Катакомбы рима

Зарождение Христианства в Римской империи

Сын Божий Иисус Христос родился во плоти в городе Вифлиеме, входившем в состав римской провинции Иудея. В Иудее же он проповедовал покаянии перед лицом наступления Царства Божьего, собирая вокруг себя много последователей. Там же он стал искупительной жертвой за грехи людей, будучи распятым по наущению фарисеев и по приказу римского прокуратора Понтия Пилата.

После смерти Иисуса христианство начало стремительно распространяться по всей империи, и в этом большую роль сыграли два ученика Иисуса — Петр и Павел. Бывший рыбак и фарисей посвятили свою жизнь проповеди учения Христа и были казнены в Риме в шестидесятые годы от Р. Х. по приказу императора Нерона.

Поначалу христианство находило сторонников главным образом среди рабов и бедняков. Новая религия привлекала их, поскольку обещала вечную жизнь для ее последователей, независимо от их имущественного положения. Но христианская идея единобожия вошла в конфликт с государственной религией Рима, провозглашавшей императоров богами. Из-за того, что христиане отказывались поклоняться императорам и не принимали участия в религиозных празднествах, они подвергались жестоким гонениям.

Впрочем, изначально преследование христиан исходило не от государства, а от подозрительно настроенного общества, считавшего, что христиане занимаются запрещённой магией. Зачастую христианские общины воспринимались римлянами как секретное общество. Начало официального преследования со стороны римских властей датируют второй половиной первого века. Террор в отношении христиан продолжался, с различной степенью интенсивности, до конца второго столетия. Христиан активно выявляли – неотрёкшихся подвергали пыткам и казни.

Преследования вынудили христиан соблюдать всяческие меры предосторожности — им приходилось встречаться скрытно и использовать тайные знаки. Первым символом христианства стал не привычный нам крест, а лоза винограда, рыба и скрещенная монограмма из первых букв имени Христа. Эти изображения можно и сейчас встретить на стенах катакомб Рима и Неаполя.

После запрета римских властей на захоронение умерших христиан на общегородских кладбищах, те стали рыть под землей большие погребальные камеры, соединенные сетью туннелей, — катакомбы. Там же христиане тайно собирались на молитву. Такие подземные склепы находят не только в Риме и Неаполе, но и в некоторых городах на Сицилии и в Северной Африке. Тела покойников клали в углубления, вырытые в стенах, которые часто украшались росписями.

Жестокие преследования не смогли остановить распространения христианства – уже во втором веке христианская община была практически в каждом римском городе. Члены общины поддерживали друг друга как морально, так и материально — из общих денежных средств можно было получить пособие.

Более того, жестокие гонения даже способствовали быстрому распространению христианства на просторах империи, сформировав культ святых и мучеников.

Вскоре в христианство стали переходить люди из высших сословий. Оно распространялось так быстро, что император Галерий издал закон, разрешающий христианам открыто исповедовать их религию, при условии, что они «не будут нарушать установленные законы». Два года спустя император Константин I издал Миланский эдикт, по которому христианам разрешалось наследовать и передавать собственность, а также избирать свою церковную власть. Незадолго до своей смерти в 337 г. н. э. Константин I

(вверху) сам принял христианство.

В 380 г., при Феодосии I христианство стало официальной религией империи.

Катакомбы святого Каллиста (известные также, как кладбище Каллиста), являются одним из крупнейших подземных захоронений в Риме (расположены недалеко от Рима, в районе Аппиевой дороге). Примечательно, что в них есть Крипты Пап, в которых когда-то были могилы нескольких Пап со II по IV века.

Катакомбы возникли в середине II века и являются частью погребального комплекса, который занимает площадь 36 гектаров. А длина сети галерей составляет около 19 километров. Комплекс имеет четыре уровня и уходит в глубину на 20 метров. В первом веке у римские христиан не было своих кладбищ.

Вход в Катакомбы Святого Каллиста

Фото: By Dnalor 01, from Wikimedia Commons (CC BY-SA 3.0)

Могильные ниши в Катакомбах Святого Каллиста

Фото: By User GerardM on nl.wikipedia, via Wikimedia Commons (CC-BY-SA-3.0)

Тоннели были вырыты на четырех различных уровнях и занимают площадь более 12 тысяч квадратных метров

Фото: Steve Collis/flickr (CC BY 2.0), Steve Collis/flickr (CC BY 2.0)

Комплекс получил свое название в честь Папы и мученика Святого Каллиста (217-222)

Фото: Steve Collis/flickr (CC BY 2.0)

Со второго века нашей эры с помощью различных грантов и пожертвований церковь создавала свои некрополи, где находились тела верующих в ожидании воскресения.

Комплекс назван в честь Папы Александра Каллиста I, которого Папа Зефирин назначил управляющим кладбища. Он был открыт в 150 году в качестве одного из официальных погребальных мест римско-католической церкви.

Внутри были захоронены десятки мучеников, 16 Пап и многие христиане

Фото: Donna Rutherford/flickr (CC BY-ND 2.0)

Изначально они были независимы друг от друга, а позднее были соединены, образовав одну обширную сеть катакомб

Фото: Steve Collis/flickr (CC BY 2.0)

Наиболее важный и почитаемый склеп на кладбище — место захоронения девяти пап, которое называется «маленький Ватикан»

Фото: By Dnalor 01, from Wikimedia Commons (CC BY-SA 3.0)

Крипта пап (ІІІ век)

Фото: By Dnalor 01, from Wikimedia Commons (CC BY-SA 3.0)

Катакомбы Святого Каллиста являются первым официальным подземным местом захоронения первых христиан. Здесь располагались гробницы пап и многих мучеников второго и третьего веков. Среди верующих мученическая смерть считалась привилегией и Божьей благодатью. Это была возможность полностью отождествляться с Христом в момент смерти.

Фото: By Dnalor 01, from Wikimedia Commons (CC BY-SA 3.0)

Древнейшими частями Катакомб являются Крипта Пап, крипта Святой Цецилии и Кубикулы Таинств, где сохранились некоторые священные упоминания об этом месте.

Катакомбы и крипты были вновь открыты в 1854 году итальянским археологом Джованни Баттиста де Росси

Принято считать, что катакомбы Рима — это сеть подземных коридоров и туннелей, образовавшихся в результате работ старых каменоломен или заброшенные бомбоубежища. Однако, это не совсем так. На самом деле, понятие катакомбы появилось еще сотни лет назад: в древние времена так называли подземные галереи, которые использовались для погребения усопших , там же располагались и небольшие часовенки, где совершали религиозные обряды.

Первые римские катакомбы были обнаружены еще в XVI веке. На сегодняшний день их насчитывается не менее шестидесяти, общей протяженностью более полутора сотен километров, где находится около 750 000 древних захоронений.

Катакомбы Рима представляют собой сеть подземных коридоров, проделанных в туфе, на глубине нескольких десятков метров от поверхности земли, иногда располагающиеся в несколько уровней. По обе стороны основных ходов находятся так называемые кубикулы, небольшие помещения, вмещающие сразу несколько захоронений. Чаще всего такие крипты являлись фамильными склепами и, в основном, их могли позволить себе только состоятельные граждане. Обычных горожан и рабов хоронили непосредственно в проходах, в узких прямоугольных нишах, расположенных по бокам в несколько рядов.

Возникновение римских катакомб

Подземные захоронения в Древнем Риме возникли еще при язычестве. Первые погребальные галереи появлялись на территориях приватных земельных владений еще в 1 веке до нашей эры. Зажиточные семьи могли себе позволить соорудить отдельную усыпальницу, предназначенную для захоронений не только членов семьи, но и своей прислуги. Естественно, склепы последних располагались в отдельной камере, но они все же были соединены с основной узким проходом.

Одна из самых крупных подобных кубикул насчитывает более семидесяти могил, расположенных в несколько рядов.

С приходом христианства, обычай хоронить усопших в катакомбах не утратил свое значение, а наоборот. Именно подземные галереи стали практически единственным местом погребения первых великомучеников и жертв гонений при языческих императорах во II-IV веках н.э.

При Константине Великом, когда преследования по религиозным мотивам были прекращены и начали возводиться первые христианские храмы, в катакомбах получила свое распространение традиция совершения обряда литургии и поклонения мощам святых.

Помимо кубикул, в римских катакомбах найдены так называемые гипогеумы, предназначение которых до сих пор остается неизвестным, а также небольшие помещения для поминальных трапез и широкие залы для проведения всевозможных собраний.

Упадок и запустение катакомб

Начиная с V века практически все катакомбы Рима были закрыты для захоронений. Подземные галереи стали местом массового паломничества, здесь находились апостольские усыпальницы, могилы великомучеников и проповедников. Многие паломники оставляли на стенах катакомб записи и рисунки. Некоторые из таких надписей рассказывают о впечатлениях от посещения катакомб и, таким образом, являются ценнейшим источником информации для историков и археологов.

В середине VI века в римских катакомбах провели первое вскрытие гробниц. Мощи святых, изъятых из усыпальниц, были перенесены в городские храмы и базилики.

В IX веке, по распоряжению Папы Пасхалия I, из катакомб были извлечены и перенесены в базилику Санта Прасседе мощи двух тысяч трехсот святых, мучеников, епископов и тринадцати пап римских. Об этом свидетельствует мемориальная мраморная доска, установленная в то же время в крипте базилики.

В связи с такими перезахоронениями паломники вскоре утратили интерес к римским катакомбам. На протяжении последующих шесть столетий о древнейшем христианском некрополе забыли, многие подземные галереи подверглись разорению, а некоторые со временем были разрушены.

Исследования и раскопки в катакомбах

Интерес к катакомбам возник в начале XVI века. Тогда к изучению древних захоронений приступил библиотекарь Римской церкви, имевший возможность исследовать раннехристианские манускрипты.

В 1578 году, в результате строительных работ на виа Салария, были найдены мраморные плиты с античными надписями и изображениями из цеметерия Jordanorum ad S. Alexandrorum , хотя изначально предполагалось, что это были катакомбы Святой Присциллы. Последующие раскопки привели к обвалу помещений некрополя и работы решили приостановить.

Позже исследованиями древних захоронений занялся Антонио Босио, открывший более тридцати подземных погребальных галерей и написавший трехтомный труд о результатах своей работы. Именно он впервые спустился в катакомбы Святой Присциллы.

Масштабные работы по изучению и раскопкам римских некрополей проводились с начала с XIX века. Тогда интерес был прикован не только к истории образования катакомб и захоронениям, но и к обнаруженным фрескам.

Римские катакомбы сегодня

На сегодняшний день в Риме, а точней в его недрах, насчитывают более шестидесяти катакомб, однако для посещения открыты всего несколько из них, остальные же закрыты для дальнейшего исследования и проведения работ по реконструкции.

Катакомбы Святого Каллиста

Одни из крупнейших раннехристианских захоронений, образующих сеть галерей, расположенных на четырех уровнях. Здесь находятся более 170 000 погребений II-IV веков. Особый интерес представляют собой хорошо сохранившиеся фрески, папская кубикула, крипта Святой Цецилии, а также пещера Святых Тайн.

Самые древние катакомбы Рима, находящиеся на глубине 35 метров и образующие три уровня захоронений, которых насчитывается порядка 40 000. Помимо христианских здесь находятся и языческие погребения, а также целая крипта, украшенная надписями на греческом языке.

Катакомбы Домитиллы

Катакомбы образованы из нескольких языческих фамильных склепов, предположительно принадлежавших императорской династии Флавиев. К концу IV века подземные захоронения представляли собой уже крупнейший некрополь, состоящий из четырех уровней, каждый из которых имел высоту 5 метров. На сегодняшний день Катакомбы Домитиллы представляют собой самое крупное подземное кладбище в Риме.

Территория, на которой располагаются катакомбы, в античные времена принадлежал некой Флавии Домитилле, о чем свидетельствуют обнаруженные эпиграфии и античные документы. Женщин с таким именем в I веке существовало две: первая являлась супругой римского консула 95 года Тита Флавия Клемента (внучатого племянника императора Веспасиана ), вторая же – сестрой императоров Тита и Домициана.

С античных времен катакомбы Домитиллы в Риме известны среди паломников как место поклонения святым Ахиллею и Нерею. Здесь же, согласно античным документальным источникам, покоятся останки Святой Петрониллы – дочери (вероятней всего духовной) Апостола Петра.

Советуем прочитать:

Катакомбы Домитиллы в Риме: четырехуровневое подземное кладбище

Катакомбы Святых Марчеллино и Пьетро

Римские катакомбы, посвященные мученикам Марчеллино и Пьетро, на протяжении долгого времени хранили гробницы христианских святых, чьи имена они носят. Святые были обезглавлены по приказу императора Диоклетиана в 304 году и погребены в ямах, которые Марчеллино и Пьетро вырыли собственноручно перед казнью.

Катакомбы Марчеллино и Пьетро, вместе с одноименной базиликой, мавзолеем Елены и остатками кладбища императорских конных телохранителей Equites singulares, составляют единый комплекс, известный с древних времен под названием «Ad duas lauros». Захоронения в данных катакомбах производили начиная со II века. На сегодняшний день подземное кладбище занимает площадь порядка 18 000 кв.м. и содержит огромнейшее число захоронений, точное число которых установить сложно. Ученые предполагают, что только в III веке на данном кладбище были погребены не менее 15 тысяч человек.

Катакомбы Святого Себастьяна

Здесь находятся как языческие, так и раннехристианские погребения. Хорошо сохранившие фрески и надписи раскрывают период перехода вероисповедания. Предполагается, что именно здесь были погребены апостолы Петр и Павел.

Катакомбы Святого Панкратия

Катакомбы Святого Панкратия, известные также под названием «Катакомбы Оттавилла», расположены на одноименной площади в Риме, в квартале Джаниколенсе и посвящены христианскому святому, пострадавшему за свои религиозные убеждения в 304 году нашей эры. Согласно легенде, Панкратий, прибывший в Рим из греческого города Фри́гия, отказавшись поклониться языческим богам, был обезглавлен. Его тело обнаружила в районе улицы Аурелия римская матрона по имени Оттавилла, которая похоронила мученика на небольшом кладбище, располагавшемся неподалеку.

Помимо Святого Панткратия, в катакомбах, носящих его имя, были захоронены Вера, Надежда, Любовь и их матерь София, почитаемые в христианской церкви в лике мучениц.

Советуем прочитать:

Крипта Капуцинов и тысячи монашеских скелетов

Катакомбы Понциано

Еще одни римские катакомбы, заслуживающие интерес, расположены по улице Портуензе, в подземельях холма Монтеверде. Они названы по имени человека, являвшегося владельцем данной территории в античные времена. Согласно предположениям исследователей, Понциано во времена правления императора Александра Севера (222-235) предоставил убежище Папе Каликсту I.

Катакомбы, состоявшие из нескольких уровней подземных галерей, имели также наземный некрополь. На сегодняшний день бóльшая часть катакомб Понициано в Риме не изучена и лишь один их уровень, датированный концом III-началом IV века, доступен и не представляет опасности.

Одним из самых любопытных помещений катакомб Понциано, является так называемый «подземный баптистерий», представляющий собой уникальный элемент гипогеального (т.е. подземного) римского кладбища.

Катакомбы Коммодилла

В квартале Остиензе, по улице Сэтте Кьезэ (via delle Sette Chiese), находятся катакомбы Коммодилла, обнаруженные в 1595 году археологом Антонио Бозио. Римское подземное кладбище, имеющее три уровня захоронений, использовалось по назначению в VI веке нашей эры. Наиболее интересным с археологической точки зрения является центральный уровень, представляющий собой античную шахту по добыче пуццола́на, переоборудованную под фунеральные нужды. Здесь же располагается и небольшая подземная базилика, посвященная мученикам Феликсу и Адавкту, пострадавшим при Диоклетиане. Высоким художественным интересом обладают фрески кубикула Леонэ (ит. cubicolo di Leone). Погребальная камера влиятельного римского военачальника второй половины IV века украшена росписями с библейскими сюжетами.

Катакомбы Святой Агнессы

Еще одни важные римские катакомбы расположены на территории комплекса Сант Аньезе Фуори ле Мура, в современном квартале Триесте. Катакомбы посвящены Святой Агнессе, единственной погребенной здесь христианской мученице, о которой сохранились документальные свидетельства. Большинство погребений датировано III-IV веком.

Православие. Том 2: Раннехристианская живопись. Фрески римских катакомб

Развитие христианской живописи происходило параллельно с отходом молодого христианства от своих иудейских корней.

Как известно, в иудейской традиции существовал строгий запрет на изображения Бога, людей и животных. Допускался растительный орнамент и различные символические изображения. Во внутреннем убранстве первого Иерусалимского храма присутствовал элемент изобразительности: на кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов, во внутренней части храма стояли статуи херувимов высотой в десять локтей, по стенам храма располагались резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов (з Цар 6,18-29). Растительный орнамент и символические изображения (например, знаки зодиака) характерны и для убранства синагог.

Впрочем, запрет на изображения людей в иудейской традиции не всегда исполнялся строго: были и исключения. Так, например, стены иудейской синагоги в Дура-Европос (1-я пол. III в. по Р.Х.) были украшены фресками, на которых изображались сюжеты из Ветхого Завета: детство Моисея; видения пророка Иезекииля; народ израильский переходит через Чермное море; пророк Илия противостоит лжепророкам Ваала; Илия воскрешает сына вдовицы; и другие. Наличие целого комплекса фресок на библейские сюжеты в синагоге Дура-Европос объясняют как влиянием античного искусства, так и близостью к синагоге христианского храма.

Истоки христианской живописи следует искать не в иудейской, а в греко-римской традиции, где изобразительное и пластическое искусство было широко развито. И формально, и функционально христианская икона была преемницей античного погребального изображения. Это подтверждает сравнительный анализ раннехристианских икон и так называемых фаюмских портретов — египетских погребальных изображений, найденных археологами в Фаюме и других городах Египта (в общей сложности науке известно более 700 подобных изображений). На этих кипарисовои или кедровой доске размером приблизительно 40×20 см, изображены мужчины и женщины в римской одежде. Наиболее ранние фаюмские портреты (I-II вв. по Р.Х.) выполнены в технике энкаустики: краска, изготовленная из пигмента и пчелиного воска, нагревалась перед нанесением на поверхность доски. В более поздних портретах (III—IV вв.) чаще использовалась яичная темпера. С точки зрения живописного стиля фаюмский портрет представляет собой вполне реалистичное изображение умершего. В то же время в изображении присутствует элемент идеализации, героизации: черты лица сознательно облагорожены, облику усопшего придается возвышенный характер.

Истоки христианской настенной живописи также следует искать в античных фресках, подобных тем, что сохранились в Помпеях. Тематически христианское искусство в течение II—V веков постепенно отходило от античных образцов, но в плане живописной техники христианские художники продолжали античные традиции.

Становление раннехристианской живописи можно проследить на примере настенных изображений в римских катакомбах. Эти изображения, датируемые периодом со II по VI век, могут быть условно разделены на три категории: 1) символы и символические изображения; 2) изображения, навеянные античными образами, переосмысленными в христианском духе; 3) картины на христианские сюжеты, иконы. Все эти изображения имеют нравственно-дидактический характер и призваны отразить основные истины христианского вероучения. Большинство изображений выполнено в технике фрески, однако встречаются и мозаики (в частности, в катакомбах Домициллы).

К числу раннехристианских символов относятся рыба, якорь, корабль, виноградная лоза, агнец, корзина с хлебами, птица-феникс и целый ряд других. Рыба является одним из наиболее ранних и широко распространенных христианских символов, имевших многообразное толкование. Кроме того, рыба воспринималась как символ крещения. Одним из древнейших символов Евхаристии является изображение рыбы со стоящей у нее на спине корзиной с хлебами и вином: это изображение находится в катакомбах Кал-листа. К числу евхаристических символов относятся виноградная лоза, кисть винограда, два павлина, пьющие из чаши. Корабль, руль, парус и якорь были символами Церкви как спасительного Ноева ковчега. Птица-феникс служила символом воскресения и бессмертия. Образ Доброго Пастыря — юноши в пастушеской одежде с ягненком или козленком на плечах — был символом Христа. Другим важнейшим христологическим символом был агнец, нередко изображавшийся в круге или с нимбом вокруг головы. Все перечисленные символы имели языческое происхождение, однако, будучи включены в христианский обиход, они превратились в ту тайнопись, при помощи которой христиане напоминали друг другу об основных истинах веры.

К числу картин на античные сюжеты, переосмысленных в христианском духе, относятся изображения Горгоны-Медузы, сцены из поэм Гомера, изображения Орфея с лирой. В раннехристианской литературе (в частности, у Климента Александрийского) Орфей нередко выступал в качестве прообраза Христа: подобно тому как Орфей укрощал зверей игрой на лире, Христос покоряет людей через слово Евангелия. В то же время Орфей воспринимался как греческая параллель библейскому псалмопевцу Давиду. На фреске в катакомбах Домициллы Орфей изображен сидящим на камне с лирой в руках; вокруг него располагаются птицы и животные (голуби, павлин, змея, лошадь, лев, овца, черепаха, заяц), слушающие его пение. Фигура Орфея вписана в восьмиугольник, по краям которого расположены сцены декоративного характера, а также сцены из библейской истории: Даниил во рву львином, Моисей, изводящий воду из скалы, воскрешение Лазаря. Таким образом, в сознании живописца образ Орфея неотделим от истории спасения. В этой фреске древний живописец воплотил в красках раннехристианское понимание античной философии и мифологии как «детоводителя ко Христу».

Наконец, заметное место в живописи катакомб занимают ветхозаветные и христианские сюжеты. Наиболее распространенные сюжеты из Ветхого Завета: Ной в ковчеге; жертвоприношение Авраама; Иона, поглощаемый китом; Иона, выбрасываемый китом на берег; Даниил, окруженный львами; Моисей, изводящий воду из скалы; Моисей, снимающий сандалии перед Неопалимой Купиной. В числе новозаветных сюжетов: поклонение волхвов; беседа Христа с самарянкой; воскрешение Лазаря; насыщение народа хлебами и рыбой. Некоторые притчи Христа, в частности о сеятеле о десяти девах, также нашли отражение в живописи катакомб.

Если рассматривать катакомбы как единый ансамбль, а в их настенных росписях видеть единую программу, то центральной фигурой этой программы оказывается Христос. Изображения Христа в катакомбах могут быть разделены на три категории: символические (в виде агнца, Доброго Пастыря и т.д.); в виде молодого человека греко-римского типа, с короткими волосами и без бороды (условно назовем этот тип изображения Христа «античным»); в виде человека средних лет с бородой и удлиненными волосами (назовем этот тип «иконографическим»). «Античный» тип Христа присутствует во фресках II—IV веков, в частности в сцене беседы Христа с самарянкой из катакомб на Виа Дино Компаньи; в мозаичной сцене воскрешения Лазаря из катакомб Домициллы; в изображении Христа с апостолами из тех же катакомб. «Иконографический» тип встречается в целом ряде других фресок начиная с конца IV века. Наиболее ранняя из известных науке подобных фресок находится в катакомбах Коммодиллы: здесь Христос представлен с длинной бородой, длинными вьющимися волосами; Его взор устремлен не на зрителя, а в сторону. Этот тип более позднего происхождения, чем «античный»: он получает широкое распространение в послеконстантиновскую эпоху.

