Христианская община

Церковная община, литургическая жизнь и христианское служение

Материалы конференции «Современная молодёжь в Церкви: проблемы и пути их решения», прошедшей в в Московском Свято-Даниловом монастыре
16 февраля 2005 года.

1. Назначение, область деятельности и задачи церковной общины
2. Принципы взаимоотношений клира и мирян
3. Трудности молодого человека в церковной общине
4. Литургическая жизнь общины
5. Возможности реализации молодого человека в общинной жизни
6. Опасности духовного характера для молодого человека в общине
7. О норме приходской жизни
8. Приход и семья
9. Заключение
Приложение
Примечания

1. Назначение, область деятельности и задачи церковной общины

Назначение, область деятельности и задачи церковной общины (православного прихода) ничем не отличаются от таковых всей Церкви. Приход – это Церковь, явленная в конкретной и ощутимой общине. В общем смысле задачу церковной общины можно определить как спасение человека во Христе. Центром жизни церковной общины является Евхаристия, областью деятельности – богослужение, осуществление духовной жизни на приходском уровне и их выражение во внешнем служении, то есть благовестие словом и делом. Приобщившись Христу в Евхаристии, христиане призваны нести Его дар в мир через свою жизнь и христианское, в том числе социальное, служение.

Внебогослужебная деятельная жизнь общины естественным образом вытекает из евхаристической жизни и должна быть прежде всего направлена на сам приход. Только после этого она может быть распространяема вовне в миссионерском и социальном служении.

2. Принципы взаимоотношений клира и мирян

Основные принципы взаимоотношений настоятеля и церковной общины можно определить как семейность, братство и отцовство, выражающие любовь и доверие между всеми членами прихода, как священниками, так и прихожанами. В духовном отношении идеальной является ситуация, когда настоятель и другие священники прихода являются духовными отцами прихожан. С другой стороны, прихожане и священники должны соблюдать определенную субординацию в отношениях между собой, так как нередко можно встретить случаи искажения принципа отцовства, например, модель отношений «свой – чужой» или элитарное самосознание той или иной общины. Необходимо понимать, что подобные отношения порой воспитываются и провоцируются самим священником.

Следует отметить важность послушания прихожан священнику в силу осознанного выбора его как духовного руководителя (в области личной духовной жизни), а также в силу статуса служения священника (в области вероучительной и административной). В то же время священник призван помнить, что миряне в своей полноте являют, согласно апостолу Петру, «царственное священство, народ святой» (1Пет. 2:9). Поэтому в принятии важных решений, связанных с жизнью общины, желательно участие всего прихода.

Отцовство священника по отношению к прихожанам выражается в первенстве в любви, деятельном участии во всех делах общины, а также в учительстве, духовном руководстве и таинственном служении. Приход – это семья, и все члены этой семьи и, особенно, несущие пастырское служение, призваны активно участвовать в жизни общины. Роль священника только как требоисполнителя или культового «посредника» между народом Божьим и Богом неприемлема – от пастыря прихожане ожидают живого и деятельного участия в жизни общины.

3. Трудности молодого человека в церковной общине

Приход молодого человека в общину, не имеющую сложившихся традиций внебогослужебной жизни, ставит его в положение одиночества. В таких приходах чаще всего отсутствует стремление к осуществлению какой-либо внебогослужебной деятельности. Отчасти это объясняется составом подобных приходов и инерцией священства. С другой стороны, общины храмов, которые имеют развитую внебогослужебную деятельность и несут активное христианское служение, представляют качественно иную картину. Именно в такие общины чаще всего приходит молодежь, и их преимущество состоит в том, что молодым людям даётся возможность деятельно реализовывать себя в служении ближним.

Одна из основных проблем молодого человека в приходе – найти применение своих способностей в жизни церковной общины. Основной фактор, способствующий сплочению прихода и возникновению внебогослужебного общения – наличие общего направления деятельности, в котором заняты все прихожане. В свою очередь, подобное общение способствует привлечению в храм новых людей. Поэтому проблемы молодого человека связаны с отсутствием общинной жизни как таковой. Еще одним важным фактором для молодого человека в церковной общине является доступность священника для бесед и личного общения.

Важно отметить, что вовлечение молодого человека в деятельность общины должно происходить в духе христианской любви, постепенно и без насилия над его волей. Настоятель призван выстроить жизнь общины вокруг литургического богослужения таким образом, чтобы приходская внебогослужебная жизнь была бы его следствием. В этой деятельности настоятель выступает как пастырь, воспитатель, отец и предстоятель церковной общины.

4. Литургическая жизнь общины

1. Каждый член христианской общины нуждается в полноценном участии в литургической жизни, необходимыми аспектами которой являются:

а) Живое участие в Литургии, стремление к более частому причащению святых Христовых Таин, в идеале за каждой Литургией, на которой человек присутствует: «Многие, вижу, нечасто причащаются: это дело дьявола, он мешает частому принятию Тела Христова. И очевидно, что тот, кто нечасто причащается, дает большую власть над собой дьяволу, и дьявол волю над ним принимает и ведет его на все злое» (Святитель Иоанн Златоуст). Вместе с тем, следует помнить слова того же святителя: «Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью».

б) Осмысленное, молитвенное и деятельное участие в богослужении и домашней молитве. Для реализации последнего крайне желательно создание особого краткого молитвослова на русском языке для новоначальных молодых христиан.

в) Христианское служение, неотделимое от литургической жизни христианина. Как сказал Святейший Патриарх Алексий II, «служение есть плод освящения во Христе и продолжения свидетельства о Нём». Архиепископ Анастасий Яннулатос (нынешний предстоятель Православной Церкви Албании) пишет об этом так: «Литургия должна быть продолжена в личной и повседневной жизни. Каждый верующий призван к тому, чтобы продолжить литургию на сокровенном жертвеннике собственного сердца и осуществить таким образом живое возвещение Благой Вести для жизни мира. Вне этого продолжения храмовая литургия останется неполной».

г) Общинная жизнь. Без дружественных и искренних отношений, взаимопомощи и поддержки между членами общины человек не может полноценно участвовать в литургии.

д) Напряженная духовная жизнь, которая включает в себя постоянное самоиспытание, принуждение себя к следованию заповедям Христовым и деланию добрых дел, истинному покаянию, воздержанию и т.д.

Напряжённая духовная жизнь, к которой призван христианин, зависит от воли самого христианина и от его пастырского окормления. Но существуют внешние причины, наносящие серьёзный ущерб пониманию и участию в богослужении и затрудняющие недавно пришедшим молодым людям ведение правильной и осмысленной литургической жизни. Основные из них следующие:

I. Отделение в сознании верующих богослужения от реальной жизни. В сегодняшней церковной действительности, в силу многих исторических и духовно-нравственных причин, храмовое богослужение в известной мере потеряло значение соборной молитвы, а стало восприниматься как «индивидуальное» средство спасения. Люди приходят в храм часто только ради себя, они не знают, а часто и не хотят знать, кто стоит и молится рядом с ними. К причащению приступают с целью личного освящения, ощущение единого Тела Христова мало присутствует в наших приходах. Да и сам процесс молитвы в храме часто сопровождается вынужденным усилием, направленным на «отгорожение» от других людей, на то, чтобы из-за шума, шепота, самочинного подпевания хору и т.д. «молитва не разорилась».

II. Проблемы литургической жизни, проявляющиеся в непонимании смысла богослужения:

1. Современность и запросы воцерковляющейся молодёжи выявили проблему закрытости евхаристического богослужения для прихожан. Это не новая проблема, но для молодых людей она является одной из самых важных. Серьёзный ущерб пониманию наносит чтение священником про себя или тихо так называемых «тайных молитв», из-за которого «подавляющее большинство мирян не знает, не слышит самого текста Евхаристии, лишено этого драгоценнейшего дара. И ведь никто и никогда не объяснил, почему «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы» (1Пет 2:9), не может слышать молитвы, им же Богу приносимой?».

2. Невнятное, тихое, быстрое чтение и пение богослужебных текстов, в том числе Апостола и Евангелия, а также длительное поминовение живых и усопших на ектеньях.

3. Тексты, некорректные с богословской точки зрения, например, службы погребения Божьей Матери. Желательна правка подобных текстов богослужебной комиссией Русской Православной Церкви.

4. Закрытость предстоятеля царскими вратами, в результате чего теряется дух соборной молитвы и часто не слышно даже возгласов священника.

5. Малопонятность языка богослужения, особенно для новоначальных. Патриарх Алексий II отмечает: «Славянский язык не для всех понятен: поэтому многими литургистами нашей Церкви давно уже ставится вопрос о переводе всего круга богослужебных текстов на русский». О «упрощении богослужебного славянского языка и о предоставлении права, где того пожелает приход, совершать богослужение на родном языке» писал ещё епископ Сергий Старогородский (будущий Патриарх). Необходимо ускорение процесса поновления славянского перевода текста богослужений и исправления в нём ошибок, о чём писал ещё святитель Феофан Затворник: «Есть вещь крайне нужная. Разумею новый упрощенный и уясненный перевод церковных богослужебных книг. Наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская, и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг. А между тем большая часть из сих песнопений – совсем непонятны. А это лишает наши церковные книги плода, который они могли бы производить, и не дает им послужить тем целям для коих они назначены и имеются. Вследствие чего новый перевод богослужебных книг неотложно необходим. Ныне-завтра, надобно же к нему приступить, если не хотим нести укора за эту неисправность и быть причиною вреда, который от сего происходит».

6. Неоправданно длинная пауза между запричастным стихом и причащением, негативно сказывающаяся на целостности восприятия Литургии верующими.

III. Большие различия в требованиях к условиям участия христиан в причащении. Святейший Патриарх Алексий II констатировал, что «иногда верующие не допускаются до Причастия без достаточных оснований». В связи с тем, что лишение христиан евхаристического общения установлено каноническим правом за достаточно серьёзные нарушения, участники конференции выступают за унификацию требований к причастникам (см. Приложение).

IV. Отвлекающие моменты на богослужении в храме.

1) Торговля и шум в храме.

2) Наличие неканонических изображений и икон.

3) Неразборчивое и излишне «оперное» пение

4) Совершение исповеди во время Литургии, не оправданное необходимостью.

5) Проведение одновременно нескольких служб (молебны, панихиды, отпевания) в одном храме и т.д.

Ради облегчения входа и пребывания молодёжи в Церкви указанные негативные факторы возможно смягчить с помощью предоставления приходам права проведения особых миссионерских служб, в которые были бы внесены элементы катехизации и которые обладали бы следующими особенностями:

Богослужение без нарушения его цельности и молитвенного настроя верующих в необходимых случаях перемежается с катехизацией и объяснением молитв.

На время богослужения в храме поддерживается благоговейная тишина, в храме прекращается торговля и убираются другие отвлекающие факторы.

Закрытие и открытие царских врат осуществляется по архиерейскому чину.

Евангелие, Апостол, паремии и другие чтения Священного Писания читаются или повторяются на русском языке.

Содержание смыслообразующих «тайных» литургических молитв обязательно доводится до молящихся.

Сведение паузы между запричастным стихом и причащением к минимуму.

По благословению правящих архиереев подобные богослужения в миссионерских целях уже проводятся в различных епархиях Русской Православной Церкви. Более широкое их применение явилось бы деятельным решением поднятой ещё в 1996 году Святейшим Патриархом Алексием II проблемы «приближения в миссионерских целях литургической культуры Православия к пониманию наших современников».

5. Возможности реализации молодого человека в общинной жизни

Приходская внутриобщинная жизнь призвана перенести акценты от необходимости исполнения внешней обрядности на внутреннюю жизнь человека и сделать саму жизнь богослужением и богообщением. Церковная община призвана дать молодому человеку то же, что и Церковь в целом – «полноту бытия». Основное в христианстве – приобщение Христу и жизнь с Ним и в Нем, что отнюдь не обеспечивается внешней формой благочестия и подобием духовной жизни, но только лишь реализацией Евангелия в своей жизни. Евхаристия и проистекающая из нее, как из источника, внелитургическая жизнь общины и есть эта полнота домашней, служебной, досуговой и других аспектов жизни и деятельности человека. В этом смысле исполнение дел милосердия тоже не является абсолютной целью христианской жизни. Таким образом, вся церковная, богослужебная, миссионерская, духовная и т.п. жизнь является лишь способом приобщения ко Христу.

Существуют приходы с доминирующим направлением деятельности. Эта область деятельности может выражаться в социальном, миссионерском, образовательном служении и т.д. В то же время жизнь подобных приходов не ограничивается заранее выбранной областью деятельности. Если в общине выполняется принцип отцовства и семейности, то сама жизнь определяет конкретные цели, роли и виды служения. Первейшая задача общины – строить жизнь вокруг Евхаристии как центра собрания. Церковная община, как настоящая семья, сама собой вбирает в себя и реализует то служение, потребность в котором возникает ежедневно. Таким образом, внебогослужебные виды деятельности молодого человека в общине зависят прежде всего от его желания, способностей, от интенсивности его приходской литургической и семейной жизни, а также опыта настоятеля.

Виды этой деятельности могут быть следующими:

  • Помощь священнослужителям при богослужении.
  • Хозяйственные послушания внутри прихода.
  • Занятия с детьми в воскресной школе.
  • Миссионерское служение.
  • Просветительское служение.
  • Социальное служение.
  • Молодежное служение и т.д.

6. Опасности духовного характера для молодого человека в общине

Духовные опасности и проблемы наиболее остро встают перед молодым человеком в период неофитства. Это происходит в связи с неправильным направлением духовных усилий, идеализацией внешней жизни Церкви, излишней идеологизацией каких-либо явлений, склонностью искать непререкаемые духовные авторитеты (в том числе священников) с целью переложить на них ответственность за свою жизнь.

Этому, в частности, способствует следующее. Во-первых, неопытный человек склонен воспринимать встречающиеся в святоотеческой литературе частные практические рекомендации отдельным людям, как общецерковные законы духовной жизни. В результате монашеский уклад жизни переносится на повседневную жизнь христианина. Подобное восприятие частных методов решения как универсальных для жизни любого другого человека представляется опасным. Подвижники благочестия индивидуально подходили к каждому конкретному человеку, поэтому не следует воспринимать их опыт без учета культурно-исторического контекста.

Во-вторых, при определенных условиях воцерковляющийся человек склонен идеализировать священников, считая, что благодатные дары священства обеспечивают пастырю личную святость. В результате этого подхода некоторые православные христиане ошибочно воспринимают священника как наивысший авторитет, стараясь выстроить всю свою жизнь в соответствие с любым его мнением и пожеланием.

Отдельной опасностью для церковной общины является постановка внебогослужебной деятельности на первое место, т.е. стремление превратить храм в клуб по интересам.

Часто приходится встречаться с элементарной безответственностью члена общины, взявшего на себя те или иные обязанности и не выполнившего их. Эта проблема может иметь не только духовные, но и психологические причины, и, к сожалению, распространена в приходской жизни.

7. О норме приходской жизни

Опыт миссионерской работы и катехизации свидетельствует о том, что наиболее благотворно воцерковление молодежи происходит на приходах, жизнь которых включает в себя:

  • Еженедельное причащение членов общины.
  • Храмовую и домашнюю молитву друг за друга.
  • Общеприходские беседы с настоятелем, проходящие в неформальной обстановке.
  • Посещение настоятелем прихожан (в силу его духовного отцовства).
  • Материальную поддержку и социальную помощь нуждающимся, заботу о прихожанах, неспособных прийти в храм.
  • Совместные паломнические поездки.
  • Совместная работа прихожан и клириков по благоустройству храма.
  • Воскресную школу семейного типа, где, по возможности, преподают клирики и прихожане храма.
  • Приходской детский сад по выходным дням (во время богослужения), осуществляемый силами прихожан, имеющих опыт воспитания маленьких детей.
  • Молодёжный клуб, в котором бы проходило дружеское и молитвенное общение молодых членов прихода.
  • Приходскую кассу взаимопомощи.
  • Внебогослужебные молитвенные собрания прихожан с чтением Священного Писания в малых группах.
  • Миссионерскую и социальную деятельность членов общины.
  • Приходскую библиотеку.
  • Активное выполнение членами общины административных и хозяйственных функций в соответствии с их компетентностью и способностями.
  • Совершение Таинств Церкви и треб исключительно за пожертвования, а не по установленному тарифу, добровольную «десятину» на нужды храма и содержание священнослужителей, адекватную оплату труда работников храма, занимающего у них много сил и времени.

8. Приход и семья

Семья молодого христианина должна по возможности полноценно участвовать в жизни общины. Важно, чтобы Венчания, Крещения и прочие Таинства и обряды совершались в общине с участием большинства ее членов.

Община призвана принимать участие в жизни молодых семей, деликатно поддерживать их в бытовом и других отношениях. В свою очередь священник призван участвовать в жизни семьи своих прихожан, знать членов семьи, посещать их. Но, недопустимой является ситуация, когда священник вмешивается во внутрисемейные вопросы, например супружеские взаимоотношения, воспитание и образование детей, а так же быт семьи. Пастыри призваны помогать новообращенным в построении христианских взаимоотношений с родителями и ближними.

9. Заключение

Необходимо признать, что большинство из перечисленных выше проблем, как правило, имеют свои корни в длительном гонении на Церковь, вызвавшем разрыв духовных и церковных традиций, а также неправильное толкование их современным человеком. В большинстве стран Восточной Европы приходские общины были уничтожены, о их возрождении не было и речи. Те храмы, которые ещё не были закрыты, воспринимались лишь как места предоставления населению религиозных услуг.

К сожалению, в наши дни, когда пришли времена относительной свободы, процесс возрождения приходских общин встретил новые трудности. Естественный консерватизм Православной Церкви порой играет здесь отрицательную роль. Традиции и уклад жизни приходов, сложившиеся вследствие определённых исторических факторов на протяжении нескольких десятилетий, начинают восприниматься чуть ли не как святоотеческие, искони православные. В результате, некоторые из настоятелей приходов боятся что-либо менять на своём приходе, в том числе, созидать общинную жизнь.

Сегодня уже становится очевидным, что внимание церковной общественности важно переориентировать с возрождения внешних церковных форм и попечения о материальном благосостоянии на созидание общинной жизни и творческую церковную работу.

Происходящие сейчас в Церкви и обществе процессы дают нам право смотреть в будущее с оптимизмом. Несмотря на все сложности, люди с надеждой обращают свой взор в сторону Церкви, количество приходов увеличивается, в том числе, и за счёт молодёжи. Пройдя через неофитство как через естественную болезнь роста, люди обретают истинные смысл и радость жизни в любви ко Христу и единении с Ним, возрождается миссионерская и катехизаторская деятельность, растёт уровень церковного самосознания. Вера, укоренённая в словах Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18) даёт нам силы для исполнения христианского служения ближним.

Приложение

Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Христа Владыки.

Примечания

1. Анастасий Янулатос. Литургия после литургии.

2. Прот. Александр Шмеман «Евхаристия: Таинство Царства», с. 299.

3. Речь Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси на торжественном акте по случаю присвоения ему учёной степени доктора богословия honorius causa Тбилисской Духовной академии во время визита Его Святейшейства в Грузию 27 апреля – 1 мая 1996 г. См.: Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата от 1 июля 1996 г., с.3

4. Отзывы епархиальных архиереев, III, 443.

5. Епископ Феофан. Душеполезное чтение №10. М., 1896 г., ч. III. с. 462-463.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II «Подлинный старец бережно относится к каждому человеку» 6.

7. Например, краткие пояснения перед важными моментами богослужения.

8. Евангельские и апостольские чтения желательно читать лицом к народу.

9. Речь Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси на торжественном акте по случаю присвоения ему учёной степени доктора богословия honorius causa Тбилисской Духовной академии во время визита Его Святейшейства в Грузию 27 апреля – 1 мая 1996 г. См.: Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата от 1 июля 1996 г., с.3

