Икона о тебе радуется

Один из сравнительно редких случаев, когда икона не изображает какое-либо событие, описанное в Библии или связанное со святыми, — это икона Божией Матери «О Тебе радуется». Свое название она получила по первой строке торжественного песнопения, написанного преподобным Иоанном Дамаскиным в честь Богородицы и для прославления Ее.

Описание иконы

На иконе «О Тебе радуется» перед нами предстает масштабная многофигурная композиция: Богоматерь и сонмы ангелов и святых. Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами, по бокам от него стоят архангелы Михаил и Гавриил.

На заднем плане изображен величественный многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим и окруженный деревьями и цветами. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит преподобный Иоанн Дамаскин, в руках у него свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже его – сонм прославляющих Богоматерь святых.

История иконы

История иконы Божией Матери «О Тебе радуется» неразрывно связана с Иоанном Дамаскиным, выдающимся христианским богословом, жившим в VII-VIII вв. (память 4 декабря). Он написал текст прославляющего Богородицу гимна, а иконы, написанные по этому тексту, появились в XV веке. Одна из древнейших таких икон находится ныне в Третьяковской галерее.

От иконы Божией Матери «О Тебе радуется» словно исходит торжественный и, вместе с тем, праздничный настрой, вызывающий в душе молящегося благоговение и радость.

Значение иконы «О Тебе радуется»

Для верующих значение иконы «О Тебе радуется» отличается от других образов Богоматери, перед которыми они обычно возносят молитвы со своими нуждами и горестями. Здесь же Матерь Божию прославляют и восхваляют как квинтэссенцию всеобъемлющей абсолютной Любви, как Царицу Небесную, объединяющую мир земной и Царствие Небесное, как дарующую надежду на Спасение каждому.

Прославление исходит и от святых на иконе, и от молящихся перед ней. Именно в этом прославлении и заключается значение иконы «О Тебе радуется», в чем помогает исполненный глубокого чувства гимн Иоанна Дамаскина. Не просьбы о помощи, не мольба о защите, а благодарность и радость возносятся к Пресветлому Лику Богоматери, радость тех, кто на земле, и тех, кто в Царствии Небесном.

В чем помогает икона «О Тебе радуется»

Хотя иконе «О тебе радуется» возносят не мольбы о помощи, исцелении и защите, она, тем не менее, помогает верующим во многом. Искренняя благодарственная молитва очищает, освещает и освящает душу, настраивает ее на возвышенный лад и добродетельную жизнь.

Богоматерь же в ответ на такую благодарность простирает над очистившимися душами свое покровительство, укрепляет их в вере и стойкости к жизненным перипетиям.

Праздник в честь иконы Божией Матери «О Тебе радуется» 8 января (26 декабря)

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой «О Тебе радуется»

О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́р и челове́ческий род, Освяще́нный Хра́ме и Раю́ Слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Бог воплоти́ся и Младе́нец бысть, пре́жде век Сый Бог наш. Ложесна́ бо Твоя́ Престо́л сотвори́. И чре́во Твое́ простра́ннее Небе́с соде́ла. О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́.

«О Тебе радуется»

58. «О Тебе радуется»

XVI век. Новгород (?)
Дерево, темпера. 143,2 × 106,2
Происхождение неизвестно1
ГРМ, инв. ДРЖ 2137

Икона прописана до поступления в музей. Тонированные вставки левкаса по всей поверхности.

1 В Русский музей поступила в 1913 г. от П. И. Юкина.

Внушительные размеры иконы, ее торжественный характер, тесная связь с литургическим действом позволяют говорить о ней как о храмовом образе, стоявшем в местном ряду иконостаса. По воспоминаниям П. И. Нерадовского, она была вывезена П. И. Юкиным из Новгорода, однако ее стилистические и иконографические особенности не дают оснований для точного определения места создания памятника.

Композиция появилась в древнерусской живописи в конце XV и получила широкое распространение в искусстве XVI века. Каждый из ее элементов глубоко традиционен и восходит к византийской иконографии предшествующих столетий, но их соединение и создание нового выразительного образа, видимо, произошло именно на Руси. В его основу положено благодарственное песнопение в честь Богоматери: «О Тебе радуется, обрадованная…» (кат. № 57).

В древнерусском богослужебном обиходе эта богородичная молитва называлась «богородичен седален», но в силу торжественного характера и величия песни церковный устав предписывал петь ее не сидя, как обычный «седален», а «стояще и со страхом и благоговением». Это важное молитвословие исполнялось в храме не часто — лишь на каждой восьмой воскресной утрене (т.е. один раз в два месяца). В конце XV века богослужение на Руси существенно осложнилось рядом новшеств: увеличение в последовании литургии Василия Великого тайных ходатайственных молитв, читаемых священником сразу после освятительной молитвы Святого Духа (Эпиклезы); пение «О Тебе радуется» параллельно с последовательным поминовением всех чинов святости: праотцев, отцов, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, исповедников, учителей. В длинной ходатайственной молитве после особого поминовения Богоматери и Иоанна Предтечи вновь вспоминались чины святости и все «прежде усопшие», в числе которых отдельно молились о всякой праведной душе, о святой соборной Апостольской Церкви.

Весь многоликий род людской на иконе соответствует ходатайственным словам о «церкви Божией и всех предстоящих Богу людех». На фоне райского сада, вознесенного на высокую гору, в голубом ореоле божественной «славы» восседает на троне Богородица. На ее коленях царственный благословляющий Младенец, а за ними многочисленный собор ангелов, за которыми возвышается пятиглавый храм. Этому величественному небесному образу предстоит «человеческий род», разделенный внизу у подножия горы по чинам святости: пророки, апостолы, мученики, преподобные, святители, монахини, князья и простые смертные; все они собрались, чтобы восславить и воспеть ту, которая принесла в мир и даровала им Спасителя. В этом едином радостном хоре соединились «горнее» и «дольнее», ангелы и человеки, рай и земля: не случайно фигура Иоанна Дамаскина написана так, что она, стоя на земле, руками словно касается трона Богородицы.

Светлое и радостное чувство, вызываемое иконой, во многом сродни красивой напевной мелодии песни, текст и музыка которой образуют величественное и вместе с тем глубоко трогательное восхваление Богородицы. Построение песнопения, начинающегося и кончающегося одним славословием «О Тебе радуется», превращает его в единый замкнутый круг, нескончаемую хвалу, в которую вовлечено все земное и небесное — и ангелы, и вся тварь земная. И изображение подчиняется этому музыкальному ритму: строй композиции определяет круглая небесная сфера — Слава Богородицы.

Отрок Иисус сидит на коленях матери, причем складки ее гиматия укрывают его так, словно плоть его реально покоится во чреве — дословная цитата песнопения «из нея же Бог воплотися и младенец бысть». Христос здесь и Творец Мира, Божественная Премудрость, и священник, освящающий Богородицу — свой истинный Храм на земле. Торжественный трон-престол, на котором восседает Богородица, отвечает следующим словам: «ложесна бо Твоя престол сотвори», а голубая полоса неба, как арка перекинутая над всей сценой, — «и чрево Твое пространнее небес содела».

Основная идея — спасение и блаженство праведных в Царствии Небесном немыслимы без Богородицы, чьими молитвами верные сподобятся обители райской. Благодаря ей, именуемой «дверью райской», между земной Церковью, которую Она олицетворяет, и Небесным Иерусалимом устанавливалась глубокая таинственная связь.

Композиция «О Тебе радуется» стала наглядным изображением грядущего Царствия Божия и торжества праведных. Не случайно все ее составляющие элементы, являясь дословной иллюстрацией песнопения, вместе с тем представляют собой устойчивые символические мотивы Рая, Церкви, Горнего Иерусалима, Царствия Божия. Это и образ тронной Богородицы как символа рая, с древних времен украшавший апсиду храма, и образ Храма-рая, вознесенного на высокую гору и напоминающего о Сионском храме — прообразе Небесного Иерусалима.

И. Шалина