Как читать дома?

Псалтирь

Вопрос:

Батюшка, я очень люблю читать Псалтирь, хотя не всё там понимаю. Нужно ли брать благословение у своего батюшки на чтение псалтири и в чем заключается польза от чтения этой святой книги? Заранее благодарна Вам за ответ.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) насельник мужского ставропигиального Сретенского монастыря

Брать специальное благословение у священника на чтение Псалтири не надо. На это нас благословила Церковь: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (Еф.5:18-19).
Наименование этой священной книги в славянскую и русскую Библию перешло из Септуагинты (Псалтирион). Слово Псалтирь произошло от греческого названия струнного музыкального инструмента, игрой на котором у древних евреев сопровождалось исполнение большинства псалмов – песней в честь Господа. У евреев собрание псалмов называлось Sefer tehillim (Книга хвалений). Было и другое название – Sefer tefillot (Книга молитв).

Богодухновенная книга Псалтирь содержит как бы сокращенное выражение всего Священного Писания в форме молитвенно-благоговейных песнопений. По словам святителя Амвросия Медиоланского: «Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а Книга псалмов соединяет в себе все это, и есть некая полная сокровищница спасения человеческого». Также святитель Афанасий Великий пишет о духовном богатстве Псалтири: «В ней, как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах и всякий читающий ее, может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою, или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить славословить Господа? – в божественных псалмах найдешь наставление для всего этого» (Послание к Маркеллу). Святитель Василий Великий называет псалмы духовным фимиамом: «Псалом – тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом – посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ – любовь, – изобретя совокупное пение вместо узла к единению и сводя людей в один согласный лик. Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен.
Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих это начатки учения, для преуспевающих – приращение ведения, для совершенных – утверждение; это глас Церкви» (Беседа на первую часть первого псалма).

Эти высказывания святых отцов объясняют, почему Псалтирь с первых дней жизни Христовой Церкви занимает в ней особое место. Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф.26:30).

Важнейшей особенностью празднования Пасхи было пение халлел, что значит: хвалите Бога! Они состояли из хвалебных псалмов с 112 по 117. В конце пели великий халлел – 135-й псалом.

Следуя своему Божественному Учителю, святые апостолы также славили Бога пением псалмов. Это они заповедали и нам: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол.3:16).

Что входит в евангелие православие. Какое Евангелие лучше купить? Совпадения в тексте Евангелий и анализ Писаний

21. Что такое Священное Писание? Священным Писанием называется собрание священных книг, входящих в состав Библии, которые написаны по вдохновению от Духа Святого пророками (Ветхий Завет) и учениками Господа Иисуса Христа, святыми апостолами (Новый Завет). – это слово греческое, в переводе означающее «книги» ( ). 21.2. Что такое Ветхий и Новый Заветы? Библия разделяется на Ветхий и Новый Заветы. Все время от сотворения мира до пришествия Спасителя на землю называется Ветхим Заветом, то есть древним (старым) договором или союзом Бога с людьми, по которому Бог приготовлял людей к принятию обещанного Спасителя. Люди должны были помнить обещание (обетование) Божие, веровать и ожидать пришествия Христа.

«Тайная Библия», найденная в Турции, должна быть пятнадцатисотлетней копией. Если бы это было так, то это было бы написано через 400-500 лет после смерти и воскресения Иисуса, после того, как все свидетели были мертвы. Однако, поскольку это копия, было бы возможно, что оригинал был уже записан в первом столетии. Чтобы найти это, мы должны обратиться к историческим традициям как христианской, так и мусульманской истории.

Текст в недавно открытой турецкой рукописи написан на арамейском языке. Ни одна из этих копий не написана на греческом языке, языке Варнавы и Апостолов. Если это одно и то же Евангелие, это будет означать, что это было от 400 до 500 лет до нашей эры или раньше и еще через несколько сотен лет после первого столетия. Варнава — это апокрифа с пятого века, адресованная Кипрской церкви; эта работа иногда ошибочно смешивается с Евангелием Варнавы.

Исполнение этого обещания – пришествие на землю Спасителя – Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, называется Новым Заветом, так как Иисус Христос явившись на землю, победив грех и смерть, заключил с людьми новый союз или договор, по которому все снова могут получить потерянное блаженство – вечную жизнь с Богом через основанную Им на земле Святую Церковь.

Единственная книга первого века, приписываемая апостолу Варнаве, — это письмо Варнавы, апокрифа, не содержащаяся в Новом Завете. В этом письме с первого века Иисус описывается как распятый, воскресший Бог. Зачем он написал два противоречивых рассказа об Иисусе? Ученые рассматривают письмо Варнавы как подлинный рассказ об Иисусе с первого века, который находится в гармонии с Новым Заветом.

Средневековая подделка?

Следующие свидетельства показывают, что евангелие ранних мусульман и христиан не встречается в первом веке. Он не упоминается ни одним мусульманским писателем до пятнадцатого или шестнадцатого века. В Евангелии рассказывается об исторических фактах, которые произошли сотни лет спустя.

  • Между первым и пятнадцатым веками упоминается ни один христианский писатель.
  • Самое раннее упоминание о нем относится к пятому веку, но сомнительно.

Здесь есть решающий вопрос: почему мусульмане-мусульмане были замалчиваются в евангелии из Варнавы, когда в то время, когда личность Христа между мусульманами и христианами была яростно обсуждена между седьмым и пятнадцатым веками?

21.3. Как появились первые книги Ветхого Завета?

– Книги Ветхого Завета писались на протяжении более тысячи лет до Рождества Христова на древнееврейском языке. Первоначально Богом Моисею была дана лишь первейшая часть Библии, так называемая Тора, то есть Закон, заключенный в пяти книгах – Пятикнижие. Это книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. В течение длительного времени только это, то есть Пятикнижие-Тора и было Священным Писанием, словом Божиим для Ветхозаветной Церкви. Вслед за Законом появился второй отдел Священного Писания, называемый Историческими книгами. Это книги: Иисуса Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Ездры, Неемии, Руфи, Есфири, Иудифи, Товита, Маккавейские. В более поздние времена составлен третий отдел Библии – Учительные книги. К этому отделу относятся: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломонова, Премудрость Иисуса сына Сирахова. Наконец, творения святых пророков составили четвертый отдел Священных книг – книги Пророческие. В этот отдел включаются: книга пророка Исаии, пророка Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремии, книга пророка Варуха, книга пророка Иезекииля, книга пророка Даниила и 12 малых Пророков.

Работы даже не упоминалось. Ириней, подробно пишите о антихристианских документах, таких как, Например, Гностические Евангелия; они всегда называются еретическими. Об этом не говорит ни один ранний христианский или мусульманский писатель. Тот факт, что появление евангелиста в Барнабасе появился позже, возможно, наиболее ярко проявляется в описании средневековой жизни в Центральной Европе, а также в году юбилея, который происходит каждые 100 лет, что не объяснялось до четырнадцатого века. Как Барнабас, или любой другой автор первого века, знал о такой исторической детали, за сотни лет до этого?

21.4. Что означает деление книг Библии на канонические и неканонические?

– в изданиях Библии помещает в составе Ветхого Завета несколько неканонических книг: 1-я, 2-я и 3-я Маккавейские, 2-я и 3-я Ездры, Товита, Варуха, Юдифь, книга Премудрости Соломона, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Формальным признаком, отличающим неканонические книги от канонических, является язык, на котором эти книги дошли до нас. Все канонические книги Ветхого Завета сохранились на древнееврейском языке, тогда как неканонические дошли до нас на языке греческом, за исключением 3-й книги Ездры, сохранившейся в латинском переводе.

Норман Гейслер заключает: «Свидетельство тому, что это не Евангелие, написанное в первом веке учеником Иисуса, является ошеломляющим». Они не только говорят о доказательствах того, что это письмо было написано Варнавой в первом столетии, некоторые ученые даже считают, что это Евангелие является подделкой. Эксперт пишет: «На мой взгляд, научные исследования последовательно доказывают, что это Евангелие является подделкой».

Христианские и светские ученые не единственные, кто оценил, что текст был изменен, и кто-то хотел изобразить Писание в обманчивом смысле как произведение Варнавы, современника Павла. Ряд мусульманских ученых также разделяют это мнение: согласно энциклопедии ислама: «Что касается Барнабванджелия, то нет сомнений в том, что это средневековая подделка».

В III в. до Р.Х. большая часть книг Ветхого Завета была переведена с древнееврейского языка на греческий по требованию египетского царя Филадельфа Птолемея. По преданию, перевод был выполнен семьюдесятью еврейскими толковниками, поэтому греческий перевод Ветхого Завета получил название «Септуагианта». Православная Церковь усвояет греческому тексту Ветхого Завета авторитет не меньший, чем тексту древнееврейскому. Пользуясь ветхозаветными книгами, Церковь опирается в равной степени и на древнееврейский, и на греческий текст. В каждом конкретном случае предпочтение отдается тексту, который более соответствует церковному учению.

Является ли Новый Завет надежным?

Это ставит вопрос о том, насколько на самом деле действительно Новый Завет. Разве страницы Нового Завета позволяют нам видеть истинного Иисуса? Неужели книги Нового Завета появились достаточно рано, чтобы стать свидетелем очевидцев? Они должны были быть написаны в первом веке. Давайте посмотрим на доказательства и сравним нисхождение Нового Завета с тем, что мы нашли для Евангелия Варнавы.

История основана на трех основных источниках, касающихся дат 27 книг Нового Завета. Свидетельство от врагов Церкви Ранние христианские отчеты Ранние рукописные копии еретиков. Первая заметка — это частичный список книг Нового Завета, которые были запрещены врагами Церкви, так называемой «Церковью», не касались этих еретиков, чтобы согласиться с лидерами Церкви относительно подлинности или происхождения Нового Завета. Тем не менее, два ранних еретика, Маркион и Валентин, приписывали апостолам писания различных книг и отрывков Нового Завета.

Новозаветные священные книги все являются каноническими.

21.5. Как надо понимать неканонические книги Библии?

– Неканонические книги рекомендуются Церковью для назидательного чтения и пользуются большим веро– и нравоучительным авторитетом. Что так называемые неканонические книги Церковь приняла в свою жизнь, свидетельствуется тем, что в богослужениях они употребляются совершенно так же, как и канонические и, например, книга Премудрости Соломоновой является наиболее читаемой из Ветхого Завета за богослужениями.

Д. привел Маркион 11 из 27 книг Нового Завета как подлинное писание Апостолов. Примерно в то же время гностик Валентин также ссылается на различные темы и параграфы Нового Завета. Это доказывает нам, что в середине второго века многие книги Нового Завета циркулировали в течение некоторого времени. Даже эти гностические «изгои» приняли эти новозаветные сообщения как свидетельства очевидцев от самих апостолов.

Наш второй пункт — это огромное количество ранних христианских писем, проповедей, комментариев и вероучений, которые относятся к Иисусу как к воскресшему Господу. Они появились через пять лет после его распятия. Хотя многие из этих сочинений были сожжены по приказу римского императора Диоклетиана, тысячи выжили.

Русская православная Библия, как и славянская, содержит все 39 канонических и 11 неканонических книг Ветхого Завета. Протестанты и все западные проповедники пользуются только канонической Библией.

21.6. Что содержится в книгах Нового Завета и для чего он написан?

– Священные книги Нового Завета написаны святыми апостолами с целью изобразить спасение людей, совершенное воплотившимся Сыном Божиим – Господом нашим Иисусом Христом. В соответствии с этой высокой целью, они повествуют о величайшем событии воплощения Сына Божия, о земной Его жизни, об учении, которое Он проповедовал, о чудесах, которые Он творил, о Его искупительных страданиях и крестной смерти, о преславном Воскресении из мертвых и Вознесении на небо, о начальном периоде распространения Христовой веры через святых апостолов, разъясняют нам учение Христово в его многообразном приложении к жизни и предупреждают о последних судьбах мира и человечества.

Количество этих документов действительно впечатляет: более тысячи полных или частично сохранившихся писаний, некоторые из первых столетий. Основываясь на их содержании, почти несколько стихов могли воспроизвести почти весь Новый Завет. Как уже отмечалось, до пятнадцатого века есть только две ссылки на эту работу, и сомнительно, действительно ли эти ссылки ссылаются на рассматриваемое варнавское евангелие. Самые ранние сочинения вне Нового Завета исходили от людей, которые знали и следовали за Павлом, Петром, Иоанном и другими апостолами.

21.7. Что называется Евангелием?

– Первые четыре новозаветные книги (святое благовествование от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна) называются «Четвероевангелием» или просто «Евангелием», потому что в них содержится благая весть (слово «Евангелие» по-гречески значит «благая» или «добрая весть», почему и переведено на русский язык словом «благовествование») о приходе в мир обещанного Богом прародителям Божественного Искупителя и о совершенном Им великом деле спасения человечества.

Эти руководители ранней христианской церкви не были свидетелями Иисуса, но узнали о нем через тех, кто действительно видел и слышал его. Примечательно, что ее писания подтверждают многие подробности Нового Завета об Иисусе, включая его распятие и воскресение.

Наиболее важные из этих ранних свидетельств вне Нового Завета — от Клеменса Рима, Игнатия Антиохийского и Поликарпа Смирны. Климент из Рима написал подробное письмо церкви в Коринфе, где упомянул Матфея, Иоанна и первое Послание Павла к Коринфянам. Поскольку письмо Клементса было написано в 96 году, эти три книги должны были возникнуть раньше. Епископ Антиохийский Игнатий, ученик Апостола Иоанна, около года написал письмо христианским собраниям, а другой епископ Поликарп, в котором он ссылается на шесть писем Павла.

Все остальные книги Нового Завета часто объединяются под названием «Апостол», потому что содержат в себе повествование о деяниях святых апостолов и изложение их наставлений первым христианам.

21.8. Почему четырех евангелистов иногда изображают в виде животных?

– Древние христианские писатели сравнивали Четвероевангелие с рекой, которая, выходя из Эдема для орошения насажденного Богом рая, разделялась на четыре реки, протекавшие по странам, изобиловавшим всякими драгоценностями. Еще более традиционным символом для четырех Евангелий является таинственная колесница, которую видел пророк Иезекииль при реке Ховар (1:1-28) и которая состояла из четырех существ – человека, льва, тельца и орла. Эти существа, каждое в отдельности, и стали символами евангелистов. Христианское искусство, начиная с V века, изображает святого Матфея с человеком или ангелом, святого Марка – со львом, святого Луку – с тельцом, святого Иоанна – с орлом.

Из этого можно сделать вывод, что Евангелие должно было существовать в течение первого столетия, в то время, когда некоторые из свидетелей все еще жили. Как мы видели, таких ранних ссылок на евангелие из рабынь нет. Наша третья ссылка основана на обильном количестве ранних рукописей Нового Завета, что облегчает ученым определение приблизительного периода, в котором они были изначально написаны. Если вы добавляете транскрипты на других языках, существует более 1000 таких манускриптов.

В начале двадцатого века в Египте был обнаружен фрагмент Евангелия от Иоанна, датируемый 117-138 годами. Известный библейский исследователь Брюс Мецгер выразил важность этой выдающейся находки следующим образом. Открытие этого фрагмента дает понять, что в течение одного поколения от того времени, когда Иоанн написал это Евангелие, его копия происходила из Малой Азии в Египет.

21.9. Что символически обозначают эти существа, в виде которых изображают четырех евангелистов?

– Символом евангелиста Матфея стал человек потому, что он в своем Евангелии особенно подчеркивает человеческое происхождение Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама; евангелиста Марка – лев, ибо он выводит в особенности царственное всемогущество Господа; евангелиста Луки – телец (телец, как жертвенное животное), ибо он по преимуществу говорит о Христе как о великом Первосвященнике, принесшем Самого Себя в жертву за грехи мира; евангелиста Иоанна – орел, так как он особой возвышенностью своих мыслей и даже самой величественностью своего слога высоко парит в небе, подобно орлу, «над облаками человеческой немощности», по выражению блаженного Августина.

Согласованное мнение ученых

Уоллес, который занимается фрагментом свитков Мертвого моря, также датирует их в первом веке. Несмотря на различные взгляды на этот фрагмент, собранные доказательства из других манускриптов сильно говорят о Новом Завете, возникшем в первом веке. До этих открытий критические немецкие ученые, в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, думали, что Новый Завет был написан неизвестными авторами во втором веке. Эти новые обложки, однако, показывают, что его книги все датируются первым веком. Так пишет историк Пол Джонсон.

21.10. Какое Евангелие лучше купить?

– Церковью признаны только те Евангелия, которые написаны Апостолами, и которые с самого момента их написания стали распространяться по церковным общинам и читаться во время богослужебных собраний. Их четыре – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. С самого начала эти Евангелия имели всеобщее распространение и непререкаемый авторитет в Церкви. С конца I века в церковной среде появилась специфическая ересь – гностицизм, родственник современной теософии и оккультизма. Для того, чтобы придать текстам, проповедующим гностические взгляды, некий авторитет, еретики стали надписывать их именами Апостолов – Фомы, Филиппа и др. Но Церковь не приняла эти «евангелия». Логика отбора базировалась на двух вещах: 1) в этих «евангелиях» проповедовалось совсем иное учение, отличное от учения Христа и Апостолов, и 2) эти «евангелия» «пропихивались» в Церковь «сбоку», их не знали все церковные общины всех времен, как это было с четырьмя каноническими Евангелиями; следовательно они не выражали веру Вселенской Христовой Церкви.

Уже невозможно серьезно после конца девятнадцатого и начала двадцатого века, что Новый Завет представляет собой сборник недавних и в значительной степени придуманных счетов. В настоящее время никто не сомневается, что письма Павла, самые ранние христианские доказательства, являются подлинными, и никто не дает их до конца пятидесятых годов первого века.

Робинсон, который работал в Кембридже, даже отложил работу на более раннюю дату; По его словам, большая часть Нового Завета была написана между 40 и 65 годами. Робинсон делает это из-за того, что разрушение Иерусалима не записано ни в одной из книг Нового Завета.

