Икона коренная

Вид с западной стороны. Литография 1882 года.

Монастырь Коренная пустынь

Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор является Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь. Расположена она над высоким песчаным берегом реки Тускарь в поселке Свобода, что неподалеку от города Курска. Основана обитель в 1597 году по указу царя и великого князя Фёдора Иоанновича на месте обретения чудотворной иконы «Знамение» Курской Коренной. Первым настоятелем монастыря был игумен Евфимий. Названа обитель в честь иконы Пресвятой Богородицы, найденной у корня дерева, и посему называемой Коренной.

Современный вид обители.

Сегодня монастырь насчитывает 47 насельников. Священноархимандритом обители является Высокопреосвященный Герман, митрополит Курский и Рыльский.

Его наместник — Игумен Серафим (Котельников). Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу.

Высокопреосвященный Герман, митрополит Курский и Рыльский.

Игумен Серафим (Котельников).

Ежедневно служатся молебны перед списком чудотворного образа Божией Матери «Знамение». Не по человеческому произволению или «случайному» стечению обстоятельств было избрано это место для спасения душ человеческих. Сама Царица Небесная указала на него чудесным явлением Своего Образа на опушке глухого леса. С тех самых пор уже более семи столетий не умолкает здесь молитва.

Телефоны монастырских служб: Звонить с 09:00 до 17:00.

Выходные суббота, воскреснье и праздничные дни.

приемная наместника +7 (47151) 4-18-03

КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния

Память 8 марта в день чудесного спасения иконы от посягания революционеров-безбожников, 10 июня, 8 сентября в день обретения, 27 ноября в день празднования иконы «Знамение», в 9-ю пятницу по Пасхе.

Курская икона Знамение Божией Матери — одна из древнейших икон Русской Церкви обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, а город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 верстах от Курска. Один из этих охотников, муж благочестивый и благоговейный, высматривая добычу в лесу, нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял икону, чтобы рассмотреть ее, как из того места, где лежала св. икона, забил сильный многоводный источник чистой воды. Икона оказалась «Знамения» Божией Матери. Охотник, нашедший икону, понял, что это не простая икона. Он созвал своих спутников, и они общими усилиями сейчас же срубили небольшую часовенку, в которой и поставили обретенную икону. Жители Рыльска, узнав о новоявленной иконе, стали посещать ее для поклонения, и от иконы стали источаться многочисленные чудотворения.

Рыльский князь Василий Шемяка, узнав об иконе, приказал перенести ее в Рыльск, что и было сделано с большим торжеством: весь город вышел навстречу чудотворной иконе, приближавшейся с крестным ходом. Только сам Василий Шемяка уклонился от участия в этом торжестве – и ослеп. После усердного покаяния и молитв перед иконою, он опять прозрел. В благодарность за это он соорудил в Рыльске храм Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена икона, и с тех пор, в день явления её 8 сентября установлено ежегодное празднование.

Но недолго пробыла икона в Рыльске. Трижды она чудесно исчезала из Рыльска, и ее находили в том месте, где она явилась впервые охотнику. После этого рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы икона оставалась на месте явления, и соорудили новую часовню и оставили ее там навсегда.

В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню и икону, но деревянная часовня не загоралась. Живший при часовне священник, о. Боголеп, объяснил им, что причина этого чуда — в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту, где была часовня. После долгих поисков с постом и молитвою, он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза, и только на его месте выступило нечто, «аки роса».

Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Город Курск был восстановлен в 1597 году, при царе Феодоре Иоанновиче, и тогда же, по его повелению, икона была доставлена в Москву, где благочестивый царь много молился перед ней и вставил ее в раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков, пророчествовавших о Божией Матери, по сторонам. Царица Ирина Феодоровна украсила икону богатой ризой, после чего икона вернулась обратно в свою часовню. В том же году, с помощью царя, на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления Иконы выстроена была другая церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называться Коренной пустынью, в память явления иконы при корне дерева.

В 1598 году, при нашествии крымских татар на юг России, св. икона была для большей безопасности перенесена в Курск, а в пустыне был оставлен точный список с нее. В 1603 году Лжедмитрий I взял ее из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она находилась в царских хоромах до 1615 года, когда она вернулась, по повелению царя Михаила Феодоровича, в Курск и была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году — в соборе Знаменского монастыря. С тех пор большую часть года икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь она переносилась лишь на время. С 1806 года, по Высочайшему повелению, было определено, что икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе и до 12 сентября. В эти дни св. икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни — 27 верст. Этот порядок соблюдался до 1919 года, когда икона отбыла за границу.

Икона и её списки сопровождали русское воинство во многих походах. В 1676 году икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков. В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список со иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов. В 1687 году икона посылалась в «большой полк». В 1689 году списки с иконы были даны полкам в Крымский поход. В 1812 году список с иконы был послан к князю Кутузову в действующую армию.

Также перед этой иконой молился и ещё ребенком получил свое первое исцеление преподобный Серафим Саровский.

В ночь с 7 на 8 марта 1898 года злоумышленники революционеры-безбожники решили взорвать чудотворную икону, но, несмотря на страшные разрушения в соборе вокруг иконы, сама икона осталась невредима.

12 апреля 1918 года икона была украдена из собора Курского Знаменского монастыря, ограблена, но 2 мая опять была найдена и опять вернулась на свое место. Наконец, в 1919 году, в сопровождении епископа Курского и Обоянского Феофана и нескольких из братии Знаменского монастыря, икона ушла за границу, через Константинополь, в братскую Сербию. В 1920 году она вновь, по просьбе генерала Врангеля, посетила землю Русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской Армии ген. Врангеля в первых числах ноября 1920 года. Икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года, когда, вместе с Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви, выехала за границу, находилась в Мюнхене (Бавария), при митрополите Анастасии. В 1950 году митрополит Анастасий из Мюнхена переехал в Америку. С того же года под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь для принятия чтимого образа, который прибыл в США 5 февраля 1951 года в сопровождении архимандрита Аверкия (Таушева). Встреченная епископом Серафимом в аэропорту, святая икона была немедленно доставлена на монастырской машине в Ново-Коренную пустынь. С 1957 года икона пребывает в посвященном ей главном соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение», средник.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену/ и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ темже молим Тя,/ мир отечеству нашему даруй/ и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем/ всечестнаго образа Богоматере чудное явление/ и от того благодать почерпающе,/ первообразней умильно возопиим:/ радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Использованные материалы

  • Станица официального сайта Русской Православной Церкви Заграницей:
  • «СКАЗАНИЕ ОБ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИМЕНУЕМОЙ КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ», Вестник Германской Епархии Русской Православной Церкви за границей:
  • Статьи портала Православие.ru:

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Знамение» Курская Коренная

Видехом, видехом выну чудеса и знамения Твоя, Владычице, исповедуем милость, не таим благодеяний Твоих, обаче велегласно вопием: Аллилуиа.

Силы Тобою деются и благодать от честныя иконы Твоея неоскудно изливается, Преблагословенная Дево, вся подвизая о Тебе вопити: Аллилуиа.

О, Всепетая Мати и Мати всем христианом, Сына Твоего и Бога любовию подражающи, вопиеши к нам милостивно: не бойся, малое стадо, Аз есмь с вами и никтоже на вы! Темже Ти любовию припадающе и со слезами благодаряще, велегласно зовем: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангели удивишася …» и кондак 1-й «Избранной Воеводе …».

Молитва первая

О Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Царица наша преблагая, надеждо наша Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам яко немощным, окорми нас яко странных. Обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабы Твоя (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши ны и покрыеши во веки веков. Аминь.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой честный, имже показала еси преславное знамение.

Как мы можем чего-то бояться

— Вы стали хранителем Курско-Коренной иконы восемь лет назад. Помните свои первые ощущения, когда вам было поручено находиться при святыне?

— Мне сообщили об этом в алтаре нашего кафедрального Знаменского собора в Нью-Йорке. Это было в декабре 2010 года. Вначале я немного смутился и полностью не осознал всю серьезность этого, но потом почувствовал любовь и поддержку наших епископов и принял это замечательное послушание.

Но мне бы хотелось обратить внимание на тот факт, что я не один несу его. Другие епископы, духовенство, верующие — все мы являемся хранителями Курской иконы. Я могу помогать в организации графика, ездить с иконой в разные епархии или приходы, но в этом процессе участвуют все. Это большая радость, но одновременно — и страх Божий, потому что мы находимся в присутствии Пресвятой Богородицы.

— Какие основные обязанности у человека, который несет послушание хранителя чудотворной иконы?

— Конечно, хранителю необходимо знать историю иконы, специальные молитвы перед ней. Но я бы сказал, что значительная часть моего послушания заключается в том, чтобы сопровождать икону во время ее поездок в другие приходы и при посещении болящих. И я стараюсь по мере своих скромных возможностей молиться перед иконой о тех, кто просит об этом. Например, отслужить молебен или помянуть во время литургии.

Кроме того, нужно давать людям знать, когда икона находится в Нью-Йорке, когда посещает тот или иной приход, чтобы они могли прийти и помолиться Богородице. В моем понимании это также и распространение православия, и рассказ людям о чуде пребывания Курской иконы среди нас.

— Каково это — регулярно быть рядом с иконой, перед которой молились преподобный Серафим Саровский, святитель Иоанн Шанхайский, которой поклонялись многие поколения людей? Нет ли какого-то страха, трепета?

— Есть ощущение радости и умиротворения, но боязни нет. Как мы можем чего-то бояться в присутствии Богородицы? Вы правильно напомнили, что перед ней молился преподобный Серафим Саровский и многие другие святые, наши цари, иерархи. Осознание этого помогает человеку испытать чувство смирения. Но в этом нет ничего такого, что могло бы пугать.

— Наверняка вы были свидетелем чудесных историй, связанных с Курской иконой. Можете рассказать какие-то из них?

— Во время молебнов перед иконой всегда испытываешь чувство благоговения. Эти люди могут нуждаться в исцелении, может быть, они одиноки или находятся в трудной ситуации. Но они знают, что им нужна помощь Богородицы.

И, конечно, чудеса совершаются. Многие из них — очень личные, и я бы не хотел о них говорить. Но недавно, например, молодая женщина из России написала мне, что они с мужем безуспешно пытались родить ребенка. Она узнала, что Курская икона приезжает в ее город, и стала добровольно прислуживать в храме в эти дни — мыла пол, следила за цветами.

Она была рядом с иконой целую неделю. И на следующий день после того, как святыня вернулась в Америку, они с супругом узнали, что у них будет ребенок. Она написала, что это чудо связано с Курской иконой и молитвами Богородице.

В других случаях люди исцеляются от болезней, у многих решаются проблемы с работой или какие-то личные вопросы. После молитв перед Курской иконой они иногда приходят и говорят: «Владыка, все получилось даже лучше, чем я мог ожидать».

— Среди тех, кто обратился к вере через Курскую икону, был и человек, который в свое время пытался ее взорвать. Могли бы вы рассказать эту историю?

— В марте 1898 года, когда святой образ находился еще в Курске, анархисты задумали взорвать Знаменский собор и заложили бомбу под аналой Курской иконы. Среди ночи монахи услышали взрыв, и это было похоже на землетрясение. Прибежав в собор, они увидели черный дым, иконы были разбросаны, окна и двери выбиты. Когда же среди всего этого хаоса они подошли к Курской иконе, то увидели, что она не пострадала и даже киот не был поврежден. Это было настоящее чудо. Получилось, что враг таким образом помог еще больше прославить икону, потому что Господь показал нам столь удивительное чудо.

Много лет спустя, уже после Второй мировой войны, в 1949 году, когда икона приезжала в один из русских приходов во Франкфурте, к сопровождавшему ее протопресвитеру Георгию Граббе, который позднее стал епископом Григорием, подошел человек в слезах. Он рассказал историю, о которой я только что поведал, и сказал, что был одним из тех, кто собирался взорвать святыню.

«Я решил, что если Бог есть на самом деле, Он проявит чудо и икона не пострадает», — сказал он тогда. Этот человек пришел покаяться перед Пресвятой Богородицей.

Десятки тысяч людей в Москве и Курске шли поклониться святыне

— Как Курская икона изменила вас?

— Я надеюсь, молю Бога, чтобы я стал более прилежным христианином, стал бы лучше как человек, более смиренным и больше помогал людям. Я не могу сказать, как я изменился, но надеюсь, что это произошло в лучшую сторону.

— Вы один из самых молодых епископов Русской Зарубежной Церкви, несколько лет назад даже монахом еще не были. Ощущаете ли вы, что близость к иконе помогла приходу к священству, нынешнему служению?

— Это очень трудный вопрос, и я не могу ответить на него со стопроцентной уверенностью. Я благодарю Бога за то, что Курская икона сыграла очень важную роль в моей духовной жизни. Но если говорить откровенно, получив это послушание от иерархов нашей Церкви, я стараюсь делать все возможное, чтобы быть примером православного архиерея и христианина. Я молю Бога о спасении моей души и душ людей, которые меня окружают.

— В 2009 году Курская икона впервые за почти 90 лет посетила Россию. Вы сопровождали святыню в той поездке. Какие остались впечатления?

— Я бы хотел начать с другого исторического события — воссоединения Русской Церкви в мае 2007 года. После торжеств и богослужений по этому поводу в Москве, первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр с небольшой делегацией отправился в Курск, а затем в Киев.

В Курске мы посетили Курскую Коренную пустынь, которая находится на месте закрытого и разрушенного большевиками монастыря. Монашеская жизнь там стала возобновляться в 1990-е годы. Во время поездки местное духовенство и верующие спрашивали нас о возможности приезда Курской иконы.

Помню, владыка Лавр тогда очень ясно сказал, что это наверняка произойдет, когда будет восстановлен главный храм. И вот, через два года был построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он был освящен Патриархом Кириллом и первоиерархом РПЦЗ митрополитом Иларионом (Капралом) в присутствии Курской иконы. В этой первой за десятилетия поездке в Россию нашу Одигитрию сопровождали 30-35 человек, в том числе и я. Нас охватывало удивительное чувство радости и трепета.

Видеть, как десятки тысяч верующих в Москве и Курске идут поклониться святыне — это было потрясающе. А мне лично это помогло лучше понять, какая святыня находится с нами.

Я понял, что мы действительно имеем благословение, Господь с нами, и это проявляется в том, что Курская икона находится среди нас и Пресвятая Богородица никогда нас не оставляла. А еще я гораздо лучше осознал историю иконы и почему нам за пределами России нужны наши русские святыни. Мы живем в неправославной стране и из-за этого сталкиваемся с трудностями. Но, имея такие святыни, мы обретаем покой и помощь в укреплении веры.

Быть православным легко, мы просто ленимся

— Трудно сейчас быть православным, живя в США и других странах?

— Если человек сам хочет быть православным, я не думаю, что это трудно. Мы просто ленимся. Но если мы укрепляемся в вере, гордимся ею, посещаем службы, осеняем себя крестным знамением, соблюдаем посты — думаю, быть православным легко. Нам ведь не нужно испытывать страдания ради исповедания нашей веры.

Да, могут быть различные противоречия, связанные с календарем. Мы живем по юлианскому летоисчислению со своими праздниками, постами. Западные христиане следуют григорианскому календарю, так что для нас посты могут усложняться тем, что они совпадают с какими-то американскими праздниками. Многие светские мероприятия выпадают на вечер субботы или на утро воскресенья, что, конечно, является искушением пропустить богослужение и уйти в сторону от того, что нужно душе на самом деле. Но здесь вопрос свободной воли — у нас есть выбор, и от нас зависит, чтобы при помощи Божией Матери сделать правильный шаг.

— Неправославные американцы, которые оказывались у Курской иконы, рассказывали вам о своих впечатлениях?

— Иной раз они просто восхищаются, говорят, какая это прекрасная икона. А иногда признаются, что встреча с ней полностью изменила их жизнь, они увидели подлинность православной веры и приняли святое крещение. Это замечательные примеры того, как люди обретают истинную жизнь по молитвам перед Курской иконой.

— Теперь Курская икона приезжает в Россию каждый год. Люди, живущие за границей, опасаются, что она останется там навсегда. Есть ли какие-то договоренности по этому поводу? Переедет ли она в Россию на постоянной основе или останется в зарубежье?

— Да, с 2009 года по благословению Синода Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата святыня ежегодно посещает Курскую и, как правило, еще одну из епархий в России. Например, она уже побывала в Екатеринбурге, Саранске, Перми, Оренбурге, других замечательных городах.

Но ее «домом» остается кафедральный собор в Нью-Йорке, где она находится между поездками. Господь благословил Зарубежную Церковь быть хранительницей иконы, но наше послушание заключается в том, чтобы делиться этим благословением со всем православным миром.

— А правду говорят, что скоро у иконы может появиться новая швейная риза?

— Нынешняя швейная риза была приготовлена в Иерусалиме русскими сестрами-монахинями, которые молятся на Святой Земле. Но недавно нам пришла новая швейная риза — из Курска, и, возможно, наш первоиерарх вскоре благословит облачить икону в новую «одежду».

— Что значит Курская-Коренная икона для русских православных людей, живущих не в России?

— Она являет собой особую любовь Богородицы к русскому народу в изгнании. Мы называем ее Одигитрией, то есть Путеводительницей, Русского зарубежья. Мы привыкли говорить, что Курская икона постоянно находится в движении: она путешествует, посещает наши епархии, приходы, болящих и престарелых по всему миру. Это великое благословение.

Икона покинула Россию в октябре 1920 года. Она отбывала за границу из Крыма, последней части страны, еще не занятой большевиками. Она уезжала вместе с представителями Белой армии, нашим духовенством и верующими. Для людей это были трудные времена: они были вынуждены покинуть родину и бежать в странный и непонятный для них мир. Зачастую они не знали языка своей новой страны, традиций, у них не было работы. Но вне зависимости от того, где находились русские люди в рассеянии, у них были их друзья и близкие, их православная вера и Курская икона. Она покинула Россию для того, чтобы защищать их, направлять ко спасению и свободе веры.

Конечно, каждый святой образ по-своему чудесен, но для русских людей, живущих за границей, Курская икона имеет действительно особое значение. И я могу сказать, что теперь это относится не только к русским, поскольку она стала святыней для всего православного мира: наши братья сербы, представители Греческой, Антиохийской и других Церквей приходят помолиться перед ней. Даже многие неправославные люди молятся перед этим чудесным образом.

Православие и мир

Икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная

(8/21 сентября, 27 ноября/10 декабря, 8/21 марта, а также в девятую пятницу после Пасхи)

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская-Коренная молятся об избавлении от междоусобной брани, во время бедствия и нашествия врагов, об исцелении от слепоты и болезней глаз, холеры, об охране и благословении наших соотечественников, вынужденных скитаться по свету, об умирении враждующих.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Знамение» Курская-Коренная

Царице наша Преблагая, надеждо наша, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице, зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам, яко немощным, окорми нас, яко странных, обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую, от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабы Твоя (имя рек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши нас и покрыеши во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои, Богородице пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.

Кондак, глас тойже
Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.

Величание
Достойно есть блажити Тя, Богородице Дево, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим.