Христос что означает

Иисус Христос

Иисус Христос

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ

Б. Двойное имя Иисуса Христа есть кратчайший СИМВОЛ ВЕРЫ христианства: Иисус из Назарета – это обетованный Христос (Мессия). Иисус жил и творил с сознанием того, что Он – Тот Самый Мессия, о Котором предсказывалось в ВЗ. Тем не менее Он старался скрыть Свое мессианское достоинство (Мф. 16:20; Мф. 17:9; Лк. 4:41), т.к. не хотел, чтобы люди использовали Его в своих (напр., полит.) интересах (Ин. 6:15). Он называл Себя «Сыном Человеческим», давая тем самым Своим современникам возможность видеть в Нем Мессию, но не говоря об этом прямо (Мф. 8:20; Мф. 9:6; Мф. 26:64; Лк. 9:56; Ин. 1:51; Ин. 3 и др.). Титул «Сын Человеческий» означал, что Иисус – человек, дитя рода человеческого. Но он также должен был вызывать в памяти предсказания о пришествии Сына Человеческого «с облаками небесными» (Дан. 7:13). Иногда Иисус открывался некоторым верующим как Христос (напр., самарянке – Ин. 4:25.26, и слепорожденному – Ин. 9:35–37). Иисус хотел, чтобы ученики признали в Нем Мессию исходя не из Его слов, а из Его дел; люди сами должны увидеть в Нем Того, Кого они ожидают, и засвидетельствовать Его мессианское достоинство (ср. Мф. 11:2–6). На вопрос Иисуса, кем он Его считает, Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога живого». Иисус назвал это свидетельство откровением Бога, Своего Отца (Мф. 16:16.17). Свой вход в Иерусалим Иисус намеренно устроил так, как было предсказано в Зах. 9:9. Он вошел в священный город как Мессия (Мф. 21:1–11). На вопрос первосвященника, Он ли – Христос, Иисус ответил: «Ты сказал» (Мф. 26:63.64). Подобным же образом Он ответил на вопрос Пилата о том, является ли Он Царем, и объяснил рим. наместнику, что пришел в мир для того, чтобы свидетельствовать об истине (Ин. 18:37). В сыновнем смирении Иисус явил Себя Христом, Посланником Божьим, и Бог, воскресив Его, засвидетельствовал Его таковым перед миром. Церковь Христова возникла именно потому, что Бог вложил в души людей веру в Иисуса как Мессию, и ее назначение заключается в проповеди Иисуса Господом и Христом (Деян. 2:36; Рим. 10:9; 1Ин. 4:15).

II. ЛИЧНОСТЬ И МИССИЯ

А. БЫТИЕ ДО ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ (ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ)

В отличие от свящ. книг других религий (напр., индуизма), в Библии не рассматривается вопрос о бытие человека до его земного рождения; тем не менее о предсуществовании Иисуса здесь говорится. Вполне понятно возмущение евреев, вызванное словами Иисуса: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). В начале Он был «у Бога», Он есть творящее Слово, через Которое всё «начало быть» (Ин. 1:1–3). Поэтому Иисус говорит о славе, которую Он имел у Отца «прежде бытия мира», и о том, что Отец возлюбил Его «прежде основания мира» (Ин. 17:5.24). Ап. Павлу представляется совершенно очевидным, что Иисус Христос в Своем бытие до земной жизни был «образом Божиим» (Флп. 2:6). Но Иисус не рассматривает Свое богоподобие как неотъемлемую привилегию, Он отказывается от Своего божеств. первенства перед Отцом ради возлож. на Него великой миссии.

Б. САМООТРЕЧЕНИЕ И ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЕ

1) о самоотречении и самоуничижении Иисуса сказал ап. Павел (Флп. 2:6–8). Ради спасения людей Иисус Христос отказался на время Своей земной жизни от Своей божеств. сущности (Его самоотречение) и полностью воспринял человеч. природу (Его самоуничижение; ⇒ Образ раба). Символы веры древней Церкви и реформированных церквей говорили о совершенной божеств. природе Иисуса и одноврем. о Его совершенной человеч. природе, при этом они основывались на слове Свящ. Писания. С вочеловечением (воплощением) Иисуса начался Его смиренный путь к смерти (самоуничижение);

2) вочеловечение Сына Божьего окутано божеств. тайной, не поддающейся человеч. осмыслению. Сверхъестественность Его рождения (Мф. 1:18–20; Лк. 1:30–35) заключается в том, что Он «рожден Девой Марией от Духа Святого». Здесь существуют одноврем. две, казалось бы, взаимоисключающие противоположности: Сын Божий и Сын Человеческий – в одной Личности. Иисус Христос родился в Вифлееме (Лк 2 и след.), «когда пришла полнота времени» (Гал. 4:4); согл. хронологич. расчетам, это произошло между 8 и 4 гг. до н.э. Простые люди (пастухи) первыми услышали из уст ангела весть о рождении Спасителя мира. Божье небесное воинство сопровождало вочеловечение Христа хвалой: «Слава в вышних Богу». Появление на небе звезды Иисуса подвигло волхвов с Востока прийти поклониться Новорожденному (Мф. 2:1–12). (⇒ Родословие.)

