Иверская икона в сокольниках

Где находится Иверская икона Божией Матери

Оригинал иконы находится с древних времен иконоборчества на горе Афон в Греции. Ежегодно из Иверского монастыря (так называется грузинская монашеская обитель) Иверскую икону с крестным ходом выносят на берег моря, где она чудесным образом была обретена.

Списки этой иконы широко распространились по всей нашей стране. Некоторые из них тоже стали чудотворными. Если вы прочитаете акафист Иверской иконе Божией Матери, то узнаете удивительную историю этого образа, и с какими проблемами к ней обращаются.

Купить Иверскую икону недорого в православном магазине можно перейдя по этой ссылке /catalog/ikony/bogoroditsy/bogoroditsa-iverskaya/.

Где находится Иверская икона Божией Матери в Москве

Самое известное местонахождение образа Пресвятой Богородицы «Иверская» находится в центре столицы – на Красной площади. В том месте, где люди входят на площадь, стоит часовня Иверской Божией Матери.

  • Во времена царского правления большая часть верующих москвичей перед началом серьезного дела приходили в часовню взять благословение у Пресвятой Богородицы. Купцы на удачную торговлю, гимназисты – на сдачу экзаменов, паломники обязательно приходили взять благословение на долгую дорогу. Считалось, что православному христианину не следует что-либо предпринимать без такого благословения.
  • Знатные и богатые люди иногда брали Иверскую икону домой, чтобы отслужить молебны с акафистом над тяжко больными родственниками. На время отсутствия иконы ставили ее копию.
  • Этих копий было достаточно много, и однажды оригинал, написанный греческим иконописцем с полным соблюдением поста, просто исчез. Некоторые историки считают, что ее сохранили в храме Воскресения Христова в Сокольниках (метро Сокольники).
  • В наши дни в часовне проходят молебны с чтением акафиста Иверской Божией Матери происходят ежедневно каждые два часа, начиная с 8 часов утра и заканчивая в 6 часов вечера. Все священники, служащие в Москве, по очереди читают молебен с акафистом, что считается честью для священнослужителя.

В Москве стоит и церковь Богоматери Иверская. Во времена наполеоновского нашествия несколько раз была разрушена, а в революционные годы и в последующие при Советской власти разграблена и почти уничтожена. Впоследствии в здании устраивали кинотеатр и клуб, то есть осквернили, как только можно было.

Вновь восстановленная в 90-х годах сейчас она красуется на Большой Ордынке (станция метро Третьяковская). Восстановлены старинные росписи, и теперь там так же находится список Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Здание покрашено в бордовый цвет и украшено белыми декоративными элементами, не заметить его трудно. Образ уже прославился своими чудотворениями.

В чем помогает Иверская икона Божией Матери

Чудотворной икону называют не просто для красоты, образ дожжен явить действительные чудеса. Так Иверская икона, изначально в годы иконоборческой деятельности, хранилась у богатой вдовы. Когда к ней пришли солдаты уничтожать иконы, один из них пробил копьем ланиту Пресвятой Девы, и из раны брызнула человеческая кровь. Это напугало кощунников, но они пообещали вернуться на следующий день. Вдова решила положиться на Божию волю и пустила икону по морю. И по морским волнам образ доплыл до горы Афон.

Что просят православные христиане у Пресвятой Богородицы перед Ее Иверской иконой

  • Чаще всего просят исцеления от различных недугов: физических и духовных.
  • Просят о защите от врагов своего Отечества.
  • Зная милосердие Царицы Небесной, к ней приходят молить о заступничестве перед Господом раскаявшиеся грешники.
  • О заблудших и не желающих покаяться просят их близкие родственники о вразумлении и покаянии.
  • Своей раной на щеке Пресвятая Богородица напоминает людям о благоговейном почитании святых икон, потому что они помогают нам духовно общаться с первообразами.

Так что, будучи в Москве посетите одно из мест, где находится Иверская икона Божией Матери.

Московская Вратарница

Вся сущи в вышних, но и нижних не отступая, благоизволила еси, Богомати, якоже древле Антонию даровася благословение горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей Свою благодать, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего.