21.11. Из чего можно видеть могущественное действие христианского учения?

– Хотя бы из того, что двенадцать апостолов, бывших до встречи со Спасителем бедными и необразованными людьми, этим учением покорили и привели к Христу сильных, мудрых и богатых, царей и царства.

21.12. Когда Церковь предлагает учение Священного Писания не знающим его людям, какие она представляет свидетельства того, что это есть истинное слово Божие?

Такое ключевое событие, несомненно, было бы упомянуто там, если бы оно имело место ранее. Еще одним признаком того, что работа была создана ранее, является тот факт, что смерть двух апостолов Петра и Павла в 66 году также остается неизменной. Их жизнь подробно описана в Новом Завете, так почему бы не упомянуть их смерть? Многие ученые считают, что они просто не умерли в то время, когда появился Новый Завет.

Большинство исследователей сегодня согласны с тем, что письма Павла были начаты в начале пятидесятых годов и что Синоптические Евангелия появились с начала до середины шестидесятых годов первого века. Д. но есть явное согласие, что все книги Нового Завета вытекают из первого века.

– С течением веков род человеческий не смог создать более возвышенного, чем Евангельское учение о Боге и человеке, о смысле человеческой жизни, о любви к Богу и людям, о смирении, о молитве за врагов и так далее. Это учение настолько возвышенно и глубоко проникает в человеческую природу, поднимает ее до такой высоты, до такого богоподобного совершенства, что совершенно невозможно допустить, что его могли создать ученики Христа.

Эти выводы означают, что новозаветные сообщения Иисуса были написаны через семь-тридцать лет после его смерти, когда были тысячи свидетелей, которые могли бы исправить сообщения, если бы они были неправы. Но нам ничего не остается, что ставит под сомнение этих очевидцев.

Свидетельства подлинности Нового Завета превосходят все другие находки с древних времен. Богатство рукописей и, прежде всего, тесная временная основа между оригинальными и самыми ранними существующими копиями, делает Новый Завет, безусловно, самым документированным текстом всех древних документов в мире.

Очевидно также, что и Сам Христос, если бы Он был просто человеком, не мог бы создать такого учения. Только Бог мог дать столь чудное, святое, Божественное учение, возводящее человека на такую духовную высоту, которой достигли многие святые христианского мира.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.

В следующей таблице показано, что Новый Завет содержит гораздо больше рукописей с гораздо более ранним происхождением, чем Евангелие Варнавы. Сравнение Нового Завета с Евангелием Варнавы показывает. Большинство ученых согласны. Чтение Нового Завета дает понять, что авторы очень стремились честно представить жизнь, слова и события, связанные с Иисусом. Лука, автор не только Евангелия от Луки, но и история апостолов, выражает это следующим образом.

Многие были обеспокоены сообщением о событиях, которые произошли здесь. Они полагаются на показания свидетелей, которые были переданы нам с первых учеников. Из того факта, что Новый Завет был настолько ранним, почти можно сделать вывод, что слова тех, кто знал его как современников, были переданы нам, что Иисус проповедовал и кем он был на самом деле. Один из этих очевидцев, апостол Петр, писал.

Евангелие от Матфея — первая из книг Нового Завета. Евангелие от Матфея относится к каноническим Евангелиям. Новый завет начинается четырьмя евангелиями – жизнеописаниями Иисуса Христа. Три первые Евангелия схожи между собой, поэтому их называют синоптическими (от греческого «синоптикос» — видеть сообща).

Читать Евангелие от Матфея.

Евангелие от Матфея состоит из 28 глав.

Церковное предание называет автором Матфея – сборщика податей, который последовал за Христом. Однако современные исследователи полагают, что Евангелие не было написано непосредственным очевидцем события, а, следовательно, апостол Матфей не может быть автором первого Евангелия. Считается, что данный текст был написан несколько позже, а неизвестный автор опирался на Евангелие от Марка и на недошедший до нас источник Q.

Тема Евангелия от Матфея

Главная тема Евангелия от Матфея — жизнь и деятельность Иисуса Христа. Книга была предназначена для еврейской аудитории. Евангелие от Матфея изобилует ссылками на мессианские ветхозаветные пророчества. Цель автора – показать, что мессианские пророчества сбываются в пришествие Сына Божьего.

В Евангелии подробно описывается родословная Спасителя, начиная от Авраама и заканчивая Иосифом Обручником — мужем девы Марии.

Особенности Евангелия от Матфея.

Евангелие от Матфея — единственная книга Нового Завета, которая была написана не по-гречески. Арамейский оригинал Евангелия был утерян, а в канон был включён греческий перевод.

Деятельность мессии рассматривается в Евангелии с трех точек зрения:

  • как Пророка,
  • как Законодателя,
  • как Первосвященника.

В этой книге главное внимание уделяется учению Христа.

Евангелие от Матфея во многом повторяет другие синоптические Евангелия, однако здесь есть несколько моментов, которые не раскрыты ни в одной другой книге Нового Завета:

  • История исцеление двух слепцов,
  • История исцеление немого бесноватого,
  • История о монете во рту рыбы.

Есть в данном Евангелии также и несколько оригинальных притч:

  • притча о плевелах,
  • притча о сокровище в поле,
  • притча о драгоценной жемчужине,
  • притча о неводе,
  • притча о немилосердном заимодавце,
  • притча о работниках в винограднике,
  • притча о двух сыновьях,
  • притча о брачном пире,
  • притча о десяти девах,
  • притча о талантах.

Толкование Евангелия от Матфея

Помимо описания рождения, жизни и смерти Иисуса, в Евангелии также раскрываются темы о Втором Пришествии Христовом, об эсхатологическом раскрытии Царства и в повседневной духовной жизни Церкви

Книга была написана для выполнения 2-х задач:

  1. Рассказать иудеям, что Иисус есть их Мессия.
  2. Приободрить тех, кто верил в Иисуса как в Мессию и боялся, что Бог отвернется от народа Его после того, как был распят Его Сын. Матфей говорил, что Бог не отказался от народа и что Царство, обещанное ранее, придет в будущем.

Евангелие от Матфея свидетельствует, что Иисус – Мессия. Автор отвечает на вопрос «Если Иисус действительно Мессия, то почему Он не установил обещанного Царства?» Автор говорит, что это Царство приняло иную форму и что Иисус снова возвратится на землю, чтобы установить на ней Свою власть. Спаситель пришел с благой вестью к народу, но в соответствии с Божьим планом Его весть была отвергнута, чтобы прозвучать позже для всех народов во всем мире.

Глава 1 . Родословная Спасителя. Рождение Мессии.

Глава 2. Бегство Святого Семейства в Египет. Возвращение Святого Семейства в Назарет.

Глава 3 . Крещение Иисуса Иоанном Крестителем.

Глава 4. Начало проповеднической деятельности Иисуса Христа в Галилее. Первые ученики Христа.

Главы 5 – 7. Нагорная проповедь.

Главы 8 – 9 . Проповеди в Галилее. Чудеса Христа. Власть спасителя над болезнями, силами зла, природой, над смертью. Умение Спасителя прощать. Способность обращать тьму в свет и изгонять бесов.

Глава 10 . Призвание 12 апостолов

Глава 11 . Вызов, брошенный власти Сына Божьего.

Глава 12. Споры о власти нового Царя.

Главы 13 – 18 . Чудеса и притчи Христа. Проповедь в Галилее и близлежащих землях.

Главы 19 – 20. Иисус идёт из Галилеи в Иудею.

Главы 21 – 22. Вход Иисуса в Иерусалим и проповеди там.

Глава 23. Обличение Иисусом фарисеев.

Глава 24. Иисус предсказывает свое Второе Пришествие после разрушения Иерусалима.

Глава 25. Новые притчи. Объяснение будущих событий.

Глава 26. Помазание Иисуса миром. Тайная вечеря. Арест Мессии и суд.

Глава 27. Иисус Христос перед Пилатом. Распятие и погребение Спасителя.

Глава 28. Воскрешение Иисуса.

Здравствуйте батюшка, у меня болят ноги от долгого стояния и можно ли читать Евангелие сидя? Спасибо.

Христос Воскресе!

Здравствуйте, Надежда.

Начнем с того, что читать Священное Писание необходимо, прежде всего, как можно чаще и внимательнее. Перед чтением помолиться, прося Господа благословить Вас на чтение Слова Его и наставить Вас в правильном понимании Слова и помочь применить Слово в жизни. Хорошо читать с толкованиями, чтобы правильно понять прочитанное. Читать стоя или сидя — как Вам удобнее, но не в коем случае лежа. Самое главное, чтобы Слово сеялось в Вашу душу.

Для больных можно и лежа. Но непременно такое чтение должно быть благоговейным и сосредоточенным: нельзя совмещать чтение Священного Писания с музыкой, телевидением, едой, разговорами. Книгу нужно соблюдать в чистоте и опрятности. Перед чтением и после него хотя бы и кратко но помолиться (можно и про себя).

Тихон Задонский учил: «Хотящему читать или слушать слово Божие с пользой духовной нужно примечать следующее:

1. Поскольку оно есть дорогой Божий дар, должно читать или слушать его с благоговением, охотой и усердием.

2. Должно слушать или читать слово Божие не для того, чтобы остроумным или словесным быть, но чтобы Бога и Христа Сына Божия и волю Его святую познать и так вечное спасение получить.

3. Скрыть его в сердце как сокровище, хранить и поучаться в нем день и ночь (Пс.1, 2) и так питать им душу, как тело — хлебом.

Ибо как светильник без масла, так и вера без слова Божия угасает.

«Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17).

4. Должно читать не много страниц, ибо много прочитавшему не можно все уразуметь и в памяти содержать.

5. Не смотреть на других, что они делают, но держаться единого слова Божия; ибо день ото дня вера и любовь умаляются в людях и умножаются соблазны, колеблющие сердце наше.

6. И начинать читать и оканчивать чтение подобает с молитвою. Начинающему читать или слушать можно молиться так: «открой очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс. 118, 18) или «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Отверзи мой ум разумети святое Твое слово, якоже апостолом Твоим отверзл еси».

7. Окончив чтение или слушание, должно благодарить милосердного Бога, что благоволил нам возжечь сей светильник истины».

К словам святителя Тихона добавим и слова преподобного Серафима Саровского:

«Очень полезно заниматься чтением Слова Божия, и в уединении прочитать всю Библию разумно. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. Евангелие и послание Апостолов должно читать , стоя пред святыми иконами, а псалмы можно читать сидя «. Сам преподобный Серафим постоянно прочитывал за неделю весь Новый Завет.

А как же нам читать Священное Писание? Вот что советуют оптинские старцы.

Кроме церковных служб, обязательно ежедневно читать одну главу из Евангелия по ряду, начиная с первой главы Евангелия от Матфея до последней главы Евангелия от Иоанна, и две главы из Апостола, также по ряду, начиная с деяний Святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса, причем последние семь глав Апокалипсиса читать по одной в сутки; тогда последняя из них читается в тот же день, что и последняя глава Евангелия от Иоанна. По окончании, таким образом, чтения всего Нового Завета начинать вновь с первых глав новый круг чтения.

Из Псалтири читать по одной кафизме в сутки, начиная с первой до последней включительно.

Домашнее чтение Евангелия можно предварять следующей молитвой:

Господи, Иисусе Христе, Боже мой, словесами Божественнаго Евангелия Твоего излей благодать Твою в сердце мое ко истреблению страстей и грехов моих и даруй мне силу ко исправлению во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Вернуться к списку вопросов

На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в данной книге. В ней врачи-психологи дают практические советы и рекомендации по основам

П. И. Юнацкевич, В. А. Кулганов

Как выйти из невроза?

Практические советы психолога.

Как научиться противостоять болезни еще до ее проявления? Как создать

в себе личность, имеющую мощный психологический барьер против страхов,

растерянности, неуверенности в себе, которые неизбежно возникают и в

неожиданной экстремальной ситуации, и в повседневной жизни?

На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в данной книге. В

ней врачи-психологи дают практические советы и рекомендации по основам

самоукрепления психического здоровья и профилактики нервно-психических

заболеваний.

КАК ТЕРЯЮТ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Глава первая. О ПРИЧИНАХ НЕВРОЗОВ

Что такое невроз

Причины неврозов

Что говорит о неврозах Зигмунд Фрейд

Что вызывает психическая травма

Нарушения вегетативных функций

Психологические кризисы

Глава вторая. КАК ДЕЛАЮТ СВОЕГО РЕБЕНКА НЕВРОТИКОМ

Детский невроз: Как его приобретают?

Как избежать развития невроза?

Как горе-родители формируют тревожность у детей дошкольного возраста

Антипедагогические рекомендации родителям

Глава третья. КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕВРОЗА, РАЗРЕШАЯ КОНФЛИКТЫ

Природа конфликтов

Конфликты и нервы

Глава четвертая. ДУШЕВНАЯ ПОДДЕРЖКА НЕВРОТИКАМ, ПОТЕРЯВШИМ ИНТЕРЕС К ЖИЗНИ

Отношение религии к самоубийству

Нравоучения для невротиков

Духовная борьба с искушением самоубийства

Глава пятая. ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Когда можно ставить диагноз

Подумай о своем здоровье

Адаптация невротика

Глава шестая. БИЗНЕС-КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ НЕВРОТИКОВ

Консультация клиента-невротика

Как построить рекламу для невротиков

Как можно улучшить настроение деловому человеку?

Как повысить работоспособность у невротизированного человека

Как невротику научиться владеть собой?

Заключение

Литература

КАК ТЕРЯЮТ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

по этому поводу скажут окружающие?>

Каждый раз, когда мы заглядываем в зеркало, возникает желание:

1. Порадоваться своей красоте;

2. Выразить соболезнование противникам;

3. Представить себя в объятьях очаровательной особы;

4. Больше туда не смотреть и т. д.

А тем временем в нашей стране все более настойчиво и активно

пробивают себе дорогу социально-экономические процессы, которые порождают

новый слой людей — работающих все больше и больше, но получающих за свой

труд все меньше и меньше. Они стараются профессионально заниматься

предпринимательской и управленческой деятельностью. Этих людей называют

служащими, сотрудниками фирм, менеджерами, а сам процесс работы —

выживанием Сохранить свое психическое здоровье становится все труднее и

труднее. Ныне уже само понятие «здоровый человек» может отпугивать

«приличных» людей.

Эффективность выживания начинается с малого — умения осознать свои

личные цели, понимать и адекватно оценивать себя и других людей, правильно

распределять свое время, вовремя и оптимально принимать решения, активно

действовать, снимать стрессы, контролировать свой вес, нормально

одеваться, что-то есть и всем показывать, что красиво живешь.

Я — человек, профессионально осуществляющий функцию выживания в нашей

«рыночной» системе отношений. Чтобы получить долгожданную оплату или

крохотную прибыль, надо многому научиться:

— понимать природу процессов, происходящих в обществе;

— уметь распределять ответственность и силы в работе и семье;

— знать экономику и маркетинг, информационные технологии;

— уметь планировать и прогнозировать развитие своей деятельности и

личной жизни;

— следить за состоянием своего здоровья, вовремя осуществлять

профилактику заболевания. А чтобы заболеть, достаточно:

— перестать рационально распределять ответственность и силы в личной

жизни;

— взвалить все на своего супруга (сожителя) или самому (самой) тащить

на себе груз забот и хлопот;

— работать на нескольких работах, на износ;

— перестать следить за состоянием своего здоровья;

— конфликтовать с окружающими;

— постоянно высказывать свое мнение, задевая этим окружающих;

— не осуществлять профилактику первоначальных признаков заболеваний.

трудоспособность, аналитические навыки и общительность.>

В результате — болезнь, за которую надо будет платить:

— потерей работы;

— потерей супруга (сожителя или сожительницы, любовника или

любовницы);

— поиском дешевого «хорошего» специалиста, который «задаром» ухудшит

состояние здоровья;

— обращением за помощью к экстрасенсам и волшебникам за иллюзией

здоровья;

— покупкой иллюзии, самообманом.

всерьез и надолго.>

Признаки потенциального любителя заболеть неврозом:

— начинает ломать, рушить взаимоотношения с окружающими, между

коллегами и клиентами, с руководителями и представителями других фирм;

— затрудняется принимать решения в непростых, изменчивых ситуациях,

неясно и сложно излагает свои мысли.

враг.>

Чтобы полностью заболеть, нужно:

— перестать думать о развитии своих профессиональных возможностей;

— неадекватно оценивать себя и свое поведение;

— перестать считаться с интересами других людей;

— думать только о своем обогащении любой ценой.

условие для желающих потерять свою голову.>

Врач-психиатр, кандидат медицинских наук С. Ф. Аляпки; анализируя

своих пациентов — предпринимателей, временно потерявших голову, — выделил

способности и умения, которыми должны обладать люди, чтобы эффективно

выживать современных условиях Вот некоторые из них:

— наличие четких личных целей;

— наличие разумных личностных ценностей;

— знание современных подходов к окружающим людям;

— понимание сложных, изменчивых и противоречивых ситуаций и умение

находить выход из них,

— способность решать возникающие проблемы и принимать решения в

экстремальных ситуациях.

Кроме того, предприниматели должны обладать способностью к

инновациям, конструктивному мышлению, созданию оригинальных идей и

проектов, а также уметь быстро осваивать новые профессии и развивать себя

в разных направлениях.

области, верный своему шефу человек.>

Так много качеств должно сочетаться в одном человеке, чтобы он выжил

в условиях современного рынка. Возможно ли это? Да, и на помощь необходимо

призвать современную практическую психологию и педагогику, которые

объединяют достижения всех отраслей психолого-педагогических знаний, не

обходимых для решения сложных профессиональных проблем.

Чтобы выжить и не потерять от перегрузок голову, я должен обладать

высокой психологической культурой, которая является неотъемлемой частью

обшей культуры человека.

Для этого надо:

— понимать себя;

— познавать другого человека;

— уметь общаться с людьми;

— уметь регулировать свое поведение.

В нашей книге мы предлагаем советы практических психологов,

проработавших в военно-педагогической и медицинской системах, которые вы

можете использовать в своей работе и жизни.

Уже доказано, что успех любого предприятия на 85% зависит от желания

людей трудиться, а также от их взаимоотношений и умения общаться.

Чтобы был успех в деле, нужно:

— захотеть сделать дело;

— уметь делать дело;

— всем показать и рассказать, как ты умеешь делать дело;

— вертеться, вертеться и еще раз вертеться;

— хорошо презентовать результат своей работы окружающим.

Приумножить уже не получится.>

Эти вопросы находятся в компетенции психологии. Любому человеку нужна

практическая психология: умение использовать знания психологических

дисциплин в своей деятельности и в различных ситуациях.

Чтобы эффективность овладения знаниями, в том числе и

психологическими, была высокой, нужно прийти к пониманию их необходимости.

Процесс обучения (лучше сразу же совмещаемый с практикой) должен стать

внутренней потребностью. Важна положительная мотивация обучения.

Что мне даст отсутствие психологических знаний?

1. Буду слишком самоуверенным человеком.

2. Мне будет казаться, что я все знаю.

3. Буду ненавидеть тех людей, которые мне советуют.

4. Не сумею принимать выгодные и перспективные решения.

5. Приобрету диагноз «невроз».

6. Потеряю точку опоры.

7. Стану игрушкой в чужих руках.

Что мне дадут психологические знания?

1. Они способствуют формированию доброжелательных отношений между

людьми.

2. Набор правил поведения, в которых удачно систематизирована

представленная информация.

3. Несмотря на недостаточную разработку теоретических положений и

практических рекомендаций, в примерах, приводимых нами, на эмоциональном

уровне прослеживаются без раскрытия глубинные фундаментальные основы

эффективных методов взаимоотношений и поведения в современных условиях.

В приобретении психологических знаний, как и любых других,

эффективность существенно нарастает при наличии системы усвоения

информации.

Мы формируем свои внутренние системы знаний и ценностей. А насколько

эти системы обоснованы, рациональны и эффективны? Сразу можно сказать, что

у нас они деформированы. Это связано с многовековой дифференциацией знаний

и умений, резко усилившейся в последнее время. Профессиональная «гордость»

и узкая специализация приводят к «отождествлению» личности со своей

областью деятельности и знаний, как бы заставляя на все смотреть с этой

своей точки зрения.

Можно предложить один из вариантов системы знаний (включая

психологические и непосредственно стыкующиеся с ними знания), позволяющий

облегчить и ускорить овладение ими. Узловым моментом должно быть изучение

основных принципов профилактики невротических состояний и выживания.

В мире с открытой саморазвивающейся рыночной системой можно

проследить три этапа развития:

1) с конца XIX века до 1935 года основным фактором являлось

материальное стимулирование, но одновременно серьезное внимание уделялось

системам организации, безопасности труда, обучению кадров;

2) с 1935 по 1960 годы начинает внедряться доктрина «человеческих

отношений», родоначальником которой является Э. Мейо, выдвинувший на

первое место моральное стимулирование и роль неформальных лидеров;

3) борьба со стрессами, консультативная деятельность, подбор,

расстановка кадров и другие факторы, разработка которых началась на втором

этапе, широкое развитие получили третьем этапе (с 1960 года), где основной

стала самореализация работника и его здоровье.

На всех трех этапах развития практических психологических знаний

прослеживается простая прагматическая идея:

Легкое отношение к своему здоровью — вредно для себя. Чем меньше

лучше мы к себе — тем больше хуже к нам здоровье.

здоровья.>

Острая нехватка психологических, психогигиенических и

мировоззренческих знаний, позволяющих понять себя, других людей, свое

место и роль в мире, способствует ухудшению своего психического здоровья.

Без психологических знаний трудно выжить в современных условиях.

Однако их присутствие еще не гарантия психического здоровья.

Другой крупной узловой проблемой может стать рассмотрение основ

целостного подхода к системе «человек — рынок — человек». Необходимо

помнить, что одинаково важны все сферы:

— потребность человека в человеческих отношениях к себе;

— рыночная основа взаимоотношений людей, преследующая цели извлечения

прибыли и ставящая людей в конкурирующие отношения, вызывающие напряжение;

— стрессогенность рыночных взаимоотношений;

— психотравмирующая информация от конкурентов;

— система организации и целостный их охват;

— потребность человека в саморазвитии и сохранении своего здоровья.

родственники.>

Такой подход должен распространяться на все элементы системы «человек

— рынок — человек», в каждом из которых приоритет должен отдаваться

человеческим отношениям, укрепляющим здоровье, в том числе и психическое.

Хотя нашему современнику в своей деятельности основное внимание

приходится уделять проблемам выживания, он должен иметь представление об

основных принципах профилактики невротических состояний, а также о том,

что ему делать с невротиком.

Такие знания помогут не только повысить эффективность выживания,

безопасность его деятельности, но и реализовать творческие резервы

человека. Учитывая тот факт, что психическое здоровье большинства

населения подорвано старательными усилиями ряда должностных лиц высшего

уровня власти, информация о неврозах приобретает особое значение.

Также необходимо ознакомиться с основами психогигиенических знаний,

уметь выявлять причины невротических нарушений, особенно связанных с

повседневной деятельностью человека. Что важно:

— какие факторы формируют невротические состояния?

— как процесс борьбы за выживание сказывается на моем психическом

здоровье?

— как у невротика идут дела с профессиональной деятельностью?

— что делать, чтобы гармонизировать свою личность и быть успешно

востребованным специалистом в условиях современной экономики?

Люди по-разному приспосабливаются к современным жизненным условиям.

По способности адаптироваться, можно выделить три типа:

1) с ориентацией на текущий момент и легкой приспосабливаемостью к

обстановке;

2) с ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках

жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами;

3) с ориентацией на будущее, не адекватным ситуации поведением, плохо

приспособленным к иерархической структуре.

Первый тип людей эффективнее работает при принятии решений, второй —

при их реализации в рамках имеющейся структуры, а третий может

использоваться в качестве генератора идей. Знания о возможностях и типах

адаптации других людей позволяют разумно строить с ними деловые отношения

и находить пути выхода из затруднительного финансового положения, так

характерного для большинства населения нашей страны.

Каждому человеку, чтобы выжить и сохранить свое психическое здоровье,

важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Для этого

нужно:

— научиться познавать себя и других людей;

— выявлять проблемы в характере и своевременно работать над ними;

— понимать свою направленность личности;

— строить здоровое отношение к деятельности и жизни, целям и

жизненным ситуациям;

— руководить эмоциональным поведением в напряженных ситуациях и

межличностных отношениях;

— развивать деловые свойства,

— уметь держать себя в общении с невротиком.

большинство людей не привыкли, и им часто лень вести здоровый образ жизни,

так как это требует определенных усилий воли и желания.>

Необходимо перейти не к лечению, а к профилактике заболеваний.

Признаки «тяжелого случая», трудно поддающегося лечению:

— не хочу познавать себя и других людей;

— свой характер не собираюсь менять и под кого-то там подстраиваться;

— не понимаю себя, затрудняюсь в ответе на вопрос: «Что же я хочу?»;

— пагубные и вредные привычки;

— теряю контроль над эмоциональным поведением в напряженных ситуациях

и межличностных отношениях;

— не развиваю деловых свойств;

— не умею держать себя в общении с себе подобными;

— нетерпеливо отношусь к слабостям окружающих;

— всех ненавижу;

— понимаю, что никого я в этой жизни не люблю.

Здоровье — это ресурс, а не издержки жизни. Укрепляя его, надо нести

ответственность за него в той же мере, что и за цели жизни. Ваше здоровье

— это стратегический ресурс, размеры которого должны отвечать

стратегическим целям. Нельзя допустить, чтобы жизнь делилась на две части:

— первую половину жизни трачу свое здоровье на то, чтобы заработать;

— вторую половину — на восстановление здоровья.

Цель бизнеса: создание покупателя, но не создание себе проблем, цена

которым — неврозы. Работая на современном рынке, не нужно класть на алтарь

последнее — свое здоровье. Его никто не восполнит.

Итак, для того, чтобы успешно заболеть неврозом, необходимо забыть о

практической психологии, постараться не вникать в советы и рекомендации,

которые предлагают психологи.

Когда же вам станет плохо, ни в коем случае не обращайтесь за помощью

к психологам. Вы же сами себе психолог! Зачем вам нужен советник? И кто

еще там собирается нас учить! Я же самый умный (самая умная)! Поэтому, не

мешайте развиваться заболеванию. Лучше болеть одному, чем слушать советы

многих о том, как надо выздороветь.

Зачем же нужно изучать психологию?

Психология в буквальном значении этого слова — наука о душе. История

ее, как изучение души человека, его психического мира методом

самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа, уходит далеко в глубь веков,

в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука

утвердилась лишь в конце XIX столетия, после того, как получила

экспериментальную базу и естественно-научную физиологическую основу.

Датой начала научной психологии считается 1879 год, когда в Лейпциге

Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. Путь развития

научной психологии был не простым, он отражает многообразие и сложность

практики, а также жизнедеятельности людей. Вначале разработки в психологии

носили сугубо теоретический характер, но затем, особенно в связи с

развитием производства и техники, на первый план выдвинулись практические

проблемы:

— работоспособность;

— взаимоотношения в группе;

— мотивация поведения;

— резервные возможности и т. д.

В середине XX века наблюдается активный процесс дифференциации

психологии на многочисленные отрасли — возрастная, медицинская,

инженерная, социальная, педагогическая, космическая, спортивная,

психология творчества и т. д.

Психология, развиваясь и как теоретическая наука, все ближе подходит

к практике. И возникает необходимость интеграции знаний из различных ее

областей для решения жизненно важных проблем конкретных людей. Это

приводит к появлению нового направления в психологической науке —

практической психологии.

В чем же суть и особенности практической психологии?

Известные психологи Ю. М. Забродин и В. В. Новиков отмечают, что

различие теоретической (научно-исследовательской) и научно-практической

психологии состоит прежде всего в предмете и объекте изучения. Научно-

практическая психология всегда имеет дело с реальным объектом, в котором

есть все: и личностная структура, и система психических процессов,

свойств, функций, и система функциональных и прочих психических состояний

со своей динамикой.

Понимание природы реального объекта при работе практического

психолога должно опираться не только на определенное предметное

представление, которое есть в психологической науке (или ее области), но и

на ту реальность, в которую включен этот реальный объект — человек.

Следовательно, в центре внимания практической психологии стоит

человек:

— реальный, живой, со всеми его особенностями, включенный в реальную

сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную);

— наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его

радовать и мучить.

Задача психологии и психологов — помочь человеку разобраться в себе,

в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся

ситуаций без значительных нервно-психических напряжений и срывов.

душевные муки. Уклонение от лечения — страдания и постоянная боль.>

Приобретение невроза — одно из последствий современной стремительной

жизни эмоционально-лабильного человека. Советы друзей и подруг помогут

активно приобрести эту неприятность, если ваши близкие сами обладают

данным заболеванием. Это наверняка вам известно. Однако встреча с больными

друзьями вас радует. Но это временно. Скоро вы сами начнете их радовать.

Профилактика невроза — важная задача для современного человека.

Советы психологов помогут активно осуществлять профилактику этого

заболевания.

В этом суть практической психологии, которая понимается нами как

интеграция знаний и методов из различных областей психологии с целью

решения проблем, возникающих у человека в различных сферах его

жизнедеятельности.

Нет такого больного, который не хочет стать здоровым, и слишком мало

людей, которые хотят вести здоровый образ жизни.

Глава первая. О ПРИЧИНАХ НЕВРОЗОВ

Что такое невроз?

Понятие «невроз» было введено в медицину в 1776 году Cullen. Оно

пришло на смену наивным представлениям гуморальной патологии о vapores

(парах) как причине болезни и позволило связать ряд патологических

состояний с вызвавшим их нарушением нервной деятельности. Таким образом,

для своего времени это понятие было прогрессивным.

В настоящее время в понятие «невроз» разными авторами вкладывается