Илларион священник

Если эпидемия коронавируса коснется стран канонического пространства Русской Церкви, мы будем принимать меры для минимизации угрозы заражения

7 марта 2020 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом о событиях в России и в мире. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Владыка, начать я хочу с коронавируса. Его распространение не останавливается по всему миру и набирает обороты в соседних с Россией странах. Например, если говорить об азиатских странах, то православная митрополия Кореи Константинопольского Патриархата была впереди остальных, огласив правила поведения в храмах на время эпидемии. В частности, эти правила включают: во время Литургии прихожанам необходимо надевать маски, они не целуют иконы, а кланяются им, были отменены огласительные беседы, то, что называется проповедью. Какие-то подобные меры Русская Православная Церковь не хочет принять на время распространения эпидемии?

Митрополит Иларион: Мы этот вопрос обсуждали на последнем заседании Высшего Церковного Совета и решили, что в превентивном порядке не будем издавать какие-то указы или постановления, но если беда коснется России или придет в другие страны канонического пространства Русской Православной Церкви, то, конечно, мы будем на нее реагировать, в том числе следовать рекомендациям органов здравоохранения. Например, наши приходы в некоторых областях Италии уже получили предписания от местных властей вплоть до того, что на какое-то время они должны быть закрыты и в них не должны совершаться богослужения.

Есть разные способы минимизировать угрозу заражения вирусом. В частности, мы верим в то, что никакие вирусы и никакие болезни не могут передаваться через причастие. Но если дело дойдет до каких-то запретов или рекомендаций, которым мы обязаны будем следовать, то я не исключаю того, что, например, в некоторых случаях будут использоваться одноразовые ложечки для причастия. Такое уже сейчас имеет место в тех случаях, когда священник посещает в больнице тяжелобольного человека с ослабленным иммунитетом, которому врачами предписана полная изоляция. Тогда священники причащают человека из одноразовой ложечки. Конечно, могут быть предусмотрены и другие меры, в том числе и ношение масок.

Е. Грачева: А не проще закрыть храмы на время эпидемии, как это сделали, например, в Италии?

Митрополит Иларион: Пока мы не рассматриваем такую опцию, кроме тех мест, куда уже пришла беда и где уже требуются безотлагательные действия. Естественно, Церковь будет реагировать на те требования, которые будут выдвигаться соответствующими государственными структурами.

Е. Грачева: Помимо непосредственно коронавируса, распространяется и другой, как выяснилось, куда более губительный вирус — вирус страха и паники. Он уже охватил Европу: север Италии полностью погружен в этот страх, перекрыты и маленькие населенные пункты на севере, и полностью остановлена туристическая жизнь половины Италии. И это имело последствия: на улицах итальянцы избивают китайцев, которые попадаются им на глаза, потому что известно, что многие семьи зависят от ресторанного, гостиничного бизнеса, а когда все остановилось — нет дохода. Украинцы паниковали, когда жгли покрышки и перерывали асфальт, они не хотели, чтобы под Полтавой разместили людей на карантин — даже не зараженных, но вернувшихся из зоны заражения. Как быть с вирусом паники, который толкает людей на преступление?

Митрополит Иларион: Как верующий человек, я хотел бы, прежде всего, сказать, что жизнь и смерть каждого человека находится в руках Божиих. Мы должны делать все от нас зависящее, чтобы не допустить распространения вируса. Каждая страна, которая с этим сталкивается, должна принимать исключительные, экстраординарные меры для того, чтобы воспрепятствовать распространению вируса. Но вирус паники распространяется в том числе через средства массовой информации, потому что об этом очень много говорят, пишут. И даже если вирус не дошел до какой-то конкретной страны, то уже из сообщений о том, что происходит в других странах, в том числе в соседних, может создаться атмосфера паники. И эта атмосфера создается.

Опять же, как верующий человек могу сказать, что паника никогда не помогает. Помогает эффективное использование медицинских средств, в том числе превентивного характера; помогают меры, которые принимают государственные структуры, в том числе отменяя авиасообщения с теми странами, где сейчас имеется вспышка вируса, и проверяя каждого, кто пребывает в страну из зараженных областей. Я сам недавно проходил такую проверку, когда посещал Италию. То есть прежде чем меня впустили на территорию страны, я должен был подойти к приборам, которые измеряли температуру. Если бы у меня была повышенная температура, то меня сразу забрали бы на обследование. Но я думаю, что такие меры необходимы, а паника не только не нужна, она очень вредна не только для внутреннего состояния тех людей, которые поддаются панике, но и для всего окружающего общества.

То, что происходило на Украине, когда люди забрасывали камнями автобусы с прибывшими из Китая своими соотечественниками, — причем это были не зараженные люди, просто те, кто забрасывали их камнями, боялись, вдруг через этих людей передастся зараза, — это, конечно, выходит за рамки допустимого. Особенно то, что в этом участвовали так называемые «священнослужители», я говорю так называемые, потому что это были «священнослужители» из ПЦУ — структуры, которая была создана Константинопольским Патриархатом, и мы их не считаем священнослужителями. Но они, тем не менее, участвовали в этих погромах. Что касается канонической Украинской Православной Церкви, то она не только не стала отмежевываться от этих людей, но, наоборот, один из ее иерархов их посетил.

Я думаю, что нам не следует поддаваться панике. Я думаю, что нам, верующим людям, нужно молиться о том, чтобы эта эпидемия поскорее прекратилась, и чтобы те страны, которые она затронула, как можно скорее вернулись к нормальной жизни.

Е. Грачева: Владыка, вот какую новость хочу обсудить с Вами. Есть канадская певица Граймс, но многим в России больше известен ее муж — миллиардер Илон Маск. Они готовятся к рождению ребенка, он еще не родился, но родители заявили, что будут к нему обращаться не «он» или «она», а «они», то есть дадут ребенку возможность самому выбрать, к кому полу он принадлежит, кто он — мальчик или девочка. А есть, например, известная актриса Шарлиз Терон, которая, когда ребенку было три года и сын заявил, что он вообще-то девочка, всячески это поддержала: стала наряжать мальчика в девичьи одежды, в платья. А дочь Анжелины Джоли, наоборот, заявила, что считает себя мальчиком, и Джоли ее тоже в этом поддержала. С чем Вы связываете такую моду в довольно известных семьях на свободу выбора ребенком — мальчик он или девочка?

Митрополит Иларион: Это не мода. Это тоже эпидемия. Мы с Вами говорили про эпидемию коронавируса, про эпидемию паники. Это тоже эпидемия — эпидемия безумия, которая накрыла западный мир в результате потери духовно-нравственных ориентиров.

Что такое пол человека? Это то, что ему дано Богом. Если люди перестают верить в Бога, они начинают верить в разного рода фантомы. Например, в то, что у человека может быть один пол биологический, а другой пол — психологический. Если, например, какой-то человек в детстве, юности или в зрелом возрасте начинает себя осознавать принадлежащим к противоположному полу, то с нашей точки зрения это может быть какое-то духовное или психическое отклонение, которое, возможно, поддается лечению, в том числе при помощи психологов. Но сейчас на Западе выросло целое поколение психологов, которые, наоборот, говорят, что корректировать надо биологический пол. Эти психологи за такого рода консультации получают большие деньги и находятся в сговоре с представителями еще одной мощной и высокооплачиваемой индустрии — это индустрия операций по перемене пола. Такие операции сейчас становятся (хоть они и по-прежнему достаточно дорогостоящие) доступны лицам, принадлежащим к среднему классу. И это целая эпидемия такого рода операций, которые происходят сейчас на Западе.

Надо сказать, что очень многие люди, сделавшие такую операцию, раскаиваются в том, что они сделали, но их истории всячески замалчиваются, потому что их откровения наносят удары по этой индустрии и по идеологии, которая за ней стоит. А идеология эта не просто безбожная, она античеловеческая. Я в одной из передач рассказывал о том, как происходит операция по смене пола. Я не хотел бы повторять, но так называемая операция по смене пола — это ничто иное как уродование и искалечивание человека, который в результате не меняет свой пол, но просто создается видимость того, что он поменял пол. Поэтому я говорил и повторяю сейчас, что операция по смене пола — это обман и самообман.

Е. Грачева: Владыка, еще не успели в нашей стране утихнуть страсти по поводу свадьбы Ксении Анатольевны Собчак, которая из церкви на катафалке приехала на дальнейшее празднование, как разгораются новые страсти вокруг образа католических монахинь в клипе Филиппа Киркорова с названием «Романы». Вы видели этот клип? Какую Вы дадите этому оценку?

Митрополит Иларион: Мое мнение, что это очень безвкусная, гадкая и омерзительная поделка, которая основана на том, что используются религиозные образы, в том числе образы из жизни католических монастырей, а также там присутствует некая пародия на изображение Богородицы и даже на распятие. Это не просто безвкусная и омерзительная поделка, она еще кощунственная и богохульная. Вот все, что я могу сказать об этом.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за эту беседу!

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина!

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Владыка, как перестать доверять людям? Я от природы очень открытый и доверчивый человек, всегда стараюсь доверять людям, но в нашем мире эти качества не нужны, и я страдаю от этого, потому что иной раз ты видишь в человеке друга, хочешь довериться ему, поделиться чем-то сокровенным, но это никому не надо. Как научиться быть недоверчивым и закрыться от этого мира? Как сломать свой открытый характер?

Митрополит Иларион: Я хотел бы вам вот что сказать. Если у вас действительно такой характер, как вы это описали в вашем вопросе, то вам не нужно его менять, не нужно его переделывать. Если вы слишком, с вашей точки зрения, доверчивый человек, то в этом на самом деле нет ничего плохого. Представьте себе, я страдаю теми же самыми «недугами», я тоже слишком доверчивый. Я не вижу недостатков людей. Я помню, однажды мне мой начальник — тогда митрополит, ныне — Святейший Патриарх Кирилл, сказал: у Вас есть большой недостаток — Вы не видите недостатков людей. Я его спросил: а что я должен сделать? Он мне ответил: оставайтесь самим собой. Этот разговор произошел много лет назад, но он мне как-то запал в душу.

Я очень часто ошибался в людях по своей, наверное, излишней доверчивости. Я всегда склонен верить людям. Я всегда склонен принимать за чистую монету то, что мне говорят. И даже более чем 50-летний жизненный опыт меня не научил тому, что людям верить не надо. Хотя обманывался я в людях множество раз и разочаровывался в них тоже множество раз. Но я все-таки думаю, что лучше ошибиться в эту сторону, чем ошибиться в другую сторону.

Если Вы станете замкнутой, подозрительной, если вы от всех будете ожидать только всяких гадостей, то Ваша жизнь превратится в сплошное мучение. А если Бог дал Вам открытый и доверчивый характер, то и живите с этим характером. Будьте открытой по отношению к людям, а если кто-то Вас обманет, если Вы в ком-то разочаруетесь, то постарайтесь это пережить и дальше идти по жизни с тем характером, который Вы получили от Бога.

Вопрос: В школе ребенку преподается теория Дарвина. Как относиться к теории Дарвина нам, православным людям?

Митрополит Иларион: В Символе веры говорится: «Верую во Единого Бога, Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого» — это тот догмат, который является общеобязательным для каждого христианина. Если какая-то теория противоречит этому догмату, значит, мы не можем с ней согласиться.

Теория Дарвина не противоречит догмату о том, что у мира существует Творец. Эта теория не вписывается в рамки того мировоззрения, которое отражено на самых первых страницах Библии, где рассказывается о сотворении мира. Когда мы читаем эти первые страницы, мы видим, что Бог создает сначала материю, потом материальный свет, Он создает землю, Он отделяет сушу от воды, потом Он начинает создавать растения и различные виды животных. Причем никакая эволюция между видами в этом тексте не просматривается. Каждый вид создается Богом отдельно: животные отдельно, рыбы отдельно, пресмыкающиеся отдельно и, наконец, человек отдельно. То есть такая картина, которая бы предполагала, что человек произошел от обезьяны и что у обезьяны и человека был общий предок, действительно не вписывается в библейское повествование о том, как был сотворен мир, если только это повествование не воспринимать слишком расширительно.

Среди православных христиан есть те, которые полностью отвергают теорию Дарвина, есть те, которые ее частично отвергают, и есть те, которые ее принимают. Как правило, мы отвергаем то, что называется макроэволюцией, то есть представление о том, что один вид мог трансформироваться в другой, условно говоря, обезьяна в человека. Но то, что называется микроэволюцией, то есть некая эволюция внутри видов, ее мы не отвергаем. По крайней мере, мы не обязаны ее отвергать.

Если говорить о микроэволюции, то это тот аспект теории Дарвина, который имеет серьезную доказательную базу. А если говорить о макроэволюции, то это тот аспект, который не имеет серьезной доказательной базы, и по сути все, что говорится о возможности трансформации одного вида в другой, не более чем недоказанные спекуляции. Теория Дарвина до сих пор остается теорией, и в этом смысле, как и всякая теория, она уязвима, но в тех своих аспектах, в которых она противоречит библейскому откровению, не может быть принята христианским православным сознанием.

Вопрос: Меня предал близкий друг, которого я знала много лет. Он поступил так плохо, что даже думать об этом без слез не могу. Я смогла простить, но не забыть. Как пережить предательство? Молитва не помогает.

Митрополит Иларион: Прежде всего, я хотел бы напомнить о том, что Господь наш Иисус Христос тоже в Своей жизни пережил предательство, причем не одно, а очень много. Мы знаем, что Он был предан Своим собственным народом, которому Он не только не сделал никакого зла, но, наоборот, делал только добро. А еще Он был предан одним из Своих двенадцати ближайших учеников — это предательство описано во всех четырех Евангелиях. И мы знаем, что предателем был тот, кто ничем не отличался от других учеников и ничем не был обделен. Если такое могло произойти с Иисусом Христом, то такое, конечно, может произойти и с каждым человеком.

Как найти в себе силы пережить предательство? Прежде всего, конечно, нужно постараться найти в себе силы простить. Если у вас нет своих собственных внутренних сил для этого, то существуют такие проверенные средства, как исповедь и причащение. Вы можете прийти на исповедь к священнику, рассказать о том, что это вас тяготит, попросить, чтобы он за вас помолился. Если ваша собственная молитва не помогает, пусть за вас помолится священник, пусть за вас помолятся близкие вам люди. Постарайтесь, если вы с этим человеком, который вас предал, можете не встречаться, больше с ним не встречаться. Если он оказывается на вашем жизненном пути, постарайтесь не вспоминать о том, что он совершил. Живите своей собственной жизнью и помните о том, что прощение — это залог вашего собственного благополучия.

Великий пост начинается с того, что мы все друг у друга просим прощения. Причем мы просим прощения не только у тех, кого сами обидели или кого мы предали, но и у тех, кто нас обидел, кто нас предал. И это очень важно — находить в себе силы прощать людей, как сказал Господь, отвечая на вопрос апостола Петра: «Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:21-22), то есть прощать бесконечное число раз. Прощать столько раз, сколько человек против тебя согрешил.

Я хотел бы закончить эту передачу словами Иисуса Христа из Евангелия от Луки: «Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37).

Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь!

митрополит Иларион (Алфеев)

Молодые годы

Митрополит Волоколамский Иларион (мирское имя: Григорий Валерьевич Алфеев) родился в Москве, 24 июля 1966 года.

В период с 1973 по 1984 года проходил обучение в Московской музыкальной школе имени Гнесиных.

В возрасте 15 лет исполнял обязанности чтеца в Московской церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке.

С 1983 года служил иподиаконом под началом владыки Питирима (Нечаева), митрополита Волоколамского и Юрьевского; трудился при Издательском отделе Московского Патриархата в статусе внештатного сотрудника.

Закончив школу в 1984 году, поступил в Московскую государственную консерваторию, на композиторский факультет.

В период с 1984 по 1986 год проходил срочную службу в рядах ВС СССР.

В начале 1987 года, оставив (по собственному желанию) учёбу в консерватории, поступил в Виленскую Свято-Духову обитель.

19 июня 1987 года принял монашеский постриг с наречением имени Иларион.

Священническое служение

21 июня 1987 года возведён в сан иеродиакона, а два месяца спустя, 19 августа, — в сан иеромонаха.

В период с 1988 по 1989 год служил настоятелем нескольких храмов Виленской епархии (в городе Тельшяй, селах Колайняй и Титувенай).

В 1989 году заочно закончил курс обучения в Московской Духовной семинарии.

В 1990 году принимал участие в деятельности Поместного Собора РПЦ, представляя Виленскую и Литовскую епархию.

В 1991 году окончил Московскую Духовную академию, трудился преподавателем в МДАиС (читал лекции по дисциплинам: Священное Писание Нового Завета, Гомилетика, Греческий язык, Православное Догматическое Богословие).

С 1992 по 1993 год преподавал в Православном Свято-Тихоновском богословским институте и Российском православном университете св. апостола Иоанна Богослова Новый Завет и Патрологию соответственно.

В 1993 году окончил аспирантуру при МДА.

В том же году, по решению руководства, направлен в Оксфордский университет для прохождения стажировки. Занимаясь учёбой за рубежом, совмещал её с пастырской деятельностью при Сурожской епархии.

Оксфордский университет окончил в 1995 году, со степенью доктора философии.

С 1995 года трудился в ОВЦС Московского Патриархата.

С 1997-го и вплоть до 2002 года руководил секретариатом по межхристианским связям.

В период с 1995 по 1997 год работал в Смоленской и Калужской Духовных семинариях преподавателем Патрологии.

Вместе с тем, в 1996 году преподавал в Свято-Германовской семинарии, на Аляске, Догматическое Богословие.

С 1996 года входил в состав клира московской церкви святой великомученицы Екатерины на Всполье.

С 1996 по 2004 год состоял в членстве Синодальной богословской комиссии РПЦ.

В 1997-1999 годах вёл курс по Догматическому Богословию для студентов Нью-Йоркской Свято-Владимирской духовной семинарии; преподавал в Кембриджском университете, на богословском факультете, Мистическое Богословие Восточной Церкви.

В 1999 году удостоен степени доктора богословия Свято-Сергиевским православным богословским институтом в Париже.

В 2000 году возведён в звание игумена.

7 января 2002 года посвящён в сан архимандрита.

Епископское служение

14 января 2002 года отец Иларион был рукоположен во епископа.

С 17 июля 2002 года — епископ Подольский, глава представительства РПЦ при международных европейских организациях.

С 7 мая 2003 года — епископ Венский и Австрийский.

1 февраля 2005 года удостоен звания приват-доцента богословского факультета при Фрибурском университете.

С 31 марта 2009 года — председатель ОВЦС Московского Патриархата; постоянный член Священного Синода, викарий Патриарха Московского и Всея Руси, епископ Волоколамский.

20 апреля 2009 года посвящён в архиепископа.

1 февраля 2010 года возведён в сан митрополита.

26 июля 2010 года введён в состав Патриаршего совета по культуре, а 22 марта 2011 года — в состав Высшего Церковного Совета.

5 октября 2011 года назначен на должность председателя Синодальной библейско-богословской комиссии.

Является автором множества богословских произведений разной направленности, участником религиозных телепрограмм.

В нынешних чрезвычайных условиях не прийти в храм значит проявить послушание

11 апреля в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей митрополитом Волоколамским Иларионом. Владыка, здравствуйте!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Эта Пасха и праздники, ей предшествующие — Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим — без преувеличения, станут самыми нерадостными со времен Великой Отечественной войны. Можно ли в домашних условиях принять ту благодать, которую дает Литургия в храме?

Митрополит Иларион: В полной мере это невозможно, потому что самое главное, что дает Литургия — это причащение, и Таинство причащения никак невозможно осуществить дистанционно. Те люди, которые останутся дома, — а мы очень просим всех наших прихожан оставаться дома и не выходить сейчас на улицу, — смогут участвовать в прямой трансляции богослужения и духовно приобщиться к торжеству, которое будет совершаться в храме.

Сейчас решение не прийти в храм будет не просто обусловлено уважительной причиной, но станет выполнением того, к чему призвал Патриарх. Поэтому мы надеемся на то, что большинство наших прихожан будут оставаться дома и станут смотреть прямую трансляцию богослужений, а причаститься они смогут, либо придя в храм в индивидуальном порядке и договорившись со священником, либо там, где это возможно, придя в храм в ограниченном количестве, либо после того, как строгие карантинные меры будут отменены.

Е. Грачева: Как в условиях карантина, владыка, в храмах проходит отпевание и крещение?

Митрополит Иларион: Крещение детей происходит по индивидуальной договоренности со священником. Я сам на днях крестил одного младенца: со мной договорились, я пришел, попросил, чтобы было как можно меньше родственников, и их было действительно немного, они стояли на соответствующей дистанции. Так же по договоренности со священником совершаются и все остальные Таинства.

Е. Грачева: Владыка, Вы справедливо сказали: в разных регионах разная ситуация с эпидемией. В Москве введены правила, согласно которым выходить из дома можно только в исключительных случаях. Поход в храм, очевидно, к этим исключениям не относится, если действительно мы не говорим о похоронах или крестинах. Означает ли это, что фактически любого человека, кто заходит в храм, на выходе из храма или на входе в него могут оштрафовать? Согласны ли Вы с этим, если прихожан за это будут штрафовать?

Митрополит Иларион: Мы ни в коем случае не берем на себя функции государства, медицинских служб, полиции — мы считаем, что каждый сейчас должен делать свое дело. Если принято решение о том, по каким причинам люди могут выходить на улицу, по каким — не могут, то это уже задача муниципальных властей и полиции — проследить, чтобы данное распоряжение исполнялось.

Мы сейчас исходим из двух основных принципов. Первый принцип — мы продолжаем совершать богослужения согласно церковному Уставу и не закрываем храмы для верующих, за исключением тех регионов, где этого могут потребовать власти по эпидемиологическим соображениям. В таких регионах богослужение все равно будет совершаться, но при закрытых дверях ограниченным количеством священнослужителей с участием, может быть, нескольких работников храма и, где это возможно, с трансляцией служб. Но мы не будем брать на себя полицейские функции и выгонять из храма тех, кто пришел, — это второй принцип, из которого мы исходим. Самое главное сейчас — это сохранить жизнь людей, поэтому в каждой епархии, в каждом приходе принимаются соответствующие меры. Там, где, например, возможно участие верующих в богослужении, в храме делается соответствующая разметка, люди стоят на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга. Соответственно, те, кто не вместились в храм, будут молиться на улице, тоже стоя на размеченных местах.

Е. Грачева: Сейчас в интернете появилась интерактивная карта, которая отражает, в каких регионах лучше всего соблюдают карантин. Если говорить о Москве, то по конкретным улицам можно увидеть, где людей совсем нет, где их несколько человек. Если говорить о храмах, как прихожане приняли слова Патриарха о том, чтобы оставаться дома? Послушались ли они его? Какая группа населения осталась дома, а какие упорно продолжают ходить в храмы?

Митрополит Иларион: Я бы сказал, что большинство прихожан послушались Патриарха и сидят сейчас дома. Но есть такие места, где ситуация не требует тотальной изоляции: за пределами Москвы, например, ситуация отличается от самой Москвы, а в каких-то регионах, как я уже сказал, фактически нет никакого карантина или соблюдаются какие-то минимальные карантинные меры. Эти карантинные меры предполагают дезинфекцию ложки для причащения, предполагают целый ряд мер, о которых священнослужители регулярно напоминают прихожанам.

Е. Грачева: На этой неделе стало известно, что схождение благодатного огня в Иерусалиме в этом году пройдет все-таки при пустом храме Гроба Господня, без паломников, но самолеты будут ждать в аэропорту Бен-Гуриона и благодатный огонь занесут туда. Как Вы относитесь вообще к этой идее с самолетами? Не кажется ли она Вам странной?

Митрополит Иларион: Насколько мне известно, речь сейчас идет об одном самолете, который будет организован, по традиции, Фондом Андрея Первозванного. Этот самолет действительно прибудет в аэропорт и будет ожидать, что благодатный огонь будет доставлен прямо в аэропорт. Насколько это будет возможно в соответствии с карантинными мерами, нам еще предстоит увидеть.

Но я хотел бы сказать о том, что традиция принесения из Иерусалима благодатного огня сложилась в сравнительно недавнее время. Я хорошо помню советское время, когда ничего подобного не было — мы совершали Пасху без благодатного огня, и она от этого не становилась менее благодатной. Поэтому если по каким-то причинам не удастся в этом году принести благодатный огонь, то от этого Пасха не будет менее радостной и менее светлой. Это праздник, который имеет ценность вне зависимости от наших собственных обстоятельств.

Кто-то из нас может оказаться в ситуации, когда он не сможет прийти в храм, особенно пожилые люди. Это не значит, что Пасха будет грустной, печальной. Пасха — это праздник Воскресения Христова, это праздник, который относится к каждому из нас. Я очень надеюсь, что и те, кто придут в храм, и те, кто не сможет этого сделать, испытают пасхальную радость.

Е. Грачева: Владыка, по меньшей мере у троих священников Русской Православной Церкви, как сообщается в Интернете, обнаружили коронавирус. Из-за этого один храм в Москве закрыли. Если в случае с обычными госслужащими и другими работниками можно установить круг их близкого общения, то в случае со священником это сделать гораздо сложнее, ведь какое количество людей он мог за это время успеть исповедать, причастить! Как ведется работа с теми, кто мог вступать в контакт с инфицированными вирусом священниками?

Митрополит Иларион: Храм, о котором Вы говорите, действительно был закрыт, но закрыт временно, на дезинфекцию. Насколько я знаю, сейчас богослужения в нем возобновлены. Задача выявлять и отслеживать тех, кто имел контакты с заразившимися коронавирусом, лежит на соответствующих медицинских службах. В данной ситуации Церковь ничем не отличается от обычного учреждения: там, где выявляется заразившийся коронавирусом человек, проводится проверка всех, с кем он мог контактировать.

Е. Грачева: Коронавирус внес изменения не только в ход богослужений в храмах, но и вообще в то, как совершаются Таинства. Вы в ходе интернет-конференции со своими прихожанами говорили о том, что исповедаться можно по телефону или по скайпу, причем у этой идеи среди Ваших же коллег-священников много противников — они говорят, что через интернет Таинства совершать невозможно. Как быть верующим при таком расколе мнений?

Митрополит Иларион: Когда я говорил о возможности исповеди по телефону, то подчеркнул, что речь идет об исключительном случае. Приведу пример такого случая. Если человек, например, находится в тяжелом состоянии в больнице и священника вызвать лично невозможно. Это в Москве много священнослужителей, а есть такие города, где их мало, есть деревни, откуда до священника вообще трудно добраться. И порой бывает так: либо у человека есть шанс перед смертью поговорить со священником по телефону, исповедаться и получить разрешение грехов, либо он просто отойдет в иной мир без исповеди. Думаю, что в такой исключительной ситуации действительной будет и исповедь по телефону. Но это мое частное мнение, которое я никому не навязываю.

В воспоминаниях митрополита Вениамина (Федченкова) рассказывается такой случай. Во время Февральской революции 1917 года губернатор Твери, который был глубоко верующим человеком, увидел, что его дом окружен толпой. Он понял, что толпа его сейчас растерзает. Перед смертью он хотел исповедаться. Священника рядом не было, он позвонил викарному епископу Арсению, тот принял у него исповедь по телефону и по телефону же прочитал разрешительную молитву. Буквально сразу же после этого толпа ворвалась в дом, и губернатор был убит.

Поэтому такие прецеденты в истории существуют. Разумеется, в нормальной ситуации исповедь предполагает личный контакт, в том числе и физический, когда священник накладывает епитрахиль на голову кающемуся и прикасается к его голове. Но, например, сейчас физический контакт невозможен, значит, уже во многих храмах исповедь совершается общая, то есть священник называет грехи, а люди просто своим присутствием подтверждают, что они в этих грехах повинны, а затем священник читает общую для всех разрешительную молитву. Такая практика даже вне каких-либо карантинных мер существовала в советское время.

Сейчас возрождается практика письменной исповеди: человек приходит с листком бумаги, на котором он написал свои грехи, священник это читает и на расстоянии прочитывает разрешительную молитву.

Но, разумеется, такие Таинства, как причастие, крещение, миропомазание, венчание вообще не могут совершаться в дистанционном режиме.

Е. Грачева: У идеи дистанционно отмечать Пасху, например, на дому, оказалось много противников. Например, протоиерей Андрей Ткачев напомнил о том, что в блокадном Ленинграде люди под обстрелами ходили в храмы, и разве сейчас коронавирус может помешать прийти на службу? Что бы Вы ему ответили?

Митрополит Иларион: Мне трудно согласиться с такой аргументацией. Когда человек в блокадном Ленинграде шел в храм, зная, что он может погибнуть под бомбежками, он рисковал собственной жизнью, и в этом можно увидеть некий героизм. Но сейчас люди, которым говорят: сидите дома, а они все равно идут в храм, говорят: поберегите других, а они все равно выходят на улицу, игнорируют предписания городских и санитарных властей — эти люди подвергают риску не только самих себя, но и других, поскольку, как известно, каждый человек, даже вне зависимости от того, имеет ли он уже явные признаки заболевания, может быть переносчиком коронавируса. Кроме того, вы можете прийти в храм или еще куда-то, и вирус не затронет вас, но вы принесете его в квартиру, где находится пожилой человек, и потом у него будет воспаление легких. Возможно, вам не диагностируют коронавирус, а другой человек уйдет в мир иной.

Думаю, сейчас не та ситуация, когда следует проявлять такого рода «героизм». Давайте лучше проявим заботу друг о друге, посидим дома и дождемся того момента, когда мы снова сможем полноценно участвовать в церковной жизни.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за эту беседу.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Может ли верующий, находящийся во время богослужений в храме или в местах массового пребывания людей, связанных с предстоящим праздником Пасхи, быть уверен, что Господь защитит его и отведет от людей зловредный вирус? Особенно на фоне сообщения Русской Православной Церкви о том, что уже три священника заразились коронавирусом и еще несколько находятся под подозрением.

Митрополит Иларион: Думаю, что сейчас никто не может быть уверен в том, что Господь защитит его от заражения. Именно поэтому мы призываем наших прихожан оставаться дома. Об этом неоднократно говорил Святейший Патриарх, об этом говорят сейчас и архиереи, и священники — за исключением тех регионов, где не введен карантин или где считается допустимым массовое участие верующих в богослужении. Поэтому прислушивайтесь к тому, что говорят городские власти, прислушивайтесь к тому, что говорит Патриарх и что говорит местный архиерей.

Вопрос: Владыка, я с огромным интересом посмотрел четыре серии Вашего документального сериала «Иисус Христос. Жизнь и учение». Эпохальное событие, в российском документальном кино ничего подобного не было! Что будет в следующих четырех сериях?

Митрополит Иларион: В пятой серии я буду рассказывать о притчах Иисуса Христа. Одна теория говорит, что Он хотел облегчить людям восприятие Своего учения. По другой теории, наоборот, Он хотел затруднить восприятие Своего учения, сделать процесс этого восприятия более трудоемким.

В шестом фильме я буду говорить о Тайной Вечере, о последнем ужине Иисуса Христа со Своими учениками, о предательстве Иуды и о том, как Иисус Христос готовился к Своей смерти — о последних днях Его земной жизни.

Седьмой фильм целиком будет посвящен страстям Христовым. Здесь я буду рассказывать о том, как происходил суд над Иисусом Христом, о том, по каким причинам иудеи добивались Его осуждения на смерть, добивались для Него смертного приговора. Я буду останавливаться на каких-то очень малоизвестных деталях судебного процесса во времена Иисуса Христа в Римской империи, например, на вопросе о том, почему Понтий Пилат, который был убежден в невиновности Иисуса, но под давлением иудейской знати и первосвященников осудил Его на смерть, после этого предал Его бичеванию и как происходило это бичевание — об этом мало кто знает, я буду об этом рассказывать.

Ну и, наконец, восьмой фильм, который будет показан в Великий Четверг, будет посвящен Воскресению Христову. Я буду рассказывать о том, какие есть свидетельства того, что Иисус Христос воскрес, сколько было явлений Иисуса Христа ученикам и, самое главное, почему вся эта история важна и нужна для нас, современных людей, живущих 20 веков спустя.

Вопрос: В первом фильме из сериала «Иисус Христос. Жизнь и учение» Вы упоминаете о братьях Иисуса, но ничего не говорите о том, кто они такие. Тот факт, что у Иисуса были братья, означает ли, что Мария не была Девой?

Митрополит Иларион: Фильм основывается на книге. В этой книге, которая вышла в шести томах, как раз подробно разбирается вопрос о том, кто такие были братья Иисуса. Согласно церковной традиции, это были либо двоюродные братья Иисуса, либо Его сводные братья, то есть дети Иосифа от первого брака. Существует две теории и обе они воспринимаются Церковью как допустимые.

Церковь приняла в качестве догмата учение о том, что Пресвятая Богородица Дева Мария не только была Девой на момент рождения от Нее Иисуса Христа, но и осталась Девой после этого. Мы называем Ее Приснодевой, то есть всегда остающейся Девой — это один из незыблемых догматов христианской Церкви.

Вопрос: Если священник может ошибиться, дать неправильный совет, зачем вообще ходить к нему за советом? Не правильно ли самостоятельно принимать решения?

Митрополит Иларион: Конечно, все ключевые решения в своей жизни человек должен принимать самостоятельно. Например, какую работу выбрать, кого выбрать себе в мужья или в жены, жениться или не жениться и тому подобное. Есть очень много вопросов, за которые мы должны нести личную ответственность, никто не может решить эти вопросы за самого человека. Но это вовсе не значит, что мы не можем советоваться с опытными людьми, в том числе, со священниками. Большинство священников имеют богатый духовный и жизненный опыт. И подобно тому, как есть болезни, которые мы можем лечить сами, а есть болезни, которые требуют врачебного вмешательства, точно так же есть вопросы, на которые человек сам не может ответить, и здесь требуется участие священника.

Священник, действительно, может ошибиться, точно так же, как и врач может ошибиться и прописать лекарство, которое не будет действовать. Но, как говорится, на ошибках учатся — не только пациенты, но и сами врачи. Будем надеяться, что тот священник, к которому Вы обратитесь за советом, даст Вам правильный совет.

Вопрос: Какова позиция Русской Православной Церкви: был ли у Иисуса Христа биологический отец, и если наша Церковь допускает такую возможность, то насколько это вероятно и обязательно ли это должен был быть Иосиф?

Митрополит Иларион: Согласно учению Церкви, у Иисуса Христа не было биологического отца, Иисус Христос родился от Святого Духа и Девы Марии. Об этом говорится в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки. Иосиф был законным отцом Иисуса: он не был Его биологическим отцом, но был тем человеком, за которого выдали замуж Марию, Матерь Иисуса. Поэтому Он с точки зрения иудейского закона был законным отцом Иисуса, но не был биологическим отцом.

Я хотел бы закончить эту передачу словами из ветхозаветной Книги притч: «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притч. 1:7).

Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.

ИЛАРИОН (АЛФЕЕВ)

Митрополит Иларион (Алфеев)

Иларион (Алфеев) (род. 1966), митрополит Волоколамский, викарий патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, настоятель московских храмов иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке и патриаршего подворья — храмов святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором, член президиума Межсоборного присутствия РПЦ, председатель Комиссии по вопросам богословия Межсоборного Присутствия, заместитель председателя Комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления Межсоборного Присутствия, член Комиссии по вопросам отношения к инославию и другим религиям Межсоборного Присутствия, член Высшего Церковного Совета РПЦ, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ, председатель редколлегии журнала «Богословские труды», представитель Русской Православной Церкви в Межрелигиозном совете России

В миру Алфеев Григорий Валерьевич, родился 24 июля 1966 года в городе Москве.

С 1973 по 1984 год учился в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных по классу скрипки и композиции.

В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке города Москвы. С 1983 года иподиаконствовал у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.

В 1984 году, по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории.

С 1984 по 1986 год служил в армии.

В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов мужской монастырь.

19 июня того же года был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Илариона Нового в соборе Святого Духа Виленского Свято-Духова монастыря наместником монастыря архимандритом Никитой (Якеровичем) .

21 июня 1987 года был рукоположен во иеродиакона в том же соборе того же монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым).

19 августа того же года был рукоположен во иеромонаха в Пречистенском кафедральном соборе города Вильнюса архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием (Кузнецовым).

В 1988-1990 годах служил настоятелем храмов в городе Тельшяй, селе Колайняй и селе Титувенай Виленской епархии.

В 1989 году заочно окончил Московскую духовную семинарию, в 1991 году — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, а в 1993 году — филиал аспирантуры Московской духовной академии при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата.

В 1990 году назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора в Каунасе.

В 1990 году в качестве делегата от духовенства Виленской и Литовской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

В 1991–1993 годах преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в Московских духовных школах. В 1992–1993 годах преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете святого апостола Иоанна Богослова.

В 1993 году был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста (Уэра) (Константинопольский Патриархат) работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», совмещая учёбу со служением на приходах Сурожской епархии. В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.

С 1995 года работал в Отделе внешних церковных сношений (с августа 2000 года — связей) Московского Патриархата, с августа 1997 до начала 2002 года возглавляя секретариат по межхристианским связям этого отдела.

В 1995-1997 годах преподавал патрологию в Смоленской и Калужской духовных семинариях. В 1996 году читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной духовной семинарии на Аляске (США).

Еп. Иларион (Алфеев)

С января 1996 года состоял в клире храма святой великомученицы Екатерины на Всполье в Москве (подворье Православной Церкви в Америке).

Являлся заместителем главного редактора журнала «Церковь и время».

С 1996 по 2004 год был членом Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.

В 1997-1999 годах читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Крествуде (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского Университета (Великобритания).

На Пасху 2000 года возведён в сан игумена в Свято-Троицком храме в Хорошеве города Москвы митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым).

27 декабря 2001 года избран епископом Керченским, викарием Сурожской епархии постановлением Священного Синода.

7 января 2002 года возведён в сан архимандрита в Смоленском Успенском кафедральном соборе митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

10 января того же года был наречён, а 14 января — хиротонисан во епископа Керченского, викария Сурожской епархии. Хиротонию в Московском кафедральном соборном храме Христа Спасителя возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему сослужили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев); архиепископы Берлинский и Германский Феофан (Галинский), Костромской и Галичский Александр (Могилев), Истринский Арсений (Епифанов); епископы Филиппопольский Нифон (Сайкали) (Антиохийский Патриархат), Сергиевский Василий (Осборн), Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), Дмитровский Александр (Агриков).

17 июля 2002 года назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях.

7 мая 2003 года назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархии и с сохранением должности Представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

31 марта 2009 года освобождён от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и назначен епископом Волоколамским, викарием патриарха Московского и всея Руси, председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода по должности, также назначен ректором новообразованной Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а также освобождён от должности главы Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях в Брюсселе.

9 апреля того же года назначен настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке города Москвы .

Архиеп. Иларион (Алфеев)

20 апреля 2009 года возведён в сан архиепископа в связи с назначением на пост, предполагающий постоянное участие в работе Священного Синода, и за усердное служение Церкви Божией в Успенском соборе Московского Кремля патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) .

27 мая того же года назначен председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей .

С 28 мая 2009 года — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации.

27 июля того же года вошёл в состав членов и президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 года председатель Комиссии по вопросам отношения к инославию и другим религиям, заместитель председателя Комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, член Комиссий по вопросам богословия, по вопросам богослужения и церковного искусства и по вопросам духовного образования и религиозного просвещения (последней — до 16 декабря 2010 года ) Межсоборного присутствия .

С 13 января 2010 года — член Попечительского совета фонда «Русский мир».

1 февраля того же года возведён в сан митрополита во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем ОВЦС — постоянным членом Священного Синода в Московском кафедральном соборном храме Христа Спасителя патриархом Московским и всея Руси Кириллом .

С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре.

18 августа того же года назначен настоятелем московского Черниговского патриаршего подворья – храмов святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором.

В 2010 году избран почётным доктором Российского государственного социального университета и почётным профессором Русской христианской гуманитарной академии .

22 марта 2011 года вошёл в состав вновь образованного Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви по должности.

5 октября 2011 года назначен председателем Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ .

В 2012 году, после нескольких лет членства в редколлегии журнала «Богословские труды», был назначен её председателем указом патриарха Московского и всея Руси Кирилла .

23 октября 2014 года были частично изменены его послушания в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви — был назначен председателем Комиссии по вопросам богословия и освобождён от председательства в Комиссии по вопросам отношения к инославию и другим религиям .

24 декабря 2015 года назначен представителем Русской Православной Церкви в Межрелигиозном совете России .

Несёт многочисленные общецерковные послушания, представляя Русскую Православную Церковь на различных международных и межхристианских форумах: является членом Исполнительного и Центрального комитетов Всемирного Совета Церквей, Президиума богословской комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство», Постоянной комиссии по взаимоотношениям между Православными Церквами и ВСЦ, Постоянной комиссии по диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью, Постоянной комиссии по диалогу между Православными Церквами и Всемирным Альянсом Реформатских Церквей, Постоянной комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, Постоянной комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской Церковью Германии. Член редакционной коллегии журналов «Церковь и время» (Москва), «Вестник Русского христианского движения» (Париж-Москва), «Studia Monastica» (Барселона), научно-исторической серии «Византийская библиотека» (Санкт-Петербург).

День ангела — 6/19 июня.

Награды, членства

Церковные:

  • грамоты патриарха Московского и всея Руси (1996 и 1999)
  • медаль блгв. кн. Константина Острожского (2003, Польская Православная Церковь)
  • серебряный орден свт. Иннокентия (2009, Православная Церковь в Америке)
  • орден свщмч. Исидора Юрьевского II степени (2010, Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата)
  • орден св. блгв. воеводы Стефана Великого II степени (2010, Православная Церковь Молдовы)
  • орден св. ап. и ев. Марка II степени (2010, Александрийская Православная Церковь)
  • орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия с золотой звездой (2011, Православная Церковь Чешских земель и Словакии)
  • Золотой крест ап. Павла II степени (3 июня 2013, Элладская Православная Церковь)
  • орден свт. Саввы II степени (16 ноября 2014, Сербская Православная Церковь)
  • орден свв. братьев Кирилла и Мефодия (17 декабря 2014, Болгарская Православная Церковь, в связи с юбилеем храма-Подворья Патриарха Московского и всея Руси в Софии)

Светские:

  • медаль «За мужество и самопожертвование» (1992, Литовская Республика)
  • золотая медаль Sigillum Magnum Болонского университета (2010, Италия)
  • орден Дружбы (2011, Россия)
  • орден бургомистра Йонаса Вилейшиса (2011, Каунас, Литва)
  • орден Сербских Соколов (2011, организациия «Союз сербских Соколов»)
  • орден «За заслуги» 3-й степени (2013, Украина, в честь 1025-летия Крещения Руси)
  • орден Командорский крест (2013, Венгрия, за труды по углублению сотрудничества между историческими Церквами Венгрии и Русской Православной Церковью)
  • орден Почетного Легиона Мексики (2014, «в знак признания его выдающихся достижений на посту главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата»)

Академические:

  • доктор философии Оксфордского университета (1995)
  • доктор богословия summa cum laude Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже (за книгу «Жизнь и учение св. Григория Богослова», 1999).
  • приват-доцент кафедры догматического богословия богословского факультета Фрибургского университета в Швейцарии (1 февраля 2005)
  • почетный доктор Российского государственного социального университета
  • почетный доктор богословия Богословского факультета Университета Каталонии
  • почетный профессор Русской христианской гуманитарной академии
  • профессор Фрибургского университета (Швейцария)
  • почетный доктор богословия университета Лугано (Швейцария)
  • почетный доктор Санкт-Петербургской духовной академии
  • почетный доктор Прешовского университета (Словакия)
  • почетный доктор богословия Минской духовной академии
  • член Союза композиторов России
  • Макариевская премия (24 августа 2005, за труд «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров»)

Сочинения

Автор более 400 публикаций, в том числе монографий по патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков.

Автор музыкальных произведений, в том числе «Божественной литургии» и «Всенощного бдения» для хора без сопровождения, «Страстей по Матфею» для солистов, хора и оркестра, «Рождественской оратории» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра, симфонии для хора и оркестра «Песнь восхождения» на слова псалмов.

Публикации

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Русской Православной Церкви:
  • Биография на официальном сайте Московских духовных школ:
  • Биография на сайте Русское Православие:

Так из личных слов, в некоторых других источниках, ошибочно написано что постриг совершил архиепископ Виленский Викторин. // «Начался визит митрополита Волоколамского Илариона в Литву», официальный сайт Московского Патриархата, 11 марта 2010, —

Викарии Святейшего Патриарха Кирилла назначены настоятелями храмов Москвы, официальный сайт Русской Православной Церкви, 14 апреля 2009 года:

Святейший Патриарх Кирилл возвел председателя Отдела внешних церковных связей епископа Волоколамского Илариона в сан архиепископа, официальный сайт Русской Православной Церкви, 20 апреля 2009 года:

Журнал № 42, журналы заседания Священного Синода от 27 мая 2009 года:

«Состав комиссий Межсоборного присутствия (от 16 декабря 2010 г.)», официальный сайт Московского Патриархата, 16 декабря 2010,

«Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.)», официальный сайт Московского Патриархата, 29 января 2010, —

Святейший Патриарх Кирилл удостоил иерархических наград ряд архиереев Русской Православной Церкви, официальный сайт Русской Православной Церкви, 1 февраля 2010 года:

Биография на сайте Общецерковной докторантуры и аспирантуры Русской Православной Церкви:

Журналы заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года —

Журнал № 100, журналы заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года:

Сборнику «Богословские труды» — 50 лет, официальный сайт Московской духовной академии, 12 января 2013 года:

«Состав Межсоборного присутствия на 2014-2018 годы по комиссиям», официальный сайт Московского Патриархата,

«Журналы заседания Священного Синода от 24 декабря 2015 года. Журнал № 98», официальный сайт Московского Патриархата, 24 декабря 2015, —

Члены делегации Русской Православной Церкви удостоены высоких наград Элладской Православной Церкви, официальный сайт Русской Православной Церкви, 3 июня 2013 года:

В завершение визита Святейшего Патриарха Кирилла в Сербию в Белграде состоялся прием в честь Его Святейшества, официальный сайт Русской Православной Церкви, 16 ноября 2014 года:

Митрополит Волоколамский Иларион удостоен высшей награды Болгарской Православной Церкви, официальный сайт ОВЦС РПЦ, 17 декабря 2014:

Указ Президента Украины № 409/2013 от 27.07.2013 г. «О награждении государственными наградами Украины религиозных деятелей Русской православной церкви»:

Митрополит Волоколамский Иларион награжден государственным орденом Венгрии, официальный портал Русской Православной Церкви, 12 декабря 2013 года:

Митрополит Волоколамский Иларион награжден орденом Почетного легиона Мексики, официальный сайт Русской православной Церкви, 18 января 2014 года:

  • «Бессмертный полк»
  • «Живая вода»
  • «Прекрасная дама»
  • 1905 год
  • 1917
  • 1917 год
  • 1937 год
  • 1945 год
  • 23 февраля
  • 40 мучеников Севастийских
  • 8 марта
  • 9 мая
  • charlie hebdo
  • «укропы»
  • Адам и Ева
  • Алапаевские мученики
  • Александр (Драбинко)
  • Александр III
  • Александр Кухта
  • Александр Македонский
  • Александр Мень
  • Александр Невский
  • Александр Первый
  • Александр Свирский
  • Александра Федоровна
  • Алексей Мороз
  • Алексиевич
  • Аляска
  • Амвросий (Оптинский)
  • Ангелы
  • Андрей Кураев
  • Андрей Ткачев
  • Анна Кузнецова
  • Антоний (Мельников)
  • Апокалипсис
  • Апостолы
  • Армянская церковь
  • Архангел Гавриил
  • Архангел Михаил
  • Ассоциация православных экспертов
  • Афганистан
  • Афон
  • Ахеджакова
  • Ахматова
  • БЕС комментариев…
  • Бандера
  • Барби
  • Без комментариев…
  • Бенедикт XVI
  • Библия
  • Благодатный Огонь
  • Бог
  • Боголюбово
  • Богомолов
  • Богородица
  • Богослужения
  • Божия воля
  • ВВС РФ
  • ВМФ РФ
  • ВОЗ
  • Вавилонская башня
  • Валентина Рябкова
  • Ванга
  • Варсонофий (Оптинский)
  • Варсонофий (Судаков)
  • Василий (Росляков)
  • Василий Ермаков
  • Ватикан
  • Великая Княжна Ольга
  • Великая Княжна Татьяна
  • Великая Отечественная Война
  • Великий Пост
  • Великобритания
  • Венедикт (Пеньков)
  • Вербное воскресенье
  • Верховная рада
  • Ветхий завет
  • Виктор Милитарев
  • Владимир Головин
  • Владимир Путин
  • Вознесение Господне
  • Воскресение Христово
  • Восток
  • Восточное Дегунино
  • Восьмой вселенский
  • Всеволод Чаплин
  • Второе пришествие
  • Вход Господень в Иерусалим
  • ГИА
  • ГМО
  • Гапон
  • Гельман
  • Генерал Скобелев
  • Георгиевская ленточка
  • Георгий Кочетков
  • Георгий Максимов
  • Герман Греф
  • Германия
  • Гимн
  • Гитлер
  • Глеб Грозовский
  • Гоголь
  • Горбачев
  • Господь
  • Григорий Распутин
  • Гроб Господень
  • Грудинин
  • Грузия
  • Грэм Филлипс
  • ДНР
  • Даль В.И.
  • Даниил Сысоев
  • Дарвин
  • Дворкин
  • Двунадесятые Праздники
  • Дегунино
  • День Победы
  • Джон Хантсман
  • Дмитрий Медведев
  • Дмитрий Смирнов
  • Донбасс
  • Донецк
  • Достоевский
  • Дунаев М.М.
  • ЕГЭ
  • Евангелие
  • Евангелист Лука
  • Евангелист Матфей
  • Евгений Родионов
  • Евгений Спицын
  • Евродурдом
  • Европа
  • Евросодом
  • Евросоюз
  • Египет
  • Екатеринбург
  • Елизавета II
  • Ельцин
  • Ельцин-центр
  • Ермолов
  • Закон Божий
  • Запад
  • Зеленский
  • Зюганов
  • ИГИЛ
  • ИНН
  • Иван Купала
  • Игнатий (Брянчанинов)
  • Игорь Тальков
  • Иерусалим
  • Израиль
  • Иисус Христос
  • Иларион (Алфеев)
  • Иларион (Оптинский)
  • Илий (Ноздрин)
  • Илия (Копылов)
  • Император
  • Иоаким Парр
  • Иоанн (Крестьянкин)
  • Иоанн (Снычев)
  • Иоанн Златоуст
  • Иоанн Креститель
  • Иоанн Кронштадтский
  • Иродиада
  • Исаакиевский собор
  • Кадыров
  • Катехизис
  • Киберпоп
  • Киев
  • Кирилл (Павлов)
  • Кирилл Фролов
  • Китай
  • Кличко
  • Княгиня Ольга
  • Князь Владимир
  • Князь Михаил
  • Козельск
  • Колчак
  • Константинополь
  • Конституция РФ
  • Кончита
  • Кочетковцы
  • Крест
  • Крестное знамение
  • Крестный ход
  • Крещение Господне
  • Крещение Руси
  • Кровавое воскресенье
  • Крым
  • Ксения Петербургская
  • Ксения Собчак
  • ЛГБТ
  • ЛНР
  • ЛЮДИ
  • Ленинград
  • Луганск
  • Лука (Войно-Ясенецкий)
  • Лукашенко
  • Лютер
  • М.В.Ломоносов
  • МДА
  • МЧС РФ
  • Макаревич
  • Малышева
  • Маннергейм
  • Марин Ле Пен
  • Мария Египетская
  • Мария Кикоть
  • Матильда
  • Матрона Московская
  • Мединский
  • Медовый Спас
  • Мелхиседек (Артюхин)
  • Меркель
  • Москва
  • НАТО
  • НЕ-юмор
  • НКО
  • Навальный
  • Наталья Поклонская
  • Не-юмор
  • Никодим Ротов
  • Николай II
  • Николай Гурьянов
  • Николай Сербский
  • Николай Чудотворец
  • Никон Оптинский
  • Нилус
  • Новороссия
  • Новый год
  • ООН
  • Обама
  • Одесса
  • Олесь Бузина
  • Олимпийские игры
  • Ольга Васильева
  • Ольга Четверикова
  • Онуфрий
  • Оптина пустынь
  • Оптинская весна
  • Оптинские новомученики
  • Оптинские старцы
  • Осипов А.И.
  • ПУПЕЦ
  • Паисий Святогорец
  • Пантелеимон великомученик
  • Парад Победы
  • Патриарх Алексий II
  • Патриарх Варфоломей
  • Патриарх Кирилл
  • Патрик
  • Первая мировая война
  • Петр (Кучер)
  • Петр I
  • Петр Мухин
  • Победа
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Порошенко
  • Пост
  • Правмир
  • Православие
  • Православная Церковь
  • Православный крест
  • Прародители
  • Преображение Господне
  • Причастие
  • Пророк Илия
  • Псаки
  • Путинвовсёмвиноват
  • Пушкин
  • РПЗЦ
  • Рай
  • Распятие
  • Рафаил (Берестов)
  • Рафаил (Романов)
  • Рафаиловские пчелки
  • Родина
  • Родительская суббота
  • Рождество Богородицы
  • Рождество Христово
  • Рокфеллер
  • Роман (Кошелев)
  • Романовы
  • Российская империя
  • Россия
  • Ротшильд
  • Русская Православная Церковь
  • СМИ
  • СНИЛС
  • СПбДА
  • СССР
  • СТРАШНО "красивые"
  • СТРАШНО «красивые»
  • США
  • Саакашвили
  • Савченко
  • Санкт-Петербург
  • Сбербанк
  • Светлая Седмица
  • Святая Троица
  • Святки
  • Святой Дух
  • Священное Писание
  • Севастьянов
  • Сепфора
  • Серафим (Вырицкий)
  • Серафим (Саровский)
  • Сербия
  • Сербская Церковь
  • Сергей Есенин
  • Сергей Матвеев
  • Сергий (Рыбко)
  • Сергий Куксевич
  • Сергий Радонежский
  • Серебренников Кирилл
  • Серебряков Кирилл
  • Символ Веры
  • Сирия
  • Смольный собор
  • Собчак
  • Собянин
  • Советская армия
  • Содомские Штаты Америки
  • Соколовский
  • Солженицын
  • Сорос
  • Сочельник
  • Спиридон Тримифунтский
  • Сретение Господне
  • Сталин
  • Страстная Седмица
  • Страшный суд
  • Стрелков
  • Суворов
  • Сутормин
  • Таинства Церкви
  • Тереза Мэй
  • Тимошенко
  • Типикон
  • Тихон (Шевкунов)
  • Трамп
  • Третий Рим
  • Троица
  • Трофим (Татарников)
  • Турция
  • УПЦ
  • УЭК
  • Украина
  • Украинская Православная Церковь
  • Ульянов В.И.
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Устав
  • Учитель
  • Фатимские явления
  • Фатимские явления "Прекрасной дамы&
  • Федор Емельяненко
  • Феодоровский собор
  • Ферапонт (Пушкарев)
  • Филарет (Дроздов)
  • Фотий (Мочалов)
  • Франциск
  • Хилари Клинтон
  • Ходорковский
  • Царская семья
  • Царственные мученики
  • Царь Иоанн Васильевич
  • Царь не отрекался
  • Царьград
  • Церковь
  • Цесаревич Алексий
  • Чернобыль
  • Чечня
  • Чубайс
  • ЭКО
  • Энтео
  • Эрдоган
  • Юрий Гагарин
  • Яблочный Спас
  • аборт
  • агрессия
  • ад
  • акция протеста
  • алкоголизм
  • американизирование страны
  • американская армия
  • анафема
  • англикане
  • аномалия
  • анти-закон
  • анти-здравоохранение
  • анти-катехизис
  • анти-культура
  • анти-образование
  • анти-православие
  • анти-православиеобновленчество
  • антироссийская агитация
  • антихрист
  • апостасия
  • армяне
  • артисты
  • архимандрит Матфей
  • атеизм
  • аферисты
  • банковская карта
  • банковский концлагерь
  • бедность
  • безбожие
  • бездуховность
  • безнаша Раша
  • безнравственость
  • безумство
  • белая гвардия
  • беременность
  • беснование
  • беспечность
  • библиотека
  • биоинженерия
  • биологическая война
  • биометрические данные
  • благоговение
  • благодарность
  • благодать
  • благополучие народа
  • благоразумие
  • благословение
  • блокада
  • блуд
  • бо
  • богатство
  • богоборцы
  • богословие
  • богохульство
  • боевики
  • болезнь
  • боль
  • боты-провокаторы
  • брак
  • братья наши меньшие
  • буддизм
  • будущая жизнь
  • бытовая техника
  • вакцинация
  • вандализм
  • вера
  • верность
  • ветераны
  • вечные мучения
  • взятка
  • виртуальная реальность
  • военная техника
  • воздержание
  • возрождение страны
  • воины Христовы
  • война
  • воля
  • воля Божия
  • вопрос
  • воровство
  • ворожба
  • воскресный день
  • воскрешение
  • воспитание
  • восприемники
  • враги Православия
  • вразумление
  • врачи
  • вред
  • время
  • высшее образование
  • гадания
  • ганьба
  • гастарбайтеры
  • геи
  • гей-парад
  • гендер
  • генная инженерия
  • геноцид
  • геноцид населения
  • география
  • герои
  • глобализация
  • гнев Божий
  • голод
  • гомосексуализм
  • гонения
  • гордость
  • гороскопы
  • государь
  • грех
  • дарвинизм
  • двойные стандарты
  • девственность
  • деградация общества
  • дедушка Кирилл и дети
  • декабристы
  • демография
  • день памяти
  • день скорби
  • депутаты
  • дети
  • дети лейтенанта Шмидта
  • детоубийцы
  • добродетель
  • доброта
  • донос
  • дочки-матери
  • дроны-убийцы
  • дружба
  • духовная борьба
  • духовник
  • духовное родство
  • духовное руководство
  • духовность
  • духовные дары
  • духовные ценности
  • душа
  • ереси
  • жена
  • женщины
  • жены-мироносицы
  • жестокость
  • живой журнал
  • жизнь
  • заблуждения
  • забота
  • загробная участь
  • загробный мир
  • законодательство
  • замена терминологии
  • заповеди
  • здоровье
  • здоровье нации
  • здравоохранение
  • земля Русская
  • зилоты
  • злость
  • зомбирование
  • зрада
  • игральные карты
  • игрушка
  • игумен-экуменист
  • иеговисты
  • иезуиты
  • иеромонах савватий грудев
  • избирательная компания
  • извращенцы
  • извращенцы-вон
  • икона
  • икона Пресвятой Богородицы
  • имена
  • индейцы
  • индиктон
  • индуизм
  • иноверие
  • интернет
  • интернетзависимость
  • инфекция
  • информационная война
  • информация
  • инцест
  • искренность
  • искусственный интеллект
  • искусство
  • ислам
  • исламизация Европы
  • исповедь
  • истина
  • история
  • история Руси
  • история Церкви
  • история нашей страны
  • исцеление
  • иудаизм
  • иудеи
  • иуды
  • йога
  • к
  • каббала
  • казачество
  • как нас дурят
  • как нас убивают
  • календарь
  • канон Андрея Критского
  • кара Божия
  • катастрофа
  • киборг
  • кино
  • клевета
  • книги
  • колдовство
  • коммунальные услуги
  • коммунизм
  • компьютер
  • компьютерная зависимость
  • конец света
  • конкурс
  • коран
  • коронавирус
  • коррупция
  • космос
  • кощунство
  • красный террор
  • красота
  • криминал
  • кришнаиты
  • ксенопатриотизм
  • культовые сооружения
  • кураевщина
  • курьезы
  • латиняне
  • легализация наркотиков
  • лекарства
  • лекарственные травы
  • лесбиянки
  • лже-Епифаний
  • лже-Романовы
  • лже-Филарет
  • лже-монашество
  • лже-праздники
  • лже-пророки
  • лже-чудеса
  • лжеучение
  • либерализм
  • литургия
  • лицедейство
  • лицемерие
  • ловец покемонов
  • ложь
  • лукавство
  • любовь
  • мавзолей
  • магия
  • майдан
  • майдауны
  • манипулирование сознанием
  • маразм
  • масоны
  • мастера переобуваться
  • материнство.
  • медицина
  • мечеть
  • мигранты
  • микрочип
  • милосердие
  • милостыня
  • мир
  • мировая война
  • мировое господство
  • мировое правительство
  • мировой банк
  • мировой кризис
  • мировой порядок
  • миссионерство
  • мистика
  • модернизм
  • молитва
  • молчание
  • монархия
  • монастырь
  • монашество
  • мораль
  • мормоны
  • мошенники
  • мощи
  • мрази
  • мракобесие
  • мудрость
  • мужество
  • мужчины
  • музыка
  • мученики
  • мысли вслух
  • мытарства
  • мэто надо знать
  • навстречу выборам
  • надежда
  • наказание
  • наложницы
  • наноэлектронные устройства
  • наркотики
  • народная песня
  • наука
  • наша Раша
  • нейтральные спортсмены
  • ненавистники Православия
  • ненависть
  • неонацисты
  • нищета
  • новомученики
  • нравственность
  • обеты
  • обновленчество
  • обработка данных
  • образ Божий
  • образование
  • одежда в храме
  • одержимость
  • одиночество
  • однополые браки
  • однополые семьи
  • оккультизм
  • окружающий мир
  • опасность
  • оправдание
  • организм человека
  • органы
  • оружие
  • осуждение
  • открытое письмо
  • отношения
  • отпечатки пальцев
  • очевидное невероятное
  • падшие ангелы
  • памятные даты
  • паника
  • папа Римский
  • паспорт
  • патриархия
  • патриот
  • патриотизм
  • педагогика
  • педофилы
  • пенсионная реформа
  • пенсионный фонд
  • пенсия
  • перемога
  • персональные данные
  • песни и пляски в храме
  • песни и танцы в храме
  • петиция
  • пиндосы
  • повышение пенсионного возраста
  • поговорки
  • поздравления
  • позор
  • показательная порка
  • покаяние
  • покемоны
  • поклоны
  • поминовение усопших
  • помощь
  • помощь Божия
  • пословицы
  • послушание
  • посмертная участь
  • постмодернизм
  • поучения
  • правда
  • правила
  • праздник
  • предание
  • предатели Православия
  • предательство
  • предрассудки
  • президент
  • прелесть
  • преступление
  • прививки
  • природа
  • притчи
  • провокация
  • программы-шпионы
  • происшествия
  • промышленность
  • пропаганда гомосексуализма
  • проповедники.
  • проповедь
  • пророчества
  • просто так
  • просьба о помощи
  • протестанты
  • прощение
  • психические расстройства
  • психология
  • раб Божий
  • радость
  • развлечения
  • разврат
  • развращение детей
  • разум
  • раскаяние
  • раскол
  • раскольники
  • распознавание лиц
  • рассказ
  • растление нации
  • революция
  • реклама
  • религия
  • репрессии
  • реформа
  • робот
  • родители
  • родители и дети
  • рождение
  • рок и священники
  • российская армия
  • русофобия
  • русские
  • русский дух
  • русский язык
  • садизм
  • сайентологи
  • самозванцы
  • самоубийство
  • санкции
  • сатана
  • сатанизм
  • свадьба
  • святость
  • святые
  • священство
  • секта
  • сельское хозяйство
  • семья
  • сила духа
  • символика
  • синагога
  • сионисты
  • сказки
  • скорбь
  • слава
  • славянская письменность
  • смерть
  • смирение
  • смута
  • смысл жизни
  • сны
  • соблазн
  • совесть
  • совет
  • современное творчество
  • современность
  • содомский грех
  • социальные сети
  • спам
  • спорт
  • справедливость
  • старец
  • старообрядчество
  • старость
  • старушки в храме
  • статистика
  • стволовые клетки
  • стихи
  • страсти
  • страх
  • страх Божий
  • суд
  • суррогатное материнство
  • счастье
  • театр
  • телевидение
  • теплохладность
  • терпение
  • терроризм
  • техника
  • толерантность
  • торговля
  • тотальная слежка
  • традиции
  • трансгуманизм
  • трансплантология
  • трапеза
  • тропарь
  • убийство
  • угроза миру
  • украинские «чудеса»
  • украинский язык
  • укро-нацисты
  • униаты
  • уничтожение России
  • уничтожение мира
  • утешение
  • учеба
  • учебники
  • учитель
  • фальсификация
  • фальсификация истории
  • фанарский маразм
  • фаст-фуд
  • фашизм
  • фашисты
  • феминизм
  • фестиваль
  • философия
  • футбол
  • характер
  • хасиды
  • хеллоуин
  • храм
  • хунта
  • целомудрие
  • цензура
  • церковная музыка
  • церковно-славянский язык
  • человек
  • человек-робот
  • чем нас травят
  • чип
  • чипирование
  • чудеса
  • чудо
  • школа
  • эволюция
  • эвтаназия
  • экология
  • экономика
  • экспансия в Россию
  • экстрасенсы
  • экстремальные ситуации
  • экстремизм
  • экуменизм
  • электронная база
  • электронная война
  • электронные документы
  • электронный концлагерь
  • элита
  • эмбрион
  • эпидемия
  • эстрада
  • это
  • это надо знать
  • ювенальная юстиция
  • юмор
  • язычество