Христианский подвиг

Что такое подвиг в православии?

  • 3.27
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 124

Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг в терпенье
Любви и мольбе.

В современном сознании героизм, подвиг считаются чем-то ярким, эффектным, герой воспринимается как человек особый, как некий супермен. Нам сразу представляется что-то очень яркое, выразительное. Скажем, подвиги на войне — броситься под танк с гранатой, прикрыть товарищей в бою ценой собственной жизни, стойко выдержать пытки во вражеском плену.

Но так ли это с точки зрения христианства? Кого мы называем героями? Что такое для нас подвиг? И каковы могут быть разновидности подвига? Что остается общим при всех различиях? Ответы на эти вопросы не столь очевидны, как это может показаться сначала.

5 февраля в рамках программы «Библия — моя библиотека» в Царевиче-Алексиевском храме библиотекарем Отдела обслуживания для учащихся вторых классов школы №3 был проведен православный час «Что такое подвиг в православии?».

Сотрудник библиотеки рассказала ребятам о том, что же такое подвиг в православии, о великих подвижниках Церкви православной, об их жертве, подвиге, любви, терпении, смирении и преданности Богу и людям.

Христианство выработало понимание подвига, в котором максимально выражены два свойства — любовь и смирение.

Дети узнали, что слово «подвиг» образовано от слова «движение». В христианском смысле тот, кто совершает подвиг — подвижник, который что-то сдвигает в своей душе ради того, чтобы в максимальной степени приобрести два главных качества — любовь и смирение. И чтобы подняться по духовной лестнице, подняться к Богу, христианский аскет или подвижник проходит сложнейший и тяжелейший путь борьбы с собственными страстями.

Главный вывод, который был сделан из беседы — христианство без подвижничества невозможно. Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, т.е. внутри нас. Всех истинных подвижников объединяет и роднит одна всем им присущая черта — самоотверженность. Без самоотверженности нет ни подвига, ни подвижника. Любой подвиг всегда связан с какой-то личной жертвой во имя поставленной цели. Добиваясь этой цели, мы каждый раз жертвуем своими желаниями, порой эгоистичными, своими потребностями.

Православные святые как пример для подражания

Часть I.

Живая преемственность духовного опыта тянется от основания Церкви до настоящего времени: «Святые, приходящие из рода в род… сочетаются с предшествующими по времени святыми, озаряются подобно тем… и становятся некоей золотой цепью, в которой каждый из них — отдельное звено, соединяющееся с предыдущими через веру, дела и любовь, так что они составляют в едином Боге единую цепь» ( Сар. 3, 2-4).

Уже во втором веке от Рождества Христова появились затворники и столпники, а многие христиане следовали разнообразным строгим формам аскетизма1. Вот что говорил о них Евстафий Фессалоникийский (XII в.): «Этой жизни принадлежат те, кто отказался ради Христа от своего разума, но не от своего сознания, а сколько их – неизвестно. Частью же этой жизни являются нагие, непостриженные, босоногие, молчальники, пещерники»2. С дерзновением принявшись за свой подвиг преподобный Иринарх вспоминал «иноков древних и первых времен, как они по дебрям, по островам, и в вертепах жили, не любили тленного мира и не хотели и смотреть на суету его»3.

В традиции всех Поместных Церквей монашество — это институт, основанный на духовном водительстве. Иринарх Затворник был носителем духовной аскетической традиции Церкви, передаваемой из поколения в поколение. Известно, что преподобный был не единственным монахом Борисоглебской обители, несшим подвиг затвора. «До него в обители подвизался старец Корнилий, о котором пока ничего не известно за исключением записи в монастырском синодике XVII века. Возможно, преподобный Иринарх принял от старца Корнилия и его вериги»4. Из жития Иринарха Затворника мы узнаем, что «игумен, по монастырскому обычаю, отдал его под начало старцу, у которого молодой инок и стал пребывать в послушании и покорении, в посте и молитве».

Оставил после себя учеников и сам преподобный Иринарх. Из жития святого известны имена двух учеников Александра и Корнилия5, кроме того духовную традицию преподобного продолжили затворник и иконописец преподобный Иоаким Шартомский6, затворник Дионисий, подвизавшийся в Переславле-Залесском, в Никольском монастыре, что на болоте, преподобный Галактион, подвижник Вологодский: «Сии же вси един образ жития имуще, железа тяжкая на себе ношаху и к стене цепями приковани бяху, пищею сухою питахуся, рыбе же и масла, ни скорому, и мягких яств не прикасахуся»7.

Преподобный Иринарх Затворник

Еще в юности преподобный Иринарх «познакомился с одним человеком… любившим читать книги, подружился с ним и стал постоянно беседовать о Божественном Писании» и в годы монашеской жизни он также «находил утешение в чтении Священного Писания».

Как и в случае с другими святыми мы находим в житии Иринарха Затворника перенесение евангельских истин в человеческую повседневность. Подвиги и чистота жизни преподобного свидетельствуют, что «нет евангельской истины, которая не может претвориться в жизнь человеческую. Все они принесены Христом Богом ради одного: чтобы они стали жизнью нашей, реальностью нашей, собственностью нашей, радостью нашей. А святые, все до единого, и переживают эти божественные истины как стержень своей жизни и сущность своего существа… Каждый из них вместе со святым апостолом громоглашает истину: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20)» 8.

«Нужно прежде самому приблизиться к Богу, а затем других приводить к Нему; нужно прежде самому стать святым, а затем других освящать». Эти слова святителя Григория Богослова – аксиома жизни православного христианина. Собственное совершенствование – непременная предпосылка самой возможности успешного служения (Отечеству, Церкви, людям). Это хорошо видно на примере жизни преподобного Иринарха.

Как и другие преподобные он не ставил перед собой великих задач: стать апостолом, миссионером, проповедником. Он поставил перед собой «только одну единственную цель – стать монахом: очиститься от страстей и посвятить себя Богу»9. Поэтому его служение и увенчалось богатыми плодами. Слова святого Иринарха были наполнены глубоким смыслом и оказывали влияние на окружающих именно потому, что «были плодом святой жизни и Божественного Просвещения»10.

Сегодня часто слышать слова «куда нам до святых», «мы люди простые». В противовес этому можно привести преподобного Иринарха, по словам Забелина, вышедшего «искать спасения души из крестьянских клетей, через посадский двор, вообще из простой, рабочей, черной и тяглой среды»11. Его жизнь свидетельствует, что «человеколюбию Господа Христа нет предела. Ибо для того, чтобы нам, людям получить вечную жизнь, в Нем пребывающую, и жить Им, от нас не требуется ни ученость, ни слава, ни богатство, ни что-то иное, чего нет у некоторых из нас, но только то, что каждый из нас может иметь. Что же это? Вера в Господа Христа… “Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин 6:47)”»12.

«Наука из наук» аскеза была предпосылкой и основой служения преподобного Иринарха. Аскетика созидает совершенного и красивого человека, не случайно слово филокалия можно перевести с греческого не только как добротолюбие, но и как любокрасие.

Подвиги преподобного Иринарха поразительны: он никогда не надевал обуви, вместо рясы носил рубище, жил в тесной келии, спал не более трех часов в сутки на голом полу, строго постился и носил на себе тяжелые железные вериги. Терпению святого «Бога ради темницу и муку терпевшего» дивились даже ангелы.

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин 14:12). Живя Христом, святой Иринарх свои подвигом засвидетельствовал евангельскую истину: «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13).

В случае с преподобным Иринархом мы имеем дело с «жизненным просветительством», воспитанием на собственном примере. Он никогда не теоретизировал и не советовал другим того, чего не исполнил сам. Именно поэтому пример его жизни актуален и в наши дни.

В первую очередь подвижник жертвовал собой ради других и своим примером призывал к самопожертвованию современников. Чтобы помочь людям, преподобный не жалел времени и усилий: «Услышал Иринарх, что в Ростове стоит на правеже от заимодавцев один христолюбивый человек, и захотел помочь ему. Босой пошел он в Ростов, а был лютый мороз. Отошедши от монастыря верст семь, Иринарх отморозил у ног пальцы… Три года он проболел… но не оставлял своего правила и трудился для Бога».

«Всех приходящих учил заповедям Господним, отводя от грехов», — узнаем мы из жития преподобного. Действительно святой Иринарх терпеливо принимал всех кто к нему приходил, несмотря на то, что они отнимали у него драгоценную тишину. Многие получали у него благословение, «приносили ему милостыню; он принимал и с радостью раздавал нищим и странникам». Больные разными болезнями, особенно же одержимые духом нечистым по молитвам старца получали исцеление.

Святоотеческий патриотизм имеет определенные отличия от той любви к Отечеству, которая сегодня характерна для большинства из нас. Остановимся на них подробнее.

Приоритет Православию святые отдают всегда и во всём. Их ценностная шкала выстроена по принципу: Христос – ближний – земное Отечество. Покаяние предстает не только как личное перерождение, но и как начало «преображения всей человеческой жизни и человеческого общества вообще»13. Вера – оживление души от застоя, воскресение ее из мертвых: «был мертв и ожил» (Лк 15:24). Это касается как отдельного человека, так и целого народа. Именно вера в духе покаяния, а не кровь главный объединяющий общественный фактор. «При всяком значительном случае он отдавал воеводам свое единое и неодолимое оружие, родной поклонный крестьянский крест, с которым русские полки всегда неизменно достигали полного успеха в низложении смутной вражды»14.

Большое значение для преодоления смуты имела моральная поддержка Иринарха Затворника. К нему приходили благословиться на подвиг и облегчить сердце и душу упованием на Божий Промысел15. «В это трудное время тесная келья затворника становилась для народа той нравственной надежной опорой, которая помогала людям больше, чем оружие»16. «Радуясь благословению старца» полководцы одерживали победы над врагами.

Святой возвращал народу пошатнувшееся от многочисленных испытаний упование на Бога и давал ему сильное и мужественное самосознание. Старец благословлял на ратный подвиг и предсказывал войскам победу и одоление захватчиков, посылал русским полководцам просфоры и свои кресты, ободряя их дух.

Святоотеческая любовь к Родине это не «кухонный» и «диванный» патриотизм. Никто не сделал столько для своих народов как православные святые. Деятельной, а не теоретической была и любовь преподобного Иринарха: он «для братии вязал из волоса свитки (одежды) и клобуки», «приготовлял на нищих одеяние», «помогал нуждающимся, защищал слабых и молился за всех Богу».

