Иоанно богословский монастырь

Иоанно-Богословский мужской монастырь села ПощуповоСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Рязанская митрополия, Рязанская епархия

Контактная информация

ioann.ryazan@mail.ru 8-(4912) 24-04-33, факс: 8-(4912) 24-04-19 http://www.obitel-bogoslov.ru/ Адрес: Рязанская область, Рыбновский район, село Пощупово, Иоанно-Богословский монастырь. Проезд до монастыря: — железной дорогой с Казанского вокзала г. Москвы электропоездами «Москва-Рязань», до станции «Рыбное», затем от автостанции рейсовым автобусом «Рязань – Новоселки» или маршрутным такси «Рязань — Костино» до села Пощупово. — на автомобиле по автомобильной дороге Москва-Самара, на Рязань, у поста ГИБДД поворот на город Рыбное и село Константиново (указатели), затем поворот на село Новоселки и по асфальтированной дороге до с. Пощупово.

  • Тип монастыря:мужской
  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):огослужения в обители совершаются ежедневно.
    В будние дни монашеское правило (утренние молитвы, полунощница, сотница и утреня) – в 5.30
    Часы и Божественная Литургия – в 8.30
    Вечернее богослужение – в 18.00.
    В праздничные дни начало всенощного бдения накануне – в 17.00, утром в 7.30 ( по воскресным дням в 7.00) – утренние молитвы, молитвы ко Св. Причащению, сотница, в 9.00 – Часы и Божественная Литургия.
  • Наместник:игумен Исаакий (Иванов)
  • Престольные праздники:
    • Иоанна Богослова — Май 21 , Июль 13 (Собор 12-ти апостолов), Октябрь 9 (день преставления)
    • Георгия Победоносца — Май 6 (день преставления)
    • иконы Божией Матери «Скоропослушница» — Ноябрь 22
    • Николая Чудотворца — Май 22 (перенесение мощей), Декабрь 19
    • Пантелеимона Целителя — Август 9
    • Серафима Саровского — Январь 15 (день преставления), Август 1 (обретение мощей)
    • Тихвинской иконы Божией Матери — Июль 9
    • Царственных страстотерпцев — Июль 17 (день убиения)
  • 10 декабря – иконы пресвятой Богородицы «Знамение Корчемная»
    24 октября – день памяти священномученика Иувеналия, архиепископа Рязанского

  • Святыни:. По милости Божией и усердием управлявшего монастырем в 1989-2004 гг. наместника архимандрита Авеля (Македонова), собрано множество святынь. Братией благоговейно чтятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Знамение-Корчемная» и «Тихвинская». В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и многих других угодников Божиих, как вселенских, так и отечественных, а также реликвии, связанные с именами священномученика Мисаила Рязанского.
  • Деятельность:Для паломников организуются экскурсии с посещением храмов и молитвой у монастырских святынь. Также для них существует гостиница, в которой можно остановиться на ночлег. По монастырскому обычаю, всем паломникам предлагается бесплатная трапеза.
    Осуществляется запись на длительное поминовение о здравии и упокоении, в том числе через почтовый перевод.
    Одной из достопримечательностей обители является обширная библиотека, собранная за последние годы. В ней кроме современных изданий по богословию, философии, истории, искусству, хранятся так же старопечатные книги (самые ранние – сер. XVII века), редкие дореволюционные издания и ценные рукописи, относящиеся к новейшей истории Русской Церкви.
    В обители имеется обширное подсобное хозяйство: много лет здесь существует своя пасека, хлебопекарня, а также молочный цех. С Божьей помощью в 2008 году была открыта гончарная мастерская. Устраивается монастырский сад.
  • Краткая историческая справка:Мужской монастырь в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова расположен на правом берегу реки Оки, близ села Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах от города Рязани, и является одним из древнейших в Рязанской епархии.
    Монастырское предание относит возникновение обители к концу ХII или началу ХIII столетия. Считается, что его основателями были монахи-миссионеры, которые пришли на эти земли для просвещения местных язычников. Они принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна Богослова – одну из многих святынь, переданных Константинопольской Церковью Русской земле. Этот образ стал главной святыней нового монастыря. Сама икона, по преданию, помещенному в славянском Прологе под 26 сентября, была написана в VI-м столетии в Византии мальчиком-сиротой, рукой которого водил сам апостол, явившийся ему .
    Первоначально монастырь возник несколько южнее нынешнего, на склоне большого холма, возвышающегося над поймой реки Оки, и был, скорее всего, пещерным. Комплекс монастырских пещер, датируемый концом XII столетия, сохранился до сих пор. Это позволяет предположить, что основание обители связано с миссионерской деятельностью иноков знаменитого Киево-Печерского монастыря. Несколько позднее монастырь был перенесен из пещер на поверхность земли и отстроен в дереве.
    Существует предание, что в 1237 году апостол Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Хан Батый, двигаясь со своим войском после разорения столицы Рязанского княжества — Рязани (старой) — вдоль Оки на Коломну, приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить и сжечь его. Однако грозный хан и его воины были устрашены видением апостола Иоанна. Отказавшись от мысли разорить обитель, Батый приехал в монастырь и оставил около иконы апостола свою золотую охранную печать, которая впоследствии сохранялась при ней 416 лет. В 1653 году, при священномученике Мисаиле, архиепископе Рязанском и Муромском, когда чудотворный образ временно находился в старом Успенском соборе Рязанского кремля, печать была снята и в числе нескольких десятков золотых монет из «кошта» архипастыря употреблена для позлащения большой водосвятной чаши, сохранившейся до нашего времени и находящейся ныне в РИАМЗ.
    В ХVI — первой половине ХVII веков монастырь неоднократно терпел разорения от крымских татар и мордвы, приходивших с юга и юго-востока, но неизменно возрождался. Предание рассказывает, что после одного из таких разорений монахами была предпринята попытка перенести монастырь в более безопасное место — село Высокое Михайловского уезда. Но оказалось, что чудотворная икона пропала из нового монастырского храма и была обретена вновь в Пощупово, но не на старом месте, а в монастырском лесу на огромном дубе, где сейчас стоит собор во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Корчемная» и «Тихвинская». В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и многих других угодников Божиих, как вселенских, так и отечественных, а также реликвии, связанные с именами священномученика Мисаила Рязанского.

Иоанно-Богословский монастырь (Пощупово)

Россия Рязанская область село Пощупово

Идёт загрузка карты…

Иоанно-Богословский монастырь — мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви, расположенный на правом берегу Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах к северу от города Рязани. При монастыре действует гостиница для паломников.

История

Считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря.

В XVI — первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался (источники упоминают, в частности, разорения 1534 и 1572 годов). Поначалу монастырь располагался несколько южнее, но в XVI веке был перенесен на нынешнее место. Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 1764 году практически все земли, за очень небольшим исключением, были изъяты у Иоанно-Богословского монастыря, а сам он отнесен по штатам к разряду третьего класса и к середине XIX века пришёл в упадок.

Возрождение монастыря связано с именем Давида Ивановича Хлудова — потомственного почётного гражданина, купца первой гильдии. В 1860 году неподалеку от обители он приобретает загородное имение. Иоанно-Богословский собор полностью реконструируется и в нём устраивается новый иконостас. Иконы для него пишет известный рязанский художник-изограф Николай Васильевич Шумов. Настоятелем обители 22 марта 1865 года назначается иеромонах Виталий (Виноградов). Сам монастырь был преобразован в общежительный. На его средства восстановлены соборы монастыря: Иоанно-Богословский и Успенский, отремонтирована ограда, построена новая 80-метровая колокольня (1901 года), по проекту архитектора И. С. Цеханского). Иеромонах Виталий, ставший игуменом, а затем архимандритом управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нём весьма возросло и составило более 100 человек.

В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно. На территории монастыря находились сначала детская колония, затем склады МВД. В 1988 году Иоанно-Богословский монастырь был возвращен РПЦ. Наместником монастыря стал архимандрит Авель (Македонов). С того времени началось восстановление разрушенной обители.

Современное состояние

В 2004 году управление обителью было возложено на преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего первым в истории обители настоятелем-архиереем. Летом 2006 года по решению Священного Синода епископ Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.

В настоящее время настоятелем Свято-Иоанно-Богословского монастыря является управляющий Рязанской епархией, митрополит Павел (Пономарёв).

Сооружения

Святыни

  • Оригинал иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная»
  • Икона св. ап. Иоанна Богослова
  • Святой целебный источник

Престольные праздники

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» — 10 декабря

Иоанн Богослов, апостол — 21 мая, 9 декабря

Видео

Как добраться

Проезд: Из Москвы до Иоанно-Богословского монастыря можно добраться на электричке «Москва — Рязань». Выходить надо на станции «Рыбное», затем от автостанции ехать на рейсовом автобусе «Рязань — Новоселки» или на маршрутном такси «Рязань — Костино» до села Пощупова. На автомобиле надо следовать по трассе Москва — Самара (М-5) на Рязань. Не доезжая до города, у поста ГИБДД повернуть по указателю на город Рыбное и село Константиново. Следующий поворот (направо), который важно не проглядеть, — на село Новоселки. По этой дороге вы доберетесь до Пощупова, где находится Богословский монастырь.

Адрес: Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово.

Тел.: 8(4912)24-04-33, 8(4912)24-04-19.

E-mail: ioann.ryazan@mail.ru.

Официальный сайт.

Расписание богослужений

Богослужения в обители совершаются ежедневно. В будние дни монашеское правило (утренние молитвы, полунощница, сотница и утреня) – с 5:30, Божественная Литургия ~ в 830. Вечернее богослужение – в 18:00.

В праздничные дни начало всенощного бдения накануне – в 17:00, утром в 7:30 (по воскресным дням в 7:00) – утренние молитвы, молитвы ко Св. Причащению, сотница, в 9:00 – Часы и Литургия.

Ссылки

  • Пощупово. Иоанно-Богословский монастырь. Фотографии и план монастыря
  • Иоанно-Богословский монастырь. Группа ВКонтакте
  • Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово. Фотоотчет
  • Описание Свято-Иоанно-Богословского монастырь в с. Пощупово
  • Forum-flower.ru: Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь село Пощупово г. Рязань
  • Иоанно-Богословский мужской монастырь села Пощупово. Общая информация

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь – одна из древнейших Русских обителей, многоцветная жемчужина Рязанского края.

Находится обитель на правом берегу реки Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах от города Рязани.

Историческое предание относит его возникновение к концу XII или началу XIII столетия, когда в эти края пришли монахи – проповедники Слова Божия. С собою они принесли чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря.

К 1237 году южный склон холма, на котором возвышается теперь нынешняя обитель, а также пещеры, заботливо устроенные монахами под соседним холмом (полуразрушенные ныне), были местом их любезного обиталища; местом, где они искали “единого на потребу” – обожения, и днем и ночью призывая благодать Святого Духа подвижническими трудами и молитвами.

В декабре 1237 года святой апостол и евангелист Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Грозный хан и его воины были устрашены видением святого апостола Иоанна Богослова. Отказавшись от мысли разорить обитель Батый оставил при чудотворной иконе свою золотую печать, которая хранилась иноками на протяжении 416-ти лет. В 1653 году она была снята для позлащения большой водосвятной чаши.

В XVI – первой половине XVII века монастырь претерпевал неоднократные разорения со стороны крымских татар, но неизменно возрождался.

В XVI веке была предпринята попытка перенести монастырь в более безопасное место, к “засечной черте”, под защиту русских пограничных дружин. Однако икона апостола Иоанна Богослова, которую братия взяли с собой – перенеслась назад, а вслед за ней вернулись и братия.

До середины XVII века все постройки в обители были деревянными.

После указа Императрицы Екатерины II от 1764 года о секуляризации церковных земель Иоанно-Богословский монастырь, как и многие другие русские обители, приходит в упадок. Пора нового духовного и хозяйственного расцвета для него наступает во второй половине XIX века.

В 1860 году неподалеку от обители приобретает загородное имение Давид Иванович Хлудов – потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии, ставший главным благотворителем монастыря. Настоятелем обители 22 марта 1865 года назначается иеромонах Виталий (Виноградов). Сам монастырь был преобразован в общежительный.

Иеромонах Виталий, ставший игуменом, а затем архимандритом управлял обителью в течении полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нем весьма возросло и составило более 100 человек.

Множество дивных чудес явил святой апостол и евангелист Иоанн Богослов через свою икону, но особенно много чудесных исцелений было на Святом источнике, расположенном вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами.

В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно.

Осенью 1988-го года Свято-Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Наместником монастыря стал архимандрит Авель (Македонов). С того времени началось восстановление разрушенной обители.

В 2004 году архимандрит Авель, обремененный тяжестью лет, ушел на заслуженный покой, а управление обителью было возложено на преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего первым в истории обители настоятелем-архиереем.

Летом 2006 года по решению Священного Синода епископ Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.

6 декабря 2006 года архимандрит Авель после продолжительной болезни мирно почил о Господе.

В настоящее время настоятелем Свято-Иоанно-Богословского монастыря является управляющий Рязанской епархией, архиепископ Павел (Пономарев).

После освобождения от должности наместника монастыря игумена Мефодия (Илюточкина), вызванного ухудшением его здоровья, наместником определено быть иеромонаху Дионисию (Порубаю).

Как и в прежние годы возрождение обители продолжается.

Особое внимание уделяется ныне возрождению сельского хозяйства.

До революции в собственности обители находилось более 5000 га обраба-тываемой земли. В настоящее время монастырем выкуплены сельскохозяйственные угодья площадью около 2500 га; приобретается дорогостоящая техника для ведения аграрных работ.

Часть приобретенных земель планируется выделить под строительство хозяйственного центра (ферма, мех. мастерские, столярный цех, складские помеще-ния), а также жилых помещений.

Осуществление сельскохозяйственно-строительной программы на землях, выкупленных монастырем, является традиционной формой служения Богу и людям.

Хочется верить, что задуманное предприятие принесет пользу не только насельником нашей обители и приезжающим в нее паломникам, но и жителям окрестных сел и деревень, выходцам из других местностей – многих из них обеспечит жильем и работой, наполнит их труд высоким духовным содержанием. Ведь не случайно новое учреждение получило название “Монастырский двор”. Заметьте, не какой-нибудь двор, а монастырский.

Однако, следует признать, что благоприятное течение дела зависит не только от молитв и трудов братии, но во многом и от посильной помощи доброхотов, проживают за пределами обители.

Мы искренне надеемся на молитвенную и материальную помощь всех, кому дорого возрождение русской деревни, становление крепких крестьянских хозяйств, а самое главное – устроение жизни людей по заповедям Божиим.

Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь

Иоанно-Богословский монастырь

В Пощупово ездят каждый по своим причинам. Одни в поисках душевного спокойствия и прощения за грехи, другие за чудной фотографией, третьи — прикоснуться к святым мощам в надежде на исцеление от недуга. И к роднику тянутся для священного омовения или проверить силу духа в контакте с водой при температуре в пять градусов. И те, и другие возвращаются в горку, неся заветную ношу (иные в двух руках стараются унести до шести пятилитровых баклажек). Чистейшая природная вода из Пощупово в эпоху экологических неурядиц — бесценное сокровище, доступное каждому. Находятся и такие, кто стремится спуститься в монастырский подвал, где на нескольких стеллажах рядками уложены многочисленные черепа и кости давно умерших монахов.

Гости монастыря — разношёрстная масса из настоящих паломников, странников из далёких мест, семей с детишками, туристов с зеркальными фотоаппаратами и экскурсионных групп, прибывающих на больших комфортабельных автобусах в рамках паломнических туров по стране или вывезенных на прогулку после крупной научной конференции в одном из вузов Рязани. И тех, и других поражает то, что опытный архитектор и дизайнер назовёт идеальной вписанностью архитектурного ансамбля в ландшафт.

Монастырь занял выгодное положение на высоком мысу междуречного плато, крутые склоны которого образуют уступ долины Оки и левый борт глубокого оврага. Того самого, что отделяет родниковую дубраву от монастыря, создавая некоторые трудности в подходе к купели.

Здесь рядом имеется редкий памятник истории — тайная подземная тюрьма, где держали самых опасных государственных преступников. Вход в неё расположен в километре от монастыря на склоне холма — это некое отверстие в земле. Где-то там разветвлённая система подземных ходов с тремя камерами в центре и нишами в стенках. В своё время в одной из камер обнаружили человеческие останки в кандалах.

Добраться в Пощупово довольно просто. С трассы М5 «Урал» Москва – Челябинск надо повернуть на Рыбное и держать путь на есенинские места. Потом дорога разделится, левая уйдет на Константиново, а правая приведёт в Пощупово, повороты оснащены соответствующими указателями. Покажется монастырская лавка, где можно разжиться мёдом, квасом, сбитнем или травяным чаем. Колокольня в непосредственной близости поразит внушительными размерами, как и благоустройство двора при входе в арку Святых ворот: в тёплое время года здесь всегда огромное количество клумб в кустах самых разных роз.

В древности это место, как пишут сказители, имело вид мрачный, суровый и уединённый, «заставлявший невольно любителя пустынножития избрать это место для богомыслия». Старожилы поговаривали, что местность была сплошь укрыта дубовым лесом. И уверяют, что видели несколько дубовых пней, на которых можно было «лечь как угодно».

Существует предание, что когда-то до этих мест дошли монахи и принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна Богослова, написанную в IV столетии в Византии мальчиком-сиротой. Неизвестно ничего ни об основателе, ни о времени основания монастыря. Известно лишь, что было это точно до нашествия Батыя на Рязань в 1237 году: летописцы свидетельствуют, что Рязань той зимой обратили в пепел, а Богословская обитель осталась в целости. Пишут, что Батый хотел было ограбить монастырь, но внезапно явился к нему Иоанн Богослов, отчего хан пришёл в ужас и приложил к его образу свою золотую печать. Отказался тогда Батый от нехороших мыслей да и оставил перстень, хранили который якобы 416 лет, пока не решили позолотить им водосвятную чашу.

Летописцы не раз указывали, что икона Иоанна Богослова спасала обитель от невзгод. Поводом к переселению стали многократные нападения крымских татар. После очередного такого разорения монахов решили взять под защиту пограничников — переселить к засечной черте в Михайловском уезде. Не одобрил решения лишь Иоанн Богослов. Братия отправилась к дружине, забрав икону святого в далёкий путь. Но из нового храма образ Иоанна скрылся, появившись вновь на старом месте в монастырском лесу на огромном дубе. Конечно, братия, увидев в возвращении иконы знак свыше, вернулась обратно, к дубу, где стоит сегодня собор во имя Иоанна Богослова. Спил того дуба положен был поверх главного престола монастыря.

Сами постройки обители были в далёкие времена из дерева. Вплоть до середины XVII столетия, когда из камня собрали-таки ограду и Святые врата. Фрески на них также сохранились с тех самых времён, когда Россия оправлялась от смуты при Алексее Михайловиче «Тишайшем», но в то же время её сотрясали крестьянские волнения, оставшиеся в истории как соляной, медный и прочие бунты.

Жизнь в обители идёт своим чередом: возводится двухэтажный Иоанно-Богословский собор и Успенский храм, оба — из камня. Второй за столетия обветшал и до наших дней не сохранился. Но из построек XVII века мы можем видеть сегодня настоятельский корпус и малую шатровую колокольню.

В 1764 году императрица Екатерина II издала знаменитый Указ о секуляризации церковных земель. Идея возникла гораздо раньше. В частности, семью годами ранее ограничить имущество церкви пыталась государыня Елизавета Петровна. Затем в 1762 году за дело взялся Пётр III, а после его смерти начатое довершила Екатерина. К тому моменту в России сложилась крайне тяжёлая ситуация: церковь владела громадной площадью земель, за которую вообще ничего не платила, и это в условиях, когда государство нуждалось в деньгах. Итогом стал тотальный отъём церковных земель в пользу государства.

Чуть менее половины монастырей были попросту упразднены. Оставшиеся 536 обителей поделили на две группы: на гособеспечение поставили 226, остальные 310 финансовой поддержки лишили. Размер бюджетного финансирования был небольшим и потому даже те монастыри, которые получали поддержку из госбюджета, едва сводили концы с концами. В конечном итоге приходилось ограничивать число насельников. Денег на ремонт не хватало, и стены ветшали. Настоятели же, видимо, побаивались сообщать о проблемах, остерегаясь губительного лишения поддержки госбюджета. Оценивая результаты с позиции макроэкономики, Россия, безусловно, выиграла. Земли стали приносить доход, казна пополнялась, и страна стала диктовать условия на европейской арене. В то же время сами европейцы недоумевали, говоря, что подобное с православием не позволяли себе даже басурмане.

Пока власть приводила общегосударственные дела в порядок, поправить дела Иоанно-Богословской обители вызвался благотворитель. Статский советник Давид Иванович Хлудов, сложив полномочия главы Егорьевска, переехал в 1860 году под Рязань. Получив строгое религиозное образование, он щедро жертвовал на монастыри и церкви. Рязанской губернии повезло больше других. Хлудов перестроил Пощуповский монастырь: при его финансовой поддержке реконструировал Иоанно-Богословский собор — тот стал одноэтажным, в соборе обновили иконостас. Позже возвели новый Успенский собор и трёхэтажный братский корпус, Гостиный двор, богадельню с аптекой и собственным фельдшером, церковно-приходскую школу. Крестьянские мальчишки обучались здесь наукам, учебники и канцелярию предоставлял монастырь. Уже после смерти Хлудова, но на его средства в 1901 году строится 76-метровая колокольня, в которой разместили библиотеку с ценными книгами.

Тяжёлые времена настали для монастыря в начале XX века — гонения на церковь при советской власти не прошли бесследно. Обвинили в контрреволюционной деятельности насельников монастыря, а тогдашнего настоятеля архимандрита Зосима арестовали и сослали в Казахстан. Обитель закрыли, а за время простоя пропала из него и главная святыня — чудотворный образ апостола Иоанна Богослова. Местонахождение иконы с той поры неизвестно.

В год тысячелетия крещения Руси Свято-Иоанно-Богословский монастырь вернули Русской православной церкви. Священный Синод назначил наместником архимандрита Авеля. Многие годы он прослужил на Рязанской земле: в селе Городище Рыбновского района, в Борисоглебском кафедральном соборе Рязани. Служил батюшка и на Ярославской, и на Смоленской земле, и на Святой горе Афон в Греции. Пощуповский монастырь же за 15 лет служения при нём Авеля преобразился до неузнаваемости. Прихожане любили батюшку: в памяти рязанцев Авель остался мудрым и добрым старцем. Дом, в котором Авель прожил свои последние годы на территории монастыря, нынче превращён в музей его имени.

Сегодня можно видеть полное преображение Пощуповского монастыря. В Иоанно-Богословском соборе резной иконостас. Московский иконописец Александр Чашкин расписал алтарь. Отреставрирован Успенский собор. Восстановлен братский корпус с трапезной. В конце 1990-х под малой шатровой колокольней освящён храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В храме установлен древний тябловый иконостас. В древних Святых вратах устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери. В братском корпусе на третьем этаже также освящён храм — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона. Обустроена трапезная для паломников и храм в честь князей Бориса и Глеба. В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца. Под алтарной частью Богословского собора — храм в честь преподобного Серафима Саровского и священномученика Иувеналия Рязанского.

А на святом источнике была воссоздана часовня, открыта просторная купель и монастырская церковная лавка.