Христа народу

Полотно написано в период с 1837 года по 1857 год, маслом на холсте в Италии.

Художник работал над ее созданием целых 20 лет и вложил в нее всю свою душу. В основе лежит третья глава Евангелия от Матфея. Это не первое полотно Иванова, которое написано по библейским сюжетам.

«Явление Христа народу» ждали все, кто интересовался живописью. Полотно было заказано Иванову Академией художеств, и сразу после окончания работы была куплена. Для ее написания художник создал больше 600 эскизов с натуры, которые позже приобрел в свою галерею Павел Третьяков.

Спустя год после того, как работа была окончена, Иванов повез картину в Санкт-Петербург. В Академии художеств происходила выставка, на которой полотно произвело не забываемое впечатления на всех, кто смог ее видеть. Через два месяца великий художник скончался. Он успел завершить дело всей его жизни.

Сразу же после смерти Иванова полотно было куплено императором Александром вторым. Он передал ее в дар Румянцевскому музею. После его расформирования картина была передана в Третьяковскую галерею.

На переднем плане полотна изображены иудеи, которые пришли креститься в реке Иордан вместе с Иоанном Крестителем. Но его крещение не несло за собой отпущение грехов. Иванов изобразил всех персонажей в точности с библейским описанием.

Иоанн указывает в пустыню, оповещая и ликуя, что идет Спаситель, который несет в себе истину и даст им новые знания. Иоанн Креститель является центральным образом на полотне. Христа можно рассмотреть при детальном изучении. Его лицо наполнено светом, истиной, спокойствием и благодатью.

Вокруг Иоанна находится много людей в пестрых одеждах, среди них будущие апостолы, и ученики Христа. В самом центре полотна изображен богатый сидящий человек со своим рабом. Иванов написал это не просто так, а с целью будущего нравственного перерождения человека, которое проявиться после того, как Христос начнет проповедовать истину.

Среди толпы есть и негативно настроенные иудейские священники и книжники. Также в правой части мы можем видеть «дрожащих» — это полуобнаженные люди, которые приняли омовение и ждут учения. На горизонте раскинулись красивые горы. Местность вокруг каменистая и лишь у воды растут деревья. Можно видеть на холме толпу людей, ожидающую крещения и слушающую пророка.

Полотно «Явление Христа Народу» стало не только делом жизни Иванова, но и историческим и религиозным достоянием нашей страны.

Александр Андреевич Иванов – картины и биография художника

Творчество Александра Андреевича Иванова известно ценителям искусства полотнами на библейские темы. Яркий представитель академизма получил признание еще при жизни, славился трудолюбием и аскетичным образом существования. Известнейшее монументальное полотно художника – «Явление Христа народу», которое было выкуплено Александром II и выставлено в Зимнем Дворце. Александр Иванов – по праву великий русский художник, вклад его в живопись трудно оценить даже потомкам. В данном обзоре предлагается поближе ознакомиться с биографией и работами мастера.

Юношеские годы и учеба

Родился будущий художник в Санкт – Петербурге, 28 июля 1806 г. в семье Андрея Иванова, являющегося адъюнкт – профессором в Императорской Академии Художеств и увлекающегося живописью. У сына выявилась с раннего детства любовь к рисованию тоже. Поэтому планировалось, что он продолжит дело отца. Первоначальное образование Александра проводилось в домашних условиях, куда приходили профессора Академии.

Обучение в Императорской Академии Искусств

Это учебное заведение в XIX в. имело огромное значение для всех, кто связывал жизнь с рисованием, скульптурой или архитектурой. В 1817 г. туда поступает и Александр. Учеба занимала немало времени.

  • Длилась 15 лет: 9 – воспитательное училище, а 6 – в Академии по выбранной специальности;
  • Срок сокращали лишь в случаях выявления особого старания и таланта. После окончания воспитанники отправлялись за счет Общества поощрения художников в Европу, где знакомились с мировыми шедеврами искусства, совершенствовали навыки и мастерство;
  • Основная часть учащихся содержалась в Академии под строгим надзором. Иванову разрешили обучаться дома, где он под руководством преподавателей быстро освоил технику писания полотен в жанре академизма. Молодой человек делал большие успехи.

Преподавательский состав иногда даже подозревал, что работы за Александра пишет его отец. Но юноша доказал сполна свои способности общественности.

Начало творчества

Картины 18 – летнего Александра Иванова уникальные. Благодаря особенному видению сюжетов из Библии студент удостаивался неоднократно медалей и похвал. Уже в молодые годы данная тематика удавалась, а в зрелом возрасте стала основной в творчестве.

  • «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». Картина, написанная по сюжету «Илиады» Гомера. Художественный совет отметил, что эмоциональная окраска образов необычна, но удачна. Такое видение было не свойственно в ту эпоху. За новшество Иванов удостоился Малой Золотой Медали;
  • Через несколько лет художник представил новое полотно «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию». За него Александра наградили Большой Золотой Медалью и присудили степень художника 14 класса. Картина участвовала в выставке 1827 г., была высоко оценена критиками;
  • 1829 г. ознаменовался появлением еще одного шедевра, – «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Биографы считают, что, давая это задание, преподаватели проверяли, действительно ли студент академии работает без помощи отца. В это же время Александр создает картоны, выполненные мелом и карандашом, с изображением статуй античности в полный рост (Лаокоон, Боец и Венера Медицейская).

В эти годы Иванов влюбляется в учительницу музыки и даже планирует остаться в России. Однако его всё же уговаривают воспользоваться помощью Общества поддержки художников. И он отправляется в Европу для дальнейшего обучения и совершенствования мастерства.

Переезд в Европу и картины на мифологическую тему

1830 г. ознаменовался отъездом Александра Андреевича Иванова в Европу. Путь проходил через Германию и Австрию. Конечной остановкой стала Италия, где он прожил 28 лет. Содействовало поездке Общество поддержки художников, которое дало определенные задания молодому дарованию.

«Европейский «период

Сначала, на протяжении первого года, Иванову необходимо было изучить памятники Возрождения Италии. В следующем потребовалось сделать копию с известнейшей фрески великого Микеланджело «Сотворение Адама». К собственным творениям планировалось приступить только лишь на третий год пребывания за границей. Иванов сразу приступил к работе и достиг больших результатов.

  • В Германии (в Дрездене) художник посетил Галерею старых мастеров, где сделал серию набросков с «Сикстинской Мадонны» Рафаэля;
  • В Риме, найдя мастерскую, Александр принялся за работу. Были сделаны наброски на такую тематику: «Давид играет перед Саулом», «Самсон в объятиях Далилы» и другие. Также была выполнена небольшая картина под названием «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» и картон с плафона Сикстинской капеллы;
  • Отметим и «Явление Христа Марии Магдалене», за которую Иванову продлили оплату поездки на 3 года и дали звание академика за талантливую работу.

На заметку: художник очень много трудился, вставал в 5 утра и целый день, с небольшим перерывом, писал. Он был против всяких званий и продажи картин. Поэтому не зарабатывал на написании портретов и полотен на заказ. Жил исключительно на средства, выделенные Обществом поддержки художников.

«Явление Христа Народу»

Александр Андреевич крайне долго искал тему для написания главного труда, полотна, на которое ушло 20 лет жизни. Начало написания картины датируется 1836 г. Размеры также впечатляют: 7,5 м в ширину и 5,4 в высоту.

Во время написания картины художник сделал более 600 эскизов, которые и сами по себе стали уже произведениями искусства. Работа над полотном была очень серьезной, ведь явление Миссии было центральным в Евангелии, поэтому живописец ответственно подошел к выполнению работы.

  1. Иванов ездил в Венецию и Ливорно, много рисовал с натуры и просил выделить средства на поездку в Иерусалим, на что получил отказ;
  2. В 1838 г. в итальянскую мастерскую приехал с визитом Александр Николаевич (цесаревич), который восхитился первоначальными набросками. Александр Андреевич получил еще содержание на 3 года;
  3. В свою очередь художник в благодарность преподнес императорской особе несколько акварельных рисунков: «Октябрьский праздник», «Ave Maria» и другие;
  4. Работа над «Явлением…» продолжалась длительное время, в течение которого Иванов исправлял множество недостатков. Ходил даже для дополнения образов в местную синагогу, делал по несколько зарисовок для каждого героя, чтобы воплотить образы точно;
  5. Образ Христа получился максимально достоверным: «парящим», легким и действительно Божественным.

Живописец во многом себя ограничивал, здоровье было подорвано. Но он успел закончить шедевральное полотно. Отправили картину в Санкт – Петербург на специально арендованной барже – внушительные размеры не позволяли переправить холст обычным способом.

«Явление Христа народу» произвело настоящий фурор. За полотно император присудил пожизненную пенсию художнику, выкупил полотно. Его вывесили в Зимнем Дворце, затем переправили в Румянцевский. Далее картина переехала в Третьяковскую галерею. За работу Николай I пожаловал живописцу орден Святого Владимира.

Знакомство с Н. Гоголем и другие работы

В Италии Александр Андреевич познакомился с великим писателем и даже написал его портрет (1841 г.). Гоголь восхищался работой мастера и призывал соотечественников помогать и поддерживать финансово, чтобы завершить написание «Явления…».

В эти годы Иванов написал ряд работ в других жанрах.

  • «Октябрьский праздник в Риме. Сцена у лоджии»;
  • «Октябрьский праздник в Риме у Понте-Молле»;
  • Сохранился ряд этюдов с купающимися мальчиками: «Обнаженный мальчик», «Семь мальчиков в цветных одеждах и драпировках», «Мальчики на Неаполитанском заливе».

Личная жизнь художника так и не сложилась, хотя романы случались. Детей у Александра Андреевича не было.

«Храм человечества»

На протяжении жизни Иванов постоянно интересовался темой веры. В 1848 г., после итальянской революции, он пережил кризис в этом вопросе. Но затем решил написать 500 фресок и 200 акварельных набросков для храма, который мечтал построить собственноручно. Однако грандиозным планам так и не суждено было свершиться.

15 июля 1858 г. великий русский художник скончался скоропостижно от холеры. Он оставил после себя наследие, являющееся истинным богатством русского искусства.

«Явление Христа народу» Иванова

Сюжет

Начнем с того, почему художник называл этот сюжет всемирным. По его мысли, момент, когда Христос явился людям, определил дальнейшую судьбу человечества. Иванов делился с друзьями, что нельзя найти более возвышенный и всеобъемлющий сюжет, чем откровение Мессии, с которого начался день нравственного совершенства людей. И что здесь важно — живописца интересовал именно психологический аспект, а не религиозный. Хотя, конечно, Иванов был очевидным мастером академизма и ждали от него именно шедевра на библейскую тему.

Сын божий появился в тот момент, когда Иоанн Предтеча крестил людей в реке Иордан. За спиной Крестителя — будущие апостолы: Иоанн Богослов, Петр, Андрей Первозванный и сомневающийся Нафанаил.

Иоанн Предтеча указывает на Мессию, которого заметил вдалеке. Пустыня, окружающая одинокую фигуру Христа, придает ей одновременно величие и простоту. И звучит пророчество Иоанна: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матфей 3:11).

Эскиз к картине. (Pinterest)

Впечатленные этими словами, люди застыли. Раб, чье лицо вымазано краской, прослезился от чувства надежды на освобождение и спасение. Кто-то с сомнением смотрит на Крестителя, кто-то в страхе и волнении — на Иисуса. Справа спускаются книжники и фарисеи: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин. 19:7).

Фигура старика, выходящего слева из воды, — аллегория Древнего Израиля. А юноша рядом с ним — аллегория Израиля после пришествия Иисуса.

