Христос посреди нас

Христос посреди нас

На каждой Литургии мы слышим, как диакон возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». В древности после этого возгласа христиане в знак веры, любви и единомыслия лобызали друг друга. Этот обычай до сих пор сохранился среди священнослужителей. Все они целуют Дискос, Потир, Престол и друг друга со словами: «Христос посреди нас», – и отвечают: «И есть, и будет!»

Но если вдуматься, что же означают эти слова, то можно выделить три аспекта.

Первый – экклесиологический (от греч. ἐκκλησία – Церковь и λόγος – учение») аспект.

«В Церкви Господь Христос с каждым верующим, в частности с двумя или тремя, собирающимися во имя Его. Действительно, с каждыми двумя или тремя в Церкви среди них вся Церковь… все святые, ибо только “со всеми святыми” (Еф. 3: 18) и через всех святых человек и есть член Церкви», – пишет преподобный Иустин (Попович).

Этот аспект достаточно хорошо известен христианам, поэтому подробнее остановимся на двух других.

Следующий аспект – антропологический (от др.-греч. ἄνθρωπος – человек, λόγος – наука), имеющий отношение к составу человека.

Блаженный Феофилакт Болгарский так объясняет слова Господа: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20):

«Можешь думать, что и в том случае, если плоть и дух приходят в согласие и плоть не похотствует на дух, тогда Господь посреди них».

Или как пишет преподобный Иустин (Попович):

«В Церкви мы все – “одно тело”, все – “один ум”, все – “одно сердце”».

Итак, по мысли святых отцов, двое – это плоть и дух, а трое – это тело, ум и сердце человека.

Для примера возьмем современного человека, пришедшего в храм. Телом он в церкви, но еще нет рядом Христа. Умом он вне храма – ум блуждает по всей вселенной. Раньше святые отцы говорили: «Ум – это рабочая лошадка у сердца» (праведный Алексий Мечев). Куда посылает его желание, туда и бежит ум. И если в старину христиане худо-бедно справлялись с одной лошадкой, то современному человеку что поделать с целым «эскадроном мыслей шальных»? Нет желания и сил удержать «лихих скакунов – пусть летят».

Нужны годы, терпение, пост, смирение, чтобы обуздать эти «залетные мысли». Но вот, после воцерковления и долгого молитвенного труда, христианин начинает вникать в слова молитв, понимать смысл происходящего на церковной службе, даже испытывает радость от познания евангельских истин. Но Христа рядом нет. Почему? Нужно третье и самое главное составляющее духовной анатомии человека – сердце. Где же ты, сердце? Увы, наше культурное время называется «культурой утраты сердца» (митрополит Иерофей (Влахос)).

Вот когда мы найдем наше сердце и увидим, что это самая главная крепость упорства и гордыни, вершина эгоизма, сластолюбия и сребролюбия, вот тогда и поймем слова Господа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17).

Можно сколько угодно преклонять колена и главу нашего тела в церкви, но пока наше сердце не преклонит свою выю (священническая молитва на утрени), до тех пор не будет Христа посреди нас. До тех пор, пока не смирится наше сердце, не поймем, что значит «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Ведь где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое «не от мира сего» (Ин. 18: 36).

Пока не смирится наше сердце, эта крепость гордыни, не поймем, что значит «Царство Божие внутрь вас есть»

И третий аспект – мистический (от греч. μυστικός – скрытый, тайный), в данном случае видимый лишь тем, у кого чистое сердце. Закончилась Литургия, христиане, причастившись, расходятся по домам, на свои послушания и забывают эти слова до следующей службы. Теряют внимание, благоговение, порой и благочестие. А разве вне храма между двумя или тремя христианами нет Христа? Для примера возьмем врача и больного, преподавателя и ученика, просто друзей или христианскую семью. В Грузии при встрече пожилые священники приветствуют друг друга этими словами. Преподобный Серафим Саровский обращался ко всем со словами: «Христос воскресе, радость моя», потому что знал, что Христос воистину посреди нас. Таким был и Сербский Патриарх Павел, который вел себя с ближним так, что сердце его говорило: «Христос посреди нас».

Однажды будущий Патриарх Павел, будучи епископом Рашко-Призренским, шел по горе Шара. Незадолго до этого ему рассказали, что высоко на горе живет один странный пастух. Вот и решил владыка посетить его. Нашел пастуха епископ в шалаше. Тот пас всего лишь одну овцу.

– А где остальные овцы? – спросил владыка.

– Каких забрали разбойники, каких задрали волки. И осталась одна.

– И что ты, брат, собираешься делать дальше?

– Пасти оставшуюся овечку да молиться Богу, чтобы она окотилась. И тогда их станет больше.

«Буду пасти оставшуюся овечку да молиться Богу, чтобы их стало больше», – отвечал пастух

Подумал владыка и произнес:

– Дорогой мой брат, молись и обо мне, чтобы я тоже сохранил свое стадо, чтобы оно умножилось и существовало, несмотря на разбойников и волков.

Сказал так и стал спускаться с горы.

И если мы думаем о ближнем хорошо, благословляем его, делаем добрые дела для него, то, если Христос посреди нас, мы сначала делаем Христу, а затем ближнему.

И если, избави Бог, думаем плохо, клевещем, делаем больно ближнему, то сначала все это делаем Христу, а затем человеку.

И вот когда, разобравшись в себе, найдя свое сердце, обуздав свой ум, свое бренное тело принесем в храм и во внимании дойдем до момента, когда диакон возгласит: «Возлюбим друг друга…» – всей крепостью своею, всем разумением, всем сердцем, мы обратимся к нашему ближнему: «Христос посреди нас» – и услышим: «Воистину Христос посреди нас есть и будет».

Поэтому, готовясь к ближайшей Литургии, останемся наедине с собою и обратимся к сердцу нашему единственному и дорогому: «Сердце ты мое родное, потрудись в оставшееся нам время, преклонись перед смиренным Христом и умоли, чтобы пришел Господь к нам вечерять (ср.: Откр. 3: 20). Ведь если не будет Его посреди нас, не попадем мы в Царство Его вечное, где все святые едиными устами и единым сердцем воспевают: “Воистину Христос посреди нас всегда, ныне и присно и во веки веков”». Аминь.

О приветствие «Христос посреди нас»

Олег Гавриш (oleg_gavrysh) пишет в ustav
2011-10-10 16:05:00

Вопрос к уважаемым участникам сообщества.
В сериале «Раскол» священники приветствуют прихожан словами «Христос посреди нас». Те отвечают: «И есть, и будет».
Сейчас такое приветствие принято только в алтарях храмов между священниками и в некоторых монастырях между братией.
Почему священники не приветствуют так прихожан? Есть ли на это какой-то канонический запрет? Почему так не приветствуют друг друга прихожане? Есть ли на это какой-то канонический запрет?
То есть возможно ли использовать сейчас такую форму приветствия между священниками и прихожанами? Нет ли на это запрета?
Tags:клирики: общие вопросы, церковный этикет и поведение в храме


  • 51 комментарий

10 октября 2011, 13:43:25 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Прежде все предстоящие в церкви лобызали также друг друга, мужи —
мужей, жены — жен, произнося: Христос посреди нас, и тут же ответствуя: и
есть, и будет; а потому и теперь всякий предстоящий, собирая мысленно пред
собою всех христиан, не только присутствующих во храме, но и отсутствующих,
не только близких к сердцу, но и далеких от сердца, спеша примириться с
теми, против которых питал какую-нибудь нелюбовь, ненависть, неудовольствие,
— всем им спешит дать мысленно лобзанье, говоря внутренне:
Христос посреди нас — и ответствуя за них: И есть, и будет, — ибо без
этого он будет мертв для всех следующих священнодействий, по слову Самого
Христа: Остави дар свой и шед прежде примирись с своим братом и тогда
принеси жертву Богу, и в другом месте: Аще кто речет: люблю Бога, а брата
своего ненавидит, ложь есть: ибо нелюбяи брата своего, егоже виде, како
может любить Бога, Егоже не виде?
(Н.В.Гоголь «Размышления о Божественной Литургии», 1847 г.)

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 13:44:49 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

В Киеве на приходе о.Андрея Ткачева вроде бы ввели такое приветствие для всех прихожан.

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 13:49:30 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

P.S.
И кто это может запретить? Кто может запретить любить Христа, братьев и сестер во Христе? Кто может запретить приветствовать друг друга словами христианской любви? Кому нужны разрешения или справки из епархии или патриархии для того, чтобы сказать я люблю тебя, Господи, Ты посреди нас? Ох ты Боже мой, бюрократия скоро совсем съест всё разумное доброе вечное и останутся только одни циркуляры. Прости, Господи. Да любите друг друга!

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 13:53:13 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Я слышал мнение оппонентов этого приветствия. Они утверждают, что речь идет о части Литургии, раз так приветствуют священники друг друга в ходе Литургии. И потому неправильно, чтобы литургическое приветствие становилось распространенным на уровне: «здравствуйте».
Это просто аргумент, который я слышал. Я своего мнения по этому поводу не выражаю, просто его привожу.

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 14:27:23 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

И потому неправильно, чтобы литургическое приветствие

если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. (с)

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 17:51:41 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

В таком случае порекомендуйте, своему оппоненту — все слова, сказанные на Литургии не употреблять более нигде, в том числе и слово Бог, как Вы понимаете :))) Чудны люди твои, Господи, прости их.

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 14:27:41 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Ну, вот у кочетковцев такое есть. была как-то на Литургии, где присутствовала большая часть их общины. Приветствие понравилось 🙂

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 14:29:11 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

проблема только в том, чтобы отвечающий знал, как отвечать. если прихожане в курсе — очень уместно такое приветствие. вне пасхальных дней, когда на то есть «Христос воскресе!»
если быть дотошным, то исторически правильнее произносить с фразовым ударением на Е: «посредЕ нас».

  • Ответить
  • Развернуть
  • Новый комментарий

Комментарий удален

10 октября 2011, 19:23:50 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

не смысловая.
историческая: так говорили в то время, когда сформировалось наше слово «спасИбо» — от «спасИ Бог!»; если бы иначе — было бы «спасибО».
и ритмическая: литургическая коммуникация — акт поэтического творчества, как никак. мелочь — но приятно.
— ХристОс посредЕ нас!
— и Есть — и бУдет!
предвидев реакцию, подобную той, что над вашим комментом, я даже назвал это свое замечание дотошностью — ан не уберег человека от страшного соблазна 🙂

  • Ответить
  • Развернуть
  • Новый комментарий

Комментарий удален

10 октября 2011, 20:01:02 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

да, «среда», «середина», «посередине», «посреди» (цсл. «посреде») — действительно однокоренные слова.

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 18:46:46 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Ну да — это важно, а то Господь не поймет, о чем это мы там говорим…

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 19:15:42 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

не имел счастья быть с вами знаком, поэтому не могу судить о том, что вы говорите и кто вас услышит.

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 14:54:07 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

На некоторых московских приходах это вполне себе принято.

  • Ответить
  • Развернуть
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 15:03:48 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

А в каких конкретно?

  • Ответить
  • Развернуть
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 15:13:50 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Например, Космы и Дамиана в Шубине.

  • Ответить
  • Развернуть
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 15:22:49 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Это где настоятель протоиерей Александр Борисов?

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 15:29:48 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Да.

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 15:40:09 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

О. Владимира Лапшина, Успение в Газетном переулке.

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 16:24:07 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

В Лиссабоне в приходе Всех Святых тоже. Но мне никогда не нравилось. Театрально, ни к чему…

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 15:48:29 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Это не то, чтобы запрет, просто таким гнилым способом в свое время пытались бороться с оскудением веры среди прихожан. Точнее не бороться даже, а как-то среагировать на ситуацию, когда единство веры среди участвующих в литургии никак не обеспечивается. В современной ситуации среди предстоящих вообще может оказаться кто угодно, от оккультистов до кочетковцев, среди которых Христа нет и быть не может, потому что собираются они во имя себя, любимого в основном. Так что эти слова будут в лучшем случае пустым звуком, а в худшем и вовсе сознательной ложью. Прикол в том, что если начать воспроизводить древние практики (сами по себе хорошие) не понимая, по какой причине от них отказались — будет только хуже на самом деле.

