Как писать записку о здравии?

Содержание

«На вопрос: ответы православных священников христианам»

Вопрос: Отличается ли по силе, помощь испрашиваемая у Бога в требах, то есть в заказной и простой записке: для человека, который крещен, но не ходит в храм и не причащается?

Отвечает священник Максим Каскун:
— Чем отличается записка заказная от простой? Все дело в том, что есть молитва за человека, а есть поминание. Заказная записка, это когда мы вынимаем частичку за человека и омываем кровью Христовой эту частичку, в результате чего ему прощаются многие грехи. Поэтому, если Вы хотите, чтобы молитва до Господа дошла, и чтобы человек, за которого Вы молитесь, пришел ко Христу, то за него надо заказывать, только заказные записки, чтобы вынималась частичка и омывалась кровью Христовой. Хотя по большому счету: — За все имена, должна выниматься частичка. Это разграничение, на заказную и простую, мне кажется ложное, и его не должно быть. Потому что за каждого человека, подающего имя в алтарь, должна быть вынута частичка, и его грехи должны быть смыты кровью Христовой. Что же касается молитвы и поминания, то при поминании, просто читаются имена: — Господь их поминает, но особой молитвы за них нет. Для того, чтобы помолиться за человека: — Надо хотя бы два предложения сказать, или «Господи помилуй!». Все это должно быть с чувством, скорбью, возношением рук, переживанием за этого человека. Поэтому, если Вы хотите, чтобы помолились за него, без вынимания частиц, то надо лично обращаться к священнослужителю и сказать, написать: — Прошу сугубых молитв о рабе таком-то. Лично эту записку передать и попросить молиться, чтобы батюшка, действительно помолился за него, или тот человек, которого будете просить. Потому что простое поминание, к сожалению, и нашему греху: — Не дает таких результатов. Поэтому надо понимать молитву, как горение души, скорбь за этого человека заблудшего: — Вот этого от нас господь ждет! А мы все поминаем, записки разложим и думаем: — Все! Нет, огонь к небу должен восходить, сердечный жар и слезы за погибающую душу. Вот это приятно Богу. А все остальное, оно потому и не приносит нам никаких плодов: — Там нет горение сердца, а только одно сухое поминание.

Панихида: за здравие или за упокой?

Ю.И. Рубан

Если бы кто-то пригласил вас на Панихиду, заметив при этом, что Трисвятое в начале Панихиды будет читать «тот, по ком Панихида служится», – вы сочли бы это шуткой, притом не слишком остроумной. Но это не шутка, а серьезная уставная ремарка из древнего богослужения «Панихида за живого человека», сохранявшегося, например, в грузинских Евхологиях до XVIII столетия! Эта непривычная для нас Панихида восходит к одному из богослужений суточного цикла по уставу Святой Софии Константинопольской, предназначенному для соборных и приходских церквей.

Как видим, само название этого соборного Часа – «Паннихис» (греч., буквально «Всенощное «!) – указывает на полную непричастность к заупокойной тематике. Это было торжественное бдение накануне великих праздников (после праздничной Вечерни) и во время Великого Поста. При этом Паннихис, вопреки этимологии названия (синоним греческой Агрипнии или русского Всенощного бдения), отнюдь не продолжалась всю ночь, но была сравнительно непродолжительной службой, состоящей из трех антифонов, пяти пресвитерских молитв и соответствующих им ектений. Пресвитерские молитвы Паннихис, приписываемые традицией св. Герману, патриарху Константинопольскому +733), «концентрируются на теме ночного бдения, на ночном поклонении в подражание бесплотным существам».

Замечательна судьба песненной Паннихис в русском богослужебном обиходе. Здесь эта торжественная византийская служба была очень популярной и, благодаря универсализму структуры и содержания, «служила рамкой к молитве по важным случаям», постепенно адаптируясь к доминирующему монастырскому богослужению по палестинскому Часослову. В древнерусских Служебниках она именовалась по-разному: «Панахида» или «Паннихида», «Панафида», «Понафида», «Понахида», «Понахыда», а также «Канон» или «Канун», «Молебен», «Вечерня»; иногда ее молитвы не имели названия.