В. МИССИЯ

Г. ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ

1) ввиду явной избирательности евангельских повествований трудно составить четкую историч. картину обществ. служения Иисуса, посредством которого Он исполнял Свою миссию на земле (⇒ Евангелие от Матфея, I,1). Евангелия – это не биографич. очерки, а прежде всего свидетельства о проповеди и деяниях Иисуса, цель которых – призывать людей к вере. И все же, сопоставляя данные синоптич. Евангелий и ⇒ Евангелия от Иоанна, обществ. служение Иисуса можно разделить на три периода: а) начало служения, т.е. время между крещением Иисуса и заключением Иоанна Крестителя в темницу. Об этом периоде рассказано только в Ин. 1– Ин. 4:42. Иисус открывает Своим первым ученикам, Кто Он, и возвращается в Галилею (Ин. 1:43). Он совершает Свое первое чудо на свадьбе в Кане (Ин. 2:1–11) и на несколько дней задерживается в Капернауме. В апреле Иисус отправляется в Иерусалим на празднование Пасхи. Он очищает храм от торгующих и ночью беседует с Никодимом (Ин. 2:13 – 3:21). За этим, видимо, следует Его относит. недолгое пребывание в Иудее (Ин. 3– Ин. 4:3), о чем можно судить по тому факту, что за четыре месяца до жатвы (Ин. 4:35), т.е. в декабре, возвращаясь через Самарию в Галилею, в городе Сихарь Он ведет разговор с самарянкой; б) второй период отмечен служением Иисуса в Галилее, описанным в основном в синоптич. Евангелиях (Мф. 4:12 – Мф. 18:35; Мк. 1– Мк. 9:50; Лк. 4– Лк. 9:50). Время почти всеобщего восхищения великим Проповедником и Чудотворцем закончилось к тому моменту, когда Иисус второй раз на протяжении Своего обществ. служения пришел в Иерусалим на празднование Пасхи. Ситуация изменилась: книжники и фарисеи все резче выступали против Него, а восхищение народа уже казалось мимолетной вспышкой. Именно поэтому Иисус обратился с укором к жителям тех городов, в которых Он совершил большую часть Своих деяний (Мф. 11:20–24). Он провел полгода в Галилее и близлежащих областях. Из всех событий этого периода в Евангелии от Иоанна повествуется лишь о чуде насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками (Ин 6). Согл. Иоанну, Иисус в это время один раз побывал в Иерусалиме (Ин 5); в) третий период служения Христа начался с Его пути в Иерусалим на последнюю Пасху. Как свидетельствуют синоптич. Евангелия, Иисус шел в Иерусалим через вост. область Прииорданья (Мф. 19:1; Мк. 10:1). Иоанн свидетельствует о том, что вначале Он пришел в Иерусалим на ⇒ праздник Кущей (Ин 7 и след.), в декабре присутствовал здесь на празднике Обновления (Ин. 10:22), не покидая при этом пределов города. Зиму Он провел в уединении за Иорданом (Ин. 10:40) или в Ефраиме (Ин. 11:54), чтобы затем в последний раз отправиться в Иерусалим (Ин. 12:12). Исходя из сказанного, можно предположить, что земное служение Иисуса продолжалось более двух лет. Сказать определеннее о продолжительности Его земной деятельности невозможно, т.к. точное время крещения Иисуса неизвестно – Евангелия не ставили целью передать точную хронологию событий;

3) БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ. Главная идея проповеди Иисуса заключена в Его словах: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). На вопрос фарисеев о том, когда придет это Царство, Иисус ответил: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20.21). Тем самым Он указал на Себя как на Того, Кто установил Царство Божие на земле. Именно в проповеди Царства Божиего заключалась суть благовествования Иисуса и Его учеников (⇒ Евангелие ⇒ Нагорная проповедь ⇒ Заповеди блаженства ⇒ Царство Божие). Наиб. распростр. на Востоке формой поучения была ⇒ притча. Иисус Христос часто говорил притчами (см. Мф. 13:1; Лк 15). В них Он открывал тайны Царства Божьего. Но лишь Его ученикам было дано понять тайну Царства Небесного, другие же не могли проникнуть в нее (Мф. 13:10–16). Речи Иисуса оказывали мощное воздействие на людей. Его слова порой ввергали народ в ужас, т.к. Он «учил как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:28.29). (⇒ Учитель, IV);

4) МОГУЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯНИЯ. Иисус не только проповедовал, но и действовал, облеченный духовной силой: «Слово Его было со властию» (Лк. 4:32). Многих людей Он освободил от грехов; и среди них были расслабленный (Мф. 9:2), великая грешница (Лк. 7:48), прелюбодейка (Ин. 8:11). «Власть разрешать и связывать» Иисус передал Своим ученикам (Мф. 16:19; Мф. 18:18; Ин. 20:23). Обладая властью прощать грехи, Иисус исцелял больных, изгонял злых духов и сатану (⇒ Чудо, III,2). Эти «знамения» свидетельствуют о том, что во Христе действит. наступило Царство Божье и что Иисус есть обетованный Мессия (Мф. 11:2–6). Но это служение Иисуса следует отличать от дела, которое является венцом Его земной жизни;

5) КРЕСТНЫЙ ПУТЬ. Страдания Христа можно рассматривать в двух аспектах: а) страстной путь Иисуса начинается с Его вочеловечения: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Ему «не было места в гостинице» (Лк. 2:7); Ирод пытался убить младенца (Мф. 2:13); родители «не поняли сказанных Им слов» (Лк. 2:50); жители Назарета «выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк. 4:29); Его близкие говорили: «Он вышел из себя» (Мк. 3:21); «и братья Его не веровали в Него» (Ин. 7:5); иудеи «взяли каменья, чтобы бросить на Него» (Ин. 8:59); Петр «отозвав Его … начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). К Иисусу льнет легко поддающийся влиянию народ: «Весь мир идет за Ним» (Ин. 12:19), но Он – страдалец среди людей, Ему неоднократно приходится скрываться от них (Ин. 6:2–3.15). Люди мыслят по-иному и не признают страждущего, не понятого ими Иисуса. А Он уединяется и вершит молитву. Гефсимания и Голгофа – два кульминационных момента на этом пути непонимания и непризнания, на пути немыслимых душевных и телесных мук; б) но понимание страданий Христовых как душевные и телесные муки не раскрывает полностью их истинный смысл. Это не просто смиренно переносимые страдания, но глубоко осознанные действия. Уже в двенадцать лет Иисус осознает Свою избранность и говорит о ней. Уже тогда Ему открывается, что Его жизнь подчинена высшему, божественному «должно» (Лк. 2:49). Крещение Иисуса (Мф. 3:13–17 и пар.) – суть составляющая истории Его страданий. Не нуждавшийся в покаянии и исповедании грехов, Он добровольно встает в ряды грешников: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Подвергшись искушению (Мф. 4:1–11 и пар.), Иисус сознательно выбирает крестный путь и категорически отвергает предложенное дьяволом царство – без Бога и без креста. Включив в число двенадцати Своих ближайших сотрудников Иуду Искариота (Лк. 6:16), Иисус еще раз подтвердил Свою готовность взойти на крест. Дело спасения было завершено Иисусом принесением Себя в жертву на Голгофе. В молитв. борении в Гефсимании (Мф. 26:36–46 и пар.) Иисус духом побеждает Свою предстоящую смерть. В этот момент преисподняя явила свою власть. Христос находился в борении: «…и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44). Его молитва еще более возгорелась. В то время как веки учеников сомкнул тяжелый сон, Иисус боролся против одного из последних искушений: избавления от крестной смерти. И Иисус выстоял: «Не Моя воля, но Твоя да будет!» Его молитв. борение завершилось полной победой. Теперь, окрыленный этой победой, Он мог испить смертельную чашу. На допросах перед синедрионом и перед Пилатом именно Иисусу принадлежит главная роль: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин. 10:18). Распятый, Он восторжествовал на кресте. «Совершилось!» – этим словом была подведена черта под Его делом на земле (Ин. 19:30). Жертв. смерть Иисуса имела и другую сторону. «Из зависти» предали Его первосвященники и фарисеи (Мф. 27:18). Свидет-во Иисуса о Себе, произнесенное Им перед первосвященником (Мф 26 и след.), дало Его врагам повод обвинить Его в смертном грехе: Он богохульствует! Рим прокуратор Пилат, который должен был утвердить смертный приговор, не находя вины обвиняемого (Ин. 18:38), был вынужден отказаться от намерения отпустить Его. По Божьей воле крест, это изощреннейшее орудие казни, стал символом Божьего примирения с грешным миром.

Д. ПЛОДЫ ЕГО ДЕЛА

«Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24). Первым «плодом» является Сам воскресший Господь, а за Ним последует Его Церковь:

1) ВОЗНЕСЕННЫЙ ГОСПОДЬ. Самоуничижение Иисуса, завершившееся Его крестной смертью, было вознаграждено Богом, возвысившим Христа и сделавшим Его Господом над всеми господствующими (Флп 2 и след.; ср. Откр. 17:14). Помазанник Божий не мог оставаться в смерти: Бог воскресил Его (⇒ Воскресение). Возвышение Христа нашло свое завершение в Его ⇒ Вознесении (Мк. 16:19; Лк. 24:51; Деян. 1:9.10), имеющем тройное значение: а) пребывание «одесную Бога» (см. также Пс. 109:1) свидетельствует о безграничной власти и божеств. силе Иисуса Христа: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Христу надлежит царствовать до тех пор, пока Он не повергнет всех Своих врагов (1Кор. 15:25). Облеченный величием, Он является Владыкой всех земных и небесных сил, а также Главой Церкви (Еф. 1:21–23; Кол. 2:10). Хоры ангелов поют Ему новую песнь, «песнь Агнца», в которой прославляется дело спасения, совершенное на Голгофе (Откр. 5:9.12; Откр. 14:3; Откр. 15:3); б) вознесение Христа облекло Его полнотой первосвященнич. полномочий. Как вечный Первосвященник Он вступил в Небесное Святилище, чтобы «представлять нас» пред лицом Бога, т.е. приобщить Свою Церковь к совершенному Им делу, ходатайствуя за нее пред Богом (Рим. 8:34; 1Ин. 2:1; Евр. 7:25–27; Евр. 9:24); в) вознесенный Господь имеет возможность одноврем. присутствовать на земле повсюду: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Он руководит верующими посредством ⇒ Святого Духа (Мк. 16:20; Евр. 2:4);

2) ЦЕРКОВЬ, «которая есть тело Его» (Еф. 1:22.23). Плодами совершенного Христом дела являются и те, кто через воскресение Иисуса Христа возродился к живому упованию (1Петр. 1:3). Христос, «глава», не может существовать без Своего «тела». Согл. Божьей воле, совр. эпоха является временем возведения и устройства Его Церкви. Первым, кому была открыта тайна этой Церкви, образованной из иудеев и язычников, стал ап. Павел (Еф. 3:1–13). Время созидания Церкви завершится Вторым пришествием Христа. О Своем пришествии и его «знамении» Господь говорил перед смертью (Мф. 24 и пар.). Для Церкви Его ⇒ Второе пришествие означает славное воссоединение преображенного воскресением Тела с Главой (1Фес. 4:13–18). ⇒ Тысячелетнее царство Христа;

3) ЗАВЕРШЕНИЕ ДЕЛА ХРИСТА. Дело Иисуса Христа будет полностью завершено. Божий промысел заключается в том, чтобы «все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:10), чтобы Иисус стал Главой всей вселенной. Но поскольку все еще существуют Его противники (силы тьмы и грешники, пребывающие в царстве мертвых), Ему предстоит вынести окончат. приговор на последнем Суде над миром и устранить всех врагов (⇒ Суд). Только после этого Христос передаст Царство в руки Отца (1Кор. 15:24): «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем».

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Православные праздники

Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Несмотря на то, что католики отмечают его 25 декабря, а православные 7 января, это один и тот же праздник, но по разным календарным стилям – старому и новому. Следует отметить, что для православных христиан Рождество является вторым по важности праздником после Пасхи, а вот католики почитают его даже выше Пасхи. Это объясняется разным смыслом, который представители этих конфессий вкладывают в понятие «Рождество»: православные более почитают духовное возрождение, то есть воскресение Христа после смерти и вознесение Его на небо, а западные религиозные течения превыше ставят возможность спасения, которая пришла в мир вместе с рождением маленького Иисуса, то есть его физическое рождение.

История праздника интересна, но не слишком ясна. Дело в том, что нигде в Библии не упоминается точная дата рождения младенца Иисуса. Ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Христос родился именно 25 декабря (или 7 января по новому стилю). Ветхий Завет упоминает только о том, что Христос родился в 5508 году от сотворения мира.

С Рождества Христова началась новая эра, и отмечать праздник начали уже в первых веках. Дата Рождества – 25 декабря принята Церковью с IV века.

В IV веке Константин, римский император, отказался от языческой веры, принял христианское учение сам и узаконил его на территории своей страны. Повинуясь воле императора, новая церковь сразу же начала активную борьбу с языческими культами. Но истребить привычные устои оказалось не так уж просто, поэтому в некоторых вопросах священникам приходилось идти на уступки поклонникам древних культов. Одной из таких уступок и стало придание особого значения дню 25 декабря. До введения христианства люди поклонялись Солнцу, поэтому период зимнего солнцестояния, то есть последние дни декабря, был особенно почитаем. В этот период Солнце приближалось к Земле, световой день становился длиннее и светлее, а это воспринималось как символ победы сил света над силами тьмы. Христианские священники увидели в этом благой знак и согласились назначить праздник Рождества Христова на конец декабря, ибо рождение сына божьего есть не что иное, как рождение истинного Солнца. Иными словами, ранние христиане мудро решили, что легче наполнить новым смыслом традиционные языческие верования, чем искоренять их «огнем и мечом».

В 337 г. папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря. Русская Православная Церковь также празднует Рождество 25 декабря, но 25 декабря по юлианскому календарю Церкви, не принявшей реформу папы Григория XIII, наступает 7 января – по новому, григорианскому стилю.

Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С Его рождением на земле наступила новая эра. Даже наше летоисчисление начинается с Рождества Иисуса Христа. История рождения Иисуса удивительна. Подумайте только, Ему, Сыну Творца мира и вселенной, пришлось родиться в хлеве для животных. Но начнем с начала.

Благовещение о зачатии Иисуса

В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария, увидев Его, смутилась. Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф. Она спросила Ангела: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Мария ответила: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему». И отошел от нее ангел.
Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Рождение Иисуса Христа

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки:

«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.» (Лк.2:4-7)

Причиной, по которой Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, пошли в Вифлеем, стала перепись населения. Согласно указу императора Августа, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем. Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены.
В гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды.

В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Именно там, в пещере, родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда.

После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях». Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном – и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.

Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу трёх волхвов (мудрецов): Гаспара, Мельхиора и Валтасара. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ. Волхвы, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8). Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.

Через восемь дней младенцу дали имя Иисус, что означает «Господь есть Спасение». Впоследствии его также назвали «Христос», что значит «помазанник». Эта «приставка» в древнем Израиле ранее употреблялась только по отношению к царям и верховным священникам, поскольку возведение в высокий сан совершалось через помазание. Дав эпитет «Христос» сыну божьему, пророки подчеркнули, что он есть истинный Царь мира, одновременно несущий людям свет веры.

Узнав о рождении Христа, и, обнаружив, что волхвы не послушались его, разгневанный царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в возрасте до 2 лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти царя Ирода.

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует и в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды. Когда Мария почувствовала наступление родов, то Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. Рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида. Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы.

Сочельник

Рождество Христово завершает 40-дневный Рождественский пост (28 ноября — 6 января). Христос не только советовал очищать дух и плоть при помощи постов, но и сам показывал пример воздержания. Вспомнить хотя бы Его 40-дневный пост в пустыне и ответ дьяволу–искусителю: «… Не хлебом единым будет жить человек, а единственно словом, исходящим из уст Божиих». Православная церковь смотрит на пост как на возможность очиститься от мирской скверны: через очищение тела достигается очищение духа, помыслов.

Канун Рождества называют Рождественским Сочельником. В Сочельник, накануне Рождества соблюдается строгий пост. Традиционно едят кутью из пшеницы или риса с медом. Но приступать к трапезе разрешается не раньше, чем на небе появится первая звезда – это символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении младенца Иисуса.

В праздник Рождества Христова Православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».

Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Ссылки по теме:

Что такое сочельник и что нужно делать в этот день? (На вопрос отвечает иеромонах Иов (Гумеров))
В приближении Рождества. (Протоиерей Андрей Ткачев)
Пророчества о Рождестве Христовом
Долгое чтение родословной (митрополит Антоний Сурожский)
Для чего Христос пришел в мир? (Епископ Александр (Милеант))
Календарный вопрос, или всё ли равно когда праздновать Рождество?
Когда родился Христос?
Толкование Евангелия на каждый день года. Царские часы навечерия Рождества Христова. (Протоиерей Александр Шаргунов)
Толкование Евангелия. Рождество Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. (Протоиерей Александр Шаргунов)

Выпуск из цикла «Закон Божий» — «Праздник Рождества Христова».

РОЖДЕСТВО. ПРАЗДНИКИ

Что значит Иисус Христос и почему Иисуса называют — Христос?

Опубликовано 03.11.2017

Что же означает «Иисус Христос»? Многие люди считают, что Иисус Христос — это имя (Иисус) и фамилия (Христос). Вопрос на самом деле очень простой, но многие до сих пор не знают на него правильный ответ.

Значение некоторых библейских имен

Вообще, Бог часто вкладывал смысл в имена, даваемые людям в Библии. В книге Осии, например, мы можем видеть, что Бог просит Осию назвать своих детей Лорухама, что означает «непомилованная» и Лоамми, что означает «не Мой народ». Бог сказал Осии жениться на блуднице и назвать детей «непомилованная» и «не Мой народ», чтобы через это показать, что Бог имеет что-то против Своего избранного народа. В этих поступках и именах заключается очень большой смысл.

Когда Бог решил через Аврама исполнить Свою миссию, то дал ему новое имя. Он назвал его Авраам (с двумя буквами «а»). Его новое имя значило теперь — «отец многих народов».

«Вот Моя часть соглашения: Я сделаю тебя отцом множества народов. Я изменю твоё имя: твоё имя будет не Аврам, а Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. Я дам тебе великую награду — от тебя пойдут новые народы и произойдут цари» (Бытие 17:4-6).

Значение имени Иисуса Христа

«Иисус» звучит на еврейском как «Иешуа». Иешуа, или «Яшуа» — это краткая форма от «Иехошуа», что означает » Яхве (Иегова) — спасение». Христос же с греческого означает «Помазанник». На греческом оно звучит как «Машиах» — Мессия. Таким образом, Иисус Христос означает «Спаситель», «Помазанник», «Мессия». Это имя несет в себе глубокий смысл.

Таким образом, когда Бог посылает на землю Своего единственного Сына, называя Его Иисусом Христом, Он вкладывает в это очень большой смысл. Именно Иисус Христос есть единственный путь к Богу и Спаситель. Именно в этом и была миссия Иисуса Христа — стать Спасителем, Помазанником и Мессией.

«Не для того послал Бог Своего Сына в мир, чтобы осудить его, а для того, чтобы спасти мир через Него. Тот, кто уверует в Сына, не будет осуждён. Но тот, кто не верит, уже осуждён, ибо не уверовал в единственного Сына Божьего» (От Иоанна 3:17-18).

Мы рекомендуем вам так же прочесть статью Иисус Христос: Описание смерти Христа с точки зрения медицины

Так что теперь, когда кто-то спросит у вас, что значит имя Иисус Христос, вы сможете дать достаточно полный ответ.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

  • Пройти тест
  • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
    Пройти тест

  • Задать вопрос
  • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

Слово христос

Слово состоит из 7 букв: первая х, вторая р, третья и, четвёртая с, пятая т, шестая о, последняя с,

Слово христос английскими буквами(транслитом) — khristos

  • Буква с встречается 2 раза. Слова с 2 буквами с
  • Буква р встречается 1 раз. Слова с 1 буквой р
  • Буква т встречается 1 раз. Слова с 1 буквой т
  • Буква х встречается 1 раз. Слова с 1 буквой х
  • Буква и встречается 1 раз. Слова с 1 буквой и
  • Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о

Значения слова христос. Что такое христос?

Христос

Христо́с (от др.-греч. Χριστός) — букв. «помазанник». Это перевод еврейского слова מָשִׁיחַ (Машиах). В современном использовании термин обычно относится к Иисусу Христу. «Иисус Христос» означает «помазанник Иисус».

ru.wikipedia.org

Христос собственно значит «помазанник» (от χρίω) и представляет собою греческий перевод еврейского maschî ach, в греческой транскрипции Μεσσίας. В Ветхом Завете это обозначение (в полной форме maschî ah J ehowā = «помазанник Иеговы») многократно…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Христос (греч. Christós, буквально — помазанник), Иисус Христос, в христианском церковном учении основатель христианства. Согласно евангельской мифологии Х. родился от «святого духа» в Вифлееме у Марии, жены Иосифа; младенцем его увезли в Египет…

БСЭ. — 1969—1978

Иисус Христос

Иису́с Христо́с (др.-греч. Ἰησοῦς Χριστός) или Иисус из Назарета — центральная личность в христианстве, которое рассматривает его как предсказанного в Ветхом Завете Мессию, ставшего искупительной жертвой за грехи людей.

ru.wikipedia.org

Иисус Христос Происхождения имени Иисуса Христа Иисус — это сокращенная греческая форма древнееврейского/арамейского имени (Иешу́а), что означает «Яхве есть спасение».

Энциклопедия «Вокруг Света»

Иисус Христос Имя Иисуса Христа несет в себе глубочайший смысл, являясь своеобразным кратким символом христианской веры. Иисус – греческая форма еврейского слова Иешуа (сокращенного от Иегошуа), что значит помощь Бога, или Спаситель.

Православная энциклопедия «Азбука веры»

Иисус Христос (Южный парк)

Народы и культуры . — 2002

Иисус Христос (англ. Jesus Christ) — персонаж мультипликационного сериала «Южный парк», основанный на мессии христианской религии Иисусе Христе. В первых сезонах сериала Иисус работает телеведущим на кабельном телеканале Саут-Парка…

ru.wikipedia.org

Иисус Христос — суперзвезда

«Иису́с Христо́с — суперзвезда́» (англ. Jesus Christ Superstar) — мюзикл, рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса, написанная в 1970 году и поставленная на сцене спустя год после создания.

ru.wikipedia.org

У этого термина есть и другие значения, см. Иисус Христос — суперзвезда (значения) «Иисус Христос — суперзвезда» (англ. Jesus Christ Superstar) — кинофильм, снятый по одноимённому мюзиклу.

ru.wikipedia.org

«ИИСУС ХРИСТОС — СУПЕРЗВЕЗДА» (Jesus Christ Superstar) США, 1973, 107 мин. Исторический фильм, музыкальный фильм. Фильм Нормана Джуисона, работавшего в разных жанрах, в том числе в мюзикле («Скрипач на крыше», 1971)…

Энциклопедия кино. — 2010

Воскресение Иисуса Христа

Воскресение Иисуса Христа — одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскресение Иисуса является одной из основных доктрин христианства.

ru.wikipedia.org

ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА Воскресение Иисуса Христа, возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения.

Православная энциклопедия

Воскресение Иисуса Христа По евангельскому рассказу, в ночь на первый день недели при гробе Иисуса Христа произошло землетрясение: ангел, сошедший с неба, отвалил камень от гроба и сидел на нем.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Второе пришествие Иисуса Христа

Второ́е прише́ствие Христо́во — событие, ожидаемое в большинстве христианских конфессий, предвозвещённое в Новом Завете. Одно из догматических положений Церкви, зафиксированное в Никео-Цареградском Символе веры…Троица Бог Отец Бог Сын (Иисус Христос) Бог Святой Дух.

ru.wikipedia.org

Второе пришествие Иисуса Христа — будущее пришествие Иисуса Христа на землю для Страшного суда над живими и мертвыми. Священное Писание словами Самого Христа и Его апостолов неоднократно говорит о неизбежности этого события, но твердо предупреждает…

Православный энциклопедический словарь. — 1998

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ , возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование.

Православная энциклопедия

Православная иконография Иисуса Христа

Православная иконография Иисуса Христа (христологический ряд) включает многочисленные варианты изображения Христа в православном искусстве. Основными типами являются Пантократор и Спас Нерукотворный.

ru.wikipedia.org

НЕДРЕМАННОЕ ОКО (Спас Недреманное Око) — символический тип изображения Христа, сложившийся на основе некоторых ветхозаветных пророчеств, в которых Христос сравнивается со львом (Быт ХLIХ, 8-9, Откр V, 5 и др.).

Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству

Русский язык

Псе́вдо-Христо́с, псе́вдо-Христа́.