Православная община — поселение

Предлагаю вашему вниманию Проект православной общины — поселения, который я пыталась осуществить с различными людьми в течение длительного времени.Находились люди, места, но не было спонсоров и заинтересованных батюшек. Надеюсь, что кому-то что-то из этого понравится. Есть конкретные места, но увы, я уже ничего не могу сделать, так как прошло 12 лет, ситуация изменилась. Если кого — то это заинтересует, напишите. Укажу места и многое другое. Хотелось бы участвовать в этом проекте… Я не всё изобразила, там есть планы по каждому пункту Проекта. Со мной можно пообщаться на счёт Проекта в контакте: Королёва Людмила Николаевна.
Устав православного поселения – общины.
«ЯКО С НАМИ БОГ!»
(примерный)
1. Православная община – поселение состоит из православных семей и одиноких людей, желающих жить и трудиться во Славу Божию рядом с храмом или монастырем.
2. Она подчиняется Церкви, т.е. батюшке, священнику, а главное – Закону Божьему и Уставу Церкви.
3. Члены общины также подчиняются совету директоров, руководителям общины.
4. Община – поселение будет осуществлять свою деятельность за счет личных средств и средств жертвователей, т.е. спонсоров.
5. Совместная молитва и совместный труд во Славу Божию — главное направление этого объединения.
6. В личной собственности будут находиться некоторые средства производства, а также дома, транспортные средства, денежные сбережения, личные вещи. Ничего не у кого не отнимается. Но если человек захочет покинуть общину, может забрать всё, кроме недвижимости и того, что принадлежит другим членам или всему обществу. Если вложит свои средства в жилье, то может его продать, а денежные средства забрать себе.
7. Главное в общине помимо молитвы, труд на благо всех!
8. Излишки будут реализовываться вовне, в миру, доходы будут распределяться по справедливости: по труду, по членам семьи, по состоянию здоровья, по милосердию. Община создается не для личного обогащения, а для общей пользы. По образу и подобию монастыря, только семейного.
9. Важная часть для чего создается община: в несении своего креста, в борьбе со страстями, для смирения, терпения, для благих дел на общую пользу.
10. В общине – поселении будут проживать дети – сироты, пожилые люди, больные, одинокие, инвалиды. Для них будут особые помещения и особый уход. Они тоже должны будут вносить свою посильную лепту в общее дело.
11. Ряд работ будет выполняться сообща: уборка территории,
сельскохозяйственные работы, охрана правопорядка, оказание безвозмездной помощи нуждающимся.
12. Развитие материальной базы будет вестись по мере поступления денежных средств на счет общины.
13. Жизнь в поселении – общине будет подчинена общему распорядку, определенному ритму. На первых порах она будет полумирской, т.к. не все члены общины будут на одних уровнях духовного, нравственного и физического развития. Для немощных, пожилых и малышей будут послабления. Она должна быть для радости людей, а не для печали.
14. Вся жизнь в общине – поселении должна будет направлена на прославление Бога и возрождение Родины – России. Все должно быть православным: культура, печать, медицина, образование, наука.
15. Жизнь в общине будет направлена на сохранение экологии природы, экологии тела человека, экологии души. Главные критерии в отношениях: любовь, ласка, милосердие, доброжелательность. Борьба со страстями: пьянством, сквернословием, курением, с похотью, с растлением души и тела, с ересями бесовскими т.к.
16. Для членов общины внутри ее все бесплатно: гимназия, детсад, трапезная, транспорт (общий). Для внешних – за плату, пока есть деньги.
17. Принцип жизни в общине: все для всех, кроме личного имущества, членов семьи.
а) не воровать,
б) не пьянствовать.
г) не курить,
д) не сквернословить, не обзываться,
е) не драться,
ё) вести себя достойно, подчиняться разумным доводам,
ж) участвовать в общественных работах, оказывать посильную помощь, нуждающимся людям,
з) у каждого свое дело, своя работа,
и) трудные вопросы решать сообща.
18.Предприятия, цеха, мастерские – в личной и коллективной собственности (небольшие по размеру).
19.Семейные отношения: не разводиться, не изменять друг другу. Ответственно относиться к браку, семье, детям. Вдовым можно создавать семью, венчаться. Остальные все – братья и сестры.
20.Мода. Желательно всем одеваться скромно, но красиво. Женщинам не носить короткие юбки, брюки, декольте, татуировки. Не ходить в шортах, только около реки или озера, в миру. Мужчинам не обнажать торс. Женщинам желательно покрывать голову, особенно при работе в храме или монастыре или на их территории.
21.Желательно использовать всё натуральное: хлопок, лён, шерсть; питаться тем, что вырастим! Перейти на натуральное хозяйство.
22. Лечить прежде всего: душу – постом, молитвой, святой водой, ладаном, покаянием; тело – травами, народными средствами, массажем, гимнастикой, в крайнем случае – химиотерапия и хирургия.
23.Культура: русская, народная, классическая, скромная, доброжелательная. Народные промыслы, рукоделие, народное творчество.
24.Не терять бдительности. В военный период – лагерь для беженцев, лазарет, госпиталь – для больных. Пред приходом антихриста – уход в подполье…
25.Девиз: чистая природа, чистые мысли, взаимоотношения, дела, чувства, сердца.
Слава Богу за всё!
План православного поселения – общины.
Леса река
пруд
дома
святой источник воскресная школа
храм или церковь
дом для священника лавка в храме
библиотека трапезная
кафе
хлебопекарня
печать
(газета или журнал) гостиница для паломников
Гимназия (начальные классы)
Прогимназия (подготовка детей
к школе)
приют для детей – сирот
приют для одиноких и больных
приют для женщин,
подвергшихся насилию,
с детьми, оставшихся без жилья
котельная
склад гараж мастерские:
пошив, вязание,вышивка
столярная, кузница,
слесарная
План сельскохозяйственной деятельности:
Сад поле: зерновые
Огород
Скотный двор:
Коровы,
Куры, утки, гуси
Кролики,
Поросята,
Козы,
Овцы
машинно – тракторный парк
Авто — мастерские
Православная община «Торжество православия»
«Яко с нами Бог!»
1. Берём под свою защиту всех униженных и оскорблённых, обременённых, трудящихся во Славу Божию.
2. Не берём в общину ленивых, корыстолюбивых, эгоистичных, пьяниц, нераскаянных блудников, воров, сектантов, сквернословов и наркоманов…(хотя бы на первых порах!)
3. В общине нельзя:
4. А) сильно нарушать пост, кроме случаев, когда по необходимости и состоянию здоровья,
5. Б) распивать спиртные напитки, когда нет в этом нужды,
6. В) курить, особенно в присутствии детей и женщин и на территории храма. Лучше вообще не курить!
7. Г) сквернословить, обзываться,
8. Д) осуждать кого – либо, выпытывать личные тайны, празнословить, злословить.
9. Е) неприлично одеваться (вызывающе, крикливо), сильно краситься.
10. Ё) присваивать себе чужое добро, т.е. воровать.
11. Ж) скандалить, драться.
12. З) сожительствовать без венца и росписи.
13. И) женщинам молиться без платка (в храме), ходить в брюках, короткой юбке, мужчинам находиться в храме в шортах, майках.
14. Оплата труда: часть дохода – часть отдавать на нужды церкви и столько же на нужды общины. Например: зарплата 10000 р. 1000 р – храму, 1000 р. – общине.
15. Для своих членов в общине будет бесплатно: проезд, трапезная, баня, воскресная школа, обучение в гимназии (частичная оплата) и многое другое.
16. За деньги для всех: кафе, магазин.
17. Общий труд: уборка территории, помощь в храме, батюшке, работа на огороде и в саду, в поле, помощь другим, распространение православной литературы, воспитание детей, просвещение неверующих людей.
18. Ничегонеделания не должно быть! Молитва — тоже труд!
19. Обязанности между членами общины будут распределены чётко, в
соответствии с талантами и способностями людей. Главное – ответственность и добросовестность.
20. Все доходы делятся между членами общины в зависимости от личного вклада и качества труда, часть из доходов – для больных, стариков, детей. Когда отменят деньги, будут трудовые соглашения, на первых порах – учёт и распределение, потом – по совести.
21. Труд. На первых порах каждый возьмёт себе по 2 – 4 дела, обязанности и будет трудиться для всех и для себя, своей семьи.
22. Сначала община будет полу-мирская, т.к. люди в основном – маловоцерковлённые, даже, кто считает себя христианами и православными.
23. Частный труд. Мужчины: столярный, слесарный цеха, пило-рама, кузница. Строительство, изготовление мебели, охрана, транспорт, сельхозработы, рыбалка, животноводство. Женщины: воспитание, обучение, кулинария, ремонт одежды, рукоделие, цветоводство, огородничество, стирка, уборка, торговля и т.д.
24. Наказание за неповиновение священнику или Совету общины. Предупреждение. Выговор. Беседа при членах общины. Вывод из состава общины, удаление с территории общины.
25. Отношения в общине: все братья и сестры между собой, так же и в семьях! Радость, дружба, любовь, взаимопомощь!
Можно:
быть культурным, терпеливым, вежливым, доброжелательным, аккуратным, чутким, отзывчивым, дружелюбным, ласковым, общительным (в меру),
оказывать помощь другим людям, спрашивать доброго совета у священника и старших,
выходить замуж или жениться одиноким, вдовам или вдовцам.
Главное – соблюдать Заповеди Божие, трудиться во Славу Божию и молиться по мере сил. Любить Бога и церковь, людей!

