Как правильно поклоняться мощам?

Что взять с собой на поклонение мощам свт. Николая Чудотворца

Фото: www.mskagency.ru

Паломничество к мощам святителя Николая связано с немалым напряжением сил при нахождении в очереди. Для того чтобы постараться получить пользу для своей души, важно правильно подготовиться к нему, понять, как все будет происходить.

  • Нахождение в очереди – данность, которая может принести духовную пользу паломнику. Не тратьте время понапрасну: возьмите с собой текст акафиста святителю Николаю, молитвослов, Евангелие. Пока вы ожидаете, вы уже совершаете труд ради приближения к Святителю, а он видит и слышит вас, радуется вашей любви и вере. Уже в очереди на набережной вы можете читать акафист, молиться своими словами и просить за тех, кто Вам дорог и о себе. Как показывает опыт, так время пройдет быстрее, а вы успеете вдумчиво попросить обо всем и обо всех.
  • Очередь проходит вдоль набережной Москвы-реки, она защищена ограждением и разбита на отсеки. Это позволяет людям не стоять в затылок друг другу и не спешить: при переходе из отсека в отсек не важно, в начале группы вы находитесь или в конце.
  • Во время нахождения в отсеке вы можете присесть в специально стоящем здесь автобусе, опереться на ограждение набережной. Некоторые берут с собой складные стульчики и коврики-пенки.
  • По благословению Святейшего Патриарха все, кто встал в очередь до ее закрытия (как правило, в 18.00), пройдут к мощам в этот день. Соответственно, встав в очередь, вы можете уже никуда не торопиться и не беспокоиться.
  • Когда мы приходим в храм (как, впрочем, и в любое другое время), у нас на груди должен быть нательный крест. Желательно, чтобы одежда соответствовала традициям христианского благочестия: у женщин – платок (шапочка, шляпка – не важно), юбка ниже колен, закрытые плечи. У мужчин – закрытые плечи и колени. Впрочем, никакого специального контроля на этот счет не осуществляется, к мощам пускают всех. Если вы приехали поклониться святыне, и одеты не в соответствии с приведенными выше канонами – попросите у Бога прощения и смело идите в храм. Важнее, конечно, не форма, а ваш душевный настрой.
  • Позаботьтесь и о своем комфортном самочувствии. Если день солнечный – возьмите с собой шляпу или панаму, солнечные очки, солнцезащитный крем. Ввиду капризного характера нынешнего лета, не забудьте зонт или дождевик, ветровку. В холодную погоду одевайтесь соответственно. При необходимости, возьмите с собой лекарственные препараты, которые Вы постоянно принимаете.
  • В целях обеспечения безопасности, не допустим проход в очередь с: жидкостями в стеклянной таре, воспламеняющимися жидкостями (в том числе духами и дезеодорантами), колюще-режущими предметами.
  • Если вы идете прикладываться с детьми – подумайте, чем занять их во время ожидания. Малыш не может долго пребывать в молитвенной сосредоточенности или просто ждать. Важно, чтобы паломничество осталось в его памяти как светлая, добрая веха жизни. Возьмите для ребенка книжку, блокнот с карандашами. Подготовьте его: перескажите житие святителя Николая, объясните происходящее. Поясняйте то, что он видит в храме: кто такие священники, почему на них такие облачения, кто изображен на иконах и т.д.
  • Следует быть готовыми к тому, что прикладываются к мощам очень быстро. Это оправданно: если дать каждому паломнику хотя бы на две-три секунды больше времени, стояние в очереди для других продлится в два раза дольше. Именно поэтому стоит посвятить молитве время ожидания в очереди.
  • Если вы хотите приложить к мощам святителя Николая иконки, нательный образок – заранее возьмите их в руку и приложите к боковой стороне ковчега, в котором почивают мощи, в тот момент, когда сами будете прикладываться устами к его верхней части.
  • Записки на молебен, совершаемый духовенством у мощей святителя Николая, лучше написать заранее (дома или стоя в очереди). Подать их вы сможете в храме – пункты приема записок и продажи свечей расположены таким образом, что вы можете подойти к ним как до поклонения, так и после него.

Поклонение мощам

Ибо прах ты, и в прах возвратишься

Быт. 3, 19

Со смертью первомученика Стефана христианская церковь вступила в долгий период страшных гонений. Не было христианской общины, верующие которой не засвидетельствовали бы истинности Священного Писания и своей преданности Иисусу Христу мученической смертью некоторых членов.

Имена мучеников заносились руководящими братьями в списки поместных церквей. В некоторых общинах эти списки оглашались при совершении Вечери Господней, как примеры непоколебимой верности учению Христа.

В известные дни, главным образом, в дни годовщин, верующие собирались у могил мучеников, чтобы послушать сказания очевидцев об их мученической кончине. В ту пору никому ещё не приходила мысль обращаться в молитве к умерщвлённым членам общины и просить их ходатайства пред Богом. В представлении тогдашних христиан подобная молитва могла бы исходить только из уст язычника, не знающего истины,

а воздавание Божеских почестей «останкам мучеников» (мощам) показалось бы кощунственным. Но в конце четвёртого века в церковь начинает мало-помалу проникать поклонение этим именно «останкам». Переход от уважения к останкам, к поклонению им был лишь делом времени. Переход этот становится тем более понятным, если взять во внимание то духовное состояние церкви, в котором последняя находилась: с пониженным знанием Слова Божия, пошатнувшейся нравственностью, ослабевшей верой в невидимое, уступившей место поклонению и боготворению «видимого», фетишизму.

Антоний Египетский и Афанасий Великий, столпы церкви четвёртого века, строго осуждали это опасное, языческое направление в церкви. Чтобы предотвратить тёмные массы от такой опасности, они приказывали замуровывать в стены храмов все сохранившиеся до того времени останки мучеников и, ни в коем случае, не допускать поклонения им.

Однако, второй Никейский собор (787 г.) утвердил поклонение останкам мучеников, наперекор Священному Писанию и отцам церкви, и с тех пор этот языческий культ поклонения мощам вошел в практику как восточной так и западной церквей, обогащая казну тех, у кого эти мощи имелись.

Позже, когда умерщвление за веру во Христа было явлением редким, мощи мучеников расчленялись и продавались за большие деньги и не только церквам и монастырям, но и частным лицам. Торговля мощами достигла таких извращённых форм и чудовищных размеров, что четвёртый Латеранский собор, в 1215 году, — чтобы прекратить соблазн в церкви, — вынес постановление, в силу которого открытие новых мощей и торговля ими не допускалась, иначе, как с разрешения самого папы.

Вспомним, попутно, что у нас в России богослужение (с таинством евхаристии) может совершаться только при наличии в храме частицы мощей, являющейся неотъемлемой принадлежностью «антиминса» (Антиминс — по св. Исидору Пилусиоту символизирует ту плащаницу, которой обвито было тело Иисусово во гробе.). Седьмым Вселенским собором было возбранено даже самое существование храма, если таковой не имел в себе «антиминса». Антиминс, в свою очередь, не может быть освящаем, если не зашита в него частица мощей.

Нужно ли приводить места Священного Писания, чтобы убедиться в неосновательности поклонения мощам? Оно противоречит не только букве и духу Священного Писания, но и здравому смыслу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

С первых веков христианства сложилась традиция почитания останков святых людей. Сегодня в России эта традиция возрождается, но её истоки и правила приложения к святыням многим современным христианам остаются незнакомы.

Почему православные почитают мощи святых божиих угодников

Традиция почитания мощей святых угодников основана на чуде Боговоплощения. Христианская Церковь считает, что Иисус Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому физическая оболочка человека имеет не меньшую ценность, чем душа. Люди, достигшие при жизни единения с Господом, стали вместилищем Его Благодати, которую изливали в окружающий мир. Это способность имеет не только живое тело, но и останки святого человека.

Святые мощи являются величайшими святынями православной церкви

Почитание святых мощей было официально закреплено на II Вселенском Соборе. При этом священники делали акцент на важности понимания того факта, что поклонение совершается ни останкам, ни человеку, а Божественной Силе, заключенной в них.

Смысл приложения к святым мощам

Человек, идущий на поклонение святым мощам, должен понимать, что он поклоняется не останкам святого человека, а Божией Благодати. Как и во время молитвы перед иконой, так и во время приложения к мощам святых предстоятелей, человек обращается к их духу, который находится у Небесного Трона. Святые люди, познавшие при жизни Благодать Его, являются проводниками человеческих молитв и Воли Господа.

Перед святыми мощами люди молятся о следующем:

  • о даровании физического и душевного здоровья;
  • об укреплении духа и веры;
  • о прибавлении сил для преодоления испытаний и жизненных трудностей;
  • о помощи в семейных конфликтах.

Поклонение честным святым останкам может совершаться не только с целью прошения о помощи и заступничество, но и для выражения уважения человеку, совершившему духовный подвиг и обретшему особую милость Спасителя.

Святые мощи и церковный этикет

Нахождение в каком-либо населенном пункте святых мощей — важное событие духовной жизни этого региона. К святыне выстраивается длинная очередь из христиан, желающих приобщиться к Божественной благодати. Большое скопление народа требует от каждого верующего человека соблюдения церковного этикета и специальных рекомендаций Православной Церкви для паломников.

Святые мощи помогают христианам укрепиться в вере и ощутить Божию благодать

При посещении любой православной религиозной организации следует соблюдать следующие правила:

  1. Одежда паломника должна соответствовать благочестивым христианским традициям. Женщины должны надеть одежду с длинным подолом, закрывающую плечи. Наличие головного убора для дам является обязательным требованием. Мужчинам следует выбрать вещи, закрывающие колени и плечи.
  2. Нельзя подходить к святыне в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
  3. Находясь в храме следует соблюдать тишину, не толкаться и не вступать в спор с другими прихожанами.

Поклониться мощам приходит множество людей. Церковнослужители считают пребывание в очереди к святыне духовным испытанием для паломника. Это время можно занять следующими делами:

  • чтением жития и акафиста святому;
  • молитвенному обращению к предстоятелю, в котором излагается просьба;
  • написанием записок на молебен, читаемый священниками у мощей.

Собираясь приложиться к мощам следует учитывать погодные условия и собственное состояние здоровья. При необходимости с собой следует взять следующие предметы:

  • зонт, защищающий как от солнца, так и от осадков;
  • складной стул;
  • лекарственные средства;
  • воду в пластиковой таре.

Паломникам, берущим на прикладывание детей, следует учитывать, что они не могут долгое время сосредотачиваться на монотонной деятельности. Родители должны продумать, чем занять детей во время ожидания. Ребёнка следует подготовить к посещению храма и приложению к мощам следующим образом:

  • рассказать о жизни святого человека, к мощам которого решили приложиться;
  • объяснить смысл происходящего действия;
  • рассказать о строении храма, роли священников в духовной жизни человека.

Икона с частицей мощей святителя Луки Крымского, чудотворца

Во время пребывания в храме следует тихим голосом отвечать на возникающие у ребёнка вопросы. Паломничество к святыне должно оставить в его душе добрые и светлые чувства.

Как правильно прикладываться к мощам святых

Верующим людям следует понимать, что к святым мощам желают прикоснуться множество паломников. Чтобы не затягивать для них ожидание, находясь у святыни, следует придерживаться следующей последовательности действий:

  1. Подойдя к раке со святыней следует два раза поклониться до земли.
  2. После поклонов следует перекреститься.
  3. После сотворения крестного знамения паломник прикладывается к мощам. Прикасаться следует к открытым конечностям или одеянию мощей.
  4. Нательный крест или личную икону можно приложить к боковой поверхности раки во время прикладывания к мощам.
  5. Приложившись к святыне необходимо ещё раз перекреститься и отойти, не задерживая очереди.

Стоит ли читать молитвы перед мощами

Молитвенную просьбу к предстоятелю не читают непосредственно около раки с мощами, так как это задерживает очередь. Молитву святому человеку начинают читать дома или в очереди к святыне. После приложения молитва читается в домашних условиях перед домашними образами.

Православная Церковь признаёт мощами не только тело, но и кости святого человека

Эта рекомендация относится к ситуации, когда мощи временно пребывают в каком-либо населённом пункте. Паломникам, приехавшим приложиться к мощам в месте их постоянного пребывания, следует следовать рекомендациям, которые дают местные священнослужители.

Где можно приложиться к мощам святых

На территории России находятся множество мощей святых людей, воссиявших в русских землях. Наиболее почитаемые православными христианами святыни находятся в следующих обителях:

  • мощи святой Матроны Московской покоятся в Покровском монастыре российской столицы;
  • святые останки Сергия Радонежского находятся в основанной им обители в подмосковном городе Сергиев Посад;
  • в Звенигороде покоятся мощи Саввы Сторожевского;
  • мощи Серафима Саровского находятся в Дивеевом монастыре, расположенном в Нижегородской области;
  • мощи Александра Невского находятся в Александро-Невской лавре города Санкт-Петербурга;
  • в задонском Богородицком мужском монастыре покоятся мощи Тихона Задонского.

Полный список российских святынь можно увидеть на сайте Московского патриархата.

Мощи святых угодников Божьих:

  • История хранения мощей святителя Николая Чудотворца
  • Мощи святой Матроны Московской
  • Мощи святого преподобного Сергия Радонежского

Частица мощей различных святых обязательно хранится в каждом православном соборе. Церковная традиция не разрешает проводить освящение нового храма, если в нём не присутствует часть какой-либо святыни.

Как относятся к мощам в Православной Церкви

Многие миряне считают, что мощами называют только нетленные останки людей, признанных святыми мужами. Но Православная Церковь признаёт мощами не только нетленное тело, но и кости, и прах святого человека.

Рака с мощами святой Матроны в храме Покровского монастыря

Священнослужители отмечают, что основанием для канонизации праведника являются духовные подвиги, совершаемые им при жизни, и чудесные деяния, происходящие по молитве ему после окончания земного пути.

Интересно: афонские иноки считают нетление тела признаком наличия у почившего человека нераскаянных грехов. Монахи, обнаружив такие останки, начинают усиленно молиться за душу ушедшего брата.

Можно ли прикладываться к мощам во время месячных

По сложившейся церковной христианской традиции женщина во время ежемесячных недомоганий не должна заходить в церковь дальше притвора. В некоторых случаях с благословения настоятеля выбранного храма она может находиться в основном храмовой помещении, но при этом ей запрещается держать свечу, прикладываться к святыням и принимать церковные таинства.

Некоторые современные священники, отмечают, что женщина во время месячных кровотечение может молиться у святых мощей с благословения своего духовника, но она не должна дотрагиваться до Святыни.

Святые мощи, наравне с иконами, распятиями и материальными свидетельства жизни Иисуса Христа и Богородицы, являются величайшими святынями Христианской Церкви. Они помогают христианам укрепиться в вере и ощутить Божию Благодать, которая заключается в останках святых людей.

Как правильно прикладываться к святым мощам? Протоиерей Владимир Головин

Мощи Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых православных святых, впервые привезли в Россию. Уже 13 июля святые останки будут в Петербурге, в Александро-Невской лавре. О том, как правильно прикладываться к мощам Николая Чудотворца рассказал председатель информационного отдела Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Александр Сорокин.

КТО ТАКОЙ НИКОЛАЙ?

Это святой православной церкви IV века. Достоверных биографических сведений о нем очень мало, источники фрагментарны. Известно, что он был святителем в Малой Азии. Там, на месте современной Турции, располагался город Миры Ликийские.

В Римской империи было несколько городов, носивших название «Миры». Чтобы как-то их различать, использовали дополнительные эпитеты. Эти Миры именовали Ликийскими от названия реки Лик.

Николай Чудотворец был архиепископом Мир Ликийских. Многие биографические сведения о нем содержатся в предании, то есть передаются устно. А там много и достоверного, и легендарного, почти мифического. По преданию, он участвовал в первом Вселенском соборе в 325 году, хотя в документах самого Собора не упоминается.

ПОЧЕМУ ОН ЧУДОТВОРЕЦ?

Потому что творил чудеса при жизни и продолжает творить их после своей кончины.

КАК ОН СТАЛ СВЯТЫМ?

Причисление к лику святых как церковная процедура стало совершаться в более поздние времена, только в двадцатом веке. А в древние времена причисление к лику святых не было процедурой официальной. С какого момента и благодаря какому случаю решили, что он святой, сказать нельзя: все произошло естественным, стихийным образом.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ?

Важно, чтобы это было с верой. Вот и все правило. Прикладываться нужно с почтительным отношением к святыне, с благоговением, как и к любой дорогой с точки зрения нравственности и духовности вещи. Потому что можно ведь делать это с разными чувствами, в том числе и безбожно-кощунственными.

Никаких правил, как именно прикасаться к этой святыне, нет: кто-то делает так, кто-то – эдак. Можно поцеловать, можно прикоснуться рукой, можно просто поклониться. Все зависит от того, как человек выражает свое почтение.

О ЧЕМ ПРОСИТЬ?

Лучше всего просить о том, чтобы святой Николай молился о нас перед Богом. Поклоняться можно только Богу: больше никому. А святым мы молимся. Чтобы и они помолились Богу за нас.

«Николаюшка, помоги!», или Как «Комсомолка» в очереди к мощам стояла

Будильник (а он у меня «советский», с тарелочками и молоточком) зазвенел в 04:30. Не помню, когда и вставала в такое время. Шок от недосыпа и трепет перед тем, что ожидает, взбодрили. Надеваю платье, подготовленное с вечера. На шее – два крестика: за себя и за того парня. Выхожу. Несколько остановок в дреме на автобусе и на метро – и я на площади Александра Невского ()

Приложившись к мощам Николая Чудотворца, петербуржец сделал предложение своей девушке

В первый день пребывания мощей Николая Чудотворца в Петербурге прямо во дворе Свято-Троицкого собора случилось маленькое чудо. Под камерами тележурналистов один из паломников предложил своей любимой руку и сердце. Пара только что приложилась к святыне и вышла из храма во двор ()

Пятый день Чудотворца в Петербурге: Максимальное «стояние» – 3 часа 20 минут

Итоги первых дней пребывания мощей Николая Чудотворца в Петербурге подвели в Александро-Невской лавре. Только в минувшее воскресенье к ковчегу приложилось 29 600 человек, в том числе 4 900 – представители социальной очереди. Всего же с четверга приняли 31 автобус из 12 стран и регионов России, а у святыни побывало 96 100 верующих, среди которых 8 700 – инвалиды и родители с малышами ()