«Господь назначил тебе быть наставником и учителем. И от пьянства весь мир отводить…», и действительно эти слова Ивана Блаженного стали руководством к действию для преподобного Иринарха, который восстал своим учительным словом против «хмельнова»17. Наставления преподобного многим помогли принести покаяние и стяжать веру в Бога.

Каждая мысль и слово святых испытана молитвой и рождена из молитвы, которая рассматривается ими как наиболее действенный способ служения соотечественникам. Ведь подвижники «это радисты Церкви. Если своей молитвой они устанавливают связь с Богом, то Он спешит на помощь и помогает более действенно» (преподобный Паисий Святогорец).

Преподобный Паисий Святогорец

Придя в монастырь преподобный «неуклонно посещая церковь Божию», «не оставлял никакой церковной службы». А когда ему «назначили послушание вне монастыря, то есть лишили церковной̆ молитвы, он ушел в Ростов Великий, в Богоявленский монастырь».

На Бога преподобный Иринарх возлагает надежду и в случае с земным отечеством. В житии святого читаем: «помолился, чтобы Господь смиловался над Москвой, как древле над Ниневией», «стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю», «непрестанно со слезами молил Бога об избавлении от пленения».

Наряду с молитвой необходимой предпосылкой патриотизма праведного является смирение. Гордый человек не в состоянии задействовать и реализовать дары данные ему Господом. Ведь Бог ему «противится, а не дает благодать», а сердце сокрушенное и смиренное Господь не уничижит. Но если человек начнет очищать себя и реализовывать по мере сил данные ему Богом возможности и дары он может изменить к лучшему судьбу своего Отечества.

Смиренному человеку невозможно причинить вред, потому что он научился прощать всех. Святой Иринарх с кротостью переносил гонения игумена и смиренно возлагал вину на себя: «Господи, я живу в темнице сей вопреки братии; они праведны и праведные труды Тебе приносят, я же, смрадный, лишен добродетели».

Смиренный человек отсекает свою волю и предает себя в послушание Господу. Познав волю Божию через слова: «Иди в келию свою и будь затворник, и не исходи, и так спасешься», преподобный̆ Иринарх приковал себя железными цепями в тесной келии. Услышав «Здесь спасешься!» Иринарх несмотря на все сомнения остается в Борисоглебском монастыре.

Из смирения проистекает надежда не на себя, а на Бога. Святые осознают, что своими силами стать святым человеку абсолютно невозможно.

«Если бы человеку можно было спастись добрыми делами, внутренним напряжением, тогда Господу Иисусу Христу не было бы необходимости приходить на землю, идти на великие страдания и даже смерть ради нашего спасения»18. Сам Господь говорил: «Самому человеку это невозможно, Богу же возможно все».

И святой Иринарх, отдав свои сапоги босому страннику, с верой и надеждой притекает к Богу: «Да будет воля Твоя святая со мною, рабом Твоим: дай, Господи, теплоту ногам моим, чтобы я мог помиловать сего странника и дать с себя сапоги на ноги его!».

Преподобный Иринарх Затворник

С Богом не страшно ничего. Из надежды и веры проистекает мужество. «Не убоимся пожжения и посечения от иноверных!», утешает преподобный своих учеников когда Сапега с войском намеревался выжечь Борисоглебский монастырь.

Всякий̆ раз преподобный̆ Иринарх безбоязненно обличал греховность действий интервентов и убеждал их оставить пределы Российские. Воеводе Микулинскому святой дерзновенно отвечал: «Вашего меча тленного я нисколько не боюсь, и вере своей и Российскому царю не изменю».

Характерной чертой монашеской традиции является равноприближенность ко всем христианам (вне зависимости от их общественного положения). К святому Иринарху за наставлением обращались представители всех слоев общества. Преподобный «освобождал», «защищал слабых» и «обидимых от притеснения сильных».

Плодом смирения и Божественного просвещения была сила слова Иринарха Затворника. Он был способен духовно руководить монахами, разрешать проблемы мирских людей, беседовать с иноземцами, военачальниками и князьями. Находить общий язык с царями и нищими. Не случайно Сапега сказал о преподобном: «Я такого батьки нигде не нашел: ни здесь, ни в иных землях».

Жизнь преподобного Иринарха и других наших святых «это доказательство, и свидетельство того, что мы не от этого мира, но от иного; что человек есть настоящий человек только Богом. Другими словами: наше призвание – исполнить себя Господом Христом, Его божественными животворными силами. Если ты трудишься над этим – ты уже на небе, хотя ходишь по земле; ты уже весь в Боге, хотя твое существо осталось в границах человеческой природы»19.

Как и другие святые, преподобный Иринарх и сегодня продолжает помогать потомкам молитвенно. Будем помнить слова его завета: » пребудьте в посте и молитве, в трудах, в бдении и слезах, а также в любви между собою без ропота». И уповать на заступничество святого, перед своей блаженной кончиной сказавшего: «Я отхожу от вас телом, а духом с вами буду неразлучно».

О подвиге

Церковный лексикон богат словами, которые мало понятны за пределами родной среды. Понятны, если объяснить и разобрать смысл, а так – благочестивая архаика, не более. Таково, например, слово «подвижник». Оно повторяется довольно часто, но, боюсь, звучит для обычного уха наподобие слов «понеже» и «аще убо». В одном из рассказов Чехова помещица млела от этих слов, плохо понимая смысл.

Со словом «подвижник» связан еще более тяжелый для понимания глагол «подвизаться» «Такой-то подвижник подвизался там-то столько-то лет» Это – классическая заставка к семинарской проповеди. Но человек современный не хочет подвизаться. «Подвиг» для него это синоним героического поступка, но никак не тяжелый и медленный труд над собой, объясняемый однокоренным словом «двигать». Подвиг это борьба с косностью и инертностью. Это сдвигание самого себя с мертвой точки при помощи благодати Божией. Конечный смысл подвига христианского есть воскрешение внутреннего мертвеца, внутренний переход души человеческой от смерти к жизни. Но путь к цели далек и состоит он из преодоления врожденных и приобретенных дурных навыков, из борьбы со страстями, что тоже, чего греха таить, диковато звучит для современного уха.

Объяснить «подвиг» современному человеку можно на примере спорта. Пусть он, спорт, крайне комерциализировался. Все равно он не возможен без сверхнагрузок, без полной самоотдачи на тренировках, без жесткого режима. Где есть рекорды и слава, там на обороте, не «темной стороне Луны», обязательно присутствует пот и даже кровь. Это и есть пример подвига, которым пользовался и апостол Павел. Он говорит о тех, кто на ристалище бежит ради венка тленного, и увещает христиан бежать, стремиться вперед ради нетленной награды. Очевидно, что такое стремление не бывает без преодоления себя, без одышки, без пота, то есть без подвига. Кто бегал кроссы, знает, о чем здесь говорится.

Или другой пример – наука. Истинный ученый часто бывает человеком не от мира сего. Он знает одну цель, одну работу и ведет себя нередко, как затворник. О Канте говорили, что он, живя в Кенигсберге, лишь по слуху знал о том, что его город стоит на берегу моря, поскольку почти не покидал жилища из-за ученых занятий. Это – подвиг. Все эти подвиги не ведут к спасению души, но вскрывают механизм кропотливого и плодотворного труда; механизм, согласно которому великие цели не достигаются без самоотдачи и сознательного насилия над собой.

Теперь прейдем в плоскость христианского подвига. Возможно ли спасение без труда, если Сам Господь говорит о том, что «Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его»? Нас расслабил комфорт. Мы согласны подняться в Рай на бесшумном скоростном лифте, как бы забывая на время о том, что первый насельник Рая – благоразумный разбойник – вошел туда с перебитыми голенями и со следами гвоздей на теле.

Как говорил Паисий Афонский, эпоха больших удобств является в то же время эпохой больших проблем. И именно поэтому нашему времени дано увидеть собственными глазами исполнение древнего предсказания, гласящего, что в монастырях со временем жизнь будет, как в миру, ну а в миру, как в аду. Исповедание апостольской веры требует некоего соответствия и апостольскому образу жизни. А среди слов, сказанных апостолами есть и такие: «смиряю и порабощаю тело мое»

Апостолам приходилось напрягаться до изнеможения, чтобы создавать и насаждать новый образ жизни. Нам нужно напрягаться, чтобы усвоить апостольские уроки. Иначе вся жизнь христианская со всем её возможным и необходимым благочестием грозит превратиться в бутафорию. Своеобразный этикет, греческая лексика, древние одежды и… духовное бесплодие. «Имеющие образ благочестия, силы же его отвергшиеся», — так тоже сказано.

Если влюбленный юноша часами стоит под окнами любимой девушки, а верующий человек тяготится стоянием на молитве, значит, этот человек Христа не любит.

Если молодой ученый или усидчивый студент штудирует учебники и научные монографии, а верующий человек и через десять лет после воцерковления признается, что Писание ему читать тяжело, так как непонятно, то это значит, что он не любит Бога, даровавшего нам Писание.

Такие честные выводы нелицеприятны, но необходимы. Ведь надо же хоть когда-то очнуться и приобрести трезвый взгляд на свое состояние. Серафим Саровский говорил, что разница между христианами древности и современности заключается в отсутствии у последних решимости. Бог неизменяем. Он «вчера и днесь и вовеки Тот же». Если кто-то смог пронести свой крест терпеливо и честно, а я не могу, то не внешние условия тому виной. Виной моя лень, глубокое внутреннее лукавство, какая-то еретическая, протестантская убежденность в том, что я и так спасен, без личного труда и усилий по усвоению благодатных Христовых даров.

Мы слабы, но мы не безнадежны. Старый самурай в фильме Куросавы говорил, что у него есть только одно – большой опыт проигранных сражений. То же самое есть и у христианина. Ведь путь наверх по лестнице Якова, это не просто путь от силы в силу и не шествие от победы до победы, а путь от поражения к поражению. Со временем придет смирение и отказ от надежды на свои силы и способности. А там уже и Христу не трудно будет подать Свою всемогущую помощь терпеливому и верному рабу, доказавшему свою верность постоянными восстаниями после очередных падений и преткновений.

Уместно вспомнить ободряющий призыв брата Господня Иакова: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам. Противостаньте диаволу, и убежит от вас». Венцов без борьбы и борьбы без ран не бывает.

