Изобретения королева Сергея Павловича

Сергей Павлович Королев – человек с характером полководца

Одну из ярчайших страниц в истории нашей Родины вписал выдающийся советский ученый и конструктор Сергей Павлович Королев. Будучи человеком огромной энергии, он сочетал в себе мечтательность и трезвый рационализм, качества терпеливого воспитателя и жесткого руководителя.

Его трудами человечество вступило в новую эру, а СССР стал самой передовой космической державой.

Детство и отрочество

Под новый, 1907 год, 30 декабря (12 января) в Житомире у преподавателя словесности Павла Яковлевича и дочери купца Марии Николаевны Королевых родился первенец. При крещении младенца нарекли Сергеем. Семья переехала в Киев и там, к сожалению, распалась.

Мария Николаевна оставила сына у бабушки с дедушкой в Нежине и пошла учиться на Высших женских курсах.

1911 год можно назвать годом, определившим всю дальнейшую судьбу маленького Сережи – он увидел показательный полет известного летчика С. И. Уточкина. Именно впечатления от этого захватывающего зрелища привели его сначала в авиацию, а затем и в ракетостроение.

После нового замужества, мать Забрала Сережу и в 1916г. переехала в Одессу к новому мужу – Баланину Г. М. В гимназии и единой трудовой школе Сереже удалось проучиться всего несколько месяцев. Революция и затем гражданская война вынудили отчима и мать учить ребенка на дому.

Родители видели, что мальчик сильно интересуется авиацией и Григорий Михайлович записывает его в авиамодельный кружок при клубе в порту. Сергей с вдохновением делает модели, читает все что найдет об авиации.

В 1921 г. в Одессу перебазировался отряд гидросамолетов ГИДРО-3. На летних каникулах Сергей заслужил у пилотов признание как грамотный механик.

После первого полета с командиром авиаотряда Королев решает стать летчиком и при любой возможности стремиться полетать.

В пятнадцать лет Сергей Королев начал учиться в стройпрофшколе, где сконцентрировались лучшие преподаватели Одессы. Сергей учился, много работал в мастерской и умудрялся находить время на дополнительные занятия математикой и астрономией, боксом и гимнастикой, музыкой и литературой. Еще он активный участник планерного кружка, изучает немецкий язык, читает лекции по планеризму рабочим.

Все вышеперечисленное позволило ему в 17 лет не просто рассчитать все параметры нового самолета К-5, но и защитить свой замысел перед комиссией с рекомендацией к постройке.

Учеба в МВТУ

Королев собирался поступать в Военно-воздушную академию, только ряд объективных препятствий помешал исполниться мечте. Пришлось ему с 1924 г. стать студентом Киевского политехнического института, который начал готовить авиационных инженеров.

Учебу пришлось совмещать с подработкой, приходилось ему чуть ли не жить в мастерских планерного кружка. У товарищей считался настоящим мастером. Не прекращал занятия планеризмом.

Однажды на планере КПИР-3 он чуть не погиб при неудачном заходе на посадку.

Следующим шагом получения образования стал перевод в МВТУ им. Баумана на вечернюю форму обучения. Днем работа на авиазаводе, вечером учеба на аэромеханическом факультете.

После окончания 4 курса Королев переходит в КБ при авиазаводе. Во время учебы внес вклад в создание планерной школы и сам заканчивает ее. Затем работа в ней инструктором, испытание новых планеров. Четырежды участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях и даже установил один рекорд по продолжительности полета. Еще за годы обучения успел закончить школу летчиков.

Под руководством А. Н. Туполева, читавшего лекции по самолетостроению, у Королева состоялась защита диплома с названием «Проект самолета СК-4». Все сконструированное Королевым было построено с его непосредственным участием и подтвердило его незаурядные способности. Например, на планере СК-3 «Красная звезда» летчик В. Степанчиков выполнил петлю Нестерова.

Сделать это самому Сергею помешала тяжелая болезнь. Тиф дал осложнения с некоторой потерей памяти.

Встреча с К. Э. Циолковским и работа в ГИРД

Возвращаясь с каникул в 1929 году Королев заехал к К. Э. Циолковскому в Калугу. После этой встречи Сергей Павлович навсегда «заболел» мечтой о космических полетах. Проштудированная книга Циолковского «Реактивный аэроплан» стала еще одной ступенькой в подготовке к исполнению главной мечты.

После случайного знакомства с Ф. А. Цандером, Королев получил приглашение на работу в ГИРД (Группа изучения реактивного движения). С семи утра до обеда он в КБ Григоровича разрабатывал автопилот, а потом до полуночи в качестве заместителя Цандера создавал первые ракеты.

Такой напряженный график не помешал ему 6 августа 1931 года жениться на давно любимой Ксении Винцентини.

В ГИРДе впервые проявился организационный талант Королева. Он навел в организации порядок с делопроизводством, завел пропускной режим, наладил сотрудничество с занимающимися наукой учреждениями, составил план исследований, согласовал взаимодействие служб и укомплектовал бригады по интересам. Именно тогда его начали уважительно называть по отчеству.

Сергей Павлович в 1932г. лично испытал автопилот, который создавал в КБ авиационного завода.

На следующий год с полигона в Алабино ГИРД запустил ракету, впервые в мире использовав жидкое топливо. Немного не дожив до знакового запуска умер Ф. А. Цандер. Смерть наступила 28 марта.

В 1933 году М. Н. Тухачевский издал приказ по Реввоенсовету, которым объединил ГИРД и Ленинградскую ГДЛ (Газодинамическая лаборатория) в Реактивный научно-исследовательский институт(РНИИ). С. П. Королева назначили заместителем И. Т. Клейменова по научной работе. Первое награждение знаком «За активную оборонную работу» совпало с присвоением тоже первого воинского звания – дивизионного инженера (генерал-майор).

И все это в 26 лет!

«Ракетный полет в стратосфере», первая книга Королева, получила высокую оценку Циолковского. Книга доказывала необходимость создания баллистических ракет и самолетных реактивных двигателей.

1935 год – С. П. Королев начальник сектора крылатых ракет.

1936 год – начальник отдела реактивных летательных аппаратов.

Из-за надвигающейся войны Сергею Павловичу пришлось отложить фундаментальные исследования и заняться решением срочных технических задач. Разница в подходах к дальнейшей работе РНИИ с Клейменовым привела к снятию с должности и понижению до старшего инженера.

После расстрела М. Н. Тухачевского в 1937 году волна репрессий вплотную подошла к институту. По косвенным признакам С. П. Королев понимал, что скоро могут прийти и за ним.

Арест и работа в «шарашках»

Арест произошел 27 июня 1938 года. После допросов и обвинении во вредительстве Королева включили в расстрельную категорию, однако 27 сентября осудили на десять лет ИТЛ и пять лет поражения в правах.

С. П. Королеву пришлось пережить Бутырскую тюрьму, каторгу золотого прииска на Колыме, Владлаг. Повторное рассмотрение дела в 1940 году и присуждение восьми лет заключения в лагерях не сломил волю конструктора.

Он пишет письмо на имя И. В. Сталина. Сейчас невозможно разобраться, что сыграло свою роль, то ли приказ Сталина, то ли многочисленные ходатайства А. Н. Туполева, В. С. Гризодубова и М. М. Громова, но 13 сентября 1940 года Королева перевели в закрытое КБ (ЦКБ-29) Туполева.

С. П. Королев деятельно включился в создание знаменитых Ту-2 и Пе-2, проектировал авиационную торпеду и реактивный истребитель. Когда началась война, Королев стал рваться на фронт. Но Туполев не отпустил, ответив: «А кто самолеты будет строить?».

Накопленный опыт привел к переводу Сергея Павловича в другую шарашку – ОКБ-16 на авиазаводе под тем же номером в Казани. Руководил этим КБ В. П. Глушко, будущий разработчик знаменитого «Бурана». Здесь Королев занялся реактивным ускорителем для истребителей.

1 января 1943 года в качестве руководителя отдельной группы Королев занимался созданием ракетной установки для самолетов.

Август 1944 года принес С. П. Королеву и его группе по созданию АРУ (авиационной ракетной установки) долгожданное освобождение из заключения.

Создание ракетного щита

Из Казани в 1944 и 1945 годах Сергей Павлович направляет в Наркомат письма с предложением постройки баллистических ракет на твердом топливе. Аргументированное обоснование создания специального КБ убедило руководство и в августе 1945 года Королева вернули в Москву.

А уже в сентябре направили в Германию руководителем научной программы по изучению V-2 (ФАУ-2) с присвоением звания подполковника. Изучив наработки Вернера фон Брауна, Королев отказался от немецкого подхода и самостоятельно разработал ракету с дальностью полета 600 км.

В октябре С. П. Королева наградили орденом «Знак почета» за плодотворную деятельность во время войны.

Постановлением Совета Министров СССР недалеко от Москвы (сейчас г. Королев) создается НИИ-88 с входящим в него особым КБ №1. С. П. Королев становится главным конструктором этого КБ. С этого момента Королев занимается только ракетостроением.

20 апреля 1956 года Сергей Павлович Королев удостаивается золотой звезды Героя социалистического труда.

С. П. Королев продолжает образование на философском факультете, посещает отдельные лекции ученых в разных институтах.

На созданном специальном факультете читает курс лекции на тему «Основы проектирования баллистических ракет дальнего действия».

С 1949 по 1958 год в ОКБ-1 были:

  • сконструированы (1948 г.) и поставлены на вооружение (1950 г.) ракеты Р-1;
  • построен полигон Капустин Яр;
  • произведено модифицирование Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е);
  • закончены испытания Р-5 и намечены 5 ее модификаций. Создана Р-5М с ядерной боеголовкой. Начато проектирование Р-11 и Р-11ФМ;
  • создана в 1956 г. межконтинентальная баллистическая ракета Р-7;
  • развернут полигон №5 в Казахстане (Ныне Байконур) и на нем испытана Р-7;
  • возведена в 1958-59 годах стартовая станция в Плесецке для постановки на боевое дежурство Р-7;
  • созданы в 1957 г. баллистические ракеты мобильного и морского базирования.

После модернизации ракета Р-7А, способная поразить цели на расстоянии 11000 км, до 1968года стояла на боевом дежурстве, а это целых 9 лет.

Итогом обращения в Военную прокуратуру, стала полная реабилитация С. П. Королева в апреле 1957 года.

Создание первого спутника

С. П. Королев совместно с учеными М. К. Тихонравовым и М. К. Келдышем, предложили руководству страны применить Р-7 для вывода в космическое пространство искусственного спутника. На докладе в Академии наук он заявил о возможности пилотируемого полета в космос. Результатом стало выделение ОКБ-1 в отдельную самостоятельную организацию во главе с Королевым в августе 1956 года.

Межведомственный совет во главе с академиком М. В. Келдышем разработал план исследования околоземного пространства и рекомендовал несколько вариантов внешнего вида спутника массой до 1300 кг.

Окончательно форму шара приняли по требованию самого Королева. Также он настоял на установке передатчика, что бы сигнал со спутника принимался по всему земному шару. Выбор орбиты, опять же по настоянию главного конструктора, позволял бы видеть спутник с земли в простейшие телескопы. На основе Р-7 в КБ были спроектированы носители с тремя и четырьмя ступенями.

Финалом многолетней подготовки стал запуск 4 октября 1957 года первого искусственного спутника с космодрома Байконур. Об этом событии сообщили все средства массовой информации земли. На всех материках услышали его сигнал. Такой успех поднял на недосягаемую высоту авторитет Советского Союза.

А уже 3 ноября в космический полет отправили собаку Лайку. Спутник с кабиной для собаки весил в шесть раз больше первого. Собаку не собирались возвращать, но 7 суток ученые получали ценнейшие сведения о состоянии животного в условиях невесомости.

От этого полета зависело решение о возможности полета человека.

Параллельно идет создание спутников для сугубо научных исследований («Электрон» и «Спутник-3»).

За 1959 год к Луне запустили три спутника. Результатом стало открытие солнечного ветра, фотография обратной стороны Луны и доставка вымпела на поверхность Луны.

Человек в космосе

14 марта 1959 года в недавно построенном центре подготовки начались занятия первого отряда космонавтов. В ходе подготовки был решен целый комплекс практических и теоретических задач. Например, что подготовленный человек выдерживает 26-ти кратные перегрузки.

Для отработки элементов посадки провели еще два запуска. У предтечи «Востока» с названием КП не сработала тормозная система. Через три месяца после доработки корабль-спутник с различными животными и растениями на борту покинул Землю. Собаки Белка и Стрелка после приземления стали самыми известными собаками в мире.

Весь апрель 1961 года работы на Байконуре велись круглосуточно. Шла подготовка корабля Восток-1. 38-ми метровый носитель весил 287 тонн. Запуск запланировали на 12 апреля. Космонавтом назначен Юрий Алексеевич Гагарин.

И вот старт. Впервые человек смог преодолеть земное притяжение. Полет длился 108 минут. Неприятный момент опять случился на заключительном этапе. Спускаемый модуль отделился на десять минут позже запланированного срока. Посадка под Саратовом прошла успешно, самочувствие космонавта отличное.

За подготовку этого полета главный конструктор получил вторую звезду Героя социалистического труда. Никаких сообщений о награде в прессе не было. А вот Ю. А. Гагарин мгновенно стал знаменитым во всем мире.

Имя главного конструктора, три десятилетия шедшего к победе над земным тяготением, узнали только после его гибели.