Читайте также — Что нужно знать о заказной церковной записке?

Существует 12 правил церковной записки подаваемой за упокой или за здравие. Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. В записке «За упокой» мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, запомните 12 правил Церковной записки :

  1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
  2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении». С изображением креста.
  3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).
  4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
  5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).
  6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
  7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).
  8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
  9. Допускается включение в записку слов»воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного». Беременных женщин поминают, как непраздных
  10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы». Если упоминаемая вами женщина беременна, то в православной традиции перед именем можно указать — «непраздная».
  11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».
  12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви. На литургии можно подать записки: На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;
На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом; На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

Аналогично пишет и преподобный Паисий Величковский — Так же следует помнить, что записки на Литургию не подаются за людей, которые хоть и крещены. но не живут христианской жизнью. Об этом строго пишет святой Семион Солунский — » Но сколько полезно тому, за кого приносится жертва сия, когда он живет достойно званию Христианскому, столько бедственно и вредно тому, кто, предав себя греховной жизни, нерадит о достойном исправлении звания Христианскаго. Ибо частица, будучи принесена от имени какого либо Христианина, и близ Божественнаго хлеба возлежащая, когда он священнодействуется и пременяется в Тело Господне, делается причастною освящению, и внесенная в растворение Святаго Потира напояется тогда животворящею Кровию: почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом. Если душа благочестива, или хотя по слабости и в грех падает, но потом покаянием очищается: такое невидимо приемлет общение Духа Святаго, часто же и телесной сподобляется пользы, это свидетельствует многократно опыт. Ежели же кто будучи предан греху, и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе приимет от принесенной за него жертвы. Поэтому Священник внимательно должен наблюдат, чтобы не принимать приношений и не возносит жертв за таких людей, которые, изгнав из сердца своего стыд и совесть, предаются всякому беззаконию; за это и сам Священник подвергается вместе с ними осуждению. От сего-то приключаются человеку и многоразличныя искушения и скорби. Сего ради, вопиет Павел, мнози в вас немощни и недужливы, и спят довольни (1 Кор. 11, 30). » Семион Солунский (Фессалоникийский) (Книга о храме 63 слово)

«Если о православном явном грешнике не кающемся Церковь не разрешает приносить бескровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без всякого покаяния в противлении святой Церкви? Никак не может. О явном грешнике, что не подобает ему причащаться святых Таин и невозможно приносить за него бескровную жертву, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Солунский, следующими словами: «нет места неверным или иномудрствующему. Поэтому никак не следует какому бы то ни было священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и не кающемся, так как это приношение бывает им во осуждение, равно как и принятие страшных Таин недостойно и без покаяния причащающимся, как об этом говорит божественный Павел» (Кор.11:29). Того же Симеона, о каковых следует приносить частицы: «Явно согрешающих верных приношения священники не должны принимать, как случится, но сначала требовать покаяния. Ибо приобщение бывает приносимою частицею, и не подобает, будучи недостойными, причащаться этой жертвы». Того же Симеона о том, что священнику следует внимательно наблюдать, о ком он приносит частицу: «насколько полезно бывает приношение о достойно приносящих, настолько бедственно и вредно о недостойных, в какой мере это возможно для людей, ибо частица, принесенная о ком-либо, будучи положена вблизи божественного хлеба, после того как этот хлеб будет освященнодействован и станет телом Христовым, тотчас же и та частица причащается святыне; вложенная же в потир, соединяется и с Кровию, и этим сообщает благодать и той душе, за которую она принесена. Ибо бывает мысленное причащение, и если человек оказывается прилежащим благоговению, или хотя и из согрешивших, но покаявшийся, то невидимо, как мы сказали, он принимает душою причащение Духа. Во многих случаях, как мы убедились, он получает и телесную пользу. Поэтому и следует священнику внимательно наблюдать, чтобы не от всякого желающего принимать приношение, и не приносить о таких, которые грешат без всякого стыда, чтобы не быть осужденными вместе с ними». Доселе слова святого Симеона, лучше же сказать, слова всей святой соборной Церкви, ибо он говорит согласно с соборным мудрованием. Из этих слов вытекает, что об умерших без покаяния и в противлении святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ, пред Христом Богом в день страшного суда Его.»

Такого же мнения держались и оптинские старцы —

«Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, – не очищение, но осуждение для них бывает… Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мыслях стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым)…». (Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Письмо 207 к Фоме Никитичу и др. от 31 января 1836 г. – Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2000).

Образцы записок о здравии и упокоении.

Существует категория людей, которая ходит в храмы лишь изредка. Это связано с тем, что они попросту не знают, как вести себя в Церкви. На самом же деле, посещение этого святого места не требует ничего особенного. Все что нужно для посещения храма — правильная одежда и позитивный настрой.

Безоговорочным запретом для посещения этих мест является алкогольное и наркотическое опьянение. Поэтому смело ходите в церковь и просите Всевышнего здоровья и благополучия для всех своих живых родственников и успокоения для умерших. Как правильно подавать и оформлять записки о здравии и упокоении мы поговорим в нашей статье.

Какие бывают записки в Церковь о здравии и как они выглядят: виды, образцы, скачать бланк

Записка о здравии №1

Записка о здравии №2

Записка о здравии №3

В древние времена как таковой записки о здравии не существовало. Чаще всего при храме служил монах или монахиня, которые вели специальную тетрадь, куда и записывали имена тех, о ком надо молить Бога.

Это было связано с тем что до XVIII столетия мало людей умели писать и читать. Но по мере то, как люди становились грамотнее, в церковном обиходе появились специальные записки, которые можно было заполнить собственноручно.

Как правило, они имеют запоминающуюся красную окантовку, которая символизирует жизнь. Такая записка считается одноразовой, поэтому каждый раз, когда вы будете заказывать службу о здравии ваших родных вам, придется покупать новый бланк.

Виды записок о здравии:

  • Простая записка. Священнослужитель упомянет имена указанных в ней людей на обычном Богослужении. Как правило, делается это всего лишь один раз.
  • Заказная записка. Батюшка просить о здравии людей дважды. Первый раз на Богослужении, а затем повторно во время молитвы перед Престолом. В этом случае просящий обязательно должен написать в верхнем уголке записки слово «заказная».
  • Записка на Проскомидию. Считается самой сильной из всех вышеупомянутых. В этом случае о здоровье и благополучии людей будут просить на литургии.
  • Молебен. Данный вид записки предполагает, что священнослужитель будет обращаться непосредственно к выбранному вами святому. Для того чтобы он не ошибся, вам надо будет указать имя Святого в верхнем углу записки (например, молебен Николаю Чудотворцу).
  • Годовое, полугодовое поминовение. Как правило, в этом случае имена людей заносятся в специальную книжечку, которая называется синодик. После заполнения она отдается священнослужителю, и он в течении 6-12 месяцев молит Бога о людях на каждом Богослужении.

Записка о здравии: кого писать первым?

Образец заполнения записки о здравии

Что касается того, кого первым вписывать в записку о здравии, то единственное на чем настаивает Церковь, первыми в ней должны быть упомянуты священнослужители (если, конечно, в вашей семье такие есть). В этом случае кроме их имени, обязательно указывается церковный сан. Если говорить о простых людях, то чаще всего просящие располагают их по возрасту, начиная с самого старшего и заканчивая самым младшим. Да, поступать таким образом можно, ведь от места в списке точно не зависит количество Божьей Благодати, которую в итоге получит человек.

Поэтому если вам хочется, чтобы первым в списке был маленький ребенок, тогда смело располагайте его имя в первой строке. Но помните, что в одну записку нельзя вписать бесконечное число родственников. Чаще всего подобные бланки имеют либо 10, либо 15 отдельных граф. Поэтому при покупке готовой записки обязательно посмотрите хватит ли вам места. В случае если вы видите, что одной вам будет мало, тогда заполните сразу две и предайте их священнику с просьбой упомянуть всех родных в одном Богослужении.

Как правильно писать имена в записке о здравии: правила, пример

Имена в записку о здравии вписываются в родительном падеже

Сразу же хочется сказать, что имена в записке должны быть написаны максимально разборчивым почерком. В случае если вы напишете их очень мелко и коряво, то в итоге священнослужитель не сможет правильно их прочесть, а значит человек, которому вы желаете добра не получит Божьей Благодати. Поэтому ни в коем случае не спешите и прописывайте все буквы максимально правильно и по возможности крупным почерком. Также в этом случае допустимо использование крупных печатных букв.

Запомните, все имена должны быть вписаны в родительном падеже и отвечать на вопрос «кого?», например, Владислава, Владимира, Людмилы. Помимо этого, стоит учитывать, что в записку о здравии нельзя вписывать привычные нам сокращенные имена. В случае если в быту вы называете своего близкого человека Сашей, то в записку вам надо будет вписать полное имя Александр. В идеале священники советуют использовать для прошений о здравии церковные имена, данные людям при крещении. Поэтому будет лучше если вы узнаете, как звучит церковное имя и впишите в записку именно его.

Как правильно написать записку о здравии ребенка, девы, беременной женщины?

Рекомендации по написанию записок о здравии для беременных женщин и детей

Как вы уже, наверное, поняли, записки о здравии надо подавать с учетом определенных правил. Так, в них никогда не указывается фамилия и отчество человека, а также степень родства. Связано это с тем, что Бог и так знает кто кому и кем приходится, поэтому и нет надобности уточнять это в прошении. Единственное что вы должны помнить, что для детей и женщин существуют определенные обозначения. Так, например, детей до 7 лет в записках надо упоминать как младенцев (младенец Сергия).

Деток от 7 до 14 лет называют отроками, поэтому в записку их надо вписывать отр. Евгения. Перед именем беременной женщины надо поставить слово непраздная или плодоносящая, и тогда Всевышний будет знать, что вы просите не за одного, а двух человек. В случае с беременными лучше всего заказывать специальный молебен и обращаться к определенному Святому. Это может быть Тихвинская икона Божьей Матери или святые Петр и Феврония. Как правильно оформлять такие записки мы упоминали немного выше.

Как правильно написать записку Ксении Блаженной о здоровье?

Записка Ксении Блаженной о здоровье

Изначально хочется сказать, что Ксения Блаженная или как ее еще называют Петербуржская, является очень сильной Святой и если правильно к ней обратиться, то она сможет решить достаточно много проблем. Люди просят ее об улучшении здоровья, о полном исцелении души и тела, о счастливом замужестве и, конечно же, о детках.

Поэтому большинство людей с большой надеждой приезжают в часовню, в которой она похоронена и молят ее о помощи. Для того чтобы обратиться к Ксении Блаженной не надо особого бланка. Вы можете написать записку на обычном листке белой бумаги, просто сделать это максимально искренне.

Рекомендации по написанию записки:

  • Для начала от чистого сердца помолитесь Богу и самой Святой
  • Начинать свое обращение лучше всего со слов Ксения Блаженная или Ксения Петербуржская
  • Далее, разборчивым почерком опишите свою просьбу (вернуть здоровье или исцелить от тяжелой болезни)
  • Затем впишите в записку полные имена тех людей, о которых просите
  • В конце своего прошения обязательно напишите слово Аминь, и еще раз от чистого сердца помолитесь Богу и самой Ксении Блаженной
  • После этого записку можно будет отнести в специально отведенное место для приема подобных прошений

Как правильно подать записку о здравии?

Подается записка о здравии в церковной лавке

После того как записка о здравии будет заполнена, по всем церковным правилам вам надо будет ее отдать. Как правило, делается это в церковной лавке, в которой и покупаются специальные бланки. Чаще всего там сидит простая прихожанка, которая помогает священнику. Она собирает записки всю первую половину дня и перед самим Богослужением отдает их священнослужителю.

В некоторых храмах предусмотрены специальные места, в которых можно оставлять записки о здравии. Человек просто оставляет их там и, помолившись, уходит. Каждый день прошения оттуда забираются и во время Богослужения все имена обязательно зачитываются. Но помните, чтобы ваше прошение было воспринято правильно, подавать его надо, придерживаясь некоторых правил.

Вы всегда должны просить здоровья близким людям со спокойной душой и чистыми мыслями. Помимо этого, не забывайте, что обращаться к Богу пьяным, считается большим грехом. Поэтому по возможности откажитесь от полного употребления спиртных напитков за 3 дня до похода в церковь.

За кого можно подавать записки в церкви, а за кого нельзя?

Подаются записки о здравии исключительно за крещеных людей

Церковь придерживается строгих правил в плане того, за кого можно подавать записки о здравии и упокоении, а за кого нельзя. По церковным канонам просить можно только за крещеных людей всех возрастов. Если человек крещен, значит он имеет Ангела Хранителя, который и донесит до Бога все людские молитвы.

А вот за людей, которые не прошли обряд крещения не будет молиться ни одна церковь. Священнослужители аргументирует это тем, что человек не получил церковное имя, а значит Всевышний попросту не будет знать кому посылать Благодать.

Помимо этого, подавать записки нельзя за:

  • Еще нерожденного ребенка (после появления на этот свет его обязательно должны окрестить)
  • Некрещеных самоубийц (просить о прощении можно только после получения специального разрешения)
  • Людей, которых причисли лику к Святых (они уже имеют Божью Благодать и делятся ею с другими)

Почему нельзя подавать записки за некрещеных и самоубийц?

Для Всевышнего самоубийцы и некрещеные являются грешниками

Среди простых людей бытует мнение что на Радоницу можно просить об упокоении некрещеных и самоубийц. На самом же деле это совсем нет так. Церковь считает, что и одни и другие не могут получить прощение по причине того, что они грешны перед Богом.

Таких людей они считают грешниками, души которых никогда не смогут найти покой. По Божьим законам человек не имеет права лишать жизни самого себя. Поэтому если он решается на такой шаг, то это указывает на то что самоубийца не верит в то, что Всевышний способен помочь ему разобраться с мирскими проблемами. Помимо этого, считается что на такой шаг решаются слабые люди, неспособные нести свет другим.

Считается что и после смерти они не находят покой, поэтому и дальше продолжают терзаться от нерешенных проблем. Таких людей никогда не отпевают и хоронят в стороне от остальных. Единственное что советуют священнослужители родственникам таких людей, регулярно просить за них прощенья у Бога в домашних молитвах.

Какие бывают записки в Церковь об упокоении, как они выглядят: виды

Виды записок об упокоении

Внешне готовая записка об упокоении практически всем схожа бланком, который используется для просьб о здравии человека. Единственным их различием является черная траурная окантовка. Именно по ней неосведомленные в церковных правилах люди и понимают, какую записку предпочтительнее использовать.

Виды записок об упокоении:

  • Простая записка. В этом случае имя умершего будет упомянуто всего один раз на ближайшем Богослужении.
  • Сорокоуст. Молитва считается более сильной так, как читается во время литургии. Просить об умершем будут 40 дней подряд.
  • Постовая записка. Ее подают в день начала Великого Поста. В этом случае просить за усопшего будут вплоть до Среды Страстной Седмицы.
  • Панихида. Подают ее на 3, 9 и 40 день после смерти, а также не день рождения и день имени. В этом случае просящий обязательно должен присутствовать при молитве и от чистого сердца молится вместе со священником.

Как правильно написать записку об упокоении, как писать имена: пример

Записка об упокоении: пример

Записка об упокоении подается на всех православных крещеных людей, которые умерли естественной смертью, то есть от болезни или в результате несчастного случая. Также разрешается просить об успокоении людей, которые были убиты. В случае если вы будете писать такую записку от руки, тогда обязательно нарисуйте в самой верхней части листа православный крест, а немного ниже разместите надпись «О упокоении».

После этого можете приступать к причислению имен. Их надо вписывать в родительном падеже, по возможности максимально разборчиво. Помимо имени в записке можно указывать регалии усопшего, например, священник или воин (если человек имеет отношение к военной службе).

В случае если вы просите у Всевышнего об недавно умершем человеке, то перед его именем обязательно надо написать новопреставленный. Перед именем человека, который при жизни заслужил вечное поминание пишут слово приснопамятный. Пример такой записки вы можете увидеть на картинке, размещенной немого выше.

Как правильно и когда подавать записки об упокоении?

Подавать записки об упоении лучше всего в Родительские субботы

Подается запуска об упокоении также, как и записка о здравии либо в церковной лавке, либо в специально отведенном месте. Оставлять ее тоже желательно в первой половине дня и, тогда имя вашего близкого человека обязательно зачитают во время ближайшего Богослужения. Что касается того, кого нельзя упоминать в таких записках, то и в этом случае категорически запрещено вписывать в них некрещеных людей и атеистов, которые не верили в Бога.

Все они являются страшными грешниками, поэтому, вписав их в поминальный лист, вы возьмете на себя часть их греха. О таких людях лучше всего молиться дома и ради списания их души подавать милостыню всем жаждущим помощи. Подавать такие записки лучше в специально отведенные для этого дни.

Итак:

  • Троицкая Родительская суббота
  • Суббота мясопустная
  • Дмитриевская Родительская суббота
  • День Усекновения главы Иоанна Предтечи
  • Родительские субботы в недели Великого Поста
  • Радоница

Как часто можно подавать записки о здравии и об упокоении в Церкви, Храме?

Подавать записки в Церкви можно перед любым Богослужением

Многих людей интересует вопрос, как часто можно подавать записки о здравии и упокоении. Некоторые православные считают, что слишком часто тревожить Всевышнего нельзя, поэтому обращаются к нему только в том случае, если человек заболел или уже умер. На самом же деле, церковь не ограничивает людей в подании подобных записок.

Ввиду этого, если вам хочется пойти и попросить Бога о своем близком человеке, тогда сделайте это. Но все же при этом, самыми благоприятными днями для обращения к Всевышнему считаются дни рождения и дни имени по церковным Святцам.

Как правильно писать записки о здравии и упокоении

Молодой девушкой я редко заходила в церковь. Но когда умер дедушка, бабушка (которая плохо передвигалась) стала просить меня относить записку за его упокоение. Сначала я не знала, как это правильно делается, но «язык до Киева доведет» — пошла в храм, все расспросила у прислужниц. Оказалось, можно писать и о здравии ныне живущих, и в нашей церкви приветствуется, чтобы имен было много. Теперь я молюсь обо всех родных — и тех, которые со мной, и тех, которые уже с Господом. А вместе со мной молится и батюшка, и все прихожане.

Для чего пишутся церковные записки?

Для того, чтобы имена ваших родных вплелись в храме в общую молитву. Ведь известно, что чем больше людей молятся о чем-то, тем скорее прислушается к этой просьбе Господь.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android) Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Все записки, о которых будет идти речь в этой статье — однодневные. Но также бывают Сорокоусты (40-дневное поминовение человека), а также полугодовое, годовое поминовение. Эти имена записываются в поминальный синодик. Такое поминовение можно заказать не только в церквях, но и в монастырях. Например, монастырский Сорокоуст могут порекомендовать человеку, который потерял близкого и долго не может смириться с этой потерей.

А еще есть храмы, в которых можно приобрести «именной кирпичик». На одном из кирпичей строящегося храма пишут имя человека, и о нем будет идти мольба каждое воскресенье (а также по праздникам), пока стоит этот храм. Это так называемое вечное поминовение.

Во многих православных семьях есть маленькая книжица — помянник (на фото внизу). Сюда вписываются имена (церковные) всех родственников — как живых, так и почивших. Такую книжицу тоже можно подавать на богослужении.

Где взять помянник? Они продаются в храмах.

Такие книжечки очень удобны, ведь их можно назвать даже подобием родового древа, которое со временем передается детям, а то и внукам. В доме их хранят за иконами.

Какими бывают записки (обычные, то есть однодневные)?

  • Заздравными (о здравии). То есть, о ныне живущих. Не обязательно вписывать только имена болеющих на нынешнее время людей. Пишите просто родственников, которым вы желаете никогда не болеть или крепкой силы духа, веры. Если места в записке не хватает на всех, первыми впишите имена болеющих, детей, стареньких родителей или бабушки с дедушкой. Себя вписывать тоже можно.
  • Поминальными (об упокоении, поминовение, помянник). Сюда вписываются все почившие. Но нельзя вписывать самоубийц (исключение — есть архиерейское благословение на их отпевание, которое дает епископ, или справка о том, что человек имел душевную болезнь и при жизни лечился у психиатра). А также нельзя писать преданных анафеме (правда, последних в вашем роду наверняка нет, таких людей в мире очень мало, и большинство из них — исторические лица, жившие очень давно).

Как правильно писать имена?

В целом, все делается очень просто:

  • пишите имена в родительном падеже (то есть не «Мария» и «Иван», а «Марии», «Ивана»),
  • по одному имени в строчке,
  • старайтесь, чтобы почерк был разборчивым,
  • не пишите сокращений («Катя»), имя должно быть полным,
  • часто в церквях просят не писать более 15 имен в одной записке.

Главное — успеть написать и подать записку до начала Литургии, службы, молебна. Можно приносить их с вечера.

Мало просто оставить в церкви бумажку и уйти — нужно тоже молиться о своих родных. А при написании делать это не автоматически, а вспоминая каждого, с любовью.

Также при написании есть правила, нарушать которые не следует.

  • В православной церкви в записки вписываются имена только православных. Например, если у вас есть родственники католики, их вписывать не нужно.
  • Не пишите мирских имен. Сейчас очень модно называть детей в честь голливудских актеров или мифических персонажей — Николь, Медея. Также среди нас живет поколение людей с советскими именами — Ким, Ленина. Таких имен в церкви нет, так что перед подачей записки узнайте второе, церковное имя человека.
  • Если вы вписываете священника, пишите и его сан. Причем не короткое «о.», то есть «отец», а полный сан: «архимандрит», «диакон».
  • Имена святых вписывать не нужно. За их упокоение не надо молиться — они и так возле престола Господа.
  • Дети. Имена малышей до 7 лет пишутся с сокращением «млад.» (младенец). С 7 до 14 — «отр.» («отрок» или «отроковица»). Если младенец умер некрещеным, его имя вписывать нельзя (хотя молиться о нем можно — но это должна быть домашняя «частная» молитва).
  • Беременные. За свое здравие вы писать записку можете, а за малыша, которого вы носите — нет, ведь он еще не крещен.
  • Последовательность записи имен. Священнослужители — ваш духовный наставник — дети (сначала младшие, потом старшие) — ваши родители (сначала отец, потом мать) — собственное имя — другие родственники — ваши благодетели — враги (если хотите). Некоторые люди в конце дописывают: «Всех благочестивых христиан».

Сокращения в записках

Чтобы подчеркнуть, за что именно нужно молиться, некоторые люди пишут возле имени:

В памятных записках:

  • «приснопамятный» (умерший человек, у которого на день подания записки припадает памятная дата — скажем, день смерти),
  • «н/п» («новопреставленный» — человек, после кончины которого еще не прошло 40 дней.

Хотя эти сокращения вовсе не обязательны.

В церкви вам всегда с удовольствием все подскажут. Во многих местах есть стенды с точными указаниями. Хотя конечно, если вы планируете посетить храм во время большого богослужения, вам будет неудобно расспрашивать и искать подсказки. Поэтому я покажу вам, как оформляются такие записки:

Где взять бланк?

Там же, в храме.

Некоторые современные верующие спрашивают: можно ли распечатать бланк дома, дома же его и заполнить, а в храме просто подать его? Ведь так можно избежать толчеи возле прислужницы? Да, можно, и это совсем не грех. Некоторые религиозные сайты, на которых пишут батюшки, даже предлагают прихожанам красивые бланки. Более того — в некоторых храмах люди вообще пишут на обычных клочках бумаги, изображая вверху восьмиконечный крест и указывая, за что именно подана записка. Ведь главное — не оформление, а сама молитва.

Бланки вот:

Вот как звучат церковные молитвы о здравии святому Пантелеймону. Это восхитительно! Видео можно включать даже во время домашней молитвы, так вы ощутите свое единство с Церковью и всеми молящимися мира:

А так звучат молитвы об усопших. Это тоже церковное пение. Звучание этих молитв поможет людям, которые перенесли тяжкую утрату, очистить душу светлыми слезами и принять тот факт, что душа их близкого человека теперь живет с Господом: