Идите и научите

ТЕМА 33
ВЕЛИКОЕ ПОРУЧЕНИЕ

ЧАСТЬ 1

Многие верующие не имеют ясного представления о том, что такое Евангелие. Они знают, что с греческого это слово переводится как «Благая весть» и что так названы первые четыре книги Нового Завета, представляющие собой жизнеописание Иисуса Христа. К сожалению, частое употребление этого слова в религиозном контексте привело к утрате его первоначального смысла.
С одной стороны, рассматривая Рим. 1:16, 17, можно сделать вывод, что Евангелие – это «сила Божья ко спасению» и дано, чтобы мы «имели жизнь». Человечеству Евангелие несет надежду на оправдание, примирение с Богом и победу над смертью. С другой стороны, «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и принял, , что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15:1–4) открывает, что Евангелие не только говорит о вечной жизни, но и указывает, как ее обрести. А именно только через личную веру в Иисуса Христа, в Его искупительную смерть и воскресение из мертвых, получая прощение грехов и облекаясь в Божью праведность.
Итак, Евангелие – это не еще один свод заповедей и правил, призванный помочь нам достичь вечной жизни; не философия, не религия и не способ бегства от реальности. Это – весть о живом Боге и о том, что человек может получить прощение грехов и жизнь вечную через Иисуса Христа. Поскольку Евангелие – это весть, то оно в себе самом заключает необходимость его распространения.

I. Великое поручение
«И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:18–20).
Эти стихи ясно передают цель, поставленную Иисусом перед Своей Церковью. Каждое слово в этом отрывке чрезвычайно важно. Буквальный перевод этих стихов с оригинала звучит так: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне вся власть на небе и на земле. Итак идя, приобретайте / воспитывайте учеников во всех народах, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам».
В связи с масштабностью задачи, которую Христос поставил перед Своими последователями, мы называем это повеление Великим поручением. Центральное и самое главное слово в Великом поручении – «приобретайте / воспитывайте учеников». Эти слова в наибольшей степени передают волю Иисуса по отношению к Своим последователям. Ядро Великого поручения – приобретение учеников. Два других глагола – «крестить» и «учить» употреблены, чтобы более глубоко раскрыть смысл основного действия – приобретения учеников во «всех народах». Из данных стихов можно сделать вывод, что основная задача Церкви – приобретать учеников, а не просто обращенных.
Великое поручение – это не временный план, составленный для одних лишь апостолов. Постоянно используемое слово «все» – вся власть; все народы; все, что Я повелел вам; во все дни – указывает на его масштаб. Это поручение основано на нескольких важных принципах.
Во-первых, оно основано на власти Христа. Перед тем как дать поручение Своим ученикам, Иисус объявил о Своей верховной власти над всей вселенной. В то же время Он является главой Церкви. Люди, признающие Его главенство, составляют Церковь, Его тело. Поэтому задача приобретения учеников поставлена перед всеми верующими, другими словами, перед всеми, кто признает над собой верховную власть Иисуса Христа. Великое поручение показывает народу Божьему цель, побуждает его двигаться вперед, придает смысл служению верующих.
Во-вторых, чтобы исполнить это поручение, нужно идти. Подразумевается, что исполняющие Великое поручение находятся в движении. Иисус находил и воспитывал Своих учеников не в тепличной обстановке учебного заведения, а совершая активное служение в реальном мире. Соответственно, служение Церкви в целом и служение каждого христианина в частности также должно быть активным. Надо идти по жизни благовествуя, свидетельствуя о Христе, нести весть о спасении погибающему миру, а не ожидать, пока мир придет к нам. Исполнение Великого поручения должно быть образом жизни.
И наконец, срок действия поручения – «до скончания века». Словами «до скончания века» Иисус показывает, что эти указания остаются в силе вплоть до Его возвращения и относятся ко всей Церкви, а не только к двенадцати ученикам. Мы должны исполнять их «до скончания века», т.е. до Его возвращения за Своей Церковью. К этому времени «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24:14).
Исполнение Великого поручения – задача, стоящая перед Церковью. Поэтому Церковь должна всеми силами стремиться к росту через благовествование, чтобы все больше людей становилось учениками Иисуса. Все программы и служения церкви должны оцениваться в соответствии с достижением этой цели, ведут ли они к исполнению Великого поручения.

