Храм троицы живоначальной при бывшей черкасской богадельне

Адрес: Ленинградский просп., д. 16, стр. 1

Настоятель: протоиерей Сергий Фейзулин

Подрядчик: НП «Единая Служба Заказчика Московской Патриархии» (2018-2017)

Технический надзор: АНО «Национальный реставрационный центр по содействию сохранения объектов культурного наследия» (2018-2017)

Авторский надзор: НП «Единая Служба Заказчика Московской Патриархии» (2018)

Авторский надзор: ООО «Ракурс-проект» (2017)

Сайт храма: hram-troiza.ru

РЕСТАВРАЦИЯ

В 2018 году все реставрационные работы были завершены. Непосредственно в 2018 году велась реставрация интерьеров, включая устройство новых каменных полов, реставрация подвала, производилось устройство пандуса.

В 2017 году по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы производились работы: реставрация фасадов, воссоздание оконных и дверных дубовых столярных заполнений и наличников, устройство входных групп с воссозданием утраченных металлических деталей.

В 2016 году по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы финансировались следующие работы: реставрация белокаменного и кирпичного цоколей; окрытие приямков; реставрация белокаменного и кирпичного подкровельных карнизов; ремонт и реставрация крыши, барабанов; устройство системы водостока и молниезащиты.

Началась в 2015 году. Тогда были выполнены работы по гидроизоляции фундаментов храма и открытию приямков. Дело в том, что в подвале храма долгие годы стояла вода. Но благодаря Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы этот вопрос был, наконец, решен.

История прихода

В 1853 году вдова героя Отечественной войны 1812 года Николая Черкасского Надежда Черкасская (древний род Черкасских-Бековичей) приобрела на собственные средства загородную дачу у императорского архитектора Осипа Бове. А затем испросила письменное благословение у митрополита Московского Филарета (Дроздова) на строительство храма Живоначальной Троицы и при нем богадельни для пожилых одиноких и бедных женщин.

Каменную церковь с богадельней возвели в 1856 году. Храм был подчинен Троице-Сергиевой Лавре, так что приход окормляли монахи обители. «Насельницы» же богадельни были на полном содержании и имели возможность посещать храм.

После смерти вдовы Черкасской, которую вместе с мужем похоронили в церкви, богадельню взял на свое полное обеспечение богатый купец Николай Спиридонов. Он жертвовал собственные средства на содержание богадельни. При нем количество призреваемых увеличилось. Кроме того, здесь же была устроена ремесленная школа для девочек из неимущих семей. Богадельня стала именоваться Спиридоньевским убежищем для неизлечимых больных.

После того, как купец Спиридонов почил, его похоронили в подклети алтарной части храма. А вдова мецената взяла на себя попечение о приходе. И возвела в 1888 году на собственные средства придел в честь святителя Николая Чудотворца (архитектор Н. А. Воскресенский). Освящение придела состоялось 15 октября 1888 года. Вместо деревянных построек благодетельницей были утверждены три двухэтажных кирпичных корпуса богадельни в псевдорусском стиле (арх. Машков). Строительство завершилось уже в начале XX века. В 1893 году деревянное крыльцо церкви было заменено каменной папертью со звонницей (архитектор П. П. Зыков-сын). В начале XX века храм получил самостоятельность. С 1908 года богадельня руководствовалась в своем управлении Императорским человеколюбивым обществом Великой княгини Елизаветы Феодоровны.

После революции власти стали закрывать домовые храмы, однако богослужения в Троицкой церкви некоторое время еще дозволялись. Прихожане пытались доказать, что церковь не является домовой, так как она «помещается в здании, совершенно отдельном от богадельни Ленина-Крупской». Обитатели богадельни также направили в Бутырский Совдеп письмо с просьбой не закрывать храм. Тем не менее 18 октября 1921 года храм был опечатан. В 1923 году его окончательно закрыли, богадельню упразднили, а насельниц изгнали. Настоятель храма и духовник богадельни протоиерей Иоанн Миловидов вместе с семьей был репрессирован. Помещения отдали Дому матери и ребенка имени Крупской. Потом здесь располагалась лаборатория Лесгафта. Главы церкви были разобраны, утрачены оконные наличники. С 1950 года в зданиях храма и богадельни располагалась районная детская поликлиника, приемное Отделение Детской инфекционной Больницы № 12 УЗ САО Москвы.

В начале 2000-х годов после многих обращений верующих помещения храма вернули Православной Церкви. С большим трудом были проведены первые восстановительные работы. С 2003 года возобновились богослужения. С этого же времени храмовый комплекс стал «вновь выявленным объектом культурного наследия Москвы»: «здание богадельни княгини Н.А.Черкасской с Храмом в честь Троицы Живоначальной, 1857г., архитектор Н.И.Финисов, 1888г., архитектор Н.А.Вознесенский, 1889г., архитектор И.П. Машков».

В храме частично сохранились росписи начала ХХ века, а также захоронения в цокольном этаже под алтарем.

Церковь Рождества Христова в Черкизове

Село Черкизово, расположенное по пути из Москвы в Тверь, получило свое название по имени выходца из Золотой Орды царевича Серкиза. Родоначальнику рода Черкизовых вотчина была пожалована великим князем Дмитрием Донским в XIV веке. Когда потомки Черкизовых во время междоусобиц были лишены боярства, их вотчины, в том числе Черкизово, стали государевыми дворцовыми селами.
Первые упоминания о церкви Рождества Христова в селе Черкизове встречаются в писцовых книгах 1580-х годов, когда вотчина возвращается вдовой сына Ивана Грозного, ставшей инокиней, в собственность Приказа Большого дворца.
К 1680-м годам храм состоял из деревянного сруба со скатной кровлей, окруженного с трех сторон папертью с двумя крыльцами и отдельно стоящей деревянной шатровой колокольни.
В 1689 г. царским указом село Черкизово переходит во владение боярина, начальника Посольского приказа и храмоздателя Льва Кирилловича Нарышкина, брата царицы Натальи Кирилловны. В начале XVIII века село находится в собственности его сыновей Александра и Ивана Львовича. Затем владелицей становится дочь И.Л. Нарышкина Екатерина Ивановна, в замужестве графиня Разумовская, жена генерала-фельдмаршала, гетмана Малороссии, президента Императорской Академии наук и художеств К.Г. Разумовского.
В 1738 году она обращается в Синодальный приказ с прошением о строительстве новой деревянной церкви во имя Рождества Христова взамен ветхого строения. Построенный деревянный храм находился возле кладбища. Спустя 30 лет подается новое прошение о строительстве уже каменного храма в селе Черкизове. Строительство продолжалось около 10 лет, и в 1790 году однопрестольный храм был освящен. Старую же церковь 1738 года, «склонную к ветхости и падению», церковными властями было предписано «разобрать и употребить на топление печей или печение просфор» или «на жжение кирпича и на богадельню».
Проект церкви предположительно принадлежит одному из архитекторов казаковской школы. Первоначальная композиция храма представляла традиционный «восьмерик на четверике» с примыкающими с востока апсидой и с запада трапезной. Фасады храма оформлены в стиле раннего классицизма.
На рубеже XVIII-XIX веков владелец Черкизова Лев Кириллович Разумовский активно участвует в благоукрашении нового храма. Во время войны 1812 года церковь неоднократно подвергалась разграблению со стороны французов.
В 20-е годы XIX столетия вотчина принадлежит племяннице Л.К. Разумовского графине Е.А. Уваровой, дочери сенатора, министра народного просвещения А.К. Разумовского. В это время приход храма насчитывал 208 дворов и более 1700 человек из окрестных деревень, принадлежавших Е.А. Уваровой, полковнику И.Н. Моложенинову, Д.Л. Нарышкину.
В 1855-1860-е гг. стараниями настоятеля и церковного старосты в трапезной появляются приделы Казанской Божией Матери и Николая Чудотворца. Со второй половины XIX века Черкизовым владеет граф А.С. Уваров, основатель Московского археологического общества, собиратель древностей, и его жена П.С. Уварова, внесшая огромный вклад в изучение и сохранение древних памятников. В 1913 году в храме провели ремонтные работы.
После революции, несмотря на изъятие церковных ценностей, службы в храме продолжались. Последний священник храма был арестован и расстрелян в 1938 году, в 1940 г. церковь Рождества Христова в Черкизове закрыли. В годы войны здание использовалось под мельницу, потом – под склад и клуб. За это время восьмерик с куполом и главой, а также трехъярусная колокольня были разобраны, не сохранилось и первоначальное покрытие храма. В 1991 году здесь вновь была образована православная община, с 1993 возобновились службы.
В 1998 г. был разработан проект реставрации, предусматривающий воссоздание утраченных объемов восьмерика с завершением, колокольни и ризницы, а также первоначального покрытия трапезной и алтарной апсиды. В ходе реставрационных работ в 2004-2005 гг. были воссозданы утраченные объемы, были укреплены фундаменты и несущие конструкции здания, произведена вычинка кирпичной кладки, воссозданы элементы белокаменного и штукатурного декора фасадов и интерьеров.


Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы — старообрядческий храм на углу Бутырского вала и Заставного переулка, построенный в неорусском стиле по проекту архитектора А. М. Гуржиенко. Возведение здания началось в 1914 году, а освящение произошло в 1921 году, уже после революции. В 1940-х годах здание использовалось под склады. Позже здесь размещались художественные мастерские. В 1993 году храм был передан Тверской общине Русской Православной Старообрядческой Церкви. Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы является объектом культурного наследия федерального значения.
В XIX веке на месте Никольской церкви существовала деревянная часовня и небольшая старообрядческая моленная при ней. По одной из версий, она появилась в 1815 году на средства купца Н. Д. Царского. В 1870-х годах у часовни появился престол, она была преобразована в храм. В 1908 году купец-старообрядец И. К. Рахманов, который на тот момент владел участком, заказал проектирование нового храма архитектору И. Г. Кондратенко. Городские власти утвердили проект, однако он не был реализован. Спустя шесть лет архитектор А. М. Гуржиенко составил новый проект. Примечательно, что для обоих зодчих это был первый опыт проектирования храмов. И. Г. Кондратенко до этого строил доходные дома, а А. М. Гуржиенко был специалистом по дорожным работам и перестройкам старых зданий.

Изображение из журнала «Церковь». Источник: mu-pankratov.livejournal.com
Последний раз в старом здании служили 16 марта 1914 года, после чего его разобрали и приступили к возведению новой церкви. 29 июня 1914 года архиепископ Московский Иоанн (Картушин) освятил закладку храма.

Освящение закладки храма во имя св. Николы Чудотворца у Тверской заставы. Источник: navigator.starove.ru
Здание возводилось в духе раннего новгородского зодчества. В качестве прямого аналога источники указывают церковь Спаса на Нередице 1198 года.

Рабочие «хитрованы» у макета старообрядческого храма Николы Чудотворца. Источник: PastVu
На строительство храма, замедлившееся после начала Первой Мировой войны, жертвовали Сергей Тимофеевич Морозов, Екатерина Васильевна Шерупенкова, Павел Васильевич Иванов, Александр Ефимович Русаков.

Начало строительства старообрядческой Никольской церкви на Тверской заставе. Источник: PastVu
Строительство храма завершилось в 1915 году, освящение состоялось только в 1921 году. Внутренняя отделка велась до 1926 г. Фотография ниже, вероятно, является одним из первых изображений построенной Никольской церкви. На ней также виден фрагмент городской застройки, окружавшей храм в 1916 году. Это 3-й Лесной переулок.

Храм у Тверской заставы в 1916 году. Источник: PastVu
У меня случайно получилось сфотографировать храм в похожем ракурсе. Можно оценить как выглядит то же самое место 101 год спустя.

Никольская церковь действовала после освящения недолго. В 1935 году (в других источниках — в 1941 году) храм был закрыт. В какой-то момент Адвентистам седьмого дня был передан подвал, где они проводили свои службы. В 1940-е годы в храме находился склад противовоздушной обороны.


