Икона святая мученица Татьяна

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Православная икона святой Татьяны Великомученицы с древних времен считается чудотворной. На ней изображена молодая девушка. В правой руке она держит крест, по нему можно догадаться, что девушка была мученицей. Как известно, девушка стала первой женщиной, которая могла участвовать в богослужении. До нее сан диаконисы могли принимать только священники мужчины. А поскольку этот сан предлагает духовное просветительство, православные люди святую считают покровительницей образования и наук.

Житие святой Татьяны

В конце II века Рим прославился как очень красивый и богатый город. Практически в самом центре находился известный Колизей, в котором проводились все праздники. Практически все римляне тогда поклонялись языческим богам. В городе также были и христиане, но их было мало и практически все скрывались, опасаясь расправы со стороны властей.

Одним из представителей власти был консул, верующий в единого бога. У этого консула родилась замечательная девочка, которую он с самого детства приучал служению Господу. Девушка быстро выросла и стала настоящей красавицей. Вскоре императором Рима стал Александр Север, который нормально относился к христианству. Он был язычником, но Иисуса принимал за еще одного Бога. Благодаря ему христиане основали в городе свою общину, среди которой была и Татьяна.

Девушка была очень доброй, всегда помогала нуждающимся и бедным, выдавала им одежду и пищу, больных лечила. Люди замечали, что девушка все свои дела делает как можно лучше. Так распространилась о ней слава.

Но вскоре все поменялось. Городской совет Рима выдал указ о том, что римляне должны поклоняться только языческим богам и никому больше. В противном случае их ждала казнь. Святую Татьяну Покровительницу силой привели в храм и заставили поклониться языческому богу. Но девушка отказалась и в это время упала и разбилась одна из статуй Аполлона.

Язычники набросились на девушку и стали ее избивать. А она все это время молилась за них и просила у Бога простить их. И вдруг мучители увидели с девушкой ангелов. Поверив в Иисуса, они заявили это совету, за что были сразу казнены. Татьяну мучили и пытали на протяжении нескольких дней. 12 января 226 года она была казнена.

Святая мученица Татьяна — какое чудо сотворила

Студенты МГУ им. Ломоносова постоянно приходят в храм Святой перед экзаменом или когда у них есть проблемы с усвоением материала или курса. Студенты часто обращаются к ней и просят помощи перед Богом. Икона святой мученицы Татьяны действительно благоволит школьникам и студентам.

Многие утверждают, что Татьяна всегда помогает на экзаменах, но только в тех случаях, если студент верит в Бога и хоть капельку готов к предмету. Она поможет поддержать на экзамене или одолеть волнения, чтобы с перепугу все не забыть. Но никогда не будет покровительствовать лентяям.

Икона святой Татьяны, где хранится

12/25 января Православной церковью был установлен день святой Татьяны. А после рождения московского университета при храме великомученицы зародился праздник всех студентов. На территории России существует множество образов этой святой. Частичка мощей хранится в Ново-Алексеевском монастыре. Десница мучениуы хранится в Псково-Печерском храме.

Перечень храмов, где находится образ мученицы Татьяны:

  1. Храм Всех Святых в Москве;
  2. Свято-Успенский Псково-Печорский монастырь в Печерах;
  3. Новоспасский храм в Москве;
  4. Ново-Иерусалимский монастырь в Истре;
  5. Церковь Мученицы Татианы в Москве;
  6. Монастырь мученицы Татианы в Санкт-Петербурге;
  7. Церковь Святой мученицы Татианы в Челябенске;
  8. Храм В честь святой мученицы Татианы в Москве;
  9. Приход храма В честь святой мученицы Татианы в Смоленске;
  10. Храм Святого Иоанна Крондштадтского в Москве;
  11. Монастырь Успения Богородицы в Москве.

В чем помогает святая Татьяна

Многие задаются вопросом: икона святой Татьяны, в чем помогает? Чтобы на него ответить, нужно понять, что святая, прежде всего покровительница образования и студенчества.

  • Если вы, ваши дети, знакомые получает высшее образование — Татияна первая помощница. К ней можно обращаться даже абитуриенту. Она всегда поможет сдать вступительные экзамены.
  • Обращайтесь к мученице перед сессией, зачетом. Это подкрепит не только вашу уверенность, но и удачу.
  • Также святая является покровительницей и заступницей всех Татьян, поэтому если у вас такое же имя — не помешает иметь свою именную икону в красном уголочке.

Такую именную икону можно приобрести в любом православном монастыре. Также можно поискать на страницах интернет-магазинов или иконописных мастерских. Выбор там всегда получше. Только после покупки, икону рекомендуется посвятить в ближайшем храме. Еще можно попросить вышить такую икону каких-нибудь рукодельниц или сделать ее самостоятельно, купив набор для вышивания.

Молитва перед образом Великомученицы

«О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа! Агнице Агнца Божественнаго! Голубице целомудрия, благоуханное тело страданьми яко одеждами царскими одеявшая, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечной, от дней юности служительнице Церкве Божия, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошениям нашим сердечным и не отвергай молений наших, даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наша раны и язвы уврачуй, юность огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози, поминай наша скорби и отраду даруй, посети нас сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжи пламень молитвы, не остави нас сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о Святой Татьяне:

Мученица Татиа́на Римская, дева, диакониса

Аудио:

Кондак 1

Избранней невесте Христа, Вседержителя твари, похвальная пения восписуем, чистоту жития твоего девственнаго восхваляюще и лобызающе честная страдания Твоя; ты бо ныне ликуеши в чертоге небеснем твоего Жениха Христа. Поминай прославляющих тя пении сими, да зовем ти:

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Икос 1

Ангелов Творец избра тя из древняго Рима, да песнопоеши житием твоим святое имя Божие, от лет детства твоего воспитана бысть в страсе Божии и добродетелех, сего ради зовем ти:

Радуйся, юнице сладкоблагоуханная;

радуйся, Божественное Писание возлюбившая.

Радуйся, благочестие в себе воспитавшая;

радуйся, богобоязненному родителю внимавшая.

Радуйся, от него семена веры приявшая;

радуйся, в страсе Божии воспитанная.

Радуйся, паче всех благ вечная блага возлюбившая.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 2

Видящи богобоязненный родитель твой житие твое, всечестная, насладися дарований Божественных в тебе, паче бо знатности своея и власти консульския любляше Христа, всяк день хвалу Ему поя: Аллилуиа.

Икос 2

Разум небесный тебе даровася, егда достигла еси юности твоея и восхоте тогда житие твое проводити в девстве и целомудрии. Христос же Бог, укрепляя тя в сих добродетелех, прият тя в небесная селения. Сего ради приими от нас пения сия:

Радуйся, птице, парящая в Небеса;

радуйся, девство и целомудрие бысть твои криле.

Радуйся, Бога предпочетшая миру;

радуйся, юность свою Христу посвятившая.

Радуйся, ластовице Божественнаго сада;

радуйся, токмо ко Христу любовию пламенеющая.

Радуйся, служившая Ему день и нощь.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 3

Сила Божественныя любве в тебе содела тя служительницей Христу, бысть бо избрана и поставлена на славное служение диакониссы, и оттоле, служащи Церкви в радости велией, возглашаше непрестанно: Аллилуиа.

Икос 3

Имеющи ревность о Церкви Божией, в новом звании подвизалася еси, труды и подвиги усугубляя и подобно безтелесным Ангелом служа ближним во Христе. Мы же, отягченнии грехми, сице глаголем ти:

Радуйся, молитвою услаждавшая житие твое;

радуйся, в звании диакониссы послужившая.

Радуйся, в темницах узников посещавшая;

радуйся, им узы врачевавшая и украшавшая.

Радуйся, добропобедное постничества правило;

радуйся, ко крещению жен приуготовлявшая.

Радуйся, благодати крещения споспешнице;

радуйся, бедных и вдовиц окормлявшая.

Радуйся, в беде и несчастии отраду носящая

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 4

Бурю злых напастей претерпе нечестивый царь Антонин Илиогабал, егда тело его, влекомо по граду, с поруганием ввержено бысть в реку Тибр, воином же возведшим на царство Римское Александра Севира. Ты же, всеславная мученице, пострадала за Христа во дни его царствия, песнопоя Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще и видяще яко млад есть царь Александр Севир, нечестивии консулы притесняху христиан, злочестивый и зверонравный епарх Ульпиан убийство галилеян помысля, повеле кланятися римским богам. Бысть бо страх велий тогда и потече яко вода кровь мучеников. Ты же, всеблагая Татиано, не убоялася еси страха человеческаго; сего ради мы с любовию восклицаем ти:

Радуйся, заблуждению царя Александра Севира посмеявшаяся;

радуйся, Христа и идолов не сочетавшая в поклонении.

Радуйся, токмо единому Христу послужившая;

радуйся, идолы яко сатану вменившая.

Радуйся, Ульпианова страха не убоявшаяся;

радуйся, сочетанию со Христом себе приуготовлявшая.

Радуйся, правоверия цевнице;

радуйся, страха смертнаго низложительнице.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 5

Божественный свет осия житие твое, святая мученице, егда приспе время страданий твоих. Ты бо, облеченная светом, взошла еси в горнило страданий и бысть радостны раны твоя смертныя. Ангели бо служаху тебе и восклицаху непрестанно Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя чистое житие твое, вожди язычестии яша тя яко христианку и ведоша в языческий храм на поклонение. Ты же вознесе молитву Христу Богу, и паде Аполлон, бог языческий, обвалися капище идольское, и мнози идолопоклонницы смерть прияша. Мы же, чтуще силу молитвы твоея, глаголем:

Радуйся, Аполлону не поклонившаяся;

радуйся, силу молитвы стяжавшая.

Радуйся, молитвой идолы сокрушившая;

радуйся, тобою бо капище проседеся.

Радуйся, тобою бо идолопоклонницы посрамишася;

радуйся, тобою бо научишася поклонятися Единому Богу.

Радуйся, страх поколебавшая; радуйся из Аполлона беса изгнавшая.

Радуйся, тень беса и рыдание диавольское показавшая.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 6

Проповедует житие твое велию любовь ко Христу и подвиги. Ты бо подвигами и молитвою низложила еси идольское зломыслие. Ты бо молитвою посрамила мучители, когтьми железными терзающих тело твое, изнемогоша бо мучители и возопиша: Терпим бо сами жестокая мучения за праведницу сию. Ты же ликующе пояше: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия свет Христов в воинех, мучивших тя, егда увероваша в истиннаго Бога возопиша ти: Прости ны, служительнице истиннаго Бога, прости, ибо несть нашея воли на страдание твое. И от того часа бысть чада Божия. Мы же, восхваляюще чудеса милости Божия, зовем:

Радуйся, страданием ко Христу возводящая;

радуйся, Ангелами охраняемая.

Радуйся, за своих мучителей молившаяся;

радуйся, светом Христовым озарившая воины.

Радуйся, приведшая их в воинство небесное;

радуйся, осмь воинов страданием за Христа венчавшая

Радуйся, молитвою твоею им очи отверзшая,

радуйся, мучения своя на мучителей перенесшая.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 7

Хотя воврещи на поклонение идолом, тя ведоша в судилище и мучением предаша беззаконнии язычницы. Ты же явилася здрава и цела, лице же твое бысть светло и радостно, и страхом объят бысть судия нечестивый, повеле паки и паки предати тя горьким мучениим. Тя же охраняше Ангели, служители Бога, поюще: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго чуда бысть свидетели, яко сосца твоя урезанная источиста вместо крове млеко и тело твое обнаженное мучений ради и ножем секомое, источи благоухание. Разъярився нечестивый мучитель и повеле крестообразно на земли распрострети тя и бити жезлы железными. Мы же, чудящеся страданием твоим, рцем ти похвалы таковыя:

Радуйся, Христу сораспятая доблественне;

радуйся, мучителей устрашившая и удивившая.

Радуйся, к изнеможению их приведшая;

радуйся, цевнице мужества веры.

Радуйся, яко тело твое источи благоухание неба;

радуйся, урезанными сосцы воскормившая сонмы мучеников за Христа.

Радуйся, яко и ныне благоухаеши молитвою к Богу;

радуйся, не оставляющая нас своею помощию.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 8

Странное чудо видим на тебе, всеблаженная, како в темнице нощию молящеся и воспевающе Христу хвалы, небеснаго света сподобися озарения и Ангелов Божиих купно славословление приимаше. Тако и ныне в райских селениих со Ангелы песнопоеши: Аллилуиа.

Икос 8

Весь рачитель злобы бысть епарх, егда паки узре тя здраву и светлу, изведену из темницы на судилище, хотеша ласкою соблазнити тя на поклонение идолом. Ты же, ведая силу молитвы твоея, в храм Дианы направи нозе твоя, устремися же бес из богини злочестивыя и возопиша: Горе мне, горе! камо бегу; огнь бо снедает мя. Сего ради, победительнице бесов, вопием ти радостно:

Радуйся, лести епарха не внявшая;

радуйся, в храм Дианы вошедшая.

Радуйся, молитвою низведшая с неба огнь и капище Дианы разрушившая;

радуйся, молитвы великий пламеню.

Радуйся, яко бесы присутствия твоего трепетаху и бежаху;

радуйся, крестным знамением безстрашно себе осенявшая.

Радуйся, в молитве очи к небу возводившая;

радуйся, лучи благодати от неба испросившая.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 9

Все естество ангельское удивися силе молитвы твоея, егда множество не ведящих Бога падоша и смертный страх прияша, опаленнии огнем, и восхвалиша Бога, дивнаго во святых своих, песнею: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многоглаголивии не могут восхвалити тя по достоянию, славная мученице Христова. Кто бо возможет величие страданий твоих изрещи? Кто подвиги твоя воспоет достойно? Токмо надеясь на неизреченную милость твою, дерзаем принести ти сия похвалы:

Радуйся, сладость христианских сердец;

радуйся, нам приносящая милость от Бога.

Радуйся, молитве научающая нас усердно;

радуйся, прошением нашим внемлющая.

Радуйся, яко скоро прошения приносиши Богу;

радуйся, яко горьких мучений избавляеши.

Радуйся, благоуханная ветве райская;

радуйся, чертогов Отчих жительнице.

Радуйся, Царствия Небеснаго наследнице.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 10

Спасительнаго твоего подвига зряще течение, восхваляем страдания твоя, ты бо претерпе бичевания, крестообразное к полу пригвождение, тела изсечение, сосцов вырывание, биение и осмеяние, в темнице заключение и иныя злострадания. Ныне же, венцем Царствия Небеснаго венчавшися, со всеми святыми взываеши: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и адамант тверд была еси, егда на растерзание зверем ведена являешися, лев бо у ног твоих ласкашеся и не растерзаша тя, но егда хотяху отъяти льва, сей абие разсвирепе и разтерза сановника Евмениа, указуя силу христианскую. Сего ради глаголем в страсе:

Радуйся, зверей в агнцев претворяющая;

радуйся, молитвою их умягчающая.

Радуйся, за смерть Евмениеву мучимая;

радуйся, на древе повешенная.

Радуйся, железными когтьми стружаемая;

радуйся, в волхвовании оклеветанная.

Радуйся, нас клеветы избавляющая;

радуйся, от злаго волхвования нас сохраняющая.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 11

Пение непрестанное вознося ко Господу, была еси вместилищем силы и славы Божия. Сего ради молим тя: умоли Господа за нас грешных, святая мученице Татиано, да ниспослет и нам чудеса милости Своея, песнопоющим ныне: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательная свеща бысть во страдании твоем, святая мученице, озаряя светом сердца языческия, да обрящут тобою истиннаго Бога, да водворятся их души в селениих райских. Сего ради умильно восклицаем ти:

Радуйся, носительнице света благодатнаго;

радуйся, солнце лежащих во зле.

Радуйся, ты бо нас светом озаряеши;

радуйся, ты бо нас к блаженству ведеши.

Радуйся, в капище Зевса заключенная;

радуйся, его низложившая и разсыпавшая.

Радуйся, власов лишившаяся;

радуйся, яко язычницы мысляху, яко во власех твоих чары обретаются.

Радуйся, и по острижении власов чудотворящая силою Христовою.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 12

Благодать от Бога получивши, к смертному часу пришла еси, егда бысть в капище Зевса заключена, и поутру, егда приидоша язычестии жрецы, видевше Зевса повержена, а тя ликующу, паки ведоша тя на судилище, и бысть смерть твоя от усечения мечнаго. Ты же, славная мученице, готовящися к селением небесным, взывала еси: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое усечение мечное, восхваляем отшествие твое в вожделенное отечество, идеже ныне ты ликуеши со Ангелы и со всеми святыми во славе невечерней. Сего ради приими от нас словеса сия:

Радуйся, мечем усеченная за Христа;

радуйся, с родителем твоим пострадавшая.

Радуйся, венцев мученических сподобившаяся;

радуйся, со Христом сочетавшаяся.

Радуйся, со Апостолы ликующая;

радуйся, со святыми мученики хвалу Богу возносящая.

Радуйся, не лишившая нас радости твоея;

радуйся, наши сердца зажигающая Божественным огнем.

Радуйся, идолов наших попирающая;

радуйся, начертавшая нам славу Христа.

Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.

Кондак 13

О, всеславная и великоименитая мученице Христова Татиано, девства и чистоты сосуд златый! Ныне милостивно призри на молящияся ти и прилежно просящия твоего молитвеннаго у Бога предстательства. Даруй нам чистоту тела и души, избави нас мучений греховных, да выну Господу зовем: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов Творец …» и 1-й кондак «Избранней невесте…».

Молитва

О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшаго Жениха твоего Христа, агнице Агнца Божественнаго, голубице целомудрия, страданьми, яко одеждами царскими одеянная, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечней, от дней младых Богу обещавшаяся святая служительнице Церкве, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошением нашим сердечным и не отвергай молений наших. Даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наши раны и язвы телесныя исцели, в злострадании терпение даруй, греховныя язвы уврачуй, юность нашу огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози. Поминай наши скорби и отраду даруй. Посети нас, сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжжи пламень молитвы, не оставь нас, сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу сил, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Московская церковь св. Мученицы Татианы

Храм святой мученицы Татьяны

Храм святой мученицы Татьяны

Единственная в Москве церковь св. мученицы Татианы находится на Моховой улице, на углу Б.Никитской, — как известно, это домовый храм Московского университета.

Святая Татиана считается покровительницей и университета, и его студентов. Именно в Татьянин день в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета — в день именин матери графа И.И.Шувалова, который поднес указ государыне на подпись.

Святая Татиана была дочерью знатного римлянина, тайно принявшего христианство. В то время в Риме вновь начались языческие гонения на христианство, когда императором стал Александр Север. Святую схватили и принуждали вновь обратиться к язычеству, принеся жертву идолу. Но по ее молитве статую разнесло на куски, и еще обрушилась часть языческого святилища. А когда мученицу на следующий день заперли в цирке и пустили туда голодного льва, он не тронул ее, улегшись у ее ног.

После долгих и страшных мучений, так и не добившись от нее отречения от Христа, святой Татиане и ее отцу отрубили голову. Произошло это в 226 году.

Первоначально у Московского университета не было своей собственной домовой церкви, как и собственного здания, построенного специально для него. На первых порах он временно разместился в старинном здании Земского Приказа на Красной площади, где в ту пору находилась Главная аптека. Архитектор Д.Ухтомский наскоро обновил старую постройку для нужд Московского университета (теперь на этом месте — Исторический музей).

Праздничный молебен в день открытия Московского Университета 26 апреля 1755 года и первые богослужения по поводу университетских торжеств проходили в соседнем Казанском соборе.

Однако уже с июля 1757 года начались поиски храма для открытия в нем университетской домовой церкви. Тогда директор Московского университета И.И.Мелиссино обратился в Московскую контору Святейшего Синода с просьбой передать университету находившийся поблизости храм св. великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном ряду. В ней предполагалось временно устроить собственную университетскую церковь «как для слушания всем ученикам, так и для истолкования Катехизиса».

Однако церковь находилась на дворе княгини Анны Грузинской, родственницы того самого грузинского царя Вахтанга, которому этот двор вместе с церковью подарил еще Петр I. Княгиня отказалась передать фамильное наследство в ведение университета, сообщив о том своем решении через управляющего. Тогда стали искать другие храмы.

Вскоре Московский университет получил в свое ведение усадьбы князей Волконского, Репнина и Борятинского на Моховой — там, где потом было выстроено его Главное здание по проекту Матвея Казакова. И приблизительно на том месте, где сейчас стоит здание Зоологического музея с огромной аркой соседнего Ботанического корпуса МГУ, в старину находилась древняя церковь св. Дионисия Ареопагита, построенная еще в 1519 году Алевизом Фрязиным. В ней были два придела, принадлежавшие Репниным, и князь Репнин завещал их вместе с церковной утварью Московскому университету.

Однако при их осмотре комиссия пришла к выводу, что здание ветхой церкви может вот-вот обрушиться и что для проведения богослужений оно непригодно.

В 1784 году новый директор Московского университета П.И.Фонвизин (родной брат знаменитого писателя) просил архиепископа Платона передать университету всю Дионисиевскую церковь, чтобы разобрать ее и на том месте построить новый домовый храм: «Для исполнения христианской должности учащимся нужно Университету иметь свою приходскую церковь. Чтобы настоятель имел все законы и способности к наставлению в законе обучающегося юношества, был духовником студентов и учеников, находящихся на казенном содержании, мог всегда исправить требы».

В том месте уже готовились работы по возведению Главного здания Московского университета. Владыка Платон просьбу удовлетворил и в ответ потребовал построить церковь «лучшую и пространнейшую, соответствующую чести Университета и числу в оном обучающихся».

Одно из главных отличий Московского университета от университетов Европы традиционно видится в том, что он не имел богословского факультета. Но это не значит, что преподавание в нем было сугубо материалистическим или что богословие не преподавалось в нем вообще.

Закон Божий входил в число обязательных для всех студентов дисциплин. А в 1819 году была даже устроена отдельная общеуниверситетская кафедра Богопознания и Христианского учения для преподавания богословия, церковной истории и церковного законоведения.

Даже один из параграфов студенческого устава конца XVIII века гласил: «Паче же всего Университетский питомец из природных Россиян должен твердо знать Катехизис Греко-Российской Церкви, а иноверный сведущ быть в истинах религии по его вероисповеданию».

И в 1791 году в левом флигеле возведенного Казаковым Главного здания, там, где сейчас располагается ИСАА, была устроена первая университетская домовая церковь во имя св. мученицы Татианы — «в незабвенное воспоминание достойночтимого дня, в который учрежден проект об Университете». Кстати, над ее проектом вместе с Казаковым работал архитектор и художник Антон Иванович Клауди. Он и расписывал ее интерьер. Отметим, что этот же мастер трудился над росписями известного московского храма св. Мартина Исповедника на Таганке.

5 апреля 1791 года Татианинская церковь была освящена митрополитом Платоном, который произнес слово на текст «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь», окончив свою торжественную проповедь словами: «Училище наук и мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною: одно другому спомоществует, но притом одно другим утверждается».

А императрица Екатерина Великая прислала в подарок университетской церкви к заутрене Светлого Христова Воскресения полную богатую ризницу. Как выразился один старинный ученый, этим даром «Государыня как бы христосовалась с Университетом».

Августейшие особы лично посещали университетский храм. Так, в декабре 1809 года сюда приехали император Александр I со своей сестрой Екатериной Павловной и ее супругом принцем Георгием Гольштейн-Ольденбургским.

Император был восхищен красотой церкви и произнес по-французски: «Ах, как хорошо, не правда ли? Здесь все так мило, превосходно и согласно с простотой и совершенством Христианской Веры, что может всякого привести в благоговение…»

Эта первая университетская церковь сгорела вместе со всем зданием на Моховой в пожаре 1812 года. Ее настоятелю о.Ионе удалось спасти из храма только старинную церковную утварь — видимо, ту самую, подаренную Екатериной II.

А в тот день, когда армия Наполеона покинула Москву, именно отец Иона первым из московских священников отслужил в стенах Страстного монастыря благодарственный молебен Христу Спасителю. За свои подвиги во время Отечественной войны он был позднее награжден наперсным крестом.

Университетская церковь св. Татианы, оставшаяся без крова, вновь открылась временно в 1817 году на втором этаже соседнего с университетом храма святого Георгия Победоносца на Красной горке. Храм этот, разрушенный большевиками, стоял на месте нынешнего дома №6 на Моховой улице, построенного в 1934 году знаменитым архитектором И.В.Жолтовским как первый московский образец архитектуры «сталинского ампира».

Именно здесь, в новоосвященном Татианинском приделе Георгиевского храма, студенты Московского университета присягали Великому князю Константину Павловичу, а потом его брату Николаю I в 1825 году. И здесь же в Татьянин день 1831 года совершилось торжественное богослужение после страшной эпидемии холеры в Москве.

Только в 1832 году император Николай I купил для Университета усадьбу Пашковых на Моховой, расположенную между Воздвиженкой и Большой Никитской улицами и построенную, возможно, самим Василием Баженовым (ныне это — Аудиторный корпус МГУ).

Имя этого великого архитектора упоминается здесь неслучайно: Пашковы были родственниками того самого богача П.Е. Пашкова, сына денщика Петра Великого, для которого Баженов построил дворец на углу Моховой и Знаменки, известный как «Дом Пашкова».

В усадьбе же на Моховой ее владельцы собирались давать балы и театральные представления. Однако поначалу в левом флигеле этой усадьбы, где сейчас располагается университетская церковь, был устроен конный манеж.

А в 1806 году Пашковы сдали флигель в аренду казне для выступлений труппы бывшего Петровского театра Медокса, который перебрался сюда из сгоревшего здания на Театральной площади. И именно здесь, в скромном усадебном флигеле, возник московский Императорский театр, ставший колыбелью и родоначальником Большого и Малого театров.

В 1836 году году русский архитектор Е.Д.Тюрин перестроил бывший пашковский флигель для Татьянинской церкви, где она действовала вплоть до 1918 года. В те годы он занимался общей перестройкой этой усадьбы для новых корпусов Московского университета.

Архитектор Тюрин, строитель Богоявленского собора в Елохове и Александринского дворца на Б. Калужской, считал честью работать для Московского университета и трудился безвозмездно. А потом подарил Университету свою коллекцию картин, в которой были полотна Рафаэля и Тициана. Он собирал ее всю жизнь…

12(25) сентября 1837 года святитель Филарет, митрополит Московский, освятил новую домовую церковь университета в присутствии министра просвещения С.С.Уварова. Строфы из проповеди святителя Филарета — «Приступите к Нему и просветитеся» — были выложены на иконостасе, над Царскими вратами. Эта же надпись была выложена и «на челе храма» — на фронтоне здания церкви, выходящего на Моховую улицу.

Только в 1913 году на фронтоне появилась новая надпись, восстановленная в наше время, — «Свет Христов просвещает всех»,- сделанная древнеславянской вязью. И тогда же наверху был установлен деревянный четырехконечный крест.

Интерьер новой университетской церкви на Моховой был великолепен. Первоначально ее расписывал тот же Антон Клауди. По краям иконостаса, справа и слева от Распятия над Царскими вратами, находились скульптуры двух коленопреклоненных ангелов работы знаменитого мастера И.П.Витали: справа от Распятия — Ангел Радости, слева — Ангел Скорби. После революции они были перевезены в музей скульптуры в Донской монастырь, где находились в Михайловской церкви рядом с надгробием князя Голицына.

В 1855 году, к столетнему юбилею Московского университета, итальянский художник Ланжелотти заново расписал стены и свод Татианинского храма. А преподаватели и студенты собрали тогда деньги на приобретение для церкви двух икон письма итальянского живописца Рубо: святителя Николая Чудотворца и св. Елизаветы Праведной,- выполненных в византийском стиле. И еще две иконы работы того же Рубо (Спасителя и Богоматери) подарил Университету его бывший попечитель граф С.С.Строганов.

В том же юбилейном 1855 году у Татианинской церкви появилась святыня: историк М.П.Погодин передал в дар университетскому храму частицу мощей св. Кирилла. За двадцать лет до того ее преподнесли ученому в Пражском соборе, где хранится десница святого просветителя славян.

А в 1862 году в Московском университете впервые торжественно чествовали память свв. Кирилла и Мефодия, и богослужения прошли в Татианинской церкви.

В Татьянин день 1877 года духовенство университетского храма освятило первый памятник М.В.Ломоносову работы С.Иванова, тогда установленный перед Аудиторным корпусом. Во время Великой Отечественной войны в его постамент попали осколки разорвавшейся фугасной бомбы, и памятник перенесли в здание бывшей Татианинской церкви, где тогда размещался клуб МГУ. А на его месте в 1957 году появился новый памятник, выполненный скульптором И.Козловским, который и сейчас стоит во дворе факультета журналистики.

Каждый год 12 (25) января в университетской церкви торжественно служили праздничный молебен с акафистом святой мученице Татиане. После обедни все шли в актовый зал на Моховой, где проходила официальная церемония празднования Татьяниного дня, а потом уже начиналась студенческая вольница. Как известно, в тот день в престижном ресторане «Эрмитаж» на Трубной спешно скатывали ковры и посыпали пол опилками, а вместо изящных стульев ставили лавки и сдвигали столики вместе — главное пиршество студентов традиционно проходило там:

Да здравствует Татьяна, Татьяна, Татьяна,
Вся наша братья пьяна, вся пьяна
В Татьянин славный день!

Городовым же в Татьянин день повелевалось не трогать подгулявших студентов и не забирать их в часть.

Прихожанами Татианинского храма были студенты и преподаватели Московского университета — здесь они исповедовались и причащались, венчались, крестили своих детей, отпевали родственников.

После смерти профессоров Московского университета и его членов отпевали здесь, в университетской церкви : В.О.Ключевского и Т.Н.Грановского, С.М.Соловьева и А.Г.Столетова…

В феврале 1852 года в Татианинской церкви отпевали Н.В.Гоголя. Как известно, он скончался в приходе другой церкви, Симеона Столпника на Поварской, которую и посещал в последние годы жизни. Прощание с ним решили устроить именно в Татианинской церкви потому, что Гоголь был почетным членом Московского университета. Гроб с его телом друзья писателя и профессора вынесли на руках и проводили на кладбище Данилова монастыря.

А в 1892 году в церкви св. Татианы отпевали выпускника Московского университета — А.А.Фета. И здесь же прошло отпевание первого избранного ректора Московского университета — С.Н.Трубецкого, скончавшегося от инсульта в приемной у министра в Санкт-Петербурге во время революции 1905 года.

В университетской домовой церкви крестили будущего философа Владимира Соловьева и, возможно, Марину Цветаеву. Сестры Цветаевы, дочери профессора Московского университета, точно были прихожанками этого храма — именно здесь, под его сводами, прошли их первая исповедь и причастие.

Настоятель церкви одновременно был профессором богословия в университете. Одному из самых образованных священников, протоиерею Николаю Сергиевскому, студент Московского университета Сергей Толстой, старший сын писателя, учившийся на химика, не мог сдать предмет, не зная ответа на вопрос «каково происхождение души?» (правильный ответ был: «Божественное»).

Университетский домовый храм был закрыт в 1918 году, в соответствии с декретом СНК об отделении Церкви от государства и школы — от Церкви. Богослужения в Московском университете еще малое время совершались в той же Георгиевской церкви, где в 1920 году тайком праздновали Татьянин день — в 165-летний юбилей университета.

Потом большевики запретили отмечать этот старинный праздник, и торжества в Татьянин день официально вернулись к нам только в 1990-х гг.

В советское время в здании бывшей церкви, превращенном в клуб МГУ, выступали Луначарский и Бухарин, Качалов и Собинов, а в ноябре 1927 года Маяковский прочитал здесь только что законченную поэму «Хорошо».

И именно в этих стенах 27 ноября 1936 года академик Н.Д.Зелинский предложил присвоить Московскому университету имя М.В. Ломоносова. Его предложение было принято, и с 7 мая 1940 года МГУ стал носить имя своего основателя.

Здесь же 6 мая 1958 года великая русская актриса А.А.Яблочкина торжественно разрезала ленту и открыла Студенческий театр МГУ.

Первым его руководителем был Ролан Быков, и при нем театр снискал себе такую славу, что даже ближайшая троллейбусная остановка стала называться «Студенческий театр МГУ». Этот театр подарил русской культуре немало выдающихся имен — Ию Саввину, Аллу Демидову, Александра Филиппенко, Марка Захарова.

Однако история взаимоотношений университетской общины домовой церкви, созданной в 1993 году, и Студенческого театра МГУ завершилась конфликтом в начале 90-х годов, в котором Церковь обрела свои законные права на это историческое здание.

По символическому совпадению первый настоятель вновь открытой в 1995 году Татианинской церкви МГУ протоиерей Максим Козлов был священником восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о возвращении Московскому университету его домовой церкви на Моховой совершались снова в Казанском соборе.

25 января 1995 года, в Татьянин день, здесь вновь была освящена домовая церковь Московского университета, а позднее на первом этаже здания так называемый нижний храм был освящен как новый придел во имя святителя Филарета, митрополита Московского, когда-то освящавшего саму Татианинскую церковь.

В тот же год здесь стала выходить первая студенческая православная газета МГУ «Татьянин День», в которой работали студенты московских вузов.

В настоящее время церковь действует, и все старинные традиции Московского университета возвращаются.

Характеристика Татьяны из романа Евгений Онегин

Татьяна — одна из главных героев романа,представленная в первой части романа уездной 17-летней барышней.В отличии от своей сестры, Татьяна била тихой,в детстве не играла с остальными детьми, замкнутая, и даже в семье своей родной «казалась девочкой чужой»Она рано начала читать романы, и постоянно жила в их мире, представляя себя на месте главных героинь.
И понятно, почему героиня Пушкина влюбляется в Онегина. Она из тех “девушек”, для которых любовь может быть или великим счастьем, или большим несчастьем.В сердечном порыве она решается написать своему возлюбленному письмо-откровение, признание в любви.
В первых главах перед читателем возникает образ наивной девушки, искренней в своем стремлении к счастью. Но вот прошло два года. Татьяна — княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Изменилась ли она?
И да, и нет. Конечно, она “в роль свою вошла”, но не потеряла главного — простоты, естественности, человеческого достоинства.
Татьяна вышла замуж за генерала потому что, её попросила об этом её престарелая мама.Она вышла за него замуж,хотя до сих пор любила Онегина.Но она остаётся верна своему мужу до конца.
В этом выборе героини отразилось очень многое. Это и цельность натуры ее, не допускающая лжи и обманов; и четкость нравственных представлений, которая исключает саму возможность причинить горе невинному человеку (мужу), легкомысленно опозорить его; и книжно-романтические идеалы; и вера в Судьбу, в Промысел Божий, подразумевающая христианское смирение; и законы народной морали, с ее однозначностью решений; и неосознанное повторение судьбы матери и няни.
Моё отношение к героине положительное.Даже после того,как Онегин объясняется ей в любви,она остаётся верна своему мужу,хотя и любит Онегина.Такое поведение достойно уважения.