Иверская икона Бгородицы в Иверской часовне на Красной площади

Образ Иверской иконы Божией Матери издавна считается одним из самых почитаемых в России. А появился он на Руси во времена царствования Алексея Михайловича, когда, наслышанный о чудотворной Иверской иконе, именуемой Вратарница, архимандрит Московского Новоспасского монастыря и будущий патриарх Никон обратился в Иверон с просьбой даровать святыню Московскому царству. И 13/26 октября 1648 года список был доставлен в Москву.

Сначала икона пребывала на подворье Иверского монастыря, потом в Успенском соборе Кремля и в домовой церкви царицы Марии Милославской. Затем сопровождала царя Алексея Михайловича в военном походе на Смоленск, положившем конец столетнему владычеству над городом Литвы и Речи Посполитой. А вот дальнейшая судьба списка точно не известна. Согласно одной версии, икона была передана в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Согласно другой, икону поместили на Воскресенских вратах Китай-города, которые позднее получили название Иверских. Сначала в нише под навесом, а затем – в специально возведенной часовне. Впрочем, возможно, это был уже третий список (второй был доставлен на Валдай), сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря.

Иверская часовня

Иверская часовня

Очень скоро икона стала почитаемой. На молебны в часовне собирались десятки тысяч москвичей. Редкий купец, начиная дело, не приходил сперва поклониться Иверской иконе Божией Матери. А российские императоры, начиная с Павла I, считали своим долгом входить в Кремль именно через Воскресенские ворота. Специально для часовни было сделано еще несколько списков чудотворной иконы. Был заместительный список, который выставлялся, когда постоянно пребывающий образ брался для совершения крестных ходов или выставлялся в других храмах и монастырях для торжественных поклонений и молитв. Не исключено, что были и выносные копии.

В 1929 году часовня была закрыта большевиками, а спустя два года разрушена, чтобы не мешать проезду военной техники во время проведения парадов. Один из образов тогда был передан в Сокольнический храм Воскресения Христова, другой – в фонд Третьяковской галереи. Является ли один них привезенным с Афона подлинником, сейчас установить трудно.

По восстановлении Иверской часовни в 1995 году из Иверского монастыря на Афоне была прислана новая копия хранящейся там чудотворной иконы Богоматери Вратарницы. Ежедневно раз в два часа с восьми утра до восьми вечера в часовне совершаются молебны с чтением акафиста Пресвятой Богородице. Служит все московское духовенство поочередно. Этот новый образ уже прославился многими чудесами: на сайте часовни можно прочитать современные свидетельства благодатной помощи от Иверской иконы Божией Матери.

Сокольнический храм Воскресения Христова

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Как уже отмечалось, один из образов Вратарницы был передан из Иверской часовни в Сокольнический храм Воскресения Христова – он был одним из немногих, которые не закрывались и после революции. Благодаря этому сюда поступали многие святыни из закрытых и уничтоженных храмов и часовен. Кроме того, примечателен такой факт, связанный с иконостасом храма. Слева от царских врат, где обычно помещалась икона Божией Матери, наиболее почитаемая в данном храме или в данной местности, мы видим изображение именно Иверской иконы. При этом иконостас был закончен в 1913 году, то есть за 16 лет до того момента, как чудотворная Иверская Московская избрала этот храм для своего пребывания.

Мать после молитвы перед образом нашла сына, пропавшего несколько месяцев назад: вышла из храма и… увидела его

Иверская икона помещена в богатую ризу и украшена на добровольные пожертвования получивших исцеления людей. А внизу иконы в «глазке» расположена частица пелены с Гроба Господня. Каждую неделю в храме служатся молебны и акафисты чудотворной иконе. И Божия Матерь скоро откликается на просьбы молящихся.

Как рассказывают сотрудницы храма, чудеса здесь происходят постоянно. Многие пары, среди которых немало знаменитостей, смогли родить долгожданного ребеночка после десяти лет брака. Мать после молитвы перед святым образом нашла сына, пропавшего несколько месяцев назад: вышла из храма и увидела в толпе перед парком. Хотя до этого с полицией искали, и все безрезультатно. Немало происходит исцелений; по свидетельству родных и близких, даже из комы выводит невредимыми Пресвятая Дева. Не отказывает и в мелочах – например, в поисках пропавшей сережки. И каждому она по-Своему показывается.

Образ в золотой ризе потемнел от времени, но верующие видят и черты лица, и локоны, и даже движение одежды, как это было с оператором съемочной группы, приехавшей снимать фильм об Иверской иконе Богородицы.

