Храм Христа

Храм Христа Спасителя

Фото: Храм Христа Спасителя

Фото и описание

Главный православный храм России называется Кафедральным соборным храмом Рождества Христова. Он больше известен как храм Христа Спасителя, который был вновь отстроен в Москве на Волхонке взамен разрушенного в 1931 году. Престольный праздник отмечается в соборе 7 января в честь Рождества.

История первого храма

Победа в Отечественной войне 1812 года вызвала подъем патриотических настроений в русской армии. Один из генералов, участвовавших в войне, предложил построить храм, который стал бы памятником всем погибшим на полях сражений с наполеоновской армией. Идея генерала Петра Кикина о возрождении традиции возведения обетного храма была принята с воодушевлением, ведь подобная практика существовала на Руси еще в домонгольский период. Церкви и соборы в честь одержанной победы над захватчиками уже были построены и в Киеве, и в Москве.

25 декабря 1812 года император Александр I высочайше повелел своим манифестом возвести храм во имя Христа Спасителя, потому что именно провидение Божие, по мнению народа, спасло русскую землю от французов. Был объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие десятки художников и архитекторов из России и зарубежья. В их числе были весьма известные к тому времени Андрей Воронихин и Василий Стасов. В результате победу одержал художник Карл Витберг, которому на момент планирования строительства не исполнилось и тридцати лет. Величие и грандиозность его замысла сравнивали с Соломоновым храмом.

Для строительства выбрали Воробьевы горы, называемые императором Александром I «короной Москвы». 12 октября 1817 года исполнилось пять лет со дня освобождения столицы от французов. В этот символичный день первый храм на Воробьевых горах был торжественно заложен в присутствии членов императорской семьи и иностранных монарших особ.

Земляные работы, улучшение водоотводного канала, доставка на Воробьевы горы каменных материалов – все эти этапы реализации проекта требовали значительных денежных вложений и людских ресурсов. Для строительства привлекли около 20 тысяч крепостных и потратили более 16 миллионов рублей, но за семь лет не был закончен даже нулевой цикл. Кроме того, выяснилось, что почва на выбранном месте не имеет должной надежности. Проект остановили, а причастных к ущербу, нанесенному казне, оштрафовали на миллион рублей. Архитектор Витберг уехал в ссылку в Вятку.

Храм по проекту Константина Тона

Новое место, выбранное под строительство собора, находилось на Волхонке. Для реализации проекта, разработанного архитектором Тоном, пришлось снести Алексеевский женский монастырь, существовавший в центре Москвы с XVII века. По этому поводу игуменья обители произнесла пророческую фразу, что выбранное место рано или поздно вновь окажется пустым.

В 1837 году стартовал первый этап строительных работ, которые велись более сорока лет. Наружные леса были демонтированы в 1860 году, но отделка продолжалась еще два десятилетия. Интерьеры храма украшали известные русские художники – Василий Верещагин, Иван Крамской и Василий Суриков. Горельефы выполнили скульпторы Александр Логановский и Николай Ромазанов.

Собор Христа Спасителя стал самым высоким сооружением столицы (103,5 м) и вмещал большее количество прихожан, чем любое другое культовое сооружение Российской империи. Его торжественно освятили в мае 1883 года. На церемонии присутствовал царь Александр III. До революции храм служил местом проведения коронационных торжеств и мероприятий по случаю всенародных праздников.

С приходом к власти большевиков финансирование церквей прекратилось и собор существовал на частные пожертвования, пока в 1931 году не было решено построить на его месте Дворец Советов. Обломки взорванного собора разбирали около полутора лет.

Фундамент будущего Дворца Советов строители осилили только к 1939 году, но с началом войны работы были приостановлены. Позже из металлических конструкций дворца изготовили противотанковые ежи, а затем едва начавшее расти здание и вовсе разобрали. До начала 60-х годов место пустовало, пока городские власти не решили построить бассейн. Пророчество игуменьи продолжало сбываться.

Возвращение храма на Волхонке

После празднования 1000-летия Крещения Руси идея инициативной группы, ратующей за воссоздание собора, нашла отклик у государственных структур. Созданный фонд приступил к сбору средств и пожертвований. Гранитный закладной камень появился на Волхонке в конце 1990 года, а строительные работы стартовали весной 1994 года. Реализацию проекта начали архитекторы М. Посохин и А. Денисов, а закончил работы Зураб Церетели.

Идеи Церетели за время строительства не раз подвергались критике. Изменения, внесенные им в проект храма, вызвали множество споров и нареканий, так как детали внешнего оформления не соответствовали оригиналу XIX в. В результате, новый собор воссоздан как «условная внешняя копия» разрушенного в 1931 г. храма.

Современный храм Христа Спасителя

Крупнейший собор РПЦ вмещает одновременно около 10 тысяч человек. Его проект выполнен в соответствии с принципами русско-византийского архитектурного стиля. На плане собор представляет собой равносторонний крест. Высота сооружения – 103 метра, внутреннего пространства – 79 метров. Комплекс собора включает в себя три основные части:

— Верхний храм Христа Спасителя с тремя престолами. Основной престол освящен в честь Рождества, южный – в честь Николая Чудотворца и северный – в честь Александра Невского.

— Преображенская церковь, называемая Нижним храмом, построена в память о Алексеевской обители, снесенной на Волхонке в 1837 году. Три алтаря церкви посвящены Преображению Господню, Алексию Человеку Божию и Тихвинской иконе Божией Матери.

— Залы церковных соборов и Высшего церковного совета, музей, трапезные и служебные помещения находятся в стилобатной части комплекса.

Стены Нижнего коридора украшены мраморными панелями, каждая из которых описывает более 70 сражений, произошедших на территории Российской империи во время войны 1812 г. Южная и западная стены храма посвящены битвам, проходившим за пределами Отчизны.

Для отделки интерьера были использованы росписи и сусальное золото. Особенно монументальными выглядят композиции Василия Нестеренко – «Вход в Иерусалим» на стороне западной галереи и «Крещение Господне» – на северной. Подкупольная часть потолка занята фреской «Отечество», изображающей Господа и младенца Иисуса. Пилоны храма рассказывают о земной жизни Спасителя.

Настоятелем храма Христа Спасителя является Патриарх Московский и всея Руси. Кроме рядовых богослужений в нем проводятся различные религиозные обряды, проходит Архиерейский собор РПЦ, на котором выносятся важные решения. В храме отпевают людей, которые особенно значимы для российской истории, культуры, литературы. Собор часто упоминается в литературных произведениях, его изображают современные художники.

Святыни и реликвии храма

В соборе хранятся многие православные святыни, к которым совершают паломничество верующие. Вы можете видеть несколько образов, считающихся чудотворными: Владимирской Божией Матери, Смоленской-Устюженской Божией Матери, икону Рождества Христова, которая была привезена из церкви в Вифлееме.

Частицы ризы Христа и ризы Богородицы – особо почитаемые православные реликвии, находящиеся в храме, как и мощи апостола Андрея Первозванного и глава святителя Иоанна Златоуста. В главном алтаре можно увидеть трон святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. В раке, установленной к югу от Царских врат, почивают мощи святителя Филарета, епископа православной российской церкви.

В соборе временно выставляются православные святыни из других церквей и монастырей, к которым совершаются массовые паломничества.

Шесть картин Василия Верещагина

По обеим сторонам от трона патриарха Тихона можно увидеть шесть колоссальных полотен, написанных Василием Петровичем Верещагиным, тезкой автора знаменитого «Апофеоза войны». Его творчество сформировалось под влиянием живописной манеры Карла Брюллова.

Шесть полотен были созданы Верещагиным в конце 70-х годов XIX столетия для храма Христа Спасителя. В 1931 году они чудом сохранились, благодаря энтузиазму искусствоведов, принимавших участие в разборке завалов на месте взорванного собора. Работы отправились в Ленинград, где долгое время оставались в музее, посвященном истории религии и атеизма и устроенном большевиками в Казанском соборе. В 90-х годах прошлого века полотна отреставрировали и вернули в храм.

Шесть картин Верещагина отличает особая простота, точность изображения и предельный аскетизм композиций. Работы иллюстрируют последние часы земной жизни Спасителя. Каждая из них предназначена для молящихся и близка по сюжетной композиции и замыслу к лучшим образцам иконописи.

Настенные и подкупольные росписи Василия Петровича Верещагина можно увидеть также в церкви Святой Марии Магдалины в Иерусалиме и в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Некоторые мозаики Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге выполнены по эскизам художника.

Пророчество или случайность?

В 70–80-х годах прошлого века художник Валерий Балабанов написал картину «Пловец», изобразив на ней отражение несуществующего собора в зеркале бассейна «Москва». Позже ее стали воспринимать как пророчество. Искусствоведы и РПЦ были уверены, что Балабанов предсказал восстановление храма. Сегодня картина выставлена в музее храма Христа Спасителя. Увидеть работу и решить для себя, была ли она пророчеством, может каждый его посетитель.

На заметку:

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Вечерком Храмы России — фотографии и краткое описание

Подборка достояния России, самые красивые храмы РФ

Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы город Ростов-на-Дону.

Храм построен по типовому проекту архитектора К. А. Тона и внешне очень схож с другими его храмами, построенными по его проектам: храмом Христа Спасителя в Москве и несохранившимися до наших дней Введенским храмом Семеновского полка в Санкт-Петербурге и Святодуховским кафедральным собором в Петрозаводске. Но говорить о том, что один является копией другого – неправильно.

Кроме того, в 1887 г. по проекту войскового архитектора-инженера А. А. Кампиони и художника-архитектора Д. В. Лебедева с его западной стороны, была воздвигнута четырехъярусная колокольня с церковью Святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских и звонницей, высотой 75 метров. Благовест ее 10-тонного колокола слышен на 42 версты по Задонью.

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге, храм воинской славы, одно из великолепнейших храмовых сооружений Санкт-Петербурга.

Главный фасад собора выходит на Невский проспект и формирует неповторимый облик главной магистрали города. Здание храма, задуманное архитектором А.Н. Воронихиным, несёт в себе черты европейской классической архитектуры, в частности, собора Святого Петра в Риме, и в то же время здесь явно прослеживается русский архитектурный стиль с элементами эклектики и классицизма. Собор поражает своей гигантской, слегка изгибающейся колоннадой, которая состоит из 96 тринадцатиметровых колонн коринфского ордера. Эти огромные колонны составлены из блоков камня, привезённого со специальных каменоломен в Гатчине, пригороде Санкт-Петербурга. А во внешнем оформлении собора имеются живописные рельефы и статуи.

Храм Христа Спасителя в Москве

Самый известный и самый главный собор страны.

Его воссоздали в 1990-х годах на месте одноимённого храма, созданного в XIX веке. Храм высотой в 105 метров построен в русско-византийском стиле. Купола собора изготовлены из нержавеющей стали и покрыты тонким слоем золота, а для защиты от атмосферных явлений были также покрыты слоем алмазной пыли. В храме имеются 12 наружных дверей, отлитых из бронзы. В арках и нишах храма помещены многочисленные фигуры святых. В настоящее время храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва)

Был построен в 1837 году по проекту архитектора Е.Д.Тюрина. Здание выстроено в стиле классицизма и увенчано пятью куполами на световых барабанах, составляющими главное украшение храма. На большой центральной ротонде высокие полукруглые окна с изящными росписи поверху, которые разделены парными колоннами. Венчает храм огромный золотой купол с маленькой главкой наверху. Боковые входы в храм – очень большие, разделенные колоннами на три части; сверху расположены полукруглые окна. Всходы обрамлены широкими парными пилястрами. В 1930 году храм стал патриаршим собором. Богоявленский кафедральный собор является сердцем духовной жизни православной России последних 60-ти лет. Он никогда не закрывался.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)

Уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте, построенное в 1658-1685 гг..

Собор был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Собор состоит из нескольких частей: в центре – четырехстолпный храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, с востока – подземная церковь св. Константина и Елены, а также сохранившиеся фрагменты колокольни.

Успенский собор во Владимире

Кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира.

Успенский собор – прекраснейшее архитектурное сооружение Древней Руси, уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени. По его образцу итальянский зодчий Аристотель Фиораванти строил Успенский собор Московского кремля. В Успенском соборе хранятся образцы искусства лучших художников разных времен от безымянных изографов середины 12 столетия и до гениального Андрея Рублева и мастеров 17-18 веков.

Благовещенский собор Казанского кремля (Казань)

Входит в число древнейших и интереснейших памятников русского церковного зодчества.

Закладку деревянной церкви на месте будущего собора возводят к деяниям царя Ивана Грозного. Собор относят к псковской школе русского зодчества. В этот период мастерам Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю было поручено отправиться в Казань для построения нового каменного города (кремля). Главы собора имели первоначально полукруглую форму, но в 1736 году были переделаны. Четыре главы стали луковичными, средняя глава собора была устроена в стиле украинского барокко, покрыта медью и вызолочена. Благовещенский собор в Казанском Кремле Он остается самым древним сооружением в ансамбле Кремля.

Софийский собор в Великом Новгороде

Замечательный памятник архитектуры, который вобрал в себя не только черты русского, но и зарубежного зодчества.

Так, западный вход Софийского собора украшают знаменитые Маглебурские врата XII века. Предание говорит, что это военный трофей, добытый новгородцами при взятии шведской столицы Сигтуны в 1187 году. Есть и Корсунские врата XI века византийской работы, ведущие в Рождественский предел. В годы Великой Отечественной войны собор был разрушен, но формы свои сохранил. В настоящее время он почти такой же, каким был в XI веке. Это пятинефный крестово-купольный храм с тремя апсидами.

Никольский морской собор в Санкт-Петербурге

Красивый храм в стиле елизаветинского барокко, расположенный на Никольской площади.

Он был построен в период с 1753 по 1762 год (архитектор С. И. Чевакинский) на морском полковом дворе на месте деревянного храма, вмещает около пяти тысяч человек. Рядом с собором стоит четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня. Величественное здание Никольского морского собора украшено коринфскими колоннами, собранными в пучки, лепными наличниками, широким антаблементом и увенчано золочёным пятиглавием. Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками. При освящении собор назван морским, так как в нём отмечались победы российского флота.

Владимирский собор в Санкт-Петербурге посвящён Владимирской иконе Божией Матери, одной из самых почитаемых на Руси икон.

Этот пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму, включает две церкви – верхнюю и нижнюю. В настоящее время богослужения проходят только в верхней церкви. Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов.

Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря

Величественный двухстолпный храм, высотою более 40 метров, который не имеет аналогов в средневековой Руси

Его венчают пять глав. Барабан под центральной главой смещен к востоку и воспринимается как шатер. Высокие своды храма опираются на два массивных столпа, свет падает сверху от шатра-барабана, который как бы парит над иконостасом. История главного храма Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря насчитывает без малого шесть столетий. Здесь хранятся святые мощи первооснователей Соловецких – преподобных Зосимы и Савватия.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Крупнейший православный храм Астрахани. Расположен на территории Астраханского кремля.

Построен в 1699—1710 годы, считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века, и является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены.

Благовещенский кафедральный собор, расположенный в центре города Воронежа.

Возведён по проекту архитектора В. П. Шевелёва в Русско-Византийском стиле. Собор находится на Проспекте Революции на территории Первомайского сада. Высота самого храма составляет 85 метров, а его высшей точки — 97 метров. Является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира. Строительство осуществлялось с 1998 по 2009 годы.

Свято-Троицкий собор в городе Муроме, на левом берегу реки Оки.

Возведен в 1643 году. Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, — и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отлицающее его от других муромских храмов.

Смольный Воскресения Христова

Собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной.

В 1730-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора — Ф. Б. Растрелли.

Троице-Измайловский собор на Троицкой площади в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.

Полное наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери. Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов.

Собор Воскресения Христова на Крови, Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге

Православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России, проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного

Православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в Москве.

Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха.

В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма.

Свято-Троицкий кафедральный собор

Православный храм, входящий в состав архитектурного ансамбля Псковского крома и являющийся главным его строением.

Место строительства храма, который должен был стать центром поселения, выбрала урождённая здесь великая княгиня Ольга, посетив псковскую землю в 957 году. Как гласит летопись, когда она стояла на берегу реки, ей явилось видение в виде трёх лучей, указывающих на это место — именно поэтому храм решили посвятить Живоначальной Троице.

Войсковой Воскресенский Собор город Старочеркасск.

Возле храма находится двухярусная шатровая колокольня высотой 45,8 метра. Это единственное здание такого типа в Южной России.

Вознесенский Войсковой Кафедральный Собор город Новочеркасск

Заложен в 1805г. Возведение его началось в 1811 году, при этом отметим, что более крупный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге начнут строить в 1818 году, а храм Христа Спасителя в Москве еще позже в 1832 году.

Седьмое по высоте купола соборное здание в России после Храма Христа-Спасителя, Исаакиевского собора, Смольного Воскресенского собора в Петербурге, Троице-Измайловского собора в Петербурге, Храма Спаса на Крови в Петербурге, Троицкого собора в Пскове.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России.

История храма Христа Спасителя: проект Дворца Советов и бассейн «Москва»

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — храм Христа Спасителя находится около станции метро «Кропоткинская». Территория, где он расположен, наделена мощной мистической властью: неспроста здесь испокон веков строили различные религиозные сооружения, и именно сюда стекались люди в поисках защиты и помощи. Раньше это место называлась Чертольем, в честь протекающего на дне оврага ручья Черторый. Во времена правления Ивана Грозного здесь был Алексеевский женский монастырь, а 1830-х годах его решили перенести в другое место.

Нынешний храм Христа Спасителя уже второй, построенный на этом месте. Первый был возведен в 1883 году в честь победы над Наполеоном, он строился более сорока лет. Строители преодолевали различные трудности: пожары, обвалы фундамента, затопление грунтовыми водами. После открытия храм просуществовал меньше полусотни лет: 5 декабря 1931 года он был взорван большевиками. Сохранилась часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря.

На этом месте власти решили построить Московский Дворец Советов — один из известнейших нереализованных архитектурных проектов в истории. Самое высокое в мире здание должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы. Предполагалось, что размеры здания превысят 400 метров, а на его крыше будет установлена вращающаяся статуя Ленина.

18 июня 1931 года через газету «Известия» был объявлен открытый конкурс на лучший проект Дворца. Конкурсные работы были выставлены в Пушкинском музее. Победил проект Бориса Иофана, но с оговоркой «Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина. Поручить тов. ИОФАНУ продолжить разработку проекта Дворца Советов на основе настоящего решения с тем, чтобы при этом были использованы лучшие части проектов и других архитекторов. Считать возможным привлечение к дальнейшей работе над проектом и других архитекторов».

Под такое мощное сооружение нужен был соответствующий фундамент. Он представлял собой два концентрических бетонных кольца диаметром 140 и 160 метров. Для сравнения: футбольное поле имеет размер 105 на 70 метров. Высота этих колец — 21 метр. Если учесть, что средняя высота этажа в панельном доме составляет 3,3 метра, то высота колец была примерно в шесть этажей. Их «уложили» на 30-метровую глубину. Прежде, чем заливать бетон, строители вырыли огромный котлован. Чтобы его стенки не обрушились под воздействием подпочвенных вод, в СССР впервые применили так называемую «битумизацию» грунта — вокруг котлована пробурили 1800 скважин. В каждую из них вставлялась труба с мелкими отверстиями в стенах. В эти трубы под большим давлением закачивался битум, нагретый до температуры в 200 градусов цельсия. Через отверстия в трубах битум просачивался в грунт, заполнял все щели и полости и застывал. Вокруг котлована была образована водонепроницаемая завеса. Вернее, почти водонепроницаемая. Но с той водой, которая все же просачивалась в котлован, успешно справлялись насосы.

Чтобы решить проблему с грунтовыми водами — под будущим фундаментом построили своего рода «чашу» из четырех слоев асбестового картона, пропитанного битумом. Теперь можно было приступать к закладке фундамента. Специально для этой цели около стройплощадки построили бетонный завод. К месту строительства бетон доставлялся в котлован в металлических бадьях. В каждую такую бадью помещалось 4 тонны бетона. При помощи подъемного крана бадьи опускались в котлован, рабочий выбивал щеколду, удерживающую дно. Фундаменты остальных, не столь массивных, частей здания, представляли собой просто бетонные столбы с поперечником в 60 метров.

До начала Великой Отечественной войны успели построить фундамент высотной части Дворца и начали монтировать стальной каркас здания. Но во времена Второй мировой бетон, гранит, сталь и арматура потребовались для восстановления народного хозяйства, мостов, заводов и прочего. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна «Москва» (1960‑1994).

Вот так выглядела бы сегодня Москва, если бы проект Дворца Советов все-таки реализовали:

В годы перестройки было принято решение восстановить храм Христа Спасителя на его исконном месте, в точности соответствующий оригиналу. Бассейн разобрали, и в середине 1990-х годов началось строительство нового храма. Начало нового тысячелетия было ознаменовано открытием восстановленного храма Христа Спасителя, в который перенесли чудотворные святыни. Многие люди убеждены, что возрождение святого места стало возможным только благодаря вмешательству высших сил. А то место, где он расположен, наделено мощной мистической властью: неспроста здесь испокон веков строили различные религиозные сооружения, и именно сюда стекались люди в поисках защиты и помощи.

Подготовка к Таинству Крещения

Крещение детей

1. Нужны крестные родители
Крестными родителями могут быть взрослые крещёные воцерковлённые христиане. Допускается иметь одного крестного того же пола, что и крещаемый.

2. Беседа со священником
Родителям перед оглашением предлагается в обязательном порядке подойти на личную беседу с дежурным священником в Кафедральный собор Христа Спасителя. Дежурство проходит ежедневно с 12 до 18 часов (в субботу и воскресенье — с 13-00 до 17-00).

3. Огласительные беседы
После собеседования со священником, после принятия положительного решения о крещении, для крёстных родителей и родителей ребёнка в Кафедральном соборе Христа Спасителя проводится две обязательные огласительных беседы. Беседы проходят по пятницам в 19-00 в Конференц-зале собора.

4. Таинство крещения
Крещение совершается по субботам в 12-00. Обязательно при себе иметь полотенце. Приходить для записи на крещение в свечной лавке нужно за 20-15 минут до начала.

5. Рекомендуемое чтение
Евангелие от Марка или от Луки.
Книга митрополита Антония Сурожского «Быть христианином».
Книга архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди».

Крещение взрослых

1. Беседа со священником
Взрослый, изъявивший желание креститься, обязательно должен перед оглашением подойти в Кафедральный собор Христа Спасителя для личной беседы с дежурным священником. Дежурство проходит ежедневно с 12 до 18 часов (в субботу и воскресенье — с 13-00 до 17-00).

2. Огласительные беседы
Для взрослых перед крещением проводится четыре обязательных огласительных беседы. Беседы проходят по четвергам в 19-00 в Конференц-зале собора.

3. Предкрещальная исповедь
После курса подготовки оглашенный проходит предкрещальную исповедь. О времени совершения исповеди необхоимо узнать у проводящего занятия священника.

4. Таинство крещения
Крещение взрослых совершается в баптистерии, полным погружением в воду. При себе необходимо иметь полотенце, купальник (для женщин также длинную рубашку) и сланцы.

5. Рекомендуемое чтение
Евангелие от Марка или от Луки.
Книга митрополита Антония Сурожского «Быть христианином».
Книга архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди».
О Крещении (видео)

Важнейшую службу Страстной седмицы в храме Христа Спасителя совершил управляющий Западным викариатством Москвы

Руководитель Административного секретариата Московской патриархии, управляющий Западным московским викариатством РПЦ МП епископ Павлово-Посадский Фома совершил вечером 16 апреля в московском храме Христа Спасителя утреню Великого Пятка с чтением двенадцати Евангелий Святых Страстей Христовых. Епископу сослужили ключарь храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев; личный секретарь Патриарха РПЦ МП архимандрит Алексий (Туриков) и представители столичного духовенства. Об этом сообщается на официальном сайте Московской патриархии.

Иных сообщений о службах Страстной седмицы в этом храме на сайте нет. Ранее, в случае невозможности служения там Патриарха, его на праздничных службах заменял первый викарий — митрополит Воскресенский Дионисий (Порубай), который, по сведениям Портала «Credo.Press», самоизолировался в московском Новоспасском монастыре.

Богослужебные песнопения исполнил патриарший хор храма Христа Спасителя под руководством И.Б. Толкачева. Богослужение транслировали телеканалы «Спас» и «Союз».

Как сообщал тот же официальный сайт, Патриарх Кирилл (Гундяев) служил в Великую Среду и в Великий Четверг один в домовом храме закрытого объекта «Скит» (скит св. Александра Невского) на территории Одинцовского района Московской области. Как передает корреспондент Портала «Credo.Press», в последние дни проводится тщательная дезинфекция храма Христа Спасителя, так что не исключено, что пасхальную службу Кирилл совершит там без мирян и при минимальном количестве духовенства. Несколько человек из его ближайшего окружения — в том числе руководитель протокола — уже инфицированы коронавирусом, симптомы заболевания имеются также у викарных епископов Патриарха.

Опубликовано: 17.04.2020 в 11:17

Рубрики: Главные новости, Лента новостей