Как покаяться в грехах дома?

Покаяние в грехах. Молитва покаяния грешника

Молитва покаяния для грешника. Как примириться с Богом и иметь жизнь вечную. Опубликовано на imbf.org

Кому я нужен?

Писательница Эллис Грей описывает эпизод из жизни молодого человека, отбывшего срок наказания. Незадолго до освобождения из тюрьмы он написал родителям письмо, где просил прощения за то, что своим преступлением опозорил всё родство. В письме он также сообщил, что вернётся в родной город на автобусе, маршрут которого проходит мимо родительского дома. Если родители простят его, то пусть на яблоне, что во дворе, привяжут белый бант. Он увидит его, проезжая мимо, и вернётся домой. Если же банта не будет, то поедет дальше, и домой уже никогда не вернётся.

Подъезжая к родному городу, молодой законопреступник посматривал в окно с нескрываемым волнением и тревогой. Ждут ли его дома, простят ли? Заметив его тревогу, сидевшая рядом женщина поинтересовалась, в чём дело. Он нехотя рассказал. Все пассажиры в автобусе с нетерпением смотрели в окна. И вот за поворотом отчий дом… Вся яблоня была в белых бантах. Автобус ликовал вместе с прощённым блудным сыном.

Библия говорит: «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф 18:14).

Возможно, и ты задаёшься вопросом: «Кому я нужен?». Помни, что ты нужен Богу. Его Сын умер за тебя на кресте. «Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых» (Рим 5:6).

Иисус пришел в мир и умер на кресте, чтобы спасти грешников

Иисус взял на себя все твои грехи, чтобы ты не погиб, был спасен и имел жизнь вечную. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоан.3:16-18)

Разве я грешник?

Многие люди не считают себя грешниками; «я не убиваю», «я не краду» говорят они. Каждый же человек грешен перед Богом, так как грех уже живет в нем — грех передается из поколения в поколение. Грех можно уподобить СПИДу. Ты его не замечаешь в начале, но он постепенно разрушает твою жизнь и в итоге наступает смерть. Что Библия говорит о грехе:

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (К Римлянам 5:12). «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матф.12:36). «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Иоан.1:8). «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23)

Самый страшный грех

Каждый человек даже не замечая делает ежедневно много грехов. Библия гласит, что даже за всякое праздное слово, человек даст ответ в день суда. Но самый большой грех — это отвергнуть жертвенную смерть Иисуса Христа. Самый большой грех — это не принять то спасение и оправдание, которое предлагает Бог человеку. Это написано в (Иоан.3:36) «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Почему, скажете вы, Бог гневается на таких людей? Божий сын был замучен и распят вместо вас, чтобы вы получили прощение грехов и дар вечной жизни. Как по вашему должен реагировать Бог Отец когда гордый человек отвергает это?

Бог повелевает всем людям покаяться. Почему?

«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян.17:30)

Грядет день, когда все предстанут перед Богом на суд и все будут судимы согласно того, что они сделали в жизни доброго или плохого. Но спасутся от вечного наказания в озере огненном, только те, чьи имена были записаны в книге жизни.

«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр.20:11-12). «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.20:15)

Если бы тебе пришлось умереть сегодня, где бы ты провел вечность?

Никому не хочется думать о смерти, но рано или поздно смерть приходит к каждому. Бог говорит нам в Своем Слове: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (К Евреям 9:27). Раз уж смерть столь верна, ты должен готовиться встретить Бога. Согласно Слову Божьему, после смерти тебе суждено провести вечность в одном из двух мест — на небесах или в вечных мучениях в озере огненном. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (От Матфея 25:46).

Что делать, чтобы спастись?

Вот благая весть Евангелия. Несмотря на твои грехи и проступки, Бог возлюбил тебя. Им уже сделано все, что необходимо для твоего прощения и спасения. «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом» (1-е Петра 3:18).

Библия говорит нам, что нужно уверовать в Иисуса, раскаяться в своих грехах и признать Иисуса своим Господом и Спасителем. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:9)

Тебе нужно в молитве обратиться к Иисусу, признать себя грешником и покаяться в своих грехах. Затем нужно исповедовать (то есть признать) Иисуса своим Господом и Спасителем.

Ты можешь помолиться этой простой молитвой

Сделай это от всего сердца и произноси молитву вслух! Господь слышит тебя там, где ты находишься.

— Дорогой Господь Иисус! Я прихожу к Тебе сейчас в молитве с покаянием.
— Я признаю, что я грешник, и я раскаиваюсь в своих грехах.
— Всем своим сердцем я отрекаюсь от всех своих грехов и прошу у Тебя прощения.
— Прошу Тебя, помоги мне жить праведной жизнью и очисти меня от всякой неправды.
— Я верю что Ты — Сын Божий, что Ты умер за мои грехи и воскрес из мёртвых для моего оправдания. Прости, что всё это время я жил без Тебя.
— Я принимаю Тебя своим Господом и Спасителем и отдаю в твои руки всю мою жизнь.
— Господь, я благодарю Тебя, что Ты простил меня и принимаешь меня.
— Я исповедую сейчас, что Иисус Христос мой Господь и спаситель!

Скажи Аминь!

Если ты молился искренне, знай, что Иисус услышал твою молитву и простил тебя. Если ты принял Господа Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя, то небеса будут твоим вечным домом. Да благословит тебя Господь!

Что делать дальше?

1. Начните регулярно посещать церковь.

Каждый человек, который уверовал в Иисуса, всегда присоединяется к церкви — к собранию христиан. Библия называет новообращенных христиан «младенцами». Церковь становится матерью для таких младенцев: вскармливает их, защищает от врага, учит жить в этом мире, побеждать грех и дьявола. В церкви Бог поставил учителей, которые помогают нам лучше понимать библию и ее истины. В церкви вам помогут найти свое предназначение и дар от Господа, которым вы сможете служить другим. В церкви, как в большой семье, все вместе мы будем учиться любить и служить друг другу! И самое главное, именно церковь будет забрана Господом на небо во время Его второго пришествия. Церковь, а не отдельные люди, будет восхищена на небеса, поэтому вы всегда должны посещать церковь и быть со всеми вместе, ожидая пришествия Господа, который грядет уже очень скоро. Найдите живую Христианскую церковь в вашем городе и посещайте ее.

2. Начните правильно молиться.

У вас, как и у многих людей на земле есть нужды, проблемы и желания. Теперь, когда вы примирились с Богом, у вас есть привилегия обращаться к Нему в молитве, и Он будет слушать вас. Он всемогущий Бог и для Него нет ничего невозможного. Если вы только в это поверите, то сможете по-новому взглянуть на свои проблемы. Ваши проблемы — это уже не такие большие проблемы, потому что теперь есть Тот, кто силен помочь вам. Теперь ваши проблемы стали для Бога Его собственными проблемами. Он ваш Отец, и Он желает помочь вам, как Своему ребёнку, избавиться от всего, что приносит вам огорчение. Итак, начните молиться. Чем больше вы будете молиться, и обращаться к Господу, тем быстрее в вашей жизни произойдут революционные перемены. Назначьте себе время для молитвы точно так, как вы имеете время умываться и чистить зубы. Молитесь регулярно — и вы увидите, как благ Господь.

3. Начните изучать библию.

Библия — это записанные принципы и законы Божьего Царства. Есть законы страны, в которой вы живете и есть законы Небес. Многие люди страдают, болеют, не имеют пропитания и финансов, потому что нарушают установленные Богом законы. Чем лучше мы изучим Его Слово, тем быстрее мы станем счастливыми и сильными. Божье слово — Библию — можно также сравнить с правилами дорожного движения. Не нужно долго объяснять, как они важны. Таким образом, Библия – это правила для жизни человека, исполняя которые он останется жив и достигнет конечного пункта назначения – жизни вечной на Небесах. Начните читать сначала «Новый Завет» — это поможет вам понять самое главное, что вы должны узнать. Первое время вам не все будет понятно, но постепенно Писание будет открываться вам Святым Духом. Также, посещая церковь, вы будете узнавать библейские истины все лучше и лучше.

4. Вам нужно креститься в воде.

Уверовав в Иисуса Христа и раскаявшись в грехах, человек должен креститься в воде во имя Иисуса Христа. Через эти два действия, согласно Писанию человеку обещано прощение грехов и дар Святого Духа. «Крещение в воде» выражает стремление человека жить новой жизнью и иметь чистую совесть. Крещение — это публичное подтверждение перед Богом того, что человек уверовал, раскаялся и теперь начинает новую жизнь.

5. Нужно креститься в Святой Дух

Принять Святой Дух – это принять дар Божий для всех уверовавших в Иисуса. Он Тот, Кто научит вас всему. Крещение в Святой Дух происходит чаще всего в момент крещения в воде или после крещения в воде.

Заключение

Приглашаем вас также на библейское обучение через наш сайт Благословение Отца. Мы специально поместили школы разных уровней, которые помогут начинающему христианину, расти духовно и иметь революционные перемены в его жизни. Эти школы бесплатные и их можно свободно скачивать и изучать. При желании уроки можно распечатывать на принтере. Список всех школ вы можете найти в рубрике: Школы.

Если у вас есть вопросы или вы просхо хотите с нами пообщаться, звоните:

Отличие Исповеди от Причастия. Доступно ли одно без другого?

Стр 1 из 2

Как готовиться к Исповеди.

Исповедь и Причастие – это два РАЗНЫХ Таинства.

Для Исповеди никакой подготовки не требуется.

Исповедоваться без Причастия можно. Но Причащаться без Исповеди нельзя

(за исключением тех прихожан, кому благословил духовник).

Отличие Исповеди от Причастия. Доступно ли одно без другого?

Если вы сейчас желаете приступить к Исповеди, а ко Причастию не готовились, или еще не знаете – как готовиться ко Причащению, то к Исповеди вы можете приступить сейчас в любом случае, без всякого препятствия. Для этого от вас не потребуется знание какой-то специальной инструкции, т.к. для Исповеди не требуется никаких спец. знаний, и никакой спец. подготовки.

Но если вы готовились ко Причащению (в первый раз), то не можете приступить к нему без Исповеди. Священник на Исповеди, помимо принятия от вас покаяния, должен выяснить – каково ваше представление о таинстве Причащения, и возможно вас поправить, если вы заблуждаетесь. Священник должен выяснить — как вы готовились ко св. Причащению, и возможно вас немного поправить и в этом. Кроме того, священник на Исповеди должен убедиться, что вы православный человек, что вы не держите обид и злопамятства на других людей, что вы не имеете нераскаянных смертных грехов. Всё это нужно прояснить священнику на Исповеди для того, чтобы Вы не приняли таинство Причащения в осуждение себе и во вред.

В данном случае Исповедь является и частью подготовки ко Причащению: душа готовится ко Причащению покаянием, отпущением грехов.

Итак, исповедоваться без Причастия можно, но причащаться без Исповеди (в первый раз) нельзя.

Что требуется для того, чтобы приступить к Исповеди?

Для этого достаточно знать свои грехи, и иметь желание в них покаяться.

Можно приступить к Исповеди независимо от того – постились вы или нет, кушали сегодня или не кушали.

Вы сейчас стоите в храме? В данный момент совершается в храме Исповедь? Вам припомнились ваши грехи, появилось желание сбросить с себя греховный камень – исповедоваться? Идите на Исповедь прямо сейчас, не нужна вам для этого никакая инструкция, вы имеете всё что нужно: грехи и покаяние.

Когда человек решает приступить к Исповеди в первый раз, то обычно свои наибольшие грехи он хорошо помнит и осознает, они лежат «на поверхности» души. С ними и идите сейчас на Исповедь, выскажите все грехи, которые помните сейчас, а то что вспомните после – принесёте на следующую Исповедь. Не откладывайте своё покаяние «на завтра», когда вы забудете грехи, потеряете решимость исповедоваться, зачерствеете душой, и потеряете способность покаяться.

Если у вас сейчас в храме созрела решимость исповедоваться, но в данный момент Исповедь в храме не совершается, и нет священника в храме, чтобы спросить – есть ли у него возможность поисповедовать вас сейчас, тогда вознамерьтесь исповедоваться на любом ближайшем богослужении. Исповедь совершается на каждом вечернем богослужении (в период Великого Поста – не на каждом вечернем богослужении), которое традиционно во всех храмах начинается в 17:00. В некоторых храмах Исповедь совершается и на утреннем богослужении, которое начинается традиционно во всех храмах в 08:30. Для точности посмотрите расписание богослужений на церковной ограде храма, или спросите у церковных работников. В настоящее время все храмы постепенно переносят совершение Исповеди только на вечернее богослужение.

Если есть время перед Исповедью: один или несколько дней.

Если вы планируете исповедоваться на ближайшем богослужении, то время ожидания дня и часа своей Исповеди, рекомендуется использовать на подготовку– покаянным РАЗМЫШЛЕНИЕМ (испытанием своей совести, припоминанием своих грехов). Если вы будете исповедоваться в первый раз, то нужно постараться припомнить свои грехи за всю жизнь (начиная с семи лет — всё, что есть в вашей памяти).

Воспоминаемые вами грехи, для своего удобства, вы можете записать на листочек, сделав для себя шпаргалку (чтобы не забыть). Придя на Исповедь можно исповедоваться на память, пользуясь при необходимости составленным списком грехов, или же просто всё прочитать по листочку. Желательно читать самому.

При воспоминании своих грехов, можно воспользоваться как подсказкой – просмотром общего перечня наиболее распространённых грехов, который можно найти в церковной лавке или в интернете. Брошюрка с перечнем грехов, обычно называется «В помощь кающемуся».

Перед тем, как идти на Исповедь, можно дома прочитать покаянный канон, или утренние молитвы, или 50-й Псалом, или молитву «Отче наш», и просто произнести молитвенное воздыхание: «Господи, прими моё покаяние, даруй мне прощение моих согрешений».

Но здесь нет обязательного требования, это на ваше усмотрение. Для Исповеди достаточно иметь осознание своих грехов и покаяние.

Перед исповедью нужно примириться с обидчиками и простить обиды.

Основные понятия об Исповеди.

Прощаются все грехи, в которых человек кается. НО! необходимым условием для получения прощения грехов, является — личное прощение обид своим обидчикам.

Исповеданные грехи в следующий раз на Исповеди называть не нужно, если они не повторялись снова.

В последующие Исповеди нужно называть грехи, которые еще припомнились человеку, и те, которые повторились снова.

5. Сколько раз нужно исповедоваться? Как часто?

В день Крещения душа человека одевается в белые одежды, в одежды «света», в одежды «радости».

После же Крещения, человек эти одежды пачкает. И каждый из нас эти одежды запачкал своими грехами.

Но православный человек отличается от не церковного (и от формально православного) тем, что эти «одежды» регулярно очищает таинством Исповеди. Появились грязные пятнышки, и православному человеку неприятно быть грязным, ходить в такой грязной одежде, и он скорее спешит на Исповедь, и в своих грехах кается. И получает снова светлые одежды, и имеет духовную радость. Какой бы не была грязной душа человека, какими бы великими грехами не осквернила себя, если человек кается, то Господь очищает любую грязь, и облачает душу человека в светлые одежды радости и чистоты.

Нецерковный же человек, считает свои грехи за норму жизни, высказывает примерно такие формулировки: «Все «так» живут, поэтому нет в грехах ничего страшного», или говорит о грехе: «Это такая мелочь», или так: «Никакой это и не грех — то, что вы называете «грехом»», и т.д.

Православные христиане, следящие за чистотой одежды своей души, приступают к Исповеди регулярно. Периодичность у каждого своя, и зависит от меры духовного роста. Многие исповедуются еженедельно — каждое воскресенье или среди недели.

Все православные христиане стараются исполнять 4-ю заповедь Закона Божия: «Шесть дней работай, седьмой же посвящай Господу Богу Твоему», и каждый воскресный день приходят в храм: благодарят Бога за неделю прошедшую (за радости и за скорби), просят Божьего благословения на следующую неделю, и испытывают свою душу: какие грехи совершили за неделю? Если припомнились какие-то грехи, тогда подходят на Исповедь, и в своих грехах каются, и исходят из храма в светлых одеждах радости. Это самая оптимальная периодичность.

Может отложить Исповедь «на завтра»?

При каком исповедании – в прощении грехов будет отказано?

Сокрытые грехи.

Есть грехи, которые человек не может исповедовать, потому что не помнит их, это – забытые грехи. С этим ничего не поделаешь, если Господь не откроет памяти человека. При искреннем покаянии в ведомых и в не ведомых грехах, Господь прощает и забытые грехи.

Но если человек свой грех точно знает и помнит, но намеренно не называет его, например, по причине стыда, тогда такой грех называется «сокрытым», он становится сугубым, приобретает большую тяжесть, и осуждение. И человек отходит от Исповеди с тяжелым сердцем, с осознанием того, что у него не хватило смелости, решимости свой грех назвать. Но если и трудно было назвать свой грех, но человек преодолел себя и всё-таки грех свой назвал, тогда он отходит от Исповеди с радостью, и ощущением победы: было тяжело, но человек победил, и получил прощение.

Перед Исповедью священник произносит такое поучение:

» Вот чадо, Христос невидимо стоит, принимая твое исповедание: не устыдись, и не убойся, но без оправдания скажи всё, что соделал, да получишь оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Я же только свидетель есть, да свидетельствую перед Ним, все, что скажешь мне, если же что скроешь от меня: сугубый грех будешь иметь. Будь внимателен, чтобы тебе не уйти из врачебницы не уврачеванным».

Грехи, исповеданные на земле, они на Суде Божием будут совершенно изглажены, но сокрытые и неназванные — тогда откроются для всех: совесть человека как судия станет перед каждым, выставляя все наши грехи для всех. Тогда будет день великого стыда и позора для одних, и день великой славы и награды для других.

Формулировка грехов.

На Исповеди у человека есть соблазн: сформулировать свой грех так, чтобы он выглядел незначительным, или извинительным, вынужденным. Человек старается грех свой умалить. Или оправдывается, желает обвинить в своем грехе других. Например, говорит: да я разгневался, но у меня «такие!» соседи плохие. В общем, нужно свой грех называть прямо, как он есть, не умаляя его, и не оправдываясь: черное называть — черным, белое – белым.

Иногда человек на Исповеди желает рассказать не грехи, но то – какой он великий праведник, какие подвиги совершает, как постится, как он молится, или желает рассказать какие-то пространные истории из своей жизни о чудесных случаях с ним, и т.п. Нет, на Исповеди нужно не добродетели свои выставлять и хвастаться, но сказать всё самое грязное о себе, самое скверное, всё, за что стыдно ему: от этой грязи человек и пришел избавиться на Исповедь.

А человека?

Ангелы не смогли бы и слушать наши грехи, но испепелили бы нас, поэтому Господь поставил для Исповеди такого же человека из плоти и крови, который сам имеет опыт грехопадения и покаяния. Если бы апостол Петр не согрешил, каким бы он строгим был пастырем? Но апостол Петр – отрекся от Христа трижды, затем покаялся, горько плакал, и Бог его простил восстановил в апостольском чине. Также и каждый священник имеет множество грехов, борется с ними, кается, исповедуется, и Бог подает прощение. Т.е. священник сам на себе знает, что такое грех, покаяние и прощение. А некоторые священники насобирали множество грехов до священства, и потом покаялись, изменили. Поэтому священник, имея личный опыт прощения своих грехов на Исповеди, радуется за кающегося человека, какие бы тяжелые грехи человек не называл: чем тяжелее грех, тем больше радость о его покаянии и прощении.

Церковь учит, что на Суде Божием будут принимать участие и все святые, которые имели такую же плоть и кровь, имели такие же страсти и соблазны, но победили. Поэтому и святые – будут нашими обличителями, т.к. имели равные с нами возможности или впасть в грех, или победить его.

Таинство Исповеди установлено не человеком, но Богом. Господь дал власть Своим ученикам прощать грехи, сказав: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). И эта власть передается в Церкви от апостолов до настоящего священства.

Как готовиться к Исповеди.

Исповедь и Причастие – это два РАЗНЫХ Таинства.

Для Исповеди никакой подготовки не требуется.

Исповедоваться без Причастия можно. Но Причащаться без Исповеди нельзя

(за исключением тех прихожан, кому благословил духовник).

Отличие Исповеди от Причастия. Доступно ли одно без другого?

Если вы сейчас желаете приступить к Исповеди, а ко Причастию не готовились, или еще не знаете – как готовиться ко Причащению, то к Исповеди вы можете приступить сейчас в любом случае, без всякого препятствия. Для этого от вас не потребуется знание какой-то специальной инструкции, т.к. для Исповеди не требуется никаких спец. знаний, и никакой спец. подготовки.

Но если вы готовились ко Причащению (в первый раз), то не можете приступить к нему без Исповеди. Священник на Исповеди, помимо принятия от вас покаяния, должен выяснить – каково ваше представление о таинстве Причащения, и возможно вас поправить, если вы заблуждаетесь. Священник должен выяснить — как вы готовились ко св. Причащению, и возможно вас немного поправить и в этом. Кроме того, священник на Исповеди должен убедиться, что вы православный человек, что вы не держите обид и злопамятства на других людей, что вы не имеете нераскаянных смертных грехов. Всё это нужно прояснить священнику на Исповеди для того, чтобы Вы не приняли таинство Причащения в осуждение себе и во вред.

В данном случае Исповедь является и частью подготовки ко Причащению: душа готовится ко Причащению покаянием, отпущением грехов.

Итак, исповедоваться без Причастия можно, но причащаться без Исповеди (в первый раз) нельзя.


Покайтесь, ибо Господь грядет судить

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты

Вопрос №2171

Можно ли искупить свои грехи без исповеди?

Igor , Rostov, Russia
10/01/2006

Здраствуйте и спасибо за сайт.
Такие вопросы:
1. Если я молюсь «Отче наш», должен ли я при словах о прощении долгов наших, вспоминать свои конкретные грехи или нет?
2. Можно ли искупить свои грехи без исповеди? и если да, то обязательно ли вспомнить все их при молитве?
Спасибо большое.

Ответ отца Олега Моленко:

1. Не надо вспоминать конкретные грехи, но должно помнить свою греховность и виновность пред Богом вообще.

2. Можно, но это достанется великой ценой. Одного упоминания грехов на домашней молитве недостаточно. Власть вязать и разрешать грехи людей Бог дал только святым апостолам и их преемникам. Без этого грехи прощаются лишь при их долговременном очищении плачем сердца и омытии истинными слезами, происходящими из этого плача.

Еще грехи прощаются:

  • за терпение скорбей, болезней и напастей бесовских;
  • обращением людей к истинной вере и от греховной жизни к покаянию;
  • прощением людям, которые причинили нам скорби и неприятности или согрешили против нас;
  • терпением обид, напраслин, безчестий и клевет, ибо этим так нам делающие снимают с нас грехи и берут их на себя;
  • вымаливанием наших грехов святыми людьми;
  • приобретением себе молитвенников-друзей неправедным сокровищем;
  • страданием за Христа и веру Божью;
  • пролитием крови за Христа;
  • исповедничеством за Христа;
  • мученической смертью за Христа;
  • особенными добродетелями;
  • особенной милостью Божьей;
  • особенным заступлением Матери Божией.

А не пора ли нам всем научиться правильно исповедоваться? – решительно и не колеблясь поинтересовались сотрудники портала «Православная Жизнь» у духовника Киевских духовных школ, преподавателя КДА архимандрита Маркелла (Павука).

Фото: Борис Гуревич fotokto.ru

– Большое количество людей не знает, в чем каяться. Многие идут на исповедь и молчат, ждут наводящих вопросов от священников. Почему так происходит и в чем нужно каяться православному христианину?

– Обычно люди не знают, в чем каяться, по нескольким причинам:

1. Они ведут рассеянную жизнь (заняты тысячами дел), и им некогда заниматься собой, посмотреть в свою душу и увидеть, что там не так. Таких людей в наше время 90%, если не больше.

2. Многие болеют завышенной самооценкой, то есть горды, а потому больше склонны замечать и осуждать чужие грехи и недостатки, нежели свои.

3. Их ни родители, ни учителя, ни священники не научили, в чем и как нужно каяться.

А каяться православному христианину следует прежде всего в том, в чем обличает его совесть. Лучше всего исповедь строить по Десяти заповедям Божиим. То есть во время Исповеди вначале надо говорить о том, чем мы согрешили против Бога (это могут быть грехи неверия, маловерия, суеверия, божбы, клятвы), затем каяться в грехах против ближних (непочитание, невнимание к родителям, непослушание им, обман, хитрость, осуждение, гнев против ближних, неприязнь, заносчивость, гордость, тщеславие, скупость, воровство, соблазнение других на грех, блуд и др.). Советую ознакомиться с книгой «В помощь кающемуся», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым). В труде старца Иоанна Крестьянкина представлен образец исповеди по Десяти заповедям Божиим. Ориентируясь на эти работы, можно составить свою неформальную исповедь.

– Насколько подробно нужно рассказывать о своих грехах на исповеди?

– Все зависит от степени вашего раскаяния в грехах. Если человек в своем сердце обрел решимость больше к тому или иному греху не возвращаться, то он старается его вырвать с корнем и поэтому описывает все до мельчайших подробностей. А если человек кается формально, то у него получается что-то вроде: «Согрешил делом, словом, помышлением». Исключение из этого правила – грехи блуда. В данном случае подробностей описывать не надо. Если священник почувствует, что человек равнодушно относится даже к таким грехам, то может задать дополнительные вопросы, чтобы хоть немного такого человека устыдить и подвигнуть на истинное покаяние.

– Если не испытываешь легкости после исповеди, что это значит?

– Это может говорить о том, что не было подлинного покаяния, исповедь совершалась без сокрушения сердечного, а лишь формальным перечислением грехов с нежеланием изменить свою жизнь и больше не грешить. Правда, иногда Господь не дает ощущения легкости немедленно, чтобы человек не возгордился и тут же не впал снова в те же самые грехи. Легкость также не сразу приходит, если человек исповедует застарелые, глубоко укоренившиеся в нем грехи. Чтобы пришла легкость, надо пролить очень много слез покаяния.

– Если на вечерне были на исповеди, а после службы успели согрешить, нужно ли идти утром опять на исповедь?

– Если это блудные грехи, гнев или пьянство, то обязательно нужно еще раз в них покаяться и даже попросить у священника епитимию, дабы так быстро не совершать прежние грехи. Если же допущены грехи другого рода (осуждение, лень, многословие), то следует во время вечернего или утреннего молитвенного правила искренне попросить прощения у Господа за допущенные провины, а при очередной исповеди исповедовать их.

– Если на исповеди забыл упомянуть какой-то грех, а потом спустя время вспомнил его, нужно ли опять подходить к священнику и говорить об этом?

– Если есть такая возможность и священник не очень занят, то он даже возрадуется за ваше усердие, а если такой возможности нет, то надо записать этот грех, чтобы вновь его не забыть, и во время очередной исповеди раскаяться в нем.

– Как научиться видеть свои грехи?

– Свои прегрешения человек начинает видеть, когда перестает осуждать других людей. Кроме того, видеть свою немощь, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, научает тщательное исполнение заповедей Божиих. Пока человек одно исполняет, а другим пренебрегает, он не сможет почувствовать, какую рану наносят грехи его душе.

– Что делать с чувством стыда на исповеди, с желанием затенить, спрятать свой грех? Будет ли этот скрытый грех прощен Богом?

– Стыд на исповеди – естественное чувство, которое свидетельствует о том, что у человека жива его совесть. Хуже, когда нет никакого стыда. Но главное, чтобы стыд не сводил к формальности нашу исповедь, когда мы одно исповедуем, а другое прячем. Вряд ли Господу будет угодна такая исповедь. Да и каждый священник всегда чувствует, когда человек что-то прячет и формализует свою исповедь. Для него это чадо перестает быть дорогим, таким, за которое он всегда усердно готов молиться. И, наоборот, вне зависимости от тяжести греха, чем глубже покаяние, тем больше священник радуется за кающегося. Не только священник, но и Ангелы на небе радуются за искренне кающегося человека.

– Нужно ли исповедовать грех, который вы стопроцентно совершите в ближайшее время? Как возненавидеть грех?

– Святые отцы учат, что самый большой грех – это грех нераскаянный. Даже если мы не чувствуем в себе сил для борьбы с грехом, все равно надо прибегать к Таинству Покаяния. С Божией помощью, если не сразу, то постепенно мы сможем победить укоренившийся в нас грех. Но не надо себя слишком переоценивать. Если мы ведем правильную духовную жизнь, то никогда не сможем ощутить себя полностью безгрешными. Дело в том, что все мы удобопреклонны, то есть очень легко впадаем во всевозможные грехи, сколько бы раз мы в них ни каялись. Каждая наша исповедь – это своеобразный душ (баня) для души. Если мы постоянно заботимся о чистоте своего тела, то тем более надо заботиться о чистоте своей души, которая намного дороже тела. Итак, сколько бы раз мы не согрешали, надо не медля бежать на исповедь. А если человек не кается в повторяющихся грехах, то они повлекут за собой другие, более тяжкие провины. Например, кто-то привык по мелочам все время обманывать. Если он в этом не будет каяться, то в конце концов может не только обмануть, но и предать других людей. Вспомните, что случилось с Иудой. Он вначале незаметно воровал деньги с ящика для пожертвований, а затем предал Самого Христа.

Человек может возненавидеть грех, лишь ощутив в полноте сладость благодати Божией. Пока ощущение благодати у человека слабое, ему трудно не впасть в грех, в котором он недавно раскаялся. Сладость греха в таком человеке оказывается сильнее сладости благодати. Потому святые отцы и особенно преподобный Серафим Саровский так настаивают на том, что главной целью христианской жизни должно быть стяжание благодати Святого Духа.

– Если священник разорвал записку с грехами, не заглядывая в нее, эти грехи считаются прощенными?

– Если священник прозорлив и умеет читать, что написано в записке, не заглядывая в нее, то, слава Богу, все грехи прощаются. Если же батюшка так делает из-за своей торопливости, равнодушия и невнимательности, то лучше подойти на исповедь к другому или, если такой возможности нет, исповедовать свои грехи вслух, без записи их.

– Существует ли в Православной Церкви общая исповедь? Как относиться к этой практике?

– Общая исповедь, во время которой читаются специальные молитвы из Требника, обычно проводится перед индивидуальной исповедью. Святой праведный Иоанн Кронштадтский практиковал общую исповедь без индивидуальной, но это он делал вынужденно из-за множества народа, который приходил к нему за утешением. Чисто физически, по немощи человеческой, ему не хватало сил, чтобы выслушать каждого. В советское время тоже иногда практиковались такие исповеди, когда один храм был на целый город или район. Ныне, когда количество храмов и духовенства значительно увеличилось, нет нужды обходиться одной общей исповедью без индивидуальной. Мы готовы выслушать каждого, лишь бы было искреннее покаяние.

Беседовала Наталья Горошкова