Каппадокия Турция история

Православные церкви в Аланьe

Турция — светское государство с европейским укладом жизни и свободным вероисповеданием. И хотя основная часть населения — мусульмане, к представителям других религий здесь относятся с уважением.

Связано это в первую очередь с историей страны, ведь когда-то на месте современной Турции существовала Византийская империя — колыбель христианства. Однако с расцветом Османского султаната преобладающей религией стал ислам. Большинство православных церквей, возведенных в III–XV веках, переродились в мечети, а затем в музеи.

Но некоторые приходы сохранились и даже появились новые — два из них находятся в Аланьe. Речь идет о старинном храме Святого Великомученика Георгия Победоносца и церкви иконы Божией Матери Писидийской (Писийской).

Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца

Храм Святого Георгия возвышается в горах Аланьи, в поселке Хыдыр Ильяс, уже более 140 лет. По преданию, местные жители обратились к святому с просьбой остановить разрушительные камнепады и защитить от разбойников. Георгий внял их мольбам. Помогая верующим, он обрушивал на головы грабителей потоки камней. Благодарные жители возвели в честь отзывчивого покровителя православный храм.

Известно, что одно время в его стенах находился мужской монастырь, но в 1922 году после греко-турецкой войны и переселения христиан богослужения прекратились.

Деятельность храма возобновилась в 2009 году. Удивительно, но, несмотря на 87 лет забвения, церковь сохранила свой первозданный вид. И сегодня ее двери открыты для всех православных прихожан.

Как добраться до храма

На автобусах № 5 и № 7, которые следуют от станции на Джума Пазаре (Cuma Pazari) до остановки «Школа». Попросите водителя высадить вас возле школы — 3-этажного розового здания, обойдите его слева и поднимитесь в гору. Через двести метров поверните по указателю на Hidir Ilyas. Пройдите два-три километра до развилки дороги, а затем спуститесь к храму.

Церковь иконы Божьей Матери Писидийской (Писийской)

В отличие от храма Святого Георгия, церковь Божьей Матери Писийской существует в Аланьe с 2015 года. Это первая православная обитель, построенная в Турции с начала прошлого века. Ее открытие инициировали представители местной русской общины при поддержке городских властей.

На возведение церкви ушло всего три с половиной месяца. Строительство началось благодаря пожертвованиям верующих из различных уголков мира: России, Белоруссии, Украины, Турции, Грузии, Греции, Америки. Проектированием занимался афонский монах Теологос и архитектор Эмине Кочак.

15 ноября 2015 года открытие храма благословил Святейший Вселенский Патриарх Варфоломей, и теперь каждое воскресное утро здесь проходят божественные православные литургии.

История иконы Божьей Матери Писидийской

Впервые эта чудотворная икона явилась в VI столетии в городе Созополь Писидийский, в честь которого она и получила свое название. Ее происхождение до сих пор покрыто тайной. О целительной силе иконы свидетельствовали богослужители того времени: патриарх Константинопольский Герман, Елевсип — ученик епископа Анастасиупольского, пресвитер Евстафий — сподвижник патриарха Евтихия Константинопольского.

По словам очевидцев, икона источала миро, исцелявшее от болезней, бесплодия и прочих напастей. В XII столетии список с образа Божьей Матери Писидийской появился в России, в Московском Новоспасском монастыре.

Как добраться до храма

Церковь находится в горном районе в десяти минутах езды от центра Махмутлара.

С 412 г. н.э., Турция.

На стенах сотен пещерных церквей — целая выставка византийского искусства

Каппадокия — это древнее название местности в средней Анатолии, причем отличается она древними, чтобы не сказать внеземными свойствами. Тысячи лет назад активность вулканов оставила здесь отложения из пепла, грязи и лавы. После этого ветры и непогода снесли мягкий верхний слой земли, но способная к сопротивлению порода осталась и придала странные формы ландшафту. Эту глухую, мертвенную, негостеприимную местность сравнивают иногда с лунной поверхностью, но она на удивление плотно населена.

Стремление ранних христиан существовать в уединении и вести аскетическую жизнь, чтобы быть ближе к Богу, известно. Долина Гё-реме в Каппадокии обладала особой привлекательностью для людей, которые вставали на этот жизненный путь. Особенно потому, что они открыли: странной формы камни легко можно выдолбить и превратить в жилище, в них можно создать множество помещений и проложить множество ходов. Отшельники устраивали здесь кельи, создавались общины, — надо сказать, что эту местность и прославили в первую очередь христианские церкви. Некоторые из них расположены в простых помещениях, но зато другие представляют собой целые сооружения со сводами и куполами. В Гёреме сохранилось около 365 церквей, а во всей Каппадокии — намного больше.

В долине Гереме сохранилось множество церквей и капелл, которые устроены прямо в скалах. Большинство из них относится к X и XI векам, но некоторые — значительно древнее.

Есть предположение, что в этой местности когда-то были и города, жили общины из тысяч людей, искавших здесь в VII веке убежища от преследований арабов и находивших его в сети подземных пещер. Когда непосредственная опасность бывала уже позади, люди строили другие церкви, в византийском стиле. Все они были выбиты в скалах и украшены фресками и рисунками. Есть здесь также орнаменты без изображения. Они относятся к эпохе иконоборческих споров, к VIII и IX векам, когда Восточная Церковь вела ожесточенную дискуссию о том, допустимо ли изображать Бога-Отца и Христа в виде смертных. В других церквах чувствуется иное, доброжелательное отношение к иконам у тех общин, которые здесь собирались. Только на Константинопольском соборе в 842 году было вынесено окончательное и обязательное решение в пользу икон.

Ранние и примитивные геометрические узоры нанесены прямо на голые стены внутренних помещений в скалах. Позже, когда техника стала уже более развитой, каменные стены предварительно обрабатывали гипсом.

В Каранлик-Килисе (Темная церковь) в Гёреме есть фрески исключительной ценности; их краски прекрасно сохранились, потому что никогда не подвергались воздействию дневного света. Церковь относится к XI веку; она пристроена к рефлекторию (трапезной), который явно принадлежал подземному монастырю. Церкви рядом с рефлекторием встречаются очень часто. По всей вероятности, они использовались монастырской братией. Есть здесь также развалины монастыря, который располагался на шести уровнях. В середине была капелла, наверху — кельи, а внизу кухня и рефлекторий.

В Ииланли-Килисе (церковь Змеи) фрески изображают дракона, которого убивает Святой Георгий. В Эльмали-Килисе (церковь Яблока) стены и купола украшены росписью. Здесь представлены картины из жизни Иисуса. Христианская община существовала тут до самого заката Византийской империи. Но некоторые церкви использовались вплоть до начала XX века.


Кападокия на карте:

Информация: travel.rin.ru
Фотографии: flickr.com

КАППАДОКИЯ

Малая Азия. Карта из исторического атласа Вильяма Шеферда, 1911 г.

Каппадокия (греч. Καππαδοκία), историческая область в Малой Азии, ограниченная с севера Понтом, с юга Киликией и Сирией, с востока Арменией и Месопотамией. В IX в. части Каппадокии и Ликаонии вошли в состав Каппадокийской фемы, в связи с чем к Каппадокии иногда относят и Ликаонию. Каппадокия находится на территории современной Турции.

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Город Ортахисар, Каппадокия, Турция. Март 2006.

Представляет собой лежащее между Понтийскими, Таврскими и Антитаврскими горами и лишенное растительности плоскогорье, расположенное на высоте 1000 м, ограниченное с севера рекой Галис (Άλυς, совр. Кызылырмак, Kızılırmak) и «Фригийским озером» (Λιμνοθάλασσα εν Φρυγιη, совр. озеро Туз, Tuz).Главные реки Галис, Ирис (совр. Ешиль-Ирмак) с многоводным притоком Ликос (совр. Келькит).

Античный период

В XVIII — XII в. до н.э. Каппадокия являлась центром Хеттской империи – первого индоевропейского государства и называлась Kizzuwatna или Katwatna, «подземелья».

С 546 до 334 г. до н.э., Каппадокия являлась одной из сатрапий Персидского царства Ахменидов с названием Katpatuka.

В эллинистическую эпоху Персидское царство было завоевано Александром Македонским в 322 г. до н.э. и Каппадокия присоединена к его империи, в результате чего начинается активная эллинизация региона.

К концу царствования Антиоха I или в первые годы правления его преемника, в 302 г. до н.э., в южной Каппадокии создается самостоятельное эллинистическое государство.

В результате ожесточенной борьбы понтийского царя Митридата VI и Рима в 17 г. Каппадокия становится провинцией Римской империи. Последним царем Каппадокии числится Архелай, который, будучи приглашен Тиверием в Рим (в 15 г. по Р.Х.), был изменнически взят в плен.

В 72 г. император Веспасиан создал большую административную единицу, включающую Каппадокию, Малую Армению и Галатию. Позднее, в III в. император Диоклетиан выделил Каппадокию в отдельную область с центром в Кесарии.

Византийский период

В 371-372 году провинция Каппадокия была разделена на Каппадокию Первую со столицей в Кесарии, и Каппадокию Вторую со столицей в Тиане. В Каппадокии Первой находился лишь один город Кесария и земельные участки, принадлежавшие империи (императору). Остальные города были сосредоточены в Каппадокии Второй.

Вторжения в Каппадокию гуннов и исавров в V веке привели к строительству укреплений вокруг всех крупных поселений при императоре Анастасии I (491-518).

Император Юстиниан Великий созал еще один укрепленный центр в Мокиссусе, сделав его центром провинции Каппадокия Третья, которая просуществовала в качестве самостоятельной провинции до конца VII века (однако остальные ее города принадлежали Понту, вот почему его еще называют Каппадокией Понтийской). В 535 г. в Кесарии располагалась резиденция анфипата (ανθύπατος, проконсул) . При Юстиниане окончательно завершилась эллинизация Каппадокии, а местные языки вышли из употребления. Экономика региона базировалась на сильном сельском хозяйстве.

В начале VII в. мирная жизнь в Каппадокия нарушается разрушением Кесарии персами в 611 г. Вернувшись в 615-620 г.г., персы заняли горные перевалы Каппадокии и удерживали их до 622 г., когда император Ираклий I перенес военные действия на территорию Персии.

VII в. характеризовался массовой исламизацией кочевых арабских племен, а затем и арабов-христиан. В результате изменения лояльности местного населения Византия фактически без боя потеряла Сирию, Палестину, византийские Месопотамию и Египет. А уже в 646 г. арабы грабят Кесарию. С 647 г. Каппадокия на двести лет превращается в огромную арену сражений. В 708 г. арабы захватывают Тиану. Со своей стороны, византийцы укрепили города и отдаленные сельские поселения, для повышения обороноспособности разместили в регионе славянских переселенцев с Балкан.

Скальный монастырь Гелвери в Каппадокии

В первой трети IX в. в Каппадокии образуется Каппадокийская фема, возглавляемая стратигом с численностью войска 4000 воинов. Крепость Корон была резиденцией клесурарха Каппадокии (клесуры – горные проходы) и часто подвергалась нападениям арабов.

В ходе второй арабо-византийская войны в VIII — начале IX в.в. Каппадокия почти обезлюдела — военной доктриной арабов являлось полное уничтожение мирного христианского населения и разрушение городов. Ситуция начала улучшаться лишь с 863 г. после победы византийцев в битве при Лалакаонте. В 872 г. император Василий I Македонянин провел успешные военные действия против обосновавшихся в восточной Каппадокии павликиан, союзников арабов, а также захватил замок Лулос в горных проходах южной Каппадокии, после чего арабы в горах Тавра больше не появлялись, а в Каппадокии наступил 100-летний период мира.

Появившееся в VIII и IX в.в. сословие актиров, собственников земли, заложило основу образования семей крупных землевладельцев. Уже в IX в. появляются благородные фамилии: Склиры (Σκληροί), Аргиры (Aργυροί), Фоки (Φωκάδες), Малеины (Mαλεΐνοι), Валанды (Bαλάνται), Алиатты (Aλυάτται) и пр., заложившие основу аристократии в регионе. Нужно заметить, что византийские фамилии наследовались как по линии отца, так и по линии матери, позволяя отпрыскам выбирать себе наиболее знатные из них.

Во время правления императора Василия II Болгаробойцы, 15 августа 987 г. в Кесарии Варда Фока, племянник императора Никифора II Фоки, был провозглашен императором во дворце своего тестя Евстафия Малеина. Однако бунт был подавлен законным императором и две крупнейшие каппадокийские семьи полностью были лишены своих владений, что существенно ослабило всю каппадокийскую знать и местную самооборону.

В конце XI в. в Малую Азию начали проникать изгнанные монголами из Среденей Азии тюркские племена. В 1067 г. сельджуки захватили Кесарию и практически полностью ее разрушили, разграбив ценности и драгоценную утварь Василиады – святилища св. Василия Великого (Βασιλειάδα του Μέγα Βασιλείου, сейчас на этом месте находится мечеть Улу-Джами), все жители города были убиты.

В 1071 г. в роковой битве при Манцикерте войска императора Романа IV Диогена были разгромлены турками, сам император был взят в плен и обменял жизнь на ряд анатолийских провинций, в т.ч. и Каппадокию.

В XII в. уже все восточные провинции Империи перешли под контроль сульджуков и в 1116 г. Каппадокия вошла в состав турецкого «Княжества Ромеев» — Румского султаната, а в 1476 г. – Османского государства.

Христианство в Каппадокии

Тайная вечеря. Фрески скальной «Темной церкви» (Корама. Каппадокия)

Жители Каппадокии, вместе с другими, присутствовали в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян. 2, 9). Вместе с другими областями, Каппадокия упоминается an. Петром в первом соборном послании (1 Пет. 1, 1).

В II-III веках Каппадокия превращается в центр Христианства, когда гонимые по всей Империи христиане получили возможность укрыться в подземных и скальных жилищах этой отдаленной области (см., например, житие мч. Маманта). Расцвет Христианства в регионе связан и с монашеством, важную роль в формировании которого сыграла деятельность свт. Василия Великого, епископа Кесарии Каппадокийской.

Вторая волна христианской иммиграции связана с эпохой иконоборчества. Прокатившееся в основном по крупным городам Империи, оно привело в каппадокийские скалы тысячи иконопочитателей. Укрывшиеся здесь мастера-иконописцы положили начало каппадокийской иконописной школе, расцвет которой, как и каппадокийского христианства в целом, приходится на X-XI в.в. Тогда в «Стране церквей» монастыри и храмы обустраивались в многочисленных подземных и скальных городах (например, знаменитый комплекс скальных церквей Корама (тур. Гёреме) расположен на площади 200 кв. км). В случае опасности их обитатели не только прятались в многочисленных скальных лабиринтах, но и закладывали камнями умышлено вырубленные на большой высоте окна и входы.

Кроме того, увеличение православного населения Каппадокии было обусловлено и созданием фем – административно-военных округов с особыми формами пограничных армейских подразделений из акритов (аналог русских богатырей и российского казачества), стражей границ Византийской империи, которым на праве собственности (без права перепродажи) передавались императорские земели на условиях несения наследственной военной службы. Кроме того, акриты полностью освобождались от налогообложения. Указанные меры способствовали притоку православного населения на границы, демографическому росту и формированию множества военных поселений на восточной границе империи. В настоящее время все многочисленные населенные пункты Каппадокии, Ликаонии, Понта, Киликии, названия которых включают слова hisar, kale, kermen «крепость», находятся вблизи разрушенных акритских крепостей.

В дальнейшем, под турецким господством подавляющее большинство христианских церквей было превращено в мечети. Православные христиане Каппадокии на столетия попали в невыносимые условия и многие переходили в ислам, чтобы выжить. Христианам запрещалось использовать греческий язык, они обязаны были селиться в бедных районах и бедно одеваться, не ездить на лошадях, отходить в сторону и склонять голову при встрече с турками, платить обычные налоги по повышенным по сравнению с мусульманами ставкам, а также ряд дополнительных, и т.п. Наказания для нарушителей были ужасны.

Но несмотря на все это Каппадокия оставалась преимущественно православным регионом вплоть до 1923 в., когда при принудительном обмене населением христиане покинули Каппадокию.

Епархиальное деление

Скальные церкви. Корама (Каппадокия)

Со II в. митрополит Кесарийский носил титул экзарха.

В 536 г. на период существования провинция Каппадокия Третья в Мокиссусе (Юстинианополис) создается отдельная митрополия, к котрой отходят епископии Доарская (Δοάρων), Колонийская (Kολωνείας), Назианзийская, Парнасская (Παρνασσού), а позднее Матианская (Mατιανής) и Сумандрская (Σουμάνδρου).

География

Из городов византийской Каппадокии немногие уцелели, поскольку арабы уничтожали не только население, но и срывали города. Аналогичным образом поступали поначалу и турки — кочевники отдавали предпочтение проживанию в открытой степи. Лишь в XX в. большинство географических названий с более чем тысячелетней историей изменены на новые турецкие. Из городов (в том числе подземных и скальных) на территории Каппадокии наиболее известны:

  • Каппадокия Первая:
    • Кесария Каппадокийская (Καισάρεια, совр. Кайсери, Kayseri) – находившаяся на Великом шелковом пути возле горы Аргеос (Αργαίος, совр. Эрджияс, Erciyes Dag),
    • Нисса (Νύσσα, совр. Harmandali) — город на Великом шелковом пути, известен деятельностью свт. Григория Нисского,
    • Ларисса (Λάρισσα, совр. Карадайи, Karadayi), один из первых каравансараев в XIII в. основан перешедщим в ислам греком по имени Джалал ад-Дин ибн Абдулла.
  • Каппадокия Вторая:
    • Тиана (Τύανα, иначе Χριστούπολις, совр. Кемерхисар, Kemerhisar) — разрушена арабами в 931 г.,
    • Назианз (Ναζιανζός, между совр. дер. Берклар, Berkalar (бывш. Nenizi) и Гюлагач, Gülagaç) — уничтожен, известен деятельностью свт. Григория Богослова,
    • Сасим (Σασίμα, иначе Аксос, Αξός, совр. Хасанкой, Hasanköy)
    • Корама (Κόραμα , «кора «, также Κοράμων) — знаменитый комплекс скальных церквей (совр. национальный парк Гёреме (Göreme)),
    • Прокопи (Προκόπι или Προκόπιον, иначе Ассиана, Ασιανή, совр. Юргюп, Ürgüp) — известен праведническим подвигом исп. Иоанна Русского,
    • Малакопия (Μαλακοπαία или Μαλακοπή, совр. Деринкую, Derinkyuy) — ранее здесь располагалась легендарная крепость, воспетая в былинах про богатыря Василия Акрита Дигениса. Именно здесь находится 9-километровый подземный туннель в другой подземный город Анаку, а сами города имеют до десяти уровней в глубину.
    • Анаку (Ανακού, совр. Каймакли, Kaymakli) — подземный город,
    • Соанд (Σόανδος, совр. Соганли, Soğanli) — по некоторым данным часть монахов расположенного здесь скального монастыря, предположительно в X в., образовала в Триглии в Вифинии Глубокореченский монастырь
    • Перистремма (Περίστρεμμα, совр. дер. Белисырма, Belisirma, а также рядом дер. Ихлара, Ihlara и район реки Мелендис, Μελένδης) — скальные церкви известны фресками не только византийского, но и сирийского и египетского (коптского) типов,
    • Колония (Κολώνεια , иначе Архелай, Ἀρχελαΐς, совр. Аксарай, Aksaray), город на Великом шелковом пути,
    • Гелвери (Καρβάλη, совр. Гюзельюрт, Güzelyurt) — скальные монастыри,
    • Фаустинополис (Φαυστινούπολις, близ совр. Улукишла, Ulukişla), крепость уничтожена.
    • Парнас (Παρνασσός, близ совр. Шерефликочхисар, Şereflikoçhisar) утичтожен, располагался на Великом шелковом пути по направлению в Анкиру.
    • Фараса (Φάρασα или Περασία, совр. Чамлика (Фараша), Çamlica)
    • Порос (Πόρος, совр. Бор, Bor или Kilisehisar «крепость церквей»)
  • Каппадокия Третья (а также Каппадокия Вторая):
    • Мокиссус, (Μωκισσὸς или Μοκίσσος, иначе Юстинианополис, совр. Киршехир, Kırşehir)
    • Мармарения Алония, легендарный замок Μαρμαρένια Αλώνια богатыря Василия Акрита Дигениса, иначе Τσουχούρ, совр. Узватан, Özvatan),

Использованные материалы

  • Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.
  • Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.
  • Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
  • От Пергии до Анталии, материал официального сайта Смоленской епархии РПЦ
  • ΧΡΙΣΤΙΑΝΙΚΗ ΚΑΠΠΑΔΟΚΙΑ, Ν. Παντελεάκη, ΚΑΠΠΑΔΟΚΙΑ, Περιήγηση στη Χριστιανική Ανατολή, материал сайта Братства Св. Иоанна Русского (греч.):
  • Αραβισσος, материал сайта Ассоциации Каппадокийских греков «ΟΙ ΤΡΕΙΣ ΙΕΡΑΡΧΕΣ» (греч.):
  • Сайт Μορφές Χορηγίας στην Καππαδοκία (6ος — 13ος αι.) («Примеры церковных пожерствований в Каппадокии VI-XIII в.в.) (греч.) — епархиальное деление Каппадокии:
  • Constantinus Porphyrogenitus. De thematibus
  • ΣΜΥΡΝΗ-ΚΑΠΠΑΔΟΚΙΑ 2011
  • Фрески X-XI в. Гёреме. Каппадокия

Управлению провинцией посвящена 30-я Новелла Юстиниана, в которой, в частности, говорится о разделении провинции на 13 имений (οικίαι), к каждому из которых для непосредственного управления прикреплено по 2 магистра (μαγιστέρας) разных разрядов, подчиненных анфипату (Novellae Constitutiones, XXX, 2).

Как попасть в Каппадокию

Попасть в Каппадокию из зарубежных стран можно только с других городов Турции, к примеру, из Стамбула. Это можно сделать самолетом, что займет около часа в пути, или же автобусом – 10 – 12 часов пути из Стамбула.

Аэропорт в Невшехире

Ближайшие аэропорты области находятся в городках Невшехир и Кайсери. Из них осуществляются только внутренние рейсы по стране. Оттуда к своему отелю можно добраться трансфером или же такси. Можно также доехать до автовокзала любого города, а потом переесть на автобус и отправиться до нужного места.

Автовокзал Гёреме

Города Каппадокии имеют довольно развитое автобусное сообщение. Поэтому добраться сюда не доставит труда из таких городов, как Стамбул, Памуккале, Кушадаси, Мармарис, Бодрум, Анталья и других.

История места

Удивительный ландшафт Каппадокии был создан природой еще 60 млн лет назад. Такие необычные грибоподоные столбы, пирамиды, волнистые каньоны образовались при помощи естественных процессов, когда вода и ветер долгий период вытачивали камень. В этом случае были источены вулканические туфы, которые намного мягче камня и легче поддаются эрозии.

Первые поселения на этой исторической местности появились где-то в пятом тысячелетии до нашей эры. За все время существования она была частью многих государств того времени: Хеттского, Персидского, Римской и Османской империй. Она также упоминается и в Библии, а именно в событии, когда на апостолов сошел Святой Дух. Поэтому Каппадокия часто становится местом посещения паломников.

Основный источник дохода этому историческому центру приносила торговля рабами. Отсюда рабов поставляли в Рим. После окончания правления Османской империи, в начале XX столетия Каппадокия перешла во власть Турции. Официальная дата присоединения к Турецкой республике 1923 год.

Климат

Тип климата в этой местности умеренно континентальный. Лето в Каппадокии жаркое и сухое, зима холодная. Самое холодное время года продолжается с декабря по февраль. В это время ночью наблюдается понижение температуры до 15 градусов ниже ноля, днем – около 5 градусов выше ноля.

Зима в Каппадокии

Весна в Каппадокии довольно дождливая, особенно в апреле – мае. Самые жаркие и сухие месяцы в году с июня по сентябрь. В этот период температура может достигать 30 градусов в дневное время и около 20 градусов в ночное.

Каппадокию стоит посещать в период с мая по сентябрь, когда на улице тепло и не очень много дождей.

Достопримечательности Каппадокии

Одним из главных и самых знаменитых мест региона считается Национальный парк Гёреме. Это музей под открытым небом, который расположен на 300 метров квадратных на местности, окруженной городами Невшехир, Ургюп и Аванос. Парк является целым комплексом скальных образований, пещер, монастырей и церквей. Именно в этих местах скрывались верующие во время гонений в первые века христианства.

Национальный парк Гёреме

На территории национального парка можно осмотреть пещерные церкви: Яблочная церковь, Церкви Святого Василия, Святой Екатерины, Святой Варвары, Иисуса Вседержителя, Змеиная церковь, Темная церковь, Церковь с сандалиями и другие. Весь музей под открытым небом внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещерные церкви в Гёреме

Еще одна известная достопримечательность Каппадокии, которая также является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, – ее пещерные поселения. Это были поселения ранних христиан, искавших тогда себе убежище. Так как вулканические туфы легко поддаются обработке, люди выскабливали себе жилища прямо в них. Так строились жилые дома, церкви, конюшни и прочие помещения для обитания.

Пещерный город Каймаклы

Всего на территории Каппадокии на сегодняшний день было обнаружено шесть поземных городов:

  • Каймаклы;
  • Деринкую;
  • Мазы;
  • Озконак;
  • Татларин;
  • Ажигол.

Деринкую и Каймаклы являются самыми большими тогдашними поселениями. Для современного туриста посещения этих городов будет весьма интересным.

Подземный город Деринкую

Не менее живописны в Каппадокии многочисленные долины. Одна из самых популярных – Долина Любви, расположенная между Учхисаром и Чавушином. Ее еще называют «Долиной фаллосов» из-за узнаваемых форм скальных образований.

Долина любви

Интересной для путешественника также будет Голубиная долина. Здесь расположены скальные голубятни. Голубиный помет раньше использовали для удобрения песчаных почв. Скальные церкви можно посмотреть в долинах Белисырма, Дербент, Ихлара, Гюллюдере, Кызылчукур, Кылычлар.

Голубиная долина

По дороге от Анкары в Каппадокию находится второе по величине озеро в Турции. Это соленое озеро Туз. Оно размерами 80 километров длиной, 50 километров шириной и до двух метров глубиной. Вода в озере очень соленая, 340 грамм соли на литр воды. К тому же оно почти не разбавляется пресной водой.

Озеро Туз

В южной части озера Туз можно полюбоваться популяциями розовых фламинго. Часто озеро также окрашивается в красноватый цвет из-за водорослей в нем. В этот период создается весьма увлекательное зрелище, когда можно наблюдать розовых фламинго в розовой воде.

Развлечения — воздушные шары

Самое любимое и популярное развлечение в Каппадокии – парение на воздушном шаре. С высоты птичьего полета открывается вид, от которого захватывает дух. Полетав на шаре над Каппадокией, вы испытаете самые неповторимые ощущения в своей жизни.

Полеты на воздушных шарах над Каппадокией

Полеты осуществляются в любое время года и в любой день. Препятствием для полета может быть только нелетная погода. Вылет всегда осуществляется рано утром, летом – еще до заката. Сам полет длится около одного часа. Можно заказать как индивидуальное путешествие воздухом, так и групповое. В группе может набраться до 35 человек. Стоимость полета будет стоять около 150 евро.

Города Каппадокии

Для отдыха в Каппадокии можно подобрать любой понравившийся город. Но лучше остановится в том месте, от которого будет ближе к желаемым достопримечательностям.

Гёреме

Гёреме – самый популярный город у путешественников. Он находится в самом центре одноименной долины. Здесь имеется возможность остановиться в отелях, которые размещены в пещерах, и прочувствовать культуру и способ жизни каппадокийцев.

Юргуп

Юргуп – также подходящий для туристов город Каппадокии. Здесь находится множество комфортабельных гостиниц, а также шикарные рестораны, магазины и сувенирные лавки. Отсюда регулярно организовываются экскурсии во все части Каппадокии.

Кайсери

Кайсери – очень развитый город региона, в котором находится аэропорт. Здесь хоть и не стоит останавливаться на весь отпуск, но побыть тут день или два не будет лишним. В городе будет интересно погулять по старым кварталам, посетить музей, мавзолей и прикупить что-нибудь на местном колоритном рынке.

Невшехир

Город Невшехир – это столица Каппадокии. Здесь можно посетить старинный форт, расположенный на холме, пройтись по местным магазинчикам или отведать хорошего вина в ресторанах.

Аванос

Аванос – небольшой город, напоминающий глубинку. Расположен он возле реки Кызыл-Ирмак. Совсем рядом с ним находится город в скалах Зельве с очень интересными пещерными поселениями. В Аваносе вы также сможете ознакомиться с его древними традициями, так как он всегда славился гончарством.

Аксарай

Город Аксарай находится возле живописных достопримечательностей: старинных городов в скалах, пещерной церкви в долине Ихлара. Здесь можно остановиться в одном из небольших отелей. Однако проводить в городке весь отпуск не стоит.

Отели Каппадокии

Туризм в Каппадокии развит также как и в других курортных турецких городах. Здесь можно найти отели самых разных уровней, и даже необычные гостиницы в пещерах.

Рекомендуемые отели из класса 3 звезды:

  • Kelebek Special Cave Hotel в Гёреме;
  • Sakli Konak в Учисаре;
  • Kale Konak Cave Hotel в Учисаре;
  • Aydinli Cave Hotel в Гёреме.

Отель Sakli Konak

Из отелей класса 4 звезды путешественники рекомендуют:

  • Fresco Cave Suites & Mansions в Ургюпе;
  • Phocas Cave Suites в Кавузине;
  • Goreme Inn Hotel в Гёреме;
  • Hezen Cave Hotel в Ортахисаре.

Goreme Inn Hotel

Для тех, кто предпочитает комфортабельные отели класса 5 звезд, рекомендуются:

  • Museum Hotel в Учисаре;
  • Grand Cave Suites в Гереме;
  • Kayakapi Premium Caves в Ургюпе;
  • Cappadocia Cave Resort & Spa в Учисаре.

Kayakapi Premium Caves

Тем, кто захочет полностью окунуться в местную атмосферу, советуют остановиться в оном из пещерных отелей. Больше всего этих типов гостиниц расположено в городах Гёреме, Учхисар, Юргюп, Ортахисар.

Магазины и рестораны

Известным сувениром из Турции является ковер. Каппадокия – тоже не исключение. Однако помимо ткацких изделий в этом регионе можно приобрести и массу других интересных безделушек в качестве сувенира или полезной вещи для дома.

Популярные сувенирные магазины, пользующиеся популярностью:

  • Магазин ковров Sultan Carpet в Гёреме;
  • Магазин керамики Sultans Ceramic в Аваносе;
  • Сувенирный магазин Tribal Collections Nomadic Rugs and Textiles в Гёреме;
  • Магазин изделий ручной работы Art By Emre в Гёреме;
  • Магазин керамики Guray Ceramic в Аваносе

Sultans Ceramic

и другие.

Art By Emre

Для желающих отведать заведение с местной кухней подойдут следующие рестораны:

  • Sakli Konak Restaurant в Учисаре;
  • Seyyah Han в Кавузине;
  • Pumpkin Goreme Restaurant and Art Gallery в Гёреме.

Sakli Konak Restaurant

Для любителей высокой кухни в Каппадокии подойдут:

  • Seki Restaurant в Учисаре;
  • The Plum Restaurant в Учисаре;
  • Beey Kebap в Ортахисаре.

Тем, кто жалеет поесть вкусно и недорого, путешественники советуют:

  • Lagarto Restaurant в Ургюпе;
  • Nazar Borek & Cafe Гёреме;
  • Cafe Safak в Гёреме;
  • Firin Express в Гёреме.

Nazar Borek & Cafe

Кухня в Каппадокии вкусная, но сытная и кому-то может показаться даже тяжелой. Но популярное местное блюдо – баранину, запеченную в горшочке с овощами, стоит отведать каждому туристу в этой местности.

Баранина в горшочке с овощами

Каппадокия – удивительное место, которое поражает взор и очаровывает своей непревзойденной атмосферой. Это местность с многовековой историей, артефакты которой сохранились до наших дней. Но, конечно же, основной достопримечательностью Каппадокии является ее уникальный ландшафт. В это место следует отправиться всем путешественникам хотя бы раз в жизни. Удачного вам отдыха!