Как вести себя с хамами?

Как правильно реагировать на хамство на работе — Советы психолога

Есть люди, которые ставят свои желания выше интересов всех остальных. Они совершенно не считаются с тем, что живут и действуют в обществе, где следует соблюдать нормы общения и поведения.
Как правило, такие граждане излишне настойчивы, неоправданно возбуждены и требуют повышенного внимания к себе. А также всюду стараются «пролезть без очереди», нарушая комфорт и спокойствие окружающих. «Мне, и больше никому!» – так кратко можно описать их поведение. Но ведь общеизвестно, что личная свобода одного человека заканчивается там, где начинаются проблемы у других. То есть ты вправе вести себя лишь таким образом, чтобы это не мешало остальным, не создавало для них неудобств и дискомфорта.
Но жизнь показывает, что, к сожалению, сами изменить подобных людей мы не в состоянии. Разве что их можно изолировать от общества с помощью правоохранительных органов – в случае, если они преступили черту закона. Но если до этого все же не дошло, а вы страдаете от чьих-то неприятных выходок, научитесь не обращать внимания или реагировать минимально на чужие выпады, хамство и невоспитанность. Особенно если вы вынуждены общаться с невыдержанными людьми на своем рабочем месте.

Хамство — главное доказательство отсутствия аргументов.
Мария Владимировна Захарова

Спокойствие, только спокойствие…

Лучше всего стараться сохранять невозмутимость и хладнокровие. Вспомните слова сказочного персонажа Карлсона о сохранения спокойствия в любой ситуации.
Весьма полезный совет, когда откорректировать можно не окружающую действительность, а свое отношение к происходящему.
Как известно, бурная реакция на чужую агрессию лишь распаляет хама, поэтому отвечайте в подчеркнуто корректной форме. Особенное если это ваш клиент, а вы по долгу службы от него зависите.
Если, к примеру, он хочет, чтобы вы бросили все дела и срочно уделили внимание ему, то отвечайте так: «Извините, я сейчас занята, но как освобожусь – сразу займусь вами и обслужу».
Затем на какое-то время просто перестаньте его замечать. Для этого мысленно представьте, что вас разделяет стеклянная стена, не пропускающая звук, или водопад. Такой прием психологической защиты станет ушатом холодной воды для разгоряченного и неуравновешенного человека. Ну а потом профессионально корректно постарайтесь ему помочь.
Подумайте о том, что необоснованные претензии недовольного человека могут быть вызваны вовсе не вами, а спровоцированы совершенно иными причинами – сложившимися обстоятельствами в жизни индивидуума, его плохим самочувствием, усталостью, неуверенностью в себе, невозможностью удовлетворить потребности и желания, личными проблемами и т.д.
Вы, что называется, просто попались ему под горячую руку. Так что не следует сразу брать вину на себя, расстраиваться и реагировать на то, что к вам лично совершенно не относится.

Умение переключаться

Учитесь также переключать свое внимание с негатива на позитив. Например, вам пришлось выслушать что-либо неприятное в свой адрес. Но вы не вступаете в перепалку, а вспоминаете, как другие люди вас хвалили и благодарили.

Можно также в этот момент посмотреть на что-либо, радующее ваш взор. Это может быть ваза с цветами, репродукция на стене, забавная статуэтка и все то, что находится в непосредственной близости от вашего рабочего места. Изменить настрой в лучшую сторону способен даже вид из окна.
Обязательно хвалите себя, когда вам удается сдержаться, не вспылить и не выйти из берегов, сохранить свои эмоции под контролем. Ведь это значит, что вы овладели навыками саморегуляции.
Говорить правду – это не хамство, а свойство делового человека, привыкшего беречь время.
Анатолий Степной. Сердце в броне
Будьте также всегда чуть отстранены от тех, с кем вам приходится контактировать, а сосредотачивайтесь не на чужих поведенческих проявлениях, а на своих профессиональных обязанностях. То есть если вы хотите сохранить собственные душевные силы и внутреннее равновесие, то на рабочем месте не слишком погружайтесь в чужие проблемы, особенно когда они не касаются ваших служебных обязанностей.
Не старайтесь заменить собой других специалистов. К примеру, продавец не должен быть психологом, фармацевт – врачом, а таксист – консультантом по ремонту и покупке автомобилей.

Научитесь расслабляться

Чтобы рутинные обязанности и надоевшие действия вызывали у вас меньше раздражения и неприятия, попробуйте нарушать привычный ход вещей хотя бы в мелочах. Иначе общение с людьми, особенно с посетителями вашего учреждения или клиентами может превратиться для вас в настоящую пытку.
Их неприятные манеры и действия по принципу последней капли вдруг нарушат ваше терпение. Тогда из доброжелательного человека вы способны мгновенно превратиться в невротика. И последствия могут сильно повредить вашей карьере. Поэтому сразу договоримся, что досадные рутинные мелочи способны серьезно помешать правильному общению с людьми.

Допустим, если вы продавец, начинайте раскладку товара с разных полок. И в положенный перерыв то чаю попейте, то просто выйдите на улицу и подышите воздухом. А если, к примеру, вы водитель такси, старайтесь выбирать разные маршруты до конечной точки пути. В общем, придумайте, что и как можно изменить, чтобы вам стало психологически легче.
Придя домой после работы, снимите с себя, как форменную одежду, чужие заботы и проблемы, которыми вас нагрузили на рабочем месте. Для этого обязательно смените наряд на домашнюю одежду – комфортную и уютную, примите душ или хотя бы умойтесь. Затем возьмите паузу в 15-30 минут, чтобы побыть наедине с собой и расслабиться.
Проделайте какое-либо специальное упражнение на расслабление. К примеру, такое:

  • Сядьте в кресло, примите удобную позу, положите руки на колени и закройте глаза.
  • Постепенно расслабляйте мышцы сверху вниз, начиная со лба, щек, губ, шеи и заканчивая икрами ног и стопами.
  • Одновременно представьте, например, что вас греют лучи ласкового весеннего солнца. Вам тепло, спокойно и приятно.
  • Дышите при этом ровно, а когда почувствуете себя лучше, вдохните глубоко, потом задержите дыхание и энергично выдохните.
  • После этого сразу откройте глаза.

Для родных и близких

Понятно, что зачастую бывает сложно общаться даже со знакомыми, друзьями и родственниками. Особенно если вы человек излишне эмоциональный, ранимый и тревожный.
Возьмите себе за правило снисходительнее относиться к чужим слабостям, к тому же вы этих людей знаете давно и вполне способны предугадать их реакцию на те или иные слова и поступки.
Будьте неизменно доброжелательны и не давайте себя спровоцировать на ссору. А если не получается, найдите возможность прекратить неприятный разговор, а еще лучше – покинуть помещение, где назревает скандал.
И, напоследок, совсем простое правило: улыбайтесь почаще! Ведь открытые, искренние и радостные люди распространяют вокруг себя позитив. И если вы научитесь создавать в своем близком кругу атмосферу доброжелательности, поверьте: эта привычка распространится и на все ваше окружение в целом.

Квартина Дарья · 21 окт, 2017

Представим ситуацию, что вас оскорбили. Ты уже битый час прокручиваешь в голове это дурацкое происшествие, приду­мываешь остроумные ответы, кото­рые наповал сразили бы обидчика. И мучаешься оттого, что в реальности повела себя совершенно иначе: стуше­валась, расплакалась, замямлила нечто невразумительное. Да, неожиданный, незаслуженный, грубый «наезд» цеп­ляет до слез. Но возможно научиться в любых обстоятельст­вах сохранять внутреннее равновесие. И тогда чужое хамство — будь то выпад случайного попутчика, начальника, коллеги или даже близко­го человека — не выбьет тебя из колеи. Твое настроение не будет зависеть от оскорблений соседа, грубос­ти или недовольства. Согласись, ради такого результата стоит приложить усилия и поработать над собой!

Хамство — осознанная, преднамерен­ная, адресная грубость — это одно из проявлений психической агрессии. И если махать кулаками в нашем обществе все-таки не принято, то эмо­циональный пинок запросто можно получить и в маршрутке, и на «ковре» у шефа, и даже в родной семье. В психологии есть такой термин: эмоциональное выгорание. Этот опасный синдром — бич современ­ного общества. Ему подвержены не только ответственные топ-менеджеры, но и любые социаль­ные работники. Те, кто по долгу службы вынужден постоянно кон­тактировать с людьми. Усталость от бесконечного мельтешения лиц, необ­ходимости постоянно «разруливать» спорные ситуации накапливается. И если человек не умеет снимать ее продуктивно, то может пойти по наипростейшему пути: «вылить» свое напряжение на головы окружающих. Как правило, хамит тот, у кого нет других аргументов, кроме грубости. А агрессию проявляет тот, кто на самом деле очень боится. Главная цель хама — будь то невежливая продавщи­ца из «совкового» гастронома или рес­пектабельный джентльмен в костюме от Prada — одна: унизив другого, повы­сить свою собственную значимость.

Почему тебя это цепляет?

Положа руку на сердце, приходится признать: в большинстве случаев хамы достигают своей цели. Мы действи­тельно чувствуем себя униженными, закипаем от негодования – словом, поддаемся на провокацию. Почему? Во-первых, хамство как бы обесце­нивает наше место под солнцем. Мы со всем своим воспитанием, хороши­ми манерами, позитивным настроем оказываемся попросту растертыми об асфальт каким-то недовольным жизнью грубияном. Во-вторых, хамы любят работать на публику. Обычно они грубят не с глазу на глаз, а при свидетелях — в очереди, в переполнен­ном автобусе, в комнате при коллегах. А прилюдное унижение, как известно, особенно невыносимо.

Согласно теории американского пси­хоаналитика Эрика Берна, в каж­дом из нас «живут» три личнос­ти: Ребенок, Родитель, Взрослый. И в зависимости от степени внутрен­ней зрелости, в той или иной ситуации мы выбираем один из трех типов пове­дения. Так вот, большинство людей на хамство и оскорбления соседей реагируют либо с пози­ции Ребенка (позиция жертвы, уход в себя, самоедство и бесконечное про­кручивание в голове случившегося) либо с позиции Родителя (актив­ная зашита и ответная агрессия). И в том, и в другом случае спровоци­ровавший тебя грубиян только выиг­рывает. Ведь его оскорбления зацепили тебя за живое, ты вышла из равновесия, иначе говоря, впитала в себя чужой негатив. Психологи гово­рят о том, что самая выигрышная позиция защиты от хамства — это позиция Взрослого. Если Ребенок пугается, а Родитель напада­ет, то реакция Взрослого достаточно нейтральная. Когда ты находишься в положении Взрослого, в твоей душе светит солнышко — какие бы громы и молнии ни метали окружающие. У Взрослого крепкий психический иммунитет, поэтому чужие оскорбле­ния ему как с гуся вода. Провокации грубияна не унижают его достоинства и не влияют на самооценку. Поэтому такой человек либо никак не реагиру­ет на хамство, либо одной-двумя фра­зами быстро ставит наглеца на место. Все. Конфликт исчерпан.

Лучшая защита — нападение?

Все мы учителя друг для друга, как уве­ряют психологи. Случайных людей и проходных ситуаций в жизни не бывает. А то, что цепляет нас боль­ше всего, отражает наши глубин­ные страхи и комплексы. С этой точки зрения нахамивший нам колле­га или невежливый кондуктор — зер­кала нашего собственного внутренне­го состояния. Причем зачастую такое зеркало отражает как раз то, чего нам самим очень не хватает. Например, едет в переполненной маршрутке робкая интеллигентная девушка — из тех, которые скорее про­студятся под сквозняком, чем потре­буют закрыть окно. Она старается занимать как можно меньше места, стоит на одной ноге, лишь бы нико­му не помешать. И обязательно най­дется какая-нибудь тетка, которая эту тонкую и звонкую девушку задвинет недрогнувшей рукой в дальний угол, обтопчет все ноги, еще и нахамит в придачу. А у девушки уже от обиды губы дрожат и глаза на мокром месте. А ведь на самом деле вполне вероят­но, что ситуация с зарвавшейся тет­кой дана девушке для того, чтобы та научилась наконец отстаивать свою территорию, четко и убедительно про­износить слово «нет» и не давать себя в обиду. Поэтому вместо того, чтобы негодовать по поводу несправедливос­ти жизни, стоит спросить себя: «Чему меня учит эта ситуация?»

Как защититься от агрессора? Можно, конечно, действовать его же методами и попытаться «перехамить» нахала, наговорив в ответ кучу гадостей. Но такая тактика не особенно продуктив­на. Продуцируя агрессию, ты лишь увеличиваешь количество окружаю­щего тебя негатива — и в итоге сама попадаешь под его удар. После бурной словесной баталии и взаимных оскорб­лений ты вряд ли почувствуешь себя лучше. Скорее наоборот: будешь выжа­та как лимон. И настроение до конца дня будет безнадежно испорчено.

Некоторые люди в качестве защиты от чужого негатива используют раз­личные амулеты, талисманы, обере­ги. Все эти вещи действенны — ровно настолько, насколько мы в них верим. И срабатывает здесь, скорее, не столько целительная сила оберега, сколько наша собственная вера в то, что он нас охраняет. Как бы то ни было, следует помнить, что любые внешние атри­буты создают только механический заслон. А стать по-настоящему неуяз­вимыми мы можем, только укрепив свою внутреннюю защиту.

Всепобеждающий юмор

Один из показателей личностной силы и внутренней зрелости — то, насколь­ко быстро мы восстанавливаем свое психическое равновесие после непри­ятных инцидентов. Можно сколь­ко угодно упражняться в актерском мастерстве, изображая бесстрастное выражение лица. Но если внутренне ты пышешь негодованием или сжимаешься от страха, агрессор непремен­но это почувствует. Поэтому если хочешь, чтобы хамство исчез­ло из твоей жизни, повы­шай собственную само­оценку! Уверенного в себе человека с прямой спиной и открытым взглядом непрос­то выбить из колеи. Приучись ходить так, словно у тебя на голове корона. Каждое утро после пробуждения мысленно надевай ее на голову, прислушивайся к своим ощущениям и не забывай в течение дня контролировать внутреннее состо­яние «королевы». С такой приятной «ношей» волей-неволей расправляешь плечи. А столкнувшись с неожидан­ным хамством, попробуй представить ситуацию со стороны. Словно ты — это не ты, а кто-то совершенно тебе посторонний и безразличный. Такой отстраненный взгляд помогает мгно­венно снизить остроту переживаний и воспринять ситуацию достойно, най­ти нестандартный выход из положения. Растерялась, не сориентировалась с метким ответом? Собственно, ты и не обязана состязаться с обидчи­ком в остроумии. Ты имеешь право вообще никак не реагировать. Кстати, в этом случае если ты будешь просто игнорировать его выпады, агрессор быстро потеряет к тебе интерес.

А ты никогда не задумывалась, почему хамы получают видимое удовольствие от оскорблений других людей? Конечно, это тема для отдельной статьи, поэтому остановимся на ней вкратце. В эзотерике существует такое понятие, как энерговампиризм. Не пугайся, к графу Дракуле это понятие не имеет никакого отношения! Дело в том, что люди со слабой энергетикой (ее еще называют аурой) постоянно ищут энергетическую подпитку у других людей. Одни ее получают через любовь и заботу. А люди со скверным характером, которых ни кто не любит – через грубость и агрессию. Чем сильнее реакция со стороны «жертвы», будь то ответная агрессия или слезы, тем хамам становится лучше физически! А если реакция со стороны оскорбляемого человека отсутствует (позиция Взрослого), то хам теряет всяческий интерес. Так как не подпитывается его энергией. Он отступает и переключается на другого человека.

Лучшее оружие против хама — юмор. Если не знаешь, что сказать — улыбайся. Спокойно, открыто, доб­рожелательно. Проверено: действи­тельно помогает. Улыбающийся чело­век заведомо сильнее того, чье лицо искажено обиженной или рассер­женной гримасой. Ирония снимает напряжение, обезоруживает агрессо­ра, сбивает его с толку. И потом, когда мы улыбаемся, неприятная ситуация перестает казаться такой уж важ­ной. Глядишь — и скандал сойдет на нет сам собой, даже неприятного осадка не останется!

Укрепи свои личные границы!

Когда тебе грубят без причины и пытаются обидеть, главная твоя задача — не поддаться на провокацию хама и сохранить эмоциональное равновесие.

1. Выйди из зоны конфлик­та. Причем в буквальном смысле: выйди из комнаты или хотя бы отойди на пару шагов в сторону. Старайся не находиться непосредственно напротив обидчика, лучше стань сбоку. Это немного уймет его бойцовский пыл.

2. Защищайся! Отстаивать гра­ницы своего «Я» абсолютно нор­мально и естественно — это не имеет ничего общего с бестактностью. Если ты сразу четко и недвусмысленно дашь понять грубияну, что не наме­рена покорно сносить его выходки, гонора в нем значительно поубавится.

3. Ты неуязвима как вода. Возьми на вооружение хорошее упражнение, построенное по принци­пу визуализации. Представь, что тебя с головы до ног омывает поток чистой воды. Во всех культурах вода счита­ется символом чистоты и вместе с тем силы. И это неспроста, ведь вода неуязвима. Как бы ни старался обидчик проткнуть или ударить ее, у него ничего не получится. Чистый родник невозможно испортить, бро­сая в него грязные слова, — вся грязь попросту смывается. Представляя себя в окружении чистой воды, ты укрепляешь свою энергетическую защиту. А значит, обидчик не сможет подпитаться твоей жизненной силой. Также можешь вообразить себя под солнечным душем.

4. Смой с себя негатив. Теперь уже в реальности. Прими душ (не ванну!) — в стрессовой ситу­ации проточная вода помогает смыть напряжение, не допускает «залипания» негатива на уровне тела. Кроме того, проточная вода сама по себе насыщает тело энергией.

5. Укрепи свою ауру. Сегодня существуют вполне материальные доказательства того, что каждый чело­век продуцирует определенные энер­гетические волны — их мощность даже мож­но измерить при помощи специальных аппаратов. В восточных учениях эти биоволны называют аурой. По сути, это твое личное пространство, твоя неприкосновенная территория. Закрой глаза и попробуй представить ее в виде красивого чистого цвета, который распространяется от тебя во все сто­роны. Если потренироваться как сле­дует и научиться удерживать в голове образ своей приватной терри­тории, окружающие не будут нарушать твои личные границы: ни в физическом плане, ни в эмоциональном.

Стань хозяином своего «Я»

То, чему мы уделяем много вни­мания, о чем постоянно думаем и говорим, усиливается. То, на что не обращаем внимание — ослабевает. Этот жизненный закон срабатывает и в отноше­нии хамства. Не хотите, чтобы чужая грубость влияла на вашу жизнь — прекратите вовлекаться в негатив, не обсуждайте со зна­комыми подробности утреннего скандала в маршрутке или вчерашней ссоры с мужем. Оборви­те мысленные диалоги со своими обидчиками. Иными словами, перестаньте тратить свои силы на обслуживание чужого негатива! Бороться с хамством его же оружием — все равно что сражаться с ветря­ными мельницами. Да, мир так устроен, что в нем есть грубость, хамство, несправедливость. И от вашего возмущения по этому поводу негатива меньше не станет. Другое дело — взять на себя ответственность за собст­венное душевное состояние. По большому счету, то, как мы реа­гируем на хамство, диагности­рует степень гармонии с самим собой. Поймите: хозяин вашего внутреннего пространства — вы и никто более. А значит, вам и только вам решать, от чего будет зависеть ваше настроение!

Что делать, если нервы сдали у тебя, если накричала и нагруби­ла ты сама? Все мы люди, с каж­дым может случиться. Быть всегда толерантной, «белой и пушистой» невозможно. Но важно уметь пра­вильно выходить из ситуации, в которой ты была не права. Если чувствуешь, что сказала лишнее, не пытайся загладить вину. Не делай вид, будто ничего не случилось, и не задабривай человека лестью. Лучше честно признай свою ошиб­ку и попроси прощения: да, не сдержалась, день выдался тяже­лый, устала, перенервнича­ла. Прости меня, пожалуйста! Когда человек искренне просит прощения и объясняет мотивы поведения, в боль­шинстве случаев это вызывает симпатию. Ведь защищаясь от хамства, оскорбления соседа или продавщицы на рынке – не стоит им уподобляться. Будь добрее – и к тебе потянутся люди!

Как реагировать на хамство. Советы психолога. Культура поведения

Родители учат своих детей вежливо относиться к другим людям. Ребятам прививаются правила культурного поведения: не хамить старшим, уважительно обращаться с младшими. Но, к сожалению, не все люди следуют таким рекомендациям. Для некоторых хамство — это основной способ доказать другому человеку свою правоту. С такой ситуацией можно встретиться в любом месте: в транспорте, в магазине, на работе. Грубые слова глубоко ранят, и не всегда сразу сообразишь, что ответить обидчику. А настроение на весь день испорчено. Чтобы не происходило подобных ситуаций, следует знать, как реагировать на хамство.

В чем причины?

Хамство — это особое желание поступком, словом оскорбить собеседника или окружающих. При этом оно основано на безответственности и анонимности. Если у хама спросить его должность, место работы, фамилию, тональность его разговора заметно изменится.

Именно благодаря безнаказанности грубость так процветает. Раньше с неприятным обращением человек сталкивался в магазине, на работе, в некоторых общественных местах. Сегодня с ростом числа автомобилей и расширением социальных сетей недостойное поведение встречается все чаще.

Чтобы знать, как реагировать на хамство, следует понять, в чем его причины. Итак, психологи считают, что грубое поведение свойственно следующим категориям людей:

  1. Лица, не получившие в детстве достаточно любви. В этом случае человек старается, чтобы окружающие его заметили. Ведь он все время испытывает дефицит внимания, любви, общения. Это люди, которых в детстве не хвалили, не уделяли времени для общения с ними. Ведь каждый ребенок нуждается в любви и понимании родителей. Не получая необходимой ласки и тепла обычным, естественным путем, малыш прибегает к грубому, ужасному поведению. И именно в это время родители осуществляют желаемое — реагируют на него, начинают ему потакать. Такой метод в сознании ребенка формируется как единственный способ привлечь к себе внимание. Соответственно, во взрослой жизни человек продолжает его использовать.
  2. Люди, стремящиеся к самоутверждению. Такая картина наблюдается, если собеседник не может достойно ответить. В этом случае грубиян возвышается в собственных глазах и с еще большей силой продолжает унижать человека. Таким образом, он пытается самоутвердиться. Зачастую такая ситуация складывается, если грубиян – начальник, обладающий даже минимальной властью, либо хам по определенным причинам вызывает у собеседника боязнь.
  3. Состояние отчаяния, разочарования, усталости. В такой ситуации даже культурный человек может сорваться и нахамить. Конечно, за этим последуют извинения. И вот здесь все зависит от того, какова культура поведения у собеседника. Воспитанный человек примет извинения и конфликт будет улажен. Но если столкновение произошло с хамом, то он уже будет на взводе. Никакие извинения здесь не помогут.

Кроме того, к хамству способно привести неумение четко аргументировать свои доводы. Иногда можно наблюдать следующую картину, когда спорят два человека. Первый приводит конкретные доказательства, подтверждающие его точку зрения. Другой, будучи уверен в своей правоте, аргументировать ее не может, но стремится идти в споре до конца. Зачастую в такой ситуации, не имея веских доводов, он срывается и переходит на хамство. И, как правило, терпит фиаско. При этом в глазах окружающих эта особа демонстрирует, насколько низка у нее культура поведения.

Хамы на дорогах

Любой водитель знает, что на трассе встречаются нормальные и неадекватные участники движения. Ко второй категории относятся те, кто подрезает, перестраивается из одного ряда в другой, требует немедленно пропустить, сигналит без причины, постоянно мигает дальним светом или жаждет разобраться и доказать, иногда даже при помощи кулаков, свою правоту.

Как реагировать на хамство? И на каком языке общаться с дорожным грубияном? К сожалению, универсальной инструкции не существует. Поскольку неадекватные ситуации всегда непредсказуемы. Однако психологи рекомендуют придерживаться определенных правил. Их соблюдение позволит не только свести на нет хамство на дорогах, но и в некоторых ситуациях обезопасить жизнь.

Советы для водителей

Как вести себя в сложных ситуациях? Психологи дают следующие рекомендации:

  1. Невнимательный водитель. Иногда случается такая ситуация, что загорается зеленый свет, и все машины стоят из-за одного участника движения. Водитель отвлекся либо задумался, и попросту не заметил, как переключился светофор. Люди, которые торопятся, начинают отчаянно сигналить. Это простая ситуация, но она очень раздражает. Если вы оказались в роли «спящего» водителя, то лучшее, что вы можете сделать, это аварийкой сказать спасибо тем, кто вам сигналил. Оказавшись в роли нетерпеливого водителя, постарайтесь «разбудить» помягче. Например, поморгайте дальним светом. Таким образом, борьба с хамством должна начаться именно с вас. Оставайтесь на дороге всегда адекватным.
  2. Экономьте время. На разбирательство с грубияном тратятся не только нервы, но и драгоценные часы. Два водителя, которые на узкой дороге не уступают друг другу, очень напоминают баранов из детской сказки. Если вам не нравится такое сравнение, уступите путь оппоненту. При этом успокойте себя тем, что, в отличие от него, отлично ездите задним ходом. Кроме того, искренне улыбнитесь хаму, и прекрасное настроение вам будет обеспечено на весь день.
  3. Неконтролируемая ситуация. Если встречи с неадекватным водителем избежать не удалось, знайте, что общего языка вы с ним не найдете. Поэтому лучше всего тщательно приготовиться. Закройте окна и двери, в автомобиле включите видеорегистратор либо мобильный телефон. Так вы сможете зафиксировать неправомерные действия, совершенные в ваш адрес. Не пытайтесь самостоятельно что-либо объяснять наглому водителю. Очень легко можно сорваться и пустить в ход подручные средства, кулаки. Но впоследствии доказать, что вы действовали в рамках самозащиты, сложно. Лучше всего попытаться привлечь внимание окружающих гудком либо аварийкой. Можно вызвать на помощь полицию или близких.
  4. Снятие стресса. После встречи с неадекватным водителем всегда остается неприятное чувство в душе. Психологи рекомендуют позвонить родным людям и рассказать о том, что с вами случилось. Попросту пожаловаться. Получив поддержку и понимание близкого человека, вы быстро избавитесь от негатива и сможете спокойно продолжить движение.
  5. Необходимый отдых. Иногда вы сами можете испытывать раздражение при виде других участников движения. Если все вокруг воспринимаются как гонщики или не умеющие ездить водители, вам необходимо немного передохнуть. В такой ситуации очень важно выполнить следующие советы психолога. Выйдите из автомобиля на свежий воздух. Сделаете 10 приседаний. Если такая разрядка не помогла, то проделайте еще десяток упражнений.

Грубости на работе

К сожалению, сегодня это не редкость. Хамство на работе со стороны начальника встречается очень часто. «Жертва» зачастую старается не обращать внимания на грубые высказывания руководства. Ведь сделать замечание вышестоящему коллеге без негативных последствий для себя не всегда возможно.

Конечно же, нельзя постоянно не обращать внимания на неприятные высказывания. Однако как пресечь хамство начальника? В определенных ситуациях, если поведение руководства либо высказывания выходят за нормы допустимого (рамки, установленные законодательством), такие лица могут быть привлечены к суду.

Но зачастую хамство руководства проявляется в постоянном игнорировании. В общении используются повышенные тона, применяется уничижительная интонация. Иногда подчиненный ощущает пренебрежительное отношение. В таких ситуациях привлечь к юридической ответственности грубияна не удастся. Здесь лучше применить рекомендации психологов.

Хамство или конструктивная критика?

Но прежде чем пользоваться советами психолога, следует внимательно разобраться в ситуации. Некоторые люди, в результате своей эмоциональной тревожности, могут воспринимать критику как хамство. В этом случае они теряют очень ценную и важную информацию о себе.

Как же отличить хамство и оскорбление от конструктивной критики? Ответ очень прост. Хамство направлено на разрушение психологической целостности и мешает дальнейшему развитию. Критика позволяет восстанавливаться личности. Она мотивирует к совершенствованию.

Как вести себя на работе?

Если хамское обращение с подчиненными является стилем руководства, то лучше всего отнестись к нему философски. Ведь это просто тренирует вашу выдержку.

В таких ситуациях вам помогут следующие советы психолога:

  1. Отвечайте руководству механически: «Все сделаю», «Вы правы».
  2. Можно честно признаться, что вы теряетесь от крика. Главное, не переходите на ехидный тон. В противном случае начальник подумает, что вы издеваетесь над ним.
  3. Скажите шефу, что дорожите его мнением. Поэтому хотите понять, за что он злится, и обсудить это в спокойной атмосфере. Такое поведение просто обезоруживает хамов.

Многие люди пытаются противостоять грубиянам. При этом они совершают ошибки, которые в еще большей степени вызывают хамство, грубость начальника в ответ. Рассмотрим их:

  1. Оправдание. Подобное поведение напоминает ребенка. Кроме того, оправдание — это признание вины. К тому же достаточно униженное. Такая ситуация только раззадорит руководство. Запомните: оправдания совершенно никому не нужны, их не хотят слышать и не ждут.
  2. Хамство в ответ. Очень легко ввязаться в скандал. В этом случае начальник получит даже больше, чем ожидал. Единственным исключением может быть ехидная ответная реплика острослову.
  3. Молчание. Его часто воспринимают как пренебрежительное игнорирование. Такое поведение вызывает еще большую агрессию. Обязательно отвечайте. При этом сохраняйте холодный, вежливый тон. Отвечайте немногословно. А затем можете замолчать.
  4. Перебивание начальства. Обязательно дайте шефу высказаться. И только дождавшись паузы, отвечайте.

Хамство в магазине

Очень часто грубость исходит от некомпетентных чужих людей. Они пытаются таким способом подчеркнуть свою значимость и повысить статус. Совершенно не следует воспринимать их всерьез. А тем более переживать по этому поводу.

Конечно, очень трудно сдержаться, если слышишь публичные оскорбления в магазине. Хамство продавцов ставит в неприятное положение.

Рекомендации психологов

Итак, если вы столкнулись с грубостью в магазине, как реагировать на хамство? Советы психологов позволяют достойно выйти из ситуации:

  1. Универсальные фразы. Услышав от продавца грубость, необходимо отвечать ему, приводя факты, которые невозможно оспорить. При этом используйте общие фразы: «Люди различны. Они по-разному живут. Их интересует разнообразные вещи. Разные события вызывают различные реакции». Прекрасным примером, иллюстрирующим, как использовать такие фразы, является следующий. Хамство продавца: «Ты чего помидоры тыкаешь грязными пальцами?». Ответ: «Спелость помидоров разные люди проверяют по-разному».
  2. Обращайтесь к вышестоящим органам. Если продавец начинает нагло вам хамить, это расценивается как посягательство на ваши права. Совершенно бесполезно отвечать ему тем же. Это лишняя трата энергии и сил. Но как защититься от хамства? Лучше уточнить у менеджера, кто является руководителем, и обратиться к нему с жалобой. Нельзя оставлять хамство безнаказанным. Можно потребовать книгу жалоб и описать в ней произошедшую ситуацию.

Еще несколько советов

Простые рекомендации психологов позволят понять, как противостоять хамству в различных ситуациях:

  1. Старайтесь не позволить грубияну захватить контроль над создавшейся ситуацией. Независимо от того, каким является статус вашего оппонента, вы имеете право требовать уважения к себе. Дайте это понять наглецу.
  2. Как реагировать на хамство, если грубиян настолько увлечен своей игрой, что полностью теряет контроль? В этом случае поставьте его на место. Постарайтесь умерить пыл этого человека. Не следует накапливать негативные эмоции. В противном случае вы выплеснете их дома на родных и близких. К тому же многие грубияны полностью верят в безнаказанность. Постарайтесь развеять этот миф. Однако не переходите черту допустимого, не теряйте контроль. В противном случае вы опуститесь до уровня невоспитанного человека. Ваше «выступление» не должно носить показательный характер. Не следует размахивать руками или громко кричать.
  3. Все негативные фразы не принимайте на свой счет. Просто посочувствуйте грубияну. Такой человек недоволен жизнью. Поэтому заслуживает жалости. Особа, опускающаяся до хамства, обладает слабым характером. Следовательно, разве можно воспринимать всерьез ее оскорбления? Полностью проигнорируйте весь тот негатив, который прозвучал в ваш адрес.
  4. Отвечайте на хамство юмором. Постарайтесь пошутить над попытками человека обидеть либо унизить вас. Можно даже улыбнуться в ответ на наглость. Этим вы дадите понять грубияну, что его замечания вам безразличны. Ваша ехидная улыбка спровоцирует бурю негодования. Просто рассмейтесь в лицо такому человеку. Он поймет, что потерпел поражение, и не вызвал у вас в ответ негативную реакцию. Можете «добить» оппонента такими фразами: «Что-то вас задело?», «Почему вы так разнервничались?». Постарайтесь, чтобы последнее слово осталось за вами.
  5. Проявите жалость. Грубиян подпитывается энергетикой конфликта. Поэтому вежливый, умный и совершенно адекватный человек, услышав хамство, не будет отвечать тем же. Он проигнорирует подобное обращение. Прекрасный способ подавить негатив — это пожалеть такого человека. Не забывайте, что зачастую такие люди в детстве от родителей не получили должного воспитания и заботы. Они, как правило, неуспешны в жизни. Их не любит противоположный пол. Они заслуживают сострадания. Поэтому ваше нестандартное отношение к ситуации полностью разрушит планы энергетического вампира «подпитаться» переживаниями и нервами.
  6. Включите свою фантазию. Если грубиян высказывает вам в лицо все, что он думает, постарайтесь представить, будто этот человек находится за стеклом. Вы не слышите того, что он говорит. Данный прием является достаточно забавной тактикой. Ведь вы видите, как грубиян шевелит губами, размахивает руками, но не улавливаете ни единого слова.
  7. Поговорите с человеком. Иногда складывается такие ситуации, когда проигнорировать, а тем более высмеять грубость невозможно. Это касается общения с близкими, друзьями, знакомыми, коллегами. В таких случаях лучше откровенно поговорить с человеком. Постарайтесь выяснить, что произошло у него сегодня, как его здоровье. Вы поймете, чем спровоцировано подобное поведение. Кроме того, позволите грубияну посмотреть со стороны на себя и переосмыслить недостойное общение.
  8. Настройтесь на позитив. Хамство — это удел людей, обладающих негативным мировоззрением. Поэтому старайтесь контролировать свои мысли. Не притягивайте к себе неуважительного отношения.

Последняя рекомендация

И самое важное: будьте в себе уверены! Только такая модель поведения дает возможность красиво выходить из любой ситуации, при этом полностью сохранять собственное достоинство и не ощущать себя жертвой.