Из нуклеиновой кислоты и белковой капсулы состоит

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Вирусы»

1. Какие признаки характерны для вирусов?

Ответ

1) Вирусы – это паразиты, они могут жить и размножаться только в живых клетках.
2) Вирусы – это неклеточная форма жизни. Вирусные частицы (вирионы) – это не клетки: они на порядок меньше клеток и гораздо проще по строению.
3) Вирусы содержат либо ДНК, либо РНК, но не обе молекулы одновременно.

2. Как размножаются вирусы?

Ответ

Для размножения вирусам необходима живая клетка. Проникнув в клетку, вирус «предлагает» ей свою нуклеиновую кислоту, и таким образом «заставляет» клетку синтезировать компоненты вирусных частиц. После того, как клетка синтезировала белки и нуклеиновые кислоты вируса, происходит самосборка вирусных частиц и их выход из клетки.

3. На основании чего вирусы относят к живым организмам?

Ответ

Вирусы представляют собой простейшую форму жизни на Земле и занимают пограничное положение между неживой и живой материей. Так как вирусы обладают наследственностью и изменчивостью, а также способностью к размножению, их можно отнести к живым организмам. Кроме того, в состав вируса входят нуклеиновые кислоты и белки, свойственные именно живым организмам.

4. Какова роль вирусов в природе?

Ответ

А) Вызывают инфекционные заболевания (грипп, герпес, СПИД и т.д.).
Б) Некоторые вирусы могут встраивать свою ДНК в хромосомы клетки-хозяина, вызывая мутации.
В) Вирусы могут переносить ДНК между разными видами.

5. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Вирусы». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Вирусы – внутриклеточные паразиты, они проявляют активность только в клетках хозяина. (2) Вирусы относят к прокариотам. (3) Все вирусные частицы состоят из молекулы ДНК и целлюлозной оболочки. (4) Вирусы обладают всеми признаками живого: наследственностью, обменом веществ, раздражимостью и другими. (5) Нуклеиновые кислоты вируса синтезируются из нуклеотидов хозяина. (6) Вирусы – возбудители многих опасных заболеваний: гриппа, гепатита и др. (7) Они могут переносить гены между клетками одного организма, между организмами как одного, так и разных видов или даже классов.

Ответ

2 — Вирусы относят к царству вирусов.
3 — Вирусные частицы могут содержать ДНК или РНК, вирусные частицы не имеют целлюлозной оболочки.
4 — Вирусы обладают наследственностью и обменом веществ только внутри живой клетки. Вирусы не обладают раздражимостью.

6. Назовите объект, изображенный на рисунке. Укажите названия и функции структур, изображенных на рисунке цифрами 1, 2, 3.

Ответ

1) Изображен бактериофаг (вирус) — неклеточная форма жизни.
2) 1 – головка, покрытая капсидом (белковой капсулой), внутри находится нуклеиновая кислота.
3) 2 – белковый чехол хвоста, через него нуклеиновая кислота впрыскивается в бактерию
4) 3 – хвостовые нити (фибриллы), они удерживают бактериофаг на бактерии

7. Что изображено на картинке? По каким признакам вы можете проклассифицировать данный объект? Как его применяют в медицине?

Ответ

1) Бактериофаг (вирус бактерий).
2) Не имеет клеточного строения. Состоит только из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки (капсида). Может содержать ДНК или РНК, но не может содержать их обеих.
3) Бактериофаги можно использовать для лечения бактериальных заболеваний.

8. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Вирусы — внутриклеточные паразиты. (2) Генетический аппарат всех вирусов представлен молекулой ДНК. (3) Они синтезируют свои нуклеиновые кислоты и белки из соответствующих мономеров клетки хозяина. (4) Вирусы относят к прокариотам. (5) Оболочка вируса образована комплексом полисахаридов. (6) Вирусы — возбудители многих опасных заболеваний: бешенства, гепатита и др. (7) Вирусы паразитируют в клетках растений, животных, человека. (8) Особая группа вирусов — бактериофаги — поражает клетки бактерий.

Ответ

2 — генетический аппарат вируса может быть представлен молекулами РНК или ДНК;
4 — вирусы — это неклеточная форма жизни;
5 — оболочка вируса образована белками (иногда липидами и белками)

ГЛАВНЫЙ КИТАЙСКИЙ ВРАЧ ПО СУСТАВАМ ДАЛ БЕСЦЕННЫЙ СОВЕТ: ВНИМАНИЕ! Если у Вас нет возможности попасть на прием к ХОРОШЕМУ врачу — НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ САМОЛЕЧЕНИЕМ! Послушайте, что по этому поводу говорит ректор Китайского медицинского университета Профессор Пак.

И вот какой бесценный совет по восстановлению больных суставов дал Профессор Пак:

Читать полностью >>>

Как может формироваться сколиоз

Как правило, у детей формирование сколиоза чаще всего возникает по причине относительной мягкости костной ткани. В то время, когда младенец не в состоянии сам переворачиваться и много времени проводит лежа в своей кроватке, необходимо контролировать положение его головки, которая не должна находиться только на одной стороне.

Чуть позже, когда ребенок не предпринимает попытки сидеть самостоятельно, многие из родителей допускают грубейшую ошибку, при которой помогают ему сесть. Этого делать нельзя, поскольку позвоночник малыша не всегда готов к подобному роду нагрузок и это может пагубно отразиться на нем.

Больше всего с проблемой привычки, то есть привычного и однотипного положения тела, а тем более неправильного, сталкиваются дети школьного возраста. Этому предшествуют занятия в школе сидя за партой, а затем дома за письменным столом, которые создают все условия для того, чтобы позвоночный столб находился в непривычном и искривленном положении.

В связи с этим сколиоз, среди детей школьного возраста приобрел размах повального заболевания. Если сколиоз у детей дошкольного возраста отслеживается не так часто, то среди школьников младшего возраста обнаруживают около 40% случаев с признаками данной болезни. А говоря про старшеклассников, то здесь его распространение достигает серьезнейших масштабов и превышает предыдущий показатель почти в два раза.

Тем не менее, профилактика сколиоза, в любом из представленных случаев является не просто процедурой, которую желательно проводить, но и жизненно важным принципом.

Гимнастика и массаж при искривлении позвоночника

Профилактика сколиоза обязательно должна занимать существенное место у родителей. Следует наблюдать, чтобы выполнялись последующие ключевые правила:

  • Не рекомендуется сажать грудного ребенка до того времени, когда он непосредственно сумеет это сделать.
  • Ежедневно необходимо осуществлять прогулки с малышом, чтоб насыщать его тело витамином Д, который производится под влиянием солнечного излучения и нужен для стандартного развития костей.
  • Профилактика возможного сколиоза у только что родившихся учитывает сон на особом матрасе ортопедического вида.
  • Следите, чтоб у детей была правильная осанка, при этом он не горбился.
  • Правильно оснащайте рабочее место школьника по его возрасту, росту. Так, расстояние меж столом и глазами обязательно должно составлять больше 30 см.
  • Портфель либо рюкзак должен являться с 2-мя лямками, не слишком тяжелым.
  • Займите ребенка спортом. Каждая физиологическая активность благоприятно оказывает большое влияние на формирование опорно-двигательного аппарата, а еще мышц, органов.

Нужно осуществлять правильный образ жизни, уделять больше внимания имеющимся нагрузкам. При работе на ногах либо сидя необходимо время от времени изменять позиции, обязательно находить время для требуемого перерыва, выполнения простых упражнений. Не забывайте, что регулярно сгорбленное положение может послужить причиной к искривлению хребта или может развиться сутулость.

Справка: следите, чтоб рабочее место было верно оборудовано, хорошо освещалось и не нужно было долго быть в не комфортной позе.

Находите свободное время для интенсивного отдыха. Различные упражнения на турнике, плавание могут помочь мышцам быть в тонусе, иметь привлекательную осанку.Старайтесь питаться теми продуктами, которые содержат большое количество полезных элементов.Помните, что профилактика в особенности эффективна с раннего возраста в момент интенсивного роста.

Чтобы избежать искривления позвоночника у ребенка, будущей маме необходимо за 6 месяцев до зачатия принимать фолиевую кислоту и витамин В12. А после рождения малыша, с первых дней его жизни, заняться профилактикой сколиоза. Первоначально это может быть массаж, а затем — выполнение несложных действий, которые легко входят в привычку.

Чтобы улучшить осанку и предупредить развитие сколиоза, подросшему ребенку следует выполнять простые рекомендации:

  • сидя за столом, менять положение стоп как можно чаще;
  • держать спину ровно;
  • каждые 15 минут двигаться хотя бы полминуты;
  • не стоять таким образом, чтобы масса тела приходилась на одну ногу;
  • следить за тем, чтобы нагрузка на опорную и двигательную системы распределялась равномерно.

Также необходимо приобрести качественный школьный ранец, ортопедический матрас (кровать не должна быть слишком мягкой) и просторный письменный стол. На протяжении дня пусть ребенок несколько раз по 10–15 минут ровно полежит на животе либо спине на твердой поверхности, чтобы разгрузить позвоночник. Чтобы вытянуть сместившиеся позвонки, полезно висеть на турнике. При этом спускаться на землю следует плавно, на носочки, а не спрыгивать.

Чтобы предупредить развитие сколиоза и начать соответствующее лечение дефекта позвоночника последовательно назначаются массаж и гимнастика. Массаж способен расслабить спазмированные мышцы и тонизировать слабые. Курс упражнений необходимо проводить под руководством квалифицированного врача ЛФК.

После завершения курса массаж и гимнастику следует продолжать дома. Это обязательный момент, без которого стойкий результат в предупреждении и лечении сколиоза не может быть достигнут.

Кроме массажа и гимнастики значительную помощь при искривлении позвоночника может оказать специалист. Остеопатия дает пациентам то, чего они не получат ни от одной методики лечения: балансировку мышечных цепей, анатомическое выравнивание позвонков.

Своевременная профилактика сколиоза позволит сделать позвоночник ровным и стройным, а осанку правильной. Это поможет предотвратить развитие патологии и избавит пациентов от многих проблем с состоянием здоровья в будущем.

Основные методы для профилактики

Большой эффективностью имеют последующие способы профилактики сколиоза:

  • массаж;
  • гимнастические упражнения;
  • процедуры физиотерапевтические;
  • плаванье.

Используются все данные способы не только лишь для профилактики искривления позвоночника, однако и в целях излечения ранее сформировавшегося сколиоза. Объясняется все это тем, что данные методы содействуют улучшению кровообращения, нормализации обмена в тканях и возобновлению физической активности позвонков. Помимо этого, они мешает формированию солевых отложений.

Немалое значение в профилактике сколиоза у подростков играет выполнение правильной осанки в момент занятий, потому что в случае если ребенок регулярно и долго находится в неверной позе, происходит активное формирование сколиоза.

Массаж

В предупредительных целях массаж необходимо осуществлять с детства. Ноги, руки и другие части тела ребенка необходимо растирать каждый день. Главной проблемой профилактического массажа против появления и формирования сколиоза, считается возобновление симметрии спинных мышц, усовершенствование кровообращения.

Массаж может проводиться в домашних условиях. Массажные перемещения необходимо начинать с шейной области, опускаясь в район поясницы. Необходимо не забывать, что на первоначальный стадии массажа следует разогреть мышцы с помощью поглаживающих движений, только лишь после этого производить полное воздействие.

Физиотерапия

Цель физиотерапевтических операций – прогревание пораженных участков, а кроме того восстановление правильного расположения позвонков. А к физиотерапевтическим способам, используемым для излечения и профилактики сколиоза, относят ультразвуковое лечение, электрофорез, фонофорез, другие процедуры. Значительной эффективностью обладает проведение электрической стимуляции мышц как живота, так и спины.

Лечебная зарядка

Лечебные гимнастические упражнения весьма результативны не только лишь для профилактики, однако и для излечения сколиоза. Данные упражнения производятся в комплексе и ориентированы на укрепление мышц и возобновление их симметрии.

Лечебное плаванье назначают при 1-й и 2-й степени сколиоза, однако и на поздних стадиях болезни плавание дает возможность усовершенствовать состояние больного. Главным стилем плавания при профилактике, излечении сколиоза считается брасс.

Все меры, которые необходимо соблюдать при профилактике сколиоза у детей, можно свести к двум положениям:

  1. Обеспечение наиболее правильного физиологического положения позвоночника при статических нагрузках (занятия за столом, сон и т.д.);
  2. Обеспечение физической активности для ребенка. В данном случае советуется предотвращать искривление при помощи занятий различными видами спорта и упражнениями, которые дают для позвоночника необходимую двигательную активность.

Если говорить более подробно обо всех имеющихся мерах по обеспечению профилактики сколиоза, то они выглядят так:

  • Место для сна.Треть времени проводится во сне, поэтому обращаем внимание, на чем спит ребенок. Желательно, это должна быть кровать с ортопедическим матрасом и с подушкой средних размеров;
  • Место для занятий и правильность сидения за этим местом. Место для выполнения домашних заданий имеет ряд требований, которые относятся как рабочему столу, стулу, а также к выработке привычки правильно сидеть за всем этим. Как подбор правильной мебели, так и соблюдение правил работы за ней обеспечивает правильное расположение позвоночника во время учебы;
  • Правильный ранец.Для учебы в школе необходимо иметь ранец с двумя лямками, поскольку сумка, которая используется через плечо – путь к сколиозу;
  • Двигательная активность и занятия физкультурой. Утренняя гимнастика, занятия различными видами спорта, бег, плавание – все это улучшает общий тонус мышц спины, груди, пресса и организма в целом, повышают функционирование различных систем;
  • Выработка правильной осанки. С раннего возраста заставляйте ребенка правильно держать голову, плечи, лопатки и спину в целом, при ходьбе, положении при просмотре телевизора и т.д.
  • Правильность питания. Это очень важный момент в формировании костной и мышечной структуры организма. Правильное и сбалансированное питание залог здоровья ребенка. В рационе питания должно быть достаточное количество животных белков, кальция и фосфора. Последние в свою очередь должны поступать в организм из натуральных продуктов. Молочные продукты, рыба, фрукты и овощи – все это очень полезно в достаточном количестве.

Как проводится профилактика сколиоза у взрослых

У взрослого человека, патологическое искривление позвоночника, также вполне вероятно. Поэтому взрослым людям, точно также как и детям, необходимо придерживаться некоторых правил, которые помогут при профилактике сколиоза:

  1. Следите за положением своего тела при работе сидя. Постоянное сгорбленное состояние, также может привести к искривленности позвоночника. Очень важно оборудовать правильно свое рабочее место так, чтобы расположение спины, рук, ног и головы соответствовало строению вашего тела;
  2. Постоянная работа в стоячем или сидячем положении, требует периодической смены позиций, а также нахождения времени для короткого перерыва и выполнения доступных упражнений. Избегайте длительного нахождения в неудобной позе;
  3. При переносе тяжелых предметов, распределяйте нагрузку равномерно на обе стороны;
  4. Вести здоровый образ жизни, а также уделять внимание физическим нагрузкам. Очень важно находить время для выполнения различных упражнений на турнике, плавания, просто активного отдыха. Все это помогает мышцам находиться в тонусе и поддерживать правильную осанку;
  5. Уделять внимание правильному питанию, которое богато на полезные вещества.

Общие рекомендации по осуществлению профилактики

Справка: небезопасным возрастам для возникновения сколиоза с полной уверенностью возможно назвать детский, подростковый. Имеются единые советы по профилактике сколиоза.

В период беременности будущим мамам нужно правильное питание, насыщенное витаминами, микроэлементами (в особенности кальцием, фосфором), отсутствие малейших переутомлений и интенсивный образ жизни, которые могут быть полезны для детей. Новорожденные, маленькие дети обязательно должны двигаться больше, необходимо с раннего возраста приучить их осуществлять физические упражнения.

Любому человеку на протяжении целой жизни требуется сбалансированное питание, которое включает нужные вещества, принимающие немаловажную значимость в формировании позвоночника, верной осанки и обычном формировании внутренних органов человека.

Девять правил здорового позвоночника

Весь организм находится в зависимости от состояния позвоночника, так как позвоночный столб – это никак не только основа для тела, однако и вместилище спинного мозга. По этой причине нарушения в работе с позвоночником настолько опасны. Лечить заболевания позвоночного столба крайне трудно и долгое время, существенно легче и лучше не доводить до болезни.

Как правило, во сне проводится треть жизни, потому важно, как непосредственно себя чувствует организм в этот период. Отдых для позвоночника в горизонтальном состоянии ночью крайне значим, так как это предоставляет вероятность его разгрузить – однако только тогда, если спальное место верно сформировано. Кровать необходимо по возможности предпочесть складному дивану, матрас должен обязательно быть полужестким, а подушка – ортопедической.

Правильная осанка

Во время вне сна позвоночник осуществляет нелегкую работу, поддерживая все тело в вертикальном состоянии, служа непосредственной опорой для внутренних органов, мышечно-суставного аппарата. Так, правильная осанка – состояние тела, которое предельно облегчает позвоночнику его работу, обеспечивая помощь и ослабляя внешнее действие.

Правильная осанка крайне редко формируется внезапно, так как свой жизненный уклад не содействует этому. Обстановку способен исправить спорт. Большая часть видов нагрузки укрепляет все мышцы спины, так именуемого мышечного каркаса – мышц, помогающих поддержать позвоночник в вертикальном положении. Приемлемые типы спорта представлены йогой, плаваньем, пилатесом.

Лишний килограмм повышает нагрузку на позвоночник: большое скопление жира перераспределяется так, что нагрузка не считается для хребта физиологичной. Слаженная фигура (кроме того, что эстетичнее) дает возможность возвратить радость движения и освободиться от затяжной боли в спине.

Обязательно рабочее место должно быть предельно комфортным, содействующим поддержанию позвоночного столба в физическом состоянии. В течение трудового времени следует делать перерывы, предоставляя возможность опорному аппарату расслабиться.

Наиболее верным с точки зрения здоровья в целом и опорно-двигательного аппарата считается интенсивный, динамический образ жизни.

Правильная обувь

Очень часто плохая обувь становится предпосылкой затяжной боли в спине, какую человек может лечить на протяжении многих лет. Обувь должна быть комфортной – аксиома.

Как правило, позвоночник нуждается не только лишь в покое ночью, однако и в маленьких передышках в протяжение дня. Подобную передышку могут предоставить попросту перемена обычного положения либо осуществление некоторых обычных процедур, однако более эффективным (и приятным) способом считаются техники расслабления позвоночника человека.

Правильное питание

Необходимо, чтоб организм получал нужное количество всех калорийных элементов, для чего рацион обязан быть сбалансированным. К примеру, для костной ткани обязательно требуется кальций. Однако просто насытить рацион продуктами, включающими кальций, не достаточно, для усвоения обязательно нужны магний, фосфор, а они имеют необходимость в иных микроэлементах для введения в обмен веществ. Только лишь баланс макро- и микроэлементов гарантирует верный обмен веществ.

Правила, приведенные выше, могут помочь сохранять позвоночник в здоровом состоянии в протяжение как можно более длительного периода, однако внимательный читатель безусловно увидит, что в них нет ровным счетом ничего революционного и ранее незнакомого. Подвижный образ жизни, только правильное питание, хороший отдых, сон и разумная нагрузка на основной аппарат содействуют здоровью всего организма.

Биология. 11 класс

Биология, 11 класс

Урок 17. «Биосфера и человек»

1. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме;

Урок теме «Биосфера и человек» позволит учащимся узнать, как развитие человеческого общества влияет на эволюцию биосферы; как сказывается хозяйственная деятельность человека на состоянии биоценозов и отдельных видов организмов, в них входящих;

обучающиеся научатся анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на биосферу, собственную деятельность в окружающей среде; предлагать пути преодоления экологического кризиса.

2. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Роль человека в биосфере, ноосфера, техносфера, бионика, экологический кризис, загрязнения, глобальные антропогенные изменения в биосфере.

Биосфера — живая оболочка планеты

Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Техносфера — часть биосферы, преобразованной людьми с помощью прямого или косвенного действия технических средств и занятая продуктами его деятельности.

Био́ника (от др.-греч. βίον — живущее) — прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе и их промышленные аналоги.

Экологический кризис – напряженные состояния взаимоотношений между человеком и природой.

Загрязнение (в частности, антропогенное загрязнение)- это комплекс разнообразных воздействий человеческого общества на биосферу, приводящих к увеличению уровня содержания в ней вредных веществ, появлению новых химических соединений, чужеродных предметов т.п.

Агроценозы — такие экосистемы, структуру и функцию которых создает, поддерживает и контролирует человек в своих интересах.

Природные биогеоценозы — саморегулирующиеся экосистемы, агроценозы регулируются человеком.

3. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

Дополнительные источники:

1. А.Ю. Ионцева. «Весь школьный курс в схемах и таблицах» – М.: Эксмо, 2014.: С. 315-316

5. Г.И. Лернер «БИОЛОГИЯ : Полный справочник для подготовки к ЕГЭ «: АСТ, Астрель; Москва; 2010г (раздел VII)

4. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Интернет-ресурсы:

5. Теоретический материал для самостоятельного изучения;

Экосистемы и биосфера в целом являются тонко сбалансированными системами и даже слабое воздействие нарушает равновесие в них. Каково место человека в биосфере? В чем проявляется экологический кризис? Каковы последствия экологического равновесия?

С момента появления человека в эволюции биосферы стал действовать антропогенный фактор (процесс исторического развития человека и его влияния на биоценоз).

Когда это произошло? Наука пока не может точно ответить на этот вопрос. Чем больше мы о себе узнаем, тем старше представляемся. Ещё недавно считалось, что возраст человечества не более 30 тыс. лет. В последние годы сделаны удивительные открытия, обнаружены артефакты и следы древнейших (допотопных) цивилизаций, которые заставляют предполагать, что нам сотни тысяч или даже миллионы лет.

Исторически сложилось, что больше всего достоверной информации из древности дошло до нас о жизни, начиная с времен палеолита – древнего каменного века.

На этом этапе превалировал присваивающий тип экономики – занятия охотой, собирательством (добывания пищи). Совершенствование орудий труда и возрастающие потребности в еде при резком изменении климата приводили к нехватке питания и исчезновению крупных травоядных животных.

В эпоху неолита (новый каменный век) активизируется процесс одомашнивания животных, растениеводство. Люди научились использовать огонь. Появляются более совершенные орудия труда и оружие дальнего боя – лук и стрелы.

Влияние человека на биосферу

Скорость антропогенного влияния очень быстро возрастает. Рост численности населения, скачок в развитии новых ресурсозатратных и не всегда безопасных технологий превратили этот фактор в определяющее явление планетарного масштаба.

А биосфера не успевает адаптироваться к новым условиям, отсюда её неустойчивость. Наблюдателями и участниками этого явления становимся мы с вами – ныне живущие на планете.

Человечество интенсивно потребляет все природные ресурсы. Развивая города, совершенствуя технологии и улучшая жизнь внутри крупных мегаполисов цивилизованного мира, человек делает биосферу всё более уязвимой.

Выбор у нас не велик:

  • неизбежность рационального природопользования;
  • экология природы и человека;
  • ресурсосберегающие технологии;
  • утилизация отходов.

Решить эти проблемы можно только опираясь на надежную законодательную базу, позволяющую рационально использовать и защищать природу, обеспечивать воспроизводство возобновляемых ресурсов и среды обитания человека.

Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Как биологически социальный объект-человек тесно зависит от природы. Как мощная социальная система- человек создает свою интенсивную среду. Техносфера — часть биосферы, преобразованной людьми с помощью прямого или косвенного действия технических средств и занятая продуктами его деятельности.

При современном уровне развития человечества, деятельность общества очень сильно сказывается на биосфере.

Экологический кризис – напряженное состояние взаимоотношений между человеком и природой.

Загрязнение — это комплекс разнообразных воздействий человеческого общества на биосферу. Типы загрязнений:

Биологические, Физические, Химические ,Загрязнение атмосферы. Основные загрязнения атмосферы: механические, физические, биологические

Положительное влияние человека на среду обитания выражается в выведении новых пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений, создание культурных биоценозов, развитие биотехнологии, рыбного хозяйства, интродукции полезных видов в новых условиях.

Ноогеника – наука управления взаимоотношениями между человеческим обществом и природой. .

Бионика – научно-технологическое направление по заимствованию у природы ценных идей и реализации их в виде конструкторских, дизайнерских решений, и новых информационных технологий.

Рост населения, скачок в развитии науки и техники за последние два столетия, привели к тому, что деятельность человека стала фактором планетарного масштаба.

Агроценозы — такие экосистемы, структуру и функцию которых создаёт, поддерживает и контролирует человек в своих интересах.Природные биогеоценозы — саморегулирующиеся экосистемы, агроценозы регулируются человеком.

Главная цель создания агроэкосистемы — рациональное использование тех биологических ресурсов, которые непосредственно вовлекаются в сферу деятельности человека — источники пищевых продуктов, технологического сырья, лекарственных препаратов. Сюда же относятся специально культивируемые человеком виды, являющиеся объектами сельскохозяйственного производства: рыбоводства, звероводства, специального выращивания лесных культур, а также виды, используемые для промышленных технологий.

Отличия агроценозов от естественных биогеоценозов. Между естественными и искусственными биогеоценозами наряду со сходством существуют и большие различия, которые важно учитывать в сельскохозяйственной практике.

Первое отличие состоит в разном направлении отбора. В природных экосистемах существует естественный отбор, отвергающий неконкурентоспособные виды и формы организмов и их сообществ в экосистеме и тем самым обеспечивающий ее основное свойство — устойчивость. В агроценозах действует преимущественно искусственный отбор, направленный человеком прежде всего на максимальное повышение урожайности сельскохозяйственных культур. По этой причине экологическая устойчивость агроценозов невелика. Они не способны к саморегуляции и самовозобновлению, подвержены угрозе гибели при массовом размножении вредителей или возбудителей болезней. Поэтому без участия человека, его неустанного внимания и активного вмешательства в их жизнь агроценозы зерновых и овощных культур существуют не более года, многолетних трав — 3−4 года, плодовых культур — 20−30 лет. Затем они распадаются или отмирают.

Второе отличие — в источнике используемой энергии. Для естественного биогеоценоза единственным источником энергии является Солнце. В то же время агроценозы, помимо солнечной энергии, получают дополнительную энергию, которую затратил человек на производство удобрений, химических средств против сорняков, вредителей и болезней, на орошение или осушение земель и т. д. Без такой дополнительной затраты энергии длительное существование агроценозов практически невозможно.

Третье отличие сводится к тому, что в агроэкосистемах резко снижено видовое разнообразие живых организмов. На полях обычно культивируют один или несколько видов (сортов) растений, что приводит к значительному обеднению видового состава животных, грибов, бактерий. Кроме того, биологическое однообразие сортов культурных растений, занимающих большие площади (иногда десятки тысяч гектаров), часто является основной причиной их массового уничтожения насекомыми-вредителями (например, колорадским жуком) или поражения возбудителями болезней (ржавчинными, головнёвыми грибами, фитофторой и др.).

Четвертое отличие состоит в разном балансе питательных элементов. В естественном биогеоценозе первичная продукция растений (урожай) потребляется в многочисленных цепях (сетях) питания и вновь возвращается в систему биологического круговорота в виде углекислого газа, воды и элементов минерального питания.

В агроценозе такой круговорот элементов резко нарушается, поскольку значительную их часть человек изымает с урожаем. Поэтому для возмещения их потерь и, следовательно, повышения урожайности культурных растений необходимо постоянно вносить в почву удобрения.

Таким образом, по сравнению с естественными биогеоценозами агроценозы имеют ограниченный видовой состав растений и животных, не способны к самообновлению и саморегулированию, подвержены угрозе гибели в результате массового размножения вредителей или возбудителей болезней и требуют неустанной деятельности человека по их поддержанию.

6. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

Задание 1.

Выделите цветом правильный вариант. Основу стабильного существования биосферы обеспечивает создание человеком (очистных сооружений/изменение газового состава биосферы/биологический круговорот) веществ.

По определению В.И. Вернадского, ведущая роль в создании ноосферы принадлежит (бактериям/растениям/космосу/человеку).

(антропогенные/биотехнические/абиотические/климатические) факторы имеют ведущее значение в сокращении площадей, занимаемых лесами.

Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные)

Варианты ответов:

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Основу стабильного существования биосферы обеспечивает создание человеком (очистных сооружений/изменение газового состава биосферы/биологический круговорот) веществ.

По определению В.И. Вернадского, ведущая роль в создании ноосферы принадлежит (бактериям/растениям/космосу/человеку).

(антропогенные/биотехнические/абиотические/климатические) факторы имеют ведущее значение в сокращении площадей, занимаемых лесами.

Подсказка: посмотрите еще раз ролик

Задание 2.

Распашка степей приводит к изменениям …..

Перемещение веществ в пищевых цепях обеспечивает биологический…..

Самые существенные преобразования в биосфере вызывают …..

Искусственная экосистема называется…..

Научно-технологическое направление по заимствованию у природы ценных идей и реализации их в виде конструкторских, дизайнерских решений, и новых информационных технологий -…….

Часть биосферы, преобразованной людьми с помощью прямого или косвенного действия технических средств и занятая продуктами его деятельности-……

Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные)

Варианты ответов:

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

-экосистемы

— круговорот

— живые организмы

-агроценоз

-бионика

-техносфера

Биология. 11 класс. Человечество в биосфере Земли. Вариант 1

Проверь себя, пройди другие тесты онлайн
  • ОГЭ 2018. Биология. Вариант 42 Какие бактерии считают санитарами планеты? Из двух зародышевых листков развиваются Установите соответствие между примеро…
  • Тест 7. Биология. 9 класс. Методы исследования в биологии. Вариант 1 Для изучения свойств молекул белков и их роли в клетке используют метод: Численность животных, их вес и скорость движени…
  • Основы экологического права. Тест 9 Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному федеральному государственному экологическому контролю в соот…
  • Биология. 11 класс. Возникновение жизни на Земле. Вариант 1 А.И. Опарин и Дж. Холдейн считали, что первыми органическими веществами на Земле, синтезированными абиогенным путем, был…
  • Абсолютные и сравнительные преимущества. Тест 2. 10-11 классы Кривая производственных возможностей иллюстрирует: Использование в производстве новых технологий обязательно приведет к …
  • Характерные химические свойства оксидов. Тест 1. 10-11 классы При взаимодействии с водой образуется щелочь: Амфотерный оксид образуется в реакции: С кислотами оксидами реагируют все …
  • Человек и окружающая среда. Тест 2. 11 класс К началу ХХI века в городах проживало примерно: Показатель, характеризующий число смертей на 1000 человек в год, называе…
  • Основы трудового права. Тест 8 Увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке……
  • Тест 24. Биология. 9 класс. Индивидуальное развитие организмов. Вариант 1 Развитие организма животного, которое включает зиготу, бластулу, гаструлу, нейрулу и органогенез, называют:
  • Тест 13. Биология. 10 класс. Дигибридное скрещивание. Гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, то есть наследуются сцепленно. Это:
  • Тест 53. Биология. 9 класс. Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция Совокупность химических реакций в клетке: Биологически активное вещество белковой природы, ускоряющее протекание химичес…
  • Конституционное право. Тест 4 Понятие «конституция» приобрело современное значение основного закона или системы законов государства…