II. Основание евангелизма
Евангелизм – это донесение и провозглашение погибающим людям Благой вести (Евангелия). Оно основано:
1. На руководстве Святого Духа. Только Он может изменять сердца грешников и указывать на тех, кто уже готов услышать Благую весть. Только Бог может дать нам мудрость в словах и делах, чтобы приобретать учеников. Поэтому благовестие должно происходить в постоянной молитве. Молясь, просите Господа:
– подготовить сердца тех, к кому Он хочет обратиться через нас;
– вести нас к тем, кто уже подготовлен Святым Духом;
– помочь нести людям Евангельскую весть наиболее доступным для них способом;
– защитить посеянное Слово и укоренить его в сердцах людей.
2. На донесении главного. Благовествуя, совершенно не обязательно раскрывать перед неверующими все глубины богословия, церковной истории и традиций – необходимо лишь передать саму суть Евангелия. Важно, чтобы люди поняли главное – они могут получить про-щение грехов, общение с Богом и вечную жизнь через личную веру в смерть и воскресение из мертвых Иисуса Христа.
3. На праведности благовестника. Когда мы согрешаем, наше общение с Богом нарушается, и мы перестаем быть угодными Ему. Наша жизнь должна соответство¬вать тому, во что мы верим и что проповедуем. Люди видят нас, видят нашу жизнь, дела и поступки, которые зачастую бывают убедительнее наших слов. Искренность, сострадание и любовь к людям в сочетании с праведностью перед Богом делают нас «солью и светом» для мира.

III. Процесс евангелизма
1. Евангелизм жизнью – в данном случае евангелизм не представляет собой заранее запланированную программу, он возникает просто, в повседневных ситуациях. Неприну-жденность, дружелюбие, чувство духовной близости, сочувствие, умение быть полезным, отсутствие давления на личность, связь с жизнью, естественное поведение и искренние беседы – таковы основные черты данного метода.
Поэтому христианам следует научиться общаться с неверующими, понимать их нужды и служить им. Примером может служить самарянин в Лк. 10:30–37: он увидел израненного человека (мы не сможем завоевать грешников, если не имеем с ними контакта); он сжалился над ним; оказал конкретную помощь; лично отвез его в гостиницу. Таким образом, еван-гелизм через добрые дела позволяет установить контакт с людьми, которым провозгла¬шается Евангелие, и наглядно показывает любовь Христа.
Однако молчаливое христианское присутствие в мире, характеризуемое добрыми делами и благотворительностью, не может заменить словесное и целенаправленное пред-ставление Евангелия людям.
2. Провозглашение. Многие верующие остаются христианами так называемого «тайного служения». Они думают, что достаточно простого присутствия в мире для исполнения Великого поручения. Иисус же подразумевал, что мы будем передавать Благую весть словесно, т.е. в проповедях, учении, свидетельствах. Суть провозглашения заключается в содействии осознанному интересу и положительному отношению к вере.
Но если считать «провозглашение» конечной целью евангелизма, то существует опасность того, что мы ограничимся лишь сеянием Евангелия и забудем о жатве душ.
3. Переубеждение. Провозглашением Благой вести не заканчивается процесс евангелизма. Необходимо еще убедить людей стать верующими в Господа Иисуса Христа. Апостол Павел не пренебрегал убеждением как одним из приемов своей проповеднической деятельности. Он пишет во 2 Кор. 5:11: «Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей». Он объявляет себя посланником Христовым и провозглашает: «От имени Христова просим: примиритесь с Богом» (ст. 20). Царь Агриппа признал преследуемую Павлом цель, когда он сказал: «Ты не много не убеждаешь меня сделаться Христианином» (Деян. 26:28). Павел использовал провозглашение как средство, ведущее к переубеждению.