Контекст

О том, что Иванов работал над полотном все своей жизни, знали все. Мастерская в Италии, где работал художник, полнилась эскизами и этюдами (которые потом выкупил Третьяков, не успевший к продаже самого полотна — Александр II перехватил), а картины все не было.

Художник фанатично продумал все детали. На подготовку ушло три года. Иванов изучил Евангелие, археологические изыскания о Палестине, объездил Италию в поисках видов, исходил храмы и синаноги в поисках лиц истинных иудеев. Каждый образ тщательно прорабатывался. Какие-то — составные. Например, Христос собран из этюдов женского лица, головы Аполлона Бельведерского и палермской мозаики.

Одной из моделей Иванова был Гоголь. (Pinterest)

Одной из моделей Иванова был. Гоголь! Италия свела двух гениев. И Николай Васильевич, известный своей набожностью, вдохновил художника на образ человека, который выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом. Вот он, стоит в пол-оборота к Христу.

Когда же работа была закончена, Иванов решился явить своего Христа русскому народу — отправить в Петербург. Выставка, которая состоялась в 1858 году, произвела на общественность впечатление сильное, но неприятное. С одной стороны, те, кто интересовались живописью и следили за творчеством Иванова, ожидали большего. Говорили, что эскизы вышли гораздо сильнее. Зрители не чувствовали значительности, торжественности момента. Их больше впечатлял Креститель, чем Мессия. С другой, — общество было охвачено обсуждением скорой отмены крепостного права, и как-то не досуг были ни Христос, ни его явление.

И никто не обратил внимание на то, какой новаторской по тем временам вышла картина. Будучи примерным последователем академизма, Иванов отказался от традиционного для того времени героизма и сделал акцент на психологизме.

Судьба художника

Александру Иванову, видимо, на роду было написано стать художников. Отец, который тоже был живописцем, отдал сына учиться в Императорскую Академию Художеств, когда мальчику исполнилось 11 лет. За особые успехи его отправили на повышение квалификации в Европу. В Италии он в основном был увлечен религиозными сюжетами. И, как вы понимаете, в один знаменательный для себя день, пришел к мысли о написании картины на всемирный сюжет. Так, вместо отведенных четырех лет за границей Иванов провел там 33 года.

Александр Иванов. (Pinterest)

«Мой труд — большая картина — все более и более понижается в глазах моих, — писал Иванов Герцену. — Далеко ушли мы, живущие в 1855 году, в мышлениях наших — так, что перед последними решениями учености литературной основная мысль картины совсем почти теряется».

Удивительная и трагичная история: вскоре после презентации творения своей жизни Александр Иванов скончался от холеры. Сторонники мистических явлений могут, безусловно, приписать это тому, что автор сделал свое дело — автор может уходить. Но не исключено, что здоровье Иванова подорвали стрессы из-за критики современников.

Уже после смерти художника полотно купил император и распорядился построить для нее специальный павильон в Румянцевском музее. В 1920-х, когда полотно попало в Третьяковку, специально для картины был пристроен зал к основному зданию в Лаврушинском переулке.

«Явление Христа народу (Явление Мессии)», А. А. Иванов — описание картины

Явление Христа народу (Явление Мессии) — Александр Андреевич Иванов. 1837-1857. Холст, масло. 540×570

А. А. Иванов, окончив Петербургскую Академию художеств, получил право на пенсионерскую поездку в Европу и в 1831 поселился в Риме, где подошел к мысли о создании грандиозного полотна, на сюжет к которому никто из художников никогда не обращался, — первое явление Мессии. Художник воспринял этот момент как вмещающий весь смысл Евангелия.
Большую роль в произведении играет пейзаж. На многочисленных эскизах можно увидеть, как все более и более возрастает в картине значение ландшафта, в котором происходят события. Работая над панорамой мира, Иванов обратился непосредственно к природе, его колористические открытия в передаче солнечного света и световоздушной среды во многом предопределили искания импрессионистов второй половины XIX века.
В 1858 художник вернулся в Петербург и привез с собой полотно, но оно не произвело на российскую публику и критику особого впечатления. Новаторские идеи, привнесенные Ивановым в искусство — широта постановки философских и эстетических проблем, глубокий интерес к истории, внимание к натуре, — были в полной мере оценены художниками конца XIX — начала XX века.

«Явление Христа народу» — картина, которой художник посвятил 20 лет и которая стала причиной его смерти


«Явление Христа народу». (1837-1957). Фрагмент. Александр Иванов.

Иванов Александр Андреевич (1806 — 1858) в самом начале своей творческой карьеры написал несколько полотен на библейскую тематику. А остальные более двадцати лет он посвятил лишь одному полотну, сюжет для которого позаимствовал в Евангелии. Художник искренне рассчитывал, что его грандиозная работа «Явление Христа народу», в которую он вложил пол жизни, произведет фурор среди современников, критиков и потомков. Но, увы, картина потерпела фиаско.

Иванов Александр Андреевич — русский художник.

Будучи рожденным в 1806 году в семье живописца Андрея Ивановича Иванова, Александру как бы на роду было написано стать художником. Мальчик, с раннего детства подрастая в атмосфере любви к искусству, уже в одиннадцать лет станет «посторонним» учеником в Императорской Академии художеств, где под руководством отца начнет осваивать азы классической живописи. В процессе учебы были на счету молодого художника и серебряные медали и золотые и поездка в Европу за особые успехи. И вместо планируемых трех лет за границей Иванов прожил на чужбине тридцать три года.

«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». (1835).

В Италии, ознакомившись с работами великих мастеров эпохи Возрождения, Иванов увлекся религиозными сюжетами и досконально начал изучать Священное Писание, а в особенности Новый Завет. Художника манила идея написать на огромном полотне первое явление Мессии народу. Но изначально, решив испробовать свое мастерство на менее масштабной картине, он напишет в 1834—1835 годах «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», которая будет иметь колоссальный успех в Италии и в России. Академия художеств за это полотно в 1836 году удостоит Иванова звания академика.

«Явление Христа народу». (1837-1957). Александр Иванов.

Успех вдохновил мастера и он безотлагательно взялся за «Явление Христа народу». Кропотливый труд живописца затянулся более чем на 20 лет (1837—1857), и только в мае 1858 года Иванов решает везти гигантское полотно в Санкт-Петербург. Выставка картины и всех этюдов с натуры, а было их около 600, проводилась в Академии Художеств и произвела противоречивое впечатление на посетителей.

Надгробный памятник А.А. Иванова.

Получилось так, что все кто интересовался живописью и наблюдали за творчеством
Иванова — ожидали большего. И поговаривали, что эскизы к картине были намного впечатляющими. Остальные же зрители не прочувствовали значимости и величия момента, так как в то время бурно шло обсуждение грядущей отмены крепостного права и как-то было ни до Христа, ни до его явления. А некоторых больше впечатлил Иоанн Креститель нежели сам Мессия.

На фоне всеобщего непонимания и критических замечаний жизнь художника закончилась трагически вскоре после презентации полотна. Многие склонны были считать, что здоровье мастера подорвали стрессы из-за критики современников. А некоторые мистически настроенные приписывали это тому, что «автор сделал свое дело — автор может уходить». Скончался А.А. Иванов в июне 1858 года от холеры, захоронен в Санкт-Петербурге.


«Явление Христа народу». (1837-1957). Александр Иванов.

Спустя несколько часов после смерти живописца это грандиозное творение приобрел император Александр II за пятнадцать тысяч рублей, отдав распоряжение соорудить для него павильон в Румянцевском музее. А все эскизы выкупил Павел Третьяков. После революции 1917 года в 20-х «Явление Христа народу» было перенесено в Третьяковскую галерею, где был специально для картины построен выставочный зал.

«Явление Христа народу» (1837 — 1857) — зашифрованное послание современникам

Это полотно — Евангелие на холсте, художник замыслил как масштабное творение и выбрал для него соответствующие размеры: более пяти с половиной метров в высоту и семь — в длину. На таком гигантском полотне мастер задумал «донести до зрителя всю мощь и силу веры в деяния и слова Божьи».
Александр Андреевич с фанатизмом продумал все детали будущей работы, на одну только подготовку к которой ушло три года. Он изучал Евангелие, археологические изыскания о Палестине, объездил всю Италию в поисках нужного вида, легшего в основу полотна; посетил множество храмов и синагог разыскивая типажи исконных иудеев для натуры. Мастер написал огромное множество этюдов, эскизов и зарисовок.
На первый взгляд картина впечатляет многолюдностью и многоплановостью композиции, где автором задумано два композиционных центра, вокруг которых развивается сюжет: на первом плане — Иоанн Креститель, на втором — Мессия. И взором, переходя от образа к образу, наблюдаем за происходящим на полотне событием: появление Христа в момент крещения Иоанном Предтечей иудеев, поверивших в Спасителя, в реке Иордан.


«Иоанн Креститель и апостолы». Фрагмент.

Иоанн, за спиной которого видим апостолов Иоанна Богослова, Петра, Андрея Первозванного, увидев Христа, указывает на него движением руки. И многие из присутствующих устремили свои взоры на одинокую фигуру, идущую по пустыне. Спаситель является народу как чудо, которое предрек праведный Иоанн. Чудо которое должно было произвести коренные перемены в жизни человечества.

«Христос». Фрагмент

Полотно наполнено большим количеством образов, противоречиво настроенных к происходящему: одни с верой и восхищением, другие с испугом и ненавистью, третьи с неподдельным интересом. Художник показал ни одного безразличного лица, все подчинены единому порыву.

«Римские кавалеристы» Фрагмент.


«Дрожащие». Фрагмент.


«Раб и господин». Фрагмент.

В центре — богатый, услышав о пришествии Мессии отшатнулся от Христа, и его обрадованный раб, о котором Иванов скажет: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада».

«Старик и юноша». Фрагмент.

Образы юноши и старика внизу картины слева, выходящих из воды, как аллегория Древнего Израиля и Израиля после пришествия Иисуса, как соотношение молодого и зрелого, старого и нового. Это образы непрекращающейся жизни.

«Книжники и фарисеи». Фрагмент.

Интересны образы фарисеев и книжников, хранящих Закон, от лиц которых сквозит холодом, злобой, завистью пренебрежением и осуждением.

«Ближайший ко Христу». Фрагмент.

Как было сказано выше, типажи для своего творения живописец собирал годами. Так, для образа одного из героев полотна позировал сам Николай Гоголь, известный своей набожностью. Он то и вдохновил художника на создание образа темноволосого мужчины, ближайшего ко Христу.

«Мужчина с посохом». Фрагмент.

В образе мужчины в серой шляпе с посохом, что невдалеке от Иоанна Крестителя, художник запечатлел себя. По давней традиции живописцы часто писали свои образы в картинах такого плана. Иванов также не упустил такого случая и изобразил себя в качестве ученика Иоанна Крестителя, путешествующего вместе с праведником и апостолами по миру.

«Люди за деревьями. Фрагмент».

Энергетическая мощь гениального творения Александра Иванова

Давно известно, что любое творение рук человеческих несет в себе энергетическое биополе, воздействующее на окружающих. Так, исследовав биолокационным методом «Явление Христа народу», ученые заявили, что это произведение несет в себе мощнейшую положительную биоэнергетику, что относится и ко всем остальным работам мастера.


«Явление Христа народу». Фрагмент. Александр Иванов.

Исследование показало, что «…радиус биополя Иисуса составляет восемь метров, Иоанна Креститетя — пять, а всех остальных персонажей намного меньше. И это при том, что фигура Христа почти в три раза меньше чем все остальные образы, изображенные на холсте.»
Почти через сорок лет гениальный русский художник Константин Маковский напишет свое гигантское полотно на исторический сюжет «Воззвание Минина к нижегородцам» (1896), которое будет вызывать чувство гордости и патриотизма за простой русский народ.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: