Картины репина

Одной из ключевых фигур русского реализма стал Илья Ефимович Репин. Вы можете быть далеки от мира изобразительного искусства, но о таких картинах, как «Бурлаки на Волге» или же «Не ждали» не могли не слышать.

Этот всемирно известный художник смог при помощи живописи затронуть темы, которые тогда волновали общественность. Он был мастером, который, как никто другой хорошо изображал бытовые сцены, смог создать целую галерею своих современников. В последние годы предпочитал рисовать библейские сюжеты.

Представляем 10 самых знаменитых картин Репина, с оригинальными названиями и фотографиями работ.

10. Отказ от исповеди перед казнью


В 1879 году Репин прочитал поэму Н.М. Минского «Последняя исповедь». Она произвела на него огромное впечатление.

Вдохновленный этим произведением, он решил написать картину «Исповедь», которую после революции решили переименовать в «Отказ от исповеди перед казнью».

В поэме, опубликованной в подпольном журнале, священник вступает в горячий спор с революционером, приговоренным к смертной казни. Он призывает его покаяться, но преступник не соглашается.

Художник решил показать свое видение происходящего. Его священник не пытается кого-либо уговорить, он просто ждет решения приговоренного. Революционер также молчит, понимая, что не может противостоять системе.

Длинные волосы, рваный халат, борода создает неряшливый образ. Создается впечатление, что он сидит так давно. Его поза выдает отношение преступника к происходящему, т.е. сразу становится понятным, что он не хочет исповедоваться или каяться.

9. Николай-Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных


Картина рассказывает о святом Николае Чудотворце. Когда-то он был епископом в Мире Ликийской. Святой был в отъезде. В это время градоначальник Евстафий велел казнить 3 невинных людей. Его подкупили недоброжелатели пострадавших.

Святой Николай не мог допустить подобной несправедливости. Он сразу же вернулся в Миры, успев как раз в тот момент, когда палач был готов исполнить приговор. Но Николай Чудотворец без резких слов, не высказав никакой робости, подбежал к палачу, выхватил у него из рук меч и бросил его на землю. Именно этот момент и запечатлел художник.

Идея написать эту картину появилась после того, как один женский монастырь заказал ему картину Николая Чудотворца. Сначала он хотел сделать что-то вроде иконы, но потом увлекся, и получилось это уникальное полотно.

8. Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны


Эта картина была написана в 1894 году. На ней изображена последняя свадьба монархов нашей страны.

Она состоялась 26 ноября 1894 года, и прошла довольно скромно: не было традиционных балов и свадебного путешествия. Венчание состоялось в Соборе Спаса Нерукотворного, расположенного в Зимнем дворце.

7. Вечорници


Ее можно найти в Третьяковской галерее. Эту картину особенно выделял Лев Толстой. Он был поклонником творчества Репина.

Илья Ефимович решил изобразить посиделки украинской молодежи. Как и в любые времена, молодые люди собирались вместе, чтобы повеселиться и потанцевать.

Художник смог как бы поймать нужный момент, создать эффект фотографии, остановившегося мгновения. Не каждому мастеру удается так точно передать настроение музыки и веселья, но Репин справился с этой задачей.

Ценители живописи считают картину уникальной, т.к. она хорошо передает национальный колорит и воссоздает движения.

6. Проводы новобранца


Созданная в 1897 году, она сейчас находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Особенность ее в том, что она смогла точно передать чувства, которые испытывают люди в такой переломный момент их жизни.

Идея написать эту картину появилась после того, как он посетил имение своего друга Мамонтова, где в усадьбе Абрамцево стал свидетелем этой сцены.

Крестьяне собрались, чтобы проститься с призывником. Вместе с родителями пришли даже маленькие дети. Все понимают, что для его семьи – это горе, даже собаки, как кажется, им сочувствуют.

Мать призывника положила на плечо сына голову, т.к. не хочет с ним расставаться и отпускать. Мужики и старики, которые также много повидали на своем веку, уныло смотрят на происходящее, т.к. ничего не могут изменить. Они знают, что ждет этого юношу.

Эта картина – целый рассказ, т.к. можно представить, что чувствует каждый изображенный на ней человек.

Несмотря на трагизм ситуации, слезы, каждый из участников сцены занят своим делом, т.к. крестьянин не может не работать.

5. Не ждали


Художник изобразил момент, когда в комнату неожиданно входит ссыльный народоволец. На его лице мы можем прочитать всю гамму переживаний.

Репин несколько раз переписывал его лицо, не зная, какие именно чувства необходимо передать. И остановился на вопросительно-неуверенном выражении. Можно провести ассоциации с библейским сюжетом «возвращение блудного сына».

Интересна реакция на происходящее и всех тех, кто находится в комнате. Все их переживания отразились на лицах, особенно матери ссыльного, убедительно написаны и ее руки.

Известные критики называли это произведение искусства шедевром, самой талантливой и самой замечательной картиной, хотя были и негативные отзывы.

4. Крестный ход в Курской губернии


Мысль написать подобную картину появилась у Репина еще в 1870-ых годах, но работать над ней он начал только в 1880 году.

Для вдохновения он посетил Коренную пустынь, расположенную под Курском. Она была знаменита тем, что здесь часто проводились крестные ходы. Наблюдал их и в Киеве, Чернигове, побывал на крестном ходе Троицкого монастыря.

Критики высоко оценили картину, подчеркнув, что написана она сочно, колоритно и свежо. Его называли наиболее зрелым и удавшимся произведением Репина.

Что мы видим на картине? Огромный людской поток. С правой стороны изображена будка, украшенная пестрыми лентами. Ее несут певчие. Это гигантский фонарь, внутри которого мерцают свечи. Богато одетая мещанка несет икону, ее окружают купцы и военные. Полицейские ограждают идущих от простолюдинов. А молодому горбуну-инвалиду не дают подойти к священной иконе.

3. Бурлаки на Волге


Репина всегда возмущал тот факт, что бурлаки соглашаются на такую сложную работу. Он считал, что нельзя людей использовать, как скот, вместо этого перевозить барки при помощи буксирных пароходов.

Но сам как-то признавался, что его не особо занимал вопрос быта этих несчастных людей, его больше волновало то, какими колоритными фигурами были эти люди.

Идея написать эту картину появилась в 1969 году, когда он поехал на этюды на Неву и впервые увидел бурлаков. Тогда же он нарисовал первый эскиз, но потом переделал его.

Картина появилась в период с 1870 по 1873 год. Критики полотно приняли восторженно, а Федор Достоевский говорил о том, что это произведение искусства стало подлинным торжеством правды.

2. Иван Грозный и сын его Иван

Второе название этой картины – «Иван Грозный убивает своего сына».

На создание этого полотна художника вдохновила музыка Н.А. Римского-Корсакова. После того, как он прослушал новое его произведение «Месть», Репин захотел воплотить то настроение, которое появилось у него под влиянием этой музыки.

Художник пишет, что его чувства были перегружены ужасами современности, ему хотелось найти выход наболевшего в истории.

Чуть позже он вспоминал, что в Европе стали выставлять кровавые картины, и, заразившись этим настроением, он начал работать над своим уникальным произведением.

На ней изображен тот момент, когда Иван Грозный, нанеся смертельный удар своему сыну, переживает трагический момент. На его лице мы можем видеть раскаяние. Особенно поражает кротость царевича, который со слезами на глазах готов простить обезумевшего от горя отца.

1. Запорожцы пишут письмо турецкому султану

На картине изображены запорожские казаки, которые все вместе составляют письмо османскому султану. Это оскорбительный ответ на его ультиматум о том, что стоит сдаться и прекратить нападать на Блистательную Порту.

Согласно легенде, во время русско-турецкой войны султан потребовал покориться ему, на что получил письмо, в котором запорожцы жестоко над ним насмехались. Это настроение, атмосферу решил передать Репин.

Идея создать это произведение искусства появилась у него на одном светском приеме. Один из приглашенных, Дмитрий Яворницкий, принес копию письма, написанного казаками султану Махмуду IV. Оно развеселило гостей, а Репин загорелся идеей создать картину.

Пост https://pikabu.ru/story/vne_zakona_6145617 — это высшая степень доминирования синдрома вахтера в головах людей. Юристы, поправьте меня, диплом получил давно, но Законы читать вроде еще умею. Итак:

Потерпевшую выдворили из галереи с формулировкой «Запрещено проводить экскурсию без аккредитации». В правилах на оф-сайте «Третьяковки» действительно запрещена подобная деятельность. Конкретно: В Третьяковской галерее запрещается:

— Осуществлять коммерческую и экскурсионную деятельность (за исключением уполномоченных сотрудников Галереи).
Теперь выясняем, кто такой экскурсовод с точки зрения Закона, что Важно, так как Закон имеет верховенство над внутренними правилами и распорядками любого заведения на территории РФ (не все вахтеры это знают). Статья 1 ФЗ ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ устанавливает, что экскурсовод (гид) — профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа… Акцентирую внимание, что экскурсовод — профессионально подготовленное лицо. То есть, профессиональной подготовкой не является начитанность или грамотность. Вы должны иметь соответствующий документ или занимать определенную должность, скажем, быть учителем.
Теперь, как только подбегает вахтер с требованием прекратить экскурсию, говорим, что не являемся экскурсоводом (гидом), ссылаемся на ст.1 ФЗ ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Любые попытки вахтера выдворить нас из музея разбиваем о статью ФЗ, который, как мы уже выяснили, имеет верховенствующее значение. Так как вы не являетесь профессионально подготовленным лицом (пусть доказывают обратное, вы не обязаны, презумпция невиновности) вы не можете проводить экскурсий. А ваша милая беседа по тематике увиденного является ничем иным, кроме как беседой.
Пробел Законодательства, которое педалирует Третьяковка — это отсутствие понятия «экскурсия», однако, есть еще один пробел, который я указал выше. Этим можно так же двусмысленно пользоваться, как делает администрация галереи.
Пост первый, будьте нежными.

Илья́ Ефи́мович Ре́пин (24 июля 1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) — русский художник-живописец. Сын солдата, в юности работал иконописцем. Занимался в Рисовальной школе под руководством И. Н. Крамского, продолжил обучение в Петербургской Академии художеств.
С 1878 года — член Товарищества передвижных художественных выставок. Академик Императорской Академии художеств. Профессор — руководитель мастерской (1894—1907) и ректор (1898—1899) Академии художеств, преподаватель школы-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. И. Фешин. Непосредственный наставник В. А. Серова.
Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Стихией художника была современность, и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина — «энциклопедия пореформенной России». Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Его дед по отцовской линии — неслуживый казак Василий Ефимович Репин — вёл торговлю и владел постоялым двором. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях, имел награды. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника.
Дед художника по материнской линии — Степан Васильевич Бочаров — также много лет отдал военной службе. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа; позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята, и взрослые. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В семье периодически возникали проблемы с деньгами, и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

ещё …

Творчество Ильи Репина знакомо каждому со школьной скамьи. Этот великий русский художник поражает силой, мощью и гениальным исполнением своих живописных полотен. Его называют самым русским из всех русских художников за то, что в своих картинах он одним из первых изобразил героизм социального протеста, и описал практически все стороны тогдашнего русского общества.

Самые знаменитые картины Ильи Репина:

Бурлаки на Волге (1870–1873)

Огромное полотно высотой 1,3 м и шириной почти в три метра изображает рабочий день волжских бурлаков. Первые задумки у художника возникли за год до начала работы над картиной. Гуляя по берегам Невы, Репин был поражён контрастом бурлаков, тянувших баржу, с цветущей окружающей жизнью. Работа над картиной продлилась три года, и для её создания Репин сделал множество подготовительных эскизов и зарисовок. Критики встретили картину по-разному. Одни восхищались реализмом жизни, другие — ругали за «величайшую профанацию». Но ведущие художники России отозвались о «Бурлаках», как о великом произведении искусства.

Самые знаменитые картины Брюллова.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1880–1891)

Эта картина отличается не только масштабностью, но и интереснейшим сюжетом. Легенда гласит, что письмо было написано запорожскими казаками в 1676. Текст письма состоял из колких ответов и реплик на ультиматум турецкого «властелина мира», с включением острого народного юмора и нецензурной брани.

Этот сюжет заинтересовал Репина, и работа над картиной продлилась почти 11 лет. В своих героях Репин отобразил воплощение рыцарского духа, свободы и отчаянной храбрости. Каждый персонаж картины — огромная личность. Характеры, лица, костюмы — всё было тонко подмечено художником. Колкости, смех, искромётный юмор — можно сразу догадаться, что же такого было в том курьёзном послании турецкому султану.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1883–1885)

Картина изображает момент убийства Иваном Грозным своего старшего сына Ивана. В припадке гнева царь ударил сына посохом и убил его. Репин передал именно тот момент, когда отчаяние поглотило обезумевшего от горя отца.

Реакция публики на картину была неоднозначной. Но то, что она гениальна — никто не спорил. Невозможно оторваться от глаз старика, и алой горячей крови, текущей сквозь его пальцы. Смятый ковёр, световые акценты, позы героев, ужасная реалистичность произошедшего делают эту картину потрясающей, одной из самых великих произведений живописи. Из-за этого реализма картину несколько раз пытались повредить личности с неуравновешенной психикой.

Садко (1876)

Эта картина была написана художником в Париже, как протест импрессионизму. Репин не понял этого нового течения в живописи, и оценил лишь его техническую сторону, но смысла в импрессионизме не отметил.

Темой для картины стало старинное сказание о Садко. Новгородский купец Садко попал к морскому царю, и тот предложил ему на выбор невест. Садко выбрал из тысячи красавиц и заморских див, обычную русскую девушку. Репин хотел донести, что, несмотря на тысячи заморских диковин и разных заманчивых вещей, он остался верным русской истории и русской культуре.

Самые красивые русалки в мире.

Крестный ход в Курской губернии (1877)

Это крупномасштабное полотно Илья Репин написал после поездки в Курскую губернию, где увидел живописное шествие, крестный ход с «чудотворной иконой». По пыльной дороге на фоне вырубленного леса, идёт разношёрстная процессия, во главе которой обычные мужики торжественно несут церковные реликвии. Стоит жара и духота. Люди в толпе расслоились по сословиям. Почётных граждан и духовенство тщательно оберегает конная полиция. Кое-где нарушителей поколачивают плёткой. Простые и нищие люди озабочены серьёзностью происходящего. Реализм картины потрясает, складывается впечатление присутствия и личного участия в процессии.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть познавательная статья о самых красивых иконах.

Не ждали (1888)

Редакция most-beauty уверена, что картина Ильи Репина «Не ждали» знакома многим ещё со школы. В СССР её интерпретировали с русским народовольческим движением. Сюжет прост — семья встречает отпущенного на свободу бывшего заключённого или каторжника. По каким причинам человек был осуждён, а потом отпущен — не известно. Но в 1888 году зрители точно узнали в герое картины народовольца. Реакция членов семьи на внезапное появление обтрёпанного и измученного человека разная. Ему и рады, и боятся одновременно. Мать, жена, дети явно не готовы к подобному визиту.

Портрет Мусоргского (1881)

Портрет композитора Мусоргского выделяется драматизмом и глубиной. Он написан перед самой смертью великого композитора. Перед зрителями больной, измученный болезнью человек — отёчное красное лицо, всклоченные волосы и борода. Но, в первую очередь, лицо гения музыки притягивает потрясающе умными и печальными глазами. Это взгляд сильного, энергичного человека, снедаемого тоской и ощущением близкого конца.

Кстати, о самых красивых портретах в мире на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья.