Христианская община. История и современность

1. РИМСКАЯ ОБЩИНА
Для понимания христианства весьма важны реалии, в которых оно зарождалось. Рассмотрим общественно-политическую и религиозно-культурную обстановку Древнего Рима.
Древний Рим являлся городом-полисом. Городом-государством и одновременно гражданской общиной. Полис предоставляет гражданину общее право, укрывает его своими стенами от врагов. Только в рамках полиса личность самостоятельна, свободна отстаивать свои интересы при помощи закона. Здесь люди верны долгу перед богами своей религии, родиной и согражданами, что является моральной гарантией исполнения закона. Для гражданина позорно льстить, лгать, скрывать свои мысли.
Согласно римским представлениям только государство может вступать в договорные отношения с богами. Жрецы – помощники магистрата в отправлении культа. Всякий культ того или иного божества должен служить политике государства. В Риме полагали, что главная задача религии – сплочение народа и укрепление преданности к государству.
Со временем выделяются главные боги, упорядочивается культ. Единообразное приветствуется. Древний Рим периода республики и расцвета полиса не нуждался в вере о бессмертии души, ибо связывал все свое существование с полисом. В Риме не было идеи судьбы, идеи бесконечного времени и пространства. В основе мировоззрения римлян лежал год, а не век. Идеи о веке пришли из Греции. С их приходом появляются мысли об определенной предназначенности Города, формируется вера в предопределенную Риму великую судьбу.
Успешное продвижение Рима на международной арене, захват новых земель способствует утверждению римского мифа об изначальной богоизбранности римлян. Народ полагал, что именно религиозность римлян возвеличила Рим, поскольку римляне превосходят все другие народы своим благочестием. Поэтому Рим должен править миром. В отличие от евреев, римляне осуществили свою концепцию на практике. Последующие империи неизбежно копируют модель Рима.
Вместе с тем, непрестанный рост владений Рима разрушает идею полиса. Приходится включать в общину чуждые ей элементы, усыновлять, адаптировать. Вместе с приходом чуждых элементов уходит прежнее единство.
2. ИДЕЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Для сохранения империи нужна общая идея. Мононациональному государству такая идея не нужна. Зачем такая идея, к примеру, современным полякам? Они просто живут в своем польском государстве, всегда имея для себя возможность припомнить из богатого прошлого какие-либо воодушевляющие исторические подробности. Чехи и словаки, не найдя общую идею проживания в одном государстве, мирно размежевались. Идея нужна империям, удерживающим разноообразные неорганические части. Римскому полису тоже не нужна была идея, идея понадобилась, когда Рим стал империей.
Между тем, имперская идеология не может быть стабильной. Это ее основной недостаток. Она неспособна ставить долгосрочные коллективные цели. В сущности, такой идеей может быть только одна: подчинить себе весь мир. Но тогда империя неизбежно заканчивает свое существование, рушась под бременем включения слишком разнородных элементов. Это случилось с Римом к концу II века, когда большая часть известного мира была завоевана. Намеченные цели были достигнуты, и стал разрушаться комплекс идеологического воздействия.
Империя разрушает римский патриархальный полисный уклад жизни. Перестает существовать единство замкнутой гражданской общины. Граждане переходят в разряд подданных, а это требует совсем другой психологии личности. Граждане в большей своей массе – это мужественные стоики, а подданным свойственна пассивность, увлечение астрологией, все более популярной становится философия эпикурейства с его установкой на «незаметную» жизнь, невмешательство в какие бы то ни было события…
Дальнейшие социальные потрясения делают невозможным придерживаться безмятежного эпикурейства. Человек уже не может укрыться от государства. Вместе с упадком эпикурейства приходит вера в фатум, рок… Разумеется, с прежней позиции гражданина такая вера была бы несовместима. Подданные соперничают друг с другом за милости правителей, лицемерят. Отсутствие ясных целей в жизни, сознание неизменности и неизбежности всего существующего обесценивает этику, сформировавшуюся на почве римской гражданской общины и санкционировавшуюся римским мифом. Одобрение и осуждение коллектива граждан утрачивает смысл, поскольку коллектив перестал существовать.
Римская имперская идеология отражает постоянные сознательные попытки верховной власти сплотить различные социальные круги общей идеей. Власть формирует представление об императоре как завершителе римской миссии, изначально избранном богами. Император – восстановитель человеческого рода, принесший человечеству золотой век мира и спокойствия. Империя проводит единую религиозную политику, предписывая, каким богам молиться, способствует созиданию единой общеимперской религии. Пропаганда утверждает, что Рим владеет миром, потому что он чтит всех богов, религиозность римлян дала им власть. Позже император Тиберий (14-37 гг.) возобновляет закон об оскорблении величия римского народа. Житель империи обязан участвовать в официальных культах. Подчинение миропорядку равно подчинению законам империи.
Вместе с тем, все более распространяются учения о бессмертии души, о Боге – личном Спасителе. Вера в бессмертие души становится общим мнением. В воздухе носится идея апофеоза героев, их посмертного приобщения к богам. В то время еще считалось нечестивым выдавать себя за бога. Человек мог быть лишь его помощником, орудием. С ростом напряженности к концу II века, когда мир перестал казаться разумным, люди вновь пытаются определить свое место в мире. Распад семейных и общественных связей также способствует тому, что люди ищут возможность установить личные контакты с Высшей силой. В это время распространяются неофициальные религиозные союзы, почитающие Некое божество, единое и всемогущее.
Императорский культ так и не смог стать догмой, которая бы на основе религии сплотила население империи. Религия все более становится делом частных лиц. Продолжают распространять свое влияние восточные культы.
Идеологические кризисы всегда ведут к религиозно-мистическим направлениям. Росло число людей, считавшихся одержимыми божеством и потому способными пророчествовать. Такие люди подпадали под законы, каравшие тех, кто «смущает души простого народа» новыми учениями, надеждами на перемены. Внеплановая религиозная деятельность не одобрялась. Идеология, облеченная в религиозную форму, всегда крайне опасна для правительства. Юрист Ульпиан (170-228) полагал, что следует карать пророков, использующих недозволенные знания против общественного спокойствия и власти римского народа, пророки не должны предрекать конца света. Гадание об императоре было серьезным преступлением. Раньше превалировали коллективные методы узнавания воли богов, теперь – индивидуальные обращения к магии, астрологии… Общение с личным божеством не требовало посредничества жрецов-авгуров, гаруспиков. В образе божества все чаще отражается помощник, близкий людям, образец для подражания, могучий Творец.
Итак, прежние религии не удовлетворяют. Существовавшие религиозные системы слишком сложны, а мистерии и откровения предназначаются только для избранных. Поиск подходящего материала для имперской религии сужается…
3. КОЛЛЕГИИ
Существует психологическая тенденция, заставляющая людей сплачиваться в микроколлективы. Такие группы, как правило, вырабатывают собственное самосознание: мы – единое целое, противостоим окружающему миру. В римские коллегии (добровольные коллективы, общины) люди объединялись по разным причинам, но главной было стремление обрести человеческое общение и взаимоподдержку в трудные времена.
Деятельность коллегий строго регламентировалась законом. Разрешение выдавалось сенатом или цезарем. Разрешалось принимать вступительные и ежегодные взносы и собирать добровольные пожертвования на общие нужды, устраивать ежемесячные (не чаще) совместные трапезы, устраивать погребения, отравлять признанные государством культов. Коллегии, осуществлявшие свою деятельность без разрешения, сурово наказывались, их деятельность приравнивалась к вооруженному захвату общественного здания.
