Как соединиться с богом?

Единение с Богом

Любовь соединяет человека с Богом, ради этого создан человек

Только любовь может привести христианина к нравственному совершенству и удостоить его единения с Богом. Именно ради этой цели был создан чело­век, ради этого пришел на землю и искупил род человеческий Господь Иисус Христос, к этому же направлены и все правила христианской жизни. Человек, когда Бога любит, соединяется с Ним, преисполняется Духа Божия, Который одухотворяет его и направляет на путь спасения (7, с.228).

Что помогает соединиться с Богом

Терпение, любовь друг ко другу и взаимная снисходительность помогают нам соединиться с Богом не только в будущей жизни, но еще и здесь, живя на земле(3, с.15).

* * *

Посредством покаяния душа сподобляется единения с Богом (6, с.94).

Когда и как полагается начало единению со Христом

Начало единению со Христом полагается еще в земной жизни посредством Таинств Святой Православной Церкви (9, с.375).

Цель религиозных стремлений человека – единение с Богом (5, с.32).

Что нужно для единения с Богом

Для этого недостаточно только знать Божий закон и уметь внешне отпра­вить известное предписание его, то есть совершить известную молитву или жертву, но необходимо по самой жизни своей быть совершенным, как совершен Сам Бог. Сознание своего несовершенства пред Богом, сознание невозможности единения с Ним по причине греховности приводит к мысли о необходимости посредничества (Там же).

Нужно жить с Богом, но, чтобы жить с Ним, нужно оставить грех, потому что грех есть самое ужасное зло в мире. От него всякий человек терпит вся­кие бедствия здесь на земле, через него он лишается вечного блаженства (5, с.99).

Все Таинства, богослужение, вся жизнь Церкви Христовой, имеют своей целью очищение, освящение, обожение человека, соединение его с Госпо­дом здесь, в этом мире, и дарование ему вечной жизни в будущем веке (9, с.386).

Как достигается теснейшее единение с Богом

Божественная литургия есть Таинство теснейшего единения с Богом, Таинство умилостивления Отца Небесного Его Сыном, а также Таинство Духа Святого, пресуществляющего принесенные дары в Тело и Кровь Христовы (7, с.387).

Как полагается начало единения со Христом

Начало единению со Христом полагается еще в земной жизни посредством Таинств Святой Православной Церкви. В них человек освящается, обновляется и, наконец, в Таинстве Святой Евхаристии теснейшим образом соединяется с Источником жизни – Богом (9, с.375).

Особенно ближайшими способами к достижению единения с Творцом служат: молитвенный вопль к небу и принятие Святейшего Таинства Евхаристии, посредством которого человек теснейшим образом соединяется со Христом (22, с.491).

Единение с Богом есть истинная и единственная цель жизни и духовных подвигов человека на земле (7, с.242).

Внутреннее перерождение при покаянии является источником добрых дел и слов, но прежде всего оно есть основное условие для приближения кающегося грешника ко Христу и единения с Ним. Тогда и Христос, как Отец чадолю­бивый Сам приходит к ищущему Его грешнику и подает ему Свою милость (Там же, с.272–273).

Что направляет к единению с Горним миром

Прославляя Бога, христианин в то же время ощущает в своем сердце постоянный приток новых благодатных сил, которые одухотворяют его и направляют к теснейшему единению с Горним миром (Там же, с.232).

Человек всегда желал соединиться с Богом

С тех пор как помнит себя человек, живя на земле, он постоянно стремился и стремится, как растение к солнцу, к Богу. Его богоподобная душа испытывает тоску по небу. Только при свете этой мысли и этого факта ему становятся понятными все проявления духовной жизни и истории человечества. Чело­века никогда не удовлетворяла только естественная животная жизнь. Он не только томительно искал приблизиться к Божественному началу, но и желал соединения с ним. Без этого он не смог бы осмыслить свое существование (11, с.399).

Брак — Божий завет

До сих пор мы много говорили о подготовке, о правильном подходе к решению вступить в брак. Когда решение принято, и вы готовы посвятить себя друг другу, важно понимать, какую роль играет Бог во всем этом. Дело в том, что двое людей сами не могут стать одной плотью, как бы они этого ни хотели, как бы сильно они ни любили друг друга и как бы они ни были готовы посвятить себя для этого. Только Бог может соединить двух людей в одну плоть!

Именно поэтому Бог является автором всех семейных союзов. Давай посмотрим на самое начало, на историю сотворения человека и увидим подтверждение этого. Книга Бытия (1:26) говорит: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».

Обрати внимание, что Бог говорит о Себе во множественном числе: «Давайте сотворим… образу Нашему… подобию Нашему… да владычествуют…» Он, совершенно естественно, должен был говорить о Себе во множественном числе, потому что Бог ~ это три Личности: Отец, Сын и Святой Дух. В стихе 27 виден результат. Появились мужчина и женщина, или, в буквальном переводе с древнееврейского мужское и женское начало.
Если анализировать глубочайшее значение брака, то эти взаимоотношения являются прообразом взаимоотношений между Личностями Божества. Это прообраз единства Самого Бога. Это глубокое посвящение и единство Бог во время творения не мог доверить свободной воле человека. Свободная воля предусматривает и возможность, и способность выбирать самому. Если бы Бог Сам дал нам подобные взаимоотношения с кем-то, то выбор был бы уже сделан Богом. У мужчины и женщины должна быть возможность посвящать себя друг другу на основании своего собственного выбора, в результате которого приходит подобное единство. Именно это происходит, когда ты вступаешь в завет.

Бог всегда строит взаимоотношения с человеком через завет. Завет — это некое соглашение, но завет — это очень глубокое соглашение. Смысл завета в том, что это прообраз единства Бога. Каждый раз, когда в Библии написано о завете, это всегда кровный завет, на древнееврейском слово берит, что означает «надрезать» или «разрезать на две части».

Это довольно странное слово для обозначения соглашения, но оно имеет свое объяснение. В Книге Левит (17:11) можно прочесть, что душа тела в крови. Отдать кому-то свою кровь означает отдать свою жизнь за другого человека, или умереть за него. Вступить в кровный завет означает, что гарантией верности соглашению служит твоя собственная жизнь. Вот насколько глубоко посвящение в кровном завете. Именно поэтому каждый раз, когда в Библии люди вступали в завет, они символически использовали кровь, и это означало, что для соблюдения этого соглашения они не пожалеют и своей жизни. При заключении завета партнеры также обменивались дарами, что символически означало: «все твое мое, и все мое твое».

В Библии можно также увидеть, что всякий завет включает благословения и проклятия (см. Втор.28). Из-за того, что завет требует очень глубокого посвящения, нарушение завета имеет самые серьезные последствия. Бог постоянно утверждает в Своем Слове, что Он всегда соблюдает условия завета, который Он заключает. В Библии также показано, какие последствия ожидают того, кто не верен завету. Это проклятие. Только подобный завет является прообразом единства в Боге, Который от вечности до вечности. К чему все эти разговоры о завете? Потому что Библия показывает, что брак — это завет перед Богом!…Дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего Пр.2:16-17

И вот, еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная (берит) жена твоя. Но не сделал ли того же один, и в нем пребывал превосходный дух? что же сделал этот один? он желал получить от Бога потомство. Итак берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей.Мал.2:13-15

Адам и Ева были женаты

Во второй главе Бытия мы можем прочитать, как Бог сотворил мужчину и женщину и соединил их. Когда Бог творит что-либо. Он одновременно устанавливает стандарт и правила, которым все должно подчиняться. После того как Бог сказал, что нехорошо, чтобы мужчина был один, он не сотворил второго мужчину для него.

Если бы Он сделал так, то история человечества закончилась бы. Ни ты, ни я и никто из твоих знакомых не существовали бы. Бог также не сотворил для Адама целый гарем! Несмотря на то, что впоследствии и патриархи, и цари имели по несколько жен, это не был Божий прядок, который Он установил от начала. Бог сотворил одну женщину и привел ее к мужчине.

Они были единственные люди, которые существовали. Несмотря на то, что у них не было другого выбора, Бог не позволил им просто съехаться и жить вместе. Бог не одобряет сожительство без брака. Когда Иисус попросил самаритянку привести своего мужа, она ответила, что у нее нет мужа.Иисус тогда сказал ей, что она правильно ответила: «Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Иоан.4:18). Иисус не смотрел на него как на ее мужа, хотя они жили вместе. Бог провел Адама и Еву через церемонию бракосочетания: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:24).