Проводы новобранца (1878–1879)

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. затронула все слои населения России. Находясь под впечатлением от этого события, Репин решил изобразить один из самых трогательных моментов — прощание простой крестьянской семьи с новобранцем. Молодого человека провожают на войну жена, дети, родители и соседи. Всё готово к отправке — в телегу с нехитрыми продуктами запряжена лошадь, за спиной новобранца видны сочувствующие соседи. Картина наполнена печалью, и искренней тревогой, но в ней озвучена чёткая патриотическая идея — это необходимо для служения Отечеству. Полотно с успехом выставлялось во многих городах России, а Репин получил твёрдое положение в рядах художников-передвижников.

Приготовление к экзамену (1864)

Одна из первых серьёзных работ Ильи Репина наполнена юмором и озорством молодости. Этот процесс подготовки студентов к экзамену актуален и сегодня. Молодой человек на переднем плане отложил книжки и шлёт воздушный поцелуй девушке из окна напротив. Второй студент уморился от чтения, и заснул с книжкой на груди. На улице стоит весна, кипит жизнь, а студентам приходится коротать время не с барышнями, а с книжками. В то время Репин стал вольным слушателем Академии художеств, и как никому другому, ему была близка и понятна студенческая жизнь.

10 самых знаменитых картин Репина

Обновлено: 28.01.2020 14:25:37 Эксперт: Ирина Высоцкая

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Илья Репин — один из известнейших русских художников XIX и XX века, яркий представитель направления реализма в живописи. Родился Репин в городе Чугуев, Харьковской губернии, рисовать начал с раннего возраста. В пятнадцатилетнем возрасте обучался у иконописца, после чего несколько лет сам участвовал в росписи сельских церквей. Накопив средства на обучение, он поехал в Санкт-Петербург, и в 1871 году закончил художественную академию. Большую часть своей творческой жизни Репин провел в Москве и Петербурге.

Художник больше всего предпочитал жанровую живопись, исторические сцены и портреты. Его картины отличаются детальностью в изображении бытовых сцен, тонким психологизмом, глубоким эмоциональным наполнением, они затрагивают разные стороны жизни людей и общества в целом. Сегодня творчество Репина широко известно не только в России, но и за рубежом. Предлагаем вам ознакомиться с десятью знаменитыми работами великого русского мастера живописи.

10 самых знаменитых картин Репина

Номинация место наименование рейтинг
Обзор самых знаменитых картин Репина 10 Портрет композитора Модеста Мусоргского 4.1
9 Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года 4.2
8 Проводы новобранца 4.3
7 Крестный ход в Курской губернии 4.4
6 Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых 4.5
5 Запорожцы пишут письмо турецкому султану 4.6
4 Не ждали 4.7
3 Садко 48
2 Иван Грозный и сын его Иван 4.9
1 Бурлаки на Волге 5.0

Портрет композитора Модеста Мусоргского

Эта картина была написана незадолго до смерти композитора, находившегося тогда в госпитале. Репин провел четыре дня в больничной палате, работая над портретом. Несмотря на такой рекордно короткий срок, он сумел превосходно передать на полотне вместе с чертами лица также и характер Мусоргского, что подтверждали все, кто были знакомы с ним лично. Помимо печали и задумчивости, во взгляде композитора видны внутренняя сила и богатый внутренний мир. Однако художник не стремился приукрасить действительность. Взъерошенные волосы, красный нос, глубокие круги под глазами — все это соответствует состоянию человека, который довел себя до белой горячки. Репин словно подчеркивает контраст между гениальностью Мусоргского и поглотившей его физической слабостью. Одежда прорисована не особо подробно, фон заднего плана картины сделан почти однородным, таким образом все внимание сосредоточено на лице композитора и его эмоциях.

Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года

Данное полотно Репин выполнил по заказу российского императора Николая II в связи со столетним юбилеем учреждения Государственного совета. На нем запечатлено заседание в Мариинском дворце Санкт-Петербурга. Действующими лицами выступают император, видные государственные деятели и секретари, вручающие юбилейные награды членам совета. На момент написания картины художник уже был знаменит и занимал должность профессора Петербургской художественной академии. Однако из-за сильных болей в правой руке Репину было бы трудно работать в одиночку, поэтому ему помогали ученики: Иван Куликов и Борис Кустодиев. На создание монументального полотна размером почти девять на четыре метра ушло три года. В процессе Репин делал много эскизов интерьера, пользовался фотоаппаратом, а также создал шестьдесят отдельных портретных этюдов. В итоге при всей масштабности картины, каждый из участников заседания передан живо и с присущей ему индивидуальностью. Не менее талантливо исполнена и колористическая гамма события — обилие красного, черного и золотистого цветов художник компенсирует богатой гаммой оттенков и светотеней.

Проводы новобранца

После того, как Илья Репин познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым, он нередко стал проводить время в усадьбе Абрамцево, принадлежащей Мамонтову. Приезжая туда вместе со своей семьей, художник любил прогуливаться по окрестностям и наблюдать за укладом жизни крестьян. Именно в то время у него появилась идея перенести на полотно трогательный момент прощания молодого новобранца со своими родными. Картина наполнена ощущением тревоги и грусти, на лицах провожающих явственно читается отчаяние, словно они понимают, что могут больше не увидеть его. И неудивительно, ведь в то время срок службы в армии составлял более десятка лет, более того, шла русско-турецкая война, так что их опасения были далеко не напрасными. Центральные фигуры полотна выделены с помощью яркого света. Их одежда, запряженная лошадьми повозка, а также деревенские строения прорисованы детально и со свойственной Репину достоверностью.

Крестный ход в Курской губернии

Крупномасштабная картина была создана после поездки художника в Курскую губернию, там он и стал свидетелем пышного крестного шествия с иконой Богоматери. Также для вдохновения Репин побывал в Чернигове, где наблюдал крестный ход из Троицкого монастыря. Изображенная на полотне процессия состоит из людей самых разных сословий, причем церковники и городская знать не смешиваются с простым народом — этому препятствуют конные урядники. Они пристально следят за установленным порядком, не гнушаясь применять силу, так один из стражей закона уже замахнулся плетью на какого-то нарушителя. Особое внимание на себя обращает молодой горбун на костыле, которому преграждают путь палкой, но он все равно целеустремленно движется в сторону православных святынь, видимо надеясь на чудесное исцеление. Всего на полотне запечатлено более 70 разнообразных персонажей. Пейзаж из срубленных пней выбран Репиным не случайно — он неоднократно выражал свой протест по поводу активной вырубки лесов и эксплуататорского отношения к природе. Представленная общественности картина была высоко оценена критиками, назвавшими ее одним из наиболее зрелых произведений художника.

Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых

Изначально картину про Николая Чудотворца заказала Репину игуменья женского монастыря. Постепенно он настолько увлекся данной тематикой, что написал шедевр, который с выставки передвижников тут же приобрел сам царь Александр III. На выбор сюжета повлияла поднятая ранее Львом Толстым полемика об отмене смертной казни в России. Полотно изображает Николая Мирликийского в момент, когда он собирается выхватить меч у палача, чтобы не дать ему совершить казнь. Перед этим Николай находился в отъезде, но узнав, что подкупленный градоначальник осудил на смерть троих невиновных, тут же вернулся в город Миру и смело пресек несправедливость. Больше всего на картине приковывает внимание контраст между уверенным и непреклонным Николаем Чудотворцем и удивленно-недоумевающими лицами других присутствующих. Впоследствии Репин написал также уменьшенный вариант полотна, для монастыря.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Историю про письмо, написанное казаками Запорожской Сечи в ответ на ультиматум турецкого султана, Илья Репин впервые услышал в гостях у своего знакомого историка Дмитрия Яворницкого, у которого хранилась копия письма, датируемая XVIII веком. Этот рассказ сильно заинтересовал живописца, и он решил использовать сюжет для своей новой картины. Он изобразил на ней непосредственно сам процесс сочинения непристойного и оскорбительного ответа, который по легенде отправили запорожцы правителю Османской империи. Благодаря тому, что художник в процессе создания полотна тщательно изучал культуру украинского казачества, сцена вышла интересной и оживленной, а оружие и одежда — исторически достоверными. Картину высоко оценили в России и на нескольких зарубежных выставках.

Не ждали

Идея данного сюжета появилась у Репина в 1883 году, в период пребывания на даче под Санкт-Петербургом, с которой он и срисовал интерьер помещения. Тогда вопрос народовольцев и их амнистии был актуальным — многих политических заключенных отпускали на свободу раньше назначенного срока. На картине показано внезапное возвращение одного из ссыльных, в этот момент каждый из присутствующих в комнате членов семьи по-разному реагирует на его прибытие. На лицах женщины за фортепиано и сидящего за столом мальчика видна радость, очевидно это жена и сын. Девочка же смотрит с недоумением, она скорее всего, еще не узнала отца в постаревшем, измученном мужчине. На переднем плане показана пожилая мать узника, застывшая в изумлении. Неуверенное лицо главного персонажа, который словно сомневается, примут ли его, также добавляет драматичности полотну. Эту деталь художник переписывал три раза, пока не добился нужного эффекта. Примечательно, что комната украшена портретами Тараса Шевченко и Николая Некрасова, ассоциирующимися тогда с народовольческими мировоззрениями.

Садко

Картину на сказочную тематику Репин написал во время поездки в Париж в 1876 году. Она являлась своеобразным отражением взглядов художника на модные импрессионистские течения в европейском искусстве XIX века. По сюжету, новгородский купец Садко попал в гости к морскому царю и был вынужден развлекать того игрой на гуслях. Подводный царь решил оставить талантливого музыканта при себе, выдав за него одну из своих многочисленных дочерей. Однако Садко не обращает внимания на богато одетых и украшенных красавиц, предпочитая им стоящую вдалеке русскую крестьянку. Согласно былине, это решение помогает ему спастись из подводного плена и вернуться к родным берегам. Во время работы над картиной художник стремился добиться полной достоверности в изображении воды, а также представителей морской фауны, для чего он исследовал атласы морского дна и посещал берлинский аквариум. Образ героя Садко создан с художника Виктора Васнецова, который приехал в Париж по приглашению Репина. Выставленное в Парижском салоне полотно не привлекло к себе большого внимания, зато быстро стало популярным в России.

Иван Грозный и сын его Иван

Считается, что вдохновением для создания картины стали кровавые события 1881 года: убийство царя Александра II и последовавшие за ним казни народовольцев. На полотне представлена сцена, когда Иван Грозный, раскаиваясь в своем ужасном поступке, прижимает к себе умирающего сына, пытаясь закрыть рукой кровоточашую рану на его голове. Полное отчаяния безумное лицо самодержавца является центральным элементом композиции. Лежащее на переднем плане орудие убийства, красные ковры и опрокинутая мебель усиливают драматизм происходящего на полотне. Не решившись сразу же представить картину широкой публике, Репин сначала показал ее своим друзьям живописцам, которые пришли одновременно в ужас и восторг от произведения. А вот государственным деятелям сюжет однозначно не пришелся по душе — царь Александр III лично запретил его к показу на выставках. Впрочем, спустя несколько месяцев, цензура была снята благодаря ходатайству художника Алексея Боголюбова.

Бурлаки на Волге

Картина «Бурлаки на Волге» представляла собой резкий контраст с традиционной академической живописью, она стала одним из символов зарождающегося тогда реализма в русском искусстве. Бурлаков в процессе их тяжелого труда Репин писал с натуры, поехав для этого на волжское побережье. Со многими из персонажей он познакомился лично, благодаря чему смог вместо безликой группы людей, передать на полотне индивидуальные черты каждого. Композиция выстроена так, чтобы идущие на зрителя фигуры не перекрывали друг друга. Хотя сюжет и несет в себе определенный социальный посыл на тему несправедливости, главный акцент сделан на людях, за каждым из которых угадывается своя непростая история жизни. Их усталые лица выражают разные эмоции: кто-то смирился со своей участью, кто-то философски раскуривает трубку, другой же в силу неопытности уже почти готов бросить лямки. Изношенная рваная одежда бурлаков контрастирует с голубым чистым небом и аккуратными очертаниями корпуса судна. Это первая картина, которая принесла Репину общероссийскую известность, и многие искусствоведы считают ее лучшей работой художника.

Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.