Как часто можно собороваться?

Елеосвящение, Соборование (+ВИДЕО)

В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения, Таинства брака, Таинства священства и Елеосвящения.

Сегодня речь пойдет о Таинстве Елеосвящения (Соборования), о том, как оно проходит, что врачуется этим Таинством, кому и как часто можно и должно собороваться.

Кто из нас, дорогие друзья, в этот благоденственный XXI век не думает о собственном здоровье?! Разве только подростки, наслаждающиеся избытком жизненных сил. И если спрашиваешь молодого человека, у которого еще молоко на губах не обсохло: «Каково у вас давление?» – он ответит вам: «Я никому не позволяю давить на себя», – не разумея, о чем идет речь.

Итак, здоровье. «Самое главное – здоровье». Знакома ли вам, дорогие друзья, эта почти что сакральная в устах обывателя фраза? Между тем она может быть осмыслена достаточно объемно. Есть здоровье телесное, а есть здоровье души – вещи бессмертной, как именует наш бессмертный дух мать-Церковь. И одно из семи Таинств Вселенской Православной Церкви, называемое Елеосвящение, или Соборование, есть, я бы сказал, медицинское Таинство, хотя, безусловно, и Исповедь, и Таинство Причащения всегда совершаются во исцеление души и тела. Однако Таинство Соборования, уходящее, как и все прочие, корнями в ткань евангельской истории, непосредственно соотносится с врачеванием душевных и телесных недугов.

Раскройте Новый Завет, и вы увидите, что Христос является подлинным Врачом Небесным и земным. Ходя по селениям и городам Палестины, Он врачевал всякий недуг и язву в людях. Бог есть Полнота, всё Собою наполняющая. И под Его руками и под воздействием Его духоносных слов параличные вставали с одра болезни, воскресали мертвые, сходила неизлечимая до тех пор проказа с тел больных, и они очищались силою Божественной благодати.

«Не отвращайся от врача, – говорит ветхозаветный мудрец Иисус, сын Сирахов, – ибо в иное время и в его руках бывает успех». И мы, конечно же, приветствуем традиционную медицину. Дай Бог, чтобы она не коммерциализировалась до такой степени, что пациенты боялись бы заходить в лечебное заведение. Но Бог через мать-Церковь, через Таинства и непосредственно врачует. Он помогает избавиться людям кающимся и молящимся от раздражительности, а значит – и от перепадов давления. Господь Бог прощает старые обиды, и предъязвенное состояние уходит само собой, дело до прободной язвы не доходит. Если душа человеческая мирна и спокойна, то и тело мало-помалу обретает крепость.

Итак, мы сегодня беседуем о Таинстве Елеосвящения. Обыкновенно в нем участвуют семь священников – в знак семиобразной Божественной благодати, семи даров Духа Святого: духа премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия и страха Божия, – собравшись заблаговременно в храме и внеся имена в списки, которые батюшки будут оглашать, молясь вместе с вами о вашем исцелении.

Мы становимся рядами так, чтобы священникам – одному, второму… пятому… седьмому – было удобно ходить вдоль этих рядов, помазуя каждого из прихожан, живущих благочестиво, заблаговременно исповедовавшихся, не находящихся в состоянии нераскаянного смертного греха. Помазуя не козлище нераскаянное, а кроткую овечку, примирившуюся с Господом на предварительной исповеди. Помазуя эту овечку маслом и вином, освященными здесь же соборной молитвой устами священников во время Таинства Соборования. Помазуются, как правило, такие места человеческого тела: чело – во освящение ума, избавление от навязчивых мыслей, различных маний, ложных представлений, суетной круговерти помыслов; ноздри – обоняние; уста – вкус; очи – зрение; грудь – крестовина – почему не рекомендуется приходить на Таинство Соборования в водолазке или с жабо, чтобы священнику не приходилось пробираться какими-то неизвестными путями к вашему сердцу; ладони с тыльной части рук. Все органы чувств, душа и тело через Таинство Соборования с верою во Христа Спасителя и Исцелителя пронизываются несотворенной энергией Святого Духа.

Все органы чувств, душа и тело врачуются целительным перстом Христа Спасителя

Во время неспешного продолжительного Таинства, когда народ, вовлеченный в общее русло молитвы, поет и слышит: «Помилуй, Боже. Исцели ны, Боже. Помилуй нас, Святый», священники один за другим читают молитвы о том, чтобы Сам Господь Иисус Христос, невидимо свершающий это Таинство руками священнослужителей, по вере нашей прикоснулся Своим целительным перстом к душе и телу страждущих. Избавил от различных хворей душевных и телесных. Восставил в нас дух мира, бодрости, радости, крепости. Соделал наши тела инструментом созидающей воли Божией. Освятил наше сознание, умирил наши сердца.