  • Ответить
  • Развернуть
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 16:03:49 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Кто определять будет, по какой причине отказались от практики? Есть эта причина или исчезла, как и появилась? Если счезла, то нужно ли ее вернуть? Где есть Христос, а где Его нет Вы определять взяли на себя. Остальное тоже Вы решать будете? Простите, я Вам не настолько доверяю, как, думаю, и очень многие здесь.

  • Ответить
  • Развернуть
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 16:08:19 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Ну мне как бы от вашего недоверия не жарко и не холодно, а исчезла причина или наоборот, усилилась- очевидно всякому, имеющему очи.

  • Ответить
  • Развернуть
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 16:27:55 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

А что в древности в храмах не было еретиков или грешников? Или может быть среди 12 апостолов, которым Христос сказал «Где двое или трое соберутся во имя Моё, там Я среди них», не было Иуды?
И еще протоиерей Георгий Кочетков разрешен в служение и ставить его на один уровень с оккультистами как минимум некорректно.

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 16:38:54 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Вам по идее должно быть известно, для чего нужен возглас «двери, двери» на литургии, а если неизвестно — гуглите и не задавайте больше таких смешных вопросов.
Ставить Кочеткова на один уровень с оккультистами действительно некорректно, это для него слишком большая честь. Речь идет о вероисповедных вопросах, разрешение или запрещение служить тут не означает ровным счетом ничего.

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 17:31:32 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Возглас «двери, двери» говорит не о недостойных пастырях, а об оглашенных.

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 17:37:14 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Каких таких оглашенных, если до этого был возглас «оглашеннии, изыдите»?
Ну и внимательно читаем 9-е правило Тимофея Александрийского конечно же.

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 18:10:28 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Вы путаете теплое с мягким.
Молиться вместе с оккультистами конечно нельзя. Но, если кто-то скрывает свои еретические или оккультные взгляды, нет греха на том, кто с ними молиться.
Я ж не знаю, что у человека в душе. Я не Бог.
Но, если этот человек остается и потом я причащаюсь с ним из одной Чаши, я тем более могу приветствовать его словами «Христос посреди нас».
Если же я знаю какую неправду за ним, то я не буду приветствовать его такими словами и до причастия его не допустят.
Приходы разные бывают. Есть приходы всего по 100 человек, все друг друга знают и с уверенностью в 99% можно сказать, что здесь все братья и сестры, а не еретики или оккультисты.

  • Ответить
  • Новый комментарий

11 октября 2011, 11:03:32 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Настоящую уверенность можно получить наверное только в случае гонений или катакомб, когда внешние обстоятельства располагают к тому, что «чужие здесь не ходят».

BTW, знал в свое время один приход, где перед херувимской запирались двери и не впускали даже опоздавших. Очень скоро им пришлось от этого отказаться, сначала в воскресные дни, а потом совсем.