На фреске из катакомб Марцеллина и Петра (между IV и VI вв.) Христос представлен в виде мужчины средних лет с удлиненной клинообразной бородой, большими глазами, длинными волосами, расчесанными на прямой пробор. Спаситель восседает на троне без спинки; Его правая рука поднята в благословляющем жесте; в левой руке развернутый свиток; вокруг головы нимб; возле нимба греческие буквы А и О. (альфа и омега). Одет Он в коричневый гиматий; на Его ногах легкие сандалии; под ногами прямоугольная подставка, написанная в соответствии с правилами «обратной перспективы». По двум сторонам Христа стоят апостолы Петр и Павел в светлых римских одеждах: Петр изображен в виде пожилого человека, с седой короткой бородой и короткими волосами; Павел — лысеющий, с длинной темной клинообразной бородой; правая рука Петра указывает на Спасителя, правая рука Павла прижата к сердцу. В нижнем ряду изображены мученики Горгоний, Петр, Марцеллин и Тибуртий: все они одеты в римские тоги, лица их обращены вверх, ко Христу, правыми руками они указывают на Христа. Посередине между ними, под троном Спасителя, изображен агнец с нимбом вокруг головы, с монограммой Христа над головой и буквами Альфа и Омега внутри нимба. Композиция свидетельствует о вполне сформировавшемся иконографическом каноне, основные черты которого сохранятся в послеконстантиновскую эпоху.

Важное место в иконографической программе катакомб занимает образ Божией Матери с Младенцем. Наиболее древнее изображение Божией Матери (II в.) находится в катакомбах Прискиллы: здесь Она представлена сидящей, с покрытой головой, в одежде римской женщины; на Ее руках Младенец; перед Ней стоит молодой человек в одежде пророка или философа (предположительно пророк Исайя или Иосиф Обруч-ник). В сцене поклонения волхвов в катакомбах Марцеллина и Петра Дева Мария изображена в трехчетвертном обороте, без головного убора: Она восседает на троне, держа Младенца на руках; к Ней с дарами приближаются волхвы. На фреске в катакомбах Агнии Божия Матерь представлена в фас, в позе Оранты (с поднятыми вверх руками); на Ее голове пышные волосы,лишь слегка прикрытые покрывалом; на переднем плане, на уровне Ее груди, также в фас, изображен Младенец Иисус.

Наиболее близким к каноническому типу иконы Божией Матери является Ее изображение на фреске из катакомб Коммодиллы (V или VI в.): здесь Она представлена в темном одеянии, полностью закрывающем Ее голову и тело; лишь лицо, шея и руки остаются открытыми; Младенец со свитком в руке восседает у Нее на коленях; по сторонам от Нее изображены мученики Феликс и Адавкт; слева на переднем плане — вдова Коммодилла (богатая римлянка, в память которой устроен катакомбный храм).

Помимо Христа и Божией Матери, в живописи катакомб мы встречаем изображения апостолов, мучеников, пророков и святителей (римских пап). Многофигурные композиции чередуются со сценами, в которых участвуют два или три персонажа, или с одиночными портретами; изображения символического характера сочетаются с живописью вполне реалистичной; христианские сюжеты соседствуют с античными.

Живопись катакомб являет мир раннехристианской Церкви во всем его многообразии. Это Церковь, чья иконографическая традиция находится в процессе становления, Церковь, ведущая напряженный диалог с языческим миром и активную миссию среди язычников. Это Церковь гонимая, чьи богатейшие внутренние ресурсы лишь частично отражены в ее изобразительном искусстве. Это Церковь, пронизанная эсхатологическим ожиданием грядущего Царства Божия; Церковь, в которой стерты границы между миром живых и миром усопших, между настоящим, прошлым и будущим.