Следом за полетом «Востока-1» прошли запуски:

  • Германа Степановича Титова на «Востоке-2» (провел в космосе целые сутки);
  • «Востока-3» и «Востока-4» с установкой прямой радиосвязи между А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем соответственно;
  • В. Ф. Быковского на корабле «Восток-5» (на орбите провел чуть более 17 часов);
  • 16 июня 1963 года «Востока-6» с первой женщиной-космонавтом на борту (Валентина Терешкова);
  • на корабле «Восход» полет сразу трех человек, это были В. М. Комаров — командир корабля, К. П. Феоктистов — научный сотрудник, Б. Б. Егоров — врач. Космонавты впервые летели без скафандров;
  • корабля «Восток-2» с выходом в открытый космос А. А. Леонова. Вне корабля он провел 12 минут 9 секунд.

Орбитальная станция и марсианский проект

Для продолжения развития околоземных полетов был разработан абсолютно новый корабль, получивший название «Союз». Из него запланировали сделать так называемую ДОС (долговременную орбитальную станцию). Внутри расположили специальный отсек, предназначенный для продолжительного нахождения в нем космонавтов без скафандров.

В нем экипаж мог спать, есть, вести наблюдения. С. П. Королев планировал провести стыковку двух «Союзов», переход космонавтов из корабля в корабль через открытый космос.

Бесконечные текущие дела не помешали С. П. Королеву дать задание на проектирование марсианской экспедиции.

С конца 50-х годов по распоряжению Королева было разработано несколько проектов межпланетных кораблей:

  1. «МПК» – проект М. Тихонравова. Старт предлагалась осуществить в 1971 году. Реализовать было невозможно из-за нереальных сроков и запредельных по тем временам, требований к качеству материалов.
  2. «МАВР» – разработка Г. Максимова. Старт предлагалось осуществить в июне 1971 года. Спроектированную Максимовым конструкцию использовали как базовую для проекта «МАВР». В этот проект дополнительно включался виток вокруг Венеры.
  3. «ТМК» и «ТМК-Э – проекты К. Феоктистова. Для испытания трое исследователей провели в специально построенной копии отсека целый год. Реализацию этого замысла сорвала программа высадки людей на Луну.

Изучение Луны после гибели конструктора осуществлялось беспилотными аппаратами.

История болезни и смерть

Современники считали С. П. Королева человеком, которому все по плечу, что ракеты он заставлял летать своей неоспоримой убежденностью и железной волей. Имея от природы аналитический ум, организаторский талант и умение превращать мечты в конкретную программу действий, он работал больше других, практически подорвав здоровье.

Года, проведенные в лагерях, тоже не добавили здоровья.

Помимо основной болезни саркомы у него обнаружили еще ряд заболеваний. Операцию проводил министр здравоохранения СССР профессор Б. В. Петровский. В силу ряда причин спасти Королева не удалось. Ему в тюрьме сломали челюсть, срослась она неправильно. Последствия травмы помешали ввести трахеостомическую трубку.

По словам А. А. Вишневского, Королев стал несчастным случаем и трагедией медицины. Он не должен был так рано умереть.

Прощались с С. П. Королевым в Колонном зале Дома Союзов 17 января 1966 года. Урну с прахом захоронили в Кремлевской стене со всеми государственными почестями.

В знак памяти и признания заслуг этого гениального человека в стране и мире ему установлено 11 памятников.

В его честь назван город, несколько улиц и площадей, 1 астероид, кратеры на Марсе и на Луне. Выпущены марки и монеты с его именем.

Про него снято множество художественных и документальных фильмов. А его научные разработки будут еще долго актуальны в авиации и космонавтике.

Трагедия Королёва: как пытали и убивали будущего Генерального Конструктора


110 лет назад, 12 января 1907 года, родился Сергей Королёв, ракетостроитель, российский ученый-конструктор ракетно-космических систем, действительный член Академии наук СССР (1958, член-корреспондент с 1953), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961), лауреат Ленинской премии (1957); руководитель советских ракетной и космической программ, основоположник практической космонавтики, и прочая, и прочая…
А ведь всех этих званий и наград могло бы и не быть, и только безымянный холмик промерзшей земли остался бы от Королёва, чудом не погибшего в сталинской тюрьме и на Колыме…


Сначала ничто не предвещало будущих потрясений и ударов судьбы: просто детство одаренного ребёнка в Российской Империи…
Сергей Королёв родился 12 января 1907 (по новому стилю) в городе Житомире (Российская империя) в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва (1877—1929), родом из Могилёва, и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко (Баланиной) (1888—1980).

Дом Королёва в Житомире
Ему было около трёх лет, когда Мария Москаленко ушла из семьи. Маленького Серёжу отправили в Нежин к бабушке Марии Матвеевне и дедушке Николаю Яковлевичу Москаленко.
В 1915 году поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве, в 1917 году пошёл в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать, Мария Николаевна Баланина, и отчим — Григорий Михайлович Баланин.
В гимназии учился недолго — её закрыли; потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее получал образование дома — его мать и отчим были учителями, а отчим, помимо педагогического, имел инженерное образование. Ещё в школьные годы Сергей интересовался новой тогда авиационной техникой, и проявил к ней исключительные способности. В 1922—1924 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.
В 1921 году познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет — как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 — как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.
Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана.

За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. 2 ноября 1929 года на планёре «Жар-птица» конструкции М. К. Тихонравова Королёв сдал экзамены на звание «пилот-паритель», а в декабре того же года под руководством Андрея Николаевича Туполева защитил дипломную работу — проект самолёта СК-4. Спроектированные им и построенные летательные аппараты — планёры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта, — показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора.
Однако, особенно после встречи с К. Э. Циолковским, Королёва увлекли мысли о полётах в стратосферу и принципы реактивного движения.
В сентябре 1931 года С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добились создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД); в апреле 1932 года она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и запущены первые советские жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.
17 августа 1933 года был осуществлён первый удачный пуск ракеты ГИРД.
В 1933 году на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) был создан Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И. Т. Клеймёнова. Королёв был назначен его заместителем в ранге дивинженера.

Дивинженер С. П. Королёв в 1933 году
В 1935 году он стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов; в 1936 году ему удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную — 217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную — 212 с жидкостным ракетным двигателем. В его отделе к 1938 году были разработаны проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям и зенитных твердотопливных ракет. Однако расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники заставили Королёва оставить пост заместителя директора, и он был назначен на рядовую должность старшего инженера.
27 июня 1938 года начальник отдела ракетных летательных систем московского Ракетного научно-исследовательского института 31-летний Сергей Павлович Королев был арестован по печально знаменитой 58-й статье как участник контрреволюционной троцкистской организации, якобы действующей внутри РНИИ, а также за срыв сдачи новых образцов вооружения (ранее по «делу РНИИ» подверглись аресту Клейменов, Лангемак, Глушко).
Королёв на допросах был подвергнут пыткам — ему сломали обе челюсти, ударив Сергея Павловича графином по скуле. Королёв писал: «Следователи Шестаков и Быков подвергли меня физическим репрессиям и издевательствам».
В 1938 году, пытавшие его следователи, сломавшие заключенному челюсть и вскоре, после угроз расправиться с женой и дочерью, добившиеся признательных показаний, вряд ли задумывались о будущей судьбе подследственного. Через руки садистов проходили десятки ярких личностей и среди следователей было даже негласное соревнование: кто у кого быстрее сломается и все подпишет.