От хирурга уместно ожидать профессионального опыта и человеколюбия. От мамы уместно ожидать полной самоотдачи и растворения в детях. От воина ждут храбрости и терпения. Чего уместно ждать от православного христианина? Подтверждения всей жизнью однажды данных в Крещении обетов. Отреклись от диавола и плюнули на него. Он нам этого плевка не забудет и не простит. С ним у нас война. Сочетались Христу и исповедовали Его Царем и Богом. Он от нас ждет усилий по исполнению заповедей. Это и естественно, и необходимо. Мы потому едим ненатуральную пищу и слушаем из приемников дикую музыку; мы потому погрязаем, как в болото, в тотальную неестественность, что перестали заниматься главным делом жизни – угождением Христу. А если в сердцевину жизни заполз червь, то бестолку ждать гармонии и естественности на периферии жизни. Начнем сдвигать себя с мертвой точки сегодня же. Откажемся называть себя великим словом «подвижник», однако займемся христианским подвигом. Займемся тем, о чем жителям Севера говорил Герман Аляскинский: Давайте сегодня, с этого дня и этого часа, с этой минуты возлюбим Господа Иисуса Христа и начнем творить Его волю.

Читайте также: «Я крокодила пред Тобою», или «Ложные друзья переводчика»

Их истории доказывают, настолько сильным может быть человек.

Как известно, истинная природа человека познается лишь тогда, когда его загоняют в угол, передает Хроника.инфо со ссылкой на nfoniac.

В истории есть немало людей, историями и поступками которых мы восхищаемся,а также удивляемся тому, как они смогли справиться в невероятно сложных ситуациях.

Во многих случаях им помогло мужество и отвага, умение трезво рассуждать и выбирать правильный план действия.

Некоторые из них смогли пережить суровое испытание только благодаря силе воли и непреклонности.

Леонид Рогозов

1. В 1961 году советский врач Леонид Рогозов удалил себе воспалившийся аппендикс . Он был единственным врачом на отдаленной исследовательской станции в Антарктиде и благодаря проделанной операции смог выжить.

Когда 27-летний врач Леонид Рогозов был размещен в новой антарктической колонии, он слег с сильными болями и классическими симптомами аппендицита . Он знал, что единственным выходом для него будет операция, но так как из-за метели транспорта не было, и он был единственным врачом на базе, ему пришлось оперировать самому.

Несколько людей ассистировали ему, когда он спокойно и сконцентрировано проводил операцию. Каждые пять Рогозов делал передышки, чтобы оправиться от слабости и головокружения.

Ему потребовалось 1 час и 45 минут, чтобы провести операцию, которую он делал, глядя в отражение в зеркале. Врач восстановился через несколько недель и снова приступил к работе.

Миямото Мусаси

2. Миямото Мусаси – японский фехтовальщик 17-го века дважды опаздывал на поединки и победил обоих соперников. На свой следующий поединок он решил не опаздывать и пришел раньше, напав из засады на тех, кто устроил ему засаду.

После войны между кланами Тойотоми и Токугава в 1600 году молодой 20-летний юноша Мусаси юноша начал серию дуэлей против школы Ёсиока. Он смог одержать победу над мастером школы Ёсиока Сэйдзиро одним ударом. Сэйдзиро передал руководство школой своему брату Ёсиока Денсичиро, который также вызвал Мусаси на дуэль, но был повержен, оставив 12-летнего Ёсиока Матасичиро в качестве мастера.

Это настолько разозлило семью Ёсиока, что они устроили ему засаду с лучниками, мушкетерами и мечниками. Однако в этот раз Мусаси решил прийти намного раньше назначенного времени и спрятался. Он неожиданно напал на противника и убил его, покончив с семейством Ёсиока.

Рой Бенавидес

3. Мастер-сержант Рой Бенавидес боролся в течение 6 часов, получив 37 колотых ран и разбитую челюсть, а его глаза заплыли от крови. Его объявили мертвым, но когда врач попытался закрыть его в черном мешке, тот плюнул ему в лицо.

В 1965 году Бенавидес подорваля на мине в южном Вьетнаме и был эвакуирован в США, где врачи заявили, что он больше не сможет ходить. Однако после нескольких месяцев упорной практики он начал снова ходить. Несмотря на постоянные боли, сержант вернулся во Вьетнам 2 мая 1968 года, услышав призыв о помощи от захваченной команды спецназа.

Вооружившись одним ножом и сумкой санитара, он отправился на вертолете, чтобы спасти людей. Он отражал нападения и помог спасти жизни, по меньшей мере, 8 людей, однако самого его уже посчитали мертвым. Его засунули мешок, и, когда врач попытался его застегнуть, Бенавидес плюнул тому в лицо.

Харальд III Суровый

4. Харальд III Суровый — викинг, который вынужден был покинуть свою родную Норвегию и сбежать в Россию, стал элитным гвардейцем в Восточной римской империи и сражался в Ираке. Затем он вернулся в Россию, женился на принцессе и вернулся в Норвегию как король, захватив со своей армией Англию.

Когда Харальду было 15 лет, он со своим братом Олафом сражался в битве за норвежский трон, который он потерял датскому королю Кнуду Великому. Однако они проиграли битву и вынуждены были покинуть страну, проведя 15 лет на Киевской Руси и в Варяжской страже в Византийской империи.

В 1042 году он вернулся из Византии и начал кампанию по возвращению норвежского трона. Он стал союзником Свена II племянника короля Дании, вместе с которым он стал соправителем Норвегии и единственным правителем после смерти Свена. Гаральд безуспешно претендовал на трон Дании до 1064 года и трон Англии в 1066. Его смерть в битве при Стамфорд-Бридже за трон Англии считается концом эры викингов, и он считается последним великим викингом.

Томас Бейкер

5. Будучи раненым, солдат Томас Бейкер приказал своему отряду оставить себя возле дерева с пистолетом и 8 патронами. Позже, когда Бейкера нашли на том же месте с пустым пистолетом, вокруг него лежало 8 убитых японских солдат.

Во время Второй мировой войны между 19 июня и 7 июля Томас Бейкер продемонстрировал исключительную отвагу. Он добровольно пробежал с базукой в 90 метрах от врага, и под огнестрельным огнем.

7 июля Бейкер был тяжело ранен, когда периметр в пределах которого он находился, был окружен японскими солдатами.

Отказавшись от эвакуации, он попросил своих друзей прислонить его к дереву с пистолетом, в обойме которого было 8 патронов. Когда позже он был найден мертвым, пистолет был пуст, а рядом лежало 8 мертвых японских солдат.

Интересные истории из жизни людей

Джесси Арбогаст

6. В 2001 году на 8-летнего Джесси Арбогаста напала 2-метровая шестижаберная акула, которая оторвала ему руку. Его дядя, услышав шум, вытащил акулу из океана на берег, когда акула все еще держала оторванную руку ребенка. К счастью хирурги позже смогли пришить руку.

Джесси Арбогаст был на берегу Пенсакола во Флориде со своим дядей Вэнс Флосензиер, когда произошел несчастный случай.

Первое, что сделал его дядя, это вытащил акулу из океана и вернул руку племянника. К счастью хирурги смогли успешно пришить руку мальчику.

Жанна де Клиссон

7. Француженка Жанна де Клиссон стала пиратом в 14-м веке в отместку за то, что ее муж был обезглавлен. Она продала свои земли и купила 3 корабля, покрасив их в черный цвет. Она нападала на французские судна и расправлялась с мореплавателями, собственноручно обезглавливая их топором.

Все началось, когда французские власти, с которыми Клисоон когда-то защищал Бретань от Англии, стали сомневаться в его преданности. Он был схвачен и осужден за измену по приказу короля Филиппа VI. Клиссон был обезглавлен, а его голову отправили в Нант на всеобщее обозрение.

Взбешенная казнью своего мужа Жанна стала пиратом и в течение 13 лет, убивала всех французов, встречавшихся ей на пути, даже после смерти короля Филиппа VI. Благодаря своей безжалостности ее назвали «Бретонской львицей».

Позже Жанна влюбилась в английского дворянина, вышла замуж и начала вести спокойную жизнь.

Петер Фреучен

8. Исследователь Арктики Петер Фреучен сделал стамеску из собственных замерзших экскрементов, чтобы освободиться из под лавины. Кроме того, он ампутировал свои замерзшие пальцы топором без анестезии.

Однажды, решив укрыться от пурги в сугробе, Петер Фреучен обнаружил, что оказался заключенным в глыбе из снега и льда. В течение многих часов он пытался выбраться из сугроба, выковыривая снег голыми руками и замерзшей медвежьей шкурой. Он почти сдался, но затем вспомнил, что экскременты собак могут замерзать и становится твердыми, как камень.

Он решил поэкспериментировать с собственными фекалиями и сделал из них стамеску, терпеливо прорываясь сквозь сугроб. Вернувшись в лагерь, он обнаружил, что его ступни были обморожены, и началась гангрена. Он ампутировал себе пальцы ног щипцами, не приняв ни капли алкоголя для облегчения боли.

Шарль Ригуло

9. Французского штангиста Шарля Ригуло посадили в тюрьму за то, что тот ударил нацистского офицера, но он смог сбежать из тюрьмы, прогнув решетки.

Шарль Ригуло был французским штангистом, профессиональным борцом, автогонщиком и актером. Он выиграл золотую медаль в тяжелой атлетике во время Летних олимпийских игр 1924 года и установил 10 мировых рекордов между 1923 и 1926 годом.

В 1923 году он стал подрабатывать силачом в цирке, и его назвали «самым сильным человеком в мире». Во время Второй мировой войны его заключили в тюрьму за то, что он ударил нацистского офицера, но он сбежал из тюрьмы, согнув решетки, позволив себе и другим заключенным сбежать.

Хесус Гарсия

10. В 1907 году мексиканский кондуктор железной дороги Хесус Гарсия спас целый город Накозари в штате Сонора, направив горящий поезд с динамитом на расстояние в 6 км от города до того, как тот взорвался.

Хесус Гарсия был кондуктором железной дороги на пути между Накозари, Сонорой и Дугласом в Аризоне. 7 ноября 1907 года искры из домовой трубы начало относить к составу поезда, где был динамит.

Гарсия принял немедленное решение и увел поезд в противоположном направлении за 6 км от города до того, как тот взорвался. Он умер во время взрыва, и город назвали в его честь Накозари де Гарсия.

Джозеф Болито Джонс

11. Мужчина по имени Джозеф Болито Джонс или как его называли Мундайн Джо, так часто сбегал из австралийской тюрьмы, что полиция вынуждена была построить для него специальную камеру. Однако он сбежал и из нее.

Джозеф Болито Джонс был арестован несколько раз в середине 19-го века. В 1848 году его арестовали за кражу 3 буханок хлеба, куска бекона, нескольких кусков сыра и других продуктов из дома. Своим поведением он настолько разозлил судью, что тот отправил его в тюрьму на 10 лет.

Джона сажали в тюрьму еще несколько раз до того, как ему исполнилось 55 лет, однако ему всегда удавалось сбегать. Даже когда его заключили в отдельную камеру, он и из нее сбежал. До сих пор каждое первое воскресенье мая в городе Тудьей празднуют фестиваль Мундайн в честь беглеца.

Удивительные люди в истории

Барри Маршал

12. Д-р Барри Маршал был убежден в том, что бактерия H. pylori вызывает язву желудка, но никто ему не верил. Так как проверять свою теорию на людях было запрещено законом, он заразил себя бактерией, а потом вылечил антибиотиками и получил Нобелевскую премию.

Барри Маршал работал в Королевском госпитале Перта вместе с Робертом Уорреном, который изучал спиралевидную бактерию и ее связь с гастритом. Они предположили, что Helicobacter pylori вызывает язву и рак желудка. Но теорию не поддержали в медицинском сообществе, так как считалось что бактерия не может выжить в такой кислой среде.

Убежденный в собственной правоте Маршалл выпил культуру бактерии, ожидая, что симптомы появятся в течение нескольких лет. Однако всего через три дня у него появилась тошнота и галитоз, а через 5-8 дней рвота. Проведя тесты, маршал начал принимать антибиотики, что улучшило его состояние. Позже он получил Нобелевскую премию за свое открытие.

Чжэн И Сяо

13. Самым успешным пиратом в истории была китайская проститутка Чжэн И Сяо. Она командовала 80 000 матросами и самым крупным флотом, и поэтому правительство вынуждено было предложить ей перемирие. Удалившись от пиратских дел с награбленным, она открыла игорный притон, который содержала до самой смерти.

Китайский пират Чжэн женился на проститутке в 1801 году. В свою очередь она согласилась выйти замуж при условии, что разделит с ним власть и богатство. После того, как Чжэн умер, Чжэн И Сяо взяла бразды правления в свои руки, но зная, что пираты вряд ли будут слушать указания женщины, она назначила заместителем капитана судна Чжан Бао.

Чжэн И Сяо отвечала за дела и военную стратегию, установила пиратский код и руководила растущим числом пиратов. Она отражала все нападения китайского флота, пока они не изменили тактику и не предложили амнистию пиратам в обмен на мир.

Хутулун

14. Монгольская принцесса Хутулун заявила, что любой мужчина, который захочет жениться на ней, должен победить ее в схватке и отдать своих лошадей в случае проигрыша. Она выиграла 10 000 лошадей, одержав победу над потенциальными женихами.

Хутулун, родившаяся в 1260 году, была дочерью самого сильного правителя Центральной Азии — Хайду. Она помогла своему отцу во многих битвах, а сам он считал ее своей любимицей и всегда советовался с ней и искал ее поддержку.

Хайду пытался назначить ее своей преемницей до своей смерти, но братья и родственники не допустили этого. Марко Поло описывал Хутулун, как великолепного воина, которая могла ворваться в ряды противника и схватить пленника, как ястреб цыпленка.

Хью Гласс
15. В 1823 году на американского охотника, занимающегося пушным промыслом, Хью Гласса, напал медведь гризли, которого он убил ножом, находясь в 320 км от ближайшего населенного пункта.

Он лечил свои раны, позволяя червям поедать инфицированную плоть, чтобы предотвратить гангрену. Со сломанной ногой он дополз до реки, чтобы сделать плот и добраться до Форта Кайова. Все путешествие заняло у него 6 недель.

На основе истории Хью Гласса был снят фильм «Выживший» с Леонардо ди Каприо. Хью Гласс наткнулся на медведицу гризли и двух ее детенышей, и она тут же напала на него. Гласс был сильно истерзан и получил серьезные раны, но смог убить медведицу с помощью своих товарищей.

Когда он потерял сознание, двое его партнеров решили остаться, чтобы подождать когда тот умрет и похоронить его.

Но когда на них напало индейское племя, они сбежали, оставив Гласса без оружия и снаряжения.

Придя в сознание, он обнаружил, что все его покинули, у него были гноящиеся раны, а глубокие раны на спине оголяли ребра. Несмотря на все случившееся, Гласс смог выжить и добраться до ближайшего поселения.

Майкл Маллой

16. В 1933 году пятеро знакомых бездомного алкоголика Майкла Маллоя устроили заговор, чтобы забрать три полиса страхования на беднягу и напоить его до смерти.

Когда это не убило его, они решили заменить алкоголь антифризом, затем скипидаром, мазью для лошадей и даже замешали в алкоголь крысиный яд. Затем они испробовали на нем отравленные устрицы и сардины, и ничто из этого не убило его. После еще нескольких попыток, им наконец удалось его убить, поместив ему в рот шланг и пустив газ.

Но это было не все, что он пережил. Когда проходимцы поняли, что его невозможно отравить, они решили заморозить его до смерти. Напоив его до потери сознания, они вынесли его на улицу при температуре воздуха -26°C и вылили 19 литров воды ему на грудь. На следующий день он появился, как ни в чем не бывало.

В следующий раз они решили наехать на него автомобилем на скорости 72 км в час. Хотя это сломало ему кости, Майкл вскоре выписался из больницы. Когда он вновь появился в баре, преступники предприняли последнюю попытку и на этот раз успешно.

Полицейские позже эксгумировали труп и выяснили причины смерти бедняги, а пятерых преступников казнили на электрическом стуле.

Гордон Купер

17. Во время последнего пилотируемого полета на автоматически управляемом космическом аппарате Faith 7 возникли технические проблемы, что вынудило астронавта Гордона Купера взять ручное управление.

Используя свои знания о звездах и ручные часы, он сориентировал космический корабль и приземлился всего в 6 км от судна спасения в Тихом океане.

Все полеты космических кораблей по программе НАСА «Меркурий» управлялись автоматически, включая аппарат Faith 7, пилотируемый Гордоном Купером. Автоматический режим считался противоречивым инженерным решением, которое сводило роль астронавта к простому пассажиру.

К концу миссии, на космическом корабле возникли технические проблемы, однако миссия была спасена благодаря управлению Купера.

Истории великих людей

Эрнест Хемингуэй

18. Эрнест Хемингуэй пережил сибирскую язву, пневмонию, дизентерию, диабет, гипертонию, две авиакатастрофы, которые привели к разрыву почки и печени, разбитому черепу, ожоги второй степени и множество других несчастных случаев.

Известный писатель, журналист и нобелевский лауреат Эрнест Хемингуэй отправился в сафари в Африку после публикации книги «Старик и море» и попал в серьезную авиакатастрофу, где получил серьезные травмы.

Когда Хемингуэй оправлялся от последствий, он получил Нобелевскую премию по литературе.

Позже его поместили в психиатрическую клинику, пытаясь лечить его электрошоком. В конечном счете в 1961 году писатель покончил собой, застрелившись из собственного ружья.

Симо Хяюхя

19. Снайпер, известный как Симо Хяюхя, убил 505 солдат во время Советско-финской войны без телескопического прицела при температуре от -40 0 C до -20 0 C. Его лицо было изуродовано после того, как в него попала разрывная пуля, но он выжил и дожил до 96 лет.

Симо Хяюхя присоединился к финской армии, когда ему было 20 лет, и вскоре стал экспертом в стрельбе. Он служил снайпером против Красной армии во время Советско-финской войны.

Хяюхя убил больше 505 солдат, хотя точное количество является предметом споров. Однако в 1940 году советский солдат все же попал в снайпера. Разрывная пуля попала ему в левую щеку, изуродовав его. Несмотря на все, Симо прожил долгую жизнь, дожив до 96 лет.

Томас Фицпатрик

20. В 1956 году Томас Фицпатрик в состоянии опьянения заключил пари, похитил самолет и прилетел из Нью-Джерси в Нью-Йорк, приземлившись перед баром. В 1958 году он вновь похитил самолет и приземлился перед зданием университета, так как бармен не поверил в то, что он это сделал.

Томас Фицпатрик был моряком во время Корейской войны, а также американским пилотом. Заключив пьяную сделку, он украл самолет из школы Teterboro School of Aeronautics в Нью-Джерси и долетел на нем до Нью-Йорка за 15 минут.

В следующий раз в 1958 году он повторил то же самое, угнав самолет, и приземлившись перед частным университетом.

Клифф Янг

21. В 1983 году 61-летний фермер пробежал марафон из Сиднея в Мельбурн. Он стал первым и смог пробежать 875 км на 10 часов быстрее своих ближайших преследователей. Пока остальные спали, и установил рекорд, улучшив предыдущий рекорд на 2 дня.

Австралийский фермер Клифф Янг выиграл в супермарафоне из Сиднея в Мельбурн протяженностью 875 км. Янг бежал на небольшой скорости, значительно отставая от лидеров забега в первый день.

Однако он продолжал бежать и делал это даже когда остальные спали, в конечном счете обогнав лучших бегунов, он стал национальным героем. Янг получил приз в размере $ 10 000, однако отдал его другим легкоатлетам, заявив, что не знал о существовании приза и что участвовал не ради денег.

Читайте также: Опасные пешеходные маршруты для самых отважных. Фото

Джеймс Харрисон

22. Джеймс Харрисон, который перенес тяжелую операцию в возрасте 14-ти лет, когда ему потребовалось 13 литров крови. Он решил сам стать донором, когда ему исполнилось 18 лет.

Оказалось, что его кровь содержит очень сильные антитела, которые помогают решить проблему несовместимости резуса-фактора у матери и ребенка. Он сдавал кровь больше 1 000 раз и помог спасти жизни больше 2,4 миллионов детей, включая собственную дочь.

Харрисон стал донором крови в 1954 году, когда врачи обнаружили, что его кровь содержит сильные антитела против антигена D (RhD). Благодаря его донорству удалось спасти тысячи детей от гемолитической болезни новорожденных.

Уникальные свойства его крови считаются настолько важными, что его жизнь застраховали на миллион долларов.

Также на основе образцов его крови создали коммерческую вакцину Anti-D иммуноглобулин, известную как RhoGAM.