Невозможно перечислить тех духовных благодеяний, которые как из рога изобилия льются в ответ сердцу христианина, если он еще и призывает во время Соборования святых, имена которых слышатся в молитве: святого великомученика и целителя Пантелеимона, Фотия и Аникиту, Косму и Домиана и прочих бессребреников-врачей, не задавленных пошлой коммерцией, но служивших от избытка любви к страждущим людям. И всякий раз, когда завершается это Таинство, – а в его конце паства становится на колени, и священники, раскрыв Книгу Книг – Святое Евангелие, читают принявшим благодать Елеосвящения разрешительную молитву, – мы, принявшие Елеосвящение, чувствуем, что с нас как будто спал великий груз. Мы словно узники, освободившиеся от уз. Находясь в широте сердечной, чувствуем необыкновенное просветление в мыслях, а главное – глубокий мир, покой, радость, счастье. Царство Небесное внутри нас есть, когда, собранные под сводами храма, под знаком вечности, в единомыслии наших сердец устами воспеваем хвалу Врачевателю недугов Господу. Мы целуем Святое Евангелие, если соблюден чин Соборования, трижды совершаем поясной поклон пред священнослужителями, которые напоминают в данном случае апостолов – учеников Христовых. Действительно, в Новом Завете мы находим свидетельства о том, что ученики получили от Христа полномочия, благодатную власть и силу врачевать в людях всякую немощь и всякий недуг и что они помазывали страждущих маслом.

Тайны богоучрежденного Елеосвящения настолько радостны и благодатны, что моего устного рассказа недостаточно, чтобы их передать. И хотелось бы, чтобы все вы, дорогие друзья, пожелали бы этим Великим постом и успели бы в одном из монастырей или приходских храмов поучаствовать в этом светлом Таинстве. Но даю вам один совет: не приводите «с улицы» ваших шапочных знакомых, коллег, которые еще никогда не имели случая очистить совесть Таинством Исповеди. Соборование, как одно из светоносных Таинств, может послужить в осуждение человеку, находящемуся в блудной связи, или грешащему прелюбодейством, или до сих пор не осмыслившему, почему матерная брань несовместима со статусом культурного человека, говорящего на русском литературном языке.

Если вы чувствуете ослабление жизненных сил, это уважительный повод вновь принять благодать Соборования

Сколько раз в году рекомендуется собороваться? На этот счет есть разные традиции. Не ошибемся, если ответим: не реже одного раза в год чадо Церкви старается пройти это торжественное врачевание. Можно ли чаще? Почему бы нет. Все мы люди, все мы человеки. Когда у вас обнаруживается какая-то хворь, вы чувствуете ослабление жизненных сил, это уважительный повод к тому, чтобы вновь принять благодать Соборования. Помнится, в воспоминаниях благочестивых паломников об Оптиной пустыни конца XIX – начала XX века говорится, что Оптинские старцы благословляли и несколько раз в году участвовать в этом Таинстве.

Как бы то ни было, ждем вас, дорогие друзья, в благодатное время Великого поста. Весенняя Четыредесятница еще не истекла. Жаждущий приходит в Церковь Божию и берет воду Жизни даром. Христос Спаситель есть истинный Врач, Который пришел не к праведникам, а к грешникам, чающим покаяния, и в Господе нашем нуждаются не те, кто считает себя здоровыми, но болящие, то есть ощущающие тяжесть своих недугов – телесных или душевных.

Сколько раз в году можно собороваться?

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/09/30/21-00.html

Здравствуйте, батюшка! У нас ребенок-аутист, умственно отсталый, у него идет поражение головного мозга, отмирание клеток. Сейчас ему 12 лет, и с 3х лет врачи усердно уговаривают нас отказаться от него в пользу интерната. Он не осознает то, что происходит, поступает так, как считает нужным, например, ест все подряд, дерется. У него бывают приступы боли, его держишь — а он бьет тебя, кусает со всей силы, и ситуация у нас усугубляется тем, что жена сейчас беременна, и он уже ударил ее в живот. Вопрос такой: является ли отказом от креста в христианском смысле слова отдать такого ребенка в интернат? Ведь Бог дал такого ребенка, значит, наверное, Он должен дать и силы это выдержать.

— А вы сходите в этот интернат, посмотрите, в каких условиях он будет содержаться, поговорите с врачом, который занимается такими детьми. Может быть, они вам что-то посоветуют?,. Потому что если ваш сыночек представляет угрозу для остальных членов семьи, то это не отказ от креста. Наоборот, потому что отсутствие постоянного медицинского наблюдения для него будет гораздо хуже. А там врачи уже знают, как с такими диагнозами бороться. Ему там в этом смысле будет легче.

Мой муж после 26 лет венчанного брака собрался уйти к другой церковной женщине. Если я его жду, люблю, прощаю, возможно ли возвращение и совместная жизнь после такого?

— Возможно, но это теперь бывает всё реже и реже. Но если вы действительно хотите, чтобы он вернулся, надо выполнить некоторые условия. Нужно набраться большого терпения, никаких вопросов ни о чем ему никогда не задавать, и ни в чем не попрекать. А когда он приходит (а такое будет обязательно происходить), готовить, и чтобы дома был идеальный порядок. И тогда, если вы станете идеальной женой, он через некоторое время заметит: что ж это я отсюда ушел? здесь лучше — и вернется. Потому что всегда следующая жена хуже предыдущей. Я не говорю, что это гарантия, но без этого невозможно.

«Будь проклят творящий дело Господне с небрежением», о каком деле здесь идет речь?

— Есть дела веры, например, воспитывать детей в вере – это дело Божие. Если человек с небрежением это делает- то вырастают безбожники, как у большинства. Проклятие и реализуется, потому что иметь дело с такими невоспитанными в вере детьми — это сущее проклятие для всей семьи. Потом человек пожинает по полной программе.

Насколько подробно надо раскрывать на исповеди свои грехи перед священником? Порой бывает очень стыдно и неловко за то, что творишь.

— Нужно понять: а какой смысл? Зачем же ты творишь то, за что тебе стыдно и неловко? Человек слаб, но задача от этого не меняется. Сила Божия в немощи совершается. Человек осознает свою немощь и обращается к Богу. Если человек хочет чего-то хорошего, то Господь поможет ему.

Я прошу Господа избавить меня от греха сквернословия, но все равно вырывается. Как что-то не так – гнев, раздражение, сквернословие. Почему меня Бог не избавляет, ведь я Его усердно прошу?

— Может быть, человеку кажется, что он усердно просит? Вот я одному юноше недавно дал задание, у него тоже все время вырывалось. Я говорю: «Ну, давай так – как вырвется, ты ставь на бумажке карандашиком галочку. Потом вечером — сколько галочек, столько земных поклонов» И вот тут на прошлой неделе он мне заявил, что всё, больше не ругается. Надо просто внимательно следить за собой.

Моя семейная жизнь, учитывая больного ребенка — аутиста, уже лет двенадцать сложная, т.е. постоянно скандалы. Раньше семья была неверующая, лет 7-8 назад я воцерковился, пытаюсь идти к Богу и жену за собой тащу. Интересы у нас с ней разные, с женой ничего не связывает, она всё время меня пилит. Мне ничего не нужно, только заработать деньги на лекарство и пытаться поддерживать семью в таких условиях. Ситуация усугубляется, что мы живем с ее мамой, сейчас я хочу, чтобы мы переехали в моё жилье. И получается, что ее воля всегда сталкивается с моей. Что я должен сделать с христианской точки зрения: смириться и постараться сохранить семью, слушать ее и терпеть ее нападки? Или все-таки я — мужчина, я зарабатываю, поэтому в семье должна быть моя воля?

— Да нет. В семье должно быть всё по любви, понимаете? Сильные, по апостолу Павлу, должны немощи немощных носить. А у женщины, конечно, ресурс меньше. Она просто устала и поэтому так нервничает. А Ваша задача как мужчины как раз эту ситуацию изменить. Это же ваш корабль, Вы его и должны вести. Вы – капитан, а она – помощник, можно сказать, старпом. Конечно, проще всего старпома взять и кинуть рыбам, а потом в ближайшем порту нанять другого. Это, конечно, выход нехристианский. Когда мужчина женится, он должен нести ответственность. Белинский говорил: «до времени, когда жена станет уже совсем старушкой». Русский народ говорит: «Взялся за гуж — не говори, что не дюж». А по поводу того, что, вот, жизнь не удалась, то знаете… Вы спрашиваете, должны ли вы? – Всё должно быть в Ваших руках – и деньги, и планирование бюджета, и забота о сыне, и когда жена устала, носить её на руках на пятый этаж, всё – вы! И налаживать отношения с тещей надо, это порой бывает трудно, но раз женились – то старайтесь. Другое дело, если жена убежит к другому, тут уж ничего не сделаешь, да и то можно повоевать. Мне кажется, сдаваться незачем. И я понимаю, что Вам хочется сдаться, но тут я не могу вам дать такую индульгенцию.

Сколько раз в году можно собороваться?

— Один. А если вдруг человек тяжело заболел, например, раком или туберкулезом, или СПИДом, или ему предстоит тяжелая операция, тогда надо перед операцией или другим хирургическим вмешательством, или перед прохождением лечения обязательно пособороваться еще раз.

— А то, что есть практика соборования каждым постом? И во многих храмах призывают к этому? Это новая практика?

— Это практика маловерия. Человек считает, что если он один раз Великим постом пособоровался, то этого недостаточно.

— Одна женщина говорит: «Я соборуюсь несколько раз в году. И каждый раз, когда мне плохо, после соборования у меня заметное улучшение состояния. Поэтому я, как только чувствую себя похуже, то иду не к врачу, а сразу на соборование».