После ареста. Бутырская тюрьма, 28 июня 1938 г.
25 сентября 1938 года Королёв был включён в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. Председательствовал на заседании Военной коллегии Верховного суда армвоенюрист Василий Ульрих, «через руки» которого прошли десятки тысяч репрессированных.
Отказ на суде от выбитых под пытками «признаний», разумеется, ни на что не повлиял, но подсудимому повезло. В списке Королёв шёл по первой категории — их почти всех приговаривали к расстрелу. Было бы это на год раньше, то на этом для Королёва и кончилось бы всё. Но ему повезло, 27 сентября 1938 года Сергей Королёв был приговорен к 10 годам заключения и отправлен на Колыму.
На Колыме, на золотом прииске, Королёв выжил случайно. К систематическому недоеданию и цинге, жестоким морозам и изнурительному труду, добавился террор уголовников. Уголовники вообще безнаказанно эксплуатировали «врагов народа» – за их счет освобождали «своих» от тяжелой физической работы, отнимали пайки, чтобы лучше питаться. Попытка «бунта» гордого одиночки была с легкостью подавлена измором. Он стал «фитилем», его даже перестали гонять на работу, так как он не мог ходить: «Как только наклонюсь – падаю. Распух язык, десны кровоточили, зубы повыпадали от цинги».
Не работаешь – уменьшают и без того нищенскую пайку. Перед неожиданным спасителем, узнавшим талантливого коллегу, предстал умирающий доходяга: «В немыслимых лохмотьях лежал страшно худой, бледный, безжизненный человек».
Прииск Мадьяк. Королёв провел здесь всего пять месяцев, с июля по декабрь 1939 г., работал на прииске Мальдяк в Сусуманском районе. Среди колымских лагерей, которые и так не самые веселые места, этот имел совсем уж дурную славу. В 1938-1939 годах здесь была очень высока смертность заключенных, а примерно за год до того, как туда попал будущий главный конструктор,на Мальдяке лютовала «московская бригада» следователей, из которых особой жестокостью отличался некий лейтенант НКВД М. Кацеленбоген (Боген). Расстреляли сотни человек.
«Боген поручил мне и группе товарищей проводить следствие, давая сроки за три часа заканчивать 20 дел. Когда мы ему жаловались на непосильную работу, он прямо приказал бить арестованных. Боген сам показал нам пример, вызвал одного заключенного и избил его кочергой, после чего мы били чем придется. Через несколько дней приехал капитан Кононович с прокурором Метелевым в 2 часа ночи и к 6 часам утра рассмотрели больше 200 дел, из них 133-135 приговорили к высшей мере наказания. Прокурор арестованных не смотрел и ни с кем из них не разговаривал».

(из показаний сотрудника УНКВД по Дальстрою А. В. Гарусора).
К 50-летию полета Гагарина про Королёва сняли фильм, где представили его якобы бунтарем против лагерных порядков. В действительности Сергей Павлович едва стоял на ногах от истощения, и не был способен ни на какой мятеж.Спасла его врач Татьяна Репьева, перевела в больницу санитаром.
Осенью 1940 года он был переведен в новое место заключения – московскую спецтюрьму НКВД, где под руководством А.Н. Туполева, также заключенного, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.
Попадание в шарашку Туполева стало и спасением, и началом, без преувеличения, величайших дел.Но фраза «хлопнут без некролога» надолго стала его любимой присказкой: «Глаза–то у нее завязаны, возьмет и ошибется, сегодня решаешь дифференциальные уравнения, а завтра – Колыма».
В 1942 году Королёва перевели в другое КБ тюремного типа при Казанском авиазаводе, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдается этой работе. Он был освобожден в 1944 году и реабилитирован в апреле 1957 года.
Но арест и пребывание в ГУЛАГе навсегда заразили Королева пессимистическим отношением к окружающей действительности. По воспоминаниям близко знавших его людей, любимой поговоркой Сергея Павловича была фраза «Шлепнут без некролога».
В июле 1944 года С. П. Королёва досрочно освободили из заключения со снятием судимости но без реабилитации (протокол от 27 июля 1944 года заседания Президиума Верховного Совета СССР) по личному указанию И. В. Сталина, после чего он ещё год проработал в Казани.
13 мая 1946 года появляется Постановление СМ СССР № 1017-419сс «Вопросы реактивного вооружения», С. П. Королёв в тексте Постановления прямо не упомянут, но в соответствии с этим документом его назначили на новое место работы. В августе 1946 года он был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде, для разработки баллистических ракет дальнего действия, и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.
Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым, как Главным конструктором ОКБ-1, и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из советских материалов. Но уже в 1947 году вышло постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта — до 3000 км.
В 1948 году С. П. Королёв начал лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно сдаёт её на вооружение.
В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км. Ракета была успешно испытана в 1957 году на построенном для этой цели полигоне № 5 в Казахстане (нынешний космодром Байконур). Для боевого дежурства этих ракет в 1958—1959 годах была построена боевая стартовая станция (объект «Ангара») в районе посёлка Плесецк (Архангельская область, нынешний космодром Плесецк). Модификация ракеты Р-7А с увеличенной до 11 тыс. км дальностью состояла на вооружении РВСН СССР с 1960 по 1968 годы.
В 1957 году Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования); он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.
4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.
12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека в космос — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.
Главным достижением СССР стал первый полет в космос. Коммунисты часто приводят в пример полет Гагарина, чтобы доказать преимущество советского строя. Под руководством С.П. Королева в СССР были созданы баллистические и геофизические ракеты, искусственные спутники Земли, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории были совершены космический полет человека и выход человека в космическое пространство. Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял Королев, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере, Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны. Под его руководством были созданы искусственные спутники Земли серий «Электрон» и «Молния-1», спутники серии «Космос», межпланетные аппараты серии «Зонд».
Но на самом деле Королёв как конструктор состоялся во многом не благодаря, а вопреки советской власти. Советская власть его чуть не сгноила в лагерях. То, что Королёв выжил – просто случайность. Сложись обстоятельства чуть иначе, и не было бы никакого полета Гагарина. Попади Королёв в лапы Кацеленбогену или не встреть доброго врача, и вместо полета Гагарина мы бы имели безымянную могилу колымского ЗК.
В конечном счете Королёв и погиб преждевременно благодаря сталинским палачам. Преждевременная смерть Королёва в 1966 г.стала тяжелейшим ударом для целой отрасли. Последней попыткой спасти пациента стала операция, которую проводил лично министр здравоохранения СССР. Во время операции анестезиолог столкнулся с непредвиденным обстоятельством – для того чтобы дать наркоз, надо было ввести трубку, а оперируемый никак не мог широко открыть рот. Сломанные на допросе челюсти пациента неправильно срослись, и он всегда нервничал перед посещением зубного врача…
Член-корреспондент Академии наук СССР С. Н. Ефуни рассказывал об операции 1966 года, во время которой Сергей Павлович умер. Сам Ефуни принимал участие в ней лишь на определённом этапе, но, будучи в то время ведущим анестезиологом 4-го Главного управления Минздрава СССР, он знал все подробности этого трагического события.
— Анестезиолог Юрий Ильич Савинов столкнулся с непредвиденным обстоятельством, — рассказывал Сергей Наумович. — Для того чтобы дать наркоз, надо было ввести трубку, а Королёв не мог широко открыть рот. У него были переломы двух челюстей…
— У Сергея Павловича были сломаны челюсти? — спросил журналист Я.Голованов жену Королёва, Нину Ивановну.
— Он никогда не упоминал об этом, — ответила она задумчиво. — Он действительно не мог широко открыть рот, и я припоминаю: когда ему предстояло идти к зубному врачу, он всегда нервничал…
Из официального заключения о смерти:
Тов. С. П. Королёв был болен саркомой прямой кишки. Кроме того, у него имелись: атеросклеротический кардиосклероз, склероз мозговых артерий, эмфизема лёгких и нарушение обмена веществ. С. П. Королёву была произведена операция удаления опухоли с экстирпацией прямой и части сигмовидной кишки. Смерть тов. С. П. Королёва наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда).
Откуда такое количество болезней в 60 лет? Эмфизему лёгких Королёв получил в лагерях на Колыме и Дальнем Востоке.
В 1965 году, незадолго до смерти великого конструктора, его навестили друзья по туполевской шарашке. Показывая на охрану у ворот, он, академик, дважды Герой Соцтруда, произнес: «Знаете, ребята, иной раз проснешься ночью, лежишь и думаешь: вот, может, уже нашелся кто–нибудь, дал команду – и эти же вежливые охранники нагло войдут сюда и бросят: «А ну, падло, собирайся с вещами!»»
А ведь это было уже после Сталина и Хрущева, в эпоху «доброго» Брежнева. Между прочим, нацистский конструктор «Фау» Вернер фон Браун получил американское гражданство раньше (1955), чем был реабилитирован не совершивший преступлений Королёв (1957).
Навсегда изуродованная жизнь. И никакие награды и звания не могли компенсировать те мучения и страдания, что претерпел будущий Генеральный Конструктор в сталинских застенках…

Королев Павел Яковлевич 1877-1929, отец С.П. Королева

Источник: Королева Н.С., 2002

Сын Королева Я.П. , муж Москаленко М.Н. , отец Королева С.П. Павел Яковлевич Королев родился в городе Могилеве 7 января 1877 г. Как следует из полученного им свидетельства, «…в метрической книге Могилевской Епархии Могилевского Кафедрального Иосифовского Собора церкви в части первой о родившихся за 1877 год, в статье под N 4 имеется следующая запись: Павел родился тысча восемьсот семьдесят седьмого года января седьмого дня, а крещен 8 числа того же месяца. Родители его: бессрочно отпускной унтер-офицер Яков Петров Королев и законная жена его Домника Николаева , оба православного исповедания». Бракосочетание родителей Павла Яковлевича состоялось 2 ноября 1875 г. В свидетельстве о бракосочетании по Кафедральному собору г. Могилева за 1875 г. сказано, что женихом явлется «временно отпускной, служивший в 114-м пехотном Новаторском полку старший писарь Яков Петров Королев, православного исповедования, 32 лет», невеста — «Могилевской губернии и уезда, Толпечицкой волости, деревни двух Речек, крестьянка, девица, незаконнорожденная, Домникия, отчества не имеет, 24 лет». В семье росло семеро детей: Павел , Мария , Александр , Иван , близнецы Надежда и Вера , и Алексей .

Павел Яковлевич в 1893 г. окончил Могилевское духовное училище . В августе 1893 г. он поступил в Могилевскую духовную семинарию , которую окончил в 1899 г. В полученном им аттестате говорится, что Королев Павел, сын отставного старшего писаря Якова Королева, обучался в семинарии до 14 июня 1899 г. и окончил ее с оценками отлично (5), очень хорошо (4) и хорошо (3), после чего был «причислен педагогическим собранием семинарского Правления к первому разряду воспитанников оной и удостоен звания студента семинарии со всеми преимуществами, присвоенными окончившим полный курс учения в семинарии». В этом же документе было специально оговорено: «В случае непоступления на службу по духовному ведомству или на учебную службу в начальных народных школах Королев Павел, на основании Высочайше утвержденного в 26 день месяца июня определения Святейшего Синода от 28 марта — 18 апреля 1891 года, обязан уплатить сумму за его обучение в семинарии в количестве двухсот двадцати рублей, каковые деньги подлежащее гражданское или военное начальство, в ведении которого будет он состоять, имеет возвратить Правлению Могилевской духовной семинарии, производя вычет из получаемого жалования на законном основании». По окончании семинарии Павел Яковлевич некоторое время служил надзирателем при Могилевском духовном училище, но это поприще его не привлекало, и 9 августа 1901 г. он подал прошение директору нежинского Историко-филологического института о допуске к приемным экзаменам, приложив к нему аттестат об окончании семинарии с копией, метрическое свидетельство, свидетельство о звании студента семинарии, две фотокарточки, а также свидетельство об отношении к воинской повинности (бессрочное), в котором говорилось: «Мещанин губернского города Могилева Королев Павел Яковлевич являлся к исполнению воинской повинности при призыве 1898 г. и по вынутому им N триста сорок восьмому жребию зачислен по первому призывному участку Могилевского уезда в ратники ополчения первого разряда до 43-летнего возраста, то есть до 1 января 1921 года. Выдано Могилевским уездным по воинской повинности Присутствием 21 сентября месяца 1899 года за N 142». По особому, установленному для воспитанников духовных семинарий, испытанию зрелости в гимназии, состоящей при институте в Нежине, П.Я. Королев был принят на первый курс и подписал следующее обязательство: «Поступая в Историко-филологический институт Князя Безбородко в Нежине в число казенных воспитанников, нижеподписавшийся, обязуюсь на основании »

Высочайше утвержденного устава сего Института прослужить, по окончании курса, не менее шести лет в учебных заведениях ведомства Министерства Народного Просвещения по Назначению Министра и соблюдать как в Институте, так и вне оного порядок, установленный особыми для учащихся правилами, составленными конференцией и утвержденными Министром Народного Просвещения. 1 сентября 1901 г. Павел Королев». По прошествии четырех лет, 13 июня 1905 года, он получил аттестат, где было указано, что Павел Яковлевич Королев, сын мещанина, 28 лет от роду, вероисповедания православного, окончил нежинский Историко-филологический институт князя Безбородко по словесному отделению с одной тройкой по истории римской литературы, что кандидатское сочинение его, представленное по истории русской литературы, признано хорошим: «Вследствие сего, на основании Устава Института предоставляется ему, Королеву, звание учителя гимназии, дающее все права кандидатов университетов, с обязательством прослужить не менее шести лет в ведомстве Министерства Народного Просвещения». В документе подтверждалось требование, обозначенное в аттестате Могилевской духовной семинарии, — необходимость возврата в ее Правление платы за обучение в количестве двухсот двадцати рублей путем вычетов из будущего жалования учителя.

П.Я. Королев часто бывал в доме Москаленко . Он был среднего роста, довольно худощав. Неплохо танцевал, недурно играл на скрипке, был застенчив и, главное, очень самолюбив.

См. Жизнь родителей С.П. Королева

Ссылки:
1. Мария Николаевна Королева идет на Высшие женские курсы, муж возражает
2. Королевы в Житомире, рождение С.П. Королева (1906-1908)
3. Распад семьи Королевых, переезд Мария Николаевны с Сережей в Нежин
4. Наталия Королева о своей работе над книгой «Отец» (об С.П. Королеве)
5. Кваша Мария Харитоновна
6. Наталия Королева заболела туберкулезом
7. ЖИЗНЬ РОДИТЕЛЕЙ С.П. КОРОЛЕВА 1905-1910
8. Королевы в Екатеринодаре 1905-1906
9. Баланина (ур. Москаленко, перв. бр Королева) Мария Николаевна
10. Москаленко собрались в Москве, перевод С.П. Королева в МВТУ
11. Королев П.Я. женился на Марии Харитоновне Кваша 1916
12. Баланины в Одессе
13. Королев Яков Петрович, дедушка С.П. Королева
14. Королев П.Я. женится на Марии против ее желания1
15. Мария Николаевна Королева уходит от Королева П.Я и выходит за Г.М. Баланина

Сергей Павлович Королев

  • 49394
    • Академия Победителей
    • Великие люди

Сергей Павлович Королев – гениальный ученый, физик, инженер, конструктор. Он добился огромных результатов в сфере практической космонавтики и производства ракетно-космической техники.

Краткая биография

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире. Его отец – Павел Яковлевич Королев, учитель русской словесности. Мать – Мария Николаевна Москаленко, дочь нежинского купца.

Когда ему было 3 года, мама покинула семью, и его отправили в город Нежин к бабушке и дедушке. Учился Сергей Павлович в Киеве, затем в Одессе.

Именно в Одессе он познакомился с летчиками местного авиаотряда и много времени проводил в их компании, интересуясь тонкостями их ремесла. Смышленому юноше показывали, из чего состоит аэроплан, как он летает, разрешили сесть за штурвал самолета и сказали: чтобы стать летчиком, надо хорошо учиться.

Учеба и первая работа

Последний совет Сергей Королев сразу усвоил и после школы продолжил обучение. Он поступил в Киевский политехнический институт. Однако программа обучения там его не совсем устраивала, и поэтому он перевелся в Высшее техническое училище в Москве.

По окончании училища Королев был направлен на работу в Центральный аэродинамический институт. В этот период он изучал труды Циолковского «Реактивный аэроплан».

Под впечатлением прочитанного он сменил место работы: в 1933 году Королев поступил на работу в новый Реактивный Научно-исследовательский Институт. Он стал заместителем начальника института по научной работе. Тогда ему было 26 лет, и он строил грандиозные планы на будущее.

Молодой конструктор и ученый верил в то, что будущее всей авиации за реактивными двигателями и реактивной техникой.

Арест и продолжение научной деятельности

В 1938 году в СССР проходила массовая чистка: искали шпионов, врагов народа. Пострадали многие ученые, конструкторы, инженеры. Королёва тоже арестовали и приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях на Колыме.

По ходатайству оставшихся на свободе ученых его перевели в группу конструктора Туполева создавать самолет Ту-2. Работая в «шарашке», он продолжал мечтать о самолетах с двигателем на реактивной тяге.

Поездка в Германию

Из заключения его неожиданно освободили в 1944 году, а в 45-м как специалиста в области реактивного ракетостроения отправили в Германию. Там он собирал военную документацию немецких ученых, создавших знаменитые ракеты Фау-1 и Фау-2.

Из Германии Королёва направили в подмосковные Подлипки, где сформировался научно-производственный центр по изготовлению ракет на жидком топливе. Его назначили главным конструктором баллистических ракет. Начался новый этап его жизни.

Новый этап

В 1947 году Королёва пригласили в Кремль для доклада Сталину о разработке баллистической ракеты. Он доложил, но никакой реакции не последовало. И никаких изменений не произошло. Перемены наступили после смерти Сталина, когда новое руководство страны привлекло талантливых ученых и инженеров к созданию нового ракетного оружия, к освоению космоса.

Первый запуск в космос

В 1954 году Королёв закончил работу над ракетой с ядерным боевым зарядом и приступил к созданию межконтинентальной ракеты. В октябре 1957 года в небо ушла ракета с первым искусственным спутником.

В 1959 году в сторону Луны по очереди отправились три космических аппарата. Первый и второй доставили на поверхность Луны вымпел с изображением герба СССР, а третий сделал снимки обратной стороны Луны. 12 апреля 1961 года был осуществлен первый в мире полет человека в космос, а 18 марта 1965 года человек впервые вышел в открытое пространство.

Королев был настолько увлечен своей работой, что буквально дневал и ночевал в лабораториях, на испытательных полигонах, космодроме. Он не считался с собой, со временем, с рабочим коллективом – он жил своим любимым делом и отдавался ему полностью.

Сергей Павлович Королев планировал создать новый корабль, в отсеке которого космонавты могли находиться без скафандров, думал осуществить стыковку двух кораблей в космосе. Но его сердце не выдержало чрезмерных нагрузок и 14 января 1966 года скончался от сердечной недостаточности.

Сергей Павлович Королёв. Через тернии к звёздам

Ровно 50 лет назад, 14 января 1966 года, из жизни ушел выдающийся советский ученый, конструктор и основоположник практической космонавтики Сергей Павлович Королёв. Данный выдающийся отечественный деятель навсегда вошел в историю как создатель советской ракетно-космической техники, который помог обеспечить стратегический паритет и превратил Советский Союз в передовую ракетно-космическую державу, став одной из ключевых фигур в освоении космоса человеком. Именно под непосредственным руководством Королёва и по его инициативе были осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина. Сегодня в России есть город, который был назван в честь выдающегося ученого.

Сергей Королёв был человеком удивительной судьбы. Он мог разбиться на планере, но не разбился. Его вполне могли расстрелять как «врага народа», но приговорили к тюремному сроку. Он мог погибнуть уже в лагерях, но он выжил. Должен был утонуть на корабле в Тихом океане, однако опоздал на судно, которое через 5 дней потерпело катастрофу. Этот великий ученый выжил для того, чтобы в буквальном смысле пройти через тернии к звездам и первым вывести человечество в космос. Наверное, не было на планете другого такого человека, который бы так сильно и преданно любил небо.
Сергей Павлович Королёв родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в городе Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко. Ему было три года, когда семья распалась, и по решению матери его отправили на воспитание к бабушке и дедушке в Нежин, где Сергей прожил до 1915 года. В 1916 году его мать снова вышла замуж и вместе с сыном и новым мужем Георгием Михайловичем Баланиным переехала в Одессу. В 1917 году будущий ученый поступил в гимназию, которую не успел окончить из-за начала революции. Гимназия была закрыта, и на протяжении 4-х месяцев он занимался в единой трудовой школе, а затем получал образование на дому. Он занимался самостоятельно по гимназической программе при помощи отчима и матери, которые оба были учителями, а отчим помимо педагогического имел и инженерное образование.
Еще обучаясь в школе, Сергей Королёв отличался исключительными способностями и большой тягой к новой для того времени авиационной технике. Когда в 1921 году в Одессе был образован отряд гидросамолетов, будущий конструктор ракет всерьез увлекся воздухоплаванием. Он свел знакомство с членами данного отряда и совершил свои первые полеты на гидросамолете, решив стать летчиком. При этом страсть к небу перемежалась у него работой в школьной производственной мастерской, где будущий конструктор научился работать за токарным станком, он вытачивал детали очень сложной формы и конфигурации. Эта «столярная» школа очень пригодилась ему в будущем, когда он начал строить свои собственные планеры.
При этом будущий конструктор ракет сумел получить среднее образование не сразу, у него не было для этого условий. Только в 1922 году в Одессе была открыта стройпрофшкола, в которой на тот момент преподавали лучшие учителя. В нее и поступил 15-летний Сергей. Прекрасная от природы память позволяла Королёву запоминать наизусть целые страницы текста. Учился будущий конструктор очень прилежно, можно сказать, увлеченно. Его классный руководитель говорила про него матери: «Парень с царем в голове». В строительной профессиональной школе он обучался с 1922 по 1924 годы, занимаясь параллельно во многих кружках и на различных курсах.
В 1923 году правительство обратилось к народу с призывом создать в стране свой Воздушный флот. На Украине было образовано Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Сергей Королёв сразу же стал членом данного общества и начал усиленно заниматься в одном из его планерных кружков. В кружке он даже сам читал рабочим лекции по планеризму. Знания по истории авиации и планеризму Королёв приобрел самостоятельно, читая специализированную литературу, в том числе книга на немецком языке. Уже в возрасте 17 лет он разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции, «безмоторного самолета К-5».
В 1924 году Сергей Королёв поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, всего за 2 года он освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал настоящим спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года Королёв перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Баумана, где обучался на аэромеханическим факультете. Молодой студент учился всегда со свойственным ему трудолюбием, много времени он занимался самостоятельно, посещая техническую библиотеку. Особой популярностью в те годы пользовались лекции молодого 35-летнего авиаконструктора Туполева, который читал студентам вводный курс по самолетостроению. Уже тогда Туполев заметил выдающиеся способности Сергея и в дальнейшем считал Королёва одним из лучших своих учеников.
Во время учебы в Москве Сергей Королёв уже был достаточно хорошо известен как молодой и перспективный авиационный конструктор, опытный планерист. Начиная с 4-го курса, он совмещал учебу и работу в КБ. С 1927 по 1930 годы принимал участие во Всесоюзных планерных соревнованиях, которые проходили на территории Крыма под Коктебелем. Здесь Королёв летал сам, а также представлял модели своих планеров, в том числе СК-1 «Коктебель» и СК-3 «Красная звезда».
Огромное значение на жизнь Сергея Королёва оказала его встреча с Циолковским, которая произошла в Калуге в 1929 году по дороге из Одессы в Москву. Эта встреча предопределила дальнейший жизненный путь ученого и конструктора. Беседа с Константином Эдуардовичем произвела на молодого специалиста неизгладимое впечатление. «Циолковский потряс меня тогда своей непоколебимой верой в возможность космоплавания, — много лет спустя вспоминал конструктор, — я ушел от него с одной единственной мыслью: строить ракеты и летать на них. Всем смыслом жизни для меня стало одно — пробиться к звездам».

В 1930 году он начинает работать в Центральном КБ завода имени Менжинского, а с марта следующего года становится старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В том же 1931 году он принимает участие в организации ГИРД — Группы изучения реактивного движения, которую возглавит уже в 1932 году. Под руководством Сергея Королёва были осуществлены первые запуски советских ракет на гибридном двигателе «ГИРД-9», которые состоялись в августе 1933 года, а также на жидком топливе «ГИРД-X» в ноябре того же года. После того, как в конце 1933 года произошло слияние ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и московского ГИРДа и был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), Сергей Королёв был назначен его замдиректора по научной части, а начиная с 1934 года, он стал руководителем отдела ракетных летательных аппаратов.
В 1934 году вышла в свет первая печатная работа Сергея Королёва, которая называлась «Ракетный полет в стратосфере». Уже в этой книге конструктор предупреждал о том, что ракета является очень серьезным оружием. Образец книги он послал и Циолковскому, который назвал книгу содержательной, разумной и полезной. Уже тогда Королёв мечтал, как можно более плотно заняться постройкой ракетоплана, но задумкам его не суждено было тогда осуществиться. Осенью 1937 года волна репрессий, захлестнувших Советский Союз, докатилась и до РНИИ.
Королёва арестовали по ложному обвинению 27 июня 1938 года. 25 сентября он был включен в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он проходил по первой категории, что значило: рекомендуемая органами НКВД мера наказания — расстрел. Список был утвержден лично Сталиным, так что приговор можно было считать практически утвержденным. Однако Королёву «повезло», он был приговорен к 10 года лагерей. До этого он год провел в Бутырской тюрьме. По некоторым данным, будущий покоритель космоса подвергался серьезным пыткам и избиениям, в результате которых у него была сломана челюсть. На Колыму конструктор попал 21 апреля 1939 года, где трудился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления, при этом конструктор ракетных двигателей был занят на «общих работах». 2 декабря 1939 года Королёв был направлен в распоряжение Владлага.


Лишь 2 марта 1940 года он вновь оказался в Москве, был вторично судим, на этот раз его приговорили к 8 годам лагерей, направив в новое место заключения — в московскую специальную тюрьму НКВД ЦКБ-29, в которой под руководством своего учителя Туполева он принимал участие в разработке бомбардировщиков Ту-2 и Пе-2, одновременно с этим инициировав работы по созданию управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного истребителя-перехватчика. Данные работы стали причиной его перевода в 1942 году в другое КБ, но также тюремного типа — ОКБ-16, которое работало в Казани при авиазаводе №16. Здесь осуществлялись работы над созданием ракетных двигателей новых типов, которые в дальнейшем планировалось использовать в авиационной промышленности. После начала войны Королёв просился отправить его летчиком на фронт, но Туполев, который к тому моменту уже хорошо узнал и оценил его, не отпустил, заявив: «А кто буде самолеты строить?».
Сергея Павловича досрочно освободили только в июле 1944 года по личному указанию Сталина, после чего еще один год он продолжал работать в Казани. Крупный специалист в области авиационного оборудования Л. Л. Кербер, трудившийся в ЦКБ-29, отмечал, что Королёв был циником, скептиком и пессимистом и довольно мрачно смотрел в будущее, приписывая конструктору фразу «Хлопнут без некролога». Вместе с тем существует высказывание и летчика-космонавта Алексея Леонова, который отмечал, что Королёв никогда не был озлоблен и никогда не жаловался, не опускал рук, никого не проклинал и не ругал. На это у конструктора просто не было времени, он прекрасно понимал, что озлобленность вызовет в нем не творческий порыв, а лишь его угнетение.
После завершения Великой Отечественной войны, во второй половине 1945 года Сергей Королёв в составе группы специалистов был отправлен в Германию в командировку, где занимался изучением немецкой техники. Особый интерес для него представляла, конечно же, немецкая ракета V-2 (Фау-2). В августе 1946 года конструктор приступает к работам в подмосковном Калининграде, где становится главным конструктором ракет дальнего радиуса действия и начальником отдела №3 при НИИ-88 по их разработке.

Первой задачей, которая была поставлена правительством перед Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися на тот момент времени ракетным вооружением, была разработка советского аналога немецкой ракеты Фау-2 из отечественных материалов. При этом уже в 1947 появилось новое постановление правительства о создании новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета — до 3-х тысяч км. В 1948 году Королёв проводит летно-конструкторские испытания первой советской баллистической ракеты Р-1 (аналог Фау-2) и в 1950 году сдает ракету на вооружение. В течение следующих нескольких лет он трудится над различными модификациями данной ракеты. В течение только одного 1954 года он завершил работу над ракетой Р-5, наметив сразу пять ее возможных модификаций. Также была завершена работа над ракетой Р-5М, оснащенной ядерным боевым зарядом. Помимо этого, он работал над ракетой Р-11 и ее морским вариантом, все более четкие очертания приобретала и его будущая межконтинентальная ракета Р-7.
Работы над межконтинентальной двухступенчатой ракетой Р-7 были завершены в 1956 году. Это была ракета с дальностью полета 8 тысяч километров и отделяемой головной частью массой до 3-х тонн. Ракета, созданная под непосредственным руководством Сергея Павловича, была успешно испытана в 1957 году на специально построенном для этих целей полигоне №5, расположенном в казахской степи (сегодня это космодром Байконур). Модификация данной ракеты Р-7А, обладавшая увеличенной до 11 тысяч километров дальностью пуска, находилась на вооружении РВСН Советского Союза с 1960 по 1968 годы. Также стоит отметить тот факт, что в 1957 году Королёвым были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования); конструктор стал настоящим первопроходцем в этих новых и очень важных направлениях развития ракетного вооружения.
4 октября 1957 года спроектированная Сергеем Королёвым ракета вывела на земную орбиту первый в истории искусственный спутник. С этого дня берет свое начала эра практической космонавтики, а Королёв становится отцом этой эры. Первоначально в космос отправляли лишь животных, но уже 12 апреля 1961 года конструктор вместе со своими коллегами и единомышленниками осуществляет успешный запуск космического корабля «Восток-1», на борту которого находился первый космонавт планеты Юрий Гагарин. С этого полета, которого не было бы без Королёва, начинается эра пилотируемой космонавтики.
Также с 1959 года Сергей Королёв осуществлял руководство программой по исследованию Луны. В рамках этой программы к естественному спутнику Земли было выслано несколько КА, в том числе аппаратов с мягкой посадкой. При проектировании аппарата для посадки на лунной поверхности было много споров о том, что она из себя представляет. В то время общепринятой была гипотеза, выдвинутая астрономом Томасом Голдом, согласно которой Луна была покрыта толстым слоем пыли из-за микрометеоритной бомбардировки. Но Королёв, который был знаком с другой гипотезой — советского вулканолога Генриха Штейнберга, приказал считать лунную поверхность твердой. Его правота была подтверждена в 1966 году, когда на Луне совершил мягкую посадку советский аппарат «Луна-9».
Еще одной интересной историей из жизни великого ученого и конструктора стал эпизод с подготовкой автоматической станции для отправки к одной из планет солнечной системы. При ее создании конструкторы столкнулись с проблемой лишнего веса исследовательской аппаратуры на борту станции. Сергей Королёв изучил чертежи станции, после чего осуществил проверку прибора, который должен был передать на Землю информацию о наличии или отсутствии органической жизни на планете. Он вывез прибор в выжженную казахскую степень неподалеку от космодрома и прибор передал по радио сигнал, что на Земле нет жизни, что и послужило поводом для исключения этого ненужного оборудования из состава оснащения станции.
При жизни великого конструктора на космических кораблях его конструкции в космосе успело побывать 10 космонавтов, помимо Гагарина, был осуществлен выход человека в открытый космос (это сделал Алексей Леонов 18 марта 1965 года). Под непосредственным руководством Сергея Королёва в СССР был создан первый космический комплекс, многие геофизические и баллистические ракеты, запущены первые в мире межконтинентальная баллистическая ракета, ракета-носитель «Восток» и ее модификации, искусственный спутник Земли, осуществлены полеты космических кораблей «Восток» и «Восход», разработаны первые космические аппараты серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», разработан космический корабль «Союз».

Сергей Павлович Королёв ушел из жизни довольно рано — 14 января 1966 года в возрасте всего 59 лет. По всей видимости, здоровье конструктора все-таки было подорвано на Колыме и несправедливое обвинение (в 1957 году он был полностью реабилитирован) наложило отпечаток на его здоровье. К этому моменту Королёв уже успел многое сделать для осуществления своей мечты по покорению космоса, он реализовал ее на практике. Но некоторые проекты, например лунная программа СССР, оказались нереализованными. Лунный проект был свернут после смерти выдающегося конструктора.
В 1966 году Академия наук Советского Союза учредила золотую медаль «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники» имени Сергея Павловича Королёва. В Житомире, Москве и на Байконуре ему были установлены памятники. Память конструктора увековечили большим количеством названных в его честь улиц, а также мемориальным домом-музеем. В 1996 году подмосковный город Калининград был переименован в наукоград Королёв в честь работавшего здесь выдающегося конструктора ракетной техники. Также в его честь были названы перевал на Тянь-Шане, крупный лунный кратер и астероид. Так что имя Сергея Королёва продолжает жить не только на Земле, но и в космосе.
По материалам из открытых источников