Храм-музей святителя Николая в Толмачах

Храм-музей святителя Николая в Толмачах

Этот храм до 1990-х годов занимали службы Третьяковской галереи. Богослужения возобновились только в 1993 году. Сейчас в богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы функционирует как один из залов Третьяковской галереи, посвященных религиозному искусству. Именно сюда была передана долгое время хранившаяся в запасниках Иверская икона Божией Матери. После тщательного изучения сотрудниками галереи выяснилось, что живопись соответствует второй половине XVII века. Кроме того, икона была выносной и почитаемой. Об этом свидетельствуют приспособления для выноса и сохранившиеся внизу за полозом монетки. Икону расчистили, но оставили практически без реставрации, чтобы люди видели, что это старинный намоленный образ.

Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье

Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье

В 1792 году с заместительного списка Иверской часовни был сделан еще один список для вновь отстроенного храма в честь Иверской иконы Божией Матери на Всполье. Десять лет этот образ пребывал в часовне, а затем был передан храму, где находился вплоть до его закрытия в 1929 году. Затем, чтобы сберечь чудотворный образ от уничтожения, приход отдал его на хранение в церковь святителя Николая в Кузнецах. Там же он остается и поныне, поскольку старинной иконе требуются особые условия содержания, а в Иверском храме до сих пор не завершена реставрация.

Накануне открытия храма краски образа вновь стали светлыми, а оклад серебристым

Сейчас в храме три образа Иверской иконы. Первый после открытия принес настоятель протоиерей Григорий Ивануса. Это был образ Вратарницы, которым его еще в юности благословила старенькая монахиня Таисия и предрекла, что он станет настоятелем храма в честь этой иконы. До времени старинная икона, потемневшая от времени, хранилась в батюшкином доме, а накануне открытия храма краски ее вновь стали светлыми, а оклад серебристым. И это не единственное чудо, связанное с Иверской иконой.

По свидетельству отца Григория, в первый же год зимой в храме отключили отопление за неуплату: не уследили по неопытности, и долг составил 12,5 млн. рублей. Служить было сложно, но вместе с бедой пришла и помощь. Необходимую сумму передала знакомая владелицы охотничьего магазина, разместившей у себя «ящик» для пожертвований церкви в честь Иверской иконы. Там же лежали свечи и записки с названием храма. Знакомая тоже открыла свое дело, но оно не шло. Устав от неурядиц, она приехала просить помощи у подруги. И только в магазине, увидев название храма на записках, вспомнила об одном событии. За несколько месяцев до этого ей приснилась необыкновенно красивая Женщина в голубом одеянии, наказавшая передать необходимую сумму в храм в честь Иверской иконы Божией Матери. «Мы как апостол Фома. Веруешь? Верую, но пальцы вложить надо».

Сейчас у иконы служатся молебны и акафисты. За стеклом в окладе появились украшения – свидетельства чудесной помощи Владычицы: кто-то получил исцеление, кто-то – долгожданного ребенка.

Помимо этой в храме еще две Иверские иконы: старинный образ, написанный неизвестным монахом в 1912 году, находится в алтаре, и ростовой в центре храма – подарок издательства. Возможно, со временем вернется и первый список из церкви святителя Николая в Кузнецах.

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь

После упразднения Новодевичьей обители в 1922 году Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах организованного в стенах монастыря филиала Государственного Исторического музея. В 2008–2010 годах икона несколько раз передавалась в возрожденный монастырь для поклонения, а в 2012-м была возвращена окончательно. Святыня перенесена в Успенский собор, поскольку историческое место пребывания Иверской иконы Божией Матери – Смоленский собор открыт для посещения только в летнее время.

Иверская икона Пресвятой Богородицы в Москве: почитание, поругание, возрождение веры

Иверская икона Пресвятой Богородицы милостиво смотрит на подходящих к ней людей. Они ставят свечи, тихо опускаются перед образом на колени, целуют полы ризы, обращаются со словами молитвы, прося о помощи, защите, поддержке. Знакомый темный лик выглядит скорбным и милостивым. Он понимает, слышит, смотрит в душу каждому.

Иверская икона Божией Матери с давних времен почитается всеми христианами, а между святым ликом и историей Москвы существует исключительная особая связь. Первый список афонской иконы, стоящий в часовенке у Воскресенских ворот, уже несколько сотен лет встречает жителей и гостей столицы. Люди любят, верят в силу святой иконы, ведь она сама многое видела и претерпела: рана на богородичном лике – видимое подтверждение этому.

Начало истории Иверского образа Божией Матери

Существует предание, что автором Иверской иконы является сам апостол Христа, евангелист, первый иконограф Лука. А рана на образе Пречистой появилась еще в Никее (IX век) от удара копьем, нанесенного римским воином-иконоборцем. Увидев кровь, проступившую из поврежденного на иконе места, его жестокое сердце дрогнуло, и он отступил. А позже принял монашеский постриг. Возможно, это было одно из первых чудес благословленного образа Богоматери – Всемилостивая не наказала человека за содеянное зло, а пожалела, образумила, подарив его душе мир и веру. Вдова, дома у которой хранился образ, желая спасти дорогую сердцу святыню, отнесла ее к берегу, затем опустила в море. Удивительно, но икона не легла на воду, а встала вертикально и поплыла.

Дальнейшая достоверная история святого лика с XI века сохранена монахами Иверского монастыря, что на горе Афон. Одного дня иноки из святой обители увидели вдалеке на морской поверхности горящий столп, который достигал до самого неба. Вышли они на берег с молитвой на устах и увидели чудо. На воде стояла икона Божией Матери, а излучаемый ею чистый свет поднимался до небес. Да только чем ближе подходили монахи к кромке воды, тем далее отдалялся от них образ. Вернулись они в храм, обратились с молитвой к Иисусу Христу и Богородице о позволении взять новую чудесную реликвию.

По повелению Царицы Небесной старец Гавриил, пройдя по воде, как по земной тверди, принял икону и передал ее братии. Поставили монахи обретенную святыню в алтарь, но поутру не нашли ее там. Отыскали икону над монастырскими вратами. Следующих два дня снова все повторилось. Вновь явилась Богоматерь во сне старцу Гавриилу, велела передать, что не желает образ быть охраняемым, так как сам есть их охрана и защита. Иноки соорудили для святыни храм у ворот. С тех пор обретенная икона навсегда осталась в святой обители, стала носить имя Иверская икона Богородицы, а по месту ее обитания – Вратарница.

Иверская святыня в Москве

Слава об обретенной иконе Богородицы, творимых ею чудесах облетела весь христианский мир. Во времена правления русского царя Алексея Михайловича Романова архимандрит московского Новоспасского монастыря (будущий патриарх) Никон обратился к монахам Святой Горы с просьбой изготовить точный извод с оригинала Иверской иконы Пресвятой Божией Матери.

Перед тем как приступить к работе, 365 иноков обители по два раза еженедельно пели молебен, служили всенощную, а также святую литургию. Далее с соблюдением всех полагающихся условий инок афонского монастыря Ямвлих Романов «со тщанием» писал (1648 год) лики Богородицы с Сыном полностью соответствующие хранимой Иверской иконе. Но дополнил композицию рисунками на полях, изобразив двенадцать апостолов и ангелов. Используемые краски разводились водою, которой омывали первоначальную Иверскую реликвию. Сам же художник при написании образа постился все дни, кроме субботних и воскресных.

Когда икона добралась до стен Москвы, большая процессия, возглавляемая государем, встречала святыню у Воскресенских ворот Китай-города, а следом шло множество народа. В память о первом появлении Иверской иконы Приснодевы в России 13 октября (26 октября по старому стилю) установили ежегодное празднование этого события. В первое время икону передали Успенскому собору Московского Кремля. Позднее – церкви при доме царицы Марии Ильиничны (Милославской).

Почитание Иверской иконы

Уже в 1654 году святой образ послужил укреплению российской воинской славы. Отправляясь с армией в поход против польского войска, царь Алексей Михайлович вывез икону с собой. Помощь, заступничество Девы Марии, храбрые российские солдаты, уповающие на Господа и Богородицу, принесли победу. По возвращении Иверский образ установили в Смоленском соборе (Новодевичий монастырь), месте со статусом «царского богомолья».

Почитание Иверского лика Богоматери быстро ширилось по русской земле. Причиной этого были многочисленные творимые ею чудеса помощи, поддержки, удивительных исцелений. Многие храмы хотели иметь у себя извод святого образа. Поэтому монахи со Святой Горы передали Валдайскому Иверскому монастырю вторую копию Вратарницы. К большому сожалению, во времена, когда христианские ценности грубо попирались (советский период), этот образ был утрачен.

Третий (из старейших) список Иверской иконы Небесной Царицы написали уже русские мастера с копии афонского образа. Его главное отличие в немного большем размере. Поместили святыню в Иверской часовне возле Воскресенских ворот Москвы (1669 год).

Возвращение в Новодевичий монастырь

До революции 1917 года Иверский образ только однажды покидал стены Новодевичьей обители. 1913 года Россия всенародно праздновала 300-летие царской династии Романовых, почитаемую икону перенесли в палаты митрополита Чудова монастыря для поклонения. Ко второму чудотворному изводу (российскому), хранимому в Иверской часовне (24 мая 1913 года) прибыл лично император Николай II с сыном. Перед иконой совершили короткий молебен.

С приходом новой власти для православных начались годы лихолетья, поругания веры и святынь. Новодевичий монастырь закрыли 1922 года, отдав (30-е годы) помещение святой обители под учреждение практически противоположного направления, именуемого «Музеем раскрепощения женщины». Позже это место стало отделением Государственного музея истории.

Намоленная православная Иверская святыня в этот период пылилась где-то в хранилищах, но она не пропала, оставаясь в стенах «своего дома». Некоторые небольшие изменения в вопросе религии появились после окончания Великой Отечественной, так стал действовать Успенский собор монастыря. А 1994-й стал годом организации небольшой монашеской общины. Только с 2010 года все сооружения Новодевичьей обители предали Московской епархии. Странным выглядит факт, что после этого акта Иверскую икону Пресвятой Девы не вернули монастырю, где, по сути, она хранилась все время, а перевезли в здание на Красной площади, принадлежащее все тому же Государственному историческому музею. Православные возрадовались, когда без прошений, писем в 2012 году образ торжественно вернули обители.

Иверская часовня – хранительница московской реликвии

Жители столицы всегда с трепетом, уважением относились к Иверской часовне. Икона Божьей Матери имела огромное значение в повседневной жизни и серьезных начинаниях царской семьи, представителей власти, простых горожан.

Почитание святыни

Важные дела люди всегда начинали с похода сюда, молитвой перед образом. Здесь всегда были купцы, студенты, гимназисты. Это было «отрадное перепутье для верующих». С верой и надеждой к Вратарнице шли православные, лютеране, католики, а порой и совсем далекие от церкви люди, уповая на ее заступничество. Многих привела сюда слава иконы об исцелениях больных. В тяжелых случаях святой образ ненадолго покидал стены часовни, ее увозила специальная карета к человеку, который нуждался в помощи Пречистой. На это время место святыни занимал ее точный список.

Поклониться перед святою Иверской иконою при въезде в город стало не просто традицией, а правилом. Зная это, молодой Петр I (1699 год) по возвращении из Европы поехал не к часовне, а к любимой женщине. Москвичи негодовали. Зато, одержав победу в Северной войне, Петр Великий с почетом въехал через Воскресенские ворота и остановился у заветной часовни. С тех пор не было императора, который, прибыв в Первопрестольную, не пошел бы поклониться главной святыне. Легенда повествует, что перед казнью Емельян Пугачев молился на Иверскую, покаявшись перед Господом и государыней. Но один раз и эта реликвия покидала столицу – на два месяца ее вывезли во Владимир, укрывая от Наполеона (1812 год).

Лихолетье

Не обошли стороной тяжелые времена Иверскую часовню. Большевики надругались над московской святыней. Особенно разгулялись безбожники, отмечая Первомай 1918 года. Часовню разграбили, рядом поставили пятиконечную звезду и плакат со словами о том, что религия, является опиумом для людей. Нарушителей никто не пытался ни остановить, ни вразумить. Далее (1923 год) последовало празднование «комсомольского рождества». Здесь были кощунственные слова, непристойности, в завершение перед древней часовней спалили все, что нашли. По велению председателя организации «Союза воинствующих безбожников» члена ЦК Емельяна Ярославского здание часовни уничтожили (1929 год). Но святыни там уже не было, Иверская икона пропала раньше – около 1922 года.

Возвращение к вечным ценностям

Сегодня христианские ценности возрождаются и поднимаются из руин. Иверская часовня, как и сами Воскресенские врата, отстроена с 1994 по 1995 год. Внутри вы увидите современный извод Иверской реликвии, он прислан монахами Святой Горы. Ежедневно здесь людно, московские священники читают акафист Богородице.

О храме

  • Духовенство
  • Святыни Храма
  • Летопись

Храм Воскресения Христова в Сокольниках был построен в 1909-1913 гг. по проекту архитектора П.Толстых. 28 сентября 1908 года состоялась закладка храма его высокопреосвященством митрополитом Московским и Коломенским Владимиром, убитым в Киеве в 1917 году. А через пять лет величественный храм был закончен постройкой и 22 декабря 1913 года освящен его высокопреосвященством Макарием, митрополитом Московским и Коломенским.

Храм является выдающимся образцом церковной постройки в стиле «русский модерн». Инициатором строительства был московский протоиерей Иоанн Кедров, который и стал его первым настоятелем.

Прежде строительства храма о.Иоанн был настоятелем маленького больничного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при старой Остроумовской больнице в Сокольнической слободе. В то время (кон. ХIХ — нач. ХХ века) Сокольники были рабочим районом, где жили, в основном, небогатые люди. О.Иоанн не жалел сил для того, чтобы помочь своей пастве и духовно, и материально. Но он постоянно ощущал недостаточность оказываемой помощи: люди были задавлены заботами о «хлебе насущном», редко посещали храм, да и не могла маленькая больничная церковь вместить всех желающих помолиться, особенно в праздники. И вот, словно бы ответом на неустанные молитвы о.Иоанна о своей пастве, явилась ему в сонном видении сама Царица Небесная и повелела построить в Сокольнической слободе красивый вместительный храм, чтобы виден он был издалека, а звон с его колокольни мог бы напоминать окрестным жителям о покаянии и необходимости духовной жизни. Проснувшись о.Иоанн был чрезвычайно смущен этим видением, ведь денег на постройку храма у него не было: маленький больничный храм, да еще расположенный в небогатом районе не приносил достаточного дохода. И вот о.Иоанн день за днем, месяц за месяцем все откладывает строительство, все не решается к нему приступить. И тогда во второй раз повторилось его видение, но увидел он теперь Матерь Божию с ликом строгим и властным. Убоявшись оказаться непокорным и положившись на Волю Божию, о.Иоанн приступает к строительству, даже не задумываясь, чем же он станет расплачиваться.

И вот внешние работы были практически завершены, подходил срок расчета со строителями, а денег, несмотря на пожертвования прихожан, все еще было недостаточно. О. Иоанн горячо молился Господу и Матери Божией, и помощь не замедлила явиться.

Предание гласит, что был в Москве один богатый купец-коммерсант, который по обету решился пожертвовать значительную сумму на храм Божий. Он молился, чтобы Господь указал ему храм, наиболее нуждающийся в данное время в такой помощи. Во сне явились свв. апп. Петр и Павел и рассказали о строительстве величественного храма в Сокольнической слободе. Пробудившись наутро, жертвователь не замедлил отправиться в Сокольники, нашел недавно выстроенный храм и вручил о.Иоанну свое пожертвование. Предание гласит, что пожертвованная сумма была как раз достаточной для расчета с рабочими.

Материальные трудности не оставляли о.Иоанна на протяжении всего строительства. Когда храм уже был закончен и готов к освящению, наступил срок окончательного расчета с рабочими, а средств вновь было недостаточно. И вот накануне вечером к о.Иоанну зашел некий старец-паломник и попросил приюта. О.Иоанн поместил его в одной из келий-пристроек вновь возведенного храма, накормил и весь вечер провел в беседе с этим паломником. Когда же наутро о.Иоанн пришел к старцу, то келья, отведенная накануне ему, оказалась пуста, а на столике лежали деньги, значительное пожертвование на строительство храма. О.Иоанн почти ничего не знал о своем госте, помнил только его имя — Николай. Видя такое явное чудо, помощь Божию, о.Иоанн возблагодарил Бога и Святителя Его Николая за поддержку начинания. С тех самых пор святитель Николай Чудотворец — один из наиболее почитаемых святых храма.

И вот храм был возведен. Величественный (площадью 960 кв.м) и высокий (высота главного купола 34 м, боковых приделов 22 м) двухэтажный девятикупольный храм имеет форму креста. Любая деталь в храме имеет не только свое прикладное, но и духовное, символическое значение. Так 9 куполов издавна возводили на Руси в честь 9 Чинов Ангельских, служащих и молитвенно предстоящих пред Престолом Божиим. Вновь возведенный храм имел и свою особенность. Все православные храмы строились неизменно алтарем на восток. Вновь же возведенный храм Воскресения Христова, что в Сокольниках, обращен алтарем на юг, на Гроб Господень в Иерусалиме (Иерусалимский храм Воскресения Христова).

Храм имеет, кроме главного алтаря, освященного в честь Воскресения Христова, два придела. Правый придел храма освящен в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (в память о том больничном храме, в котором начинал служить о.Иоанн Кедров), левый — во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (в память об их помощи при строительстве храма). Нижний храм освящен в честь Рождества Христова. В настоящее время здесь совершается таинство крещения.

Резные иконостасы выполнены по проекту архитектора П.Толстых из кипариса. Впоследствии для икон были сделаны киоты художественной резьбы из дуба, изготовлены величественные паникадила в византийском стиле. В отличие от золоченого иконостаса нижнего храма, главный иконостас сохранил естественный темный цвет кипариса. Мы привыкли видеть золоченые иконостасы православных храмов, поэтому внутреннее убранство храма воспринимается строгим, даже немного печальным. Существует предание, рассказываемое старейшими прихожанами, что во время строительства храма о.Иоанна Кедрова постигло несчастье: скончалась его дочь. И вот в молитвенную память об этом скорбном событии он повелел не золотить иконостасы и 8 куполов храма.

По древней православной традиции храм Воскресения Христова имеет высокую паперть. Паперть имеет любой православный храм. Это не только вход внутрь храма, но и восхождение, путь на небо, путь к Богу. Благочестивые христиане приходили в храм задолго до начала службы и, поднимаясь на паперть, на каждой ступеньке произносили молитву мытаря: «Боже, милости буди мне, грешному». Таким образом, смиряясь, человек стремился восходить, приближаться к Богу, стать достойным свидетелем и молитвенным участником величайшего христианского таинства — литургии.

Даже в трудный для России и Русской Православной Церкви XX век храм Воскресения Христова в Сокольниках не закрывался. Его двери всегда были открыты для прихожан, не умолкала служба в этих стенах. Поэтому из многих закрывавшихся храмов и часовен привозились сюда чудотворные иконы и другие святыни, дорогие сердцу православного москвича.

Главной такой святыней является икона Божией Матери Иверская — копия с чудотворной иконы Иверская — «Вратарница», что находится на Афоне. По заказу митрополита Новгородского Никона, впоследствии Святейшего Патриарха, в Иверской монастыре на Афоне с нее был сделан список. В 1648 году он был доставлен в Москву. Икона была торжественно встречена царем и патриархом у Воскресенских ворот. Позже на этом месте построили специальную часовню, в которую и поместили икону, Московская Иверская прославилась своими чудесами и стала одной из самых почитаемых в России икон. С 1669 года она находилась в Иверской часовне у Воскресенских ворот близ Московского Кремля. В самые ответственные дни Российского государства, во дни войн и народных бедствий пред Иверской иконой совершались всенародные молебны, собиравшие десятки тысяч москвичей. Молебны на этом святом месте являлись обязательной частью церемоний во время посещения Москвы русскими царями и императорами. Все российские императоры, начиная с Павла I, считали своим долгом входить в Кремль через Воскресенские ворота. Император Николай II, прибывая в Москву, прежде всего приходил к Иверской часовне поклониться чудотворной иконе.

В 1929 году, после разрушения часовни, икона была перенесена в Храм Воскресения Христова в Скольниках. Интересно заметить одну деталь. Иконостас главного алтаря был закончен в 1913 году. Слева от Царских Врат, где издавна помещалась икона Божией Матери, наиболее почитаемая в данном храме или в данной местности, в храме Воскресения Христова в Сокольниках мы видим изображение именно Иверской иконы, любимой и почитаемой москвичами. А ведь, как мы уже отметили, иконостас выполнялся в 1913 году, т.е. за 16 лет до того момента, как чудотворная Иверская Московская изберет этот храм для своего пребывания.

Иверская икона помещена в богатую ризу и украшена на добровольные пожертвования получивших исцеления людей. Внизу иконы мы видим еще одну помещенную здесь святыню. В «глазке» расположена частица пелены с Гроба Господня.

В храме находятся и другие величайшие святыни: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря, икона-заместительница (список 1918) Боголюбской Божией Матери с Варварских ворот Китай-города, икона святого Пантелеимона из Пантелеимоновской афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города.

В храме проводятся огласительные беседы, ежедневно — богослужения. Имеется баптистерий для крещения взрослых. Действует воскресная школа и приходская библиотека, издается газета «Приходской вестник».

Иверское сердце Москвы

Думая о далеком путешествии к святым местам, не забудьте про святыню в самом сердце русской столицы. В Иверскую часовню веками приходят с любыми проблемами и получают помощь – от успешной сдачи экзамена до исцеления болезни.

Точный список чудотворной Иверской иконы был впервые привезен с Афона в Москву по просьбе царя Алексея Михайловича в 1648 году. После поклонения образ оказался в недавно построенном Святоозерском монастыре на Валдае. Через некоторое время валдайские монахи сделали копию со списка и отправили его в Москву. Долгое время икона находилась на открытом воздухе, доступная для всенародного поклонения. Однако со временем краски на ней стали тускнеть и осыпаться. Для защиты образа от непогоды была сделана небольшая деревянная часовня, в которой постоянно служили святоозерские иноки.

Современный вид часовня приобрела после 1812 года, когда она стала памятником победы над Наполеоном и была украшена итальянским художником Пьетро Гонзаго. В 19 веке Иверская часовня была самой почитаемой святыней Москвы. Даже зимой, в самый лютый мороз все мужчины проходили около нее с непокрытой головой в знак своего уважения к святости места. Этому обычаю следовали и некоторые из иностранцев, даже католики и лютеране. Например, у итальянцев, долго живших в Москве, сложился настоящий культ часовни и ее иконы.

В 1929 году часовня была полностью разрушена. Восстановление началось в 1994 году, когда афонские монахи решили сделать еще один список с Иверской иконы Божией Матери и передать его в Москву. История совершила круг и через триста пятьдесят лет после царя Алексея Михайловича и патриарха Никона монахи-святогорцы опять привезли образ Иверской Богоматери в Россию. Его установили на прежнем месте, во вновь отстроенной часовне.

К Иверской иконе всегда приходили как к заступнице и советчице, в момент совершения сложного жизненного выбора, за помощью и защитой. В прошлом веке часовню называли «отрадным перепутьем для всех верующих». Сейчас там постоянно служится молебен с акафистом Богородице. Перед часовней, по контрасту, ходят торговцы, размахивая «русскими» ушанками с красной звездой, сделанными в Китае, и странные женщины собирают монетки, которые туристы бросают на «пуп земли». Две разных мира рядом. При взгляде на них отчетливо понимаешь, что настоящая Россия — здесь, в часовне, которую Цветаева назвала «червонным Иверским сердцем» Москвы.

Икона «Богоматерь Иверская» Иверская часовня до революции
Иверская часовня до революции
Воскресенский мост и Воскресенские ворота в конце XVIII веке на картине Фёдора Алексеева.
«Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке». А.Васнецов, 1926 г.
Вид на Воскресенские ворота Китай-города и Кремль со стороны Тверской улицы. Акварель мастерской Ф.Я.Алексеева, 1800-1802 гг.
Вид на Воскресенские и Никольские ворота с Воскресенской площади. Акварель мастерской Ф.Я.Алексеева, 1800 г.
Фото 1880-х гг.
Фото 1895-1896 гг., B. Avanzo. Иверская часовня.
Воскресенские ворота в 1900-х годах.
Фото кон.1900-х — нач.1910-х гг.

Фредерик де Ханен, 1912 год, «У Иверской часовни».

Иверская часовня, Ложкин А.В., нач. XX века.

Подробнее о чудотворных иконах Афона вы можете прочитать .

Узнать историю создания образа «Богоматерь Иверская» можно .