Храм Дмитрий солунский

Маленький храм с большой историей

Спустя двадцать лет в сельце возвели деревянную церковь во имя христианского великомученика IV века Дмитрия Солунского, и Гузеево стали именовать селом Дмитровским.

Святой Димитрия Солунский, живший в IV веке, назначен был указом римского императора Максимилиана проконсулом в Салониках (славянское название – Солунь), получив приказ защищать город и истреблять христиан. Однако Дмитрий, вопреки императорскому указу, принял святое крещение и стал открыто учить горожан христианской вере. Разгневанный император повелел бросить проконсула в темницу, где 26 октября 306 года его казнили копьями. Верный слуга святой Лупп собрал кровь казненного на полотенце, омочил его перстень в крови и ими исцелял недужных. Тело Дмитрия было тайно предано земле христианами, а затем уже при императоре Константине на этом месте возвели церковь. С той поры имя Дмитрий (Димитрий) сделалось широко распространенным на Руси, и многие храмы построены в память святого Дмитрия Солунского. День его памяти отмечается 26 октября (8 ноября).

Известные люди, родившиеся вблизи этой даты, носили имя Дмитрий. Можно назвать великого князя Московского Дмитрия Донского, героя Великой Отечественной войны генерала Дмитрия Михайловича Карбышева, русского поэта Александра Блока, которого также хотели назвать Дмитрием. Блок словно видит храм Дмитрия Солунского в селе Дмитровском, когда пишет вот эти строки:

Видно, дни золотые пришли,

Все деревья стоят, как в сиянье.

Ночью холодом веет с земли,

Утром – белая церковь вдали,

И близка, и ясна очертаньем.

Первое упоминание о Дмитровском приходится на начало XVI века. За выигранную Петром Михайловичем Плещеевым, владевшим на то время окрестными землями вокруг деревни Гузеевво, битву при реке Ведроше в 1500 году, близ Дорогобужа, вместе с главными начальниками войск, в знак благоволения, «спрошен был государем чрез посланца о здоровье». Вместе с Дмитровским, П. М. Плещеев владел вотчинами еще в пяти уездах. Но в 1534 году его сын продал свою богатую вотчину на Истре Троице-Сергиевому монастырю. Село Дмитровское было выгодно расположено на кратчайшей дороге из Звенигорода в Москву.

По этой причине село, сгоревшее в Смутное время в начале XVII столетия, было вскоре восстановлено, но потом вновь уничтожено в 1618 году шедшим на Москву польским королевичем Владиславом. В 20-х годах XVII столетия с окончанием Польско-Литовской интервенции в разоренном Гузеево возобновляется жизнь: были поселены новые крестьянские семьи, и в 1627 году построена новая деревянная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В 1630 году царь Михаил Романов изымает Дмитровское из пользования монастыря и дарит село своему отцу патриарху Филарету. С этого момента начинается новый этап истории села Дмитровское и церкви святого великомученика Димитрия Солунского — они становятся Патриаршими.

Дмитровское становится центром домового владения Святейших Патриархов в Звенигородском уезде, утрачивает первоначальное название село Гузеево.

В 1640-е годы хозяйственная жизнь села Дмитровское с деревнями оживляется. К этому времени относится устройство на домовом Патриаршем дворе конного и скотного дворов, а также появились пруды с саженой рыбой.

В 1644 году Святейший Патриарх Иосиф строит новую деревянную церковь на средства Патриаршего казенного Приказа.

Здесь часто бывал по пути в свой любимый Саввино-Сторожевский монастырь царь Алексей Михайлович. Предание рассказывает, что, посещая по дороге село Дмитровское, он «беседовал там иногда с патриархом Никоном, ласково разговаривал с крестьянами и любовался прелестнейшими видами местного положения».

He раз посещал Дмитровское и Святейший Патриарх Никон. После низложения Святейшего Патриарха Никона соборным постановлением 1666 года Дмитровская домовая вотчина была отписана в Царские Дворцовые земли села Степановское.

Царь-богомолец был еще и царем-охотником, а окрестности Дмитровского представляли собой прекрасные места для соколиной охоты.

В Дмитровском приезда царя ожидал скромный «государев двор, на дворе хоромы поземные, избушка с комнатою, а к ним сени дощатые с двух сторон. Да у ворот по обе стороны две избушки боярские, печи во всех. Кругом двора забора 18 прясел».

Следующий царь Федор Алексеевич в 1677 году пожалует село князю Юрию Алексеевичу Долгорукому.

Князь Ю. А. Долгорукий погиб вместе с сыном во время Стрелецкого бунта. А. С. Пушкин рассказывает об этом в своем труде «История Петра»: «Петр избран был 10 мая 1682 года, а 15 стрельцы, отпев в Знаменском монастыре молебен с водосвятием, берут чашу святой воды и образ Божией Матери, предшествуемые попами, при колокольном звоне и барабанном бое вторгаются в Кремль. Деда Петра Кирилла Полуехтовича принудили постричься. Убиты в сей день братья Натальи Кирилловны Иван и Афанасий, князья Михайло Алегукович Черкасский, Долгорукие Юрий Алексеевич и сын его Михайло…» После этих трагических событий 25 июня 1682 года молодой царь Петр Алексеевич отдал село Дмитровское на Истре с деревнями в вотчину Святейшему Патриарху Иоакиму на помин душ усопших родственников.

Получив от молодого царя село, Святейший Патриарх Иоаким задумывает построить вместо деревянного обветшалого — каменный храм.

Церковь святого Дмитрия Солунского была построена в 1683–1689 годах. Этот каменный одноглавый храм с небольшим южным Никольским приделом и с надстроенной шатровой колокольней воздвигнут на средства Патриарха Иоакима. 24 октября 1689 г. храм был торжественно освящен.

В 1690 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Иоаким скончался. После смерти святейшего Патриарха хозяйственная жизнь села пришла в упадок. Это отразилось и на состоянии церкви.

Во время Отечественной войны 1812 года село Дмитровское наполовину сгорело от войск Наполеона. Церковь тогда не пострадала, но в начале XIX века положение храма было настолько тяжелым, что стоял вопрос о его закрытии.

В 1836-1841 гг. были проведены значительные ремонтные работы старостой храма Николаем Егоровичем Зельиным — московским купцом I гильдии. В этот период была построена трехъярусная колокольня со стороны западного крыльца древнего храма.

В 1870 году была построена кирпичная ограда, разрушенная в 30-е годы XX века. В 1912 сделан мозаичный пол. В последующие годы лихолетья храм не получал подлежащего ухода и сильно обветшал.

После событий 1917 года храм закрыт не был. Во время Великой Отечественной войны в храме около двух лет не совершались Богослужения за неимением священников, но церковь неизменно оставалась доступна верующим.

Таким образом даже во время труднейшего для Церкви советского периода храм был открыт. В это время он был очагом духовной жизни во всей округе, лишенной пастырского окормления и церковного богослужения.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла №У-02/47 от 13 марта 2014 года настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского — Патриаршего подворья в с. Дмитровское Красногорского района Московской области назначен наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы игумен Петр (Еремеев).

Храмы Петербурга: Церковь св. Димитрия Солунского

Храмы Петербурга
Церковь святого великомученика Димитрия Солунского
Сегодня я расскажу вам об одном интересном петербургском храме. Это церковь святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах.
На рубеже 19-го – 20-го вв. Коломяги были пригородом Петербурга, дачной деревней. Здесь постоянно проживало около тысячи человек, а летом население возрастало впятеро. Ближайшая церковь, Благовещенская, находилась в Старой Деревне. Ее возвел в 1765 году для своих крестьян, переселенных из глубины России, канцлер А.П. Бестужев-Рюмин, видный государственный деятель Елизаветинской эпохи.
В праздник Преображения Господня из Благовещенской церкви шел крестный ход в деревню Коломяги. Эта традиция существовала примерно со средины 19-го века.
На сходе в 1883 году коломяжские крестьяне постановили выстроить на горе при въезде в деревню каменную часовню в память Императора-Освободителя. Она возводилась на средства извозопромышленника Шумарина по проекту Ф.К. Пирвица и была освящена 30 августа 1885 года во имя св. благоверного князя Александра Невского.
В 1896 году к часовне добавили небольшую стеклянную пристройку, после чего в ней было дозволено служить Литургии. Места прихожанам все равно не хватало, к тому же в часовне осенью и зимой становилось так холодно, что богослужения проходили только в воскресные и праздничные дни. Спустя три года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского крестьяне начали собирать деньги, чтобы из часовни сделать теплую церковь. Когда в 1906 году средства были собраны, местный помещик граф А. Орлов-Денисов-Никитин выделил, кроме 5 тыс. рублей, землю для нового деревянного храма, проект которого разработал А.А. Всеславин.
Однопрестольный храм с приземистым куполом, посвященный освобождению крестьян и открытию Государственной Думы, строился быстро: заложен в июле 1906 года, а уже 5 декабря был освящен.
На освящение храма, которое состоялось 9 июня (праздник Тихвинской иконы Божией Матери) 1906 года, много икон пожертвовали купцы-огородники, снабжавшие город овощами. Несколько образов было преподнесено от пожарной команды. Имелись частные пожертвования, поэтому возникла традиция прикреплять к иконам таблички с именами дарителей. Эта традиция возобновляется, и теперь и на некоторых современных иконах, подаренных благочестивыми людьми храму, можно такие таблички увидеть.
В настоящее время в храме хранятся частицы мощей св. великомученика Димитрия Солунского, покровителя Коломяг, преп. Серафима Саровского, святого великомученика и целителя Пантелеимона, святителя патриарха Тихона, святителя Питирима Тамбовского. Почитается прихожанами и привлекает внимание паломников икона Матери Божией Холмская – в районе Удельной до 1917 года существовала женская община, которая готовилась стать монастырем. Сестры имели этот образ, который считали своим покровителем. Нынче Холмская икона находится в храме.
С момента постройки храм святого великомученика. Димитрия Солунского не закрывался ни разу, кроме нескольких месяцев, когда здесь устроили клуб. Но в такое «место увеселения» не пришел ни один человек.
Церковь была одной из нескольких, которые оставались действующими во время блокады Ленинграда. У северной стены храма находится могила протоиерея Иоанна Горемыкина. Он служил здесь в тяжелое военное время. Когда отец Иоанн совсем ослаб от голода, прихожане привозили его на санках на службу с Петроградской стороны. Имеются точные данные, что генерал Говоров приезжал благодарить отца Иоанна за сына, который, имея «бронь» как инженер оборонного завода, по благословению священника ушёл добровольцем на фронт. С другой стороны церкви погребен герой-летчик Фёдор Беляков: он, умирая от ран в госпитале, завещал похоронить его внутри церковной ограды.
Сегодня церковь продолжает действовать. В настоящее время это редчайший в пределах города деревянный храм дореволюционной постройки. C приходом сюда в 1990 году нынешнего настоятеля протоиерея Ипполита Ковальского многое изменилось к лучшему. Храм полностью отреставрирован внутри и снаружи, церковная территория приведена в полный порядок и удивляет своим благолепием. Она стала излюбленным местом прогулок молодых мам с маленькими детьми. Самый наглядный пример – выросло число прихожан. Раньше бывало лишь два-три причастника, сейчас даже по будням причащаются до 30 человек, а в воскресные и праздничные дни бывает в среднем от 50 до 200 причастников. Каждый день бывает 3-5 крестин, а в субботу и воскресный день совершается по 20-30 крестин, поэтому рядом был построен храм-крестильня в честь преподобномученицы Евгении. Святая преподобномученица Евгения – покровительница медицинских работников. Это единственная церковь в Петербурге, которая носит ее имя. В ней также хранится частица мощей святой мученицы Евгении.
Близ храма стоит часовня святого благоверного князя Александра Невского, которая попечением протоиерея Ипполита Ковальского осенью 1990 года после реставрации снова освящена святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II .
Использованы материалы официального сайта храма св. великомуч. Димитрия: http://solunskij.ru/?page=history&i=0
А теперь посмотрим фотографии храма.
Заранее попрошу прощения за то, что некоторые фотографии (икон) перекошены. Мне приходилось искать такую точку съемки, чтобы блики стекла, которым закрыты иконы, не испортили кадра. Поэтому часто приходилось делать фотографию сбоку.

Так сегодня выглядит район Коломяг. Сто лет назад пригород, сегодня это – район города.

Часовня в честь св. Александра Невского. После реставрации освящена в 1990 году Святейшим Патриархом Алексием.

Приближаемся к храму. На переднем плане – крестильный храм во имя св. преподобномученицы Евгении. На заднем плане – храм во имя св. великомученика Димитрия.

У входа в церковь.

Входим с мороза в теплый, светлый храм.

Здесь изумительно чисто и аккуратно. Каждая икона находится в добротном позолоченном киоте.

Главная святыня, которая находится обычно в алтаре: мощи св. великомученика Димитрия. О мученической кончине св. Димитрия и о месте его захоронения см.: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=7635

Здесь же, в алтаре, обращает на себя внимание старинный образ Христа Воскресшего, написанный на стекле.
За сто лет стекло в некоторых местах треснуло.
Придя в храм, я стал спрашивать старожилов: какие иконы этого храма пользуются почитанием и любовью народной? И меня начали водить от иконы к иконе, рассказывая с любовью о разных образах.
Это икона Божией Матери «Утоли моя печали».
И икона Божией Матери «Скоропослушница».
А на этой иконе изображены все главные святые церковного года. Очень тонкая и изящная работа.
Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей.
Икона святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
В уголке храма совершается панихида – заупокойная служба.
Этот строгий прихожанин на самом деле оказался добрым и открытым человеком – я с ним впоследствии познакомился.
Очень почитаемая икона храма «Спас Нерукотворный».
«Христос и дети». Перед этой иконой молятся Христу о мудром воспитании детей.
Икона св. Георгия Победоносца.
Старинная паломническая «святынька» – копия Тернового венца Христова Она лежит в храме под стеклянным колпаком, и ее всегда можно видеть. (Подлинный Терновый венец, величайшая христианская святыня, хранится, как известно, в сокровищнице Собора Нотр-Дам-де-Пари.)
Чтимая святыня: икона Божией Матери Холмская.
Икона св. великомученика Димитрия Солунского.
Икона св. благоверного князя Александра Невского.
Протоиерей Александр Рябков, который и пригласил меня сделать фотографии храма, мой друг и известный петербургский пастырь, начинает пение молебна.
Прощаюсь с храмом. Навещаю могилку многолетнего настоятеля, сохранившего храм в годы блокады, прот. Иоанна Горемыкина.

Касимовского района Рязанской области.

Село Дмитриево расположено на автомобильной трассе Рязань – Нижний Новгород, находится в 18 км от районного центра города Касимова. Ближайшие железнодорожная станция в 30 км от Дмитриева, ближайшая пароходная пристань в Касимове – 18 км.

Село Дмитриево имеет и второе название Агафоново, которое связано с именем одного из первых насельников села, происходившим, вероятнее всего, из дворянского рода Свищовых, члены которого были связаны с селом с середины XVII века.

«Наши предки, как правило, сами давали название своим деревням и сёлам, и чаще всего по своему имени или фамилии».

Дмитриево – бывшая крепостная деревня помещиков Сергея Сергеевича и Николая Сергеевича Алеевых. Как память о том страшном времени в селе был,

воздвигнут постамент – фундамент в честь освобождения от крепостного права.

В селе помещалось Волостное правление и земско-общественная школа, а из промышленных и торговых заведений имелись: крахмальный завод, шерстобитка, постоялый двор, мелочная и винная лавки.

На крахмальном заводе, принадлежавшем господину Алееву С.С., изготавливалось до 9300 пудов крахмала на 13650 рублей. Производство продолжалось с сентября по январь при 30 рабочих средним числом.

Так характеризовалось Дмитриево XIX века.

Послеоктябрьские события доносят до нас сведения о бунте кулаков села Коверское, Дмитриева, Болотц и Торбаева. Обманутое крестьянство поддалось на уговоры. Но движение на Касимов с целью захвата власти не имело успеха. По рассказам жителя села Дмитриева Марфунина Николая Филипповича, идущие разбежались из-за появившегося доселе невиданного самолёта.

О готовящемся бунте в Касимов сообщила учительница из села Коверское Смирнова.

Через несколько дней прибыл карательный отряд из города Касимова, оцепил плотным кольцом село, никого не выпуская из села. Были расстреляны кулаки: организатор – Калачёв Семён и соучастники: Редькин и Петрунькин.

До 1933 года существовали единоличные хозяйства. В этом году произошло так называемое первое объединение в колхоз трёх деревень: Дмитриево, Варваровки и Коверского; председателем был Антохин Степан Трофимович.

Но вскоре из-за неладов между Варваровкой и Коверским объединение распалось.

Каждая деревня до 1962 года была колхозом. Второе укрупнение колхоза произошло в 1962 году, объединились 18 деревень: Выкуши, Селиваново, Большой Мутор, Малый Мутор, Данево, Семенчуково, Арплово, Бигзино, Марьино, Коверское, Варваровка, Балобаново, Варапаево, Сухарёво, Чаур, Лався.

Колхоз по тем временам был очень богатый.

В его составе была свиноводческая и овцеводческая фермы, птичник (д. Балобаново), овощеводческая и садоводческая бригада, пчельник.

Большой доход приносил сад, заложенный осенью 1935 г. Калачёвым Иваном Павловичем, уроженцем села Дмитриева 1906 г. рождения.

В память о нём одна из улиц села носит название Садовая. Сад существовал до 1972 г. Из-за сильных морозов (ниже -40о) погиб, был вырезан полностью. В настоящее время заложен новый сад, много карликовых яблонь. Нет хозяйской руки возродить былую славу сада. В колхозе есть шерстобойка, единственное, что осталось от артели товарищества по производству валенок, основанной в 1923 г. мастеровым человеком Терентеевским Андреем Васильевичем. Шерстобойка обслуживает жителей Касимовского, Ермишенского, Клепиковского района и Меленковский район Владимирской области.

За последние пять лет облик села изменился. Построено 26 коттеджей – новая улица. Картофельно-сортировочный пункт в 1974 г.

С 1931 г. и по настоящее время работает медицинский пункт и библиотека.

С 1935 г. по 1963 г. в селе бала пекарня. Но с закрытием сельпо прекратила своё существование и пекарня.

В 1958 г. вместо старого клуба был построен ДК, где ежегодно проходят смотры художественной самодеятельности, концерты и собрания.

На территории колхоза «Заветы Ильича» МТФ (1930 г.) – 331 глава крупнорогатого скота и комплекс по выращиванию телят (1975 г.). Здание правление колхоза построено в 1970 году.

В 1975 был построен детский сад и вступила в строй новая школа. Средняя школа, с 1973-75 гг.

До 1974 года была неполной средней, а с 1974 года была переименована в среднюю.

Школа полностью обеспечена квалифицированными кадрами. При школе хороший пришкольный участок и участок, учебные мастерские, обеспеченные всем оборудованием, швейная мастерская, музей истории села Дмитриева, хороший спортзал.

На территории села Дмитриева находится действующая каменная Успенская церковь, построенная в 1791 году на средства помещика Свищова Александра Ивановича.