IV. Мотивы для евангелизма
1. Это поручение Христа (см. Мф. 28:19, 20).
2. Душа человека бесценна. Вокруг нас множество людей, потерянных во грехе, лишенных надежды, предназначением которых станет вечность без Бога. Неотложность решения вопроса жатвы должна побуждать нас к действию. Когда мы по-настоящему поймем судьбу погибающих, тогда мы также осознаем срочную необходимость благовествования, т.к. «нивы побелели». Мы можем быть единственными людьми, которые предупредят тех, кто продает свою душу за грех. Через наше свидетельство мы имеем возможность помочь людям осознать, что их жизнь после смерти определяется жизнью до смерти. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:35–38).
3. Если мы действительно верим в существование ада, то не сможем быть равнодушными, видя, как человек идет в ад, где будет мучение и огонь. Осознавая это, мы будем делать все возможное, чтобы предостеречь людей от вечной погибели.
4. Иисус Христос умер за каждого человека, живущего на земле. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Если мы отказываемся свидетельствовать об искупительной жертве Иисуса Христа – значит считаем, что за кого-то Иисус страдал напрасно.
5. Мир наполняется пустотой и грехом, но мы имеем нечто от Бога, что поможет оставить грех и дать счастье. Поэтому, если мы перестаем обличать мир во грехе и нести ему надежду об избавлении от суда Божьего, это значит, что мы считаем мир безгрешным и счастливым.
6. Желание привести всю свою семью на небеса. Для некоторых вечность принесет вечное расставание, и уже будет поздно что-либо изменить, но пока мы еще живем на земле, то время нужно использовать, чтобы в небесах быть вместе. Разве не печально осознавать, что какой-то наш родственник остался «за бортом» из-за нашего нежелания или беспечности?
7. Приближение прихода Христа. Сегодня множество людей пытаются определить близость второго пришествия Христа. Один из признаков, например, возвращение евреев в Израиль. Однако Иисус Христос в вышеупомянутом стихе дает наиболее ясный признак Своего второго пришествия на землю: конец придет лишь тогда, когда Евангелие будет проповедано всем народам. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14).

Евангелие от Матфея 28:16-20; 1 Коринфянам 15:6

Лишь шаг отделял Иисуса Христа от Его небесного престола, когда Он дал поручение Своим ученикам: “Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы”; “Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари” (Матфея 28:18,19; Марка 16:15). Ученики должны были стать соработниками великого Искупителя в деле спасения мира.

Время и место Своей последней встречи с учениками назначил Сам Иисус Христос перед Своей смертью. В назначенное время на склоне горы около пятисот верующих собрались небольшими группами, желая узнать о происшедшем из первых рук – от тех, кто видел Иисуса Христа после Его воскресения. Ученики переходили от одной группы к другой, рассказывая все, что знали об Иисусе, и, приводя доводы из Писания, как Он это делал. Фома вспоминал о своих сомнениях, о том, как он избавился от них. Неожиданно среди собравшихся появился Иисус Христос. Его лицо было богоподобно, и, увидев Его, собравшиеся склонились с благоговением. Но некоторые все же усомнились. Так будет всегда. Всегда находятся маловеры, которые становятся на сторону сомневающихся. Как много теряют они из-за своего неверия!

Это был единственный случай, когда после Своего воскресения Иисус Христос беседовал с верующими. Он объявил о том, что Его жертва за человека была полной и совершенной. Он совершил то, ради чего пришел в мир, и теперь восходил к престолу Божьему, чтобы начать служение Заступника. Прежде, чем оставить Своих учеников, Христос повелел им: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века” (Матфея 28:16-20). Евангельская весть должна была достичь самых отдаленных уголков земли. Все желающие могут примириться с Богом и получить вечную жизнь. Все уверовавшие должны объединиться в одну церковь.

Благодаря дару Святого Духа ученики обретали удивительную силу. Их свидетельство должно подтверждаться знамениями и чудесами. Чудеса будут совершать не только апостолы, но и все принявшие их весть. Иисус Христос сказал: “Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы” (Марка 16:17, 18).

Давая поручение: “Идите по всему миру”, Иисус Христос разрушает все преграды, все национальные предрассудки и учит любви ко всей человеческой семье. Он упраздняет все государственные границы и искусственные разделения в обществе. Он стирает различия между своими и чужими, между друзьями и врагами. Он учит нас видеть в каждой нуждающейся душе брата своего и весь мир считать своим домом.

Иисус Христос дал Своим последователям различные дары, в том числе и дар исцеления. “Возложат руки на больных, и они будут здоровы”. Наш мир – огромный лепрозорий, Иисус Христос не отказывал никому, кто жаждал Его исцеляющей силы. Он знал, что умолявшие Его о помощи сами навлекли на себя недуг, но никогда не отказывал им в исцелении. И когда благодать Иисуса Христа касалась этих бедных душ, они сознавали свою греховность и часто исцелялись от духовной болезни точно так же, как и от физических недугов. Евангелие, как и прежде, обладает той же силой, и почему бы нам сегодня не увидеть подобных результатов?

Многим страдальцам, получившим исцеление, Иисус Христос говорил: “Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже” (Иоанна 5:14). Так Он учил, что болезнь – это результат нарушения законов Бога, как природных, так и духовных. Мир не изнемогал бы от страданий, если бы люди жили в соответствии с предначертанием Творца.

Иисус Христос был Наставником и Учителем древнего Израиля. Он учил, что здоровье – это награда за повиновение законам Божьим. Христос дал Израилю определенные наставления о том, как должно жить, и заверил: “Отдалит от тебя Господь всякую немощь” (Второзаконие 7:15). Когда иудеи исполняли эти условия, то сбывалось обещание Бога: “Не было в коленах их болящего” (Псалом 104:37). Все это – урок и для нас. Всем, кто хочет сохранить свое здоровье, надо следовать этим наставлениям. Все должны узнать, каковы эти правила.

Давая поручение Своим ученикам, Иисус Христос не только обозначил их обязанности, но и вверил им благую весть. “Научите народы, – сказал Он, – соблюдать все, что Я повелел вам”. Ученики обязаны учить тому, чему учил Иисус Христос не только во время Своего пребывания на земле, но и через пророков и учителей Ветхого Завета. Человеческие учения не принимаются во внимание. “Закон и пророки”, а также запись Его собственных слов и дел – вот сокровище, вверенное ученикам, чтобы они возвестили его миру. Имя Иисуса Христа – вот их девиз и отличительный знак, залог их единства, авторитета, которым они руководствуются, и источник их успеха. То, что не скреплено авторитетом Иисуса Христа, не будет признано в Его царстве.

Евангелие следует благовествовать не как формальную теорию, но как живую силу, способную изменить жизнь человека. Спаситель стремится проявить Свою благодать и запечатлеть Свой образ в каждом человеке. Он искупил этот мир Своей кровью, и Он хочет сделать людей чистыми, праведными и свободными.

“Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: “воцарился Бог твой!” “Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалим;, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего” (Исаия 52:7, 9-10).

Подготовила И. Беднякова
По книге Е. Уайт «Желание веков»

Газета “Сокрытое Сокровище” № 9 (125) сентябрь 2007 г.

Новый Завет

От Матфея святое благовествование

Глава 28.

1По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

2И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 3вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 4устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; 5Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, 7и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

8И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

9Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

10Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

11Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.

12И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, 13и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; 14и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

15Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

16Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

18И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

19Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Предыдущая книга

Следующая книга

» Предыдущая глава

Следующая глава «

Накануне Своего вознесения Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедал вам» Мф. 28:19-20); «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

Накануне Своего вознесения Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедал вам» (Мф. 28:19-20); «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15-16).

Эта заповедь — одна из самых малоисполняемых в Православной Церкви. Ещё святитель Николай Японский писал: «Шедше, научите вся языки — как будто и в Евангелии нет. Хотя слышат это все и знают наизусть. И нет у нас иностранных миссий! В Китае, Индии, Корее, здесь — моря и океаны язычества, все лежит во мраке и сени смертной, но нам что же? Мы — собака на сене! Не моги-де коснуться Православия — “свято оно”! Но почему же вы не являете его миру?» (Дневник, запись от 12 июня 1896 года).

И действительно, стоит заговорить о внешней, подлинной миссии даже с воцерковлённым человеком, как тот, поморщившись, непременно ответит, что, мол, конечно, проповедовать Слово Божие всяким папуасам и китайцам — дело неплохое, но вот нам бы сначала «своих» обратить всех ко Христу, а потом уже можно подумать и о «чужих».

К сожалению, говорящие так, не понимают или не хотят понять две вещи.

Во-первых, это означает, что мы сознательно отказываемся исполнять заповедь Господа нашего Иисуса Христа о проповеди ВСЕМ народам. Слыша заповедь Спасителя, мы думаем не о том, как её исполнить, а о том, как обосновать наше нежелание её исполнять. Со всеми вытекающими для нашей духовной жизни последствиями.

Как известно, дорога под названием «сделаю завтра» ведёт на дорогу под названием «никогда». Говоря, что проповедью Евангелия иным народам мы займёмся лишь после того, как обратим всех русских, мы тем самым говорим, что не займёмся ею никогда — ибо совершенно ясно, что как бы хорошо мы ни проповедовали «своим», они никогда все поголовно не станут православными, поскольку в большинстве случаев причиной их неверия является не недостаток сведений о вере или должных православных примеров, а сознательный выбор. Точно так же и во времена апостолов обстояло дело в еврейском народе. Если бы апостолы решили тогда «обратить сначала своих, а потом уже идти к чужим», то и до сих пор еврейский народ не был бы поголовно православным, а все остальные народы, включая и наш, русский, погибали бы в язычестве.

Во-вторых, внутренняя миссия никогда не будет успешной без внешней. Любой «наш» невер, которому станут проповедовать Православие может с полным основанием сказать: «Вы меня призываете жить по заповедям Христовым? Так почему же сами их не исполняете? Христос говорит: «проповедуйте Евангелие всей твари», а вы не проповедуете». Конечно, так сказать сможет лишь один из сотни, но остальные девяносто девять, хотя не смогут выразить это в словах, но почувствуют то же самое на духовном уровне. Ибо кого могут обратить к Богу те, кто сами сознательно не желают исполнять Его заповеди?

И напротив, если мы станем проповедовать неправославным народам, как тем, которые живут в России, так и тем, которые живут вне её, то станет результативнее и внутренняя миссия. И подвижническое служение миссионеров, и подвиги веры среди новообращённых иноплеменников зажгут огонь благочестивой ревности во многих «номинально православных». Так что акивная проповедь Русской Православной Церкви среди иных народов причинит не ущерб, а большую пользу для распространения веры в русском народе.

Сюда же нужно отнести и такой «аргумент», что, будто бы, у нас сейчас столько внутренних проблем, что не до миссии, а вот когда проблемы разрешатся, тогда уже и подумаем… На самом деле здесь перепутана причина со следствием. Наши проблемы являются следствием того, что мы не живём по заповедям Христовым, одна из которых — «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Единственный путь к преодолению проблем — начать жить по заповедям, в том числе и по этой. Заповеди даны не для тех, у кого нет проблем, а для всех, кто называет себя православными христианами.

Наконец, с темой соблюдения последней заповеди Спасителя связан ещё один важный вопрос, непосредственного касающийся участи нашего земного отечества и нашего народа.

Многие столетия Православная Церковь практически не занималась миссией, если не считать отдельные усилия Русской Церкви. Для большинства Поместых Церквей извинительным обстоятельством было турецкое иго, которое весьма затрудняло жизнь православных христиан. Однако в XIX веке Греция, Болгария, Румыния, Сербия и Черногория получили свободу, но, увы, эти православные народы вовсе не спешили поделиться Православием с теми, кто о нём не знает.

Из-за этого ещё сто лет назад Православие было ограничено ареалом компактного расселения традиционно православных народов. Во всём остальном мире о православной вере не знали вообще ничего. Это касалось даже самых образованных людей Западной Европы, не говоря уже про жителей Азии, Африки, Южной Америки и Австралии.

И в ХХ веке для членов абсолютно всех Поместных Церквей возникли такие условия, что им невольно пришлось покинуть обжитые места и расселиться по всем тем странам, куда они не хотели ехать добровольно. В России это были революция, гражданская война и великая отечественная, в Сербии, Болгарии и Румынии — приход коммунизма, в Греции — гражданская война и экономические проблемы, для Антиохийского и Иерусалимского патриархата — усиление давления со стороны иноверного окружения.

Таким образом минувший ХХ век стал веком широчайшего распрострнения Православия по планете. Православные диаспоры появились на всех континентах и в подавляющем большинстве стран. И везде, где они появлялись, — возникали православные храмы, а в них священники и епископы, производились переводы литургии на местные языки, издавалась православная литература на языках неправославных народов.

Так возникли условия для того, чтобы местные жители начали узнавать о Православии, а узнав, многие стали обращаться в истинную Церковь Христову, и обращать других. Благодаря этому в Западной Европе и Азии православными стали тысячи, в Америке — десятки тысяч, а в Африке — сотни тысяч человек.

В древнем варианте жития апостола Фомы рассказывается, что он, получив в удел для проповеди Индию, никак не хотел отправляться в такую далёкую страну. И Господь ему помог — продав в рабство капитану корабля, отправлявшегося в Индию. Глядя на вышеприведённые факты под этим же углом, складывается впечатление, будто Господь посредством скорбей выгнал православных на проповедь иным народам, куда они не хотели идти добровольно. Мы сами вынудили Его к тому своей ленью и бездействием.

И сейчас, после падения безбожной власти и обретения Церковью полной свободы в своей деятельности, мы имеем столько возможностей для успешной и эффективной внешней миссии, скольких, наверное, не было ни в одно из предыдущих столетий. И, однако же, мы почти ничего не делаем для внешней миссии. Есть лишь несколько энтузиастов, которые не имеют никакой поддержки ни со стороны Церкви, ни со стороны государства. Стыдно сознавать, что Русская Православной Церковь, самая многочисленная из всех Поместных Церквей, уделяет внимание внешней миссии едва ли не меньше всех остальных.

Ещё более полутора веков назад святитель Филарет Московский писал: «Святая Церковь имеет нужду в проповедниках веры для возвещения ее в соседних странах — Китае, Японии, Америке, Тибете, Бухаре, Хиве, Кохане, Персии, Турции и во всех европейских государствах латинского, лютеранского и реформаторского исповедания» (Доклад государю о причинах бедственного положения Православной Церкви в России).

Этот императив нашей Церкви был выражен ещё в позапрошлом веке, и, однако же, в некоторых из перечисленных святителем Филаретом странах по сей день не ступала нога православного миссионера.

Последняя заповедь Спасителя по-прежнему остаётся в небрежении. Как знать, не готовим ли мы тем самым на свою голову новые кары, которые заставят нас отправиться туда, куда мы не хотим ехать по своей воле?

Конечно, не каждый может оставить всё и поехать в Африку или Азию, чтобы проповедовать там Православие. Это особое служение, на которое может решиться лишь подлинно великий духом и преданный Богу человек. Но абсолютно каждый православный христианин может в меру своих сил оказать посильную помощь тем нашим миссионерам, которые уже трудятся в иных странах.

Примером в этом является святой праведный Иоанн Кронштадтский, который, служа в России, всемерно поддерживал миссию, жертвуя и для строительства православного храма в Германии, и для первого православного храма в Южной Америке, и на Японскую православную миссию, и миссионерам в других странах.

Уже сейчас наши русские миссионеры самоотвеженно трудятся в Таиланде, Гонконге, Монголии, других местах. Они нуждаются в нашей поддержке — как духовной, так и материальной. А мы нуждаемся в том, чтобы эту поддержку им оказать, ибо так мы исполним последнюю заповедь Спасителя и сможем стать соучастниками того, что Он обещал, говоря: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15:10).