Во времена становления империи власти Рима опасались коллегий, видя в них возможность организации противодействия государственной власти. Власть по самой своей природе борется против частных объединений людей по своим интересам. Она прекрасно понимает, что люди легко могут воспринимать себя как оппозицию всему государственному. Напомним, что христиане в периоды гонений на них собирались под видом похоронных или компитальных коллегий (в которых чествовали духов данной местности – ларов). Некоторые христиане продолжали оставаться членами иных коллегий…
Постепенно общественная жизнь перетекает в коллегии. Что особенного происходит во время собраний? Ничего особенного. Люди едят обычную еду, разговаривают… и оказывается, что для человека это самое главное. Официальные же формы общественного самовыражения становились парадными, а значит пустыми. Никто не удовлетворялся ими, не мог выразить себя в них. Действительно, какое удовлетворение может дать ощущение себя винтиком машины? Гораздо привлекательнее идея, выражаемая коллегиями – идея свободно избранных отношений между друзьями, единомышленниками.
4. НАЧАЛО ХРИСТИАНСТВА В РИМЕ
Долгое время христианство было практически незаметно для империи, даже упоминание Светонием о преследовании христиан (наказаны христиане, приверженцы нового зловредного суеверия) проходит в его списке о деяниях Нерона между запретом на продажу вареного мяса в харчевнях и указом об обуздании махинаций цирковых наездников. Хотя в романе «Камо грядеши» Г. Сенкевича движению христиан был придан какой-то размах, на деле гордый и суетный Рим еще не скоро будет принимать всерьез людей, верующих в Иисуса Христа.
Проповедь о Христе у большинства граждан не находит отклика. Состав христианских общин длительное время остается маргинальным. Апостол отмечает: «не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог» (1Кор.1:26, 28). Общины наполняют одинокие женщины и рабы.
Поскольку христианство поначалу развивалось довольно-таки вяло, римское государство долго не усматривало в нем какой бы то ни было для себя опасности. Появившиеся общины и просто отдельные христиане не вызывали интереса. Цельс смеялся, что христиане проповедуют на кухнях рабам и женщинам, и те принимают учение, портящее жизнь человеку… Христианство рассматривалось лишь как уродливое суеверие. Язычники считали, что христианство «несомненно» ниже отечественных религий. К тому же, как писал Цельс, христиан путали с мошенниками, которые выдавали себя за бога или за сына бога… мошенников было множество, и все они утверждали, что призваны спасти мир.
Плиний Младший (61-114) пишет, что христиане собирались до рассвета, воспевали Христа как Бога. Расходились, приходили опять для принятия пищи. В богослужении первых христиан центральное место принадлежало проповеди. В отличие от коллегий, имевших свои четкие уставы и списки членов, экклесия была устроена проще и доступнее. Экклесия была открыта для всех, исповедовавших веру во Христа. Собрания проводили в таких местах, где не было соприкосновения с языческим миром. Ничего не скрывая, христиане все же отделялись, чтобы им не мешали. Правда, стоит напомнить, что Риме публичность и открытость были частью представлений о добропорядочности.
Разумеется, со временем подобная организация как христианская община не могла не привлечь внимание римских властей. Христианство с задворков империи (провинции третьего класса) проникает в Рим, куда «отовсюду стекается все наиболее срамное», как пишет Тацит. Христиане своими воззрениями и организацией колебали уверенность в неизменности существующих порядков. «И проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам не следует ни принимать, ни исполнять», об этом мы читаем уже в Деяниях Апостолов (Деян.16:21). Христиане слышат в свой адрес много упреков, один из которых, о нем пишет Тертуллиан, таков: «доходы храмов уменьшаются каждый день». На что Тертуллиан отвечал: «Наше общество вредит вашим порокам».
Христиане сумели организовать крепкие общины и наладить между ними хорошие связи при помощи постоянных курьеров. Властям в этом виделись тайные общества, государство в государстве. Тертуллиан замечает, что противники христиан «Не пропускали случая дать христианам имя врагов общественного порядка». Он обращается к власти: «Мы могли бы бороться с вами, не прибегая к оружию, ни к мятежу, просто отделившись от вас; если бы множество людей оставило ваши города и удалилось в другие страны, то одна уже потеря стольких граждан всех состояний испугала бы ваше правительство, и вы были бы довольно наказаны».
5. ДВА ПУТИ
Христос предложил христианам два метода действий. Первый метод: противопоставление себя всему остальному миру. Народ Божий должен прорасти сквозь существующее государство, и в конце концов заменить его. Прорасти, как прорастает горчичное семя. Второй путь: христиане воздействуют на этот мир, взаимодействуют с ним. Сотрудничество преобразует государство и общество, подобно тому как закваска заквашивает муку. Эти два метода отражены в притчах Иисуса. Между методами нет противоречия, и они прекрасно дополняют друг друга. Царство Божие на земле (под чем подразумевается народ Божий, или Церковь) должно было изменить окружающее геополитическое пространство: либо вырасти в самостоятельное государство, которое должно было стать больше всех (идея горчичного дерева), либо преобразовать существующие (идея закваски), что привело бы Царство к той же самой цели – к победе.
В организационной деятельности христиане должны были сделать ставку на общины, которые со временем заменили бы собой формы управления римской государственности. Идея весьма перспективная и продуктивная. Христиане собирали к себе, в свои общины, весь недовольный современным положением люд. Противостояние шло не столько под флагом борьбы с Римом, сколько борьбы с самой античной цивилизацией. Еще Татиан отмечал эту возможность, нападая на все и вся. Идея народа Божиего, или христианских общин, успешно конкурировала с идеями, выраженными в других религиях. Народ Божий, собирающийся в определенных общинах… Народ живет особым образом, имеет определенные цели и средства их достижения. Разумеется, и такая идея имела конкурентов в лице других религий, но совокупность всех воззрений, сама христианская система мысли и организация жизни, давала христианству неоспоримое преимущество, без всякого, заметим, содействия сверху. Общины других религий проигрывали, поскольку не были так идеологически экипированы для преодоления препятствий, Кроме того, христиане могли предложить государству внятную программу действий.
Христиане и выдержали натиск языческого мира в немалой степени благодаря тому, что были объединены в общины. Как пишет историк Гиббон: «Тесное соединение верных между собой укрепляло их мужество, ставило определенные цели для борьбы и придавало их силам ту неодолимую стремительность, которая делала возможной победу небольшой, но свободной, хорошо организованной и доведенной до отчаяния горстки людей над хаотической массой и совершенно индифферентной к главной причине борьбы, предмет которой не был даже ей хорошо известен».
6. ХРИСТИАНСКАЯ ОБЩИНА
Существуют две полярные точки зрения об апостольских планах в отношении устроения общины. Одна утверждает, что Христос все подробно рассказал апостолам: как устроить Церковь, как проводить служения, как петь и т.д. Сторонники этой точки зрения уверяют, что у них есть тайно врученные им Христом чертежи, по которым они возводят церковное здание. Другое мнение таково: апостолы, ожидая конца света, ничего не создавали, разве что собирали по воскресеньям верующих.
Писание, действительно, показывает, что Христос не занимается организационным оформлением Церкви. Христос вообще говорит более о Царстве, нежели об экклесии. И даже Дух Святой, сошедший на апостолов в день Пятидесятницы, содействовал не столько делу устроения общины, сколько проповеди Евангелия. Апостолам еще только предстояло выработать внутреннее устроение христианской экклесии. Вот собрались люди. Что им делать дальше? В первые дни после Пятидесятницы апостолы вообще не отделяли себя от Израиля, иудеев. Посещали храмовое служение…
Христианская община, если оставить в стороне духовную сторону вопроса, подчиняется законам существования коллектива, как и всякая другая организация, функционирует по тем же самым законам, по которым функционировали синагога или римская коллегия. Апостолам не было нужды изобретать что-либо новое. Вот почему и Христос не предписывает своему народу никаких особенных форм.
Отметим некоторые общие принципы общины:
1) Община держится равенством членов по отношению к общему Закону. Другими словами, община не выдерживает в своем составе присутствия человека, отличающегося по своему положению от других ее членов, как бы ни обосновывалось это отличие – специфической «метафизикой» или наделенностью особыми дарами. В таком случае община претерпевает органические изменения, прекращая свое существование, ибо уничтожается общинный принцип управления. Вместо равных членов общины появляются жрецы и их клиенты. Жрецам нужны храмы и внешние знаки отличия.
Существует аргумент, схожий с тем, что говорили мистагоги, учители мистерий: только мы знаем тайны, только мы, посвященные, можем учить тайным сведениям. Этот аргумент можно было принять во внимание, когда еще не существовало Новозаветных текстов, и приходилось довольствоваться цепью устных сообщений.
2) В общине всегда существует ядро наиболее активных членов, делающих основную часть работы. Это свойственно любому микроколлективу, собранному на основах добровольности.
3) Молодые общины растут быстро.
4) Принцип взаимосвязи между общинами равен политическим образованиям: города – союзы городов и конфедерации. Независимость и равенство общин служили основанием их внутреннего устройства. «Каждая община составляла сама по себе республику, отдельную и независимую», пишет Гиббон.
5) Унифицированные требования для всех христиан: Крещение, Причастие, дела и жизнь общины, пожертвования, молитва, изучение Библии, соблюдение Воскресного Дня.
6) Духовные связи могут замещать кровно-родственные. Но духовная близость подразумевает постоянную связь и общение, поддержка связи на значительном расстоянии малоэффективна.
* * *
Община, как и всякое человеческое сообщество, нуждается в руководстве. Но как именно должна управляться христианская община? Обратим внимание на неизбежное влияние исторических прецедентов управления – полисного, имперского, управления в коллегиях, иудейской организации общин и синагоги. Различия церкви и синагоги существуют, но в общем-то незначительны. Впрочем, иные христианские апологеты склонны признавать лишь поверхностное сходство.
Небезынтересно отметить, что каждая еврейская сельская община управлялась советом пресвитеров из семи человек. Неудивительно, что апостолы предложили избрать именно такую семерку, когда встала нужда заниматься повседневными делами управления, администрирования, суда. Избранные менее всего себя видели так называемыми диаконами. Стефан и Филипп вовсе не походят на диаконов. По крайней мере, странные это диаконы.
В некоторой степени повлиял так называемый восточный принцип управления, когда основатель какого-либо учения или клана сменялся своим ближайшим родственником. Исследователи обращают внимание на то, что именно Иаков, брат Господень, возглавил Иерусалимскую общину (Предание говорит, что его назначил Сам Господь). Стиль правления Иакова не походит на стиль современных епископов определенных Церквей. Однако Петр ему подчиняется. Заметьте, как пишет об этом Павел: пришли «некоторые от Иакова» (Гал.2:12), он не пишет, что пришли братья из Иерусалимской общины.
История показывает, что апостолы не рассматривались как непогрешимые руководители. Петру любой член общины мог сказать слово упрека. Вспомним: «И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. Петр же начал пересказывать им по порядку» (Деян.11:2-3). Как видим, к Петру совершенно на равных подходят члены Иерусалимской общины, высказывают свои соображения, претензии. Петр им отвечает, дает отчет… А ведь мог бы сказать: как вы смеете, я – апостол! Довольно демократическая картина.
Община избирает пресвитеров – старейшин, уважаемых людей, духовно-авторитетных братьев. В каждой общине – совет пресвитеров. Поставление на служение служителя общины означает удостоверение церковью, что этот человек действительно признан ею в качестве служителя. На случай посвящения служителя все христиане становились пресвитерами (принцип царственного священства). Выбор происходил в самой общине (Деян. 1:23-26).
Пресвитеры должны были действовать коллегиально (Деян.15:4, 6, 22; 16:4; 20:17; Иак.5:14), выносить коллективные суждения. Служителям не должно было отрываться от общины. В 1Кор.5:5; 2Кор.2:6 показано, что Церковь решает вопросы совместно. Прием в члены общины, исключение из нее, восстановление отдается на суд всей Церкви (Мф.18:17). Павел призывает Церковь все делать по порядку (1Кор.14:40), т.е. налицо принцип самоуправления, каждая община управлялась самостоятельно. В Деяниях (15:1-29) показано, как свободные общины посылают своих делегатов на Иерусалимский Собор.
К сожалению, с развитием иерархической системы в Церкви общины неизбежно превратились в приходы. Реформация XVI века вновь поставила вопрос об общине. Пожалуй, это одно из главных достижений Реформации, до сих пор обойденное вниманием исследователей. Догматические вопросы стали рассматриваться сквозь призму учения об общине.
7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ГИБЕЛЬ ОБЩИН.
Эта глава переработана в отдельную статью под тем же названием, см. на моей странице на Проза.ру
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стоит ли говорить, что нынешнее время несколько отличается от времени зарождения христианства, эпохи Римской империи. Теперь, как никогда прежде, человек зависит от государства. Кроме того, зависит от многих факторов, составляющих современную жизнь. Жители наших городов и поселков оскорбительно «привязаны» к трубе теплоцентрали. Перестанет она давать тепло, и мы буквально замерзнем в наши неумолимые зимы. Мы связаны с газовой трубой, электросетями… Мы походим на больного, подключенного к капельнице и кислородному баллону. Такая зависимость не может не влиять на нашу психологию. Как бы мы ни горячились, мы неразрывно связаны с сообществом людей, которые не разделяют наших взглядов, и даже воинствуют против нас. Эти люди могут быть язычниками, но мы должны общаться с ними, потому что они дают нам необходимые блага жизни. Как видим, у христиан нет автономии от греховного мира, они не самодостаточны. Взаимодействие с греховным миром оказывается необходимым для выживания христиан…
Говорят, что христианство вступает в фазу упадка или старения с присущими геронтологическими проблемами, наконец, что оно просто неотвратимо погибает… Невооруженным глазом видно, что христианство подвергается нападкам с двух сторон. С одной стороны его теснит ислам, почуявший для себя новые возможности, с другой – возродившаяся гуманистическая религия, агрессивная и враждебная христианству. Делай все, что хочешь, только не мешай другим – вот ее принцип. Посредством музыки, кино, техники гуманизм крадет наших детей. Христианство во многих местах на земле уступило свои позиции. Учение об общине оказалось дискредитированным. Само слово община, по крайней мере, для наших соотечественников, ассоциируется с чем-то принудительным, крестьянски темным, затхлым.
Неудивительно, что успех новых религий объясняется как раз смертью христианской общины. Исчезло братство верующих. Повторим для дидактики: интерес к новым религиям в немалой степени обусловлен поиском братства, которого они не находят среди христиан.
* * *
Выход один: христианам надо объединяться в общины, любить их и заботиться об их процветании. Наивные люди полагают, что в общине все должно быть идеально. Тот, кто находится внутри общины, понимает, что идеального быть не может. Не надо и поучений именитых старцев, чтобы понять такую простую вещь. И, тем не менее, надо пребывать в общине, жить ее интересами.
Община – это естественная организация жизни народа Божиего. Сама эта жизнь становится сильнейшей аргументацией в пользу наших религиозных воззрений. Только община сможет воспитать людей безусловно чтящих Закон. Община дает учение, помогает увидеть себя единым народом Завета, позволяет реально ощутить дарованные Христом спасение и победу.

