Иконы новомучеников

Икона «Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных»

Написана к прославлению их на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года.

Перед иконописцами стояла задача создать собирательный образ подвига, совершенного Русской Церковью в ХХ веке в лице бесчисленного сонма Ее членов.

Икона состоит из трех частей: средника, как главной части, где представлен собор святых, предстоящих в прославленном состоянии; деисусного чина в верхнем ряду; боковых клейм с изображениями мученических подвигов.

СРЕДНИК

В верхней части по золоту фона сделана надпись, содержащая наименование иконы и выполненная стилизованным уставом XV века. Сонм новопрославленных святых угодников Божиих представлен на фоне храма, изображающего храм Христа Спасителя в Москве.

Храм представлен в несколько обобщенном виде. Перед ним изображен престол, одетый в красное, пасхальное облачение. Такое облачение является одним из существенных символов вечной, пасхальной радости, победы над адом и смертью, ликования в Царствии Небесном, где пребывают мученики. На престоле лежит раскрытое Евангелие со словами Спасителя: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити…» (Мф. 10:28).

Фрагмент иконы

Несколько выше представлен крест, подчеркнуто крупного размера, указывающий на причастность к мученическому подвигу всех изображенных на иконе, а также на торжество Церкви над грехом через крест Христов. Именно крест является центром композиции. Он как бы осеняет предстоящих праведников.

По вертикали на оси креста, внизу, ниже престола, расположена группа Царственных мучеников с Государем Николаем II в центре. Царская Семья представлена в византийских царских одеяниях — далматиках, наиболее соответствующих их прославленному образу и подчеркивающих неразрывную связь Византии и России.

Царственные мученики помещены ниже иерархов, через которых власть получает Божие благословение и приобретает законный характер. Изображения иерархов представлены в виде двух групп справа и слева от креста и престола. Их соответственно возглавляют святой Патриарх Тихон и святой Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола. Глава Церкви Святейший Патриарх Тихон помещен слева, потому, что, согласно церковному учению об иконопочитании, отсчет идет не от зрителя, а от духовного центра иконы, в данном случае — от престола, так же, как в деисусном чине Матерь Божия тоже изображается слева от Спасителя.

Непосредственно рядом со святителями Тихоном и Петром стоят святители митрополиты Кирилл (Смирнов) Казанский и Агафангел (Преображенский) Ярославский. Эти два иерарха были названы в «Завещании» Патриарха Тихона кандидатами в Местоблюстители Патриаршего Престола.

Второй ряд слева от центра возглавляет священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, за ним предстоит священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский; напротив изображены священномученики Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский и Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский; далее следуют такие замечательные подвижники, как святители Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский; Петр (Зверев), архиепископ Воронежский; Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский; Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский; Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский; Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; Гермоген (Долганев), епископ Тобольский; Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Соликамский; Порфирий (Гулевич), епископ Крымский и множество других, представляющих основную часть епископата Русской Церкви 20-30 гг. Однако, святых епископов больше, чем их можно изобразить. В соответствии с древней традицией множественность неведомых подвижников обозначена нимбами, возвышающимися над верхним рядом изображенных иерархов.

Ниже епископов, такими же рядами справа и слева от расположенных в центре Царственных мучеников, предстоят святые мученики от священства, монашества, мирян. Их число поистине необозримо, по необходимости написаны лишь наиболее известные. В первом ряду рядом с Царской Семьей стоят святая великая княгиня Елисавета с инокиней Варварой, далее — священноисповедник архимандрит Сергий (Сребрянский), духовник Марфо-Мариинской обители, священномученики протоиерей Констатин Голубев, протоиерей Сергий Мечев и другие. С противоположной стороны видим священномучеников архимандрита Сергия (Шеина), протоиерея философа Орнатского, протоиерея Иоанна Кочурова, протопресвитера Александра Хотовицкого и других с ними.

В иконе присутствуют также безымянные миряне — мужи, и жены, и дети. Фигуры поставлены относительно свободными рядами, они объединяются в небольшие группы по два-три лица, их внешний облик разнообразен и индивидуален.

В таком составе средник иконы являет соборную полноту Русской Церкви, — в сонме новых мучеников и исповедников представлены все составляющие Ее части. Это образ торжества Церкви воинствующей. Над ней и в соединении с ней изображена в деисусном чине Церковь торжествующая на небесах, в вечном Царстве Христовом.

ДЕИСУСНЫЙ ЧИН

В центре деисусного чина, олицетворяющего Церковь Небесную, помещен, как всегда, образ Христа, восседающего на престоле. В раскрытом Евангелии в Его руках написаны слова: “Аз есмь свет миру” (Ин.8:12). Его образ завершает вертикаль: царственные мученики – престол – крест – купол храма. Благодаря этому, образ Спасителя главенствует в иконе, чем поясняется смысл мученичества, как следование Господу Иисусу Христу по крестному пути.

В изображенном деисусном чине вслед за апостолами Петром и Павлом представлены избранные русские святые XX – XIX вв. За архангелами Михаилом и Гавриилом стоят апостол Андрей и равноапостольный князь Владимир. Далее изображены российские святители Петр и Алексий, Иона и Филипп, Иов и Ермоген; благоверные князья Борис и Глеб, преподобные Сергий и Серафим, праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Амвросий Оптинский. Так свидетельствуется неразрывная преемственная связь святых новейшего времени с их предшественниками.

КЛЕЙМА

Непосредственное раскрытие подвига мучеников дано в клеймах по сторонам средника.

Клейма справа по вертикали — изображения мученических кончин отдельных святых.

Клейма слева – массовые сцены.

В среднике и в деисусном чине преобладает состояние покоя, в то время как в клеймах преобладает состояние движения.

Все клейма имеют развернутые наименования на церковно-славянском языке, выполненные полууставом, даты в описаниях клейм даны по старому стилю.

Соловки

ПЕРВОЕ КЛЕЙМО
Соловки

Изображен Соловецкий монастырь, прославившийся знаменитыми святыми, начиная с подвизавшихся здесь в XV веке преподобных Зосимы, Савватия и Германа. В ХХ веке Соловецкий монастырь украсился еще одним чином святости – многочисленным чином святых мучеников.

На иконе изображены два острова Соловецкого архипелага: Большой Соловецкий и Анзер, где находились заключенные.

В центре — сам монастырь со Спасо-Преображенским собором. Собор был превращен в место заключения, что показано на иконе через изображение заключенных внутри него. На первом плане, перед монастырем, как бы на берегу моря, изображена сцена расстрела. Они в нимбах, но имена отсутствуют, поскольку в них отражен массовый характер казней оставшихся навсегда неведомыми праведников.

На острове Анзер находилась лагерная больница, также мрачно известная. Она была расположена в Голгофо-Распятском скиту, находящемся на вершине горы в самой середине острова.

Голгофо-Распятский скит был построен в XVIII веке по особому откровению. Жившему на Анзере подвижнику преподобному Иову (в схиме – Иисус) явилась Матерь Божия и повелела создать храм на вершине горы во имя страданий Ее Сына.

Одним из наиболее выдающихся иерархов, окончивших здесь свою жизнь, был Воронежский архиепископ Петр (Зверев). На иконе он изображен почивающим в земле под храмом. Несколько выше, рядом с храмом, изображено дерево в виде креста – удивительное чудо нашего времени. Во второй половине ХХ века, когда Анзер опустел, почти на самой вершине Голгофской горы, рядом с храмом выросла высокая береза. Удивительной особенностью этого дерева является то, что основные ветви березы отходят от ствола в противоположные стороны под прямым углом, образуя правильный крест.

Страдание и блаженная кончина священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего Престола

ВТОРОЕ КЛЕЙМО
Страдание и блаженная кончина священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего Престола

В среднике иконы святитель Петр представлен в центре у престола наравне со святителем Тихоном. Как законный Местоблюститель, он возглавлял Церковь после кончины Патриарха Тихона. Митрополит Петр подвергся чрезвычайно жестокому преследованию со стороны властей, проведя много лет в одиночном заключении в разных тюрьмах. Несколько лет он провел в заключении за полярным кругом, в зимовье Хэ в устье реки Обь. 27 сентября (10 октября) 1937 года исстрадавшийся после многолетних терзаний святитель Петр был расстрелян в Челябинске.

Суд над священномучеником Вениамином (Казанским), митрополитом Петроградским и Гдовским, и с ним пострадавшими

ТРЕТЬЕ КЛЕЙМО
Суд над священномучеником Вениамином (Казанским), митрополитом Петроградским и Гдовским, и с ним пострадавшими

Святитель Вениамин и большая группа духовенства и верующих были привлечены к суду по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года святитель Вениамин вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), Юрием Новицким и Иваном Ковшаровым были преданы смерти.

На высокой кафедре стоит судья со свитком. Согласно канонической традиции, текст свитка или книги соответствует моменту речи и как бы озвучивает речь говорящего: написание слова равно звуку. На свитке в руке судьи читаются только имена обвиняемых. Этим приемом показывается, что неправедный судья невольно свидетельствует о исповедническом подвиге святых, готовых принять смерть за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет. К нему с жестами, выражающими веру и смирение, обращаются другие осужденные. За их спинами высятся силуэты стражников. За стеной изображена печально знаменитая петроградская тюрьма “Кресты”, где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море, обозначающее прибрежное положение Петрограда.

ЧЕТВЕРТОЕ КЛЕЙМО
Подвиг двух праведников: священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Соликамского, и священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского

Первого зарывают живым в землю, второго топят в реке Тобол с камнем на шее. Святитель Андроник – деятельный миссионер в Японии, трудившийся затем на ряде кафедр, глубокий мыслитель и аскет.

Святитель Гермоген – блестяще образованный церковный деятель, подвижник.

Зверские расправы с обоими были произведены почти одновременно: епископ Гермоген погиб 16 июня, а архиепископ Андроник 20 июня 1918 г.

Образы святых становятся знаками страдания, таинственно просветленного благодатью Духа Святого, укрепляющего подвижников в их противостоянии врагу. Их добровольное принесение себя в жертву ради веры Христовой и ради вечной жизни освящает землю и воду, что наиболее зримо показано в данном клейме. С нимбами вокруг просветленных ликов, с молитвенными жестами, в ярко-праздничных, небесных одеяниях они погружаются внутрь стихии, будучи сами как бы бесплотными, уже обретшими ангельское состояние.

Подвиг двух праведников: священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Соликамского, и священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского

Разорение одной из величайших русских святынь — Троице-Сергиевой Лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежского

ПЯТОЕ КЛЕЙМО
Разорение одной из величайших русских святынь – Троице-Сергиевой Лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежского

Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в 1919 году, являвшееся одним из главных звеньев широкой антицерковной компании властей по вскрытию святых мощей. В 1920 году Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей. Была сфабрикована грубая фальшивка, согласно которой престарелый наместник Лавры архимандрит Кронид составил заговор с целью объявить Лавру “русским Ватиканом”. Все эти события обобщены в композиции.

Изображен – условно – главный вход в монастырь, загороженный солдатом, рука которого угрожающе поднята в сторону уходящей группы монахов. В другую сторону четверо солдат уносят гроб с мощами преподобного Сергия. На колокольне отсутствуют колокола, что означает разорение монастыря. По сторонам колокольни изображены Успенский и Троицкий соборы.

Трагедия в Алапаевске 5 июля 1918 года

ШЕСТОЕ КЛЕЙМО
Трагедия в Алапаевске

5 июля 1918 года. Святых великую княгиню Елисавету и ее келейницу Варвару вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, князем Владимиром Палеем, еще тремя князьями и преданными слугами сбрасывают в шахту.

На иконе святые жены изображены в светлых, почти белых одеждах, которые в соединении с духом полного смирения и покорности воле Божией, выраженном в недвижной сдержанности их падающих фигур, являют в них Невест Христовых. Здесь цвет символизирует невинность жертв, с одной стороны, и свирепость убийц – с другой.

СЕДЬМОЕ КЛЕЙМО
Святейший Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре.

Святой Тихон – великий иерарх. Промыслом Божиим возведенный на Патриарший Престол после двухсотлетнего перерыва в необычайно трудный исторический период.

Выбранный для иконного изображения момент его жизни позволяет с наибольшей полнотой отразить две основные стороны его служения: исповедничество и духовное попечение о спасении вверенного ему православного народа.

Святитель находился под арестом с мая 1922 года по июнь 1923 года.

На иконе изображено, как святитель преподает благословение народу со стены, куда ему разрешалось выходить. Духовенство и народ молитвенно обращаются к Патриарху. В их лице Патриарх благословляет весь православный русский народ.

Святейший Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре

Убийство Царской Семьи в Екатеринбурге в подвале дома Ипатьева 4(17) июля 1918 года

ВОСЬМОЕ КЛЕЙМО
Убийство Царской Семьи в Екатеринбурге в подвале дома Ипатьева 4 (17) июля 1918 года.

Благочестивый Государь был глубоко предан Церкви и Отечеству и говорил, что готов стать жертвой Богу, если это необходимо.

Родившись в день праведного Иова Многострадального, Государь всю жизнь считал это особым предзнаменованием.

Массовый расстрел праведников на полигоне Бутово под Москвой в 1930-е годы

ДЕВЯТОЕ КЛЕЙМО
Массовый расстрел праведников на полигоне Бутово под Москвой в 1930-е годы.

Бутовский полигон – одно из трагических мест русской истории ХХ века. В течение длительного периода здесь ежедневно совершались массовые расстрелы. Были уничтожены десятки тысяч невинных людей, в том числе многие священнослужители. Осужденных привозили на одну ночь, расстреливали и тут же зарывали в огромных рвах. Ныне в Бутово поставлен крест, и воздвигнут деревянный храм.

Праведники изображены в виде двух групп, в которых стреляют убийцы. Основная группа – в центре, над рвом, где видны их убиенные собратья. В центре на фоне мирных зеленых горок предстоит фигура некоего старца священнослужителя в светло-желтых ризах, за ним еще двое в темно-красных и розовых одеяниях. Старец благословляет палачей.

Слева группа ведомых на казнь. У праведников связаны руки. Во рвах изображены убиенные в розовых, темно-красных, зеленых, фиолетовых ризах. Цвет обозначает их праведность, переход в вечную жизнь.

Расстрел крестного хода в Астрахани

ДЕСЯТОЕ КЛЕЙМО
Расстрел крестного хода в Астрахани

Крестные ходы в знак протеста против гонений на Церковь проводились во многих городах на протяжении 1918-1919 годов. Большевики же расстреливали мирных людей.

На фрагменте слева направо движется процессия праведников с хоругвями. Впереди идут диакона. В середине епископ. Это архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), расстрелянный 23 июня 1919 года. Напротив крестного хода, группа солдат, стреляющих в процессию. Событие развертывается на фоне храма, его дверной проем служит разделительным знаком между противостоящими силами.

ОДИННАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
Праведная кончина священномученика Владимира, митрополита Киевского 25 января 1918 года

Святитель Владимир первым из епископов удостоился стать новым российским мучеником. Святитель Владимир был председателем Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 гг. Он понимал опасность революционной пропаганды и боролся с ней, особенно в долговременную бытность на Московской кафедре. В Киеве святитель твердо выступал против антицерковных, раскольнических действий националистических элементов в украинском духовенстве. Он был арестован в своих покоях в Киево-Печерской Лавре, выведен за стены и расстрелян. В момент смерти святитель благословлял убийц.

Праведная кончина священномученика Владимира, митрополита Киевского 25 января 1918 года

Праведная кончина священномученика Владимира, митрополита Киевского 25 января 1918 года

Момент казни в композиции отсутствует. Святитель показан дважды: выведение на расстрел из обители и обнаружение его тела иноками.

ДВЕНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
Образ безымянной святой жены с детьми

Исповеднический женский подвиг периода гонений чрезвычайно велик. Безвестные монахини, жены и сестры духовенства, бесчисленные простые прихожанки погибали в лагерях и тюрьмах. Остававшиеся на свободе смиренно и кротко, незаметно совершали свое христианское служение: сопровождали священнослужителей в гонениях и ссылках, простаивали ночи напролет у тюремных дверей, чтобы сделать передачу, оберегали оставшиеся храмы, спасали святыни от грабежа и разорения, непоколебимо стояли в храмах на богослужении в самые беспросветные годы.

«Белые платочки», как с любовью называл их святитель Патриарх Тихон. На них же лежало воспитание детей, потерявших отцов. Но ни одна слеза бесчисленных страдалиц не забыта у Бога.

На иконе в белом платке изображена мать с прижавшимися к ней детьми. Ей грозит винтовкой солдат, арестовывающий священника.

Арест священника в храме во время богослужения

ТРИНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
Арест священника в храме во время богослужения

Известны многочисленные случаи, особенно в первые годы после революции, когда гонители врывались прямо в алтари в момент совершения Божественной службы, оскверняли святыни, арестовывали или убивали священнослужителей. На иконе дан обобщенный образ такого нападения.

Изображен небольшой однокупольный храм с белыми стенами. На престоле, покрытом красным облачением, стоят священные сосуды, перед престолом священник в светлых ризах. Лик священника несколько напоминает преподобного Серафима Саровского. Солдаты окружили престол, один из них святотатственно берет потир с престола, другие арестовывают священника, руки которого связаны.

Разорение Саровской обители, похищение мощей преподобного Серафима

ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
Разорение Саровской обители, похищение мощей преподобного Серафима

Саровская Успенская пустынь, наряду с Троице-Сергиевой Лаврой и Соловецким монастырем относится к ряду наиболее чтимых православным народом святых мест Русской Церкви. Монастырь был закрыт в 1927 году, тогда же из него были вывезены святые мощи преподобного Серафима.

На иконе обобщенно представлен вид Саровского монастыря. На фоне розовой колокольни двое солдат уносят гроб с останками преподобного, в другую сторону солдат гонит насельников обители.

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского 7(20) ноября 1937 года

ПЯТНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского в Чимкенте 7 (20) ноября 1937 года.

На иконе изображено исполнение смертного приговора, вынесенного святителю Кириллу врагами Церкви. Святитель молится, обращенный ликом к зрителю. Его поднятые руки торжественно простерты в жесте молитвы и последнего благословения, преподаваемого им всему миру. Его величественный образ, литургические одежды красно-малинового цвета резко контрастируют с болотисто-зеленоватыми силуэтами палачей. Темный, сливающийся тройной профиль солдат, направляющих винтовки на святого, выражает бессильную ярость адских сил. Пейзажные горки, имея необходимую иконную стилистику, сохраняют общее сходство с известным по фотографии пейзажем местности, где святитель был предан смерти. Горки желтовато-розового цвета написаны в одной гамме со святителем, они создают образ обновленной природы, вместе со святым мучеником противостоящей мрачным олицетворениям зла, что рождает ощущение торжества и победы над адом и смертью, свидетельство вечности.

Композиция с убиением святителя Кирилла – последнее клеймо иконы.

Интиресная информация об иконах

Икона (от ср.-греч. «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. «образ», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года.
В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденном с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с религиоведческой (да и богословской) точки зрения иконами являются также скульптурные изображения, принятые в католицизме, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Икона с клеймами.

Клеймо (иконопись) — в иконописи сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы обычно прямоугольной формы, изображающая сцены, развивающее или поясняющие сюжет центральной композиции. Чаще всего клейма располагаются на полях иконы, окружая ковчег со средником.

Владимирская икона Богоматери с клеймами

Поле .

Поля иконной доски — обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега). От ковчега отделяется лузгой, по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета — опушью.
Поля древних икон довольно узки, к XI—XII в. становятся шире, а ковчег мельче, с XIV в. появляются иконные доски без полей.
Если средняя часть иконы трактуется как «окно» в мир Божественного, то поля будут соответствовать границе между сакральным и явным (земным) пространствами. Часто элементы изображения средника (нимб, край одеяния, атрибут в руках персонажа) выходят на поле, «прорываясь» в мир предстоящего (зрителя).
На полях иконы традиционно могут изображаются избранные святые. Не являясь частью основной композиции и не принадлежа сакральному пространству, они выполняют роль заступника и посредника в молитве перед иконой.
С IX в. в Византии появляется новая форма икон — т. н. «житийные иконы»: в средней части изображается святой, а на полях в отдельных небольших по размеру законченных композициях (клеймах) — сцены из жизни этого святого. Из Византии житийные иконы попали в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ.
Поля иконы также являются традиционным местом размещения текста, иногда заполняющего поля целиком. Понимание взаимосвязи образа и слова со временем меняется, постепенно, с общим упадком иконописи изображение воспринимается не как эквивалент слова, а становится лишь иллюстрацией к написанному.
Еще одна тенденция поздней (начиная с середины XVI в.) иконописи — постепенное понимание полей как декоративной рамы. Поля украшаются резным левкасом, декоративной лепниной, живописным орнаментом и имитацией драгоценных камней, покрываются металлической басмой.

Ковчег.

Ковчег (от ст.-слав. «ковъчегъ» — ящик, ларь, сосуд) — в иконописи — углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски. Формой более или менее повторяет форму доски (чаще всего — прямоугольный). Глубина — до 5 мм. Края доски, не занятые ковчегом, называются полями, переход от полей к ковчегу — лузгой.
О причинах появления ковчега чётких и общепризнанных теорий не существует. Можно выделить эстетические и технологические предположения. Согласно первым, поля иконы визуально образуют раму, пространственно углублённая живопись отделяется от окружающей среды, образуется подобие «окна» в мир изображаемого. По технологическим теориям, ковчежное углубление спасает иконную доску от неизбежной деформации (выгибания) со временем, кроме того, углубление могло помогать последней стадии иконописи — нанесению защитного слоя, образуя ванночку для тёплой олифы над поверхностью живописи.
Наличие или отсутствие ковчега, его глубина, форма и прочие особенности позволяют судить о времени создания иконы. Древние иконы почти всегда имеют ковчег. В XIV—XV веках поля икон обычно узкие, ковчег вытянутой формы. Во второй половине XVI века при сохранении тех же пропорций доски, ковчег стремится к квадрату, поля становятся шире, иногда появляется двойной ковчег, при этом внутренний ковчег более углублен, в живописи полям отводится бо?льшее значение. В конце XVI — XVII веке появляются иконы без ковчега, хотя живописно ковчег обозначен: на месте лузги обводка контрастной фону краской, выделены поля иконы. С XVIII века в иконописи исчезает и иллюзия ковчега, икону часто вставляют в богато декорированную рамку (пришедшую из европейской живописи). В современной иконописи ковчег вновь вошёл в традицию.
Собирателей икон в среде коллекционеров иногда презрительно называют «ковчежниками», так как для неспециалиста в атрибуции и датировке икон практически единственным показателем древности, а, следовательно, и ценности той или иной иконы служило наличие ковчега.

КЛЕЙМА ИКОННЫЕ

КЛЕЙМА ИКОННЫЕ — не­боль­шие за­кон­чен­ные ком­по­зи­ции на кра­ях ико­ны, об­ра­зую­щие цикл, те­ма­ти­че­ски со­от­не­сён­ный со зна­чи­тель­но бо­лее круп­ной центральной ча­стью ико­ны (сред­ни­ком).

Клейма прямоугольной формы обычно обрамляют средник со всех 4 сторон, реже размещаются под и/или над ним либо по обеим сторонам от него (в ико­нах жи­тий­ных, «празд­ни­ков», Страстей Христовых, чудотворных образов, деяний Святой Троицы, акафиста — например, «Похвала Богоматери с акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, конца XIV века, и др.).

В ви­зантийской ико­но­пи­си клеймам предшествовали фризообразные композиции на продолговатых досках-темплонах, появившиеся в связи с составлением и переработкой сборников Четьих-Миней с житиями святых в IX-XI веках. Иногда житийные композиции размещались на боковых створках триптиха. По средневековой традиции клейма читались слева направо по рядам.

Позднее порядок чтения мог усложняться: горизонтальное чтение (по рядам) иногда сочеталось с вертикальным (по столбцам). Нижний ряд обычно завершается сценой успения (у му­че­ни­ков – каз­ни) или погребения («Св. Екатерина с житием в 12 клеймах», начало XIII века, монастырь Святой Екатерины на Синае). Большое распространение клейма иконные получили в русской иконописи, отчасти заменяя фресковые циклы, отсутствующие в деревянных храмах.

Стремление к полноте повествования привело в XVI-XVI веках к созданию икон с большим количеством клейм иконных, размещённых в 2 и более рядов и столбцов («Преподобные Зосима и Савватий, с житием в 56 клеймах», 1550-1560-е годы, ГИМ; рама от иконы «Св. Власий, епископ Севастийский, с житием в 58 клеймах», конец XVII- начало XVIII века, Ярославский художественный музей, и др.). Несмотря на появление в середине XVII века нового типа икон, когда сцены жития располагали в едином пространстве с монументальной фигурой святого, композиция со средником и клеймами остаётся главным типом житийной иконы.

Иллюстрация:

Ико­на «Свя­той Сер­гий Ра­до­неж­ский с 30 клей­ма­ми». Сер. XVII в. Цен­траль­ный му­зей древ­не­рус­ской куль­ту­ры и ис­кус­ст­ва име­ни Ан­д­рея Руб­лё­ва (Мо­ск­ва). Архив БРЭ.

Икона Собора новомучеников Российских: лики писали по фотографиям

О том, как писали икону Собора новомучеников и исповедников Российских, рассказывает один из ее авторов

Икона создана группой ведущих иконописцев Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Общие размеры — 167х135 см; средник — 101х80 см; отдельное клеймо — приблизительно 25х19 см. Изображение с сайта nsad.ru

Иконы, центральная часть которых окружена по краям небольшими изображениями — клеймами, называются житийными. Через лаконичные сюжеты из жития иконописец старается более полно раскрыть подвиг святого. В 2000 году, к прославлению российских мучеников, пострадавших в ХХ веке, понадобилось придумать и написать совершенно новую икону — «Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе».

На этом Соборе были прославлены 1154 подвижника, большинство из которых — новомученики или исповедники. Когда иконописцы всех написали на одной иконе, получилось множество маленьких фигурок, расположенных группами. Вышло неразборчиво, похоже на минейную годовую икону, где изображены вообще все святые, память которых празднует Церковь. «Тогда мы решили не перечислять всех новомучеников, но по краю написать клейма и постараться в них изобразить подвиг как конкретных новых святых, так собирательные образы верующих, пострадавших в XX веке», — рассказывает Мария Глебова, иконописец, один из авторов иконы.

Страдание и блаженная кончина священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего престола

Клеймо с изображением священномученика Петра, возглавившего Церковь после кончины патриарха Тихона, рассказывает о двух периодах жизни святителя: в верхней части он написан по сохранившейся фотографии — сидящим в заключении в зимовье Хэ на Ледовитом океане. Опасаясь влияния святителя на народ, но еще не решаясь убить его, власти запрятали его в нелюдимую глушь. Ниже представлен расстрел святого в 1937 году. Но центром композиции является образ святителя Петра над сценой убийства — как образ торжества над смертью.

В центральной части иконы — среднике — 128 фигур самых почитаемых из новомучеников изображены на фоне московского храма Христа Спасителя.

«Мы выбрали этот храм, потому что он пострадал вместе со всей Русской Церковью, — рассказывает Мария, — и в наши дни вместе с Церковью был возрожден.

Но это не только изображение реального храма, это собирательный образ Церкви, символ Царства Небесного».

Перед храмом — престол, облаченный в красные ризы. Красный цвет — символ вечной, пасхальной радости, победы над адом и смертью. На престоле лежит раскрытое Евангелие со словами Спасителя: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).

Вверху, над храмом, вместо клейм — деисусный чин, то есть изображение святых, молящихся ко Христу за всех людей. Кроме древних подвижников здесь написаны русские святые: прп. Серафим Саровский, св. прав. Иоанн Кронштадтский, прп. Амвросий Оптинский и другие, кто духовно подготовил или благословил новомучеников на их подвиг. Образ Спасителя в центре деисуса объясняет смысл мученичества — это следование за Господом по крестному пути.

Центр композиции иконы — крест, символ подвига всех святых мучеников.

Справа и слева от креста у престола стоят Святейший Патриарх Тихон, святой митрополит Петр (Полянский), преемник патриарха и митрополиты Кирилл (Смирнов) Казанский и Агафангел (Преображенский) Ярославский, которые также были названы в завещании патриарха Тихона кандидатами в местоблюстители патриаршего престола.

Суд над священномучеником Вениамином (Казанским), митрополитом Петроградским и Гдовским, и с ним пострадавшими.

В 1922 году священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, и большая группа верующих были осуждены по ложному обвинению и расстреляны. В древних иконах судья всегда изображался сидящим, а судимый — стоящим. Здесь же, чтобы точнее передать факты, иконописцы отошли от канона. Кроме того, использован прием «мертвого угла»: подсудимые и судья повернуты друг ко другу в три четверти — они одновременно обращены и друг к другу, и к зрителю.

На свитке в руке неправедного судьи вместо приговора читаются только имена обвиняемых, без самого текста обвинения — этот прием показывает, что святые принимают смерть безвинно, за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет своих палачей. За стеной, отделяющей пространство зала суда, изображена петроградская тюрьма «Кресты», где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море.

Вокруг них расположены фигуры еще 55 святителей того времени, что намного меньше реального количества святых епископов, но иконописцы при помощи церковных историков и комиссии по канонизации постарались выбрать самых значимых.

Лик каждого святого писался по сохранившимся фотографиям. Причем собиралась специальная комиссия, чтобы выбрать, какое фото взять за образец, — например, лагерное, с измученным лицом или, наоборот, семейную фотографию мирного времени. В каждом случае этот вопрос решался отдельно.

«Тех, кого написать не удалось, — рассказывает Мария, — а также подвижников, имена которых неизвестны, мы символически обозначили нимбами позади верхнего ряда иерархов».

Царь-мученик Николай II изображен в центре — как помазанник Божий и молитвенник за Россию, но ниже святых епископов, так как на царствование государя помазывала Церковь. Царская семья на иконе одета в далматики — византийские царские одежды. Справа и слева от царственных страстотерпцев, такими же рядами, как епископы, стоят святые мученики из священства, монашества и мирян — представители всех слоев общества, давших святых мучеников. Среди них есть и неподписанные святые.

Обычно клейма в иконе читаются по часовой стрелке с верхнего левого угла. Но в тех редких случаях, когда в верхнем ряду вместо клейм написан деисусный чин, клейма следует читать слева направо «через средник» (левое верхнее, правое верхнее, затем левое следующего ряда и т. д.).

В иконе новомучеников клейма даны не по хронологическому принципу, как это бывает обычно, а по географическому: в верхних клеймах север страны — Соловки и берег Ледовитого океана, в центральных — столицы, Урал, Сибирь, в нижних клеймах юг — Киев, Саров, Астрахань, Казахстан.

Всего в иконе новомучеников 15 клейм.

Разорение одной из величайших русских святынь — Троице-Сергиевой лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежского

Кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского в 1919 году стало первым шагом антицерковной компании властей по вскрытию святых мощей в храмах и монастырях России.

В 1920 году Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей. Была сфабрикована грубая фальшивка, согласно которой престарелый наместник Лавры архимандрит Кронид составил заговор с целью объявить Лавру «русским Ватиканом».

В клейме изображен главный вход в Троице-Сергиеву лавру, загороженный солдатом, рука которого угрожающе поднята в сторону уходящей группы монахов. В другую сторону четверо солдат уносят гроб с мощами преподобного. Прием изображения монахов и солдат в виде двух групп, расходящихся от центра, а также расходящиеся верхний и нижний контуры стен усиливают эффект движения в разные стороны. На колокольне отсутствуют колокола, что означает разорение и закрытие обители.

Образ безымянной святой жены с детьми

В этом клейме два сюжета, их композиция тесно связана. Слева в белом платке изображена мать с прижавшимися к ней детьми — это собирательный образ безымянной святой жены, ей грозит винтовкой солдат, арестовывающий священника (следующая композиция).

Безвестные монахини, бесчисленные простые прихожанки погибали в лагерях и тюрьмах во времена гонений.

Остававшиеся на свободе оберегали оставшиеся храмы, спасали святыни от грабежа и разорения. «Белые платочки», как с любовью называл их святитель патриарх Тихон, хранили веру в самые беспросветные годы, когда могло казаться, что православная жизнь никогда не вернется.

Справа изображен небольшой однокупольный храм с белыми стенами — таких храмов было бесчисленное множество по всей России. На престоле, покрытом красным облачением, стоят священные сосуды, перед престолом — безымянный святой священник в светлых ризах. Солдаты окружили престол, один из них святотатственно берет потир, другие арестовывают священника, руки которого связаны.

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского, в Чимкенте 7(20) ноября 1937 года

На иконе изображено исполнение смертного приговора над святителем Кириллом, митрополитом Казанским в Чимкенте (Казахстан) в 1937 году. Его величественный образ, поднятые в молитве руки, литургические одежды красно-малинового цвета резко контрастируют с болотисто-зеленоватыми силуэтами палачей. Темный, сливающийся тройной профиль солдат, направляющих винтовки на святого, выражает бессильную ярость адских сил.

Пейзажные горки, имея необходимую иконную стилистику, сохраняют общее сходство с известным по фотографии пейзажем той местности. Композиция с убиением святителя Кирилла — последнее клеймо иконы, завершающе драматическую композицию.

Иконография новомученников продолжает развиваться, появляются новые сюжеты. В храм Живоначальной Троицы в Хохлах была написана новая икона святых новомучеников и исповедников Российский, пострадавших в Ипатьевском доме и Алапаевской шахте.

Вместе с царской семьей изображены канонизированные РПЦЗ царские слуги — доктор Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, лакей Алоизий Трупп, горничная Анна Демидова.

В сюжете иконы используется текст из Апокалипсиса (надписанный справа и слева на полях):

«И когда Он снял пятую печать,я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их, и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число». (Откр. 6, 9-11).

Значение 20 самых важных икон — толкование известных образов с фото

Что отличает православную веру от других направлений христианства? Это почитание святых икон. Хотя в католицизме и некоторых прочих деноминациях их не отвергают, но столь широко они признаются только в византийской традиции. По многочисленным ликам, которые смотрят с каждой стены, украшают алтарь, легко отличить православный храм от любого другого.


Официально признанных образов — тысячи, у одной только Божией Матери насчитывается более 600, а есть еще и неканонические. Но как сориентироваться в таком многообразии? Поможет данный материал, посвященный иконам их значению.

Для чего нужны иконы

Официально догмат (истина, не подлежащая сомнению) о почитании икон был установлен в 787 г., на 2-м Никейском соборе. До этого времени использование изображений уже давно применялось в церквях. Первые изображения Господа Иисуса Христа, святых и Матери Божией известны со II в.

  • Согласно церковному преданию, первым иконописцем был один из евангелистов, а именно — св. Лука.

Известные отцы Церкви — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин — поощряли живописцев к тому, чтобы они изображали подвиги мучеников за веру. Но не все было так однозначно. Например, Евсевий Кесарийский считал, что человек не в состоянии отобразить божественную природу Христа.

Кто изображается на освященных образах:

  • Троица (в виде ангелов);
  • Господь Иисус Христос в своем человеческом воплощении;
  • Богородица;
  • Ангелы и другие небесные силы;
  • Праведники, мученики, преподобные и т.п.

Церковные иконы имеют вполне определенное назначение. Это вовсе не украшение, не напоминание о вечных муках для грешников. Глядя на них, верующие должны вспоминать о первообразах, взращивать в своих душах чувство любви к Творцу, святым.

О том, как писались иконы

Православной традиции известны сотни вариантов изображений Богородицы. Откуда же иконописцы, жившие задолго после земной жизни Христа, могли узнать, как она выглядит? Об этом писали церковные историки.

Внешний вид Пречистой полностью отражал ее духовную чистоту: говорила она с осмотрительностью, голосом ровным и приятным, ей были чужды гнев и возмущение. В очах ее светилось смирение, сердце помышляло лишь о Боге, стремилось к Нему днем и ночью. Среднего роста, с темными глазами, лицо слегка вытянутое, продолговатый нос и цветущие губы, длинные пальцы рук. Но главное, что отмечают все авторы — Мария была воистину живым вместилищем Духа Святого, Божественным чертогом, градом Божиим.

  • Иконы Богородицы призваны, прежде всего, не отразить портретное сходство, но описать в красках ее роль в богословии христианства, высокую миссию в деле спасения людей от вечного проклятия. И уж тем более они не предназначены для исполнения тех или иных желаний людских. Об этом следует помнить, приобретая очередную святыню.

Пречистая Дева Мария, в основном, пишется в одинаковых одеждах:

  • омофор — широкая четырехугольная накидка, закрывающая плечи и голову, их носили замужние женщины в Иудее, обычно пурпурного цвета;
  • туника — удлиненное платье с длинным рукавом, синего цвета.

Мафорий украшается тремя звездами, они символизируют приснодевство Марии: до рождества, после рождества и во время рождения Христа. Поручи, как у духовенства, обозначают служение Христу.

Каждый освященный образ имеет собственную историю, нередко чудесную. По сути не имеет значения, перед каким именно изображением читать молитву. Господь проникает в самое сердце человека, видит любое движение души. Поэтому важно, какие помыслы оттуда исходят, а не то, сколько раз будут совершены поклоны и прочитаны молитвы.

Иконы Божией Матери наиболее почитаемые в Православии, их названия, краткую историю, описание композиции и богословское значение вы найдете ниже.

Значение и толкование Икон Божией Матери

Казанская

Тесно связана с судьбой Российского государства. Обретение произошло в г. Казани, на городском пепелище, по настоянию местной девочки. Ей во сне явилась Царица Небесная и наказала найти свой образ. Случилось это в 16 в. Чудеса стали совершаться сразу после того, как святыню перенесли в храм — прозрели двое слепцов. Местный архиерей Гермоген, впоследствии всероссийский Патриарх, составил повесть о чудесных явлениях.

Именно этот благочестивый муж впоследствии благословлял ополченцев на битву с оккупантами. Чтимый образ был отправлен в бой вместе с народным войском. Тогда и обрела Казанская заступница всенародную известность. Считается, что оригинал был похищен из монастыря в г. Казани, где хранился, в начале 20 в. Воры утверждали, что уничтожили святыню. Но вполне возможно, что она была продана и многие верят в то, что Богородица еще явит свой лик российскому народу.

  • Представляет из себя несколько уменьшенный вариант «Одигитрии» — Божия Матерь изображается лишь по плечи. Она слегка склонила голову ко Христу, который изображен в анфас, его правая рука благословляет молящихся.

Казанской Богородицей благословляют молодых после венчания, также Казанская часто входит в триптихи вместе с ликом Спасителя и Николая Угодника.

Полная статья о казанской иконе Божией Матери.

Владимирская икона Божией Матери — значение

Одна из композиций, чьим автором являлся апостол Лука (не буквально, имеется в виду список с оригинала, который когда-то был выполнен евангелистом). Попала в Россию из Византии, как и многие другие чудотворные лики. Сначала находилась в женской обители недалеко от Киева, затем Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир (1115 г.), так и появилось название.

В столицу святыню торжественно переправили в конце 14 в. Все горожане вышли навстречу ей, а на этом месте сейчас находится Сретенский монастырь (сретенье — встреча). Москве угрожали войска Тамерлана. Но совершенно неожиданно они развернулись, не дойдя до места назначения. Это посчитали проявлением заступничества Матери Божией.

Но и до этих событий Владимирская считалась чудотворной, недаром у ней несколько дней памяти — все свидетельствуют о небесной защите от врагов. Ныне реликвию можно увидеть в храме-музее при Третьяковской галерее. Редкий случай, когда такой древний артефакт удалось сберечь, несмотря на войны и революции.

Молятся об избавлении от недугов, о примирении с ближними, помогает Владимирская забеременеть и выкормить ребенка.

Полная статья о святом образе.

Икона «Благодатное небо»

Появилась в России в конце 17 в., привезена из Литвы женой одного из московских князей. Необычная композиция — Божия Матерь запечатлена в полный рост, вокруг ее окружают солнечные лучи, на левой руке — божественный Младенец. На головах Марии и Христа — царские короны. Вокруг парят небесные силы в виде Ангелов.

Помогает от душевных мук, облегчает физические страдания. Если близкий сбился с истинного пути, приходят молиться перед «Благодатным небом». Особо почитается в столице России, поскольку издавна пребывала в одном из соборов Кремля.

об иконе Благодатное Небо.

«Взыскание погибших»

Датируется 17 в. Прославилась благодаря истории некоего монаха Феофила, который заключил сделку с дьяволом, но позже покаялся и был прощен Царицей Небесной. Правда, для этого ему пришлось неотступно молиться.

Известен также случай, когда некий крестьянин заплутал во время снежной бури. Он уже готовился умереть, когда его обнаружили местные жители. Лошадь повезла несчастного прямо к воротам, а люди услышали в доме голос, который призывал встретить гостя.

Композиция интересна тем, что Богомладенец изображен в полный рост, босые ножки Его опираются на бедро Матери. Одет Он в белую рубашку (символ чистоты души), Чадо крепко обнимает Богородицу за шею. Она же нежно склонилась к лицу своего Сына. Божия Матерь восседает на троне. Молящегося охватывает чувство умиления, когда он видит нежную любовь, которая связывает Марию и Христа.

Подробнее об иконе Взыскание погибших.

Перед «Взысканием погибших» отмаливают грешников, пьяниц, наркоманов. Помогает она при головной боли, облегчает состояние эпилептиков, спасает детей от тяжелых болезней.

«Всецарица»

Знаменитое изображение из Ватопедской обители на Афоне прославилось в 17 в. Один юноша, который увлекался колдовством, пришел проверить свои «силы». Но Царица Небесная отринула его прочь. Когда молодой человек пришел в себя, он тут же покаялся.

Известна «Всецарица» и тем, что оказывает помощь онкологическим больным, особенно детям. В Росси находится список, специально сделанный на Афоне. Он пребывает в Москве, в храме Алексеевского монастыря, иногда перевозиться в часовню при детском онкологическом центре (Каширское шоссе). Отмаливают перед «Всецарицей» тех, кто увлекся волхованием, черной магией, гаданием. Это очень страшные грехи, сегодня ими, к сожалению, увлекаются многие.

Композиция восходит к «Одигитрии» — здесь Божия Матерь тоже указывает на Иисуса Христа. Она восседает на троне в царском одеянии. На Христе накидка алого цвета, рубашка зеленая. В левой руке он держит свиток, правой благословляет верующих. Позади трона кружат Ангелы, один сложил руки в молитве, другой поднимает их в жесте приветствия.

Полная статья об иконе Всецарица.

«Семистрельная»

Предыстория появления остается загадкой — ученые считают, что святыне не менее полутысячи лет. В 1830 г. она была найдена в храме, где служила ступенькой на колокольню. Во время эпидемии холеры сумела уберечь жителей Вологды от массовой гибели. Многие получали от Божией Матери исцеления от недугов, облегчение душевных страданий.

Довольно редкий вид изображений, где Богородица показана в одиночестве. Считается, что это момент до рождения Спасителя. В сердце ее направлены семь клинков. 7 — символическое изображение полноты, то есть Божия Матерь познала страдания и боль в полной мере. Мечи обозначают душевные муки Марии в те моменты, когда Христос отправился в Крестный путь, затем умирал за человеческие грехи.

Примиряет враждующих, помолиться возле «Семистрельной» необходимо перед началом ответственного дела. Считается, что если повесить возле входной двери, то будет защищать жилище от грабителей, недобрых людей. Очищает помыслы, поднимает настроение.

«Споручница грешных»

Прославилась чудесами в конце 19 в., но икона из Орловской губернии была написана задолго до этого события. После молебна получил исцеление тяжелобольной мальчик. В Москву была отправлена точная копия, которая начала мироточить, затем источать исцеления. Владельцы передали святыню в храм, посчитав, что к ней должны иметь доступ все желающие.

Для христианина очень важно духовное здоровье. Когда душу охватывает уныние, то последствиями будет нехватка сил, нежелание работать и даже просто жить. Выйти из этого опасного состояния поможет Царица Небесная. Обращаются к «Споручнице грешных» также для решения семейных сложностей, в болезнях.

Пресвятая Дева изображена здесь по пояс, Богомладенец держит свою мать за руку. Этим указывается тесная связь между Богом и всем родом человеческим. Богородица и Христос на главах имеют царские короны — в этом проявляется влияние западного стиля, поскольку «Споручница грешных» происходит из Украины или Белоруссии.

Подробнее об иконе Споручница Грешных.

«Помощница в родах»

Чтимый лик пребывает в Серпухове. Откуда и когда появилось изображение — неизвестно. Редкий по композиции образ — относится к типу Иммакулата. На нем Младенец изображается перед Богородицей, он заключен в некую ауру, над которой Мария простирает руки. Сама Дева показана с непокрытой головой, волосы распущены по плечам — совсем так, как принято при родах.

Само название указывает на ситуации, в которых женщины ищут помощи у Святой Девы. Каждая будущая мать просит облегчения страданий во время разрешения от плода. К тому же многих в эти часы терзает страх перед внезапной смертью, волнение за ребенка. Как продут роды, будет ли малыш в порядке? Все это в руках Божиих, поэтому женщины обращаются к своей Заступнице. Когда появляется малыш, то молятся о достаточном количестве грудного молока, здоровье новорожденного.

Подробнее об иконе Помощница в родах.

«Неопалимая купина»

Самый древний образец сегодня можно увидеть в Оружейной палате, он датируется 17 в.

Купина — это куст терновника, в одной из Библейских глав повествуется о том, как Моисею явился Господь в огненной купине. Символически несгораемый куст обозначает Царицу Небесную, которая смогла сохранить духовную чистоту посреди греховного мира.

Композиция очень сложная, содержит множество символов, призванных раскрыть все пророчества о Деве Марии и Спасителе. В центре — Богоматерь Одигитрия. На ее груди изображается лестница, ведущая в небеса, которую видел Иаков. Символически показаны евангелисты в виде Ангела, Орла, Льва и Тельца. Имеются также Архангелы, библейские сюжеты и другие символы. Над всем этим парит восседающий на троне Господь Иисус Христос.

«Неопалимая купина» покровительствует пожарным, ее просят о защите жилища от огня, нападений воров, недоброжелательных посетителей. Молятся также о том, чтобы душа не сошла в адский огонь.

Подробнее об иконе Неопалимая Купина.

Икона «Неупиваемая чаша» — значение

Имеет византийское происхождение. Точное время написания неизвестно. До нашего времени сохранились лишь копии, которые хранятся в монастырях г. Серпухова. Именно туда обратился в конце 19 в. солдат, погибающий от греха винопития. Ему приснился старец и велел идти в обитель. Хотя у мужика уже отказывали ноги, он из последних сил поплелся к инокам. Ему удалось найти изображение Пречистой. После молебна солдат получил полное освобождение от своей тяги к вину, ноги его были исцелены.

С той поры страждущие потянулись в Серпухов. И сегодня множество мужчин и женщин, подверженных алкоголизму или наркотической зависимости приезжают в монастырь. Многие получают исцеление, возвращаются в семьи, находят работу и устраивают свою жизнь.

Перед Девой Марией стоит чаша, в ней — Христос. Божия Матерь с воздетыми руками молится, оба смотрят прямо на верующих. Композиция очень красивая, полностью симметрична и напоминает о совершенстве Господа, о Его жертве за весь мир. Чаще всего перед «Неупиваемой чашей» просят избавления от одержимости алкоголем, наркотиками и прочих зависимостях.

Икона Неупиваемая Чаша — значение.

«Неувядаемый цвет»

Очень красивая композиция, на которой Богородица держит белые цветы. На одном из греческих островов есть традиция — в день Благовещения прихожане приносят в храм букеты свежих лилий. Они остаются в храме до конца лета, когда празднуется другой великий богородичный праздник — Успение. В этот день происходит чудо — высохшие лилии вновь распускают бутоны! В память о чудесных событиях и написан «Неувядаемый цвет».

В России копия греческого изображения появилась между 17 и 18 вв. Иконография имеет, скорей всего, западное происхождение. Пресвятая Дева нежно держит Младенца Христа. Он возносит правую руку в жесте благословения. Пречистая немного склонила голову к своему Сыну. В деснице Царица Небесная держит белые цветы (иногда изображают виноград или алые розы, но ведь именно белую лилию преподнес Архангел Гавриил Марии в день Благовещения).

«Неувядаемый цвет» особенно покровительствует женскому полу:

  • девушки просят о хорошем муже;
  • замужние — о даровании здоровых деток;
  • помогает Пречистая вернуть в жизни радость;
  • возвращает душевное равновесие.

Защищает Благословенная Дева семьи от раздоров, отводит искушения, девицам помогает сохранить чистоту до брака.

Полное описание иконы.

Икона «Знамение»

Первое общеизвестное чудо — помощь жителям Новгорода во время осады (1170 г.). Чудотворная икона до сих пор хранится в новгородском соборе. Являет тип изображения «Оранта» — Божия Матерь возвела руки к небу в молитве, видны ее ладони. В этом жесте Пречистая как бы открывает свою душу навстречу Спасителю. Христос изображен на уровне груди Девы Марии, он пишется в медальоне, на Господе — одежды священника.

Известно много случаев, когда через «Знамение» подавалось исцеление от заболеваний глаз. Помогает во время дальних путешествий, защищает от врагов, во время конфликтов.

Подробнее об иконе Значение.

Иверская икона Божией Матери

Явлена в одном из Афонских монастырей на рубеже 10 и 11 вв. Считается, что первоначально лик Пречистой появился на доске благодаря чуду — Дева Мария умылась и приложила свой лик. Этот отпечаток был отправлен в Грузию вместе с апостолом Андреем — отсюда и название (Иверия — это Грузия). Афонский же образ был явлен в огненном столбе. Он долгое время защищал монахов от вражеских набегов.

Один из самых распространенных типов — Одигитрия. Божия Матерь правой рукой указывает на Христа, как на единственный путь к спасению. Изображение поясное, на голове Марии — корона.

Дарует избавление от телесных хворей. Помогает обрести крепкую веру, возвращает заблудших на путь праведный. Защищает те дома, в которых находится — недаром именуется также Вратарницей. Убережет от пожаров, предотвратит кражи.

Подробнее об Иконе Иверская.

«Спорительница хлебов»

Весьма необычное написание Божией Матери — она восседает на облаке, благословляя находящееся внизу хлебное поле. Благословил этот образ старец Амвросий (Оптина пустынь), датой создания называют 1890 г. Списки быстро разошлись по всей округе — тот год выдался неурожайным и народ просил заступничества небесных сил.

Священный Синод пытался запретить нетрадиционное изображение, но среди населения он был очень популярен. В 1993 г. патриарх Алексий официально внес икону в церковный календарь. Просят у «Спорительницы» помощи в избавлении от засухи, о богатом урожае.

В чем помогает Спорительница Хлебов.

Значение других важных икон

Святая Троица

Наиболее известна композиция, написанная праведным Андреем Рублевым. Он сумел выразить сложнейший богословский догмат о Триедином Боге, используя образы, перспективу, разнообразные мелкие детали. Каждая из них имеет собственное глубокое значение. Не случайно даже положение рук, наклон головы каждого Ангела.

Такая святыня должна находиться на почетном месте в любом доме, где есть крещеные люди. Господь — источник жизни, от Него зависит наше существование. Ежедневные молитвы читаются перед ликами, также любую просьбу можно адресовать Иисусу Христу, Богу Отцу или Духу Святому:

  • об успехе добрых начинаний;
  • о здоровье и благополучии близких;
  • о решении бытовых проблем;
  • о прощении грехов и даровании спасения души.

В виде трех Ангелов изображены ипостаси Всемогущего Бога. Рублев запечатлел Троицу в момент совета, где обсуждается план Искупления. В центре, по мнению отцов церкви, находится Отец, по левую сторону от молящихся — Сын, справа — Дух Святой. На столе чаша, где символически изображается искупительная Жертва.

Святая Троица — в чем помогает.

Великомученик и целитель Пантелеймон

Образ красивого молодого человека в плаще можно найти в любом православном храме. Кто же этот юноша? При жизни он был доктором — исцелял тела людские, а после праведной мученической кончины стал святым. Своим примером многих вдохновил на то, чтобы принять христианство. Так врач телес стал врачом и духовным. Но до сих пор верующие по всей России и за ее пределами молятся около образа в минуты, когда их тяготит болезнь.

  • Исцеления можно просить от любого недуга, не только телесного, но и духовного.

Великомученик Пантелеймон отказался от блестящей карьеры придворного лекаря — он был вхож в императорский дворец. Все ради того, чтобы бесплатно помогать узникам, беднякам — во имя Христово. Завистники донесли на него, молодого врача арестовали, подвергли допросу, затем жестоким пыткам. Но святой радостно выносил все муки, славя имя Божие. Добровольно он опустил голову на плаху, палачи его плакали. Радостно отойдя в райские обители, оттуда он продолжает молиться за нас, грешных.

Целитель изображается с ложечкой в руке — в ней находятся лекарства. На нем синего цвета одеяние (знак невинности души) и красный плащ — символ мученичества. Пантелеймона можно легко узнать по светлым вьющимся волосам.

Полная информация об иконе.

Блаженная Матрона Московская

Одна из любимых святых в столице, в последние десятилетия стала известна по всей России. На образе старица стоит на фоне городских стен и принимает благословение у Христа, которое ей посылается с небес. Всю свою нелегкую жизнь провела Матрона в молитве. Она обладала даром прорекать будущее, умела исцелять и физические недуги. Никогда за свою помощь не брала денег.

Сама блаженная старица постоянно страдала от различных недугов — она была слепа, ноги ее плохо слушались, а со временем и вовсе отказали. Не было у женщины своего угла, питалась она чем придется. Но никогда не унывала и не роптала на Бога, посылавшего эти испытания. В ней лишь возрастала любовь к людям. Сегодня мощи праведницы находятся в Покровском монастыре г. Москва. О чем же просят блаженную Матронушку?

  • О помощи в зачатии и рождении детей.
  • Об удачном замужестве.
  • О разрешении финансовых трудностей.
  • О физическом здоровье для себя и близких.

Какого-то ограничения на просьбы нет и быть не может. Помощь будет оказана в любом праведном деле, с которым человек сам справиться не в силах.

Молитвы Матроне Московской о помощи.

Преподобный Серафим Саровский

Известный старец земли русской, который при жизни удостоился визита Божией Матери. Не был образован, не составлял трудов и не говорил проповедей. Но все знали и любили батюшку Серафима. Мудрыми духовными очами он видел каждого посетителя насквозь. Но никогда не осуждал, а только наставлял добрым словом.

Монах говорил, что цель человеческого бытия — обрести Духа Святого. Для этого главное постоянство и вера. Батюшка составил даже особое молитвенное правило для тех, кто тяжело трудится в продолжении дня. Сам же он общался с небесными жителями очень много, заступаясь за род людской.

Когда старец был жив, многие искали у него поддержки и утешения. Так продолжается и после его отшествия в мир иной. Он поможет разогнать черноту отчаяния, обрести духовные силы, избавиться от тяжких искушений. Способен преподобный Серафим отогнать физические хвори. Помогает успешно вести торговые дела — но только тем людям, которые не стараются «надуть» ближнего.

Изображается чудотворец в монашеских одеждах, это ряса, черная мантия. Седые волосы и борода, взгляд собранный, внимательный. В левой руке держит четки — непременный атрибут иноков. Правая рука приподнята в благословении.

В чем помогает Икона Серафима.

Петр и Феврония

икона петру и февронии

Благочестивая супружеская пара, жившая в г. Муром. Петр был князем, Феврония однажды исцелила его от тяжелой болезни и стала верной супругой. Сказания о чете сохранились в церковной истории. Сегодня праведники служат примером молодому поколению. Они обладали терпением, мудростью, смирением. Воспитывали детей в христианской вере, а когда жизнь стала клониться к закату — оба посвятили себя Богу.

Конечно, их просят о помощи в браке: найти взаимопонимание, построить отношения, основанные на библейских истинах, воспитать детей так, чтобы они стали хорошими людьми. Девушки могут попросить достойного супруга, замужние дамы — долгожданного наследника.

Обычно пару изображают вместе, они в одеждах, подобающих их званию при жизни. Петр и Феврония поднимают главы к небу, над ними — образ Спасителя.

Полное значение святого образа.

Святитель Николай

Изображение старца в одеянии епископа можно увидеть в любом православном храме, так велика к нему народная любовь. В родном городе молодой священник был известен за свое доброе сердце. Он быстро откликался на любую беду, помогал каждому. Со временем его выбрали епископом. И тогда святитель продолжал заступаться за бедняков, неправедно осужденных. Строил храмы, нес людям Благую весть.

Полная Информация об иконе Св. Николая.

На святом лике изображается старец с седыми волосами. Глаза его выражают одновременно и строгость, и милосердие. Епископ Мир Ликийских бережно держит Евангелие, правая рука посылает благословение молящимся.

Николай Угодник поддерживает в любых добрых делах, но особо покровительствует морякам и тем, кто путешествует — недаром его лик часто помещают в автомобилях. Помогает удачно выдать замуж дочерей, прекратить раздоры, исцеляет недуги.

Образа — неотъемлемая часть Православия. Они есть в храмах, домах и даже в салонах автомобилей. Не следует поддаваться желанию накупить как можно больше иконок и завешивать ими всю квартиру. Достаточно ликов Спасителя, Богородицы и нескольких святых. Количество святынь не влияет на качество молитвы. Очень хорошо, если изображения праведников направляют мысли к небу, усиливают веру — в этом и состоит их основная задача.

Богословское значение иконы определяется композицией, выбором цветов и жестами. Его не всегда легко понять, но это и необязательно. Важно помнить, что это окно в райские обители. Поклонение, совершаемое перед изображениями, восходит на небеса. То есть оно отдается не ему или материалу, из которого оно сделано, а принадлежит одному лишь Богу.