Орфографический словарь. — 2004

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (англ. The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints, иногда сокращается до «Святые последнего дня» и Святые последних дней или «мормоны») — религиозная организация реставрационистского происхождения…

ru.wikipedia.org

ЦЕ́РКОВЬ ИИСУ́СА ХРИСТА́ СВЯТЫ́Х ПОСЛЕ́ДНИХ ДНЕ́Й (МОРМО́НЫ) — религиозное движение, основанное в 1830 г. в США Джозефом Смитом (1805—1844). Смит заявил об отпадении всех христианских церквей от веры и объявил о новом откровении Бога…

Христианское разномыслие. — 2004

Движение святых последних дней (англ. Latter Day Saint movement) — группа реставрационистских религиозных деноминаций и отдельных приверженцев, исповедующих хотя бы отчасти учение Джозефа Смита-младшего, опубликовавшего в 1830 Книгу Мормона.Второй по численности деноминацией является Содружество Христа, которое сообщает о более чем 250 тыс. адептов. На третьем месте — Церковь Иисуса Христа с её менее чем 20 тыс. сторонников.

ru.wikipedia.org

Примеры употребления слова христос

По его окончании впервые в этом году зазвучал победоносный возглас «Христос воскресе!».

Впрочем, Христос тут так пострадал, что наши мучения ничто по сравнению с этим.

На картине Христос изображен со своим спутником посреди поля.

Владимир, как и обещал, уложился до полуночи и сразу после боя поздравил зрителей с Пасхой: «Христос воскрес!».

КСТАТИ, Христос был АнтиОборотнем, ребята!!!

Небольшая пещера, в ней Иосиф, Мария, Христос, овечки.

Стало известно фамилия Иисуса Христа (2-го пришествия?)

Вот уже на протяжении нескольких тысячелетий исследователи, учёные, учёные-богословы пытаются вычислить Имя Спасителя не по роду Его деятельности, не по Его способностям, возможностям, характеру (таких имён у Него множество), а по факту Его рождения. Какие только источники не перебирали люди, что бы обнаружить заветное Имя. А оно лежит на самом видном месте. Здесь не нужно применять «метод дедукции», сравнивать с аналогиями, как-то интерпретировать и искать закономерность. Оказывается, нужно только воспользоваться знаниями правил грамматики, полученные в школе.

Основной материал взят с философского форума. Представляю диалог двух его участников.

— Salik.biz

Андрей Т: «Ну, что ж заглянул. Можно согласиться с тем, что там написано, но можно и поспорить. Истиной окажется когда исполнится.

Однако интересно вот что: там написано о предоставлении паспорта от Бога с основными атрибутами-объясните пожалуйста как это будет выглядеть? и что такое „И опять же совпадение с иудейской традицией-имя СССР начинается с буквы ЮД“?-непонятно?!»


Мустафа: «А что тут объяснять. У вас же есть паспорт с атрибутами (ФИО, фото, дата рождения, прописка), только выдан он вам по праву рождения и места проживания. Так и СССР обладает точно таким же паспортом и одновременно паспортом от Бога с теми же атрибутами, т.е. изображение, имя, фамилия, дата рождения, место прописки, упоминаемые когда-либо в пророчествах. А даром пророчества наделить людей может только Бог, вот и получается, что Бог наделил Его документом. Например, касаемо прописки (проживания), если вы проштудировали рекомендованный сайт, то на последней стр. по ссылке вы попадаете на другой сайт, где однозначно (три пророчества, а это уже закономерность) указывают место Его проживания. Так же и с фамилией. Ведь непросто же ультра-ортодоксальные каббалисты в ожидании Машиаха впервые изменили правила написания Торы, поместив букву Юд в самое начало (ссылка см. Часть1 с 28 мин. http://eduardhodos.livejournal.com/55719.html ).»

Андрей Т: «Судя по сюжету передачи и вашей информации СССР, что, Антихрист? Что-то на предлагаемом вами сайте не видно самого Учения? Как так?»

Мустафа: «Да, с точки зрения ортодоксального христианства и ислама- и Антихрист и Даджаль. Однако, с т.з. пророчеств- Сын Человеческий, Агнц и это не сложно доказать. Думаю, не стоит вам напоминать, что сначала появились пророчества и на их основе эти религии… Так вот, если вы согласны с утверждением, что И.Богослов писал „Откровение“ на древнегреческом языке, то легко доказывается, что СССР и есть Сын Человеческий.»

Андрей Т: «Да, вполне согласен с этим утверждением. А что может быть иначе?»

Рекламное видео:

Мустафа: «Тогда продолжим. За основу возьмём стих 5.5 и стих 7.5 Откровения И.Богослова и разложим всё по полочкам:

Оригинал текста на греческом языке:

его подстрочный перевод:

«><a href=»<a href=» http:=»» biblezoom.ru=»» #27-5-5-exp»=»»>http://biblezoom.ru/#27-5-5-exp»><a href=»<a href=» http:=»» biblezoom.ru=»» #27-5-5-exp»=»»>http://biblezoom.ru/#27-5-5-exp»>http://biblezoom.ru/#27-5-5-exp), Общепринятые переводы (http://biblezoom.ru/#27-5-5-exp) см. самостоятельно.

и

Откр. 7:5 «ἐκ φυλῆς Ἰούδα δώδεκα χιλιάδες ἐσφραγισμένοι, ἐκ φυλῆς Ρουβὴν δώδεκα χιλιάδες, ἐκ φυλῆς Γὰδ δώδεκα χιλιάδες,»

его подстрочный перевод:

«εκиз φυληςколена ‘ΙούδαИудина δώδεκαдвенадцать χιλιάδεςтысяч εσφραγισμένοι, отмеченные печатью, εκиз φυληςколена ‛ΡουβηνРувина δώδεκαдвенадцать χιλιάδες, тысяч, εκиз φυληςколена ΓαδГада δώδεκαдвенадцать χιλιάδες, тысяч,»


и сравним как пишутсяколена в обоих случаях.

Разберем следующую фразу из стих 5.5:

«μηНе κλαιε·плачь ιδουвот ενίκησενпобедил ο λέωνЛев ο εκиз της φυληςколена ‘Ιούδα, Иудина,…». Обращаю внимание на артикли ο и της в «… ο εκиз της φυληςколена ‘Ιούδα».


Определенный артикль ὁ в Именительном падеже, мужского рода, единственное число (как в англ. The или нем. Der) относится к слову Ἰούδα или ὁ Ἰούδα и определенный артикль τῆς в Родительном падеже, единственное число, женского рода(как в англ. The или нем. Die) относится к слову φυλῆς или τῆς φυλῆς -племени, семьи, родовом имени (фамилии -в современном понимании, в Родительном падеже, единственное число, женского рода). Таким образом, словосочетание τῆς φυλῆς нужно перевести, в современном понятии, как фамилии. Следовательно выражение»….ὁ λέωνὁἐκ τῆς φυλῆςἸούδα,…»переводится как»… лев по фамилии Иуда….».: В данном случае, артикли в тексте показывают, что речь идет о СОБСТВЕННОМ (РОДОВОМ) ИМЕНИ.

Иначе говорится о коленах (племенах) в стих 7.5 и конкретно о Колене Иудина как ИМЕНИ НАРИЦАТЕЛЬНОМ, поэтому и без артиклей.

Хочу отметить, что на греческом языке Иуда звучит как Юда, можешь там же прослушать или в др. переводчиках, а также спросить у самих греков. Поэтому нужно читать как «… Лев по(из) фамилии Юда…..».

Как видишь, уже 2 случайности буквы Юд, что попахивает закономерностью!»

Андрей Т:

Кстати коса от руки показывает на буквы Юд.»

Мустафа: «Вау! Вот спасибо! А мне ничего об рис. не было сказано, а сам я не заметил эти буквы, хотя на сайте такой рис. размещён. Вот уже третий раз попадает „случайность“ с буквой Юд, а это уже чистейшая закономерность!»

Хочу добавить собственный комментарий, досказать, что не досказал Мустафа, но уже более подробнее. Опять берём цитату из стих.5:5 Отрк. на языке оригинала: «… ὁ λέων ὁ ἐκ τῆς φυλῆς Ἰούδα,….» и разбираем её «по косточкам».

Артикль τῆς -определённый артикль, Родительный падеж (отвечает на вопрос Кого, Чего?, единственное число, женского рода (как в англ. The или нем. Die) Обсуждаем φυλῆς в переводе с греческого-РОД, племя, семья, колено (в современном понятии- фамилия). Определяем эти значения перевода для женского рода-подходят племя, семья, фамилия. Колено как видно среднего рода, а РОД-мужского. Племя, семья, фамилия -видно, что единственное число. Дальше склоняем фамилию по падежам. Именительный падеж (Кто, Что?)-фамилия; Родительный падеж (Кого, Чего?) задаем такой вопрос «нет Кого, Чего?» отвечаем-нет семьи, племени, фамилии.

Предлог ἐκ имеет множественное значение в том числе и из, по.

Если следовать синодальному переводу «… Лев из колена Иудина…», то в оригинале этого стиха артикли «ὁ» и τῆς отсутствовали бы «… ὁ λέων ἐκ φυλῆς Ἰούδα,….», что указывает на нарицательное имя колена Иудина. Напомню также, что такое нарицательное имя:

«Имя нарицательное — в грамматике обозначает имя существительное, определяющее название (категорию) целой группы объектов, которые имеют общие признаки, и называет эти объекты по их принадлежности к данной категории.

Имя нарицательное — Википедия

ru.wikipedia.org›Имя нарицательное»

Возникает вопрос: почему такая разница написания колен в стихах? Мы то читаем синодальный перевод, который основывается на переводах и толкованиях Александрийской школы толкования Библии, и скорее всего было сделано так специально (перевод), чтоб до времени не догадались (Он же «Лев… сохранённый Всевышним..»).

И ещё. Становится понятно назначение буквы Юд на рис.23 из коллекции акварелей М.Нострадамуса, если почитать пояснение Мустафы на странице о Граале его сайта.

Христианская Церковь! Доколе!!! доколе ты будешь скрывать Имя Спасителя? Может хватит оболванивать народ!?

Виктор Рычков