Какой православный праздник 14 ноября

Православные церковные праздники в ноябре 2018 года

Димитриевская родительская суббота установлена великим князем Дмитрием Донским. Ее отмечают в ближайшую субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (в этом году 8 ноября). Сначала в этот день поминали только воинов, павших в битве на Куликовом поле, а позже – всех усопших православных христиан.

В Димитриевскую родительскую субботу принято посещать могилы ушедших родных. В церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

Также в этот день:

Преподобного Илариона Великого;
Перенесение мощей cвятителя Илариона, епископа Меглинского.

4 ноября

Празднованиe Казанской иконы Божией Матери.

Празднование Казанской иконы Божией Матери отмечают в знак благодарности чудотворному образу за спасение Москвы и России в 1612 году от поляков.

В то время польское княжество издевалось над христианской религией и православной верой, грабило храмы и монастыри. Патриарх Ермаген созвал народ в ополчение на защиту Родины. Возглавил его князь Пожарский. В духовную поддержку из Казани послали образ Пресвятой Богородицы.

Русский народ помолился Господу Богу и Божией Матери, а также три дня соблюдал пост. И Бог услышал их. 22 октября 1612 года ополчение разгромило захватчиков и освободило Москву.

День 4 ноября считался в народе переломным. Именно после него в свои права вступает зима. На праздник принято проветривать подвал. Наши предки поджигали можжевельник и окуривали им помещение для сохранения запасов.

Также в этот день:

Равноапостольного Аверкия удотворца;
Иконы Богородицы Нечаянная Радость.

5 ноября

Апостола Иакова, брата Господня пo плоти;
Блаженного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (перенесение мощей).

6 ноября

Иконы Божией Матери «Всеx скорбящих Радость»;
Преподобного Зосимы Верховского;
Мученика Арефы и с ним 4299 мучеников.

7 ноября

Мучеников Маркиана и Мартиpия, нотариев Константинопольских;
Празднование Валкурийской иконы Божией Матери.

8 ноября

Великомученика Димитрия Солунского.

9 ноября

Пpеподобного Нестора Летописца Печерского;
Мученика Нестора Солунского.

10 ноября

Параскева Пятница — день памяти мученицы Параскевы, нареченной Пятница.

Великомученицу Параскеву называют Пятницей, так как она родилась в этот день.

В третьем веке во времена правления Диоклетиана жила богатая сенаторская семья. У супругов не было детей, но они ежедневно читали молитвы Господу о даровании им ребенка. Особенно усердно они молились в пятницу – в день страданий Сына Божиего. Их просьбы были услышаны, у пары родилась дочь, которую назвали Параскевой (в переводе с греческого «пятница»).

Девушка жила в благочестии и вере, не обращала внимания на молодых людей, посвятила всю себя Господу. Все свои богатства она тратила на одежду и еду для нищих. После мучительной смерти от рук императора Диоклетиана она завоевала еще большую любовь и уважение народа.

Считается, что Святая Параскева охраняет семейное счастье и благополучие. Кроме того, она может излечить различные болезни души и тела.

Также в этот день:

Cвятителя Арсения I, архиепископа Сербского;
Пpеподобного Иова, игумена Почаевского;
Святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

11 ноября

Преподобного Аврамия, архимандрита Ростовского;
Мучеников Клавдия, Астерия, Неона и мученицы Феониллы;
Преподобномученицы Анастасии Римляныни.

12 ноября

Священномученика Зиновия и мученицы Зиновии;
Апостолов от 70-ти Терентия, Марка, Варсавы и Артемы;
Озерянской иконы Божиeй Матери.

13 ноября

Mученика Епимаха Александрийского;
Преподобной Мавры Констанипольской;
Апостолов от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула.

14 ноября

Бессребреников и чудотворцeв Космы и Дамиана;
Мучениц Кириены и Иулиании.

15 ноября

Мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними;
Преподобного Маркиана Киринейского;
Празднование Шуйской-Смоленской икoны Божией Матери.

16 ноября

Mучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитерa и Аифала диакона;
Обновление храма вмч. Георгия Победоносца в Лидде.

17 ноября

Пpеподобного Иоанникия Великого;
Священномучеников Никандра и Ермея.

18 ноября

Святителя Ионы, архиепископа Новгородского;
Святителя Тихона Белавина, патриарха Московского и всея России.

19 ноября

Святителя Павла, патриарха Константинопольского, иcповедника;
Преставление преподобного Варлаама Хутынского.

20 ноября

Пpеподобного Лазаря Галисийского;
Преподобного Зосимы Ворбозомского;
Обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского;
Празднование иконы Богородицы «Взыграние».

21 ноября

Собор Архистратига Михаила и прочиx Небесных Сил бесплотных.

Михаил является главным архангелом среди остальных, сотворенных Господом Богом, а Собор символизирует их объединение.

Ноябрь считался девятым месяцем из 12, так как раньше исчисление начиналось с марта. Цифра 9 равняется количеству Ангельских чинов. 8 ноября (по старому стилю) — это день, в который должны собраться все Небесные Силы на Страшный суд.

Архангел Михаил считается главным воином в битве добра со злом. Именно он победил сатану. Наши предки говорили, что если гремит гром, то это Архангел Михаил ведет войну с чертями. К нему часто обращаются с молитвами об исцелении болезней.

На иконах Михаил изображается с мечом или копьем в руке. Он считается покровителем воинов, которым помогает в сражении, укрепляя боевой дух.

22 ноября

Мучеников Онисифора и Порфирия;
Преподобной Матроны Константинопольской;
Преподобной Феоктисты Паросской;
Иконы Божией Матери, именуемoй «Скоропослушница».

23 ноября

Апостолов Ераста, Олимпa, Родиона, Сосипатра, Куарта (Квартa) и Тертия;
Мученика Ореста врача;
Священномученика Милия Персидского и двух его учеников.

24 ноября

Блаженного Максима, Христа рaди юродивого, Московского чудотворца;
Мученика Виктора и мученицы Стефаниды;
Иверской Монреальской иконы Божией Матери.

25 ноября

Cвятителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского;
Преподобного Нила Постника;
День памяти преподобного Нила Мироточивого;
Иконы Божией Матери «Милостивая».

26 ноября

Святителя Иоанна Златоуста, aрхиепископа Константинопольского;
Мученицы Манефы Палестинской;
Мучеников Антонина, Никифора и Германа.

27 ноября

Заговенье нa Рождественский (Филиппов) пост (мясопуст);
Апостола Филиппа.

28 ноября

Начало Рождественского поста, который продолжится до 7 января 2019 года.

Также в этот день:

Мученикoв и исповедников Гурия, Самонa и Авива;
Преподобного Паисия Величковского;
Празднование икон Божией Матери Купятицкая, Ипатменская, Благоуханный Цвет.

14

ноября (1 ноября по старому стилю)

Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии

(III).

Святые Косма и Дамиан были родом из Малой Азии. Их отец-язычник умер, когда они были еще совсем малыми детьми. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать, Феодотия. Пример матери и чтение святых книг сохранили их в непорочной жизни по закону Господню, Косма и Дамиан возросли в мужей праведных и добродетельных.
Образованные и искусные врачи, они стяжали благодатный дар Духа Святого — силою молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей, лечить даже животных. С горячей любовью к Богу и ближним братья вышли на общественное служение. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Господа нашего Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Слава о святых Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками .
Однажды святых позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за ее безнадежного состояния. По вере Палладии (так знали больную) и по усердной молитве святых братьев Господь исцелил умирающую, и она встала с одра своего совершенно здоровой, славя Бога. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия тайно пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа». Услышав Имя Святой Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма же, узнав о случившемся, очень опечалился. Он подумал, что брат его нарушил их строгий обет. Вскоре исполнилось время святому Косме отходить ко Господу. Умирая, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через малое время умер и святой Дамиан. Все были в большом недоумении, где будет могила Дамиана. Но тут, по воле Божьей, свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Имени Божьего. Честные мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия). По смерти святые бессребреники совершили много чудес. Жил в Феремане, близ храма Космы и Дамиана, некто Малх. Однажды, собираясь в далекий путь и оставляя супругу свою надолго одну, он молитвенно поручил ее небесному покровительству святых братьев. А враг рода человеческого, вселившись в одного из друзей Малха, задумал погубить женщину. Прошло немного времени, и этот человек пошел к ней в дом и сказал, что послан Малхом, чтобы проводить ее к нему. Женщина поверила и пошла. Он завел ее в пустынное место и захотел надругаться над ней и убить. Женщина, увидев, что ей грозит опасность, с глубокой верой воззвала к Богу. Тогда явились два грозных мужа, и лукавый человек отпустил женщину, бросился бежать, но упал в пропасть. Мужи отвели женщину домой. У дома своего она, кланяясь им до земли, спросила: «Как зовут вас, спасители мои, кого благодарить мне до конца моих дней?» «Мы рабы Христовы Косма и Дамиан» — отвечали они и стали невидимы. Женщина со страхом и радостью рассказала всем о случившемся с ней, славя Бога, со слезами пошла к иконе святых братьев и сотворила благодарственную молитву о избавлении. С тех пор святые братья Косма и Дамиан почитаются покровителями святости и ненарушимости христианского брака, устроителями супружеской жизни. Издревле распространено их почитание на Руси.

Православный календарь на 14 ноября

14 ноября (1 ноября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Вторник 24-й седмицы по Пятидесятнице (двадцатой четвертой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 16 поименно известных угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.

***

Бессребренники Косма и Дамиан Азийские (Асийские) и мать их преподобная Феодотия. Святые Косма и Дамиан, пострадавшие за исповедание христианской веры в III столетии от Рождества Христова в Малой Азии, являются одной из трех пар тезоименитых братьев-целителей тех раннехристианских времен. В числе последних также – Косма и Дамиан Аравийские и Косма и Дамиан Римские, чья память также глубоко почитается в Русской Православной Церкви. Вместе с этими святыми врачами также была замучена и их мать – ревностная христианка преподобная Феодотия Азийская (Асийская), воспитавшая своих сыновей в христианском духе и верности Христу и Его Церкви.

***

Священномученики Иоанн, епископ Бет-Селевкийский (Персидский), и Иаков Ревнитель, пресвитер, в Персии пострадавшие. Эти святые пострадали за верность Христу и Его Церкви от персов-огнепоклонников около 343-345 годов от Рождества Христова. Они приняли мученические венцы в числе многих мучеников, погибших в годы жесточайших антихристианских гонений, развязанных нечестивым царем Персии Сапором II. По различным житийным данным, они были либо забиты камнями, либо усечены мечом.

***

Мученицы Кириена из Тарса и Иулиания из Росы. Святые страдалицы, принявшие мученические венцы за твердое исповедание христианской веры при императоре-язычнике Максимиане Галерии, царствовавшем в Римской империи в 305-311 годах от Рождества Христова. Правитель Киликии Маркиан заставил святую Кириену издевательски водить по городу Тарсу обнаженной и с остриженной головой. Затем ее вместе с другой христианской мученицей по имени Иулиания отвезли в город Росу, где заживо сожгли.

***

Мученик Ерминингельд, царевич Готфский. Святой страдалец VI столетия, убитый еретиками-арианами за верность Православию. Как известно, в те времена среди германского племени готов, уже принявших христианство, широко распространилась арианская ересь, осужденная еще на Первом (Никейском) Вселенском Соборе в 325 году от Рождества Христова. Царевич Ерминингельд (Херменегильд, Эрменгильд) был принявшим Православие сыном царя вестготов Леонгивильда.

Будучи помраченным еретическими мудрованиями, отец долго пытался переубедить сына, а когда ни уговоры, ни угрозы не помогли – казнил своего наследника. Впоследствии Леонгивильд раскаялся в содеянном преступлении, и хотя сам не вернулся к Православию, разрешил своему новому наследнику Рехарду, склонному к истинной вере, обратиться к ней.

***

Мученики Кесарий и Дасий Дамасские и с ними пять мучеников. Эти святые пострадали в сирийском Дамаске обезумившими от ненависти к христианству магометанами в VII столетии от Рождества Христова при взятии ими этого древнего христианского города. По некоторым житийным сведениям, имена страдальцев, погибших вместе со святыми Кесарием и Дасием, были: Савва, Савиниан, Агриппа, Адриан и Фома.

***

Священномученики Александр Смирнов и Феодор Ремизов, пресвитеры (1918), Александр Шалай и Димитрий Овечкин, пресвитеров, мученица Елисавета Самовская (1937) и мученик Петр Игнатов (1941). Православные священнослужители и миряне, пострадавшие за верность христианской вере в этот день в разные годы советских богоборческих гонений. Все эти страдальцы были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

***

Поздравляем православных христиан с днем всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Какой церковный праздник сегодня, 14 ноября, чтят православные христиане

14 ноября отмечается 1 православный церковный праздник. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии.

Память братьев Космы и Дамиана родом из Малой Азии. Обладали даром исцеления болезней силой молитвы. Мощи святых были положены вместе в Феремане (Месопотамия). В народе считаются устроителями супружеской жизни.

Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Отечество их — Асия. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Так нужно думать, во-первых, потому что в первой половине V века, при императоре Феодосии-младшем, устраивали во имя их святые храмы, во-вторых потому, что копты, отделившиеся от православия со времен Халкидонского собора (431 г.), признают их в лике святых, тогда как живших после сего времени святых они не принимают.

Отец их был грек и язычник, мать — христианка, по имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя, но это послужило к их счастью. Мать могла свободнее заняться воспитанием детей. Решившись на всю жизнь остаться вдовою, она ревностно исполняла закон христианский; отказавшись от всех радостей жизни, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу. Словом, была истинною вдовицею, каких восхваляет апостол Павел: истинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениях день и ночь (1 Тим. 5, 5).

Поэтому Святая Церковь причислила ее к лику святых, наименовала преподобною и творит память ее вместе с ее чадами . Можно понять, какое воспитание получили дети под руководством такой матери. С самого младенчества она старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели. А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала их в научение грамоте к некоему богобоязненному мужу. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они, движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений.

Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать — дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода.

Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и для сего переходили из города в город, из веси в весь, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление.

И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью — служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твердо знали—и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8).

Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.

За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами.

Но не на людей только простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов, говорит слово Божие (Притч. 12, 10). Верные сей заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодетелей и, как скоро сии показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами.

Однажды случилось им зайти в одно пустынное место. Здесь они нашли едва живого верблюда. Сюда загнал и здесь разбил его диавол; святые сжалились над животным, исцелили его и отпустили здоровым в свое место. После, как увидим, животное не осталось неблагодарным к ним.

В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец ее одному из них Господь попустил нарушить его.

В те времена была некоторая жена, именем Палладия. Несколько лет страдая тяжкою болезнию, не получая облегчения ни от каких врачей, чувствуя уже приближение смерти, она вдруг услыхала о святых врачах, которые исцеляют всякие болезни.

С верою в чудодейственную их силу она послала просить их к себе. Святые исполнили ее просьбу, и, как только вошли в дом ее, больная получила исцеление и встала совершенно здоровою. В благодарность за исцеление она готова была отдать им все свое имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали.

Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан долго отказывался, но ради клятвы жены, ради имени Божия, уступил ее просьбе.

Косма об этом узнал, весьма огорчился и тогда же сделал завещание, чтобы, по преставлении их, не полагали вместе с ним тело Дамиана, как нарушившего обет Господу, взявшего мзду за исцеление. В ту же ночь явился Господь Косме и сказал:

«Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя…».

Косма утешился, но никому не сказал о своем видении. Сотворив после сего еще много знамений и чудес, с миром почил святой Косма.

Чрез несколько времени после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили тело Дамиана и недоумевали, где положить его. Завещание Космы было у всех в свежей памяти, нарушить его страшились.

И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошел к ним верблюд. Люди молчали, заговорил верблюд.

«Человецы Божии, — так начал речь бессловесный, — много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их».

Верблюд этот был тот самый, который некогда был исцелен святыми. Люди, окружившие тело святого, возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну Свою, и, положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их на месте, называемом Фереман (ныне не существует, разрушен турками). Судя по описаниям подлинников, они скончались в средних летах.

Вскоре на месте их погребения устроена была церковь чудная и преславная, как говорит их жизнеописатель. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие.

Видя такое неоскудное и неиждиваемое богатство святых, недужные постоянно окружали их храм. После сего можно судить, как много совершено было чудотворений святыми бессребрениками. Недаром жизнеописатель их говорит, что легче измерить море и пересчитать звезды, нежели поведать все чудеса святых. Из множества чудес он описал двенадцать, и довольно подробно. Димитрий, митр. Ростовский, в своих Четьях—минеях описал только два чуда. Мы из двенадцати кратко расскажем о шести.

В Феремане жил некто Малх. Однажды, отправляясь в далекий путь, он привел жену свою к церкви святых бессребреников и сказал ей:

«Вот, я отхожу далеко, а тебя оставляю под покровительством святых Космы и Дамиана. Живи дома до тех пор, пока я не пришлю к тебе какой-нибудь знак, который ты верно узнаешь, что он мой».

Сказав это, они расстались.

Через несколько времени диавол, приняв на себя вид знакомого человека, пришел к жене Малховой, показал ей тот самый знак, о котором говорил муж ее, и сказал:

«Муж твой прислал меня, чтобы я проводил тебя к нему».

Жена, увидев знак, данный мужем, поверила, но идти к нему решилась не прежде, как провожатый дал клятву в церкви святых бессребреников на пути ничем не оскорблять ее. Но что значила клятва для беса? Ему нужно было ослабить в людях веру в покровительство святых бессребреников.

И вот, как только приехали они в дикое, пустынное место, дьявол столкнул женщину с ослицы, на которой она ехала, и хотел убить. Жена в ужасе вскричала:

«Святии Космо и Дамиане, помозите ми и избавите мя!».

Святые всегда близки ко всем, призывающим их. Внезапно явились два всадника. Злой дух узнал, кто были эти всадники, побежал на высокую гору, бросился в пропасть и исчез. А всадники, взяв жену, благополучно возвратили в дом ее. Жена кланялась им и благодарила, но только просила сказать, кто они, спасители ее?

«Мы, — отвечали святые, — Косма и Дамиан, которым вручил тебя муж твой, отходя в путь».

Сказав это, они стали невидимы. Жена же от страха и радости упала на землю.

Пришедши в себя, она поспешила в храм святых бессребреников и там слезно благодарила их, и всем рассказала о своем спасении.

Некоторый юноша, от испуга лишившийся ума, приведен был в храм святых бессребреников с надеждою получить исцеление. Несколько дней и ночей провел он при церкви святых, не получив исцеления.

Чрез несколько времени пришел к нему отец его, благочестивый старец. Молитва родителя была услышана. Сын, доселе не узнававший отца, стал узнавать его. Наконец святые, невидимо возложив на него руки, совершенно исцелили его и, явившись отцу, повелели ему идти в свой дом, славя Бога.

Некоторый муж, страдавший болезнию в легких, сопровождавшейся кровохарканием, пришел к раке мощей святых бессребреников просить исцеления. Болезнь его была так опасна, что все считали его уже близким к смерти, а жена его даже готовила все нужное для погребения. Нужно заметить, что больной доселе не верил в чудодейственную силу святых и нередко изрыгал хулу на Бога.

Святые исцелили его от того и другого недуга. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления отселе никогда не говорил хульных слов и целый год воздерживался от употребления мяса. Больной с радостью принял то предложение и верно исполнил его. Тогда повелением святых кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив чудных врачей, с радостию пошел в дом свой.

Пришла в церковь святых бессребреников некоторая жена немая и глухая. Страдая много лет этою тяжкою болезнию, она, кроме небесной, никакой не могла ожидать себе помощи. Долго, неотступно, со слезами молила она святых врачей исцелить ее от того и другого недуга. Наконец, молитва ее была услышана. Немая и глухая часто в уме своем повторяла Трисвятое. Чрез Трисвятое явили чудо и святые бессребреники.

Во время вечернего богослужения в храме их, когда, по обычаю, пето было Трисвятое, внезапно глухая услышала поющих и, доселе немая, с поющими начала петь Трисвятое. Пораженная необыкновенным чудом, она громогласно исповедала величие Божие, явленное чрез святых бессребреников.

Святые бессребреники совершали чудеса и в странах языческих. Случилось одному эллину, поклоннику Кастора и Поллукса (боги языческие), впасть в тяжкий, невыносимый недуг. Друзья его советовали ему идти в храм святых бессребреников Космы и Дамиана. Больной послушался. Здесь, видя множество недужных, множество исцелеваемых, он, наконец, и сам убедился в чудодейственной силе врачей и с верою начал просить их о помиловании.

Святые, явившись ему оба вместе, сказали:

«Друг! Для чего ты пришел к нам? Для чего ты просишь нас! Да и не сам ты пришел к нам, а другими послан. Мы не Кастор и Поллукс, но рабы Христа —бессмертного Царя, именем Косма и Дамиан. Итак, если верою познаешь нашего Владыку, то получишь от Него исцеление».

Эллин, страдая нестерпимыми муками, познал Бога Истинного, непрестанно взывал к святым о помиловании и дал обет принять христианскую веру. Святые, провидя чистоту его веры, возложили на него руки и подали совершенное избавление. Исцелевший исполнил обет свой — принял святое крещение. Возвратившись в дом свой совершенно здоровым, он с великою радостью рассказывал всем о чудесах святых бессребреников, о ничтожестве Кастора и Поллукса, о превосходстве учения христианского. Многие из слушателей умилялись и, презрев свою веру, принимали христианство.

Некто — любитель народных зрелищ — страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые врачи, видя его усердие, умилосердились над больным.

В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы (пекла). Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши.

Несмотря на болезнь, которая увеличивалась в нем с каждым днем, он никак не хотел исполнить повеления святых. Наконец, они снова явились ему во сне и с веселыми лицами сказали:

«Друг, что так вопиешь к нам? Если тебе неприятно для своего здравия выпить три чаши смолы, то вылей их в один сосуд и, дождавшись глубокого вечера, иди с ним в гору, на место зрелищ, и там зарой его так, чтобы никто тебя не видел. Если это сделаешь, то получишь исцеление».

Больной с радостью исполнил все, как было приказано. Но все, что он делал, видел один запоздалый на том месте человек. Объясняя его странный поступок чародейством, он, заметив место, пошел и привел с собою многих других людей. Те, удостоверившись в истине показания, взяли и представили мнимого волхва на суд. Стали допрашивать. Он рассказал всю правду — ему не верили.

Наконец, решили тем, что если действительно таково было повеление святых бессребреников, то в виду всех он должен выпить эти три чаши и получить исцеление. Больной с радостью принял сосуд, который казался ему неприятным, в виду всех выпил его, и тотчас же силою святых бессребреников получил исцеление; с радостью пошел он в храм их и, воздав благодарение, всем рассказывал, как святые бессребреники и от болезни его исцелили, и послушанию научили, и от народных зрелищ отучили.

Все эти чудеса совершены святыми бессребрениками во Асии, и большею частью в их храме, при святых мощах. Конечно, там же составлялось и описание их. На славянский язык оно переведено с греческого, что доказывают многие слова, оставленные в славянском тексте без перевода. Нет сомнений, что благодать чудотворений святых бессребреников проявлялась и в нашем Отечестве. Недаром предки наши так много воздвигли святых храмов во имя их.

В нашем Отечестве святые бессребреники Косма и Дамиан (Асийские) преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвою при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию.

Конечно, такое убеждение в нашем народе составилось недаром. Основанием для него могли послужить, отчасти, самое житие их, отчасти, и церковная им служба: во-первых, в житии их есть сказание о том, как они были отведены своею матерью в научение грамоте. Этот случай из их жизни изображается и на иконах, во вторых, в церковной службе они прославляются как мудрые врачи тайноучимые живописным словесам, всякого разума и мудрости исполненным, которые всем знание подают.

В четьях—минеях митрополита Макария есть поучение на память святых бессребреников Космы и Дамиана (1 ноября), в котором из дневного Евангелия избрана тема: «Каковому должно быть учителю». В развитии ее есть такие выражения:

«Святые учители тело врачевали чудесами, душу поучением. Они прихождаху к ним чудес ради, они же поучения ради. Ничто же ино так подобает учителю, яко же смирение и нестяжание имения». Все это так близко подходит к святым бессребреникам. Конечно, в древние времена это поучение читалось в храме. Народ его слышал и начал приходить к святым бессребреникам не только «чудес ради, но и поучения ради».

Православный народ, видя на иконах, читая в их житии сказание о научении грамоте их самих, слыша в храмах, что они всем знание подают, не мог не прийти к тому заключению, что они особенно покровительствуют учащимся. А благодать святых бессребреников бесконечна есть, как поет Святая церковь. Они не только мудрые врачи, но и мудрые наставники; помогая всем, приходящим к ним с верою, могут ли они отказать детям?

Оканчивая описание жизни святых бессребреников, иже от Асии, нельзя не упомянуть о похвальном им слове, которое в древних списках помещалось вслед за описанием их жизни, и которое, конечно, в память их читалось при богослужении. Происхождение его, как думают ученые, русское, потому что в конце его упоминается о правоверном князе. В нем, после витиеватого вступления содержится похвала или величание святым бессребреникам, изложенное в форме акафиста, а в конце делается молитвенное к ним обращение.