Икона феофана

5 / 5 ( 10 голосов )

Молитва первая святителю Феофану Затворнику Вышенскому

«О, святителю, отче Феофане, земли нашея славо и радование! Приими сия смиренныя и теплыя моления нас грешных, любовию почитающих тя. Зря исполнившийся на тебе глагол Господень: «Прославляющия Мя прославлю», со умилением припадаем ко святым мощем твоим силу целебную имущим, якоже избранника Божественныя Благодати ведуще, взываем ти сице: благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, державу нашу Российскую, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди беспечальны сохрани и в покаяние приведи, младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси, нам же всем радость о Господе присную подаждь да вси благодарно тя ублажаем, глаголюще тако: Величаем тя, святителю отче Феофане и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь!»

Молитва вторая святителю Феофану Затворнику Вышенскому

«О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию; и всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Сохранить молитвы в социальной сети:

Данная статья содержит: молитва феофану затворнику о чем молятся — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Память: 10 / 23 января, 16 / 29 июня (перенесение мощей)

В 1872 году святитель Феофан уходит в затвор в Вышенской Пустыне. С этого времени начинаются его великие литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, многочисленная переписка с разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать – это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». Святитель Феофан оказал и оказывает сейчас глубокое влияние на духовное состояние общества.

Святитель Феофан Затворник покровитель церковных учителей и миссионеров, семинаристов. Ему молятся для вразумления маловеров и близких, попавших в секты, иноверцев, в искушениях для укрепления веры.

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, ученьми Твоими многи люди просветил еси, со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, моли непрестанно о всех нас.

О, святителю, отче Феофане, земли нашея славо и радование! Приими сия смиренныя и теплыя моления нас грешных, любовию почитающих тя. Зря исполнившийся на тебе глагол Господень: «Прославляющия Мя прославлю», со умилением припадаем ко святым мощем твоим силу целебную имущим, якоже избранника Божественныя Благодати ведуще, взываем ти сице: благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, державу нашу Российскую, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди беспечальны сохрани и в покаяние приведи, младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси, нам же всем радость о Господе присную подаждь да вси благодарно тя ублажаем, глаголюще тако: Величаем тя, святителю отче Феофане и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь!

О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым – истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся – смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем – боговедение и мудрость, учащимся – ревность и помощь Божию; и всем православным – утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Величаем тя, святителю отче Феофане, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

  • Полное житие святителя Феофана Затворника – Азбука веры
  • Размышления на Рождество Христово – святитель Феофан Затворник
  • Слово на Сретение Господне – святитель Феофан Затворник
  • Феофан Затворник о чтении келейного правила – ответы на вопросы – Анатолий Баданов
  • Учение об Иисусовой молитве по трудам святителя Феофана Затворника – игумен Амвросий Ермаков
Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святитель Феофан Затворник: икона, жизнь, житие и мощи

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Святой Феофан Затворник – известный епископ, богослов, публицист-проповедник, прославленный в лике святителей. Человек, который оказал огромное влияние на духовное возрождение общества. Его труды и сегодня являются величайшим примером для учёных и философов всего мира.

Родился святитель в семье священника. Получил высшее духовное образование и принял монашество под именем Феофан (в миру Георгий Говоров). Долгое время был преподавателем в Духовной Академии, в составе которой позже отправился по святым местам Иерусалима. Там же он основательно изучил языки и познакомился с религией и культурой Востока.

В своей профессии богослов достиг особого роста:

  • от преподавателя до ректора одного из самых известных учебных заведений России и мира;
  • далее в сане архимандрита становится настоятелем посольской церкви в Константинополе.

Епископ всегда выражал свое беспокойство о духовном образовании народа, поэтому выразил свои мысли в необходимых деяниях, а именно:

  • стал инициатором устройства церковно-приходских и воскресных школ;
  • открыл женское епархиальное училище;
  • заботился о повышении уровня образованности самого духовенства.

В определённый период своей жизни богослов подал прошение об увольнении на покой. Но это отнюдь не был долгожданный отдых, а возможность совершить новый духовный подвиг – посвятить себя письменным трудам, богослужениям и молитвам, дабы потом подарить свои знания всем, кто в них нуждается. Во многих письмах он давал ответы людям, которые просили его совета и помощи, чем наставлял их на праведный путь.

На вечный покой святитель ушёл в праздник Крещения Господня. Это стало своеобразным знаком для всех, кто его знал. Ведь Бог забрал праведника на Небеса и подарил благодатное Царствие в благодарность за его честную и светлую жизнь на земле. В православной истории существует факт, что при облачении Феофана на лице была видна сияющая блаженная улыбка. Погребен святитель в Казанском соборе.

Канонизирован святой был ещё при жизни, как великий подвижник веры и высокой духовности, который жил и творил для людей и во имя их блага.

Жизнь святителя Феофана Затворника – это настоящий дар православной культуре, так как именно на его духовных трудах выросло не одно поколение известных учёных, философов, христианских деятелей. Он – важная часть великой истории православия, ведь его святое слово шло от человека к Богу и всегда было наполнено верою и благодатью.

Сейчас мощи святого Феофана покоятся в храме преподобного Сергия Радонежского, где также находится и чудотворный образ Казанской Божьей Матери.

К ним часто приходят верующие, дабы исцелить различные недуги, обрести спасение и познать душевное умиротворение. Духовная сила святителя настолько велика, что даже после своего ухода к Господу он оказывает влияние на жизни и судьбы людей.

Икона Феофана Затворника также очень почитаем в православной религии. Его изображение на иконе полностью передаёт жизненные традиции святителя. А знаком тому является книга в руках богослова. Ведь именно она символизирует его духовные труды, принесшие людям великие знания о Боге.

В молитвах к нему люди часто просят избавления от телесных хворей и душевных терзаний. Феофан всегда был близок к народу, и за это все его очень уважали. Труды же святителя стали для многих верной дорогою в жизни, ибо научили главному – верить и почитать Всевышнего, который в благодарность за смирение дарует вечную благодать.

А вот и текст молитвы к святому:

О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию; и всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

По новому стилю день памяти святого отмечается 23 января. В этот период традиционно проводятся такие действа:

  • в храмы к мощам святителя приходят православные люди со всех уголков мира и обращаются к нему с молитвами;
  • проводятся богослужения: служители церкви исполняют акафисты и песнопения в честь великого богослова;
  • известные учёные и философы почитают великого учителя за его труды и вклад в развитие православной культуры.

Данная книга является одним из величайших трудов святого. В ней он изо дня в день детально описывает те места Писания, которые Православная Церковь почитает в каждый конкретный временной период. Это произведение – своеобразный источник для тех, кто хочет утолить жажду духовного познания. Кроме того, изложенные мысли богослова подтверждены ссылками на Библию, что помогает глубже осмыслить читаемое, переплетая основные темы Писания и толкования к ним самого Феофана.

Святитель Феофан Затворник – поистине великая личность в православии. Его жизнь и деяния не имеют границ, ведь и до сегодняшнего дня святой остаётся одним из самых почитаемых богословов-философов в мировой культуре. Его по праву можно назвать Человеком, который помогает людям познать Бога.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о житие святого Феофана Затворника:

Молитва Феофану Затворнику Вышенскому

Феофан появился на свет в Орловской области у священника Василия 10 января 1815 года и при рождении звался Георгием Говоровым. Как сын священника, причем чрезвычайно благочестивого и пользующегося большим уважением, сообразительный, талантливый ребенок последовал путем своего отца и поступил на обучение в Духовную Семинарию.

Мать мальчика была невероятно добра, именно от нее, на которую был очень похож внешне, Георгий и унаследовал эту черту характера, а также кротость. Так что детство будущего монаха проходило счастливо в окружении любящей семьи и общении с еще тремя братьями и тремя сестрами.

После Семинарии была Духовная Академия. Феофану посчастливилось иметь интересных и умнейших учителей, которые стимулировали его и без того пытливый ум к получению еще более качественного образования и к расширению его мировоззренческих и духовных границ.

Уже в Академии была замечена склонность Георгия к уединению, отмечались его рассудительность, трудолюбие и степенное поведение. Впоследствии годы обучения Феофан вспоминал с восторгом. По окончании Академии Георгий и стал монахом, взяв имя Феофан.

Он занимался преподавательской деятельностью и достигал очень хороших результатов у студентов. Твердой базой его преподавания стала христианская любовь к ученикам. Феофан не только обучал своих учеников, но и организовывал для них полезный труд и интересный отдых.

Чтение духовное умиротворяет душу

Благодаря своим выдающимся качествам, монах быстро поднимался по карьерной лестнице и дослужился до звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры, а потом и до архимандрита и настоятеля монастыря. Вел обширную проповедническую работу. Каждая его проповедь была живой, исходила от сердца, но не была речью с заученными и прописными истинами.

В 1847 г. была организована поездка в составе Духовной Миссии по Святым местам, и Феофан посетил Иерусалим, старинные монашеские поселения, где проделал огромную духовную работу, вел беседы со святыми старцами, изучал ценнейшие рукописи. Феофан, обладая большими способностями к иностранным языкам, овладел французским и греческим, познакомился с арабским и еврейским. Кроме того, он выучился иконописи, столярным и токарным работам.

Когда началась Крымская война, Феофан вернулся в Россию и вновь обратился к преподавательской деятельности. А когда дослужился до Епископа, начал устраивать церковноприходские школы, чтобы повысить уровень образования народа. Также он основал епархиальное учебное заведение для женщин. В 1866 году Феофан обратился с прошением позволить ему отправиться на покой в Вышенскую пустынь, чтобы совершить новый духовный подвиг и стать затворником.

Монах много писал, дабы вразумить грешников, отвечал на вопросы населения, наставлял на путь истинный нуждающихся. Феофан создал большое количество трудов, с которыми обязательно стоит познакомиться любому православному человеку.

Монах обожествлял природу, любовался ее великолепием, часто наблюдал за звездами, имея телескоп. Много читал и имел очень крупную библиотеку не только русских, но и зарубежных сочинений на иностранных языках, которые он читал в оригинале. К сожалению, библиотека Феофана затворника затерялась.

Умер Феофан Затворник очень спокойно (зимой 1984 г.) и через несколько лет его канонизировали.

О чем молятся

Феофан Затворник является покровителем миссионеров, церковных учителей и семинаристов. Ему молятся, чтобы укрепить веру, за спасение тех, кто попадает в секты, в искушениях, а также о других земных делах и чаяниях.

Путь ко спасению

Молитва о встрече

Старец Феофан учит тому, что искренняя молитва является встречей с Богом, который его слышит и любит. Беседа с Всевышним во время обращения к нему в молитве должна быть, по мнению старца, основой жизни, а не эпизодическим случаем.

При этом нужно стараться убрать барьеры, которые создает наша суетность, мешающая нам полностью раствориться в молитве и почувствовать присутствие Высших Сил рядом.

Феофан Затворник в своих трудах дает очень ценные советы болеющим людям. Он пишет, что не нужно бороться с болезнью, потому что болезнь пришла от Бога и служит во благо человеку. Болезнь говорит о том, что индивид идет не тем путем, не в ту сторону, что нужно остановиться, задуматься и изменить свою жизнь, встать на путь духовного роста и просветления.

Не нужно ходить в церковь постоянно во время болезни, но необходимо почаще молиться дома. Даже короткая молитва «Господи помилуй», по словам Феофана, поможет лучше, чем тысячи врачей и советующих людей.

О даровании дитя

Икона Феофана Затворника

Феофан в своих трудах вразумлял бездетных супругов об ответственности за вымоленных детей. По разумению старца, вымоленные дети – это огромная ответственность, в том числе и духовная, особенно, если родители давали какие-то обеты Богу. Впоследствии все обещания забываются, ребенок воспитывается, как обычно, не подозревая того, что был вымолен, и что у него особая миссия на земле.

Вымоленное чадо с детства должно жить по христианским заповедям, а для этого, такой же образ жизни должен быть и у родителей. Постепенно ребенка нужно направлять к Богу, ведь чем дальше он отдалится от него, тем несчастнее сложится его жизнь.

Необходимо помнить, что молить о ребенке можно, только достигнув духовной зрелости, чтобы хватило сил нести ту ответственность, которую налагает моление, и осознать то чудо, которое с вами произошло.

В жизни много примеров, когда вымоленный ребенок погибал, отклоняясь от заповедей Божьих, в том числе и по вине родителей, которые забывали о своем обещании святым.

Ведь Господь сразу не удовлетворяет наших нужд, не потому, что не может, а потому, что ждет, когда же мы будем готовы к тому, чтобы получить желаемое и оценить то, что получили.

А еще бывает, то молите о детях, а потом после первого дарованного ребенка делаете аборт. Так делать ни в коем случае нельзя, даже если кажется, что не справитесь. Бог лучше знает, кто справится, а кто – нет, и что кому послать. Поэтому помните о том, что есть ответственность перед Богом, и моление ему – это не сделка.

Феофану Затворнику : молитвы

К тебе, на Небесах перед Богом предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и взываем: испроси у Всещедрого Бога Церкви Российской и стране нашей мир и благосостояние, священнослужителям – достойное охранение Божественной Истины, прихожанам – доброе духовное наставление, лжеучителей и еретиков великое посрамление, подвижникам – смирение, страх Божий, чистоту душевную и телесную, учителям – Богопознание и мудрость, учащимся – усердие и помощь Божию.

Тропарь святителя Феофана, глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Феофана, глас 4

Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас.

Тропарь святителя Феофана, глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Феофана, глас 4

Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас.

О, святителю, отче Феофане, земли нашея славо и радование! Приими сия смиренныя и теплыя моления нас грешных, любовию почитающих тя. Зря исполнившийся на тебе глагол Господень: «Прославляющия Мя прославлю», со умилением припадаем ко святым мощем твоим силу целебную имущим, якоже избранника Божественныя Благодати ведуще, взываем ти сице: благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, державу нашу Российскую, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди беспечальны сохрани и в покаяние приведи, младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси, нам же всем радость о Господе присную подаждь да вси благодарно тя ублажаем, глаголюще тако: Величаем тя, святителю отче Феофане и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь!

О, святителю, отче Феофане, земли нашея славо и радование! Приими сия смиренныя и теплыя моления нас грешных, любовию почитающих тя. Зря ? исполнившийся на тебе глагол Господень: «Прославляющия Мя прославлю», со умилением припадаем ко святым мощем твоим силу целебную имущим, якоже избранника Божественныя Благодати ведуще, взываем ти сице: благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, державу нашу Российскую, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди беспечальны сохрани и в покаяние приведи, младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси, нам же всем радость о Господе присную подаждь да вси благодарно тя ублажаем, глаголюще тако: Величаем тя, святителю отче Феофане и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь!

Одним из самых влиятельных духовных писателей XIX века был Святитель Феофан Затворник, ставший великим учителем христианской жизни. Он оказал глубокое влияние на духовное возрождение всего общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Детство

Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров)родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии в семье священника.

Его отец Василий Тимофеевич Говоров был священником Владимирской церкви села Чернавское и всю жизнь отличался глубоким благочестием. Мать святителя Татьяна Ивановна происходила из священнической семьи и имела тихий, кроткий нрав и любвеобильное сердце. Егор был пятым ребенком в семье. Детей в семье о.Василия было семеро: три дочери и четыре сына.

Отец Василий часто брал с собою сына в храм Божий, где он становился на клиросе или прислуживал в алтаре. При этих посещениях мальчик не прочь был иногда пробраться к церковным колоколам и позвонить.

Учеба

Первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме. Благочестивые родители воспитали его в церковном духе, так что с раннего детства он возымел крепкую любовь к Церкви. Недаром отмечал он потом, что церковность — самое могучее средство правильного воспитания детей.

Ливенское духовное училище

В 1823 году Георгий поступил в Ливенское духовное училище и через шесть лет (в 1829 году) в числе лучших учеников был переведен в Орловскую семинарию. Во главе ее стоял тогда архимандрит Исидор — впо­следствии известный иерарх Русской Православной Церкви.

Георгий Говоров с большим интересом изучал преподаваемые науки, но особенный инте­рес возбудили в нем уроки психологии.

В годы учебы, после паломничества в За­­дон­ский монастырь, где по­чивали мощи святителя Тихона Задонского, в то время еще не прославленные, у Георгия появилось необычайное, все более возрастающее благоговение к святи­телю Тихону Задонскому.

В 1837 году, окончив семинарию, будущий святитель поступил в Киевскую Духовную Академию. В Академии все его помнили, как скромного и благоговейного юношу. Будучи студентом Киевской Духовной Академии, он много раз посещал Лаврские пещеры. Здесь, очевидно, у него и созрела мысль об отречении от мира.

Постриг в монашество

За несколько месяцев до окончания курса Георгий Васильевич Говоровпринял монашеский постриг с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника.

В иночестве он нашел свое истинное призвание; к этому его располагали и естественная доброта сердца, и голубиная кротость, и снисходительность, и доверчивость к людям, да и некоторая застенчивость в обращении. Молодой студент смотрел на иночество как на трудный подвиг служения Церкви и окончательно решился на него только после долговременного размышления, пережив тяжелую душевную борьбу. К тому же во время учебы в Академии в его семье произошли события, которые окончательно укрепили его намерение стать иноком: в 1838 году скончалась его мать, а через год — и отец, священник Василий.

Вскоре его посвящают во иеродиаконы, а затем — в иеромонахи. После пострижения он посетил Лавру, где подвизался старец иеросхимонах Парфений. Этот умный молитвенник так наставлял молодых монахов: «Вот вы, ученые монахи, набрав себе много правил, помните, что одно важнее всего: молиться и молиться непрестанно умом в сердце Богу — вот чего добивайтесь».

Преподавательская деятельность (1841-1847)

Успешно окончив Киевскую Академию со степенью магистра богословия, в 1841 году, иеромонах Феофан назначается исполняющим должность ректора Киево-Софийских училищ и преподавателем латинского языка. Духовные училища предназначались «для первоначального образования и подготовления детей к служению православной церкви».
Сюда принимались дети православных духовных лиц бесплатно, a из других сословий — с платою. Училища имели 4 класса, программа которых приближалась к программе четырёх классов гимназий.

Но недолго трудился отец Фео­фан в Киевском училище: уже через год он был назначен инспектором Новгородской семи­нарии. Новгородская семинария была важнейшим центром духовного образования и просвещения северо-запада России в XVIII — начале XX вв. и одним из центров культурной жизни Великого Новгорода (одним из првых выпускников новгородской семинарии был Тихон Задонский, впоследствии святитель и угодник русской церкви). В семинарию принимали детей от 12 до 15 лет, обученных читать и писать.

В Новгороде иеромонах Феофан провёл 3 года. За это короткое время он успел проявить себя как талантливый воспитатель и пре­крас­ный преподаватель психологии и логики.

Высшее духовное начальство высоко ценило нравственные качества и незау­ряд­­ные умственные способности иеромонаха Феофана, и потому в декабре 1844 года он был переведен в Петербургскую Духовную Академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия.

К преподаваемым предметам иеромонах Феофан относился с большим вниманием. Оставив филосовско-умозри­тельные методы работы, молодой богослов опирался на опыт аскетический и пси­хологический. Главными после Священного Писания и творений святых отцов источниками его лекций были жития святых и психология. За ревностное исполнение своих обязанностей, засвидетельствованное академическим начальством, иеромонах Феофан был удостоен звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры.

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме (1847-1854)

Вид на Иерусалим, XIX век

В 1847 году в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим. Шестилетнее пребывание в Палестине имело для иеромонаха Феофана большое духовное и нравственное значение. Он посетил святые места Палестины, Египта и Сирии, древние монашеские обители (знаменитую Лавру св. Саввы Освященного), беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.

Улицы Иерусалима в XIX веке

В Иерусалиме будущий святитель выучился иконописи и снабжал бедные церкви своими иконами и даже целыми иконостасами. Здесь, на Востоке, он основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским.

В 1854 году, в связи с началом Крымской войны (1853—1856), члены Духовной Миссии были отозваны в Россию. В связи с войной Миссия возвращалась на родину через Европу. По пути в Россию иеромонах Феофан побывал во многих европейских городах, и везде он осматривал храмы, библиотеки, музеи и другие достопримечательности, посетил некоторые учебные учреждения с целью ознакомления с положением дел в западной богословской науке. В Риме иеромонах Феофан имел аудиенцию у папы Пия IX. В Италии отец Феофан как большой любитель и знаток живописи интересовался произведениями живописи; во Флоренции он подробно осмотрел картины Рафаэля и приобрел для себя много отлично исполненных снимков. В Германии иеромонах Феофан подробно познакомился с постановкой преподавания в учебных заведениях различных наук, особенно богословия.

За свои труды в Мис­­сии в 1855 году иеромонах Феофан был возведен в сан архиманд­рита и назначен в Петербургскую Духовную Академию бакалавром по ка­федре канонического права, а через полгода — на должность ректора Олонецкой духовной семинарии.

В исполнении должности ректора семинарии он все силы употребил на то, чтобы должным образом руководить вверенными его попечению юношами, стараясь, с одной стороны, предохранить их от свойственных юношескому возрасту опасностей и увлечений, а с другой — развить хорошие наклонности и внедрить добрые навыки, чтобы воспитанники по окончании курса семинарии были полезными членами Церкви и сынами своего Отечества. Прежде всего он старался возбудить и укрепить в воспитанниках религиозность. Он внушал им любовь к храму и богослужению, прививал усердие к молитве, постам и другим церковным установлениям. В воскресные и праздничные дни он сам совершал богослужение, побуждая учеников участвовать в нем молитвами, чтением и пением на клиросе. При этом отец Феофан часто говорил в семинарском храме поучения об истинах веры и благочестия. Непременно присутствовал он на утренних и вечерних молитвах в семинарии, усердно молясь с юношами и тем подавая им пример. Чтобы воспитанники в свободное от занятий время не находились в праздности, отец Феофан ввел в семинарии класс рисования и иконописи.

Константинополь (1856)

В 1856 году архимандрит Феофан был назначен на должность настоятеля по­соль­­ской церкви в Константинополе.

Константинополь

Выбор отца Феофана на столь важный и ответственный пост обусловливался тем обстоятельством, что он был хорошо знаком с православным Востоком и был вполне подготовлен к этой должности. Константинопольская Церковь в это время переживала большие трудности в связи с распрей греков с болгарами. Русское правительство и Святейший Си­нод, озабо­ченные скорейшим прекращением этой распри, поручили архима­нд­риту Феофану собрать сведения, которые могли бы осветить положение греко-болгарской распри. Отец Феофан исполнил возложенную на него миссию. Его отчет имел впо­след­ствии большое значение при обсуж­дении греко-болгарской распри Святей­шим Синодом Русской Православной Церкви.

Ректор Петербургской Духовной Академии (1857-1859)

С 1857 года указом Святейшего Синода архимандрит Феофан назна­чается на должность ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). Как ректор, он посещал лекции профессоров, присутст­вовал на экзаменах, следил за всем ходом учебного дела в академии. Особое внимание обращал на воспитательную работу во вверенной ему академии. Одновременно отец Феофан усиленно занимался редакторской и богословской работой. Свои сочинения он публиковал главным образом в академическом жур­нале «Христиан­ское чтение», который выходил тогда под его наблюдением.

Тамбовская епархия (1859-1863)

В 1859 году состоялось наречение архимандрита Феофана во епископа Тамбовского и Шац­кого. Много забот и трудов пришлось понести владыке при управлении Тамбов­ской епархией. Служение преосвященного Феофана продолжалось только 4 года. Но за это короткое время он необыкновенной кротостью своего харак­тера, редкой деликатностью и участливым вниманием к нуждам пасомых успел срод­ниться со своей паствой и снискать всеобщую самую искреннюю любовь. Святитель Феофан проявил себя ревностным служителем во всех сферах церков­ной жизни. Почти каждое богослужение он сопровождал проповедью, и слово его, шед­шее от сердца и дышавшее глубоким убеждением, привлекало многочисленных слушате­лей. При содействии пре­освященного Феофана было открыто много церковно-приход­ских училищ, воскресных школ и частных школ грамотности.

Среди своих забот по управлению Тамбовской Епархией, святитель Феофан находил время и для лите­ратурной деятельности. К этому времени относится его богословский труд «Пись­ма о христианской жизни», который заключает в себя целую систему хрис­тианского нравственного учения.

В 1861 году епископ Феофан принимал участие в торжестве открытия мощей святителя Ти­хона За­донского. Это событие произвело большое впечатление на Тамбовского архипасты­ря и послужило как бы особым благодатным освящением его собст­венного служе­ния.

Владимирская кафедра (1863-1866)

Владимир XIX века

В 1863 году его переводят во Владимир, где он открывает женское епархиальное училище с шестилетним сроком обучения и начинает издавать «Владимирские епархиальные ведомости».

Но обширная практическая деятельность по епархиальному управле­нию не была мила душе архипастыря. Как уже было сказано, с юных лет он стремил­ся к уединению и идеал монашества видел в совершенном отречении от всех житейских забот. И вот теперь, после 25-летнего служения Церкви на различных поприщах, святитель нашел благовременным осуществить свое всегдашнее стремление.

Вышенская пустынь (1866-1872)

В 1866 г. по прошению он был освобожден от управления епархией и уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Епископ Феофан прибыл в Вышенскую пустынь в качестве ее настоятеля.

Вышенская пустынь

По своему внутреннему устройству Вышенская пустынь представляла
из себя об­щежительный монастырь. Устав и обычаи ее отличались большой строгостью. Святитель Феофан до конца жизни чувствовал себя вполне счастливым на Выше. В первые 6 лет своего пре­бывания в Вышенской пустыни пре­освященный Феофан не уединялся окончательно. Вместе с иноками обители он ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и в праздничные дни сам совершал литургию в сослужении братии. Внешняя обстановка вполне соответствовала духовным потребностям святителя-подвижника. Он охотно принимал посетителей — родных и почитателей, искавших его духовных советов, вразумлений и наставлений, выходил из келлии на прогулку. Но вскоре суетная должность настоятеля стала нарушать его внутренний покой, и он подает новое прошение — об освобождении его от этой должности. Святейший Синод удовлет­ворил его просьбу.

Затвор (1872-1894)

В 1872 году, сразу после Пасхи, он, принимает твердое решение удалиться от мира и уйти в затвор.

Он глубоко сознавал высоту подвига затвора полного и потому, как других иноков предостерегал от поспешности в исполнении желания предаваться полному затвору, так и сам не спешил. «Когда молитва твоя до того укрепится, что все время будет держаться у тебя в сердце пред Богом в благоговении, не выходить из него, и ничем другим заняться не захочет. Этого затвора ищи, а о том не хлопочи. Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату» (Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни, стр. 298). Сам святитель сперва удалился от дел общественного служения, а затем, когда увидел, что при общежительных условиях иноческой жизни все же многое препятствовало ему всецело предаваться Богу и уединенно беседовать с Ним единым, перешел к полному затвору.

Дом в Вышенском монастыре, в котором в течение 28 лет жил святитель Феофан

Начался самый главный период в жизни святителя Феофана — период его затвора, который продолжался почти 22 года.

Он пре­кратил всякие сношения с людьми, перестал ходить в монастырский храм на бого­служение и затворился в отдельном флигеле. С этого времени он принимал к себе только настоятеля пустыни, духовника игумена Тихона и ке­лей ника отца Евлампия.

Для совершения богослужения святитель Феофан устроил себе маленькую церковь во имя Крещения Господня, выделив для этого часть гостиной. Вместо иконостаса, была простая занавесь из дешевой материи, которой алтарь был отделен от остальной части церкви. Рядом с келейною церковью находился его рабочий кабинет. Здесь он занимался изучением святоотеческой литературы.

Распорядок обыденной жизни святителя-затворника был незатейливым. По окончании литургии, святитель легким стуком давал знать келейнику о времени утреннего чая. После чая владыка занимался умственными работами, плодами которых были его многочисленные писания и письма. В час дня был у него обед, за которым в последние годы святитель в скоромные дни вкушал только по одному яйцу и по стакану молока. В четыре часа по полудни подаваем был чай; а ужина совсем не было. В постные дни, конечно, еще более усиливалось телесное воздержание святителя-подвижника, которого питали и укрепляли только духовные занятия и молитвенные подвиги.

Со временем жизнь святителя Феофана сделалась сокровенною для людей, а ведомою одному Богу. Даже на прогулку, для пользования свежим воздухом, преосвященный Феофан в годы полного затвора выходил на балкон при своем флигеле так, чтобы никто не мог его увидеть.

Затворившись в келии, отказавшись от общения с людьми и положив печать молчания на уста, святитель Феофан в кратчайший срок стал известен всей верующей России благодаря своим многочисленным статьям, книгам, письмам и проповедям, завоевавшим сердце русского православного человека. И чем дольше молчал язык затворника, тем громче говорило перо, просвещая заблудших, ободряя унывших, обличая вероотступников и еретиков. Святой Феофан стал одним из первых русских архиереев, бесстрашно вступивших на стезю не только чисто духовной, но и церковно-политической публицистики с ярко выраженным патриотическим содержанием.

В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Ежедневно он писал около сорока ответных писем. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». Письма святителя Феофана — это богатейшая сокровищница, откуда можно без конца черпать мудрые советы во спасение души. Находясь в Затворе, вдали от мира, святитель Феофан не переставал до последней минуты своей жизни быть истинным руководителем всех, кто бы к нему не обращался.

Кончина

В последние годы жизни святитель Феофан страдал ревматизмом, невралгией, сердечной аритмией и головокружением, а также прогрессирующей катарактой, вследствие чего в 1888 году ослеп на правый глаз.

Накануне кончины, 5 января 1894 года, владыка, чувствуя слабость, попросил келейника (Евлампия) помочь ему пройтись по комнате. Келейник провел его несколько раз, но владыка, утомившись, отослал его и лег в постель. В самый день кончины святитель совершил по обычаю Божественную литургию и затем кушал утренний чай, но к обеду не давал условного знака долее обыкновенного. Келейник заглянул в рабочий кабинет святителя и, увидев, что он сидит и что-то пишет, не стал беспокоить его напоминанием. Через полчаса владыка подал условный знак к обеду (это было в половине 2-го часа пополудни), но за обедом скушал, вместо целого, лишь половину яйца и вместо целого стакана молока, лишь полстакана. Затем, не слыша стука к вечернему чаю, келейник снова заглянул в комнату владыки в половине пятого часа и увидел его лежащим на кровати. Хотя на минуту и мелькнула мысль у келейника, что быть может святитель лег отдохнуть, однако любящее сердце подсказало ему, что в этом было нечто другое, более тревожное. Подойдя к святителю, он увидел, что тот уже почил навеки, причем глаза его были закрыты, левая рука покойно лежала на груди, а правая сложена была как бы для благословения…

Святитель мирно почил 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка.

После известия о кончине чтимого всеми святителя из разных мест начали стекаться десятки тысяч людей отдать последний долг усопшему. 3 дня простояло тело почившего в его келейной церкви, а затем еще 3 дня в теплой соборной обители до погребения, — и тление не коснулось его: почивший святитель имел вид спокойно спящего человека.

Святитель был погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни (Республика Мордовия). Над его могилой был воздвигнут великолепный мраморный памятник с перечнем главных научно-литературных трудов святителя и надписями: «Память праведника пребудет благословенна» — говорит премудрый (Притч. 10:7).

Обретение мощей и канонизация

Святые мощи Феофана Затворника были тайно обретены на территории Шацкой психбольницы, расположенной в зданиях разоренной безбожниками Вышенской пустыни в 1973 году.


Сразу же после обретения мощи были перевезены в Троице-Сергиеву Лавру, где находились в подклете Успенского собора до 1988 года.

В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник Вышенский, был канонизирован и прославлен в лике святителей, как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.

Дни памяти — 23 января и 29 июня по новому стилю.

После канонизации его святые мощи были перенесены в храм в честь преподобного Сергия Радонежского, расположенном в нескольких километрах от Вышенского монастыря.

Вышенский женский монастырь

29 июня 2002 года состоялось перенесение честных мощей святителя Феофана из храма преподобного Сергия Радонежского деревни Эммануиловки (Шацкий район Рязанской области), где они хранились с 1988 года, в Вышенский женский монастырь, который был возрожден в 1993 году (перенесение мощей возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II). А 14 марта 2009 года мощи были перенесены из Успенского собора в Казанский собор — главный храм Вышенского монастыря.

Вышенский женский монастырь. Казанский собор

Мощи святителя Феофана Затворника, Вышенского

Творческое наследие Феофана Затворника

Большая часть богословских произведений и писем святителя написана во время его затвора. В таких крупных произведениях, как «Путь ко спасению», «Порядок богоугодной жизни», «Письма о духовной жизни», «Мысли на каждый день», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» , «Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев», «Начертание христианского нравоучения», а также во множестве небольших по объему творений епископ Феофан осветил главные этапы духовного развития христианина. Основная мысль его нравоучения — идея богообщения, составляющая сущность христианской жизни. Творения его не только побуждают христианина к покаянию, исправлению и благодатному обновлению во Христе, но и показывают ему путь живого общения с Богом.

Святитель Феофан внес значительный вклад в русскую и мировую библеистику. Весьма интересны его работы, посвященные переводу Священного Писания на русский язык. Также он написал подробные толкования на все Послания святого апостола Павла. Особое место среди творений святителя Феофана занимают его толкования на псалмы 33, на шестопсалмие, на 118 псалом, на 1, 2, 51 псалмы.

Венцом богословского творчества и жизненного пути святителя стал перевод на русский язык «Добротолюбия», сборника творений учителей древнего христианского аскетизма. «Добротолюбие» представляет собой широкое, всестороннее изображение разных сторон духовной жизни человека, стремящегося к подвижничеству и богообщению, изложение практических методов духовной борьбы и молитвенного делания. Святитель Феофан не просто перевел этот труд с греческого языка, но переложил его для монашествующих и мирян XIX века, так чтобы все члены Русской Церкви могли, по совету с духовником, использовать его в своей духовной жизни. Пять томов русского «Добротолюбия» в переводе святителя Феофана вышли из печати в 1877–90 гг.

Особый вид литературных трудов преосвященного Феофана составляют его письма. Они являются нравственным руководством, отрадой и утешением для многих душ в тяжелые, скорбные минуты. Содержание писем крайне разнообразно, но основной тон их — нравоучительный. Они, как и книги, содержат ответы на великий вопрос — на вопрос о пути ко спасению.

Из писем преосвященного Феофана

О теле человека после грехопадения

«Тело есть нечто внешнее для души, нечто такое, что она должна отделять от себя и, почитая своим, не сливать с собою,» ибо оно, после грехопадения первых людей, сделалось седалищем страстей, так что если оно будет в силе, то дух ослабеет, ибо «плоть крепнет за счет духа… дух…за счет плоти». (Путь ко спасению)

Вне Церкви спасения нет

«В одиночку никто не спасается. Господь из всех верующих благоволил сочетать единое тело и Сам стал Главой его. Спасается каждый не иначе, как в Церкви, т.е. в живом союзе со всем сонмом верующих, через Церковь, и с Самым Господом, как Главою ее. Господь назвал Свою Церковь — виноградным деревом, в котором Он Сам лоза, или ствол дерева, а все верующие — ветви на лозе, поэтому Церковь есть единое нераздельное целое, живо соединенное в себе и во всех частях… Так доселе все истинно верующие законам жизни, ведущей ко спасению, полагают союз с Церковью…»

«В делах веры и спасения не философия требуется, а детское приятие Божественной истины. Умишко надо ногами потоптать, вот как на картине Михаил Архангел топчет сатану. Михаил Архангел — это ум, покорный истине Божией, а сатана, это ум возмутившийся, суемудренный, от которого все революции, и в семействах, и в Церкви…»

«Испытательным камнем да будет для вас святое учение, издревле проповедуемое в Церкви. Все несогласное с этим учением отвергайте как зло, каким бы титулом благовидным оно ни прикрывалось. Вы только это соблюдите, а все прочее уже само собой приложится вам. За чистотою веры последует осенение благодати».

О революции и свободе слова

«У вас там, — и всюду — охают и охают. Беда! беда! и беда видна. Но никому в голову не приходит — загородить и завалить источник беды. Как шла французская революция? Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули и христианские и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: Бога нет; человек — ком грязи; за гробом нечего ждать. Несмотря однако на то, что ком грязи можно бы всем топтать, у них выходило: не замай! не тронь! дай свободу! И дали! Начались требования — инде разумные, далее полуумные, там безумные. И пошло все вверх дном. Что у нас?! У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы еще не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства — выражается свободно. Выходит, что и мы на пути к революции. Как же быть? Надо — свободу замыслов пресечь — зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением, Материальные воззрения запретить под смертною казнью. Материальные воззрения чрез школы распространяются. Кто виноват в этом? Правительство. Оно позволило. Следовательно, кому следует всё это пресечь? Правительству». (Из писем)

О молитве

«И молитве надо учиться, надо приобресть навык к молитвенным оборотам мыслей и движениям чувств, по чужим молитвам, как учатся иностранным языкам по печатным разговорам».

«Новоначальных прежде надо научить молиться как следует готовыми молитвами, для того, чтоб они усвоили себе и мысли и чувства и слова молитвенные. Ибо к Богу и слово должно быть обращаемо боголепное. Когда учитель заметит, что они достаточно в этом успели, тогда пусть скажет им, как молиться не чужими, а своими словами, — свои личные потребы духовные к Богу молитвенно вознося и моля Его милостиву быть к нему и помочь ему. В это же время можно им предлагать молиться коротенькими молитовками, указав образец их в 24-х молитовках святого Златоуста и разрешив ему набирать и другие подобные молитовки из псалмов, из молитв церковных и самому составлять их. Сими коротенькими молитовками они добре навыкнут держать внимание не развлекающимся во время молитвы. Тут наконец можно им преподать уроки о молитве Иисусовой, не обставляя ее никакими внешними приемами и одно только внушая — износить сию молитву из сердца. Молитва из сердца всякая должна исходить, — и другая какая молитва — не молитва. И молитвы по молитвеннику, и молитвы свои, и коротенькие молитовки все — должны идти из сердца к Господу, предзримому пред собою. Тем паче такою должна быть молитва Иисусова».

«Сила не в словах молитвы Иисусовой, а в духовном настроении, страхе Божием и преданности Богу, в постоянном внимании к Богу и Ему предстоянии умом. Молитва Иисусова есть только пособие, а не само существо дела. Положите себе жить в памяти Божией и ходить в присутствии Божием и это одно приведет вас к доброму концу. Все сие от благодати Божией. Без благодати Божией никаким другим способом ничего духовного приобрести нельзя».

О смирении

«Пс. 50:19. Гонитесь за смирением, всегда отбегающим. Оно есть след Христов, благоухание Христово, деяние Христово! Ради него все простит Бог и все недостатки подвигов не взыщет; а без него никакие строгости не помогут».

«Простота есть неразлучная черта смирения, почему, когда нет простоты, нет и смирения. Простота не лукава, не подозрительна, не обидчива, не видит себя, никакого себе значения не придает, не мудрствует и пр.. Все сие смирение обозначает. Главная черта смирения — чувствовать, что я ничто и если есть что, все то Божие».

О душе

«Что делать с душой? Великая хитрость нужна, чтобы владеть собою. Старцы Божии одолевали себя, но и то не всегда. Вот тут и толкуй о силе воли и самовластии души! Где она, укажите, философы? Только тому, кто Господу отдает себя совсем, дается сила владеть собой, или вливается в него такая сила».

О терпении

«Видим, что все рвутся из того, что приходится им терпеть, а все никак не могут вырваться, даже при больших средствах. Отчего так? От того, что не ту дорогу взяли. Надо вступить на путь заповедей Божиих и благодушно терпеть то, что приходится терпеть, тогда это самое претерпеваемое начнет источать утешение. Вот и рай, не смотря на противную тому внешность! Те, которые иным путем хотят водворить рай на земле, лишь попусту трудятся. Еще премудрый сказал им: суета сует!».

«Не тот блажен, кто начал благое житие, но кто пребудет в нем до конца».

О смерти

«Кому страшна смерть? Тому, у кого она отнимает все и провождает на тот свет ни с чем. Кто успел запастись нетленным богатством, того надежда утешает в час исхода». (Мысли на каждый день)

О вере

«Беспокойный ум все роется в надежде найти что-то лучшее и ничего не находит; вера все дает: и всю мудрость, и все способы».

«Из людей, кто станет твердо в воле Божией, тотчас делается стойким и твердым».

«Пусть не думают, что в области веры нет философии… Нет, совокупность истин веры есть самая стройная, возвышенная философия, утешительная философия, система настоящая, какой не представляет ни одна система философии. Только до созерцания сей системы нельзя взойти вдруг. Надо чисто принимать истину за истиной, как преподается, без суемудрия, и слагать их в сердце… Когда соберутся все истины, тогда сознание, молитвою изощренное, узрит их строй и будет наслаждаться, и тогда воссияет в душе свет великий. Это — премудрость сокровенная от сынов века сего».

Тропарь, глас 8:
Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышенский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаньми твоими слово Божие изъяснил еси, и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашым.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Феофан Затворник – известный епископ, богослов, публицист-проповедник, прославленный в лике святителей. Человек, который оказал огромное влияние на духовное возрождение общества. Его труды и сегодня являются величайшим примером для учёных и философов всего мира.

Феофан Затворник, житие

Родился святитель в семье священника. Получил высшее духовное образование и принял монашество под именем Феофан (в миру Георгий Говоров). Долгое время был преподавателем в Духовной Академии, в составе которой позже отправился по святым местам Иерусалима. Там же он основательно изучил языки и познакомился с религией и культурой Востока.

В своей профессии богослов достиг особого роста:

  • от преподавателя до ректора одного из самых известных учебных заведений России и мира;
  • далее в сане архимандрита становится настоятелем посольской церкви в Константинополе.

Епископ всегда выражал свое беспокойство о духовном образовании народа, поэтому выразил свои мысли в необходимых деяниях, а именно:

  • стал инициатором устройства церковно-приходских и воскресных школ;
  • открыл женское епархиальное училище;
  • заботился о повышении уровня образованности самого духовенства.

В определённый период своей жизни богослов подал прошение об увольнении на покой. Но это отнюдь не был долгожданный отдых, а возможность совершить новый духовный подвиг – посвятить себя письменным трудам, богослужениям и молитвам, дабы потом подарить свои знания всем, кто в них нуждается. Во многих письмах он давал ответы людям, которые просили его совета и помощи, чем наставлял их на праведный путь.

На вечный покой святитель ушёл в праздник Крещения Господня. Это стало своеобразным знаком для всех, кто его знал. Ведь Бог забрал праведника на Небеса и подарил благодатное Царствие в благодарность за его честную и светлую жизнь на земле. В православной истории существует факт, что при облачении Феофана на лице была видна сияющая блаженная улыбка. Погребен святитель в Казанском соборе.

Канонизирован святой был ещё при жизни, как великий подвижник веры и высокой духовности, который жил и творил для людей и во имя их блага.

Жизнь святителя Феофана Затворника – это настоящий дар православной культуре, так как именно на его духовных трудах выросло не одно поколение известных учёных, философов, христианских деятелей. Он – важная часть великой истории православия, ведь его святое слово шло от человека к Богу и всегда было наполнено верою и благодатью.

Мощи Феофана Затворника и икона

Сейчас мощи святого Феофана покоятся в храме преподобного Сергия Радонежского, где также находится и чудотворный образ Казанской Божьей Матери.

К ним часто приходят верующие, дабы исцелить различные недуги, обрести спасение и познать душевное умиротворение. Духовная сила святителя настолько велика, что даже после своего ухода к Господу он оказывает влияние на жизни и судьбы людей.

Икона Феофана Затворника также очень почитаем в православной религии. Его изображение на иконе полностью передаёт жизненные традиции святителя. А знаком тому является книга в руках богослова. Ведь именно она символизирует его духовные труды, принесшие людям великие знания о Боге.

В молитвах к нему люди часто просят избавления от телесных хворей и душевных терзаний. Феофан всегда был близок к народу, и за это все его очень уважали. Труды же святителя стали для многих верной дорогою в жизни, ибо научили главному – верить и почитать Всевышнего, который в благодарность за смирение дарует вечную благодать.

А вот и текст молитвы к святому:

О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию; и всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

День Феофана Затворника

По новому стилю день памяти святого отмечается 23 января. В этот период традиционно проводятся такие действа:

  • в храмы к мощам святителя приходят православные люди со всех уголков мира и обращаются к нему с молитвами;
  • проводятся богослужения: служители церкви исполняют акафисты и песнопения в честь великого богослова;
  • известные учёные и философы почитают великого учителя за его труды и вклад в развитие православной культуры.

Феофан Затворник “Мысли на каждый день”

Данная книга является одним из величайших трудов святого. В ней он изо дня в день детально описывает те места Писания, которые Православная Церковь почитает в каждый конкретный временной период. Это произведение – своеобразный источник для тех, кто хочет утолить жажду духовного познания. Кроме того, изложенные мысли богослова подтверждены ссылками на Библию, что помогает глубже осмыслить читаемое, переплетая основные темы Писания и толкования к ним самого Феофана.

Святитель Феофан Затворник – поистине великая личность в православии. Его жизнь и деяния не имеют границ, ведь и до сегодняшнего дня святой остаётся одним из самых почитаемых богословов-философов в мировой культуре. Его по праву можно назвать Человеком, который помогает людям познать Бога.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о житие святого Феофана Затворника: