизусть, или ловить на себе восхищенные взгляды, добившись подтянутой фигуры, которой вы будете по-настоящему гордиться? Пролистать ленту новостей-однодневок с чужими улыбками и мыслями или стать автором собственного блога или путешествия на край света, о котором мечтали с детства?

Лень — двигатель прогресса

Как ни странно, во многом благодаря лени человечество быстрее избавляется от проводов, «живых» очередей и ручного труда на производстве. Позвольте и вы своей лени сделать вашу жизнь лучше и комфортнее!

Вот несколько способов оптимизировать любую рутину:

  1. Лень писать однотипные письма несколько раз в день — наладьте автоматическую отправку и создайте несколько шаблонов, которые можно отправлять нажатием всего двух клавиш.
  2. Лень тратить на готовку половину каждого дня — запаситесь заготовками на неделю, которые уже расфасованы на каждый прием пищи, и нет нужды задумываться о меню.
  3. Уборка не будет препятствием, если вы станете уделять по 15 минут каждой комнате, но каждый день — во-первых, за это время можно «перетерпеть» лень и продолжить убираться столько, сколько потребуется, а, во-вторых, с каждым днем на наведение чистоты действительно понадобится не так уж много времени и сил.
  4. Еще одно дело, связанное с уборкой и ленью, как ни что другое — это вынос мусора. Кто бы мог подумать, что фраза «Разделяй и властвуй» прекрасно подойдет и тут: чем осознанней мы относимся к сортировке мусора, тем меньше забот он нам приносит (как и природе). Например, заведите специальные коробки для стекла, батареек, пластика и т. д., которые можно отвозить в пункты на переработку раз в месяц, а то и полгода; используйте повторно полиэтиленовые пакеты, коробки, бутылки — и вы заметите, что количество ежедневного мусора заметно сократится.
  5. Очень часто нам лень куда-то идти, потому что нет настроения и нечего надеть — заготовки помогут и в вашем собственном шкафу! Будучи в хорошем и бодром настроении соберите готовые комплекты на разные случаи: на прогулку, в спортзал, на собеседование или свидание. Очень важно, чтобы это были те луки, в которых вы чувствуете себя на все 100 процентов — тогда они обязательно вас выручат в нужный момент!
  6. Если вам хотелось бы больше читать, но как только вы открываете книгу, на вас наваливается вселенская лень и скука, не ограничивайтесь бумажными экземплярами у себя дома! Читайте и учитесь в дороге, слушайте образовательные подкасты за рулем, откройте для себя прелесть аудиоспектаклей и качественных аудиокниг во время домашней рутины, ищите самые уютные места в городе или организуйте читательский клуб в любимом кафе!

«Нездоровая» лень

Мечтаете поспать недельку? Прежде чем начать бороться с ленью, убедитесь, что это действительно лень, а не кое-что посерьезнее. Наш организм говорит с нами об усталости, перенапряжении, авитаминозе, эмоциональном выгорании на «своем» языке — поэтому, вовремя распознав причины нежелания что-либо делать, можно сохранить свое здоровье.

Как отличить «здоровую» лень от первых симптомов серьезного заболевания (например, СХУ — синдрома хронической усталости):

  • Лень, чаще всего, — реакция на конкретный раздражитель в виде надвигающегося дедлайна или неопределенности в результате, которая ослабевает при смене деятельности или сроков, в то время как СХУ — это состояние, которое не зависит от текущего положения дел (С облегчением вздохнули и заулыбались, если на проект выделили еще неделю? Беритесь за дело, тогда лень вам не помеха. Сдвинутые сроки не вызывают эмоций? Возможно, это не просто лень).
  • Лень накатывает «волнами». Если отключить гаджеты с соцсетями и сериалами (которые серьезно влияют на ощущение времени), вы можете заметить, что вам становится скучно и «чего-то» хочется: съесть что-то, поспать, испытать позитивные эмоции и т. д. А вот, если вам ничего не хочется, и вы не замечаете, как быстро проходит день — налицо накопленная эмоциональная усталость.
  • Лень «разгоняется» внешними факторами. Внезапный звонок, случайные гости, срочное дело могут придать энергии и отвлечь от забот, в отличие от СХУ, когда раздражители извне только раздражают, а то и вовсе не пробиваются сквозь апатию и безразличие.
  • Лень можно контролировать. Да, поддаться ей проще простого, но и бороться с ней вам по силам и без посторонней помощи. Сложнее при перенапряжении дать адекватную оценку своей усталости, поэтому чаще всего без поддержки друзей и близких не обойтись.
  • Лень «любит поспать». Возможность подольше задержаться в постели или подремать днём связана с приятными ощущениями и беззаботностью (сон как удовольствие), в то время как перенапряжение чревато нарушениями циклов сна, бессонницей или, наоборот, сонливостью, которая не проходит неделями.

Лень, как и боль, нельзя считать «слабостью» — она так же естественна, как желание отдернуть руку от огня или зевнуть на ночь глядя. Игнорирование сигналов своего тела не сделает вас сильнее, оно лишь создаст иллюзию, что «можно и так», но радость от такой жизни будет значительно короче, чем полчаса, проведенные на диване.

Не боритесь с ленью — прислушайтесь к себе, возьмите тайм-аут и вы обязательно найдете внутри себя то самое «лекарство» от безделья, которое так давно искали. Удачи!

Как перестать быть ленивым. Или 10 простых способов перестать бездельничать

Когда я был молод, мне было чуть больше 20, я часто ленился. На самом деле это было слишком часто. И поэтому у меня не получалось:

  • Сделать мою учебную работу в хорошем виде и приходилось зубрить, и получал стресс за несколько дней до экзамена.
  • Тренироваться, готовить и кушать здоровую пищу, потому что это было слишком трудно, и я получил 10+ килограмм веса, в то время как я запустил своё тело.
  • Позаботится о моем личном росте и мечтах, но в основном просто позволил всему этому соскользнуть к “когда-нибудь”, и эти вещи остались мечтами.

10+ лет спустя я все еще люблю бездельничать и не делать много вообще.

Но также я узнал, как держать мою лень в умеренном и здоровом количестве, вместо того, чтобы позволить ей удерживать меня и застрять в том же месте оправданий на годы, так как это было раньше.

На этой неделе я хотел бы поделиться 10 простыми привычками, которые помогли мне добиться результата и перестать быть таким ленивым, получить то, что действительно важно, работая умнее. В то же время имея возможность для отдыха без чувства вины, чтобы проводить его так, как мне нравится.

1. Будьте добры к себе.

Когда чувствуете, что вы, были слишком ленивы в последнее время — бессмысленно укорять себя в надежде, что это приведет к принятию мер.

Хотя, иногда так и бывает.

Но я обнаружил, что самообвинения чаще всего приводит к чувству вины и неудачи.

И поэтому вы чувствуете себя менее мотивированным для достижения цели и вы её откладываете просто потому что, кажется что нет смысла даже пытаться.

Вместо того, чтобы застрять на одном месте в этом месте, я рекомендую осторожно подталкивать себя к следующему совету в этой статье, Когда вы чувствуете, что хотите укорить себя.

2. Начните с небольшого шага вперед.

Самое трудное, за частую — это просто начать.

Поэтому сделайте так, чтобы было как можно проще, уменьшить внутреннее сопротивление и фактически принять меры. Начните с небольшого шага вперед:

  • Бегите всего 3 минуты.
  • Сделайте блюдо за 5 минут.
  • Напишите об этом в отчете, который вы откладывали, в течении 10 минут.

Я использую эту привычку почти каждый день.

Например, создавая новый курс, моей ежедневной целью в течение последних месяцев было писать 1 страницу в день. И теперь, когда это сделано, следующая цель — это редактировать 1 страницу.

Вот и все. И как результат — я написал или отредактировал значительно больше каждый день.

3. Сделайте небольшую часть того, что важнее в первую очередь.

Чтобы почувствовать, что вы можете наслаждаться своим ленивым отдыхом полностью и без чувства вины, нужно сделать то, что действительно имеет значение в долгосрочной перспективе.

Так что начните свой день с этого. Самый простой способ облегчить это для себя — это разбить глобальную задачу на меньшие подзадачи, а затем сосредоточиться только на первом пункте.

Займитесь этим прямо сейчас, чтобы войти в эффективное и сосредоточенное мышление.

Тем самым вы задаете хороший тон своему дню. Вы получаете этот быстрый 5-10-минутный выигрыш в первую очередь, и вы будете гораздо более мотивированы, чтобы продолжать идти по выбранному пути в течение дня.

А если у вас возникли проблемы с соблюдением временных рамок, воспользуйтесь приложением на телефоне или обычным таймером.

4. Цикл с полностью сфокусированной работой с небольшими перерывами на отдых.

Чтобы облегчить вашу повседневную работу, сделайте небольшие перерывы между выполнением короткого, но целенаправленного интервала работы.

Скажите себе: я буду работать 20 минут над этой задачей сейчас, а затем я могу взять 5 или 10 минут отдыха.

Разбивая работу на части – и работа кажется менее сложной.

И вы будете чувствовать себя энергичным и мотивированным дольше и делать работу лучше, если вы позволите себе эти перерывы и время, чтобы посёрфить на Facebook, поиграть игрой или просто короткую прогулкой в парке.

Затем, по прошествии некоторого времени, вы можете захотеть поработать 40 минут, прежде чем сделать 10-минутный перерыв. Но сначала полегче с собой.

И если у вас есть ограничение по срокам, то используйте приложение на телефоне или простой таймер.

5. Временно отключите пути эвакуации.

Если вы просто сядете за компьютер и попытаетесь полностью сосредоточиться на работе в течении 5 или 20 минут, и при этом не удалите те вещи, которые вы обычно используете для прокрастинации – это не приведет к нужному результату.

Поэтому спросите себя: куда я обычно убегаю вместо того, чтобы делать свою работу?

Для меня это, например, часто мой смартфон и проверка соцсетей или случайный интернет-браузер.

Поэтому я ставлю свой телефон в бесшумный режим, и оставляю его в другом конце дома, когда я работаю. Создавая это небольшое физическое препятствие, я избегаю телефонной ловушки, возможно, в 95% случаев.

Если вы:

  • Имеете такую проблему с играми – уберите раздражитель далеко от вас пока вы работаете.
  • Просматриваете Facebook или другие веб-сайты на вашем компьютере – заблокируйте на время работы с помощью специальных программ.
  • Смотрите телевизор – отключите его или полностью откажитесь от просмотра телевизора.

6. Перечислите плюсы и минусы для обновленной мотивации.

Задавая себе лучшие вопросы, вы, как правило, даете лучшие ответы.

Два набора вопросов, которые я задал себе с закрытыми глазами, и которые усилили мою мотивацию много раз:

  • Как будет выглядеть моя жизнь через 5 лет, если я просто продолжу оставаться на том же пути, что и сейчас?
  • Как жизнь может стать хуже для меня и, возможно, даже для людей вокруг меня?

Это не похоже на порицание себя, а скорее трезвое исследование того, куда вы направляетесь.

И это может быть неудобно, но постарайтесь увидеть негативные последствия так ярко, как только вы можете в своем уме, чтобы запустить свои положительные изменения.

Тогда спросите себя:

  • Как будет выглядеть моя жизнь через 1 год, если я начну, придерживаться его и продолжать идти с этим изменением?
  • Как жизнь улучшится не только для меня, но и для людей, которых я люблю, если я буду придерживаться этого?

7. Разгрузите вашу жизнь.

Когда ваша жизнь слишком сумбурна и перегружена, вы можете отключиться и лениво лежа на диване просто смотря телевизор или смартфон.

Если это так, то начните разгружать как рабочее время, так и свое личное. Два вопроса, которые помогли мне сделать это и выяснить, что является наиболее важным:

  • Над чем бы я работал, если бы у меня было только 2 часа на работу сегодня?
  • Если бы у меня был только 1 час свободного времени сегодня, как бы я его провел?

Используйте эти вопросы, чтобы выйти из старой колеи, немного поставить под сомнение свой обычный день и найти свои главные приоритеты.

Затем посмотрите, что вы можете исключить, минимизировать или, возможно, делегировать вещи, которые не так важны или имеет слабый приоритет.

8. Воспринимайте ошибки, как урок.

Страх неудачи может диктовать вам делать более легкие вещи или же удерживать вас в том состоянии, которое вы рассматривать как лень.

Но каждый, кто идет к тому, что он действительно хочет за пределами своей зоны комфорта спотыкается и терпит неудачу время от времени. Это просто часть хорошо прожитой жизни (даже если мы не слышим о неудачах людей так же часто, как и об их успехах).

Рассматривайте неудачу как опыт обучения и как способ быть более конструктивным и добрым к себе.

Вы можете сделать это, задав себе эти два вопроса после того, как вы споткнулись:

  • Чему я могу научиться в этой ситуации?
  • Как бы мой лучший друг/близкие поддержал меня и помог мне в этой ситуации? (Тогда поговорите сами с собой и делайте то, что делала бы она или он).

9. Впустите энтузиазм, энергию и мотивацию других.

Всё, что вы впускаете в свой ум и в свою жизнь — влияет на вас.

Если люди, с которыми вы общаетесь больше всего, обычно немного ленивы в работе или обучении, то легко и просто приспособиться к этому настроению и образу мышления.

Но если вы проводите больше времени с мотивированными людьми в реальной жизни и через книги, интернет, подкасты и аудиокниги — это начнет влиять на ваше мышление и настроение тоже.

Поэтому подумайте о том, что вы позволяете себе ежедневно и еженедельно, и если вы хотите внести некоторые изменения в это.

10. По-настоящему цените и наслаждайтесь своим отдыхом.

Время, потраченное на простое безделье, помогает мне расслабиться и зарядиться энергией, и это делает меня счастливым.

Но если я делаю это слишком часто, то это становится менее здоровым для меня. Это:

  • Начинает расстраивать меня, потому что я не двигаюсь вперед к тому, что я хочу.
  • Создает стресс вместо того, чтобы расслабить меня, потому что я не получаю то, что важно, и это может иметь негативные последствия довольно быстро.

Тем не менее, в умеренном количестве тратить некоторое время на то, чтобы быть ленивым, действительно очень полезно для меня.

И я обнаружил, что когда вы думаете о том, как вы хотите провести свой отдых – независимо от того, 10–минутный это перерыв или ленивое воскресенье, лучше использовать это время на что-то, что вам действительно нравится. Например, чтение любимой книги, а не бесцельный просмотр телепередач.

Я также узнал, что когда я провожу свой отдых более сознательно, я более мотивирован и полон энергии, чтобы вернуться к работе позже.

Поэтому я обязательно ценю и полностью наслаждаюсь отдыхом, который я создаю для себя, потому что я знаю, что это принесет мне пользу несколькими важными способами.

Вот следующий шаг…

Теперь вы можете думать сами:

«Это действительно полезная информация. Но какой самый простой способ применить это на практике, на самом деле придерживаться его и не лениться, даже когда я действительно немотивирован?”.

Семь пороков и как избавиться от негатива?

Не ошибусь, если скажу, что половину, а то и 60 процентов из нас с детства учили о существовании семи смертных грехов, и преподносили их в довольно пугающем аспекте. Например, если человек ввяз в каком-то из них, то он уже никогда не сможет избавиться от порока и исправить свою дальнейшую жизнь, или сделать это самостоятельно ему будет очень сложно.

Любой практикующий эзотерик подтвердит, что в основе любой проблемы, возникшей на жизненном пути человека, лежит какой-то из пороков. Но для того, чтобы от него избавиться и решить эту проблему, совсем не обязательно выполнять сложные ритуалы под руководством опытного шамана. Достаточно признать в себе наличие этого порока и устранить его.

Семь смертных грехов, несмотря на свое жутковатое название, – ни что иное, как информация, которую человеку необходимо понять, принять и обработать. Если вы не убегаете от правды и признаете, что водится за вами такой-то грешок, значит, вы уже практически готовы бороться с ним.

У многих из моих слушателей в начале нашего общения, нашей совместной работы по исправлению судьбы возникали вопросы:

  • Почему я должен/должна считать обиду проявлением порока гордыни, если меня действительно незаслуженно обидели?
  • Что плохого в том, что я пытаюсь казаться лучше, чем есть?
  • Почему я должен/должна сдерживать гнев, если считаю необходимым «выпустить пар», мне так легче?
  • Почему я не имею права немного погрустить и похандрить? Может, я, таким образом, даю организму передышку?

Отвечу для всех, кто сейчас задается подобными вопросами, находится в легком недоумении и не считает семь смертных грехов пороками, или не умет отличать их: право вы, конечно же, имеете – и на выбор линии поведения, и на борьбу или неборьбу со страстями, и на принятие или непринятие их в себе. Но вы должны знать, что именно они, эти семь пороков, оказывают влияние на проявление деструктивных эмоций, на формирование вашего характера и на вашу дальнейшую судьбу.

Да, вас могли обидеть, но не несите эту обиду в себе всю жизнь, не вспоминайте обидчика по поводу и без повода по сто раз в день – это мешает не ему, а вам. Этим вы разрушаете свой успех и свое благополучие. Этими негативными мыслями вы заполняете все свое пространство и не оставляете места спасительным положительным эмоциям. В этом и состоит самая большая опасность смертного греха – самоуничтожении, собственноручном убийстве своего светлого будущего.

Отпустите вы этого обидчика с Богом и забудьте о нем. Что с ним случится дальше – не ваши проблемы. Ваша задача – не разобидеться, не впасть в гордыню или какой-то другой порок, а вести себя максимально благоразумно, воздерживаться от ненужных негативных эмоций и целенаправленно следовать своей основной задаче – становиться успешным и счастливым.

Чтобы вам было легче ориентироваться, предлагаю короткие характеристики всех семи грехов и методы избавления от них.

1. Гордыня. Этот порок – первоисточник всех обид, недовольства жизнью и людьми, а также возвышение себя над окружающими и нарушение важного Вселенского закона свободы проявления каждого живого существа. Возводя себя на пьедестал, вы осознанно преувеличиваете собственную значимость и приуменьшаете значимость всех остальных – не уважаете божественный замысел о равных возможностях и свободе выбора жизни в материальном мире.
Как бороться – проникнитесь любовью и уважением ко всем, неважно от их положения, статуса, формы существования. Попытайтесь осознать, что и они, и вы – часть единой целой Вселенной, живите в гармонии с миром.
2. Тщеславие. Попытка казаться лучше, чем вы есть на самом деле, пускание «золотой пыли» в глаза окружающим – это нехорошо, это грешно и чревато для самого носителя порока. Постоянное пребывание в маске рано или поздно вызывает зависимость от общественного мнения, уничтожение вашей индивидуальности.
Как бороться – заменить желание «казаться» на желание «быть». То есть, если человек хочет измениться внешне, то должен использовать для этого экологичные методы – занятия в спортзале, изменение стиля одежды, естественное похудение, изменение стиля речи. Почему эти методы полезнее, чем обычная пластическая операция или постоянное притворство? Совершая какое-то действие на физическом уровне (занятия спортом, например), человек меняет и образ мышления, начинает думать с позиции уже измененной, более совершенной, личности, растет в личностном плане.
3. Ненормированность. Другими словами – жадность, зацикленность на материальных ценностях. На самом деле, цепляние за что-либо ни к чему хорошему не приводит, человек становится рабом. А быть рабом вещей, согласитесь, как-то нелогично. Личность проявляется в свободе, в первую очередь, в умении отличать истинные ценности от надуманных.
Опасность этого порока – в постоянных потерях и разочаровании, как результате потерь.
Как бороться – поменять свое отношение к вещам, осознать, что истинные ценности не могут быть материальными, даже дорогой автомобиль и большой дом – это средства для нормальной жизни, а объекты поклонения. Истинная ценность – внутри вас. Это ваша вера, ваша способность к изменениям в лучшую строну.
4. Зависть. Как вы реагируете на успех других людей? Особенно знакомых, особенно, ничем не отличившихся ранее? Негативная реакция, неприятие чужого успеха – признак зависти. Зависть мешает человеку достигать собственных высот, поскольку он живет в постоянном опасении, что кто-то лучше него, кто-то успешнее, кто-то красивее, кто-то богаче. Когда же реализовывать себя, если все время считаешь чужие удачи и злишься при этом?
Как бороться – избавиться от презрения к более успешным людям, тем более, что они даже не замечают ваших чувств и они никак не влияет на их успех. Живите без оглядки на других, сконцентрируйтесь на своем деле, и вы обязательно преуспеете.
5. Похоть. Физическая близость с человеком, не подкрепленная искренними чувствами, любовью. Убивает в человеке основное жизнеутверждающее ощущение любви. Ничего не дает, кроме удовлетворения инстинктов, превращает человека в биоробота – без чувств и эмоций.
Опасность порока – риск остаться одиноким.
Как бороться – не позволять себе интимную близость, если не испытываете никаких чувств к партнеру. Близость – это проявление любви, а при ее отсутствии близость не может быть полноценной.
6. Гнев. Одна из форм проявления страха. Далеко не каждый готов признаться себе, в боязни чего-то или кого-то. Агрессия – отличная маскировка истинного ощущения. Гнев – это стремление уничтожить объект, вызывающий страх.
Как бороться – при помощи анализа ситуации или человека, от которых исходит энергия опасности, страха. Возможно, они не настолько опасны, как вы думаете. Проработайте все свои страхи, поймите их суть – будете знать их первопричину, быстро сможете избавиться.
7. Уныние и лень. Появление депрессивных мыслей многие спешат списать на усталость. Но затяжная депрессия, утрата смысла жизни, нежелание что-либо делать не могут служить оправданием лени. В состоянии постоянной хандры невозможно реализовать себя и стать успешным человеком.
Как бороться – дайте себе немного отдыха – и в физическом, и в моральном плане. Побудьте какое-то время в одиночестве, отпустите все мысли, не предпринимайте никаких действий. Такое состояние вам быстро наскучит и приведет вас в тонус. Найдите мотивацию для действий – пообещайте себе поездку, покупку, встречу с друзьями. Выход из состояния лени и труд обязательно должны быть вознаграждены.
Избегайте деструктивных эмоций, постарайтесь не притягивать в свою жизнь негатива, будьте открыты миру, испытывайте любовь – и тогда ни один из семи грехов к вам не прицепится.

Искандер Джин