Мы — небольшая группа сотрудников, объедини-вшихся вокруг идей Агни Йоги, нашего духовного Учителя и общей цели. В 2008 году создали Общину, хотя наше направление сформировалось задолго до этого времени..
/

НАША ЦЕЛЬ

Прикоснувшись к Учению, мы загорелись стремлением участвовать в труде Владыки, стать причастны-ми к созданию на Земле такой атмосферы чистоты, которая будет способство-вать пробуждению в людях высшего, духовного начала. Из множества путей Служения избрали наиболее нам созвучный: очищение энергетического пространства планеты и насыщение его мыслеформами Света путём совместных посылов в мир созидательных мыслей и высших чувств. Этот труд является нашим основным вкладом в Дело Иерархии. Чтобы достичь в нём максимальных результатов, и была создана Община. Она стала нашим храмом, духовной лабораторией, в которой, опираясь на знания Агни Йоги и приобретая опыт в процессе собственных наблюдений и изысканий, мы постоянно совершенствуемся в избранном направлении.

Уточним: мы не являемся Рериховским обществом в общепринятом понимании и в наши задачи не входит культурно-просветительская деятельность. Основываясь на учении Агни Йоги, почитая Елену Ивановну как основоположницу духовного Пути новой эпохи и осознавая значение её Подвига, мы не ставим целью доскональное изучение культурного наследия и биографических материалов семьи Рерихов, хотя признаём их несомненную величайшую ценность для человечества. Говоря об изучении Агни Йоги, мы, прежде всего, имеем в виду глубокое понимание её основополагающих идей с их последующим утверждением в жизни и дальнейшим развитием.
/

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ

  • Прежде всего — работа над собой, в которой мы предъявляем к себе высокие и постоянно растущие требования, касающиеся абсолютно всех сфер нашей жизни.
    /
    Если кратко, наша работа над собой заключается:
    /
    ———в преодолении своих слабостей и несовершенств во всём: в поступках, привычках, качествах, чувствах, мыслях, отношениях;
    /
    ———в раскрытии и утончении сердца путём максимального проявления в жизни всего самого чистого, светлого и высокого, что заложил в человека Творец;
    /
    ———во всестороннем развитии сознания;
    /
    ———в стремлении к максимальной эффективности во всех своих проявлениях.
    /
    Производя эту внутреннюю работу, мы очищаем, утончаем и усиливаем свою энергетику, в результате чего на определённом этапе становимся готовы проводить через себя на землю космические энергии и окрашивать их своими высшими чувствами. Так насыщаем пространство любовью, радостью, добротой, гармонией, устремлением к Свету и справедливости — тем, чего так не хватает сейчас нашей планете. Кроме индивидуальной работы над собой каждого сотрудника много внимания уделяем качеству любой совместной деятельности, стремимся добиться максимальной слаженности и эффективности всех участников в каждом деле. Этот опыт находит высшее применение в совместных мысленных посылах.
    /
  • Оздоровление и укрепление физических проводников. Духовный потенциал не может в полной мере проявиться в неразвитом теле. Слабый и больной организм не способен свободно пропускать пространственные токи, а значит, такой человек не сможет эффективно справляться с задачами Общины.
    /
  • Освоение и развитие психической энергии, которое начинается только по достижении человеком определённой степени внутренней чистоты, самодисциплины и уровня сознания. Без умения ощущать психическую энергию и ею осознанно управлять попытки мысленных посылов и очищения пространства остаются крайне неэффективными.

.

ЗАДАЧИ БЛОГА

За годы пути к Общине и за время её существования мы накопили богатый материал по вопросам духовного совершенствования. Каждая крупица этих знаний — это наш практический опыт, которым мы готовы с вами поделиться.

Создавая этот блог, мы наметили для себя следующие основные задачи:

  • Осветить наиболее важные, на наш взгляд, грани Духовного Пути, а также его особенности в период Армагеддона; изложить некоторые выводы по этим вопросам, сделанные на основании наших духовных изысканий (см. в рубрике «ГРАНИ ДУХОВНОГО ПУТИ»).
    /
    Предупредим, что некоторая наша информация может расходиться с информацией, излагаемой в Агни Йоге. Причина не в том, что мы оспариваем утверждения этого высочайшего источника, а в быстро меняющихся и постоянно отслеживаемых нами планетарных условиях, которые на данный момент сильно отличаются от условий времён написания книг Учения (см. статью «Тьмы больше нет»). Новое время открывает новые возможности и предъявляет новые требования. Поэтому мы, придерживаясь основ Учения, гибко корректируем свой курс относительно происходящих на Земле перемен, чтобы наш труд не утратил своей актуальности.
    .
  • Рассказать о различных сторонах жизни нашей Общины, передать опыт её создания и развития, а также дать ориентиры для стремящихся к нам присоединиться (см. в рубрике «О НАС»).
    .
  • Поделиться результатами нашего творчества (см. в рубрике «НАШЕ ТВОРЧЕСТВО»).
    .
Будем искренне рады, если наши знания и опыт помогут вам
в вашем движении к Свету.