История 1 назначения

Новости

12 мая 2020

«История одного назначения»: как Толстой солдата спасал

Сегодня в нашей рубрике «выбор редакции» – пронзительная и трагическая история о событиях, участником которых оказался сам граф Лев Николаевич Толстой, фильм Авдотьи Смирновой «История одного назначения». Лента получила премии «Золотой Орел» и «Ника» за лучший сценарий, а также была отмечена на «Кинотавре» призом зрительских симпатий.

История эта завязывается в пехотном полку в Тульской области, куда отправляется на службу вдохновленный передовыми идеями столичный поручик Григорий Колокольцев (Алексей Смирнов). Но неожиданно там происходит преступление. Незаслуженно обвиненного солдата ждет серьезное наказание – военный трибунал и расстрел. Колокольцев обращается за помощью к графу Толстому (Евгений Харитонов), который решает защитить невиновного…

Фильм «История одного назначения» поднимает вопрос о сложности выбора и верности собственным идеалам. Кроме того, он основан на реальных событиях, а Лев Николаевич не просто рассказывает историю, а становится одним из ее важных участников. В картине зрители могут увидеть его не хрестоматийным седобородым старцем, а молодым и энергичным помещиком, который еще не написал свои великие произведения, а занимается домом, хозяйством и даже разведением японских свиней.

Дополнительный бонус: несмотря на то, что «История одного назначения» – картина историческая, музыкальное сопровождение ее отнюдь не классическое, а современное. Композитором ленты стал Василий Вакуленко, известный как Баста. В фильме также снялись Ирина Горбачева, Филипп Гуревич, Елизавета Янковская, Игорь Золотовицкий, Анна Михалкова, Сергей Уманов, Анна Пармас, Андрей Смирнов и другие.

Смотрите картину «История одного назначения» на нашем сайте Russia.tv!

Видео   /   всего 104673

Пронзительный и трагический рассказ о событиях, участником которых оказывается сам граф Лев Николаевич Толстой. В пехотном полку в Тульской области, куда отправляется на службу вдохновленный передовыми идеями столичный поручик Григорий Колокольцев, происходит преступление.

Солдату, на плечи которого ложится вина, грозит военный трибунал и расстрел. Колокольцев обращается за помощью к графу Толстому, который решает защитить невиновного. Острая история о сложности выбора и верности собственным идеалам основана на реальных событиях.

Режиссер: Авдотья Смирнова
Продюсеры: Наталья Смирнова, Оксана Барковская, Анатолий Чубайс, Сергей Сельянов, Виктория Шамликашвили
Авторы сценария: Авдотья Смирнова, Анна Пармас, Павел Басинский
Оператор-постановщик: Максим Осадчий
В ролях: Алексей Смирнов, Евгений Харитонов, Филипп Гуревич, Ирина Горбачева, Елизавета Янковская, Игорь Золотовицкий, Анна Михалкова, Сергей Уманов, Анна Пармас, Андрей Смирнов, Лукаш Симлат, Алексей Макаров, Кирилл Васильев, Татьяна Колганова, Анна Рыцарева
Студия: «Глобус-фильм», кинокомпания «СТВ»

Спорщики (Рассказ)

  • Как делают воздушные шары
  • Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом
  • Как мальчик рассказывал о том, как его в лесу застала гроза
  • Как ходят деревья
  • Как я выучился ездить верхом
  • Как мужик убрал камень
  • Какая бывает роса на траве
  • Камбиз и псаменит
  • Кающийся грешник
  • Клопы
  • Конец Бульки и Мильтона
  • Косточка
  • Котенок
  • Крестник
  • Кристаллы
  • Кто прав?
  • Куда девается вода из моря?
  • Лебеди
  • Лев и собачка
  • Лед, вода и пар
  • Магнит
  • Мильтон и Булька
  • Много ли человеку земли нужно
  • Мудрый старик
  • О муравьях
  • Орел
  • Основание Рима
  • Отчего в морозы трещат деревья?
  • Отчего потеют окна и бывает роса?
  • Откуда взялся огонь, когда люди не знали огня?
  • Охота пуще неволи
  • Отец Сергий
  • Пожарные собаки
  • Поликрат Самосский
  • После бала
  • Прыжок
  • Птичка
  • Разная связь частиц
  • Рассказ аэронавта
  • Русак
  • Свечка
  • Слон
  • Солдаткино житье
  • Солнце — тепло
  • Старый тополь
  • Сырость
  • Сон молодого царя
  • Три калача и одна баранка
  • Три старца
  • Удельный вес
  • Упустишь огонь — не потушишь
  • Фазаны
  • Чем люди живы
  • Черемуха
  • Черепаха
  • Что случилось с Булькой в Пятигорске
  • Чутье
  • Шелковичный червь
  • Яблони
  • Холстомер
  • Записки сумасшедшего
  • Смерть Ивана Ильича
  • Три сына
  • Крейцерова соната
  • Филипок
  • Спорщики
  • Ленивая дочь
  • Собака Якова
  • Старая лошадь
  • Федотка
  • Деревья дышат
  • Первый перелёт
  • На фестивале «Кинотавр» «История одного назначения», по оценкам многих критиков, претендовала на главный приз и в итоге, можно сказать, его и получила: Приз зрительских симпатий, как-никак, ценится порой не меньше вердикта профессиональных судей. Жюри же выделило картине самую очевидную награду — за лучший сценарий, написанный режиссёром в соавторстве с Анной Пармас и Павлом Басинским.

    Собственно, с книги Басинского «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды», вышедшей ещё в 2013-м году, всё и началось. Читая её, Авдотья Смирнова «зацепилась» за главу «Спасти рядового Шабунина» (названную так не без оглядки на известный фильм), в которой рассказывалось о том, как Толстой выступил адвокатом рядового, ударившего офицера. Она тут же созвонилась с автором — и процесс завертелся.

    Что интересно, сейчас Басинский признаётся, что вообще хотел эту главу из книги выбросить, потому как она не связана непосредственно с основным сюжетом (как явствует из подзаголовка, роман рассказывает о конфликте писателя с позднее канонизированным священником Иоанном Кронштадтским, а если шире — об отношении Толстого к церкви). «Но, наверное, в этой истории есть что-то такое, что заставляет просто прикипать к ней», — говорит Басинский, радуясь тому, что эта история привела его в результате в кино.

    Павел Басинский на пресс-конференции по фильму «История одного назначения» © WDSSPR

    — Вы знаете, это странное очень дело, потому что Толстой забыл про эту историю, она не фигурировала никак в его жизни, в его письмах. Может, я что-то пропустил, я ж тоже не всё знаю, Толстой необъятен совершенно… Но насколько я понимаю, эту историю ему напомнил Павел Иванович Бирюков, когда уже в начале двадцатого века стал писать первую прижизненную биографию Толстого, в сотрудничестве с ним. А известно, что когда биография пишется при жизни, то не только герой биографии её автору рассказывает много интересного о себе, но и биограф очень много интересного рассказывает своему герою: потому что что-то забывается, что-то вспоминается не так, как было на самом деле…

    И есть письмо Толстого Бирюкову, где он эту историю достаточно подробно излагает. И странность в том, что он пишет, что это событие повлияло на него больше, чем потеря или приобретение состояния, литературные успехи и даже смерть близких людей…

    1866-й год, Толстому 38 лет. Даже по нынешним временам это уже не молодость, но, конечно, это ещё не тот Толстой, каким он станет после конца 70-х — начала 80-х годов, а уж тем более в конце жизни. Это ещё стяжатель, это, так сказать, человек, который мечтает плодиться, чтобы много детей было… Это такой немножко другой Толстой, который пока только пишет «Войну и мир».

    Евгений Харитонов в роли Льва Толстого © WDSSPR

    Вообще, речь Толстого, сказанная им на суде, была опубликована, она была опубликована в тульских газетах — и она не такая, как в этом фильме. Толстой был недоволен своей речью. Просто мухи мрут, если её читать, тем более произносить. В фильме есть её кусочек, он начинает с той речи, которую действительно произносил. Но это всё-таки художественное кино, и потому он прерывается — и начинает говорить другое.

    Я бы для фильма не смог такую речь написать, это уже Авдотья смогла. Авдотья, надо сказать, очень хорошо знает не только прозу Толстого, она знает отлично его дневники, письма, литературу вокруг Толстого. Она тоже в этом начитана, не только я, я вас уверяю. И поэтому ей удалось, мне кажется, придумать ту речь, которую Толстой хотел бы произнести. Понимаете, вот когда Дуня прислала окончательный уже вариант сценария, я прочитал там эту речь — и, честно говоря, был потрясён, хотя это вообще не из моего лексикона слово: «потрясён». Потому что вот эту речь мог произнести Толстой. Должен был бы произнести и хотел бы произнести. Это его логика, это его образ мышления. Понимаете, он так писал и так размышлял. Я думаю, что если бы Толстой прочитал её, то сказал бы: «Вот мне надо было бы так говорить!» Потому что он даже в том письме Бирюкову пишет, как ему нужно было сказать: «Я просто должен был сказать, что нельзя судить человека, убивать человека!»

    Но тогда он ещё не дозрел до этого, с ним ещё переворота не случилось. И настоящая речь была достаточно скучной, он пытался быть юристом, вспомнил, что учился на юридическом в Казани, что экстерном сдал экзамены в Санкт-Петербурге на юриста. И он пытался доказать, что Шабунин просто идиот, а идиота нельзя судить, как нельзя судить животное за то, что оно укусило человека. И Толстой сам писал, что ему было стыдно за эту речь. И он говорил, что единственное, что его оправдывает — только то, что в конце той речи он заплакал. Вот это интересный очень момент.

    Трейлер фильма «История одного назначения»

    — А насколько историчны другие реплики героя — например, что «у скучного человека и собака будет скучная»? Это тоже из дневников, из воспоминаний?

    — Я вам так скажу: там есть какие-то элементы. Ну, скажем, когда Софья Андреевна говорит: «Я ненавижу тебя с твоим народом, твою любовь к нему», — это есть в её дневниках. Это не значит, что она не любила русский народ, но ей не нравилось это, так сказать, подобострастное отношение мужа к нему. Но основные разговоры, конечно, придумывались: ну не могут же они говорить языком своих дневников и писем, понимаете.

    Тем более что воспоминаний об этом периоде жизни Толстого очень мало, потому что он ещё не настолько знаменит, ещё «Война и мир» не написана. Он как раз пишет «Войну и мир», он её пишет с 64-го по 69-й год, пять лет. А это 1866-й, как раз где-то посерединке. И поэтому есть какие-то моменты, где проскальзывают какие-то высказывания из его писем, из её писем, из дневников, но в целом, конечно, всё придумывалось.

    И здесь как раз мне было сложно, потому что я настолько погружён в эти документы, в воспоминания и так далее, что мне сложно было придумывать. Сценарий вообще очень тяжело писался, но труднее всего переписывалась как раз яснополянская часть. Мне казалось, что я её легко напишу — ан нет, потому что я слишком, что называется, в материале, мне трудно было заставить Толстого говорить живым человеческим языком. Здесь работала уже фантазия Авдотьи, но она консультировалась всё время: мог ли Толстой сказать так или не мог.

    Члены съёмочной группы фильма «История одного назначения» на пресс-конференции

    — Зритель же, когда смотрит исторические фильмы и тем более исторические фильмы про известных ему людей, всегда воспринимает всё, что идёт с экрана, за подлинную правду, что так и было…

    — А так и было. Вот всё, что там происходит. Я про этот фильм хочу сказать, что в нём самое удивительное то, что там вообще ничего не придумано. Он как бы придуман, но всё, что там происходит — это было на самом деле. Толстой действительно выращивал японских свиней, они действительно сдохли, действительно бывший кучер их не кормил. Там есть какие-то смещения по времени: скажем, когда Толстой заблудился на лестнице — это чуть позже происходило. Или письмо, которое он посылает через Милютина государю — это, скорее всего, всё-таки письмо 1881-го года, когда он просил цареубийц помиловать. Но всё реально, всё там настоящее. И за это фильм мне удивительно нравится.

    Единственно, рота — здесь у меня очень мало было источников по поводу того, как происходила жизнь в роте. Но мне посчастливилось найти воспоминания Николая Овсянникова, который служил в соседней роте поручиком и часто наезжал в эту роту, именно в эту роту. И когда были опубликованы написанные Бирюковым первые страницы биографии Толстого, он увидел этот эпизод — и написал о нём свои воспоминания. И привёз Толстому, у них состоялась встреча в Хамовниках. Толстой прочитал и сказал, что, в принципе, всё принимает; ну, кое с чем он не согласен, но печатайте. То есть, он разрешил это печатать, что вызывает доверие к этим воспоминаниям.

    Там я узнал, скажем, что Шабунин незаконнорожденный, у Бирюкова этого нет, Толстой ему об этом не рассказывал. Там я, скажем, узнал, что Шабунин был странным человеком, который одновременно пил и был таким начётчиком: то есть, у него любимый способ времяпрепровождения был — это пить водку и читать Евангелие.

    Филипп Гуревич в роли рядового Шабунина © WDSSPR

    Вообще, меня удивляет, как Филипп Гуревич сыграл, как они с Авдотьей этого героя придумали!.. Потому что это был самый сложный персонаж. Про Колокольцева всё-таки понятно, про поляка, который служит в русской армии, тоже. Толстой — ну, Толстой, Софья Андреевна — Софья Андреевна. А вот что такое Шабунин — это для нас с самого начала была загадка. В этом смысле воспоминания Овсянникова мне немножко помогли, мне было за что зацепиться, чтобы выстроить всё-таки этот характер.

    И то, что

    Внимание! Спойлернарод его воспринимает святым — это правда. То, что показано в финале — это не выдумано, там действительно происходили бесконечные радения на этой могиле, люди заказывали всё время панихиды, те шли непрерывно, священники менялись, потому что один не выдерживал… И тогда приказали эту могилу сравнять с землей и всех разогнать.

    Так что вот эта история, попытка спасти этого человека и

    Внимание! Спойлернеудача со спасением этого человека — это, конечно, прелюдия к тому, что происходит с Толстым потом. Включая его статью «Не могу молчать» и, конечно, «Действительное средство» — а ведь это последнее публичное выступление Толстого, это его ответ на запрос Корнея Чуковского, как он относится к смертным казням, написанный в Оптиной пустыни уже во время ухода. Последнее публичное выступление Толстого — против смертной казни. Поэтому да, очевидно, она важна очень, эта история, в его жизни, но как она преломлялась — это мне уже сложно сказать.

    Ролик фильма «История одного назначения»