В 1947 году были разобраны купол храма и шатер на колокольне. После войны в здании разместилась мастерская скульптора С. М. Орлова, который, по одной из версий, трудился здесь над памятником Юрию Долгорукому, стоящему ныне на Тверской площади. Затем помещения заняла мастерская художественно-производственного комбината им. Е. В. Вучетича. Она была вывезена из здания в 1989 году, когда храм планировали превратить в концертный зал.
Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы в 1956-1957 гг. Источник: PastVu
Однако этого не случилось, и в 1993 году здание было возвращено Русской Православной Старообрядческой Церкви. 16 июня 1995 года Преосвященнейший митрополит Алимпий в сослужении протоиерея Леонида Гусева, иерея Леонтия Пименова и иерея Алексея Лопатина освятил придел во имя пророка Илии под колокольней храма Николы Чудотворца. Позже начались реставрационные работы.
Освящение Никольской церкви 16 июня 1995 года. Фотография из архива о. Алексея Лопатина. Источник: mu-pankratov.livejournal.com
Никольская церковь построена в стиле раннего новгородского зодчества. По всей видимости, автор вдохновлялся церковью Спаса на Нередице, однако не делал полную копию. В архитектуре храма Николы Чудотворца чувствуется влияние модерна, приверженцем которого был архитектор А. М. Гуржиенко. Пропорции здания выглядят более стройными по сравнению со своим древним аналогом. Кроме того, у Спаса на Нередице — отдельно стоящая звонница, в то время как колокольня Никольской церкви пристроена к храму. Примечательна сама постановка колокольни, смещенной к северу относительно главной композиционной оси здания.
Храм Николы Чудотворца ориентирован по сторонам света с небольшим смещением алтарной части к югу. Основной объем венчает одна крупная главка, установленная на круглом барабане. На юго-восточном фасаде расположена трехчастная апсида алтаря. Колокольня имеет шатровое завершение с небольшой главкой. Внутри храм Николы Чудотворца бесстолпный.
С каждой стороны храма размещены три закомары. Стены укреплены контрфорсами.
Фасады здания прорезают длинные щелевидные окна.
Фасады украшены кирпичным декором, характерным для северной архитектуры.
Юго-восточный фасад храма:
Главный вход в храм оформлен в виде перспективного портала.
Над входом размещен образ Спаса, написанный иконописцем Борисом Кисельниковым. Слева изображен пророк Илия, справа — Никола Чудотворец.
Восьмигранная колокольня установлена на четверике. Подъем отмечен чередующимися щелевидными окнами. К сожалению, я нигде не нашел сведений о высоте колокольни.
Шатер установлен на небольших толстых столбах со своеобразным декором, расположенным вместо капителей.
В 2017 году были отремонтированы фасады храма. Я, к сожалению, фотографировал здание до того, как начался ремонт.
При храме работает старообрядческая книжная лавка, самая крупная в Москве, как утверждает Википедия. Достаточно много информации о храме Николы Чудотворца у Тверской заставы можно найти у mu_pankratov. В частности, там есть чудесные подборки исторических фотографий разных лет.

Здание богадельни кн. Н.А. Черкасской

Черкасская богадельня для женщин была устроена княгиней Н.А. Черкасской около 1858 года. Тогда же на этом участке Петербургского шоссе появилась первая деревянная церковь Троицы Живоначальной.

В начале XIX века этот участок принадлежал Осипу Бове. Здесь располагалась дача знаменитого архитектора. В 1853 году землю покупает княгиня Надежда Алексеевна Черкасская, вдова героя войны 1812 года Николая Черкасского.

Княгиня пожелала устроить на своем участке Богадельню для пожилых лиц женского пола неимущественного состояния, о чем испросила благословение у Митрополита Московского Филарета (Дроздова). В большом деревянном доме жили тогда 15 женщин. При богадельне был построен храм Живоначальной Троицы. Архитектором храма стал Н.И. Финистов. Богадельня находилась в ведении Императорского Человеколюбивого общества.

После смерти княгини, которая была похоронена вместе с мужем на территории храма, богадельней занимался купец Николай Спиридонов. При нем в богадельне была открыта ремесленная школа для девочек, а число постоялиц значительно увеличилось.

После смерти купца, его вдова Вера Богдановна Спиридонова в 1888 году устроила при церкви новый придел в честь Святителя Николая Чудотворца в память о муже. Архитектором, которого пригласили для устройства придела, был Н.А. Воскресенский. В 1893 году к церкви была пристроена каменная паперть, заменившая прежнюю деревянную. Архитектором выступил П.П. Зыков-сын.

Строительство на территории богадельни продолжилось. Вместо деревянных построек в 1898 году были тогда возведены двухэтажные кирпичные корпуса в псевдорусском стиле, спроектированные архитектором И.П. Машковым. Они соединялись с храмом.

Место было переименовано в Спиридоньевское убежище для неизлечимых больных.

После Октябрьской революции Церковь была закрыта. В 1921 году настоятель Иоанн Миловидов репрессирован. А в 1922 году в корпусах богадельни располагался Дом матери и ребенка имени Лениной-Крупской, а с 1928 года — амбулатория имени П.Ф. Лесгафта. В 1950-х г. в корпусах богадельни разместилась детская поликлиника, которая существует здесь до сегодняшнего дня. Храм в 2000-х гг. был отдан РПЦ.