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 18:24:53 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Читает внимательно. «Не приемлемы к общению изыдите». Словом, в правиле вообще не упоминается возглас «двери двери». Здесь имеются ввиду все, кто должен был выходить из храма перед литургией верных — оглашенные, «просвещаемые», кающиеся, одержимые. Про отношение «двери двери» к оглашенным можете почитать любой учебник литургики. К слову, именно «кочетковцы» одни из немногих, кто действительно выводит оглашенных после «оглашенные изыдите». В целом же, нет такой практики, чтобы батюшка в этот момент опрашивал пришедших в храм и выводил всех некрещенных, католиков и т.д.
«Таковые не должны присутствовать». Есть определенная разница между «не должны присутствовать» и «их нужно найти и вывести». Ситуация довольно понятная. В храм пришли явные ариане (или какие-то другие еретики). Нужно ли их выводить. Ответ в том духе, что на литургии верных их быть не должно. Но ничего о повреждении таинства нет. Нет даже ответа на вопрос, должен ли священнослужитель прерывать молитву, пока они не выйдут и повредит ли их присутствие таинству.
Действительно, внимательно читайте правило.
В любом случае, речь вообще не идет о том, что должно пропускаться «лобзание мира», если в храм вошел арианин (поди пойми еще, зашедший в храм незнакомый человек униат или обычный православный из другого города). Наконец, святитель жил задолго до Крещения Руси, а приветствие это использовалось до 17 века. Иначе как из литургии оно попасть не могло, значит, обычай «лобзания мира» на литургии был, как минимум, в 10-м веке. Либо раньше, но от греков при Крещении. Но даже если позже, то получится, что наши предки в 14-м (например) веке сочли возможным его ввести. Кстати на Пасху подобный обычай и до сих пор остается, хотя именно в этот день в храме бывают люди с такими взглядами в голове, что Кочетков рядом с ними просто эталон православия. Многие из них и перекреститься-то не могут. То слева направо тремя пальцами, то справа налево — пятью… Но «христосуются» все. К слову, «Христос посреди нас» заменяется в это время на «Христос Воскресе» у клириков.

  • Ответить
  • Новый комментарий

11 октября 2011, 11:09:47 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Всего несколько дней назад пришлось долго общаться с человеком, который тоже мало слушает и много говорит, причем большую часть не по делу. Это очень, очень утомительно, поверьте.
Вопрос всего лишь в том, что когда у прихожан было принято приветствовать друг друга таким образом, предпринимались какие-то меры к тому, чтобы эти слова соответствовали реальному положению дел, а сейчас для этого ничего не делается, вот и все.

  • Ответить
  • Новый комментарий

11 октября 2011, 11:58:53 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

И какие? Там что воскресные школы были? Или что? Более чем убежден, что любой «кочетковец» Вам скажет, что они-то такие меры и предпринимают.

  • Ответить
  • Новый комментарий

11 октября 2011, 12:20:00 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Они кстати как я понял особых мер не предпринимают, просто в силу сектантского характера их сообщества поддерживается определенная закрытость и однородность контингента.

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 17:29:00 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Допустим. Назовите хоть одну причину, по которой кто-то должен безоговорочно доверять Вашему суждению. Может быть, Вы — Римский Папа? Но тогда я должен напомнить Вам, что в православии Ваша безошибочность не признается. Или профессор богословия? Великий старец? Но и они ошибаются. И только не надо про православный народ. Народ никак Вас не уполномачивал говорить от его имени.
Так что будьте любезны доказывать свое мнение. Вы, насколько я понял, считаете, что этого приветствия быть не может, потому что пастыри недостойны. Но у пастырей-то оно остается. Первый раз после возгласа «Возлюбим друг друга», а второй — перед Причащением клириков. Здесь, если следовать Вашей логике, нужно отменить его и между клириками. Ведь я, например, должен буду так приветствовать Кочеткова, если мы вместе окажемся на службе в Новодевичьем (например).
Второй раз «Христос посреде нас» произносят перед Причащением, держа в руках Тело Христово. Если и в этом случае это приветствие недопустимо в случае личного недостоинства священника, то какая у этого причина? Либо Он присутствует в Дарах (но тогда это просто констатация факта), либо нет. То есть, Таинство не совершается из-за личного греха священника. Что он оккультист он может и скрывать, а в определенных случаях (если речь о тайном обществе) и должен скрывать. Здесь, замечу, вводится новшество, которое, впрочем, не ново, так как было у монтанистов, новациан и донатистов. Все три группы были отлучены и в последних двух случаях отлучение прямо было связано с этой идеей.
Но, допустим, Ваша идея отличается от их. Какой из нее следует практический вывод? Довольно простой. Я должен сам узнать, не разделяет ли священник каких-то взглядов, которые кому-то кажутся ересью. Соответственно, если он — «кочетковец», то Христа посреди нас быть не может. Но вновь повторю. представим себе, что он тайный униат или вообще какой-нибудь масон. Сам он об этом, естественно, не скажет. Значит, я могу служить с ним, исповедоваться у него, а кого-то он и крестит, но таинства не совершаться, так как Христа при его служении нет и быть не может. Соответственно, ни баба Маша не причастится, ни мне грехи не простятся, ни внучек этой бабушки крещен не будет. Но Он так и умрет не раскрыв свою тайну. Соответственно, все мы так и не узнаем, что никакой благодати через него не получили. Но как же защитить церковный народ от таких случаев? Как я вообще могу быть уверен, что все священники не масоны? Единственно, что мне приходит на ум — периодически их всех пытать. Просто так ведь масон не «расколется». Но как я могу доверять «инквизиторам»? Вдруг и они масоны? Вдруг он покрывают своих? Получается, есть только один способ убедиться, что мои сослужители не оккультисты. Приезжая в новый храм я должен втыкать настоятелю и всем клирикам иголки под пальцы (а они — мне). Точно также должен поступать и каждый христианин. Вот Патриарх на приход приедет, так его пытать надо и все его окружение. Вдруг там те, кого Вы считаете еретиками («кочетковцы» тайные) или масоны. Мало того, что все это противоречит сути христианства, это еще и практически неосуществимо.
Словом, именно поэтому 15 пр. Двукратного Собора и говорит об отделении от проповедующего в храме уже осужденную ересь, а не от того, кто совершает какой-то грех тайно или скрывает свое неправославное исповедание. Просто потому, что иначе иерархия превратилась бы в постоянных подозреваемых, ни одному делу или слову которых нельзя доверять. Ведь надо точно выяснить, не считает ли втайне о. Иоанн, что, например, у Христа одна природа.

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 17:44:24 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Ахаха, знает кошка, чье мясо съела. Обсуждать недостойных пастырей тут никто не собирался вроде)

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 17:49:52 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Я же не касался личных грехов, только вероучительных и членства в ложах. А про мясо… докажите сначала, что Вы сами не масон:)

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 17:54:28 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

А зачем? Я же не собираюсь с вами сослужить)

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 18:09:37 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Судя по это реплике вы священнослужитель.

  • Ответить
  • Новый комментарий

11 октября 2011, 11:10:11 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Нет, это логическая ошибка)

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 18:34:09 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

В огороде бузина, а в Киеве Денисенко. Я к тому, что абсолютно убежден, что никаких ересей не проповедую, а если под «мясом» подразумеваете, что я их тайно придерживаюсь или что я оккультист, то почем мне знать, что Вы сами не оккультист? Хоть справку предъявите из ложи, что Вы не масон. А то интересно получается: «Они все еретики и оккультисты, а я православный». Так докажите, что не масон. Не словами. Оккультисты, ведь, и врать могут. Говорить, что они не оккультисты. Рерих себя православным называл, так что не аргумент это.

  • Ответить
  • Новый комментарий

11 октября 2011, 11:13:15 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Не вопрос, я готов предоставить такую справку, если Вы беретесь компенсировать все расходы, в том числе потраченное время.

  • Ответить
  • Новый комментарий

11 октября 2011, 11:55:16 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Попались! Значит знаете где ложа и ходите туда, даже абсолютно уверены, что Вам справку выдадут. Вот Вы и доказали, что Вы — масон.

  • Ответить
  • Новый комментарий

11 октября 2011, 12:16:58 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

А вот и мимо, я потому и поставил условием компенсировать все расходы, что понятия не имею, как это делается, сколько стоит и сколько времени займет.

  • Ответить
  • Новый комментарий

11 октября 2011, 12:21:56 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Поздно, товарищ, не отвертитесь!

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 16:05:50 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

придет Христос…

мы что ждем очередного пришествия?

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 16:11:50 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Слова должны отражать то, что есть. Если чего то нет — то зачем говорить эти слова. Но если вы видите, что меж вами Иисус — так и скажите.

  • Ответить
  • Развернуть
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 18:50:25 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

А Вы видите любовь между Вами и тем, кого любите? Нарисуйте ее. А потом — скажите.

  • Ответить
  • Развернуть
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 19:12:49 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Мне нравятся Ваши ответы. Спаси Вас Господи!

  • Ответить
  • Развернуть
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 19:14:15 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Взаимно. Да пребудет с Вами благодать Святаго Духа. Аминь.

  • Ответить
  • Новый комментарий

11 октября 2011, 15:20:04 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Любовь — это когда дух одного помогает улучшить здоровье или увеличить могущество другого. Или еще что улучшить.

  • Ответить
  • Новый комментарий

11 октября 2011, 16:13:26 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Круто!

  • Ответить
  • Новый комментарий

10 октября 2011, 16:13:01 UTC7 месяцев назад

  • Свернуть
  • Развернуть

Сегодня подумалось:
Всякий наш поступок в отношении другого человека, одновременно является деянием адресованным Богу, является нашим ответом Ему. Встречаясь с другим человеком, мы, в то же самое время, встречаемся с Христом (Матфея 25, 31 – 46). http://salamatov.livejournal.com/30938.html

  • Ответить
  • Новый комментарий
  • 51 комментарий

http://ustav.livejournal.com/995560.html
Заметка добавлена: 19 Мая 2012 (Cуббота) в 20:21:44
Последнее редактирование: 21 Мая 2012 (Понедельник) в 19:27:22
Намолотил:
0 Мб. / 0.77 Кб. / 791 Байт — размер данных в поле «text», «desc» и «name» этой заметки.
0.07 Мб. / 70.58 Кб. / 72273 Байт — размер с html
0.02 Мб. / 21.92 Кб. / 22441 Байт — размер без html (только текст)
0.05 Мб. / 48.66 Кб. / 49832 Байт — размер html
(1 байт = 1 символ); Слов: ~ 3 452 (3 428) без html
~ 4 763 (4 763) — объектов разделенных пробелом в поле «text», «desc» и «name» этой страницы.

Список заметок

Иисус Христос живет среди нас

Когда в 2002 году житомирский священник Владимир Радзюк надумал назвать своего четвертого ребенка Иисусом Христом, многие сочли батюшку чудаком и даже богохульником. Однако отец Владимир до сих пор уверен, что появление на земле человека с таким именем делает для возрождения духовности больше, чем даже строительство новых храмов. Сам 9-летний Иисус Христос особой ответственности за свое имя пока не осознает.

Наследственный бзик

Худой, с орлиным носом и запавшими щеками в седой бороде, отец Владимир и сам смахивает на библейского персонажа. Говорит, выбор имени для сына был предначертан судьбой, поскольку чуть ранее Иисусом должен был стать он сам – такое имя при рождении выбрал для него дед, тоже священник. Времена, правда, были смутные – 57-й год, самый «совок», в сельсовете разразился скандал. Деда даже грозились упечь в психушку, хорошо, вмешался его друг Виталий Федорчук, Герой Советского Союза. Он и упросил не доносить на экстравагантного старика, а малого записать Владимиром. И теперь вот внук решил воплотить дедову мечту.

Однако в загсе, куда Радзюк принес регистрировать младенца, он произвел фурор почище дедового. Сотрудники бросились отговаривать папашу от такой затеи, призывая не создавать ребенку проблем. Для начала говорили, что ребенка попросту задразнят другие дети, а когда у него родится сын, каково тому будет с отчеством Иисусхристосович?

Радзюк в ответ только твердил: нет такого закона, чтоб запрещал отцу назвать ребенка так, как ему хочется! Начальница вздохнула, сделала несколько звонков и согласилась выдать метрику на имя Бога. Если, конечно, на то будет нотариально заверенное добро матери. И хотя жена мечтала назвать сына Богданом, мужу все-таки уступила и согласие подписала. Правда, сына она потом звала исключительно Богданом.

По сей день не могут простить Радзюку дерзкую выходку и священники. Они называют его не иначе как сумасшедшим богохульником.

– В сборнике православных имен для мальчика есть имя Иисус, – толкует епископ Житомирский и Новоград-Волынский Никодим. – Но только не Иисус Христос. По всем канонам православия это большой грех!

Радзюк на выпады коллег внимания не обращает. Компромиссный вариант – ограничиться только именем Иисус – он отверг сразу и категорически: «Иисусов развелось – хоть пруд пруди. А мой Иисус Христос – единственный в мире!»

Интересно, что первых троих детей отец Владимир назвал обычными именами: Юля, Володя и Наташа.

Масик дерется и любит футбол

Все семейство Радзюков обитает на первом этаже панельной многоэтажки, в пятикомнатной квартире. Жилье просторное, но запущенное: худые потолки, старые обои, отопление и вовсе отрезано за долги. На стенах иконы, сервант забит церковными книжками. Здесь же собирается на молитвы паства отца Владимира – пятнадцать верующих. К необычному имени сына и прихожане, и соседи привыкли.

Сам парнишка – симпатичный, обаятельный, чуточку стеснительный. Как и все, с удовольствием смотрит американские мультики. Во дворе обзавелся друзьями, которые зовут его Масиком. По словам его лучшей подружки Марины, больше всего Масик любит играть в прятки и футбол. А иногда, проявляя характер, дерется с другими мальчишками.

Учится Иисус Христос Владимирович в Житомирском экологическом лицее. Но поскольку отец принес справку от врача, что ребенок не может посещать школу, учительница Мария Гончар занимается с ним на дому. Сейчас проходят программу третьего класса.

– Когда мы только знакомились, он говорит: я – Иисус Христос! И показывает пальцем на небо, – вспоминает учительница. – Я в курсе, отвечаю, но это не значит, что ты должен расти неучем. Тогда ведь газеты и телевидение много о нем рассказывали, и Иисус (конечно, не без участия отца) возомнил себя особенным.

Со временем эта надменность и самолюбование улетучились. Теперь Мария Владимировна парня вовсю нахваливает: послушный, общительный, любо-знательный, имеет способности к языку и литературе. К родителям Иисуса в лицее тоже нет особых претензий. Папа водит сына на школьные линейки, интересуется его успехами, носит справки от врачей.

Недавно вот подарил библиотеке хорошую историческую книгу. Со своими старшими, по словам педагогов, он никогда так не панькался.

Менты повязали Христа

И правда, среди всех домашних Иисус на особом положении: он единственный имеет право входить в комнату отца без стука. Да Радзюк и не скрывает, что считает младшего своим духовным единомышленником.

– Вот старшему сыну Володьке, например, ничего не надо, сутками играет на компьютере, – сокрушается отец. – Иисус совсем другой. Я изучаю историю церкви, родного города, страны, и ему это тоже интересно.

В рамках изучения родной страны Радзюк с сыном иногда ездят в Киев, не упуская при этом случая собрать там немного деньжат для церкви. С сундуком для пожертвований они с Иисусом располагаются возле майдана Незалежности. Именно там во время последней экскурсии священник и его духовный единомышленник были задержаны за попрошайничество нарядом милиции. Святого отца допросили с пристрастием: мол, на каком таком основании он собирает деньги с прохожих, да еще и при участии ребенка?

– Как же можно не отличать простое попрошайничество от сбора пожертвований для церкви?! – негодовал Радзюк. – Я тут стою не впервой, и все документы в порядке. А Иисус всегда со мной – просто ходит рядышком, смотрит на людей. Ему ведь интересно.

Осознав, что задержали Иисуса Христа, милиционеры сперва немного опешили. А потом решили от греха подальше без всяких протоколов отпустить странников на все четыре стороны. После чего, помолясь, продолжили дежурство…
Будущее любимого сына отец Владимир тщательно продумал и спланировал уже сегодня.

– Думаю, когда ему исполнится 18 лет, он тоже станет священником, а потом заменит меня и возглавит нашу единую соборную церковь, которую когда-то возглавлял сам князь Владимир, – говорит Радзюк. – Ну а если не захочет, неволить не стану.

У самого Иисуса пока немного другие планы.

– Мне папа рассказывал, что Христос помогал бедным, лечил больных, – говорит мальчик. – Я так пока не умею. Когда вырасту, стану военным, буду служить в спецназе, чтобы научиться всяким приемам и с парашютом прыгать. А уже потом, наверное, стану священником.

Проявит ли парень характер или все-таки будет жить по отцовскому сценарию, покажет время. Главное, чтобы он, как тезка, был добрым человеком.