Икона Тихона задонского

Христианский святой, Тихон Задонский, известен своими трудами на духовные темы, строгий аскет и молитвенник, непримиримый борец с языческими традициями, и в то же время обладающий кротостью и смирением по отношению к вере Христовой, еще при жизни обрел славу чудотворца и целителя. После его кончины, Тихон Задонский был канонизирован, признан святым и чудотворцем, защитником христиан, небесным покровителем монахов и миссионеров.

О чем молятся святому Тихону Задонскому?

Святой Тихон много и истово молился, обладал даром провидца. Окружающих он удивлял своим даром чудотворения. И сегодня, многие люди обращаются в молитве к Тихону Задонскому о помощи и исцелении и помощь эта приходит. Святителю Тихону Задонскому молятся, чтобы он помог обрести кроткий нрав и усердие в благих делах, смирение и миролюбие. К нему обращаются в молитве об исцелении болезней, в том числе и душевных, от депрессий и беснования, пагубных пристрастий, в том числе от табакокурения, алкоголизма и наркомании.

Текст молитвы

О, великий Угодниче Божий и преславный Чудотворче, Святителю отче наш Тихоне!

Со умилением преклонше колена и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, хвалим, славим и величаем прославльшаго тя Бога, и нам недостойным показавшаго в тебе велию милость, и всеусердно, верою и любовию чтущий святую память твою, молим тя: принеси молитву нашу к вся содержащему и спасающему человеколюбцу Господу, Емуже ты ныне с лики Ангел и со всеми Святыми предстоиши, да утвердит во святей Своей православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении вверенных им людей — право верующия соблюдати, слабый и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати.

И паки припадающе, с упованием, якоже чада отца нам суща, молим тя, Святителю Тихоне, веруем бо, яко ты, на небесех живый, любиши ны тою же любовию, еюже вся ближняя твоя возлюбил еси, внегда пребывати тебе на земли, испроси у всемилостиваго Господа и всем нам подати дар коемуждо благопотребен и вся, яже к животу временному и вечному полезная, мира умирение, градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возстановление, заблуждающим на путь истины возвращение, подвизающимся в делех благих укрепление, благоделающим преспеяние, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, наставником ведение и благочестие, неведущим вразумление, сирым, неимущим и убогим помощь и заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствование, отшедшим блаженное упокоение.
Сих всех, наипаче, проси нам, Святче Тихоне, у Щедродавца Бога, яко имый велие к Нему дерзновение: тебе бо стяжахом приснаго заступника и теплаго молитвенника о нас пред Господем, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение.

Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Святителю Тихону Задонскому Чудотворцу об исцелении

Тихон Задонский вел аскетический образ жизни и был скромен, но его дар чудотворца невозможно было скрыть. Слава о Святителе Тихоне как о чудотворце и молитвеннике распространилась по Руси еще при его жизни.

Большому количеству верующих, святитель помог исцелиться и обрести зрение, даровал возможность ходить, тем кто не вставал с постели, излечивал и другие тяжелые недуги больных людей. При молитве Тихону Задонскому об исцелении и сейчас больше количество верующих излечиваются от тяжелых болезней.

О всехвальный Святителю и Угодниче Христов, отче наш Тихоне!
Ангельски пожив на земли, ты яко Ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении.
Веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердый наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, обильно дарованною тебе от Господа, присно способствуещи нашему спасению.
Приими убо, ублажаемый Угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго.

Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да прибавит Своя великия и богатыя милости на нас грешных и недостойных рабех Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших и да избавит ны вечных мук и огня геенскаго; всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со Ангелы и со всеми Святыми славити и воспевати всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва Тихону Задонскому от колдовства

Тихон Задонский вел просветительскую работу среди населения об искоренении традиций язычества и установлении веры христианской на Руси. Он был яростным противником язычества и колдовства, вел обличительные проповеди и увещевания. Его духовная борьба с магией велась с помощью бесед с прихожанами и молитв. После его кончины, люди стали обращаться за защитой к нему с помощью молитвы от колдовства. Сам факт того, что эта молитва дошла до наших дней, говорит об ее эффективности.

О святителю, отче наш Тихоне! Услыши нас и потщися благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас, грешных и недостойных рабех Своих (имена), да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениях наших и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго, да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение, да тако сподобимся, со Ангелы и со всеми святыми, славити и воспевати всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.

Молитва о душевнобольных

Особую силу имеют молитвы Тихону Задонскому при исцелении душевных болезней. Больной одержимый бесами, может обрести помощь Святителя Тихона, при обращении к нему самого больного или его близких. Главное, чтобы сам больной и люди, которые помогают ему бороться с недугом, хотели и верили в чудодейственную силу молитвы и совместно боролись с духом нечистым, соблюдая христианские обряды и заповеди. Молиться надо обязательно перед образом святого Тихона. Святитель еще при жизни учил духовному подвигу и молитве, и настаивал на ежедневном молитвенном труде, который только в этом случае позволял избавиться от тяжелых недугов, в том числе и беснования. Молитва очищала и просветляла молящегося и создавала невыносимые условия для нечистой силы и болезнь оставляла его.

Отец наш Тихон, восхваляем тебя! Ты угодник Христовый, святитель Божий! Бытие твое подобно ангельскому, подобно ангелу ты явился и даровал людям надежду. Направляем тебе свою веру и мысли свои благие. Благосердие твое, помощь твоя наши души спасает. Ходатайствуй о нас перед Господом, проси для нас спасения душевного. Услышь наши мольбы недостойные, будь милостив к нам, заступись за нас. Одари нас мудростью, убереги от зловерия человеческого, защити нас от деяний и помыслов недобрых. Помоли о нас перед Господом, подаруй нам силу великую, милость благую. Обращаются к тебе грешные и недостойные рабы Божьи (имена), просим об исцелении язв наших телесных и душевных. Избави нас от ран на телах наших. Пусть растворят слезы умиления и сокрушения каменные сердца наши. Вразуми нас о покаянии, избави от вечных мук и огня геенского. Пусть верным людям будет дарован мир и тишина, здравие и спасение, успех в делах, людей добрых на пути, благочестие и чистоту. Молимся тебе и воспеваем образ твой. Во имя Отца и Сына и Святого Духа во веки веков.

Молитва о замужестве

Хотя сам Святитель Тихон Задонский вел аскетический образ жизни, но был милосерден к прихожанам и ратовал за здоровый образ жизни и установлению крепких семейных отношений. До сих пор считается, что Святитель Тихон покровительствует семьям, и женщины обращаются в молитве к Тихону Задонскому о замужестве, и он помогает им обрести хороших добропорядочных мужей.

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче святителю отче наш Тихоне! Со умилением припадающе к иконе твоей, молим тя: принеси молитву нашу к человеколюбцу Господу, да дарует же с долгоденствием душевное же и телесное здравие рабам Божиим (имена) и прихожанам святаго храма сего, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас, грешных и недостойных рабех Своих, да растворит окаменелыя сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениях наших и да избавит ны от вечных мук и огня геенского, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое отеческое заступление, во веки веков. Аминь.

В обители милосердного святителя

Мертв тот, кто в злобе живет,
и жив тот, кто в любви пребывает…»

Святитель Тихон Задонский

Каждый год в эти дни Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь принимает особенно много паломников. 26 августа – день памяти святителя Тихона Задонского, день его преставления и второго обретения мощей. Святитель почил о Господе в 1783 году, ему было 59 лет. Но эта не столь долгая по земным меркам жизнь вместила в себя столько трудов, столько любви, столько милосердия, столько душеполезного назидания, стала таким воистину неисчерпаемым источником Божией благодати, что многие поколения наших соотечественников и православных со всего мира спешат припасть к святому Тихону Задонскому, чтобы вкусить живительной росы, подаваемой Самим Спасителем через Своего угодника всем притекающим с верой.

«Православия наставниче, благочестия учителю, покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, пастырю предобрый, новый России светильниче и чудотворче, паству твою добре упасл еси и писаньми твоими вся ны наставил еси, темже венцем нетления украшен от Пастыреначальника, моли Его спастися душам нашим», – поет Церковь в одном из тропарей святителю.

Святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, Задонский чудотворец (1724–1783) – великий богослов, крупнейший православный религиозный просветитель и писатель XVIII века, автор множества посланий, среди которых есть наставления родителям и детям, учителям и семинаристам. Его творения были любимым чтением благочестивых русских людей и имели громадное влияние на русскую религиозную литературу и проповедничество. Это один из наиболее любимых русским народом святых. Простота его жизни, чуткость и забота о каждом человеке, с которым он общался, привлекала к нему сердца многих людей. Простым, глубоким и пламенным словом он укреплял в вере, наставлял, поддерживал и поучал свою паству. Он неустанно противостоял сохранявшимся в народе языческим суевериям и начинающему развиваться, особенно среди молодежи, вольнодумству и неверию.

Жизнь святителя вместила в себя многие труды, многие скорби, но и многие духовные утешения от Господа и Его Пречистой Матери. С детства познавший голод, нужду, крайнюю бедность святитель всегда не только был милостив к нуждающимся, но и учил в своих творениях, что бедность, как и многие другие человеческие несчастья, происходят от оскудения любви в людях: «Если бы любовь была, не ходили бы люди полунагими и в рубищах, потому что любовь бы их одела, ибо “любовь милосердствует”. Если бы любовь была, не скитались бы люди бездомные, потому что любовь бы этого не допустила, но дала бы им место упокоения».

С детства святитель показывает и пример трудолюбия, особого усердия к знаниям (ведь даже половину положенного от казны в семинарии ежедневного куска хлеба он продавал, чтобы купить свечку и больше времени посвящать чтению книг и учебе). Видя его решимость и усердие, любовь и милосердие, смирение и нестяжательность, Господь утешал и укреплял Своего избранника – ему были даны видение отверстых Небес, благодать пастырства и архипастырства, явления Богородицы и Самого Спасителя, особый дар слез и многие духовные дарования…

Уже при жизни окружающие видели в нем человека Божия, святого, так что простые люди увещевали друг друга словами: «А то он Богу пожалуется», бывшие в раздоре при нем не смели изъявлять вражды, но, внимая святителю, приходили к миру, равнодушные к чужой беде обильно жертвовали, когда святитель призывал оказать помощь погорельцам или попавшим в иную беду.

Преемник апостольских трудов, святитель Тихон более всего призывал паству к тому, чтобы делом являть любовь к Богу и ближним. «Мертв тот, кто в злобе живет, и жив тот, кто в любви пребывает», – писал он. Труды святителя Тихона, как и его святые мощи, – духовная опора всем ищущим доброго пастырского наставления и указания верного пути.

Святые мощи святителя Тихона в советские время были увезены из Задонского монастыря, но милостью Божией в 1991 году святыня была возвращена в обитель. Еще в 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, мощи, находившиеся в Орловском краеведческом музее, были переданы Церкви, однако прежде, чем вернуться в Задонск, три года они пребывали в Орловской епархии. Именно в этот день двадцать три года назад, 26 августа 1991 года, братия Задонского монастыря во главе с архимандритом Никоном, ныне митрополитом Липецким и Задонским, торжественно встретила бесценное сокровище – святые мощи Задонского чудотворца.

В то время монастырь только начинал восстанавливаться. До возвращения в обитель мощей, как вспоминает владыка Никон, «жизнь в нашем монастыре едва теплилась, мало было паломников, на службе – совсем мало причастников. Но вернули нам святые мощи святителя Тихона из Орла в 1991 году, и это стало мощнейшим импульсом. Легко, радостно стало жить и подвизаться в Задонске».

Под молитвенным покровом святителя Тихона трудами и попечением священноархимандрита монастыря владыки Никона из года в год восстанавливается и благоукрашается не только Задонская обитель, но и вся образованная в 2003 году Липецкая епархия, правящим архиереем которой с самого момента ее основания и стал владыка Никон, в то время епископ Липецкий и Елецкий. Этот замечательный архипастырь не только привел монастырь в прекрасное состояние, но возродил духовную жизнь всего Липецкого края. В епархии, которую он получил в управление, в 2003 году было три монастыря, 74 действующих храма. Через десять лет стараниями владыки в Липецкой епархии стало уже около 280 действующих храмов. 29 мая 2013 года была образована Липецкая митрополия, в ней насчитывается три мужских и семь женских монастырей, но самой крупной монашеской обителью, центром притяжения тысяч паломников остается Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.

– Много народа приезжает на источники святителя Тихона, – рассказывает митрополит Никон. – Здесь, у монастыря, источник Богородичный – в честь иконы «Живоносный источник». Святитель Тихон ископал источник в селе Тюнино, а потом в урочище Скит, он туда ездил писать труды. Потом там был скит этого мужского монастыря. Больше всего людей приезжает на тот дальний источник, особенно по воскресеньям. Но там и исцеления большие.

И от мощей святителя Тихона происходит много исцелений. Молва идет, люди и приезжают. Вот, например, примерно год назад многие стали свидетелями чуда в Задонской обители: человек поднялся к мощам святителя на костылях, а отходя от мощей, понял, что они ему уже и не нужны! Он со слезами благодарил Бога и Его святого угодника за исцеление! А сколько совершается чудес сокровенных! Главное, чтобы соединились твердая вера в милосердие Божие и заступление святого с одной стороны, и то, что нам действительно будет полезно то, о чем мы просим. А иначе получается по слову апостола Иакова: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4. 3).

Люди за многое благодарят святителя Тихона. В феврале этого года я был в селе Покровское, там Покровский храм. Стоит он еще с XVII века, но строился постепенно, так что есть предание, что один из его пределов уже в веке XVIII освящал сам святитель Тихон. И с молитвенным покровом святителя многие связывают то, что в советское время храм не был взорван. Его должны были взорвать наряду с соседними, но вдруг разразилась непогода, дороги размыло, и взрывники просто не смогли добраться до села, а начальству отчитались, что всю работу сделали. Так храм и «забыли». А в наше время древний пятипрестольный Покровский храм стал возрождаться. Слава Богу!

Владыка, как у Вас получается, возглавляя Липецкую митрополию, до мелочей вникать в жизнь монастыря?

– Это получается легко и естественно. Задонский мужской монастырь – мой родной дом и мое детище, насельники монастыря – мои дети, здесь я постоянно живу, отсюда езжу в Липецк и во все города и села нашей епархии для совершения богослужений и для участия в других мероприятиях.

Нередко я обхожу территорию монастыря, осматриваю всё, общаюсь с братией и насельниками на всех послушаниях. Старшие в трапезной, пекарне, просфорне, типографии, в монастырских лавках, на складах, на строительных и полевых работах, на монастырской ферме и на прочих объектах без труда могут встретиться со мной, рассказать о возникающих проблемах, посоветоваться, получить благословение. Все происходит на ходу, как в большой семье: в процессе жизни и общения детей и родителей.

А какое место в Вашей жизни занимает святитель Тихон?

– Святитель Тихон – не только образец праведника для меня и для всех русских людей. Он незримо присутствует рядом и очень живо, с необыкновенной силой помогает в моем служении. Незримое присутствие его окрыляет и вдохновляет нас непрестанно. Святитель Тихон стал важнейшим покровителем моей жизни вместе со старцами Глинской пустыни – преподобным схимитрополитом Серафимом (Зиновием Мажугой) и схиархимандритом Виталием (Сидоренко). Жизнь и учение этих великих старцев, духовным сыном которых Господь сподобил меня быть, стали основой всей моей жизни. Что-то сродное в них было и со святителем Тихоном, наверное, как и у всех святых. Я видел их жизнь, слышал слова, отношение ко всему…

К отцу Виталию я попал в двадцать лет и не смог от него уйти. Он был бессребреником. У него келейницей была мать Мария, игумения; она ухаживала за ним, повсюду за ним ходила… и прятала от него вещи, потому что он все раздавал, куда бы ни шел, причем то, что на нем было в тот момент, – тоже, вплоть до носков. За ним толпа бегала… Он был такой любвеобильный, что с ним не хотелось расставаться. Так же и святитель Тихон – ведь милостыня была его любимым делом, он сам не свой был, если в какой-то день не мог кого-нибудь облагодетельствовать, а чем больше отдавал, тем больше радовался.

А со схимитрополитом Серафимом я был знаком одиннадцать лет. Когда умер владыка, он пять дней лежал в Александро-Невском храме в Тбилиси, все это время мы практически не спали и не ели, были словно оглушенные – такая благодать была от его тела, что не было ни печали, ни скорби, мы ходили и общались, будто бы во сне.

А когда я встретился со святителем Тихоном, то как будто попал в родной дом. И его дело милосердия, помощи обездоленным, духовного просвещения мы всегда стараемся продолжать. Наш монастырь опекает две общеобразовательные школы, школу глухонемых, центр «Надежда», где находятся дети, чьи родители лишены родительских прав, и другие «трудные» дети. Наши насельники приходят к ним и преподают там круглый год. Это светские учреждения, но с ними тесно сотрудничают наши иеромонахи, монахи и монахини, дети приходят целыми классами причащаться. Организовываем разные поездки, концерты – в общем, монастырь помогает. Школам глухонемых, слабовидящих мы помогаем также и продуктами.

Тут посчитали, что постоянно монастырь оказывает духовную и материальную благотворительную помощь пяти детским и пяти медицинским учреждениям, заключенным более двадцати исправительных колоний и тюрем, многим нуждающимся людям, жертвует средства на восстановление более десяти храмов Задонского района, а также на восстановление новообразованных монастырей Липецкой и Елецкой епархий.

Ваше Высокопреосвященство, много ли паломников приезжает к святителю в Задонскую обитель?

– Конечно. Особенно много их в эти дни. Мы готовимся встретить десятки тысяч паломников, в том числе и участников проходящего уже не первый год Митрофаниево-Тихоновского крестного хода, который начинается в Воронеже 20 августа, в день празднования святителя Митрофана, и несколько дней люди идут в нашу обитель – к празднику святителя Тихона.

Как всегда, в преддверии дня памяти святителя Тихона Задонского мы приводим монастырь в порядок, всюду моем, убираем. Готовим помещения для размещения паломников на ночлег. Под Владимирским собором в еще не вполне восстановленном Троицком храме будет трапезная для всех желающих. Привозим продукты к празднику. Идет строгий Успенский пост, но в праздник святителя Тихона в нашей епархии разрешается рыба.

Иеромонахи, игумены постоянно с людьми – принимают исповедь, причащают, соборуют, утешают, дают духовные советы. Для украшения храма и раки с честными мощами святителя Тихона приобретается большое количество живых цветов.

Что-то новое по сравнению с прошлыми годами Вы можете назвать?

– К празднику святителя Тихона мы вновь открыли сайт монастыря, теперь он оформлен более строго и лаконично и обслуживается не мирянами, а членами нашего монастырского братства. Готовится очередной выпуск альманаха «Задонский паломник».

Дорогой владыка, а как лично Вы готовитесь к встрече праздника святителя Тихона? Происходят ли какие-то изменения в связи с праздником в Вашей жизни?

– Для меня это просто праздник еще одной встречи со святителем и теми, кто приходит почтить его память. Я стараюсь всегда быть духовно бодрым и поддерживать постоянную молитвенную и трудовую форму. На протяжении всего года часто служу литургию, исполняю келейно свое монашеское правило. Нередко выезжаю на целый день в лес (рано утром или после литургии), где собираю грибы для трапезной и одновременно творю Иисусову молитву. Стараюсь духовно и физически не расслабляться.

Вероятно, духовные и физические труды молодости сформировали в Вас определенный навык, поэтому Вам легко служить Богу и людям, легко молиться, радостно общаться с людьми. А каковы Ваши любимые занятия?

– Буду вполне искренним, если скажу, что люблю Бога и людей. Поэтому иногда спешу убежать от людей, чтобы побыть наедине с Богом в молитве, а иногда, напротив, спешу навстречу людям, испытывая потребность общения, желание помочь, утешить, подсказать.

Как уже говорилось, люблю «тихую охоту» – собирать грибы; это и возможность быть полезным монастырю, и способ молитвенного уединения, а также телесный труд, движение, для поддержания хорошей физической формы. Вспомним, что и преподобный Серафим Саровский, и святитель Тихон Задонский сознательно нагружали свое тело физическим трудом. Святитель Тихон, например, рубил дрова, косил траву для своей лошадки, искапывал колодцы для обустройства лесных источников. Это помогало ему и укрепить здоровье.

Много ли детей и молодежи приезжает в обитель?

– Приезжают. Часто бывает воронежский кадетский корпус; как приедут – выстроятся здесь, строем идут в храм, потом в трапезную. Приезжают те, кто отдыхает в летних лагерях епархии. Много детей приезжает из воскресных школ. У нас растет много цветов, и почти все посадили эти ребята.

Приезжают студенты из технического университета, они у нас на огороде трудятся. Из педагогического университета студенты приезжают проходить практику.

* * *

Бережно хранится и почитается в монастыре все, что связано с памятью святителя Тихона. В 2005 году была установлена новая сень над ракой с мощами святителя, в 2006 году – новая серебряная рака с искусной чеканкой, этот драгоценный ковчег для хранения главной святыни обители – мощей святителя Тихона Задонского. Облачение святителя, в котором он был погребен, совершенно не тронуто временем; оно покоится в стеклянном ковчеге рядом с честными мощами.

Во Владимирском соборе в настоящее время находится множество местночтимых икон, святынь, доставленных из Иерусалима, частицы мощей святых Божиих угодников. В обители есть иконы старинного письма, бережно сохраненные верующими в годы безбожной власти. Среди них наиболее почитаемы образ святителя Тихона Задонского и икона Божией Матери «Владимирская».

Из наставлений святителя Тихона Задонского о воспитании:

«Учение без жития доброго не сильно и не полезно. Какая польза человеку учить, а самому не творить? А по слову Христову: Кто сотворит и научит, тот великим наречется в царстве небесном (Мф 5:19). Потому должно с младых лет противиться природному злонравию, и стараться его искоренять при помощи Божией, и к добродетели себя приучать, – что делается повседневным в законе Божием поучением, и через искание в том успеха испытанием».

*

«Обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божию, поскольку грамота без страха Божия – не что иное, как безумному меч».

*

«Как маленькое деревцо к какой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины своей жизни склонность будет иметь».

*

«Наставление в благочестии и в страхе Господнем должно быть с самого младенчества, как только дети начинают хотя бы немного что-то понимать. Поскольку, как выше сказано, этот возраст, как незлобивый, удобен к восприятию добра или зла».

*

«Самонужнейшее дело – родителям воспитывать своих детей в страхе Божием и добронравии. Без того всякое учение и воспитание ничто. Многие родители обучают своих детей иностранным языкам, иные художествам обучают, но о христианском учении и воспитании небрегут: таковые родители рождают детей к временной жизни, но к вечной жизни их не допускают. Горе им, ибо не телеса, но души человеческие убивают своим нерадением! Христианин! Ты таким родителям не подражай, но всяким образом старайся своих детей в страхе Божием и добронравии воспитывать».

*

«Святое Крещение для тех христиан, которые бесстрашно и беззаконно живут и о законе Божием нерадят, ничего не значит, но они пред Богом бывают как язычники и вне числа истинных христиан. Только тем святое Крещение принесет пользу, кто свято и благочестиво живет; для них открыты двери Царствия Небесного, а для беззаконных и нерадивых заключены, поскольку таковые не хранят своих обетов и Богу солгали. Напоминай об этом своим детям, дабы они в страхе Божием жили, и всякого греха, как смертоносного яда, береглись, и всякому доброму делу обучались».

*

«Христианин, люби детей своих по-христиански и наказывай их, чтобы были исправными и добрыми. Наказывай тело, чтобы душа исцелилась. Не жалей их (наказывать) ныне, дабы потом о них радоваться. Помни, что ответ о них воздашь Богу. Однако умеренность во всем похвальна».

*

«Всякое человеческое старание, а особенно в таком важном деле, без помощи Божией бессильно. Поэтому прилежно молись, чтобы сам Бог помог тебе быть и самому добрым, и детей своих на добро наставлять».

*

» чужие дела и поступки не обсуждать и не пересмеивать, но всякому знать себя и свое дело, к которому призван. И между собой беречься от ссор, злословия и драк. Сквернословия, шуток непристойных, кощунств и бесчинного смеха беречься. Никаких прозвищ, особенно непристойных, друг другу не прикладывать. Неуместными и непристойными играми не забавляться».

Фото сайта Задонского монастыря

Икона Тихона Задонского

Икона святителя Тихона Задонского известна многочисленными исцелениями физических и духовных недугов. И по сей день любая молитва подле лика святого непременно получает отклик.

Великий святитель Тихон Задонский отличался своей горячей любовью к Господу. Он жил в суровые времена 18 века, когда уклад жизни во многом отличался от привычного нам сейчас. Но его творения и труды уже в те времена, когда народ был ослеплен безверьем и беснованием, разжигали горячую любовь и пламенную веру в сердцах каждого человека. И по сей день молитвы, обращенные к богослову Тихону, не утратили своей силы и помогают во врачевании депрессии, пьянства, душевного помешательства.

История иконы

Изображения преосвященного святителя были написаны еще при жизни сподвижника церкви. Причиной такой горячей любви выступала праведность Тихона, его святость и высокий церковный сан. Современники святителя независимо от гражданского состояния желали иметь в своем доме прижизненные портреты епископа, потому что видели в нем сияние истинной праведности и смиренное постижение глубин веры и любви к Господу. Тихон же не очень любил позировать, считая столь обширное поклонение незаслуженным. Художникам приходилось ухищряться и писать его втайне, пока епископ занимался повседневными делами.

Преосвященный Тихон обладал даром прозрения, умел читать мысли собеседников и отличался среди всех праведников способностью творить божественные чудеса. К его предсказаниям относят яркие события жизни Александра I, в особенности крах Наполеона и освобождение Русских земель.

Святитель любил вести беседы с простым народом, утешая и помогая во всем. Жертвенность и ходатайство пред Господом не знали границ: за каждую пришедшую душу святой возносил горячие молитвы к Небесам, прося высшего заступничества, а после одаривал деньгами. Смерть настигла великого епископа в 1783 года 13 августа.

И вот спустя ровно 63 года произошло обретение нетленных мощей старца, сопровождаемое многочисленными исцелениями. Изображение святого Тихона было снято с мощей покойного святителя. Сделано это было из-за многих разногласий в иконописной трактовке святого образа. Ведь на тот момент икон Тихона Задонского было бесчисленное множество. А определить время их происхождения, авторство, а также точность передачи образа святого подвижника было достаточно сложно.

Где находится образ Тихона Задонского

Образ святителя и подвижника православной церкви можно встретить во многих храмах России. Горячая любовь людей вынудила их писать пожизненные портреты церковного просветителя Тихона. Но основным местом почитания, куда устремляются паломники со всех стран, является город Задонск, где богомольник проводил последние дни своей праведной жизни. Старец был захоронен под алтарем в Соборном храме Задонского монастыря.

В 1861 году мощи святого Тихона были открыты. В Задонск съехалось бесчисленное множество паломников, дабы ощутить на себе благодатную помощь святого. Очевидцы тех событий сообщают, что всякий больной исцелился: слепой прозрел, хромой окреп, а к глухому вернулся слух.

Описание иконы

Изображение Тихона предстает перед глазами зрителя в основном по пояс, но есть и варианты написания святого в полный рост. Тело Тихона покрывает архиерейское облачение, демонстрирующее святость и церковный сан.

Левой рукой богомольник удерживает жезл, а правой посылает благословение каждой молящейся душе. Также на иконе присутствует частица нетленных мощей, помещенная в мощевик в правом нижнем углу. Именно поэтому от иконы нисходит еще больше благодатной помощи. Списки с лика принято делать схожими с настоящим оригиналом, поэтому в вариациях святого образа нет видимых отличий.

В чем помогает икона святого Тихона

Исцеления подле благодатного образа святого Тихона не перестают удивлять и вселять веру в каждого, кто с последней надеждой обращается к богомольнику в молитвенной просьбе. Икона исцеляет при панических атаках, буйствах, устрашающих видениях, депрессиях, пьянстве, расстройстве психики.

Народной памяти известны случаи благодатной помощи незрячим и полностью ослепшим людям, недуги которых мгновенно исчезали после прочтения молитвы подле образа чистого и праведного Тихона. Молитвенные просьбы к святителю излечивают даже от холеры, паралича и эпилепсии.

Святой образ поможет каждому побороть и избавится от затяжных болезней, запущенных и сложных случаев.

Молитва перед иконой Тихона Задонского

«О, Святой Приспешник Божий Тихон! Прожив на земле праведную жизнь, ты прославил бытие свое навечно. Мы верим всей душой в Твое ходатайство пред Господом Богом о нашем скором спасении. Ведь Ты ревностный помощник каждой заблудшей души. Прими молитвы наши и не отвернись в тяжелый час. Мы как никогда нуждаемся в Твоем покровительстве и заступничестве от мыслей дурных, очерняющих и темных. Упаси нас от неверия, злости и бесовского плена. Сжалься, скорый на помощь приспешник Божий, ведь лишь ходатайство Твое прибавит Божией милости к недостойным и грешным рабам Божьим (имена). Исцели своей благодатной помощью болезни затянувшиеся да души растленные. Пусть слезы радости растворят каменный плен согрешений наших, и избавимся мы от мук адских и огня дьявольского. Подари праведным людям, колени пред тобой преклонившим, мир и спасение, здравие, святость и чистоту ангельскую. Со всеми ангелами и всем собором святых славься, Великий Тихон. Воспеваем имя Твое, и имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь».

День почитания приходится на 13 августа. Приспешник Божий отличился жизнью праведной и был вознесен к лику святых. Жизнь его и высокое положение не очернили душу его, а напротив, сделали великим и всеми любимым угодником Господа. Пусть его заступничество поможет вам исцелить недуги избавиться от пагубных пристрастий. Мы желаем вам мира в душе. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Редкий старинный образ Святого Митрофана Воронежского и Тихона Задонского с мощевиками и святыми частицами. Россия, Воронеж 1861-1870 год

Иконы-мощевики, как и кресты-мощевики или другие религиозные предметы с ковчегами для хранения Святых частиц, известны с древности, и всегда они были очень редки, предназначаясь, в первую очередь, не для личного, домашнего использования, а для массового поклонения, размещаясь в храмах и монастырях.
И всегда именно иконы с мощами, распятия-мощевики и другие подобные реликвии притягивали к себе не только местную паству, но и массы паломников, зачастую притекающих на поклон Святыне из самых отдаленных губерний.
Известна и практика распространения подобных икон с реликвариями для того, чтобы и в отдаленных городах или селах люди имели возможность получить помощь от почитаемого святого, приложившись к образу, в котором хранится частичка святых мощей Небесного Покровителя или иное святое вложение.
Но особенное почитание святых на Руси было обращено к тем праведникам, кто прославился своими Богоугодными делами здесь, на родной земле, кто восславил веру, живя среди простых людей, показав верующим Великий Свет учения Христова!
Русские святые – особая тема для любого верующего человека и тогда, в имперской патриархальной России, и сегодня, ведь эти святые люди и при своей жизни и после нее оказывают помощь всем, кто в ней нуждается. Паломники со всей Матушки России устремляются к ракам со святыми мощами, к дорогим их сердцу могилам и иконам-реликвариям, в которых бережно и благоговейно сохраняются малые частички мощей или иные святыни, зная, что по молитве придет исцеление от самых лютых болезней, что будут получены ответы на все волнующие вопросы, что придут правильные советы, как поступать в той, или иной сложной ситуации…
Храмы и монастырские обители очень трепетно хранили такие реликвии, понимая, какую исключительную духовную ценность они представляют для любого православного человека, однако революционные события и дальнейший протяженный период почти векового безбожия и богоборчества многое перевернули, исковеркали. Уничтожалось абсолютно все, что считалось духовным, что связывало людей с Богом, и в этом русле именно чтимые православные святыни были в особом фокусе внимания безбожников. Найти, уничтожить такие раритеты, чтобы обрубить вековые корни веры – вот в чем заключалась их задача. Подлые «разоблачения» с разорением святых мощей праведников, с уничтожением могил, сожжением икон, а в конечном итоге – с физическим разрушением храмов и монастырей – вот так советская власть железной рукой корчевала веру в человеческих душах и памяти, надеясь в конечном итоге уничтожить абсолютно все, что столько веков формировало сознание искренне верующего русского православного человека!
И это обстоятельство еще раз подчеркивает особенную редкость и ценность любого намоленного старинного предмета, который бы дошел до нашего времени, сохранившись от пожарища богоборческого горнила, в котором бесследно исчезли тысячи и тысячи бесценных художественных памятников и православных реликвий.
Все это – лишь обязательное предисловие к описанию того редчайшего памятника русского православия, который мы хотим представить Вашему вниманию: перед Вами старинная икона с образами двух светильников веры, просиявших в земле русской – святых Митрофана Воронежского и Тихона Задонского чудотворцев, написанную талантливым изографом в середине XIX века, сразу после прославления второго из святителей и содержащая два ковчега со Святыми частицами праведников!
Святители Митрофан и Тихон – это вообще, особенные святые, близкие сердцу каждого русского православного верующего, потому что они родились и выросли здесь, в России. Тут они прониклись духом православия, целиком посвятив себя служению Господу. Всю жизнь они демонстрировали свою святость, словом и делом утверждая Заповеди Христовы и силой своей любви к Господу и к людям врачуя самые страшные телесные и духовные людские недуги.
Нужно обязательно сказать о том, что в разное время в русской земле прославились в лике святых многие праведники, однако многим из них выпала судьба иметь весьма скромную известность, отчего их и сегодня называют местночтимыми святыми, то есть почитаемыми лишь в определенной местности, там, где они и жили, где служили Господу, где почили с миром, где впоследствии хранились их святые нетленные мощи или где находились чтимые могилы.
Но среди всех имен праведников лишь ряд русских святых сделался настолько известным и почитаемым, что слава о них разошлась далеко за пределы того территориального ореола, в котором, казалось бы, они могли, как и другие, иметь известность.
К таким наиболее известным святым, почитаемым абсолютно по всей России ( и даже далеко за ее пределами!), можно отнести только четырех праведников: преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и чудотворцев святителей Тихона и Митрофана Воронежских.
Особая популярность двух последних обусловливалась тем, что они не только относительно недавно жили среди людей, так что живые рассказы о чудесах и духовных подвигах святителей передавались из уст в уста, из поколения в поколение, но и от того, что мощнейшее народное почитание их, продлившееся и после праведной кончины, закончилось, к всеобщей радости, официальным прославлением старцев и причислением их имен к лику святых!
Святой Митрофан Воронежский чудотворец, прославленный в лике святых в 1832 году, родился в 1623 году, а ушел из жизни в декабре 1703-го. Чудотворец Тихон Задонский рожден был в 1724, а скончался в 1783 году, в Задонском монастыре. Прославление же Тихона Задонского в лике святых состоялось в 1861 году и после этого оба святых стали практически всегда воспроизводиться вместе на паломнических иконах, их вообще воспринимали не иначе, как вдвоем, а потому появление ростовых фигур праведников и на этой иконе вовсе не случайно.
Оба святых блистали силой своего разума, просветительским и воспитательным талантом, смирением, праведной жизнью, за что еще при жизни они удостоились от Господа возможности совершать чудеса исцеления, причем им обоим было позволено излечивать людей от самого страшного душевного недуга – беснования.
Все знают святого Никиту Готского (в простонародье – Никиту Бесогона), образ которого частенько носили с собой или помещали в домашней божнице, как оберег от бесов и бесовщины, от проявлений потусторонних недобрых сил.
С момента появления на земле русских святых Тихона и Митрофана и начала их народного почитания, основанного на чудесах, совершенных молитвенниками, появилась совершенно новая, еще более близкая духу каждого русского верующего, возможность оградить себя, близких и самый свой дом от всякой нечисти.
И именно за бесогонную силу почитают святых и сегодня, хотя этим их целительная помогающая помощь вовсе не ограничивается. Вместе они олицетворяют «микросонм» святых, которым можно молиться о благополучии выросших детей, о том, чтобы у них было простое житейское счастье: семья, любимая работа, финансовый достаток и конечно, крепкое здоровье.
Однако следует очень четко понимать, что перед Вами сейчас во всем необычная реликвия, выдающийся предмет во всех его проявлениях!
Но перед описанием иконы приведем еще несколько исторических фактов. В 1919 году безбожные власти развернули целую кампанию по «разоблачению» веры и очернению церковников, занявшись вскрытием (читай – осквернением) святых мощей праведников и этой кошмарной процедуре были подвергнуты, безусловно, самые основные русские Святыни – мощи преподобного Сергия Радонежского и святые мощи святителей Митрофана и Тихона, после чего сами мощи Воронежских святых были отправлены в антирелигиозный музей – подальше от верующих.
В этом ракурсе любые предметы, содержащие святые частицы и сохранившие их до нашего времени в нетронутом (неоскверненном) виде можно рассматривать, как особенно редкие и ценные раритеты, так что эта икона представляет собой исключительный по редкости и ценности экземпляр.
Что же можно сказать про этот уникальный живописный реликварий? Икона по своей стилистике тяготеет к середине XIX века, что полностью соответствует и самому историческому моменту, к которому ее написали: в 1861 году, как мы уже сказали выше, состоялось торжественное прославление святителя Тихона Задонского, но поскольку оба святых воспринимались в народном почитании, как некое неделимое целое, создали и этот святой образ, где чудотворцы предстают перед молящимся человеком во весь рост, в торжественных церковных облачениях, строгие и, в то же время, смиренные.
Фигуры как будто проступают к нам из темноты, благородный коричнево-черный фон подчеркивает святость праведников, фигуры которых как бы светятся изнутри Небесным светом. Изограф, исполнивший образ, был наделен талантом от Бога, он с чувством и душевным трепетом выполнил свою работу, написав яркую и запоминающуюся икону. Но ей изначально была отведена особенная роль, и иконописец об этом знал: в круглых миниатюрных ковчежцах, опечатанных монастырскими печатями, были помещены Святые частицы, и потому образ приобрел, кроме своего талантливого художественного воплощения, еще и мощнейший энергетический импульс.
Явно икона предназначалась либо для вручения в качестве ценного памятного дара духовенству высокого ранга, прибывающего на торжества по случаю причисления к сонму святых чудотворца Тихона, либо для одного из отдаленных храмов или монастырей, где подобная икона с реликвариями могла стать чтимой святыней и обеспечить устойчивый приток верующих и паломников.
По великому счастью, икона сохранилась до нашего времени практически в первозданном виде, совершенно очевидно, что ее хранили самым бережным образом и поэтому живопись не подверглась какому бы то ни было износу и повреждениям. Икона не реставрировалась, живопись предстает в идеальной, для полутора столетий ее жизни, сохранности, даже на ковчежцах Вы легко увидите оттиски особых печатей в виде православного креста – таким образом мощевики опечатывались в монастырях, где и происходил сам процесс размещения в иконной доске реликвий, с молитвой, по особому церковному обряду.
Сегодня икона сияет в специальном современном киоте, созданному по особому заказу: образ может и дальше долгие годы, десятилетия и даже столетия радовать верующих своей красотой и помогающей силой.
Кому же мы адресуем эту икону в первую очередь? Безусловно, образ можно рассматривать, как абсолютно бесценное приобретение для домашнего моления, для домашнего киота. Можно смело констатировать факт, что второй такой уникальной иконы святых Митрофана и Тихона Воронежских, в которой еще тогда, в XIX столетии установлено два реликвария, Вам не найти. Это эксклюзив. Абсолютный эксклюзив.
Но мы также знаем, что подобные религиозные предметы-мощевики приобретают верующие люди и в качестве ценного вложения в храмы и монастыри.
Мы уже говорили о том, что в современных храмах и обителях существует явный дефицит чтимых старинных дореволюционных реликвий, побуждающих верующих целенаправленно посещать именно эти духовные центры. Нет ничего удивительного, ведь бесчисленное число реликвий было уничтожено в прошлом веке, ныне же пополнить храмовое убранство старинными иконами с мощевиками, по сути, просто невозможно.
Но в то же самое время, даже одна такая реликвия может в корне изменить положение любого деревенского храма или отдаленного монастыря: если такая святыня наличествует в храмовом интерьере, если она помогает верующим в исцелении или в житейских делах, весть об этом быстро распространяется не только по округе, но и за ее пределы, способствуя формированию устойчивого и постоянно растущего числа местных верующих и настоящих паломников, притекающих в храм.
Сейчас Вы имеете уникальную возможность и также можете помочь своему храму, сделав ценный вклад в виде старинной иконы с двумя реликвариями! И с момента появления в нем этой бесценной святыни, безусловно, поток верующих возрастет, люди будут иметь возможность увидеть и прикоснуться к одной из чудом сохранившихся до нашего времени, русских православных святынь!
Старинная икона-реликварий с образами чудотворцев Тихона и Митрофана Воронежских – это прекрасный повод сделать подарок Вашему духовному наставнику, или даже высокому Церковному начальству. Подобный шанс выпадает отнюдь не каждый день, предмет настолько ценный и важный, что с ним не стыдно будет прийти на прием к духовному лицу самого высокого ранга!
Нельзя не сказать и о коллекционерах – людях, понимающих всю ценность и уникальность подобных предметов, возникающих на просторах антикварного рынка настолько редко, что сейчас нужно только успеть купить редкую икону, ведь появление еще одной, хотя бы близкой по сути, реликвии, спрогнозировать просто невозможно!
Эта старинная икона может служить и прекрасным средством размещения капитала, долгосрочной инвестицией в будущее: ясно, что с годами ценность этого предмета возрастет, причем многократно.
Вы можете попытаться поискать и альтернативы иконе – но мы можем сразу предполагать, что скорее всего, безрезультатно, ведь как мы уже сказали, перед Вами абсолютно эксклюзивная в своей ценности, религиозная вещь, ценность которой складывается из духовной, культурной, художественной, коллекционной и материальной составляющих.
Нам искренне хочется завершить описание уникального старинного святого намоленного образа словами: успейте осознать всю важность предмета и купите его первым, пока это не сделал кто-то другой, ведь второго шанса приобрести необыкновенную антикварную икону-реликварий, увы, может уже и не представится!

Святитель Тихон Задонский: 10 граней драгоценного камня

Когда шли дебаты о восстановлении Патриаршества, то об одном из кандидатов – Тихоне (Белавине) – говорили: «Тих он». Те же слова можно сказать и о другом Тихоне, жившем ранее, в эпоху Екатерины.

*
Свою приставку к имени – Задонский — Тихон получил по имени монастыря, в котором век коротал после отхода от дел. Достойно замечания то, что многие великие наши учителя и богословы для того, чтобы посвятить жизнь ученым трудам и молитвам постоянным, уходили с занимаемых кафедр. Таков, например, вместе с Тихоном и Феофан Затворник. Есть нечто болезненное в том факте, что управление епархией и богословские труды находятся в скрытом противоречии.

*
Тихон вышел в свет из жуткой нищеты. Такой нищеты, что в зрелые годы, уже будучи архиереем, вспомнив за обедом о голодном детстве, он не мог ложку до рта донести и с плачем уходил из-за стола.

*
Для меня трогательно в Тихоне то, что он – великий знаток и любитель Священного Писания. Псалтирь он знал наизусть и читал всегда по памяти, углубляясь в богомыслие. Так же хорошо знал и Евангельский текст, отчего поучался «в Законе Господнем день и ночь», как пишется в первом псалме, не требуя под руками книги. А за обедом всегда просил читать ему пророчества Исайи. Эту любовь к Святой Книге вынес он еще из детских лет, когда по ночам со свечным огарком бодрствовал над Святыми буквами.

*
Век тогда на дворе стоял вольнодумный и шатающийся. Верхи общества теряли уважение к вере из-за чада заморских идей. Простой люд прозябал в невежестве традиционном. С этой точки зрения Тихону пришлось учить и напоминать пастве вещи прописные и элементарные. Монахам он напоминал, какими обетами они со Христом связались. Священникам объяснял смысл Литургических действий, как если бы они все еще в семинарии учились. Умолял Слово Божие, хотя по малу, ежедневно читать. Просил даже ограды вокруг храмов ставить, чтоб домашний скот на паперти не заходил (!).

*
Некоторым труды Тихона были по сердцу. Большинство же встречало непривычную ревность владыки с холодным равнодушием (увещательные письма к монастырям, бывало, Тихону отправляли нераспечатанными – «сам, мол, читай»). Некоторые же озлоблялись даже до рукоприкладства. Случалось Тихону быть битым от игумена (!) в Задонском монастыре. Даже юродивый местный ударил его по щеке однажды, сказав: «Не высокоумь». Впрочем, это уже битье иного рода и для других целей. Но вообще интересно до дрожи – многократно битый по щекам от разных людей святой епископ!

*
Писания Тихона Задонского кажутся до крайности простыми. Святой Филарет Московский в разговоре с Игнатием (Брянчаниновым) сказал, что писания Тихона – «неглубокая река, но в ней есть золотой песок». Кажущееся отсутствие глубины в текстах Задонского архиерея объясняется темнотой паствы и необходимостью доносить до нее прописные, казалось бы, истины. Но стоит вчитаться в эти строки, как начинаешь понимать – здесь не слова одни. Здесь – опыт. Прежде чем дать людям молоко, сам он питался твердой пищей.

*
Собственное богословское творчество в ту пору на Руси было диковинным явлением. Всякий богослов по окончании школы носил в уме либо фундаментальные, либо отрывочные знания на латинском языке. Пастве от них не было ни холодно, ни жарко. Нужно было переводить, творчески осваивать и переваривать иноязычную и инославную мудрость на пользу родной паствы. Желающих было очень немного, и Тихон был один из них. Вот почему идею своей чудесной книги «Сокровище духовное от мира собираемое» он позаимствовал у известного тогда западного писателя Арндта. Вообще же в творчестве Тихон самостоятелен, и кроме Священного Писания цитирует одного лишь Златоуста, да и того не часто.

*
Всякий человек есть сын своей эпохи. Большинство людей только детьми своей эпохи и являются. Но цель в том, чтобы преодолеть земное притяжение и стать сыном вечности. Тогда человек будет принадлежать уже всем эпохам, чудотворно влияя на ход истории. Тихон влияет на нас, поскольку вошел в число молитвенников и за Русскую землю, и за Вселенскую Церковь.

*
Вообще образ Тихона на фоне эпохи одинок и скорбен. Это не образ святости, бодро шагающей в Небесное Царство (такая вряд ли существует, но многим хочется именно такой). Тихон – пример человека, плачущего о себе и о других. Он – пример человека чуткого и ранимого, измученного окружающей грубостью, вошедшей в привычку. Он человек проницательный и внимательный, ужасающийся повальной беспечности и рассеянности. Как житель затерянного в океане острова, он писал свои книги и бросал их в воду в надежде на сочувствие незнакомого читателя. Сегодня эти книги нужно читать миллионам православных потомков.

*
Перед смертью было ему видение. Высокая лестница, теряющаяся в облаках и голос: «Взойди!» Он идет, поднимается с трудом и страхом. И уже внизу не видно земли, а вверху все еще не видно конца. Страшно. Но тут множество рук слева и справа начинают поддерживать его и помогать подниматься.

Сон был истолкован так. Лестница ведет в Небесное Царство. А руки – это молитвы людей, которых Тихон учит и назидает. Этими молитвами он в Небесный Рай и войдет.
Какое утешение всякому проповеднику! Какое ободрение в трудах! Но теперь Тихон уже достиг цели, и никакие руки его больше не подталкивают. Зато сам он может протягивать руку с высоты и помогать подниматься тем, кто взывает о помощи. В день памяти Тихона я буду просить: «Отче Тихоне, моли Бога о мне!» И вы просите.