Сразу после этого можно прочитать, что муж и его жена были оба наги и не стыдились друг друга. Это так и до сих пор! Этот стих никогда не говорил о всеобщем нудизме. Они стали мужем и женой, когда они приняли и согласились с тем, что Бог объявил им. Явно, что Бог установил некую церемонию бракосочетания как порядок для будущих поколений, потому что у Адама и Евы не было земных отца и матери. Когда они вступили в брак, они даже не знали, что такое отец или мать.

Что Бог тогда говорил? Он сказал, что дом твоих родителей перестает быть твоим домом, после того как ты вступаешь в брак. Ты, конечно, не отвергаешь своих родителей, но из-за того, что у тебя появляется своя семья, ты перестаешь быть ребенком в родительском доме. Ты начинаешь строить свою семью независимо от них. Бог также сказал, что ты Должен прилепиться к своей жене. Буквально это означает приклеиться к ней. Никакие другие человеческие отношения не могут иметь большее значение, чем отношения между мужем и женой. Ты не можешь быть более лояльным к кому-то другому, чем своему мужу или жене. Кроме того, Бог сказал\’ что муж и жена станут одной плотью. В связи с этим сексуальные отношения должны иметь место только в браке, между законными мужем и женой. Бог хочет, чтобы мы строили свою семью в соответствии с этими основополагающими истинами.
Бог соединяет
Когда Иисусу задавали вопрос о разводе, Он процитировал именно эти слова из Бытия: Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.Мат.19:4-6

Если прочитать всю эту историю, то можно увидеть, что прелюбодеяние, или сексуальная связь вне брака, является единственным достаточным основанием для развода в глазах Бога. Павел тоже говорит, что если только один из супругов спасен и неверующий супруг не хочет жить вместе, то можно разводиться (см. 1Кор.7:12-16). Это единственные основания для развода в Новом Завете, которые дает Писание. Брачный завет действует только на протяжении земной жизни. Смерть автоматически расторгает брачный завет (см. Рим. 7:2-3). Вдова или вдовец, таким образом, всегда свободны вступить в брак снова.

Обрати внимание на то, что Иисус говорит: «что Бог сочетал». Это означает, что Бог присутствует на церемонии бракосочетания и соединяет жениха и невесту так, что они становятся одной плотью! Это предложение — самое важное в этой книге, не пропусти его! Слово сочетать буквально означает «соединять под одним ярмом», иными словами привязать двух людей друг к другу. Двое становятся одним целым. Они уже не двое, но одна плоть.

Бракосочетание — это провозглашение завета перед Богом и людьми. Оно должно содержать официальное обещание жениха и невесты, основанное на Слове, быть верными друг другу, оставив своих отца и мать. Высвободи свою веру во время бракосочетания в то, что Он Сам соединяет вас как одну плоть и вы вступаете в завет, в котором Бог Сам участвует. Когда Соломон говорит в Книге Екклесиаста (4:9-12) о той силе, которая соединяет супругов, он говорит о нитке, втрое скрученной. Не только муж и жена, но и Бог участвует в браке!

Этот завет отражает единство Бога. Вы заметите, что после бракосочетания к вам придет что-то новое, вне зависимости от того, какие у вас были взаимоотношения до брака. Божья слава и благословение придут на вас особенным образом! Это день радости и праздника, но это и серьезный день. Не забывай, что завет означает отдать свою жизнь другому. Что-то умирает каждый раз, когда заключается завет.

Что же это?

Умирает твое право жить независимо от другого. Очень важно понимать это. Это должно быть совершенно ясно для тебя, потому что именно это ты и обещаешь в день свадьбы. Ты не можешь больше жить для себя, но должен жить для другого. Тот, кто не посвятил себя так, не сможет пережить настоящее благословение в браке. Это большое таинство завета. Когда мы живем жизнью посвящения друг другу, благословение завета высвобождается. Из-за того, что понимание этого было потеряно в современном обществе, только редкие пары имеют по-настоящему счастливый брак.
Брачный завет не связан с Новым Заветом в Иисусе, это самостоятельный завет между мужем и женой. Когда двое вступают в брак. Бог соединяет их, и они становятся одной плотью, вне зависимости от того, спасены они или нет. Именно поэтому мы, как христиане, защищаем понятие семьи как основы для построения общества. Глупо делать разницу между теми, кто вступил в брак, будучи неверующим, и теми, кто был верующим. Тот, кто так говорит, чаще всего ищет законного основания для того, чтобы развестись. Они говорят: «Я не был спасен, когда вступил в брак» или «Мы не были спасены и поэтому можем развестись». Единственное, что хочет услышать такой человек, это то, что его брак не был волей Божьей и что Бог никогда их не сочетал. Это совершенно неправильно! Если вы вступили в брак, это утвердило брачный завет.
Ты в завете с Иисусом
Завет — это основание взаимоотношений Иисуса и Церкви. Когда ты принял Иисуса своим Господом и Спасителем и родился свыше, очень важно понять, что Он в тебе и ты в Нем. Это не символика, это живая реальность. Невозможно охватить это нашим разумом во всей полноте, но Иисус сказал, что это Божий план — сделать нас участниками единства Бога. «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоан. 17:21). Это очень сильные слова, если ты понимаешь, что это вторая Личность Божества разговаривает с первой Личностью триединого Бога. Обрати внимание, что Иисус говорит не только о единстве в мыслях, но о том, чтобы быть одним.

Именно о таком единстве говорит Библия в Книге Бытия: «прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть». Павел говорит, что есть большая тайна в брачном завете, когда речь идет об отношениях между Иисусом и Церковью (см. Еф.5:31-32). В другом месте он тоже поднимает этот вопрос: Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть». А соединяющийся с Господом есть один ДУХ (с Господом).1Кор.6:16-17Павел цитирует стих из Книги Бытия, когда говорит, что мы соединяемся с Господом. Если ты соединяешься с Господом, ты становишься одним духом с Ним! Ты отождествляешь себя с тем, что Он для тебя сделал на Кресте и делает сегодня.

Иисус не только умер за нас, но и живет для нас во веки веков. Он живет не для Себя, но для тебя. Именно поэтому мы должны жертвовать собой, чтобы быть настоящими учениками Иисуса. Бог не хочет отнять у нас все, Он хочет благословить нас всевозможными благословениями. Ты не можешь получать благословения от Бога и одновременно искать независимости от Него. Именно в этом суть грехопадения. Грех не всегда приходит как что-то безобразное и страшное, но грех всегда ищет своего, всегда ищет независимости.

Отождествление — это очень важное библейское понятие. Иисус отождествил себя с твоими грехами и был осужден за них, для того чтобы ты мог отождествить себя с Его праведностью и получить искупление. Благодаря этому ты вошел в новый завет, через который Бог соединил тебя с Собой вовеки. В глазах Бога ни Его любовь к нам, ни наша любовь к Нему (хотя Он, конечно, любит нас) не являются основанием для нашего единства с Ним. Основанием этого единства является вечный завет в Крови Иисуса. Именно поэтому не только взаимная любовь сочетает двух людей, но брачный завет. В связи с этим я хочу обратить ваше внимание на неправильное представление о том, что люди становятся одной плотью, когда они вступают в половые отношения, и что именно это утверждает брак. Когда мужчина спит с проституткой, это не делает их мужем и женой. Именно с такой ситуацией столкнулся Иисус, когда Он разговаривал с самарянкой у колодца: «Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты. сказала» (Иоан.4:17-18). Иисус не считал их мужем и женой, несмотря на то, что они жили вместе. Это, конечно же, грех спать с проституткой (или с кем-то другим вне брака), и каждая такая связь оставляет за собой след, но прелюбодеяние никогда не может утвердить брак.
Воистину соединены в одно
Мы становимся одним с Иисусом через новый завет, и ты продолжаешь быть одним с Ним каждую секунду с того момента, когда ты провозгласил Его Господом своей жизни и принял Его своим Спасителем. Может, ты не всегда жил в общении с Ним, или, может, ты иногда не чувствовал, что Он в тебе, но все равно это живая реальность. Он в тебе не на основании чувств. Светит ли солнце или, наоборот, небо серое, и у тебя на душе кошки скребут. Он в тебе на основании завета. Ты соединился с Ним в новом завете. Важно, чтобы ты отождествлял себя с этой истиной Слова Божьего. Точно так же ты станешь одним с твоей женой или мужем, начиная с Церемонии бракосочетания и на всю оставшуюся жизнь. Ты становишься одним с твоим супругом или супругой не на основании ваших чувств, но на основании брачного завета.
Дьявол атакует все, что Бог созидает, дьявол хочет все это разрушить. Враг хочет, чтобы ты плыл по течению, ведомый своими чувствами, и в своих мыслях удалялся от Иисуса, вместо того чтобы отождествлять себя с тем, кем ты являешься во Христе. Ты должен понимать разницу между твоей позицией во Христе и твоим теперешним состоянием. Твое состояние в данный момент находится под влиянием немощной плоти, но твоя позиция — это то, что, как Библия говорит, ты получил во Христе. Если ты живешь на основании своих чувств, они всегда будут обманывать тебя и поведут неправильным путем. Чувства существуют для твоего самовыражения, а не для того, чтобы вести тебя, поэтому важно исповедовать и принимать то, что Библия говорит о тебе, даже если чувства говорят прямо противоположное. Если ты будешь исповедовать Слово Божье и благодарить Бога за то, что ты стал новым творением во Христе и стал праведным через Кровь Иисуса, тогда твои чувства наполнятся живой водой Святого Духа и ты начнешь чувствовать так и переживать это на самом деле. И напротив, если ты говоришь только то, что ты чувствуешь, ты наполняешь колодец той же тухлой водой, которая там уже есть, и зацикливаешься на тех чувствах, которые наполняют тебя. Точно так же необходимо исповедовать, что ты одно со своим мужем или женой. Если ты будешь говорить: «Я одна плоть с тобой, через завет в Боге мы соединены и принадлежим друг другу», тогда ты будешь наполнять свой колодец положительными чувствами к своему супругу или супруге.
Как я уже говорил, враг хочет, чтобы ты в своих мыслях и словах удалялся и от Иисуса, и от своей второй половины: «Мы просто удаляемся друг от друга, мы не понимаем друг друга» или «Ты мне уже не нравишься». Есть множество подобных фраз и мыслей, но важно, чтобы ты понимал, в чем в действительности суть вопроса. Когда мы удаляемся друг от друга в наших мыслях, автоматически возникают преграды и проблемы во взаимоотношениях. Мы уже не можем так откровенно разговаривать друг с другом, и легко возникают ситуации, когда мы начинаем атаковать и строить баррикады, чтобы защитить себя от атак другого. Именно таким образом начинается нарушение супружеской верности! Никто не изменяет другому, не сделав этого сначала в своих мыслях. Точно так же люди не становятся отступниками просто так, сначала это происходит в разуме и чувствах. Если мы будем близки друг с другом всегда, этого никогда не произойдет!
Я совершенно убежден, что какие бы ни были проблемы в браке, восстановить взаимоотношения можно, если оба готовы смириться и вернуться к посвящению, согласию и исповеданию завета.
Мужественный и женственная
Одна из причин, по которой подобные преграды возникают, это то, что многие не хотят знать, что мужчина и женщина отличаются друг от друга. Не забудь, что Бог создал и мужчину и женщину. По большому счету тела мужчины и женщины выглядят одинаково, но есть определенные отличия. Самая большая разница связана с идентификацией полов. Даже в нашем душевном человеке мы очень похожи, когда речь идет об основных функциях. У обоих есть, например, воля, чувства, разум, совесть. Оба, естественно, созданы по образу и подобию Божьему, когда речь идет об основных характеристиках, таких как милость, верность, надежда и тому подобное. С другой стороны, есть некоторые аспекты, где мужчина и женщина отличаются даже во внутреннем человеке (дух и душа). Идентификация полов затрагивает не только область физического тела. Если ты мужчина, то это сущность всего твоего естества, духа, души и тела. Мужчина и женщина не должны быть одинаковыми, иначе есть опасность стать конкурентами и столкнуться друг с другом.
Другими словами, это две разные сущности, которые Бог соединяет в одну. Если мы научимся понимать, в чем заключается эта разница, мы сможем жить вместе в гармонии. Мы сможем дополнять друг друга и научимся восполнять нужды друг друга, вместо того чтобы думать только о себе и смотреть на все только со своей точки зрения и таким образом изолироваться друг от друга. Сила мужа может в различных обстоятельствах покрывать слабые стороны жены, и наоборот. В этом дополнении мы тоже можем увидеть образ Бога, потому что личности триединого Бога не конкурируют друг с другом, например, когда речь идет о поклонении.
Я думаю, что в большой мере Библия описывает эту разницу между мужчиной и женщиной в первых главах Бытия, когда речь идет о сотворении мира. Бог создал мужчину сначала. Он дал ему работу, проект. Эдемский сад не был маленьким садиком, которые многие имеют около своего дома. Это была огромная территория, которая в наши дни могла бы представлять собой целое крупное государство. Бог дал ему задание обрабатывать этот сад и охранять его. Мужчина был создан лидером, тем, кто имеет видение. У мужчин есть способность начинать дело или проект и доводить его до конца. Мужчина не такой гибкий, как женщина, и наиболее эффективен, когда делает одно дело. Из-за того, что Адаму было дано задание хранить сад, у мужчин больше развита бдительность и способность чувствовать опасность. Тяжелее «завести» мужчин, чем женщин, но когда они начали что-то делать, их тяжелее остановить. Если коротко описать, что такое мужественность, это способность принять на себя ответственность, дать стабильность и уверенность.

Женщина была создана, чтобы быть помощницей мужчине. Я прошу тебя в связи с этим не умалять ценности женщины по сравнению с мужчиной. Если Дух Святой не стесняется называться Помощником, то я не вижу причин, почему мы должны стесняться. Здесь, конечно, речь не идет о ценности, но о функции. Естественно, оба пола одинаковы по ценности в глазах Бога! Женщина, в общем, более гибка, больше интуитивна, чем мужчина, у нее часто более трезвое понимание того, что необходимо предпринять в данной конкретной ситуации и она лучше видит все, что происходит вокруг нее. Она может быстрее интуитивно почувствовать то, что мужчина может понять, только проанализировав ситуацию. Женщины более чувствительны, и поэтому они проще заблуждаются, ведомые своими чувствами. Если коротко описать истинную женственность, это способность заботиться и принимать близко к сердцу.
Проще говоря, мужчина видит дальше, но уже, женщина видит шире, но ближе. Вы начнете понимать эти вещи, когда будете жить вместе, но важно с самого начала понимать, что есть сферы, где вы думаете, чувствуете и действуете по-разному.
Электронная христианская библиотека

Соединение с Богом

Мы, христиане, сами должны заботиться о своем спасении и делать все для того, чтобы благодать Божия снизошла на нас. Для каждого христианина доступно то учение, что проповедуется Церковью; главное — воспринять его всем сердцем.
Очень часто многие христиане спрашивают: с чего же начинается духовная жизнь человека?
Духовная жизнь начинается с обращения человека, то есть с отказа от привязанности к миру, к его благам. Преподобный Исаак Сирин писал, что «миром» именуется совокупность человеческих страстей. Для этого великого мистика и аскета страсти были составляющей течения земной жизни. Отказ от земного является условием возвращения духа к самому себе, концентрации душевного внимания, возвращения, соединения с Господом. Святой Иоанн Лествичник дает краткое, но емкое определение: «всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств».
Сердце верующего все время должно быть горячим, а разум — холодным, и сердце всегда должно быть сопряжено с разумом; сердце является центром человеческой сути, основой интеллекта, воли и точкой отсчета. У человека разум постоянно должен быть трезвым, и он должен жить душой. Отцы Восточных Церквей часто отождествляли душу и образ Божий в человеке. Христианин должен жить душой, все человеческое начало должно стать духовным, уподобиться Господу.
Соединение с Господом невозможно без молитвы, ибо молитва — это форма личного общения человека с Богом. По словам святого Григория Паламы, «молитва же сильная, священнодействуя, совершает простертие человека к Богу и соединение с Ним, по существу своему будучи союзом разумных тварей с Создателем их». В молитве человек лично встречается с Богом, познает Его, любит Его. Соединенные с Богом приближаются к состоянию совершенного человека. Христианин должен сам себя побуждать к соединению с Богом. Когда у преподобного Серафима Саровского спросили, какие препятствия ожидают современных христиан на пути к стяжанию святости и благодати, которые щедро изливались в прежние времена, он ответил, что современным людям недостает лишь одного — решимости.
Многие христиане опасаются, что на пути к Христу они потеряют многое в личностном плане. Это большое заблуждение. На пути, ведущем к соединению с Господом, человек личностно никогда ничего не теряет, хотя ему и придется в какой-то мере отречься от своей воли и многих своих природных наклонностей. Лишь тогда, когда он свободно и добровольно, без сожаления откажется от всего плохого, характерного для него, природа человека полностью раскроется в благодати. Но ограничения и испытания не поведут по пути к Господу, если христианин не наложит их на себя добровольно.