— Это очень неправильно. Потому что соборование совершенно не отрицает медицину.

Как понять слова из Евангелия: «Проповедовать лето Господне»?

— Тем, что мы живем в эпоху пришествия Христа Господня и благодатного действия Церкви на нашей земле. Лето – имеется в виду не время года, а эпоха, эпоха Нового Завета.

Батюшка, подскажите, как бороться с грехом чревоугодия? Часто каюсь в этом грехе на исповеди с огромным порывом исправиться, и в этот же день объедаюсь. Никто меня не соблазняет, мысленно себя осуждаю, пытаюсь себя понуждать меньше кушать, но это плохо получается.

— Для этого есть много всяких методик, ложитесь в Институт питания, Вам там всё расскажут, это не по моей части.

— Но все-таки грех чревоугодия – это духовное заболевание?

— А все грехи – духовное заболевание.

Батюшка, подскажите, как бороться с такими грехами как лень и уныние? Если получается с ними совладать, то лишь временно, а потом они возвращаются с еще большей силой.

— Надо установить причину, потому что здесь может быть даже психическое заболевание.

— А как эту причину определить?

— У психиатра. Он посмотрит, скажет: «По нашей части ничего нет».

— И тогда к кому?

— Тогда на исповедь.

— Но то, что у человека не получается…

— У человека ничего не может получиться. Получается только у Бога, вот Он может человека изменить, исправить. Сама такая постановка: «У меня не получается молиться, у меня не получается поститься, у меня не получается сдерживаться»… Ну, как у тебя может получаться?! Ты грешный человек? – Грешный. И как у грешного человека может получиться?!

— А я Богу молюсь, прошу мне помочь…

— Значит, не молишься, а просто что-то читаешь. Это всё сказки о самом себе. Каждый человек имеет о себе какое-то мнение, представление. Оно далеко отстоит от истины – как Луна от Земли! Триста тысяч вёрст! Обычно человек о себе неплохого мнения, будучи при этом сущим крокодилом!

Моя подруга верующая, в юности она встречалась с молодым человеком, который ранее был судим. Сейчас он опять сидит, нашел ее через интернет, опять начали общаться. Скажите, возможна ли совместная жизнь с таким человеком?

— Возможна. Вот я был знаком с писателем Волковым, ходил к нему домой, причащал, исповедовал, он вообще чуть ли не 30 лет отсидел. Превосходный писатель, выдающийся человек, очень образованный. У меня о нем осталась память неизгладимая. Ну вот, полжизни в тюрьме человек провел.

— А в чем его обвиняли?

— 58-я статья, враг народа.

— По этой статье сидели лучшие, наверное.

— Всякие сидели, как всегда.

Я знаю и утренние, и вечерние молитвы наизусть и стараюсь сосредоточенно молиться, прошу об этом Бога, но не получается. Чего мне не хватает?

— Каждая молитва начинается с чего? Возьмите любой молитвослов издания, которое было при патриархе Алексии II, там написано: надо сперва постоять, помолчать, открыть сердце Богу, если на кого что имеешь — простить обязательно, а потом тихо начинать: «Господи, Ииусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

Всегда ли гибель человека происходит по промыслу Божьему?

— Где есть смерть — то да, конечно, жизнью и смертью распоряжается только Господь.

— Даже если человек погиб по собственной глупости?

— Конечно. А что глупость – это общее место такое. Что ты думаешь, умные люди, что ли, селфи делают на подъемном кране во время ветра? – Сущие идиоты! И они гибнут с определенной целью – чтобы законодатели придумали закон, это запрещающий, и чтобы другим людям, которые как бы колеблются еще, этим остановились. Являются такой жертвой человеческой глупости.

— А в чем тогда промысел Божий?

— Ну как? В том, что он, его жизнь, такая короткая, является безумным принесением себя в жертву собственной гордости. Потому что все вот эти «достижения» — это продукт гордости.

— Может, на кого-то повлияет?

— Ну вот, это безусловно влияет.

В Библии написано, что всякий, кто призовет имя Господне, спасется. И в то же время — «не всякий, говорящий Мне «Господи, Господи» войдет в Царство Небесное». Как это понять?

— Понять, что можно говорить: «Господи, Господи» формально. Есть заповедь такая – не поминай имя Божие всуе. А если человек призывает имя Господа – это не всуе, это называется молитва. Надо различать.

Дети уже выросли, у всех свои семьи, а меня не оставляет страх за их будущее. У нас с мужем брак невенчанный. Не наступит ли расплата за грехи молодости? Не лягут ли на детей последствия наших ошибок?

— Обязательно. Каждая педагогическая, духовная ошибка всегда отражается на всем. Как при строительстве дома: какая-нибудь ошибка, и всё – стена мокрая.

— Но человек не может не ошибаться, и Господь наши ошибки исправляет…

— И это бывает. А бывает, что и не исправляет. А это дается для того, чтобы человек постоянно об этом помнил и смирялся.

— А если не хватает смирения принять то, что Господь судил?

— Очень сочувствую.

Соборование. Ответы на вопросы

Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение – это одно и то же или нет? И в чем основной смысл этих таинств?Татьяна

Уважаемая Татьяна!

Миропомазание и елеосвящение – это два совершенно различных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения. В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Предположим — из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений. Таким образом, к Православию были присоединены святая страстотерпица Царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета.

Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования – это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения (соборования) хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом.

Безусловно, и от того и от другого таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда воспринимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен той предыдущей Всенощной, когда совершалась лития; а во время литии совершается благословление пшеницы, вина, елея и предложенных хлебов. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание регулярным образом на Всенощном бдении. Повторим, оно не является таинством церковным. Прот. Максим Козлов

Разве неправильно говорить, что соборуют только умирающих?

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как «последнего помазания» — что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными– не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

Протоиерей Валентин Асмус

Во время Великого Поста проходит Соборование, скажите, как правильно собороваться, нужно ли исповедываться перед этим или это не обязательно? И всем ли можно собороваться? Юлия

Ответ:

Уважаемая Юлия, соборование бывает не только Великим постом, но и другими постами. Бывает и по обращению людей в тех или иных недугах, ибо это таинство, которое и установлено в Церкви для того, чтобы мы получали исцеление в наших недугах душевных и телесных. Безусловно, полезно и разумно будет соединять таинство соборования с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу в таинстве покаяния, тот с большей для себя пользой и пособоруется.

Что касается того, кому можно, кому нельзя приступать к таинству соборования, то, конечно, к соборованию должны приступать люди, живущие регулярной церковной жизнью, для которых это не просто случайный заход в церковь, а часть их духовного в ней пребывания. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству. Прот. Максим Козлов

Скажите, пожалуйста, как использовать елей и пшеницу, полученные после Соборования? Может ли елей использоваться не участвовавшим в таинстве?

Этого я как раз хотел бы спросить у Вас — как Вы собираетесь пользоваться елеем и пшеницей, полученными после Соборования? Потому что мы их раздаем только по усиленным просьбам прихожан. А в древности ничего после соборования не раздавали, но все сжигалось.

Можно мазать этим елеем больные места. Можно им пользоваться и тем, кто не соборовался (нет никаких указаний в уставе о том, что это запрещено), но только это не заменяет участия в Таинстве. Но обычно никто ничего не мажет, а потом люди спрашивают, куда девать прогоркшее масло. Так что в другой раз не смущайтесь, если все будут брать, а у Вас не будет такой необходимости — это не обязательно. С уважением, священник Михаил Немнонов.

Как часто можно собороваться?

По традиции соборуемся ежегодно. Более частое соборование едва ли уместно, если мы не заболели какой-либо внезапной и тяжелой болезнью. С уважением, священник Михаил Немнонов.

Знаю, что соборование проводят для тяжелобольных людей. Зачем это нужно здоровым?
Сергей Федорович

По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно во время Великого Поста, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения. Как писал православный писатель XIX века Евгений Поселянин, «вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, — я могу прибегать к соборованию. Но и в телесной болезни человеку необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божиего Промысла».

Кроме исцеления от болезней, Таинство Елеосвящения дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе. Перед Соборованием желательно исповедаться, а сразу после Соборования причаститься. Прот. Олег Кудряков

ПО материалам сайта вопросов священнику «Православие и мир», www.st-tatiana.ru и журнала «Фома».

Таинство Соборования в католической церкви

Что такое Соборование в церкви в Великий пост

Одно из семи важнейших действий в церкви, которые называются Таинствами – Соборование. Это служба, во время которой люди молят Бога исцелить их от душевных и физических недугов. Посредством помазанья елеем подаётся важное духовное всемощестование – Божья помощь. Есть несколько названий: Таинство елеосвящения и Соборование.

Слово «елей» с греческого и славянского переводится как «масло». Елей – символ милости Божьей. В ветхозаветные и античные времена он использовался в качестве средства медицины, а также употреблялся в пищу. Елеем натирали тело, волосы, помазывали на служение пророков, священников и царей.
Подготовка к таинству елеосвящения, Соборованию в церкви, связана с Таинством Покаяния или Исповеди, потому что в процессе и того и другого прощаются грехи. Исповедь существует для признания и раскаяния в своих незабытых грехах перед Господом.

Почему необходимо Соборование

Бывает человек болен и при этом спокойно работает и полноценно живёт. А есть болезни, при которых человек не может сосредоточиться, у него что-то болит, но он не понимает что именно. Такие болезни посланы для духовного совершенствования и являются последствием разрушающей силы греха. В таком состоянии нужно Соборование. Во время Соборования от лица всей Церкви священники молятся за каждого и просят вместе с телесным здравием отпущение всех прегрешений, которые ещё остались после Таинства Исповеди. Это важная причина готовиться и совершать Соборование в церкви, так как человек полностью очищается. Господь Бог прощает старые обиды. Таким образом, на душе становится спокойно и легко. А если душа мирна и спокойна, то и тело питает крепость.

Когда проводится Соборование в церкви

Массовое Соборование происходит несколько раз во время многодневных постов, в том числе и в Великий пост, либо если в этом есть крайняя необходимость. Чтобы подготовиться к Соборованию в церкви в пост заранее, необходимо узнать график проведения Соборований. Расписание размещают в храме в начале года. Обычно даты проведения Соборования относительно неизменны каждый год. Определяется конкретная дата непосредственно с настоятелями того или иного храма. Могут вноситься и коррективы в силу неотложных обстоятельств. Соборование может происходить и в частном порядке, когда священник в силу объективных причин по просьбе молящего человека приходит к нему домой и совершает над ним это священное действие. Через помазанье елеем священнослужитель призывает Божье благословение, просит у Господа врачевать немощи человека.

В чём сила Соборования в церкви в Великий пост

К этому обряду приступают люди немощные, которые имею какие-либо недуги. Но как бы там ни было, у всех нас есть либо физические, либо духовные заболевания. Таинство Соборования совершается над православными верующими старше семи лет. По канонам церкви оно не проводиться над людьми без сознания и психически больными в тяжёлой форме. Каждый выбирает сам необходимость Соборования в своей жизни. Однако все совершают грехи и зачастую мы забываем о них, так как они незначительны для нас. Во время Таинства елеосвящения происходит отпущение всех грехов – духовной болезни, а большинство физических болезней идут от совершённых нами грехов. Рекомендуется один раз в год участвовать в Соборовании в церкви. Если есть чувство ослабления жизненных сил или болезнь, можно и чаще.
Но Соборование не означает полное излечение. Человеку по-прежнему необходимо пользоваться традиционными средствами: ходить к врачу, принимать лекарства и другие меры для выздоровления.

Как проходит Соборование в церкви в Великий пост

По обыкновению, процесс Соборования – продолжительный. Церковь основательно готовиться к проведению обряда. В нём участвуют семь священников. Это символизирует совершенную полноту, семиобразную божественную благодать и семь даров Духа Святого: духа премудрости, разума, совета, крепости, веденья, благочестия и страха Божьего. Но в отдельных случаях Таинство совершается одним, двумя либо тремя священниками от имени всей Церкви.

Как готовиться к Соборованию в церкви в Великий пост? Человеку, который хочет принять Таинство елеосвящения, Соборования, необходимо получить на него благословение священника и за несколько дней до этого обряда исповедаться. В первую очередь в день Соборования необходимо заблаговременно прийти в церковь и внести свои имена в списки. Принести с собой свечи, пшеничное зерно и вино.

Сам обряд Соборования происходит примерно следующим образом: люди становятся в широкие ряды так, чтобы священнику было легко проходить между ними. Затем батюшки оглашают все внесённые имена и происходит прочтение с прихожанами молитв о покаянии, исцелении и придании им сил и здорового духа и семи различных отрывков из Евангелия, призывающих Божественную благодать.

В конце прочтения кладётся Евангелие обязательно вниз текстом на голову человека, за которым происходит чтение. Это означает, что сама рука Господа благословляет человека. Затем обряд Соборования продолжается: священники семь раз крестообразно помазуют прихожан елеем, смешанным с вином. Задействуется каждый, заблаговременно поисповедовавшийся и не находящийся в состоянии нераскаянного смертного греха. Помазание всегда осуществляется сверху вниз по чётко определённым зонам:

  • Лоб, то есть происходит освящение ума и избавление от навязчивых мыслей, различных маний, ложных представлений;
  • Ноздри;
  • Губы;
  • Глаза;
  • Грудная клетка;
  • Ладони с тыльной частью рук.

Если после совершения Таинства Соборования остался елей, то его используют для промазывания тех мест, где человек испытывает болезненные ощущения. Все органы пронизываются высшей энергией Святого Духа.

После священники один за другим читают молитвы о том, чтобы сам Господь руками священнослужителей прикоснулся своим целительным перстом к душе и телу каждого страждущего, избавил от душевных и физических болезней, просветил сознание, умирил сердца, восставил дух мира, бодрости, радости и крепости. Народ молится от всего сердца и души.

В конце Соборования все прихожане в церкви становятся на колени, и священники читают тропари к Богородице, иногда еще и к апостолу Иакову. После принятия Таинства елеосвящения спадает великий груз, происходит освобождение от энергетических узд и кандалов, просветление мыслей, сердце наполняет радость и умиротворение.

Соборование — таинство Церковного исцеления, видео

Атрибуты Соборования

Обязательный атрибут Соборования в церкви – стол с зерном, Евангелием и крестом. Зерна – символ новой безгрешной жизни. Евангелие и крест – свидетельствуют о присутствии Господа. По традиции специальная пустая емкость ставится на зерно, куда потом заливают освященные вещества. Вокруг сосуда прямо в зерно втыкаются свечи. По окончании Соборования свечи можно оставлять в церкви либо забирать домой, чтобы зажигать во время домашней молитвы. Масло, вино и зерно используют в качестве добавления в еду. При возникновении болезни елеем крестообразно помазуют домочадцев с обращением к Богу и мольбой о выздоровлении. Утром, после прочтения молитв, можно и здоровому человеку помазывать свой лоб и произносить: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Как готовиться к Соборованию в церкви

Готовиться и ответственно подходить необходимо к любому Таинству. Делать это осознанно, а не потому что так принято в обществе либо по чьему-то наставлению. Готовясь к Соборованию, важно проанализировать жизненный путь, и собрав свои устремления, правильно настроившись, человек имеет возможность приступить к этому спасительному источнику.

На Соборование не рекомендуется приходить в водолазках, жабо либо другой одежде, через которую трудно добраться до грудной клетки и помазывать её елеем. Лучше выбрать одежду, которую легко расстегнуть спереди: рубашки, блузы и так далее. Руки желательно оголить. Взять с собой носовой платок либо кусок ткани, чтобы убрать лишнее масло после помазанья и не выпачкаться.

В случае, если к моменту следующего Соборования дома остались елей и зерно, то их нужно сжечь, а пепел закопать в месте, где никто не ходит.

История проведения Соборований

История гласит, что ещё в библейские времена Таинство Соборования было установлено Господом Иисусом Христом для больных. Известны многочисленные случаи исцеления Иисусом в те времена. Он ходил по селениям и городам Палестины и чудодейственным способом лечил недуги людей. Под воздействием Божественного дара исцеления параличные вставали, воскресали мёртвые, люди врачевались от неизлечимых болезней. Благодать врачевания различных болезней Спаситель дал Своим ученикам — апостолам. И в последующем отправлял их для совершения этого обряда. О помазании елеем, Соборовании, упоминает в своём послании ближайший ученик апостол Иаков.

В древние времена Таинство Соборования не проводили дома, а больных людей приходилось привозить либо приносить в церковь, чтобы приобрести отраду для страждущей души и возвратить здравие. Иногда приходилось проводить в церкви более суток.

На Руси Соборование считалось одним из самый действенных средств против всяких болезней и одержимостей. Поэтому люди придавали большое значение обряду и старались всяким способом его принять. Первые Таинства проходили в основном дома и только несколькими священниками. Установленного числа священников не было. С VI века и до сих пор сохранены все традиции Соборования в церкви в Великий пост. С IX века Елеосвящение проводили не только для тяжело болеющего человека, но для всех его домочадцев. В этом же веке стали проводить семь священников. В рукописи XI века говорится, что елеем помазывали и внутренности дома.

Фильм «Соборование»

Римско-католики признают семь таинств, которые служат обрядами христианского посвящения и прохождения на протяжении всей жизни человека, какими бы короткими или длинными они ни были. Собрование или помазание является последним таинством для верующих католиков. Тяжело больной или раненый католик проходит Таинство Собоования. В последние минуты он получает силу и утешение с помазанием и готовится к следующему этапу духовного путешествия души.

Римско-католическая доктрина устанавливает критерии для условий прохождения Соборования. Человек, который болен или ранен, должен достигнуть возраста 7 лет, он должен покаяться в своих грехах и быть в состоянии благодати, и он должен признать, что Бог желает, чтобы он исцелился или умер.

Христос дал нам таинства, чтобы утешить нас в наши последние дни и подготовить нас к предстоящему путешествию. К ним относятся Покаяние (или исповедание), Соборование больных и Причащение ( что должно быть последним приемом причастия … «хлебом» для последнего пути из этой жизни в вечную жизнь).

Самая важная часть последних обрядов — это принятие Господа в последнем Причащении, также называемая «Viaticum» (в переводе с латыни означает, что нужно брать с собой в дорогу, т. е. условия для путешествия). Это особое Причастие готовит нас к путешествию с Господом в заключительной части нашего путешествия. Покаявшись в наших грехах и получив примирение, мы путешествуем с Господом Иисусом из этой земной жизни к вечному счастью с ним на небесах.

С самых ранних времен таинство Соборования больного ценилось среди католиков не только в непосредственной опасности смерти, но даже в начале признака опасности от болезни или старости. В проповеди 6-го века говорится следующее: «Как только какая-то немощь настигает человека, пусть тот, кто болен, получает тело и кровь Христа; пусть он смиренно и с верой просит пресвитеров о благословенном масле, чтобы помазать его тело».

Перед Соборованием католику необходимо пройти таинства Покаяние и Евхаристию. Священник делает крестный знак на разных частях тела человека и произносит слова на родном языке: «Через это святое Соборование или и через великую доброту Своей милости пусть Бог простит тебе все грехи, которые ты совершил, злое использование зрения (зрение, слух, обоняние, вкус и речь, осязание, способность ходить) «. Последнее слово варьируется в зависимости от части тела, над которой священник делает знак креста. В случаях, когда смерть угрожает быстро, священник может сделать крестный знак на лбу человека и сказать: «Через это святое Соборование Господь может простить тебе любые грехи или недостатки, которые ты совершил».

Римско-католическая церковь является христианской церковью с латинской основой, и все таинства являются латинскими в их первоначальных формах. Если священник совершает Соборование на латыни, он скажет: «Per istam sanctan unctionem et suam piissimam misericordiam, потакание тиби Dominus quidquid per (visum, audtiotum, odorátum, gustum et locutiónem, tactum, gressum deliquisti)».

Католическое Соборование — таинство помазания больного

Многие люди, особенно пожилые католики и даже представители других религий, знакомы с термином «последние обряды». Она стала настолько широко используемой и часто используемой фразой, что ее используют даже не католические христиане. Термин «последние обряды» используется для описания таинств, через которые проходит перед смертью католик. Соборование также является одним из них.

Католическая церковь верит и учит, что христиане-католики должны жить в Таинствах (всех семи) на протяжении всей своей жизни, так как это лучшая помощь для их спасения во Христе, потому что Он Сам установил таинства именно для этой цели.

Таким образом, подобно тому, как таинства крещения, конфирмации и евхаристии образуют единство, называемое «таинствами христианского посвящения», так и можно сказать, что покаяние, соборование больного и евхаристия составляют в конце христианской жизни «таинства, которые готовят для нашей небесной родины» или таинства, которые завершают земное паломничество «. Катехизис католической церкви; номер 1525.

Однако у этих трёх таинств (соборование, покаяние и евхаристия) есть и более глубокое значение и цель — они предназначены прежде всего для исцеления и благодати больного. В катехизисе говорится в числе 1520: » Первая благодать этого причастия — это укрепление, мир и мужество, чтобы преодолеть трудности, связанные с состоянием тяжелой болезни…». Поэтому первая и главная вера католика в Таинство о силе и возможности выздоровления. Катехизис в том же параграфе гласит: «Эта помощь Господа силой Его Духа предназначена для того, чтобы привести больного к исцелению как души, так и тела, если такова воля Бога». Наша цель — не страх смерти, но стремление к исцелению, выздоровлению и жизни.

Когда следует принимать таинства исцеления и выздоровления? Номер 1514 Катехизиса Католической Церкви гласит: «Соборование больных» — это не таинство только для тех, кто находится на грани смерти «. Это таинство для тех, кто болен — как правило, серьезно, и / или готовится к важной и срочной операции. Эти таинства (соборование, покаяние и евхаристия) должны быть в сердце и разуме каждого верующего человека в тот момент жизни, когда его «судит болезнь» (номер 1511). Бог дал нам замечательный и мощный набор Таинств, которые дают благодать и силу, когда мы больше всего в этом нуждаемся. При Соборовании больных священник помазывает благословенным маслом и говорит: «Благодаря этому святому соборованию Господь в своей любви и милости может помочь вам в благодати Святого Духа. Пусть Господь, который освобождает вас от греха, спасет вас и воскресит «.

Подходящее время для получения этого святого соборования, безусловно, наступает, когда католику грозит смерть из-за болезни или старости. Каждый раз, когда христианин тяжело болеет, он может получить Соборование Больного.

Эти наполненные благодатью и могущественные таинства (соборование, покаяние и евхаристия) не должны игнорироваться на протяжении всей болезни, а должны использоваться для достижения своей цели — здоровья, силы и жизни души и тела — и возможного восстановления полного здоровья и возвращения к своей обычной и повседневной жизни. Нашей целью должно быть прежде всего восстановление здоровья и возвращение к служению и жизни. Если мы умрем после прохождения через эти таинства, то они послужат в переходе от этой жизни к вечной жизни в доме нашего Небесного Отца.

«Особая благодать таинства соборования больного имеет свои последствия: — объединение больного с любовью Христа, для его собственного блага и для всей Церкви; -Укрепление, мир и мужество переносить по-христиански страдания болезни или старость; — прощение грехов, если больной человек не смог получить его посредством таинства покаяния; — восстановление здоровья, если оно способствует спасению его души; — подготовка к переходу к вечной жизни. «( # 1532)

Католическая церковь никогда не утверждала и не учила, что «последние обряды» должны проводиться для спасения чьей-либо души. Католическая церковь верит и учит, что христиане должны жить в таинствах на протяжении всей своей жизни, так как это лучшая помощь для их спасения во Христе.

Поделись с ближним